Вставные конструкции. Московский государственный университет печати

Предложения с вводными и вставными конструкциями

Простое предложение может быть осложнено словами и конструкциями, которые не вступают с членами этого предложения в подчинительную связь, т.е. не образуют с ними словосочетаний и не обнаруживают грамматической зависимости от них. Их называют вводными и вставными конструкциями.

А.М.Пешковский считал такие конструкции инородными, «внутренне чуждыми приютившему их предложению». Однако их инородность заключается лишь в изолированной позиции, интонационной и грамматической выделенности в составе предложения. В смысловом же отношении они тесно и непосредственно связаны с содержанием высказывания.

Вводными являются слова, сочетания слов и предложения, которые выражают авторское отношение к собеседнику, дают общую оценку сообщаемого, а также указывают на источник сообщения, связь с контекстом и т.д. Ведущим значением вводных слов и конструкций является значение оценочности – модальной, эмоциональной, экспрессивной.

Вставные конструкции содержат дополнительные сообщения, попутные сведения. Они разъясняют, комментируют содержание основного предложения в разных отношениях.

И вводные, и вставные конструкции довольно резко выделяются в предложении интонационно. На письме они выделяются знаками препинания. Для вводных и вставных конструкций характерна так называемая интонация водности, которая конкретизируется как интонация включения или выключения из предложения. Интонация вводности характеризуется понижением голоса и более быстрым темпом произношения по сравнению с произносительной интонацией остального предложения.

Вводные конструкции

Вводные конструкции – слова, сочетания слов и предложения – делятся по семантике на несколько разрядов:

1. Вводные конструкции с модальным значением . Они выражают оценку говорящим степени достоверности высказывания; уверенность, неуверенность, сомнение, возможность, предположение и др.: конечно, несомненно, безусловно, вероятно, кажется, правда, без сомнения, в сущности, само собой, очевидно, весьма вероятно, в самом деле, может быть, должно быть, надо полагать и др. Например: Стало быть, по-вашему, физическим трудом должны заниматься все без исключения?

2. Вводные конструкции могут указывать на обычность совершаемого : как водится, по обыкновению, случается, бывает, как всегда, по обычаю и др. Например: Муму, по обыкновению , осталась его дожидаться.

3. Вводные конструкции указывают на источник сообщения : по преданию, по слухам, по словам, по сообщению, по сведениям, по-моему, по-вашему, говорят, дескать и др. Например: Но, по слухам , какая-то часть упорно сражалась под Каменском.

4. Вводные конструкции могут характеризовать отношение к способу выражения мысли : иными словами, другими словами, по выражению, прямо скажем, с позволения сказать, попросту говоря, честно говоря, грубо выражаясь, так сказать, что называется, лучше сказать, словом, короче и др. Например: Словом , стал дед Щукарь кучером.

5. Вводные конструкции представляют собой призыв к собеседнику с целью привлечь его внимание, внушить ему определенное отношение к высказанному : послушайте, знаете (ли), понимаешь (ли), простите, согласитесь, не поверишь (ли), вообрази, помилуй, скажи на милость, представьте себе и др. Например: Вообразите , наши молодые люди уже скучают.

6. Вводные конструкции указывают на связь мыслей, последовательность их изложения: итак, значит, наоборот, кроме того, вместе с тем, к тому же, при этом, сверх того, в общем, главное, кстати, наконец, к примеру, с одной стороны, между прочим, в конце концов, в довершение всего, следовательно, таким образом и др. Например: Между прочим , хотя рискую вас огорчить, но должен сознаться – кажется , один и ваш мост взорвал.

7. Вводные слова могут выражать эмоциональную оценку сообщаемого: к счастью, к несчастью, к удивлению, к радости, к сожалению, к изумлению, на беду, чего доброго, не ровен час и др. Например: К нашему счастью , взошло наконец прекрасное солнце.

8. Вводные конструкции могут указывать на экспрессивный характер высказывания : кроме шуток, по-настоящему, между нами, прямо скажем и др. Например: Сказать правду , спасенный не понравился Морозке с первого взгляда.

Специфическая функция вводных слов привела к появлению особой лексико-грамматической группы – модальных слов : это наречные по происхождению слова типа очевидно, конечно, вероятно ; некоторые из них выполняют только функцию вводных слов.

Вводные конструкции могут находиться в препозиции, интерпозиции и постпозиции. В препозиции и, редко, в постпозиции такие конструкции относятся к содержанию всего предложения. Например: К счастью , никто меня не заметил. Ничего и не скажешь, видно . В интерпозиции вводные конструкции, как правило, относятся к содержанию отдельных частей предложения. Например: Вечер провел я, по обыкновению своему , у коменданта.

Помимо вводных слов и словосочетаний, нередко встречаются и вводные предложения. Они выполняют те же функции, но отличаются своей структурой, являясь двусоставными, а чаще односоставными предложениями. Например: Но в этот день не то, что курочке негде было напиться, на даже, говорила мамаша , воробьи на лету замерзали.

Вводные предложения, в отличие от вводные сочетаний слов, не представляют собой застывших готовых выражений; они разнообразны по лексическому наполнению и не ограничены объемом.

Вставные конструкции

Вставными конструкциями называются слова, словосочетания и предложения, которые вносят в основное предложение дополнительные сведения, попутные замечания, уточнения, пояснения, поправки и резко разрывают, размыкают все предложение, его синтаксические связи. Как и вводные, вставные конструкции синтаксически не связаны с основным предложением, они сопровождаются значительными паузами.

Общее функциональное назначение вставных конструкций объединяет разнообразные по грамматической оформленности единицы: от минимальной и простейшей (например, только восклицательный или вопросительный знак, передающий отношение к мысли) до сложного предложения и даже целого абзаца.

Вставные конструкции могут стоять только в середине высказывания и, реже, в конце, но не в начале; они заключаются в скобки или выделяются знаком тире. Например:

Это было великолепное (!) зрелище, как мне потом сообщили, однако никому не было весело. Журналы иностранной литературы (два) я велел выслать в Ялту. Приблизительно в середине улицы (более версты длиной ) стояла большая деревянная церковь.

Вставные конструкции могут выполнять чисто служебную функцию, например, при оформлении ссылок на источник цитирования.

Стилистическая оценка вводных и вставных конструкций

Большинство вводных слов и конструкций стилистически нейтральны. Однако часть их стилистически маркирована. Так, книжный оттенок имеют: без всякого сомнения, к глубокому прискорбию, по всей вероятности, само собой разумеется и др.: Всякий, без всякого сомнения , заметил, как пустеют нынче усадьбы. Разговорно-просторечный характер имеют, например: видать, видно, знать, не иначе, чай и др.: У тебя женушка хоть еще и молода, а тоже, видать , смелая.

В стилистическом плане интересны те из них, которые выражают эмоциональную оценку содержания: к удивлению, на радость, удивительное дело, грешным делом, нечего греха таить и др. Выражая радость, удовольствие, огорчение, удивление, они придают речи экспрессивную окраску и нередки в живом общении людей, в художественном и публицистическом произведении.

Вводные слова могут использоваться и для речевой характеристики персонажей. Так, жена главного героя рассказа В.Шукшина «Микроскоп»во всем сомневалась, а потому любила употреблять слово «может ». Пришел муж и объявил супруге, что потерял деньги, получку;

М-хх, скважина! Где ты был? Может , вспомнишь? Может , на работе забыл где-нибудь? Может , под верстак положил да забыл?

Вводные предложения стилистически более независимы. Их основная сфера употребления – устная речь, которую вводные предложения обогащают интонационно; широко используются они и в художественной речи.

Предложения с обращениями

Обращениями называются слова и сочетания слов, называющие лицо или предмет, к которому обращена речь.

Обращение произносится с особой звательной интонацией. Основная функция обращения – побудить собеседника к какому-либо действию, ответу, привлечь внимание к сообщаемой информации. В роли обращения обычно выступают личные имена, реже – названия неодушевленных предметов, клички животных.

Самая естественная форма выражения обращения – имя существительное в именительном падеже. Однако в художественной литературе, разговорной речи встречается звательный падеж (звательная форма), которая функционировала в древнерусском языке. Например: Чего тебе надобно, старче. (См. также господи, господи боже мой, боже, батюшки светы и др.)

В современной разговорной речи распространены особые формы имен существительных для выражения обращений: усеченные Тань, Петь , повторение обращений с частицей а Иван, а Иван и др.

Сравнительно редко и только в экспрессивной функции в разговорной речи обращения выражаются и формами других падежей существительных: Эй, в шляпе , отойдите в сторону!

Обращение может стоять вне предложения или входить в его состав, располагаясь в любом месте – в начале, середине или конце предложения. Включаясь в состав предложения, обращение не становится его членом, т.е. не имеет сочинительной или подчинительной связи с другими словами и сохраняет обособленность своей позиции и грамматическую самостоятельность. Например: Дай, Джим , на счастье лапу мне. Край мой ! Любимая Русь и Мордва ! Притчею мглы ты, как прежде, жива.

При постановке обращений в начало предложений наблюдается тенденция к значительной его изоляции. Это обусловливает разнообразие знаков препинания (запятой, восклицательного знака). В ряде случаев обращение в начальной позиции может быть осложнено функционально; оно не только называет лицо, но и передает различные сопровождающие это название оттенки значения: упрек, испуг, радость, укоризненно-снисходительное отношение, т.е. субъективную модальность. Например: - Лиза , – произнес Лаврецкий, - Лиза , - повторил он и склонился к ее ногам… Такие предложения называют вокативными .

От обращений следует отличать и именительный темы (именительный представления), и номинативные предложения, например: Москва ! Как много в этом звуке для сердца русского слилось… Ср.: Москва ! Как много о тебе я думал (обращение); Москва . Ноябрь восемнадцатого. Первая годовщина революции (номинативные предложения).

Сфера распространения обращений очень широкая. Они – характерная принадлежность разговорной речи, особенно диалогической В речи поэтической и ораторской обращения выполняют особые стилистические функции: являются носителями экспрессивно-оценочного значения; как правило, они метафоричны: Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь, сенокос некошеный, лес да монастырь .

Стилистическое использование обращений

Обращения выделяются особым разнообразием эмоциональных оттенков в сравнении с другими средствами экспрессивности речи. Наибольший интерес представляет использование обращений писателями, вкладывающими в этот синтаксический прием свойственные разговорной речи интонации – нежность, участие: Я помню, любимая , помню; Ты жива еще, моя старушка ? В иных контекстах обращение звучит грубо, фамильярно: Вот и мы. Здорово, старая! ; Ах ты, рыжая бестолочь , что наделал! С помощью обращений речи можно придать высокое патетическое звучание: Питомцы ветреной Судьбы, тираны мира ! Трепещите!, – или убийственный сарказм: Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ . И вы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ , - или яркую изобразительную силу: Клен ты мой опавший, клен заледенелый.

Для создания эмоциональности речи могут использоваться как обращения слова с яркой экспрессивной окраской: надменные потомки, самовластительный злодей; образные перифразы: О Волга, колыбель моя, любил ли кто тебя, как я? При обращениях часто стоят эпитеты, да и сами они часто являются тропами – метафорами, метонимиями: Ты брось мне, каланча пожарная , пугать людей; Иди сюда, борода!

Усиливают эмоциональность речи и употребляемые при обращении междометия, частицы: Эй, ямщик!; А ну-ка , дружок!; тавтологические сочетания, плеоназмы: Ветер-ветрило! Море-океан! ; наконец, особая интонация – все это усиливает выразительность этого синтаксического приема в речи.

Предложения с вводными конструкциями используются и в устной, и в письменной речи довольно часто. Они помогают автору точнее выразить свое отношение к тому, о чем идет речь, или же подчеркнуть важность какой-то части сказанного.

При произношении вводной конструкции или слова говорящий всегда делает небольшую паузу, выделяя их интонационно. Оформление их на письме часто вызывает трудности. Подробнее о вводных конструкциях, их значении, а также о правилах постановки знаков препинания при них будет рассказано далее в статье.

О том, для чего используются вводные конструкции

Вставные конструкции: чем они отличаются от вводных

К вставным конструкциям принято относить добавочные предложения или фразы, вносящие дополнительные поправки, уточнения или пояснения к предложению, в которое их ввели.

Как правило, они содержат информацию, которая не подразумевалась в начале и возникла в процессе высказывания. Поэтому основным различающим вводные и вставные конструкции признакомявляется тот, что с них не может начинаться предложение. А так как в силу смысловой самостоятельности они требуют более веского выделения в составе предложения, то на письме их отделяют не запятыми, а скобками или тире. При произнесении такой конструкции интонация понижается и соблюдается пауза. Например:

  • Рано утром (на траве еще блестела роса ) он отправился к реке.
  • По дороге купил себе чудесный галстук - нужно же было как-то отметить важность события ! - и отправился на свидание.

Связь вставных конструкций с членами предложения

Вводные и вставные конструкции различает также такая особенность, что с основным предложением вставные конструкции могут соединяться не только по смыслу, но и при помощи союзов или союзных слов.

  • Ирина стерпела упреки (так как чувствовала себя немного виноватой ) и попыталась сгладить ситуацию.
  • Он не успел хорошо разглядеть лица девушки (поскольку поезд быстро набрал скорость ), но что-то заставило его долго смотреть вслед уходящему составу.

А в некоторых случаях вводные конструкции лишаются структурной связи со всем предложением или его членами. Как правило, в этих случаях они стоят в именительном падеже.

  • Теперь Нинель Андреевна (имя тетушки ) стала главой в его доме.

Подведем итог

Из всего сказанного выше становится ясным, что предложения с вводными конструкциями могут вызвать затруднения в постановке знаков препинания, если при написании не опираться на определенные правила.

Важно помнить, что в связи с отсутствием грамматической связи между вводными сочетаниями слов и самим предложением их всегда можно легко изъять. При этом не будет нарушена основная мысль предложения - это может служить основной проверкой того, является ли данная конструкция вводной. Кроме того, к ней нельзя поставить вопрос. Сравните:

  • Ты, между прочим , пришел очень вовремя (вводное сочетание слов можно без ущерба изъять, а вопрос поставить невозможно);
  • Эти слова он произнес между прочим (к сочетанию между прочим легко поставить вопрос: как? , а если его убрать из предложения, то смысл теряется).

Вставные конструкции - это отдельные слова, фразы или добавочные предложения, которые представляют своего рода комментарии, вносят дополнительные поправки, уточнения, пояснения к основной мысли, выраженной в целом предложении.

Характерные черты вставных конструкций:

Они не могут стоять в самом начале предложения;

На письме вставные конструкции отделяются скобками или тире, но не запятыми;

В местах размещения вставной конструкции при произнесении фразы соблюдается пауза, тон речи обычно понижается. Примеры:

  • Поздним вечером (было около одиннадцати) нас разбудил легкий стук по оконному стеклу.
  • Многие молодые девушки (подобно чеховским «сестрам») пытаются найти удачу и счастье в Москве.
  • Повинуясь странному капризу, а также врожденному инстинкту паяца, комедианта, он выдал себя - и не где-нибудь, а в Париже! - за англичанина. (Доде)
  • По простодушию своей натуры - это было его отличительной чертой - он мог довериться первому встречному.
  • Тем временем сумерки сгущались быстро (дело было зимой), и контуры предметов становились все более расплывчатыми.

Вставные конструкции могут функционировать как предикативные части предложения, то есть являться находящимся в единой смысловой и синтаксической целостности со сложным предложением.

  • Вы будете (как я уже отметил) присутствовать вместе с остальными членами собрания.
  • Дождь (а он шел уже три часа), казалось, не прекратится всю ночь.

Достаточно многочисленную группу составляют вставки, в которых указана дата: год, столетие и т.д.

  • Это как раз было время (60-е годы) споров «физиков и лириков».
  • Браманте было семьдесят лет, когда он скончался (1514 год), не закончив работы по реконструкции Ватикана.

Вставные конструкции, примеры которых приведены ниже, соединяются с основным предложением при помощи союзов и союзных слов.

  • Он не стал возражать против укора в свой адрес (поскольку ничего не успел сделать), но настроение было испорчено на весь день.
  • Михаила всегда привлекала архитектура (а он мечтал о профессии архитектора с детства), и знакомство с новым городом он всегда начинал с архитектурных памятников.

Следует различать вводные и вставные конструкции. В отличие от последних, вводные конструкции формально с не связаны. Они могут выражать различные значения с эмоциональной окраской: удивление, радость, сожаление, иронию и т.п. (к удивлению, к ужасу, к удаче, к огорчению, к счастью, что греха таить):

  • Что греха таить, хозяйством он интересовался мало.

Означают последовательность действий или изложения мыслей (во-первых, во-вторых, прежде всего, в заключение, наконец):

  • Во-первых, я уже видел этот фильм, во-вторых, я предпочитаю мелодраме

Также они могут выполнять модальную функцию, давая оценку в плане реальности события, о котором идет речь (несомненно, вероятно, определенно, разумеется, конечно, пожалуй):

  • Пожалуй, не стоит идти на рыбалку из-за обещанной жаркой погоды.

Вставные конструкции и обогащают как делая ее более выразительной и яркой, так и авторский стиль писателя. Однако следует помнить, что использованием данных конструкций не стоит злоупотреблять.

Вводные конструкции - это специальные слова, словосоче­тания, предложения, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает, или характеризует спо­соб оформления мыслей.

Вводные конструкции не вносят в предложение дополнитель­ных сведений, а только оценивают сообщение, заключенное в предложении. К ним нельзя задать вопрос, они не являются чле­нами предложения. Их можно изъять из состава предложения, сохраняя его структуру, не меняя смысла.

В устной речи для вводных конструкций характерна особая интонация. На вводных конструкциях делают ударение: Ср.: К несчастью, проливные дожди продолжают затапливать поля - К несчастью его никто не остался равнодушным.

В письменной речи вводные конструкции выделяются запя­тыми, реже - тире. Чтобы правильно выделять знаками препинания вводные конструкции, надо знать их значение. Различают несколь­ко основных групп вводных конструкций по их значению:

Отношения, выражаемые вводн. сл. Вводные конструкции Примеры
1. Уверенность Конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, безусловно, действительно, естественно, правда, в самом деле, я уверен и др. Лев, конечно, не силен, коль так смирен (И. А. Крылов).
2. Неуверенность, предположение Кажется, может быть, вероятно, очевидно, возможно, пожалуй, по-видимому, надо полагать, я думаю, надеюсь, полагаю, верно, должно быть, если я не ошибаюсь и др. Глазами, кажется, хо­тел бы всех он съесть (И. А. Крылов).
3. Различные чувства К счастью, к несчастью, к общей радости, к сожалению, к удивлению, к ужасу, к стыду, на беду, к прискорбию, странное дело, чего греха таить и др. А Скворушка завистлив был, к несчастью. На ту беду, лиса близе­хонько бежала (И. А. Крылов).
4. Привлечение внимания, приглашение к соразмышлению Пожалуйста, извините, простите, послушайте, поймите, знаешь ли, видите ли, представь себе, скажем, предположим, поверь, согласись, веришь ли, если хотите знать Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай! (И. А. Крылов). Знаете, я всю жизнь мечтал об этом путешествии!
5. Источник сообщения По сообщению.., по сло­вам.., по мнению.., пере­дают, говорят, слышно, с точки зрения.., на мой взгляд.., по-моему, как из­вестно, помнится, слышно, по сообщению и др. Ты, сказывают, петь ве­ликий мастерище. Ведь кошка, говорят, по­палась в когти к Льву (И. А. Крылов).
6. Связь мыслей, последовательность их изложения Во-первых, во-вторых, значит, итак, следовательно, словом, наконец, наоборот, напротив, между прочим, в общем, в частности, прежде всего, кроме того, стало быть, например, к примеру, главное, таким образом, кстати сказать, к слову сказать, с одной стороны и др. Так рассуждать они пус­тились вдвоем о всякой всячине: о их собачьей службе, о худе, о добре и, наконец, о дружбе (И. А. Крылов).
6. Приемы, способы оформления мыслей Точнее, короче говоря, мягко выражаясь, лучше сказать, к слову сказать, одним словом, иными / другими словами, иначе говоря, попросту говоря, если так можно выразиться, с позволения сказать, так сказать, лучше сказать и др. Я, собственно, ничем не болен (В. В. Вересаев).
7. Ссылка на обычность излагаемого Как всегда, как водится, как принято, по обычаю, бывает, случается, бывало и др. Муму, по обыкновению, осталась его дожидаться (И. С. Тургенев).
8. Оценка меры того, о чем говорится Самое большее, самое меньшее, по крайней мере, без преувеличений и др. На него, по крайней мере, можно положиться.
9. Экспрессивность высказывания (сила проявления чувств, переживаний) По правде, смешно сказать, не в укор будь сказано, чест­но говоря, между нами го­воря, надо признаться, кроме шуток, по секрету и др. Но, признаюсь, в нас сердце задрожало, когда увидели твое мы жало (И. А. Крылов).

Все вводные конструкции (слова, словосочетания, предложе­ния) выделяются запятыми независимо от места положения: Кажется , он не придет. Он, кажется , не придет. Он не придет, кажется .

Вводные конструкции отделяются и от предшествующих союзов (кроме а ): Пошел дождь, и, конечно , мы никуда не поедем, НО: Он дал слово, а следовательно , должен его сдержать. В начале предложения запятая между союзами и вводным словом обычно не ставится: Идействительно , у него это получилось; Ноконечно , все кончилось благополучно; Амежду прочим , он давно уехал отсюда.

Два вводных слова разделяются запятыми: Впрочем, может быть, ты прав.

Не выделяется вводное слово в начале обособленного члена: Осенняя погода, к несчастьюхолодная , с частыми дождями, осложняла уборку. НО: Осенняя погода, холодная, к несчастью , с час­тыми дождями, осложняла уборку.

Многие из приведенных в таблице слов могут быть и не ввод­ными словами, а обычными членами предложения (обыкновенно сказуемыми и обстоятельствами) и тогда, естественно, не выде­ляются запятыми. Ср.: Он, кажется , не придет сегодня - Онкажется усталым сегодня.

Как отличить вводное слово от омонима?

Различие вводных слов и омонимов видно из следующих примеров:

Ср.: Мед - прекрасный целебный продукт. Он помогает, во-первых, при простуде, во-вторых, при ожогах, в-третьих, при бессоннице и, наконец, успокаивает нервную систему (наконец указывает на связь мыслей, на порядок изложения, =еще ) - Давал три бала ежегодно и промоталсянаконец (А. С. Пушкин); Мы заждались, наконец-то ты пришел (наречие наконец имеет обстоятельственное значение времени, = под конец, после всего, в результате всего);

Никто, однако, не умел так рассказывать, как он; Я не надеялся на удачу, но, мне, однако, повезло (однако стоит в середине простого предложения) - Ему объясняли, однако он ничего не понял; Я не надеялся на удачу, од нако мне повезло (союз однако = но , стоит в начале простого предложения в составе ССП);

Значит, ты завтра не придешь? (указывает на вывод,=следовательно, стало быть ) - Для меня этозначит многое (является сказуемым, = означает );

Эти сведения, вообще, представляют большой интерес, но мы не можем их использовать (вообще=вообще говоря ) – Туда мывообще не пойдем; Онвообще отказывается говорить (вообще= ни при каких условиях, всегда, совсем, в целом ).

Есть слова, которые тоже не отвечают ни на какие вопросы и не являются членами предложения, поэтому их часто принима­ют за вводные и выделяют запятыми. Не являются вводными и не выделяются запятыми следующие слова и словосочетания: авось, буквально, будто бы, вдобавок, в довершение, большей частью, вдруг, ведь, весьма, в конечном счете, вот, вряд ли, все равно, все же, все-таки, едва ли, единственно, исключительно, именно, иногда, как будто, как бы, как раз, к тому же, лишь, между тем, небось, на редкость, неужели, непременно, наверняка, определенно, особенно, по замыслу, по предложению, по решению, по крайней мере, приблизительно, по-прежнему, примерно, притом, тем не менее, якобы. Например: Я ведь ничего не знал. Вы как раз пришли вовремя. Якобы он только посмотрел. Я как будто вас где-то видел.

Вставные конструкции

От вводных конструкций надо отличать вставные. Они тоже грамматически не связаны с членами предложения, но в отличие от вводных конструкций вставные конструк­ции не выражают отношения говорящего, а несут дополни­тельную информацию (замечания, пояснения, справки). Это как бы «незапланированное» сообщение (говорящий вдруг решил его вставить). В устной речи оно произносится как бы скороговоркой, несколько пониженным тоном. На письме вставные конструкции, в отличие от ввод­ных, выделяются скобками или, реже, тире с обеих сторон: Однажды вечером (это было в начале октября 1773 года) сидел я дома один, слушая вой осеннего ветра; Я вынул ключ, и - о ужас! - у меня в руках была только головка ключика (Л. Н. Толстой).

Знаки препинания, стоящие на месте разрыва предло­жения вставной конструкцией, помещаются после скобок: Я вас люблю ( к чему лукавить?), но я другому отдана (А. С. Пушкин).

Обращения

Обращения вместе со всеми относящимися к ним словами выделяются (в середине предложения) или отделяются (в начале или в конце) запятыми: Дорогие гости, милости просим за стол (А. С. Пушкин); Опустись, занавеска линялая, на больные герани мои (А. Блок); Неужели вы его боитесь, Сергей Ильич? (Д. Гранин).

Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак: Старик! О прежнем позабудь... (М. Ю. Лермонтов).

Частицао , стоящая перед обращением, не отделяется от него никакими знаками: О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. (А. П. Чехов); Скажи же, опроницательный читатель , зачем выведен Рахметов, который вот ушел и больше не явится в моем рассказе? (Н. Г. Чернышевский). Но если о выступает в роли междометия (со значением «ах» ), то после него, согласно правилам, ставится запятая: О, как он (Петербург) велик был! (Б. Пастернак); О! Павел Иванович , позвольте мне быть откровенным (Н. В. Гоголь) (постановка восклицательного знака вместо запятой факультативна).

Если перед повторяющимся обращением стоит частица а , то перед ней ставится запятая, а после нее никакого знака нет: Нина , аНин , поди сюда (К. Федин). При неповторяющемся обращении а выступает в роли междометия и отделяется запятой: А, Васька ! – сказал он, узнав прежде всего розоватые панталоны своего друга (С. М. Степняк-Кравчинский).

Личные местоимения ты и вы , как правило, не являются обращениями, а выступают в роли подлежащего. Однако они могут входить в состав распространенного обращения, пунктуационно выделяясь вместе с ним: Ну, полноте, полноте, балагур, шутник вы этакий (И. С. Тургенев). В редких случаях местоимения ты и вы сами по себе могут выступать в роли обращения, заменяя собой название лица, к которому обращена речь; в этих случаях они выделяются запятыми (в начале и в конце предложения после них может ставиться восклицательный знак): Эй, вы, чревовещатели! Марш по теплушкам! (Вс. Иванов); Ты! Бери его на мушку (К. А. Тренев); Тише, вы! (С. Антонов).

1. Понятие о вводных конструкциях.

2. Семантика вводных слов.

3. Структурные особенности предложений с вводными конструкциями.

4. Вставные конструкции.

Вводные и вставные конструкции относятся к структурам, осложняющим предложение. Их значение имеет добавочный характер относительно основной части высказывания, для них характерно отсутствие грамматической связи с другими членами предложения. Их так и называют «слова, грамматически не связанные с предложением». Однако в последнее время стали говорить о наличии лексических и грамматических средств связи, благодаря которым вводные и вставные конструкции взаимодействуют с основной частью высказывания.

Вводные и вставные конструкции различаются прежде всего по функции и семантике.

Вводные конструкции служат в предложении как средство выражения субъективной модальности. Они несут оценку говорящего, характеристику высказывания или служат для привлечения внимания собеседника к высказыванию. Например: Разумеется, вы не правы . (Оценка с точки зрения достоверности). К моему величайшему изумлению, вы оказались не правы. (Эмоциональная оценка говорящего). Видите ли, вы не правы . (Привлечение внимания собеседника).

Вводные конструкции могут быть выражены средствами морфологии – модальными словами и синтаксиса – словосочетаниями и предложениями. Выражения «вводное слово» и «модальное слово» не являются тождественными. Вводные слова являются единицами синтаксического уровня, а модальные – морфологического. Точно так же не являются тождественными термины «дополнение» и «существительное».

Вводные предложения по форме соотносятся с предикативными единицами, но функционально – с вводными словами. Сравните: По-моему, вы не правы. Я полагаю, вы не правы. Иногда в составе вводных предложений могут быть союзы, но они лишены своей связующей роли. Например: Он не прав и, что еще хуже, не признает этого. Как хочешь, ты не прав.

По семантике вводные конструкции выражают различные оттенки значений. Рассмотрим наиболее типичные:



Наименование разряда Примеры
1. Модальная оценка (достоверность /вероятность сообщений): возможно, точно, конечно, разумеется, может быть, должно быть, однозначно, надеюсь, по-видимому, безусловно Но, знать, сердечное страданье уже пришло ему невмочь. Так, видно, небом суждено.
2. Эмоциональная оценка: к счастью, на беду, страшное дело, нечего сказать, не дай бог Боюсь: брусничная вода мне не наделала б вреда. В то время жирный был пирог (к несчастию, пересоленный)
3. Указание на обычность сообщаемого: бывает, случается, как водится, как обычно, по обыкновению . Бывало, он еще в постеле, ему записочки несут.
4. Источник сообщения: по слухам, по-моему, по-твоему, известно, как помнится, как говорится, на мой взгляд, с точки зрения, по сообщению, говорят На мой взгляд, в этом рассказе автору не удалось сказать ничего нового.
5. Указание на связи и отношения между частями предложения или более широкого контекста: следовательно, значит, во-первых, наконец, кстати, как было сказано, наоборот, например, итак Мария Гавриловна воспитывалась на французских романах и, следовательно, была влюблена.
6. Указание на способы выражения мыслей: иначе говоря, так сказать, в свою очередь, заметим, другими словами Вам следовало бы покинуть Нижний и два-три года, так сказать, потереться около литературы.
7. Слова, используемые для привлечения внимания собеседника: вообразите, представьте, помнишь, видишь ли, простите, прошу, пожалуйста, понимаете. Вообрази, я здесь одна…

По структуре вводные конструкции могут относиться или к предложению в целом, или к его частям. Это зависит от намерения говорящего. Если оценка относится ко всему высказыванию, то вводные конструкции стоят или в начале, или в конце предложения. Если к отдельной части – то в середине предложения. А кстати, Ларина проста и очень милая старушка. И начинает понемногу моя Татьяна понимать теперь яснее, слава Богу, того, по ком она вздыхать

Вводные конструкции не одинаковы по степени предикативности. В большей мере предикативны вводные предложения. Так люди (первый каюсь я) от делать нечего друзья. Затем на шкале предикативности следует располагать вводные слова, выраженные спрягаемыми формами глагола: Быть может, он для блага мира иль хоть для славы был рожден . Иногда бывает трудно разграничить, вводное слово это или предложение: Вы, надеюсь , осознали свою неправоту. Вы, я надеюсь , осознали свою неправоту. В меньшей степени предикативные остальные вводные слова и словосочетания.

Вставные конструкции содержат дополнительную информацию, попутные замечания. Они резко разрывают цепочку связей в предложении. Сравните: Я вас люблю (к чему лукавить), но я другому отдана… Им овладело беспокойство, охота к перемене мест (весьма мучительное свойств, немногих добровольный крест) . Во втором случае конструкция менее тесно связана с темой предложения. Она представляет собой авторскую ремарку, его отступление.

В отличие от вводных вставные конструкции не могут занимать интерпозицию. Хотя есть отступления. Например: Журналы иностранной литературы (два) я велел отослать в Ялту . Вставные конструкции содержат самые разнообразные сведения. Сравните: Она казалась верный снимок Du comme il fout (Шишков, прости: не знаю, как перевести). Онегин (вновь займуся им) убив на поединке друга, дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов…

Четкой границы между вводными и вставными конструкциями нет. По структуре вставные конструкции могут быть выражены предложениями, словосочетаниями, словами: Поверьте (совесть в том порукой!) супружество нам будет мукой. Трудно сказать, в данном предложении представлена вводная или вставная конструкция.