Восточнославянские племена на территории Беларуси: расселение, общественные и хозяйственные отношения. Значение словосочетания «соседская община», признаки Что такое соседняя община

ОБЩИНА - надсемейное объединение людей, самоуправляющийся хозяйственный и социально-бытовой коллектив; характерна для доиндустриальной стадии развития человеческого общества.
Наиболее древним типом общины была кровнородственная община, сложившаяся еще у первобытных народов.
Кровнородственная община долгое время существовала у германцев, иранцев, финноугров и некоторых других народов. Ее наличие археологи определяют по существованию "больших домов", площадью до 300 кв.м. В каждом из таких домов жила одна патронимия (раter - "отец"; группа близких родственников по отцовской линии). Кровнородственные связи у этих народов продолжали играть большую роль и при переходе к соседской общине. Все члены патронимии возводили себя к хорошо памятному предку. Иногда имена предков помнились на протяжении десяти-двенадцати поколениЙ. Чужеземцев в такую общину принимали лишь на "правах" раба, поскольку он не происходил от этого предка. В племени, состоящем из общин-патронимий, существовала строгая иерархия родов - от правящих до совсем незнатных. Выходец из незнатного рода не мог стать во главе племени.
Со временем кровнородственная община превратилась в соседскую (территориальную). У земледельческих племен территориальная община вытесняет кровнородственную раньше, чем у скотоводческих. Земледелец имел больше возможностей прокормить себя, свою жену и детей без постоянной помощи рода.
У славян соседская община возникла очень рано. Об этом свидетельствуют находки археологами "малых домов", в которых могла проживать только одна семья. В состав славянской общины достаточно легко вливались чужеземцы. Рабы, захваченные в войнах, со временем имели возможность или уйти, или стать полноправными членами общины. Община выбирала старейшин. Земля принадлежала общине, а не отдельной семье. Характерной особенностью славянской общины были переделы земли.
Славянские города служили центрами племен и местом убежища крестьян-общинников от внешней опасности. Жители города и сельской округи делились на десятки, сотни, тысячи. Возможно, существовал и совет старейшин - "старцы градские", руководившие народным собранием - вечем .
Развитие соседской или крестьянской общины у славян связано с постепенным разложением родо-племенных отношений и формированием Древнерусского государства.

Природа и сущность древнерусской общины, которая именовалась вервью, до сих пор остается недостаточно изученной. Вероятно, на ранней стадии она объединяла несколько близлежащих поселений, в каждом из которых жило несколько (иногда несколько десятков) семей. В общинном владении находились пастбища, луговые и лесные угодья, места охоты и рыбной ловли, а также скот. Община обеспечивала устойчивость отношений внутри племени или союза племен. Более того, в течение длительного времени общинная организация тормозила процессы имущественного расслоения и выделения из среды свободных общинников более зажиточных семей.
Свободные общинники ("люди", по терминологии Русской Правды) оставались основным населением Руси и в первые века после образования Древнерусского государства. По мере обложения общинников княжеской данью (позднее - податями) община утрачивала владельческие права на землю, что вело к образованию и расширению вотчинного землевладения и постепенному закрепощению крестьянства.
На всем протяжении истории Древнерусского государства и Московской Руси, вплоть до сер. XVII в. община в определенной степени гарантировала входившим в нее крестьянам минимум прав в их взаимоотношениях с землевладельцами и государственной властью в обмен на выполнение общинниками определенной суммы обязанностей. Отношения внутри общины регулировались круговой порукой, зафиксированной еще в Русской Правде и сохранявшей свое значение на протяжении нескольких столетий. Земская реформа сер. XVI в. повысила роль общинного самоуправления, особенно в районах с преобладанием черносошного населения. Однако по мере юридического оформления крепостного права община все более подпадала под контроль государственных органов.
Тем не менее община сохраняла важную роль в организации хозяйственно-поземельных отношений в деревне, в частности, - в определении принципов пользования общинными угодьями - лесами, реками, лугами и др., в периодическом переделе земли, находящейся в наследственном владении крестьянских хозяйств, в распределении между ними налогов и податей. Эти функции община в той или иной степени сохраняла вплоть до нач. XX в.

Достаточно долго сохраняли у себя патриархальный быт. Народ разделялся на племена, отдельное племя состояло из родов. Родом называлось некоторое количество семей, объединенных родственными связями, владеющих общей собственностью и управляемых одним человекам - старшиной. Поэтому в славянских племенах понятие «старший» означает не только «старый», но и «мудрый», «уважаемый». Родовой старшина - мужчина средних лет или преклонного возраста - имел большую власть в роду. Для принятия более глобальных решений, например, обороны от внешнего врага, старшины собирались в вече и вырабатывали общую стратегию.

Распад родовой общины

Начиная с VII века племена стали расселяться, занимая при этом обширные территории. Этому процессу способствовали следующие факторы:

Появление частной собственности на орудия земледелия и продукты трудовой деятельности;

Владение собственными участками плодородной земли.

Связь родов терялась, на смену патриархальной родовой общине приходит новая форма социального устройства - соседская община. Теперь людей связывают не общие предки, а сопредельность занимаемых территорий и одинаковые методы ведения хозяйства.

Основные отличия соседской общины от родовой

Причиной ослабевания родственных связей стало постепенное отдаление родственных семей друг от друга. Основные отличия нового социального уклада состояли в следующем:

В родовой общине все было общим - добыча, урожай, орудия труда. Соседская община ввела понятие частной собственности наряду с общественной;

Соседская община связывает людей обрабатываемыми землями, родовая - родством;

В родовой общине старшим был старейшина, в соседской же решения принимал хозяин каждого дома - домовладыка.

Уклад соседской общины

Независимо от того, как называлась древнерусская соседская община в каждом отдельном случае, все они имели множество сходных административных и хозяйственных черт. Каждая отдельная семья обзаводилась собственным жилищем, имела свою пашню и покосы, отдельно рыбачила и отправлялась на охоту.

В собственности каждой семьи были луга и пашни, жилища, домашние животные, орудия труда. Леса, реки были общими, сохранялись также угодья, принадлежавшие всей общине.

Постепенно власть старейшин утрачивалась, зато усилилось значение мелких хозяйств. В случае необходимости люди не отправлялись за помощью к далеким родственникам. Домовладельцы всей округи сходились вместе и на вече решали важные вопросы. Глобальный интерес заставлял выбирать ответственного за решение проблемы - выборного старейшину.

Ученые не пришли к единому мнению относительно того, как называлась древнерусская соседская община. Скорее всего, в разных землях она именовалась по-разному. До наших времен дошли два названия славянской соседской общины - задруга и вервь.

Расслоение общества

Соседская община у восточных славян дала начало формированию социальных классов. Начинается расслоение на богатых и бедных, выделение правящей верхушки, которая укрепляла свою власть за счет военных трофеев, торговли, эксплуатации более бедных соседей (батрачество, а позднее - и рабство).

Из самых обеспеченных и влиятельных домовладык начинает формироваться знать - чадь нарочитая, которая состояла из таких представителей соседской общины:

Старейшины - представляли собой административную власть;

Вожди (князья) - осуществляли полный контроль над материальными и человеческими ресурсами общины в период военного времени;

Волхвы - духовная власть, которая базировалась на соблюдении общинных обрядов и на поклонении языческим духам и богам.

Важнейшие вопросы решались по-прежнему на сходке старейшин, но постепенно право принимать решения перешло к вождям. Князья в соседской общине опирались на свою дружину, которая со временем приобрела черты профессионального военного отряда.

Прообраз государственности

Родоплеменная знать, успешные купцы и наиболее обеспеченные общинники становились знатью, господствующим классом. Земля стала ценностью, за котороую стоило сражаться. В ранней соседской общине более слабых землевладельцев прогоняли с нужных земельных наделов. В период зарождения государственности крестьяне оставались на земле, но при условии, что они будут платить налоги. Богатые землевладельцы эксплуатировали своих более бедных соседей и пользовались рабским трудом. Патриархальное рабство возникало за счет пленных, захваченных в военных набегах. За пленников из знатных родов требовали выкуп, бедные попадали в рабство. Позднее рабами богатых землевладельцев становились разорившиеся крестьяне.

Изменение формы общественного устройства повлекло за собой укрупнение и консолидацию соседских общин. Образовывались племена и племенные союзы. Центрами союзов были грады - хорошо укрепленные поселения. На заре возникновения государственного строя восточные славяне имели два крупных политических центра - Новгород и Киев.

Эпоха первобытного строя характеризуется несколькими формами общественной организации. Период начался с родовой общины, в которую объединялись кровные родственники, ведущие в дальнейшем общее хозяйство.

Родовая община не только сплачивала родных друг другу людей, но и помогала выживать им с помощью совместной деятельности.

Вконтакте

Поскольку процессы производства начали делиться между собой, в общине началось разделение на семьи, между которыми распределялись общинные обязательства. Это привело к тому, что появилась частная собственность, которая ускорила разложение родовой общины, терявшей дальние родственные связи. С окончанием этой формы общественного строя появилась соседская община, определение которой строилось уже на других принципах.

Понятие соседской формы организации населения

Значение слова «соседская община» подразумевает группу из отдельных семей, живущих на определённой территории и ведущих на ней общее хозяйство. Такую форму называют крестьянской, сельской или территориальной.

Среди главных признаков соседской общины следует выделить:

  • общую территорию;
  • общее пользование землёй;
  • отдельные семейства;
  • подчинение общинным органам управления социальной группой.

Территория сельской общины была строго ограничена, но территории с лесами, пастбищами, озёрами и реками вполне хватало на то, чтобы вести индивидуальное скотоводство и земледелие. Каждая семья такой формы общественного строя владела своим участком земли, пашней, орудиями труда и скотом, а также обладала правом на определённую долю общинной собственности.

Организация, включённая в общество в качестве подчинённого элемента, выполняла только частично общественные функции:

  • накапливала производственный опыт;
  • организовывала самоуправление;
  • регулировала землевладение;
  • сохраняла традиции и культы.

Человек перестал быть родовым существом, для которого связь с общиной имела большое значение. Люди теперь становились свободными .

Сравнение родовой и соседской общин

Соседская и родовая общины являются двумя последовательными этапами в формировании общества. Преобразование формы из родовой в соседскую - это неизбежный и закономерный этап в существовании древних народов.

Одной из главных причин к переходу от одного типа организации общества к другому послужило изменение кочевого образа жизни на оседлый. Подсечно-огневое земледелие стало пашенным. Были усовершенствованы орудия труда, необходимые для обработки земель, а это привело к увеличению производительности труда. Появилось социальное расслоение и неравенство среди людей.

Постепенно распадались родовые отношения, которые сменились семейными. Общественная собственность оказалась на втором плане, а на первое место по значимости встала частная. Орудия труда, скот, жилье и отдельный участок принадлежали конкретному семейству. Реки, озёра и леса оставались принадлежать всей общине. Но каждая семья могла вести собственное дело , с помощью которого она зарабатывала средства на существование. Поэтому для развития крестьянской общины требовалось максимальное объединение людей, так как с приобретённой свободой человек утратил большую поддержку, которая оказывалась в родовой организации общества.

Из таблицы сравнения родовой общины с сельской можно выделить главные их отличия друг от друга:

Соседская форма общества имела больше преимуществ, чем родовая, поскольку она послужила мощным толчком к развитию частной собственности и складыванию экономических взаимоотношений.

Восточнославянская соседская община

Соседские отношения у восточных славян сформировались в VII веке. Называли такую форму организации «вервью». Название восточнославянской сельской соседской общины упоминается в сборнике законов «Русская правда», который создал Ярослав Мудрый .

Вервь представляла собой древнюю общинную организацию, существовавшую в Киевской Руси и на территории современной Хорватии.

Соседская организация характеризовалась круговой порукой, т. е. за совершённый её участником проступок должна была отвечать вся вервь. При совершении убийства кем-то из общинной организации виру (штраф) князю должна была выплатить вся общинная группа.

Удобство такого социального строя состояло в том, что в нём не было социального неравенства, поскольку богатые должны были помогать бедным, если у тех был недостаток продуктов. Но, как показывает будущее, социальное расслоение было неизбежным.

В период своего развития верви уже не были сельскими организациями. Каждая из них представляла собой союз нескольких поселений, которые включали несколько посёлков. Ранний этап развития общинной организации ещё характеризовался кровным родством, но со временем это перестало играть главную роль в жизни общества.

Вервь облагалась общей воинской повинностью. Каждое семейство обладало приусадебной землёй со всеми домашними постройками, орудиями труда, различным инвентарём, скотом, участками для земледелия. Как и у любой соседской организации, в общественных владениях у верви находились лесные территории, угодья, озёра, реки и места промысла.

Особенности древнерусской соседской общины

Из летописи известно, что древнерусскую общину называли «мир». Она являлась низшим звеном социальной организации Древней Руси. Иногда происходило объединение миров в племена, которые в периоды военной угрозы собирались в союзы. Племена часто воевали между собой. Войны привели к появлению дружины - профессиональных конных воинов. Дружинами руководили князья , каждый из которых владел отдельным миром. Каждая дружина представляла собой личную охрану её предводителя.

Земли превратились в вотчины. Крестьяне, или общинники, пользовавшиеся такой землёй, были обязаны платить дань своим князьям. Вотчинные земли передавались по наследству по мужской линии. Крестьян, живших в сельских соседских организациях, звали «чёрными крестьянами», а их территории - «чёрными». Народное собрание, в котором участвовали только совершеннолетние мужчины, решало все вопросы в крестьянских поселениях. В такой социальной организации форма управления представляла собой военную демократию.

В России соседские отношения просуществовали до самого XX века, в котором они и были ликвидированы. С увеличением значимости частной собственности и появлением избыточной продукции произошло разделение общества на классы, а общинные земли перешли в частные владения. В Европе происходили те же изменения . Но соседские формы организации населения существуют и сегодня, например, в племенах Океании.

Соседство - кооперативные связи, возникающие на основе совместного проживания. На основе соседских отношений образуется соседская (территориальная) община, приходящая на смену родовой общине. Соседская община - совокупность отдельных домохозяйств, связанных совместным землепользованием, совместным проведением досуга (например, в кофейнях, чайханах, кабачках), совместным совершением обрядов жизненного цикла и празднованием семейно-общественных праздников, повседневной и чрезвычайной взаимопомощью.
Взаимопомощь соседей не бросается в глаза и не планируется заранее. Она обусловлена в первую очередь традиционной бережливостью: сбыть или просто отдать лишнее, чтобы не пропало. Хотя никто не ведет речь о расчетах, но каждый понимает, что они неминуемы - иначе в следующий раз «должнику» это припомнится и он лишится всяких прав на бесплатные услуги. Поэтому механизм отдачи действует без осечек: «Сегодня ты отдал кому-то то, что тебе оказалось лишним. Завтра к тебе придет сосед и поделится своим».
Соседская община бывает сельской и городской. В сельскую общину объединены крестьянские дворохозяйства, в городскую - домохозяйства, ремесленные мастерские, купеческие лавки. Промежуточной формой общинной организации являются профессиональные цехи, корпорации ремесленников, размещающиеся в определенных частях города.
Простая община совпадала с деревней или селом. В составную общину входило несколько деревень, пользующихся одной и той же землей. Такие общины распространены особенно на севере России, где редкое население разбросано небольшими поселками среди лесов, где удобные для земледелия пространства встречаются лишь небольшими участками между землями неудобными, болотами и лесами. Раздельная община встречалась только в селах, составленных из двух или нескольких крестьянских групп. Каждая группа имеет свой особый надел и образует самостоятельную общину.
В дореволюционной России сложились следующие принципы общинного землевладения:
В исключительном, постоянном пользовании находится усадьба, сад, дом, огород; лес и выгон состоят в общем пользовании. Луга и сенокосы разделяются на участки ежегодно перед косьбой или же сено косится и ставится в копны всем миром, а затем уже делится.
Член общины не имеет права собственности на отведенный ему земляной пай, а лишь право владения и пользования. Поэтому он не может отчуждать его ни при жизни, ни на случай смерти: не может его закладывать; дети и родственники в случае, если не пожелают остаться в общине, не наследуют его по смерти крестьянина; земляной пай не может быть продан в удовлетворение долгов и взысканий.
Владение и пользование общинною землей обусловлено постоянною оседлостью в общине. Нельзя владеть общинными земельными паями в одно и то же время в нескольких общинах; нельзя владеть в одной и той же общине двумя и более паями, уступать, дарить свой пай не только члену другой общины, но даже той самой, к которой принадлежит владелец. Оставляя общину, крестьянин лишается доли земли и угодьях, поступающей в распоряжение мира.
Всякий полноправный член общины имеет в составе общинной земли свою долю. Все его дети также в свое время получат в пользование причитающиеся им участки земли. Община уравнивает между своими членами участки земли по количеству и качеству, так как полосы различаются плодородием и удаленностью от усадеб. Каждый ее член общины должен пользоваться частью выгод и разделять наравне со всеми часть невыгод. Община делит землю на крупные участки, из которых каждый обладает каким-либо специфическим достоинством или недостатком. Каждый общинник получает свою долю земли в каждом кону по жеребьевке. В итоге общинник имеет несколько полос разного плодородия и удаленности, что позволяет обеспечить равенство.

Первой формой общественной организации людей в эпоху первобытного строя была Это объединение кровных родственников, которые проживали на одной территории и все вместе занимались ведением общего хозяйства. Оно характеризовалось сплоченностью и единством всех ее представителей. Люди работали на общее благо, коллективным было и имущество. Но параллельно процессу разделения труда и отделения земледелия от скотоводства, появился послужило поводом деления родовой общины на семьи. Коллективная собственность начала перераспределяться между семьями частями. Это привело к появлению что ускорило разложение родовой и складывание соседской общины, в которой родственные связи перестали быть главными.

Соседская община (также называется сельской, территориальной или крестьянской) - это поселение людей, которых не связывают кровные узы, но они занимают определенную ограниченную территорию, которую обрабатывают коллективно. Каждая входящая в общину семья имеет право на часть общинной собственности.

Люди работали уже не сообща. У каждой семьи был свой участок земли, пашня, орудия труда, скот. Однако на угодья (лес, пастбища, реки, озера, т.д.) существовала по-прежнему общинная собственность.

Соседская община превратилась в организацию, включенную в общество как подчиненный элемент, выполняющий лишь часть общественных функций: накопление производственного опыта, регулирование землевладения, организация самоуправления, сохранение традиций, отправление культов и т.д. Люди перестают быть родовыми существами, для которых принадлежность к общине имела всеобъемлющее значение; они становятся свободными.

В зависимости от особенностей сочетания частного и коллективного начал выделяются азиатская, античная и германская соседская община.