Дистанционное обучение унпк пользовательская панель. Обучение on-line в ОрелГТУ

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(государственная лицензия № А 001219,
свидетельство о государственной аккредитации № А 001121)

Факультет дистанционного (заочного) обучения предлагает:

возможность интерактивного взаимодействия

с преподавателями и деканатом!!!

Факультет дистанционного обучения

Учебный процесс на факультете дистанционного обучения ОрелГТУ построен с традиционным для вузов России делением на семестры и курсы. Обучение в каждом семестре состоит из четырех циклов (модулей). Каждый модуль длится 4 недели: две недели аудиторных занятий и две недели самостоятельного обучения. Все занятия на факультете дистанционного обучения ОрелГТУ проводятся в форме групповых консультаций или текущего контроля успеваемости и носят обзорный, консультационный характер и направляют самостоятельную работу студентов.

Форма обучения – заочная с применением дистанционных технологий.
Занятия проводятся в вечернее время по некоторым дням недели, а также в форме субботних и воскресных школ. Каждый пройденный раздел курса контролирует ваш преподаватель-тьютор (тесты, контрольные работы, рефераты и т.п.). Для связи с преподавателями использются телефонная связь, факс, электронная почта, Интернет.

В период обучения каждый студент обеспечивается комплектом учебных материалов – (все учебно-методические материалы выдаются студенту бесплатно ). Это не обычные учебники, а специально разработанные в ОрелГТУ учебные пособия и методические указания для выполнения курсовых и контрольных работ, задания для самостоятельной работы на разных носителях – традиционных бумажных, CD, DVD, аудио- и видеоносителях.

Во время обучения помимо учебно-методических пособий и методических указаний по выполнению контрольных и курсовых работ студент факультета дистанционного обучения имеет возможность воспользоваться ресурсами и сервисами Научной библиотеки ОрелГТУ (http://www.ostu.ru/libraries). При возникновении каких-либо вопросов касающихся учебной или организационной составляющей образовательного процесса на ФДО ОрелГТУ, студент может получить непосредственную консультацию у преподавателя или в деканате.

Студент может консультироваться с преподавателем с помощью электронной почты или web-форума ОрелГТУ, задавать интересующие вопросы по теме занятий, контрольных или курсовых работ. На сайте факультета дистанционного обучения www.ostu.ru/vzido обучающийся может узнать расписание, новости, просмотреть все текущие объявления, а также информацию, касающуюся обучения.

В течение семестра студент должен сдать все предусмотренные учебным планом контрольные задания (контрольные работы, рефераты, курсовые работы, тесты). Далее студенты сдают экзаменационную сессию. Экзамены и зачёты проводятся только очно в центре (представительстве) дистанционного обучения ОрёлГТУ. Студенты факультета дистанционного обучения ОрелГТУ получают справку-вызов на сессию с оплачиваемым отпуском и сохранением средней зарплаты – в течение 40 дней на первом и втором курсах и 50 дней на старших курсах.

Защита некоторых курсовых работ и сдача тестовых контрольных заданий может проводится на расстоянии с применением Электронной системы дистанционного обучения ОрелГТУ http://www.ostu.ru/distant/do/ и электронной почты.

Факультет дистанционного обучения предоставляет возможность полноценного дистанционного обучения через Internet следующим категориям граждан:
- лицам, имеющие медицинские ограничения для получения регулярного образования в вузах;
- лицам, проходящих действительную службу в рядах Вооруженных Сил России, МВД и погранвойск;
- лицам, специфика работы которых не позволяет учиться в ритме действующих образовательных технологий (например, вахтовики, спортсмены и т.д.).

Дистанционное обучение в полном объеме предполагает обязательное наличие у студента выхода в сеть Internet и электронной почты. Посредством электронной почты студент пересылает свои выполненные контрольные и курсовые работы, рефераты и тесты преподавателю для проверки. Сдача зачетов и экзаменов происходит в режиме on-line посредством электронной почты или на специализированной web-странице факультета дистанционного обучения ОрелГТУ.
Факультет является лидером апробации и внедрения новых образовательных технологий. Впервые в ОрелГТУ на факультете дистанционного обучения реализован WEB-сервер для поддержки учебного процесса. Коллектив факультета принимает активное участие в налаживании внутрироссийских и международных связей в сфере дистанционного обучения.


На фотографии участники международного семинара по программе Tempus Tacis г. Реймс (Франция, 28.09.06) / первый справа – зам. декана ФДО, к.т.н. Дерли А. Н.; третий справа – д.т.н. Степанов Ю. С.; третий слева – д.и.н. Аронов Д. В.

Следующим этапом развития технологии дистанционного обучения является реализация on-line технологий дистанционного обучения. Их основной задачей является устранение временных задержек при общении студента с преподавателем, а также возможность зрительной идентификации студента при контроле его знаний.
Реализация on-line технологии в дистанционном обучении эффективна и возможна при наличии относительно крупных консультационных пунктов. Факультет дистанционного обучения ОрелГТУ, имеющий современную техническую и информационную базу и наличие развитой сети филиалов и представительств представляет собой готовую площадку для реализации on-line технологий дистанционного обучения.

Существующие и развивающиеся технологии дистанционного обучения позволяют донести качественную учебно-методическую информацию до студента, осуществить обратную связь «студент–преподаватель» для оперативных вопросов студента и обеспечить надежный контроль знаний студентов.

Факультет дистанционного обучения ОрелГТУ продолжает модернизацию программного комплекса (Электронная система дистанционного обучения ОрелГТУ http://www.ostu.ru/distant/do/), обеспечивающего на качественно новом уровне поддержку и организацию образовательного процесса посредством дистанционных технологий, на основе интерактивного взаимодействия удаленных участников образовательного процесса (абитуриентов, студентов, слушателей, преподавателей, администрации вуза и т.д.) через открытые каналы доступа сети Интернет.

Специальности на факультете дистанционного обучения ОрелГТУ:

    г. Орёл

    080801 «Прикладная информатика» (18000руб. в год)

    г. Ливны
    030501 «Юриспруденция» (20000руб. в год)
    080109 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» (18000руб. в год)
    080107 «Налоги и налогообложение» (18000руб. в год)

    г. Мценск
    030501 «Юриспруденция» (20000руб. в год)
    080109 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» (18000руб. в год)
    080111 «Маркетинг» (15000руб. в год)
    080507 «Менеджмент организации» (15000руб. в год)

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС» Факультет Дистанционного обучения Допустить к защите «___»________ 20__ г. Руководитель __________________ Курсовая работа по дисциплине «Теория государства и права» тема: «Основные теории происхождения государства и права» Работу выполнил студент Замечания по работе Шамарин В.В. группа 1-ЗЮ г. Орел Работу проверил Борисов А.С. Курсовая работа защищена с оценкой _________ «___»__________ 20__ г. Подпись преподавателя ________________ г. Орел, 2013г. Содержание Введение................................................................................................................стр.3 1. Общая характеристика теорий происхождения государства и права....................................................................................................................стр.4-5 2. Теологическая (божественная) теория происхождения государства и права...........................................................................................стр.6-9 3. Патриархальная теория происхождения государства и права................................................................................................................стр.10-13 4. Договорная теория происхождения государства и права................................................................................................................стр.14-18 5. Теория насилия..........................................................................................стр.19-21 6. Классовая (марксистская) теория происхождения государства и права................................................................................................................стр.22-24 7. Психологическая теория происхождения государства и права................................................................................................................стр.25-26 8. Органическая теория возникновения государства и права................................................................................................................стр.27-28 9. Расовая теория возникновения государства и права...................................стр.29 10. Ирригационная теории возникновения государства и права.....................................................................................................................стр.30 11. Другие теории возникновения государства и права............................стр.31-34 Заключение.....................................................................................................стр.35-36 Литература......................................................................................................стр.37-38 2 Введение Загадка возникновения государства относится к числу извечных проблем теории государства и права, так как ее разрешение наталкивается на множество идеологических и конкретно-практических трудностей. Во-первых, момент зарождения государственности отделен от наших дней толщей веков, а у отдельных народов даже тысячелетий (как у древних египтян, шумер, аккадцев, индийцев и т.д.). Во-вторых, любая теоретическая конструкция происхождения государства подвержена воздействием субъективно-историческим господствующих в искажениям, конкретном возникающим обществе под идей и мировоззренческих установок. В-третьих, ни одна официальная доктрина, раскрывающая природу становления государственности у отдельно взятого народа, не может быть лишена политикоправового заказа правящего в стране социального слоя. Поэтому вопрос происхождения государства остаётся актуальным и на сегодняшний день. Объект моего исследования - основные теории происхождения государства и права. Предмет исследования – социально-правовые положения и политические особенности теорий происхождения государства и права. Цель работы – изучение мнений сторонников тех или иных теорий происхождения государства и права, усвоение характерных отличий и общностей теорий, взглядов, позиций и т.д. 3 Общая характеристика теорий происхождения государства и права Люди уже на протяжении нескольких тысячелетий живут в условиях государственно-правовой действительности. Существует множество учений, каждое из которых с определенной степенью доказательности объясняет причины происхождения государства и права. В основе этого явления лежат многие факторы, к которым следует отнести: время зарождения учения; проповедуемая идеология; характер экономических отношений; официально осуществляемая политика; бытующий характер вероисповедания и т.п. Необходимо отметить, что цель изучения любого общественного явления заключается в познании его сущности. Она достигается при помощи применения различных методов познания и всегда носит познавательный характер. Результаты исследования находят свое применение не только в теории, но и в практике государственного строительства. Плюрализм мнений всегда позволяет более полно и объективно изучить суть исследуемого вопроса, избежать ошибок в настоящем и будущем. Процесс возникновения государства и права носит постоянный характер. В начале 90-х годов XX столетия в результате распада СССР возникло 15 новых самостоятельных государств. В июне 2006 г. в результате проведенного референдума на территории бывшей Югославии, подводя итог ее распаду, были образованы два новых государства - Сербия и Черногория. Например, особенностью процесса возникновения новых государств в современных условиях и определения их политической ориентации является то, что он осуществляется под контролем мирового сообщества. Это позволяет избежать зарождения антидемократических (подобно фашистскому) режимов. В конечном счете, основными вариантами организации государственной жизни являются два принципиальных подхода: люди для государства или государство 4 для людей. Найти приемлемый консенсус в этом соотношении, как свидетельствует история, не так-то просто.1 Итак, предлагаю рассмотреть ниже самые распространенные теории происхождения государства и права. 1 Мелехин А.В Теория государства и права: учеб./М.:МаркетДС, 2007.-c.44-45 5 Теологическая (божественная) теория происхождения государства и права Теологическая теория происхождения государства получила распространение во времена средневековья. Ее основателем обычно считается крупнейший идеолог католицизма.2 Фома Аквинский (1225 - 1274), сочинения которого стали своего рода энциклопедией церковной идеологии того времени. Ф. Аквинский развил божественную теорию происхождения государства и права в стройное учение, согласно которому мир основан на иерархии форм (божественная, духовная и материальные формы). Во главе иерархии стоит Бог. Духовный мир возглавляется папой как наместником Бога на земле. По тому же иерархическому принципу организовано и общество: подданные подчиняются царям и светским властям, рабы должны подчиняться господам. Соответствующее подчинение есть и в системе законов. Ф. Аквинский разделил их на четыре вида: - вечный закон - это сам божественный разум, управляющий миром; - естественный закон - это отражение вечного закона человеческим разумом. К нему относятся законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода; - человеческий закон - это позитивное право или действующее феодальное право, выражающее требования естественного закона, подкрепленные санкциями. Этот закон необходим для того, чтобы люди вследствие грехопадения не извращали закон естественный; - божественный закон - это Библия. Этот закон необходим людям по двум причинам. Во-первых, из-за несовершенства человеческого разума, не дающего возможности людям самим прийти к единому представлению о правде. Вовторых, Библия должна помочь им в этом.3 2 3 Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М.: Юристъ, 1999г.-c.289 Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М.: Юристъ, 1999г.-с.290 6 В 1879 г. энцикликой папы Льва XIII учение Фомы Аквинского (томизм) было объявлено наиболее соответствующим духу и задачам католицизма.4 Итак, можно сделать вывод, что центральным в теологической теории является утверждение о том, что право создано Богом для регулирования жизни людей и что оно даруется человеку через посредство пророка или правителя (монарха). Наиболее прочные позиции эта теория завоевала в период становления и развития феодализма. На рубеже XII - XIII вв. в Западной Европе была популярной теория "двух мечей". Из имеющихся двух мечей церковь оставила себе один и вложила его в ножны, так как сама религия не должна использовать меч. Второй она вручила государям для "вершения" земных дел. Таким образом, государь наделялся церковью правом повелевать людьми, одновременно являясь слугой церкви. При этом утверждается приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством).5 Такое же представление о природе права мы находим в некоторых других (более древних) правовых системах, таких, как вавилонские законы, древнееврейские законы и законы Ману, а также в исламском праве.6 Так, например, в законах царя Хаммурапи (древний Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя: «Боги поставили Хаммурапи править “черноголовыми”»; «Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу» (т.е. богоподобен). В XX веке сходные мысли о божественном первоисточнике государственной власти развивал французский философ и теолог Жак Маритен. Также и многие другие современные приверженцы теологических естественноправовых учений (А. Ауэр, Э. Вольф, X. Домбоис, Ф. Харст и др.) в конечном счете, именно в Боге (его разуме, воле, творении и т. д.) сопряжённым с волей, разумом и творчеством человека видят исходное основание и источник права и государства. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. - М.:Юристъ, 2004. -с.19 Мелехин А.В Теория государства и права: учеб./М.:МаркетДС, 2007.-с.45 6 Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М.: Юристъ, 1999г.-с.290 4 5 7 В настоящее время данная концепция представляет официальную доктрину государства Ватикан.7 Данная теория - дитя своего времени. В Средние века в Европе (а в некоторых мусульманских странах - сегодня) наблюдалось засилье религиозной идеологии. Именно через призму Бога виделось людям того времени объяснение многих и многих социальных явлений и, в частности, права. Одним словом, теологическая теория - это также ответ на вызов своего времени. Достоинством данной теории является то, что именно ее авторы впервые жестко связали вместе такие понятия, как право (пусть и как выражение божественной воли) и справедливость. В дальнейшем эта идея будет детально развита естественно-правовой теорией. Однако заслуг божественной теории в этом плане нельзя приуменьшать. Вместе с тем имеются большие трудности в том понимании права, которое предлагает божественная теория. Во-первых, эта теория, требует веры в какое-либо божественное начало (Христа, Аллаха, Будцу). Поэтому она ограничивает рациональное исследование вопроса о происхождении права рамками веры. Во-вторых, не существует универсально приемлемой концепции Бога. Например, семитская религия иудаизма, ислам и христианство рассматривают Бога как личностное, антропоморфное существо мужского пола. Индуисты считают Бога абсолютной душой, а индивидуальную душу частью этой души. Поскольку человеку не дано постичь Абсолют, размышления становятся возможными через посредство младших братьев или объектов природы. В-третьих, эта теория требует признания посредника как глашатая Бога, будь то пророк, как в древнеевропейской или исламской теории, или правитель, как в вавилонской теории. В-четвертых, эта теория позволяет лицу, который интерпретирует, уточняет и применяет законы, избежать ответственности за законотворчество, Электронная энциклопедия «Википедия» cтатья «Теории происхождения государства и права» http://ru.wikipedia.org/wiki/Теории_происхождения_государства_и_права#.D0.A2.D0.B5.D0.BE.D1.80.D0. B8.D1.8F_.C2.AB.D0.B8.D0.BD.D1.86.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.B0.C2.BB 7 8 правоприменение, поскольку естественно, что созданное в результате этих действий право является божественным правом, а не продуктом его собственных действий. Божественная теория сыграла свою роль в обществе, однако на настоящем этапе общественного развития вряд ли она приемлема.8 Теологическую теорию, как и любую догму, нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть. Вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.е. это, в конечном счете, вопрос веры.9 8 9 Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М.: Юристъ, 1999г.-с.291-292 Мелехин А.В Теория государства и права: учеб./М.:МаркетДС, 2007.-640с. 9 Патриархальная теория происхождения государства и права Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма и какими-то отголосками дошла до наших дней.10 Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н. э.), который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая является неограниченной. Поскольку изначально признается божественное происхождение власти "патриарха", подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота монарха способна обеспечить необходимые для человека условия жизни. Как и отец в семье, так и монарх в государстве не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо они - его дети.11 В Китае эту теорию государства как большой семьи развил Конфуций (551 479 гг. до н.э.). Государство он рассматривал как большую семью. Власть императора он уподоблял власти отца, а отношения правящих и подданных семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как о детях.12 Алексеев С.С., Архипов С.И. Теория государства и права. М.: Норма, 2005. - с.261 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. - М.:Юристъ, 2004. - с.19 12 Мелехин А.В Теория государства и права: учеб./М.:МаркетДС, 2007.-с.45-46 10 11 10 В средние века, обосновывая существование в Англии абсолютизма, Р. Фильмер в работе «Патриархия, или защита естественного права королей» (1642 г.) со ссылками на патриархальную теорию, а так же Библию доказывал, что Адам, который, по его мнению, получил власть от бога, передал затем эту власть своему старшему сыну – патриарху, а тот уже своим потомкам – королям.13 С этих позиций он расценивал всякое выступление против абсолютной власти монарха как греховное нарушение божественного порядка властвования и божественно установленной формы отцовской власти в государстве.14 Сочинение Фильмера было самой экзотической работой, выражавшей идеи патриархальной теории. Уже современники Фильмера обратили внимание не несуразность многих ее положений. Например, из теории Фильмера следовало, что монархов должно было быть столько, сколько было отцов семей, или в мире должна была существовать одна монархия. Естественно, такого исторически никогда не было, да и быть не могло. Однако многие другие юристы и социологи более глубоко рассматривали роль семьи в возникновении государства, а также других социальных институтов.15 Патриархальная теория нашла благоприятную почву в России. Ее активно пропагандировал социолог, публицист, теоретик народничества Н.К. Михайловский.16 Видный историк М.Н. Покровский также считал, что древнейший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской. Видимо, не без влияния данной теории пустила глубокие корни в нашей стране вековая традиция веры в «отца народа», хорошего царя, вождя, этакую суперличность, способную решать все проблемы за всех. По сути своей такая Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. - с.29-30 14 Электронная энциклопедия «Википедия» cтатья «Теории происхождения государства и права» http://ru.wikipedia.org/wiki/Теории_происхождения_государства_и_права#.D0.A2.D0.B5.D0.BE.D1.80.D0. B8.D1.8F_.C2.AB.D0.B8.D0.BD.D1.86.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.B0.C2.BB 15 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. - с.30 16 Алексеев С.С., Архипов С.И. Теория государства и права. М.: Норма, 2005. - с.270 13 11 традиция антидемократична, обрекает людей на пассивное ожидание чужих решений, подрывает уверенность в себе, снижает у народных масс социальную активность, ответственность за судьбу своей страны.17 В современных условиях семейственности в патриархальная отношениях между теория людьми с ее положениями отражена в идее государственного патернализма - возложении на государство обязанностей по выполнению общественно полезных функций. Это выражается в предоставлении населению помощи и оказанию заботы в различных ситуациях (решение социальных вопросов).18 Итак, к достоинствам патриархальной теории можно отнести то, что она: а) способствует сплочению общества; уважению, почитанию государственной власти; б) культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи). Недостатком теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат следующие факты: а) в семье существуют действительные родственные связи, в то время как весь народ (несмотря на наличие определенной общности) вряд ли правильно объявлять родственниками; б) монарх - представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье (отец действительно является основателем рода, монарх же, если и основатель, то государства, а не народа; монарх не является родственником подавляющего большинства населения; зачастую монарх призывается из другого государства и вообще не имеет кровнородственной связи с управляемым государством; власть отца неформальна и непосредственна, власть монарха сильно формализована, сопровождена 17 18 церемониалом, осуществляется опосредованно, через Алексеев С.С., Архипов С.И. Теория государства и права. М.: Норма, 2005. - с. 271 Мелехин А.В Теория государства и права: учеб./М.:МаркетДС, 2007.-с.46 12 чиновников, бывает подкреплена законами, хартиями, опирается на аппарат принуждения); в) вряд ли можно считать государство прямым продолжением семьи еще и потому, что оба эти института зарождались постепенно и почти в одно и то же время в процессе разложения первобытнообщинного строя.19 Теории происхождения государства и права. Лекции. Электронная версия http://webarhimed.ru/page14.html 19 13 Договорная теория происхождения государства и права Теория договорного происхождения государства также возникла в глубине веков. Эта теория объясняет происхождение государства посредством заключения общественного договора, рассматриваемого как результат разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей с целью лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Поэтому государство рассматривается как искусственное произведение сознательной воли людей, стремящихся таким способом более эффективно обеспечить принадлежащие им свободы и порядок в обществе. Отдельные положения договорной теории происхождения государства и права разрабатывались еще в V - IV в. до н. э. софистами в Древней Греции.20 Так, согласно Эпикуру - «справедливость, происходящая от природы, - есть договор о полезном - с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда». Из этого следует, что государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания, по которому люди часть своих прав, присущих им от рождения, передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека.21 Софисты в своих учениях исходили из того, что в основе образования права нет ничего вечного, неизменного. Все, что называется "правом, или правдой", составляет результат соглашения людей, искусственное изобретение человеческого ума. Против подобного рода учений и взглядов софистов решительно выступали величайшие мыслители античности, греческие философы Сократ, Платон и Мелехин А.В Теория государства и права: учеб./М.:МаркетДС, 2007.-с.48-49 Электронная энциклопедия «Википедия» cтатья «Теории происхождения государства и права» http://ru.wikipedia.org/wiki/Теории_происхождения_государства_и_права#.D0.A2.D0.B5.D0.BE.D1.80.D0. B8.D1.8F_.C2.AB.D0.B8.D0.BD.D1.86.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.B0.C2.BB 20 21 14 Аристотель. Общая позиция, которая разделялась и отстаивалась ими, заключалась в том. что не все законы и не все права являются "искусственным изобретением людей". Наряду с письменными законами, порожденными людьми, существуют вечные, неписаные законы, "вложенные в сердца людей самим божественным разумом". В основе этих законов лежит вечный, незыблемый божественный порядок, который господствует не только в человеческих отношениях, но и "во всем строе мироздания". Подобные взгляды особенно четко прослеживались в учении Аристотеля. Все право он делил на две основные части: естественное и условное (волеустановленное) право. "Естественное право - то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право - то, которое первоначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено, это безразличие прекращается".22 Но если в воззрениях философов Древней Греции мы находим лишь зачатки данной теории, то в трудах блестящей плеяды мыслителей XVII–XVIII вв. Г. Греция, Б. Спинозы (Голландия), А. Радищева (Россия), Т. Гоббса, Дж. Локка (Англия), Ж.-Ж. Руссо (Франция) и др. она получила полное свое развитие.23 Например, Т.Гоббс рассматривал естественное состояние человека вне государства как "состояние войны всех против всех". Свою позицию он мотивировал тем, что в догосударственном строе в принципе каждый имеет неограниченное право на все. Однако в силу своего разумного начала человек сам определил естественные законы, запрещающие совершение определенных действий, носящих пагубный характер для него лично и для окружающих. Это позволило Т. Гоббсу сформулировать несколько естественных законов, которые неизменны и вечны: надо искать мира и следовать ему; не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы сделали тебе; люди должны выполнять заключенные ими соглашения.24 Электронный словарь «Академик» Статья «Естественно-правовая http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_law/694/ЕСТЕСТВЕННО 23 Алексеев С.С., Архипов С.И. Теория государства и права. М.: Норма, 2005. - с.274 24 Мелехин А.В Теория государства и права: учеб./М.:МаркетДС, 2007.-с.52 22 теория» 15 Дж. Локк развил либеральную концепцию договорного происхождения и назначения государства, согласно которой целью общественного договора об учреждении государства является обеспечение неотчуждаемого (и в условиях государственной жизни) естественного права каждого на его собственность, то есть его жизнь, свободу и имущество. Договорные отношения людей с государством - это постоянно длящийся и обновляющийся процесс, основанный на принципе согласия. В соответствии с этим принципом народ, будучи источником суверенитета, имеет право свергнуть деспотическую власть как нарушителя условий общественного договора. Также и каждый отдельный человек, достигнув совершеннолетия, сам решает вопрос о том, присоединиться ли ему к общественному договору и стать членом данного государства или покинуть его.25 Основные положения учения Ж.-Ж. Руссо. Они были изложены в его работах "Об общественном договоре, или начала политического права" и "О причинах неравенства". Присущие людям изначально такие качества, как свобода и равенство были нарушены с появлением частной собственности. Она повлекла за собой возникновение социального неравенства и борьбу между богатыми и бедными. Выход из создавшегося положения должен быть найден с помощью соглашения о создании государственной власти и законов, которым должны подчиняться все без исключения. Однако то, каким способом было это сделано, только усугубило неравенство в обществе. С утратой естественной свободы бедные слои населения не приобрели политического равенства и экономической независимости. Подвергая критике такое направление развития общественных отношений, Руссо предлагает свой проект "исправления" исторической несправедливости в виде заключения справедливого соглашения (договора) между народом и правителями. Электронная энциклопедия «Википедия» cтатья «Теории происхождения государства и права» http://ru.wikipedia.org/wiki/Теории_происхождения_государства_и_права#.D0.A2.D0.B5.D0.BE.D1.80.D0. B8.D1.8F_.C2.AB.D0.B8.D0.BD.D1.86.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.B0.C2.BB 25 16 Руссо так же считал, что суверенитет принадлежит народу в целом, а правители – это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле. 26 А.Н. Радищев вслед за Ж.-Ж. Руссо выводил право народа на восстание и революционное ниспровержение монарха, если тот допускает злоупотребление властью и произвол.27 Своеобразную теорию происхождения государства и права создал крупнейший представитель немецкой классической философии Г.В. Гегель. Он утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а, следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало – «абсолютная идея» («мировой разум», «мировой дух»). В своем произведении «Философия права» Гегель с позиций объективного идеализма критикует теорию договорного происхождения государства. Он признает заслугу Руссо в том, что тот видел основу государства в общей воле, но ошибка Руссо, по мнению Гегеля, заключается в выводе общей воли из воли отдельных личностей, между тем как воля государства есть нечто объективное, само по себе разумное начало, – независимое в своем основании от признания воли отдельных лиц.28 Таким образом, государство, согласно договорной теории, является порождением разумной воли народа, человеческим учреждением или даже изобретением.29 Достоинства данных концепций заключаются в том, что они имеют глубокое демократическое содержание, обосновывая естественные права народа на формирование государственной власти, а также на её свержение. Недостатки в том, что игнорируются объективные внешние факторы, влияющие на государства (социально-экономические, военно-политические). Договорная теория носит демократический характер, поскольку исходит из того, что человек ценен сам по себе, а потому с рождения имеет права и Мелехин А.В Теория государства и права: учеб./М.:МаркетДС, 2007.-с.51 Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М.: Юристъ, 1999г.-с.73 28 Алексеев С.С., Архипов С.И. Теория государства и права. М.: Норма, 2005. - с.276 29 Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М.: Юристъ, 1999г.-с.74 26 27 17 свободы. Права и свободы важны для него настолько, что за них он должен бороться вплоть до свержения публичной власти, злоупотребляющей доверием со стороны народа, поверившего ей и передавшего часть своих прав. Теория общественного договора создавалась шаг за шагом и в конце концов подточила феодальные устои. Постепенно возникало понимание того, что люди сами, а не монарх или феодал должны распоряжаться своей судьбой, ведь они равны с момента рождения и каждый из них ценен для общества. 18 Теория насилия (завоевания) Теория насилия принадлежит к числу относительно новых теорий. Однако идейные предпосылки зародились еще в эпоху рабовладения. Как самостоятельное учение она возникла в XIX в. Ее представителями были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг. На этапе первоначального формирования они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера, т.е. завоеванием одним племенем другого.30 В отдельных случаях завоевания носили внешний характер (внешнее насилие), в другом, насилие зарождалось внутри самого общества (внутреннее насилие). При внутреннем насилии – в обществе одна группа людей насильственно подчиняет себе остальную массу населения (Л.Гумплович). При внешнем насилии государство покоренными было племенами необходимо и и территориями возникло для (завоевания, управления порабощения, колониальная политика) (Ф.Оппенгеймер).31 Так, Е. Дюринг, анализируя теорию насилия, пришел к выводу, что основой общественного развития являются внутренние факторы - формы политических отношений. Экономические отношения он считал производными от политических. Поэтому политическая сила является первоначальным фактором возникновения государства. В качестве доказательства обоснованности своей точки зрения он отмечает, что в интересах нормального развития любое решение общества должно приниматься большинством голосов. Оставшиеся в меньшинстве обязаны подчиняться воле большинства. Возникновение права собственности, классов и самого государства он рассматривал как результат насилия одной части общества над другой.32 Мелехин А.В Теория государства и права: учеб./М.:МаркетДС, 2007.-с.47 Теории происхождения государства и права. Лекции. Электронная версия http://webarhimed.ru/page14.html 32 Мелехин А.В Теория государства и права: учеб./М.:МаркетДС, 2007.-с.48 30 31 19 Особую роль в дальнейшем развитии и окончательном формировании основных положений теории насилия на рубеже XIX-XX вв. сыграл Л. Гумплович, который являлся сторонником теории внешнего насилия. Он считал, что государство возникает в результате завоевания одного племени другим.[В.А. Садовничий] Победившее племя становится господствующим. Проигравшие теряют свободу и становятся эксплуатируемыми (чаще всего рабами). Рабство ведет к появлению частной собственности и классов. Это накладывает отпечаток на образ жизни и способствует переходу от кочевого быта к оседлому с развитием новых видов трудовой деятельности (земледелие, торговля). Ведущиеся войны содержат в себе не только разрушительное воздействие, но и созидательные начала в виде образования новых государств. Истоком возникновения и развития характера государственной власти он считал на первом этапе обычное физическое превосходство (подчинение одного племени другим), переходящее затем в политическое и экономическое. Насилие им рассматривается как глобальное и естественное явление, порождающее единство интересов победителей и побежденных, правящих и управляемых. Эти факторы влекут за собой необходимость решения новых социально-экономических вопросов. Дальнейшее развитие общественных отношений в рамках государства, по мнению Л. Гумпловича, идет по пути демократизации. Это проявляется в развитии равноправия между различными слоями населения и смягчении применяемых государством методов властвования. Государство приобретает либеральные черты. Постепенно в нем развивается институт парламентаризма и образуется "современное культурное государство". Однако в основе такого характера развития событий, по его мнению, лежит насилие. В то же время он не считал современные ему капиталистические государства инструментами насилия.33 33 Мелехин А.В Теория государства и права: учеб./М.:МаркетДС, 2007.-с.49-50 20 Точку зрения Л. Гумпловича разделял и К. Каутский и его сторонники, которые считали, что при дальнейшем развитии общества государство формируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. В частности, они указывают, что в своем развитии государство проходит следующие фазы: 1) покорение одного народа другим; 2) возникновение каст (классов); 3) постепенное смягчение их неравенства; 4) замена военного господства господством права; 5) происхождение государства, где все люди имеют права и обязанности; 6) соединение людей в однородный народ; 7) рождение и развитие чувства патриотизма и образование нации.34 Плюсы данных концепций заключаются в том, что элементы насилия, действительно, были присущи процессу возникновения некоторых государств. Минусы в том, что кроме военно-политических факторов в регионе присутствуют также социально-экономические и др.35 Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М.: Юристъ, 1999г.-с.45 Электронная энциклопедия «Википедия» cтатья «Теории происхождения государства и права» http://ru.wikipedia.org/wiki/Теории_происхождения_государства_и_права#.D0.A2.D0.B5.D0.BE.D1.80.D0. B8.D1.8F_.C2.AB.D0.B8.D0.BD.D1.86.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.B0.C2.BB 34 35 21 Классовая (марксистская) теория происхождения государства и права Создателями классовой (марксистской, материалистической) являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Наиболее полно эта теория изложена Энгельсом в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Классовую теорию безоговорочно поддерживал и пытался развить дальше В.И. Ленин.36 Согласно марксистской концепции государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Именно этими экономическими изменениями был взорван родовой строй и заменен государством.37 Однако, с уничтожением классов отмирает и государство.38 Государство по характеристике Ф. Энгельса возникло из потребности держать в узде противоположность классов, и оно за редким исключением (периоды равновесия сил противоположных классов, когда государство получает относительную самостоятельность) является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса. Государство по Энгельсу является связующей силой цивилизованного общества: во все типичные периоды оно является государством исключительно господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса. Основными признаками государства, отличающими его от родовой организации, по Энгельсу являются: 1) разделение подданных государства по территориальным делениям и 2) учреждение публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением, организующим само себя как вооружённая силы. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М.: Юристъ, 1999г.-с.62 Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М.: Юристъ, 1999г.-с.62-63 38 Электронная энциклопедия «Википедия» cтатья «Теории происхождения государства и права» http://ru.wikipedia.org/wiki/Теории_происхождения_государства_и_права#.D0.A2.D0.B5.D0.BE.D1.80.D0. B8.D1.8F_.C2.AB.D0.B8.D0.BD.D1.86.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.B0.C2.BB 36 37 22 Оценивая государство как "машину для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса", Энгельс, тем не менее, считает факт появления в историческом процессе государства положительным. Однако, выполнив свою, в общем-то, положительную роль, государство не будет существовать вечно. "На определенной ступени экономического развития, которая связана была с расколом общества на классы, государство стало в силу этого раскола необходимостью. Мы приближаемся теперь быстрыми шагами к такой ступени развития производства, на которой существование этих классов не только перестало быть необходимостью, но становится прямой помехой производству. Классы исчезнут так же неизбежно, как неизбежно они в прошлом возникли. С исчезновением классов исчезнет неизбежно и государство. Общество, которое по-новому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей, отправит всю государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место: в музей древности, рядом с прялкой и бронзовым топором." 39 В подходе В. И. Ленина к государству акцент делается на антагонизме классов и на классовой природе государства. Государство - продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены… И наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы. Плюсы данной концепции заключаются в том, что она основывается на социально-экономическом факторе общества, минусы в недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических, и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.40 Итак, подводя итоги критическому рассмотрению классовой теории, до недавнего времени безраздельно господствовавшей в советской юридической и исторической науке, следует отметить, что многие ее положения справедливы. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М.: Юристъ, 1999г.-с.63 Электронная энциклопедия «Википедия» cтатья «Теории происхождения государства и права» http://ru.wikipedia.org/wiki/Теории_происхождения_государства_и_права#.D0.A2.D0.B5.D0.BE.D1.80.D0. B8.D1.8F_.C2.AB.D0.B8.D0.BD.D1.86.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.B0.C2.BB 39 40 23 Однако в остальном авторы классовой теории рисуют картину возникновения государства, прямо противоположную той, которую можно представить на основании комплексного изучения и учета в процессе исследования исторических данных.41 41 Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М.: Юристъ, 1999г.-с.67 24 Психологическая теория происхождения государства и права Представителями этой теории, возникшей в середине XIX в., были Г. Тард, Л.И. Петражицкий (1867 - 1931 гг.). Они объясняли появление государства и права через свойства человеческой психики, т.е. потребностью подчиняться и быть зависимыми от элиты. Народ рассматривался как пассивная инертная масса, ищущая подчинения. Общество и государство они рассматривали как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Человеку присуща психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, а также в необходимости коллективного взаимодействия. В своих работах Л.И. Петражицкий подразделял право на автономное (или интуитивное) и на позитивное (гетерономное). Автономное право образует переживания, Позитивное исполняющиеся правовое по зову представление "внутреннего основывается голоса" на точке совести. зрения авторитетного человека или на внешнем нормативном акте. Он считал, что право предназначено выполнять две общественно значимые функции: распределительную - наделение граждан материальными и идеальными благами в виде неприкосновенности личности, свободы слова и свободы собственности; организационную - наделение определенной категории субъектов права властными полномочиями.42 Плюсы данной концепции заключаются в том, что психологические закономерности - важный фактор, безусловно оказывающий влияние на социальные институты. Минусы в том, что психологические свойства личности не могут являться единственными причинами образования государства, так как 42 Мелехин А.В Теория государства и права: учеб./М.:МаркетДС, 2007.-с.48 25 психика человека формируется также под влиянием внешних (социальноэкономических) факторов и т. д.43 Электронная энциклопедия «Википедия» cтатья «Теории происхождения государства и права» http://ru.wikipedia.org/wiki/Теории_происхождения_государства_и_права#.D0.A2.D0.B5.D0.BE.D1.80.D0. B8.D1.8F_.C2.AB.D0.B8.D0.BD.D1.86.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.B0.C2.BB 43 26 Органическая теория возникновения государства и права Органическая теория возникновения государства была выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820 - 1903), а также учеными Вормсом и Прейсом, Блюнчли, Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV-III вв. до н. э.) сравнивали государство с организмом, а законы государства - с процессами человеческой психики. Г. Спенсер рассматривает государство в сравнении с живым организмом, т.е. как общественный организм, состоящий из отдельных людей (частей). Он считал, что государство образуется одновременно со своими составными частями (людьми). Поэтому оно будет существовать до тех пор, пока существует человеческое общество. Чтобы не допустить исчезновение человека как биологического вида, что означало бы одновременно гибель государства и общества - он считал необходимым добиваться гармонизации между естественными и социальными законами человеческого бытия. Под государственной властью он понимал господство целого над своими составными частями, выражающееся в обязанности государства обеспечивать благополучие своего народа. В здоровом организме все клетки функционируют нормально. Болезнь организма подвергает опасности, составляющие его клетки, а больные клетки снижают эффективность функционирования всего организма. В этой посылке просматривается системный и взаимозависимый подход к содержательной характеристике государства и общества.44 44 Мелехин А.В Теория государства и права: учеб./М.:МаркетДС, 2007.-с.46 27 Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы.45 Плюсы данных концепций заключаются в том, что биологические факторы не могли не повлиять на появление государственности, так как человек является существом биосоциальным. Минусы в том, что нельзя распространять все закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы, так как, несмотря на их взаимосвязь это разные уровни жизни со своими закономерностями и причинами возникновения.46 Теории происхождения государства и права. Лекции. Электронная версия http://webarhimed.ru/page14.html 46 Электронная энциклопедия «Википедия» cтатья «Теории происхождения государства и права» http://ru.wikipedia.org/wiki/Теории_происхождения_государства_и_права#.D0.A2.D0.B5.D0.BE.D1.80.D0. B8.D1.8F_.C2.AB.D0.B8.D0.BD.D1.86.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.B0.C2.BB 45 28 Расовая теория возникновения государства и права Основоположником расовой теории можно считать французского ученого Ж. А. де Гобино. Большой вклад в ее разработку внес и немецкий философ Ф. Ницше. Расовая теория строится на тезисе о том, что причиной возникновения государства является разделение общества на высшие и низшие расы. Первые, к которым, прежде всего, относятся арийцы, призваны господствовать в обществе, вторые - «недочеловеки» (славяне, евреи, цыгане и др.) - слепо повиноваться первым. Государство необходимо для того, чтобы одни расы господствовали над другими. Однако современная биологическая наука не видит никакой связи между расовыми различиями людей и их умственными способностями. Сама расовая теория носит не научный, а политический характер: не случайно ее положения об изначальном неравенстве различных рас и народов использовались нацистами для обоснования права арийской расы на захват территорий других народов и уничтожение последних во время Второй мировой войны. Таким образом, становится абсолютно очевидно, что теория Ф. Ницше и Ж. А. де Гобино неверна.47 Электронный словарь «Академик» Статья «Расовая теория происхождения государства» http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/461447 47 29 Ирригационная теория возникновения государства и права Основоположником этой теории был немецкий учёный Карл Август Виттфогель (1896-1988). Он считал, что необходимость возникновения государства обуславливалась необходимостью объединить большие массы людей для строительства и поддержания каналов, плотин, которые впоследствии обеспечивали урожаем всё общество и тем самым сохраняли баланс в обществе. В связи с этим данная необходимость приводит к образованию «менеджериально-бюрократического класса», порабощающего общество. К. А. Виттфогель деспотизм называет «гидравлической», или «агроменеджериальной», цивилизацией. 48 В подтверждение данной теории говорит тот факт, что первые государства возникли в долинах крупных рек (Египет - в долине Нила, Китай - в долинах Хуанхэ и Янцзы) и имели в своем появлении ирригационную основу. Против теории говорит то, что она не объясняет причину появления государств, расположенных не в долинах рек (например: горных, степных и т. д.).49 Теория государства и права / Под ред. Пиголкина А.С. Городец, 2003. - с.71 Теории происхождения государства и права. Лекции. Электронная версия http://webarhimed.ru/page14.html 48 49 30 Другие теории возникновения государства и права Историческая теория возникновения государства и права Историческая теория возникла в первой половине XIX. Ее основателями считают немецких ученых Г. Гуго, К. Савиньи, Г. Пухту. Они обосновывали жизнедеятельности происхождение людей, права существующими объективными в рамках условиями национального государства. С позиции сторонников исторической школы право вырастает из национального духа, «народного сознания». Законодатель же должен уловить «общее убеждение нации» и точно выразить его в позитивном праве. Право подобно «зерну, брошенному в почву». Произвола в установлении права нет. Законодатель не изобретает право, а «записывает подсказанное ему право», в лучшем случае выбирает наиболее приемлемое для него. Главный принцип существования права - саморазвитие.50 Теория специализации Согласно данной теории государство возникло как аппарат управления делами раннеземледельческой общины. По мере перехода от присваивающего хозяйства к производящему, разделения (специализации) труда стали выделяться люди, занимающиеся управлением, затем стали создаваться специальные органы управления. Одновременно шёл процесс социального расслоения (образования классов).51 Демографическая теория возникновения государства и права Сущность данной теории состоит в том, что практически все общественные процессы, в том числе и образование государства, всегда обусловлено ростом 50 51 Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М.: Юристъ, 1999г.-с.294 Электронная энциклопедия «Викизнание» статья «Теория специализации» 31 населения, проживающего на определенной территории, которым нужно управлять.52 Патримониальная теория возникновения государства и права Согласно данной теории государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный суверенитет. Либертарно-юридическая теория возникновения государства и права Согласно данной теории право и государство возникают, функционируют, развиваются и до сих пор существуют и действуют как две взаимосвязанные составные части единого по своей сущности их социальной жизни. Исторически свобода проявляется как раз в процессе разложения и представляет собой всеобщую и необходимую форму нормативного и институционального признания, выражения и защиты этой свободы в виде правосудия индивидов в частных и публично-властных делах и отношениях. Последующий всемирно-исторический прогресс свободы - это одновременно и прогресс соответствующих правовых и государственных форм бытия, закрепления и осуществления этой свободы. 53 Кризисная теория возникновения государства и права В этой концепции используются новые знания, основной упор делается на организационные функции первичных городов-государств, на взаимосвязь происхождения государства и становления производящей экономики. При этом особое значение придается крупному, экологическому кризису на рубеже неолитической революции, переходу на этом этапе к производящей экономике Электронная энциклопедия «Википедия» cтатья «Теории происхождения государства и права» http://ru.wikipedia.org/wiki/Теории_происхождения_государства_и_права#.D0.A2.D0.B5.D0.BE.D1.80.D0. B8.D1.8F_.C2.AB.D0.B8.D0.BD.D1.86.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.B0.C2.BB 53 Электронная энциклопедия «Википедия» cтатья «Теории происхождения государства и права» http://ru.wikipedia.org/wiki/Теории_происхождения_государства_и_права#.D0.A2.D0.B5.D0.BE.D1.80.D0. B8.D1.8F_.C2.AB.D0.B8.D0.BD.D1.86.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.B0.C2.BB 52 32 и, прежде всего, селекционной деятельности. Теория учитывает как крупные, общезначимые кризисы, так и кризисы локальные, например те, которые лежат в основе революций (французской, октябрьской и др.)54 Диффузная возникновения государства и права Государство возникает в результате передачи опыта управления большими отрядами человеческого сообщества от одних народов другим или как результат распространения опыта государственно-правовой жизни на те регионы земного шара, где он еще не использовался (XIX-XX века) (Гребнер).55 Спортивная возникновения государства и права Автор этой теории испанский философ и публицист Ортега-И.-Гасет. Возникновение государства автор напрямую связывает с происхождением игр и физических упражнений, в также спорта в целом. 56 Инцестная (половая) теория возникновения государства и права Эту теорию выдвинул современный французский этнограф и социолог ЛевиСтросс. Посвятив свою жизнь исследованию развития первобытного общества, он обосновал идею о том, что особенности производства человека (или иначе воспроизводство рода человеческого), а именно введение запрета инцеста, т.е. кровосмешения, явилось исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, приведшего в дальнейшем к возникновению государства. 57 Прочие теории возникновения государства и права Помимо перечисленных, существуют и другие теории происхождения государства. Среди них наиболее распространенные: - теория элит, (В.Парето, Г.Моска, Ч. Р.Миллс и др.). Электронная энциклопедия «Википедия» cтатья «Теории происхождения государства и права» http://ru.wikipedia.org/wiki/Теории_происхождения_государства_и_права#.D0.A2.D0.B5.D0.BE.D1.80.D0. B8.D1.8F_.C2.AB.D0.B8.D0.BD.D1.86.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.B0.C2.BB 55 Теории происхождения государства и права. Лекции. Электронная версия http://webarhimed.ru/page14.html 56 Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М.: Юристъ, 1999г.-с.54 57 Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М.: Юристъ, 1999г.-с.51 54 33 - технократические теории, (Р.Арон, Д.Гелбрейт и др.). -теория плюралистической демократии, (Мак-Айвер, Г.Хекшер, С.Файнер). - теория государства всеобщего благоденствия, (Д. Кейнс, Д. Мюрдал). - теория социального и правового государства, - теория солидаризма, (Л.Дюги). - теория конвергентного государства, - патерналистская теория, -теория мирового государства и правительства.(т.н.мирового правительства) 34 Заключение Итак, рассмотрев главные и наиболее популярные теории возникновения государства и права, можно отметить как положительные, так и отрицательные стороны каждой из них. Важно также помнить, что рассмотренные в данной курсовой теории возникновения государства и права являются результатом субъективного подхода их представителей к процессам развития общества и государства. Например, существуют теории, авторы которых придерживались одной общей теории, но имели разные к ней подходы. Но стоит заметить, что все же существует определенное научное согласие относительно характеристики предпосылок образования государства и права. Таким образом, можно выделить: -мифологические и религиозные теории происхождения государства и права (теологическая теория), -патриархальные и патерналистские теории происхождения государства и права (патриархальная и патерналистская теория), -органические теории происхождения государства и права (органическая теория), -договорные или естественно-правовые теории происхождения государства и права (договорная теория, теория мирового государства и правительства), -насильственные теории происхождения государства и права (теория насилия (завоевания)), -психологические теории происхождения государства и права (психологическая теория), -материалистическая или марксистская (классовая) теория происхождения государства (классовая (марксистская) теория) -экологические теории происхождения государства и права (ирригационная теория). 35 В заключение можно сделать вывод, что возникновение государства и права было в первую очередь обусловлено необходимостью регулировать и обеспечивать индивидуальные интересы людей в обществе, защищать их личные права и свободы, помогать личности реализовать себя наиболее подходяще для нее. 36 Литература А. Основная 1. Алексеев С.С., Архипов С.И. Теория государства и права. М.: Норма, 2005. - 496 с. 2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. - .528 с. 3. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М.: Юристъ, 1999г.- 302с. 4. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.:Юристъ, 2004. - 512 стр. 5. Мелехин А.В Теория государства и права: учеб./М.:МаркетДС, 2007.-640с. 6. Теории происхождения государства и права. Лекции. Электронная версия http://webarhimed.ru/page-14.html 7. Электронная энциклопедия «Википедия» cтатья «Теории происхождения государства и права» http://ru.wikipedia.org/wiki/Теории_происхождения_государства_и_права#.D0.A 2.D0.B5.D0.BE.D1.80.D0.B8.D1.8F_.C2.AB.D0.B8.D0.BD.D1.86.D0.B5.D1.81.D1. 82.D0.B0.C2.BB Б. Дополнительная 1. Теория государства и права / Под ред. Пиголкина А.С. Городец, 2003. - 253 с. 2. Электронный словарь «Академик» Статья «Естественно-правовая теория» http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_law/694/ЕСТЕСТВЕННО 3. Электронный словарь «Академик» Статья «Расовая теория происхождения государства» http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/461447 4. Электронная энциклопедия «Викизнание» статья «Теория специализации» http://www.wikiznanie.ru/ruwz/index.php/Теория_специализации_(происхождение_государства) 5. Яндекс Словари статья «Теория исторического происхождения права» http://slovari.yandex.ru/~книги/Элементарные%20начала%20общей%20теории% 37 20права/Теория%20исторического%20(национального)%20происхождения%20 права%20(историческая%20школа%20права)/ 38

    ФГБОУ ВПО «Государственный университет – учебно-научно-производственный комплекс»

    Институт открытого дистанционного образования.


    Уважаемые абитуриенты!

    ФГБОУ ВПО «Госуниверситет-УНПК» приглашает вас для получения высшего образования по заочной форме с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в Институте открытого дистанционного образования (ИОДО).
    Выпускникам выдается диплом государственного образца .

    Что такое электронное обучение (ЭО) и дистанционные образовательные технологии (ДОТ)?

    Под ЭО понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под ДОТ понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

    Как организовано обучение?

    Учебный процесс организован с традиционным для вузов России делением на семестры и курсы. Студенты занимаются через Интернет под руководством преподавателей. Цель этих занятий – ориентация студентов на самостоятельную работу по выполнению элементов учебного плана (контрольных и курсовых работ, и т.п.).
    Защита курсовых работ реализуется дистанционно с применением электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС). Сдача зачетов и экзаменов происходит в период сессии в соответствии с расписанием через ЭИОС. Отчеты по практикам, а также защита выпускной квалификационной работы осуществляются очно в университете.
    Для обучения через ЭИОС необходимо иметь компьютер и доступ к Интернету.

    Преимущества ЭО и ДОТ:

    Доступность и комфортность;
    - индивидуальность;
    - независимость от места проживания;
    - обучение в удобное для студента время;
    - неограниченное количество консультаций;
    - сдача экзаменов и зачетов без выезда в учебное заведение.

    Набор студентов в ИОДО в 2015 году


    Направления подготовки бакалавров.

    Срок обучения – 4 года 10 мес.

    38.03.01 – Экономика (профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»).
    38.03.02 – Менеджмент (профиль «Менеджмент организации») . Имеются бюджетные места.
    40.03.01 – Юриспруденция.

    Стоимость обучения 14080 руб. в год.


    Для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля возможно ускоренное обучение по направлению 38.03.01 – Экономика (профиль «Финансы и кредит»).

    Направления подготовки магистров.

    Срок обучения – 2 года 5 мес.

    38.04.01 – Экономика.
    38.04.03 – Управление персоналом.
    38.04.04 – Государственное и муниципальное управление.
    38.04.08 – Финансы и кредит.

    Стоимость обучения 15740 руб. в год.


    Перечень вступительных испытаний по направлениям подготовки бакалавров

    40.03.01 – Юриспруденция:
    1. Обществознание*
    2. История
    3. Русский язык

    38.03.01 – Экономика;
    38.03.02 – Менеджмент:
    1. Математика*
    2. Обществознание
    3. Русский язык

    Прием на первый курс для обучения по программам бакалавриата проводится на основе результатов единого государственного экзамена (ЕГЭ) по общеобразовательным предметам, соответствующим направлению подготовки.
    При приеме на обучение по программам бакалавриата абитуриенты, имеющие среднее или начальное профессиональное образование, поступают по результатам вступительных испытаний, проводимых университетом в форме письменного экзамена.
    *При приеме в ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК» по договорам на оказание платных образовательных услуг на базе высшего образования университет устанавливает одно общеобразовательное вступительное испытание в форме письменного экзамена.

    Орел 2011

    1. Принципы организации работы студента в электронной системе дистанционного обучения ФДО 3

    1.1. Студенческая часть ЭСДО 3

    1.2 Теория 4

    1.3. Контрольные 4

    1.4 Курсовые 6

    1.5 Модульный контроль 7

    1.6 Рубежный контроль 7

    1.7 Почта 7

    1.8 Новости 8

    1.9 Зачетная книжка 8

    1.10 Выход 8

    1. Принципы организации Работы пользователей в электронной системе дистанционного обучения ФДО

    1.1. Студенческая часть ЭСДО

    Представляет собой основной интерфейс системы, предназначенный для зарегистрированных студентов. После авторизации по адресу http://do. *****/ (рисунок 2) студенту доступны панель «Навигация» и переходы к основным разделам подсистемы «Студент» (рисунок 3).

    https://pandia.ru/text/78/443/images/image004_27.jpg" width="221" height="295">

    1.2. Теория

    После нажатия на панели «Навигация» на раздел «Теория» студент может просмотреть (скачать) теоретический материал (методические указания, учебники, пособия и т. д.) по изучаемым дисциплинам в текущем учебном году (рисунок 4).

    Контрольные работы" href="/text/category/kontrolmznie_raboti/" rel="bookmark">контрольных работ на текущий учебный год, сдать (отправить) преподавателям выполненные контрольные работы на проверку, просмотреть результат проверки контрольных работ и информацию о допусках к итоговому контролю знаний по соответствующим дисциплинам (рисунок 5).


    https://pandia.ru/text/78/443/images/image008_17.jpg" width="387" height="128 src=">

    Рисунок 6 – Сдача студентом файла с контрольной работой

    После отправки студентом преподавателю файла с контрольной работой в разделе «Контрольные» в столбце «Результат» меняется статус с «Не сдавалась» на «На проверке». Если после проверки контрольной работы преподаватель поставит «Зачтена» или «Не зачтена», то статус в разделе «Контрольные» авторизованного студента в столбце «Результат» поменяется соответственно на «Зачтена» или «Не зачтена». Если результат «Не зачтена» (рисунок 7), то студенту следует открыть комментарий (рецензию) преподавателя к контрольной работе по ссылке «Сдать контрольную № 1» из столбца «Сдать контрольную». После внесения исправлений в контрольную работу необходимо прикрепить файл с контрольной работой посредством кнопки «Обзор» и повторно сдать (отправить) его преподавателю на проверку нажатием кнопки «Сдать» (рисунок 8). После того, как все контрольные по соответствующему предмету будут зачтены, студент получит допуск к итоговому контролю знаний (статус в столбце «Допуск к итоговому контролю» поменяется с «Допуска нет» на «Допуск есть»).

    https://pandia.ru/text/78/443/images/image010_14.jpg" width="640" height="202 src=">

    Рисунок 8 – Фрагмент меню «Контрольные» (комментарий преподавателя, форма для отправки, исправленной контрольной работы)

    1.4. Курсовые

    В данном разделе студент может просмотреть (скачать) файлы с заданиями для выполнения курсовых работ на текущий учебный год, сдать (отправить) преподавателям выполненные курсовые работы на проверку, просмотреть результат проверки курсовых работ (допуске или недопуске к защите курсовых работ) и информацию о допусках к итоговому контролю знаний по соответствующим дисциплинам.

    Технология отправки курсовой работы на проверку преподавателю аналогична технологии отправке контрольной работы, описанной выше.

    В разделе «Курсовые» в столбце «Результат» раздела «Курсовые» авторизованного студента могут быть статусы «Не сдавалась», «На проверке», «Не допущен к защите», «Допущен к защите». После получения допуска к защите курсовой работы студенту необходимо согласно расписания зайти в ЭСДО и ответить на вопросы преподавателя. Только после получения положительной оценки по защите курсовой работы студент получает допуск к интретнет-тестированию по данной дисциплине.

    1.5. Модульный контроль

    В данном разделе авторизованного студента находится список дисциплин с указанием экзаменатора, гиперссылкы на модульное (промежуточное) интернет-тестирование и его результат. По каждой дисциплине предусмотрено два модульных тестирования в семестр. Модульные тестирования необходимо пройти в течение семестра до начала сессии.


    1.6. Рубежный контроль

    В данном разделе авторизованного студента находится список дисциплин с указанием экзаменатора, вида, даты, статуса итогового контроля (рисунок 9). Согласно дате контроля в столбце «Контроль» появляется гиперссылка на интернет-тестирование, после тестирования отражается его результат.

    https://pandia.ru/text/78/443/images/image012_15.jpg" width="642" height="303 src=">

    Рисунок 10 – Раздел «Почта»

    1.8. Новости

    В этом разделе отображаются в хронологическом порядке новости, опубликованные администратором ЭСДО и преподавателями, обучающими авторизованного студента (рисунок 11). Если в разделе «Новость» есть непрочитанное сообщение, то название раздела будет содержать метку «New». Метка снимется после просмотра сообщений.

    Интернет-кафе" href="/text/category/internet_kafe/" rel="bookmark">интернет-кафе .

    По вопросам учебно-методического обеспечения ЭСДО можно обращаться в методический отдел ФДО на e-mail *****@***ru (зав. отделом).

    По вопросам работы ЭСДО можно обращаться в отдел информационной поддержки на e-mail *****@***ru (администратор ЭСДО), *****@***ru (зав. отделом).

    Редактор

    Орловский государственный технический университет

    Лицензия № ИД 00670 от 01.01.2001.

    Подписано к печати 01.06.11 . Формат 60х84 1/16.

    Печать офсетная. Уч. - изд. л. 1,8. Усл. печ. 1,8л. Тираж 400 экз.

    Заказ №_____

    Отпечатано с готового оригинал-макета

    https://pandia.ru/text/78/443/images/image015_14.gif" width="56" height="52">на полиграфической базе ФДО ФГОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК»

    Здесь студенты на дневной, вечерней и заочной (с применением дистанционных технологий) формах обучения могут получить диплом специалиста или степень бакалавра, магистра по техническим и социально – экономическим направлениям подготовки, среди которых математика и механика, архитектура и геодезия в строительстве, приборостроение и электроэнергетика, менеджмент и юриспруденция. Сейчас комплекс объединяет: 2 учебно - научно - исследовательских института, находящихся в г. Орел; 11 факультетов; 47 кафедр; 3 филиала: Карачевский, Мценский и г.Ливны.

    Если вас интересует обучение по таким направлениям как: Промышленная безопасность, Энергетическая безопасность, Безопасность гидротехнических сооружений, Экологическая безопасность, Охрана труда и др., то ознакомьтесь с учебным центром .

    Примеры решенных тестов в личном кабинете

    Интернет – обучение

    Данную форму получения диплома курирует Институт открытого дистанционного образования. К достоинствам несомненно относятся: удаленность от университета; доступ к учебной информации 24 часа в сутки; большое количество консультаций в доступном режиме; использование информационных технологий и балльно – рейтинговой системы контроля процесса обучения; сдача экзаменов и зачетов без отрыва от работы или семьи, а также получение диплома государственного образца без указания формы и срока обучения.


    Сдача теста дистанционно - от 999,99 руб.*

    Сдача экзамена дистанционно - от 1000 руб.*

    Защита дипломной работы по скайпу - от 2500 руб.*

    Все окончательные расчеты по данной услуге производятся только после того, как услуга предоставлена (тест или экзамен сданы, дипломная защита прошла успешно). Итоговая стоимость зависит от сложности задания, дисциплины и срочности. Отправить заявку на расчет .

    На сайте Приокского государственного университета (УНПК) http://gu-unpk.ru/ в свободном доступе представлены учебные и методические материалы, график сдачи контрольных и курсовых работ, что без сомнения систематизирует Ваш процесс электронного обучения .


    ПРЕДЛАГАЕМ ПОЛНЫЙ СПЕКТР УСЛУГ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В Гу УНПК:

    • Решение тестов в личном кабинете (ответы на тесты);
    • Удаленные экзамены по любым дисциплинам (в том числе с использованием TeamViewer; с веб-камерой; с идентификацией личности);
    • Контрольные, курсовые работы, решение задач;
    • Эссе, рефераты;
    • Сдача сессии "под ключ";
    • Решаем вопросы с долгами в учебе в связи с переводом из другого ВУЗа;
    • Дипломные, магистерские, диссертационные работы;
    • Вступительные экзамены (помощь).

    Отправить заявку на расчет: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

    Позвонить: 8-800-100-6787 (По РФ бесплатно!)

    В свою очередь, мы готовы оказать посильную помощь в получении образования, а именно выполним контрольные, лабораторные и расчетно - графические работы, зачетные и экзаменационные тесты, отчеты по практике, ситуационно - ориентированные задания и учебно - производственные проекты. Всю работу выполним качественно и в срок.