Какая ошибка допущена при наложении шин. Некоторые ошибки при наложении шины

Шины: вакуумные, одноразовые, Крамера, Дитерихса

Правила наложения транспортных шин

1. Шину необходимо наложить так, чтобы она надежно
иммобилизировала два соседних с местом повреждения
сустава (выше и ниже повреждения), а при некоторых
повреждениях и три сустава (при переломе бедра или плеча),

2. При иммобилизации конечностей желательно придать
физиологически правильное положение.

3. При закрытых переломах (особенно нижних конечностей)
необходимо произвести легкое и осторожное вытяжение
поврежденной конечности по оси, которое следует
продолжать до окончания наложения иммобилизирующей
повязки.

4. При открытых переломах, когда из раны выступают наружу
отломки кости, при оказании первой помощи вправлять их
не следует. Наложив стерильную повязку, конечность без
предварительного подтягивания и вправления отломков
фиксируют в том положении, в каком она находится.

1. С пострадавшего не следует снимать одежду и обувь, так как
это может причинить ему лишнюю боль. Кроме того, одежда,
оставленная на пострадавшем, обычно служит в области
повреждения дополнительной прокладкой для шин.

6. Нельзя накладывать жесткую шину непосредственно на
голое тело. Предварительно ее необходимо выстлать мягкой
подкладкой (ватой, полотенцем, сеном и т.д.). Нужно
следить за тем, чтобы концы шин не врезались в кожу и не
сдавливали кровеносные сосуды или нервы, проходящие
вблизи костей, а также за тем, чтобы кожа не была сдавлена
в тех местах, где имеются костные выступы.

7. При всех открытых повреждениях, прежде чем приступить к
иммобилизации, нужно наложить на рану асептическую
повязку.

При повреждениях суставов для транспортной
иммобилизации применяют те же средства и способы, что
и при повреждении костей.

8. Во время наложения иммобилизирующих повязок и
перекладывания пострадавшего на носилки необходимо
чрезвычайно бережно обращаться с частью тела, которую
должен поддерживать специальный помощник.

9. Шина должна быть тщательно прикреплена к поврежденной
конечности, составляя с ней единое целое.

Неправильная иммобилизация может оказаться не только
бесполезной, но и вредной.

Возможные ошибки при наложении транспортных шин

1. Применение необоснованно коротких шин нарушает правило
иммобилизации.

2. Наложение жестких стандартных шин без предварительного
обертывания их ватой и марлей.

3. Неправильное моделирование шины в соответствии с
анатомической локализацией области повреждения.

4. Недостаточная фиксация шины к поврежденной конечности
бинтом.

5. Недостаточное утепление иммобилизированной конечности в зимнее время ведет к отморожению, особенно при кровотечении.

Виды и признаки переломов. Признаки вывихов в суставах. Правила и способы оказания первой помощи при переломах костей и вывихах. Правила наложения шин. Наложение шин и иммобилизация суставов при отдельных видах переломов и вывихах с использованием табельных и подручных средств

Виды и признаки переломов

1. Виды переломов. Переломы бывают закрытые, при которых целость кожи не нарушена, раны нет, и открытые, когда перелом сопровождается ранением мягких тканей.

По степени повреждения перелом бывает полный, при котором кость переломана полностью, и неполный, когда имеется только надлом кости или трещина ее. Полные переломы делятся на переломы со смещением и без смещения отломков костей.

По направлению линии перелома относительно длинной оси кости различают поперечные (а), косые (б) и винтообразные (в) переломы. Если сила, вызвавшая перелом, была направлена вдоль кости, то отломки ее могут быть вдавлены один в другой. Такие переломы называют вколоченными.

При повреждениях пулями и осколками, летящими с большой скоростью и обладающими большой энергией, в месте перелома образуется множество отломков кости - получается оскольчатый перелом (д).

Переломы: а - поперечный; б - косой: в - винтообразный; г - вколоченный; д - оскольчатый

Признаки переломов костей. При наиболее распространенных переломах костей конечности в области травмы появляются сильная припухлость, кровоподтек, иногда сгибание конечности вне сустава, ее укорочение. В случае открытого перелома из раны могут выступать концы кости. Место повреждения резко болезненно. При этом можно определить ненормальную подвижность конечности вне сустава, что иногда сопровождается хрустом от трения отломков кости. Специально сгибать конечность, чтобы убедиться в наличии перелома, недопустимо - это может привести к опасным осложнениям. В некоторых, случаях при переломах костей выявляются не все указанные признаки, но наиболее характерны резкая болезненность и выраженное затруднение при движении.

О переломе ребра можно предполагать, когда вследствие ушиба или сдавления грудной клетки пострадавший отмечает сильную боль при глубоком дыхании, а также при ощупывании места возможного перелома. В случае повреждения плевры или легкого происходит кровотечение или воздух попадает в грудную полость. Это сопровождается расстройством дыхания и кровообращения.

В случае перелома позвоночника появляются сильные боли в спине, парез и паралич мышц ниже места перелома. Может произойти непроизвольное выделение мочи и кала из-за нарушения функции спинного мозга.

При переломе костей таза пострадавший не может встать и поднять ноги, а также повернуться. Указанные переломы часто сочетаются с повреждением кишечника и мочевого пузыря.

Переломы костей опасны повреждением располагающихся около них кровеносных сосудов и нервов, что сопровождается кровотечением, расстройством чувствительности и движений, поврежденной области.

Выраженная боль и кровотечение могут вызвать развитие шока, особенно при несвоевременной иммобилизации перелома. Отломки кости могут повредить также и кожу, вследствие чего закрытый перелом превращается в открытый, что опасно микробным загрязнением. Движение в месте перелома может привести к тяжелым осложнениям, поэтому необходимо как можно быстрее произвести иммобилизацию поврежденной области.

2. Признаки вывихов в суставах

Вывихом называется смещение суставных концов костей. Часто это сопровождается разрывом суставной капсулы. Вывихи нередко отмечаются в плечевом суставе, в суставах нижней челюсти, пальцев рук. При вывихе наблюдаются три основных признака: полная невозможность движений в поврежденном суставе, выраженная боль; вынужденное положение конечности, обусловленное сокращением мышц (так, при вывихе плеча пострадавший держит руку согнутой в локтевом суставе и отведенной, в сторону); изменение конфигурации сустава по сравнению с суставом на здоровой стороне.

В области сустава часто отмечается припухлость вследствие кровоизлияния. Суставную головку в обычном месте прощупать не удается, на ее месте определяется суставная впадина.

3. Правила и способы оказания первой помощи при переломах костей и вывихах

Общие правила оказания первой помощи при переломах костей.

Чтобы осмотреть место перелома и наложить повязку на рану (в случае открытого перелома), одежду и обувь не снимают, а разрезают. В первую очередь останавливают кровотечение и накладывают асептическую повязку. Затем пораженной области придают удобное положение и накладывают иммобилизирующую повязку.

Под кожу или внутримышечно из шприц-тюбика вводится обезболивающее средство.

Для иммобилизации переломов используются стандартные шины, содержащиеся в комплекте Б-2, или подручные средства.

Первая помощь при вывихах заключается в фиксировании конечности в положении, наиболее удобном для пострадавших, с помощью шины или повязки. Вправлять вывих должен врач. Вывих в том или ином суставе может периодически повторяться (привычный вывих).

4. Правила наложения шин. Наложение шин и иммобилизация суставов при отдельных видах переломов и вывихах с использованием табельных и подручных средств

Общие правила наложения шин при переломах костей конечностей.
- шины должны быть надежно закреплены, хорошо фиксировать область перелома;
- шину нельзя накладывать непосредственно на обнаженную конечность, последнюю предварительно надо обложить ватой или какой-нибудь тканью;
- создавая неподвижность в зоне перелома, необходимо произвести фиксацию двух суставов выше и ниже места перелома (например, при переломе голени фиксируют голеностопный и коленный сустав) в положении, удобном для больного и для транспортировки;
при переломах бедра следует фиксировать все суставы нижней конечности (коленный, голеностопный тазобедренный).

Первая медицинская помощь при переломах бедра. Общие правила наложения шин

Травмы бедра, как правило, сопровождаются значительной кровопотерей. Даже при закрытом переломе бедренной кости кровопотеря в окружающие мягкие ткани составляет до 1,5 литров. Значительная кровопотеря способствует частому развитию шока.

Основные признаки повреждений бедра:
- боль в бедре или суставах, которая резко усиливается при движениях;
- движения в суставах невозможны или значительно ограничены;
- при переломах бедра изменена его форма и определяется ненормальная подвижность в месте перелома, бедро укорочено;
- движения в суставах невозможны;
- отсутствует чувствительность в периферических отделах ноги.

Лучшая стандартная шина при повреждениях, бедра - это шина Дитерихса.

Иммобилизация будет более надежной если шину Дитерихса дополнительно к обычной фиксации укрепить гипсовыми кольцами в области туловища, бедра и голени. Каждое кольцо формируют накладывая по 7-8 циркулярных туров гипсового бинта. Всего 5 колец: 2 - на туловище, 3 - на нижней конечности.

При отсутствии шины Дитерихса, иммобилизацию выполняют лестничными шинами.

Иммобилизация лестничными шинами. Для выполнения обездвиживания всей нижней конечности необходимо четыре лестничных шины длиной 120 см каждая, если шин недостаточно возможно осуществить иммобилизацию тремя шинами.

Шины должны быть тщательно обмотаны слоем серой ваты необходимой толщины и бинтами. Одна шина выгибается по контуру задней поверхности бедра, голени и стопы с формированием углубления для пятки и мышцы голени.

На участке, предназначенном для подколенной области, выгибание выполняют таким образом, чтобы нога была незначительно согнута в коленном суставе. Нижний конец изгибают в форме буквы « Г», чтобы фиксировать стопу в положении сгибания в голеностопном суставе под прямым углом, при этом нижний конец шины должен захватывать всю стопу и выступать за кончики пальцев на 1-2см.

Две другие шины связывают вместе по длине, нижний конец Г-образно изгибают на расстоянии 15-20 см от нижнего края. Удлиненную шину укладывают по наружной поверхности туловища и конечности от подмышечной области до стопы. Нижний загнутый конец охватывает стопу поверх задней шины, что предупреждает отвисание стопы.

Четвертую шину укладывают по внутренней боковой поверхности бедра от промежности до стопы. Нижний конец ее также изгибают в форме буквы «Г» и заводят за стопу поверх загнутого нижнего конца удлиненной наружной боковой шины. Шины укрепляют марлевыми бинтами.

Точно также, при отсутствии других стандартных шин, как вынужденная мера, нижнюю конечность можно иммобилизировать фанерными шинами.

При первой возможности лестничные и фанерные шины должны быть заменены шиной Дитерихса.


Ошибки при иммобилизации всей нижней конечности лестничными шинами:

1. Недостаточная фиксация наружной удлиненной шины к туловищу, что не позволяет надежно обездвижить тазобедренный сустав. В этом случае иммобилизация будет неэффективной.

2. Плохое моделирование задней лестничной шины. Отсутствует углубление для икроножной мышцы и пятки. Отсутствует изгиб шины в подколенной области, в результате чего нижняя конечность обездвиживается полностью выпрямленной в коленном суставе, что при переломах бедра может привести к сдавлению костными отломками крупных сосудов.

3. Подошвенное отвисание стопы в результате недостаточно прочной фиксации (отсутствует моделирование нижнего конца боковых шин в виде буквы «Г»).

4. Недостаточно толстый слой ваты на шине, особенно в области костных выступов, что может привести к образованию пролежней.

5. Сдавление нижней конечности при тугом бинтовании.


Транспортная иммобилизация подручными средствами при повреждениях бедра: а - из узких досок; б - при помощи лыж и лыжных палок.

Иммобилизация подручными средствами. Выполняется при отсутствии стандартных шин. Для обездвиживания используют деревянные рейки, лыжи, ветки и другие предметы достаточной длины, чтобы обеспечить обездвиживание в трех суставах поврежденной нижней конечности (тазобедренном, коленном и голеностопном). Стопу необходимо установить под прямым углом в голеностопном суставе и применить прокладки из мягкого материала, особенно в области костных выступов.

В тех случаях, когда отсутствуют какие-либо средства для осуществления транспортной иммобилизации, следует применить метод фиксации «нога к ноге». Поврежденную конечность в двух-трех местах связывают со здоровой ногой, либо укладывают поврежденную конечность на здоровую и также связывают в нескольких местах.


Транспортная иммобилизация при повреждении нижних конечностей методом «нога к ноге»: а - простая иммобилизация; б - иммобилизация с легким вытяжением

Иммобилизация поврежденной конечности методом «нога к ноге» должна быть заменена на иммобилизацию стандартными шинами при первой возможности.

Эвакуация пострадавших с повреждениями бедра осуществляется на носилках в положении лежа. Для предупреждения и своевременного выявления осложнений транспортной иммобилизации необходимо следить за состоянием кровообращения в периферических отделах конечности. Если конечность обнажена, то следят за окраской кожи. При неснятой одежде и обуви необходимо обращать внимание на жалобы пострадавшего. Онемение, похолодание, покалывание, усиление боли, появление пульсирующей боли, судороги в икроножных мышцах являются признаками нарушения кровообращения в конечности. Необходимо немедленно расслабить или рассечь повязку в месте сдавления.

Первая медицинская помощь при переломах голени. Общие правила наложения шин

Основные признаки повреждений голени:
- боль в месте повреждения, которая усиливается при движении поврежденной голени;
- деформация в месте повреждения голени;
- движения в голеностопном суставе невозможны или значительно ограничены;
- обширные кровоподтеки в области повреждения.

Лучше всего иммобилизация достигается Г-образно изогнутой отмоделированной задней лестничной шиной длиной 120см и двумя боковыми лестничными или фанерными шинами длиной по 80 см. Верхний конец шин должен доходить до середины бедра. Нижний конец боковых лестничных шин изогнут Г-образно. Нога незначительно согнута в коленном суставе. Стопа устанавливается по отношению к голени под прямым углом. Шины укрепляют марлевыми бинтами.

Иммобилизация может быть выполнена двумя лестничными шинами длиной по 120 см.

Ошибки транспортной иммобилизации повреждений голени лестничными шинами:

1. Недостаточное моделирование лестничной шины (отсутствует углубление для пятки и икроножной мышцы, нет выгибания шины в подколенной области).

2. Иммобилизация выполнена только задней лестничной шиной без дополнительных боковых шин.

3. Недостаточная фиксация стопы (нижний конец боковых шин не изогнут Г-образно), что приводит к ее подошвенному отвисанию.

4. Недостаточная иммобилизация коленного и голеностопного суставов.

5. Сдавление ноги тугим бинтованием при укреплении шины.

6. Фиксация конечности в положении, когда сохраняется натяжение кожи над костными отломками (передняя поверхность голени, лодыжки), что приводит к повреждению кожи над костными отломками или образованию пролежней. Натяжение кожи сместившимися костными отломками в верхней половине голени устраняется обездвиживанием коленного сустава в положении полного разгибания.

Иммобилизация тремя лестничными шинами повреждений голени: а - подготовка лестничных шин; б - наложение и фиксация шин


Иммобилизация повреждений голени при отсутствии стандартных шин может быть выполнена подручными средствами.

Первая медицинская помощь при переломах плеча. Общие правила наложения шин

Признаки переломов плеча и повреждений смежных суставов:
- выраженная боль и припухлость в области повреждения;
- боль резко усиливается при движении;
- изменение формы плеча и суставов;
- движения в суставах значительно ограничены или невозможны;
- ненормальная подвижность в области перелома плеча.

Иммобилизация лестничной шиной - наиболее эффективный и надежный способ транспортной иммобилизации при повреждениях плеча.

Шина должна захватывать всю поврежденную конечность - от лопатки здоровой стороны до кисти на поврежденной руке и при этом выступать на 2-3 см за кончики пальцев. Иммобилизацию выполняют лестничной шиной длиной 120 см.

Верхняя конечность обездвиживается в положении небольшого переднего и бокового отведения плеча. Для этого в подмышечную область на стороне повреждения вкладывают ком ваты, локтевой сустав согнут под прямым углом, предплечье расположено таким образом, чтобы ладонь кисти была обращена к животу. В кисть вкладывают валик из ваты.

Подготовка шины

Измеряют длину от наружного края лопатки пострадавшего до плечевого сустава и изгибают на этом расстоянии шину под тупым углом;

Измеряют по задней поверхности плеча пострадавшего расстояние от верхнего края плечевого сустава до локтевого сустава и изгибают шину на этом расстоянии под прямым углом;

Оказывающий помощь, на себе дополнительно изгибает шину по контурам спины, задней поверхности плеча и предплечья.

Часть шины, предназначенную для предплечья, рекомендуется выгнуть в форме желоба.

Примерив изогнутую шину к здоровой руке пострадавшего, делают необходимые исправления.

Если шина недостаточной длины и кисть свисает, ее нижний конец необходимо нарастить куском фанерной шины или куском толстого картона. Если же длина шины чрезмерна, ее нижний конец подгибают.

К верхнему концу обернутой серой ватой и бинтами шины привязывают две марлевые тесемки длиной 75 см.

Подготовленная к применению шина прикладывается к поврежденной руке, верхний и нижний концы шины связывают тесьмами и укрепляют шину бинтованием. Руку вместе с шиной подвешивают на косынке или перевязе.

Для улучшения фиксации верхнего конца шины, к нему следует прикрепить дополнительно два отрезка бинта длиной 1,5 м, затем провести бинтовые тесьмы вокруг плечевого сустава здоровой конечности, сделать перекрест, обвести вокруг груди и связать.

Транспортная иммобилизация всей верхней конечности лестничной шиной:

а - прикладывание шины к верхней конечности и связывание ее концов;
б - укрепление шины бинтованием; в - подвешивание руки на косынке

При иммобилизации плеча лестничной шиной возможны следующие ошибки:

1. Верхний конец шины достигает только лопатки больной стороны, очень скоро шина отходит от спины и упирается в шею или голову. При таком положении шины иммобилизация повреждений плеча и плечевого сустава будет недостаточной.
2. Отсутствие тесемок на верхнем конце шины, что не позволяет его надежно фиксировать.
3. Плохое моделирование шины.
4. Иммобилизованная конечность не подвешена на косынку или перевязь.

При отсутствии стандартных шин иммобилизацию осуществляют с помощью косынки медицинской, подручных средств или мягких повязок.

Иммобилизация косынкой медицинской. Обездвиживание косынкой осуществляется в положении небольшого переднего отведения плеча при согнутом под прямым углом локтевом суставе. Основание косынки обводится вокруг туловища примерно на 5 см выше локтя и концы ее связываются на спине ближе к здоровой стороне. Вершина косынки заводится кверху на надплечье поврежденной стороны. В образовавшемся кармане удерживается локтевой сустав, предплечье и кисть.

Вершина косынки на спине связывается с более длинным концом основания. Поврежденная конечность оказывается полностью охваченной косынкой и фиксированной к туловищу.

Иммобилизация подручными средствами. Несколько дощечек, кусок толстого картона в виде желоба могут быть уложены с внутренней и наружной поверхности плеча, что создает некоторую неподвижность при переломе. Затем руку помещают на косынку или поддерживают перевязью.

Иммобилизация повязкой Дезо. В крайних случаях иммобилизация при переломах плеча и повреждении смежных суставов осуществляется путем прибинтовывания конечности к туловищу повязкой Дезо.

Правильно выполненная иммобилизация верхней конечности значительно облегчает состояние пострадавшего и специальный уход во время эвакуации, как правило, не требуется. Однако периодически следует осматривать конечность, чтобы при увеличивающемся в области повреждения отеке не наступило сдавление. Для наблюдения за состоянием кровообращения в периферических отделах конечности, рекомендуется оставлять не забинтованными концевые фаланги пальцев. При появлении признаков сдавления, туры бинта следует ослабить или рассечь и подбинтовать.

Транспортировка осуществляется в положении сидя, если позволяет состояние пострадавшего.

Первая медицинская помощь при переломах предплечья. Общие правила наложения шин

Признаки переломов костей предплечья:
- боль и припухлость в области травмы;
- боль значительно усиливается при движении;
- движения поврежденной руки ограничены или невозможны;
- изменение обычной формы и объема суставов предплечья;
- ненормальная подвижность в области травмы.

Иммобилизация лестничной шиной - наиболее надежный и эффективный вид транспортной иммобилизации при повреждениях предплечья.

Лестничная шина накладывается от верхней трети плеча до кончиков пальцев, нижний конец шины выстоит на 2 -3 см. Рука должна быть согнута в локтевом суставе под прямым углом, а кисть обращена ладонью к животу и незначительно отведена в тыльную сторону, в кисть вкладывают ватно-марлевый валик для удержания пальцев в положении полусгибания.

Лестничную шину длиной 80 см, обернутую серой ватой и бинтами, сгибают под прямым углом на уровне локтевого сустава таким образом, чтобы верхний конец шины находился на уровне верхней трети плеча, участок шины для предплечья изгибают в виде желоба. Затем прикладывают к здоровой руке и исправляют недостатки моделирования. Подготовленную шину накладывают на больную руку, прибинтовывают на всем протяжении и подвешивают на косынку.

Верхняя часть шины, предназначенная для плеча, должна быть достаточной длины, чтобы надежно обездвижить локтевой сустав. Недостаточная фиксация локтевого сустава делает иммобилизацию предплечья неэффективной.

При отсутствии лестничной шины, иммобилизацию осуществляют с помощью фанерной шины, дощечки, косынки, пучка хвороста, подола рубахи.

Транспортная иммобилизация предплечья:
а - лестничной шиной; б - подручными средствами (с помощью дощечек)

Первая помощь при вывихах конечностей

Наиболее часто встречаются травматические вывихи, обусловленные чрезмерным движением в суставе. Это происходит, например, при сильном ударе в область сустава, падении. Как правило, вывихи сопровождаются разрывом суставной сумки и разъединением сочленяющихся суставных поверхностей. Попытка сопоставить их не приносит успеха и сопровождается сильнейшей болью и пружинящим сопротивлением. Иногда вывихи осложняются переломами - переломовывихи. Вправление травматического вывиха должно быть как можно более ранним.

Помощь при вывихах.

Поскольку любое, даже незначительное движение конечности несет нестерпимую боль, прежде всего, нужно зафиксировать конечность в том положении, в котором она оказалась, обеспечив ей покой на этапе госпитализации. Для этого используются транспортные шины, специальные повязки или любые подручные средства. Для иммобилизации верхней конечности можно использовать косынку, узкие концы которой завязывают через шею.

При вывихе нижней конечности под нее и с боков подкладывают шины или доски и прибинтовывают к ним конечность.

При вывихе пальцев кисти производят иммобилизацию всей кисти к какой либо ровной твердой поверхности. В области суставов между шиной и конечностью прокладывают слой ваты.

При вывихе нижней челюсти под нее подводят пращевидную повязку (напоминает повязку, надеваемую на руку дежурным), концы которой перекрестным образом завязывают на затылке.

После наложения шины или фиксирующей повязки пострадавшего необходимо госпитализировать для вправления вывиха.

Изложив методику изготовления гнутых проволочных шин , следует указать, что правильное изготовление и пользование различными видами шин по показаниям сыграло несомненно весьма положительную роль в ортопедическом лечении челюстно-лицевых раненых. Однако в тыловых госпиталях часто наблюдались отрицательные результаты шинирования из-за допущенных ошибок наложения шины, на чем фиксируют внимание врачей в своих работах Г. А. Васильев, И. Г. Лукомский, Д. А. Энтин, Н. М. Михельсон, Е. Е. Бабицкая и др. Эти ошибки допускаются главным образом в отношении деталей, небрежное изготовление которых сводит на нет всю кропотливую и столь важную работу лечащего врача.

К этим ошибкам относятся следующие: шина должна заканчиваться крючком, который захватывает крайние зубы с дистальной и язычной сторон. Но этот крючок должен быть так изготовлен, чтобы его форма повторяла форму экватора коронки зуба. Крючок, не удовлетворяющий этому требованию, травмирует десневой край, прилегающий к дистальной поверхности зуба. Травма возникает и в тех случаях, когда коронка крайнего зуба (зуба мудрости) низкая. В этих случаях следует закончить шину не крючком, а шипом, входящим в межзубный промежуток между крайним и предпоследним зубами.

Шип тоже часто изготовляется неправильно, он должен доходить до середины межзубного промежутка, между тем его делают во многих случаях слишком малых или слишком больших размеров, в результате чего шип плохо фиксирует шину или травмирует язык. Не соблюдались также правила фиксирования шины к возможно большему числу зубов, а ограничивались 4-5 проволочными лигатурами, что ослабляло фиксацию отломков. Во многих случаях врачи нарушали требования о скручивании лигатур по ходу часовой стрелки, а это весьма неблагоприятно отражалось на работе врачей, лечивших раненых на следующих этапах эвакуации.

Шину часто изгибали таким образом, что она не отставала от десневого края, а прилегала к нему и, естественно, ввиду отсутствия достаточного места для резиновых петель травмировала слизистую оболочку полости рта. Не меньший вред причиняло больным небрежное привязывание зубов к шине без соблюдения правила о контакте шины с каждым зубом в одной точке. Результатом этого было перемещение этих зубов в вестибулярном направлении. Важно также правильное изгибание зацепных петель: они должны быть длиной не больше 3 мм и изогнуты под углом 45°.

Ошибкой , ведущей еще к большим осложнениям, является применение одночелюстной или межчелюстной тяги без всестороннего учета клинической картины в полости рта. Только строгое соблюдение методов медицинских показаний может способствовать эффективности лечения. Отрицательно отражается на результатах лечения как слишком ранняя, так и запоздалая замена межчелюстной фиксации одночелюстной, а также преждевременно снятые шины. Ошибкой также является игнорирование метода кровавой репозиции тугоподвижных отломков, с трудом поддающихся, вправлению путем применения одних ортопедических вправляющих аппаратов.

Модификация гнутых проволочных шин.

Ввиду того что процесс изготовления шин весьма трудоемок и к тому же утомителен для больного, предложены разные способы рационализации изготовления проволочных шин.

Шина Тигерштедта в модификации А. А. Лимберга, А. Э. Рауэра и других авторов по сравнению с шинами Зауэра, Гомонда, Шредера должна быть охарактеризована как самая простая и легкая в изготовлении и весьма эффективная. Этим и объясняется ее успех в челюстно-лицевой травматологии, особенно военной.

Несмотря на это, творческая мысль врача-стоматолога продолжала упорно работать в направлении упрощения, улучшения изготовления гнутых проволочных шин. Усилия врачей были направлены по пути рационализации метода изгибания зацепных петель, метода изгибания самой шины, привязывания ее к зубам при помощи лигатуры. Были также предложены новые модификации шин для ортопедического лечения челюстно-лицевой травмы.

Для освобождения врача от необходимости изгибать петли предложен способ механизации изгибания петель.

A. М. Певзнер сконструировал специальные щипцы для автоматического изгибания зацепных петель; М. С. Тиссенбаум предложил аппарат для этой же цели; М. К- Гейкин изобрел аппарат не только для автоматического изготовления зацепных петель, но и для получения распорочных загибов и петель для опорных плоскостей. М. К. Гейкин также предложил новый способ изгибания самой шины. Поэтому способу шину изгибают по проволочному шаблону из одномиллиметровой алюминиевой проволоки, а не в полости рта больного. Шаблон укрепляют воском на доске, в доску забивают гвозди и по гвоздям изгибают шину из двухмиллиметровой алюминиевой проволоки.

М. К. Гейкин предлагает с целью рационализации работы врача разделить труд по изготовлению шины таким образом, чтобы во рту проволочный шаблон изгибал врач, а шину на доске - специально обученный медицинский персонал. Метод, по мнению автора, сокращает срок изготовления шины, разгружает врача и предохраняет больного от боли, испытываемой им во время изготовления шины при наличии свежей раны.

B. И. Кулаженко также предлагает распределить обязанности по шинированию между врачом и сестрой. Шина должна изгибаться и фиксироваться двумя - тремя лигатурами врачом, а дальнейшая тщательная фиксация шины должна проводится сестрой. Благодаря такой рационализации на шинирование одного раненого затрачивают в среднем 30-40 минут и пропускают в день 10-13 раненых.

Что касается рационализации способа привязывания при помощи лигатуры шины к зубам, то заслуживает внимания упрощенный способ прикрепления проволочной шины к зубам сдвоенной проволочной лигатурой по Я. С. Акбройту (при этом способе применяется прямая узловая вязь). Рационален также способ М. А. Соломоцова, который заключается в следующем: обыкновенную швейную иглу изгибают, придав ей полукруглую форму, затупляют ее конец, продевают в ушко лигатуру, захватывают иглодержателем иглу с лигатурой и проводят в межзубный промежуток со щечной стороны. А затем, обогнув пришеечную часть зуба, проводят этот конец через другой межзубный промежуток в сторону преддверия полости рта. Концы скручивают и срезают. Способ этот облегчает продвигание лигатуры над шиной и под шину.

Ошибки при выполнении транспортной иммобилизации делают ее неэффективной и часто приводят к тяжелым осложнениям.

Наиболее распространенные ошибки :

    Применение необоснованно коротких шин и подручных средств. В результате средства транспортной иммобилизации не обеспечивают полное обездвиживание области повреждения.

    Наложение средств транспортной иммобилизации без предварительного обертывания их ватой и марлевыми бинтами. Причиной ошибки, как правило служит поспешность или же отсутствие заранее подготовленных к наложению шин.

    Не выполненное или недостаточно тщательно выполненное выгибание проволочных шин в соответствии с контурами и положением поврежденной части тела.

    Недостаточная фиксация шины к поврежденной части тела бинтом. Экономия бинта в таких случаях не позволяет удержать шину в нужном для обездвиживания положении.

    Концы шины чрезмерной длины, либо недостаточно надежно закреплены при бинтовании. Это способствует дополнительной травматизации, создает неудобства при транспортировке, не позволяет придать конечности удобное положение.

    Нечастой, но очень опасной ошибкой является закрытие кровоостанавливающего жгута бинтованием при укреплениии шины. В результате жгут не виден и его своевременно не снимают, что приводит к омертвлению конечности.

Осложнения транспортной иммобилизации . Применение жестких повязок транспортной иммобилизации при оказании первой помощи пострадавшим может привести к таким осложнениям как сдавление конечности и образование пролежней.

Сдавление конечности . Наступает в результате чрезмерно тугого бинтования, неравномерного натяжения туров бинта, увеличения отека тканей. При сдавлении конечности появляются пульсирующие боли в области повреждения конечности, периферические отделы ее отекают, кожные покровы становятся синюшного цвета или бледнеют, пальцы теряют подвижность и чувствительность. При появлении перечисленных признаков повязку необходимо рассечь на участке сдавления, а при необходимости – перебинтовать.

Пролежни. Длительное давление шины на ограниченный участок конечности или туловища приводит к нарушению кровообращения и омертвлению тканей. Осложнение развивается в результате недостаточного моделирования гибких шин, использования шин без обертывания их ватой и недостаточной защиты костных выступов. Данное осложнение проявляется появлением болей, чувством онемения на ограниченном участке конечности. При появлении указанных признаков, повязку необходимо ослабить и принять меры к устранению давления шины.

Тщательное выполнение основных правил транспортной иммобилизации, своевременный контроль за пострадавшим, внимательное отношение к его жалобам позволяют вовремя предупредить развитие осложнений, связанных с применением средств транспортной иммобилизации.

Транспортная иммобилизация при повреждениях головы, шеи, позвоночника

Создание обездвиживающих конструкций для головы и шеи представляет большую сложность. Крепление шины к голове затруднительно, а на шее жесткие фиксирующие захваты могут привести к сдавлению воздухоносных путей и крупных сосудов. В связи с этим, приповреждениях головы и шеи чаще всего применяются наиболее простые способы транспортной иммобилизации.

Все действия по обездвиживанию, как правило, выполняют с помощником, который должен бережно поддерживать голову пострадавшего и тем самым предупреждать дополнительное травмирование. Перекладывание пострадавшего на носилки осуществляют несколько человек, один из которых поддерживает только голову и следит за недопустимостью резких толчков, грубых движений, перегибов в шейном отделе позвоночника.

Пострадавшим с тяжелыми повреждениями головы, шеи, позвоночника необходимо обеспечить максимальный покой и быструю эвакуацию наиболее щадящим видом транспорта.

Транспортная иммобилизация при повреждениях головы. Травмы головы часто сопровождаются потерей сознания, западением языка и рвотой. Поэтому придание голове неподвижного положения нежелательно, поскольку при рвоте возможно попадание рвотных масс в дыхательные пути и удушение больного. Иммобилизация при травмах черепа и головного мозга прежде всего направлена на устранение толчков и предупреждение дополнительного ушиба головы во время транспортировки.

Показаниями к иммобилизации являются все проникающие ранения и переломы черепа, ушибы и сотрясения мозга, сопровождающиеся потерей сознания.

Для иммобилизации головы, как правило, используют подручные средства. Носилки для транспортировки пострадавшего устилают мягкой подстилкой в области головы или подушкой с углублением. Эффективным средством для смягчения толчков и предупреждения дополнительной травмы головы может служить толстое ватно-марлевое кольцо («бублик »). Его изготовляют из плотного жгута серой ваты толщиной 5 см замкнутого кольцом и обернутого марлевым бинтом. Голову больного помещают на кольцо затылком в отверстие. При отсутствии ватно-марлевого «бублика », можно использовать валик сделанный из одежды или других подручных средств и также замкнутый в кольцо (рис.185). Пострадавшие с травмами головы часто находятся в бессознательном состоянии и требуют постоянного внимания и ухода во время транспортировки. Обязательно следует проверить, может ли больной свободно дышать, есть ли носовое кровотечение при котором кровь и сгустки могут попасть в дыхательные пути. При рвоте голову пострадавшего следует осторожно повернуть на бок, пальцем, обернутым платком или

марлевой салфеткой, необходимо удалить остатки рвотных масс из полости рта и глотки, чтобы они не мешали свободному дыханию. Если дыхание нарушено из-за западения языка, следует немедленно руками выдвинуть нижнюю челюсть вперед, открыть рот и захватить язык языкодержателем или салфеткой. Для профилактики повторного западения языка в полость рта следует ввести трубку-воздуховод или проколоть язык английской булавкой по средней линии, пропустить через булавку кусок бинта и фиксировать в натянутом состоянии к пуговице на одежде.

Транспортная иммобилизация при повреждениях нижней челюсти. Осуществляется стандартной пластмассовой пращевидной шиной. Техника применения шины описана в разделе «средства транспортной иммобилизации». Иммобилизация нижней челюсти показана при закрытых и открытых переломах, обширных ранах и огнестрельных ранениях.

В случае длительного обездвиживания пластмассовой подбородочной шиной возникает необходимость поить и кормить больного. Кормить следует только жидкой пищей через тонкую резиновую или полихлорвиниловую трубочку длинной 10-15 см, введенную в полость рта между зубами и щекой до коренных зубов. Конец полихлорвиниловой трубочки следует предварительно оплавить, чтобы не повредить слизистую оболочку полости рта.

Когда отсутствует стандартная пращевидная шина, иммобилизация нижней челюсти осуществляется широкой пращевидной повязкой или мягкой повязкой «уздечка» (см. главу Десмургия). Перед наложением повязки под нижнюю челюсть необходимо подложить кусок плотного картона, фанеры или тонкую дощечку размером 10 х 5 см, обернутую серой ватой и бинтом. Пращевидную повязку можно сделать из широкого бинта, полосы легкой ткани.

Транспортировка пострадавших с повреждениями нижней челюсти и лица, если позволяет состояние, осуществляется в положении сидя.

Транспортная иммобилизация при повреждениях шеи и шейного отдела позвоночника. Тяжесть повреждений обусловлена расположенными в области шеи крупными сосудами, нервами, пищеводом, трахеей. Травмы позвоночника и спинного мозга в шейном отделе относятся к наиболее тяжелым повреждениям и нередко приводят к гибели пострадавшего.

Иммобилизация показана при переломах шейного отдела позвоночника, тяжелых повреждениях мягких тканей шеи, острых воспалительных процессах.

Признаками тяжелых повреждений шеи являются: невозможность повернуть голову из-за болей или удерживать ее в вертикальном положении; искривление шеи; полный или неполный паралич рук и ног при повреждении спинного мозга; кровотечение; свистящий звук в ране на вдохе и выдохе или скопление воздуха под кожей при повреждении трахеи.

Иммобилизация лестничными шинами в виде шины Башмакова.. Шину формируют из двух лестничных шин по 120 см. Вначале выгибают одну лестничную шину по боковым контурам головы, шеи и надплечий. Вторую шину выгибают соответственно контурам головы, задней поверхности шеи и грудного отдела позвоночника. Затем, обе шины обертывают ватой и бинтами и связывают между собой, как указано на рисунке (рис. 186). Шину прикладывают к пострадавшему и укрепляют ее бинтами шириной 14 – 16см. Иммобилизацию должны выполнять не менее двух человек: один удерживает голову пострадавшего и приподнимает его, а второй – подкладывает и прибинтовывает шину.

Иммобилизация картонно – марлевым воротником (типа Шанца). (рис. 187). Может быть заготовлен заранее. Успешно применяется при переломах шейного отдела позвоночника. Из картона делают фигурную заготовку размерами 430 х 140 мм, затем картон обертывают слоем ваты и покрывают двойным слоем марли, края марли сшивают. На концах пришивают по две завязки.

Голову пострадавшего осторожно приподнимают и подводят под шею картонно-марлевый воротник, завязки связывают спереди.

Иммобилизация ватно-марлевым воротником. (рис. 188). Толстый слой серой ваты обертывают вокруг шеи и туго прибинтовывают бинтом шириной 14 - 16 см. Повязка не должна сдавливать органы шеи и мешать дыханию. Ширина слоя ваты должна быть такова, чтобы края воротника туго подпирали голову.

Ошибки транспортной иммобилизации при повреждениях головы и шеи:

    Неосторожное перекладывание больного на носилки. Лучше всего, если голову при перекладывании поддерживает один человек.

    Иммобилизацию выполняет один человек, что ведет к дополнительной травме головного и спинного мозга.

    Фиксирующая повязка сдавливает органы шеи и затрудняет свободное дыхание.

    Отсутствие постоянного наблюдения за пострадавшим в бессознательном состоянии.

Транспортировка пострадавших с повреждениями шеи и шейного отдела позвоночника осуществляется на носилках в положении лежа на спине со слегка приподнятой верхней половиной туловища.

Транспортная иммобилизация при повреждениях грудного и поясничного отделов позвоночника. Пострадавшие с травмой позвоночника нуждаются в особо бережной транспортировке, так как возможно дополнительное повреждение спинного мозга. Иммобилизация показана при переломах позвоночника как с повреждением спинного мозга, так и без его повреждения.

Признаки повреждения позвоночника: боли в области позвоночника, усиливающиеся при движениях; онемение участков кожи на туловище или конечностях; больной не может самостоятельно двигать руками или ногами.

Транспортная иммобилизация у пострадавших с повреждениями позвоночника достигается тем, что каким-либо способом устраняют провисание полотнища носилок. Для этого на них укладывают обернутый одеялом фанерный или деревянный щит (доски, фанерные или лестничные шины и др.).

Иммобилизация с помощью лестничных и фанерных шин. Четыре лестничные шины длиной 120 см, обернутые ватой и бинтами, укладывают на носилки в продольном направлении. Под них в поперечном направлении укладывают три – четыре шины длиной 80 см. Шины связывают между собой бинтами, которые с помощью кровоостанавливающего зажима продергивают между просветами проволоки. Аналогичным порядком могут быть уложены фанерные шины. Сформированный таким образом щит из шин сверху укрывают сложенным в несколько раз одеялом или ватно-марлевыми подстилками. Затем на носилки осторожно перекладывают больного.

Иммобилизация подручными средствами. Деревянные рейки, узкие доски и др. укладывают как показано на рисунке (рис. 189) и прочно связывают между собой. Затем накрывают их подстилкой достаточной толщины, перекладывают пострадавшего и фиксируют его. При наличии широкой доски допустимо уложить и привязать пострадавшего на ней (рис.190).

Для транспортировки и переноски раненого можно приспособить снятую с петель дверь. Вместо досок можно использовать лыжи, лыжные палки, жерди, уложив их на носилки. Однако следует очень тщательно обезопасить от давления те участки тела с которыми эти предметы будут соприкасаться, чтобы предупредить образование пролежней.

При любом способе иммобилизации, пострадавшего необходимо фиксировать к носилкам, чтобы он не упал при переноске, погрузке, при подъеме или спуске по лестнице. Фиксацию осуществляют полосой ткани, полотенцем, простыней, медицинской косынкой, специальными ремнями и др. Под поясницу необходимо подкладывать небольшой валик из серой ваты или одежды, что устраняет ее провисание (рис.191). Под колени рекомендуется подложить свернутую валиком одежду, одеяло или небольшой вещевой мешок. В холодное время года больной должен быть тщательно укутан одеялами.

Вкрайних случаях, при отсутствии стандартных шин и подручных средств, пострадавший с повреждением позвоночника укладывается на носилки в положении на животе (рис. 192).

Ошибки транспортной иммобилизации при повреждениях грудного и поясничного отделов позвоночника:

    Отсутствие какой-либо иммобилизации - это наиболее частая и грубая ошибка.

    Отсутствие фиксации пострадавшего на носилках со щитом или шине из подручных средств.

    Отсутствие валика под поясничным отделом позвоночника.

Эвакуация больного должна осуществляться санитарным транспортом. При транспортировке обычным транспортом, под носилки необходимо подстелить солому и т.д., чтобы свести до минимума возможность дополнительной

Ошибки при наложении транспортных шин:

Аутоиммобилизация – фиксация поврежденной конечности к туловищу (рука) или к здоровой конечности (нога).

Первая помощь при переломе бедренной кости: прибинтовывание одной ноги к другой, наложение длинной шины от подмышечной ямки до стоп с наружной стороны конечности и от промежности до стоп – с внутренней. Т.к. шины не могут обеспечить надежную иммобилизацию бедра (слишком большая масса ноги не позволяет добиться этого), в качестве дополнительного фиксирующего элемента можно рассматривать носилки.

Транспортировка пострадавшего со спинальной травмой.

Травмы позвоночника могут возникать при различных ситуациях. Наиболее типичны для:

  • падения с высоты;
  • ныряния с ударом головой о дно,
  • автомобильная авария,
  • падения на человека большого тяжелого предмета;
  • пребывание в завале и т.д.

Признаками спинальной травмы являются :

  • паралич ног и тазовые расстройства (недержание мочи и кала);
  • паралич рук и ног;
  • расстройство дыхания.

Следует помнить, что пострадавшего со спинальной травмой нельзя переворачивать, изменять положение его тела, при условии отсутствия прямой угрозы жизни. Если пострадавший в сознании, задайте вопрос о локализации боли.

Транспортировка такого пострадавшего должна быть крайне осторожной. Смысл такой транспортировки заключается в том, что тело, голова и конечности должны перемещаться не смещаясь. Транспортируют пострадавшего со спинальной травмой на жестких носилках (можно использовать жесткий щит) в положении лёжа на щите. Если щита нет, транспортируют на мягких, в положении лёжа на животе.

Средства шинирования. Принцип наложения шин.

При иммобилизации правильнее всего использовать специальные шины.

В настоящее время шины бывают нескольких разновидностей:

· Шины для фиксации пальцев в виде колпачка с отходящими от него ветвями, которые при циркулярном бинтовании поверх них образуют жесткое вместилище для поврежденного на уровне дистальнй и средней фаланг пальцев;

· Шина для пястья и запястья – желобки с физиологическими изгибами и лентами на «липучках», позволяющие фиксировать основные фаланги вместе с запястьем и лучезапястным суставом.

· Прямолинейные деревянные шины с металлическими вставками, делающими шину раздвижной;

· Пластичные шины с мягкой прокладкой, хранящиеся в виде рулона и при необходимости разворачивающиеся;

· Надувные шины;

· Вакуумные шины.

Принцип наложения шины :

Накладывать шины непосредственно на месте происшествия

Перенос пациента без иммобилизации недопустим

Перед наложением шины необходимо разрезать одежду пациента по шву (если ее невозможно снять) на месте травмы и осторожно осмотреть; при наличии кровотечения произвести остановку его, наложить асептическую повязку на рану.

Придать поврежденной конечности по возможности удобное физиологическое положение перед наложением шины. Если конечность деформирована, накладывать шину без изменения конфигурации.

Иммобилизовать шиной один сустав выше и все ниже места повреждения.

При перекладывании пациента с наложенной шиной на носилки, поврежденную конечность или часть тела должен осторожно поддерживать помощник.

Ошибки при наложении транспортных шин:

Применение необоснованно коротких шин нарушает правило иммобилизации - создание неподвижности.

Неправильное моделирование шины в соответствии с анатомической локализацией области повреждения

Недостаточная фиксация шины к поврежденной конечности бинтом.

При наложении кровоостанавливающего жгута, закрытие его повязкой является грубой ошибкой.



Недостаточное утепление иммобилизованной конечности в зимнее время ведет к отморожению, особенно при кровотечении.

До и после наложения шины проверьте пальцы, они должны быть теплые на ощупь и иметь розовый цвет ногтей.

При жалобах на онемение ослабьте повязку.

Оказание первой помощи при инородном теле в дыхательных путях взрослому и ребенку.

Асфиксия – состояние обусловленное нарушением внешнего дыхания. При полном прекращении легочной вентиляции смерть наступает через 5-7 мин. К асфиксии приводят:

· закупорка воздухоносных путей при западении языка в дыхательное горло в бессознательном состоянии пострадавшего;

· попадание пищи, рвотных масс и других предметов в дыхательное горло. Однако вместе с этим удушье может возникнуть в результате мышечного спазма;

· отек слизистой гортани при ожоге, укусе насекомого, инфекционном заболевании;

· попадании жидкости в воздухоносные пути;

· сдавлении дыхательного орла при повешении;

· сдавлении грудной клетки землей, в толпе прижатие к барьеру;

Основные признаки асфиксии:

· афония, приступообразный кашель, цианоз;

· шумное, хриплое, булькающее дыхание;

· возможно появление пены на губах, одутловатость лица и шеи от выступающих вен;

· посинение лица, губ, ногтей пальцев;

· возможно бессознательное состояние и остановка дыхания

Неотложная помощь: удалите инородные тела, слизь, рвотные массы или сдавливающую петлю, т.е. устраните причину асфиксии.

Первая помощь взрослому :

· помогите пострадавшему в положении сидя, стоя, лежа наклонить голову ниже грудной клетки и резко ударьте основанием ладони между его лопаток. По необходимости повторите это до 4-х раз;

· осмотрите полость рта - не выскочил ли посторонний предмет. Если этого не произошло, попытайтесь удалить его путем резкого надавливания на верхнюю часть живота кулаком или обхватом. Пострадавший в любое время может начать вновь дышать. В этом случае дайте глоток воды.

Приём Геймлиха:

необходимо встать за спиной пострадавшего (если он еще на ногах и не потерял сознания), обхватив его руками.

Сжать одну руку в кулак и той стороной, где большой палец, положить ее на живот пострадавшего на уровне между пупком и реберными дугами (в так называемую эпигастральную область живота).

Ладонь другой руки кладется поверх кулака, быстрым толчком вверх кулак вдавливается в живот. Руки при этом нужно резко согнуть в локтях, но грудную клетку пострадавшего не сдавливать.

При необходимости прием повторить несколько раз, пока дыхательные пути не освободятся.

Если дыхательные пути освободились, у человека восстановится дыхание и появится нормальный цвет лица.

ПОСТРАДАВШИЙ БЕЗ СОЗНАНИЯ, ИЛИ К НЕМУ НЕЛЬЗЯ ПОДОЙТИ СЗАДИ:

Положить пострадавшего на спину. Сядьте верхом на бедра пострадавшего, лицом к голове. Положив одну руку на другу, поместите основание ладони нижней руки между пупком и реберными дугами (в эпигастральную область живота). Используя вес своего тела, энергично надавите на живот пострадавшего в направлении вверх к диафрагме. Голова пострадавшего не должна быть повернута в сторону. Повторите несколько раз, пока дыхательные пути не освободятся.

Если пострадавший не придет в себя, начинайте проведение СЛР по алгоритму.

Пострадавший должен обязательно должен быть осмотрен врачом, даже при благоприятном исходе.

Первая помощь ребенку до 1 года: Положить ребенка на свою руку лицом на ладонь, чтобы ножки располагались по разные стороны вашего предплечья и ось тела была наклонена вниз. Производите похлопывания ладонью между лопаток, пока инородное тело не очутится у вас в ладони. При неудаче – проводите прием Геймлиха, как описано выше.

Если ребенок не придет в себя, начинайте проведение СЛР по алгоритму.

Тройной прием Сафара.

1. Открыть и осмотреть рот. При обнаружении во рту и глотке крови, слизи, рвотных масс, мешающих дыханию, не­обходимо удалить их при помощи марлевой салфетки или носового платка на пальце. При этой манипуляции голову пострадавшего поворачивают на бок.

2. Запрокинуть голову пострадавшего назад. При этом одна рука поднимает шею сзади, а другая нажимает сверху вниз на лоб. В большинстве случаев (до 80 %) проходимость дыхатель­ных путей при этом восстанавливается. При повреж­дении шейного отдела позвоночника запрокидывание головы пострадавшего противопоказано.

3. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед. Этот прием осуществляется путем выдвижения нижних челюстей за углы (дву­мя руками) или за подбородок (одной рукой).

Характерные особенности травмы ныряльщика. Первая помощь.

Травмой ныряльщика называют черепно-мозговую травму с возможным переломом шейного отдела позвоночника. Характерные признаки травмы ныряльщика:

· Изменение уровня сознания, спутанность, потеря сознания;

· Сонливость;

· Сильная боль или давление в голове, шее, спине;

· Покалывание или потеря чувствительности в пальцах рук или ног;

· Потеря двигательной функции какой-либо части тела;

· Необычные бугристые образования на голове или позвоночнике;

· Выделение крови или спинномозговой жидкости из ушей или носа;

· Сильные кровотечения в области шеи, головы или спины;

· Судороги;

· Затрудненное дыхание;

· Нарушение зрения;

· Тошнота или рвота;

· Зрачки разного размера;

· Потеря равновесия;

· Синяки в области головы, особенно вокруг шеи и около глаз.

Первая помощь:

· Вызовите скорую помощь;

· Иммобилизируйте руками голову пострадавшего с обеих сторон в том положении, в котором вы его обнаружили;

· Наложите фиксирующий Воротник Шанца.

· Поддерживайте проходимость дыхательных путей;

· Следите за уровнем сознания и дыхания;

· Остановите наружное кровотечение;

· Поддерживайте нормальную температуру тела;

· Если на пострадавшем имеется шлем, не снимайте его. Снять защитный шлем можно только при условии, что пострадавший не дышит.

Пути распространения инфекционных заболеваний.

Возбудители болезней могут попадать в организм человека различными путями:

· при вдыхании зараженного воздуха,

· при употреблении зараженной воды и пищи (пищевой),

· при попадании микробов в кровь через открытые раны и ожоговые поверхности,

· при укусе зараженных насекомых (трансмиссионный),

· при контакте с больными людьми, животными, зараженными предметами и не только в момент применения бактериальных (биологических) средств, но и через длительное время после их применения, если не была проведена санитарная обработка личного состава (фекально-оральный).

Понятие отравления. Признаки и первая помощь при отравлении угарным газом.

Отравление (интоксикация) – состояние, возникающее при воздействии на организм химического соединения (яда), вызывающе нарушение жизненно важных функций и создающего опасность для жизни.

Признаки отравления:

· общее болезненное состояние и вид пострадавшего (слабость, шум в ушах);

· тошнота, рвота;

· боль в груди или животе;

· нарушение дыхания, хрипы;

· потливость;

· слюноотделение;

· потеря сознания;

· мышечные подергивания, судороги;

· неестественного цвета кожа, раздражения, ранки на коже;

· странная манера поведения (возбуждение, дезориентирование).

Первая помощь при отравлении угарным газом: изолируйте пострадавшего от воздействия газа, вынесите его на свежий воздух. Вызовите скорую помощь. Помогите пострадавшему принять удобное положение до прибытия скоро помощи. Если пострадавший в сознании, давайте обильное питье.

Следите за признаками жизни, приостановке дыхания проведите ИВЛ методом «изо рта в рот».

Понятие дегазации, дезактивации и дезинфекции.

Дезактивация - удаление радиоактивных веществ с зараженных поверхностей транспортных средств и техники, зда­ний и сооружений, территории, одежды и средств индивидуальной защиты, а также из воды . Проводится в тех случаях, когда степень заражения превышает допустимые пределы. Дезактивация под­разделяется на частичную и полную и проводится в основном дву­мя способами - механическим и физико-химическим. Механи­ческий способ - удаление РВ с зараженных поверхностей. Физико-химический способ основан на процессах, возникающих при смывании рв растворами различных препаратов. Для проведения дезактивации используется вода. Вместе с водой применяются специальные препараты, повышающие эффективность смывания радиоактивных веществ. Это поверхностно-активные и комплексообразующие вещества, кислоты и щелочи.

Дегазация - уничтожение (нейтрализация) сильнодействующих ядовитых и отравляющих веществ (ОВ) или их удаление с поверхности таким образом, чтобы зараженность снизилась до допустимой нормы или исчезла полностью . Известно немало способов дегазации, но чаще всего прибегают механическому, физическому или химическому.

Механический - удаление отравляющего или сильнодействующего ядовитого вещества с поверхности, территории, техники, транспорта и других отдельных предметов. Обычно зараженный слой грунта срезают и вывозят в специально отведенные места для захоронения или засылают песком, землей, гравием, щебнем.

При физическом способе верхний слой прожигают паяльной лампой или специальными пенобразующими приспособлениями. Из растворителей используют дихлорэтан, четырёххлористый углерод, бензин, керосин, спирт.

Дезинфекция - уничтожение во внешней среде возбудителей заразных болезней. Существует три вида: профилактическая, текущая и заключительная.

Профилактическая проводится постоянно до возникновения заболевания среди населения и подразумевает выполнение обычных гигиенических норм (мытье рук, посуды, стирка белья, влажная уборка помещений и т.д.).

Текущая предусматривает реализацию комплекса противоэпидемических мероприятий при инфекционных заболеваниях и заключается в выполнении санитарно-гигиенических правил, проведении обеззараживания различных объектов внешней среды, а также выделений больного человека (фекалии, моча, мокрота). Такая дезинфекция является обязательным мероприятием, направленным на предупреждение распространения инфекционного заболевания за пределы очага. В этих случаях обеззараживанию с помощью химических веществ в обязательном порядке подвергаются: выделения инфекционных больных, белье, пищевые остатки, посуда для еды и питья, мебель, постельные принадлежности, игрушки, книги, предметы ухода за больным, кровати, полы, стены, двери, окна.

Заключительная - осуществляется после госпитализации больного или смерти. Дезинфекция может проводиться физическим, химическим и комбинированным способами. Физический основан на разрушении болезнетворных микробов под действием высоких температур. Химический - на применении дезинфицирующих растворов, обладающих свойствами уничтожать болезнетворные микробы. Основной и самый надежный способ - комбинирован­ный: разрушение болезнетворных микробов и их токсинов производится одновременным воздействием химических веществ и высокой температурой раствора

Понятие синдрома длительного сдавления (СДС). Степень тяжести. Оказание первой помощи.

При воздействии большой тяжести может наступить механическое раздавливание (анатомическое разрушение, размозжение) как мягких тканей, так и костей. Сочетание раздавливания с длительной компрессией приводит к развитию синдрома длительного раздавливания.

Синдром длительного сдавления (СДС) - один из наиболее тяжелых видов травм,
возникающих при различных катастрофах и стихийных бедствиях в результате завалов,
разрушений зданий, оползней.

Высвобождение находившейся под завалом конечности, без предварительного наложения
кровоостанавливающего жгута или закрутки, часто приводит к резкому ухудшению состояния пострадавшего с падением артериального давления, потерей сознания, непроизвольным мочеиспусканием. Такое состояние и получило название краш-синдром или синдром длительного сдавления (СДС).

Данное состояние в литературе встречается так же под названием миоренальный
(мышечно-почечный) синдром или травматический токсикоз. Развитие синдрома, аналогичного синдрому длительного сдавления, наблюдается после снятия жгута, наложенного на длительный срок .

При СДС развитие патологического процесса обусловлено:
недостаточным кровообращением (ишемией) в сочетании с венозным застоем частей тела,
подвергшихся сдавлению;
сдавлением и травматизацией нервных стволов;
некрозом (омертвлением) и разрушением тканей с последующим освобождением
токсических продуктов распада.
Основные компоненты патологического процесса при СДС начинают развиваться в
процессе компрессии (сдавления), и особенно интенсивно проявляются после освобождения частей тела от сдавления.

Для формирования синдрома необходимы: значительный объём пострадавших тканей + длительная компрессия (свыше 2 часов).

Синдром длительного сдавления развивается в результате массивного одномоментного
поступления в кровь (при освобождении из под завала, сдавления) миоглобина и других
токсических продуктов, которые образовались при некробиотических изменениях в сдавленных тканях (омертвение сдавленных мышц и других тканей). В дальнейшем миоглобин оседает в почечных канальцах, забивает их просвет, что приводит к нарушению фильтрационной и выделительной функции почек, и далее - к почечной блокаде и к тяжелой почечной недостаточности.

Развивается токсический шок.

Пострадавшие погибают в ранние сроки после травмы от шока, в течение 3 - 10 суток - от почечной недостаточности.

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ:

· К моменту освобождения конечности наложить резиновый жгут выше места
сдавления.

· Сразу после извлечения пострадавшего необходимо
1. Произвести оценку состояния, ориентируясь на жалобы пострадавшего. Произвести
внешний осмотр: оценить цвет кожи и слизистых оболочек, характер пульсации на сонных
артериях, сухость или влажность языка и слизистой губ, наличие сознания. Осмотреть
конечность. При наличии полного размозжения или размозжения сегмента конечности жгут необходимо оставить.
2. Ослабить жгут. При отсутствии кровотечения из крупных артерий жгут снять. При
возникшем кровотечении вновь наложить жгут.

Показанием для оставления жгута являются кровотечения из магистральных сосудов, разрушение или явный некроз (омертвление)
конечности.

3. Наложить асептические повязки на раны и выполнить тугое бинтование
конечности от периферии к центру - от кончиков пальцев стопы вверх.

· После того, как вопрос со жгутом и повязками решен, необходимо произвести
транспортную иммобилизацию конечности с помощью стандартных шин или подручного
материала.

· Охладить конечность пузырями со льдом или грелками с холодной водой.

· Необходимо согреть (укутать) пострадавшего.

· При отсутствии тошноты и рвоты пострадавшему дают обильное питье. Можно давать теплый чай.
Желательно приготовить соле - щелочной раствор (на 1 литр воды берется 1 чайная ложка
соли и 1 чайная ложка питьевой соды).

· Срочно эвакуировать пострадавшего на первый этап медицинской эвакуации или в
лечебное учреждение в положении лежа на носилках; при бессознательном состоянии - в
устойчивом боковом положении с введенным воздуховодом.

Первая помощь при ожогах кислотой.

Ожогом называется повреждение тканей, вызванное местным воздействием высокой температуры, химических веществ или лучевой энергии .

Ожоги делятся на:

· термические;

· химические;

· радиационные;

· электрическим током.

Первая помощь при химических ожогах . При химичес­ких ожогах кожи следует немедлен­но промыть пораженную поверхность холодной водой. Длительность промывания – не менее 20 мин. После обмывания ожога на рану накладывают асептическую повязку. Пострадавшему дают обильное тёплое питьё.

Пострадавших с химическими ожогами кожи для даль­нейшего излечения направляют в лечебное учреждение.

Понятие биологической смерти. Основные признаки биологической смерти.

Смерть мозга наступает вследствие нарушения кровообращения и гипоксии (кислородного голодания), к которой весьма чувствительны нейроны коры головного мозга. Необратимые изменения в них наступают уже через 5 минут с момента прекращения кровообращения.

Признаки клинической смерти:

  • 1) отсутствие пульса на сонной или бедренной артерии;
  • 2) отсутствие дыхания;
  • 3) потеря сознания (потеря сознания наступает обычно через 10–20 секунд от остановки сердца).
  • 4)широкие зрачки и отсутствие их реакции на свет.

Если обогащение мозга кислородом не восстановится, то нейроны коры погибнут, что будет знаменовать собой наступление биологической смерти , необратимого состояния, при котором спасение человека уже невозможно.

Признаки биологической смерти:

  • 1) высыхание роговицы;
  • 2) феномен «кошачьего зрачка»;
  • 3) снижение температуры;.
  • 4) на поверхности тела трупные пятна;
  • 5) трупное окоченение

Определение признаков биологической смерти:

1. Признаками высыхания роговицы является потеря радужной оболочкой своего первоначального цвета, глаз как бы покрывается белесой пленкой – «селедочным блеском», а зрачок мутнеет.

2. Большим и указательным пальцами сжимают глазное яблоко, если человек мертв, то его зрачок изменит форму и превратится в узкую щель – «кошачий зрачок». У живого человека этого сделать не возможно. Если появились эти 2 признака, то это означает, что человек умер не менее часа тому назад.

3. Температура тела падает постепенно, примерно на 1 градус Цельсия через каждый час после смерти. Поэтому по этим признакам смерть удостоверить можно только часа через 2–4 и позже.

4. Трупные пятна фиолетового цвета появляются на нижележащих частях трупа. Если он лежит на спине, то они определяются на голове за ушами, на задней поверхности плеч и бедер, на спине и ягодицах.

5. Трупное окоченение – посмертное сокращение скелетных мышц «сверху - вниз», т. е. лицо – шея – верхние конечности – туловище - нижние конечности.

Полное развитие признаков происходит в течение суток после смерти.

Общие требования безопасности при нахождении в зоне эпидемии.

Работы в очагах эпидемий или поражения биологическим оружием войсковыми частями выполняются в тесном взаимодействии с объектовыми и территориальными невоенизированными формированиями ГО. В этом случае функция организации работы в очаге поражения принадлежит командиру войсковой части.

Командиры подразделений перед началом работы проверяют наличие людей, убеждаются в их состоянии здоровья и тщательно инструктируют подчиненных о порядке выполнения работ и соблюдения правил безопасности.

При проведении работ в очаге поражения, особенно в чрезвычайно опасной зоне, личный состав должен работать только в специализированной защитной одежде изолирующего типа.

При организации работ непосредственно в очаге поражения рекомендуется на каждом рабочем месте иметь запас веществ для обработки средств защиты при заражении.

После выполнения задачи средства защиты обрабатываются дезинфицирующими растворами, либо уничтожаются.

Перерывы для отдыха личного состава проводят через установленное командиром время организованно, одновременно для всего подразделения или посменно.

В зоне заражения категорически запрещено принимать пищу, пить, курить, отправлять естественные надобности и т.п. В период отдыха и после окончания смены личный состав должен подвергаться медицинскому осмотру.

Категорически запрещено в зоне эпидемии любого типа вступать в контакт с животными и людьми, находящимися на инфицированной территории, без специализированной защитной одежды. Если спасатели, работающие в специализированной одежде, все же вступили в контакт с предположительно инфицированным животным или человеком, следует соблюдать предельную осторожность при таком контакте: не допускать порчи защитного костюма предположительно инфицированным существом, не допускать попадания выделений пострадавшего (например, слюны, крови и т.д.) на незащищенные участки кожи спасателя (если таковые имеются) и т.д.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 мая2012 г. N 477н г. Москва

"Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи"

В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724) приказываю:

1. Утвердить:

перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, согласно приложению N 1;

перечень мероприятий по оказанию первой помощи согласно приложению N 2.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2010 г. N 353н "О первой помощи" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 июля 2010 г. N 17768).

Министр Т. Голикова

Приложение N 1

Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь*

1. Отсутствие сознания.

2. Остановка дыхания и кровообращения.

3. Наружные кровотечения.

4. Инородные тела верхних дыхательных путей.

5. Травмы различных областей тела.

6. Ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения.

7. Отморожение и другие эффекты воздействия низких температур.

8. Отравления.

Приложение N 2

Перечень мероприятий по оказанию первой помощи

1. Мероприятия по оценке обстановки и обеспечению безопасных условий для оказания первой помощи:

1) определение угрожающих факторов для собственной жизни и здоровья;

2) определение угрожающих факторов для жизни и здоровья пострадавшего;

3) устранение угрожающих факторов для жизни и здоровья;

4) прекращение действия повреждающих факторов на пострадавшего;

5) оценка количества пострадавших;

6) извлечение пострадавшего из транспортного средства или других труднодоступных мест;

7) перемещение пострадавшего.

2. Вызов скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом.

3. Определение наличия сознания у пострадавшего.

4. Мероприятия по восстановлению проходимости дыхательных путей и определению признаков жизни у пострадавшего:

2) выдвижение нижней челюсти;

3) определение наличия дыхания с помощью слуха, зрения и осязания;

4) определение наличия кровообращения, проверка пульса на магистральных артериях.

5. Мероприятия по проведению сердечно-легочной реанимации до появления признаков жизни:

1) давление руками на грудину пострадавшего;

2) искусственное дыхание "Рот ко рту";

3) искусственное дыхание "Рот к носу";

4) искусственное дыхание с использованием устройства для искусственного дыхания*.

6 . Мероприятия по поддержанию проходимости дыхательных путей:

1) придание устойчивого бокового положения;

3) выдвижение нижней челюсти.

7. Мероприятия по обзорному осмотру пострадавшего и временной остановке наружного кровотечения:

1) обзорный осмотр пострадавшего на наличие кровотечений;

2) пальцевое прижатие артерии;

3) наложение жгута;

4) максимальное сгибание конечности в суставе;

5) прямое давление на рану;

6) наложение давящей повязки.

8. Мероприятия по подробному осмотру пострадавшего в целях выявления признаков травм, отравлений и других состояний, угрожающих его жизни и здоровью, и по оказанию первой помощи в случае выявления указанных состояний:

1) проведение осмотра головы;

2) проведение осмотра шеи;

3) проведение осмотра груди;

4) проведение осмотра спины;

5) проведение осмотра живота и таза;

6) проведение осмотра конечностей;

7) наложение повязок при травмах различных областей тела, в том числе окклюзионной (герметизирующей) при ранении грудной клетки;

8) проведение иммобилизации (с помощью подручных средств, аутоиммобилизация, с использованием изделий медицинского назначения*);

9) фиксация шейного отдела позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием изделий медицинского назначения*);

10) прекращение воздействия опасных химических веществ на пострадавшего (промывание желудка путем приема воды и вызывания рвоты, удаление с поврежденной поверхности и промывание поврежденной поверхности проточной водой);

11) местное охлаждение при травмах, термических ожогах и иных воздействиях высоких температур или теплового излучения;

12) термоизоляция при отморожениях и других эффектах воздействия низких температур.

9. Придание пострадавшему оптимального положения тела.

10. Контроль состояния пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение) и оказание психологической поддержки.

11. Передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом.

* В соответствии с утвержденными требованиями к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек (укладок, наборов, комплектов) для оказания первой помощи.

Определен круг лиц, обязанных оказывать первую помощь : первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб. В соответствии с частью 4 статьи 31 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ водители транспортных средств и другие лица вправе оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.