Проверь слух. Три верных способа проверить свой слух

Проверка слуха осуществляется 2 основными группами методов: объективными и субъективными. Объективные методы основаны на возникновении безусловных рефлексов. К субъективным методам относятся акуметрический и аудиометрический методы.

Мучает какая-то проблема? Введите в форму "Симптом" или "Название болезни" нажмите Enter и вы узнаете все лечении данной проблемы или болезни.

Сайт предоставляет справочную информацию. Адекватная диагностика и лечение болезни возможны под наблюдением добросовестного врача. У любых препаратов есть противопоказания. Необходима консультация специалиста, а также подробное изучение инструкции! .

Методы оценки слуха

Объективные методы исследования слуха не требуют непосредственного активного участия пациента и чаще используются в детской практике (у новорожденных детей и детей до 3 лет).

Все новорожденные дети проходят аудиоскрининг — изучение слуха с помощью фиксации отоакустической эмиссии.

Объективный тест на сохранность слуха используется:

  • Для диагностики у инвалидов, больных, находящихся в коматозном состоянии;
  • Для решения спорных вопросов экспертизы и реабилитации.

Акуметрический метод включает исследование слуха разговорной и шепотной речью, исследование камертонами. Аудиометрический метод — исследование слуха на аудиометре.В практике врача-оториноларинголога применяются оба этих метода.

Показания к обследованию ушей

Слух проверяют на профосмотрах у работников, занятых на шумных производствах. Проверка проводится сначала акуметрическим методом, а затем аудиометрическим.

Слух проверяют на водительской комиссии.

В детской практике при отсутствии жалоб слух врач проверяет слух ребенка при оформлении в детский сад и школу. Если пациент (взрослый или ребенок) жалуется на боль в ухе, заложенность, снижение слуха, то врач-оториноларинголог проводит проверку слуха до и после назначения лечения.

Диагностика барабанных перепонок

Представим ситуацию: на прием к лор-врачу обратился человек с жалобами на снижение слуха. Доктор собрал анамнез, выявил жалобы, произвел осмотр.

Если в ухе нет никаких инородных предметов или серных пробок, которые часто будут причиной снижения слуха, врач приступает к проверке слухового анализатора.

Видео

Акуметрический метод проверки

  1. Проверка разговорной речью. Доктор или медсестра просят пациента стать в определенном месте кабинета, закрыть одно ухо рукой или ватными берушами, отвернуться к стене или закрыть глаза. Зачем отворачиваться или закрывать глаза? Многие, того не зная, умеют «читать» по губам.

    Чтобы исследование было достоверным, нужно исключить этот «вспомогательный» маневр. Как пациент готов, врач подходит вплотную и говорит громким и четким голосом цифры или слова. Используются слова и цифры, содержащие как звонкие, и глухие согласные: чашка чая/кошка/мышка и домик/девочка/лягушка.

    У детей чаще используют словосочетания понятные детям, а при исследовании взрослых — цифры. Врач постепенно отступает от пациента, продолжая произносить слова, пока расстояние между врачом и пациентом не составит 6 метров.

    Затем такая же процедура повторяется с другим ухом. 6 метров — минимальное расстояние, на котором здоровое ухо слышит разговорную и шепотную речь.

  2. Проверка шепотной речью. После подготовки пациента (такой же, как и при проверке разговорной речью), врач или медсестра произносят громким четким шепотом словосочетания и цифры, постепенно отдаляясь от проверяемого, пока расстояние между ними не достигнет 6 метров.

    Если у проверяемого человека слух по разговорной речи 6:6 и по шепотной речи 6:6 — он здоров по слуху и может быть принят на любую работу, даже в шумном производстве. Если же слух снижен, и как минимум одно ухо слышит на расстоянии меньше 3 метров — такой пациент не может быть допущен к работе в шумном производстве и на высоте.

    При проверке у детей, особенно дошкольников, уместно произносить словосочетания, знакомые им: названия животных, имена сказочных героев. Можно не говорить слово, а задать ребенку вопрос, требующий ответа, например: «любишь конфеты». (шуточная проверка).

  3. Камертональные тесты. Проверка камертонами используется обычно не при профилактических осмотрах, а при обращении с жалобами на одно- или двустороннее снижение слуха. Камертон — музыкальный инструмент, выдающий чистый звук определенной частоты.

    В медицине в основном используются камертоны с частотой звучания 128 (С128) и 2048 (С2048) в секунду. Применяются 3 камертональные пробы: Вебера, Ринне, Швабаха.


Аудиометрический метод проверки

Проверка на аппарате проводится с помощью аудиметра. Аппарат генерирует звуковой сигнал разной интенсивности (от 0 до 120 дБ) на разных частотах (от 125 Гц до 8000 кГц).

Сначала проверяется воздушная проводимость, затем костная. Порогом слышимости считается восприятие сигнала интенсивностью 10 дБ на частоте 125 Гц.

Как проводится аудиометрия? Сначала проверяют воздушную проводимость — проверяемому одевают наушники и в каждое ухо по отдельности подается звуковой сигнал одинаковой интенсивности на разных частотах, затем интенсивность увеличивается.

Как только пациент слышит звук, даже самый тихий, он нажимает на кнопку. Сигнал фиксирует оператор аудиометра и переносит на аудиометрический бланк. Воздушная проводимость фиксируется для каждого уха в отдельности.


За тем измеряют костную проводимость — на сосцевидный отросток (за ухом) устанавливают костный микрофон, принцип подачи сигнала такой же, как и при измерении воздушной проводимости. Костная проводимость обычно ниже воздушной, на аудиограмме между ними есть небольшой интервал.

В детской практике иногда используют аудиометры, производящие не просто звуковой сигнал, а определенное для каждой частоты слово, постоянно увеличивая интенсивность звука.

Почему при заболеваниях снижается слух

Снижение слуха при разных заболеваниях может быть обратимым и необратимым. Обратимые изменения чаще связаны с воспалением клеток наружного, среднего или внутреннего уха, воспалением и сужением слуховой трубы.

Необратимые изменения связаны с гибелью клеток рецепторного аппарата или слуховой зоны коры головного мозга.

Причины ухудшения слуха можно разделить на 2 большие группы:

  • Нарушение звукопроведения;
  • Нарушение звуковосприятия.

Нарушение звукопроведения связано с заболеваниями звукопроводящего аппарата:

  • Наружного слухового прохода (наружный отит, серная пробка, инородные тела слухового прохода);
  • Среднего уха (острый и хронический средний отит, экссудативный отит, тубоотит, мирингит);
  • Внутреннего уха (лабиринтит).

При этих заболеваниях слух снижается из-за того, что звук не распространяется правильно по слуховому проходу, не воспринимается барабанной перепонкой, не усиливается цепью слуховых косточек. Изменения слуха при нарушении звукопроведения чаще обратимы и проходят после надлежащего лечения.

Нарушение звуковосприятия является более сложной патологией, по разным причинам страдает работа рецепторного аппарата внутреннего уха и/или слуховой зоны коры головного мозга.

Изменения бывают вызваны:

  1. Травмой: черепно-мозговая травма, перелом пирамиды височной кости, баротравма;
  2. Инфекционным заболеванием, особенно у детей: грипп, корь, краснуха, клещевой энцефалит;
  3. Приемом ототоксических препаратов: гентамицин, другие аминогликозиды;
  4. Дисметаболическими нарушениями: микроангиопатия при сахарном диабете;
  5. Возрастными изменениями: в результате атеросклеротического поражения сосудов головы и шеи страдает кровоснабжение внутреннего уха и развивается старческая тугоухость.

Снижение слуха при нарушении звуковосприятия иногда бывает излечимо, но требует более долгого и упорного лечения специфическими препаратами:

  • Нейро- и ангиопротекторы;
  • Препараты улучшающие трофику тканей;
  • Блокаторы гистаминовых рецепторов.

Как проверить слух на эффективность лечения

Улучшение слуха как критерий выздоровления можно учитывать при лечении заболеваний звукопроводящего аппарата (отит/мирингит.).

Курс лечения обычно составляет 7-10-14 дней, редко больше. И в случае выздоровления пациент сам отмечает улучшение слуха.

При поражении звуковоспринимающего аппарата, достоверным критерием эффективности лечения считается улучшение слуха (по результатам акуметрии и аудиометрии) при неоднократном исследовании после 3 месяцев приема назначенных препаратов.

Возможные последствия тугоухости

Заболевание, связанное с нарушением слуха, в медицине называют тугоухостью. Она может отличаться по степени тяжести и причине возникновения. Тугоухость носит временный или постоянный характер. Она может быть излечимой или прогрессирующей. В зависимости от тяжести тугоухости и времени ее возникновения влияние на жизнь больного будет разным.

Наиболее сложно определить тугоухость у ребенка. Чаще она проявляется в том, что нет реакции на громкие звуки. Ребенок не теряет слух полностью, но он не может улавливать часть звукового спектра. Ситуация приводит к замедленному развитию речи. Ребенок плохо говорит, имеет небольшой словарный запас, не реагирует на просьбы взрослых.

Если тугоухость не лечить в течение долгого времени, то происходят разрушительные процессы в коре головного мозга. Постепенно область, отвечающая за слух, начинает уменьшаться в размерах и полностью атрофируется. Восстановить работу мозга до первоначального состояния уже невозможно.

В школьном возрасте это приводит проблемам во время обучения. Дети со средней и тяжелой формой тугоухости вынуждены обучаться в школах. Они менее адаптированы к самостоятельной жизни. Легкая форма тугоухости чаще характеризует больных как невнимательных, отвлеченных личностей. Про них часто говорят, что они слышат только то, что хотят. Каждый день для них является повышенным стрессом, приходится прислушиваться к каждому слову, чтобы получить весь объем информации.

Наиболее выраженные последствия носит средняя и тяжелая тугоухость, которые не поддаются лечению или переходят в запущенную форму. При умеренной тяжести заболевания человек старается занимать позицию обороны, он меньше участвует в общественной жизни, начинает постепенно изолироваться. В разговорах больной либо доминирует, либо старается уклониться от него.

Чем тяжелее становится тугоухость, тем сложнее скрыть ее от окружающих. При отсутствии лечения, больной ограничивает социальные контакты, избегает массовых мероприятий. Недоверие и враждебное отношение к окружающему миру приводит к появлению паранойи и изоляции. Иногда проявляется агрессия и злоба по отношению к близким.

В случаях тяжелой тугоухости и отсутствии лечения заболевания, среди последствий выделяют полное разрушение социальной жизни, алкоголизм, наркомания, как попытка убежать от окружающей реальности. В конечном счете, больного ждет переход в «глухой» мир. При обнаружении проблем со слухом необходимо вовремя проводить диагностику и начинать лечение.

Сколько стоит проверка слуха

Диагностика тугоухости может проводиться в городской поликлинике по медицинскому полюсу или в платном центре. В первом случае процедура будет бесплатной, но она может не отвечать требованиям конкретной ситуации.

В платном центре возможно проведение более широкого спектра исследований.

  1. Осмотр ЛОР-врача — это первый этап выявления проблем со слухом. Врач проводит осмотр ушной раковины, исследует барабанную перепонку на предмет повреждений. Осуществляет речевое исследование. Стоимость приема у врача в зависимости от медицинского центра составляет от 1000 до 1500 рублей.
  2. Исследование камертонами. Это обследование необходимо для выявления воздушной и костной проводимости. Для исследования применяется набор камертонов с разной тональностью. Метод относится больше к субъективным, полностью зависит от профессионализма врача. Его цена составляет около 500 рублей.
  3. Для выяснения громкости, которую слышит человек, проводится речевую аудиометрию. Исследование производится в звуконепроницаемой комнате. Все результаты записываются на пленку. Стоимость составляет около 1000 рублей.
  4. В серьезных случаях, когда возможно нарушение работы головного мозга, необходимо проведение МРТ. Стоимость обследования составляет около 2000 рублей.
  5. Электрокохлеография требуется для диагностики активности улитки и слухового нерва. Стоимость составляет от 1200 рублей.

Стоимость платных услуг по диагностике тугоухости будет разной в разных медицинских центрах. Наиболее низкие цены в государственных учреждениях, предоставляющих платные услуги.

Где можно быстро и проверить слух

Самая первая проверка слуха проводится у новорожденного в послеродовом отделении. Если первый тест был успешным, но у родителей возникают сомнения относительно слуха малыша, необходимо обратиться к ЛОР-врачу в городскую поликлинику. Врач проведет осмотр и осуществит необходимые исследования.

Если есть подозрения на наличие серьезных отклонений он может выдать направление в специализированные исследовательские институты. В Москве выделяют 2 центра.

  1. НКЦ оториноларингологии. Располагается на Волоколамском шоссе. Центр оказывается все виды медицинской помощи при ЛОР-заболеваниях. В структуру комплекса входят лаборатории, исследовательские центры, поликлиника. Работают специалисты широкого профиля. В НКЦ можно получить консультацию, провести полное обследование, сделать хирургическое вмешательство.
  2. НИИ педиатрии. Научный центр Здоровья детей РАМН — это структура широкого профиля. Она включает поликлинику, стационар, научное подразделение. Основная задача НИИ — оказание медицинской помощи по всем основным направлениям.

Все исследования, которые связаны с тугоухостью, можно провести и в платных диагностических центрах. Таковые есть в каждом городе. Главную роль играет не название клиники, а подготовка и профессионализм врача, который будет проводить процедуру.

Что дает проверка слуха

Проверка слуха может потребоваться в разном возрасте.

Своевременное проведение диагностических исследований дает свои результаты.

  1. В случае острой тугоухости диагностика проводится в условиях стационара. Там же оказывается экстренное комплексное лечение. Чаще это антигистаминные препараты, антибиотики, капли для ушей. Лечение направлено на восстановление слуха, на устранение воспалительного очага.
  2. При частых заболеваниях у детей, особенно если они связаны с разрастанием аденоидов, диагностика необходима, чтобы выявить нарушение слуха. Появление тугоухости является прямым показателем для оперативного вмешательства.
  3. Диагностика тугоухости, вызванной инфекционными заболеваниями, позволяет полностью устранить очаг инфекции, провести адекватное лечение. Своевременная помощь предотвращает прогрессирование заболевания. Слух восстанавливается полностью.
  4. При аномалиях развития органов слуха своевременная диагностика позволяет вовремя принять меры. В отдельных ситуациях возможно хирургическое вмешательство или установка слуховых аппаратов. Корректировка позволит ребенку слышать весь спектр звуков, его речь и все отделы головного мозга будут развиваться хорошо.

Без диагностики тугоухость будет постепенно прогрессировать, что приведет к непоправимым последствиям в жизни больного.


5 / 5 ( 4 голоса )

От идиллических предыдущих веков наше время отличается, в частности, и тем, что сверхмощные звуковые атаки на наши уши заметно участились и стали более интенсивными. Природа не предполагала, что такое ее создание, как человек, может значительную часть своего времени проводить в кузнечном цехе, на рок концерте или на испытаниях баллистических ракет, поэтому и не предусмотрела соответствующих защитных механизмов.

Конечно, со временем, с помощью эволюции природа защитит нас и от этой напасти, но на это уйдет несколько десятков тысяч лет. Поэтому, заметив признаки ухудшения слуха, лучше обратиться к врачу, а не ожидать сорок-пятьдесят тысяч лет, пока неторопливая Природа наконец не обратит на вас внимание. Желательно при этом прийти к врачу, уверенным в том, что процесс ухудшения слуха действительно имеет место. Для этого следует уметь проверять слух в домашних условиях.

Методы проверки слуха

Существует , которые можно успешно применить в домашних условиях.

Проверка слуха громкой речью или же шепотом

Самый простой из них, это проверка слуха громкой речью или же шепотом. Здесь не понадобятся накрученные японские компьютеры или немецкие механизмы, изготовленные со швейцарской точностью. Достаточно находиться в помещении, где существует возможность двум людям находиться на расстоянии семь метров.

Проверяемый человек отходит на расстояние около шести метров от проверяющего, поворачивается к нему только одним ухом, а второе закрывает, например, пальцем. Нормой является, если проверяемый повторил полностью все слова, произнесенные шепотом, причем предпочтительней произносить цифры.

Если же произнесенные фразы полностью не расслышаны, в этом случае следует уменьшить расстояние между ними, и поступать так до тех пор, пока человек не сможет повторить все фразы в точности. Если шепот даже на маленьком расстоянии не слышен, следующую проверку начинают с разговорной речи, а второе ухо рекомендуют изолировать специальной щеткой.

Заткните указательным пальцем одно ухо, средним пальцем скребите по указательному, при этом будет создаваться «шум». Помощник должен стоять примерно в шаге и должен шептать числа, и нормальный слух даст возможность их услышать.

Если слух ухудшился вследствие , то восстановлению он вряд ли подлежит, здесь важно не дать ухудшиться состоянию. Сопровождающую вашу жизнь и работу шумовую нагрузку следует снижать, ведь кроме ухудшения слуха, она моет привести и к болезням сердечно-сосудистой системы.

Метод «гороховых проб»

Известен и метод «гороховых проб», для осуществления которого следует подобрать четыре пластиковых контейнера от «Киндер-сюрприза». Один из них оставляем пустым, второй заполняем на треть горохом, третий гречкой, а четвертый манной крупой.

Для проведения тестирования диагностике для ребенка выбирают наиболее удобное положение. Он может лежать, сидеть или находиться на руках. Проводящий исследование человек должен встать лицом к ребенку и наблюдать реакцию ребенка на звук.

Процедура диагностики заключается в том, что в одну руку берется пустой контейнер, а в другую наполненный, и их следует одновременно трясти на расстоянии до тридцати сантиметров от правого и левого уха синхронными движениями. Начинают с манки и, если по реакции ребенка слышно, что он различает шелест манки, слух у него хороший, и дальнейшие испытания можно не проводить. Однако, малыши, возрастом до четырех месяцев могут шуршание манки и не расслышать, для такого возраста, это вариант нормы, и испытания продолжаются уже с гречкой и горохом. После наступления возраста в четыре месяца должны хорошо распознаваться звуки от всех заполненных коробочек, в противном случае

Простые и доступные методики проверки слуха в домашних условиях у детей младенческого и раннего возраста

Зачем проверять слух у ребенка

Даже небольшое снижение слуха ребенка может негативно сказаться на развитии речи. Нарушения слуха могут быть как временными, так и стойкими. При тяжелых нарушениях слуха без специальной помощи малыш не сможет овладеть речью, так как не слышит взрослого и себя и не может подражать речи. Бывают случаи, что ребенок теряет слух когда уже научился говорить (например, в 2, 5 – 3 года). В этом случае малыш также может потерять речь, если ему своевременно не будет оказана специальная помощь педагога для сохранения имеющейся речи. Обучением детей с нарушениями слуха занимаются сурдопедагоги.

Слух может снижаться в результате наследственных заболеваний, инфекционных болезней (свинка, корь, скарлатина), отитов, тяжелого гриппа, после лечения с применением антибиотиков. Проверку слуха делает врач – отоларинголог (лор) в детской поликлинике.

Проверку слуха малыша нужно сделать уже в первые же месяцы его жизни. Так как от срока начала обнаружения проблемы и своевременной педагогической помощи зависит, насколько хорошо будет развиваться ребенок.

Первоначальную проверку слуха можно сделать дома. Из этой статьи Вы узнаете простые и доступные методики определения слуха у самых маленьких детей, которые можно использовать для домашнего обследования слуха ребенка. Эти методики также могут использовать воспитатели детских садов чтобы уточнить причины проблем ребенка — узнать, слышит ли их ребенок или у него наблюдаются проблемы поведения и речи, потому что он плохо слышит. Если обнаруживаются проблемы — то ребенка нужно обязательно показать врачу — лору.

Развитие слуха у младенца: что нужно знать о развитии слуха ребенка первого года жизни

В первые две – три недели жизни слышащий ребенок вздрагивает от громких звуков.

В первые три месяца жизни малыша Вы можете увидеть, как в ответ на звук у него появляется слуховое сосредоточение (широко открыл глаза, прекратил движения, повернулся в сторону мамы). Такое замирание ребенка в ответ на голос появляется обычно в возрасте двух – трех недель.

Это проще всего проверить во время крика ребенка. Если ребенок кричал, а в это время Вы подали неожиданно длительный звуковой сигнал недалеко от ребенка (например, позвонили в колокольчик), то он замирает, перестает двигаться и замолкает.

В 1-3 месяца хорошо слышащий ребенок оживляется в ответ на голос мамы.

В один месяц малыш поворачивается в ответ на звук голоса позади его.

В три – шесть месяцев младенец также в ответ на звук широко открывает глаза, поворачивается в сторону звука.

С 4 месяцев ребенок может сначала посмотреть глазами в сторону звука, а затем уже повернуть голову в эту сторону. У недоношенных детей эта реакций появляется позже. Впервые такая реакция наблюдается на голос мамы. Также с 4 месяцев малыш поворачивает голову в сторону звучащей игрушки.

Слышащий ребенок в 3-6 месяцев не любит резких звуков, вздрагивает от них (например, если кто-то вдруг позвонил в квартиру), широко открывает глаза и замирает. Может закричать в ответ на резкий звук или заплакать.

Показателем хорошего развития слуха также является гуление и лепет. В возрасте примерно 4-5 месяцев и старше гуление у здорового ребенка постепенно перерастает в лепет. В ответ на появление близкого взрослого малыш интенсивно лепечет. В возрасте 8-10 месяцев лепет развивается и в нем постоянно появляются новые слоги и звуки (если взрослый разговаривает с ребенком, поддерживая его лепет). У плохо слышающего ребенка лепет появляется, но далее не развивается, так как он не может подражать взрослому.

С шести месяцев ребенок может найти источник звука (голос, колокольчик, музыкальную игрушку), находящуюся справа, слева, сзади от него (если он не видит источника звука и ориентируется только по слуху). У недоношенных детей или детей с проблемами слуха этого не происходит и они остаются на уровне младенца возраста 3-6 месяцев. То есть реагируют широким открытием глаз, замирают, кричат. Но не могут найти источник звука. Они научатся этому чуть позже.

Это очень важно: до четырех – четырех с половиной месяцев развитие глухого или плохо слышающего ребенка ничем не отличается от развития слышащего малыша! Все дети – даже глухие – гулят! И дальше все дети — и глухие дети в том числе — переходят от гуления к лепету. Но с этого момента у плохо слышащего ребенка начинается отставание в развитии. И эти отличия резко нарастают с каждым месяцем.

Если же нарушение слуха было обнаружено сразу же и малышу оказали медицинскую помощь и подобрали индивидуальный слуховой аппарат, а также проводят с ним дома упражнения, рекомендованные сурдопедагогами, то отставания в развитии такого малыша не будет! Гуление у него плавно переходит в лепет, лепет развивается как у обычного ребенка. И ребенок овладевает речью естественным образом. Ребенок слышит речь, понимает, начинает говорить как и «обычные» слышащие его сверстники. А к трем годам уже вовсю рассказывает, задает вопросы- словом, он обычный малыш! Чего не скажешь о глухих и слабо слышающих детях, которые были без помощи до трех лет и поэтому в три года они «немые», то есть не говорят вообще! Хотя имеют отличный потенциал умственного и речевого развития.

Поэтому очень важно вовремя оказать помощь малышу. Если ее не могут оказать в Вашем городе, то всегда можно обратиться в областной центр или в клинику крупного города. Так как именно срок начала помощи слабослышающему ребенку – это самый важный фактор. Гораздо труднее начинать в три года помогать ребенку овладеть речью, когда время уже упущено и он целых три года ничего не слышал!

И еще один важный момент – в случае проблем со слухом у ребенка обычно родители думают прежде всего о враче. Но чтобы помочь ребенку стать полноценным человеком такому малышу очень нужен прежде всего сурдопедагог! Именно сурдопедагог научит Вас развивать Вашего плохослышащего малыша, научит обучающим упражнениям для него, проконсультирует Вас, как лучше общаться дома с Вашим малышом с учетом его особенности, проведет занятия и покажет Вам нужные Вашему ребенку игры и обучит Вас правильно их проводить дома. Именно развивающие занятия с сурдопедагогом – это залог нормального развития ребенка. Просто операция (сейчас делают операции, которые помогают глухим детям начать слышать) без коррекционных занятий с малышом не может полноценнно помочь ребенку овладеть речью. В случае же содружества семьи и сурдопедагога с врачом удается добиться того, что плохо слышащий ребенок будет полноценно говорить и общаться и жить обычной полноценной жизнью.

Ниже в этой статье Вы найдете:

Часть 1 — методика проверки слуха у ребенка первого года жизни в домашних условиях

Часть 2 — методика проверки слуха у ребенка второго — третьего года жизни.

Часть 1. Как проверить слух младенца (ребенка первого года жизни) дома

Дома можно проверить слух малышей (даже в возрасте первых месяцев жизни) с помощью метода гороховых проб . Этот метод был предложен Институтом раннего вмешательства Санкт- Петербурга. Метод могут использовать педагоги и родители малышей.

Как сделать материалы для проверки слуха ребенка первого года жизни.

Возьмите четыре одинаковых пластмассовых баночки из-под киндер- сюрприза или старой фотопленки.

Баночки нужно заполнить так:

Баночка №1. Заполняем на одну треть нелущеным горохом.

Баночка №2. Заполняем на одну треть гречкой – ядрицей.

Баночка №3. Заполняем на одну треть манкой.

Баночка №4. Остается пустой.

Почему именно этот наполнитель используется для проверки слуха и нельзя его менять в данной методике:

— сотрясение гороха создает звук интенсивностью 70-80 дБ,

— сотрясение гречки создает звук интенсивностью 50-60 дБ,

— сотрясение манки создает звук интенсивностью 30-40 дБ.

Если Вы будете использовать баночки неоднократно для проверки слуха ребенк а в течение первого года жизни, то меняйте наполнители через три месяца . Например, если Вы провели гороховую пробу в трехмесячном возрасте Вашего малыша и хотите ее повторить в шестимесячном возрасте –то поменяйте наполнители в баночках.

Методика проверки слуха ребенка первого года жизни дома

Проверку слуха проводит мама малыша с еще одним близким взрослым. Нужно проводить проверку слуха тогда, когда ребенок хорошо себя чувствует, сытый, здоровый. Лучше это делать за час до кормления или через час после кормления.

Нужно положить малыша на столик или посадить на руки близкого хорошо знакомого его взрослого (например, бабушки, которая часто ухаживает за ребенком или папы малыша). Этого взрослого – Вашего ассистента нужно предупредить, чтобы он не двигался в момент подачи Вами звуков.

Начните ласково разговаривать с ребенком, привлекая его внимание к себе.

Теперь возьмите в правую руку баночку №3 (манка), а в левую – баночку №4 (пустая). Потрясите баночками рядом с ушками малыша на расстоянии 20-30 см от его ушек. Движения Ваших рук должны быть одинаковыми и симметричными. Затем поменяйте баночки местами – возьмите в левую руку баночку №3 (манка), а в правую – баночку №4 (пустая баночка).

Наблюдайте за Вашим малышом – реагирует ли он на звучание баночки с манкой? Широко открывает глаза, замирает или наоборот движения стали вдруг намного активнее, моргает, ищет источник звука, поворачивает глаза или голову в сторону источника звука?

Если никаких реакций на баночку №3 у ребенка нет, то берем баночку №2 (гречка) и начинаем проверку слуха с этой баночкой.

Если нет реакции и на баночку с гречкой, то берем баночку с горохом (баночка №1) и проверяем слух ребенка с ее помощью.

Почему нужна именно эта последовательность использования баночек при проверке слуха малыша и ее нельзя изменять. Дело в том, что ребенок достаточно быстро перестает реагировать на звуки, которые он слышит. Поэтому мы начинаем обследование слуха с самой «тихой» баночки и только в последнюю очередь берем самую «громкую» баночку. Если ребенок явно реагирует на баночку с манкой, то другие баночки можно и не предъявлять.

Чтобы более точно оценить результаты проверки слуха нужно учесть два важных нюанса:

— От звука до реакции ребенка на него может пройти до трех – пяти секунд. Новый звук можно подавать только тогда, когда полностью стихнет реакция на предыдущий звук.

— Желательно каждый раз перед новым звуком ласково уложить голову малыша на затылок (если он повернул головку в сторону предыдущего звука).

Как интерпретировать результаты проверки слуха с помощью «гороховой пробы»:

До 4 месяцев ребенок реагирует на баночки с гречкой и горохом, и не реагирует на звучание баночки с манкой. Это нормально!

— При нормальном слухе у ребенка старше 4 месяцев есть явные ориентировочные реакции на звучание всех трех баночек (манка, гречка, горох). Он поворачивает голову или глаза в сторону источника звука.

При нарушении слуха ребенок до 4 месяцев или вообще не реагирует на звучание баночек с горохом и гречкой, или то реагирует, то не реагирует.

— После 4 месяцев при нарушении слуха ребенок не может определить источник звука. Или не реагирует на звучание даже одной из баночек.

Реакции ребенка первого года жизни на звук, который он слышит

Ниже дан список наиболее информативных для нас безусловно – рефлекторных реакций младенцев на звуки (если есть такие реакции или одна из этих реакций на звук в «гороховой пробе» –значит, малыш этот звук слышит):

— мигание век,

— вздрагивание всего тела,

— замирание (застывание) ребенка,

— движение ручек и ножек, разведение рук и ног в стороны,

— поворот головы к источнику звука или, наоборот, он него (в случае резкого звука),

— нахмуривание бровей, зажмуривание глаз,

— сосательные движения,

— изменение ритма дыхания,

— широкое открывание глаз.

Обратите внимание: Если каждый раз ребенок поворачивает голову в одну и ту же сторону, независимо от того, в какой руке находится звучащая баночка, то это может быть признаком односторонней потери слуха. Такому малышу нужно аудиологическое обследование.

Можно ли проводить гороховую пробу с ребенком после года? Нет. Ребенок после года уже не будет так реагировать на шум баночки, поэтому тест будет не информативный.

Упражнения для развития слуха и слухового сосредоточения для детей первого года жизни по месяцам даны в рубрике сайта

Часть 2. Как проверить слух ребенка с года до трех лет (в раннем возрасте)

Ребенок раннего возраста может реагировать на звуки также как и взрослый и хорошо воспринимает и понимает шепот с расстояния в шесть метров.

Если ребенок в полтора – два года практически не говорит или говорит очень плохо, то в первую очередь специалисты проверяют слух малыша. Так как нарушения слуха – очень частая причина проблем с речью ребенка.

Дома мы можем проверить слух ребенка раннего возраста с помощью специально построенного разговора с ним. Методика разработана в Институте коррекционной педагогики РАО.

Первый способ проверки слуха у ребенка 1- 2 лет

Поставьте перед ребенком хорошо известные ему игрушки, названия которых он хорошо знает. Уберите со стола с этими игрушками всё лишнее чтобы ничего не мешало и не отвлекало Вашего малыша. Попросите «дай куклу», «покажи мячик», «где собачка? Где у собачки хвостик?» «где у куклы ротик, глазки,носик» и т.д.

Сначала просьбы и вопросы к малышу задавайте, стоя рядом с малышом и говоря четким шепотом. Потом отойдите на расстояние 6 метров. Сначала просите четким шепотом. Если ребенок не слышит – то погромче (разговорная громкость голоса).

Если малыш не смог выполнить Вашу просьбу, то подойдите к нему и повторите ее на небольшом расстоянии от малыша разговорным голосом. Потом снова отойдите подальше и повторите эту же просьбу шепотом (Это делается для того, чтобы убедиться, что малыш понимает содержание просьбы).

Как интерпретировать результаты проверки слуха этим методом:

Нормально слышащий малыш выполнит Ваши просьбы, данные ему шепотом с расстояния в шесть метров . Если же он не слышит Вашего шепота, а выполняет просьбы, только когда Вы говорите голосом разговорной громкости с расстояния в шесть метров – то лучше перепроверить слух малыша у специалистов.

Дети раннего возраста очень непосредственные и подвижные и не умеют еще управлять своим поведением. Поэтому не всегда удается проверить их слух этим методом. Некоторые малыши просто не хотят слушать и показывать картинки и возникает ложное впечатление, что у ребенка плохой слух. А на самом деле, возможно, он просто не хотел выполнять задания – ему было неинтересно. Что же делать? Нам поможет второй способ проверки слуха у детей раннего возраста.

Как проверить слух ребенка в возрасте 1-2 года: второй способ

Для проверки слуха ребенка Вам понадобится помощник. Это может быть папа, бабушка, дедушка, старшая сестра или брат малыша — то есть близкий ему, очень хорошо знакомый человек.

Мама берет малыша на ручки и садится вместе с ним за большой «взрослый» стол. На столе должны быть игрушки (пирамидка, вкладыши, кубики, ведерки и так далее).Игрушки должны быть интересными ребенку, но при этом хорошо знакомыми. То есть он должен быть увлечен ими, но не до такой степени, чтобы ничего не замечать вокруг. Новую игрушку для обследования слуха брать нежелательно, так как малыш может так увлечься ей, что просто не обращать внимания на звуки (вспомните себя, когда Вы чем-то очень сильно увлечены, Вы тоже не всегда слышите что говорят вокруг Вас).

Малыш, сидя у Вас на ручках, играет на столе с игрушками. Ваш помощник встает за спиной малыша на расстоянии 6 метров от него и зовет шепотом малыша по имени. Если ребенок не отреагировал – то уменьшите это расстояние. Снова помощник зовет малыша шепотом. Если и сейчас нет реакции – пусть он позовет ребенка голосом разговорной громкости.

После этого мама с малышом продолжают играть с игрушками, а помощник мамы отходит то слева от малыша на расстояние 6 метров, то справа от малыша на расстояние 6 метров (чередуем эти положения в случайном последовательности). И подает звуковые сигналы от самого тихого к самому громкому.

Список звуковых сигналов для проверки слуха:

— музыкальная игрушка- шарманка (высокочастотное звучание),

— музыкальная игрушка — дудка (среднечастотное звучание),

— барабан (низкочастотное звучание),

— непривычные звучания (шуршание целлофанового пакета, стук гречки, гороха).

Советы по проведению обследования слуха детей раннего возраста этим методом:

— Интервалы между звуковыми сигналами делайте не менее тридцати секунд.

— Реакцией ребенка на сигнал считаются: поворот глаз или головы в сторону источника звука.

— Когда ребенок поворачивается на звук, то ему в поощрение показывается яркая картинка или игрушка.

— Если ребенок не реагирует на звук, то ассистент сокращает расстояние до ребенка и потихоньку приближается к малышу, пока он явно не отреагирует на звук. Потом нужно будет еще раз перепроверить реакцию на данный звук с исходного расстояния в шесть метров.

Играем и проверяем слух ребенка раннего возраста.

Эту же методику можно провести как игру с ребенком. Вот как это делается. Сначала играем в те игрушки, которые будут участвовать в проверке слуха малыша:

— Шарманка. Демонстрируем ребенку, как играет шарманка и как под звуки шарманки танцует кукла. А когда шарманка замолкает, то кукла прячется за ширму (ширмой может быть большая коробка). Зовем с ребенком куклу, и она снова танцует под шарманку.

— Дудка. Под звуки дудки ездит машинка, а когда дудка замолкает, то машина заезжает в гараж и останавливается. Предложите ребенку подудеть — позвать машинку и покажите, как под этот звук снова стала ездить машина. И как она остановилась, когда дудка замолчала.

— Барабан (негромкий стук). По стук барабана прыгает игрушечный зайка. Когда барабан замолкает – зайка прячется. Поиграйте с ребенком с зайкой аналогично игре с куклой и шарманкой.

После этого предложите малышу послушать, кого сейчас позовут. С расстояния 6 метров за спиной ребенка Ваш помощник играет на шарманке. Ребенок повернется на этот звук, а Ваш помощник покажет ему в ответ куклу. Также пробуем звук барабана и звук дудки. Отреагирует ли малыш? Если да — то показываем ему машинку/ зайчика.

Потом даем в руки ребенку куклу (ляля), собачку (ав-ав) и птичку (пипипи). Играем с игрушками и снова предлагаем отгадать, кто его зовет. Ваш помощник берет эти три игрушки и встает на расстоянии 6 метров от ребенка то слева, то справа от него. Он говорит четким шепотом: «Ав-ав». Если ребенок повернулся на звук, то ему показывают собачку. Также демонстрируют другие два звукоподражания.

Для того чтобы малыш отреагировал на звуки, лучше сначала дать ему поиграть с этими игрушками, попробовать их звуки, привыкнуть к ним. И только потом проводить обследование слуха.

Интерпретация результатов обследования слуха вторым способом.

При нормальном слухе ребенок реагирует на звуки, которые подаются с расстояния в шесть метров. Также он может показать хорошо знакомые ему игрушки, название которых было произнесено ему шепотом с расстояния в шесть метров.

Если же ребенок реагирует только на 1-2 звука из всего списка с расстояния в шесть метров, то лучше проверить слух ребенка у специалиста.

Желаю Вам и Вашим деткам здоровья и радостного развития! Надеюсь, что эта статья будет полезна Вам и буду рада Вашим комментариям.

До новых встреч на «Родной тропинке».

Еще о развитии ребенка раннего возраста на нашем сайте:

Как подбирать матрешку по возрасту ребенка, как играть, стихи для игр с матрешками.

Из бумаги, картона, ткани. Как сделать и как заниматься с ребенком по книжке.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Аудиометрия – это медицинский метод, для определения уровня слуха. При выполнении подобного тестирования проводится оценка степени чувствительности слухового анализатора по отношению к звукам разной частоты и интенсивности. В больнице проверка слуха проводится с применением специальной аппаратуры. Преимущества акуметрии в том, что она позволяет дозировать разные звуковые сигналы. За счёт чего удаётся определить пороговую восприимчивость для звуков различных частот. В больничных условиях проверку осуществляют в звукоизолированных помещениях. По результатам такого обследования можно выявить не только ухудшение слышимости, но и тип тугоухости. Но для проверки слуха не обязательно обращаться в больницу, проверить его возможно и самостоятельно.

Особенности проверки

При проверке слуха врачом в условиях медицинского учреждения определяется не только понижение слышимости, но и выявляется патологический процесс, который протекает в звуковом анализаторе. При помощи аудиометра отоларинголог или сурдолог исследуют уровень проводимости воздушных и костных звуков . Специалисты разделяют несколько разновидностей аудиометрии:

  1. Речевая. Данный метод считается самым простым и доступным. При этом методе проверки слуха врач определяет уровень распознавания речи. Проверяя слышимость, врач проговаривает слова голосом разной громкости, а пациент должен их повторить.
  2. Тональная. Этот метод акустического обследования помогает выявить, насколько хорошо человек слышит звуки разной частоты и интенсивности.
  3. Компьютерная. Такая проверка слуха считается наиболее точной. Она помогает определить восприимчивость звукопроводящей и звуковоспринимающей систем.

Речевую и тональную аудиометрию относят к субъективным методикам проверки уровня слуха. В период проведения теста специалист берёт во внимание только показания обследуемого человека, который говорит, какие звуки он слышит, а какие нет.

При компьютерной проверке слуха к человеку подключаются разные чувствительные электроды, которые фиксируют активность в определённых участках мозга, если слуховой анализатор реагирует на сигналы, которые поступают внешнего источника.

Первыми симптомами ухудшения слышимости являются частая усталость после общения, неспособность нормально слышать собеседника и разговор на высоких тонах. Насторожить должен высокий звук на телевизоре, телефоне или будильнике.

Речевая аудиометрия

Проверить слух в домашних условиях возможно с помощью речевой аудиометрии. Подобный метод исследования не требует использования специальной аппаратуры и приспособлений. Для проверки слуха необходимо просто слышать человеческую речь. Но нужно понимать, что результаты такого тестирования зависят не лишь от состояния органов слуха, но и от словарного запаса обследуемого человека.

Для объективной проверки уровня слышимости аудиометрист должен говорить не просто слова, а целые фразы, которые состоят из простых и понятных всем слов. Провести такой тест несложно, главное выбрать помещение, в котором почти не слышен посторонний шум. Обследуемого человека располагают на стуле, посередине комнаты.

  • Отходит на два метра от обследуемого человека и произносит шёпотом фразу, состоящую из 8-9 простых слов.
  • Отходит от испытуемого приблизительно на 5 метров и негромко произносит отдельные словосочетания.
  • С расстояния около 20 метров громко проговаривает фразу, состоящую из несложных слов.

При такой проверке обследуемый должен чётко повторять, то, что услышал. Такое тестирование позволяет определить нарушение слуха.

При проведении речевой аудиометрии человек, проводящий обследование должен интересоваться у испытуемого, насколько хорошо он слышит фразы и словосочетания, произнесённые на разном расстоянии.

Определение результатов обследования

Если патологий нет, то человек хорошо слышит речь, произнесённую шёпотом, тиканье часов и любые звуки, которые находятся в диапазоне до 25 дБ. При хорошей слышимости звуков в этом диапазоне можно с уверенностью сказать, что слух нормальный. При определении результатов учитывают также такие моменты:

  • Если человек не может полностью разобрать речь, произнесённую шёпотом, с расстояния двух метров, то можно заподозрить тугоухость 1 степени .
  • При неспособности разобрать негромко сказанные фразы с расстояния 6 метров можно говорить о тугоухости 2 степени.
  • Если обследуемый человек плохо слышит совсем громкую речь, которую произносят с расстояния 20 метров, то можно говорить о тугоухости 2-3 стадии.

Если при домашней проверке слуха были выявлены какие-то нарушения, требуется обратиться к отоларингологу, который проведёт дополнительное обследование и назначит лечение.

Слуховая аудиометрия чаще всего применяется не для точного определения остроты слуха, а для правильной настройки слухового аппарата.

Как самому проверить слух

Слух вполне можно проверить и самостоятельно, без привлечения других людей. Для самостоятельной проверки работы слухового аппарата разработан специальный тест, в котором нужно чётко отвечать на поставленные вопросы. Перечень вопросов такой:

  • Хорошо ли прослушивается тиканье настенных часов и фразы, произнесённые шёпотом?
  • Если ли проблемы с нормальным восприятием речи, при разговоре по телефону?
  • Часто ли бывает необходимость переспрашивать, что сказал собеседник?
  • Кто-то замечал, что телевизор в доме работает слишком громко?
  • Хорошо ли слышно пение птиц за окошком?
  • Хорошо ли разбирается тихая речь с расстояния двух метров?
  • Хорошо ли воспринимается речь собеседников?

Если большая часть ответов свидетельствуют о том, что острота слуха нарушена, необходимо обратиться за консультацией к специалисту.

Проводить аудиометрическое исследование при простудных заболеваниях нельзя . В это время происходит сильное воспаление носоглотки, что приводит к ухудшению проходимости евстахиевой трубки, поэтому при респираторных заболеваниях происходит естественное снижение слышимости звуков.

Для достоверности полученных результатов проводить тестирование можно только при хорошем самочувствии.

Приложения для проверки

Для проверки остроты слуха может использоваться аудиометрия онлайн. Это специальные приложения, которые работают на разных платформах операционных систем. Чтобы узнать, насколько хорошо органы воспринимают звуки, следует пройти специальные тесты, разработанные ведущими специалистами.

Самыми распространёнными программами для проверки остроты слуха являются:

  • Hörtest.
  • Mimi Hearing Test.
  • uHear.

Если смартфона нет, то проверить слух аудиограммой онлайн можно при помощи компьютера, но для этого нужно приготовить наушники. По результатам подобного тестирования можно с уверенностью сказать, хорошо слышит человек или нет.

Проверять слышимость звуков при помощи компьютерных программ следует в абсолютной тишине, иначе результаты обследования не будут точными.

Проверка у маленьких деток

Проверить слух у новорождённых деток очень сложно без привлечения специалиста. В этом возрасте ребёночек ещё не может говорить, поэтому патологии ушей очень легко пропустить.

Проверить уровень слуха у новорождённого ребёнка дома непросто, но при любых подозрительных моментах родители должны сообщать педиатру.

До месяца определить, как ребёнок реагирует на звуки почти невозможно. Реагировать на разные звуки малыши начинают только с месячного возраста. Родители должны внимательно следить за развитием крохи. Из игрушек нужно обязательно купить музыкальную карусель, погремушки и различные пищалки.

При проверке слуха у грудничка используются такие методики:

  • Берут баночку из-под детского пюре и наполняют любой крупой. Поочерёдно трусят баночкой около ушей малыша и наблюдают за реакцией.
  • В зоне недосягаемости взгляда ребёнка нужно издать громкий звук. Если кроха отреагировал, значит, со слухом абсолютный порядок. Здесь важно не переусердствовать, так как малыш может испугаться громкого звука и расплакаться.
  • Рядом с ушком малыша можно тихонечко напеть мелодию или позвенеть колокольчиком. Если он реагирует на все звуки, значит, повода для беспокойства нет.

К возрасту трёх месяцев ребёнок уже распознаёт голос мамы и бурно реагирует на него. Начиная с полугода, ребёнок пытается сам воспроизводить звуки.

Если ухудшение слуха налицо, то нужно обратиться к врачу. Специалист определит причину такой патологии и назначит комплексное лечение. Стоит учитывать, что при рано начатой терапии слух удаётся восстановить частично или даже полностью.

Хороший слух играет огромную роль в повседневном общении. Дефекты или отсутствие слуха значительно обедняют мир человека, лишают его возможности общения, из-за чего нередко возникают трудности дома и на работе. Причины тугоухости и глухоты многообразны. Нарушение слуха бывает врожденным или может возникнуть как результат заболеваний уха. Кроме того, дефект восприятия звуков может быть обусловлен общей болезнью организма.

Выбор метода исследования слуха зависит от того, что именно необходимо выяснить: восприятие звуков слуховой системой, степень тугоухости или чувствительность уха пациента к звукам различной частоты. Кроме того, при выборе метода учитывается и то, поражением какой именно системы обусловлена тугоухость.

Проверка слуха с помощью шепотной и разговорной речи

Часто это исследование является частью обязательных медицинских осмотров, во время которых проверяется общее состояние здоровья человека. Врач стоит на некотором расстоянии от исследуемого, при этом пациенту запрещается смотреть в сторону врача. Во время исследования каждое ухо проверяют по отдельности, для чего противоположное ухо «выключается» путем введения трещетки Барани в наружный слуховой проход. Затем врач произносит цифры нормальным голосом и шепотом. Проведение этого несложного исследования позволяет получить предварительные данные о состоянии слуха пациента. Острота слуха определяется расстоянием, на котором исследуемый слышит шепотную или разговорную речь врача. Например, человек с нормальным слухом слышит шепот на расстоянии 10 м. Кроме того, во время исследования шепотной речью можно выявить тугоухость, проявляющуюся в снижении остроты восприятия высоких тонов.

Проверка слуха камертонами

Причиной тугоухости может быть поражение среднего уха (кондуктивная тугоухость) или внутреннего уха (нейросенсорная тугоухость). Исследования камертонами проводятся с целью выявления поражения системы, передающей или воспринимающей звук.

Опыт Вебера

Это исследование проводится для определения латерализации звука. Звучащий камертон врач приставляет к темени пациента так, чтобы его ножка находилась посередине головы. В норме исследуемый слышит звук камертона одинаково обоими ушами. При одностороннем поражении звукопроводящего аппарата звук латерализуется в больное ухо. Поражение слуха по типу нарушения звуковосприятия сопровождается латерализацией звука в лучше слышащее ухо.

Опыт Ринне

Звучащий камертон приставляется к площадке сосцевидного отростка. После того, как восприятие звука пациентом прекратилось, камертон подносят к наружному слуховому проходу. При положительном опыте Ринне наблюдается преобладание воздушной проводимости звука над костной, при отрицательном наоборот. Положительный опыт Ринне свидетельствует о нормальном слухе, отрицательный - о заболеваниях звукопроводящего аппарата.

Опыт Желе

Опыт производится у больных с кондуктивной тугоухостью для выявления нарушения подвижности стремени. Врач, вдувая воздух с помощью баллона Политцера, действует на барабанную перепонку, затем приставляет к сосцевидному отростку звучащий камертон. Если слуховые косточки подвижны, то при увеличении давления на барабанную перепонку звук становится тише, а при уменьшении - громче. Если слуховые косточки неподвижны, то интенсивность звука не изменяется.

Это исследование чувствительности слуха с помощью электроакустических приборов, позволяет определять слуховой порог и чувствительность слухового органа к звукам разной частоты.

Обследование у детей

Проверка слуха у детей имеет очень большое значение. Дети со слуховыми дефектами могут отставать в умственном развитии, поэтому исследования слуха являются неотъемлемой частью профилактических осмотров детей. Обследование детей, как и взрослых, проводит отоларинголог.

Даже при незначительном снижении слуха необходимо срочно обратиться к оториноларингологу. Иногда при правильном лечении некоторые виды тугоухости удается вылечить.