Инновационные технологии в социальной сфере: опыт реализации. Социальные инновации – лекарство, если больной – общество Инновационные технологии и методы работы социальных учреждений

Инновационные технологии в системе социальной защиты населения республики

Особое внимание в отрасли уделяется опытно-экспериментальной работе, результатом которой является внедрение инновационных наукоемких технологий, открытие экспериментальных площадок республиканского, отраслевого и федерального уровней, участие в проектных конкурсах в учреждениях социального обслуживания и социальной защиты населения Республики Татарстан .

Инновационные технологии активно развиваются и внедряются по трем основным направлениям:

в области социального обслуживания населения,

в сфере предоставления мер социальной поддержки и социальной помощи населению,

в системе дополнительного профессионального образования кадров отрасли.

В настоящее время на базе 11 экспериментальных отраслевых площадок разрабатываются, апробируются и внедряются современные социальные и психологические технологии.

Одной из уникальных инноваций, появившихся в последние годы в деятельности отрасли социальной защиты, стало проведение Республиканского конкурса социальных проектов «Общественная инициатива».

Конкурс является своеобразной площадкой для отработки механизмов взаимодействия государства, бизнеса и гражданских институтов, направленной на поддержку социально значимых инновационных проектов некоммерческих и общественных организаций, развитие негосударственного сектора социальной сферы. Он стал важным механизмом социального развития , примером открытия новых социальных технологий, развития социального партнерства . Представляемые на конкурс проекты позволяют решать проблемы пожилых людей, детей-инвалидов, детей-сирот, семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, осуществлять профилактику наркомании и СПИДа и др.


Вовлечение в сферу социальной защиты негосударственных организаций и бизнес-сообщества дает определенные результаты: за 5 лет – 700 проектов и более 150 млн. инвестиций.

Все современные инновационные технологии в области социального обслуживания строго дифференцированы , в то же время носят универсальный характер, доступный для реализации в любом типе учреждений и любом районе республики с любым набором ресурсов, имеют строго определенную направленность на конечный результат.

Совместно с Советом Европы на базе Центра реабилитации инвалидов «Изгелек» г. Набережные Челны реализуется проект «Модельный реабилитационный центр», в котором будут адаптированы и апробированы передовые европейские и российские методики реабилитации инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата. В рамках проекта при взаимодействии социальных служб с представителями бизнес-сообщества осуществляются меры по комплексной реабилитации и обучению молодых инвалидов востребованным специальностям с последующим трудоустройством на предприятия города и в бизнес-структуры.

В работе реабилитационных центров используются новейшие технологии социальной реабилитации «Монтесори», «Леонгардт», эрготерапия, арттерапия, которые дают хороший эффект в социальной адаптации как взрослых, так и детей. Разработаны критерии эффективности реабилитационных мероприятий в рамках международных стандартов системы АДЛ (аспект активности в повседневной жизни) по шкале функциональной независимости.

Две технологии в области реабилитации инвалидов – «Кинезиотерапия» и «Кондуктивная терапия» , разработанные на базе наших учреждений совместно с Казанским государственным медицинским университетом, утверждены и рекомендованы к внедрению Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития во всех регионах Российской Федерации.

Особого внимания заслуживают межведомственные технологии раннего вмешательства, направленные на предотвращение отказов семей от детей-инвалидов, проведение комплексной реабилитации семьи.

Раннее вмешательство – это социально-психологическое сопровождение членов семьи, где проживает ребенок с тяжелой формой инвалидности; где родители являются несовершеннолетними и не имеют навыков «зрелого родительства», и потому высок риск оставления ребенка вне кровной семьи, направления его в социальные учреждения; семей, где имеется риск рождения ребенка с инвалидизирующим заболеванием; а также асоциальных семей, где имеются случаи детской безнадзорности, семейного неблагополучия и другие причины, приведшие семью к трудной жизненной ситуации.

Одним из вариантов решения этого вопроса является пилотный проект «Деинституализация детей-сирот с ограниченными возможностями», реализуемый совместно с учреждениями здравоохранения, образования, международной благотворительной сетью «Светлячок» (США), в рамках которого предстоит создать модель реабилитации детей-инвалидов, начиная с момента рождения до совершеннолетия, включая в процесс социализации семейное окружение ребенка.

В 2006 году подписан договор сотрудничества с Государственным институтом семьи и воспитания РАО (г. Москва) об открытии на базе Республиканского центра социально-психологической помощи населению «Зеркало» Научно-исследовательской лаборатории изучения проблем современной семьи. В ходе совместной опытно-экспериментальной работы планируется развивать дифференцированные формы работ с семьями в зависимости от уровня и специфики их проблем.


На федеральном уровне статус опорно-экспериментального учреждения в области социально-трудовой реабилитации воспитанников сельских приютов до 2009 года получил социальный приют для детей и подростков «Тургай» Сабинского района с инновационной программой «Формирование навыков предпринимательского мышления у воспитанников сельских социальных приютов». Он стал победителем среди 140 российских социальных учреждений, участвующих в конкурсе, организованном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (ранее такой статус имел социальный приют для детей и подростков «Теплый дом» Дрожжановского района).

В отрасли имеется положительный опыт по внедрению инновационных форм работы по оказанию психологической помощи и поддержки.

Так, технология «Участковая психологическая и социальная помощь» в сочетании с социальным патронажем, состоящая из бригады психологов, социальных работников, юрисконсультов, врачей и других специалистов является аналогом скорой медицинской помощи . Технология позволяет на дому оперативно продиагностировать клиента, дать индивидуальные консультации, оказать реабилитационную и профилактическую помощь, организовать психооздоровительные мероприятия для всех членов семьи за короткий промежуток времени.

На стадии апробации и научных исследований находятся такие новые технологии , как:

«Социально-психологическая диспансеризация лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации» - ориентирована на мониторинг социально-психологического статуса населения «группы риска» и их социальную адаптацию (молодые инвалиды, лица предпенсионного и пенсионного возраста);

«Социально-трудовой кейс» - предполагает создание новой стратегии безбарьерного включения лиц без определенного места жительства в конкурентно-рыночную среду. Целью данной технологии является адаптация и интеграция маргинальных групп населения из числа несовершеннолетних воспитанников приютов, трудовых мигрантов и бывших военнослужащих, бывших заключенных - лиц, без определенного места жительства. Она позволит нивелировать комплекс иждивенчества и инфантильность мышления у данной категории за счет обучения их навыкам предпринимательского мышления, ликвидации первичной и вторичной экономической безграмотности .

Через систему дистанционного обучения, электронных библиотек и социально-трудового кейса (набора методик по самообразованию в области экономики, финансовой и налоговой отчетности, электронных справочников по Трудовому кодексу и др.) они смогут не только повысить свою экономическую грамотность, но и получить документ, удостоверяющий их квалификацию в данной сфере, а значит, и повысить социальный статус.

В области предоставления мер социальной поддержки и социальной помощи населению внедрена инновационная программа на основе применения информационных технологий в системе адресной социальной защиты населения. Суть которой – создание, поддержание в актуальном состоянии и использование банка данных всех домохозяйств республики для всех видов начислений, учета и мониторинга мер социальной поддержки.

Работа была начата в 1998 году с формирования базы получателей мер социальной поддержки в соответствии с Республиканской программой адресной социальной защиты населения. В настоящее время в банк данных входят все домохозяйства республики с информацией об имеющихся в их составе льготников, получателей субсидий по малообеспеченности и дотаций.

Создание полного банка данных населения в органах ЖКХ и соцзащиты, банков данных у поставщиков услуг (энергетики, газовики) позволило оперативно и в полном объеме перейти к монетизации льгот – как по назначению и выплате ежемесячных денежных выплат, так и по субсидиям на оплату жилищно-коммунальных услуг в денежной форме.

Уникальность автоматизированной системы адресной социальной защиты (АСЗ) населения состоит в реализации взаимодействия со многими министерствами и ведомствами , поставщиками услуг на уровне применения современных информационных технологий.

На сегодняшний день органы социальной защиты республики с использованием информационных технологий осуществляют назначение и выплату мер социальной поддержки по принципу «одного окна» .

В сфере дополнительного профессионального образования кадров отрасли разработана и функционирует система непрерывного образования. Подготовка работников отрасли осуществляется на различных уровнях: допрофессиональная, переподготовка, повышение квалификации действующих специалистов отрасли.

Допрофессиональная подготовка осуществляется совместно с Казанским государственным медицинским университетом и заключается в организации профессиональных классов по специальности «Социальная работа» на базе двух общеобразовательных школ г. Казани. Для профильных классов разрабатывается специальная учебная программа , организуются практические занятия.

В учебном процессе используется модульный принцип и тренинговая форма подачи материала, видеоматериала и мультимедийные средства. Система модульного обучения призвана обеспечить комплексность профессиональной подготовки. Его внедрение позволяет использовать систему зачетных единиц при оценке объема трудозатрат по отдельным дисциплинам в процессе профессионального обучения работников.

Кроме того, в отрасли действует Программа переподготовки кадров с высшим непрофильным образованием в форме дистанционного обучения.

Обучение работников отрасли по такой схеме является одной из передовых технологий системы открытого образования.

Дистанционное обучение позволяет предоставить работникам отрасли образовательные услуги высокого качества в удобное для них время без необходимости их выезда на обучение.

Применяя современные научно-обоснованные методики, технологии специалисты отрасли решают социальные проблемы в короткие сроки с минимумом затрат и ресурсов. В то же время, надо отметить, что многие серьезные социальные проблемы требуют определенных финансовых (на научные исследования), материально-технических (на оснащение учреждений современным наукоемким оборудованием) и человеческих ресурсов (переобучение специалистов).

___________________

Ключевые слова: СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА; СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ; ИННОВАЦИИ; SOCIAL SERVICES; SOCIAL SERVICES; INNOVATION.

Аннотация: В статье раскрывается сущность и значение социальных инноваций, рассматривается опыт применения инновационных технологий в социальной сфере.

Основу социальной работы представляет собой алгоритм деятельности, в результате которого достигается определённая социально значимая цель и преобразуется объект воздействия. Социальная основа — деятельность процессуальная, характеризующаяся сменой содержания, форм, методов, которые циклично повторяются при решении каждой новой задачи в социальной работе. Содержание такого цикла (от возникновения задачи до её решения) есть технологический процесс, сущностной характеристикой которого является устойчивая, повторяющаяся, последовательная во времени смена содержания деятельности с единым замыслом. Программа решения задач, точно предписывающих, как и в какой последовательности операций получить определённый результат, — это основа технологического процесса, его алгоритм. Существенными компонентами технологического процесса являются операции и инструментарий. Под операциями понимаются простейшие действия, направленные на достижение конкретной цели, не разлагаемой на более простые. Совокупность операций составляет процедуру технологического процесса. Средства, применяемые для достижения цели воздействия на личность или социальную общность, — суть инструментарий технологического процесса. Последовательность процедур и операций, предписываемая алгоритмом, отражает структуру и содержание технологического процесса. В общем виде в технологическом процессе можно выделить четыре этапа: формулирование цели воздействия; выработку и выбор способов воздействия; организацию воздействия; оценку и анализ результатов воздействия.

Понятие «социальные технологии» как технологии вообще, имеет, по крайне мере, два значения. Во-первых, социальные технологии – это, прежде всего, процесс целенаправленного воздействия на социальный объект, обусловленный необходимостью и потребностью получения заданного результата, и в этом плане технологичность воздействия направлена таким понятием, как этапность, процедурность, операциональность. С другой стороны, социальные технологии – это специфическая теория, наука, исследующая процессы целенаправленного воздействия на социальные объекты, разрабатывающая эффективные способы и приемы такого воздействия. При этом не имеет значения, что понимается под социальным объектом. Это может быть социальное отношение, социальное взаимодействие, социальная группа, социальный институт, социальная организация характер воздействия, его технологичность определяется той системой операций направленного воздействия, которая основывается на социальном и социологическом знании объекта.

Понятие «социальные технологии» чаще всего трактуется как совокупность приемов, методов и воздействий на социальный объект, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения. Технологическая задача социальной работы заключается в выявлении социальной проблемы, от характера которой зависят определение содержания, инструментария, форм и методов социальной работы с данной категорией клиентов.

Технологии социальной работы можно рассматривать и как систему оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации. Деятельность, направленная на достижение этих целей, предполагает осуществление различных социальных изменений, связанных как с сознанием субъекта, так и со средой его жизнедеятельности.

Рассмотрим использование инновационных социальных и медицинских технологий и методов работы на примере бюджетного учреждения социального обслуживания Вологодской области «Ивановский детский дом-интернат для умственно отсталых детей», который находится в Череповецком районе Вологодской области. Предметом деятельности учреждения является совокупность видов деятельности, посредством которых достигаются цели деятельности Учреждения. Целью деятельности Учреждения является социальное обслуживание детей-инвалидов старше 4-х лет с недостатками психического развития, признанных нуждающимися в социальном обслуживании. Основным видом деятельности Учреждения является социальное обслуживание в стационарной форме детей-инвалидов старше 4-х лет с недостатками психического развития, включающее в себя комплекс социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых услуг, услуг в целях повышения коммуникативного потенциала, при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) круглосуточном проживании.

В учреждении сформированы 4 группы, которые формируются с учётом возраста детей, их умственных и физических способностей. С воспитанниками занимаются 5 воспитателей. 1,2 группы численностью по 7 детей, коррекционно-развивающие занятия проводятся по «Программе воспитания и обучения с интеллектуальной недостаточностью» (Баряева), с детьми 3 группы (7 человек) и 4 группы (20 человек) воспитатели работают по учебно-методическому комплекту «Современные коррекционные технологии в работе специалистов по социальной работе с детьми-инвалидами», модуль 2, 3 (Москва, 2005г.), в летний период в группе № 1,2 реализованы коррекционно-развивающие занятия по адаптивному поведению. В 2015 году воспитатели работали по общеобразовательной программе «Ступени», утвержденной на педсовете ДДИ. Также систематически ведётся физкультурно-оздоровительная работа, используются здоровьесберегающие технологии. Такие приемы, как ежедневная зарядка, подвижные игры, занятия в тренажёрном зале, спортивные праздники, позволяют сохранить и укрепить здоровье наших воспитанников.

Таким образом, все воспитанники охвачены коррекционно-воспитательным процессом. С 01 ноября 2014 года в учреждении организован образовательный процесс для воспитанников МОУ «Воскресенская школа», укомплектованы шесть обучаемых классов, общей численностью 29 учащихся, 4 человека находятся на индивидуальном обучении. Уроки проводятся в первой половине дня. Классы формируются с учётом умственных и физических способностей детей. Каждый класс работает по специальной адаптированной общеобразовательной программе. С детьми занимаются учителя, которые проводят занятия по развитию речи, чтению, письму, рисованию, пению и др.

Воспитательная работа ведется по нескольким направлениям: 1) культурно-развлекательное: Новогоднее представление «Рождественская сказка», «День именинника», развлечение «Осенние посиделки» с участием спонсоров, Музыкально-ритмические занятия «Зимний теремок», Конкурсная программа «Рыцарский турнир», развлечение «Аты-баты», конкурсная программа, посвященная Дню России «Русские богатыри» с участием волонтеров, учеников Воскресенской средней школы, Развлечение «Зимние посиделки» (способствуют снятию у воспитанников дефицита общения, формирование положительных качеств, эмоций, чувства радости, желание попробовать самому творить, обеспечивает возможность вступления в образовательное, информационное пространство, а также в творческие, оздоровительные и другие социокультурные процессы); 2) культурно-просветительское: Познавательное мероприятие «Пасха», проведенное специалистами ЦНТК (центр народной традиционной культуры) с. Воскресенское, Беседа «Наши защитники», Проект «9 Мая – День Победы», Просмотр видеороликов о Великой Отечественной войне (ДК с. Ивановское), Беседа «Спички детям не игрушки», Презентация «Знаток пожарного дела», «Безопасное поведение на водоемах» экскурсия к водоему, Уроки «Светофорчика» (1 раз в месяц), Литературный вечер «Иван купала» (выход в сельскую библиотеку), Беседа-презентация «Спорт против вредных привычек», Беседа-презентация «Подросток на дороге» (обогащение жизненного опыта, воспитание любви к Родине, развитие нравственно-этических норм, основ безопасности жизнедеятельности); 3) экологическое: Познавательное мероприятие «Перелетные птицы», беседа «Наш дом-Земля», «Праздник цветов», праздник «Яблочный спас», развлекательно-познавательное мероприятие «У природы нет плохой погоды» с выходом в сельскую библиотеку, на экскурсию в природу, Экскурсия в музей природы г. Череповец, Экскурсия на речку (выезд) «Ледостав», Мероприятия по благоустройству территории, уход за зелеными насаждениями, Выставка рисунков «Мы любим родную природу», «Человек природе друг», «Природа одаряет» (развитие речи, формирование поведенческих позиций, необходимые для социализации, безбоязненное перемещение и ориентирование в пространстве); 4) спортивно-оздоровительное: Разучивание подвижных игр на воздухе (ежемесячно), Соревнования «Сильные, смелые, ловкие, умелые», «Снежный бой», «Метко в цель», «Веселые старты», «Снежные фигуры», «Узоры на снегу», Ежедневная утренняя гимнастика, Занятия ЛФК (1 раз в неделю), Выставка поделок, рисунков «Маленькие спортсмены» (развитие опорно-двигательного аппарата, воспитание дружбы, коллективизма, здорового соперничества, преодоление явления гиподинамии). 5) выездное культурно-массовое, культурно-познавательное: Коррекционно-реабилитационный центр «Преодоление» г. Череповец «Старый Новый год идет», «Новогодние приключения», Поездка в театр г. Череповец на музыкальное представление «Листья желтые кружат», Выезды в парк культуры и отдыха г. Череповец (летний период), Занятия с выездом в ЦНТК с. Воскресенское «Страницы истории» (1раз в квартал), Экскурсия в магазин с. Ивановское «Откуда мы берем продукты» (развитие способности адаптироваться и сотрудничать в обществе здоровых сверстников, расширение круга общения, развитие эмоционально-волевой сферы, развитие положительного отношения к народным традициям, народной культуре, расширение кругозора); 6) конкурсы: «Путешествие каждый день» Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Экспертно-методический центр Чувашской республики г. Чебоксары. Участник, Тебеньков Максим, 15 лет, под руководством воспитателя Смирновой А. А. занял 1 место, «Осенний вернисаж» Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Экспертно-методический центр Чувашской республики г. Чебоксары. Участник Дерунова Евгения, 14 лет, под руководством воспитателя Чертовой О. В. заняла 1 место, Смотр – конкурс «Чудо-урожай» (расширение кругозора, воспитание эстетического вкуса, развитие творческих способностей, фантазии, укрепление уверенности в себе).

В Учреждении активно используются инновационные технологии при работе с детьми, среди которых:

— арттерапия (рисование нетрадиционными способами: ладошками, пальчиками, мягкой губкой, штампами и др.) были вовлечены 9 человек, результатами занятия этим видом деятельности являются: ежемесячные выставки творческих работ в учреждении;

— сказкотерапия (чтение сказки, обыгрывание её вместе с детьми, ритуал входа, выхода и др.) увлечены 12 человек. Благодаря этому методу работы воспитанники стали более эмоционально открытыми, доброжелательными;

— гарденотерапия (уход за комнатными растениями, рыхление почвы, пересадка, полив, уход за цветами на клумбах) занимаются 10 человек. В течение года воспитанники осуществляют уход за комнатными растениями в группах, в летний период прививаются умения по выращиванию овощных и ягодных культур;

— музыкотерапия (включение релаксационной музыки на определенном этапе занятия для снятия эмоционального напряжения, слушание и пение мелодий для развития музыкального творчества детей, организация кружка «Караоке» в старшей группе);

— трудотерапия (приобщение детей к посильному труду для развития определенных умений и навыков: «подмети пол», «полей цветы», «собери игрушки»; дети помогают в огороде, ухаживают за цветами). Дети старшей группы принимают участие в хозяйственно-бытовом труде: подметают пол в группе и в столовой, уборка игрушек в группе.

Таким образом, с учетом потребностей социума и направлений государственной политики в социальной сфере (разработка и внедрение инновационных социальных технологий) инновационная деятельность в настоящее время – это неотъемлемая составляющая деятельности специалиста по социальной работе.

Под инновационной деятельностью специалиста по социальной работе в рамках проводимого исследования понимается деятельность субъекта по созданию, разработке, освоению социальных технологий и социальных программ, внедрение их в практику социальной работы с различными категориями клиентов, что приводит к решению у них социальных проблем и улучшению их социального функционирования. Результатом инновационной деятельности специалиста по социальной работе выступает инновационный продукт в виде инновационной социальной технологии или программы. Инновационные функции социального работника должны проявляться в творческом подходе к социальной деятельности, в поиске новых более качественных технологий социального обслуживания, в обобщении и внедрении передового опыта, в умении использовать слабые и сильные стороны деятельности социальной организации.

Список литературы

  1. Брагер Д.К., Богомолова О.Ю., Бризицкая А.В., Давидчук Н.Н., Соколова А.С., Попова И.В., Смирнова М.А., Советова Н.П., Шабельник Т.В. Современная экономика: анализ состояния и перспективы развития: монография / под редакцией М. М. Скорева. – Ставрополь, 2015. – 119 с.
  2. Иванова О.А., Советова Н.П. Практика регионального управления реализацией приоритетных направлений национального проекта «Здоровье» // Закономерности и тенденции формирования системы финансово — кредитных отношений: коллективная монография. — Уфа: Аэтерна, 2016. – С.132-151.
  3. Советова Н.П., Лапцова Е.С., Судакова Н.Ю. Исследование проблемы социальной ответственности бизнеса на территории муниципального образования «ГОРОД ВОЛОГДА» // Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия: Экономика и управление. 2016. №2 (30). С.5-25. DOI: 10.15350/2306-2800.2016.2.5
  4. Советова Н.П. Исследование организационной культуры в органах власти // Современные исследования проблем управления кадровыми ресурсами. — Москва: Московский технологический университет, 2016. – С.301-306.
  5. Аксютина, С.В. Ключевые аспекты современной денежно-кредитной политики России / С.В. Аксютина, Е.В. Вихарева, А.Ю. Железяков // Институциональные реформы: история и современность: материалы научной конференции. — Вологда: Легия, 2007. – С. 65-72.
  6. Советова Н.П. Целевая подготовка кадров в области управления персоналом // Современные исследования проблем управления кадровыми ресурсами. — Москва: Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и электроники, 2015. – С.202-208.
  7. Боровая, С.Л. Оценка роли малого бизнеса в развитии Вологодской области / С.Л. Боровая, Е.В. Вихарева // Экономические и правовые аспекты регионального развития: история и современность: материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Елабуга: ЕГПУ, 2009. – С.73-78.
  8. Советова Н.П. Инвестиционно-инновационный вектор агролизинга // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2011. – №1 (13). – С.108-114.
  9. Агапова Т.Н., Вихарева Е.В., Самойличенко Е.Е. Деньги, кредит, банки: учебное пособие. – Вологда: ВоГТУ, 2004. – 165 с.
  10. Сименко И.В., Иванус И.И., Жуков Б.М., Камышанченко Е.Н., Грахов В.П., Агафонова Н.В., Сухарева Л.А., Немченко О.А., Тарасенко А.В., Гречина И.В., Кислякова Ю.Г., Советова Н.П., Растопчина Ю.Л., Дорохова Е.И., Старикова Л.Н., Силин А.В., Цыгулева С.Н., Кулигина С.В., и др. Экономический и финансовый потенциал систем хозяйствования: теория и практика // Коллективная монография. Донецк, 2015. – 336 с.

Под инновационной деятельностью специалиста по социальной работе понимается деятельность субъекта по созданию, разработке, освоению социальных технологий и социальных программ, внедрение их в практику социальной работы с различными категориями клиентов, что приводит к решению у них социальных проблем и улучшению их социального функционирования. Результатом инновационной деятельности специалиста по социальной работе является инновационный продукт в виде инновационной социальной технологии или программы. Инновационные функции социального работника должны проявляться в творческом подходе к социальной деятельности, поиске новых, более качественных технологий социального обслуживания, обобщении и внедрении передового опыта, умении использовать слабые и сильные стороны деятельности социальной организации. Схематично стадии инновационной деятельности специалиста по социальной работе отражены на рисунке.

Стадии инновационной деятельности специалиста по социальной работе

Социальная работа предполагает как работу с проблемой клиента, так и с различными государственными и негосударственными службами, учреждениями, организациями, отдельными профессионалами по поводу решения этой проблемы. Соответственно, в данной деятельности представлены не только интересы человека, но и общества, его институтов, профессиональные интересы специалиста, разногласия между которыми необходимо преодолевать. Как посредник между человеком и государством социальный работник стремится обеспечить связь клиента с системами общества и государства, которые могут обеспечить его средствами выхода из трудной жизненной ситуации, содействует эффективной и скоординированной работе этих систем, пытается привлечь внимание органов государственной власти к решению актуальных социальных проблем.

В результате установления и поддержания необходимых контактов с другими профессионалами, взаимного обмена информацией, технологиями, инструментарием оптимизируются социальные отношения между клиентами и группами клиентов, специалистами и их службами, личностью и государством и проч. При этом исследователи подчеркивают, что на первом месте в посреднической деятельности социального работника должна быть защита интересов и прав клиента

Благодаря универсальному, инновационному и посредническому характеру взаимодействий в социальной работе, синтезу ее структурного и процессуального начал становится возможным обеспечить равновесность и динамизм систем, осуществляющих социальные изменения в интересах людей.

В целях выявления перспективных социальных технологий, обеспечивающих повышение эффективности деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей, расширения спектра социальных услуг и улучшения их качества проводятся конкурсы на лучшие проекты по решению проблем семьи, детей, возникших в связи с социально-экономическими преобразованиями последнего десятилетия и традиционных.

В зависимости от типа семьи, нуждающейся в помощи, используются различные методы социальной работы, цель которых - сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи в отдельности.

Социальные работники в настоящее время могут оказывать помощь семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада, заниматься же профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреждений пока не в состоянии. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы в стабильном обществе. По мере улучшения социальной ситуации в нашей стране, когда задачи обеспечения собственно социальной защиты семьи и детей отойдут на второй план, проблемы семейной терапии, совершенствования и стабилизации семейных отношений выйдут на передний план.

Однако, как правило, ограничиваться только таким видом помощи бывает непродуктивно, неразрешенные семейные конфликты периодически обостряются. Поэтому социальные работники используют в своих технологиях разработку среднесрочных программ помощи, ориентированных на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей, нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членов семьи с окружающими.

При работе с семьями алкоголиков используются другие технологии, предусматривающие выявление основных причин злоупотребления спиртными напитками и сопутствующих обстоятельств. Работа с такими семьями подразумевает формирование мотивации клиента и его семьи к безалкогольному образу жизни и построению иной системы взаимоотношений.

В настоящее время проводится внедрение отдельных элементов социальных методов работы с различными категориями населения. В текущем году планируется закончить апробацию и распространить для внедрения в практику социальных учреждений области следующие методы:

  • - методы работы с неполной семьей;
  • - методы работы с многодетной семьей;
  • - методы работы с семьей с различными видами домашнего насилия;
  • - методы работы с семьей с нарушением детско-родительских отношений;
  • - методы работы на микроучастке.

Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи -- не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь педагогов дошкольного учреждения.

В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться как индивидуальная работа с семьей, так и коллективом родителей в целом. В своей практике нами были использованы вышеуказанные формы взаимодействия с семьями воспитанников, которые показали положительный результат.

Рассмотрим подробнее инновационные формы работы:

  • 1. Оформление родительских информационных уголков, консультаций и стенгазет с помощью программы Adobe Photoshop - данная форма сама по себе не нова, но, используя компьютерную программу Adobe Photoshop, информационные стенды, консультации и стенгазеты становятся более выразительными, эстетичными, чем и привлекают родителей, - яркая картинка привлекает, а содержание узнается в процессе познания.
  • 2. Обмен электронной версией фотовыставки “Вот как мы живем” - фотовыставка должна постоянно обновляться по мере происходящих событий в группе.
  • 3. “Диск-премьера” - это CD- или DVD-диск с записью каждого мероприятия в детском саду, который распространяется среди родителей.
  • 4. “Диск - домашнее задание” - предназначен для индивидуальных занятий дома с ребенком. Родителям предоставляется информация о занятиях, а также способах и приемах выполнения тех или иных игровых заданий, что положительно влияет на качество образования и уровень подготовки детей к обучению в школе.
  • 5. Работа на форуме с родителями в сети Интернет - это совершенно новая форма взаимодействия с родителями, которая развивается, активно работает, и, на наш взгляд, наиболее перспективная в настоящее время.

Конечно, данные формы работы выполнимы при условии владения педагогами и родителями компьютерными технологиями на уровне свободного пользователя.

Инновационные методы реабилитации охватывают практически все вопросы жизнедеятельности инвалидов и включают психологическую, социально-бытовую, социально- экономическую и социокультурную реабилитацию.

Весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий сопровождает психологическая реабилитация, содействуя преодолению в сознании больного представлений о бесполезности реабилитации. Крайне важной является оценка психологического статуса индивида, который дает возможность выделить больных, особенно нуждающихся в длительных курсах психотерапевтических мероприятий, направленных на снятие тревоги, невротических реакций, на формирование адекватного отношения к заболеванию и восстановительным мероприятиям.

Важная цель психологической помощи инвалидам - обучение больного самостоятельно решать встающие перед ним проблемы в отношении профессиональной деятельности и семейной жизни, ориентация на возвращение к труду и в целом к активной жизнедеятельности.

Ведущими направлениями социально-бытовой реабилитации принято считать медико-социальный уход, пенсии, пособия, получение необходимых протезов, личных средств передвижения дома и на улице, других приспособлений, позволяющих индивиду стать достаточно самостоятельным в быту.

Одним из перспективных способов социальной помощи является использование людьми с ограниченными возможностями собственных ресурсов, среди которых немаловажное значение приобретают воспоминания. Воспоминания как внутренние, идеальные, благоприобретенные в течение жизни ресурсы способны компенсировать утрату людьми с инвалидностью прежних социальных ролей и актуализировать новые, поддержать высокий уровень самооценки и помочь в поиске смысла жизни.

Чаще всего эта технология применяется при работе с пожилыми инвалидами.

Новизна идеи заключается в применении технологии использования воспоминаний, которые способствуют восприятию инвалида в качестве субъекта социального действия, которому присущи вера в себя, опора на внутренний мир, способность к изменению, саморазвитию, видению перспективы, многомерности существования.

Воспоминания эмоционально восполняют жизнь человека, являясь хорошей формой психологической адаптации, способствуя эмоциональному и интеллектуальному комфорту и спасая от одиночества и депрессии.

Эта технология терапии воспоминаниями реализуется для успешного восстановления личности, престижа в собственных глазах и в глазах окружающих. Применение терапии воспоминаний позволяет проводить коррекцию внутренней картины болезни, коррекцию отношения к друзьям, обществу в целом, формировать позитивное мировоззрение, дает возможность провести оценку себя и окружающих. Значимость реализации такого проекта в стационарном учреждении социального обслуживания обусловливается тем, что воспоминания как внутренние, идеальные, благоприобретенные в течение жизни ресурсы способны компенсировать утрату прежних социальных ролей и актуализировать новые, поддерживать высокий уровень самооценки и помочь в поиске нового смысла жизни.

Применение такой технологии в практике работы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов позволит создать открытую среду, создающую предпосылки к широкой дискуссии и свободному обмену мнениями, будет способствовать развитию интеллектуальной, познавательной, творческой инициативы людей с ограниченными возможностями. Как терапевтическая деятельность работа с воспоминаниями проводится индивидуально или на кружковом (клубном) занятии в разных формах: разговор, пение песен времен молодости, использование навыков и умений, при работе над творческими проектами, обучение других тем видам деятельности и умений, которыми владеют сами. Здесь воспоминания сами собой являются особым родом активности, которая обеспечивает чувство радости и удовольствия, поддержку и терапию старых клиентов. Использование терапии воспоминаниями позволяет зачастую повысить качество жизни пожилых инвалидов, поднимает качество оказываемых им услуг.

В качестве инновационной социально-реабилитационной технологии выступает создание и сопровождение семейных групп с детьми-инвалидами. Эта технология является не только способом приобретения этими группами социального опыта, но и доступным механизмом решения проблемы неготовности инвалидов к трудовой деятельности в коллективах.

Цели социально-терапевтических мероприятий сводятся не только к социальной реабилитации детей-инвалидов, но и к подготовке их семей к социальной самостоятельности и интеграции в общество. При работе с семьями следует иметь в виду, что семья - первичная социальная группа, члены которой взаимосвязаны и взаимозависимы. В связи с этим работа с семьями не может ограничиваться консультативными беседами с родителями, что часто практикуется в отделениях реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями и инвалидов трудоспособного возраста.

Новой мерой социальной поддержки инвалидов стало внедрение услуги “тревожная кнопка”. Услуга “тревожная кнопка” - это технология предоставления системы экстренной социально-медицинской помощи инвалидам, осуществляемой с привлечением специализированных служб скорой медицинской помощи, пожарной охраны, МЧС, милиции и других служб, в течение 24 часов в сутки. Посредством связи с диспетчерами центра обработки вызовов, имеющими медицинское и социальное образование, осуществляется связь как на дому, так и вне дома.

Услуга “тревожная кнопка” рассчитана в первую очередь на защиту и поддержку одиноких людей, а также тех, кто в течение дня остается один, когда их родные уходят на работу. Наличие тревожной кнопки не требует присутствия постороннего, однако внушает чувство безопасности, ощущение, что помощь всегда рядом, а это очень важно для человека с ограниченными возможностями.

Система позволяет человеку нажатием всего одной кнопки в любое время связаться с оператором-врачом и получить консультацию медицинского, социального и бытового характера.

Инновационность технологии “тревожная кнопка” заключается в системном подходе организации и предоставлении самой услуги, в использовании современных информационных технологий, в применении отечественных разработок. Кроме того, инновацией является реализация принципов государственно-частного партнерства, обеспечивающих экономичную, оптимальную по затратам и качеству экстренную социально-медицинскую помощь населению. Неразрывность тех или иных социальных проблем дает импульс к разработке новых средств, норм в социальной сфере. Применение новых методов социального обслуживания получает все более широкое распространение в связи с утверждающимся единым нравственно-этическим стандартом отношения к человеку, имеющему инвалидность, основанного на уважении к нему.

Так, получили распространение следующие инновационные терапевтические технологии:

Арт-терапия - способы и технологии реабилитации лиц с ограниченными возможностями средствами искусства и художественной деятельности. Этот вид реабилитации основан на способности человека к образному восприятию окружения и упорядочению своих связей с ним в символистической форме.

Лица, профессионально осуществляющие арт-терапию, специально подбирают художественные произведения -- картины, музыку, композиции цветов и форм, литературные произведения, чтобы создать для субъектов реабилитации определенную эстетическую среду. Целенаправленное построение эстетической среды позволяет создать для субъекта терапии условия, которые могут воздействовать на личность развивающим или компенсирующим образом, а также снимают болезненные напряжения. Основными функциями арт-терапии являются:

  • -- компенсирующая. С помощью восприятия произведений искусства или активной художественной деятельности могут быть компенсированы неразрешимые проблемы реабилитируемого;
  • - развивающая. В этом случае восприятие искусства или активная художественная деятельность ориентированы на развитие навыков, уже имеющихся у субъекта реабилитации, но не используемых им в нужной мере;
  • - обучающая. В этом случае арттерапия используется с целью формирования у субъекта новых навыков, которыми он ранее не владел.

Только при отчетливом представлении реабилитационных функций арттерапия может быть использована эффективно.

Библиотерапия - метод психотерапии, основанный на педагогических дидактических принципах. Осуществляется при помощи книг, в первую очередь художественных. Задача - лечебное воспитание и перевоспитание личности больного воздействием художественного, эмоционального и психологического мастерства писателя, показывающего больному пути разрешения конфликтных ситуаций. При подборе книги учитываются максимальное сходство ситуации, описываемой в книге, с ситуацией, сложившейся у больного, и степень доступности этой книги больному.

Музыкотерапия - использование музыки с лечебными целями, чаще всего в сочетании с другими видами психотерапии. Отмечается положительное влияние музыки при депрессивных состояниях -- улучшается настроение, оказывается тонизирующие влияние. Музыка при этом не должна быть чрезмерно веселой, так как это по контрасту может ухудшить психическое состояние больных, если она не соответствует их эмоциональному состоянию. Разработаны методики индивидуальной и групповой активности музыкотерапии и сочетания музыки с аутогенной тренировкой.

Музыкотерапия - это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. В настоящее время музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением (в медицине и психологии), имеющем в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма) и психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии).

Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным пожилым людям. Преимущество групповой вокалотерапии состоит в том, что каждый участник вовлекается в процесс. В то же время здесь большое значение имеет и момент “укрытости” в общей массе, что создает предпосылку к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений.

Хоровое пение является эффективнейшим средством развития не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей пожилых. Хоровое пение помогает понять роль коллектива в человеческой деятельности, воспитывает чувство сотрудничества, дружбы, снимает чувство одиночества.

Танцевальная терапия применяется при работе с пожилыми людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения, межличностного взаимодействия.

Использование этого метода требует от социального работника или специалиста достаточно глубокой подготовки, так как этот вид взаимодействия может будить сильные эмоции, которым не так-то просто найти разрешение. Танцевальные движения в сочетании с физическими контактами и интенсивным межличностным взаимодействием могут вызывать очень глубокие и сильные чувства.

Одним из инновационных методов реабилитации лиц с ограниченными возможностями является иппотерапия. Лечебная верховая езда предназначена для детей и взрослых, нуждающихся в физической, психосоциальной и личностной реабилитации и адаптации. Лошадь возвращает людям с ограниченными возможностями уверенность в своей самостоятельности, благодаря чему они перестают чувствовать себя полностью зависимыми членами общества.

Наиболее значительный физиотерапевтический эффект от верховой езды наблюдается у людей, страдающих рассеянным склерозом или церебральным параличом. В сущности, иппоте- рапия - есть не что иное, как лечебная физкультура, где в качестве инструмента реабилитации выступает лошадь, процесс верховой езды и физические упражнения, выполняемые человеком во время верховой езды. В процессе верховой езды в работу включаются все основные группы мышц тела. Это происходит на рефлекторном уровне, поскольку, сидя на лошади, двигаясь вместе с ней, человек инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади, и тем самым побуждает к активной работе как здоровые, так и пораженные мышцы, не замечая этого. Под влиянием физических упражнений отмечается усиление функции вегетативных систем.

Верховая езда требует от инвалида концентрации внимания, осознаваемых действий, умения ориентироваться в пространстве. Использование этого метода в реабилитации лиц, страдающих различными видами нарушений умственного развития, дает положительные результаты: облегчает снятие заторможенности, уменьшает чувство тревоги, организует адаптацию к реальному пространству и времени, способствует достижению самостоятельности.

Игровая терапия как один из видов инновационных технологий реабилитации детей-инвалидов. Чтобы понять детей, найти подход к ним, нужно взглянуть на ребенка с точки зрения развития. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребенка является игра и разнообразная деятельность.

Игровая терапия - это специфический способ работы с детьми, который требует определенных навыков и предварительного обучения. Она менее подвержена ограничивающим влияниям культурных различий. В игре дети выражают эмоции, манипулируя средствами игры, например игрушками. Когда специалисты участвуют с детьми в игровом процессе, они взаимодействуют с ними через признание детских мыслей и чувств, устанавливают с детьми контакт, что позволяет распознавать и конструктивно справляться с изменчивыми аффектами.

В деятельности социального работника с пожилыми людьми можно к инновационным методам отнести: игротерапию, библиотерапию, музыкотерапию, танцтерапию, имаготерапию (сказ- котерапию, куклотерапию, психо драму, образно-ролевую драм- терапию), изотерапия, гарденотерапия, анималотерапия (иппо- терапия), хоббитерпию, фототерапию, кроме этого распространено использование компьютера для обучения пожилых людей.

Игровая терапия при работе с пожилыми людьми - метод психотерапевтического воздействия с использованием игры. В основе различных методик, описываемых это понятие, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Имаготерапия (от лат. imago - образ) занимает особое место среди видов арт-терапии. Психотерапевтический метод тренировки больного в воспроизведении определенного комплекса характерных образов с лечебной целью. Имаготерапия опирается на теоретические положения об образе, а также о единстве личности и образа.

Куклотерапия используется в работе с пожилыми людьми и основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Используется данная методика при различных нарушениях поведения, страхах, трудностях в развитии коммуникативной сферы и т. д.

В групповой форме имаготерапии выделяется - образноролевая драмтерапия (разыгрывание по ролям и драматизация сюжета), где осуществляется “реконструкция поведенческой реакции”. Роль - “лечебный образ” - подбирается с учетом индивидуальных, конструктивных форм общения. Проигрывание ролей направлено на разрушение старых патологических коммуникативно-поведенческих стереотипов. Правильный подбор образов обеспечивает предварительная психологопедагогическая диагностика.

Другим видом театрализации психотерапевтического процесса является психодрама.

Сказкотерапия - психокоррекция средствами сказки - основана на притягательности для пожилых людей сказки как вида произведения, позволяющего мечтать, фантазировать.

Основной принцип подбора сказок - это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственно-моральный урок.

Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии является изотерапия (рисунок, лепка) - лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.

Гарденотерапия - особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации при помощи приобщения пожилых людей к работе с растениями. Эта деятельность напрямую связана с положительным терапевтическим воздействием энергетики земли, растений. Особое эмоциональное настроение, связанное с выполнением необходимой работы, психически балансирует и успокаивает.

Анималотерапия - метод оказания психологической помощи пожилым людям через взаимодействие с животными и их символами (образами, рисунками, игрушками).

Задача метода анималотерапии - раскрытие дополнительных возможностей в поведении пожилых, обогащение социально адаптированного поведенческого репертуара через наблюдение, обучение и тренировку таких механизмов, которые позволяют животным максимально приспособиться к условиям жизни, находиться в сбалансированном взаимодействии с окружающими.

Канистерапия - вид анималотерапии с использованием собак. Собака - прекрасное “лекарство” против гиподинамии, вызванной малоподвижным образом жизни. Собака удовлетворяет дефицит человека в общении, повышает самооценку хозяина, улучшает его общительность, разрешает конфликты в семье.

Фелинотерапия - терапевтическое воздействие кошек. Большинство российских ученых считают, что кошкотерапия является эффективным методом лечения многих болезней.

Метод хоббитерапии позволяет расширить сознание и совершенствовать взаимодействие с окружающим миром. Здесь пожилой человек может попробовать свои силы в различных видах деятельности, среди которых рисование, вышивание, изготовление игрушек, поделок, флористика, декупаж, цветоводство, пение, танцы, ходьба, плавание. При этом выбор того или иного вида не навязывается, а основывается на его психологических особенностях, склонностях.

Фототерапия - одна из форм арт-терапии. Фотография - ценный инструмент в работе социального педагога для решения разного рода проблем, а также развития и гармонизации личности.

Таким образом, инновационные методы в практике с разными группами населения определяются основным средством выхода из кризисного состояния:

  • -- во-первых, отсутствие инновационных социальных методов модернизации общественных отношений неизбежно ведет к социальным бедствиям;
  • - во-вторых, социальная поддержка приобретает массовый характер и становится объективной необходимостью, в связи с чем стандартизируются и унифицируются социальные услуги, методики, формы, приемы и способы социального действия, а также разрабатываются теоретические основы и практические механизмы общественно-государственного регулирования, новые средства и методы решения социальных проблем.

Вопросы и задания для самопроверки

  • 1. Основания для классификации инноваций.
  • 2. Соотношение понятий “новация”, “инновация”, “изобретение”, “нововведение”.
  • 3. Характеристика инновационного процесса.
  • 4. Содержание инновационного процесса.
  • 5. Стадии инновационного процесса.
  • 6. Социальные инновации, их источники, виды, особенности.
  • 7. Особенности управления инновационной деятельностью в социальной сфере.
  • 8. Основные структурные компоненты инновационного процесса.
  • 9. Государственное регулирование инновационной деятельности в социальной работе.
  • 10. Основные подходы к определению инноваций.
  • 11. Понятие “проектирование” в социальной работе.
  • 12. Характеристика инновационного проектирования.
  • 13. Этапы инновационного проектирования.
  • 14. Виды проектов.
  • 15. Особенности инновационных процессов в социальной работе.
  • 16. Инновационные методы социальной работы с пожилыми людьми.
  • 17. Инновационные методы социальной работы с семьей.
  • 18. Инновационные методы социальной работы с инвалидами.
  • 19. Стадии инновационной деятельности в социальной работе.
  • 20. Классификация инновационных методов.

Задания для самостоятельной работы

  • 1. Изучите проект “Центр развития детей” (см. приложение 1). Оцените его с точки зрения востребованности в различных регионах России.
  • 2. В группе на семинарском (практическом) занятии организуйте групповую работа на тему: “Важная проблема”:
    • - сформулируйте социальные проблемы разными способами;
    • - нарисуйте схему проблемы;
    • - составьте список различных причин возникновения проблемы;
    • - взгляните на проблему системно. Посмотрите, что может оказывать на нее влияние. Выясните мнения других людей, всех членов группы относительно причин возникновения проблемы;
    • - проясните проблему, задавая стимулирующие вопросы, например такие:

Кто может быть связан с этой проблемой?

Кто должен быть связан с этой проблемой?

Каков уровень заинтересованности в разрешении этой проблемы?

Какие средства были испробованы раньше?

Каковы результаты?

Что испробовано не было?

С какими препятствиями мы имеем дело?

Что мы хотим изменить?

Какое решение было бы идеальным?

Какие правила нуждаются в изменении?

Не станет ли эта проблема в будущем еще более серьезной?

Что произойдет, если мы проигнорируем эту проблему?

  • -- обсудите со своей группой полученные результаты и отберите наиболее значимые из них.
  • 3. Проанализируйте концепцию развития организации или учреждения вашего региона. К какому типу инноваций ее можно отнести? Существуют ли инновационные риски при ее реализации?
  • 4. Проанализируйте конкурентоспособность социальных организаций в вашем регионе.
  • 5. Изучите опыт многоканального финансирования инновационной политики в социальной сфере, приведите примеры из вашего региона.
  • 6. Пользуясь руководством по разработке новых идей, попытайтесь найти решения для устранения реальной или вымышленной проблемы в социальной организации, в которой вы работаете или проходили практику. Обсудите их со своей группой и отберите наиболее значимые с точки зрения оценки воздействия на нынешнее положение в вашей организации.
  • 7. Используя полученную информацию, оцените востребованность предлагаемых инновационных услуг для следующих категорий населения:
  • 8. Разработайте инновационный проект, отвечающий запросам вашего региона.
  • 9. Организуйте семинар-практикум для специалистов социальной сферы по проблеме инновационной практики социальной работы с одной из групп населения. Привлеките к участию в нем практических работников.
  • 10. Напишите статью на тему “Инновационная практика социальной работы с... группой населения” по материалам практики социальной работы в учреждении, в котором вы проходили научно-исследовательскую практику.
  • 11. Опубликуйте статью в научном, научно-методическом журнале.

Литература

  • 1. Авсянников Н. М. Инновационный менеджмент: Учебник. -- М.: Изд-во РУДН, 2002.
  • 2. Антонюк С. В. Как разработать социальный проект”: WEB-справочник для педагогов и старшеклассников. Режим доступа: http://edu.zelenogorsk.ru (дата обращения 30.04.2009).
  • 3. ДудченкоВ. С. Основы инновационного консультирования // У последнего берега. По материалам проекта НГПК на Соловках / Под науч. ред. В. С. Дудченко. - М.: ИД “Третий Рим”, 2003.
  • 4. Кокурин Д. И. Инновационная деятельность. - М.: Экзамен, 2001.
  • 5. Курбатов В. И. Социальная работа: Учеб, пособие. - М.: ИТК “Дашков и К°”, Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2007.
  • 6. Луков В. А. Социальное проектирование: Учеб, пособие. - 8-е изд. - М.: Московский гуманитарный университет; Флинта, 2009.
  • 7. Новейший философский словарь. - Изд. 2-е, испр, и доп. - Минск: Интерпрессервис, 2003.
  • 8. Платонова Н. М. Инновации в социальной работе: Учеб, пособие. - 8-е изд. -- М.: Изд-во гуманит. ун-та, Флинта, 2009.
  • 9. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник. - 6-е изд., испр, и доп. - М.: Питер, 2008.

Технология социальной работы представляет собой алгоритм деятельности, в результате которого достигается определённая социально значимая цель и преобразуется объект воздействия. Социальная технология - деятельность процессуальная, характеризующаяся сменой содержания, форм, методов, которые циклично повторяются при решении каждой новой задачи в социальной работе. Содержание такого цикла (от возникновения задачи до её решения) есть технологический процесс, сущностной характеристикой которого является устойчивая, повторяющаяся, последовательная во времени смена содержания деятельности с единым замыслом. Программа решения задач, точно предписывающих, как и в какой последовательности операций получить определённый результат, - это основа технологического процесса, его алгоритм. Существенными компонентами технологического процесса являются операции и инструментарий. Под операциями понимаются простейшие действия, направленные на достижение конкретной цели, не разлагаемой на более простые. Совокупность операций составляет процедуру технологического процесса. Средства, применяемые для достижения цели воздействия на личность или социальную общность, - суть инструментарий технологического процесса. Последовательность процедур и операций, предписываемая алгоритмом, отражает структуру и содержание технологического процесса. В общем виде в технологическом процессе можно выделить четыре этапа: формулирование цели воздействия; выработку и выбор способов воздействия; организацию воздействия; оценку и анализ результатов воздействия.

Понятие «cоциальные технологии» как технологии вообще, имеет, по крайне мере, два значения. Во-первых, социальные технологии - это, прежде всего, процесс целенаправленного воздействия на социальный объект, обусловленный необходимостью и потребностью получения заданного результата, и в этом плане технологичность воздействия направлена таким понятием, как этапность, процедурность, операциональность. С другой стороны, социальные технологии - это специфическая теория, наука, исследующая процессы целенаправленного воздействия на социальные объекты, разрабатывающая эффективные способы и приемы такого воздействия. При этом не имеет значения, что понимается под социальным объектом. Это может быть социальное отношение, социальное взаимодействие, социальная группа, социальный институт, социальная организация характер воздействия, его технологичность определяется той системой операций направленного воздействия, которая основывается на социальном и социологическом знании объекта.

Понятие «социальные технологии» чаще всего трактуется как совокупность приемов, методов и воздействий на социальный объект, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения.

Технологическая задача социальной работы заключается в выявлении социальной проблемы, от характера которой зависят определение содержания, инструментария, форм и методов социальной работы с данной категорией клиентов.

Под социальной проблемой понимается сложная познавательная задача, решение которой приводит к существенным теоретическим или практическим результатам.

Полный цикл технологического процесса включает в себя следующие этапы и операции:

1. Предварительный этап. Операции выявления, оценки и ранжирования проблемы; операции выяснения совокупности факторов, обусловивших возникновение проблемы; операции уточнения критериев действенности и эффективности деятельности социальных служб при решении конкретной социальной проблемы.

2. Этап целеполагания. Первичное формулирование целевой установки деятельности специалистов и организаторов социальной работы, в которой выражается их замысел и намерения.

3. Этап обработки информации. Сбор и систематизация информации, её анализ и обобщение, выводы, вытекающие из результатов аналитической работы, - это содержательная база для уточнения целей и задач, для выработки программы действий, определения содержания, организационных форм и методов социальной работы.

4. Этап процедурно-организационной работы. Реализация намеченных программой мер воздействия, сопоставление и соизмерение результатов деятельности с критериями успешности социальной работы.

5. Контрольно-аналитический этап. Анализ итогов деятельности специалистов; выявление факторов, способствовавших положительному разрешению социальных проблем; выяснение причин, мешавших успешному решению поставленных задач, и определение путей устранения этих причин в дальнейшей практике.

Технологии социальной работы можно рассматривать и как систему оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации. Деятельность, направленная на достижение этих целей, предполагает осуществление различных социальных изменений, связанных как с сознанием субъекта, так и со средой его жизнедеятельности.

Сегодня мировой опыт свидетельствует о том, что при помощи социальных технологий можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рискованные ситуации, принимать и выполнять оптимальные управленческие решения и др.

Социальные технологии базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, открытых социальными науками - социологией, теорией социальной работы, теорией управления, правом, социальной педагогикой и др.

Практика социальной работы, прежде всего, является совместной деятельностью субъектов и объектов социальной работы по достижению социального благополучия человека.

Инновационные социальные технологии - это методы и приемы инновационной деятельности, направленные на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

Пример инновационных технологий - инновационные социальные технологии профессионального обучения безработных как системы организации их профессионального обучения, основа которой - активное использование достижений науки в целях получения нового качества знаний обучаемых, его средств и характеристик. В отличие от инновационных рутинные социальные технологии характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые основаны на прошлом опыте, отличаются малой наукоемкостью, не мотивируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.

Исследованием и разработкой инновационных методов занимается инноватика, значительное место среди проблем которой, ставших предметом и объектом ее исследований, занимает относительно самостоятельная область знаний - социальная инновация. Это новые средства регулирования и развития социальных процессов, способных соответствовать сложности общественной ситуации, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества в условиях высокой неопределенности обстоятельств. Инновационные социальные технологии сегодня определяются основным средством выхода из кризисного состояния, т.к. социальная поддержка, социальная помощь приобретает не только массовый характер, но и становится объективной необходимостью и приоритетными направлениями социальной политики государства.

Cоциальная работа, как и привычная для общества технически ориентированная инженерия, обязательно должна включать в себя выполнение социальноинновационных, создающих (конструирующих) и совершенствующих «механизмом» решения социальных проблем.

В данном случае инновация - процесс создания, распространения и использования новой социальной технологии, практического средства для удовлетворения актуальных потребностей общества в целом и отдельных его представителей. Инновации в социальной работе можно типологизировать по таким базовым критериям, как выбранный объект воздействия и используемые методики работы. Социальная инновация - это сознательно организуемое нововведение или новое явление в практике социальной работы, формирующиеся на определенном этапе развития общества в соответствии с изменяющимися социальными условиями и имеющие целью эффективные позитивные образования в социальной сфере. При этом социальные инновации выступают как важный фактор экономического, социального и культурного прогресса всех современных обществ, всех народов мира; как средство удовлетворения общественных потребностей; служат улучшению организации социальной работы; способствуют повышению эффективности и качества социальной работы, повышению статуса профессии в обществе, уровня его моральности.

Таким образом, с учетом потребностей социума и направлений государственной политики в социальной сфере (разработка и внедрение инновационных социальных технологий) инновационная деятельность в настоящее время - это неотъемлемая составляющая деятельности специалиста по социальной работе.

Под инновационной деятельностью специалиста по социальной работе понимается деятельность субъекта по созданию, разработке, освоению социальных технологий и социальных программ, внедрение их в практику социальной работы с различными категориями клиентов, что приводит к решению у них социальных проблем и улучшению их социального функционирования. Результатом инновационной деятельности специалиста по социальной работе является инновационный продукт в виде инновационной социальной технологии или программы. Инновационные функции социального работника должны проявляться в творческом подходе к социальной деятельности, в поиске новых более качественных технологий социального обслуживания, в обобщении и внедрении передового опыта, в умении использовать слабые и сильные стороны деятельности социальной организации. Схематично стадии инновационной деятельности специалиста по социальной работе отражены на рисунке:

Рис. 1. Стадии инновационной деятельности специалиста по социальной работе

Инновационные социальные технологии определяются основным средством выхода из кризисного состояния по следующим причинам:

1. отсутствие инновационных социальных технологий модернизации общественных отношений неизбежно ведет к социальным бедствиям.

2. социальная поддержка, социальная помощь приобретает не только массовый характер, но и становится объективной необходимостью. В связи с этим появилась необходимость стандартизировать и унифицировать социальные услуги, отдельные методики, формы, приемы и способы социального действия.

3. разработка теоретических основ и практических механизмов общественно-государственного регулирования, новых средств и методов решения социальных проблем в условиях отчужденности, дезинтегрированности людей становятся приоритетными направлениями социальной политики всякого государства. Как и любая социальная деятельность, социальные технологии многообразны по целевым функциям, характеру деятельности, конкретному воплощению и результату. Как правило, любая социальная технология является ответом на некоторую назревшую потребность.

Любая технология социальной работы не может быть внедрена без учета особенностей как объектов так и субъектов деятельности, их состояния, ресурсов и мотивов. Так для решения задач социальной защиты людей пожилого возраста необходимы определенные объективные и субъективные условия и предпосылки, что обуславливает различие технологии социальной работы с ними. В одном случае, например, применяется семейная психотерапия, в другом посещение специализированных центров, в третьем оказывается материальная помощь.

Особенно важной и ценной является дифференциация социальных технологий по основным задачам, проблемам социальной защиты, различающихся способами оказания помощи нуждающимся. По существу при этом вся практика социальной помощи дифференцируется по особым моделям социальной работы, предусматривающим различные способы оказания помощи нуждающимся.

Специалисты-управленцы выделяют технологии поиска стратегии управления, персонального менеджмента, социального моделирования и прогнозирования. Можно выделить технологии информационно-внедренческие, обучающие, инновационные, технологии прошлого опыта.

Информационные социальные технологии представляют собой оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства и функционирования. Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей. Исторические технологии предполагают осмысление исторического опыта по законам социальной технологизации, т.е. технологизацию исторических знаний как условия политического, экономического, духовного и социального диагностирования (опыт реформ). Демографические технологии изучают и вырабатывают способы механизма воспроизводства населения, изменения его численности, состава и размещения и т.д. В структуре управленческих технологий особое место занимают административно-управленческие технологии как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект. Ясно, что последний вид технологий (как и многие другие) тесно связан с осуществлением задач социальной работы. К такого рода технологиям можно также отнести психологические технологии как способы воздействия на психологические процессы, свойства, явления, отношения, установки, характер, реакции, волю личности, межличностные взаимоотношения.

Интенсивность изменений современного социума обусловливает инновационный характер взаимодействий в системе социальной работы. Современный социум, являясь самостоятельным источником нововведений, остро нуждается в применении инноваций в теории, технологии и практике. Особенно возрастает роль инновационных процессов в социальной работе в кризисном состоянии общества.

Инновация представляет собой целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения относительно стабильные элементы - новшества. C помощью инновационных процессов, состоящих в признании инновационной идеи и ее последующей реализации в виде технологии в практической деятельности, можно достичь позитивных социальных изменений в развитии социума и личности.

Поскольку процесс развития социальной работы в России является инновационным и по форме, и по содержанию, следует выделить условия, способствующие успеху нововведений в этой области деятельности и ведущие к повышению эффективности социальной политики и социальной защиты населения. Основными среди них выступают проработанность инновационных программ, указывающих на этапы деятельности по внедрению нового; преемственность процесса социальной работы на всех его стадиях; усилия органов управления, направленные на поддержку новшеств; наличие ресурсов осуществления нововведения; инновационные установки непосредственных участников социальных взаимодействий и др..

При этом важно, чтобы инновационные процессы в социальной работе сочетались с социокультурными традициями оказания помощи в России, не противоречили ценностям и нормам граждан, их устоявшимся отношениям.

Особенностью взаимодействий в социальной работе является также их посреднический характер. Он выступает следствием интегральности, пограничности социальной работы по отношению к смежным видам деятельности, направленности на решение проблем конкретных людей. С одной стороны, социальный работник своими действиями пытается преодолеть отчуждение индивида от социума, обеспечить его эффективную адаптацию в среде, с другой - он способствует процессу гуманизации самого общества путем участия в социальной политике.

Социальная работа предполагает как работу с проблемой клиента, так и с различными государственными и негосударственными службами, учреждениями, организациями, отдельными профессионалами по поводу решения этой проблемы. Соответственно, в данной деятельности представлены не только интересы человека, но и общества, его институтов, профессиональные интересы специалиста, разногласия между которыми необходимо преодолевать. Как посредник между человеком и государством, социальный работник стремится обеспечить связь клиента с системами общества и государства, которые могут обеспечить его средствами выхода из трудной жизненной ситуации, содействует эффективной и скоординированной работе этих систем, пытается привлечь внимание органов государственной власти к решению актуальных социальных проблем.

В результате установления и поддержания необходимых контактов с другими профессионалами, взаимного обмена информацией, технологиями, инструментарием, оптимизируются социальные отношения между клиентами и группами клиентов, специалистами и их службами, личностью и государством и пр. При этом исследователи подчеркивают, что на первом месте в посреднической деятельности социального работника должна быть защита интересов и прав клиента

Благодаря универсальному, инновационному и посредническому характеру взаимодействий в социальной работе, синтезу ее структурного и процессуального начал, становится возможным обеспечить равновесность и динамизм систем, осуществляющих социальные изменения в интересах людей.