Общение с пациентами разных возрастных групп, пациентами в стационаре. Психологическая беседа с больными, как форма психологической поддержки План беседы с пациентами различных возрастных групп

Существуют правила эффективного общения, применение которых помогает установить взаимоотношения между медицинским работником и пациентом. Поддержать атмосферу доверия и сотрудничества, создать и сохранить спокойную, уважительную и доброжелательную атмосферу медицинская сестра сможет с помощью нескольких приемов:

1. « Имя собственное» . Беседу с пациентом начинают, назвав свое имя и отчество, должность и цель беседы. К пациенту также обращаются по имени и отчеству (если этого требует возраст) и на «вы», что способствует утверждению человека как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями. На «ты» можно переходить, только если пациент сам предложит это.

2. «Комфортная обстановка». Беседу с пациентом проводят, по возможности обеспечив ему удобное место, учитывая освещение, наличие шума, мебель, помещение, присутствие посторонних и т.д. Необходимо помнить о межличностной дистанции, расположиться так, чтобы лицо находилось на одном уровне с лицом пациента. Обязательно напоминают пациенту о конфиденциальности беседы.

3. «Зеркало отношений». Прием состоит в доброй улыбке и приятном выражении лица, свидетельствующем, что «я - ваш друг». У пациента возникают чувство защищенности и, как следствие, положительные эмоции. Следует быть открытым, доброжелательным, позитивным и приветливым. Не следует быть фамильярным в беседе, разговаривать свысока или пренебрежительно.

4. «Построение беседы». Разговор с пациентом начинают с подчеркивания его достоинств и положительных достижений в устранении проблемы со здоровьем. Нежелательно начинать беседу со сложной для пациента темы. К наиболее волнующим и щепетильным вопросам подходят постепенно. Терпеливо и внимательно выслушивают проблемы пациента. Следует, уточняя подробности, поддерживать разговор в нужном направлении. Это приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей любого человека - потребности в самоутверждении, что ведет к образованию положительных эмоций и создает доверительное отношение пациента.

5. « Золотые слова». Прием заключается в высказывании комплиментов, способствующих эффекту внушения. Следует увидеть, понять и оценить достоинства человека, с которым ведется беседа. Это выражают словами одобрения и похвалы. Тем самым происходит как бы «заочное» удовлетворение потребности пациента в совершенствовании, что также ведет к образованию у него положительных эмоций и обусловливает расположенность к медицинскому работнику.

6. «Риторические способности». Говорить следует четко, неторопливо, доходчиво, с максимальным проявлением дружелюбия (без заискивания), проверяя, правильно ли понимает сказанное собеседник. Нужно стараться вести беседу с учетом индивидуальных возрастных и личностных особенностей, вкусов и желаний пациента. В разговоре нужно выдерживать паузу: это дает возможность понаблюдать за пациентом и собраться с мыслями и ему, и медицинскому работнику. Ответы пациента сопровождают мимикой утверждения или кратким «да». При неточном ответе на вопрос его повторяют или формулируют по-другому.

7. «Профессиональная тишина». В разговоре с пациентом избегают употребления медицинских терминов. Информируют пациента о лечебных мероприятиях и ожидаемых результатах в пределах профессиональной компетенции. Не требуют от пациента точного названия предметов ухода и лекарств, при необходимости просят просто показать их. Не следует ждать, что пациент запомнит имена сотрудников, номера кабинетов. Если в этом есть необходимость, то информацию излагают на бумаге и оставляют пациенту. Нельзя создавать у пациента чувство вины за неточное исполнение инструкций или рекомендаций. По возможности ему дают четкие и конкретные советы и рекомендации.

8. «Взаимное понимание». В конце беседы уточняют, не возникло ли смыслового барьера.

Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек -человек». Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе особенно необходимо медицинским работникам. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Важны и природные способности, и образование.

■ Вы должны быть уверены, что беседа будет проходить в тихой неофициальной обстановке, не будет прерываться.

■ Заранее подготовьте вопросы, что создаст организованный подход к беседе.

■ Используйте наиболее надежный источник информации.

■ Перед началом беседы представьтесь, назвав свое имя, должность, сообщите цель беседы.

■ Объясните пациенту, что чем больше вы будете знать о нем и его семье, тем лучший уход сможете ему обеспечить.

■ Не стесняйтесь во время беседы делать короткие записи, не рассчитывайте на свою память.

■ Постарайтесь внушить пациенту доверие, убедить в том, что полученные от него сведения будут носить конфиденциальный характер.

■ Во время беседы пациент должен почувствовать вашу компетентность и профессионализм. Это будет оказывать определенный терапевтический эффект, позволит вам четко определить потребности пациента и свои задачи по их решению.

■ Будьте спокойны и неторопливы, проявляйте сочувствие, искренний интерес и участие. Это ободрит пациента и облегчит выражение его чувств.

■ Не начинайте с личных, деликатных вопросов.

■ Внимательно выслушивайте пациента, не перебивайте, не критикуйте, не торопите его с ответами. Молчание позволит вам наблюдать за пациентом, а ему - собраться с мыслями.

■ Четко формулируйте свои вопросы. Используйте понятную для пациента терминологию.

■ Используйте наводящие вопросы, чтобы сосредоточиться на неясных моментах.

■ Позвольте пациенту до конца закончить фразу, даже если он чересчур многословен.

■ Не перескакивайте с темы на тему.

■ Говорите ясно, медленно и отчетливо.

■ Слушайте и наблюдайте.

ЛЕКЦИЯ 2 СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС (4 Ч) ПРИ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ



показано1из54 стр. из54

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

Определение понятия «артериальная гипер-

тензия» (АГ); ! эпидемиологию АГ и ее осложнений в РФ; ! факторы риска АГ;

Определение понятия «гипертоническая

болезнь» (ГБ); ! основные механизмы развития ГБ; ! классификацию уровня АД (оптимальное,

нормальное, высокое нормальное) и АГ (I степень, II степень, III степень); ! понятия «изолированная систолическая АГ»,

«эссенциальная АГ», «симптоматическая АГ»; ! клинические проявления АГ, осложнения,

диагностику, прогноз АГ, распределение по

степени риска; ! клинические проявления гипертонического

Осложнения гипертонического криза;

Принципы немедикаментозного лечения АГ;

Тактику сестринского персонала при гипертоническом кризе;

Возможные проблемы пациентов;

Принципы профилактики, реабилитации;

Принципы медикаментозного лечения АГ, основные группы антигипертензивных препаратов;

Прогноз АГ;

Принципы профилактики, реабилитации.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

Альдостерон - минералокортикоид, гормон коркового слоя надпочечников, вызывает задержку натрия и потерю калия.

Аортография - контрастирование аорты и отходящих от нее сосудов с помощью рентгеноконтрастных веществ.

Велоэргометрия (ВЭМ) - проба с физической нагрузкой и одновременной регистрацией ЭКГ. Позволяет выявить признаки ишемии миокарда, а также оценить физическую работоспособность больного и функциональное состояние миокарда. ВЭМ применяют широко и для определения работоспособности спортсмена.

Гематурия - кровь в моче.

Гипертоническая болезнь - хроническое заболевание, характеризующееся длительным и стойким повышением как систолического, так и диастолического АД вследствие спазма мелких артериол.

Гипертонический криз - внезапное резкое повышение АД, сопровождающееся сильной головной болью.

Гипертрофия миокарда - чаще при АГ имеет место гипертрофия миокарда левого желудочка как компенсаторный механизм. Постепенно развивается недостаточность питания миокарда вследствие несоответствия мышечной массы и его кровоснабжения.

Гипертоническая энцефалопатия - тяжелое осложнение гипертонического криза.

Изолированная систолическая гипертония - повышение систолического АД при нормальном диастолическом.

Индекс массы тела (ИМТ) - отношение массы тела в килограммах к росту в метрах (в квадрате). При ИМТ = 24,9 (до 25) масса тела нормальная, нет ожирения.

Коарктация аорты - врожденное органическое сужение аорты в зоне перешейка и дуги.

Мозговой инсульт - острое нарушение мозгового кровообращения. Никтурия - преобладание ночного диуреза над дневным. Олигурия - уменьшение суточного количества мочи. Органы-мишени - органы, которые при заболевании поражаются в первую очередь.

Полиурия - увеличение суточного количества мочи. Протеинурия - белок в моче.

Синдром эмоционального выгорания - эмоциональное, умственное истощение («профессиональное выгорание»).

Синусовая тахикардия - число сердечных сокращений 90-120 в 1 мин.

Синусовая брадикардия - число сердечных сокращений менее 60 в 1 мин.

Суточное мониторирование АД (СМАД) - на кожу больного накладывают электроды, которые подключают к регистрирующему устройству. Регистрация АД, ЭКГ, пульса проводится в течение суток.

Тиреотропный гормон - вырабатывается передней долей гипофиза, стимулирует синтез и секрецию тиреоидных гормонов (гормонов щитовидной железы).

Транзиторная ишемическая атака - преходящее нарушение мозгового кровообращения.

Хроническая почечная недостаточность - нарушение азотовыделительной функции почек.

Феохромоцитома - опухоль мозгового слоя надпочечников.

В настоящее время существует немало современных медицинских разработок в области диетологии, применив которые можно продлить жизнь пациентов и существенно улучшить ее качество. Однако на практике этого не происходит, потому что сами же пациенты используют их неправильно. Волшебный ключик так и остается в руках диетолога, а те, кто в нем отчаянно нуждаются, не позволяют доктору приблизиться к заветной двери, ведущей к их здоровью.

В этом номере мы начнем разбирать психологические инструменты, которые помогут врачу-диетологу эффективно взаимодействовать с теми, кому предназначены его ценные знания. Приведем для примера несколько характерных случаев, показывающих, как искажается в ходе взаимодействия информация (в вашей практике, полагаем, их множество).

  1. Пациент К., 45 лет, госпитализирован в стационар в экстренном порядке с диагнозом «острый инфаркт миокарда». Первые три дня пациенту проводилось полное энтеральное питание (т. е. во все приемы пищи вместо продуктов питания больной получал энтеральные смеси). После консультации врача-диетолога больному и родственникам даны разъяснения о возможности расширения пищевого рациона и перехода на специализированные щадящие диеты с включением белковой коррекции рациона. Однако уже на следующий день начинаются нарушения. Родственники приносят полные сумки его любимой еды, друзья — фрукты, овощи и т. д. В такой ситуации у близких людей возникает желание помочь больному, оказавшемуся в сложной ситуации, подбодрить его. И единственное, на их взгляд, что они могут сделать, — это попытаться пронести в палату всевозможные продукты, противопоказанные ему. Пациент также считает, что привычная для него еда — это то, что может поднять настроение. Он убежден, как и многие пациенты, что больничная еда — это невкусно приготовленная пища, и не понимает, что это лечебное питание — один из элементов схемы лечения. Почему происходит искажение информации, разве близкие люди и сам больной не хотят, чтобы он выздоровел? Всё дело в том, что изначально они неверно поняли рекомендации, следовательно, недооценили их значимость.
  2. Пациент Д., 32 года, выписан из стационара после проведенной операции резекции желудка в связи с язвенным кровотечением, индекс массы тела больного при выписке 17,6. На первом приеме у участкового врача по месту жительства пациент жалуется на чрезмерную слабость, вялость и недомогания. Почему у пациента появились именно такие жалобы? Всё дело в том, что изначально лечащий врач не провел беседу с пациентом о значимости поддержания диеты, не организовал дополнительную консультацию с врачом-диетологом, который должен был скорригировать белковую составляющую пищевого рациона.
  3. Врач-диетолог представляет главному врачу больницы ежеквартальную потребность на продукты питания, в том числе специализированные, в соответствии с требованиями действующего законодательства и норм расходования продуктов питания на одного больного. В свою очередь, главный врач не желает выделять средства в указанном диетологом объеме, оставляя раздел финансирования закупок питания «на остаточном принципе». В такой ситуации врачу-диетологу необходимо умение влиять на решение главного врача.

Почему пропадают, не доходя до адресата, важная информация, ценные знания, современные эффективные методы лечения, в том числе и диетотерапии, нормативно-правовые документы?

Давайте посмотрим на «логистику» диетологических рекомендаций:

  1. Знания от диетолога передаются напрямую пациентам.
  2. Знания от диетолога передаются пациентам через лечащего врача.
  3. Пациент получает питание, организованное в стационаре, для этого врач-диетолог дает рекомендации ряду специалистов: шеф-повару, медицинской сестре диетологической, буфетчице, заведующим клинических отделений, лечащим врачам, экономистам, руководству больницы. Дополнительная сложность в том, что диетолог часто не является авторитетом для всех перечисленных сотрудников и его знания либо искажаются, либо не принимаются ими.

Получается, для того чтобы организовать эффективную систему лечебного питания, врачу-диетологу необходимо повлиять на мнения и решения людей, являющихся непосредственными участниками процесса организации и проведения лечебного питания в стационаре, а именно:

  • работников пищеблока;
  • медицинский персонал отделений, в том числе и лечащих врачей, и заведующих структурными подразделениями;
  • экономистов, бухгалтеров, участвующих в организации и проведении учета продуктов питания и закупках;
  • руководства больницы (главного врача, заместителя главного врача по лечебной работе);
  • пациентов.

У каждого из перечисленных участников процесса есть собственное мнение по рассматриваемому вопросу, не всегда аналогичное мнению врача-диетолога.

Например, в настоящее время остро стоит вопрос о приверженности пациентов к лечению — многие из них отказываются принимать предлагаемую врачом схему лечения. Возражения такого рода у пациентов появились сравнительно недавно. Еще 30 лет назад этой проблемы не существовало. Однако с тех пор пациенты стали информированными (чаще ложно информированными), но от этого они не стали больше доверять врачам. Источников информации теперь множество, и они сильно противоречат друг другу из-за отсутствия одного общепризнанного средства либо подхода. Также изменилось отношение пациентов к своим правам.

Всё это приводит к тому, что в ситуации коммуникации врача и пациента обостряется взаимонепонимание, неумение врачей вызвать доверие, объяснить, устранить конфликт.

Особенно трудно бывает убеждать людей не медицинской профессии, мыслящих совсем иными категориями. Например, при планировании закупок продуктов питания экономисты делают расчеты и стремятся уложиться в установленные бюджеты, вместо того чтобы определить фактическую потребность пациентов в качественной и эффективной диетотерапии.

Инструменты коммуникации

Как показывает опыт, психологические инструменты коммуникации в области межличностных кон тактов способствуют следующим важным результатам:

Для пациентов:
  • снижение возможности ятрогении, вероятности негативных последствий из-за неверного понимания рекомендаций и следования непрофессиональным рекомендациям из-за недоверия к врачу.
Для врачей:
  • повышение результативности лечения, ответственности пациентов за свои действия и их приверженности лечению;
  • снижение профессионального стресса;
  • возможность выяснить у пациента информацию и дать рекомендации в короткое время, отведенное для приема (для поликлинических врачей).
В целом для лечебного учреждения:
  • улучшение результата лечения;
  • уменьшение количества повторных обращений;
  • увеличение удовлетворенности пациентов лечением, снижение количества жалоб.

В этом номере мы остановимся на выборе психологической позиции для взаимодействия врача-диетолога с больным. Сделав правильный выбор, вы сможете повысить ответственность пациента за лечение и добиться правильного выполнения рекомендаций, обеспечить бесконфликтное общение.

Протестируйте себя

Какой способ влияния вы обычно используете?

Возьмем за пример первую из ситуаций, описанных выше. Перед вами пациент, который игнорирует рекомендации врача-диетолога. Вы знаете, что без соблюдения диеты все предпринимаемые усилия для быстрого выздоровления окажутся бесполезными, следовательно, восстановительный период затянется. Возможны и различные осложнения из-за недостаточного поступления в организм незаменимых компонентов питания, таких как полноценный белок, витамины, микроэлементы. Такие факторы, как несбалансированный по химическому составу рацион и увеличение объема принимаемой пищи, также приведут к повторному ухудшению состояния пациента. Как вы поступите в этой ситуации?

Выберите вариант ответа, наиболее вам близкий:

. A. Будете уговаривать пациента. Выслушаете его, посочувствуете, посоветуете потерпеть.

. B. Проинформируете о том, на что направлена диета и что будет происходить при ее нарушении.

. C. Скажете, что, по вашему мнению, он должен соблюдать диету и в случае ее нарушения грядет кара. Например, вы вынуждены будете принять меры (выписать из больницы, указать в больничном листе нарушение режима и т. д.) или наступят тяжелые осложнения в его состоянии (угроза).

. D. С легкостью отнесетесь к нарушению диеты, разделив его радость от вкусной, привычной пищи.

От выбора ответа зависит выбранная вами психологическая позиция, которая, в свою очередь, напрямую определяет эффективность вашего взаимодействия с пациентом.

От психологического сценария зависит то, станет ли пациент помощником в лечении или будет вредить себе. Станет ответственным или не будет выполнять даже простых рекомендаций. Осознает свою роль в болезни и лечении либо начнет обвинять во всех своих бедах окружающих.

Чтобы влиять эффективно (достигать необходимого результата с минимальными затратами сил и времени), мы рекомендуем воспользоваться психологической моделью трансактного анализа, служащего для анализа поведения человека. Автором теории трансактного анализа является психотерапевт Эрик Берн. В начале 1960- х гг. он описал психологические позиции, которые люди занимают, взаимодействуя с другими.

Основная идея схемы трансактного анализа такова: в каждом человеке есть три составляющих, три возможных позиции, которые автор назвал в соответствии с теми ролями, которые человек исполняет в жизни: Родитель, Взрослый, Ребенок. И так же, как в жизни, Родитель — хранитель традиций, Взрослый — самостоятельно мыслящий и действующий человек, а Ребенок — играя, познаёт мир.

Схема оказалась настолько удобна и наглядна, что в большинстве подходов, посвященных взаимодействию людей — на работе и в быту, в психотерапевтической группе и при защите от чужого влияния, — мы сталкиваемся с идеями, основанными на этой схеме. Воспользовавшись этой схемой, мы проанализируем следующие вопросы:

  • соответствие психологической позиции цели;
  • психологическая ответственность врача и пациента;
  • причины конфликтов и защита от манипуляции.

Начнем с описания схемы и психологических позиций.

Родитель

Он может быть критичным, жестким, оценивающим. Он ищет виноватых, не терпит возражений. «Ты не должен…», «Это ваш долг!», «Ваша точка зрения неправильна…», «Все всегда так делают…» — говорит он со снисходительной либо обвиняющей интонацией. Родительская позиция проявляется также в употреблении междометий и частиц, показывающих однозначность и риторичность высказываний: «-ка», «же», «ли», «ведь». Сравните фразы:

  • «Вы хотите хорошо себя чувствовать?» или «Вы же хотите хорошо себя чувствовать?»
  • «Скажите, когда вы принимали лекарство?» или «Скажите-ка мне, когда?..», «Скажите же мне, когда?..», «Ну и когда же?..»

На вопросы с частицами «ведь», «-ка», «же» отвечать не хочется, потому что вопрос становится риторическим, а риторическим он становится из-за того, что Родитель на самом деле ничего не спрашивает, он всё знает заранее.

Однако Родитель может быть и мягким, опекающим, тогда он помогает, признаёт другого, проявляет заботу, ободряет.

«Хорошо, молодец», «Я очень хорошо вас понимаю», «Не волнуйтесь», — говорит он тепло, успокаивающе. В его речи множество уменьшительно-ласкательных оборотов: таблетку он называет таблеточкой, ручку — ручечкой, окружающих — Машеньками, Катеньками, Ванечками и т. д. Так он опекает весь мир вокруг себя. И внешне он выглядит мягко, обеспокоенно. У него улыбающееся лицо, ободряющие и успокаивающие жесты.

Если человек находится на позиции Родителя, то он обязательно уверен в своей правоте, не отделяет свое мнение и объективную реальность. Он делит весь мир на таких же, как он, Родителей и на всех остальных — детей, за которых Родитель берет на себя ответственность.

Взрослый

Объективен, нейтрален, открыт для других мнений. Его типичные высказывания:

  • «Как мы будем действовать?»
  • «Каким образом это произошло?» (Без скрытой агрессии.)
  • «Эта точка зрения мне не известна».

Взрослый разделяет свое мнение и абсолютную истину, стремится выяснить объективные факты, готов выслушать другую точку зрения и принять взвешенное решение. Говорит он спокойно, конкретно, уверенно, нейтрально, ясно и четко. Держится он прямо, лицо обращено к партнеру, смотрит внимательно и сосредоточенно, активно слушает.

Ребенок

Он живет эмоциями. «Здорово!», «Я хочу… Не хочу!!!» он выпаливает с бурной, капризной или удивленной интонацией. Он много смеется и легко плачет, эмоции написаны у него на лице. Человек на детской позиции не заботится о реакции окружающих, он беспечный, открытый, направленный на себя. Он может быть также манипулирующим, демонстративным. И никогда ни за что не отвечает.

О книге

Книга Эрика Берна “Games People Play” . London: Andre Deutsch, 1966; Penguin Books, 1968 (Берн. Э. Игры, в которые играют люди. Пер. с англ. А. А. Грузберга. М.: Прогресс, 1988) представляет собой описание игр, открытых за несколько лет применения методов анализа взаимодействий. Эта популярная работа нашла признание не только у профессионалов, для которых была написана, но и у широкого круга читателей.

Из книги Эрика Берна

Анализ взаимодействий — это новый способ видеть то, что которые люди проделывали друг с другом в течение столетий. Некоторые критики утверждали,

что это всего лишь другой способ выражения идей психоанализа. Конечно, все врачи рассматривали одни и те же проблемы и наблюдения психотерапевтов имеют общие черты; однако концепции Родителя, Взрослого и Ребенка как реальных состояний эго никем не были сформулированы ранее... Новейшие сравнительные данные об анализе взаимодействий и других видах лечения можно найти в книге Eric Berne “Principles of Group Treatment”. New York: Oxford University Press, 1966.

Источник: Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных / Пер. с англ. А. И. Федорова; терминологическая правка В. Данченка. — К.: PSYLIB, 2004 (Перевод книги “Layman’s Guide to Psychiatry and Psychoanalysis”).

Как действовать?

Залог эффективности — переключение с одной позиции на другую. Нет плохой или хорошей позиции, есть адекватные цели или неадекватные. Есть очевидные соответствия — анализировать информацию лучше с позиции Взрослого, общаться с друзьями за чашкой кофе — с позиции «Ребенок — Ребенок», давать советы, приказывать и опекать — с Родительской.

Если же анализировать информацию с детской позиции, а, обсуждая за кофе поездку на выходные за город, произносить фразы вроде «С учетом последних поступивших данных целесообразно…», результаты будут как минимум искажены.

Но в работе врача есть множество неочевидных ситуаций, где неадекватная психологическая позиция препятствует достижению цели. Мы с вами определим наилучшие собственные позиции для каждой ситуации и научимся управлять позицией пациента. Для этого вернемся к вопросу, на который вы ранее отвечали.

Состояние Я

Термин «состояние Я» обозначает различные состояния сознания и образцы поведения, которые этому состоянию соответствуют, как они видятся в непосредственном наблюдении; термин позволяет избежать употребления таких теоретических конструкций, как «импульс», «цивилизация», «сверх-я» и т. д. Структурный анализ позволяет классифицировать и точно описать состояния Я.

Источник: Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. Санкт- Петербург, 1992. с. 19.

Хотите больше новой информации по вопросам диетологии?
Оформите подписку на информационно-практический журнал «Практическая диетология»!

Схема общения по Берну

Согласно Э. Берну, все три состояния личности (Взрослый, Родитель, Ребенок) формируются в процессе общения и человек приобретает их независимо от своего желания. Самый простейший процесс общения — это обмен одной трансакцией, он происходит по подобной схеме: «стимул» собеседника № 1 вызывает «реакцию» собеседника № 2, который, в свою очередь, направляет «стимул» собеседнику № 1, то есть почти всегда «стимул» одного становится толчком для «реакции» второго собеседника. Дальнейшее развитие разговора зависит от текущего состояния личности, используемого

в трансакциях, а также

в их комбинациях.

Источник: Зеленков М. Ю. Социальная конфликтология, 2003.

Таблица 1. Плюсы и минусы различных позиций врача для него самого и пациента

Психоло-
гическая позиция врача
Для больного Для врача
плюс минус плюс минус
Крити-
ческий родитель
Значимо, опреде-
ленно, ответст-
венно
Пациенту трудно задать волнующие его вопросы, высказать сомнения Быстрота и опреде-
ленность воздействия
Необхо-
димость постоянного контроля
Опека-
ющий родитель
Комфортно, уютно Не формируется умение действовать самосто-
ятельно, без врача пациент чувствует себя беспомощно
Позволяет реализовать паттерн опеки, чувствовать себя незаме-
нимым
Постоянные эмоци-
ональные и временные затраты. Возникает чувство ответст-
венности за ситуации, находящиеся вне зоны влияния, возможно, чувство вины
Взрослый Полезно, практично, возможно обсуждение вопросов Мало эмоцио-
нального контакта, может не хватать поддержки, иногда возникает чувство отстра-
ненности
Достижение долго-
срочных целей, баланс ответстве-
нности
Слабый эмоци-
ональный контакт с пациентом
Ребенок Легко, интересно Не понятен практический выход, нет ощущения защищенности и ответст-
венности врача за происходящее
Мини-
мальный стресс
Потеря авторитета, невозмож-
ность достичь целей

Анализ ситуаций

Итак, пациент говорит, что есть безвкусную больничную еду невозможно и что он не собирается следовать лечебному рациону, рекомендованному врачом. Отказ пациента может быть не столь явным, но при общении с пациентом врач понимает, что больной не станет выполнять его рекомендации по питанию. Ваш вариант действий в этой ситуации:

A. Будете уговаривать пациента, посочувствуете ему.

B. Проинформируете о свойствах диеты.

C. Пригрозите пациенту.

D. С легкостью отнесетесь к нарушению диеты.

Вариант ответа A

С позиции транcактного анализа это ответ опекающего Родителя: пациент получает возможность наслаждаться опекой, помощью. Удобно, но не способствует тому, чтобы больной взял на себя ответственность за свое здоровье и самостоятельно выполнял предписания. Закрепляется положение, при котором диета и лечение в целом нужны врачу и он постоянно уговаривает пациента лечиться. Такая позиция может быть почвой для манипуляций врачом.

Вариант ответа B

Ответ Взрослого: сообщить всю необходимую информацию, предоставить право принимать решения и нести за них ответственность. Может показаться, что при таком ответе у врача меньше шансов воздействовать на участника. На самом же деле взрослая позиция пациента, актуализировавшаяся в этом случае, заставляет его тщательно взвесить все аргументы и принять адекватное решение.

Вариант ответа C

Ответ жесткого, критического Родителя. Он наиболее провокационен и способен вызвать сопротивление. Подействует же такой ответ только в том случае, если врач действительно обладает достаточной силой, административным ресурсом, авторитетом, умением внушать.

Вариант ответа D

Это ответ Ребенка Ребенку. Он очень мил, легок и обаятелен. Кроме того, развивает и закрепляет приятные отношения. Однако не приводит к решению задач врача, что позже может вылиться в значительные сложности.

Чтобы проверить свою психологическую позицию в реальном взаимодействии с пациентом, проанализируйте ответ пациента, который мгновенно реагирует дополняющими ролями. Например, если пациент демонстрирует несознательную детскую позицию, это означает, что врач действует с Родительской позиции.

Для того чтобы рассмотреть плюсы и минусы, возникающие при различных позициях врача для него самого и пациента, советуем обратиться к табл. 1.

Теперь вернемся к нашей цели — повысить ответственность пациента за лечение и добиться правильного выполнения им рекомендаций.

Отвечает за свои (и именно за свои) действия Взрослый. А детская позиция безответственна, все обещания, данные Ребенком, не несут никакой силы и не выполняются.

Границы ответственности врача за пациента довольно размыты, часто она приобретает глобальный характер. Поэтому профессия врача провоцирует профессиональную деформацию в сторону преобладания Родительской позиции, которая позволяет помогать, спасать. Однако Родительская позиция эффективна, когда врач работает на результат в данной конкретной ситуации и ситуация ему полностью подконтрольна.

А вот как только начинается поле собственной активности пациента (самостоятельный прием препаратов, выполнение рекомендаций, соблюдение диеты), нужно добиться не послушания пациента в данный конкретный момент времени, а его адекватных самостоятельных действий. Значит, пациент должен не просто выполнить действия, а принять их, осознать, понять свою ответственность. А это — Взрослая позиция.

Неверный выбор позиции, ошибочная оценка психологического состояния пациента может привести к трагическим последствиям. Напуганный, измученный человек может быть не способен к пониманию ситуации и принятию ответственности. Если от его действий зависит успех лечения, то врачу необходимо повысить его осознанность. Однако если от его действий ничего не зависит (например, в данный момент предстоит операция, во время которой пациент будет находиться под наркозом), попытка партнерского взаимодействия может быть серьезной ошибкой.

Но серьезной ошибкой может быть и попытка реализовывать Родительские сценарии при отсутствии реальной силы. Представьте, что появится другой, более «сильный» Родитель — соседка Мария Ивановна или врач в поликлинике — и скажет: «Да что они там вам назначили? С ума, что ли, сошли?!» И наш пациент Ребенок легко поддастся этому более сильному влиянию. А вот влияние Взрослого перебить трудно. Если вы объяснили, как влияют белки на обмен веществ и почему количество их потребления не должно быть ниже определенной черты, то просто словами «если ты хочешь похудеть, тебе нельзя есть белок» мнение пациента изменить не получится.

Гибкость выбора позиции обеспечит адекватность поведения в разных ситуациях. Способ воздействия Родителя — приказ, силовое давление, способ Взрослого — убеждение, а Ребенка — эмоциональное заражение. Поэтому начинать контакт лучше с проявления эмоций — порадоваться за пациента, посочувствовать ему, поблагодарить его. Сделать это проще всего с позиции «Ребенок — Ребенок». Другие же задачи лучше выполнять с иных позиций: просить — с позиции «Ребенок — Родитель», предъявлять аргументы, передавать информацию, закреплять ответственность и надолго убеждать эффективнее с позиции «Взрослый — Взрослый», приказывать, единолично принимать ответственные решения, инструктировать, опекать — адекватно с Родительской позиции.

Какие ошибки случаются при выборе психологической позиции?

  • Выбранная позиция в принципе не подходит цели. Например, вы решили прояснить ситуацию, а действовать начинаете с Родительской позиции: «Ну, и что же с вами случилось на этот раз?» Реакция пациента может быть разной (оправдание, встречное нападение, выход из контакта), но информацию в ответ вы точно не получите.
  • Неверная оценка своих возможностей и ресурсов. Например, выбирая позицию критически настроенного Родителя, нужно понимать, что это силовое воздействие и оно не получится, если у вас недостаточно авторитета, власти, статуса, знаний, полномочий, коммуникативных способностей или какого-либо другого вида силы. Наиболее вероятным результатом будет скрытое или явное сопротивление. В первом случае вы столкнетесь с саботажем, невыполнением назначений, во втором — с возражениями, апелляциями к авторитетам.
  • Застревание на какой-то из позиций. Общение с пациентом многогранно, только одна роль не сможет отвечать всем его задачам. Поэтому некоторые задачи не будут реализованы. Например, как бы ни была конструктивна позиция Взрослого, она не решит задачи эмоциональной поддержки, которая пациенту в ряде случаев необходима. Еще более опасно — и распространено — застревание на Родительской позиции. Потому что возникает замкнутый круг: ответственность — родительская позиция врача — детская позиция пациента — его безответственность — невозможность достичь цели. Всё это порождает стресс. Он возникает из-за перегрузки (находясь на Родительской позиции, мы не можем сказать «я не могу», «я не знаю») и ощущения, что обстоятельства нам неподвластны.

Выход — разорвать замкнутый круг, четко определить зону своей ответственности, развивать ответственность пациентов.

  • Прежде всего научитесь отличать Взрослого от Ребенка; Родитель проявится позже.
  • Дождитесь, пока пациент приведет как минимум три примера или диагностические иллюстрации, прежде чем вводить соответствующую систему концепций.
  • Впоследствии диагноз Родителя или Ребенка следует подтвердить конкретным историческим материалом.
  • Осознайте, что три Я-состояния следует воспринимать буквально, словно пациент вмещает трех разных людей. Психотерапевт также должен признавать свои собственные три Я-состояния и их влияние на терапию.
  • Необходимо исходить из того, что каждому пациенту свойственно Я-состояние Взрослого; проблема состоит в его подпитке психической энергией.
  • Ребенка отличает не детскость, а ребячливость, Ребенок обладает потенциально ценными качествами.
  • Пациент должен пережить Я-состояние Ребенка, а не просто припомнить свои переживания (анализ регрессии).
  • Времяпрепровождение и игры не есть привычки, установки или случайные события; они составляют большую часть деятельности пациента.
  • «Идеальным было бы точное попадание в яблочко, приемлемое и значимое вмешательство для всех трех аспектов личности пациента, поскольку все они слышат сказанное» (Berne, 1961, р. 237). Вмешательство сознаётся всеми тремя Я-состояниями.

Новичок, скорее всего, испытает определенные трудности при освоении терминологии, однако это предсказуемая часть освоения любой новой системы.

Грамотная работа с пациентом позволяет так выстраивать коммуникацию, чтобы на смену ситуационному лечению пришла проактивность, а единоразовым продажам – регулярная профилактика пациента. Разбираемся в нашем материале в этих вопросах.

С какого возраста и как воспитывать культуру бережного отношения к своему здоровью и мотивировать пациента на профилактику

Культура заботы о собственном здоровье передается к детям исключительно от родителей. Так, мамы, доверяющие свое здоровье нашим специалистам, со временем приводят на профилактические осмотры и своих дочерей. Должна быть некая преемственность здоровых поколений, чтобы с самого рождения детей, на своем опыте и примере, приучать к профилактике и заботе о самом ценном.

К сожалению, несмотря на то, что врачи рекомендуют плановые профилактические осмотры, чек-апы, пациенты, как правило, обращаются к специалисту, когда уже «болит». Надо понимать, что «болит» – это не первые симптомы. Болезнь заявляет о себе в полной мере. Значит, требуется лечение, которое может быть длительным и дорогостоящим. Любой врач скажет, что гораздо легче предотвратить, чем лечить, а профилактика пациента действеннее лечения. Например, молочные зубки подвержены быстрому разрушению от кариеса. Если не обращать внимание на мелкие черные точки (дырочки), то можно прийти к удалению нескольких зубов, что в последствии отразится на росте и состоянии новых коренных. Предотвратить такой исход возможно, лишь взяв за основу профилактику пациента и плановые осмотры у стоматолога.

Начинать воспитывать культуру заботы о своем здоровье необходимо с самого раннего возраста. Своевременные прививки, наблюдение у ортопеда, офтальмолога, стоматолога – это все залог крепкого здоровья ребенка в будущем. А профилактические осмотры родителей у врача – это сохранение самого ценного: счастья здоровой семьи.

Как строится беседа с пациентом о профилактике

Работа с пациентом в направлении профилактики ведется с первого знакомства, с первого посещения, независимо от направленности специалиста. Подробный сбор анамнеза, фиксирование в истории болезни информации о возможных наследственных заболеваниях, патологиях – все это поможет врачу выстроить последующие коммуникации с пациентом, выявить или предотвратить возможные заболевания. Огромный плюс коммерческих медицинских учреждений – время приема и беседы с пациентом. Например, на первичный прием у эндокринолога предусмотрен час, гинеколога – 40 минут и более. Этого времени хватает не только для осмотра пациента, но и для установки «партнерских отношений». Главное – не путать с дружескими.

Несколько значимых моментов беседы с пациентом о профилактике:

  • исключить ложь. Если врач чувствует, что пациент не договаривает, скрывает что-то – в этом случае необходимо объяснить, как важна правдивая и корректная информация о том, что беспокоит, какие симптомы наблюдались. Точный диагноз и назначенное эффективное лечение напрямую зависят от партнерства доктора и пациента.
  • обманутые ожидания. Пациент обратился с жалобами на некоторый дискомфорт, а врач назначил длительное дорогостоящее лечение. У пациента возникает недоверие к специалисту и его квалификации, ведь «сильно не болело». В этом случае специалисту необходимо дать больше информации о заболевании и возможных видах лечения, объяснить, что могло стать причиной, рассказать, каким образом поэтапно будет осуществляться лечение и как действуют назначенные препараты, объяснить в беседе с пациентом о значимости профилактики. Скорейшее выздоровление пациента зависит, в том числе, и от его организованности. Если ему не объяснить, насколько важно принимать именно эти таблетки и именно столько раз в день, то значительность кратности приема препаратов не будет явной.
  • не оставляйте открытых вопросов. Пациент может стесняться задавать вопросы. Задача врача удовлетворить информационные потребности относительно заболевания пациента. Лучше лишний раз уточнить «Есть ли у вас вопросы?». Можно сказать, что это партнерство между врачом и пациентом в целях профилактики.

Если все сделано корректно, то после эффективного лечения доверие пациента к врачу возрастает. Рекомендации о профилактике здоровья и плановых посещениях специалиста будут приняты в беседе врача с пациентом.

Возможно, вам будет интересно

  • Особенности взаимодействия врача с пациентами: как выстроить эффективную коммуникацию
  • Боязнь стоматологов у детей: как снимать стресс у пациентов и выстраивать работу врачей и медперсонала

Профилактика пациента

На примере клиники женского здоровья могу сказать, что только беседа с пациентом и донесение до него правильной корректной информации о заболевании и последующей необходимости профилактики дает положительный результат.

На самом деле в России профилактика здоровья детей организована хорошо. В школьных и дошкольных учреждениях проводятся обязательные диспансеризации и вакцинации, которые помогают выявить недуг на ранней стадии. Именно юным пациентам со школьной скамьи должны прививать привычку быть здоровым. Это как чистить зубы. Ведь каждый из нас знает о необходимости чистить зубы два раза в день: утром и вечером. Мы это делаем потому, что забота о зубах вошла в каждодневную привычку.

Как же правильно сохранять здоровье взрослым пациентам и работать на профилактику? Ведь на вопрос врача: «Почему же так долго ждали, почему не обращались раньше?», - мы слышим стандартные ответы: «Совсем не было времени», «Некогда», «Думала, что полежу и пройдет…», - и так далее. Незнание и игнорирование симптомов заболеваний в гинекологии приводят к серьезным последствиям, одним из которых является бесплодие.

Современные технологии и хорошо выстроенная система оповещения помогают медицинским учреждениям напоминать пациентам о необходимости профилактического осмотра, при этом не навязывая услуг. Например, осмотры у гинеколога рекомендуется проводить два раза в год.

При выборе нагрузки в тренажерном зале и перед началом тренировок рекомендуется пройти обследование, в том числе – у кардиолога. Многие фитнес-центры уже начали сотрудничать с клиниками на предмет получения рекомендаций врача после обследования по допустимым физическим нагрузкам клиенту. Для некоторых фитнес-центров это уже стало обязательным правилом, потому как клиент должен быть в первую очередь здоровым.

Узконаправленным клиникам для развития такое партнерство полезно. С партнером должна совпадать целевая аудитория и при этом не должно быть конкуренции по предоставляемым услугам. Главное – сотрудничество должно быть взаимовыгодным. Если у вас косметология, а в доме напротив маникюрный салон, можно смело обсуждать совместные кросс-промо акции. По опыту не советую экономить на привлечении новых клиентов. Пусть консультация косметолога для клиента маникюрного салона будет бесплатной по приглашению, приглашение именным. Дальнейшее удержание клиента зависит исключительно от компетентности специалиста.

Женский организм – инструмент тонкий, особенный, требующий особого внимания и заботы. В каждом возрасте – свой врач. Терапевт, гинеколог, эндокринолог, кардиолог, диетолог и даже косметолог – обязательные специалисты для красоты, здоровья и здоровой красоты.

Например, в возрасте (45+) необходимо посещать гинеколога согласно рекомендациям врача у которого наблюдается пациент. Это необходимо для своевременного подбора или коррекции ЗГТ (заместительной гормональной терапии) в перименопаузальном периоде и далее в климактерическом. Для комфортной жизни женщины в этом же периоде становятся регулярными приемы у эндокринолога. Все взаимосвязано.

Да, посещение всех специалистов сразу для большинства пациентов затратно. Еще стоит добавить необходимость сдачи анализов, что тоже опустошает кошелек. В этом случае разрабатываются специальные предложения и программы профилактики, так называемый чек-ап. Пациенту предлагается пройти комплексное обследование со скидкой, причем скидка должна быть не менее 25% на весь пакет услуг, чтобы чувствовалась экономия и выгода. Эффективно мотивируют акции «Два в одном». Например, «Консультация гинеколога + УЗИ бесплатно». В этом случае, информируя пациентов о предложении, мы получаем тех, кто уже задумывался о профилактике, но, которым что-то мешало совершить запись на прием. Своим выгодным предложением мы подталкиваем пациента к сохранению здоровья.

Чек-ап – это комплексная технология работы с пациентом

Организация поддержки и профилактики должна быть комплексной, поэтому одно из направлений в работе с пациентом сейчас – это чек-ап.

СПРАВКА!
Чек-ап – это модное сегодня название, по сути, привычной нам диспансеризации. Разумеется, странное англоязычное звучание программы ближе молодому поколению, но, постепенно чек-ап завоевывает умы маркетологов медицинских центров, и объяснения, что же это такое и для чего оно существует, доходят до пациентов клиники всех возрастов. Что же это такое? Это специальные программы, состоящие из консультаций врачей и медицинских процедур, направленные на обнаружение заболеваний на ранней стадии развития. Стоит отметить, что такая комплексная программа обследования стоит гораздо дешевле, чем процедуры и консультации по-отдельности.

Чек-ап «Здоровое сердце» . Чек-ап направлен на возврат пациентов для профилактических обследований в кабинете кардиолога. Чек-ап «Здоровое сердце» позволит выявить признаки сердечно-сосудистых заболеваний на ранней стадии развития, что поможет доктору вовремя начать эффективное лечение и предотвратить развитие тяжелых форм недугов.

Что входит в программу:

  • Прием (осмотр, консультация) врача-кардиолога первичный
  • Прием (осмотр, консультация) врача-кардиолога повторный
  • Электрокардиография в 12-ти отведениях с расшифровкой
  • Общий анализ крови (лейкоциты, эритроциты, гемоглобин, тромбоциты, СОЭ и др.)
  • Общий анализ мочи
  • Холестерин общий
  • Триглицериды
  • ЛПНП-холестерин (липопротеиды низкой плотности)
  • ЛПВП-холестерин (липопротеиды высокой плотности)
  • Nа; К; CL
  • Глюкоза.

На программу можно дать скидку 25%.

К сожалению, забота о собственном здоровье, пока не в приоритете у Россиян, но, культура профилактики, в том числе по программам чек-ап – это здоровое будущее.

Пример беседы с пациентом о назначенной врачом диете

Примеры беседы с пациентами и родственниками

· Вам поставлен диагноз, при котором назначена 10-я диета (стол). Лечение будет комплексное: лекарственное и с помощью диетотерапии. При вашем заболевании сердца и сосудов (высокое давление) необходимо ограничить соль до 5 г в сутки, исключить из рациона жирные, концентрированные мясные бульоны, т. к. в них содержатся азотистые экстракты (вытяжки из мяса), пряности.

· Вам рекомендуют продукты, регулирующие действие кишечника: овощи и фрукты, ягоды, содержащие растительную клетчатку (клетчатка раздражает слизистую кишечника, что является профилактикой запоров, обеспечивает выведение шлаков, холестерина из организма). Обязательно введите в рацион пшеничный хлеб с отрубями и ржаной.

· Твердую пищу принимайте в рубленом виде, в виде котлет; отварные, но ни в коем случае не жареные блюда; исключите копченые продукты. Принимайте пищу 5–6 раз в день в умеренном количестве, ужинайте за 3 часа до сна. Обязательно ограничьте прием свободной жидкости до 1000–1200 мл.

· При нарушении диеты ваше лечение будет малоэффективным. Могут появиться нежелательные осложнения, которые снизят ваше качество жизни.

Ваше заболевание не требует назначения специальной диеты, поэтому лечащий доктор назначил 15-ю (общую) диету.

Эта диета назначена на период нахождения в стационаре. Она физиологически полноценная, т. е. содержание белков, жиров, углеводов и калорийность соответствуют нормам питания здорового человека, не занятого физическим трудом. Витамины принимайте в повышенном количестве.

Пищу готовят из разнообразных продуктов. Исключают труднопереносимые жирные блюда, сдобное тесто, а также продукты, задерживающиеся в желудке.

Пряности в умеренном количестве.

Блюда отварные, тушеные, запеченные.

Совершенно отсутствуют копчености, жареные, маринованные продукты. Вы можете эту диету поддерживать и дома, тогда вам не придется лечить другие болезни, к которым может привести неправильное, нерациональное питание.

· Вашему близкому (родственнику) лечащий доктор назначил кормление через зонд. Введение его в желудок поможет осуществлять кормление по режиму, обеспечит полноценное питание. Ваш родственник будет попрежнему получать белки, жиры, углеводы, микроэлементы, витамины. Зонд вводят осторожно, смочив его гелем, снимающим чувствительность слизистой носа, глотки, а также глицерином, который облегчит продвижение зонда. Жидкую и полужидкую питательную смесь будете готовить дома (я вас обучу) или на пищеблоке.

· Пищу вводят через зонд каждые 3 часа по 300 мл. Зонд промывают кипяченой водой. Зонд будет находиться у вашего близкого (имя, отчество) до тех пор, пока пациент не сможет самостоятельно глотать. Каждые 2 нед. зонд извлекают для профилактики пролежней.

· На данный момент введение зонда – это лучший способ поддержания жизнедеятельности пациента.