Основные достижения научно технического прогресса. Введение

3.Научно-технический прогресс в условиях рыночной экономики

Заключение

1. Научно-технический прогресс – основа развития и интенсификации производства.

Научно-технический прогресс - это процесс непрерывного развития науки, техники, технологии, совершенствования предметов труда, форм и методов организации производства» и труда. Он выступает также как важнейшее средство решения социально-экономических задач, таких, как улучшение условий труда, повышение его содержательности, охрана окружающей среды, а в конечном счете – повышение благосостояния народа. Научно-технический прогресс имеет большое значение и для укрепления обороноспособности страны.

В своем развитии НТП проявляется в двух взаимосвязанных и взаимозависимых формах – эволюционной и революционной.

Эволюционная форма НТП характеризуется постепенным, непре­рывным усовершенствованием традиционных технических средств и технологий, накоплением этих усовершенствований. Такой процесс может длиться достаточно долго и обеспечивать, особенно на начальных его этапах, существенные экономические результаты.

На определенном этапе происходит накопление технических усовершенствований. С одной стороны, они уже недостаточно эффективны, с другой, – создают необходимую базу для коренных, принципиальных преобразований производительных сил, что обеспечивает достижение качественно нового общественного труда, более высокой производительности. Возникает революционная ситуация. Такая форма развития научно-технического прогресса называется революционной. Под влиянием научно-технической революции происходят качественные изменения в материально-технической базе производства.

Современная научно-техническая революция базируется на достижениях науки и техники. Она характеризуется использованием новых источников энергии, широким применением электроники, разработкой и применением принципиально новых технологических процессов, прогрессивных материалов с заранее заданными свойствами. Все это в свою очередь способствует быстрому развитию отраслей, определяющих техническое перевооружение народного хозяйства. Таким образом, проявляется обратное влияние научно-технической революции на ускорение научно-технического прогресса. В этом взаимосвязь и взаимозависимость научно-технического прогресса и научно-технической революции .

Научно-технический прогресс (в любой его форме) играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного производства. Он охватывает все звенья процесса, включая фундаментальные, теоретические исследования, прикладные изыскания, конструкторско-технологические разработки, создание образцов новой техники, ее освоение и промышленное производство, а также внедрение новой техники в народное хозяйство. Происходит обновление материально-технической базы промышленности, растет производительность труда, повышается эффективность производства.

2. Основные направления научно-технического прогресса

Это комплексная механизация и автоматизация, химизация, электрификация производства.

Одним из важнейших направлений научно-технического прогресса на современном этапе является комплексная механизации и автоматизация производства. Это широкое внедрение взаимосвязанных и взаимодополняющих систем машин, аппаратов, приборов, оборудования на всех участках производства, операциях и видах работ. Она способствует интенсификации производства росту производительности труда, сокращению доли ручного труда в производстве, облегчению и улучшению условий труда, снижению трудоемкости продукции.

Под термином механизация понимается главным образом вытеснение ручного труда и замена его машинным в тех звеньях, где он еще до сих пор остается (и в основных технологических операциях, и во вспомогательных, подсобных, транспортировочных, перестановочных и других трудовых операциях). Предпосылки механизации были созданы еще в период мануфактур, начало же ее связано с промышленным переворотом, который означал переход к фабричной системе капиталистического производства, опирающейся на машинную технику.

В процессе развития механизация проходила несколько этапов: от механизации основных технологических процессов, отличающихся наибольшей трудоемкостью, к механизации практически всех основных технологических процессов и частично вспомогательных работ. При этом сложилась определенная диспропорция, которая привела к тому, что только в машиностроении и металлообработке более половины рабочих сейчас занято на подсобных и вспомогательных работах.

Следующий этап развития – комплексная механизация, при которой ручной труд заменяется машинным комплексно на всех операциях технологического процесса, не только основных, но и вспомогательных. Внедрение комплексности резко повышает эффективность механизации, так как даже при высоком уровне механизации большинства операций их высокую производительность может практически нейтрализовать наличие на пред­приятии нескольких немеханизированных вспомогательных операций. Поэтому комплексная механизация в большей степени, чем некомплексная, содействует интенсификации технологических процессов и совершенствованию производства. Но и при комплексной механизации остается ручной труд.

Уровень механизации производства оценивается различными
показателями.

Коэффициент механизации производства - величина, измеряемая отношением объема продукции, выработанной с помощью машин, к общему объему продукции.

Коэффициент механизации работ - величина, измеряемая отношением количества труда (в человеко- или нормо-часах), выполненного механизированным способом, к общей сумме затрат труда на производство данного объема продукции.

Коэффициент механизации труда - величина, измеряемая отношением количества рабочих, занятых на механизированных работах, к общей численности рабочих на данном участке, предприятии. При проведении более глубокого анализа можно определить уровень механизации отдельных рабочих мест и различных видов работ как для всего предприятия в целом, так и для отдельного структурного подразделения.

В современных условиях стоит задача завершить комплексную механизацию во всех отраслях производственной и непроизводственной сфер, сделать крупный шаг в автоматизации производства с переходом к цехам- и предприятиям-автоматам, к системам автоматизированного управления и проектирования.

Автоматизация производства означает применение технических средств с целью полной или частичной замены участия человека в процессах получения, преобразования, передачи и использования энергии, материалов или информации. Различают автоматизацию частичную, охватывающую отдельные операции и процессы, и комплексную, автоматизирующую весь цикл работ. В том случае, когда автоматизированный процесс реализуется без непосредственного участия человека, говорят о полной автоматизации этого процесса.

Исторически автоматизация промышленного производства. Первое возникло в 50-х годах и было связано с появлением станков-автоматов и автоматических линий для механической обработки, при этом автоматизировалось выполнение отдельных однородных операций или изготовление крупных партий одинаковых изделий. По мере развития часть подобного оборудования приобрела ограниченную способность к переналадке на выпуск однотипных изделий.

Второе направление (с начала 60-х годов) охватило такие отрасли, как химическая промышленность, металлургия, т.е. те, где реализуется непрерывная немеханическая технология. Здесь стали создаваться автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУ 111), которые сначала выполняли лишь функции обработки информации, но по мере развития на них стали реализовываться и управляющие функции.

Перевод автоматизации на базу современной электронно-вычислительной техники способствовал функциональному сближению обоих направлений. Машиностроение стало осваивать станки и автоматические линии с числовым программным управлением (ЧПУ), способные обрабатывать широкую номенклатуру 1 деталей, затем появились промышленные роботы и гибкие производственные системы, управляемые АСУТП.

Организационно-техническими предпосылками автоматизации производства являются:

Потребность в совершенствовании производства и его opганизация, необходимость перехода от дискретной к непрерывной технологии;

Необходимость улучшения характера и условий труда рабочего;

Появление технологических систем, управление которыми без применения средств автоматизации невозможно из-за большой скорости реализуемых в них процессов или их сложности;

Необходимость сочетания автоматизации с другими направлениями научно-технического прогресса;

Оптимизация сложных производственных процессов только при внедрении средств автоматизации.

Уровень автоматизации характеризуется теми же показателями, что и уровень механизации: коэффициентом автоматизации производства, коэффициентом автоматизации работ и коэффициентом автоматизации труда. Расчет их аналогичен, но выполняется по автоматизированным работам.

Комплексная автоматизация производства предполагает автоматизацию всех основных и вспомогательных операций. В машиностроении создание комплексно-автоматизированных участков станков и управление ими с помощью ЭВМ позволит повысить производитель­ность труда станочников в 13 раз, сократить в семь раз число станков.

Среди направлений комплексной автоматизации – внедрение роторных и роторно-конвейерных линий, автоматических линий для массовой продукции и создание автоматизированных предприятий.

В условиях многономенклатурного комплексно-автоматизированного производства осуществляется большой объем работ по подготовке производства, для чего с основным производством функционально увязывают такие системы, как автоматизированная система научных исследований (АСНИ), системы автоматизированного проектирования конструкторских и технологических работ (САПР).

Повышение эффективности автоматизации производства предполагает:

Совершенствование методик технико-экономического анализа вариантов автоматизации конкретного объекта, обоснованный выбор наиболее эффективного проекта и конкретных средств автоматизации;

Создание условий для интенсивного использования средств автоматизации, совершенствование их обслуживания;

Повышение технико-экономических характеристик выпускаемого оборудования, используемого для автоматизации производства, особенно вычислительной техники.

Вычислительная техника все более широко применяется не только для автоматизации производства, но и в самых различных его сферах. Подобное вовлечение вычислительной и микроэлектронной техники в деятельность различных производственных систем называется компьютеризацией производства.

Компьютеризация – это основа технического перевооружения производства, необходимое условие повышения его эффективности. На базе ЭВМ и микропроцессоров создаются технологические комплексы, машины и оборудование, измерительные, регулирующие и информационные системы, ведутся проектно-конструкторские работы и научные исследования, осуществляются информационное обслуживание, обучение и многое другое, что обеспечивает повышение общественной и индивидуальной производительности труда, создание условий для всестороннего и гармоничного развития личности.

Для нормального развития и функционирования сложного народно-хозяйственного механизма необходимы постоянный обмен информацией между его звеньями, своевременная обработки большого объема данных на различных уровнях управления, что также невозможно без ЭВМ. Поэтому от уровня компьютеризации в значительной степени зависит развитие экономики.

В процессе своего развития ЭВМ прошли путь от громоздких машин на электронных лампах, общение с которыми было можно только на машинном языке, до современных ЭВМ.

Развитие ЭВМ происходит в двух основных направлениях: создание мощных многопроцессорных вычислительных систем с производительностью в десятки и сотни миллионов операций в ceкунду и создание дешевых и компактных микроЭВМ на базе микропроцессов. В рамках второго направления развивается производство персональных компьютеров, которые становятся мощным универсальным инструментом, существенно повышающим производительность интеллектуального труда специалистов различно профиля. Персональные компьютеры отличает работа в диалоговом режиме с индивидуальным пользователем; небольшие размеры и автономность функционирования; аппаратные средства базе микропроцессорной техники; универсальность, обеспечивающая ориентацию на широкий круг задач, решаемых одним пользователем при помощи технических и программных средств.

Следует отметить и такой важный элемент компьютеризации производства, как широкое распространение собственно микропроцессоров, каждый из которых ориентирован на выполнение одной или нескольких специальных задач. Встраивание таких микропроцессоров в узлы промышленного оборудования позволяет решать поставленные задачи с минимальными затратами и в оптимальном виде. Использование микропроцессорной техники для сбора информации, регистрации данных или локального управления значительно расширяет функциональные возможности промышленного оборудования.

Развитие компьютеризации вызывает потребность в разработке и создании новых средств вычислительной техники. Их характерными особенностями являются: формирование элементной базы на сверх-больших интегральных схемах; обеспечение производительности до 10 млрд. операций в секунду; наличие искусственного интеллекта, что значительно расширяет возможности ЭВМ в обработке поступающей информации; возможность общения человека с ЭВМ на естественном языке путем речевого и графического обмена информацией.

В перспективе развития компьютеризации – создание национальных и межнациональных коммуникационно-вычислительных сетей, баз данных, нового поколения спутниковых систем космической связи, что позволит облегчить доступ к информационным ресурсам. Наглядным примером служит Интернет.

Химизация производства - другое важнейшее направление научно-технического прогресса, которое предусматривает совершенствование производства в результате внедрения химических технологий, сырья, материалов, изделий в целях интенсификации, получения новых видов продукции и повышения их качества, повышения эффективности и содержательности труда, облегчения его условий.

Среди основных направлений развития химизации производства можно отметить такие, как внедрение новых конструкционных и электроизоляционных материалов, расширение потребления син­тетических смол и пластмасс, реализация прогрессивных химико-технологических процессов, расширение выпуска и повсеместного применения разнообразных химических материалов, обладающих специальными свойствами (лаков, ингибиторов коррозии, химических добавок для модификации свойств промышленных материалов и совершенствования технологических процессов). Каждое из этих направлений эффективно само по себе, но наибольший эффект дает их комплексное внедрение.

Химизация производства предоставляет большие возможности для выявления внутренних резервов повышения эффективности общественного производства. Значительно расширяется сырьевая база народного хозяйства в результате более полного и комплексного использования сырьевых ресурсов, а также в результате по­лучения искусственным путем многих видов сырья, материалов, топлива, которые играют все большую роль в экономике и обеспечивают значительное повышение эффективности производства.

Например, 1 т пластмасс заменяет в среднем 5-6 т черных и цветных металлов, 2-2,5 т алюминия и резины – от 1 до 12 т натуральных волокон.

Важнейшее преимущество химизации производства – возможность значительного ускорения и интенсификации технологических процессов, реализация непрерывного хода технологического процесса, что само по себе является существенной предпосылкой для комплексной механизации и автоматизации производства, а значит, и повышения эффективности. Химико-технологические процессы все более широко реализуются на практике. Среди них электрохимические и термохимические процессы, нанесение защитных и декоративных покрытий, химическая сушка и мойка материалов и многое другое. Осуществляется химизация и в традиционных технологических процессах. Например, введение при закалке стали в охлаждающую среду полимеров (водного раствора полиакриламида) позволяет обеспечить практически полное отсутствие коррозии деталей.

Показателями уровня химизации служат: удельный вес химических методов в технологии производства данного вида продукции; удельный вес потребляемых полимерных материалов в общей стоимости производимой готовой продукции и др.

Комплексная автоматизация всех отраслей народного хозяйства на базе его электронизации – внедрение гибких производственных систем (состоящих из станка с ЧПУ, или так называемого обрабатывающего центра, ЭВМ, микропроцессорных схем, робототехнических систем и кардинально новой технологии); роторно-конвейерных линий, систем автоматизированного проектирования, промышленных роботов, средств автоматизации погрузочно-разгрузочных работ;

Ускоренное развитие атомной энергетики, направленное не только на строительство новых атомных электростанций с реакторами на быстрых нейтронах, но и на сооружение высокотемпературных атомных энерготехнологических установок многоцелевого назначения;

Создание и внедрение новых материалов, обладающих качественно новыми эффективными свойствами (коррозионной и радиационной стойкостью, жаропрочностью, устойчивостью к износу, сверхпроводимостью и др.);

Освоение принципиально новых технологий – мембранной, лазерной (для размерной и термической обработки; сварки, резки и раскроя), плазменной, вакуумной, детонационной и др.;

♦ Научно-технический прогресс (в любой его форме, как эволюционной, так и революционной) играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного производства.

♦ Основными направлениями научно-технического прогресса являются комплексная механизация и автоматизация, химизация, электрификация производства. Все они взаимосвязаны и взаимозависимы.

♦ Экономический эффект НТП – результат научно-технической деятельности. Он проявляется в форме прироста продукции, снижения затрат на производство, а также снижения экономического ущерба, например, от загрязнения окружающей среды.

♦ Экономический эффект определяется как отношение эффекта к затратам. При этом в качестве эффекта выступает, как правило, рост прибыли в результате снижения себестоимости продукции, а в качестве затрат – дополнительные капитальные вложения, обеспечивающим снижение себестоимости по лучшему варианту.

♦ В период формирования рыночной экономики научно- техническому прогрессу будет способствовать развитие здоровой конкуренции, осуществление антимонопольных мер, изменение форм собственности в направлении разгосударствления, приватизации.

Список литературы:

1. Горемыкина Т.К. Статистика промышленности: Учебное пособие. – М.: МГИУ, 1999

2. Забродская Н.Г. Экономика и статистика предприятия: Учебное пособие / Н.Г. Забродская. – М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2005

3. Красильщиков В. Ориентиры грядущего в постиндустриальном обществе, Общественные науки и современность, N2, 1993

4. Дайзард У. Наступление информационного века, [Сб. Новая технократическая волна на Западе, – М.,1986]

Используемые сайты: Научная электронная библиотека www.eLibrary.ru

Науки и техники. Понятие было введено в 20 в. в контексте обоснования, использующего потребительное к природе, и традиционной научно-инженерной картины мира. Цель технического прогресса определяется как удовлетворение постоянно растущих потребностей человека; способ удовлетворения этих потребностей - достижений естественных наук и техники. В техническом прогрессе различаются предпосылочный этап медленного опытного и независимого друг от друга развития науки и техники и этап научно-технических революций, первая из которых приходится на 16-17 вв. В концепция технического прогресса подвергается серьезной критике в связи с общим переосмыслением ценностей современной техногенной цивилизации.

В. М. Разин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС" в других словарях:

    Технический прогресс - см. Научно технический прогресс, а также: Автономный технический прогресс, Материализованный технический прогресс … Экономико-математический словарь

    - (technical progress) Совершенствование знаний о достижимых технических возможностях. Эти знания могут обеспечить получение большего объема продукции при неизменных затратах или такого же его объема, полученного на основе меньших затрат, либо… … Экономический словарь

    См. Научно технический прогресс … Большой Энциклопедический словарь

    технический прогресс - — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN technical advancetechnological advance …

    См. Научно технический прогресс. * * * ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС, см. Научно технический прогресс (см. НАУЧНО ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС) … Энциклопедический словарь

    См. в статьях Научно технический прогресс, Прогресс, Техника … Большая советская энциклопедия

    - … Википедия

    Капитализм и научно-технический прогресс - Технический прогресс в области материального производства, неразрывно связанный с прогрессом прикладных, точных и естественных наук, привел к росту производительности труда. Это позволило капиталистам, применявшим на своих предприятиях… … Всемирная история. Энциклопедия

    Научно-технический прогресс - (Scientific and technical progress) История научно технического прогресса Научно техническая революция, мировые экономические лидеры технического прогресса Содержание Содержание Раздел 1. Суть, научно техническая революция. Раздел 2. Мировые… … Энциклопедия инвестора

    научно-технический прогресс - — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] научно технический прогресс НТП Развитие техники и технологии производства, а так¬же рост организации производства, повышение технического уровня… … Справочник технического переводчика

Наука и научно-технический прогресс

Вопросы

1. Взаимоотношение науки и техники.

2. Научно-техническая революция: технологические и социальные последствия.

3. Социальные и этические проблемы научно-технического прогресса.

Лекция

1. В настоящее время развитие науки является главным условием развития техники. Можно выделить три основных точки зрения на проблему взаимоотношения науки и техники в обществе.

Первая – указывает на определяющую роль науки, а технику трактует именно как прикладную науку. Это такая модель взаимоотношения науки и техники, когда наука рассматривается как производство знания, а техника – как его практическое применение, воплощение.

Другая модель акцентирует взаимовлияние науки и техники как самостоятельных явлений, взаимодействующих на определенных этапах своего развития. Утверждается, что познанием движет стремление к истине, тогда как техника развивается для решения практических проблем. Техника использует научные результаты для своих целей, а наука использует технические средства/устройства для решения своих проблем.

Третья модель указывает на ведущую роль техники: наука раз­вивалась под влиянием потребностей техники. Создание техники определялось нуждами производства, а наука возникает и разви­вается как попытка понять, постичь процесс функционирования техни­ческих устройств. Так, мельница, часы, насос, паро­вой двигатель и т.д. создавались мастерами – практиками, а соответствующие разделы науки возникают позднее и представляют собой теорети­ческое осмысление действия технических устройств. Например, сначала был изобретен паровой двигатель, потом возникает тер­модинамика.

Чтобы разобраться в этой непростой проблеме взаимоотношения науки и тех­ники, надо рассмотреть ее исторически.

Термин «техника» имеет два основных значения: 1) то, что вне человека – технические средства, орудия труда и т.д.; 2) то, что внутри человека, т.е. его навыки и умения. И то, и другое – необходимые условия процесса трудовой деятельности, без которых труд, его продуктивность невозмо­жны. На разных этапах развития общества их удельный вес различен.

В докапиталистическом (традиционном, аграрном) обществе преобладали простые орудия труда, поэтому конечный результат всецело зависел от опыта, навыков и умений мастера, а также от множе­ства других неизвестных и неподконтрольных человеку причин. Человек еще в древности научился выплавлять металл, не имея адекватного представления о том, что при этом происходит, какие физические и химические процессы определяют получение конеч­ного результата. Знание передавалось в форме рецепта, имело рецептурный характер: взять то-то..., сделать то-то. Это неизменное традиционное знание доставалось от предков, кото­рые, в свою очередь, получили его «свыше». Оно было священно, было священнодействием.

Производственная деятельность человека в общественно-историческом процессе заменяется действием механи­ческого устройства, механическое устройство инициирует науку ме­ханику – первую из естественных наук.

Современная наука возникает во многом как стремление понять действие технических устройств. Она исследует те природные законы, на основе которых функционирует техника. Позднее в науке происходит разделение на науки технические, исследующие проблемы техни­ки, и естественные науки о природе, исследующие природные процессы.

Современную технику создавали не только ученые, но и практики-изобретатели. Часов­щик Уатт изобрел паровую машину, цирюльник Аркрайт – пря­дильную машину, рабочий-ювелир Фултон – пароход. Первые па­ровые машины были построены мануфактурными и ремесленными способами, хотя и в соответствии с научным знанием и требованиями научного подхода.

Начиная с конца XIX века целые отрасли про­мышленности: электротехническая, химическая, различные виды машиностроения и т.д. создаются на основе открытий науки. История изучения электричества и магнетизма представила пер­вый пример, когда на основе комплекса научных работ была со­здана промышленность крупного масштаба, и научное исследование превратилось в системную инженерную практику.

Особенно показательно это проявилось в деятельности американского изобретателя Т.Эдисона. Он организовал в 1876 г. пер­вую в США научно-исследовательскую лабораторию, перед которой была поставлена задача создания необхо­димых для практики научных разработок. В лаборатории этой, дававшей ежегодно де­сятки различных изобретений, теоретические исследования дово­дились до стадии промышленной разработки и эксплуатации. Вслед за Эдисоном крупнейшие промышленные компании США стали создавать свои научно-исследовательские лаборатории.

В настоящее время создание новых видов технических устройств не может не опираться на научные исследования и разработки. В современной науке есть отрасли, непосредственно связанные с разработкой новой техники и отрас­ли, ориентированные на фундаментальные исследования. Эта единая сфера деятельности обозначается в статистичес­ких справочниках как «Научные исследования и опытно-конст­рукторские разработки» (НИОКР).

Следует подчеркнуть, что в современных условиях технические новшества базируют­ся на развитии научно-теоретических знаний, и развитие современной техники зави­сит от развития науки в первую очередь. Техника, в свою очередь, ставит перед наукой новые задачи, и может рассматриваться в контексте общественной практики, на которую ориентировано познание.

Уровень развития современного техногенного общества определяется развитием нау­ки и техники как показателем ро­ста производительных сил, их исторической зрелости. Нынешний этап научно-технического прогресса – научно-техническую революцию с функционально-производственной точ­ки зрения можно охарактеризовать так: на­ука превращается в ведущую сферу общественного производства; происходит качественное преобразование всех элементов производительных сил – производителя, орудия, предмета труда; осуществляется интенсификация производ­ства в плане использования новых, более эффективных видов сырья и его обработки, снижение трудоемкости за счет автоматизации и компьютеризации, повышения социальной роли информации через развитие средств массовой коммуникации и др.

Можно сделать вывод о том, что взаимоотно­шения науки и техники изменялись. В докапиталистическом (традиционном) обществе преобладали ручные орудия тру­да. Ученые не обращались к решению практических проблем. В период становления и развития капитализма производство начинает развиваться на научно-технической основе. Создаются машины и механизмы, заменяющие труд рабочего. Современ­ная наука возникает из стремления понять работу механических устройств. В дальнейшем происходит обособление технических наук и наук о природе, но сохраняется их тесная взаимосвязь и взаимовлияние. Современная наука и техника также находятся в процессе постоянного плодотворного взаимодействия. Технические проблемы стимулируют развитие науки, а научные открытия, в свою очередь, становятся основой создания новых видов техники.



2. Научно-техническая революция (НТР) – понятие, используе­мое для обозначения тех качественных преобразований, которые произошли в науке и технике во второй половине XX века. Нача­ло НТР как интенсификации научно-технического прогресса относится к середине 40-х гг. XX века. В ходе ее завершается процесс превращения науки в непосредственную производитель­ную силу общества. НТР изменяет условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, общественное разделение тру­да, отраслевую и профессиональную структуру общества, ведет к быстрому росту производительности труда, оказывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психоло­гию людей, взаимоотношение общества с природой.

Научно-техническая революция – длительный процесс, кото­рый имеет две главные предпосылки – научно-техническую и со­циальную. Важнейшую роль в подготовке НТР сыграли успехи естествознания в конце XIX – начале XX вв., в результате кото­рых произошел коренной переворот во взглядах на материю, и сло­жилась новая картина мира. Были открыты электрон, явление радиоактивности, рентгеновские лучи, создана теория относитель­ности и квантовая теория. Совершился прорыв науки в область микромира и больших скоростей.

Революционный сдвиг произошел и в технике, в первую оче­редь под влиянием применения электричества в промышленности и на транспорте. Было изобретено радио. Родилась авиация. В 40-х гг. XX века наука решила про­блему расщепления атомного ядра. Человечество овладело атом­ной энергией. Важнейшее значение имело возникновение кибер­нетики. Исследования по созданию атомных реакторов и атомной бомбы впервые заставили капиталистические государства организовать в рамках крупного национального научно-технического проекта взаимодействие науки и промышленности. Это послу­жило школой для осуществления общенациональных научно-тех­нических исследовательских программ.

Начался резкий рост ассигнований на науку, числа исследова­тельских учреждений. В начале 90-х гг. XX века общая численность занятых в науке и научном обслуживании в США приблизилась к 7 млн. человек. Для сравнения, к началу 90-х гг. СССР занимал второе место в мире после США по научно-техническому потенциалу. Общее число научных ра­ботников на начало 1991 г. составляло примерно 2 млн. человек.

Во второй половине 50-х гг. XX века под влиянием успехов СССР в изу­чении космоса и советского опыта организации и планирования науки в большинстве стран началось создание общегосударствен­ных органов планирования и управления научной деятельностью. Усилились связи между научными и техничес­кими разработками, ускорилось использование научных достиже­ний в производстве. В 50-х гг. создаются и получают широкое применение в научных исследованиях, производстве, а затем и управлении электронно-вычислительные машины (ЭВМ), ставшие символом НТР. Их появление знаменует начало постепенной пе­редачи машине выполнения элементарных логических функций человека. Развитие информатики, вычислительной техники, микропроцессоров и робототехники создало условия для перехода к комплексной автоматизации производства и управления. ЭВМ – принципиально новый вид техники, изменяющий положение че­ловека в процессе производства.

На современном этапе своего развития научно-техническая революция характеризуется следующими основными чертами.

1) Произошло превращение науки в производительную силу общества в результате слияния воедино революционных изменений в на­уке, технике и производстве, усиления взаимодействия между ними и сокращения сроков от рождения новой научной идеи до ее про­изводственного воплощения.

2) Возник новый этап общественного разделения труда, свя­занный с превращением науки в ведущую сферу развития современного обще­ства.

3) Качественным преобразованиям подверглись все элементы производительных сил – предмет труда, орудия производства и сам работник. Возросла интенсификация всего процесса произ­водства благодаря научной его организации и рационализации, постоянному обновлению технологии, сбережению энергии, сни­жению материалоемкости, капиталоемкости и трудоемкости про­дукции. Приобретаемое обществом новое знание позволяет сокра­тить затраты на сырье, оборудование и рабочую силу, многократ­но окупая расходы на научные исследования и технические раз­работки.

4) Изменились характер и содержание труда, в нем повыси­лась роль творческих элементов; производ­ство трансформировалось из простого процесса труда в научный, точнее – наукоемкий процесс.

5) На этой основе возникли материально-технические предпо­сылки сокращения ручного труда и замены его механизирован­ным. В дальнейшем развернулась автоматизация производства на основе применения электронно-вычислительной техники.

6) Осуществляется создание новых источников энергии и искусственных материалов с заранее заданными свойствами.

7) Гигантское развитие средств массовой коммуникации сопровождается огромным повышением социального и экономического значения информационной деятельности.

8) Происходит рост уровня общего и специального образова­ния и культуры населения.

9) Возрастает взаимодействие наук, комплексные исследова­ния сложных проблем, повышается также роль социальных наук.

10) Имеет место резкое ускорение всех общественных процес­сов, дальнейшая интернационализация всей человеческой деятель­ности в масштабе планеты, возникновение так называемых гло­бальных проблем.

Наряду с основными чертами НТР, можно выделить опреде­ленные этапы ее развития и главные научно-технические и тех­нологические направления, характерные для этих этапов.

Достижения в области атомной физики (осуществление цеп­ной ядерной реакции, открывшей путь к созданию атомного ору­жия), успехи молекулярной биологии (выразившиеся в раскры­тии генетической роли нуклеиновых кислот, расшифровке моле­кулы ДНК и последующего ее биосинтеза), а также появление кибернетики (установившей определенную аналогию между жи­выми организмами и некоторыми техническими устройствами, являющимися преобразователями информации) дали старт науч­но-технической революции и определили главные естественно­научные направления ее первого этапа. Этот этап, начавшийся в 40 – 50-х гг. XX века, продолжался почти до конца 70-х годов. Основными техническими направлениями первого этапа НТР явились атомная энергетика, электронно-вычислительная техни­ка (ставшая технической базой кибернетики) и ракетно-космическая техника.

С конца 70-х гг. XX века начался второй этап НТР, продолжающийся до сих пор. Важнейшей характеристикой дан­ного этапа НТР стали новейшие технологии, которых не было в середине XX века, в силу чего второй этап НТР получил наименование «научно-технологической революции». К таким новейшим технологиям относятся гибкие автоматизированные производства, лазерная технология, биотехнологии и др. Вместе с тем новый этап НТР не только не отбросил многие традиционные технологии, но позволил их модернизировать и существенно повысить их эффективность.

Суть второго этапа НТР, определяемого как «научно-техноло­гическая революция», заключается в объективно закономерном переходе от различного рода внешних, по преимуществу механи­ческих, воздействий на предметы труда к высокотехнологичным (субмикронным) воздействиям на уровне микроструктуры не­живой и живой материи. Не случайна та роль, кото­рую приобрели на этом этапе НТР генная инженерия и нанотехнология.

За последние десятилетия существенно расширился диапазон исследований в области генной инженерии: от получения новых микроорганизмов с заранее заданными свойствами и до клониро­вания высших животных (а также и самого человека). Конец XX века ознаменовался успехами в расшифровке генетической основы человека. Так, в 1990 г. стартовал международ­ный проект «геном человека», ставящий целью получение полно­го генетической карты Homo sapiens.

Сферой нанотехнологии – одного из направ­лений в области новейших технологий – стали процессы и явле­ния, происходящие в микромире, измеряемом нанометрами, т.е. миллиардными долями метра (один нанометр составляют пример­но 10 атомов, расположенных вплотную один за другим).

В дальнейшем исследования в области физики полупроводни­ковых наногетероструктур заложили основы новых информаци­онных и коммуникационных технологий. Достигнутые успехи в этих исследованиях, имели огромное значение для развития оптоэлектроники и электроники высоких скоростей.

Бурные темпы роста в 80 – 90-х гг. XX века информацион­но-технологической индустрии явились следствием универсального характера использования информационных технологий, их широ­кого распространения практически во всех отраслях экономики. В ходе экономического развития эффективность материального производства стала во все большей степени определяться масшта­бами использования и качественным уровнем развития духовной сферы производства. Это означает, что в систему производства вовлекается новый ресурс – информация (научная, технологическая, экономичес­кая, организационно-управленческая), которая, интегрируясь с производственным процессом, во многом ему пред­шествует, определяет его соответствие меняющимся условиям жизни, завершает превращение производственных процессов в процессы научно-производственные.

Второй этап НТР оказался в значительной степени связанным с таким технологическим прорывом, как появление и быстрое распространение микропроцессоров на больших интегральных схемах (так называемая «микропроцессорная революция»). Это во многом обусловило формирование мощного информационно-индустриального комплекса, включающего электронно-вычисли­тельное машиностроение, микроэлектронную промышленность, производство электронных средств связи и разнообразного кон­торского и бытового оборудования. Указанный крупный комплекс отраслей промышленности и сферы услуг ориентирован на инфор­мационное обслуживание как общественного производства, так и личного потребления.

Решительное вторжение микроэлектроники меняет состав ос­новных фондов в нематериальном производстве, прежде всего, в кредитно-финансовой сфере, торговле, здравоохранении. Но этим не исчерпывается влияние микроэлектроники на сферу нематери­ального производства. Создаются новые отрасли, масштабы кото­рых сопоставимы с отраслями материального производства. На­пример, в США реализация средств математического обеспечения и услуг, связанных с обслуживанием компьютеров, уже в 80-х годах XX века превысила в денежном исчислении объемы произ­водства таких крупных отраслей американской экономики, как авиа -, судо - или станкостроение.

На повестке дня современной науки – создание квантового компьютера (КК). Здесь существует несколько интенсивно разра­батываемых в настоящее время направлений: твердотельный КК на полупроводниковых структурах, жидкие компьютеры, КК на «квантовых нитях», на высокотемпературных полупроводниках и т.д. Фактически все разделы современной физики представлены в попытках решения этой задачи.

Пока можно говорить лишь о достижении некоторых предва­рительных результатов. Квантовые компьютеры еще только про­ектируются. Но когда они покинут пределы лабораторий, мир во многом станет иным. Ожидаемый технологический прорыв должен превзойти достижения так называемой «полупроводниковой революции», в резуль­тате которой вакуумные электронные лампы уступили место крем­ниевым кристаллам.

Таким образом, возникшая на основе научно-технического прогресса как развернувшегося первоначально в Европе Нового времени непрерывного процесса открытия новых знаний и технико-технологического применения их в системе общественного производства, научно-техническая революция середины XX века повлекла радикальную пе­рестройку всего технического базиса, технологического способа общественного производства. Вместе с тем она вызвала серьезные изменения со­циальной структуры общества, оказала влияние на сферы образо­вания, быта, досуга, массовой культуры и т.д.

В 70-е гг. XX века в странах Запада началось абсолютное сокраще­ние занятости в материальном производстве, и в первую очередь – в материалоемких отраслях массового производства. При этом объем производимых и потребляемых обществом материальных благ в условиях экспансии сервисной экономики не снижается, а растет. Производ­ственная база современного хозяйства остается, и будет оставаться той основой, на которой происходит развитие новых экономичес­ких и социальных процессов, и ее значение преуменьшаться не должно. Рост объема материальных благ во все большей мере обеспечива­ется повышением производительности занятых в их создании ра­ботников.

Таким образом, современное общество не характеризуется оче­видным падением доли материального производства. При этом все большую долю общественного богатства составляют знания, ин­формация, которые становятся основным ресурсом нынешнего производства в любой его форме.

Становление современного общества как системы, основанной на производстве и потреблении информации и знаний, началось в 50-е гг. XX века. Знания (научные знания) как непосредственная производительная сила становятся важнейшим фактором совре­менной (наукоемкой) экономики, а создающий их сектор оказывается наиболее важным ресурсом производства. Происходит пе­реход от расширения использования материальных ресурсов к сокращению потребности в них. При этом происходит быстрое удешевление наиболее наукоем­ких продуктов, способствующее их широкому распространению во всех сферах хозяйства. В резуль­тате возникает экономика «нелимитированных ресурсов», безгра­ничность которых обусловлена не масштабом добычи, а сокраще­нием потребности в них.

По мере развития информационного сектора экономики стано­вится все более очевидным, что знания являются важнейшим стра­тегическим активом любого производства, предприятия, источником творчества и нововведений, основой современных ценностей и социального прогресса – т.е. поистине неограниченным ресурсом.

Таким образом, развитие современного общества эпохи НТР приводит не столько к замене производства материальных благ производством услуг, сколько к вытеснению материальных компонентов готово­го продукта информационными составляющими. Следствием это­го становится снижение роли сырьевых ресурсов и труда как базо­вых производственных факторов, что является предпосылкой от­хода от массового создания воспроизводимых благ как основы об­щественного благосостояния.

Научно-техническое развитие приводит к глобальной трансформации общества. Общество вступает в новую фазу своего развития, которую ученые, социологи квалифицируют как «информационное общество».

И конечно, с социальной/культурной точки зрения современное научно-техническое развитие рождает потребность в высоком общеобразова­тельном уровне, в высоком уровне специального образования, в необходимости координации научных усилий на междуна­родном уровне.

3. Беспрецедентный по своим темпам и размаху научно-техни­ческий прогресс/НТР является одной из наиболее очевидных реальнос­тей нашего времени. Наука колоссально повышает производитель­ность общественного производства. Она добилась ни с чем не сравнимых результатов в овладении силами природы. Именно на науку опирается сложный механизм современного развития. Страна, которая не в состоянии обеспе­чить достаточно высокие темпы научно-технического прогресса и использования его результатов в самых разных сферах обществен­ной жизни, обрекает себя на состояние отсталости и зависимое, подчиненное положение в мире.

Еще в недавнем прошлом было принято некритически восхва­лять научно-технический прогресс как чуть ли не единственную опору всеобщего прогресса человечества. Такова точка зрения сциен­тизма, то есть представления о науке, особенно о естествознании, как о высшей, даже абсолютной социальной ценности. Вместе с тем быстрые темпы развития науки и техники порождают немало новых проблем и альтернатив.

Сегодня многие игнорируют гуманистическую направленность развития науки. Распространилось убеждение, что цели науки и общества в наше время обнаруживают проти­воречие, что этические нормы современной науки едва ли не про­тивоположны общечеловеческим социально-этическим и гумани­стическим нормам, ценностям и принципам, а научный поиск давно вышел из-под морального контроля и известный сократовский постулат «знание и добродетель неразрывны» уже списан в исторический архив.

Противники сциентизма апеллируют к опыту современности. Они указывают на то, что сложно говорить о со­циально-нравственной роли науки, поскольку ее достижения исполь­зуются для создания чудовищных средств массового уничтоже­ния, в то время как ежегодно множество людей умирает от голо­да. Трудно говорить о нравственности ученого, так как, чем глуб­же он проникает в тайны природы, чем честнее относится к своей деятельности, тем большую угрозу для человечества таят в себе ее результаты. Трудно говорить о благе науки для человече­ства, поскольку ее достижения нередко используются для создания та­ких средств и технологий, которые ведут к отчуждению, подавле­нию, оглуплению человеческой личности, разрушению природной среды обитания человека. Такова позиция антисциентизма.

Научно-технический прогресс/революция не только обостряет многие из существующих противоречий современного общественного разви­тия, но и порождает новые. Более того, его негативные проявле­ния могут привести к катастрофическим последствиям для судеб всего человечества. Сегодня уже не только произведения писате­лей-фантастов, авторов антиутопий, но и многие реальные собы­тия предупреждают о том, какое ужасное будущее ждет лю­дей в обществе, для которого бурное научно-техническое развитие выступает как самоцель, лишается «человеческого измерения».

За после­дние десятилетия результаты научно-технического развития и их воздей­ствие на человеческую жизнь стали расширяться и расти с такой скоростью, что оставили далеко позади любые другие формы и виды культурного развития. Человек уже не в состоянии контролировать эти процессы, и даже просто осознать их последствия. Даже в том случае, если удастся найти пути поставить научно-техническое развитие под надежный контроль, все равно оно будет производить в нем масштабные изменения. Современная техника, созданная на научной основе человеком, превратилась в главный фактор происходящих изменений на нашей планете.

Человеческое развитие вступило в но­вую эру. В начале XX века темпы развития стали резко воз­растать. Особенно захватывающие открытия сделаны человеком в области исследования космоса. Наши современники, не пользуясь ничем, кроме собственного разума, смогли сформу­лировать общую теорию относительности и теорию расширяющейся Вселенной. На другом конце спектра познания мы проникли в тайны бесконечно малых объектов. Расщепление атома, определе­ние структуры ядра и обнаружение множества элементарных час­тиц, а также расшифровка генетического кода, синтез рибонукле­иновой кислоты и многие другие открытия – все это способствова­ло неумолимому раскрытию секретов материи и самой жизни.

Это феноменальное расширение границ теоретических знаний привело к открытию таких вещей и явлений, как лазер, голография, криогеника, сверхпроводимость. Не менее революционные достижения были параллельно с этим отмечены и в приклад­ной сфере. Они известны под наименованиями витаминов, пенициллина, инсектицидов, телевидения, радара, реактивных двигателей, тран­зисторов, карликовой пшеницы, противозачаточных пилюль и многими другими наименованиями. Такое экспоненциальное накопление научных знаний и технических средств, новых ма­шин и новых видов продукции позволило человеку приблизить область фантазии к границам реальности и рассчитывать на еще более блестящее будущее.

Человек теперь может побеждать многие болезни, увеличить вдвое (по сравнению с предшествующими поколениями) продол­жительность жизни, существенно улучшить свой быт и рацион питания. Он усовершенствовал способы производства товаров, и выпускает их теперь в невероятно массовых масштабах; он изоб­рел технические средства, которые могут быстро перенести его самого и его имущество через континенты и океаны; он может мгновенно связаться с кем угодно, в какой бы точке планеты он ни был. Он повсюду настроил дорог, возвел дамбы, создал горо­да, прорыл шахты, буквально завоевав и подчинив себе всю пла­нету.

Человек изобрел компьютер – своего «электронного слугу», память, вычислительные возможности и скорость операций кото­рого в тысячи раз больше тех, которыми располагает он сам. На­конец, он решился вступить в со­стязание с Природой. Сейчас он пытается овладеть энер­гией материи, открыв ядерную энергию; пытается распространить свои вла­дения за пределы Земли – первые шаги в этом направлении он уже сделал, вступив на поверхность Луны и послав в космос при­боры для детального исследования солнечной системы; он стремится изменить самого себя с помощью генной инженерии – путем манипулирования с генетическим материа­лом человека.

Познав множество тайн и научившись подчинять себе ход событий, человек оказался теперь наделен невиданной, огромной ответственностью и обречен на то, чтобы играть совершенно но­вую роль арбитра, регулирующего жизнь на планете – включая и свою собственную жизнь.

Эта новая роль человека возвышенна. Ему пред­стоит принимать те решения и выполнять те функции, которые он ранее относил к мудрости Природы. Его роль теперь в том, чтобы быть лидером эволюционного процесса на Земле, и ему придется взять на себя руководство этим процессом, с тем, чтобы ориентировать его в бла­гоприятном направлении.

По мере того, как возрастало могущество современного челове­ка, все тяжелее и ощутимее становилось необходимость в нем чувства ответственности, созвучного его новому положению в мире. Могущество без мудрости сделало человека современным варваром, обладающим громадной силой, но не имеющим представления о том, как применить ее во благо.

Глобальные проблемы современности, явившиеся оборотной стороной глобализации антропогенного влияния в эпоху трансформации НТП в НТР (и особенно – экологический кризис) есть прямое следствие неспособности человека подняться до уровня, соответствующего его миро-устроительной роли, осознать свои новые обя­занности и ответственность перед миром.

Проблема в самом человеке, а не «вне его», поэтому и возможное ее решение связано с ним. Это можно выразить аксиомой: наиболее важным, от чего зависит судьба человечества, являются человеческие качества, причем именно «средние» человеческие ка­чества миллиардов жителей планеты.

Проблема, возникшая на критической стадии современного развития человечества, находится вну­три, а не вне человеческого существа, взятого на индиви­дуальном и коллективном уровне развития, и ее решение должно исходить изнутри человека. Для обуздания негативных последствий научно-технической революции и для того, чтобы напра­вить человечество к достойному его будущему, следует, прежде всего, подумать об изменении самого чело­века, о революции в самом человеке. Речь идет об изменении (социальных) ценностных установок личности и общества, переориентации с идеологии потребительства на духовное совершенствование.

Итак, наиболее важным, от чего зависит судьба человечества, являются человеческие качества, причем в их морально-нравственном аспекте – не качества отдельных элитарных групп, а «средние» ка­чества миллиардов жителей нашей планеты. В условиях глобализации знания и воля миллионов людей должны определять направление общественного развития.

Научно-технический прогресс порождает массу проблем. По­добно любому историческому развитию, он необратим. Но это никоим образом не значит, что людям остается лишь безропотно подчиняться прогрессу науки и техники, по возможности приспо­сабливаясь к его негативным последствиям.

Конкретные направ­ления научно-технического прогресса, научно-технические проекты и решения, затрагивающие интересы как ныне живущих, так и будущих поколений, – вот то, что требует широкого, гласного, де­мократичного и вместе с тем компетентного обсуждения, вот что люди могут принимать, либо отвергать своим свободным волеизъявлени­ем.

Этим определяется сегодня социальная ответственность уче­ного. Опыт истории убеждает, что знание – это сила, что наука открывает человеку источники невиданного могущества и власти над природой. Последствия НТП/НТР бывают очень серьезными и далеко не всегда благопри­ятными для людей. Поэтому, действуя с сознанием своей социальной ответственности, ученый должен стремиться к тому, чтобы предвидеть возможные негативные последствия, потенци­ально заложенных в результатах его исследований. Ведь он благодаря своим профессиональным знаниям подготовлен к такому предвиде­нию лучше, и в состоянии сделать это раньше, чем кто-либо другой.

Наряду с этим социально ответственная позиция ученого пред­полагает, чтобы он максимально широко и в доступных формах оповещал общественность о возможных нежелательных эффектах связанных с проводимыми исследованиями, о том, как их можно избежать, ликвидировать или минимизировать. Только те науч­но-технические решения, которые приняты на основе достаточно полной информации, можно считать в наше время социально и нравственно оправданными.

Велика роль ученых в современном мире эпохи научно-технической революции, и в обозримом будущем она будет возрастать. Ученые обладают теми интеллектуальными качествами, знаниями и квалификаци­ей, которые необходимы не только для обеспечения научно-технического прогресса, но и для того, чтобы направлять его на благо человека, общества и природы, на оптимизацию глобальной системы связей «человек – общество – природа».

В этой связи на передний план выходят вопросы гуманизма. Активно прорабатывается термин «научный гуманизм», вы­ражающий необходимость коренного изменения деятельности, ставящей НТР в прямую зависимость от нравственных качеств отдельного человека и человечества. Применительно к современным условиям речь идет о «новом гуманизме» как утверждении таких норм, которые отражали бы насущные интересы всех людей планеты и потому воспринимались бы как всеобщие, общечеловеческие ценности.

Литература

1. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. Учебник / В.О.Голубинцев, А.А.Данцев, В.С.Любченко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – С. 399-414.

2. Философия: Учебник для вузов; отв. ред. проф. В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – С. 504-514.

3. Философия (полный курс): Учебник для студентов вузов / Под ред. проф. А.Н. Ерыгина. – М.: ИКЦ «Март», Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2004. – С. 649-665.

4. Философия / Под общей редакцией акад. В.Г. Кременя, проф. Н.И.Горлача. – Харьков: Прапор, 2004. – С. 468-472.

5. Філософія: Навчальний посібник / Л.В.Губерський, І.Ф.Надольний, В.П.Андрущенко та інш.; За ред. І.Ф. Надольного. – К.: Вікар, 2005. – С. 401-405.

Наука помогает нам проникнуть в суть явлений, происходящих в природе и обществе, понять закономерности, управляющие развитием окружающей нас естественной и созданной человеком среды.

Она указывает людям способы, позволяющие воздействовать на это развитие и направлять его. Техника возникает как материальное воплощение опыта и знаний, накопленных наукой и практикой, является орудием практической деятельности человека. Благодаря технике человек активнее взаимодействует с окружающим миром, имеет возможность улучшать условия своего существования. Техника становится также и мощным стимулом дальнейшего развития научных знаний, так как с ее помощью либо сразу, либо по прошествии определенного времени возникает возможность оценить результаты научных исследований.

Взаимодействие науки, техники и производства, ведущее к совершенствованию производительных сил общества, и порождает научно-технический прогресс.

В течение многих столетий наука и техника развивались, не обнаруживая явной взаимосвязи друг с другом. Наука тяготела к умозрительным построениям, к логическим выводам и философским обобщениям, в то время как техника и технология совершенствовались главным образом на основе опыта, интуитивных догадок и случайных находок. Тайны мастерства нередко передавались только по наследству. Это препятствовало широкому распространению технологических открытий. Наука не была тесно связана с производственной деятельностью человека.

В XVI в. нужды торговли, мореплавания и крупных мануфактур потребовали теоретического и практического решения целого ряда задач. Под влиянием идей Возрождения наука постепенно начинает обращаться к практике.

В последующие столетия ученые в разных странах - Г. Галилей, Э. Торричелли, Р. Бойль, И. Ньютон, Д. Бернулли, М. В. Ломоносов, Л. Эйлер, А. Вольта, Г. Дэви и многие другие - изучали механические процессы, тепловые, оптические, электрические явления. Результаты их научных открытий способствовали сближению науки и практики.

В XVIII-XIX вв. с развитием машинного производства наука становится все более тесно связанной с практической деятельностью человечества. Русский ученый-энциклопедист М. В. Ломоносов был инициатором самых разнообразных научно-технических и культурных мероприятий, направленных на развитие производительных сил России. Английский изобретатель Дж. Уатт создал универсальную паровую машину. Французский химик А. Лавуазье объяснил с помощью закона сохранения массы вещества процесс обжига металлов и горение. Французский физик С. Карно дал теоретическое обоснование рабочего цикла паровой машины. Известный русский инженер-металлург Д. К. Чернов заложил основы металловедения.

В XX в. научно-технический прогресс связан с научно-технической революцией. Под ее воздействием расширяется фронт научных дисциплин, ориентирующихся на развитие техники.

Целые отрасли производства возникают вслед за новыми научными направлениями и открытиями: радиоэлектроника, микроэлектроника, атомная энергетика, химия синтетических материалов, производство электронной вычислительной техники и др. Наука стимулирует развитие техники, а техника выдвигает перед наукой новые задачи и обеспечивает ее современным экспериментальным оборудованием.

Научно-технический прогресс охватывает не только промышленность, но и многие другие стороны практической деятельности общества, сельское хозяйство, транспорт, связь, медицину, образование, сферу быта. Яркий пример плодотворной связи науки и техники - освоение человечеством космического пространства.

Научно-технический прогресс служит основой социального прогресса. Однако в капиталистическом обществе прогресс науки и техники совершается в основном в интересах господствующего класса, военно-промышленного комплекса, нередко сопровождается разрушением человеческой личности.

При социализме научно-технический прогресс осуществляется в интересах всего народа, успешное развитие науки и техники содействует решению экономических и социальных задач коммунистического строительства, созданию материальных и духовных предпосылок для всестороннего и гармоничного развития личности.

XXVII съезд КПСС выдвинул на первый план задачу ускорения социально-экономического развития нашей страны на основе научно-технического прогресса. Одно из важнейших его направлений - широкое освоение передовых технологий: лазерных, плазменных, мембранных, радиационных, электроннолучевых, технологий с использованием сверхвысоких давлений и импульсных нагрузок и т. д. Другое направление - комплексная автоматизация и механизация производства, призванные сделать труд рабочих, колхозников, интеллигенции более производительным, творческим. Современный этап автоматизации опирается на революцию в электронно-вычислительной технике, быстрое развитие робототехники, роторно-конвейерных линий, гибких автоматизированных производств, обеспечивающих высокую производительность.

Рисунок (см. оригинал)

В последнее время на основе опыта ведущих научных организаций в нашей стране создаются межотраслевые научно-технические комплексы, являющиеся новой эффективной формой соединения науки с производством. Воплощается в жизнь Комплексная программа на-учно-технического прогресса стран - членов СЭВ на период до 2000 года.

качественный скачек в развитии науки и техники, обусловливающее формирование новой системы научного знания и изменение взаимоотношений человека с техникой, целью которого является более глубокое познание законов природы, использование знаний для создания и функционирования техники, технологии и повышения эффективности творческой деятельности людей, увеличения степени свободы человека. НТП возникает с появлением крупного машинного производства, когда два потока - научный и технический, которые эпизодически соприкасались друг с другом, сливаясь в единый научно-технический поток. Ключевые направления современного НТП: 1) превращение науки в непосредственную производительную силу; 2) автоматизация, роботизация и компьютеризация производства; 3) развитие наукоемких, ресурсо- и трудосберегающих технологий; 4) совершенствование технологии получения атомной энергии, поиск и использование новых источников энергии; 5) создание и применение эффективных конструкционных материалов. Современный НТП является важнейшим фактором перехода индустриального общества в его постиндустриальную или информационную фазу, глобализации производственной и других форм жизнедеятельности людей. Поэтому НТП является объектом внимания политических партий и государственной власти.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

единое, взаимообусловленное, поступат. развитие науки и техники.

Истоки Н.-т. п. коренятся в мануфактурном произ-ве 16-18 вв., когда науч.-теоретич. и технич. деятельность начинают сближаться. До этого материальное произ-во медленно эволюционировало преим. за счет накопления эмпирич. опыта, тайн ремесла, собирания рецептов. Наряду с этим шел столь же медленный прогресс в науч.-теоретич. знаниях о природе, к-рые находились под влиянием теологии и схоластики и не оказывали постоянного и скольконибудь существ. влияния на произ-во. Науч. и технич. прогресс были двумя, хотя и опосредованными, но относительно самостоят. потоками человеч. деятельности.

В 16 в. нужды торговли, мореплавания, крупных мануфактур потребовали теоретич. и экспериментального решения целого ряда вполне определ. задач. Наука в это время под влиянием идей Возрождения постепенно порывает со схоластич. традицией и обращается к практике. Компас, порох и книгопечатание (особенно последнее) были тремя великими открытиями, положившими начало прочному союзу науч. и технич. деятельности. Попытки использовать водяные мельницы для нужд расширяющегося мануфактурного произва побуждали теоретически исследовать нек-рые механич. процессы. Создаются теории махового колеса и маховых движений, теория желоба, учения о напоре воды, о сопротивлении и трении. «... Мануфактурный период развивал первые научные и технические элементы крупной промышленности» (Марк с К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23, с. 388). Г. Галилей, И. Ньютон, Э. Торричелли, а затем Д. Бернулли, Э. Мариотт, Ж. Л. Д Аламбер, Р. А. Реомюр, Г. Дэви, Л. Эйлер и мн. другие создали науке репутацию «служанки произ-ва».

Возникновение машинного произ-ва в кон. 18 в. было подготовлено результатами предшествующего науч.-технич. творчества большой армии математиков, механиков, физиков, изобретателей, умельцев. Паровая машина Дж. Уатта явилась «плодом науки», а не только конструкторскотехнич. деятельности. Машинное произ-во в свою очередь открыло новые, практически неограниченные возможности для технологич. применения науки. Его прогресс во все большей степени определяется прогрессом науки, и само оно, по выражению К. Маркса, впервые выступает как «предметно воплощающаяся наука» (там же, т. 46, ч. 2, с. 221). Все это означает переход к новому, второму этапу Н.-т. п., к-рый характеризуется тем, что наука и техника взаимно стимулируют развитие друг друга во все ускоряющихся темпах. Возникают спец. звенья науч.-исследоват. деятельности, призванные доводить теоретич. решении до технич. воплощения: прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, производств. исследования. Науч.-технич. деятельность становится одной из самых обширных сфер приложения человеч. труда.

Третий этап Н.-т. п. связан о совр. науч.-технич. революцией. Под ее воздействием расширяется фронт науч. дисциплин, ориентирующихся на развитие техники. В решении технич. задач участвуют биологи, физиологи, психологи, лингвисты, логики. На ускорение технич. прогресса прямо или косвенно влияют также мн. направления обществ. наук: экономика и организация произ-ва, науч. управление экономич. и социальными процессами, конкретные социальные исследования, производств. эстетика, психология и логика технич. творчества, прогнозирование. Все более явной становится лидирующая роль науки по отношению к технике. Целые отрасли произ-ва возникают вслед за новыми науч. направлениями и открытиями: радиоэлектроника, атомная энергетика, химия синтетич. материалов, произ-во ЭВМ и др. Наука становится силой, непрерывно революционизирующей технику. В свою очередь техника также постоянно стимулирует прогресс науки, выдвигая перед ней новые требования и задачи и обеспечивая ее все более точным и сложным экспериментальным оборудованием. Характерной чертой совр. Н.-т. п. является то, что он захватывает не только пром-сть, но и мн. др. стороны жизнедеятельности общества: с. х-во, транспорт, связь, медицину, образование, сферу быта. Яркое воплощение единство науч. и технич. деятельности находит в прорыве человечества в космос.

Неполное определение ↓