Эффективные занятия по математике с блоками Дьенеша: обучение в игровой форме. Приключения в сказочном лесу конспект средняя группа с блоками дьенеша

Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) с использованием логических блоков Дьенеша в средней группе.

«Поможем Доктору Айболиту»

Задачи:

Образовательные:

Закреплять знания о цифрах от 1 до 5, умение считать в пределах 5;

Закреплять знания о геометрических фигурах;

Продолжать учить соотносить количество предметов с цифрой;

Развивающие:

Развивать внимание и память;

Развивать логическое мышление.

Воспитательные:

Воспитывать у детей доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми,

Воспитывать активность, воображение, самостоятельность суждений;

Воспитывать желание оказывать помощь.

Организационный момент:

Не зевайте, в круг скорее все вставайте. Я хлопну в ладоши, а вы про себя посчитаете, и скажите сколько раз я хлопнула.

Стук в дверь. В группу приносят письмо от доктора Айболита.

Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте ребята. Мне позвонили из Африки и попросили срочно приехать - заболели все зверята. Я взял волшебную воду и собрался в путь, но злые пираты отобрали у меня волшебную воду! Они закрыли её в сундук, а ключи бросили в глубокое озеро. Ребята, помогите мне, пожалуйста. Вам нужно отправиться к озеру и выполнить задания. За каждое правильно выполненное задание вы от рыбки получите ключ. Если наберёте пять ключей, то сможете открыть ларец с волшебной водой. Я бы и сам с вами отправился в путь, но меня ждут другие больные зверята. Доктор Айболит».

Воспитатель: Поможем, ребята? Тогда отправляемся в путь к озеру.

Игра «Построй дорожку»

Что бы добраться до озера нужно построить дорожку. Будьте внимательны сейчас мы будим строить дорожку.

Найдите красный, толстый, маленький треугольник

Найдите синий, тонкий, большой круг

Найдите красный, толстый, маленький квадрат

Найдите желтый, тонкий, большой прямоугольник

Какой блок был первым?

Какой блок был последним?

Вот мы и дошли до озера. Посмотрите, в озере плавают рыбки. (На доске в разброс расположены рыбы с цифрами). Чтобы узнать, какое задание первое, а какое второе и т. д., нам нужно рыбок расположить по порядку.

Давайте посчитаем сколько рыбок? Найдите рыбку с цифрой 1.

Молодцы! Вот первая рыбка и задание 1.

1 ЗАДАНИЕ – Игра «Запомни фигуру»

В синей бабочке я спрятала треугольник, в красной бабочке – круг, в зеленой бабочке – квадрат.

Какая фигура в красной бабочке?

Какая фигура в зеленой бабочке?

В какой бабочке я спрятала треугольник?

Воспитатель. Молодцы! Вот от рыбки ключик за правильные ответы. Найдите рыбку с цифрой 2. Молодцы.

2 ЗАДАНИЕ - Игра «Угадай цифру»

В правую руку, я спрятала 1

В левую руку я спрятала 3

Что посередине? (2)

В правую руку, я спрятала 3

В левую руку, я спрятала 5

Что посередине? (4)

В правую руку, я спрятала 2

В левую руку, я спрятала 4

Что посередине? (3)

За правильные ответы рыбка даёт нам второй ключ. А где третья рыбка? (Дети находят рыбку с цифрой 3) .

3 ЗАДАНИЕ - Игра «Соедини правильно».

Даю задание детям соединить линией предметы с цифрой.

Какие предметы соединили с цифрой 2?

Какие предметы соединили с цифрой 4?

Какие предметы соединили с цифрой 1?

Какие предметы соединили с цифрой 3?

Какие предметы соединили с цифрой 5?

Молодцы. Справились с заданием. За это от рыбки получаем ещё один ключ.

4 рыбка предлагает нам просто отдохнуть.

Физминутка - Игра

«В математику играю,

Вас в фигуры превращаю!

Раз, два, три треугольник (квадрат, круг) в дом беги!»

Молодцы! За то что вы все были внимательны получите от рыбки ключик. Найдите рыбку с цифрой 5. Молодцы.

5 ЗАДАНИЕ – Работа с блоками Дьенеша на карточном поле.

(Показываю схему блока, который нужно найти)

Поставьте этот блок в верхний правый угол

Поставьте этот блок в центр клеточного поля

Поставьте этот блок в нижний левый угол

Какой блок вы поставили в центр?

Какой блок вы поставили в левый нижний угол?

Молодцы! Рыбка даёт нам последний ключ. Итак, сколько у нас ключей? (Пять).

Сейчас подберем ключ к ларцу, откроем его и достанем волшебную воду.

Посмотрите внимательно на ключи и на замок. Какой ключ подойдет к нашему замку? Почему?

Открываю и достаю волшебную воду. (Она прозрачная) .

По-моему, это обыкновенная вода. Пираты наверно подменили волшебную воду на обыкновенную. Пора звонить доктору Айболиту.

Звонят доктору по сотовому телефону и разговаривают по громкой связи.

Алло, Доктор Айболит в сундуке обыкновенная вода!

Айболит. А вот и нет! Накройте ее волшебной тканью и взболтайте. (Воспитатель накрывает банку тканью, болтает, получается цветная вода.) Воспитатель. Самая настоящая волшебная вода!

Айболит. Спасибо за помощь! А вам от меня сюрприз в ларце, чтобы вы не болели. До свидания. Воспитатель и дети находят в ларце витамины.

Спасибо. До свидания!

Конспект ООД с блоками Дьенеша в старшей группе «Нолик в гостях у ребят».

Тип занятия: интегрированное (развивающая игра-развлечение).

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Раздел: общеобразовательная деятельность: «Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем».

Цель: формирование элементарных математических представлений и интеллектуальных способностей воспитанников в совместной игровой деятельности в процессе решения практических заданий.

Программные задачи:

Образовательные:

Систематизировать знания детей по формированию элементарных математических представлений (эталоны геометрических фигур), посредством дидактических игр и игровых заданий.

Обобщать знания: о геометрических фигурах - треугольнике, круге, прямоугольнике, квадрате; в умение различать фигуры по форме, цвету, размеру, толщине.

Закреплять умение изображать и выкладывать предмет из геометрических фигур, с помощью конструктивных средств, состоящей из нескольких частей..

Поддерживать интерес воспитанников к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявлять настойчивость, целеустремлённость.

Упражнять в умении работать со схемами, по воображению.

Учить эмоционально воспринимать и оценивать свою работу и работы своих товарищей, радоваться успеху, исправлять ошибки.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес, внимание, память, практически- действенное мышление, сообразительность, умение производить логические операции.

Способствовать развитию коммуникативных навыков, грамматически правильной диалоговой речь, навыков свободного общения со взрослым.

Развивать творческое воображение, эстетическое восприятие, фантазию.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать самостоятельность и желание добиваться положительного результата в работе.

Развивать умение выполнять задания в группе и подгруппе сверстников, активно действовать в условиях простой проблемной ситуации.

Воспитательные:

Воспитывать устойчивый интерес к математике, двигательной активности и художественно - эстетическому труду.

Воспитывать самостоятельность, трудолюбие и аккуратность при выполнении заданий.

Воспитывать навык культуры поведения и общения со сверстниками, проявления доброжелательного отношения друг другу, взаимопомощь и взаимовыручку.

Предварительная работа воспитателя: составление конспекта занятия, изготовление демонстративного и раздаточного материала для организации деятельности детей, подбор музыкальных рингтонов, изготовить схемы, геометрические фигуры из бумаги; подбор оборудования, оформление группы.

Предварительная работа с детьми: игры-беседы по активизации эмоционально-мыслительных процессов, отгадывание загадок, рассматривание плакатов и иллюстраций «Геометрические фигуры», логические игры и упражнения с блоками Дьенеша: «Найди клад», «Найди пару»; индивидуальные занятия, аппликация из геометрических фигур; геометрическое конструирование на плоскости (плоскостное моделирование): «Сложи узор».

Формы организации ООД воспитанников с учетом интеграции образовательных областей: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: актуализация чувственного опыта- сюрпризный момент, ориентирование в пространстве в процессе передвижения, решение проблемной ситуации, взаимодействие с героем в игровой форме, развивающая игра, гимнастику для глаз, дидактическая игра, беседа, физ. минутка, продуктивная деятельность.

Используемые методы, приемы и технологии: проблемный (помочь найти мультипликационного персонажа); игровая мотивация (использование сюрпризных моментов (появление героя и предметов), дидактическая игра и упражнение; словесный (объяснение, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, рассказ воспитателя, использование художественного слова, оценка деятельности детей); продуктивные методы (практические): конструирование; физ. минутка; поощрение; анализ ООД.

Виды детской деятельности: игровая (аудиозапись, дидактические, развивающие и логические игры), продуктивная (аппликация, конструирование), коммуникативная (беседа), двигательная (ориентирование в пространстве, физ. минутка).

Словарная работа (закрепление терминов): одинаковые, разные, а так же названия форм, размера, цвета, толщины.

Материал и оборудование:

Раздаточный материал: печатные карточки-задания с заданием.

Дидактические средства (демонстрационный материал): кукла Нолик (из м/ф «Фиксики»); учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша», мольберт, изображение мультипликационных персонажей Фиксиков, рюкзак, печатные карточки со схемами, воздушный шарик; палки гимнастические.

Оборудование: аудиозапись отрывка песни из мультипликационного фильма «Фиксики», запись рингтона СМС сообщения «К телефону подойди», мобильный телефон, фотоаппарат.

Ожидаемый результат:

Развитие элементарных математических способностей, представлений о параметрах «большой - маленький», «толстый - тонкий»

Знания о форме, размере, цвете, толщине геометрических фигурах; умение изображать и выкладывать рисунок из геометрических фигур, с помощью конструктивных средств.

Интерес воспитанников к интеллектуальной деятельности.

Навыки культуры речевого общения, совершенствования нравственного отношения к окружающему, умение работать коллективно.

Ход занятия:

Воспитатель:Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и пожелаем им доброго дня. Хорошо, когда в дом приходят гости. Но это еще не все, у вас сегодня будет еще гость, попробуйте догадаться, кто это.

(звучит аудио запись из мультипликационного фильма «Фиксики» )

Воспитатель: Ребята, кто же этот гость?

Дети: Это Фиксики?

Воспитатель: Да, Фиксики - это человечки, которые живут в разных приборах, вещах созданных руками человека. Вы знаете, что у Фиксиков есть вот такой знак – ручка – растопырка. Ладонь с тремя растопыренными пальцами. Иногда это жест приветствия, но чаще всего это знак хорошо проделанной работы. Фиксики часто пользуются особым знаком, который украшает их одежду, рабочие инструменты и средства передвижения.

А может Фиксик уже здесь, давайте сделаем упражнение для глаз и может мы его увидем.

Физминутка для глаз «Где же Фиксики?»

Надо глазкам отдых дать, будем быстро мы моргать. (Быстро моргать)

Раз, два, три, четыре, пять, будем Фиксиков искать.

Глазки пускай в потолок поглядят. (Посмотреть вверх)

Головки опустим – на стол поглядим. (Вниз)

И снова наверх – где там Фиксик бежит? (Вверх)

И по кругу поглядим.

Мы глаза закроем ладошками.

Снова глазки мы откроем, на работу их настроим.

В момент, когда дети закрывают глаза, воспитатель достает игрушку Нолика и ставит его на стол.

Воспитатель: Давайте поздороваемся с Ноликом по Фиксиковски.

Дети: Здравствуй, Нолик! (показать ладонь с тремя пальцами).

Нолик: Привет, я Нолик.

Воспитатель: Ребята, я пригласила Нолика к нам в группу, чтобы он познакомился с Вами и мы подружились.

Нолик: Теперь мы друзья, только это секрет.

(Звучит аудио сигнал «Компьютерный вирус»)

Нолик чем-то огорчен.

Воспитатель: Пока мы делали гимнастику для глаз, Нолик где-то в группе положил свой помогатор. А сейчас вирусная программа сделала его невидимым. Ребята давайте поможем Нолику уничтожить компьютерный вирус. Так как это вирус не человеческий, от которого люди болеют гриппом, а компьютерный математический, то и удалять его будем при помощи математических блоков Дьенеша. Давайте расскажем Нолику, что такое блоки Дьенеша.

Дети: Это геометрические фигуры, которые отличаются по форме, цвету и размеру и толщине.

ЗАДАНИЕ 1

«Найди нужную фигуру». Индивидуальная работа по картам – схемам.

Воспитатель: Мы нашли нужные элементы вирусной программы. Теперь нужно собрать их в определенной последовательности.

ЗАДАНИЕ 2

«Сложи цепочку из геометрических фигур по схеме». Коллективная работа по схеме.

Вирус отключен Дети находят помогатор.

Воспитатель: Ребята, для чего нужен помогатор? А что у него внутри? (Инструменты).А какие инструменты вы знаете? А для чего они нужны? (Ответы детей).

Физкультминутка «Помогатор».

Нолик: Мне Очень понравилось играть с блоками Дьенеша. Мы с Симкой любим раскладывать инструменты.

Воспитатель:А наши ребята любят раскладывать блоки по секторам.

ЗАДАНИЕ 3 «Положи фигуры в нужный сектор». Дети делятся на две команды, выбирают капитана. Раскладывают фигуры в нужный сектор «большой – маленький, толстый - тонкий». Капитан проверяет правильность выполнения задания.

Нолик: А когда мы работаем с Симкой, например я ремонтирую телефон, а Симка – холодильник, то нам бывает нужно разделить инструменты. Некоторые нужны мне для работы, некоторые – Симке, а некоторые и мне, и ей.

Воспитатель:А наши ребята любят раскладывать блоки в обручи.

ЗАДАНИЕ 4 «Разложи блоки в обручи».

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы, чтобы Фиксики жили у нас в детском саду? Давайте попробуем расселить их в разные группы.

ЗАДАНИЕ 5 «Рассели жильцов в дом».

Нолик: Мне так у Вас понравилось, но я очень задержался у Вас в саду и Симка будет очень сердиться.

Воспитатель: Я, кажется знаю, что нужно делать, Что любят девочки? (Играть в куклы). Давайте мы сложим для Симки Веселую куколку, сфотографируем ее, она увидит фотографию – улыбнется, а когда человек улыбается, он не может сердиться.

ЗАДАНИЕ 6 «Кукла для Симки»

Самостоятельная деятельность детей с демонстрационным материалом (повторение и закрепление знаний).

Конструирование «Кукла для Симки».

Нолик: Приступайте к заданию.

Дети: (самостоятельная работа) .

Воспитатель подходит к столам поочередно и стимулирует самостоятельную творческую деятельность детей.

Воспитатель: Молодцы! Давайте подойдем и посмотрим, друг у друга, какие замечательные у нас получились куклы.

Нолик: Я думаю, что Симке они тоже понравятся.

Воспитатель достает из Рюкзака-помогатора фотоаппарат и передает Нолику. Нолик фотографирует работы детей и прощается с ними.

Нолик: ТЫДЫЩ, ребята! До свидания! Я обязательно передам Симке фотографии ваших работ! С вами было очень интересно!

Заключительная часть (подведение итогов, рефлексия- обобщение знаний).

Воспитатель приглашает детей встать в центре комнаты в круг.

Воспитатель обращается к детям: Ребята, наше занятие подошло к концу. Вы такие молодцы, столько заданий выполнили! Ребята, а кто был у нас в гостях, из какого мультфильма?

Ответы детей.

Воспитатель: У меня в руках воздушный шарик, передавая его друг другу, я хочу, чтобы вы рассказали, что мы делали сегодня на занятии? Что нового вы сегодня узнали?

Ответы детей: Играли в игры с геометрическими фигурами блоками Дьенеша, делали подарок «Куклу для Симки», играли с Ноликом и т.д.

Воспитатель: Вы сегодня справились с заданиями и помогли Нолику понять, как надо дружно играть вместе. А теперь нам нужно попрощаться с нашими гостями!

Дети: До свидания!


Интегрированное занятие для детей средней группы с

использованием блоков Дьенеша.

Приключение в сказочном лесу

Цель: Развитие познавательной активности с помощью, логических

блоков Дьенеша.

Задачи : Образовательные:

Развивать умение различать основные свойства предметов: цвет, форму и размер предметов.

Закрепить названия геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, выделять их свойства: форма, цвет, размер.

Умение распознавать цифры до 5 и соотносить их с количеством предметов.

Развивать воображение, наблюдательность, умение решать логические задачи, рассуждать,

Формировать представление о символическом изображении предметов.

Воспитательные:

Умение самостоятельно работать, принимать решение.

Умение строго следовать инструкции, придерживаться установленным правилам.

Коррекционные:

Закреплять умение воспроизводить в постройке знакомый предмет, отбирать нужные для постройки блоки в соответствии с графическим образом.

Развивать зрительно-моторную координацию при соединении блоков

Воспитывать внимание, усидчивость, логическое мышление.

Материал: карточки с количеством кружков от 1 до 5, логические блоки Дьенеша, письмо, счетные палочки, яблоки, схемы домов(фотографии), картинки с зашумленными животными.

Предварительная работа . Работа с детьми по сенсорике через дидактические пособия и игрушки. Беседа о жизни животных. Чтение сказок. Рассматривание иллюстраций. Работа с альбомом «Маленькие логики»

Раздаточный материал:

Набора логических блоков. Кодовые карточки, обозначающие цвет и форму, величину геометрических фигур. Счетные палочки. Образцы-схемы домиков. Яблоки. Картинки с зашумленными изображениями животных.

Ход занятия.

Дети заходят в группу и замечают конверт.

Ребята я сегодня пришла на работу, а около двери лежал конверт, я взяла его. Как вы думаете, как узнать, откуда оно пришло и кому адресовано? (Надо прочитать. Давайте прочитаем это письмо).

Воспитатель читает адрес: «Детям 4 группы от зверей Сказочного леса».

Ребята, как вы думаете, какие новости в этом письме? Как вы догадались? (У конверта грустное лицо). Давайте, скорее откроем и узнаем, что же случилось? Воспитатель открывает и читает письмо.

Мы - лесные звери,

Жили - не тужили.

В Сказочном лесу

Хоровод водили!

Но злая Бабка-Ежка

Все заколдовала!

И теперь в лесу

Скучно, грустно стало…

Дорогие дети,

Вы нам помогите и скорей нас всех найдите!

Что же делать? (Нужно помочь: победить Бабу-Ягу, отправиться в Сказочный лес…).Поможем зверям? Как вы думаете, Баба-Яга разрешит нам так легко добраться до леса?(Нет). Я тоже так думаю, что она будет строить нам по дороге различные препятствия. Но я открою вам небольшой секрет: каждый раз, когда мы будем преодолевать(проходить)ее препятствие, она будет терять свои силы, и после того, как мы найдем зверей, она совсем исчезнет! Так что, вы готовы отправиться в Сказочный лес и освободить его от колдовства Бабы-Яги? (Да).

На чем же нам добраться до Сказочного леса? Я предлагаю добраться туда на машине. Т.к. мы отправляемся в Сказочный лес, машины у нас будут волшебные, очень быстрые! Заводите моторы, и отправляемся в путь! (Дети двигаются по кругу).

1. Приехали! Но что это, дальше мы пройти не можем, какие-то замки лежат. Вот и первое препятствие, которое приготовила на Б-Я. Чтобы пройти дальше нам надо открыть все эти замки, а сделать это можно, только если мы найдем ключик для каждого замка. Ключи непростые, закодированные, лежат в коробке и конечно все перепутались.

Каждый из вас должен взять один замочек и разгадать код своего замка и найти нужный ключ.

Дети выполняют задание, по коду на замке находят ключ.

Настя, какой ключ у твоего замка (красный треугольник, большой, тонкий)

Каким ключом открывается твой замочек, Даша?(синим прямоугольник, маленьким и толстым) и т.д.

Молодцы! Нашли нужные ключи, открыли замочки и попали в Сказочный лес.

Как нам решить эту проблему? (ответы детей).

А может, в конверте есть подсказка? (показываю образец лодочки). Давайте построим каждый для себя лодочку. Сколько счетных палочек, нам для этого понадобится?(5палочек)

Дети строят каждый свою лодочку из счетных палочек. Вот лодочки и готовы! Тогда переплываем на другой берег! Мы с вами прошли еще одно препятствие Б-Яги – и ее сила уменьшилась!

Физкультминутка. Сделаем привал. Отдохнем и пойдем дальше. Подойдите ко мне закройте глазки….Зарядка для глаз.

3.Перед нами яблоня с наливными яблочками.

Яблоки на яблоньке необычные, давайте сорвем по яблочку и посмотрим, что в них такого интересного. Б-Я хочет узнать, умеете ли вы считать. Посчитайте количество косточек на вашем яблочке. Дети считают косточки. Проверяю.

А теперь, найдите на столе карточку с таким же количеством кружков, сколько косточек в вашем яблочке. Подойдите к этой карточке.

Дети считают косточки и подходят к столам, где лежит карточка с таким же количеством кружков.

Катя, сколько косточек в твоем яблоке? Какую карточку ты выбрала?

Майя, к какой карточке подошла ты? Почему?

Твое яблочко Арсений имеет сколько косточек? Поэтому ты подошел к карточке с 3-мя кружками.

Молодцы! Мы с вами справились с еще одним колдовством.

4.- Около карточки с кружочками есть вот эти фотографии. Это фотографии домов, в которых жили звери. А где же сами домики? Б-я разрушила их и опять приготовила нам новую ловушку!

Надо нам помочь зверушкам построить заново их домики. Поможем им? (да). Как же нам это сделать? По этим фотографиям мы можем построить домики для зверей (дети строят домики по схемам из блоков Дьенеша).

Какие детали нам понадобились, при строительстве этих домиков?(прямоугольники, квадраты, треугольники)

Молодцы! Мы обошли еще одно препятствие.

5. Отличные домики у вас получились. А кто из зверей живет в каждом из них мы не знаем. А хотели бы узнать (да). Опять нас ждет новое испытание, остались картинки, на которых спрятались животные в лесу. Давайте отгадаем, какое же животное здесь спряталось, и поселим его в домик, который вы для него построили.

Воспитатель показывает зашумленные фигуры зверей. Дети определяют, какое животное изображено на картинке.

Воспитатель проверяет выполнение задания.

Соня, какое животное ты нашла? (медведь).

Для какого животного построила домик Катя? (лисицы)

Домик, который построил Арсений, предназначен для какого животного? (ежика) и т.д.

Молодцы! Мы прошли все препятствия, которые приготовила для нас Б-Я и она совсем потеряла свою силу и исчезла! Теперь Сказочный лес свободен от ее чар! А звери будут жить, не тужить в своих новых домиках. А мы отправляемся обратно в детский сад. Заводите моторы, Поехали!

Ребята, понравилось вам наше путешествие по Сказочному лесу (да). Какое самое трудное препятствие, было для вас? (ответы детей)

Кристина Конова

онспект занятия с блоками Дьенеша в средней группе " Лунный гость ".

ЦЕЛИ : Развитие логического мышления и психических функций, формирование мыслительных умений и способностей, тренировать у детей внимание, память, восприятие.

Интеграция образовательных областей : «Познание» (ФЦКМ, (формирование элементарных математических представлений, «Физическая культура» , «Коммуникация» , «Чтение художественной литературы» , «Социализация» .

Программные задачи :

Способствовать освоению детьми умения выявлять только одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств.

Развивать у детей умения оперировать одним свойством (выявлять и отличать одно свойство от другого, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы).

Формировать умения оперировать двумя и даже тремя свойствами.

Учить детей принимать активное участие в воссоздании силуэта в играх моделирующего характера по образцу. Упражнять в счете на слух в пределах 7.

Продолжать учить детей обобщать предметы по форме, размеру, цвету. Воспитывать умения помогать друг другу и попавшим в беду.

Материал : молоточек, цифры от 0 до 7, 3 обруча, наборное полотно, "Логические блоки Дьенеша ",экран, ноутбук, видео :игрушка мягкая Лунтик, Луна; запись звука взлетающей ракеты; конфеты - морские камешки.

Этапы. Описание этапов.

1 этап. "Полетим на Луну на ракете"

На чем летают в космос? (на ракете) . А у нас есть ракета? (нет) . Но у нас есть геометрические фигуры. Давайте из этих фигур соберем ракеты (каждый для себя) .

2 этап. "Отгадывание кода"

Ребятки, а наши ракеты не заведутся, если мы не отгадаем специальный код, а этот код зашифрован, внимательно слушайте и считайте удары молоточка. И так, внимание! Слушаем молча и про себя считаем.

3 этап. "Помощь Лунтику"

Давайте поможем Лунтику расчистить планету от камней. Для этого нужно в синий кратер (обруч) положить все синие фигуры, а в зеленый все круги. Подходим по одному берем камень, называем цвет, форму, размер и говорим, куда этот камень нужно положить.

Наши ракеты к полёту готовы. А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

Пять, четыре, три, два, один!

(Звучит звук взлетающей ракеты)

В. Полетели! (дети встают, и друг за другом выходят из-за столов, и встают в большой круг, внутри которого лежат два обруча разного цвета, вокруг рассыпаны "Логические блоки Дьенеша ")

Вот и прилетели. Мы находимся на Луне.

Ребятки, на эту планету падает много камней, прилетевших из космического пространства. Посмотрите, как их много!

Чем они отличаются? (Цветом, формой, величиной, толщиной)

Ну что, ребята, давайте поможем Лунтику расчистить планету от камней. Для этого нужно в синий кратер положить все синие фигуры, а в зеленый все круги. Подходим по одному берем камень, называем цвет, форму, размер и говорим, куда этот камень нужно положить (я беру большой кружок и положу его в зеленый обруч и т. д.)

В. Посмотрите, правильно выполнено задание? (Да)

Хорошо, а сейчас скажите мне, камни какой формы лежат у нас внутри синего кратера (внутри синего кратера лежат все синие фигуры и т. д.)

А камни, какой формы, цвета и размера остались за кратерами (дети называют) .

Для того чтобы было чисто, давайте все камни, которые остались снаружи уберем их в красный кратер. (Все дети убирают)

В. Вот все и убрали. Теперь порядок! Молодцы!

Ребятки, вам понравилось наше путешествие? (Да)

Чем мы занимались во время нашего путешествия (Помогали Лунтику расчищать планету от камней) .

Молодцы!- Лунтик остался очень доволен. И приготовил вам сюрприз, но уже на Земле.

В. Возвращаться нам пора, По местам, мои друзья!

Звездолет, звездолет,

Отправляемся в полет.

Из полета возвратились

Мы на землю приземлились.

В. Наша ракета совершила мягкую посадку. Вспомним, с какими заданиями мы с вами справились, что интересного, необычного с вами произошло.

(Ответы детей)

В. Ребята, на какой планете мы с вами живём? (Ответы детей)

Воспитатель читает стихотворение. Люблю тебя, моя Земля,-

планета Жизни - Голубая.

Твои мне шепчут тополя,

как хороша ты, пух роняя.

Под Солнцем ты совсем одна

хранишь сокровища морские,

полей просторы; гор страна

вершинами манит седыми.

Луна, твой спутник, хоть мала,-

гроза приливов и отливов.

Не мудрствуя, она смогла

твой бег укоротить, порывы.

Расцвет всей жизни на земле -

воды целительная сила.

Из пара, льда в кромешной мгле

ты воду к жизни возродила.

Не счесть твоих озёр и рек,

в тайге не отыскать тропинок.

И господин твой - человек,

вершит с судьбой свой поединок.

(Появляется Лунтик - игрушка)

Ребятки, за вашу помощь,оказанную мне,я привез вам, угощение! Эти разноцветные камешки очень вкусные и сладкие моя мама мне всегда покупает в магазине.

Спасибо, ребята, что помогли очистиь мою планету от камней. До свидание.


Татьяна Сафронова
Конспект занятия по математике в средней группе с блоками Дьенеша

Цель :

1. Закреплять навыки детей в работе с логическими блоками , упражнять в умении классифицировать блоки по трём признакам : цвету, форме, размеру.

Задачи :

1. Развивать восприятие детей, способствовать связи восприятия со словом и дальнейшем действием;

2. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков.

3. Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказывать свою точку зрения.

Развивающая среда : логические блоки Дьенеша , письма, сделанные в виде разных геометрических фигур, лист с нарисованной верёвочкой для «нанизывания» бусинок, мешочек, два обруча, коробки для подарков, два подноса.

Ход организованной образовательной деятельности.

Ребята, сегодня приходил почтальон и принёс в группу письма . Одно из писем было адресовано вам, ребята. Случайно, я перепутала письма и теперь не знаю, какое из них ваше (на столе лежат конверты разной формы, размера и цвета) . Что же делать?

У меня есть карточки, которые помогут вам найти нужное письмо. (Выложить карточки, на которых зашифровано письмо : квадрат, большой, жёлтого цвета.) Давайте проговорим, как должно выглядеть письмо.

Дети : квадрат, большой, жёлтый.

Давайте подойдём к столу и найдём письмо. Почему вы считаете, что это ваше письмо. Объясните свой выбор. (Ответы детей) .

Молодцы, ребята, правильно нашли письмо. Давайте я его прочитаю.

«Здравствуйте ребята. Пишут вам Хрюша и Степашка. У нашей подружки Каркуши скоро день рождения. Нам очень хочется подарить ей подарки. Мы сделали красивые бусы и засадили клумбу любимыми цветами Каркуши. Но случилась беда : бусы порвались, а цветы на клумбе завяли. Мы очень расстроились. Помогите нам, пожалуйста, пересадить цветы и собрать бусы. Хрюша и Степашка» .

Ребята, как вы думаете, сможем ли мы помочь. (Да) Давайте сделаем для Каркуши бусы.

Игра «Чудесный мешочек» .

(На столе лежит лист с нарисованной верёвочкой, для нанизывания бусинок - блоков .) У меня есть чудесный мешочек с бусинками. Чтобы достать бусинку из мешочка, нужно определить форму и величину бусинки на ощупь.

Молодцы, ребята. Мы сделали очень красивые бусы для Каркуши и теперь можем приступить к посадке цветов.

«Клумбы» .

(Обручи – клумбы, блоки – цветы .) На клумбах лежат карточки – схемы (цвет, форма, величина) . Дети «сажают» цветы, любуются, рассказывают, какие цветы выросли на клумбе.

Молодцы, мы посадили цветы для Каркуши. Ребята, вы работали, устали, теперь нужно отдохнуть.

Физкультминутка.

Мы у клумбы прогулялись

И немножко запыхались. Шагаем на месте.

Встанем, глубоко вздохнем,

Упражнения начнем.

Руки в стороны, вперед, Развели руки в стороны, вперед.

А потом наоборот.

Чудеса у нас на свете :

Стали карликами дети, Присели.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Вот как дружно хлопаем Хлопаем в ладоши.

И ногами топаем! Топаем ногами.

Хорошо мы погуляли

И нисколько не устали! Шагаем на месте.

Ребята, давайте сделаем подарок и для Хрюши со Степашкой. Отправим им угощения : Хрюше – печенье, Степашке – конфеты.

«Подарки» .

Коробки для подарков. На подносах разложены блоки : печенье и конфеты. Дети кладут в коробки печенье и конфеты по признаку цвета и формы.

Вы быстро собрали сладости для Хрюши и Степашки. Я думаю они обрадуются вашим гостинцам.

Ребята, сегодня мы смогли помочь Хрюше и Степашке? (Да) Как мы это сделали?

Публикации по теме:

Конспект сюжетно-дидактической игры с блоками Дьенеша в средней группе «Полет на Луну» Конспект сюжетно-дидактической игры с блоками Дьенеша в средней группе «Радуга» " Полет на Луну". 19.12. 2015г. Составила Гайдыш И. Н.

Конспект сюжетно-дидактической игры с блоками Дьенеша в старшей группе. Конспект сюжетно-дидактической игры с блоками Дьенеша в старшей группе. ЦЕЛИ: Развитие логического мышления и психических функций, формирование.