Что включает грамматика. Что изучает грамматика? Грамматический строй языка

Центральные части грамматики

Центральными частями грамматики в этом значении традиционно являются учение о частях речи и их грамматических категориях , а также учение об общих правилах сочетания слов в более протяжённые единства (словосочетания, предложения) и о структуре этих речевых единств - синтаксисе .

Разделы грамматики синтетических языков

Грамматика синтетических языков включает морфемику как науку о правилах построения слов из морфем и синтаксис как науку о правилах построения высказываний из слов, а также промежуточную между морфологией и синтаксисом сферу морфосинтаксиса , изучающего поведение клитик, служебных слов, компонентов аналитических форм).

Границы между грамматикой и другими лингвистическими дисциплинами

Семантика , лексикология и фонетика , как правило, не включаются в грамматику (и противопоставляются ей). Однако в некоторых концепциях грамматики её сфера понимается расширенно - грамматика «абсорбирует» соответствующие предметные области этих научных дисциплин. В неё включаются грамматическая семантика , морфонология (включающая сегментную морфонологию, акцентологию и интонологию, то есть науку об интонации) и дериватологию (науку о словообразовании), лежащие на грани грамматики и, соответственно, семантики, фонетики и лексикологии.

Связь грамматики с другими дисциплинами

Однако и понимаемая более узко, грамматика тесно связана с лексикологией (поскольку изучает грамматические свойства слов; см. грамматические словари), а также с такими разделами языкознания, как:

  • орфоэпия (и, шире, фонетика), так как исследует звуковые средства выражения значений и произношение грамматических форм,
  • орфография , поскольку охватывает их правописание ,
  • стилистика , так как описывает стилевые закономерности употребления грамматических форм в разных жанрах речи (см. грамматическая стилистика).

В составе грамматики выделяется несколько направлений грамматических исследований.

Формальная и функциональная грамматика

«Формальная» (см. Формальное направление в грамматике) (в других терминах, поверхностная) грамматика разрабатывает учение о грамматических средствах (грамматических показателях и их формальных типах - грамматических способах) - поверхностная грамматика.

Функциональная грамматика (или, в других терминах, глубинная грамматика) разрабатывает учение о грамматических значениях и тем самым составляет зону пересечения грамматики и семантики (грамматическую семантику).

Универсальная и частная грамматика

Универсальная грамматика разрабатывает понятия, с помощью которых можно описывать грамматический строй разных языков мира), а частная грамматика изучает грамматический строй отдельных языков, а также их групп и семей.

Синхронная и историческая грамматика

Синхронная грамматика описывает один язык на некотором этапе его существования. В XIX в., а отчасти и позднее, такую грамматику обычно называли описательной, а в XX в. стали называть «синхронной» или «синхронической»).

Историческая грамматика (в других терминах, диахроническая или диахронная) грамматика сравнивает разные исторические этапы развития этого языка, выявляя исторические изменения и сдвиги в системе грамматических форм и конструкций). Разновидность последней - сравнительно-историческая грамматика (в других терминах, сравнительная грамматика) грамматика, исследующая происхождение целой группы или семьи родственных языков-потомков из одного источника - праязыка.

Истоки грамматики как науки

  • Современные методы грамматики берут своё начало в индийской языковедческой традиции (в трудах Панини середины 1-го тысячелетия до н. э.).
  • Система понятий и категорий современной грамматики, вплоть до терминологии (название частей речи, падежей и т. д.), восходит к античной языковедческой традиции (греки - Аристотель , стоики , александрийская школа ; римляне - Варрон (116-27 до н. э.).
  • В средние века - одно из семи свободных искусств . Будучи одновременно описательной и нормативной, она включает изучение текстов классиков и определённое представление о языке; язык, отождествляемый с латынью , предстает как потенциально вечная форма, напрямую связанная с механизмами мысли. До конца XII века при обучении пользовались позднелатинскими учебниками Доната и Присциана , и лишь затем появляются первые оригинальные грамматики (Doctrinales Александра из Вильдье и Grecismus Эберхарда Бетюнского).
  • Европейские филологи Возрождения и эпохи Просвещения перенесли в грамматики новых языков понятия и категории латинской грамматики (напр., в первых церковно-славянских грамматиках - 1591, 1596).
  • В XVII-XVIII вв. значительно возрастает интерес к логико-философским основам теории грамматики (проблема «универсальной» или «всеобщей» грамматики.).
  • Развитие типологических исследований и создание первых морфологических классификаций языков мира (начало XIX в.) дали толчок к созданию дифференцированных понятийных систем для описания языков разного строя; систематическая работа в этом направлении была начата Х. Штейнталем и продолжена младограмматиками.
  • В описательные грамматики конкретных языков идея «эмансипации» грамматики новых языков от латинско-греческой грамматической традиции проникла по существу только в начале XX в. В частности, в русской грамматике была использована система грамматических понятий, разработанная Ф. Ф. Фортунатовым .
  • Основные линии развития грамматики в XX в. касались не столько методики описания конкретных языков (хотя и этой стороне уделялось достаточное внимание, например, в рамках дескриптивной лингвистики), сколько проблемам теории грамматики.

См. также

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. - М., 1947;
  • Есперсен О. Философия грамматики. Пер. с англ. - М., 1958 (см. также http://lib.canmos.ru/bookinfo.php?file=3697 или http://www.zipsites.ru/books/espersen_filosofiya_gram или http://lib.englspace.com/2006/01/01/filosofiya_grammatiki___the_philosophy_of_grammar__espersen___jespersen_otto___otto_.html);
  • Кузнецов П. С. О принципах изучения грамматики. - М., 1961;
  • Блумфилд Л. Язык. Пер. с англ. - М., 1968, с. 165-310;
  • Булыгина Т. В. Грамматика // БСЭ. Изд. 3. Т. 7. - М., 1972;
  • Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику. Пер. с англ. - М., 1978, с. 146-423;
  • он же. Язык и лингвистика. Пер. с англ. - М., 2004, с. 96-127;
  • Маслов Ю. С. Введение в языкознание. Изд. 2-е. - М., 1987, с. 125-185, 210-213;
  • Современные зарубежные грамматические теории. - М., 1985;
  • Адмони В. Г. Грамматический строй как система построения и общая теория грамматики. - М., 1988;
  • Шведова Н. Ю. Грамматика // Лингвистический энциклопедический словарь . - М., 1990, с. 113-115;
  • Арно А., Лансло К. Всеобщая рациональная грамматика. Пер. с франц. - Л., 1991;
  • Тестелец Я. Г. Введение в общий синтаксис. - М., 2001;
  • Бондарко А. В. Теоретические проблемы русской грамматики. - СПб., 2002;

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Грамматика" в других словарях:

    - (от греческого grammata «письмена», «писания»). В первоначальном понимании слова Г. совпадает с наукой о языковых формах вообще, включая и изучение элементов звуковой формы звуков или, как выражаются вплоть до начала XIX в., «букв»; это включение … Литературная энциклопедия

    - (греч. grammatike, от grammata письмена, происш. от graphein писать). 1) собрание законов и правил употребления устного и письменного языка. 2) учебная книга, содержащая в себе грамматику известного языка. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

    - [ама], грамматики, жен. (греч. grammatike). Учение о строении какого нибудь языка или группы языков (линг.). Французская грамматика. Историческая грамматика. Сравнительная грамматика славянских языков. || Учебная книга, излагающая основы… … Толковый словарь Ушакова

    Грамматика - ГРАММАТИКА отдел языковедения, заключающий в себе учение о формах слов и словосочетаний, хотя нужно заметить, что такое значение этого термина отнюдь не является общепризнанным. «Грамматики» отдельных языков (и при том не только практические … Словарь литературных терминов

Грамматика представляет собой часть науки о языке. Часть достаточно важную потому, что изучает грамматика основы построения предложений, закономерности образования различных словосочетаний и фраз, сводя эти закономерности в единую систему правил.

Как появилась наука о языке

Одни из первых терминов, которые можно отнести к начальным проявлениям языковедческой науки, появились еще во времена греков у Аристотеля, основателя александрийской языковедческой школы. У римлян основателем был Варрон, живший в период между 116 и 27 годами до н.э. Именно эти люди были первыми, кто охарактеризовал некоторые языковедческие термины, такие как названия частей речи, например.

Многие современные нормы науки о языке были зачаты в индийской языковедческой школе еще в первом тысячелетии до нашей эры, о чем свидетельствуют труды Панини. Более свободную форму изучение языков приобрело уже в первом тысячелетии христианской эпохи. Как и что изучает грамматика в это время, становится понятно из трудов классиков, на которых она и основывается.

Грамматика приобретает не только описательный, но и нормативный характер. Основой основ считался который возвели в ранг вечной формы, наиболее тесно связанной и отражающей структуры мысли. Те, кто изучал грамматический строй в XII веке, считали естественным, что лучше всего это нужно делать по учебникам латинского языка. Да других и не было. Тогда эталоном и обязательной программой считались труды Доната и Присциана. Позже в дополнение к ним появились трактаты Александра из Вильдье Doctrinales и Grecismus Эберхарда Бетюнского.

Грамматика эпох Возрождения и Просвещения

Вряд ли кого-то удивит, что во многие европейские языки проникли нормы латинского языка. Такое смешение можно наблюдать особенно в речах священников и в церковных трактатах, написанных в конце 16 века. В них особенно прослеживаются многие латинские грамматические категории. Позже в XVII—XVIII веках несколько изменился подход к изучению грамматики. Теперь он приобрел логико-философский характер, который привел к большей универсализации и стандартизации применительно к другим языковым группам.

И только в начале XIX века появились первые попытки классифицировать грамматические правила в других языках дифференцированно от латинской основы. Большую роль в этом сыграл Х. Штейнталь, а его труды продолжили так называемые младограмматики - молодые ученые, стремившиеся к обособлению языковых норм от латинских понятий.

Еще большая дифференциация отдельных языков произошла в самом начале ХХ века. Именно в это время приобрела популярность идея так называемой эмансипации различных европейских языков и обособление от традиций греческо-латинской школы. В российской грамматике первопроходцем стал Ф.Ф. Фортунатов. Однако перейдем к современности и посмотрим, что изучает грамматика русского языка сегодня.

Классификация русской грамматики по частям речи

В русском языке принято деление слов на части речи. Эта норма деления по морфологическим и синтаксическим признакам принята и в большинстве других языков, которые обособились от латинской основы. Однако количество частей речи может не совпадать.

Общими почти для всех языков мира считаются имя (существительное или другое) и глагол. Последний также может делиться на самостоятельную и служебную форму, что практически универсально для всех языков. Грамматический словарь классифицирует следующие части речи в русском языке: имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, предлог, союз и междометие. Каждая из указанных категорий имеет свое определение и назначение. Мы не будем давать здесь описание и грамматические категории имени существительного и других частей речи, это подробно описано во многих учебниках по грамматике русского языка.

Способы употребления глаголов

Все глаголы в русском языке могут употребляться в трех вариантах: как инфинитив, причастие или герундий. Все три формы широко распространены в других языках и часто имеют схожее употребление. Например, вхождение инфинитива (неопределенной формы глагола) в глагольное сказуемое типа «любит рисовать» и другие можно встретить и в английском, и в итальянском, и в большинстве других европейских языков. Также широко распространено схожее использование причастия и герундия, хотя есть и существенные отличия.

Классификация по членам предложения

Такая классификация предусматривает пять отдельных категорий, которые могут встречаться в одном предложении все вместе или по отдельности. Часто одним из членов предложения может выступать целая фраза. Так, если нужно составить предложение со словосочетанием «широкий, как поле», то оно будет выступать в роли единого приложения. Подобное характерно и для других частей речи.

Какие же члены предложения классифицирует грамматический словарь русского языка?

  • Подлежащее, которое относится к главным членам предложения, обозначает предмет или лицо и определяется сказуемым.
  • Сказуемое также относится к главным членам предложения, обозначает действие или состояние и непосредственно связано с подлежащим.
  • Дополнение является второстепенным членом и обозначает объект действия подлежащего.
  • Обстоятельство обозначает признак действия, зависит от сказуемого и также имеет второстепенное значение.
  • Приложение обозначает качество предмета (подлежащего или дополнения) и также второстепенно.

Вернемся к существительному

В русском языке имеются грамматические категории имени существительного, которые нельзя обойти стороной. Так, важное значение имеет склонение существительного по падежам. Несмотря на то что сами по себе падежи существуют во многих языках, редко в каких падежное склонение осуществляется при помощи окончаний, как в русском. Наша грамматика различает 6 падежей имени существительного: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.

Учение о частях речи - в центре науки

Части речи - то, что изучает грамматика современная или, по крайней мере, уделяет этому разделу центральное значение. Также много внимания уделяется их грамматическим категориям и сочетаниям, общим правилам и структуре отдельных речевых элементов. Последнюю изучает раздел грамматики, называемый синтаксисом.

Отдельно от грамматики существуют такие науки, как лексикология, семантика и фонетика, хотя они тесно связаны и в некоторых трактовках преподносятся как структурные единицы грамматической науки. К грамматике же относятся такие дисциплины, как наука об интонации, семантика, морфонология, дериватология, которые находятся на острие границы между собственно грамматикой и названными ранее дисциплинами. Кроме того, грамматика как наука тесно связана с рядом других, менее известных широкому кругу людей дисциплин.

Смежные науки

Грамматика в силу своих особенностей имеет многие грани соприкосновения с такими дисциплинами, как:

  • лексикология из-за подробного изучения грамматических свойств отдельных частей речи;
  • орфоэпия и фонетика, поскольку эти разделы уделяют много внимания произношению слов;
  • орфография, которая изучает вопросы правописания;
  • стилистика, описывающая правила использования различных грамматических форм.

Разделение грамматики по другим признакам

Ранее мы писали, что грамматика бывает историческая и синхронная, но есть и другие формы разделения. Так, различают формальную и функциональную грамматику. Первая, поверхностная работает над грамматическими средствами языковых выражений. Вторая или глубинная находится на пересечении собственно грамматики и грамматической семантики. Также есть структуры, которые изучают части речи, присутствующие во многих других языках или только в русском языке. По этому признаку грамматика делится на универсальную и частную.

Различают также историческую и синхронную грамматику. Первая занимается изучением языка, сравнивая различные исторические вехи его развития, делая акцент на изменениях с течением времени грамматических конструкций и форм. Синхронная грамматика, которую еще называют описательной, уделяет больше внимания изучению языка на текущем этапе развития. Оба раздела науки изучают грамматический строй языка в исторической или синхронной парадигме. Истоки такого разделения и вообще науки грамматики восходят к самым древним временам доисторической эпохи.

Наука грамматика - это комплекс взаимосвязанных дисциплин, которые ориентированы на создание универсальных правил языка. Это помогает избежать разночтений в формировании различных речевых структур, например, когда нужно составить предложение со словосочетанием, состоящим из нескольких частей речи, и во многих других случаях.

Грамматика — раздел языкознания, занимающийся грамматическим строем языка и включающий в себя морфологию и синтаксис. Это значит, что изучает грамматика формы слов, строение и классификацию словосочетаний и предложений. Кроме того, грамматикой называется и свод правил, которым подчиняется язык.

В отличие от лексики, грамматика игнорирует значения слов, изучая лишь лексемы — формы. Так лексическое значение слова всегда конкретно и служит для обозначения одного предмета или явления, грамматика же рассматривает лишь формальные признаки. К примеру, значения у слов “шкаф” и “стол” абсолютно разные, но грамматические характеристики идентичные: одинаково образуется множественное число (шкафы, столы), одинаково склоняются по падежам, принадлежат к одной части речи. Значение слова никак не влияет на его форму и роль в построении предложения. Можно заменить одно слово другим, но грамматический строй предложения останется нетронутым, изменится лишь смысл: “Стол (шкаф, телевизор, сейф) не смогли вынести из кабинета”.

Грамматика занимается изучением грамматических категорий — общностей элементов языка, объединенных грамматическими значениями при наличии грамматического способа их выражения. Последнее — одно из сложнейших понятий в грамматической науке, до сих пор однозначно не определенное. Считается, что грамматический способ — материальное выражение грамматических значений, то есть определенная техническая комбинация морфем и фонем, интонационные изменения в предложении, расстановка пауз, изменение лексических конструкций, а также применение служебных слов. Грамматических способов в любом языке имеется ограниченное количество: аффиксация, внутренняя флексия, повторы, сложение, служебные слова, ударение, порядок слов, интонация, супплетивизм. В русском языке, который в высокой степени флективен, используются все способы, в ряде других языков — только некоторые.

Базовой грамматической категорией любого языка являются части речи. В русском языке их двенадцать: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное, наречие, причастие, деепричастие, союз, частица, междометие, предлог. Иногда в самостоятельную часть речи возводят предикатив — слова, обозначающие статическое состояние и выступающие в роли сказуемого безличного предложения.

Грамматика занимается изучением грамматической формы — единства грамматического значения и грамматического способа. При изменении грамматического значения и сохранении способа, равно как и наоборот, мы получаем новые формы слов. К примеру, “красивейший” (аффиксация) лексически тождественно “красивый-красивый” (повтор) и грамматически отображает превосходную степень, однако грамматические формы абсолютно разные. С другой стороны, способом повтора образован и особый видовой оттенок глагола “делаешь-делаешь”, однако с формой “красивый-красивый” его ничего не роднит. Формы не могут быть общими для разных языков, они индивидуальны и характерны для одного, однако схожесть форм в родственных языках (к примеру, украинском и русском) вполне возможна.

Грамматика занимается изучением грамматических моделей — групп лексем, объединенных по определенному признаку. К примеру, группа производных существительных, образованных посредством суффиксов -ец, -чик, ник (жилец, стрелец, возчик, грузчик, истопник, лавочник). Одна модель действует и для слов “шахматист”, “парашютист”, “артист”, “автомобилист”; по шаблону слова “библиотека” образованы “фонотека”, “фильмотека”, по шаблону “ипподром” — “роллердром”, “автодром”. Такого рода модели называются словообразовательными. Существуют модели словоизменительные — те, по которым слова изменяются по падежам или спряжениям.

ПРЕДМЕТ ГРАММАТИКИ И ТИПЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОПИСАНИЙ

Грамматика как наука исследует грамматический строй языка. Эта наука имеет давние традиции. Истоки современной европейской грамматической мысли и терминологии следует искать в трудах древнеиндийских филологов, а позднее – в трудах древних греков. Эти

Традиции были продолжены европейскими филологами в эпохи Возрождения и Просвещения.

В процессе развития грамматики как науки существенно менялось понимание ее предмета. Отмечается движение от узкого понимания предмета грамматики (только формы) до такого понимания ее границ, когда выведение или формулировка грамматических законов не мыслится без обращения к значению. Так, в отечественной и в зарубежной грамматической традиции существует строго формальное, узкое понимание объекта грамматической науки (Ф.Ф. Фортунатов, Ч.Фриз, генеративная грамматика), или широкое понимание такого объекта, когда учение о грамматическом строе смыкается с изучением слова, с одной стороны, а с другой стороны – с изучением всех сфер речевого функционирования.

Результаты грамматических исследований находят отражение в разных типах описаний. Эти описания с разной степенью полноты представлены в разных типах грамматик.

В традиционных представлениях это грамматики научные, описательные или нормативные. Первой русской грамматикой была “ Российская грамматика” М. В. Ломоносова, опубликованная в 1757 году. Соответственно первой научной грамматикой английского языка считается грамматика Генри Суита, появившаяся в 1898 году в Оксфорде.

К настоящему времени более или менее отчетливо сложились следующие типы описания грамматической системы зыка.

Описательные (дескриптивные) грамматики носят констатирующий характер, давая описания грамматической подсистемы данного языка. По грамматике такого типа можно судить о строе того или иного языка, о наличии в нем тех или иных грамматических категорий, частей речи и т.д.

Объяснительные (экспланаторные) грамматики нацелены на объяснение особенностей строя языка и носят в целом комментирующий характер. Экспланаторные грамматики имеют преимущественно теоретический характер и их задачей, как правило, является научное осмысление материала.

Синхронные грамматики описывают состояние грамматической подсистемы языка на определенном этапе его развития, делая как бы его горизонтальный срез. Синхронная грамматика не всегда является современной: вполне возможны, например, синхронные грамматики древнеанглийского или среднеанглийского языка, главное, чтобы описание материала осуществлялось без учета фактора его исторического становления и дальнейшего развития в языке.

Структура языка, система правил, которые диктуют допустимые последовательности элементов языка, образующих предложения на этом языке. В лингвистике и психолингвистике принято считать, что взрослый человек, говорящий и воспринимающий речь на данном языке, знает, в некоторой имплицитной форме, грамматику этого языка. То есть он знает свод правил: правила фонологии, морфологии, семантики и синтаксиса, которые делают возможным продуцирование (или "порождение") неопределенно большого количества грамматических конструкций. Таким образом,

это знание и пока еще не разрешенные вопросы о том, как усваиваются такие сложные вещи, делают грамматику важным предметом исследования для психологии.

Обратите внимание, что такое употребление этого термина отличается от того, как он употребляется в "грамматической" школе. Лучший способ увидеть это различие заключается в том, чтобы понять, что "грамматика", которую изучают в младших классах, является предписывающей, она состоит из правил, диктующих образцы использования, в то время как современные грамматики в лингвистике – порождающие, они определяют формальные правила продуцирования предложений (см. порождающая грамматика). Более подробно об образцах употребления см. следующие статьи.

Грамматика

греч. grammatike от gramma – написание) – строй языка, то есть система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, способов словопроизводства., служащих для передачи в понятном виде собственных впечатлений Основные понятия грамматики: 1. слово и словообразование, 2. предложение и 3. синтаксис. Усвоение правил грамматики происходит, повидимому, таким же образом, как и формирование других навыков. До 2-летнего возраста, как предполагается, развитие языка и мышления происходит параллельно одно другому. В норме дети в возрасте 5-6 лет, а нередко и много ранее, основными нормами грамматики владеют уже свободно, как и взрослые люди. Нарушение грамматической практики (аграмматизм) обычно наблюдаются при локально-органических повреждениях речевых зон мозга, а также при расстройствах мышления, особенно это касается некоторых форм шизофрении. Прямой связи аграмматизма и патологии мышления, повидимому, не существует, хотя этот вопрос нельзя считать до конца изученным.