Понятие научно-технического прогресса. Смотреть что такое "Научно-технический прогресс" в других словарях

Научно-технический прогресс – это взаимосвязанное развитие науки и техники, обусловливающее прогресс производительных сил и общества в целом.

Главный источник развития НТП заключен не в нем самом, а в сущностных силах человека. Необходимость НТП обусловлена не нуждами самой техники и технологии, она заложена в природе человека, в сущности человеческого существования. Именно люди, развивая производительные силы и меняясь под их давлением, определяют в конечном счете основные принципы и направления НТП. Современным этапом НТП является современная научно-техническая революция.

Научно-техническая революция: сущность и основные направления.

Научно-техническая революция – интенсивное качественное изменение производительных сил и общества в результате создания новых видов техники и технологий в результате применения на практике фундаментальных научных открытий.

Сущность НТР может быть выражена следующими ее чертами. Прежде всего это фундаментальные научные открытия в физике, химии, биологии, в первую очередь в физике, которая проникла в микромир и своими успехами продвинула вперед весь комплекс естественных наук. Возникли новые области знания, среди которых решающую роль стала играть кибернетика. Возникли новые отрасли: атомная энергетика, ракетная техника, радиоэлектроника. Автоматизация и кибернетизация производства составляют стержень современной НТР. В результате НТР коренным образом меняется место и роль человека в системе производства и, следовательно, содержание живого труда. Коренное изменение содержания труда влечет за собой коренное изменение всей системы общественной жизни, образа жизни в целом.

Выделяются следующие основные направления НТР:

1. По Тофлеру

Поиск новых возобновляемых источников энергии

Электронная промышленность

Космическая промышленность

Проникновение в глубины моря

Генная инженерия

2. По Беллу

Замена механической техники электронной

Миниатюризация производства

Переход к числовым методам хранения и обработки информации

Производство программного обеспечения

3. Другие источники

Автоматизация производства (безлюдное производство)

Альтернативные источники энергии

Космонавтика

Искусственные материалы с заранее заданными свойствами

Новые технологии (биотехнологии, генная инженерия)

Противоречия современного нтп.

Противоречия НТП:

Наука и техника в своем развитии несут не только блага, но и угрозы для человека и человечества. Это стало сегодня реальностью и требует новых конструктивных подходов в исследовании будущего и его альтернатив.

НТП позволяет человеку решить многие проблемы. Но какую цену мы платим за развитие науки и техники? Производство оказывает негативное влияние на здоровье человека, загрязняет окружающую среду. Ускорение темпов жизни ведет к нервным заболеваниям.

Уже в настоящем предотвращение нежелательных результатов и отрицательных последствий научно-технической революции стало настоятельной потребностью для человечества в целом. Оно предполагает своевременное предвидение этих опасностей в сочетании со способностью общества противодействовать им. Именно это во многом предопределит, какие альтернативы в конечном счете возобладают в предстоящем человеку будущем:

Неспособность предвидеть и предотвратить отрицательные последствия научно-технической революции угрожает ввергнуть человечество в термоядерную, экологическую или социальную катастрофу.

Злоупотребление достижениями научно-технического прогресса даже в условиях определенного контроля над их использованием может привести к созданию тоталитарного технократического строя, в котором подавляющее большинство населения может на длительный срок оказаться под властью привилегированной элиты.

Пресечение этих злоупотреблений, гуманистическое использование достижений научно-технической революции в интересах всего общества и всестороннего развития личности сопровождается ускорением социального прогресса.

От моральной ответственности ученых, от политической сознательности самых широких масс, от социального выбора народов зависит, в русле какой из этих альтернатив научно-техническая революция будет формировать будущее человечества в предстоящие десятилетия. В исторической перспективе научно-техническая революция является могущественным средством социального освобождения и духовного обогащения человека.

Введение……………………………………………………………….……3

1. Научно-технический прогресс - основа развития и интенсификации

производства………………………………………………………………..4

2. Основные направления научно-технического прогресса……….…….6

3. Эффективность научно-технического прогресса……………….……14

4. НТП промышленно-развитых стран на современном этапе………...19

Заключение………………………………………………………………..27

Список использованной литературы…………………………………….28

Введение

Научно-технический прогресс представляет собой взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, которое проявляется в постоянном воздействии научных открытий и изобретений на уровне техники и технологии, а так же на применение новых приборов и оборудования. Он воздействует на преобразование и развитие средств труда и на взаимоотношение людей в процессе производства.

Научно-технический прогресс является мощным средством быстрого роста экономики, решения многих социальных задач. Темпы внедрения его достижений и эффективность производства во многом зависят от выработки и последовательной реализации научно обоснованной общегосударственной политики в этой сфере деятельности.

Применение научных открытий в использовании природных богатств, развитии и формировании производительных сил общества поистине неограниченно. При определенных условиях с помощью науки на службу производству могут быть поставлены огромные силы природы, а сам процесс производства может быть представлен как технологическое применение науки.

Конкретным выражением научно-технического прогресса служит непрерывное совершенствование машин, орудий труда и других средств производства, а также внедрение прогрессивной технологии и организации производства. Особенно важная роль в развитии научно-технического прогресса отводится механическим средствам труда. Последние являются одним из главных элементов производительных сил общества и в большей мере содействуют развитию научно-технического прогресса и росту производства продукции. Они способствуют экономии общественных затрат труда, рациональному и эффективному использованию трудовых ресурсов.

1.Научно-технический прогресс - основа развития и

интенсификации производства

Научно-технический прогресс - это процесс непрерывного развития науки, техники, технологии, совершенствования труда, форм и методов организации производства и труда. Он выступает также как важнейшее средство решения социально-экономических задач, таких, как улучшение условий труда, повышение его содержательности, охрана окружающей среды, а в конечном счете - повышение благосостояния народа. Научно-технический прогресс имеет большое значение и для укрепления обороноспособности страны.

В своем развитии НТП проявляется в двух взаимосвязанных и взаимозависимых формах - эволюционный и революционный.

Эволюционная форма НТП характеризуется постепенным, непрерывным усовершенствованием традиционных технических средств и технологий, накоплением этих усовершенствований. Такой процесс может длиться достаточно долго и обеспечивать, особенно на начальных этапах, существенные экономический результаты.

На определенном этапе происходит накопление технических усовершенствований. С одной стороны, они уже недостаточно эффективны, с другой, - создают необходимую базу для коренных, принципиальных преобразований производительных сил, что обеспечивает достижение качественно нового общественного труда, более высокой производительности. Возникает революционная ситуация. Такая форма развития научно-технического прогресса называется революцией . Под влиянием научно-технической революции происходят качественные изменения в материально-технической базе производства.

Современная научно-техническая революция базируется на достижениях науки и техники. Она характеризуется использованием новых источников энергии, широким применением электроники, разработкой и применением принципиально новых технологических процессов, прогрессивных материалов с заранее заданными свойствами. Все это в свою очередь способствует быстрому развитию отраслей, определяющих техническое перевооружение народного хозяйства. Таким образом, проявляется обратное влияние научно-технического прогресса. В этом взаимосвязь и взаимозависимость научно-технического прогресса и научно-технической революции.

Научно-технический прогресс (в любой его форме) играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного производства. Он охватывает все звенья процесса, включая фундаментальные, теоретические исследования, прикладные изыскания, конструкторско-технологические разработки, создание образцов новой техники, ее освоение и промышленное производство, а также внедрение новой техники в народное хозяйство. Происходит обновление материально-технической базы промышленности, растет производительность труда, повышается эффективность производства. Исследования показывают, что в течение ряда лет снижение затрат на производство промышленной продукции в среднем на 2/3 обеспечивалось за счет мероприятий научно-технического прогресса.

В условиях перехода экономики страны к рыночным отношениям ситуация несколько изменилась. Однако такое положение носит временный характер. Тенденция влияния научно-технического прогресса на уровень производственных затрат, существующая в западных странах с рыночной экономикой, по мере продвижения нашей страны к цивилизованному рынку будет осуществляться и у нас.

Технический прогресс - это появление новых, технически более эффективных видов производства, которые должны быть приняты во внимание в производственной функции, и в то же время технически неэффективные виды производства должны быть исключены из нее.

Технический прогресс, стимулирующий увеличение объема выпуска, графически может быть изображен сдвигом вниз изокванты, описывающей конкретный объем производства продукции (рис. 23.1).

Рис. 23.1. Сдвиг изокванты в результате технического прогресса

На рис. 23.1 изокванта Q1*Q1* показывает то же количество произведенной продукции, что изображает и изокванта Q0*Q0*. Однако теперь это количество может быть выпущено с применением меньшего объема факторов (К и L). И сдвиг изокванты может сопровождаться модификацией ее конфигурации, означающей модификацию в пропорциях использованных факторов производства. В связи с этим выделяют три типа технического прогресса: капиталоинтенсивный (трудосберегающий), трудоинтенсивный (капиталосберегающий) и нейтральный, каждый из которых имеет свою конфигурацию изокванты.

Капиталоинтенсивный тип технического прогресса - это такой тип, когда при передвижении вдоль линии с постоянным соотношением К / L предельная норма технического замещения (MRTSLK) понижается (рис. 23.2). Это означает, что технический прогресс сопровождается опережающим ростом предельного продукта капитала в сравнении с предельным продуктом труда. На рис. 23.2 видно, что наклон изокванты по мере продвижения к началу координат становится более пологим по отношению к оси L.

Рис. 23.2. Капиталоинтенсивный тип технического прогресса

Трудоинтенсивный тип технического прогресса - это такой тип, когда при передвижении вдоль той же линии MRTSL K увеличивается (рис. 23.3). Это означает, что технический прогресс сопровождается ростом предельного продукта труда в сравнении с предельным продуктом капитала. Наклон изокванты по мере продвижения к началу координат становится более пологим по отношению к оси К.

Рис 23.3. Трудоинтенсивный тип технического прогресса

Нейтральный тип технического прогресса - это такой тип, когда технический прогресс сопровождается пропорциональным ростом продуктов К и L, так что предельная норма их технического замещения при перемещении к началу координат сохраняется постоянной. При этом не меняется и наклон изокванты, она лишь смещается параллельно самой себе под влиянием технического прогресса (рис. 23.4).

Рис. 23.4. Нейтральный тип технического прогресса

Г.C. Beчкaнoв, Г.P. Beчкaнoвa

Уровень развития транспортной системы государства – один из важнейших признаков ее технологического прогресса и цивилизованности. Потребность в высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается при интеграции1 в европейскую и мировую экономику.

Автомобильный транспорт представляет собой наиболее массовый вид транспорта. На его долю приходится более половины объема пассажирских перевозок и три четверти грузовых перевозок.

Основными причинами активного использования автотранспорта стали присущие ему гибкость доставки и высокая скорость междугородних перевозок. Кроме того, помощью автомобильного автотранспорта груз может доставляться «от дверей до дверей» без дополнительных затрат на перегрузку, а также с необходимой степенью срочности. Этот вид транспорта обеспечивает регулярность поставки. Здесь, по сравнению с другими видами транспортных средств, предъявляются менее жесткие условия к упаковке товара.

Большая мобильность, возможность оперативно реагировать на изменения пассажиропотоков ставят автотранспорт «вне конкуренции» при организации местных перевозок пассажиров.

Однако себестоимость перевозок на автомобильном транспорте весьма высока и в среднем превышает аналогичные показатели речного и железнодорожного транспорта. Высокий уровень себестоимости определяется небольшой грузоподъемностью и, следовательно, производительностью подвижного состава и в этой связи значительным удельным весом заработной платы в общей сумме эксплуатационных расходов. Резервами снижения себестоимости являются в основном интенсивные факторы – повышение коэффициентов использования пробега автомобилей, грузоподъемности, коммерческой скорости.

В отличие, например, от железных дорог автотранспорт отличают сравнительно небольшие капиталовложения в оборудование терминалов (погрузочно-разгрузочных мощностей) и использование автодорог общего пользования. Однако в автотранспорте величина переменных издержек (оплата труда водителей, затраты на горючее, шины и ремонт) в расчете на один километр пути велика. Постоянные же расходы (накладные расходы, амортизация автотранспортных средств) наоборот невелики. В следствии этого, автомобильный транспорт в основном используется для перевозки небольших потоков грузов на короткие расстояния.

Автомобильный транспорт - одна из важнейших отраслей народного хозяйства, развивается как неотъемлемая часть единой транспортной системы. В современных условиях дальнейшее развитие экономики немыслимо без хорошо налаженного транспортного обеспечения. В условиях, когда наметилась тенденция к оживлению и восстановлению реального сектора экономики, автомобильный транспорт способствует нормализации положения в финансовой и кредитной сфере. От его чёткости и надёжности во многом зависят трудовой ритм предприятий промышленности, строительства и сельского хозяйства. Он обеспечивает наряду с другими видами транспорта рациональное производство и обращение продукции промышленности и сельского хозяйства, удовлетворяет потребности населения в перевозках.

Транспорт в нашей стране способствует решению таких важных политических задач, как ликвидация экономического отставания окраинных районов, противоположности между городом и деревней, расширение связей народов нашей страны, укрепление их дружбы, обмен достижениями во всех отраслях народного хозяйства и областях культуры.

Транспорт имеет огромное значение для экономического и культурного сотрудничества России с другими странами, укрепления и развития экономической системы хозяйствования, в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой является одним из факторов привлечения населения и производства, служит важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект. Так же транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынков.

2. Определение понятия научно-технического прогресса.

Научно-технический прогресс (НТП) - это непрерывный процесс открытия новых знаний и применения их в общественном производстве, позволяющий по-новому соединять и комбинировать имеющиеся ресурсы в интересах увеличения выпуска высококачественных конечных продуктов при наименьших затратах.

В широком смысле на любом уровне - от фирмы до национальной экономики - под НТП подразумевается создание и внедрение новой техники, технологии, материалов, использование новых видов энергии, а также появление ранее неизвестных методов организации и управления производством.

Как правило, выделяют следующие направления НТП: 1. Комплексная механизация и автоматизация производственных процессов; 2. Комплексная автоматизация и регулирование процессов управления производством, включая электронизацию и компьютеризацию; 3. Применение новых видов энергии в технике в качестве движущей силы и в качестве технологического компонента при обработке предметов труда; 4. Применение химических процессов в создании новых видов материалов и в технологии обработки предметов труда (включая биотехнологию).

Протекает НТП в двух основных формах: эволюционной, воплощающейся в насыщении производства традиционной, постепенно совершенствующейся техникой; революционной, воплощающейся в технологических прорывах, характеризующихся совершенно новыми технологическими процессами и принципами работы машин.

Две формы НТП взаимообусловлены: эволюционное, количественное накопление отдельных достижений в науке и технике приводит к качественным преобразованиям производительных сил. В свою очередь переход к принципиально новым технологиям и технике знаменует собой начало нового этапа их эволюционного развития.

Необходимо подчеркнуть, что внедрение новой техники и технологии - это весьма сложный и противоречивый процесс. Принято считать, что совершенствование технических средств снижает трудозатраты, долю прошлого труда в стоимости единицы продукции. Однако в настоящее время технический прогресс «дорожает», так как требует создания и применения все более дорогостоящих станков, линий, роботов, средств компьютерного управления; повышенных расходов на экологическую защиту. Все это отражается в увеличении доли затрат на амортизацию и обслуживание применяемых основных фондов в себестоимости продукции.

В странах, где идет переход к сокращению средней продолжительности рабочей недели, все заметнее тенденция к замедлению темпов снижения затрат живого труда (трудоемкости), т. е. к замедлению снижения доли заработной платы в себестоимости продукции.

Таким образом, НТП вызывает встречное увеличение затрат и в сферах, где создается новая техника, и в сферах, где она применяется, т. е. вызывает не только экономию общественного труда, но и рост его затрат.

Тем не менее конкурентоспособность фирмы, предприятия, их способность удержаться на рынке товаров и услуг зависит, в первую очередь, от восприимчивости производителей товаров к новинкам техники и технологии, позволяющим обеспечить выпуск и реализацию высококачественных товаров при наиболее эффективном использовании материальных ресурсов.

Поэтому при выборе вариантов техники и технологии фирма иди предприятие должны четко понимать, для решения каких задач - стратегических или тактических - предназначается приобретаемая и внедряемая техника.

    Факторы, определяющие научно-технический прогресс в области эксплуатации автомобильного транспорта.

Исходя из системного представления о ТЭА как подсистеме автомобильного транспорта, необходимо выделить следующие основные факторы, которые по­влияют на развитие ТЭА в ближайшие 10-15 лет:

1. Продолжится рост автомобильного парка страны, особенно легкового, его разнотипности и разномарочности, соответственно увеличивающих нагрузку на ТЭА, обеспечивающую работоспособность этого парка.

2. В парке будет увеличиваться сектор частных автомобилей (более 80% парка), включающий не только легковые, но и грузопассажирские и грузовые автомобили малой грузоподъемности и автобусы (микроавтобусы) малой вместимости. По мере усложнения конструкции автомобилей, ужесточения требований к дорожной и экологической безопасности и повышения жизненного уровня населения удельный вес услуг по обслуживанию этих автомобилей на специализированных предприятиях (мастерские, станции технического обслуживания, ди­леры, фирменные предприятия) будет увеличиваться и, согласно международному опыту, достигнет 70-80%.

3. Изменение структуры парков по грузоподъемности и вместимости автомобилей окажет существенное влияние на ТЭА (габаритные размеры и масса автомобилей, масса агрегатов, требования к оборудованию, персоналу и производственной базе и т.п.):

· увеличение удельного веса в парке грузовых автомобилей малой грузоподъемности, микроавтобусов и автобусов малой вместимости, имеющих общую или близкую конструктивную базу с легковыми автомобилями, что облегчает организацию технической эксплуатации этой группы автомобилей;

· дальнейшая специализация грузового парка (до 60-65%), требующего организации технического обслуживания и ремонта специализированного оборудования;

· распространяющееся применение на междугородных и международных перевозках интенсивно используемых (годовой пробег 100 тыс. км и более) автопоездов большой грузоподъемности и габаритов, к которым предъявляются повышенные требования надежности, экологической и дорожной безопасности, отвечающие международным стандартам.

    Диверсификация АТП, их разукрупнение, развитие предпринимательства привели к поляризации парков и сосредоточению значительного количества автомобилей на малых по размеру предприятиях, которые не располагают достаточной производственно-технической базой, персоналом, технологиями, организационными структурами, способными обеспечить в конкурентной среде требуемые уровни работоспособности своих парков.

    Виды транспорта и их основное назначение.

Существуют пять основных видов транспорта: железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный.

Железнодорожный транспорт

Обеспечивает экономичную перевозку крупных грузов, предлагая при этом ряд дополнительных услуг, благодаря чему он занимал почти монопольное положение на транспортном рынке. И лишь бурное развитие автомобильного транспорта в 70-90-е гг. XX в. привело к сокращению его относительной доли в совокупном доходе транспорта и общем грузообороте.

Значение железных дорог до сих пор определяется их способностью эффективно и относительно дешево перевозить большие объемы грузов на дальние расстояния. Железнодорожные перевозки отличаются высокими постоянными издержками в связи с большой стоимостью рельсовых путей, подвижного состава, сортировочных станций и депо. При этом переменная часть издержек на железных дорогах невелика.

Водный транспорт

Здесь принято разделение на глубоководное (океанское, морское) судоходство и внутреннее (речное). Главное преимущество водного транспорта - это способность перевозить очень крупные грузы. При этом используют два типа судов: глубоководные (нуждаются в портах с глубоководными акваториями) и дизельные баржи (обладают большей гибкостью). Главными недостатками водного транспорта являются ограниченные функциональные возможности и небольшая его скорость. Причина в том, что для доставки грузов в порты и из портов приходится использовать железные дороги или грузовики, за исключением случаев, когда и пункт отправления, и пункт назначения расположены на одном и том же водном пути. Водный транспорт, таким образом, отличающийся большой грузоподъемностью и незначительными переменными издержками, выгоден тем грузоотправителям, для которых важны низкие транспортные тарифы, а скорость доставки имеет второстепенное значение.

Автомобильный транспорт

Основными причинами активного использования автотранспорта в логистических системах стали присущие ему гибкость доставки и высокая скорость междугородных перевозок. От железных дорог автотранспорт отличают сравнительно небольшие капиталовложения в оборудование терминалов (погрузочно-разгрузочных мощностей) и использование автодорог общего пользования. Однако в автотранспорте величина переменных издержек (оплата труда водителей, затраты на горючее, шины и ремонт) в расчете на 1 км пути велика, постоянные же расходы (накладные расходы, амортизация автотранспортных средств) невелики. Поэтому в отличие от железнодорожного автотранспорт лучше всего для перевозки небольших партий грузов на малые расстояния. Это определяет сферы использования автотранспорта - перерабатывающая промышленность, торговля и пр.

Воздушный транспорт

Грузовая авиация - новейший и наименее востребованный вид транспорта. Главное его преимущество - скорость доставки, главный недостаток - высокая стоимость перевозки, который иногда перекрывается скоростью доставки, что позволяет отказаться от других элементов структуры логистических издержек, связанных с содержанием складов и запасов. Хотя дальность воздушных перевозок не ограничена, на их долю до сих пор приходится менее 1 % всего междугородного грузооборота (выраженного в тонно-милях). Возможности воздушного транспорта сдерживаются грузоподъемностью и грузовместимостью самолетов, а также их ограниченной доступностью.

Трубопроводный транспорт

Трубопроводы являются важной частью транспортной системы и предназначены в основном для перекачки сырой нефти и жидких нефтепродуктов, природного газа, жидких химикатов и превращенных в водную суспензию сухих сыпучих продуктов (цемент). Такой вид транспорта уникален: он работает круглые сутки по семь дней в неделю с перерывом только на смену перекачиваемых продуктов и техническое обслуживание.

Трубопроводы отличаются самой высокой долей постоянных издержек и самыми низкими переменными издержками. Уровень постоянных издержек высок, так как очень велики расходы на прокладку трубопроводов, на содержание полосы отчуждения, на строительство насосных станций и создание системы управления трубопроводом. Но то, что трубопроводы могут работать практически без участия человека, определяет низкий уровень переменных издержек.

Явными недостатками трубопроводов являются отсутствие гибкости и ограниченность их использования транспортировкой только жидких, газообразных и растворимых веществ или суспензий.

    Автомобильный транспорт в транспортной системе Украины

Велико значение транспорта в жизни человека, он играет исключительную роль в производственном процессе. Без транспортировки и перемещений продуктов и орудий труда функционирование производства невозможно. Транспорт является составной частьию народного хозяйства страны, обслуживает все его отрасли. Там, где транспорт, там - жизнь! Самым ярким подтверждением этого является Транс-Сибирская магистраль, где вокруг колеи поселились люди и началось бурное развитие народного хозяйства. Продукцией транспорта является сам материальный процесс перемещения. Работа транспорта измеряется количеством перевезенных грузов и людей, оборотом грузов и людей в тонно- и пассажиро-километрах. Также транспорт, особенно железнодорожный, играет ключевую роль в обеспечении обороноспособности государства. В Украине единая транспортная система страны, которая включает следующие виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской, речной, поромный, городской. Транспорт потребляет около 13% топливно-энергетических ресурсов страны, на долю железнодорожного транспорта приходится 6% электроэнергии, 17% - валового потребления дизельного топлива. Производство транспорта составляет 20% стоимости всех фондов народного хозяйства, на долю железнодорожного транспорта приходится 6,9% основных фондов страны. Сегодня активно развивается новый вид транспорта - трубопроводный. И это не удивительно, ведь он обеспечивает доставку таких жизненно необходимых современному человеку продуктов, как газ и нефть. Преимущества трубопроводного транспорта: 1) Возможность повсеместной прокладки труб; 2) Кратчайшее расстояние транспортировки; 3) Самая низкая себестоимость транспортировки; 4) Полная герметизация продуктов транспортировки; 5) Автоматизация процесса доставки; 6) Меньшие, по сравнению с другими видами транспорта капиталовложения в металл. Основным недостатком трубопроводного транспорта является ограниченность грузов, которые он может транспортировать (только жидкие и газообразные, иногда на небольшие расстояния - сыпучие). Не сильно отстают от него и други виды транспорта, например автомобильный. Колоссальное увеличение количества машин на дорогах Украины заметно невооруженным глазом. Повышается не только количество машин, но и их качество: грузоподъемность, скорость, экологичность и т.д. Преимущества автомобильно транспорта: 1) Найбыстрейшая доставка грузов на короткие расстояния; 2) Широкая маневренность: доставка грузов в системе производитель-склад-потребитель не требует дополнительных перегрузок с одного транспортного средства на другое; 3) Регулярность перевозок там, где есть дороги; 4) сравнительно небольшие капиталовложения в строительство дорог. Недостатки: 1) Высокая себестоимость перевозок; 2) Негативное влияние на окружающую среду, в первую очередь из-за количества выхлопных газов. Эффективность своей работы продолжает неустанно поднимать железнодорожный транспорт. Сеть железных дорог Украины непрерывно развивается и расстраивается: прокладываются новые линии, совершенствуются технологии строительства путей и вагонов с локомотивами, автоматизируются и механизируются трудоемкие операции, все шире внедряется вычислительная техника. Сегодня железнодорожный транспорт Украины обеспечивает работой более 500 тыс человек! Основные преимущества железнодорожного транспорта по сравнению с другими: 1) Независимость работы от климатических условий, погоды, времени суток. Железнодорожный транспорт обспечивает регулярную, беспрерывную перевозку пассажиров и грузов в любое время дня и ночи, при любой погоде в самые отдаленные уголки нашей планеты; 2) Высокая провозная способность; 3) Способность осваивать массовые перевозки грузов и пассажиров; 4) Высокая скорость движения; 5) Короткий путь передвижения грузов и пассажиров; 6) Невысокая себестоимость перевозок (особенно при массовых на большие и средние расстояния); 7) Большая гибкость и меневренность при перевозках; 8) Наличие непрерывной рельсовой связи с подовляющим большинством крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятий (внутри предприятий, связь предпрятий с основной магистралью); 9) Возможность сооружения железнодорожного полотна на любой сухопутной территории; 10) Экологичность электрифицированных линий (а таких большинство). Основным недостатком железнодорожного транспорта является потребность в больших капиталовложениях в строительство новых и реконструкцию существующих линий в основном по причине металлоемкости. Не последнее место в транспортной системе Украины занимает речной транспорт. Ведь у нас так много широких судноплавных рек: Дунай, Днепр, Южный буг, Днестр, Сиверский Донец и др. Преимущества речного транспорта: 1) Большая провозная способность на губоководных реках; 2) Низкая себестоимость перевозок; 3) Малые удельно-капитальные затраты: строить надо только порты, реки есть и так. Недостатки: 1) Несовпадение больших рек с направлениями грузопотоков; 2) Нерегулярность перевозок (зимой реки покрываются льдом); 3) Медленность перевозок. Преимущества морского транспорта: 1) Обеспечивает массовые межконтинентальные перевозки грузов и пассажиров; 2) Низкая себестоимость перевозок. Основным недостатком морского транспорта является его зависимость от погодных условий. Наверно активнее всего в последнее время в мире развивается воздушный транспорт. Причем не только пассажирский, но и грузовый, военный. Постоянно создаются новые, более быстрые, безопасные самолеты все больших размеров и грузо- и пассажироемкости, совершенствуется оборудование аэропортов. Воздушный транспорт имеет такие преимущества перед другими видами транспорта: 1) Возможность перевозок во всех направлениях, в любую точки Земного шара; 2) Сравнительно невысокие капиталовложения в строительство: нужны только аэропорты, а дорогой служит воздух; 3) Очень большая скорость доставки. Основным недостатком является возможность транспортировки небольшими партиями на дальние расстояния срочных или скоропортящихся грузов из-за стоимости транспортировки.

    перспективы развития автомобильного транспорта.

Автомобильный транспорт играет важную роль в работе транспортно-дорожного комплекса страны. Преимуществами автомобильного транспорта являются высокая маневренность, большая провозная способность, быстрота доставки грузов и пассажиров, меньшая себестоимость перевозок на короткие расстояния по сравнению с водным и железнодорожным транспортом и некоторые другие. Благодаря высокой маневренности автомобильный транспорт перевозит грузы непосредственно от склада отправителя до склада получателя без дорогостоящих перегрузок с одного вида транспорта на другой. Большие скорости движения на усовершенствованных дорогах позволяют более быстро доставлять грузы и пассажиров, чем по водным и железнодорожным путям.

Доля автомобильного транспорта в перевозках непрерывно увеличивается. Все больше грузов, перевозимых железнодорожным транспортом на короткие расстояния, передается на автомобильный, даже при наличии подъездных железнодорожных путей у отправителя и получателя.

Автомобильный транспорт обслуживает строительство крупнейших промышленных, гражданских и гидротехнических сооружений. Благодаря мобильности и возможности доставки строительных грузов непосредственно к месту работ за автомобильным транспортом утвердилась ведущая роль в транспортных работах на строительстве.

Автомобильный транспорт перевозит продукцию сельского хозяйства к станциям и пристаням, а также промышленные товары. Почти все товары и продукты розничной торговли, включая сеть общественного питания, перевозятся автомобильным транспортом. Значительную долю в грузообороте автомобильного транспорта составляют перевозки различных видов топлива для промышленности и бытовых нужд.

Интенсивно развиваются пассажирские автомобильные перевозки. К преимуществам городского автобусного транспорта относятся хорошая маневренность, быстрота ввода его в действие и некоторые другие. Автобусные перевозки имеют очевидные преимущества перед железнодорожными по себестоимости и удельным капиталовложениям в подвижной состав (отнесенным к 1 пассажиро-км) при сравнительно небольших расстояниях перевозок (в пределах 300 км).

Введение


Научно-технический прогресс в наше время стал фактором глобального значения. Научно-технический прогресс во многом определяет лицо мировой экономики, мировой торговли, взаимоотношения между странами и регионами. В широких масштабах научные открытия и изобретения материализуются в производственном аппарате, выпуске продукции, в потреблении населения, постоянно изменяя жизнь человечества. Научно-технический прогресс, научно-технический потенциал любой страны является основным двигателем экономик стран. Решающее значение в условиях нового этапа НТР, в условиях структурной перестройки мирового хозяйства приобретает вопрос научно-технического потенциала, тенденции к интенсификации развития, саморазвития на основе накопленного промышленного и научного потенциала. В результате научно - технического прогресса происходит развитие и совершенствование всех элементов производительных сил: средств и предметов труда, рабочей силы, технологии, организации и управления производством. Непосредственным результатом научно - технического прогресса являются инновации или нововведения. Это изменения техники и технологии, в которых реализуются научные знания. К решению таких проблем как, создание наукоемкой продукции, формирование рынка сбыта, маркетинг, расширение производства оказались готовы только те коллективы, которые умели решать конкретные научно-технические задачи, и которые освоили сложный процесс внедрения технологии на производстве. Ни одна страна в мире не может сегодня решить проблемы роста доходов и потребления населения без экономически эффективной реализации мировых достижений научно - технического прогресса.Научно-технический потенциал страны наряду с природными и трудовыми ресурсами, составляет основу эффективности национальной экономики любой современной страны.

Цель работы - выявление направлений влияния научно-технического прогресса на развитие мировой экономики.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

рассмотреть научно-технический прогресс, его сущность и проблемы воспроизводства экономической системой;

проанализировать особенности современного этапа научно - технического прогресса;

рассмотреть экономический потенциал стран, который предусматривает развитие и сохранение научно - технического потенциала;

выявление проблем научно-технического прогресса;

Объектом исследования в данной работе является научно-технический прогресс как основной фактор развития экономики.

Предмет исследования - экономические отношения, возникшие в процессе научно-технического прогресса.

В работе использовались учебные пособия по мировой экономике, международным экономическим отношениям отечественных и зарубежных авторов, а также интернет-ресурсы.

При подготовке курсовой работы применялись статистические и аналитические методы.

Курсовая работа состоит из двух глав, последовательно раскрывающих тему работы, заключения-вывода и списка используемой литературы.


1. Научно-технический прогресс как важный фактор развития мировой экономики


.1 Понятие и роль научно-технического прогресса в современном мире


Научно-технический прогресс - основа современной цивилизации. Ему всего около 300-350 лет. Именно тогда начала зарождаться индустриальная цивилизация. Научно-технический прогресс вещь двоякая: у него есть как положительные, так и отрицательные черты. Положительные - улучшение комфорта, отрицательные - экологические (комфорт ведет к экологическому кризису) и культурные (в связи с развитием средств общения нет необходимости непосредственного контакта).Научно-технический прогресс - это непрерывный процесс открытия новых знаний и применения их в общественном производстве, позволяющий по-новому соединять и комбинировать имеющиеся ресурсы в интересах увеличения выпуска высококачественных конечных продуктов при наименьших затратах.


Рисунок 1.1 - Научно-технический прогресс как фактор формирования МЭ


НТП выступает в двух основных формах:

А) эволюционной, предполагающей постепенное совершенствование техники и технологий. Экономический рост идет за счет количественных показателей;

Б) революционной, проявляющейся в качественном обновлении техники и резком скачке производительности труда.

Научно-технический прогресс приводит к значительной экономии ресурсов и снижает роль природных материалов в экономическом развитии, заменяя их синтетическим сырьем. Использование современной техники и технологий в комплексе привело к созданию гибких производственных систем, которые широко используются в производстве.

Научно-технический прогресс, признан во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития. Все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Американский экономист Джеймс Брайт, отметил НТП как единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшеств и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, объединяя таким образом весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.

В этих обстоятельствах инновация изначально нацелена на практический коммерческий результат. Сама идея, дающая толчок, имеет меркантильное содержание: это уже не результат чистой науки, полученный университетским ученым в свободном, ничем не ограниченном творческом поиске. В практической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для компаний.

Ж.Б. Сей определил инновацию так же, как и предпринимательство - то есть как изменение отдачи ресурсов. Или, как сказал бы современный экономист в терминах спроса и предложения, - как изменения в ценности и удовлетворённости, получаемых потребителем из используемых им ресурсов.

Сегодня на первое место в мире вышли сугубо прагматические соображения. С одной стороны, как никогда обострились и приобрели глобальный характер такие проблемы, как быстрый рост народонаселения земного шара, сокращение прироста населения и его старение в промышленно-развитых регионах, истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды. С другой стороны, появились определенные предпосылки для решения многих глобальных проблем на основе достижений научно-технического прогресса, их ускоренного внедрения в экономику.

С понятием НТП тесно связано понятие научно-технического потенциала. С точки зрения развития мировой экономики представляется целесообразным рассматривать научно-технический потенциал в широком смысле этого понятия. Именно в этом смысле научно-технический потенциал государства (промышленности, отдельной отрасли) можно представить как совокупность научно-технических возможностей, характеризующих уровень развития данного государства как субъекта мирового хозяйства и зависящих от количества и качества ресурсов, определяющих эти возможности, а также от наличия фонда идей и разработок, подготовленных к практическому использованию (внедрению в производство). В процессе практического освоения нововведений происходит материализация научно-технического потенциала. Таким образом, научно-технический потенциал, с одной стороны, характеризует возможности государства применять объективные достижения научно-технического прогресса, а с другой - характеризует степень непосредственного участия в нём. Результатом участия любого научного исследования в создании общественно полезной потребительной стоимости является такая научная или техническая информация, которая, воплощаясь в различные технические, технологические или какие-либо другие новшества, превращается в один из необходимых факторов для развития производства. Однако, ошибочно рассматривать научно-техническое творчество и его связь с производством лишь как процесс поставки необходимой для производственной деятельности информации. Научные исследования, особенно в области естественных и технических наук, по своей природе и диалектическому предназначению все более превращаются в непосредственную составную часть процесса материального производства, а прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки практически можно считать неотъемлемой составной частью этого процесса.

В процессе глобализации значение научно-технического прогресса становится определяющим. На его основе в мировой экономике произошла дифференциация стран на две группы. Первая группа представляет собой особый, высший, элитный слой мирового хозяйства. Это - своеобразная надстройка над остальной экономической системой. Ее роль определяется тем, что здесь сосредоточены 90% научно-технического потенциала планеты, сконцентрированы научно-производственная и интеллектуальная элита, новейшая техника и технологии.

Роль данной надстройки постоянно растет, и научно-технический прогресс превращается в интеграционный, связующий фактор развития мирового хозяйства. Он определяет функционирование различных элементов мирового хозяйства: торговли, миграции труда и капитала, международного разделения труда. Так, в высокоразвитые страны устремляются потоки наиболее квалифицированной рабочей силы. В США и Западную Европу происходит «утечка мозгов» из Африки, Азии, России. Научно-технический прогресс вызывает движение наиболее квалифицированной рабочей силы к центрам человеческой цивилизации. Она притягивается сосредоточением в высшем интеграционном научно-техническом слое новейшей техники и технологии, высокими затратами на науку, НИОКР, более высокой зарплатой и уровнем жизни.

Образование научно-технической надстройки, основанной на развитии научно-технического прогресса, приводит к тому, что он становится определяющим элементом мирового хозяйства и выступает как «локомотив» мировой экономики, ее основная движущая сила. За последние 50 лет МВП (мировой валовой продукт) вырос в 5,9 раза. Огромный вклад в данный процесс внесли именно развитые страны, обладающие наибольшим научно-техническим потенциалом. На долю этих государств приходится более 50% МВП. Они потребляют 70% минеральных ресурсов. Это происходит благодаря огромной производительности, энергоемкости новейшей техники, технологий, оборудования, сосредоточенных в данных странах.

Значительную роль в росте мирового валового продукта играют новые индустриальные страны: их определяющий вклад в МВП объясняется тем, что данные страны все больше специализируются в области новейших технологий, осваивают наукоемкие и технически сложные производства.

Научно-технический прогресс не только обеспечивает создание все увеличивающегося МВП, но и является определяющим фактором развития международного разделения труда. Производство новой техники, оборудования, новых материалов и готовых изделий сосредоточивается в различных регионах и странах, которые становятся «точками роста» МРТ.

Научно-технический прогресс - важнейший фактор формирования современной наукоемкой структуры. Под его влиянием идет процесс сокращения доли сельского хозяйства. Освобождающаяся в результате интенсивного роста НТП рабочая сила и другие ресурсы обусловили пропорциональное увеличение сферы услуг, включая торговлю, транспорт, связь.

Роль научно-технического прогресса проявляется в том, что в настоящее время на его основе происходит усиление глобализации и интернационализации. Ранее этот процесс сдерживался наличием СССР и иных социалистических стран. Это ставило серьезные и часто непреодолимые преграды развитию планетарного сотрудничества в области совершенствования современной науки и техники, решению стоящих перед человечеством острых задач и проблем.


1.2 Основные и приоритетные направления развития научно-технического прогресса в мировой экономике


Основные направления НТП - это такие направления развития науки и техники, реализация которых на практике обеспечивает в самый короткий срок максимум экономической и социальной эффективности.

Различают общегосударственные (общие) и отдельные (частные) направления НТП. Общегосударственные - направления НТП, которые на данном этапе и на перспективу являются приоритетными для страны или группы стран. Отраслевые направления - направления НТП, которые являются важнейшими и приоритетными для отдельных отраслей народного хозяйства и промышленности.

В научно-техническом прогрессе определились два главных направления:

) традиционное, обеспечивающее удовлетворение, растущих по масштабам и разнообразию потребностей человека и общества в новой технике, товарах и услугах;

) инновационное, направленное на развитие человеческого потенциала, создание комфортной среды обитания, а также разработку сберегающих технологий.

Основной характеристикой, содержанием НТП, обеспечивающего дальнейший прогресс цивилизации, станет, несомненно, его все более выраженная гуманизация, решение общечеловеческих проблем. Уже сейчас можно говорить о складывающейся на основе такого подхода системе выбора приоритетов для научных исследований и разработки новых технологий, управления техносферой и экосферой. Технология и общественный прогресс, наука, техника и демократические преобразования, техногенная культура и проблемы образования, информатика, искусственный интеллект, социально-экономические возможности и последствия его использования, наука и техника как цивилизационный феномен - вот далеко не полный перечень проблем, обсуждаемых в процессе прогнозирования направлений научно-технического прогресса.

Приоритетные направления развития науки и техники - области науки и техники, которые имеют первостепенное значение для достижения текущих и перспективных целей социально-экономического и научно-технического развития. Они формируются под воздействием прежде всего национальных социально-экономических приоритетов, политических, экологических и иных факторов; отличаются интенсивными темпами развития, более высокой концентрацией трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

В мировой экономике большое значение приобретают такие наукоемкие отрасли, как электроэнергетика, атомная и химическая промышленность, производство компьютеров, машиностроение, точное приборостроение, авиационная промышленность, ракетостроение, судостроение, производство станков с ЧПУ, модулей, роботов. Можно сказать, что в настоящее время развитие НТП воплощается в интенсивном процессе формирования мировой наукоемкой структуры, определяющей долгосрочный характер структурных изменений мирового хозяйства.

Научно-технический прогресс определяет глобальный, инновационный характер экономического роста. Эта тенденция, являясь определяющей в мировой экономике, находит воплощение в развитии экспериментальных работ по генной инженерии, использовании радиоактивности в биотехнологиях; исследованиях по генезису и предотвращению рака; применении сверхпроводимости в телекоммуникационных системах и т.д. Это становится доминирующей тенденцией развития науки и техники. В начале XXI в. наиболее важными направлениями науки и научно-технического прогресса стали:

) науки о человеке (медицина, создание нового поколения диагностической и лечебной аппаратуры, поиск средств лечения против СПИДа, клонирование органов, изучение гена человека, геронтология, психология, демография, социология);

) компьютерные и информационные технологии (создание, обработка, хранение и передача информации, компьютеризация производственных процессов, использование компьютерных технологий в науке, образовании, здравоохранении, управлении, торговле, финансовой сфере, быту, конвергенция компьютерных и телекоммуникационных технологий);

) создание новых материалов (разработка новых сверхлёгких, сверхтвёрдых и сверхпроводимых материалов, а также материалов, невосприимчивых к агрессивной среде, замена природных веществ искусственными);

) альтернативные источники энергии (освоение термоядерной энергии в мирных целях, создание солнечных, ветряных, приливных, геотермальных установок, большой мощности);

) биотехнология (генная инженерия, биометаллургия, биоинформатика, биокибернетика, создание искусственного интеллекта, производство синтетических продуктов);

) экология-создание экологически чистых и безотходных технологий, новых средств защиты окружающей среды, комплексная переработка сырья по безотходной технологии, утилизация промышленных и бытовых отходов .

) информационные технологии-представляют собой один из основных, решающих факторов, которые определяют развитие технологии и ресурсов в целом. Использование электронно-вычислительных машин и персональных компьютеров обусловило коренное преобразование отношений и технологических основ деятельности в сфере экономики.

Таким образом, в современных условиях положение страны в мировой экономике в большой степени определяется её научно-техническими достижениями, и в меньшей - природными ресурсами и капиталом.

Существуют и другие прогрессивные технологии производства, но для всех них характерно одно очень важное обстоятельство - более высокая производительность и экономичность.

Некоторые исследователи отмечают зарождение новой тенденции в развитии научно-технического прогресса: в условиях глобализации приоритеты научно-технического прогресса смещаются от автоматизации процессов производства к созданию ресурсосберегающих и жизнеобеспечивающих технологий. В связи с этим, в последние годы прогнозирование научно-технического прогресса тесно увязывают с оценкой его последствий для социальной сферы.

Подведу итог вышесказанного: основными направлениями научно-технического прогресса является комплексная механизация и автоматизация,

химизация, электрификация производства. Все они взаимосвязаны и взаимозависимы.

Во многих странах мира развитие научно-технического потенциала превращается в один из наиболее активных элементов воспроизводственного процесса. В промышленно развитых и новых индустриальных странах приоритетным направлением экономического развития становятся наукоёмкие отрасли.

В таблице 1.1 показана доля расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в валовом продукте мира


Таблица 1.1

1980г.1990г.1991г.2005-2007г.2008г.1,852,551,82,31,7

Насколько та или иная страна уделяет внимание развитию научно-технического потенциала, можно судить по таким показателям, как размеры абсолютных расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и их удельный вес в ВВП.

Больше всего средств на развитие научно-технического потенциала в начале 90-х годов тратилось в США и Японии, Германии, Франции, Великобритании. Суммарные расходы на НИОКР в этих странах были больше, чем совокупные расходы на аналогичные цели всех остальных государств мира.


Странамлн. долл.Странамлн. долл.1США1584528Швеция74152Япония1098259Нидерланды55543Германия4910310Швейцария50704Франция3110211Испания48935Великобритания2245412Австралия39746Италия1691617…Китай26007Канада8517…24Россия901

По удельному весу расходов на научно-исследовательские и опытно конструкторские работы лидируют в основном промышленно развитые страны, у которых на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в среднем тратится 2-3% внутреннего валового продукта.

Объем мирового рынка наукоемкой продукции составляет сегодня $2 трлн. 300 млрд. Из этой суммы 39% - это продукция США, 30 - Японии, 16% - Германии. Доля же России составляет всего 0.3%.


2. Анализ влияния научно-технического прогресса на экономический рост в мировой экономике


.1 Анализ и оценка эффективности научно-технического прогресса в мировой экономике


Экономическая эффективность научно-технического прогресса непосредственно связана с проблемой комплексной оценки капитальных вложений, поскольку мероприятия научно-технического прогресса рассматриваются как объекты инвестирования.

В экономических расчетах различают понятия экономического эффекта и экономической эффективности. Под эффектом научно-технического прогресса понимают планируемый или полученный результат научно-технической и инновационной деятельности. Экономическим называется эффект (результат), приводящий к сбережению трудовых, материальных или природных ресурсов, либо позволяющий увеличить производство средств производства, предметов потребления и услуг, в стоимостном выражении. Так, в масштабе национальной экономики эффектом является прирост национального дохода в стоимостной форме, на уровне отраслей и производств эффектом считают либо чистую продукцию, либо ее часть - прибыль. Под экономической эффективностью научно-технического прогресса понимают отношение экономического эффекта, полученного от внедрения научно-технических достижений, к совокупным затратам на их осуществление, т.е. эффективность - это относительная величина, характеризующая результативность затрат.

Экономическая эффективность научно-технического прогресса не может быть выражена каким-либо одним универсальным показателем, так как для определения экономического эффекта требуется все результаты и затраты представить в стоимостном выражении, а это не всегда возможно, если мероприятия научно-технического прогресса направлены на решение глобальных народнохозяйственных и экологических проблем, развитие социальной сферы и т.д. Поэтому для объективной оценки необходимо использовать достаточно обширную систему показателей.

При осуществлении расчета и анализа экономической эффективности необходимо учитывать:

сравнимость вариантов;

правильный выбор эталона для сравнения;

сопоставимость технико-экономических показателей;

приведение сравниваемых вариантов к тождественному эффекту;

комплексность проведения анализа;

фактор времени;

научную обоснованность, объективность и законность выводов, заключений и рекомендаций.

Экономическая эффективность научно-технического прогресса характеризуется системой экономических показателей, отражающих соотношение затрат и результатов и позволяющих судить об экономической привлекательности отрасли для инвесторов, об экономических преимуществах одних отраслей над другими.

В зависимости от уровня оценки, объема учитываемых эффекта и затрат, а также назначения оценки различают несколько видов эффективности: обобщающие и частные.

Обобщающим показателем эффективности научной деятельности принято считать величину, получаемую как отношение фактического годового экономического эффекта от внедрения научных разработок в национальном хозяйстве к фактически произведенным затратам на их осуществление.

Частные показатели эффективности внедрения новой техники и новых технологий представлены количественными и качественными показателями. К количественным показателям относятся:

Количество внедренных станков с ЧПУ; обрабатывающих центров, промышленных роботов; компьютерной техники; автоматических и полуавтоматических линий; конвейерных линий.

Внедрение новых, более перспективных технологий (количество, мощность и объем продукции, произведенной по новой технологии).

Коэффициент обновления производственного оборудования (по количеству и стоимости).

Коэффициент замены оборудования.

Средний возраст оборудования.

Ввод новых мощностей.

Стоимость единицы мощности.

Стоимость одного рабочего места.

Количество созданных новых видов продукции (нового оборудования, приборов, новых материалов, медицинских препаратов и т.д.).

Количество созданных новых рабочих мест.

Качественные показатели.

Количество относительно высвобожденных работников в результате внедрения новой техники и новых технологий.

Рост производительности труда в результате внедрения новой техники и новой технологии.

Экономия от снижения себестоимости отдельных видов продукции после внедрения новой техники

Снижение материалоемкости, в том числе энергоемкости (топливоемкости, электроемкости, теплоемкости), зарплатоемкости в результате инновационной деятельности.

Увеличение выхода готовой продукции из сырья за счет ее более глубокой переработки.

Динамика фондоотдачи и фондоемкости, фондо-, энерго - и электровооруженности труда.

Мировая практика показывает, что именно бизнес-структуры играют ключевую роль в разработке и внедрении инноваций. Доля затрат корпораций на исследования и разработки в общенациональных затратах на НИР превышает 65%, а в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) приближается к 70%


Рисунок 2.1 - Источники финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ России и за рубежом, % от общих затрат на них


Большинство крупных компаний проводят не только прикладные, но и фундаментальные исследования. Так, в США частные инвестиции составляют более 25% общего объема затрат на фундаментальные исследования. В Японии затраты корпоративного сектора достигают почти 38% совокупных расходов на фундаментальные исследования, а в Южной Корее - порядка 45%.

В России наблюдается обратная картина: финансирование исследований и разработок из корпоративного сектора составляет чуть более 20% общего объема капиталовложений в НИОКР.

Крупный российский бизнес значительно уступает крупным зарубежным корпорациям, как по абсолютным, так и по относительным расходам на НИОКР. Так, Россия представлена всего тремя участниками в рейтинге 1 400 крупнейших по абсолютным затратам на НИОКР компаний мира, который ежегодно составляется Объединенным исследовательским центром ЕС. Ими являются ОАО «Газпром» (83-я позиция), АвтоВАЗ (620-я) и «ЛУКойл» (632-я позиция). Для сравнения: в рейтинге FortuneGlobal 500 среди 500 компаний мира по объемам выручки российских компаний вдвое больше - 6, а среди 1 400 ведущих мировых компаний по выручке представителей России несколько десятков.

Совокупный объем затрат российского корпоративного сектора на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы более чем в 2 раза меньше, чем у крупнейшей в Европе по расходам на исследования и разработки корпорации Volkswagen (2,2 млрд против 5,79 млрд евро) .

В среднем зарубежные компании тратят на НИОКР от 2 до 3% годового дохода. У лидеров эти показатели существенно выше. По данным Объединенного исследовательского центра ЕС, средняя интенсивность расходов на НИОКР (отношение затрат на НИОКР к выручке) 1 400 крупнейших по размерам инвестиций в исследования и разработки компаний мира в 2009 году составила 3,5%.

Несмотря на сокращение объемов финансирования НИОКР из-за кризиса, интенсивность затрат на инновации крупнейших корпораций, наоборот, возросла. По оценкам консалтинговой компании Booz, затраты 1 000 крупнейших корпораций мира на НИОКР в 2010 году по отношению к 2009 году сократились на 3,5%, однако средняя интенсивность затрат возросла с 3,46 до 3,75%. Иными словами, в условиях падающего рынка и сокращения продаж крупнейшие корпорации мира снижали затраты на собственные исследования и разработки далеко не в первую очередь (например, капвложения рассматриваемых корпораций сократились в 2010 году на 17,1%, а административные расходы - на 5,4%), а доля затрат на НИОКР в совокупных затратах корпораций была увеличена. Напротив, ускорение и расширение фронта НИОКР рассматриваются мировыми лидерами бизнеса как первоочередная задача для обеспечения устойчивого посткризисного развития компаний.

Согласно исследованию рейтингового агентства «Эксперт РА», до кризиса объем расходов на НИОКР в выручке крупнейших российских компаний из рейтинга «Эксперт-400» составлял около 0,5%, что в 4-6 раз ниже, чем у зарубежных компаний. За два года, в 2009 году, этот показатель сократился более чем вдвое - до 0,2% совокупных доходов компаний.

Лидерами по объему инвестиций в НИОКР в России выступают машиностроительные компании, но даже у них отношение затрат на НИОКР к выручке не превышает 2%.В менее технологичных секторах отставание еще больше.

Например, отношение расходов ОАО «Северсталь» на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы к выручке компании в 2009 году составило 0,06%. В то же время аналогичный показатель металлургической корпорации ArcelorMittal (Люксембург) составил 0,6%, то есть в 10 раз больше; NipponSteel (Япония) - 1%; SumitomoMetalIndustries (Япония) - 1,2%; POSCO (Южная Корея) - 1,3%; KobeSteel (Япония) - 1,4%;OneSteel (Австралия) - 2,5%.

По оценкам, в 2010 году расходы корпораций на НИОКР стали быстро восстанавливаться, однако инновационная активность крупного бизнеса вернется на предкризисный уровень - это будет означать лишь консервацию разрыва с технологически продвинутыми компаниями мира.


2.2 Проблемы научно-технического прогресса и предложения по их решению


Ключевой проблемой является прежде всего низкий спрос на инновации в российской экономике, а также его неэффективная структура - избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок. Сальдо баланса России в торговле технологиями с положительного в 2000 году (20 млн долларов) поступательно снижалось и в 2009 году составило минус 1,008 млрд долларов. Примерно за это же время страны-лидеры в области инноваций достигли существенного увеличения профицита технологического баланса (США в 1,5 раза, Великобритания в 1,9 раза, Япония в 2,5 раза). Иначе в общем и быть не могло, с учетом разницы в количестве инновационно активных компаний. В 2009 году разработку и внедрение технологических инноваций осуществляли 9,4% общего числа российских промышленных компаний. Для сравнения: в Германии их доля равнялась 69,7%, в Ирландии - 56,7%, в Бельгии - 59,6%, в Эстонии - 55,1%, в Чехии - 36,6%. К сожалению, в России низка не только доля инновационно активных предприятий, но и интенсивность затрат на технологические инновации, которая составляет 1,9% (аналогичный показатель в Швеции - 5,5%, в Германии - 4,7%).

На рисунке 2.2 показана диаграмма показателей.

Другой важной проблемой является имитационный характер российской инновационной системы, ориентированной на заимствование готовых технологий, а не на создание собственных прорывных инноваций. Среди стран ОЭСР Россия имеет сомнительную честь занимать последнее место по доле передовых компаний-инноваторов - таких среди российских инновационно активных предприятий насчитывается лишь 16% по сравнению с 35% в Японии и Германии, 41-43% в Бельгии, Франции, Австрии, 51-55% в Дании и Финляндии. Отметим, что наиболее многочисленный в России (34,3%) тип пассивных технологических заимствований находится на грани исчезновения в экономически развитых странах Европы (порядка 5-8%). При этом кроме количественного отставания российских компаний по уровню инновационной активности есть еще и значительные структурные проблемы в организации управления инновациями на уровне фирм. По показателю «способность компаний к заимствованию и адаптации технологий», рассчитанному Всемирным экономическим форумом, Россия в 2009 году находилась на 41-м месте из 133 - на уровне таких стран, как Кипр, Коста-Рика, ОАЭ.


Рисунок 2.2 - Удельный вес российских компаний, осуществлявших технологические инновации


Проблема низкого уровня инновационной активности в России дополнительно усугубляется низкой отдачей от реализации технологических инноваций. Рост объемов инновационной продукции (в 1995-2009 годах на 34%) совершенно не соответствует темпам увеличения затрат на технологические инновации (за тот же период втрое). В результате, если в 1995 году на рубль инновационных затрат приходилось 5,5 рубля инновационной продукции, то в 2009-м этот показатель снизился до 2,4 рубля.


Рисунок 2.3 - Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг, в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций


В качестве одного из важных факторов необходимо отметить общий низкий уровень затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Расходы на них в 2008 году в России оцениваются в 1,04% ВВП против 1,43% ВВП в Китае и 2,3% в странах ОЭСР, 2,77% ВВП в США, 3,44% ВВП в Японии.

На рисунке 2.4 это показано достаточно наглядно.


Рисунок 2.4 - Масштабы затрат на НИОКР по странам, % от ВВП


Научно-технический прогресс показывает сложное и противоречивое влияние на глобальные процессы в современных условиях. С одной стороны, научно-техническое развитие и научно-технический прогресс прямо связаны с социально-экономическим прогрессом. Несомненно, что их результатом явились бурный экономический рост на основе повышения общественной производительности труда и экономии природных ресурсов, усиление интернационализации мировой экономики и взаимозависимости стран мира. С другой - нарастают и углубляются противоречия, в том числе экономические.

Среди них рост неудовлетворенного спроса, так как научно-техническое развитие стимулирует новые быстродействующие потребности; негативные последствия, связанные с непредсказуемыми результатами внедрения тех или иных достижений в производство (загрязнения, аварии, катастрофы); неблагоприятное воздействие интенсификации производства и информации на человеческий организм; недооценка значения человеческого фактора; рост морально-этических проблем (манипулирование наследственностью, компьютерные преступления, тотальный информационный контроль и т.п.). Обострилась проблема обратной связи между научно-техническим прогрессом и его уже реализованными возможностями. Возник комплекс вопросов так называемой технической безопасности применения созданных нововведений.

Важными проблемами глобального масштаба стали все большая удаленность от источников сырья и энергии, исчерпание природных источников сырья как в количественном измерении, так и в смысле его физических свойств. К тому же ресурсоемкость производства и стиля жизни (как результат НТР) повышает естественные ограничения нашей среды обитания. Практиковать это стиль можно лишь за счет других людей, живущих на Земле, и за счет потомков.

Одним из важных последствий для всего мира может стать потеря ответственности за отдельные результаты НТР. Это выражается, с одной стороны, в противоречии между человеческим инстинктом к самосохранению и ростом потребностей и наживы - с другой.

Наконец, еще один важный аспект научно-технического прогресса - его циклический, неравномерный характер, усиливающий социально-экономические проблемы в разных странах и делающий их общими. Возникают периоды, когда ухудшение общеэкономических условий воспроизводства (например, удорожание энергоресурсов) замедляет или откладывает получение экономического эффекта научно-технического развития, переключает его на задачи компенсации возникающих структурных ограничений, обостряя тем самым социальные проблемы. Возрастает неравномерность экономического развития. Усиливается международная конкуренция, что приводит к обострению внешнеэкономических противоречий. Его следствиями стали рост протекционизма, торговые и валютные войны в отношениях между развитыми странами.

Научно-техническое развитие рационально меняет сложившийся характер международного разделения труда. Так, новые формы автоматизации лишают развивающиеся страны преимуществ, связанных с наличием дешевой рабочей силы. Растущий экспорт научно-технической информации и научно-технических услуг используется развитыми странами как новый инструмент «технологического неоколониализма». Он усиливается деятельностью ТНК и их зарубежных филиалов.

Важным аспектом глобальных проблем, связанных с научно-техническим развитием, является проблема образования. Однако без тех колоссальных изменений, которые произошли в сфере образования, невозможными были бы ни НТР, ни огромные достижения в развитии мировой экономики, ни те демократические процессы, в которые вовлекается все большее число стран и народов мира. В наше время образование превратилось в одну из важнейших сторон человеческой деятельности. Сегодня оно охватывает буквально все общество, а расходы на него постоянно возрастают.

научный технический прогресс финансирование

Таблица 2.2 - Расходы на душу населения в сфере образования

долл. СШАМир в целом188Африка15Азия58Арабские государства134Северная Америка1257Латинская Америка78Европа451Развитые страны704Развивающиеся страны29

Проблемой для слаборазвитых стран остается «утечка мозгов», когда наиболее квалифицированные кадры стремятся найти работу за рубежом. Причиной является то, что подготовка кадров не всегда соответствует реальным возможностям их использования в конкретных социально-экономических условиях. Так как образование связано с определенной социально-культурной сферой, то его проблемы вступают в сложнейшее взаимодействие с общечеловеческими проблемами, такими, как экономическая отсталость, рост населения, безопасность проживания и т.д. Кроме того, образование само требует постоянного совершенствования и реформирования, т.е., во-первых, улучшения его качества, которое ухудшилось в связи с его быстрым развитием; во-вторых, решения проблем его эффективности, которая зависит от конкретных экономических условий; в-третьих, удовлетворения потребности в нормативных знаниях, что связано с постоянным образованием взрослых, а значит, и разработкой концепции непрерывного образования, которое бы сопровождало человека на протяжении всей жизни. Вот почему во всем мире, особенно в развитых странах, стремительно растет объем услуг по повышению квалификации и уровня образования взрослых.

Образование влияет не только на усвоение передовых технологий и принятие эффективных решений, но и на образ жизни, формирует систему ценностных ориентаций, как показывают история и опыт ряда стран, игнорирование этих обстоятельств ведет к резкому снижению действенности образовательной политики и даже к дестабилизации общества.

Проблемы научно-технического прогресса относятся к глобальным проблемам человечества, поэтому их решение можно выразить в обобщенном виде.

Глобальные проблемы развития человечества не обособлены друг от друга, а действуют в единстве и во взаимосвязи, что требует кардинально новых, концептуальных подходов к их решению. На пути решения глобальных проблем возникает ряд преград. Предпринимаемые меры для их решения часто блокируются экономической и политической гонкой вооружений, региональными, политическими и военными конфликтами. Глобализации в ряде случаев замедляется недостатком ресурсного обеспечения намечаемых программ. Отдельные глобальные проблемы порождены противоречиями, заключенными в социально-экономических условиях жизни народов мира.

Необходимые предпосылки и возможности подлинно гуманистического разрешения противоречий глобального характера создаются мировым сообществом. Глобальные проблемы должны решаться на путях развития сотрудничества между всеми государствами, образующими систему всемирного хозяйства.

Жизнь не стоит на месте, развивается общество, развиваются люди, развивается экономика и производство. Любому человеку понятно, что в настоящее время развитие науки и техники происходит семимильными шагами. Современный научно-технический прогресс направлен на усиление роли природоохранных мероприятий, биосовместимые технологии, которые не наносят вреда окружающей среде, замкнутые технологии, не производящие отходов, энергосберегающие технологии. Производство становится все более и более наукоемким. Поэтому возрастает роль статистики научно-технического прогресса, которая находит резервы для ускорения этих процессов, помогает скорейшему внедрению новых перспективных технологий в производство.


Выводы


Научно-технический прогресс охватывает все стороны деятельности человека, облегчает труд человека. Однако, научно-технический прогресс воздействует и на ресурсный потенциал как мирового хозяйства, так и каждой страны в частности. Как многочисленны ресурсы мирового хозяйства, так и разнообразно влияние научно-технического прогресса на каждый из них.

Ресурсный эффект научно-технического прогресса связан с его способностью возмещать дефицитные ресурсы народного хозяйства, высвобождать их для расширенного производства, а также вовлекать в оборот ранее неиспользованные. Его показателями являются высвобождение рабочей силы, экономия и замена дефицитных материалов и сырья, а также вовлечение в народнохозяйственный оборот новых ресурсов, комплексность использования сырья. Тесно связан с ресурсами экологический эффект научно-технического процесса - изменение состояния окружающей среды. Социальный эффект научно-технического процесса заключается в создании более благоприятных условий для применения творческих сил работников, для всестороннего развития личности. Это проявляется в улучшении условий и охране труда, сокращении тяжелого физического труда, увеличении свободного времени, повышении материального и культурного уровня жизни трудящихся.

Таким образом, становление научно-технического прогресса в рамках мирового хозяйства стало фактором, изменяющим характер сложившейся системы международных экономических отношений. Под его влиянием изменяется характер отношений собственности, процесса труда, преодолевается конкуренция, формируется консолидация научно-технического потенциала, развиваются МРТ, отношения кооперации между государствами. Все больше увеличивается регулирующая роль государства, определяющего основные направления развития НТП, формирования наукоемкой структуры.

Роль научно-технического прогресса определяется не только его настоящим, но и будущим. Следует ожидать, что развитие этого процесса продолжит формирование интернационализации мирового хозяйства. На его основе будет осуществляться образование новых межгосударственных интеграционных объединений, произойдет дальнейшее развитие международного разделения труда и мировой торговли готовыми изделиями, производимыми на базе «высоких технологий». В этих условиях получат развитие новые формы транспорта: монорельсовые дороги, сверхзвуковые самолеты, автомобили на водородном топливе. Продолжится создание транснациональных железнодорожных систем, а также трансокеанского пароходного транспорта. Идут разработка биосовместимых и сверхпроводящих материалов, развитие спутниковой связи, внедрение фотонных технологий. Данные процессы делают мировое хозяйство все более единым, интегральным, целым. Государственные границы становятся прозрачными, ибо они препятствуют углублению интеграционных процессов, а следовательно, развитию мировой экономики в целом.

Без поддержки государства невозможно развивать и сохранять научно-технический, инновационные потенциал. Политика государства представляет собой совокупность форм, методов, направлений воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологии, а также расширение на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.

В постиндустриальном обществе проведение НИОКР становится своего рода отраслью экономики, играющей значительную роль. Наиболее передовыми становятся такие наукоемкие и сверхнаукоемкие производства как создание компьютерного обеспечения, биотехнологические производства, создание композиционных материалов с заданными свойствами, фибропластиков, аналитических приборов и машин. Моральное обесценивание традиционных продуктов значительно опережает их обесценивание физическое, в то же время рыночная стоимость результатов исследований, разнообразных промышленных ноу-хау, сама передовая промышленная продукция не подвержена падению. Постоянное воспроизводство результатов научных исследований, продуманная торговля ими и экспорт уникальной сверхнаукоемкой продукции способны обогатить любую страну мира.


Список литературы


1.Спиридонов И.А. Мировая экономика: учеб. пособие. - 2-е изд.,перераб. и доп. - М.:ИНФРА-М, 2008. - 272 с.

.Хлыпалов В.М. Мировая экономика, Краснодар: ООО «Аметист и К», 2012. - 232 с.

.Ломакин В.К. Мировая экономика - 4-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 671 с.

.Макеева Т. Макроэкономика, - М.: Новое Время, 2010г.468с.

.Алябьева А.М. Мировая экономика, - М.: Гардарика, 2006г., 563c.

.Львов Д.НТП и экономика переходного периода.// Вопросы экономики -2007, - №11.

.Яковлева А.В. Экономическая статистика: Учеб. пособие. - М.: Издательство РИОР, 2009, 95 с.

.Селищев А.С., «Макроэкономика», М., 2006.

.Лобачева Е.Н. Научно-технический прогресс: Учебное пособие. - М.: Издательство: «Экзамен», 2007.-192 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.