Тестовый контроль знаний учащихся по физике. Варианты экспериментальных тестов проверочной работы

Ф.И.О.: Бухарова Галина Яковлевна - учитель физики высшей квалификационной категории.

Аннотация

Цель тестирования - оценить общеобразовательную подготовку учащихся занимающихся по программе основной школы (авторы: Е. М.Гутник, А. В. Перышкин -Физика 7-9 классы сборника: «Программы для общеобразовательных учреждений «Физика» Москва, Дрофа -2001 г.»),

по физике за курс 8 класса, занимающихся по учебнику "Физика. 8 класс" под редакцией А.В.Перышкин. Содержание итоговой работы соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по физике.

Тест позволяет проверить следующие виды деятельности: понимание смысла физических понятий; физических явлений; физических величин; физических законов. Умение решать задачи различного уровня сложности, выражать единицы физических величин в единицах Международной системы, практически применять знания.

Форма проведения тестового тематического контроля: в электронном или письменном виде. Подобная проверка обеспечивает индивидуальный подход, позволит быстро и качественно оценить успехи каждого школьника в овладении знаниями и умениями, соответствующими обязательным требованиям учебной программы

Данный тест может использоваться в конце учебного года для контроля знаний учащихся. Он содержит задания разного уровня сложности. Время выполнения работы - 45 минут.

Структура теста: 2 варианта итоговой работы с выбором 1 правильного ответа, состоят из 18 заданий каждый. В заданиях части А необходимо выбрать правильный ответ; в части В записать формулу и выбрать правильный ответ; в части С выбрать ответ и сделать подробное решение.

Если задания выполняются в электронном виде, то в заданиях части В и части С указать ответ, а формулы к части В и подробное решение части С сдать на проверку учителю.

Оценка тестирования:

одно задание из части А – 1 балл;

одно задание из части В – 2 балла;

одно задание из части С – 3 балла (при правильном решении всей задачи).

Всего 26 баллов.

Критерии оценивания:

Часть В :

2 балла ставится в том случае, если есть формула и правильно выбран ответ. Если выполнено одно из этих условий, то ставится 1 балл.

Часть С :

3 балла ставится в том случае, если приведено правильное решение, т.е. правильно записано краткое условие, система СИ, записаны формулы, выполнены математические расчёты, представлен ответ.

2 балла ставится в том случае, если допущена ошибка в записи краткого условия или в системе СИ, или нет числового расчёта, или допущена ошибка в математических расчётах.

1 балл ставится в том случае, если записаны не все исходные формулы, необходимые для решения задачи или записаны все формулы, но в одной из них допущена ошибка.

ШКАЛА

для перевода числа правильных ответов в оценку по пятибалльной шкале

Число набранных баллов

Оценка в баллах

Распределение заданий по основным темам курса физики

п./п

Тема

Количество

Заданий

Уровень сложности

А

В

С

Тепловые явления

Изменение агрегатных состояний вещества

Электрические явления

Электромагнитные явления

Световые явления

Таблица распределения заданий в итоговом тесте по уровням сложности

задания

в тесте

темы

уровень сложности

Варианты для тестирования в бумажном варианте.

1 вариант

К каждому заданию дано несколько ответов, из которых только один верный ответ. В задании А выберите правильный ответ и обведите кружком номер выбранного ответа. В заданиях В запишите формулу и обведите кружком номер выбранного ответа. В заданиях С обведите кружком номер выбранного ответа, а подробное решение выполните на отдельных листах.

Часть А

1. Внутренняя энергия свинцового тела изменится, если:

а) сильно ударить по нему молотком;

б) поднять его над землей;

в) бросить его горизонтально;

г) изменить нельзя.

2. Какой вид теплопередачи наблюдается при обогревании комнаты батареей водяного отопления?

а) теплопроводность;

б) конвекция;

в) излучение.

3. Какая физическая величина обозначается буквой λ и имеет размерность Дж/кг?

а) удельная теплоемкость;

4. В процессе кипения температура жидкости…

а) увеличивается;

б) не изменяется;

в) уменьшается;

г) нет правильного ответа.

5. Если тела взаимно отталкиваются, то это значит, что они заряжены …

а) отрицательно;

б) разноименно;

в) одноименно;

г) положительно.

6. Сопротивление вычисляется по формуле:

а) R =I /U ; б) R = U /I ;

в) R = U I ; г) правильной формулы нет.

7. Из какого полюса магнита выходят линии магнитного поля?

а) из северного; б) из южного;

в) из обоих полюсов; г) не выходят.

8.Если электрический заряд движется, то вокруг него существует:

а) только магнитное поле;

б) только электрическое поле;

в) и электрическое и магнитное поле;

г) никакого поля нет.

9. Угол между падающим и отраженными лучами равен 60 градусов. Чему равен угол отражения?

а) 20 градусов; б) 30 градусов;

в) 60 градусов; в) 0 градусов.

10. Какое изображение получается на сетчатке глаза человека?

Часть В

11. Какое количество теплоты необходимо сообщить воде массой 1 кг, чтобы нагреть ее от 10° до 20° С? Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/кг°С?

а) 21000 Дж; б) 4200 Дж;

в) 42000 Дж; г) 2100 Дж.

12.Какое количество теплоты выделится в проводнике сопротивлением 1 Ом в течение

30 секунд при силе тока 4 А?

а) 1 Дж; б) 8 Дж;

в) 120 Дж; г) 480 Дж.

13. Работа, совершенная током за 600 секунд, составляет 15000 Дж. Чему равна мощность тока?

а) 15 Вт; б) 25 Вт;

в) 150 Вт. г) 250 Вт.

14. Два проводника сопротивлением R 1 = 100 Ом и R 2 = 100 Ом соединены параллельно. Чему равно их общее со­противление?

а) 60 Ом; б) 250 Ом;

в) 50 Ом; г) 100.

15.Фокусное расстояние собирающей линзы равно 0,1 м. Оптическая сила этой линзы равна:

а) 10 дптр; б) 25 дптр;

в) 1 дптр; г) 4 дптр.

Часть С

16.Для нагревания 3 литров воды от 18 0 С до 100 0 С в воду впускают стоградусный пар. Определите массу пара. (Удельная теплота парообразования воды 2,3 10 6 Дж/кг, удельная теплоемкость воды 4200 Дж/кг°С, плотность воды 1000 кг/м 3).

а) 450 кг; б) 1 кг;

в) 5 кг; г) 0,45 кг.

17.Напряжение в железном проводнике длиной 100 см и сечением 1 мм 2 равно 0,3 В. Удельное сопротивление железа 0,1 Ом мм 2 /м. Вычислите силу тока в стальном проводнике.
а) 10 А; б) 3 А;

в) 1 А; г) 0,3 А.

2 вариант

ИНСТРУКЦИЯ по выполнению итогового теста.

К каждому заданию дано несколько ответов, из которых только один верный ответ.

В задании А выберите правильный ответ и обведите кружком номер выбранного ответа. В заданиях В запишите формулу и обведите кружком номер выбранного ответа. В заданиях С обведите кружком номер выбранного ответа, а подробное решение выполните на отдельных листах.

Часть А

1. Внутренняя энергия тел зависит от:

а) механического движения тела;

б) температуры тела;

в) формы тела;

г) объема тела.

2. Каким способом больше всего тепло от костра передается телу человека?

а) излучением;

б) конвекцией;

в) теплопроводностью;

г) всеми тремя способами одинаково.

3. Какая физическая величина обозначается буквой L и имеет размерность Дж/кг?

а) удельная теплоемкость;

б) удельная теплота сгорания топлива;

в) удельная теплота плавления;

г) удельная теплота парообразования.

4. При плавлении твёрдого тела его температура…

а) увеличивается;

б) уменьшается;

в) не изменяется;

г) нет правильного ответа.

5. Если заряженные тела взаимно притягиваются, значит они заряжены …

а) отрицательно;

б) разноименно;

в) одноименно;

г) положительно.

6. Сила тока вычисляется по формуле:

а) I = R /U ; б) I = U /R .

в) I = U R ; г) правильной формулы нет.

7. Если вокруг электрического заряда существует и электрическое и магнитное поле, то этот заряд:

а) движется;

б) неподвижен;

в) наличие магнитного и электрического полей не зависит от состояния заряда;

г) магнитное и электрическое поле не могут существовать одновременно.

8. При уменьшении силы тока в цепи электромагнита магнитное поле...
а) усилится; б) уменьшится;

в) не изменится; г) нет правильного ответа.

9. Угол падения луча равен 60 градусов. Чему равны сумма углов падения и отражения?

а) 60 градусов; б) 90 градусов;

в) 120 градусов; г) 0 градусов.

10.Какое изображение получается на фотопленке в фотоаппарате?

а) увеличенное, действительное, перевернутое;

б) уменьшенное, действительное, перевернутое;

в) увеличенное, мнимое, прямое;

г) уменьшенное, мнимое, прямое.

Часть В

11. Какое количество теплоты потребуется для нагревания куска меди массой 4кг от

25 о С до 50 о С? Удельная теплоемкость меди 400 Дж/кг о С.

а) 8000 Дж; б) 4000 Дж;

в) 80000 Дж; г) 40000 Дж.

12. Определите энергию потребляемую лампочкой карманного фонарика за 120 секунд, если напряжение на ней равно 2,5 В, а сила тока 0,2 А.

а) 1 Дж; б) 6 Дж;

в) 60 Дж; г) 10 Дж.

13. Вычислите величину силы тока в обмотке электрического утюга, если при включении его в сеть 220 В он потребляет мощность 880 Вт.

а) 15 кДж; б) 2,5 кДж;

в) 25 кДж; г) 75 кДж.

17. Сила тока в стальном проводнике длиной 140 см и пло­щадью поперечного сечения

0,2 мм 2 равна 250 мА. Каково на­пряжение на концах этого проводника? Удельное сопротивление стали 0,15 Ом мм 2 /м
а) 1,5 В; б) 0,5 В;

в) 0,26 В; г) 3В.

ОТВЕТЫ

Итоговый тест 8 класс

задания

ответа

(1 вар)

Ответа

(2 вар)

Ф.И.О.: Бухарова Галина Яковлевна - учитель физики высшей

Аннотация

Цель тестирования - оценить общеобразовательную подготовку учащихся занимающихся по программе основной школы (авторы: Е. М.Гутник, А. В. Перышкин -Физика 7-9 классы сборника: «Программы для общеобразовательных учреждений «Физика» Москва, Дрофа -2001 г.»),

по физике за курс 7 класса, занимающихся по учебнику "Физика. 7 класс" под редакцией А.В.Перышкин. Содержание итоговой работы соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по физике. Содержание заданий включает основные понятия, законы и явления, необходимые для усвоения изученного материала.

Данный тест может использоваться в конце учебного года для контроля знаний учащихся. Он содержит задания разного уровня сложности. Время выполнения работы - 40 минут. Структура теста: 2 варианта итоговой работы с выбором 1 правильного ответа, состоят из 20 заданий каждый.

Форма проведения тестового тематического контроля: устно или письменно. Подобная проверка обеспечивает индивидуальный подход, позволит быстро и качественно оценить успехи каждого школьника в овладении знаниями и умениями, соответствующими обязательным требованиям учебной программы.

Тест позволяет проверить следующие виды деятельности: понимание смысла физических понятий; физических явлений; физических величин; физических законов. Умение решать задачи различного уровня сложности, выражать единицы физических величин в единицах Международной системы, практически применять знания.

Распределение заданий по основным темам курса физики

п./п

Тема

Количество

Заданий

Уровень сложности

1-й

2-й

3-й

Физика–наука о природе

Движение

Масса и сила

Давление

Работа, мощность, энергия

Таблица распределения заданий в итоговом тесте по уровням сложности

задания

в тесте

темы

уровень сложности

1 вариант

1. Укажите, что относится к понятию «физическое тело»:

2. К световым явлениям относится

    таяние снега

    громкая музыка

  1. полёт комара

3. Какой из перечисленных приборов вы бы взяли для измерения температуры воды?

  1. мензурка

    термометр

    спидометр

4. Если положить огурец в соленую воду, то через некоторое время он станет соленым. Выберите явление, которое обязательно придется использовать при объяснении этого процесса:

    диффузия

    растворение

    нагревание

5. Скорость равномерного прямолинейного движения определяется по формуле

    v /t

6. Масса измеряется в

    ньютонах

    килограммах

7. Плотность тела массой 10кг и объёмом 2 м 3 равна

8.Сила тяжести - это сила

9. Вагоны тянут два тепловоза силой 250 Н и 110Н. Чему равна сила, действующая на состав?

10. Сила F 3 - это F 1

    сила тяжести F 2

    сила трения

    сила упругости

    вес тела F 3

11. Гусеничный трактор весом 60000 Н имеет опорную площадь обеих гусениц 3 м 2 . Определите давление трактора на грунт.

12. Укажите сосуд, в котором на дно оказывается самое большое давление.

13. Одинаково ли давление жидкости в левом и правом сосуде? 1 2

1) Да, давление жидкости в обоих сосудах одинаково
2) Нет, давление жидкости в 1 сосуде больше, чем во 2
3) Нет, давление жидкости во 2 сосуде больше, чем в 1

14. Три тела одинакового объема погрузили в одну и ту же жидкость. Первое тело железное, второе - алюминиевое третье - деревянное. Верным является утверждение:

    большая Архимедова сила действует на тело № 1

    большая Архимедова сила действует на тело № 2

    большая Архимедова сила действует на тело № 3

    на все тела действует одинаковая Архимедова сила

1
5. Давление бруска наименьшее 1 2 3

    в случае 1

    в случае 2

    в случае 3

    во всех случаях одинаково

16. Мощность, развиваемая человеком при подъёме по лестнице в течение 20с при совершаемой работе 1000Дж, равна

17. Единица измерения работы в СИ - это

    килограмм (кг)

    ньютон (Н)

    паскаль (Па)

    джоуль (Дж)

18. Рычаг находится в равновесии. Плечи рычага равны 0,1 м и 0,3 м. Сила, действующая на короткое плечо, равна 3 Н. Сила, действующая на длинное плечо-

19. Тело, поднятое над столом обладает энергией-

    потенциальной

    кинетической

    потенциальной кинетической

20. Скорость движения машины 36 км/ч. В единицах системы СИ составляет

ИНСТРУКЦИЯ по выполнению итогового теста.

2 вариант

1. Укажите, что относится к понятию «вещество»:

2. К звуковым явлениям относится

    таяние снега

    раскаты грома

  1. полёт птицы

3. Какой из перечисленных приборов вы бы взяли для измерения длины парты?

  1. мензурка

    термометр

    спидометр

4. Засолка овощей происходит

    быстрее в холодном рассоле

    быстрее в горячем рассоле

    одновременно и в горячем и в холодном рассоле

5. Путь, пройденный телом при равномерном прямолинейном движении, определяется по формуле

    v /t

6. Для измерения массы тела используют

    термометр

    секундомер

7. Масса тела объёмом 5 м 3 и плотностью 100 кг/м 3 равна

8. Вес тела - это сила,

    с которой тело притягивается к Земле

    с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес

    с которой тело действует на другое тело, вызывающее деформацию

    возникающая при соприкосновении поверхностей двух тел и препятствующая перемещению относительно друг друга

9. Земля притягивает к себе тело массой 5 кг с силой, приблизительно равной

10. Сила F 2 - это F 2 F 1

    сила тяжести

    сила трения

    сила упругости

    вес телаF 3

11. Барометр показывает нормальное атмосферное давление. Чему оно равно?

  1. 750 мм рт. ст.

12. Человек в морской воде (плотность 1030 кг/м 3) на глубине 3м испытывает приблизительно давление:

13. Тело тонет, если

    сила тяжести равна силе Архимеда

    сила тяжести больше силы Архимеда

    сила тяжести меньше силы Архимеда

14. В сосуде с водой находятся два шарика: 1-парафиновый и 2-стеклянный. Укажите расположение шариков в воде. (плотность воды 1000кг/м3, парафина 900кг/м3, стекла 2500кг/м3.)

1
5. Давление бруска наибольшее 1 2 3

    в случае 1

    в случае 2

    в случае 3

    во всех случаях одинаково

16. Работа, совершаемая человеком при подъёме груза весом 6Н на высоту 2 метра, равна

17. Единица измерения мощности в СИ - это

    килограмм (кг)

  1. паскаль (Па)

    джоуль (Дж)

    ньютон (Н)

18. Рычаг находится в равновесии. Сила, действующие на рычаг, равны 3 Н и 5 Н. Плечо, на которое действует большая сила, равно 0,3 м. Меньшее плечо равно

19. Пружина заведённых часов, обладает энергией-

    потенциальной

    кинетической

    потенциальной и кинетической

20. Скорость движения машины 108 км/ч. В единицах системы СИ составляет

ОТВЕТЫ

Итоговый тест 7 класс

задания

ответа

(1 вар)

Ответа

(2 вар)

ШКАЛА

для перевода числа правильных ответов в оценку по пятибалльной шкале

Число правильных ответов

Оценка в баллах


Контрольные и проверочные работы по физике, 7 -11 класс, Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А., 1997.

В пособии даны вариативные, с различной степенью сложности, задачи, упражнения, тесты для текущего и итогового контроля по всем разделам курса физики в общеобразовательных учебных заведениях.

Примеры.
Почему при выстреле из орудия скорость снаряда значительно больше скорости движения ствола орудия в противоположную сторону?
А. Потому что плотность вещества, из которого изготовлен снаряд, больше плотности вещества, из которого изготовлен ствол орудия. Б. Потому что плотность вещества, из которого изготовлен снаряд, меньше плотности вещества, из которого изготовлен ствол орудия. В. Потому что масса снаряда значительно меньше массы ствола орудия. Г. Потому что сила действия газов на снаряд значительно больше силы их действия на ствол орудия. Д. Потому что на снаряд пороховые газы действуют только с одной стороны, а давление на ствол орудия распределяется по всем направлениям.

Можно ли разделить на более мелкие частицы молекулу и атом?
А. Можно разделить и молекулу, и атом. Б. Можно разделить молекулу, невозможно разделить атом. В. Можно разделить атом, невозможно разделить молекулу. Г. Невозможно разделить ни молекулу, ни атом.

Как взаимодействуют между собой молекулы любого вещества?
А. Только отталкиваются. Б. Только притягиваются. В. Притягиваются и отталкиваются, на очень малых расстояниях силы притяжения больше сил отталкивания.
Г. Притягиваются и отталкиваются, на очень малых расстояниях силы отталкивания больше сил притяжения.

Оглавление
Предисловие
7 класс
Тест 7-1. Строение вещества. Взаимодействие тел
Тест 7-2. Давление. Работа и мощность. Энергия
8 класс
Тест 8-1. Тепловые явления
Тест 8-2. Электрические и электромагнитные явления
Тест 8-3. Световые явления
9 класс
Тест 9-1. Основы кинематики
Тест 9-2. Основы динамики
Тест 9-3. Законы сохранения
Тест 9-4. Механические колебания и волны
Тест 9-5. Итоговый тест (основная школа)
10 класс
Тест 10-1. Основы молекулярно-кинетической теории
Тест 10-2. Основы термодинамики
Тест 10-3. Электрическое поле
Тест 10-4. Законы постоянного тока. Магнитное поле
Электрический ток в различных средах
11 класс
Тест 11-1. Электромагнитная индукция
Тест 11-2. Электромагнитные колебания и волны
Тест 11-3. Квантовая физика
Тест 11-4. Итоговый тест (средняя школа)
Ответы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Контрольные и проверочные работы по физике, 7 -11 класс, Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А., 1997 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Из опыта работы учителя физики

Контроль знаний по физике на уроках.

Вопрос о повышении эффективности изучения физики приобрел за последние годы особую остроту, так как обществу, живущему в век НТР, в большей степени, чем раньше, нужны специалисты высокой квалификации именно в области точных наук. Поэтому наша задача – дать учащимся глубокие знания по физике, воспитать творческого человека, который способен самостоятельно работать по изучению предмета.
Одним из путей повышения качества обучения является контроль знаний, представленный в виде дидактической системы. С помощью различных методов проверки знаний можно получить полную информацию об уровне достигнутых результатов; готовности к дальнейшему изучению нового материала, а также при его повторении, закреплении и систематизации; о памяти, мышлении, речи учащихся; о понимании общих подходов к учению; эффективности методов обучения. Проверкой можно и стимулировать учение: положительная оценка нацеливает на успешную дальнейшую учебу; справедливая критика вызывает желание подтянуться. Известно, что чем интереснее и разнообразнее формы контроля знаний, тем прочнее изученный материал закрепляется и дольше сохраняется; чрезвычайно эффективны наглядно-образные компоненты контроля; методика контроля должна соответствовать возрастным особенностям мышления учащихся. На практике применяются отдельные фрагменты данной системы, которые представляют собой и традиционные методы контроля - контрольные работы (тестовые, решение задач), и нетрадиционные – физические диктанты, кроссворды, устный опрос по вопросам темы, проведение нестандартных уроков.
Остановимся на нетрадиционных формах контроля.
I. Входной контроль.
Цель входного контроля – установить уровень подготовленности учащихся по физике. Проводится в начале учебного года на первом уроке. По результатам входного контроля можно судить о конкретных знаниях по физике, об интеллектуальном уровне учащихся, об их культуре и кругозоре. Лучше проводить в тестовой форме и включить вопросы или задачи, содержащие межпредметные связи.
II. Организация текущего контроля.
Любая учебная работа – это серьезный и тяжелый труд, который плодотворен и приносит радость, если школьник умеет трудиться. Какими путями этого можно добиться?
Мне помогла система образовательного пространства, созданная на базе модульной технологии.
В основу применения в обучении модульной программы мною положен принцип «Учить ученика учиться», то есть самостоятельно добывать знания по предлагаемому плану с учетом личных особенностей с учетом личного темпа изучения и в том объеме, в котором ученик определить себе сам. Различные способы самоконтроля помогут ученика объективно оценить свои знания и умения, прогнозировать результат, а сочетание индивидуальной и групповой форм работы поможет снять тревожность и создать психологический комфорт на уроке.
Развитию познавательной активности учащихся во многом способствует правильно организованная проверка усвоенного материала. Предлагаемый годовой контроль состоит из отдельных модулей, границы которых определяются основными темами курсов. Отработка модуля ведется каждым учащимся в индивидуальном темпе. Прохождение курса засчитывается лишь тогда, когда учащийся усвоил и отчитался перед учителем за каждый модуль курса.
Работая по данной методике, я преодолеваю много проблем. Одна из них – это малое количество часов на изучение физики. При этом необходимо проводить не только письменный опрос, но и опросить устно каждого ученика по данной теме. Также я пытаюсь добиться, чтобы каждый ученик изучил все параграфы темы. Есть такие учащиеся, которые учат только ради оценки (выучили один урок, ответили, получили отметку – и отдыхают). Поэтому я создаю такую ситуацию, при которой необходимо выучить все параграфы темы. Для этого ввожу свою систему опроса: «мини-экзамен». Чтобы его провести, необходимо перед изучением темы дать учащимся вопросы для контроля. Вопросы составляются таким образом, чтобы школьник не просто прочитал, а изучил и проработал каждую строчку учебника. Вопросы вывешиваются на стенде в кабинете физики. Время на изучение дается продолжительное (контроль осуществляется в последнем блоке). На уроке-зачете, как на экзамене, раскладывают билеты (в каждом по 1-2 вопроса из списка). Чтобы не печатать билеты к каждой теме, я создала карточки с номерами. Именно их раскладываю на учительском столе, а учащиеся берут их как экзаменационные билеты.
Ребята выходят по очереди. Перед столом учителя находится парта с контрольными вопросам, за которой во время зачета находятся два ученика: один отвечает, а другой готовится. Каждому отвожу по 1-3 минуты на подготовку и столько же на ответ. В зависимости от набора вопросов и количества учеников в классе время варьируется.
Ответы учащихся должны быть короткими и лаконичными, выражающими самую суть физического явления. При необходимости учитель вправе задать дополнительный вопрос, если он не удовлетворен ответом или если вопрос не освещен полностью.
Вопросы, находящиеся у учителя и на парте для контроля, пронумерованы. Ученик отвечает на вопрос под тем номером, который соответствует номеру на взятой карточке. После ответа учащийся занимает свое место в классе. Второй ученик приступает к ответу, а на освободившееся место выходит следующий человек, который во время ответа товарища готовится к отчету по выбранному вопросу. Поэтому состав учащихся за контрольной партой меняется на протяжении всего урока. Остальные в это время выполняют письменную работу (контрольную или тест). За время, отведенное на урок, я успеваю опросить всех учеников в классе и в конце урока еще проверить ряд задач. Можно собрать тетради, и все учащиеся получат вторую оценку за письменную работу.
Эта созданная мной методика опроса позволяет за короткое время опросить всех учащихся, и при этом я убеждена, что ребята не выборочно читают учебник, а изучают тему полностью. Отрицательные оценки на первом зачете за устный ответ не ставлю, разрешается отчитаться в другое время.
Такой подход снимает напряженность, позволяет учащимся поверить в свои силы, самоутвердиться. Возможен и повышенный уровень подготовки, который заключается в большем объеме усвоенных знаний и умений и определяется их глубиной.
III. Физические диктанты.
Физические диктанты проверяют знание формул данного раздела физики учащимися. Оформляются на половинке тетрадного листа. Учитель составляет 10 вопросов, учащиеся должны записать 10 формул в столбик.
Критерии выставления оценки: 0-4 правильных ответа соответствуют «2», 5-6 – «3», 7-8 – «4», 9-10 – «5».
В качестве вопросов можно включать определение единиц измерения физических величин и числовые значения физических постоянных. Если в разделе идет в основном теоретический материал, то можно использовать вопрос, ответом на который будет 1-2 слова. Такие диктанты называются смешанными.
Учащихся необходимо ставить в известность, в какой форме их будут контролировать: по формулам, по определениям, смешанные диктанты и т.д.
IV. Физические тесты или графические диктанты.
Физические тесты играют важную роль в контроле знаний по физике, так как позволяют оценить глубину понимания учащимися теоретического материала. Они должны проводиться параллельно физическим диктантам, так как физические диктанты проверяют знание формул и определений, а физические тесты – глубину осознания теоретического материала темы.
Для проведения физического теста учитель составляет ряд утверждений, среди которых есть как правильные, так и неверные. Ученик, прослушав высказывание, должен или согласиться с ним, или не согласиться. Если утверждение верное, то школьник пишет «+». Если утверждение неверное, полностью или частично, то он пишет «-». В результате должна получиться цепочка из «+» и «-». Учителю очень удобно проверить такую работу, сравнив получившуюся цепочку с правильным вариантом.
Графический диктант отличается от физического теста тем, что если учащиеся соглашаются, то чертят дугу на две клеточки вправо. Если утверждение неверное, то на две клеточки прочерк. В результате получится следующее: . Данную работу очень удобно проверять по заготовке.
Критерии оценивания такие же как и в физическом диктанте: 5-6 правильных ответов – «3», 7-8 – «4», 9-10 – «5».
V. Физические кроссворды.
В данном разделе предлагаются кроссворды для итогового контроля по тематическим блокам. Например, по вертикали зашифрованы названия тем курса физики, а по вертикали ответы на поставленные вопросы. Кроссворды вносят элемент разнообразия и необычности. Учащиеся с удовольствием их разгадывают. При этом снимается напряженность. Учитель, в свою очередь, получает информацию о том, на каком уровне тема усвоена учащимися.
Время на заполнение таблицы кроссворда отводится разное, в зависимости от количества вопросов и от уровня подготовки класса. Так же можно заполнять кроссворд со всем классом, если вывести таблицу через мультимедиапроектор на доску.

Дидактическая система контроля знаний может быть полезной преподавателю, работающему по любому учебному пособию и по любой программе.