Упражнения для артикуляции: три шага к освобождению голоса. Упражнения и рекомендации по артикуляционной гимнастике для детей

Разработанная логопедами артикуляционная гимнастика содержит в своем списке упражнения, помогающие детям развить динамичность и ловкость губ, языка и щек. Помимо этого, подобные действия помогают отработать определенную позу органов речи, чтобы произносить положенные звуки.

Значимой целью гимнастических артикуляционных занятий считается работа над верной постановкой речевых органов для произношения любых звуков. Чем раньше взрослые увидят дефекты речи ребенка и начнут организовывать занятия по их исправлению, тем легче и выше шансы избавиться от патологии.

Артикуляционная гимнастика поможет:

Виды артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика для детей содержит в себе упражнения, которые делятся на следующие категории:

  • статические;
  • динамические;
  • пассивные;
  • активные.

Во время статических упражнений органы речи замирают в положенной форме на 4-7 сек. Динамические упражнения подразумевают размеренное исполнение повторных действий, что способствует выработке подвижности губ и языка.

Пассивные упражнения подходят для младенцев или детей со сложными недостатками речевого аппарата. Их выполняют родители или специалисты своими пальцами. Активные упражнения ребенок осуществляет самостоятельно.

Помимо упражнений, помогающих развить органы речи, используются сказки и игры. Они заинтересовывают ребенка в ходе занятия, упрощающем осуществление упражнений и ускоряющем исправление патологий речи.

Основные правила

Для осуществления артикуляционной гимнастики положено:


Занятия для детей 4 лет

Название упражнения Техника выполнения
«Окно» Удержать положение открытого рта со спрятанным языком на некоторое время, по окончании которого закрыть рот.
«Щетка» Сформировать улыбку, концом языка при открывании рта подвигать по задним стенкам всех зубов.
«Замешивание теста» Сложить губы в образе улыбки, они разъединены; зубы разомкнуты. Продемонстрировать и придавить язык губами, проговорить: «мя-мя-мя». Затем придавить язык зубами-резцами и повторить слоги.
«Чаша» Губы в улыбающемся виде. Во время отрывания рта продемонстрировать широкий язык и несильно направить к носу его конец, придавая ему образ чаши.
«Часы» Из губ сложить улыбку. Конец языка при открытии рта вытягивается к правому углу рта, потом к левому.
«Сладкий джем» Губы сложены в образе улыбки. Конец широкого языка при открывании рта направить к верхней губе и подвигать им.
«Дудка» Соединить зубы, напрячь губы, выдвинув их вперед, не ослабляя.
«Забор» С усилием сформировать губы в вытянутую улыбку, продемонстрировав соединенные верхние и нижние зубы.
«Маляр» Вытянуть губы в образе улыбки; концом языка во время открывания рта прикоснуться до твердого неба и подвигать вперед, назад.
«Гриб» Губы сложены в виде улыбки. Пощелкать языком, представляя езду на лошадях; впоследствии притянуть язык к верхней челюсти и сохранить позицию на определенное время.
«Гармошка» Губы вытянуть в образе улыбки; притянуть язык к верхней челюсти; оставляя язык в этой позиции, пощелкать зубами.
«Кошка» Губы потянуть в образе улыбки. Концом языка во время открывания рта прикоснуться до нижних резцов и толкнуть в них. Сформировать языком гору, по-прежнему отталкиваясь его концом от нижних резцов.
«Ловля мыши» Губы потянуть в виде улыбки. Протянуть: «а-а-а-а-а-а». Далее выпятить язык и прихватить резцами его конец.
«Лошадь» Сформировать губами трубку, несильно открыв рот и пощелкать, как лошадь.
«Слон» Потянуть губы вперед, формируя хобот слона. Далее всосать воздух, имитируя, что слон пьет и почмокать.
«Разговор индюков» Притронуться языком к верхней губе и оживленно им пошевелить, открывая рот, приговаривая: «Ба-ба-ба-ба-ба».
«Орехи» Губы соединить вместе. Толкнуть с усилием язык в щеки поочередно.
«Насос» Губы соединить, округлить щеки и сдуть. Губы не размыкаются.
«Барабанные палочки» Рот в образе широкой улыбки. Коснуться концом языка до задней стенки зубов верхней челюсти и проговорить: «дэ-дэ-дэ-дэ».
«Гол» В момент раскрывания рта придавить язык губами и подуть, выталкивая широкий язык. Щеки остаются нерасширенными.


Для детей 5 лет

Название упражнения Техника выполнения
«Забор» Губы потянуть в образе улыбки, оголив поочередно зубы обеих челюстей.
«Трубка» Соединить губы, сложить их трубкой и сохранить в подобном образе на 7 сек.
«Забор-трубка» Губы, сохранить в образе улыбки. Продемонстрировать зубы обеих челюстей в порядке очереди. Потом переключиться в образ вытянутых губ трубкой, сберегая их в этом виде.
«Окно» Губы в образе широкой улыбки. Зубы не размыкать. Открыть рот, сохраняя улыбку и посчитать до 9. Впоследствии снова закрыть рот, соединяя зубы.
«Упрямый язык» Губы в образе улыбки, зубы обнажены, рот несильно открыт. Необходимо положить язык на нижнюю губу и, пришлепывая им по губам, проговорить: «пя-пя-пя». Вести счет до 4.
«Лопата» Раздвинуть губы, демонстрируя зубы. Раскрыть рот и показать ненапряженный язык, положив его на нижнюю губу.
«Парашют» Расположить на конце носа кусок ваты. Показать язык, приподнять его конец вверх и коснуться верхней губы. Сберегая данный вид, предстоит сдуть вату с носа, чтобы она приподнялась вверх.
«Гол» Расставить на столе пару предметов, между ними поместить шар из ваты. Сложить губы трубкой и подуть на шар. Ему необходимо оказаться в воротах на единственном выдохе. Кубики можно постепенно отодвигать. Щеки сохранить сдутые.
«Джем» В момент открывания рта выпятить язык и его концом пошевелить по верхней и нижней губе в порядке очереди. Челюсть сохраняется в статике, активен лишь язык.
«Щетка» Губы вытянуты в улыбку, зубы оголены; рот несильно приоткрыт; конец языка шевелить налево, направо поочередно по задней стенке верхних и нижних зубов. Разрешается шевелить вниз, вверх.
«Барабанные палочки» Губы потянуть в образ улыбки, оголив зубы; в момент раскрывания рта направить конец языка за верхние резцы и, не торопясь, сказать: «д-д-д». Скорость произношения плавно увеличивается. Губы стоит сохранить в образе улыбки, нижнюю челюсть не шевелить, активность проявляет один язык.
«Конь» Губы в образе улыбки, зубы оголены; в момент открытия рта коснуться концом языка до задней стенки верхних зубов (резцов) и пощелкать им. Темп щелканья изначально медленный, впоследствии он увеличивается.
«Немая лошадь» Губы в образе улыбки, зубы оголены. Из слегка приоткрытого рта коснуться концом языка верхних резцов и пощелкать им, не издавая звука. Темп щелканья сначала размеренный, потом увеличивается.

Занятия в старшей группе

Артикуляционная гимнастика для детей должна осуществляться сидя у зеркала, чтобы ребенок созерцал в отражении и себя, и специалиста, а к тому же то, что совершают их языки. Упражнения приемлемо исполнять не торопясь, умеренно и точно. Первое, что нужно сделать специалисту – это рассказать об упражнении, какое предстоит выполнить.

Затем следует показать положенную артикуляцию звука и объяснить, какие движения предстоит совершить для этого. И наконец, предложить повторить упражнение ребенку. Сначала он может испытывать напряжение органов речи, которое постепенно исчезнет, уступая место свободе и координации.

После нескольких проб выполнения упражнения у ребенка получится добиться требуемой позы языка или губ. Если ему трудно, логопед должен помочь шпателем или зондом. Взрослому необходимо контролировать качество выполняемых упражнений ребенком.

Движения должны быть медленными, точными, устойчивыми, симметричными без лишних действий. Дома рекомендуется повторять упражнения родителям с ребенком, отрабатывать полученные навыки.

Артикуляционная гимнастика для детей должна организовываться ежедневно, либо через день, чтобы добиться высоких результатов в исправлении недостатков речи. Таким образом, полученные навыки прочнее закрепятся. В день стоит отводить время для двух занятий, которые проводятся спустя час после еды.

Разрешается заниматься и перед завтраком на протяжении 3-7 мин, избегая переутомления. Артикуляционная гимнастика проводится по подгруппам или индивидуально. За одно занятие не стоит упражняться с детьми более чем над тремя действиями. Из них 2 выполняются на повторение и отработку, а 1 упражнение вводится новое.

Детские упражнения артикуляционной гимнастики предстоит прорабатывать от простого к сложному, а выбирать их с учетом достигаемой цели. Организовывать их рекомендуется в виде игры.

Если ребенок столкнулся со сложностью в выполнении какого-либо действия, то знакомиться с новыми упражнениями не рекомендуется.

Лучше уделить время на отработку знакомого материала, применяя игровые приемы.

Название упражнения Техника выполнения
«Задувание свечи» В правую руку взять макет свечи, левой рукой прикоснуться до живота. Сформировать губы трубкой, вдохнуть воздух и совершить длительный выдох.
«Беззубая акула» Попытаться обнять губами верхние и нижние зубы при немного раскрытом рте.
«Оскал» Обхватить изначально верхней губой верхние зубы при немного раскрытом рте, а немного позже нижней губой нижние зубы.
«Стрелка часов» Выпятить язык из приоткрытого рта, приподнять его конец и подвигать им по губам вкруговую.
«Батут» Язык из открытого рта потянуть то наверх, к небу, то вниз.
«Ветерок» Взять в ладони кусок ваты. Губы вытянуть трубкой и потренироваться в сдувании ваты с них.
«Жираф» Поместить широкий язык на нижнюю губу, поочередно напрягать, как будто шея животного вытягивается, и ослаблять напряжение.
«Жало» Напрячь язык в раскрытом рте и рывком направить его вперед.
«Гора» Во время открытия рта оттолкнуться языком от нижних зубов, изогнуть его дугой, сохранив фигуру на отведенное время.
«Трубка» Попытаться согнуть боковые края языка кверху в открытом рте, слегка выдвинув его. Важно отметить, что не у всех выходит осуществить это задание.
«Футбол» С напряжением коснуться языком одной щеки, потом другой, затем в небо и в другие места при закрытом рте.
«Змея» Выдвинуть язык с усилием вперед из приоткрытого рта и отодвинуть назад, к гортани.
«Волна» Концом языка с усилием коснуться нижних передних резцов во время раскрытия рта, боковые его края притрагиваются к коренным зубам, расположенным сверху; широкий язык выпятить волной вперед, впоследствии задвинуть его назад глубже.
«Игла» Напрячь узкий язык во время открывания рта, вытолкнув его вперед, не расслабляя.

Игры, обучающие правильному произношению звуков

Артикуляционная гимнастика для детей учит их видеть в зеркале свои органы речи, чувствовать их и управлять ими. Но если на занятиях увлекаться только ими, положительного итога по исправлению речи не добиться.

Помимо артикуляционных упражнений для детей важно работать над голосом и дыханием, используя различные игры:


В последнее время артикуляционная гимнастика для детей становится все более популярной среди педагогов. Современные дети все чаще проводят свое свободное время за телевизором, компьютером, телефоном или планшетом.

Это заставляет их больше смотреть и слушать, а не говорить самим. Такая ситуация приводит к проблеме развития речи и плохой работе органов речи. Поэтому артикуляционную гимнастику все чаще вводят в занятие педагоги.

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео про артикуляционную гимнастику

Артикуляционная гимнастика вместе с логопедом:

Школа Юрия Окунева

Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы плотно поговорим о вашем голосо-речевом аппарате, и я приведу вам нехитрые упражнения для артикуляции, выполняя которые вы сможете развить дикцию на уровне с известнейшими дикторами и ведущими федеральных телеканалов. Интересно? Тогда давайте приступать!

Даже если ваша деятельность не связана непосредственно с выступлениями на публике, в любом случае у вас возникали ситуации, когда необходимо было взять на себя функции оратора.

Дайте угадаю! Вы презентовали свой проект перед руководством, представляли доклад на волнующую вас тему, приходилось проводить мероприятие или просто рассказывать интересную историю в кругу друзей.

Каждый, кто хоть раз оказывался на сцене под пристальным вниманием публики, знает, как важно уметь правильно и красиво донести свои мысли, чтобы речь запомнилась слушателям, чтобы вас услышали, правильно истолковали и восприняли как профессионала в своем деле.

Посоветую вам одну полезную книгу, которая заставила меня по-новому взглянуть на вопросы тренировки речевого аппарата и развития дикции. Это работа тренера ораторского искусства Евгении Шестаковой, которая называется «Говори красиво и правильно». Кто хочет пойти дальше, может ознакомиться с

Что такое артикуляция

Для начала давайте разберемся, что такое артикуляция и с чем её едят. Она представляет собой правильное воспроизведение звуков согласно принятым канонам речи при свободной, естественной работе голосо-речевого аппарата.

В правильном варианте каждый звук четко обособлен один от другого и отличается от своих «соседей по слову». Потому упражнения на артикуляцию в первую очередь направлены на отработку произношения каждого из имеющихся в нашем языке звуков.

Особенности выполнения

Каждое из приведенных ниже заданий тренирует мышцы голосового аппарата, улучшает их подвижность. Во время их выполнения вам нужно внимательно следить за тем, чтобы нагрузка направлялась на конкретные группы мышц, а незадействованные в процессе были расслабленными.

Да и вообще, главная задача для вас - постараться расслабиться. Необходимо, чтобы шейно-плечевой отдел работал свободно. Кроме того, важно выполнять всё не спеша, в замедленном темпе - тогда приведенные упражнения принесут вам наибольший эффект.

Перед основным комплексом, который, кстати, подходит и для взрослых, и для детей, и даже для дошкольников, обязательно нужно выполнять гимнастику для разогрева. Достаточно всего пяти-семи минут, чтобы подготовить мышцы для основных занятий, а результативность в таком случае возрастет в разы.

Артикуляционная гимнастика

Предварительный разогрев разделяется на тренировки разных речевых отделов.

Разминаем щёки

  1. По очереди втягивайте и раздувайте щёки.
  2. Поперегоняйте воздух из одной щеки в другую, после чего направьте его под нижнюю губу, затем под верхнюю.
  3. Напрягите щёки и попытайтесь вытолкнуть воздух изо рта.
  4. Втяните щёки и попытайтесь при этом сомкнуть и разомкнуть рот.

Разогреваем нижнюю челюсть

  1. Упритесь кулаками в нижнюю челюсть и давите изо всех сил челюстью на кулаки.
  2. Подвигайте нижней челюстью в разные стороны: сверху вниз, назад-вперед, по кругу.

Внимание на мягкое нёбо

  1. Зевайте, широко открывая рот. Прочувствуйте каждую мышцу, которая участвует в этом процессе.
  2. Зевайте, произнося при этом гласные.

Разминаем улыбку

  1. Сначала улыбнитесь, сомкнув зубы, напрягая при этом по максимуму ваши уста. После этого резко вытяните их в трубочку.
  2. Аккуратно и несильно немного покусайте свои губы - это обеспечит приток крови к ним.
  3. Натяните губы на зубы, а потом улыбнитесь так, чтобы они проскользнули по зубам.
  4. Подтяните верхнюю губу вверх так, чтобы верхний ряд зубов обнажился. Аналогично проделайте и с нижней.
  5. Пофыркайте. Да-да, как ёжик.

Разогреваем самую сильную мышцу в организме

  1. Вращайте языком по кругу, но не во рту, а в пространстве между зубами и губами.
  2. Аналогично, как описано выше, немного покусайте язык.
  3. Вытяните язык вперёд и похлопайте по нему губами.
  4. Попытайтесь достать языком подбородок и нос.
  5. Попереворачивайте язык, подержите его как можно дольше у верхнего нёба.

После артикуляционной гимнастики можно смело переходить к основному комплексу, так как речевой аппарат разогрет и готов к выполнению комплекса.

Задача 1. Клин клином вышибают

Данное упражнение помогает натренироваться четко выговаривать те буквы, с произношением которых у вас имеются проблемы. Например, отработка звука р. Откройте словарь и начните читать подряд все слова на эту букву.

Внимательно вслушивайтесь, как вы её произносите. Многократное повторение убирает затруднения, упрощает произношение. Эффект будет еще более ярким и быстрым, если вы будете записывать себя на диктофон, а затем прослушивать записи и исправлять недочеты.

Обращайте внимание на то, чтобы оставаться расслабленным во время выполнения и не зажиматься. Можно таким же образом проработать все основные согласные.

Задача 2. Выдыхаем правильно

Вы делаете короткий вдох носом, а после резко полностью выдыхаете через рот и говорите при этом: «Фу». Сначала потренируйтесь так, а потом замените «Фу» на «К» и «Г».

Задача 3. Только гласные

Эта техника позволит вам выработать навык воспроизводить гласные звуки единым потоком, и добиться того, чтобы согласные внутри были четкими и ярко выделенными. Возьмите стихотворение, которое вам по душе и читайте его.

Только способ будет немного необычным: выбросьте все согласные, оставив поток из гласных. Произносите получившиеся слова из гласных букв, намеренно немного протягивая их.

Постепенно возвращайте согласные, но уделяйте внимание их четкому выговариванию, при этом следите, чтоб поток гласных не терял своей звучности.

Не забывайте также о скороговорках - это самый стандартный и самый надежный способ работы над произношением и усовершенствования дикции.

Я планирую в ближайшее время тренироваться каждый день, и уверен, что через неделю буду приятно удивлен результатами. Чего и вам желаю!

Рассказывайте о своих успехах в комментариях под этой статьёй, подписывайтесь на новости блога и делитесь информацией с друзьями.

При плохой постановке звуков нужна артикуляционная гимнастика для детей, цели которой - это:

  • выработать определённое положение языка, губ, щёк, которое необходимо для произношения конкретного звука или их группы;
  • натренировать мышцы органов речи, которые не имеют нужного тонуса;
  • для того, чтобы язык, губы, щёки могли быстро менять своё положение и удерживать его.

Занятия артикуляционной гимнастикой можно проводить как дома, так и на занятиях с логопедом.

При самостоятельном выполнении родителям сначала нужна помощь логопеда, который определит проблемы ребёнка, а затем подскажет, как правильно организовать занятия. Эта мера необходима, поскольку существуют разные типы нарушения звукопроизношения, которые возникают как при гипертонусе, так и при вялости мышц.

Родители должны помнить, что продуктивность гимнастики зависит от того, насколько занятия интересны ребёнку. Исключено принуждение, угрозы и навязчивость. Чтобы артикуляционная гимнастика для малышей была интересной, необходимо показывать картинки, выполнять всё в форме игры.

Помните о следующих правилах:

  1. В первый раз выполнять упражнения перед зеркалом: это необходимо для зрительного контроля положения губ, движений язычка. Поскольку ребёнок ещё не осознаёт, как именно он должен лежать, в каком состоянии должны быть щёки и губ, ему важно видеть такое положение.
  2. Цикл занятий начинают с простых упражнений и постепенно переходят к более сложным. Есть приблизительные сроки, сколько приблизительно занимает времени одно новое упражнение, но ориентировать нужно на индивидуальный темп ребёнка: кто-то понимает, как делать быстрее, а кому-то необходимо больше времени.
  3. Занятие строится по такой схеме: ребёнок должен повторить старое упражнение самостоятельно, потом можно дальше работать по плану.
  4. Упражнения необходимо повторять циклами дважды в день, посвящая им по 5-10 минут.
  5. Каждому возрасту соответствуют свои требования: для детей 3-4 лет приоритет на освоение основных мышц языка, губ, 5-летние дети должны выполнять упражнения плавно и чётко, а 6-7 летние ребята - держать стабильный темп, легко заниматься статическими упражнениями.

Чтобы было веселее, организовывается артикуляционная гимнастика под музыку. Для детей двух лет это отличный способ связать приятный стимул с полезными действиями для произношения звуков согласно возрастной норме.












































Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет в стихах

Если распечатать специальные тематические картинки, то артикуляционная гимнастика проходит очень интересно и малышу становится понятным смысл движений. В этом возрасте упражнения гимнастики лучше читать в стихах.

Детям 3-4 лет хорошо помогает сказка про язычок, которая является неотъемлемой частью артикуляционной гимнастики. Это целый цикл историй о весёлом язычке, который попадает в разные приключения.

Все упражнения делятся на 2 большие группы - статические и динамические. Задача первых - научить удерживать положение, как на изображении. А вторая группа нужна для того, чтобы освоить переходы от одних движений и положений речевого аппарата к другим. Вот перечень разноплановых упражнений на статику:

  • «Блинчик»: малыш должен уложить свой язык на нижнюю губу, сохранив его при этом расслабленным и широким. Упражнение считается освоенным, когда время удержания такого положения достигает 7-10 секунд.
  • «Грибок» – упражнение, при котором кончиком языка нужно быстро коснуться нёба и при этом держать рот широко открытым.
  • «Трубочка» или «Хоботок»: верхнюю и нижнюю губу складываем в трубочку и тянем их в верх, как слоник.

Упражнения для освоения разных динамических движений:

  • «Часики»: рот широко открыт, а язык занят такой же работой, как и маятник часов - двигается из стороны в сторону от одного уголка рта к другому.
  • «Качели»: положение челюсти тоже, что и в «часиках», только теперь язык раскачивается, как качели - вверх и вниз, от верхней губы к нижней.
    Такая артикуляционная гимнастика в стихах поможет сделать занятие весёлым и лёгким. В сети много четверостиший, которыми можно сопровождать занятия.

Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет

Для этого возраста есть много эффективных упражнений, которые подходят при нарушения различного происхождения. Так, артикуляционная гимнастика при происходит при задействовании дополнительных средств. Например, упражнение «вкусное варенье» предполагает намазывание губ настоящим вареньем или мёдом, чтобы ребёнок старался их слизать.

  • «Ковшик»: широко открывается рот и улыбнуться, высунуть расслабленный язук и его кончик слегка приподнять вверх. Упражнение направлено на постановку шипящих звуков.
  • «Иголка»: рот также широко открывается, а язык вытягивается изо рта узкой полосочкой.
  • «Чистим зубы»: опять сильно раскрытый рот, только теперь язык двигается по зубам, словно он - это зубная щётка.

Время упражнения - до 10 секунд.

Артикуляционная гимнастика для детей старше 7 лет

Детям такого возраста понравятся занятия с использованием разнообразных продуктов и предметов:

  • втягивать спагетти или мармеладку в форме трубочки ртом, сложив губы в дудочку;
  • положить съедобную соломку на верхнюю губу и изобразить человека с усами, подняв её к носу;
  • вытягивается язык и туда кладётся съедобная соломинка, а ребёнок должен как можно дольше удержать её, не уронив с языка - как эквилибрист палку;
  • язык выгибается чашечкой и туда кладётся конфета;
  • облизать чупа-чупс с разных сторон.

Также для артикуляционной гимнастики в этом возрасте используют картинки. Хоть это уже ребята, которые могут выполнять упражнения осознанно, но элементы игры действуют дополнительным мотиватором.

Комплексы упражнений

Артикуляция малышей во время артикуляционной гимнастики значительно улучшается, если делать привязку по упражнениям не только к возрасту, а ещё и к тем частям речевого аппарата, которые нуждаются в нагрузке или расслаблении. Предлагаем их список, который сгруппирован по тому, работу каких мышц они активизируют.

Комплекс для развития мышц губ

  1. Попеременное чередование широкой улыбки с вытягиванием губ в хоботок.
  2. Раскрыть рот и втягивать губы внутрь так, будто они хотят обхватить и спрятать под собой зубы.
  3. Завести верхнюю губу под нижние зубы, что похоже на оскал.
  4. Завести нижнюю губу под зубы верхней челюсти.
  5. Пофыркать губами так, как это делают лошадки.

Комплекс для развития мышц языка

  1. Кончиком языка облизывать губы, проводя им то за часовой стрелкой, то против.
  2. Высунуть изо рта широкий язык и немного «пожевать» его, произнося «мя-мя…», «бя-бя…».
  3. Высовывать изо рта язык как можно дальше, одновременно чередуя его то «лопатой», то «жалом».
  4. Чередовать поднятия и опускания кончика языка то к верхнему нёбу, то к нижней челюсти.
  5. Делать из языка «чашечку» сначала во рту, а потом стараться высунуть её наружу.
  6. Упражнение «гармошка»: кончик языка упереть в верхнее нёбо около передних зубов и в таком положении открывать-закрывать рот.

Комплекс для развития мышц щек

  1. Надувать и сдувать щёки.
  2. Попеременно надувать то левую, то правую щеку.
  3. Выдувать мыльные пузыри, дуть в трубочку.
  4. Хлопать себе по надутым хомячьим щекам.
  5. Втягивать щёки настолько сильно, насколько это можно так, чтобы от этого губы складывались, как у рыбки.

  • Чем чаще выполняются упражнения, тем быстрее происходит коррекция работы частей артикуляционного аппарата.
  • Если занятия у логопеда дополнять упражнениями дома, то получение результата ускоряется.
  • Когда в самом начале коррекционной работы малыш противится гимнастике, начинайте делать упражнения в его присутствии перед зеркалом. Это выглядит достаточно весело - настолько, что ребёнок сам захочет присоединиться к вам.
  • Помните, что малыши чутки к похвале. Пускай после занятий ребёнок показывает то, что у него начало получаться, другим членам семьи, а те должны активно демонстрировать свой восторг и радость его успехам.

Логопедам

Успех занятий зависит от трёх факторов:

  • правильной диагностики нарушений произношения звуков;
  • строгой последовательности нарастания сложности упражнений;
  • воевременной коррекции положений языка и губ с помощью массажа или инструментов, если у ребёнка не получается скопировать их правильное размещения.

Занятия, которые проходят с яркой эмоциональной окраской, имеют хороший отклик работоспособности у малышей. Помните, что для них это, прежде всего, игра, а придание её коррекционного смысла - ваша задача.

Речевые звуки получаются за счет целого комплекса кинем (движений артикуляционных органов). Правильное произношение всевозможных звуков во многом зависит от силы, подвижности, а также дифференцированной работы органов артикуляционного аппарата. То есть произношение речевых звуков - это достаточно непростой двигательный навык, который помогут развить артикуляционные упражнения.

Основные цели артикуляционной гимнастики

Вы можете наблюдать, как малыш делает разнообразные (мимические и артикуляционные) движения языком, челюстью и губами. При этом воспроизводятся характерные звуки - лепет и бормотание. Это первый этап в развитии речи каждого человека. Он имеет большое значение. У детей такие движения вырабатываются и развиваются постепенно. Им важна сила, точность и дифференцированность.

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики поможет выработать и развить полноценные движения, что важно для правильного воспроизведения речевых звуков.

Состоит из огромного количества упражнений, направленных на тренировку подвижности органов, отработки разнообразных положений губ, мягкого неба и языка.

Во-первых, артикуляционную гимнастику следует выполнять каждый день. Это способствует качественному усвоению и закреплению вырабатываемых навыков у детей. Рекомендуется делать артикуляционные упражнения три или четыре раза в день, примерно по 5 минут. Не нужно нагружать ребенка большим количеством новых упражнений сразу. Вполне достаточно за один раз 2-3 упражнений.

Во-вторых, упражнение выполняется не один, а несколько раз (около пяти). следует делать по 10-15 секунд.

В-третьих, необходимо грамотно подходить к отбору упражнений и учитывать традиционную последовательность: от простого - к сложному. Проводить 3-4 лет лучше в игровой форме, весело и эмоционально.

В-четвертых, новые упражнения надо вводить постепенно, по одному. Нужно не забывать повторять и закреплять пройденный материал. Не следует приступать к новым упражнениям, если предыдущие задания выполняются не очень хорошо. Отрабатывать старый материал можно с новыми игровыми приемами.

И, в-пятых, артикуляционную гимнастику лучше выполнять сидя. В данном положении у детей не напрягается тело, руки и ноги. Детям будет легче выполнять новые задания, если они будут видеть себя и руководителя. Для этого потребуется настенное зеркало. Можно начинать гимнастику с упражнений для губ.

Организационный момент

При объяснении нового упражнения взрослый максимально должен применять игровые приемы. Затем происходит наглядная демонстрация. После чего под контролем взрослого его выполняет ребенок.

Когда дети выполняют артикуляционные упражнения, важно контролировать качество движений. Важно учитывать симметричность обеих сторон лица. Без этого артикуляционная гимнастика абсолютна бессмысленна.

К выполнению каждого упражнения нужно подходить творчески.

Сначала движения будут напряженными. Постепенно они станут более свободными, органичными и координированными.

В комплекс артикуляционных упражнений должны входить как статические, так и динамические задания.

Упражнения для губ

Их существует огромное количество. Это:

  • Улыбка - губы удерживаются в улыбке, зубы не должны быть видны.
  • Хоботок - губы вытягиваются вперед длинной трубочкой.
  • Заборчик - улыбка при сомкнутых зубах.
  • Бублик - округлить и вытянуть вперед губы. Зубы при этом должны быть сомкнуты.
  • Кролик - упражнение выполняется при сомкнутых зубах. Приподнять верхнюю губу, обнажив при этом соответствующие резцы.

Задания для развития подвижности губ

Артикуляционные упражнения для детей должны быть направлены и на развитие подвижности губ. Это:

  • Почесывание и покусывание зубами обеих губ.
  • Губы вытянуть вперед трубочкой. После чего растянуть их в улыбке.
  • Губы вытянуть трубочкой. Вращать их круговыми движениями, двигать влево и вправо.
  • Представить себя рыбкой, которая разговаривает. Хлопать губами друг о друга.
  • Взять носогубную складку верхней губы двумя пальцами одной руки, а нижнюю губу большим и указательным пальцами другой. Растягивать их вниз и вверх.
  • «Поцелуй». Щеки втягиваются внутрь, после чего резко открывается рот с характерным звуком.
  • «Уточка». Массировать вытянутые губы пальцами, пытаясь изобразить клюв. При этом большие пальцы обеих рук должны оказаться под нижней губой, а другие - на верхней.
  • «Недовольная лошадка». Пытаться изобразить звук, напоминающий фырканье лошади.

Статические и динамические упражнения для языка

Качественные артикуляционные невозможны без упорных занятий. Среди статических упражнений можно выделить следующие:

  • Птенчики. Открыть широко рот, при этом язык лежит неподвижно.
  • Лопаточка. Рот должен быть открыт, высунуть язык, расслабить его и в широком положении опустить на нижнюю губу.
  • Чашечка. Широко открыть рот. Высунуть язык, подняв при этом передний и боковой края. Язык не должен касаться зубов.
  • Жало. Выдвинуть вперед узкий напряженный язык.
  • Горка. Спинку языка поднять вверх, кончик при этом должен плотно упереться в нижние резцы.
  • Трубочка. Загнуть вверх боковые края языка.
  • Грибок. К нёбу присосать язык.

Комплекс артикуляционных упражнений должен включать динамические задания:

  • Маятник. Слегка приоткрыть рот и растянуть губы в улыбку. Кончиком языка поочередно дотрагиваться до уголков рта.
  • Футбол. Рот должен быть закрыт. Напряженным языком поочередно упираться то в одну, то в другую щеку.
  • Чистка зубов. Закрыть рот. Обводить движением языка по кругу между зубами и губами.
  • Лошадка. Язык присосать к небу, затем щелкнуть языком. Цокать сильно и медленно.
  • Вкусное варенье. Открыть рот и облизать языком верхнюю губу.

Артикуляционные упражнения для звука «р»

Первое упражнение называется «Чьи зубы чище». Для его выполнения следует открыть широко рот и с внутренней стороны верхних зубов совершать движения (влево-вправо) кончиком языка.

Второе - «Маляр». Открыть рот, губы растянуть в улыбке. Делать кончиком языка движения вперед-назад по нёбу.

Третье - «Кто дальше загонит мяч». Упражнение делается на улыбке. Сделать язык широким. Его край положить на нижнюю губу и стараться длительно произносить звук «ф». Затем положить ватку на стол и сдувать ее на противоположную сторону.

Это всего лишь некоторые артикуляционные упражнения для звука «р», которые помогут вырабатывать правильные движения языка, его подвижность, подъем и т.д.

Представленные в статье задания помогут укрепить и развить определенные навыки у детей. Артикуляционные упражнения требуют грамотного и творческого подхода взрослого. Обязательно выполняйте их в игровой форме, не забывайте говорить названия каждого из них, что будет вызывать прямые ассоциации. И тогда детям будет интересно выполнять разнообразные упражнения.


Возможно, определение «артикуляционная гимнастика» вызовет недоумение. Ведь все привыкли, что гимнастика нужна для укрепления мышц, для гибкости, ловкости… Все верно. Органы, участвующие в звукообразовании – губы, щеки, язык, – тоже состоят из мышц. И когда они недостаточно развиты, сильны, подвижны, речь получается неразборчивой, у говорящего словно «каша» из звуков во рту. Поэтому в развитии речи дошкольников артикуляционная гимнастика для детей имеет огромное значение. Ведь именно в детстве легче и важнее всего выработать нужные качества мышц, участвующих в речи.

Самые детские игры

Что же нужно этим мышцам? Губам, щекам и нижней челюсти – подвижность, языку – сила, упругость, ловкость, достаточная длина уздечки, способность быстро принимать разные положения и состояния. Не менее важно умение делать выдох нужной силы и в нужном направлении. Все эти способности ребенок вполне может приобрести к моменту начала активного говорения (около 2 лет), если все это время с ним заниматься артикуляционной гимнастикой. Кроме того, существуют различные комплексы артикуляционных упражнений, позволяющие исправить неправильное произношение некоторых звуков речи (шипящих, свистящих, [л], [р]) у детей 4, 5, 6, 7 лет. Так что значение таких занятий переоценить трудно.

Чтобы проблем с неправильным произношением было как можно меньше, начинать занятия по развитию артикуляции можно еще до 1 года – уже с первых месяцев жизни малыша. Сначала это будут звуки, которые показывает ребенку мама. Причем показывает утрированно, делая каждое движение преувеличенным, чтобы кроха постепенно запоминал движения губ.

Например, при купании, переодевании, во время игр для самых маленьких деток можно изображать:

  • шум воды;
  • гогочущих гусей;
  • рыбок (шлепать губами без звука);
  • вой ветра;
  • лошадок – цокать, фыркать;
  • собачек; высовывающих язык или рычащих;
  • слоников, вытягивающих хоботок;
  • кошечек, которые лакают, облизываются, мяукают;
  • ухающих сов;
  • тикающие часики;
  • пение петушка;
  • писк мышки и пр.

Такие занятия нужно проводить постоянно, чтобы малыш привыкал к тому, что речь – это активная работа губ, языка и всех остальных мышц, участвующих в процессе звукообразования. Вначале он будет просто смотреть, как это делают взрослые.

От двух до четырех

В возрасте 2-3 лет ребенок уже может повторять за родителями простейшие упражнения. С этого возраста занятия с дошкольниками должны носить систематический характер.

Чтобы убедиться, что все делается правильно, ребенку обязательно нужно зеркало. А чтобы малыш не считал занятия нудными уроками, выполнять которые не хочется, проходить они должны в виде игры. В это время можно рассказывать малышу сказочные истории о путешествиях язычка, слоника, отважных грибников, маленьких поварят и т. д. Можно облекать каждое упражнение в стихотворную форму.

В возрасте 3-4 лет уже можно контролировать правильное выполнение каждого движения, у деток постарше важно вырабатывать четкость и плавность.

Малыши 2-4 лет не способны долго концентрировать внимание и быстро устают, даже от игр. Поэтому занятие артикуляционной гимнастикой для детей этого возраста не должно длиться более 10 минут. Начинать нужно и вовсе с 2-3 минут в день, с самых простых упражнений, постепенно изучая все новые, по мере того, как будут освоены предыдущие.

Во время таких «уроков» чередуйте статичные и динамичные упражнения, чтобы дольше удерживать интерес малыша к занятию.


В этом возрасте подойдут следующие артикуляционные упражнения.

Статические:

  • «Улыбочка» – ребенок улыбается, скрыв зубы за сомкнутыми губами, положение сохраняется 4-5 секунд;
  • «Блинчик» – язычок выкладывается в расслабленном, плоском состоянии на нижнюю губу, но не выдвигается вперед (держим также около 5 секунд);
  • «Бегемотик» – малыш держит ротик широко открытым около 5 секунд;
  • «Хоботок» – губы складываются в трубочку и вытягиваются вперед, насколько возможно (задержать положение до 5 секунд);
  • «Голодный хомячок» – втянуть щеки и задержаться в таком положении на 5-6 секунд.

Динамические:

  • «Месим тесто» – язык находится в положении «блинчика», в это время ребенок смыкает-размыкает губы, слегка покусывает язык зубками;
  • «Чистим зубки» – кончиком языка малыш должен провести по верхним зубкам слева направо, затем точно так же по нижним;
  • «Змейка (стрелочка)» – язычок нужно сделать узким, острым и вытянуть максимально вперед, задержать на несколько секунд;
  • «Качели» – с открытым ртом надо поочередно поднимать язычок вверх и опускать вниз. Можно выполнить вариацию: сделать упражнение перед зубками и за зубками;
  • «Часики» – с открытым ртом малыш поочередно касается кончиком язычка правого и левого уголка рта;
  • «Шарики» – малыш надувает щечки, а затем хлопает по ним пальчиками, выпуская воздух;
  • «Сытый хомячок» – надуваются сначала обе щечки, затем каждая по очереди.

Начинать нужно с 2-3 повторений, постепенно увеличивая их число до 7-10. Но если ребенок устает, занятие следует остановить и доделать оставшуюся часть в другое время.

Домашние занятия по развитию артикуляционного аппарата у малыша не стоит прекращать, если он пошел в садик. Занятий, проводимых воспитателем со всей группой в детском саду, может быть недостаточно. Ведь в детском коллективе сложно уделить достаточное внимание каждому ребенку индивидуально, чтобы убедиться, что он все выполняет правильно и в нужном объеме. Даже если кроха занимается у профессионального логопеда, он вам посоветует закреплять пройденное дома.

От четырех до семи

В этот период своего развития дошкольник (или младший школьник) уже готов к более продолжительным и сложным по содержанию занятиям. Комплекс артикуляционных упражнений может длиться уже до 20 минут. Ребенок теперь в состоянии выполнять довольно сложные просьбы взрослых, поэтому «заковыристые» упражнения больше подходят именно для этой возрастной группы.

В этом возрасте ребенку можно показывать видео уроки по развитию артикуляционного аппарата (при этом и сами родители могут более правильно освоить методику проведения таких занятий).

Обучая своего ребенка правильной речи, следите, чтобы ваша собственная речь тоже была правильной. Дети учатся, копируя наши действия. Поэтому если у родителей есть дефекты речи или они неграмотно строят предложения, то же самое будут делать и дети. Если вы сами не выговариваете какие-то звуки, займитесь сначала своей артикуляцией. Добейтесь чистого звукоизвлечения и только после этого учите своего кроху. В противном случае переучивать его придется логопеду. А это намного сложнее.

К тому же, такая ситуация непременно окажется стрессовой для ребенка, когда он попадет в языковую среду, отличную от той, что окружает его дома (например, пойдет в детский сад). Ведь для него все, что делают родители, априори правильно.

Итак, артикуляционная гимнастика для возраста 4-7 лет выглядит следующим образом.

Упражнения для развития подвижности губ:

  • «Слоник» («Хоботок»);
  • «Улыбочка»;
  • «Бегемотик»;
  • «Блинчик»;
  • «Заборчик»;
  • Чередование «Улыбочка» – «Заборчик».


Упражнения для укрепления мышц языка:

  • «Блинчик»;
  • «Качели»;
  • «Месим тесто»;
  • «Сердитая киска» – кончиком языка малыш упирается в нижние зубы, середину языка выгибает «горкой», теперь нужно слегка покусывать «горку» зубками;
  • «Змейка»;
  • «Парус» – ребенок должен упереться кончиком языка в передние зубы и задержаться так несколько секунд (рот при этом открыт);
  • «Маляр» – нужно «покрасить» язычком нёбо по направлению от зубов к горлу;
  • «Чистим зубки»;
  • «Часики»;
  • «Чашечка» – ротик нужно широко открыть, высунуть язычок и сделать его округлым, подняв кончик и бока (удерживать так несколько секунд, не касаясь губ или зубов);
  • «Индюшонок» – ребенок быстро двигает кончиком языка по верхней губе вперед-назад, издавая звук «бл»;
  • «Вкусное варенье» – широким языком малыш должен облизать верхнюю губу сверху вниз;
  • «Дятел» – острым кончиком языка нужно быстро бить за верхними зубами у их основания, произнося звук «д»;
  • «Моторчик» – упражнение похоже на предыдущее, только выдыхать нужно с большей силой и произносить «дын-дын».

Упражнения для развития подъязычной уздечки:

  • «Грибочек» – язык надо присосать к нёбу (ротик максимально открыт) и так задержать на 7-10 секунд;
  • «Гармошка» – упражнение похоже на предыдущее, только нижнюю челюсть при этом нужно покачивать – открывать с максимально возможной амплитудой и немного прикрывать;
  • «Лошадка» – упражнение похоже на грибочек, только более динамичное: язычок нужно отрывать, издавая звук, похожий на цокание копыт.

Упражнения для щек:

  • «Голодный хомячок»;
  • «Сытый хомячок»;
  • «Шарики».

Занимаясь с ребенком артикуляционными упражнениями дома, следует помнить о том, что во время таких игр малыш должен находиться в хорошем настроении и заниматься с удовольствием. Занятия после 4 лет можно организовывать по 2 раза в день продолжительностью около 10 минут каждое. Одно из основных слагаемых успеха – систематичность тренировок и их игровая форма. Никакого насилия и никакой «обязаловки»!

В идеале время выполнения каждого упражнения – около 10 секунд. Но ориентироваться следует на желание и способности ребенка. Если он устает или не хочет – лучше на время снизить темпы.

Если какое-то упражнение не получается даже у вас, не стесняйтесь признаться в этом малышу и предложить ему поучиться вместе. Можно посмотреть его на видео, попробовать снова и вместе решить, что вы непременно осилите сложную игру.

Занятия на отработку артикуляции не обязательно должны быть именно занятиями – элементы упражнений можно включать в повседневную жизнь: подражать домашним животным, облизывать ложку или тарелку во время еды и т. д.

Тренируем силу выдоха

В любом возрасте будут полезны упражнения для тренировки дыхания. Ведь если у ребенка не будет развита сила речевого выдоха, он не сможет произносить длинных фраз, будет добирать воздух в процессе говорения и договаривать предложение либо шепотом, либо «взахлеб».

Тренировать речевое дыхание можно при любом удобном случае. Например, читая книжку. Если в ней есть описание ветра, мама может изобразить, как он дует. Придя зимой с прогулки, можно подуть на озябшие ручки. Купая кроху в ванной, дуем на пенку, сдуваем ее с рук. За обедом можно подуть на горячий чай. Такие игры кроме непосредственной пользы принесут ребенку и массу положительных эмоций.

Основной упор при развитии речевого дыхания следует делать на то, чтобы ребенок мог сделать длительный плавный выдох одинаковой силы на всем протяжении. Это поможет ему в дальнейшем правильно распределять количество воздуха при произнесении длинных фраз.

Существуют специальные упражнения на отработку речевого дыхания.

  • «Одуванчик». Летом на прогулке нужно найти опушенный одуванчик и показать малышу, как сдувать с него пух.
  • «Бабочка». Вырезать бумажную бабочку. Прикрепленная к нитке, она очень красиво порхает, если правильно на нее подуть – ровно и долго.
  • «Снежинка». Нужно сделать снежинку – распушить маленький кусочек ватки. Когда на нее дуют, она летает. Чем дольше выдох, тем выше летит снежинка.
  • «Пушок». То же самое, только с перышком. Играть можно вдвоем: мама гонит пушинку к ребенку, он – обратно к ней.
  • «Ивушка». К карандашу или палочке приклеивают несколько узких полосок бумаги. Делая «ветерок», малыш заставит «ветви ивы» колыхаться.
  • «Свечка». Малыш должен научиться задувать свечку (например, для своего дня рождения).
  • «Перелетные птицы». Вырезанные фигурки небольших птиц кладут на стол. По команде («птички улетают!») взрослый вместе с ребенком дует на птичек. Чья улетит дальше – тот и победил.
  • «Дудочка». Игрушка в виде дудочки или свистка (свистульки) также прекрасно тренирует дыхание.
  • «Буря в стакане». Ребенок с силой дует в трубочку для коктейля, помещенную в стакан с водой или напитком. Настоящая буря!

Такова общая методика развития артикуляционного аппарата у дошкольников. Корректировать ее нужно исходя из возможностей, здоровья, интересов ребенка. Кому-то вместо «Змейки» упражнение лучше назвать «Иголочка» или «Стрела», с кем-то больше внимания уделять растяжению уздечки (особенно если малышу не удаются звуки [р] и [л]), кто-то не отличается усидчивостью, тогда занятия придется делить на 3-4 захода за день и выполнять их совсем маленькими порциями.

Если же, несмотря на все усилия родителей, к 4-5 годам ребенок не научился правильно произносить все звуки или путает, к примеру, звонкие с глухими, следует обратиться за помощью к логопеду. Возможно, у малыша есть врожденные дефекты органов речи (нёба, языка), либо у него неправильный прикус, слишком короткая подъязычная уздечка, короткий язык, большие губы и т. д. К дефектам речи приводит и повышенный тонус мышц губ, языка, гортани.

Для коррекции таких дефектов может понадобиться курс логопедического массажа или даже оперативное вмешательство.

Правильная, красивая речь, окрашенная яркой интонацией, имеющая приятную ритмику, не появится у ребенка просто так. Это – большая «незаметная» работа, которую предстоит проделать родителям малыша в первые 5-6 лет его жизни, чтобы потом он мог уже самостоятельно обогащать и совершенствовать речевой багаж в школе, радуя папу с мамой своими успехами.