Аналитическая справка по результатам оперативного контроля. Организация прогулки в ДОУ

Аналитическая справка по результатам оперативного контроля «Организация прогулки в ДОУ»


Этот материал будет интересен и полезен старшим воспитателям и методистам ДОУ. Это пример составления аналитической справки.

Аналитическая справка
по результатам оперативного контроля
«Организация прогулки в ДОУ»

В соответствии с годовым планом работы МАДОУ в период с 24.11 по 05.12. 2014 г. был проведен оперативный контроль.
Цель проверки : Повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса, посредством организации прогулки. Соблюдение воспитателями режима двигательной активности детей на свежем воздухе.
Вопросы для анализа:
1. Планирование прогулки
2. Сформированность у детей навыков самообслуживания.
3. Наличие выносного материала по сезону;
4. Организация двигательного режима детей на прогулке;
5. Организация игровой деятельности
6. Организация наблюдения за природой и состоянием погоды;
7. Организация трудовой деятельности детей на прогулке;
В ходе проверки выявлено:
- Режим прогулки соблюдается и реализуется педагогами в соответствии с режимом дня каждой возрастной группы и погодными условиями.
- Все воспитатели добросовестно относятся к планированию прогулок. В планах отмечены все виды детской деятельности на прогулке. Во всех группах имеются картотеки прогулок и наблюдений в природе.
- У детей всех групп сформированы навыки самообслуживания соответственно возрасту.
- Во всех группах имеется достаточное количество выносного материала по сезонам.
- Педагоги организуют трудовую деятельность. В теплое время года уборка мусора на верандах, в зимнее время помощь воспитателю в уборке снега и постройке снежных городков.
- На участках групп появились постройки из снега, ведется работа по оборудованию ледяных горок.
- Педагоги групп организуют подкормку зимующих птиц.
- Двигательный режим во время прогулки в основном соблюдается. Исходя из погодных условий, педагоги организуют подвижные и малоподвижные игры. Тем не менее, отмечено, что в группах №9, 4, 5,13 организация двигательного режима требует более тщательной подготовки воспитателя.
- Требует особого внимания всех педагогов проведение дидактических игр и сюжетно-ролевых игр. Не удалось увидеть организованные педагогами сюжетно – ролевые игры и индивидуальную работу с детьми.
- Мало внимания уделяется формированию у детей представлений о полезности и целесообразности физической активности, привлечение к этому вопросу внимания родителей.
Недостатки в организации прогулок:
- Нет системы в последовательности организации прогулки, не всегда соблюдается структура прогулки.
- Длительность двигательной активности на свежем воздухе не соответствует нормам СанПин, т.к.:
1) во всех группах кроме №10 отсутствует прогулка во второй половине дня;
2) педагогами не проводятся физкультурные занятия на улице;
3) не проводятся физкультурные досуги.
Рекомендации и предложения:
1. Воспитателям всех групп для обеспечения оптимальной двигательной активности детей на свежем воздухе организовывать прогулки во второй половине дня.
Сроки: постоянно, в соответствии с погодными условиями

2. Воспитателям всех возрастных групп проводить дидактические игры в соответствии с тематическим планированием.
Сроки: постоянно
Ответственные: воспитатели групп
3. Педагогам тщательнее организовывать трудовую деятельность детей на прогулке.
Сроки: постоянно
Ответственные: воспитатели групп
4. Всем педагогам уделять больше внимания формированию у детей представлений о полезности и целесообразности физической активности, привлекать к этому вопросу внимания родителей.
Сроки: постоянно
Ответственные: педагоги МАДОУ
5. Воспитателям групп № 9, 4, 5,13 разнообразить двигательный режим на прогулке, проводить подвижные и малоподвижные игры исходя из возрастных особенностей детей.
Сроки: до конца учебного года
Ответственные: педагоги групп № 9, 4, 5,13
6. Воспитателям всех возрастных групп руководить самостоятельной деятельностью детей на прогулке, организовывать сюжетно-ролевые игры, используя атрибуты и выносной материал.
Сроки: постоянно
Ответственные: воспитатели МАДОУ

Приложение 1.

Памятка для педагогов
«Условия правильной организации прогулки»

1. Соответствие времени прогулки режиму группы.
2. Планирование прогулки: тема и основные приемы наблюдения, подвижные игры, индивидуальная работа с детьми, трудовые поручения, организация свободной деятельности детей.
3. Организация одевания и раздевания детей.
4. Уровень сформированности у детей навыков самообслуживания соответствует данной возрастной группе.
5. Соблюдение на прогулке двигательного режима детей.
6. Подвижные игры и их количество соответствуют возрасту детей.
7. Разнообразие и достаточное количество выносного материала.
8. Организация наблюдения: тема наблюдения соответствует возрасту детей, педагог использует различные методы и приемы, содержательный аспект наблюдения направлен на развитие познавательной активности детей.
9. Использование педагогом обучающих и дидактических игр во время совместной и индивидуальной работы с детьми.
10. Руководство педагогом самостоятельной деятельностью детей на прогулке (организация сюжетно-ролевых игр).

КОНТРОЛЬ В ДОУ

Выкладываю карточки - схемы по контролю и анализу работы воспитателей. Каждая из схем состоит из 10 пунктов, что очень удобно и позволяет легко сделать сводную таблицу как для конкретного педагога, так и для всех групп сада. Мне они очень помогли организовать контроль в нашем детском саду. Может кому-нибудь пригодится.

СХЕМА № 1 Готовность групп к новому учебному году

1. Безопасность мебели и оборудования для жизни и здоровья детей.

2. Педагогическая целесообразность оформления предметно-развивающей среды.

3. Соблюдение санитарно-гигиенических требований по оформлению помещений.

4. Соответствие сюжетно – ролевых игр, дидактических пособий, детской литературы и др. возрасту детей.

5. Соответствие методической литературы и пособий данной возрастной группе.

6. Оформление родительских уголков.

7. Материалы предоставленные для родителей конкретны и доступны в своем изложении.

8. Информационные стенды соответствуют возрастной группе: цели, задачи, режим, система воспитательно-образовательной работы.

9. Эстетичность в оформлении помещений.

10. Нестандартный подход в оформлении.

СХЕМА № 2 Наличие документации в группе

1. Паспорт группы: информационный бюллетень группы и ОО, программное обеспечение, список детей на 01.09, режимы дня, система образовательной работы, аттестационные листы педагогов.

2. Приложение к плану: режим на данный период + щадящий, режим двигательной активности, листы здоровья, программа оздоровления.

3. Перспективный план: план работы с родителями, организация развивающей среды, методическое обеспечение, игровая деятельность.

4. Календарный план: списки детей (групповой, по подгруппам, по группам здоровья), планирование на день (утро, вечер).

5. Папки взаимодействия и совместной деятельности педагогов и специалистов.

6. Документация для работы с родителями: тетрадь сведений о родителях, протоколы родительских собраний, отчеты, информация для стендов и папок-передвижек.

7. Тетрадь учета посещаемости.

8. Тетрадь инструктажа детей по ОБЖ (для средней, старшей и подготовительной групп)

9. Инструкции по охране труда.

10. Журнал Ф-127 и листы адаптации (для ясельных групп)

Схемы: Анализ предметно-развивающей среды в группах по разделу «Развитие игровой деятельности»,«Организация питания»

СХЕМА № 3 Анализ предметно-развивающей среды в группах по разделу «Развитие игровой деятельности»

1. Наличие уголков сюжетно-ролевых игр в соответствии с данной возрастной группой. Достаточное игровое оборудование для с-р игр.

2. Наличие конструктивных игр в соответствии с возрастом детей: конструкторы – сюжетные, напольные, настольные, из различных материалов;

3. Достаточное количество атрибутов для обыгрывания построек (игрушки, транспортные средства, фигурки и тд.)

4. Наличие центра экспериментирования с инструментами, игрушками и другими атрибутами для проведения опытов и экспериментов.

5. Эстетичность и доступность в оформлении уголка природы: картины-пейзажи, картотеки, правила ухода за растениями и др. в соответствии с возрастной группой.

6. Наличие книжного уголка с несколькими экземплярами книг (одного содержания) – по программе или в соответствии с целями и задачами педагогов; иллюстрации и сюжетные картинки.

7. Оборудование уголка театрализованных игр различными видами театров, костюмов, атрибутов, музыкальными игрушками и инструментами.

8. Наличие центра интеллектуального развития: дидактические и настольно-печатные игры математического содержания, для сенсорного развития, развития речи и т.д.

9. Насыщенность и разнообразие материалов для развития художественно – продуктивной деятельности дошкольников, в соответствии с возрастной группой.

10. Помещение оформлено с учетом двигательной потребности детей (пространство для свободного перемещения), оборудован уголок физкультурных игр.

СХЕМА № 4 «Организация питания»

1. Выполнение гигиенических требований: санитарное состояние, размещение столовой мебели.

2. Сервировка стола: учитываются ли требования сервировки стола в зависимости от возраста детей, эстетика оформления, деятельность дежурных (кроме ясельных групп).

3. Организация гигиенических процедур в зависимости от возраста.

4. Использование педагогом различных навыков и приемов для воспитания культуры поведения за столом.

5. Умение педагога преподнести блюдо (нелюбимое, новое) и общение педагога с детьми во время приема пищи.

6. Настроение детей и обстановка в группе во время приема пищи.

7. Умение детей пользоваться столовыми приборами.

8. Своевременность доставки пищи в группу.

9. Выполнение режима питания в соответствии с режим дня в зависимости от возраста.

10. Соблюдение объемов детской порции.

Схемы:«Планирование физкультурно-оздоровительной работы в течение дня», «Соблюдение режима дня и организация работы группы»

СХЕМА № 5 «Планирование физкультурно-оздоровительной работы в течение дня»

1. Планирование и проведение утренней гимнастики.

2. Планирование и проведение физкультурных занятий в зависимости от возраста детей.

3. Использование физкультминуток во время занятий.

4. Планирование и проведение подвижных игр во время прогулки.

5. Планирование и проведение подвижных игр в группе.

6. Проведение закаливающих процедур и оздоровительных гимнастик (в соответствии с рекомендациями медицинских работников).

7. Соответствие режима дня сезону и возрасту детей.

8. Индивидуальный подход в работе с детьми, с учетом группы здоровья (наличие листов здоровья).

9. Состояние одежды, обуви детей. Отсутствие опасных предметов.

10. Соблюдение гигиенических требований (одежда, обувь).

СХЕМА № 6 «Соблюдение режима дня и организация работы группы»

1. Знание воспитателями режима дня своей возрастной группы.

2. Своевременный прием пищи. Не сокращается (удлиняется) время, отведенное на завтрак, обед и полдник.

3. Количество и длительность занятий соответствует сетке занятий и гигиеническим требованиям.

4. Умение воспитателя определить степень утомляемости детей и в связи с этим изменять ход занятий и их время.

5. Своевременный выход на прогулку и возвращение с нее. Соблюдение длительности прогулки.

6. Своевременное укладывание спать. Спокойная обстановка в спальне, располагающая детей к отдыху.

7. Соблюдение времени, отведенного на сон. Не затягивание и не сокращение сна.

8. Умение воспитателем осуществлять постепенный подъем детей с учетом их индивидуальных особенностей.

9. Соблюдение времени свободной и самостоятельной деятельности детей.

10. Своевременный выход на вечернюю прогулку.

Схемы:«Проведение и организация прогулки»,«Анализ воспитательно-образовательной работы в группах раннего возраста»,«Планирование и организация работы с родителями»

СХЕМА № 7 «Проведение и организация прогулки»

1. Соответствие времени прогулки режиму группы.

2. Планирование прогулки: тема и основные приемы наблюдения, подвижные игры, индивидуальная работа с детьми, трудовые поручения, организация свободной деятельности детей.

3. Организация одевания и раздевания детей.

4. Уровень сформированности, у детей, навыков самообслуживания соответствует данной возрастной группе.

5. Соблюдение на прогулке двигательного режима детей.

6. Подвижные игры и их количество соответствуют возрасту детей.

7. Разнообразие и достаточное количество выносного материала.

8. Организация наблюдения: тема наблюдения соответствует возрасту детей, педагог использует различные методы и приемы, содержательный аспект наблюдения направлен на развитие познавательной активности детей.

9. Использование педагогом обучающих и дидактических игр во время совместной и индивидуальной работы с детьми.

10. Руководство педагогом самостоятельной деятельностью детей на прогулке (организация сюжетно-ролевых игр).

СХЕМА № 8 «Анализ воспитательно-образовательной работы в группах раннего возраста»

1. В группе присутствует вся документация: сведения о родителях, сведения о состоянии здоровья детей, учет пребывания детей в группе, адаптационный журнал, наблюдение нервно-психического развития детей, режимы дня, комплексы гимнастики.

2. Ведение плана воспитательно-образовательной работы соответствует специфике данного возраста.

3. Планирование занятий ведется ежедневно; еженедельно с усложнением в соответствии с группой развития, с учетом повторяемости: программное содержание (задачи – обучающие, развивающие, воспитательные), методы активизации детей к занятию, на занятии; материалы и оборудование.

4. Ведется планирование физкультурно-оздоровительной работы вне занятий: утренняя гимнастика, подвижные игры и упражнения, гимнастика после сна, культурно-гигиенические навыки, система закаливания, индивидуальная работа.

5. Планирование и организация игровой деятельности: дидактические игры, игры-забавы, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры(приемы, влияющие на содержание игры, изменение предметно-развивающей среды, формирование взаимоотношений в игре).

6. Планирование и организация работы по развитию речи вне занятий: беседы с детьми во время утреннего приема, работа в книжном уголке, чтение художественных произведений вне занятий, индивидуальная работа (по ЗКР, развитию словаря, развитию связной речи).

7. Планирование и организация трудовой деятельности: навыки самообслуживания, различные поручения.

8. Планируется и ведется индивидуальная работа по развитию технических навыков (в изобразительной деятельности).

9. Планирование и организация прогулки соответствует программе и специфике возраста детей (наблюдения за живой природой, наблюдения за неживой природой, наблюдения за трудом взрослых, посильные трудовые поручения, двигательная активность – подвижная и спокойная игра), организация самостоятельной деятельности на участке.

10. Планирование и организация досугов и развлечений вне занятий (музыкальные, театрализованные, представления).

СХЕМА № 9 «Планирование и организация работы с родителями»

1. Наличие в группе перспективного плана работы с родителями, который включает в себя различные формы работы: родительские собрания, консультации, дни открытых дверей, открытые просмотры, совместные праздники, и др.

2. Наличие в группе журнала протоколов родительских собраний. (хранится до выпуска детей).

3. Ведется календарное планирование работы с родителями.

4. В группе эстетично и современно оформлен родительский уголок.

5. В уголке представлена информация о работе администрации, детского сада и группы.

6. Материал представленный в родительском уголке носит конкретный характер и рационален по объему.

7. В родительском уголке представлены наглядные материалы, папки-передвижки в соответствии с тематикой и данной возрастной группой.

8. В группе проводится анкетирование среди родителей с целью изучения контингента группы, изучения родительских запросов и др.

9. В группе оформлены различные выставки детских работ.

10. На выставках представлены работы всех детей группы.

Схемы: «Готовность групп к Новому году»,«Организация детского экспериментирования»,«Анализ предметно-игровой среды для развития двигательной активности детей»

СХЕМА № 10 «Готовность групп к Новому году»

1. Соблюдены меры безопасности при оформлении помещений.

2. Все атрибуты, используемые в оформлении безопасны для детей.

3. Красиво и эстетично оформлены помещения.

4. Использование нетрадиционных подходов в оформлении.

5. Активное участие родителей в оформлении помещений.

6. Использование детских работ в оформлении помещений.

7. Готовность групп к проведению новогодних каникул.

8. Витражное оформление помещений.

9. Изготовление детьми поздравительных открыток и плакатов.

10. В группе создана атмосфера радостного и праздничного настроения.

СХЕМА № 11 «Организация детского экспериментирования»

1. В группе оснащен уголок экспериментальной деятельности.

2. Планирование и организация деятельности детей по развитию познавательной активности и развитию представлений о предметном мире.

3. Планирование и организация игр с природными материалами (песком, водой, глиной).

4. Использование сюжетных игр-путешествий познавательной направленности.

5.Планирование и организация опытов и экспериментов с различными предметами и веществами.

7. Ведется фиксация результатов детского экспериментирования.

8. Наблюдается системность в проведении опытно-экспериментальной деятельности.

9. Наличие картотеки опытов и экспериментов в группе.

10. Оснащенность уголка экспериментирования соответствует требованиям и данной возрастной группе.

СХЕМА № 12 «Анализ предметно-игровой среды для развития двигательной активности детей»

1. Правильное расположение мебели и игрового материала в группе, с тем чтобы обеспечить детям возможность удовлетворять двигательную активность.

2. Мебель подобрана по росту и промаркирована.

3. Наличие картотеки подвижных игр по возрасту, атрибутов для п/и, спортивных игр (городки, бадминтон и тд.).

4. Наличие атрибутов для игр с прыжками (скакалки, колечки, плоские круги для перепрыгивания и т.д.).

5. Наличие атрибутов для игр с бросанием, ловлей, метанием (кегли, кольцеброс, мячи, мешочки с песком, дартс, летающие тарелки и т.д.).

6. Наличие в группе комплексов утренней гимнастики, гимнастики пробуждения, картотеки физкультминуток).

7. Наличие выносного материала для проведения подвижных игр на прогулке.

8. Наличие в группе условий для гигиенических процедур (правильно оборудованное помещение умывальника; содержание в порядке полотенец, их маркировка; наличие стаканчиков для полоскания полости рта; наличие у каждого ребенка индивидуальной расчески).

9. Наличие в группе методик закаливания и оздоровления, заверенные врачом.

10. Наличие в группе наглядной информации для родителей по вопросам организации оптимального для детей двигательного режима (рекомендации по закаливанию, материалы по профилактике различных заболеваний и т.д.

Схемы:«Анализ физкультурного занятия»,«Анализ предметно - развивающей среды по экологическому воспитанию",«Анализ занятия познавательного характера»

СХЕМА № 13 «Анализ физкультурного занятия»

1. Выполнялись ли гигиенические требования к организации всего занятия (помещение, одежда, оборудование).

2. В процессе занятия были осуществлены все задачи (оздоровительные, воспитательные, образовательные).

3. Соответствуют ли задачи данному возрасту.

4. Соответствует ли физическая нагрузка нормам (в водной, в основной, в заключительной частях).

5. Используются ли нетрадиционные формы в занятии.

6. Осознанно ли дети воспринимают материал.

7. Понимают ли дети поставленные перед ними задачи.

8. Проявляют ли дети самостоятельность в поисках новых способов действий.

9. Осуществляется ли работа по ознакомлению детей разным способам выполнения движений.

10. Присутствуют ли на занятии соперничество и сопереживание.

СХЕМА № 14 «Анализ предметно - развивающей среды по экологическому воспитанию»

1. Наличие в группе достаточного количества растений.

2.Ухоженный вид растений.

3. Наличие инструментов для ухода за растениями: рыхления, мытья, полива.

4. Наличие паспорта каждого растения в группе.

5. Безопасность растений для детей.

6. Расположение растений с точки зрения удобства ухода за ними и безопасности (растения не стоят на высоких полках, в подвесных кашпо, не заслоняют свет).

7. Наличие методической литературы по уходу за растениями, по методике организации занятий с детьми.

8. Наличие дидактических, настольно-печатных игр и наглядного материала по экологии.

9. Экологичность обстановки в группе с точки зрения физического, эмоционального и психологического комфорта.

10. Эстетичность оформления и соответствие данной возрастной группе.

СХЕМА № 15 «Анализ занятия познавательного характера»

1. Соответствует ли программное содержание уровню развития детей.

2. Умение детей внимательно слушать и понимать сказанное.

3. Умение детей принимать познавательную задачу.

4. Стремление детей к разрешению возникших проблем, непонятных вопросов: задают вопросы, пытаются разобраться сами или уходят от решения проблемы.

5. Была ли организована практическая деятельность по отношению к изучаемому.

6. Побуждают ли вопросы педагога в ответах детей раскрывать причинно-следственные связи; стимулируют развитие сообразительности детей, критичности и самостоятельности его мысли.

8. Направляет ли педагог внимание детей на отыскивание и название в определенной последовательности сначала таких признаков предметов и явлений, которые ребенок воспринимает непосредственно, а потом на восприятие и уяснение тех признаков и отношений объектов, которые воспринимаются опосредованно.

9. Учитываются ли индивидуальные особенности детей.

10. Умеют ли дети обобщать, находить сходство, отличать существенное от несущественного.

Схемы:«Педагогический анализ занятия»,«Анализ предметно - развивающей среды по развитию речи»,«Анализ занятия по развитию речи»

СХЕМА № 16 «Педагогический анализ занятия»

1. Умеет ли педагог творчески использовать готовые конспекты занятий: вносить необходимые изменения в ход занятия, корректировать цели в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

2. Умеет ли педагог составить конспект занятия в соответствии с поставленными целями, определить его содержание и структуру, подобрать дидактические игры.

3. Подготовка к занятию: подобран и рационально размещен раздаточный и демонстрационный материал; предварительная работа с детьми – беседы, наблюдения, чтение х/л, работа с родителями.

4. Выполнение санитарно-гигиенических требований: удовлетворение двигательной активности детей – динамические паузы и физкультминутки; контроль за правильностью осанки и сменяемость поз в течение занятия; соответствие длительности занятия с-г нормам.

5. Использование разнообразных форм организации детей на занятии: работа малыми подгруппами, в паре, индивидуальная или коллективная работа детей. Оправданность выбранных форм.

6. Использование разнообразных методов и приемов в работе с детьми: игровые приемы, приемы привлечения и сосредоточения внимания, активизации самостоятельного мышления, приемы подачи нового с опорой на имеющиеся у детей знания.

7. Умение педагога регулировать поведение детей в процессе занятия, поддерживать интерес в течение всего занятия.

8. Умение педагога корректировать ход занятия с учетом «обратной» связи: сократить время занятия в зависимости от степени утомления детей, сменить форму организации, вывести часть программного материала за рамки занятия, своевременно использовать динамическую паузу и т.д.

9. Использование педагогом индивидуальной работы с детьми.

10. Активное поведение детей на занятии, сохранялся интерес и внимание.

СХЕМА № 17 «Анализ предметно - развивающей среды по развитию речи»

1. Книжный уголок оборудован в хорошо освещенном месте: стеллажи для книг, стол и стулья для детей.

2. Наличие различных материалов: художественная литература – несколько книг одного наименования и автора разных издательств; иллюстрации по темам занятий по ознакомлению с окружающим миром и с художественной литературой.

3. Наличие тематических выставок и сменяемость материалов.

4. Наличие детской литературы в группе.

5. Наличие в группе оборудования для театрализованной деятельности: ширма, фланелеграф, различные виды театров и соответствие их содержания возрастной группе, театрализованные игры.

6. Наличие разнообразных дидактических и настольно-печатных игр.

7. Наличие методической литературы по данной теме.

8. Наличие пособий для занятий: картотека дидактических игр по развитию речи, подборки загадок, потешек, песенок, скороговорок и т.д.

9. Соответствие содержания возрасту детей.

10. Наглядная информация для родителей (доступность, эстетичность оформления, сменяемость.

СХЕМА № 18 «Анализ занятия по развитию речи»

1. Достаточен ли словарный запас детей.

2. Используются ли синонимы, эпитеты.

3. Носит ли занятие чисто познавательный характер.

4. Была ли организована практическая деятельность по отношению к изучаемому объекту (предмету).

5. Наличие у детей познавательного интереса.

6. Осмысливают ли дети новые факты и события.

7. Был ли в процессе занятия момент, когда дети самостоятельно добывают знания или конструктивные способы их применения.

8. Доступность речи педагога для детей по форме и содержанию.

9. Умение педагога организовать индивидуальную работу на занятии с учетом особенностей развития речи каждого ребенка.

10.Соответствует ли программное содержание уровню развития детей.

Схемы:«Анализ занятия по обучению детей рассказыванию с помощью игрушек и предметов»,«Анализ занятия по пересказу»,«Анализ занятия по обучению рассказыванию по картинке»

СХЕМА № 19 «Анализ занятия по обучению детей рассказыванию с помощью игрушек и предметов»

1. Правильно ли выбран объект рассказывания: игрушка или предмет должен быть с ярко выраженной индивидуальностью.

2. Испытывают ли дети эмоциональный интерес к игрушке (предмету).

3. Установлена ли в доступной форме для детей связь между наблюдением и речевой деятельностью.

4. Связана ли речевая деятельность детей с игровым творчеством.

5. Побуждают ли детей игровые действия описывать игрушки (предметы) детализированные, эмоциональные.

6. Вычленяют ли дети (при рассматривании) с помощью вопросов педагога основные признаки и качества игрушки (предмета).

7. Строят ли дети сюжет будущего рассказа, употребляя при этом точные слова-обозначения.

8. Умеют ли дети дополнять и оценивать выступления сверстников.

9. Помогает ли воспитатель детям составлять стройный, лаконичный, эмоционально - выразительный рассказ.

10. Анализирует ли педагог рассказы, придуманные детьми.

СХЕМА № 20 «Анализ занятия по пересказу»

1. Поддерживается ли у детей эмоциональный настрой после чтения произведения.

2. Строят ли дети свои высказывания самостоятельно, конкретизируя обстоятельства действий.

3. Способность детей передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей.

5. Умеют ли в сказках или рассказах сопереживать взрослым.

6. Могут ли аргументировать свои выводы и оценку.

7. Наполнена ли речь педагога образными выражениями, конкретным действенным содержанием.

8. Выделяет ли педагог лексику и синтаксическую структуру фраз путем практического использования их в вопросах и пояснениях (когда сложный материал).

9. Обращает ли педагог внимание на развитие интонационной выразительности речи.

10. Применяет ли педагог элементы драматизации.

СХЕМА № 21 «Анализ занятия по обучению рассказыванию по картинке»

1. Умеют ли дети рассматривать картину и называть изображенные на ней предметы.

2. Умеют ли дети устанавливать связи между предметами и явлениями, изображенными на картине.

3. Умеют ли определять внешние признаки и свойства предметов.

4. Побуждают ли вопросы педагога детей раскрывать в ответах причинно-следственные связи.

5. Умеют ли дети логично и точно строить ответы.

6. Соблюдают ли правильный порядок слов в предложении.

7. Вариативность построения предложения.

8. Умение развивать сюжетную линию в картине, соединяя части высказывания разными типами связей.

9. Умеет ли ребенок продолжить рассказ по картинке.

10. Использование детьми художественно-речевого творчества.

Схемы:«Анализ музыкального занятия», «Анализ занятия по РЭМП»,«Анализ предметно – развивающей среды по РЭМП»

СХЕМА № 22 «Анализ музыкального занятия» (группы раннего возраста)

1. Соответствие программного материала возрасту детей и выполнение гигиенических требований.

2. Эстетика зала, музыкального оборудования, наглядного материала и т.д.

3. Уровень исполнительского мастерства музыкального руководителя, знание материала.

4. Методика проведения занятия: виды музыкальной деятельности, их взаимосвязь, соотношение нового и повторного материала.

5. Разнообразие методов и приемов воспитывающего и развивающего обучения по всем видам музыкальной деятельности. Эффективность их использования.

6. Разнообразие приемов активизации внимания детей, индивидуальная работа с детьми.

7. Уровень музыкального исполнительства детей (знания, умения, навыки).

8. Самостоятельность и творческая активность детей на занятии.

9. Активность взаимодействия педагога с детьми на занятии.

10. Эмоциональная комфортность каждого ребенка на занятии.

СХЕМА № 23 «Анализ занятия по РЭМП»

1. Соответствует ли программное содержание данному возрасту.

2. Имеется ли наличие нового, обеспечивающее некоторое усилие и напряжение мысли.

3. Имеются ли в занятии элементы занимательности.

4. Присутствуют ли приемы, направленные на: привлечение и сосредоточение внимания, активизацию и самостоятельность мысли, подачу нового с опорой на имеющийся опыт у детей.

5. Доступно ли воспитатель объясняет задания детям.

6. Понятно ли ставит вопросы перед детьми.

7. Повторяются ли вопросы, задания несколько раз.

8. Имеются ли суждения в ответах детей.

9. Могут ли дети устанавливать связи.

10. Поведение детей на занятии в процессе работы: с удовольствием и интересом, с увлечением, помогают при ответах других.

СХЕМА № 24 «Анализ предметно – развивающей среды по РЭМП»

1. Правильный подбор демонстрационного материала по РЭМП (в соответствии с требованиями программы для данной возрастной группы).

2. Наличие в группе достаточного количества счетного материала (в т.ч. счетных палочек).

3. Подбор игр направленных на формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).

4. Подбор игр направленных на формирование навыков счета, понятия числа.

5. Подбор игр направленных на формирование пространственных и временных представлений.

6. Наличие в группе геометрических конструкторов: «Танграм», «Волшебный квадрат», «Колумбово яйцо», и др. (в соответствии с данной возрастной группой)

7. Наличие различных геометрических фигур и объемных тел.

8. Наличие цифрового материала.

9. Подбор занимательных игр в соответствии с возрастом (лабиринты, головоломки и др.)

10. Наличие основных измерительных средств (весы, мерные стаканчики, линейка и др.) согласно возрасту.

Схемы:«Анализ предметно – развивающей среды по разделу «Человек в истории и культуре»",«Анализ занятия в группах раннего возраста»,«Анализ проведения прогулки», «Развитие культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста »

СХЕМА № 25 «Анализ предметно – развивающей среды по разделу «Человек в истории и культуре»"

1. Центр естественно – научных представлений: материалы для ознакомления с их свойствами (сыпучие, твердые, жидкие и пр.). Оборудование для экспериментов по представленной теме (воронки, тазики, емкости и пр.). Приборы (микроскоп, лупа, весы, часы и т.д.). Элементарные устройства, макеты, модели для демонстрации каких-либо явлений, свойств. Наглядные модели познавательной деятельности: алгоритмы (программы) деятельности. Предметы рукотворного мира для обследования и преобразования.

2. Уголок природы: растения, животные в соответствии с возрастными рекомендациями, оборудования для труда на природе и в уголке.

3. Имеется в наличие различный материал для изготовления поделок, игрушек, альбомов и др.: природный, бросовый материал, различные виды материалов (ткань, бумага и пр.), клей, изобразительные материалы, глина, тесто, пластилин, проволока, нитки, тесьма и пр.

4. Наличие познавательной литературы, наглядного материала для накопления познавательного опыта: реальные объекты, предметы, материалы, муляжи, иллюстрации, рисунки, аудио-, видеокассеты, коллекции, макеты, гербарии и пр.

5. Наличие в группе дидактических игр в соответствии с возрастом по различным разделам.

6. Наличие в группе материалов способствующих овладению детьми моделирующей способностью: условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям (календари наблюдений в природе, протоколы опытов, алгоритмы познавательной деятельности, опытов и экспериментов и пр.), изобразительные средства.

7. В группе обеспечивается принцип половых различий. Планирование помещения и наличие материалов и предметов, стимулирующих деятельность, в процессе которой происходит осознание ребенком принадлежности к определенному полу – сюжетно – ролевые игры.

8. В группе представлены материалы для развития у детей основ социального и правового сознания – в соответствии с возрастом – правила поведения, навыки безопасного поведения, чувства собственного достоинства, уважение к другим людям, чувства ответственности, права человека.

9. В группе представлены материалы для развития у детей представлений об истории цивилизации: жизнь человека в древности, сказки, мифы, легенды.

10. В группе представлены материалы для развития у детей элементарных представлений о техническом прогрессе: о развитии труда человека, совершенствование средств передвижения, изменение условий быта человека, развитие средств коммуникации (письменность, книгопечатание, почта, телефон, компьютер и др.)

СХЕМА № 26 «Анализ занятия в группах раннего возраста»

1. Выполнение санитарно – гигиенических требований.

2. Умеет ли педагог настроить детей на занятие.

3. Отмечается ли четкость речи и эмоциональность изложения материала педагогом.

4. Умеет ли педагог использовать игровой материал при выполнении игровых заданий.

5. Педагог использует сочетание средств наглядности с речевым объяснением, указаниями, вопросами.

6. Педагог использует задания направленные на удовлетворение двигательной активности детей.

7. Педагог использует индивидуальный подход к детям на занятии.

8. Используется самостоятельная деятельность при выполнении заданий.

9. Наблюдается заинтересованность и активность детей.

10. Наблюдается эмоционально положительный настрой детей.

СХЕМА № 27 «Анализ проведения прогулки»

1. Порядок одевания детей. Сформированность у детей навыков самообслуживания (по возрастной группе).

2. Соответствует ли одежда детей сезону.

3. Выполняется ли двигательный режим детей на прогулке.

4. Процедура раздевания. Порядок в шкафчиках, в раздевалке.

5. Гигиенические процедуры после прогулки.

6. Соответствует ли время выхода на прогулку режиму данной возрастной группы.

7. Соответствует ли время возвращения с прогулки режиму данной возрастной группы.

8. Соблюдается ли общее время прогулки.

9. Соблюдается ли режим вечерней прогулки в соответствии с данной возрастной группой.

10. Соблюдение правил безопасности проведения прогулок.

СХЕМА № 28 «Развитие культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста»

1. Педагог воспитывает положительное отношение к процессам, связанным с едой, укладыванием спать, туалетом.

2. Режимные моменты проводятся точно по режиму.

3. Педагог постоянно закрепляет ранее приобретенные детьми умения и обучает новым умениям.

4. Педагог обучая детей умениям и навыкам, использует разнообразные приемы: показ, прямую речь, словесные указания и объяснения, напоминание.

5. Процессы проводятся постепенно, не допускать чтобы дети ожидали друг друга.

6. Педагог учитывает индивидуальные способности и состояние ребенка в данный момент.

7. Педагог относится к каждому ребенку чутко, ласково и заботливо.

8. Педагог понимает настроение ребенка, учитывает его желания и потребности.

9. Педагог использует кормление, одевание и умывание в целях развития речи, движений, ориентировок в окружающем и формировании организационного поведения.

10. В группе созданы условия для воспитания опрятности (наличие зеркал в умывальной комнате, раздевалке, игровой, расчесок и места для их хранения и др. оборудование).

Схемы: «Анализ проведения развлечения (досуга)», «Организация игровой деятельности»,«Анализ музыкального занятия».

СХЕМА № 29 «Анализ проведения развлечения (досуга)»

1. Педагог использует качественный музыкально-литературный материал: художественность, доступность, объем.

2. Соответствие содержания досуга (развлечения) теме, сезону, условиям проведения.

3. Присутствие занимательности, игровых ситуаций, сюрпризных моментов.

4. Эстетичность, эффективность и разнообразие оформления (декорации, костюмы и атрибуты, использование записей и т.п.).

5. Соответствие продолжительности досуга в зависимости от возраста детей.

6. Взаимодействие музыкального руководителя и педагогов групп (способствующая лучшей организации детей).

7. Наблюдается ли активность детей: равномерное распределение нагрузки, занятость всех детей с учетом их индивидуальных склонностей и интересов, распределение ролей между детьми.

8. Наблюдается непринужденность и естественность в поведении, заинтересованность, чувство радость.

9. Наблюдается активная художественно-речевая и театрализованная деятельность детей.

10. Создание для детей возможности проявить инициативу, самостоятельность, творческую активность.

СХЕМА № 30 «Организация игровой деятельности»

1. Правильно ли педагог понимает свою роль в руководстве игрой?

2. Насколько полно педагог использует игру?

3. Развивается ли игровая деятельность с учетом уровня развития детей?

4. Полно ли раскрыты в содержании игры те или иные события или явления?

5. Каков характер ролевых и товарищеских отношений между детьми?

6. Доиграли ли дети до конца? Выход из игры.

7. Обсуждается ли с детьми прошедшая игра?

8. Формируется ли у них оценочное отношение не только к выполнению ролей, но и ко всей игре в целом?

9. Достаточно ли хорошо оснащена игра необходимым материалом?

10. Доступен ли игровой материал для использования его детьми?

СХЕМА № 31 «Анализ музыкального занятия»

1. Соответствие задач программе возрастной группы и уровню развития детей.

2. Созданы условия для проведения занятия: наличие плана, наглядные пособия, атрибуты, игрушки и др.

3. Умение педагога организовать детей в начале занятия.

4. Использование разных видов музыкальной деятельности, их чередование.

5. Использование различных приемов воспитывающего и развивающего обучения, эффективность использования.

6. Создание для детей возможности проявить инициативу, самостоятельность, творческую активность.

7. Учет педагогом умственной, эмоциональной и физической нагрузки, а также возрастных особенностей детей данной группы.

8. Деятельность детей на занятии: непосредственность, эмоциональный настрой, непринужденность; сохранение интереса на протяжении всего занятия.

9. Организация детей на занятии: умение подчиниться определенным правилам поведения, самостоятельность, сознательная дисциплина, сосредоточенность при выполнении заданий.

10. Творческое проявление детей в пении, играх, танцах и тд.

СХЕМА № 32 «Организация и проведение утренней гимнастики»

1. Наличие в группах картотеки утренней гимнастики.

2. Знание воспитателем текущего комплекса утренней гимнастики.

3. Время утренней гимнастики: соответствует /не соответствует возрасту детей и режиму дня.

4. Подбор упражнений: соответствует \ не соответствует данному возрасту.

5. Использует ли воспитатель музыкальное сопровождение.

6. Использует ли воспитатель игровые моменты при проведении гимнастики: (особенно ранний возраст и младший дошкольный возраст).

7. Хорошо ли знакомы дети с упражнениями физкультминутки.

8. Эмоциональны ли дети во время проведения физкультминутки.

9. Учитывается ли воспитателем индивидуальная двигательная активность детей?Шадящий режим?

10. Выполняются ли гигиенические требования к организации утренней гимнастики (помещение, одежда, оборудование).

Информация по схемам оформляется в такую табличку:

ЗАГОЛОВОК Карта анализа педагогической деятельности 2010 – 2011 год

Ф.И.О. педагога _______________________________________________

Тема контроля, анализа; вид контролируемой деятельности;

- № схемы

Графы с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10,(это 10 пунктов каждой схемы)

Оценка, замечания и предложения

Подпись проверяющего

Подпись проверяемого

Ирина Харченко
Справка по итогам оперативного контроля

С целью проведения анализа воспитательно-образовательного процесса в МДОУ ДСКВ № ___ в ноябре 2016 года проводился оперативный контроль по вопросам : выполнение режима прогулки, охрана жизни и здоровья детей, планирование воспитательно-образовательной работы, оформление и обновление информации в уголках для родителей, содержание уголков : изодеятельности, физкультурных, музыкальных, оборудование для театрализованной деятельности, подготовка педагога к НОД - согласно плану оперативного контроля на 2016-2017учебный год.

Контроль осуществляли : заведующий – ___, старший воспитатель – ___, старшая медицинская сестра – ___

Во всех группах ДОУ соблюдены меры безопасности пребывания детьми в ДОУ. Организационно-педагогическую работу с детьми дошкольного возраста педагоги отражают в плане воспитательно-образовательной работы группы (комплексы утренней, пальчиковой гимнастики, гимнастики после сна, художественное слово, работа по группе, работа с родителями).

Ежедневно воспитатели планируют непрерывную образовательную деятельность. НОД с дошкольниками составлена в соответствии с утверждённой сеткой. При составлении образовательной деятельности воспитатели указывают тему, программные задачи НОД, краткое описание деятельности.

По результатам проверки выполнения режима прогулки воспитателями установлено, что режим прогулки не соблюдается и реализуется педагогами не в соответствии со строгим выполнением режима дня каждой возрастной группы (№3, № 7)

В подготовительных группах у детей полностью сформирован навык самообслуживания. Гигиенические процедуры после прогулки осуществляются постоянно, под контролем воспитателя .

Выносной материал соответствует сезону, в достаточном количестве.

Тем не менее, отмечено, что организация двигательного режима требует более тщательной подготовки воспитателя.

Проведение и организация обучающих, дидактических, сюжетно-ролевых игр соответствует установленным требованиям.

В каждой группе в раздевалке имеется информационный стенд для родителей, на котором размещена следующая информация : сетка НОД, режим дня группы. На информационном стенде вывешиваются консультации для родителей по вопросам воспитания и обучения дошкольников.

Организация развивающей среды с учётом ФГОС ДО строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Педагоги стремятся создать такую среду, которая бы смогла обеспечить безопасность жизни дошкольников, способствовала укреплению здоровья и закаливанию организма, а также стимулировала детей к развитию познавательных и художественно-эстетических способностей.

Важно, что предметная среда носит характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Для эстетического развития созданы :

Уголок художественного творчества с разными видами бумаги, книжками-раскрасками, карандашами, фломастерами, пластилином, мелками и т. д. Однако, в изо уголках групп (№4, № 8) отсутствует картотека игр по развитию художественного творчества;

Музыкальный уголок с детскими музыкальными инструментами, портретами композиторов. Однако, в музыкальных уголках групп (№5, № 6) отсутствует картотека игр по музыкальному развитию.

Для организации двигательной деятельности имеется физкультурной уголок, соответствующий санитарно-гигиенических требований. Однако воспитанники мало используют атрибуты для самостоятельной деятельности.

Для театрализованной деятельности в группах имеются театры, маски, кокошники в соответствии с возрастом и половой принадлежностью детей.

1. Воспитателям подготовительных групп (№3, №7) строго соблюдать режим прогулки.

2. Воспитателям младших групп (№5, № 6) подобрать картотеку игр по музыкальному развитию.

3. Воспитателям старших групп (№4, № 8) подобрать картотеку игр по развитию художественного творчества.

Публикации по теме:

Аналитическая справка по итогам адаптации муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 104 комбинированного вида» (МБДОУ № 104) Аналитическая справка.

Аналитическая справка по результатам тематического контроля Аналитическая справка по итогам тематического контроля на тему: «Познавательное развитие детей посредством системно-деятельностного подхода».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Серебряное копытце» города Алушты Форма заполнения результатов оперативного.

Информационно-аналитическая справка по итогам оперативного контроля Контроль в дошкольном учреждении - это система наблюдений и проверки соответствия воспитательно-образовательного процесса целям и задачам.

Информационно-аналитическая справка по итогам оперативного контроля (образец) Информационно-аналитическая справка по итогам оперативного контроля от 31.05.2016 года. 04.05. Организация питания в группах (ясли). Режим.

Карты - схемы оперативного контроля для детского сада Карта - схема оперативного контроля Содержание уголков ручного труда Дата наблюдения № п/п Вопросы анализа Группа, отметка о контроле.



Контроль как одна из управленческих функций
Контроль – одна из функций управления, существующая в тесной взаимосвязи и органическом взаимодействии с функциями планирования, педагогического анализа, регулирования и коррекции.

Итак, контроль в дошкольном учреждении – это система наблюдений и проверок соответствия воспитательно-образовательного процесса целям и задачам образовательной программы и Устава ДОУ, общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов народного образования.

Авторы трудов, посвященных проблемам управления образовательным учреждением, отмечают важность функции контроля, реализация которой обеспечивает знание состояния дел в учреждении. «Контроль позволяет выявить необходимость принятия управленческих решений в случаях, когда реальное положение дел не соответствует желаемому. В задачи контроля входит также формирование информационной базы для оценки работы персонала и побуждения исполнителей к продуктивной работе. Наконец, контроль позволяет выявить наиболее ценный опыт педагогической и управленческой деятельности» 1 .

Особенностью контроля как функции управления является то, что он не может существовать самостоятельно, вне связи с другими функциями. Контроль невозможен без определенного критерия, эталона, с которым можно сравнить то , что есть в наличии.

Важность функции контроля в единой системе воспитательно-образовательной работы определяется следующими положениями:


  • Контроль позволяет установить, все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с нормативными документами, решениями педагогического совета или распоряжением руководителя. Он помогает выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недостатков.

  • Устраняясь от контроля или осуществляя его несистематически, руководитель теряет возможность оперативно вмешиваться в ход воспитательного процесса, управлять им.

  • Отсутствие системы контроля вызывает стихийность в реализации воспитательно-образовательного процесса.

  • Контроль является важнейшим фактором воспитания молодых кадров, усиления личной ответственности молодого специалиста за исполнение своих обязанностей.
Еще один аспект контроля является очень важным. Л.М. Денякина рассматривает контроль как услугу, «... которую руководитель должен оказывать своим подчиненным, ведь контроль, предполагая выявление недостатков, ошибок в работе, направлен (если руководитель правильно понимает его задачи) на анализ и устранение причин, эти недостатки порождающих, а также на признание результатов успешной работы, заслуг тех, кто хорошо работает» 2 .

Необходимость осуществления контроля как стадии единой системы методической работы в ДОУ подчеркивают Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко 3 , выделяя среди функциональных обязанностей старшего воспитателя его деятельность при осуществлении контроля.

При контроле:


  • разрабатывать систему контроля за воспитательно-образовательной работой с детьми, диагностические материалы, вопросы для осуществления тематического и фронтального контроля в разных возрастных группах ;

  • наблюдать за деятельностью воспитателя в процессе работы с детьми, за деятельностью и взаимоотношениями детей;

  • фиксировать результаты наблюдений;

  • анализировать результаты воспитательно-образовательной работы, детского творчества, планы и документацию воспитателей;

  • делать выводы и заключения о состоянии воспитательно-образовательной работы с детьми;

  • осуществлять диагностику профессиональной компетентности педагогов, развития детей;

  • разрабатывать мероприятия по устранению выявленных недостатков в работе педагогов;

  • обсуждать результаты контроля с воспитателями, использовать эти результаты при подготовке решений педсовета, планировании работы коллектива.

К осуществлению контроля в дошкольном учреждении предъявляются следующие требования 1 :


  • цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач воспитательно-образовательного процесса;

  • следует не просто проверять состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений воспитательно-образовательной работы в детском саду;

  • контроль необходимо планировать;

  • в процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер по их устранению;

  • контроль будет иметь действенный характер только в том случае, если он осуществляется вовремя и если мероприятия, намеченные в результате его проведения , выполняются;

  • следует инструктировать по существу контролируемых вопросов тех, кого проверяют, помогать им при выполнении намеченных решений;

  • итоги любой проверки должны знать все члены педагогического коллектива.
Таким образом, контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным и гласным.

При его осуществлении необходимо соблюдать определенную последовательность, или алгоритм осуществления контроля:


  1. Определение цели и объекта контроля.

  2. Разработка программы (плана) контроля.

  3. Сбор информации.

  4. Первичный анализ собранного материала.

  5. Выработка рекомендаций и путей исправления недостатков.

  6. Проверка исполнения рекомендаций.
Таким образом, мы видим, что функции контроля и педагогического анализа не только взаимосвязаны, они тесно переплетаются и взаимодействуют в процессе осуществления контроля. Это позволяет трактовать функцию контроля в методической службе ДОУ как аналитический контроль (присоединяясь к мнению Н.С. Сунцова 2).

Остановимся теперь на видах контроля, осуществляемого в дошкольном учреждении. Различные авторы выделяют разные виды контроля. Например, Т.С. Кабаченко выделяет «... три, отличающихся по структуре деятельности и целям, вида контроля: текущий, опережающий, результирующий» 3 .

В книге «Управление школой: теоретические основы и методы» под редакцией В.С. Лазарева выделяют две основные группы форм контроля. К первой авторы относят предварительный, текущий и итоговый контроль, ко второй - специальные формы контроля за состоянием учебно-воспитательного процесса: тематический и фронтальный контроль 4 .

Особенность оперативного контроля заключается в том, что с его помощью можно устранить незначительные сбои в работе, отрегулировать деятельность отдельных педагогов или коллектива с помощью рекомендаций, советов. В оперативном контроле выделяются предупредительный, сравнительный, экспресс-диагностика и т. д. Оперативный контроль предусматривает быстрое реагирование, немедленное исправление отдельных незначительных недостатков.

Главным предметом тематического контроля является система педагогической работы с детьми по одному из разделов программы. После тщательного, заранее спланированного изучения положения дел по конкретному направлению работы с детьми обязательно проводится анализ результатов тематического контроля. Он позволяет установить причины сложившегося положения дел. По итогам тематического контроля и всестороннего анализа его результатов принимается конкретный план действий по устранению недостатков и коррекции воспитательно-образовательного процесса.

Немаловажное значение имеет итоговый контроль, который руководитель осуществляет после завершения отчетного периода (полугодие, год). Он направлен на изучение всего комплекса основных факторов, влияющих на конечные результаты коллектива дошкольного учреждения.

ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ
Направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявление причин, нарушающих его. По итогам оперативного контроля вносятся изменения в Педагогическую деятельность. Оперативный контроль - это не констатация фактов, а их сравнение, обобщение, анализ, поиск причин, вызвавших ту или иную проблему. Результаты оперативного Контроля требуют оперативного выполнения тех предложений и замечаний, которые сделаны по ходу изучения состояния вопроса. Оперативный контроль часто называют текущим или ежедневным.

По формам организации он может быть предупредительным или опережающим, сравнительным. Например, руководителю важно сравнить методы и приемы работы 2-х воспитателей, работающих в одной возрастной группе детского сада, и подсказать им наиболее результативные, чтобы помочь выработать единые требования к детям.

Одно из требований, которое необходимо учитывать руководителю, - это плановость и гласность контроля. Рационально спланировать во времени, отобрать самые важные на данный момент вопросы. Для оперативного контроля, соотнести их с имеющимися результатами - такая работа должна проводиться руководителем в подготовительный период .

Многие руководители ежемесячно планируют 5-7 вопросов к оперативному контролю и знакомят с ними коллектив. План представлен в такой форме.


План оперативного контроля

Вопросы на контроле

Возрастные группы, недели месяца

Младшая

Средняя

Старшая

Подготовительная к школе

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

Перечень вопросов оперативного контроля

(К.Ю. Белая)


  1. Соблюдение режима дня и организация работы группы с учетом специфики сезона, дня недели, общего настроения детей.

  2. Эффективность утренней гимнастики и упражнений после дневного сна.

  3. Проведение закаливания, разумное сочетание его различных видов.

  4. Двигательная активность детей в расписании дня.

  5. Сформированность культурно-гигиенических навыков у детей разных возрастных групп.

  6. Анализ навыков культурного поведения за столом.

  7. Оценка навыков поведения детей в общественных местах (по итогам бесед с детьми и анкетирования их родителей).

  8. Сформированность этических представлений у старших дошкольников (по итогам бесед с детьми и воспитателями).

  9. Работа педагога по формированию у дошкольников знаний о правилах дорожного движения.

  10. Сформированность у детей представлений о сезонных изменениях в природе и труде людей в соответствии с требованиями программы для каждого возраста.

  11. Организация с детьми подвижных и спортивных игр в режиме дня.

  12. Применяемые дидактические игры в учебно-воспитательном процессе в соответствии с возрастом .

  13. Обзор сюжетно-ролевых игр детей во всех возрастных группах; их взаимосвязь с программой (разделом ознакомления с окружающим миром).

  14. Сформированность у детей навыков самообслуживания.

  15. Рациональность и эффективность организации хозяйственно-бытового труда во всех возрастных группах (дежурство, поручения, коллективный труд).

  16. Система работы с детьми в уголке природы (во всех возрастных группах).

  17. Организация ручного труда в группах.

  18. Условия в группах для самостоятельной художественной деятельности детей.

  19. Подготовка и проведение целевых прогулок и экскурсий при ознакомлении детей с окружающим миром.

  20. Проверка знаний детей о растительном мире и неживой природе.

  21. Проверка знаний детей о животном мире.

  22. Оценка звуковой культуры и грамматического строя речи детей в соответствии с возрастом.

  23. Система обучения детей рассказыванию в соответствии с требованиями программы.

  24. Оценка уровня готовности детей подготовительной к школе группы к обучению грамоте (по разделу программы).

  25. Выполнение раздела программы «Ориентировка в пространстве и во времени» во всех возрастных группах.

  26. Уровень сформированности у детей интереса к изобразительной деятельности (по итогам бесед с детьми, воспитателями, родителями).

  27. Анализ навыков детей в рисовании в соответствии с программой.

  28. Анализ навыков детей в лепке в соответствии с программой.

  29. Анализ навыков детей в аппликации в соответствии с программой.

  30. Развитие конструкторских умений дошкольников (анализ выполнения программы).

  31. Формы работы с детьми в преддверии праздника.

  32. Анализ навыков и умений детей при выполнении основных движений (лазанье, ползание) в соответствии с программой (далее можно взять любой вид основных движений: бег, ходьба, прыжки, метание).

  33. Планирование и проведение спортивных упражнений (взять 1-2 вида, например, скольжение и катание на санках).

  34. Анализ выполнения программы с детьми по разделу «Пение» (далее можно взять другие разделы: музыкально-ритмические движения, слушание, игра на детских музыкальных инструментах).

  35. Проверка планов воспитательно-образовательной работы.

  36. Собеседование по темам самообразования педагогов.

  37. Подготовка к занятиям.
Организация и проведение тематического контроля в ДОУ
Одной из функций руководителя и старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения является осуществление контроля и анализа воспитательно-образовательной работы с детьми. С контроля начинается управленческий цикл, чтобы определить состояние работы и наметить задачи на будущее. Задачи реализуются через систему мероприятий, а затем необходимо снова проанализировать уровень работы, но уже на качественно новом витке деятельности дошкольного учреждения. Тематическая проверка - одна из форм контроля.

Главным предметом тематического контроля является определение наличия системы занятий и других воспитательных мероприятий, направленных на реализацию программы, воспитания и развитие ребенка. Содержанием тематического контроля является изучение состояния воспитательно-образовательной работы с детьми по данной проблеме.

Определяя тематику контроля, необходимо, прежде всего, учесть основные направления работы дошкольного учреждения в текущем учебном году и сформулировать в соответствии с этим цели тематических проверок. Например, если педагоги поставили перед собой задачу снижения заболеваемости детей путем внедрения здоровьесберегающих технологий, целью тематического контроля должно стать выявление результативности этой работы и определение степени овладения педагогами технологией сохранения здоровья детей.

Тематику контроля могут определить результаты оперативного контроля. Если в результате этого были выявлены определенные недостатки (например, у детей отмечаются слабые культурно-гигиенические навыки в процессе еды), целью тематической проверки может быть выполнение программы по этому вопросу. В процессе проверки будет проанализирована система педагогических воздействий, направленная на формирование навыков самообслуживания, уровень педагогического мастерства воспитателя и т.д., что поможет определить причины отсутствия у детей устойчивых навыков и наметить систему оказания помощи педагогам для дальнейшего совершенствования работы.

Тематическая проверка также может быть посвящена изучению внедрения материалов семинара, проведенного в дошкольном учреждении, внедрению педагогами передового педагогического опыта или новых педагогических технологий и т.д.

Формулировка цели тематической проверки должна быть достаточно конкретной и отражать суть проблемы: например, изучая состояние работы по изобразительной деятельности и конкретно одного из ее разделов, цель тематической проверки может быть достаточно простой - выполнение программы по рисованию. Она может быть и несколько сужена: выполнение программы по декоративному рисованию. Когда педагогический коллектив способен добиться реализации программы на достаточно высоком уровне, цель проверки также отражает более глубокие аспекты проблемы:

Определив цель и приступая к тематической проверке, необходимо составить план ее проведения, который включает:

  • изучение знаний, умений и навыков детей (ЗУН), что позволит выявить степень овладения ими программой;

  • определение знаний, умения и навыков педагогов по данной проблеме, что поможет выявить уровень педагогического мастерства воспитателей и, возможно, определить причины их неудач в формировании ЗУН детей, воспитании у них определенных качеств, в их развитии (Приложение 1);

  • состояние планирования, анализ которого позволит определить наличие или отсутствие системы работы по проблеме, что также может являться причиной слабого овладения детьми программой;

  • анализ условий для осуществления работы по теме, наличие или отсутствие которых может способствовать или мешать реализации программы, формированию устойчивых знаний или навыков, анализ взаимодействия педагогов с родителями, без которого картина педагогического воздействия будет неполной (Приложение 2).
Блок-схема плана тематической проверки предлагается в настоящем пособии (Приложение 3).

Исходя из цели, отбирается содержание, т.е. что должны знать или уметь дети и что должен проанализировать старший воспитатель в ходе проверки, например: формы организации двигательной деятельности, методика их проведения , двигательная активность в организованной и самостоятельной деятельности, отношение детей и родителей к этой деятельности и т.д. (или счет в пределах 20, отсчитывание по образцу и названному числу, определение равенства в группах разных предметов).

Содержание определяет формы организации детской деятельности, через которые можно увидеть содержание, реализующее поставленную цель. Например, двигательную активность в течение дня нужно посмотреть на физкультурном и других занятиях, во время утренней гимнастики, а также в повседневной жизни в течение всего дня; для тематической проверки по рисованию также следует увидеть занятия, индивидуальную работу с детьми, организацию самостоятельной деятельности, работу на прогулке по расширению представлений об окружающем для последующего рисования и т.д.


  1. Наблюдение педагогического процесса.
При наблюдении педагогического процесса необходимо определить цель, которая должна способствовать реализации основного содержания плана тематической проверки, а также может быть связана с наличием сложных задач , слабо решаемых в ДОУ.

При подготовке к наблюдению важно четко определить, что нужно посмотреть, что должен проанализировать старший воспитатель, и выработать экономичную форму фиксации наблюдения. Предлагаемые унифицированные блок-схемы анализа занятия, воспитательно-образовательного процесса во второй половине дня, прогулки помогут начинающим старшим воспитателям правильно осуществить эту работу (Приложение 4.1; Приложение 4.2).

После наблюдения проводится анализ его с воспитателем, цель которого - показать педагогу, насколько целесообразно построена его работа. Начать лучше с выяснения непонятных моментов, а затем предложить педагогу проанализировать свою работу с позиции поставленных им целей и задач, а также проанализировать соответствие ЗУН детей требованиям программы, и только после этого предложить свой анализ.

2. Итоговые занятия.

Цель их проведения - оценка уровня выполнения программы на начало, середину и конец года для дополнения результатов наблюдения педагогического процесса. Итоговые занятия проводятся в ходе тематических проверок, а также в тех случаях, когда руководителя беспокоит состояние работы по какому-либо разделу, при проверке реализации предложений тематического контроля, конечного результата работы по определенному разделу программы, время которого четко определено (например, в конце года в подготовительной группе , целесообразно проверить умение детей составлять и решать арифметические задачи).

Содержание итогового занятия разрабатывается старшим воспитателем, причем в содержание включается только выполнение какой-либо одной программной задачи определенного раздела программы, но не группой в целом, а каждым ребенком. С этой целью на эту программную задачу подбирается несколько заданий и фиксируется, кто из детей отвечал вообще и кто ответил правильно. Унифицированный блок-схема для записи наблюдения итогового занятия также прилагается (Приложение 5).

3. Проверка календарных планов

Проверка планов также проводится в ходе тематической проверки, но может осуществляться и как самостоятельный метод контроля. В этом случае она проводится только по конкретным темам, а не вообще как проверка плана в целом, причем за период не менее двух недель. Целесообразно делать сравнительный анализ планов нескольких групп одного возраста. Возможно использование взаимоконтроля и самоанализа плана по предложенным воспитателям вопросам. Фиксировать результаты удобнее в блок-схемах, которые специально разрабатываются старшим воспитателем в зависимости от цели проверки (Приложение 6.1; Приложение 6.2).

4. Беседы с детьми

Это один из методов выявления уровня знаний детей группы и каждого ребенка в отдельности, особенно тех детей, которые мало проявляют себя на занятиях. Целесообразно иметь перечень вопросов по разным темам в соответствии с программой, на разные периоды учебного года (начало, середина, конец). Полезно внести их в картотеку, тогда ими можно пользоваться более динамично. Беседы проводятся старшим воспитателем в группе в присутствии воспитателя, ответы фиксируются в блок-схеме, причем при наличии картотеки их можно не записывать, указав только номер карточки и вопроса (Приложение7)

5. Анализ детских работ

Для создания полной картины реализации программы по изобразительной деятельности анализ детских работ целесообразно проводить не реже одного раза в квартал, а также при просмотре занятия по изобразительной деятельности, тематической и фронтальной проверках.

Прежде всего, необходимо уточнить, какими навыками и приемами работы должны владеть дети на данный отрезок времени, соотнести с программным содержанием конкретного занятия, а затем, проанализировав все работы, отметить, сколько детей выполнили и сколько не выполнили программное содержание по каждому пункту, сколько детей выполнили его полностью с позиции изобразительных и технических задач - изображение цвета, формы, величины, строения предмета, передача композиции, движения, соотношение по величине, колорит и т.д.
Таковы основные методы контроля, применяемые при проведении тематических проверок и как самостоятельные методы в процессе изучения состояния работы в группах.

С целью развития творческого потенциала педагогов дошкольного учреждения целесообразно привлекать их к участию в тематических проверках в качестве экспертов, поручая осуществить отдельные методы контроля, - например, анализ или самоанализ планов воспитательно-образовательной работы с детьми по данной проблеме, анализ взаимодействия в работе воспитателя и педагога-предметника. Очень важно дать возможность педагогу самостоятельно сделать вывод об уровне работы, для чего предоставить ему необходимые вопросники для анализа, диагностические карты и т.п. К участию в проверке привлекается медицинский персонал, а также родительская общественность, для которых также необходимо подготовить соответствующий пакет материалов и провести инструктаж.

Результаты тематического контроля удобно фиксировать в блок-схемах, предлагаемых в приложениях. Общие итоги тематической проверки могут быть оформлены в виде справки, обсуждаемой впоследствии на педсовете. Заведующая или старший воспитатель могут выступить на педсовете непосредственно по полученным в ходе проверки результатам , зафиксированным в блок-схемах или в общем блоке (Приложение 9). В любом случае основные вопросы выступления должны быть занесены в протокол педсовета. Основным содержанием справки или выступления на педсовете по итогам тематической проверки должно стать состояние работы по проблеме, сформулированной в цели тематической проверки, и помимо успехов в реализации проблемы отражать недостатки и давать анализ их причин.

На основании выявленных в ходе проверки причин недостатков педсоветом принимаются конкретные решения, направленные на их устранение. Практика работы показала, что основных причин недостатков в реализации программы может быть пять. В зависимости от этого и формулируются решения педсовета:


  • если причиной недостатков является отсутствие необходимых условий, в решение педсовета вносится пункт об их создании;

  • при слабом владении педагогами методикой работы по проблеме необходимо предусмотреть систему оказания помощи педагогам по овладению этой методикой;

  • недостаток знаний о современных подходах к решению проблемы, новых приемах и педагогических технологиях возможно компенсировать через соответствующие семинары, открытые просмотры и другие формы оказания помощи;

  • при отсутствии системы работы в решении педсовета необходимо предусмотреть мероприятия по овладению педагогами этой системой через проведение семинаров, составление перспективных планов работы по теме и т.д.;

  • если педагоги недобросовестно относятся к своим обязанностям (знают методику, умеют осуществлять педагогический процесс, но не делают этого) в решение педсовета целесообразно включить пункт о проведении повторного контроля. Кроме этого руководитель вправе принять и другие управленческие решения.

Материалы тематического контроля оформляются и хранятся в методическом кабинете ДОУ. Они являются банком данных о состоянии педагогического процесса по одному из направлений деятельности педагогического коллектива ДОУ и используются при подготовке учреждения к аттестации. Поэтому важно их грамотно оформить: план тематической проверки, все материалы по изучению организации педпроцесса с выводами и предложениями, а также выписка решений из протокола педагогического совета, на котором заслушивалась аналитическая справка по итогам тематического контроля.


Приложение 1

Осуществляют оперативный контроль организации, которые несут ответственность за порядок проведения проверок, общую обстановку в сфере охраны трудовых условий на различного рода предприятиях. Целью оперативного контроля является усиление внимания к вопросам, связанным непосредственно с охраной труда.

Уровни контроля

Важно отметить, что система оперативного контроля обладает тремя уровнями:

1. Каждый день лицо, ответственное за охрану труда на определенном участке, осматривает все рабочие места для выявления нарушений. И если данные нарушения будут обнаружены, мастер обязан принять все меры по устранению всех найденных недостатков. В случае если нарушения не были обнаружены, мастер, который уполномочен, обязан внести соответствующую запись в специальный журнал вместе со своей подписью. Как правило, в конце смены все результаты проверки докладываются начальнику старшему по вопросам охраны труда. Области, за которые несет ответственность контроль первого уровня:

  • Заземление оборудования.
  • Состояние устройств электрошкафов.
  • Освещение рабочих мест.
  • Обстановка в области проходов проездов на предприятии.
  • Исправность различного оборудования на предприятии и т. д.

2. Каждую неделю начальник, старший уполномоченный по вопросам охраны труда, механик и энергетик походят с генеральной проверкой по всем участкам. В случае обнаружения нарушений они записывают результаты оперативного контроля в соответствующий журнал по охране труда.

После проверки на предприятии проходит совещание, где принимается решение по вопросам устранения неполадок на предприятии. Важно отметить, что лица, проводящие подобные проверки, обязаны каждый месяц отчитываться перед вышестоящим начальством.

3. Ежемесячно представитель профкома и представитель комиссии по охране труде проводят проверку на предприятии. Что касается вопросов по условиям труда, то они решаются после проверки на специальном собрании. Решения, которые будут утверждены, должны оформляться в форме приказа или распоряжения на предприятии.

Проверки

Существуют комплексные и целевые проверки. Комплексные осуществляются по графику, установленному гендиректором. Однако комплексная проверка может быть осуществлена вне графика по причине того, что на предприятии произошел случай с летальным исходом. Комиссия, которая проводит комплексные проверки, осуществляет свою работу в течение пяти дней, а результаты проверки обсуждаются на специальном собрании.

Во время комплексной проверки комиссия обращает внимание на работу системы управления по охране труда; выполнение всех процедур по технике безопасности; своевременное проведение инструктажей; знание работниками четких правил безопасности во время рабочего процесса; рабочее состояние всего оборудования; проверку пожарной безопасности; условия рабочего процесса и методы его улучшения и т. д. Однако список вопросов может значительно расшириться в зависимости от конкретного предприятия.

Что касается целевой проверки, то здесь дело обстоит немного иначе. Ведь они на предприятии проводятся по необходимости. При целевой проверке рассматриваются такие вопросы, как порядок хранения, выдача и использование рабочими средств индивидуальной защиты; сохранение, учет и применение ядовитых и взрывчатых материалов на предприятии; управление работами повышенной опасности; оформление нарядов и допусков к работе; корректная работа вентиляционных установок на предприятии; компетентность работников в сфере охраны труда; проведение инструктажей; контроль знаний у работников предприятия по охране труда; безопасное использование оборудования; санитарное состояние рабочих помещений; состояние медицинского сервиса на предприятии; контроль проведения ремонтных работ и т.д. По окончании целевой проверки, как правило, оформляются акты и предписания.

Результаты проверки обсуждаются на специальных собраниях, после чего издается приказ, в котором указываются ответственные за устранение отклонений на предприятии лица.

Журнал оперативного контроля

Все результаты проверок оперативного контроля, проводимых начальниками, работниками, специалистами, уполномоченными в сфере охраны труда, должны записываться в Журнал оперативного контроля. Он хранится на рабочем месте начальник отдела. Важным фактом является то, что нарушения, которые заносятся в Журнал, должны писаться в него только в присутствии человека, нарушившего правила. Журнал должен обладать номером, быть прошнурованным и иметь печать предприятия.

Отдел оперативного контроля. В чем заключается работа?

Работа отдела заключается в улучшении организации охраны труда, производственной санитарии и обнаружении различного рода нарушений. Таким образом, отдел оперативного контроля несет ответственность за регулярные проверки на предприятиях для выявления нарушений и устранения их.

Оперативный учет

Что касается вопросов оперативного учета и контроля производства, то они являются важнейшими плановыми функциями, весомым источником информации в производственном процессе. Объектами оперативного учета и контроля могут выступать различные производственные показатели. Например, суточные задания или годовые объемы производства.

Целью оперативного учета является отражение состояния и процесс выполнения производственной деятельности на различных предприятиях, а также контроль за верным расходованием денежных средств и выполнением поставленных руководством планов. Он регулирует рентабельность и прибыль предприятия, предупреждает лишние расходы.

Данный учет имеет связь с отчетностью самого предприятия, которая, в свою очередь, подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя отчетность отражает работу отделов, участков, цехов; внешняя несет ответственность за презентацию организаций в различных инспекциях.

Оперативный учет и контроль отвечают за качественную работу всех областей на определенном предприятии.

Учет должен способствовать правильному решению разных проблем на предприятии.

Это один из элементов непосредственного управления. Целью оперативного контроля является достижение близких к запланированным результатов.

Типы оперативного контроля

Важно отметить, что контроль подразделяется на несколько видов:

  • Предварительный контроль в нескольких пластах предприятия: по вопросам в сфере человеческой рабочей силы, который осуществляется путем проведения анализа рабочих качеств сотрудников, которыми они обязаны обладать; по вопросам в материальной сфере; в сфере финансов.
  • который осуществяется в процессе непосредственной работы;
  • Заключительный контроль, который выполняется после завершения всей работы на предприятии.

Виды оперативного контроля

Оперативный контроль бывает двух видов - внутренний и внешний. Важно отметить, что объектом внешнего контроля являются сроки и выполнение обязанностей, заключенных в специальном договоре. А объектом внутреннего контроля выступает условие развития производственного процесса согласно установленному плану и обеспечение необходимыми ресурсами для продуктивного выполнения поставленных задач.

Важно отметить, что оперативный учет чем-то напоминает бухгалтерский. Но он имеет одно важное отличие. Ведь бухгалтерский учет включает в себя исключительно операции, которые были в прошлом, а оперативный подразумевает и будущие операции.

План оперативного контроля - что это?

План оперативного контроля представляет собой сбор конкретной информации, касающейся работы и её результативности на предприятиях. Необходимо отметить, что за выполнение плана отвечает отдел оперативного контроля и учета.

Базой для оперативного плана выступает текущее прогнозирование и различные документы, которые предвещают дальнейшее развитие событий на предприятии.

Процедура анализа оперативного контроля

Элементом анализа оперативного контроля, как и любого другого, является сравнение показателей с предыдущими, выявление погрешностей, вычисление нужных переделов.

Проведение анализа оперативного контроля должно быть направлено на:

  • Обнаружение и обобщение причин несоблюдения норм трудового законодательства, об охране труда и т.д.
  • Организацию устранения обнаруженных отклонений от нужной нормы.
  • Улучшение условий труда.

Анализ бывает пяти видов: оперативный, ежемесячный, ежеквартальный, за полугодие и ежегодный. Оперативный анализ рассматривает данные проверок, определяет характер нарушений, сопоставляет с предыдущими проверками. Важно отметить, что при оперативном анализе, как правило, выявляется и потенциальная опасность. Что касается остальных то они осуществляются по истечении месяца, года, квартала, полугодия. Данные анализы сопоставляют достигнутые результаты предприятия, недочеты и т. д.

Существует также анализ отклонений. Отклонения - это отступление от назначенного планового показателя в процессе производства. Подобные отклонения направляют внимание на проблемную область на предприятии. Отклонения могут возникнуть на предприятии по нескольким причинам: это недостатки планирования и самого производства, а также при организации.

Оперативное управление

Оперативное управление производства воплощается в жизнь в ходе тщательного наблюдения за ходом производственного процесса. Управление это происходит непрерывно.

Оперативное управление работает на основе некоторых четких правил:

  • Правильное распределение труда.
  • Четкая обработка и сбор информации о процессе непосредственного производства.
  • Ежедневный анализ оперативного контроля.
  • Принятие решений о ликвидации нарушений в необходимые сроки.

Требования к оперативному управлению

Оперативное управление должно соответствовать некоторым определенным требованиям. Это:

  1. Гибкость и быстрая реакция на любые отклонения от нормы.
  2. Научная обоснованность всех планов.
  3. Экономичность.
  4. Простые методы решения проблем.
  5. Оперативность в работе.
  6. Разработка планов и их воплощение.
  7. Разработка заданий на день.
  8. Обеспечение рабочими инструментами.
  9. Обеспечение четкого планирования и оперативного контроля.

Управление оперативного контроля должно быть беспрерывным, а это значит, что контроль необходим каждые сутки.

Диспетчирование

Важно отметить, что оперативный контроль на предприятии может еще называться диспетчированием, процесс которого в себя включает следующее:

  • Прогноз будущей потребности производимого предприятием товара.
  • на товар в разные сезоны года.
  • Создание планов для производства и продажи производимого товара.
  • Создание календарных графиков.
  • Контроль выполнения поставленных планов.
  • Обнаружения отклонений от поставленных планов.
  • Принятие быстрых решений для устранения и предупреждения различных отклонений от назначенных норм.
  • Анализ причин, по которым произошли отклонения от норм.
  • Разработка методов устранения отклонений от норм.
  • Управление оперативным контролем.

Важность оперативного контроля на предприятиях

Возникает вопрос: почему же так важен оперативный контроль? Ответ очень прост. Функция контроля на предприятии возникает тогда, когда разрабатывается непосредственно цель, задача и структура организации самого предприятия. Если руководству важно успешное функционирование конкретного предприятия, то оперативный контроль необходим. Ведь всем известно, что без контроллинга наступает хаос и беспорядок, после чего становится невозможным объединение деятельности определенных участков, групп, подразделений. Оперативный контроль является важным звеном в любой организации.