Комплекс занятий «Система работы с неговорящими детьми с отставанием и отклонениями в развитии дошкольного возраста. Начальный этап работы с неговорящими детьми

К средствам развития речи детей можно отнести лю­бую деятельность, которую направляет, планирует и ко­торой руководит взрослый. Это обучение, игра, бытовая и повседневная деятельность, труд, восприятие произве­дений искусства, наблюдение, экскурсии, праздники и раз­влечения и др.

Ведущим средством формирования речи ребенка является обучение. Обучение родному языку - планомерный, целенаправленный процесс развития у детей познаватель­ных способностей, усвоение ими системы элементарных знаний об окружающем и соответствующего словарного запаса, формирования речевых умений и навыков. Основ­ная форма обучения - занятие . По дидактическим целям выделяют такие типы занятий :

Занятия по сообщению нового материала;

Занятия по закреплению умений и навыков;

Занятия по обобщению и систематизации знаний;

Итоговые, проверочные занятия;

Комбинированные (объединенные).

Общие дидактические требования к занятиям

1. Тщательная заблаговременная подготовка к занятию, определение его содержания и приемов обучения.

2. Коррекционная направленность занятия, определя­ющая содержание и методику его проведения.

3. Оптимальная интенсивность нагрузки.

4. Воспитывающая и развивающая направленность обучения.

5. Использование приемов обучения в соответствии со структурой занятия.

7. Доступность в содержании и приемах обучения на занятии.

8. Использование разнообразных наглядных средств обучения.

9. Эмоциональный положительный фон занятия.

10.Сочетание коллективного характера обучения на занятии с индивидуальным и дифференцированным под­ходом.

11.Применение разнообразных форм закрепления ма­териала на занятии и в другой деятельности.

12. Речевая активность каждого ребенка.

13. Учет результатов занятия.

Не всякий программный материал по развитию речи может быть преподнесен путем обучения на занятии. Боль­шая группа словаря - бытового, природоведческого ха­рактера и др. - легче усваивается в практической деятель­ности. Обучение сочетается с другими средствами разви­тия речи: это предметная и игровая деятельность, самооб­служивание, ручной и хозяйственно-бытовой труд, конст­руирование, изобразительная, музыкальная деятельность. Эти виды деятельности являются эффективным средством формирования навыков речевого общения, активизации словарного запаса разговорной речи. Естественные жиз­ненные ситуации, понятные ребенку, способствуют разви­тию его речевой активности, самостоятельным высказы­ваниям, формированию умения общаться со сверстниками и взрослыми.

Следует учитывать, что у умственно отсталых обуче­ние развивается по тем же законам, как и у нормально развитых детей, но с очень большим опозданием. Дети не умеют общаться между собой, не испытывают в этом по­требности. Это значит, у них отсутствуют коллективные виды деятельности, прежде всего - игра. Вначале устанавли­вается и развивается общение со взрослым, обращение с просьбами, выполнение элементарных поручений. Общение со взрослыми и развитие предметной деятельности форми­руют предпосылки общения между детьми. Этим процессом необходимо специально руководить, создавать ситуации, требующие общения, подсказывать средства общения, по­могать организовывать игры, совместную деятельность де­тей, не нарушать эмоциональную сторону общения

В работе по развитию речи применяются разные груп­пы методов и в основном - в сочетании: наглядные (экс­курсия, метод демонстрации, наблюдения, осмотр поме­щения, рассматривание предметов и игрушек); словесные (коллективный разговор, чтение произведений детской литературы, пересказ, беседа, чтение стихов, рассказ); практические (игра, практические действия, труд).

Словесные приемы:

Речевой образец,

Прием имитации;

Объяснение;

Указания;

Словесное упражнение;

Повторение (сопряженное, отраженное, индивидуаль­ное, хоровое);

Вопросы (прямые, наводящие, подсказывающие, реп­родуктивные, поисковые);

Оценка детской речи.

Наглядные приемы:

Показ предмета, движения, игрушки, картинки;

Показ с называнием;

Приемы работы с техническими средствами обуче­ния (диафильмы, диапозитивы, кинофильмы).

1. Игра должна быть доступна по содержанию и дви­жениям, решать задачи коррекционного воспитания и обу­чения.

2. Игра должна быть интересна детям.

3. Игра избирается с учетом психофизических и воз­растных особенностей детей.

4. Игра должна соответствовать программному ма­териалу.

5. Перед проведением игры проводится подготови­тельная работа, направленная на уяснение правил, игро­вых действий, цели.

6. Педагог руководит игрой, оказывает детям диффе­ренцированную помощь.

7. Большинство игр требует оснащения.

Система работы по формированию речи у неговоря­щих умственно отсталых детей предполагает использова­ние разнообразных методов и приемов работы, дидакти­ческого наглядного материала, различных видов деятель­ности и ситуаций естественного общения.

Поэтапное формирование устной речи у детей с нарушенным интеллектом

Первый этап . Развитие понимания обращенной к ре­бенку речи .

Задачи :

Развить у детей понимание отдельных простых просьб, обращений к нему;

Учить предметным действиям, пониманию сопровож­дающей эти действия речи;

Учить соотносить предметы и действия с их словес­ным обозначением;

Формировать интерес к игрушкам и игре, учить иг­ровым действиям;

Вызвать подражательную речевую деятельность де­тей в форме любых звуковых проявлений;

Учить детей выражать желания словесно, однослов­ным или двухсловным несинтаксированным предложением.

Примерное содержание работы по развитию речи при решении коррекционных задач на I этапе.

Развитие у детей понимания отдельных простых просьб и обращений взрослого

Задание 1. Показать предметы из ближайшей окружа­ющей обстановки по просьбе взрослого.

Задание 2. Показать знакомых близких людей по просьбе взрослого.

Задание 3. Показать по просьбе взрослого простые движения (встать, сесть, подойти, лечь, попрыгать, бе­жать).

Задание 4. Показать по словесной инструкции действия на себе (на картинке): ест, пьет, умывается, спит, рисует, читает.

Задание 5. Научить понимать вопросы Что? Кого?, которые помогают выяснить объект действия: Что делает? У кого был? Кого видит?

Задание 6. Научить понимать вопросы Кто это? Что это? Кто? Что?, выясняющие субъект действия: Кто поет? Кто читает? Что лежит?

Задание 7. Научить понимать вопросы Где? Куда? От­куда? На чем?, выясняющие местонахождение предметов.

Задание 8. Научить понимать вопрос Чем?

Задание 9. Разложить предметы, игрушки в заданной последовательности (3 штуки).

Задание 10. Разложить картинки в нужной последовательности.

Задание 11. Понимать вопросы к простой сюжетной кар­тине.

Задание 12. Совершать действия с отобранными предме­тами по инструкции педагога.

Игры

«Ладушки», «Иди ко мне», «Возьми шарик», «Хоро­вод с куклой», «Догонялки», «Идите ко мне - бегом ко мне», «Возьми, положи, брось», «Возьми, кати», «Покорми птич­ку», «Найди свою игрушку», «Мишка спрятался», «Куда девался мяч», «Спрячь матрешку», «Покатай зайку».

Обучение предметным действиям и пониманию сопровождающей эти действия речи

Игры

«Поймай мяч», «Попляшем с погремушками», «Пере­ложи игрушки», «Прокати шарики», «Прокати шарики через воротца», «Посадим грибы» (пособие), «Пирамид­ки», «Закрой коробочки», «Сделай целую игрушку», «Игра на детском рояле», «Спрячь игрушку»» «Спрячь картин­ку», «Найди свой стул», «Бегите ко мне», «У кого такое?», «Найди пару», «Угадай, чего не стало».

Естественные бытовые ситуации

Задание 1. Чем моет? Что моет? (водой, мылом, лицо, руки)

Задание 2. Чем вытирает? Что вытирает? (полотенцем, лицо, руки)

Задание 3. Чем играет? На чем играет? (куклой, мячом, на гармошке, дудочке)

Задание 4. Чем ест? Что ест? (ложкой, вилкой, суп, кашу, картошку)

Задание 5. Чем рисует? Что рисует? (карандашом, дом, машину)

Задание 6. Чем приколачивает? Что приколачивает? (мо­лотком, картину и др.)

Задание 7. Чем режет? Что режет? (ножом, хлеб, сыр)

В настоящее время резко возросло количество детей, у которых отсутствует речь. Эти дети, как правило, имеют комплексное органическое нарушение. Их группа неоднородна. В неё входят дети с моторной и сенсорной алалией, анартрией, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, нарушением слуха. Общим для всех этих детей является отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, повышенная эмоциональная истощаемость. Эти дети обладают общей моторной неловкостью, снижением общей работоспособности, внимания, памяти, двигательной расторможенностью или заторможенностью. Всё это мешает полноценному развитию речи и взаимодействию ребёнка с окружающим миром.

Необходимой предпосылкой для обеспечения целостной психической деятельности, по мнению нейропсихологов и нейрофизиологов Р. Левиной, А. Семенович, Г. Волковой, В. Ковшикова, Е. Соботович, З. Агранович и др. является формирование совместной работы полушарий головного мозга. Вербальную деятельность организует взаимосвязь центров восприятия речи (центр Вернике – в задневисочной коре) и её воспроизводства – произнесения (центр Брока – в нижних отделах лобной области коры) и локализуется у правшей в левом полушарии. Каждое из полушарий формирует свои принципы организации речи:

– правое полушарие формирует целостность смыслового содержания, обеспечивает эмпирическое и образное (метафорическое) мышление, создаёт ассоциации на основе наглядно-чувственных представлений о предмете;

– левое полушарие обеспечивает теоретическое мышление, грамматическое оформление и высказывания, и характеристику свойств предмета.

С точки зрения нейропсихологического подхода, трудности неговорящих детей связаны с внутриутробной или возникшей в младенчестве дисфункцией определённых структур головного мозга (в первую очередь стволовых). При сложности дефекта безречевых детей необходима ранняя работа с ними для развития психических функций, личности в целом, для профилактики вторичных отклонений в структуре дефекта.

Работа по стимуляции речевого развития неговорящих детей – длительный и трудоёмкий процесс. Он включает в себя многочисленные направления и разнообразные её виды: коррекционные, воспитательные, обучающие, развивающие. Формирование речи, эмоционально-волевой сферы, элементарных математических представлений, развитие интеллекта, моторики, произвольных движений, совмещённых с речью, обогащения словаря и представлений об окружающем мире, активизации познавательных процессов и многое другое.

В нашем детском саду коррекционная работа с безречевыми детьми строится в несколько этапов.

Первый – психомоторный или двигательный. Упражнения выполняются в определённой последовательности – в соответствии с онтогенезом развития:

1. Рождение ребёнка. Он проходит родовые пути.

2. Ребёнок лежит на спине.

3. Поворачивается на один бок, на другой, на живот.

4. Ползает по-пластунски.

5. Поднимает руки, упирается.

6. Поднимает голову и охватывает пространство.

7. Садится.

8. Ползает на четвереньках.

9. Встаёт, сначала с помощью рук, потом без.

10. Начинает ходить с помощью взрослого, затем самостоятельно.

Мы понимаем, что если ребёнок развивается, не нарушая этой последовательности, правильно пройденные этапы двигательного развития запускают ряд важнейших рефлексов, позволяют без искажений воспринимать пространственную сферу, сначала пространство собственного тела – ползает, двигается «право-лево, вверх-вниз» и ту среду, которая его окружает. Лёжа на спине, ребёнок видит потолок. Глазами оценивает горизонталь. Лёжа на животе, может оценивать вертикаль. При этом голова совершает движения изолированно от тела, а не вместе с ним. Когда ребёнок садится, руки у него свободны, он начинает манипулировать предметами. И далее прорыв в освоении пространства – повороты вокруг себя через постепенное вставание на четвереньки и долгожданное перемещение.

Таким образом, последовательно формируются представления о взаимоотношении внешних объектов и тела и их отношений между собой. А это значит, что формируется возможность обозначения этих отношений словами, понимание употребления предлогов и слов, правильное восприятие сложных речевых конструкций: пространственно-временных, пространственно-следственных. Благодаря способу передвижения формируются предпосылки для освоения грамматики родного языка. Искажается двигательная сфера – искажается речевое развитие. Поэтому мы много и систематически работаем с пальчиковой гимнастикой, так как через движение идёт воздействие на речевые зоны.

Учитывая неоднородную картину нарушений нервно-психической деятельности у различных категорий безречевых детей, в каждом конкретном случае мы стараемся выбирать наиболее рациональные формы организации работы, опираясь при этом на комплексный подход, предложенный Л.С. Выготским и адаптированный к неоднородной группе безречевых детей. Большая роль в ней отводится подготовительному этапу. Главная его задача: установить эмоциональный контакт с ребёнком, добиться положительного отношения к логопедической деятельности, снять напряжение, развить предпосылки позитивного общения. Её решение создаёт предпосылки для развития эмоциональных аспектов коммуникации, звуковых вокализаций. Для решения этой задачи мы используем методы, разработанные Т.В. Башинской и Т.Б. Пятница по координации речи с движением. На подготовительном этапе наиболее эффективными являются упражнения по синхронизации речи с движением крупных суставов руки – плечевого, локтевого. Основной идеей их методики заключается в максимальном совмещении момента резкого движения плечевого сустава (размах, бросок, линия) с моментом начала речи (голосовой реакцией).

Детская психика устроена так, что при эмоциональном возбуждении у ребёнка повышается двигательная активность, а это в свою очередь вызывает у него чувство радости. Практика показывает, что активные движения локтевого и плечевого суставов руки вызывают наиболее сильный двигательный импульс, который легко совмещается с непроизвольным резким выдохом, а он, в свою очередь, непроизвольной голосовой реакцией. Совмещение последней с резким движением способствует вовлечению в работу механизма управления речью. Прочувствовав возможность свободного непроизвольного произнесения звука в момент движения (броска), ребёнок совершенствует свои речевые возможности, подбирает различные эмоциональные возгласы, подражая логопеду. Одновременно с совершенствованием речевых возможностей усложняются и преумножаются движения руки, переходя от активности плечевого и локтевого суставов к мелкой моторике пальцев. Постепенная модификация естественной голосовой реакции в речевые звуки, слоги, слова помогает выстраивать грамматически верную развёрнутую речь.

Игры и упражнения для формирования звуков и голосовой реакции, разработанные Т.В. Башинской, Т.Б. Пятница.

1. Учим отвечать на вопрос словом после вопроса логопеда – «Я», «Прятки».

2. Вызываем эмоцию радости от выполнения задания, учим произносить звук в момент движения – «Салют».

3. Учим выражать просьбу жестом – «Дай».

4. Упражняем в совмещении движения крупных суставов рук с голосовой реакцией – «Мяч», «Камешки», «Цапли», «Подъёмный кран».

6. Закрепляем умение произносить звукоподражания в момент движения – «Попрыгунчики» (народная игра), «Зарядка». «Кот-шалунишка».

На этом этапе вместе с развитием правильной двигательной активности безречевых детей мы уделяем много внимания развитию понимания речи, воспитанию речевой активности, формированию пассивного и активного словаря.

Вся работа по формированию и развитию речи базируется на доступном для ребёнка виде выражения мыслей и желаний – жесте, сопровождаемом звуком. Каждый «звук» сопровождается движением, а каждое движение – «звуком.

На первом этапе уровень требований к речи ребёнка низок. Мы следим только за тем, чтобы ребёнок произносил лишь доступные, желанные для него «слова», не испытывал затруднений в подборе языковых средств. При речевых затруднениях логопед даёт образец, стимулирует речь ребёнка и создаёт постоянную ситуацию успеха.

При переходе к работе над «слогом», используя умение произносить звук в момент действия, формируется слоговая структура путём повтора одинаковых звуков и движений. Внимание ребёнка следует обращать на необходимость чёткого произношения звуков и слогов в течение нескольких повторов.

При работе над «словом» дети знакомятся с ритмическим рисунком высказывания, рифмой, мелодикой языка. Каждое своё высказывание логопед должен произносить нараспев, утрируя интонацию. Включать ребёнка в пение, вводить в его речь новые, трудные, на первый взгляд слова.

На втором этапе – формируем фразовую речь на фоне усложнения словаря и структуры фразы. Второй этап наиболее важен в психологическом плане. Ребёнок уже может выражать свои мысли в виде интонационно оформленного и полноценного по слоговому составу высказывания. Основная задача в работе над «фразой» – воспитывать у него потребность в правильном звуковом оформлении собственной речи.

Формирование «связной речи» помогает закреплению полученных ранее навыков, развитию понимания речи, грамматического строя языка. Главная наша задача – научить ребёнка помогать себе в трудных ситуациях жестами, шагами, прыжками, хлопками. Работая над стимуляцией речевого развития неговорящих детей, мы придерживаемся следующих дидактических принципов:

– принцип комплексности (врачи, инструктор ЛФК, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели, родители);

– принцип опоры на различные анализаторы (зрительный, слуховой, кинестетический, двигательный);

– принцип опоры на сохранные звенья нарушенной функции, так как опора на непострадавшие звенья деятельности осуществляется на новых, компенсаторных началах;

– принцип поэтапного формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину), так как работа над каждым заданием проводится в определённой последовательности;

– принцип учёта зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому), т.е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны педагога.

Опираясь на научные исследования специалистов по работе с неговорящими детьми и исходя из собственного опыта, мы пришли к выводу, что прогноз у таких детей вполне благоприятен, если у ребёнка отмечаются такие показатели:

– слабая выраженность неязыковых расстройств;

– благоприятная микросоциальная среда;

– потребность в речи;

– наличие медико-педагогического сопровождения.

Данный опыт работы был представлен на городском семинаре в рамках УЧСИБа

Полноценное развитие речи требует врожденной языковой способности, первично сохранного интеллекта, внешних стимулов и мотивации, полноценно функционирующих проводящих путей между отдельными анализаторами, посредством которых осуществляется передача информации. В свою очередь, головной мозг имеет следующие речевые зоны: задние отделы нижней лобной извилины; височные извилины; нижняя теменная область; зона, располагающаяся на стыке нескольких областей левого, доминантного по речи полушария. При отсутствии связи между речевыми областями головного мозга речевая деятельность не будет развиваться.

В последнее время специалистам все чаще приходиться сталкиваться с неговорящими детьми. Данная группа является неоднородной и в нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, носящей временный характер задержкой речевого развития, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, нарушением слуховой функции. Примечательно, что для всех них характерными являются отсутствие мотивации к речевой деятельности, недостаточные базовые представления о значениях объектов и явлений окружающей действительности, несформированные коммуникативные, регулирующие, планирующие функции речи, недостаточный сенсомоторный уровень речевой деятельности. Так, на первых этапах работы цели и задачи развития речи у неговорящих детей будут схожими, вне зависимости от характера нарушения.

Занятия по развитию речи для неговорящих детей предусматривают коррекционное воздействие как на речевую деятельность, так и на невербальные психические процессы, эмоционально-личностное развитие ребенка:

  • стимуляция речевой и психической активности;
  • стимуляция речевосприятия и речепроизводства;
  • развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности (разные виды восприятия, физиологическое и речевое дыхание, артикуляционные навыки);
  • формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности;
  • обогащение словарного запаса;
  • формирование первичных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевых сообщений.

Многие неговорящие дети имеют определенные особенности эмоционально-личностной сферы: чрезмерная утомляемость, которая сочетается с высокой возбудимостью, непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью, склонностью к неврозу. Одним из эффективных методов коррекционной работы, позволяющим добиться психофизической разрядки, является психосоматическая гимнастика, оказывающая опосредованное воздействие на развитие речи у неговорящих детей. Входящие в нее упражнения способствуют развитию основных психических функций и нормализации тонуса мышц.

Также для привлечения внимания и поддержания интереса ребенка специалисты нередко прибегают к игровой форме при коррекционном воздействии. В совокупностями с начатыми в раннем дошкольном возрасте, такие занятия по развитию речи для неговорящих детей дадут более высокий результат. При необходимости проводится профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.

Голубева Л. II. Из опыта работы с неговорящими детьми. - М., 1951.

Л. П. Голубева

Развитие речи неговорящих детей

Развитие произносительной стороны речи и обучение чтению и письму

Развитие произносительной стороны речи находится в тесной взаимосвязи с развитием понимания речи, с работой над разви­тием представлений, восприятий, чтением, письмом. Расшире­ние кругозора, уточнение восприятий, представлений, чтение, письмо способствуют более быстрому овладению речевой функ­цией, а развитие произносительной стороны речи позволяет пол­нее познавать окружающий мир.

Речевой аппарат у неговорящего ребенка вял, пассивен - слишком долго он бездействовал. Поэтому в работу по развитию устной речи включаются артикуляционные упражнения, кото­рые будут способствовать отработке в фонетическом отношении звуков (не следует только эти упражнения делать самоцелью). Примерными упражнениями могут служить те, которые приме­нялись при обследовании, и помещенные в конце данного раз­дела. Отработка гласных а, у, о, ы, и будет также способствовать большей четкости речевых движений и явится началом письма, чтения, «говорения».

Перед зеркалом устанавливаем артикуляцию отрабатываемо­го звука, а именно: на а - широко открывается рот; на у - вытягиваются вперед плотно сжатые губы; на о - губы округля­ются; на ы - губы растягиваются, челюсти несколько раздвину­ты, язык отодвинут кзади; на и - язык упирается в зубы нижней челюсти, в средней части выгибается. После того как понята ус­тановка того или иного гласного звука, для быстрейшего усвое­ния его пользуемся таким приемом: попеременно логопед ре­бенку, а ребенок логопеду дают задания;

а) по артикуляции перед зеркалом произнести соответствующий звук,

б) написать его пе­чатным шрифтом, так как ручная умелость у ребенка недостаточна,

г) по написанной букве дать артикуляцию звука,

д) из разложенных букв подать требуе­мую,

е) установить в прорези картона букву по заданию (задания даются сначала перед зеркалом, а затем только на слух),

ж) по­ставленную в прорези картона букву прочитать,

и) в разрезной азбуке разыскатьэти гласные.

Одновременно с этой работой для развития различных сторон речи показывается большое количество картинок с изображени­ем предметов в разных действиях, состояниях. Для развития же произносительной стороны речи картинки отбираются с изобра­жением таких предметов, к которым можно применить то или иное звукоподражание. Например, логопед говорит: «Это паро­воз. Он кричит: у... у... у... А вот ребенок плачет: а... а... а... У мальчика болят зубы, и он кричит: о... о... о... Мальчик заблудил­ся в лесу и зовет: ay... ay... ay... Маленький ребенок лежит и кричит: уа-уа-уа. Девочка ловит мяч: ап-ап-ап. Собака лает: ам-ам-ам. Корова мычит: му-му-му. Автомобиль гудит: би-би-би, а самолет - ррр... Мальчик бьет в барабан: бум-бум~бум. Мальчик стреляет из ружья: паф-паф-паф. Петух кричит: ку-ка-ре-ку Де­вочка смеется: ха-ха-ха. Гусь гогочет: га-га~га».

Логопед рассказывает небольшое стихотворение «Гуси», в ко­тором слова-звукоподражания га-га-га и да-да-да произносит ребенок. За один раз для отработки берутся два-три звукоподра­жания и затем, по мере отработки, добавляются новые. Словес­ная память на начальном этапе речевого развития у ребенка очень плоха, и для совершенствования произношения, для накопле­ния словесного запаса требуется многократное произнесение, поэтому применяются различные приемы, способствующие это­му. Звукоподражания записываются в тетрадь, составляются из разрезной азбуки, записываются на плакатики, на бумажные по­лоски (записывают взрослые печатным шрифтом). Организуют­ся различные игры. Логопед, например, спрашивает, как кричит паровоз, как зовет мальчик, который заблудился в лесу, как де­вочка смеется и т.д. Каждое звукоподражание ребенок должен произнести многократно, чтобы тем самым совершенствовать речевой аппарат. Логопед спрашивает, кто кричит га-га-га, уа-уа-уа и т.п. Ребенок должен показать соответствующую картин­ку. Ребенок произносит какое-нибудь звукоподражание - лого­пед подает ребенку соответствующую картинку. Читаются записанные на плакатиках звукоподражания, а затем подбирает­ся к звукоподражанию картинка, к картинке - плакатик со зву­коподражанием. Продергиваются в прорезь картона бумажные полоски, на которых друг под другом написаны звукоподража-

ния; каждое появившееся в прорези слово прочитывается и за­писывается в тетрадь. Диктуется звукоподражание и записывает­ся в тетрадь. Прибавляются последовательно слова вот, на, дай и записываются на плакатики. Логопед спрашивает, где собака, как собака лает, а ребенок подает картинку и произносит соответ­ствующее слово.

В домашних условиях ребенка* заставляют чаще произносить эти слова. Подавая просимое, ребенок обязательно должен про­износить: Вот, на. Взрослые не Должны давать ребенку проси­мое им, пока он не скажет: Дай. Таким образом определится, уточнится и значение этих слов, так как иногда ребенок, умея произнести дай, на, употребляет их неправильно, т.е., когда нуж­но попросить, говорит на, а отдавая - дай. Слова мама, папа, баба также записываются на плакатики и указанным уже,спосо­бом прорабатываются. Слова тут, там прорабатываются отдель­но, чтобы не спутались понятия. На этом этапе можно начать проработку уменьшительных имен существительных. Вначале это будет имя данного ребенка, имена родственников, приятелей, наиболее легкие по своему звукосочетанию (Тата, Вава, Оля, Ната, Галя, Катя и т. п.).

Дальнейшее накопление слов идет по фонетическому прин­ципу, т. е. слова подбираются на каждом этапе речевого разви­тия такие, которые ребенок может произнести без особого зат­руднения, хотя, может быть, и не полностью, не выговаривая еще правильно тех или иных звуков. Слова должны иметь конк­ретное значение, широкое обиходное применение, способство­вать развитию речевого аппарата, постепенному овладению все-" ми звуками в процессе говорения (свистящими, шипящими, р). Кроме того, надо учесть, чтобы из этих слов на начальном этапе можно было составлять предложения без грамматических изме­нений слов. Берутся, например, слова: дом, дым, дома, авто, сани, мяч, суп, соль, иди и т. п. Количество плакатиков с написанными на них словами увеличивается, ребенок, перебирая их, читает - произносит слова. Составляется из плакатиков большое количе­ство примерно таких предложений: Rama, иди; иди, тут авто; а вот дом; и тут дом, и там дом. Галя, иди, на суп; вот соль. Оля, сани там, дай сани! Папа и мама дома и т.п.

Ребенок зарисовывает в свою тетрадь значение предложений. Взрослые записывают их на бумажные полоски для продергива­ния в прорезь картона.

Благодаря доступности произнесения, многообразию усвоен­ных приемов, у ребенка создается речевая активность, он начи­нает пытаться повторять многосложные слова и слова с несколь­кими согласными подряд. Преподносить слова ребенку нужно

полностью, не искажая, расчленяя на слоги. Ребенок же произ­носит их по своим возможностям, например: трамвай -«тавай», рука - «юка», «люка», стол - «той», «толь», яблоко -«ябико» и т.п. Для повторения ребенку дается большое количество слов - названий предметов и явлений окружающей действительности и обиходных слов. Основная задача - подвести его к осознанию, что каждому предмету, явлению есть свое название. На плакати­ки же записываются слова, наиболее правильно произносимые, требующиеся в обиходе, заинтересовавшие ребенка. Остальные слова логопед записывает у себя, и на каждом иттгоследующих занятий эти картинки предъявляются, слова, произносятся и та­ким образом совершенствуются в фонетическом отношении. Логопед при этом учитывает появившийся тот или иной «труд­ный» звук (шипящий, л, р), то или иное сочетание и для закреп­ления подбирает соответствующие слова, упражнения с ними.

Для упражнения артикуляционного аппарата применяются те слова, которые способствуют совершенствованию звуков. Чтобы заинтересовать ребенка в более частом повторении, проводится игра с отобранными картинками, как в обычное лото со словами (у кого, у меня, дай, на). Слова берутся из прорабатываемого раз­дела, и из подготовляемого для проработки. При этом учитыва­ются произносительные возможности ребенка. Трудные в фоне­тическом отношении слова откладываются до укрепления его произносительных возможностей. Так, например, при проработ­ке частей тела такие слова, как ухо, нос, даются раньше, а подбо­родок, брови - позднее. Самостоятельно появившиеся у ребенка слова также записываются на плакатики - для дальнейшей тре­нировки. Нужно подчеркнуть, что значение каждого отрабаты­ваемого в фонетическом отношении слова дается ребенку во всем его многообразии. После того как накопится слов 100-150, ко­торые ребенок может прочитать, написать, произнести, одно­временно с дальнейшим увеличением словарного запаса прово­дится работа по овладению чтением и письмом с учетом основного принципа, что овладение грамотой должно способствовать раз­витию произносительных возможностей ребенка, общему его развитию. К этому времени у ребенка имеется навык письма букв, произнесения их по отдельности и в слогах, и поэтому можно подойти вплотную к обучению чтению и письму. Начинаем со слогов. Слоги на, да, га, ха уже ему знакомы. Из слов папа, мама, баба, Вава, Тата выделяем слоги па, ма, ба, ва, та. Слоги пи­шутся на отдельных бумажках в двух-трех экземплярах. Начина­ется систематическая работа. Логопед выставляет один слог, ре­бенок должен подставить другой, чтобы получить слово. Все слоги смешиваются, и ребенок выбирает те, которые нужны для состав-

35 ления вышеуказанных слов. Составляются новые слова (ва-та, ха-та, па-на-ма и др.). Написанные на плакатиках слова разре­заются на слоги, слоги смешиваются, и из них опять составля­ются слова; ребенок читает и значение их срисовывает в свою тетрадь. Составляются слоги из разрезной азбуки. Составляется табличка слогов только с гласным а (па, та, ма, на). Прибавля­ются новые согласные к гласному а. В тетради заводится стра­ничка, на которой один под другим (сверху вниз) пишутся слоги из всех согласных с гласным а. По мере прохождения слогов с другими главными (о, у, ы, и и т.д.) они будут подписываться с правой стороны на строчке соответствующего согласного и чи­таться слева направо и сверху вниз (а пока на ней, кроме слогов с а, ничего не пишется). Увеличивается количество слов из сло­гов с этой гласной (лапа, сама, мала, рада, капала, катала, пала­та, Наташа). Они также записываются в тетрадь. Для убыстре­ния усвоения слогов применяются различные приемы.

а) Логопед пишет в тетради ребенка один под другим все сло­ги, произнося вслух. Затем называет тот или иной слог, а ребе­нок должен написать его на той строчке, где этот слог написан. Ребенок называет слог, а логопед пишет.

б) На узкой полосе картона слева один под другим нишутся слоги на, ва, ма, па, да, ка, са. Справа к верхнему углу полосы прикрепляется на нитке слог ша. По заданию (логопед - ребен­ку, ребенок - логопеду) подставлением слога ша к тому или иному слогу образуются слова (ка-ша, на-ша и т. п.).

в) Слог ша пишется справа прорези, а на полосках бумаги - вышеуказанные слоги. Бумага протягивается в прорезь, и каж­дый появившийся слог образует со слогом ша слово, которое прочитывается ребенком.

г) Вырезываются два картонных диска. На одном из них по краям пишутся с промежутками те же слоги. В другом (чистом) диске такого же размера вырезается в каком-нибудь месте края частичка, равная слогу, и на правом углу пишется слог ша. Дис­ки складываются вместе, в середине скрепляются узелками нит­ки, чтобы они легко могли вращаться. При повороте диска с вырезкой слог ша останавливается рядом с тем или иным слогом (остальные слоги диском закрываются), и образуются те же сло­ва (ка-ша и т. п.).

д) Подписать вышеуказанные слоги один под другим. В отда­лении, на середине, против этих слогов написать слог ша, лини­ями соединяя слоги, образуем слова - ка-ша и т. п.

е) Дается задание ребенку самостоятельно составить из всех имеющихся слогов с гласным а возможные слова и записать их в тетради.

ж) Читаются прямые слоги в данной книге. На этом этапе подводим ребенка к определению количества слогов в слове. Вы­писывая слова под диктовку, некоторое время следует черточкой отделять один слог от другого. Составляются предложения из плакатиков со словами с гласными а, с привлечением уже про­работанных слов, например: Наташа сама катала сани; наша Тамара мала; папа, мама и баба дома; Маша рада; Даша дала мяч; На, Наташа, мяч и т.п. После усвоения слогов с гласным а пере­ходим к слогам с гласным о. В тетради, на одной из страниц которой один под другим написаны слоги с а, записываются ря­дом, с правой стороны, на соответствующей строчке слоги с о. При подборе слов слоги с гласной а также могут входить в со­ставляемые слова. Возможности для придумывания предложе­ний теперь уже большие. Перебирая плакатики, ребенок может самостоятельно составлять предложения и записывать их в тет­радь. Читаются слоги сов данной книге. Потом берутся слоги с гласными у, ы, и. Работа протекает по тому же принципу, при­меняются те же упражнения, приемы. Наряду с чтением слов на плакатиках, слова отыскиваются в букварях, детских книгах. Си­стематически читается букварь для школ глухонемых С. А. Зыко­ва. Новые слова выписываются на плакатики.

Вышеописанная работа позволяет ребенку знать буквы, не называя их. Поэтому усвоение букв в изолированном виде не потребует много времени. Проделываются такие упражнения:

а) Дается картинка, изображающая, например, дом с подпи­сью крупными печатными буквами. Ниже слово пишется с про­пуском о (д-м), еще ниже с пропуском д (-ом) и еще ниже с пропуском м (до-). Ребенок в каждом слове должен выставить недостающую букву.

б) Даются буквы, например, о, х, у; а, г, о, н; у, р, а, к и т.д., т.е. каждый раз те буквы и столько их, сколько требуется в слове (ухо, нога, рука и т.п.). Ребенок составляет из этих букв слова и записывает в тетрадь.

в) На правом конце прорези пишется ом, а на полоске одна под другой буквы с, к, б, л, т. Протягивая полоску, мы образуем слова сом, ком, лом, бом, том.

г) Назвать предметы из того или иного общего понятия, на­чинающиеся с установленной буквы, например, мебель с буквы с (стол, стул, сундук), овощи с буквы к (капуста, кабачки, карто­фель).

д) По предложенной картинке с отдельными предметами на­писать названия предметов. Слова по буквенно-звуковому со­ставу должны быть легкими. При этом все время проводится анализ слов.

Списываются в тетрадь таблички из данной книги со слогами прямыми, обратными, закрытыми, с несколькими согласными подряд, на дифференциацию звонких и глухих шипящих и свис­тящих, мягких и твердых. Так как мы имеем дело с атипичным развитием ребенка, необходимо обратить внимание на слоговую работу, иначе эта необходимость может впоследствии неблагоп­риятно отразиться на правильности, письма и чтения. Приемом, как описано со слогом ша, прорабатываются слова, у которых первый слог закрытый, а последний слог ка {мыш-ка, кош-ка, пол-ка, пал-ка, сум-ка и т.п.). Эта проработка важна для пра­вильности чтения. Продолжается проработка собственных имен. Так как с самых первых слов выясняется значение каждого сло­ва, то на данном этапе можно углубить эту работу, давая слова, отличающиеся одной звуко-буквой, слова с соответствующими парными звуко-буквами, изменение значения слов в зависимос­ти от ударения. Текст вначале читает логопед, а когда ребенок овладеет чтением и устной речью в достаточной степени, с зада­ниями, указанными в данной книге, он сможет справиться са­мостоятельно. Материалом для чтения, а следовательно, и для произношения будут служить слова-подписи к картинкам, сло­ва-предложения, статейки различных букварей, предложения к лото действий, временных, пространственных представлений, загадки, помещенные в данной книге. От чтения слов, фраз на плакатиках, предложений в данной книге, статеек из букварей переходим к чтению статей из книги для чтения «Родная речь» и, наконец, к чтению детских книг. При чтении необходимо об­ращать внимание на технику чтения. Нужно следить, чтобы ре­бенок читал четко, правильно произносил звуки, умел делить слова на слоги. Надо внушить ребенку, что дело не в одной бы­строте чтения, а в том, что читать нужно правильно: не пропус­кать букв, слогов, не заменять одни буквы другими, не комкать звуки в слогах с сочетанием нескольких согласных. Достигается это систематической работой над словом, анализом слов. С са мого начала речевой работы выявляется осмысление каждого прочитанного слова. Каждая прочитанная фраза разбирается с помощью вопросов: кто, что делает? куда пощел? с кем пошел? и т. п. Ответ ребенок сначала ищет в прочитан­ном предложении, в книге, а затем составляет его самостоятель­но. Ребенок читает сначала только вслух, а затем его необходимо приучить читать и про себя.

Вопросу подбора книг для чтения надо уделять особое внима­ние. Нужно, чтобы в книге были яркие, точные и четкие рисун­ки, чтобы действия и состояния изображенных предметов были просты, доступны пониманию, содержание конкретно, эмоцио-

нально насыщено, изложено литературным языком, напечатано хорошим шрифтом. Надо научить ребенка любить книгу, береж­но обращаться с ней, научить находить ответы в книге, позна­вать через книгу мир.

В заданиях при письме уже не ограничиваемся составлением или переписыванием отдельных фраз, а даем списывание сти­хов, маленьких рассказов. Выполняются некоторые письменные задания по школьным учебййкйм, даются диктовки. Возможны такие виды письменных работ: 1

I) письменные ответы по содер­жанию,

2) описание предложенной картинки,

3) переложение прочитанной небольшой статейки,

4) сочинение на заданную логопедом тему.

Каждой письменной работе предшествует подробный устный разбор и составление фраз.

Развитие связной устной речи протекает, таким образом, от звукоподражания к слову и предложению в зависимости от про­износительных возможностей. Упражнения речевого аппарата, многократное повторение слов устно, в чтении, письме постепен­но приводят к фонетически правильному произнесению слов. В большинстве случаев специальной постановкой звуков нам не приходилось заниматься, так как звуки совершенствовались в про­цессе говорения. Нужно только не допускать, чтобы закреплялась неправильная " (у некоторых детей) тенденция высовывать язык при произношении свистящих и т, д, а также боковое произно­шение шипящих и р. При обнаружении этого следует соответ­ствующие упражнения речевого аппарата проделать более тща­тельно. В случаях же, когда тот или иной звук не дифференцируется в процессе говорения, постановка его протекает обычным поряд­ком. Иногда задерживается звук р. Но он хорошо отрабатывается в сочетаниях со звуками т, д. Нужно больше давать упражнений с этими сочетаниями. В процессе развития устной речи у алаликов обнаруживается стойкий аграмматизм. Имея уже словесный за^ пас, ребенок без соответствующей проработки может, например сказать: на книга, посадил дед репка, я стоит и т. п. Поэтому с самого начала речевой работы мы стремимся развить уменье стро­ить предложения грамматически правильно. Первые предложе­ния составляются из слов, не требующих согласования (Мама, вот папа. Мама тут, а папа там и т. п.). Когда давались слова дай, на, то названия предметов подбирались такие, у которых окончание в винительном падеже не изменяется (мама, дай стул, на стул, мяч, лук, перо и т. п.). При игре в лото ставится вопрос :f кого? У меня кукла. Через некоторое время эта же игра проводится уже с назва­нием предмета. У кого шапка? - У меня шапка. Дай шапку. На шапку, т.е. к слову дай, на присоединяется название любого пред-

39мета, исходя из словесного запаса ребенка, в согласованной фор­ме. Обращается внимание на то, что при употреблении выраже­ний на, дай не говорят шапка, ложка, книга и т. п., а шапку, ложку, книгу и т.п. Затем составляются предложения и записываются в тетрадь. Логопед дает ряд слов и предлагает составить предложе­ния со словами дай, на, присоединив какое-нибудь имя собствен­ное, сначала устно, а потом записать предложения в тетрадь. Предъявляется требование, чтобы это согласование вводилось в речь и в домашних условиях. Составляются предложения с вопро­сами у кого? что? У мальчика шапка. У девочки кукла. У кошки котята. У Вовы самолет и т.п. К картинкам, которые брались в начале речевого развития для произнесения звукоподражания, составляются ребенком предложения, грамматически правильно оформленные. С родовыми окончаниями знакомим при прора­ботке имен собственных, временных представлений (прошедшее время). Проработка действий и состояний предмета связывается с изменением формы глагола; проработка пространственных, вре­менных, количественных представлений требует изменения окон­чания в словах. Грамматических терминов мы не даем, так как задача логопеда заключается в том, чтобы научить ребенка пра­вильно говорить и тем самым подготовить его к школьным заня­тиям. Наша практика показывает, что если хорошо отработаны основные грамматические формы (спряжение, склонение, родо­вые окончания и т.п.), то этого достаточно для усвоения правиль­ной устной и письменной речи. Остальные формы усваиваются в процессе речевой практики. Так как каждое слово, каждая фраза после произнесения записываются, то у ребенка создается как бы свой индивидуальный букварь, который позволяет многократно повторять один и тот же материал и тем самым совершенствовать произношение. Овладение грамотой в процессе развития произ­носительной стороны речи способствует этому развитию.

Приемы развития словесной памяти указаны в данной книге. Проработка раздела «Развитие понимания речи» содействует также развитию произносительной стороны речи.

Работа с картинкой дает богатый речевой материал. Начав с называния предмета на данной картинке, выявления значения слова, определения качества, состояния или действия предмета, составления предложения с этим словом, подводим ребенка к работе по группе картинок. Сначала рассматривается каждая кар­тинка данной серии отдельно, указываются все предметы на кар­тинке, их действия, взаимосвязь между ними. Логопед задает вопросы по данной картинке, помогает ребенку в составлении ответов на них сначала устно, а затем эти ответы записываются в тетрадь. После такого разбора устанавливается последователь-

ность действий в картинках, составляется устно целый рассказ, который затем записывается. Когда таким образом будут прора­ботаны все серии, картинки смешиваются, и ребенок должен разложить их по сериям, ответить на вопрос логопеда по картин­ке любой из серий. Логопед показывает одну картинку, ребенок должен найти остальные из данной серии. Логопед ведет рас­сказ, включая события из различных серий, ребенок устанавли­вает порядок этих серий. Одновременно совершенствуется и сво­бодная, разговорная речь. Если он вначале отвечал односложно, а вопросов задать не мог, то в дальнейшем вопросы и ответы произносятся развернуто. Поощряется задавание вопросов. С вниманием выслушиваются высказывания, сообщения. В резуль­тате увеличения словесного запаса у ребенка должна возникнуть первая стадия вопросов (что это?), которая затем переходит во вторую стадию - стадию установление взаимосвязей между пред­метами и явлениями (почему?). Эти вопросы ребенка означают, что процессы усвоения устной речи у него развиваются, и овла­дение речью в дальнейшем идет более быстрыми темпами, так как ребенок полноценно включается в речевую жизнь окруже­ния. Речевое общение с детьми и взрослыми, чтение книжек приводят к тому, что он легко включается в школьную среду.

  • III. Развитие рынка труда и гарантии занятости населения
  • III. Экономическое развитие во второй половине 1950-х - начале 1960-х гг

  • Программа «Формирование речевой деятельности у неговорящих детей дошкольного возраста»

    Составитель: Степанова И.И.,

    учитель-логопед

    Москва, 2016

    Пояснительная записка

    Данная программа имеет коррекционно-развивающую направленность и адресована детям с тяжёлым недоразвитием речи. Программа направлена на формирование и развитие всех функций речи (коммуникативную, познавательную и регулирующую).

    Достоверных статистических данных о распространенности тяжёлых речевых нарушений в детской популяции нет. На сегодняшний день дошкольники с недоразвитием речевых навыков составляет многочисленную группу детей с нарушениями развития. При общем (системном) недоразвитии речи важно своевременно начать коррекционно-развивающую работу, т.к. у детей с речевыми нарушениями наблюдается слабая (полное отсутствие) мотивация к речевой деятельности, недостаточная сформированность представлений об окружающей действительности, несформированность коммуникативной, регулирующей функций речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности. Необходимость раннего (с 3-летнего возраста) комплексного систематического коррекционного воздействия определяется возможностью компенсации речевого недоразвития на данном возрастном этапе.

    Теоретической основой программы являются программы, разработанные Баряевой Л.Б., Гаврилушкиной О.П.,Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В., Нищевой Н.В.

    Данная программа реализуется в тесном взаимодействии с родителями обучающихся.

    Новизна программы. Использование программы предполагает большую гибкость, т.к. практика показывает, что детей с особыми образовательными потребностями часто показывают коррекционным педагогам в возрасте 4-6 лет. Если ребёнок включается в коррекционное обучение не в раннем дошкольном возрасте, то программа позволяет начать обучение со времени его зачисления. Время освоения содержания программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребёнка. В программе даются рекомендации родителям.

    Цель программы: развитие (пробуждение) у ребёнка речевой активности, формирование навыков свободно и адекватно пользоваться средствами языка.

    Задачи первого этапа (ориентировочно ранний – младший дошкольный возраст).

      Формировать устойчивый эмоциональный контакт с ребенком, развивать

      положительное эмоциональное отношение к занятиям.

      Развивать потребность в общении и формировать элементарные коммуникативные умения, способность взаимодействовать с окружающими.

      Развивать интерес к окружающей действительности и стимулировать познавательную активность.

      Формировать речь во взаимосвязи с развитием восприятия, внимания, памяти, мышления.

      Работать над вербализацией игровых действий (учить отражать в речи содержание выполненных действий).

      Формировать общие речевые умения.

    Психолого-педагогическая характеристика детей, обучающихся по программе.

    Группа неговорящих детей неоднородна – это могут быть дети с временной задержкой речевого развития, с сенсорной и моторной алалией, с интеллектуальной недостаточностью, с расстройствами аутистического спектра. Чтобы речь ребёнка развивалась полноценно необходимы: врожденная языковая способность, первично сохранный интеллект, стимулы из внешней среды, мотивация к речи.

    К группе неговорящих детей относятся дети, имеющие различные нарушения развития: речевые (алалия, временная задержка речевого развития); эмоционально-личностные (РАС), нарушения слуха и интеллекта, комплексные нарушения развития.

    Одним из ведущих признаков у детей с тяжелыми речевыми расстройствами является позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам (Л.С.Волкова, Т.Б.Филичева и др.). У детей либо полностью отсутствует речь, либо имеются лишь элементы речи. Наиболее выразительным показателем отмечается отставание активного словаря при понимании обращенной речи. Активный словарь детей состоит из небольшого числа звукоподражаний и звуковых комплексов (лепетных слов), которые часто сопровождаются жестами («би» - машина поехала, «ли» - пол). Лепетные слова либо включают фрагменты слова (петух - «угу», киска - «тита», дедушка - «де»), либо звукосочетания, не похожие на правильное слово (воробей - «ки»). Имеется незначительное количество слов-корней, искаженных по звучанию («пать» -спать, «акыть» - открыть). Используемые детьми слова являются аморфными по значению, не имеют точного соответствия с предметами и действиями. Так, в речи одного ребенка слово «лапа» обозначает и лапы животных, и ноги человека, и колеса машины. Слово «лед» соотносится со всеми предметами, которые имеют гладкую поверхность (зеркало, оконное стекло, крышка стола). В то же время дети часто обозначают один и тот же предмет разными словами (жук - «сюк», «тля-кан», «теля», «атя»). Вместо названий действий дети часто употребляют названия предметов (открывать - «древ», играть в мяч - «мяч») и наоборот (кровать- «спать», самолет - «летай»).

    Неполноценная речевая деятельность отражается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и эмоционально-волевой сферы. Наблюдается недостаточная устойчивость внимания, низкая вербальная память, имеются трудности запоминания, снижен уровень развития познавательной деятельности. Для детей данной категории требуется больше времени для включения в работу, наблюдается быстрое истощение деятельности.

    Для неговорящих детей характерна возбудимость, связанная с различной неврологической симптоматикой. Для них также свойственна пассивность, сензитивность, склонность к спонтанному поведению, зависимость от окружающих.

    Программа «Формирование речевой деятельности у неговорящих детей дошкольного возраста» рассчитана на год обучения , общая продолжительность обучения составляет 36 часов .

    Форма и режим занятий: 2 раз а в неделю индивидуальные, по дгрупповые занятия.

    Продолжительность занятия: 20- 30 минут.

    Ожидаемые результаты реализации программы:

    К концу работы по программе дети могут научиться:

      осуществлять речевое высказывание по результатам действия с игрушками, воспроизводить звукоподражания («Ляля топ-топ», «Машина би-би» и т.д.);

      понимать простые речевые инструкции, выполнять простейшие инструкции («Где ляля? Дай лялю», «Где зайка? Покажи зайку?» и т.д.);

      выполнять совместные действия по речевой инструкции сначала со взрослым, затем со сверстником («Поймай шарик», «Лови мяч», «Кати мяч» и т.д.);

      отвечать на вопросы «Как тебя зовут?», «Кто это?», «Что это?»;

      понимать действия, изображенные на картинке;

      понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и

      действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами: «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Продукты питания», «Одежда» и т. д.);

      называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды ( карман, рукав и т. д.);

      обозначать наиболее распространенные действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния (холодно, тепло, больно и т. д.);

      выражать желания с помощью простых просьб, обращений;

      отвечать на простые вопросы одним словом или двухсловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов.

    При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.

    Критерии эффективности программы. Критерием эффективности программы является достаточный уровень речевого развития ребенка по всем параметрам, приближенным к нормативному развитию ребенка (понимание речи, лексика, грамматика) и необходимый для осуществления полноценной коммуникации.

    Учебно-методический план

    п/п

    Наименование разделов и тем

    Кол-во часов

    Диагностика.

    Обследование речи ребенка. Выявление уровня речевого развития.

    Лексическая тема «Семья».

    Лексическая тема «Игрушки».

    Лексическая тема «Мебель». Формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание. Развитие понимания чужой речи. Совершенствование диалогической речи. Обучение пониманию вопросов по сказке

    Лексическая тема «Посуда». Расширение предметного словаря по теме. Формирование глагольного словаря: буду есть, буду пить, буду мыть, буду варить. Пополнение словаря прилагательными, обозначающими основные цвета

    Лексическая тема «Домашние птицы». Активизация речевого подражания. Развитие словаря существительными. Воспитание умения слушать литературное произведение (Сутеев В. «Цыпленок и Утенок»). Формирование грамматического строя речи, обучение употреблению предлога у в значении у кого. Развитие диалогической речи

    Лексическая тема «Домашние животные». Развитие пассивного словаря (существительные, прилагательные, глаголы). Формирование активного словаря. Обучение узнаванию предметов по словесному описанию. Активизация речевого подражания. Развитие диалогической речи

    Лексическая тема «Дикие птицы». Развитие активного словаря глаголами летать, клевать, кричать, сидеть. Развитие импрессивной речи, различение противоположных по значению прилагательных большой – маленький. Формирование грамматического строя речи, образование и различение глаголов 3-го лица единственного и множественного числа: что делает? Что делают? Развитие речевого слуха, упражнения в узнавании и различении звуковых сигналов

    Лексическая тема «Цветы». Расширение словаря существительными (одуванчик, ромашка, колокольчик, мак). Формирование общих представлений о цветах. Закрепление умения группировать предметы по признакам. Закрепление знаний основных цветов и умения их различать. Формирование умения составлять предложения по картинкам. Развитие диалогической речи

    Лексическая тема «Календарь». Формирование общих представлений о времени года. Закрепление умения составлять предложения по картинкам. Развитие речевого слуха, упражнения в узнавании и различении звуковых сигналов

    Диагностика

    Выявление динамики речевого развития ребенка

    Всего

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ Ы

    Занятие№1. Диагностика. Обследование речи ребенка. Выявление уровня речевого развития.

    Занятие №2. Лексическая тема «Семья». Формирование умения показывать и по возможности называть членов своей семьи

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Развитие внимания к неречевым звукам, чувства ритма (Упражнение «Хлопай как я»). Уточнение и развитие словарного запаса по теме «Семья», формирование умения показывать членов семьи (по семейным фотографиям и сюжетным картинкам). Обучение повторению за взрослым слов, обозначающих близких ребенку людей (мама, папа, баба, тетя, дядя, няня, ляля).

    Преодоление речевого негативизма, стимулирование желания говорит ь . Формирование положительного эмоционального настроя на совместную со взрослым работу.

    Рекомендации родителям . Учить называть родителей, родственников (мама, папа, баба, тетя и т.п.). Рассматривать фотографии всех членов семьи, показывать где мама, где папа.

    Занятие №3. Лексическая тема «Игрушки». Учить находить игрушки. Учить по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать игрушки.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Формирование правильного речевого диафрагмального дыхания и правильной артикуляции гласных звуков [у], [а], [о], [и] (Упражнение «Назови звук»). Уточнение и развитие словарного запаса по теме «Игрушки» (Упражнение «Внимательные глазки»). Формирование обобщающего понятия «игрушки». Развитие зрительного внимания, конструктивного праксиса в работе с разрезными картинками. Вызывание междометий. (Мячик упал в воду- «Ах! Ах! Ах!»; Кукла качается на качелях- «Ух! Ух! Ух!»; У мишки болит лапа- «Ох! Ох! Ох!»; Упали кубики- «Эх! Эх! Эх!» и т.д.).

    Рекомендации родителям . Расставлять перед ребенком знакомые игрушки и называть их. Предложить произносить звуки, которые производят эти игрушки (машина – «би-би», паровозик – «ту-ту», молоточек – «тук-тук» и т.п.).Читать стихотворения А.Барто «Игрушки».

    Занятие №4. Лексическая тема «Части тела». Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого. Формирование словаря по лексической теме (голова, руки, ноги, спина, живот и т.д.)

    Воспитание слухового внимания (Упражнение «Кто позвал?»). Формирование умения договаривать слова, словосочетания в потешках и стихотворениях на материале лексической темы «Части тела и лица» (Упражнение «Где же наши ручки?»). Обучение ориентировке в строении собственного тела (Упражнение «Покажи на себе и на кукле») . Развитие конструктивного праксиса, мелкой моторики, зрительного внимания (Упражнение «Собери Буратино»).

    Занятие №5. Лексическая тема «Туалетные принадлежности». Учить соотносить предмет со словесным обозначением (мыло, щетка, расческа и т.п.)

    Рекомендации родителям. Показать ребенку туалетные принадлежности: мыло, зубную щетку, зубную пасту, полотенце, расческу. Четко произносить их названия, рассказать и показать ребенку, для чего они нужны, как ими пользоваться. Рассказывать русские народные потешки «Водичка», «Расти, косонька, до пят»

    Занятие №6. Лексическая тема «Одежда». Формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание. Пополнение активного словаря за счет прилагательных, обозначающих цвет, пассивного словаря – за счет существительных, обозначающих детали одежды: воротник, кармашки.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Развитие внимания к неречевым звукам, чувства ритма (Упражнение «Хлопай как я»). Закрепление названий частей лица и тела, ориентировки в строении собственного тела (Упражнение «Собери пупса»).

    Уточнение и развитие словарного запаса по теме «Одежда». Формирование обобщающего понятия «обувь». Развитие подражания движениям (использование жестов «на», «дай») и речи взрослого, повторение слов НА и ДАЙ (Упражнение «Магазин одежды») . Развитие зрительного внимания, умения находить одинаковые по цвету предметы (Упражнение «Найди два одинаковых платья»), умения группировать предметы по цвету (Упражнение «Наряди кукол»).

    Рекомендации родителям. Знакомить ребенка с названиями предметов одежды. Учить самостоятельно одеваться и раздеваться. Поощрять самостоятельность ребенка, тренировать его в застегивании и расстегивании пуговиц. Читать ребенку стихи и сказки русских авторов.

    Занятие №7. Лексическая тема «Обувь». Формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание. Развитие подражательности, стимулирование речевого подражания.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Развитие внимания к неречевым звукам, умения различать их по одной из характеристик (тихий - громкий) (Упражнение «Внимательные ушки»). Уточнение и развитие словарного запаса по теме «обувь». Формирование обобщающего понятия «обувь». Формирование умения употреблять глагол повелительного наклонения (Упражнение «Дай задание игрушкам»). Развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса, зрительного внимания (Упражнение «Разрезные картинки»).

    Занятие №8. Лексическая тема «Мебель». Формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание. Развитие понимания чужой речи. Совершенствование диалогической речи. Обучение пониманию вопросов по сказке.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Развитие фонематического восприятия, способности различать гласные звуки по принципу контраста (Упражнение «Внимательные ушки»). Уточнение и расширение словарного запаса по теме «Мебель». Формирование обобщающего понятия «мебель». Формирование умения д ифференцировать в импрессивной речи формы существительных единственного и множественного числа мужского и женского рода в именительном падеже (Упражнение «Один-много»). Обучение узнаванию предметов по их назначению (Упражнение «Что для чего»).

    Рекомендации родителям. Вместе с ребенком рассмотреть мебель, которая есть в доме. Поупражнять ребенка в назывании предметов мебели. Побеседуйте об их назначении. Прочитайте сказку «Три медведя».

    Занятие №9. Лексическая тема «Продукты питания». Расширение словаря существительными по теме. Формирование грамматического строя речи, обучение употреблению глаголов: буду пить, буду есть.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Развитие внимания к неречевым звукам (Упражнение «Что звучит?»). Уточнение и расширение словаря по теме «Продукты питания», формирование обобщающего понятия «продукты питания». Формирование понимания противоположных по значению глаголов (Упражнения «Что делает?», «Назови действия»).

    Рекомендации родителям. Поощрять ребенка использовать в речи слова: суп, каша, хлеб, сок, чай, молоко, есть, пить, хочу, дай. Расскажите ребенку русскую народную сказку «Колобок».

    Занятие №10. Лексическая тема «Посуда». Расширение предметного словаря по теме. Формирование глагольного словаря: буду есть, буду пить, буду мыть, буду варить. Пополнение словаря прилагательными, обозначающими основные цвета.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Развитие внимания к неречевым звукам (Упражнение «Будь внимательным»). Уточнение и расширение словаря по теме «Посуда», формирование обобщающего понятия «посуда». Обучение узнаванию предмета для выполнения названных действий (Упражнение «Подбери предмет»). Формирование двухсловной фразы по модели: существительное в именительном падеже + глагол (Упражнение «Кто что делает»). Развитие конструктивного праксиса, мелкой моторики, зрительного внимания (Упражнение «Разрезные картинки»).

    Занятие №11. Лексическая тема «Домашние птицы». Активизация речевого подражания. Развитие словаря существительными. Воспитание умения слушать литературное произведение (Сутеев В. «Цыпленок и Утенок»). Формирование грамматического строя речи, обучение употреблению предлога у в значении у кого. Развитие диалогической речи.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Активизация речевого подражания, развитие слухового внимания, обучение дифференциации высоких и низких звуков (Упражнение «Кто как голос подает?»). Уточнение и расширение словаря по теме «Домашние птицы». Закрепление обобщающего понятия «домашние птицы». Обучение употреблению существительных в родительном падеже (Упражнения «Чего не хватает?», «Кого нет?»). Расширение глагольного словаря (неопределенная форма глагола) (Упражнение «Кто что умеет делать?»), обучение ответам на вопросы, развитие диалогической речи. Развитие внимания, памяти.

    Рекомендации родителям. Потренируйте ребенка в узнавании и назывании петуха, курицы, цыпленка, гуся, утки на картинках. Предложите ему изобразить этих птиц и показать, как они кричат. Почитайте ребенку народные потешки «Петушок», «Гуси-гуси».

    Занятие №12. Лексическая тема «Домашние животные». Развитие пассивного словаря (существительные, прилагательные, глаголы). Формирование активного словаря. Обучение узнаванию предметов по словесному описанию. Активизация речевого подражания. Развитие диалогической речи.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Активизация речевого подражания, развитие слухового внимания (Упражнение Кто в домике живет?»). Уточнение и расширение словаря по теме «Домашние животные». Закрепление обобщающего понятия «домашние животные». Обучение пониманию предложных конструкций с предлогами ПОД, ЗА, ОКОЛО (при демонстрации действий) (Упражнение «Кто где?»). Обучение выполнению двухступенчатых инструкций (Упражнение «Поручения»).

    Рекомендации родителям. Потренируйте ребенка в узнавании и назывании кота, собаки, коровы, коня, козы. Предложите ребенку изобразить домашних животных и показать, как они кричат. Почитайте русские народные потешки, сказку «Репка».

    Занятие №13. Лексическая тема «Дикие птицы». Развитие активного словаря глаголами летать, клевать, кричать, сидеть. Развитие импрессивной речи, различение противоположных по значению прилагательных большой – маленький. Формирование грамматического строя речи, образование и различение глаголов 3-го лица единственного и множественного числа: что делает? Что делают? Развитие речевого слуха, упражнения в узнавании и различении звуковых сигналов.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Развитиефонематического восприятия (различение близких по артикуляции гласных звуков [о]-[у]) (Упражнение «Разноцветные флажки»). Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие птицы». Формирование обобщающего понятия «дикие птицы». Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (Упражнения «Скажи ласково», «Назови детеныша»). Развитие зрительного внимания, формирование умения находить одинаковые предметы (Упражнение «Найди двух одинаковых птичек»).

    Занятие №14. . Лексическая тема «Дикие животные». Пополнение активного словаря существительными – названиями животных. Развитие диалогической речи, обучение отвечать на вопросы по простым сюжетным картинкам. Развитие речевого слуха, упражнения в узнавании и различении звуковых сигналов.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Активизация речевого подражания. Развитие фонематического восприятия (Упражнение «Правильно-неправильно»). Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные». Формирование обобщающего понятия «дикие животные». Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода единственного числа (Упражнения «Про кого я расскажу?», «Подбери признак»).

    Рекомендации родителям. Побывайте с ребенком в зоопарке или цирке, где он сможет понаблюдать за животными. Введите в словарь ребенка глаголы прыгать, бегать, спать, стоять. Прочитайте ребенку и разучите с ним небольшие стишки.

    Занятие №15. Лексическая тема «Транспорт». Уточнение и обогащение словаря. Обучение пониманию пространственных отношений, выраженных предлогами: на, за, около, от, из. Формирование грамматического строя речи, согласование местоимений мой, моя с существительными мужского и женского рода.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Активизация речевого подражания. Развитие слухового внимания, различение транспортных шумов (Упражнение «Звуки улицы»). Уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт». Формирование обобщающего понятия «транспорт». Обучение пониманию наречий, выражающих пространственные отношения (впереди-сзади, вверху-внизу, далеко-близко, справа-слева) (Упражнение «Что где?»). Развитие мелкой моторики, конструктивного праксиса, зрительного внимания (Упражнение «Разрезные картинки»).

    Рекомендации родителям. На прогулках вместе с ребенком понаблюдайте за транспортом, потренируйте его в назывании транспорта. Дома используйте для этого картинки в книжках. Почитайте ребенку рассказы и стишки о транспорте. Поощряйте ребенка в стремлении самостоятельных высказываний и заучивании небольших стишков.

    Занятие №16. Лексическая тема «Цветы». Расширение словаря существительными (одуванчик, ромашка, колокольчик, мак). Формирование общих представлений о цветах. Закрепление умения группировать предметы по признакам. Закрепление знаний основных цветов и умения их различать. Формирование умения составлять предложения по картинкам. Развитие диалогической речи.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Активизация речевого подражания. Развитие фонематического восприятия (Упражнение «Слушай внимательно»). Уточнение и расширение словаря по теме «Лето. Цветы». Формирование обобщающего понятия «цветы». Составление предложения по выполняемому действию. Обучение выполнению двухступенчатых инструкций. Развитие диалогической речи. Закрепление знания основных цветов и умения их различать (Упражнение «Букет для мамы»).

    Занятие №17. Лексическая тема «Праздники» (мамин праздник, Новый год). Дальнейшее пополнение словарного запаса существительными. Обучение узнаванию предметов по словесному описанию. Закрепление умения составлять предложения по сюжетным картинкам.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Развитие внимания к неречевым звукам, умения различать их (Упражнение «Что звучит?»). Развитие умения подбирать прилагательные к существительному (Упражнение «Моя мама»). Обучение употреблению существительных в предложном падеже с предлогом О (Упражнение «О чем мечтает мама?»).

    Рекомендации родителям. Сделайте вместе с ребенком открытку, посвященную празднику. Побеседуйте с ребенком о том кого поздравляют. Поощряйте стремление ребенка к самостоятельному высказыванию.

    Занятие №18. Лексическая тема «Календарь». (Времена года). Формирование общих представлений о времени года. Закрепление умения составлять предложения по картинкам. Развитие речевого слуха, упражнения в узнавании и различении звуковых сигналов.

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Дыхательные упражнения. Воспитание правильного диафрагмального дыхания, выработки длительной воздушной струи (Упражнение «Кораблики»). Уточнение и расширение словаря по теме «Лето». Обучение пониманию вопросов по прочитанной сказке со зрительной опорой. Развитие диалогической речи (Упражнение «Чтение сказки»).

    Рекомендации родителям . Побеседуйте с ребёнком о времени года, которое наступило, понаблюдайте его приметы. Почитайте ребёнку потешки, стихи детский поэтов о времени года.

    Занятие №19. Диагностика. Выявление динамики речевого развития ребенка

    Методическое обеспечение программы

      Дедюхина Г. В., Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. – М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997.

      Логопедия / Под ред. Л. Волковой. - М., 1989.

      Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий. – М.: ПАРАДИГМА, 2012.

      Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в младшей группе детского сада. - СПб., Детство-пресс, 2014.

      Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3-7 лет). - Спб., Детство-Пресс, 2011.

      ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный проект)/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

      Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. и др. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. –М., Просвещение , 2008.