Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста «Больница. Проектирование сюжетно — ролевой игры «Больница

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 общеразвивающего вида»

Подготовила и провела Воспитатель 1категории Макарова Г.Н. г. Владивосток 2017г

Цель: закрепить имеющиеся знания детей о праве ребенка на бесплатное медицинское обслуживание.

Задачи:

  1. Формировать представление детей о работе врачей разных специализаций и другого медицинского персонала.
  2. Пробуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания о больнице, о работе врачей, об аптеке и работе продавца, о жизни семьи.
  3. Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, продолжать формировать умение договариваться.
  4. Продолжать учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты, побуждать детей самостоятельно создавать недостающие для игры предметы, детали (инструменты, оборудование) . Воспитывать доброжелательность, готовность выручить товарища.

Предварительные игры: «Аптека, «Дочки-матери»

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Больница» , «Аптека» , беседа с детьми о том, для чего существуют больницы, аптеки. Рассказы детей о том, как они ходили вместе со своими родителями в больницу, аптеку, что нового они узнали о профессии врача. Чтение произведений К. Чуковского «Айболит» и М. Познанской «Если внезапно случится беда, врач, медсестра вам помогут всегда» , «Про белый халат и наших ребят» , Сидорова «Больной мишка» .

Регулярное наведение порядка в уголке, где расположена игра. Показ выполнения простейших действий врача, медсестры.

Активизация словаря

Врач, медсестра, хирург, терапевт, педиатр, офтальмолог, невропатолог, специалисты, кушетка, термометр, фонендоскоп, шприц, грелка, шпатель, йод, зелёнка.

Атрибуты к игре

  1. Кушетка
  2. Подставка для лекарства
  3. Набор медикаментов (коробочки)
  4. Ростомер
  5. Медицинские халаты
  6. Косынки для медсестры
  7. Шапочки для врача
  8. Сумка с крестом
  9. Шпатели
  10. Термометры
  11. Грелка
  12. Фонендоскоп
  13. Шприц
  14. Бинты, вата
  15. Телефон
  16. Игрушка - машина «Скорой помощи»
  17. Игрушечный чемодан доктора скорой помощи с инструментами и «лекарствами»

Длительность игры 30 минут.

Ход игры:

Воспитатель: Дети мы с вами познакомились с правами ребенка. Читали, рассказывали, рисовали рисунки, беседовали, смотрели презентацию о сказках, в которых нарушаются права героев. Кто может назвать права ребенка?

(Дети отвечают.) Право на имя, отчество и фамилию. Право иметь семью. Право получить образование. Право на бесплатное медицинское обслуживание. Право на отдых. Право на занятия физической культурой и спортом и. т. д.

Воспитатель:

Отгадайте загадку.

Я хожу в халате белом,

Занимаюсь важным делом.

Не болели, чтобы детки,

Им даю глотать таблетки.

(Врач) .

Кто скажет, о каком праве ребенка нам напоминает эта загадка?

(О праве ребенка на медицинское обслуживание.)

Недавно мы с вами беседовали о больнице. И вы все рассказывали, о том, как вы ходили в больницу вместе со своими родителями. Так ведь?

А давайте-ка ребята мы с вами еще раз вспомним о том, какие врачи работают в больнице. Кто знает, поднимает руку.

Окулист. Хирург. Терапевт. Педиатр.

Правильно, педиатр – это самый главный детский врач. А еще в больнице работает невропатолог, массажист, кардиолог, эндокринолог, офтальмолог. (Воспитатель кратко поясняет, какие органы лечит каждый врач)

Но вы молодцы, справились с заданием!

А сегодня, ребята у нас с вами начнет работать новая больница. Но есть, проблема в новой больнице совсем нет врачей. Давайте, исправим эту ошибку и распределим роли персонала, работающего в больнице.

У нас есть регистратура, кабинет педиатра, кабинет окулиста, процедурный кабинет.

Кто будет работать у нас в регистратуре? Требуется медицинская сестра.

А кто будет помогать врачу-педиатру и возьмет роль медицинской сестры?

А кто будет врачом – окулистом? А медсестрой окулиста?

Ребята, у нас с вами еще есть процедурный кабинет. Кто у нас будет делать прививки?

Ребята у нас ведь с вами будет еще и аптека и туда требуется кассир.

Ребята, а кто будет играть в «Дочки-матери» ? Кто у нас будет играть маму и папу?

Вы папа и мама, и у вас есть сын.

Врачи и медицинские сестры одевают халаты.

Остальные дети, те которые остались без роли будут пациентами. Вы берете себе куклы – это будут ваши дети.

Можете взять сумки.

Итак, все роли распределены. Теперь откроем нашу больницу

Дети, посмотрите, какие кабинеты открылись: кабинет окулиста, кабинет педиатра, процедурный кабинет, а также регистратура и аптека

Все врачи распределились по кабинетам и готовы принимать пациентов.

И я буду тоже пациентом. И пойду к врачу педиатру. Что, прежде всего, должен сделать педиатр? Загадка: Я под мышкой посижу и что делать укажу: Или разрешу гулять, или уложу в кровать.

(Градусник)

Что еще делает врач? (смотрит горло, язык) .

Чем он пользуется? (шпатель – лопаточка) .

Горло болит. Что делает врач? (вспрыскивает лекарство) .

Что еще делает? (слушает, как мы дышим) .

Чем слушает? (фонендоскопом) .

Как работает медсестра?

Что она сейчас делает?

Чем пользуется, делая укол?

Как разговаривает с детьми?

Показать предметы, с которыми работает медсестра. (шприц, градусник, вата, бинт, йод, зелёнка) .

Все продолжают играть, а один ребенок – мама с детьми (куклами) вызывает «врача скорой помощи» на дом. Самостоятельная игра.

Заключительная часть:

Загадка. Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней?

(Доктор)

Ребята давайте поблагодарим весь медицинский персонал нашей больницы. Сегодня уже поздно и наша больница закрывается, а вместе с ней и аптека. Завтра больница и аптека снова будут работать. И вы можете прийти на прием к врачу. Ребята вам понравилась игра? Игра окончена.

Сюжетно- ролевая игра «Скорая помощь»

Цели: Помочь детям оформить сюжет игры, придать ему определенную нравственную направленность. Помочь заранее определить роли, игровые действия, события и их последовательность. Предложить детям в дальнейшем развивать сюжет самостоятельно.

Учить детей развивать сюжет, воплощая его в ролевые действия, согласованные с действиями партнеров. Способствовать благоприятному развитию определенных игровых умений, формировать и закреплять навыки совместной деятельности в игровом объединении (особенно в крупном -состоящим из 4-5человек).

Обогащать ролевое поведение детей новыми игровыми целями, показывая место той или иной цели в жизни людей, знакомя с разнообразными ситуациями в которых могут возникнуть одни и те же цели. Передавать детям выразительные способы и технологию выполнения игровых действий.

Ознакомление детей с деятельностью врача(педиатра), закрепить названия медицинских инструментов. Продолжить обучение детей реализации игрового замысла.

По возможности, не оберегать детей от знаний о тяжелых и хронических заболеваний, стараться пробудить в них чувство сострадания, стремление помочь больным людям.

«Поликлиника»-раскрытие смысла деятельности медицинского персонала, формирование и умение творчески развивать сюжет игры. Воспитать уважение к профессии врача.

Из игровых атрибутов потребуется для игры «Семья»: игрушки, кухонная посуда (завтрак)-в игровой зоне кухни, для игры «Скорая помощь»: набор медицинских инструментов, тумбочки, полочки, стол для записей (карточка), телефон, халаты, шапочки, перчатки, руль (скорая помощь)-игровая зона «Больница» и ее оборудование; для игры «Поликлиника»: обозначение территории «Регистратура» ; врач педиатр.

Ход игры.

Предложить детям поиграть в игру «Семья», один из вариантов «семейный завтрак» - приготовление еды, сервировка.

Мама приглашает всех членов семьи к столу (папа и дочь)

Папа опаздывает на работу, поторапливает дочку в детский сад.

Дочь умывается, одевается, но делает все это очень медленно, трет глаза, лоб, очень грустная.

Мама с папой беспокоятся.

Мама меряет температуру, пробуя лоб (он горячий) и сообщает папе, что у дочки высокая температура и надо срочно вызвать скорую помощь (набирает 103).

Игра «Семья» переходит в игру «Скорая помощь». В этой игре, кроме ролей членов семьи появляются новые роли: шофер скорой помощи, врачи, медицинская сестра, повара и т.д.

Девочку привозят в детскую больницу (приемное отделение), мед сестра записывает данные, врач осматривает (вопросы-ответы). Диалог врача и мамы о прививке.

-Делали вы прививку против гриппа?

-Нет, отвечает мама.

Доктор ставит диагноз,

-Грипп!

Девочку ведут в палату, укладывают в постель, врач осматривает, слушает, медицинская сестра делает укол, повар готовит еду и разносит в палаты.

Мама с папой беседуют с доктором, который рассказывает о том, что прививку надо делать обязательно.

- После того как ваша дочка поправится, вы пойдете в детскую поликлинику и обязательно, сделаете прививку против гриппа.

Игра «Скорая помощь» переходит в игру «Поликлиника». Сюжет игры дети развивают самостоятельно.

Девочке делают прививку.

Самоанализ Сюжетно-ролевой игры.

Тема: "Скорая помощь"

Дата проведения: 06.11.2016год

Сюжетно ролевая игра является мощным воспитательным средством, тренирующим здоровые стороны ребёнка и ослабляющим его недостатки. Благодаря игре удаётся преодолеть робость, неуверенность, пассивность, присуще многим детям. Игра развивает ребёнка физически, исправляет недостатки моторики, тренирует работу анализаторов, развивает инициативу, сообразительность, воображение, воспитывает чувство товарищества, способствует сплочению детского коллектива.

На этой плодотворной для творчества и самореализации почве было организованна и проведена игра. Дети проявили активность и интерес к игре. В игру были включены небольшие сценки, пантомимы. В игровой форме дети самостоятельно развивали сюжеты от одной игры в другую. Узнали правильную последовательность обращения к врачу,много новых слов и терминов.Проведённая игра способствовало сплочению детского коллектива, развитию коллективизма. Также способствовало формированию творческих способностей детей.

Все ребята МОЛОДЦЫ!

Все поставленные цель и задачи были реализованы.

«Жетім балалар мен ата-анасының қамқорлығынсыз қалған балаларға арналған Песчан №2 арнайы жалпы білім беру мектеп-интернаты» КММ

Сюжетно- ролевая

игра

«Скорая помощь"

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования

Итоговая работа
по курсу повышения квалификации ИОЧ
«Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ»

на тему:
«Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми
дошкольного возраста»
«Больница»
в подготовительной группе

время обучения: 26.05.- 30.05.2014г.

Выполнила
Кунченко Наталья Сергеевна, старший воспитатель
МБДОУ детский сад № 397
г.о. Самара

Самара, 2014

1.Задачи:
расширять представления воспитанников о профессии «Врача», «Мед. сестры» и других работников больницы.
отражать в игре труд медицинских работников;
развивать и обогащать сюжет игры «Больница»;
развивать самостоятельность в организации сюжетно – ролевой игры «Больница»;
развивать творческое воображение, способность совместно развертывать сюжет игры «Больница», согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;
формировать умение воспитанников объединяться в игре, распределять между собой роли и действовать в соответствии с ролью до конца игры;
формировать положительные взаимоотношения и культуру поведения в общественных местах;
воспитывать в детях внимательность, чуткость, заботу к больному, отзывчивость, культуру общения;
расширять словарный запас у воспитанников: ввести понятие «пациент», «фармоцевт», «процедурный кабинет», «больной», «лечение», «лекарства», «диспетчер скорой помощи».

2.Подготовка к игре:
Дата
Изготовление атрибутов
Обогащение впечатлениями
Обучение игровым приемам

4 неделя мая «Неделя здоровья»

Понедельник

Вторник

Четверг

Пятница

Изготовление табличек: «Больница», «Регистратура», «Гардероб», «Врач», «Процедурный кабинет», «Скорая помощь», «Аптека». «Автобус»

Изготовление совместно с воспитанниками медицинских карт пациентов, талонов на прием к врачу, медицинского полиса, из бумаги.

Изготовление номерков для гардероба из картона, подготовка вешалок.
Подготовка с детьми атрибутов и элементов для врача, мед. сестры, работника регистратуры и др. работников игры, с привлечением родителей (халат, шапочки, бейджики, медицинские справки).

Подготовка медицинских инструментов для с/р игры: градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки. Подготовка оборудования для аптеки.

Экскурсия в медицинский кабинет ДОУ. Эпизодическая беседа о том, что делает медсестра, какими предметами пользуется.
Понаблюдать за медицинской сестрой ДОУ. Беседа о профессии «Врач», о работе скорой помощи, о работе медицинского персонала, о правилах поведения в общественных местах (в больнице, регистратуре, очереди, у кабинета врача).

Рассматривание сюжетных картинок «Больница», «На приеме у врача». Просмотр мультимедийной презентации по теме «Здоровые дети – в здоровой семье».

Просмотр мультфильма К.И. Чуковского «Айболит». Разучивание отрывка сказки К.И. Чуковского «Айболит».

Чтение художественной литературы М. Познанская «Если внезапно случится беда, врач, медсестра вам помогут всегда»

Д/и «Секрет вежливых слов». Отгадывание загадок по теме «Больница», «Медицинские инструменты»
Учить распределять роли, подготавливать необходимые условия для игры.
Учить договариваться о последовательности совместных действий.
Объединять несколько отдельных сюжетов в общую смысловую линию.
Выстраивать линию поведения в роли.
Использовать и пользоваться атрибутами, деталями костюмов на протяжении всей игры.
Изменять содержание игры в зависимости от играющих детей, от особенностей сюжета.

3. Перспективный план подготовки к игре «Больница»
Сюжеты
Роли
Атрибуты
Игровые действия
Речевые обороты

Гардероб

Регистратура

Кабинет врача

Процедурный кабинет

Скорая помощь

Работник гардероба

Регистра
тор

Врач
Мед. сестра

Мед. сестра
Санитарка

Водитель, дежурный врач, мед. сестра, диспетчер скорой помощи

Пациенты
Табличка «Гардероб, номерки, вешалки, бейджик.

Табличка «Регистратура», бейджик, талоны на прием к врачу, медицинские карты детский ноутбук.

Табличка «Врач», бейджик,

«Табличка процедурный кабинет», бейджик, медицинские инструменты, инвентарь для уборки.

Табличка «Скорая помощь», бейджики, чемоданчик с медицинскими инструментами. Телефон. Машина скорой помощи.

Медицинский полис, талон к врачу
Принимает (отдает) верхнюю одежду у пациентов и раздает (забирает) номерки.

Выписывает и выдает талоны на прием к врачу

Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение.

Медсестра выписывает рецепт, врач подписывает.

Медсестра делает уколы, перевязывает ранки, смазывает мазью и т.д.

Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце.

Диспетчер скорой помощи принимает вызов от пациентов, направляет бригаду на вызов.

Водитель отвозит (привозит) бригаду на вызов (с вызова).

Дежурный врач осматривает больного. Делает назначение. Направляет (забирает) пациента в больницу.

Мед. сестра выполняет назначение дежурного врача (мерит давление, температуру, делает укол, перевязывает рану и др.)

Больной идет (едет на автобусе) в больницу. Идет в регистратуру, берет талон к врачу, идет на прием. После назначения идет в аптеку и покупает лекарства по рецепту врача. Либо идет в процедурный кабинет по назначению врача.

Пациент из дома набирает номер диспетчера скорой помощи, делает вызов дежурного врача на дом. Получает назначение врача (либо уезжает на скорой помощи на прием к врачу больницы). Получает рецепт (направление в процедурный кабинет), выполняет предписания врача.
«Здравствуйте». «Возьмите номерок». «Пожалуйста». «До свидания».

«Здравствуйте». «Дайте Ваш медицинский полис, пожалуйста». «Возьмите, пожалуйста, медицинскую карту (талон)». «Ваш номер в очереди». «До свидания»

«Здравствуйте». «Передайте ваш талончик», «Будьте добры передать вашу карту», «На что жалуетесь?». «Поднимите маечку, повернитесь спиной». «Покажите горло». «Какая температура была вечером? Какая температура сейчас?». «Давайте померим температуру». «Когда заболели?». «Где вы так порезались?» «Как обрабатывали рану дома?». «Нет аллергии на лекарства?» и др.

«Здравствуйте», «Возьмите, пожалуйста, ваш рецепт (направление в процедурный кабинет)», «До свидания».

«Здравствуйте». «Давайте ваше направление (назначение). «Аллергии на лекарства нет?» «До свидания»

«Здравствуйте», «До свидания»

«Здравствуйте», «назовите вашу фамилию, имя, отчество, дату рождения, домашний адрес». «На что жалуетесь?», «Ожидайте бригаду скорой помощи в течении 15 минут». «До свидания».

«Здравствуйте», «До свидания»

«Здравствуйте», «На что жалуетесь», «Как долго держится температура?», «Какие лекарства принимали?» «Аллергии на лекарства нет?», «До свидания»

«Здравствуйте», «Повернитесь, я сделаю вам укол». «Давайте померим температуру, давление», «Примите лекарства и ложитесь отдыхать». «До свидания»

«Здравствуйте». «осмотрите мой проездной билет». «Остановите, пожалуйста, на остановке «Больница», «Аптека». «Выпишите мне талон к врачу». «Кто крайний к врачу». «У меня болит ».«Температура 36,6». «Аллергии на лекарства нет». «Спасибо», «До свидание».

«Здравствуйте». «У меня болит» «Я бы хотел вызвать скорую помощь». «Меня зовут», «Мне лет», «Мой адрес», «Спасибо».

«Здравствуйте». «У меня болит», «Температура (давление) », «Спасибо за помощь».

Сопутствующие сюжеты

Автобус
Фармацевт (аптекарь)

Водитель
Табличка «Аптека»
Бейджик

Табличка «Автобус», бейджик. Стулья, руль.
Отпускает по рецепту врача лекарственные препараты.

Называет остановки. Выполняет правила дорожного движения.

«Здравствуйте». «Можно ваш рецепт». «Спасибо за покупку» «Выздоравливайте». «До свидания».

«Здравствуйте». «Предъявите билеты». «Пристегните ремни». «Остановка «Больница», «Аптека».
«До свидания».

4. Ход игры.
Для создания интереса к игре воспитатель предлагает воспитанникам изучить отрывок из сказки К.И. Чуковского «Айболит», рассмотреть иллюстрации книги и ответить на вопросы: Кто главный герой? Что делает «Айболит?», «Кого он лечит?» Воспитатель предлагает воспитанникам послушать и отгадать загадки, подумать в какую игру будем играть.
Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас от всех
Болезней? (врач)
В этом домике врачи.
Ждут людей, чтоб их лечить.
Всем они помочь готовы -
Отпускают лишь здоровых. (больница)

Ответы детей.
Воспитатель уточняет, что это загадка про врача и про домик – больницу. Предлагает воспитанникам поиграть в сюжетно – ролевую игру «Больница». Предлагает вспомнить, кто работает в больнице? Ответы детей.
С помощью считалочки дети выбирают, кому достанутся, какие роли, берут атрибуты для игры, создают игровое пространство. Уточняю, что делают участники ролей во время игры. Уточняют, что остальные ребята будут пациентами и могут взять себе "детей" (куклы, игрушки - зверюшки), могут сами быть пациентами. Воспитатель спрашивает у воспитанников, как будем добираться до больницы?

Дети предлагают добраться до больницы на различных видах транспорта: на автобусе, на трамвае, на скорой помощи, пешком. После обсуждения пришли к общему решению – ехать на автобусе.
Воспитатель: «Автобус нас уже с вами ждет. Чтобы автобус наш поехал, нам нужен водитель». С помощью считалочки дети выбирают, кто будет водителем.
Воспитатель показывает игровые действия совместно с детьми. Дети – пассажиры занимают свои места, предъявляют водителю проездные билеты, едут до нужной им остановки. Водитель напоминает детям, правила поведения в транспорте, при выходе из транспорта.
Воспитатель для поддержки и развития использует приём напоминание. «Вот мы с вами и приехали. Для начала надо обратиться в регистратуру и взять карточку. Входя в кабинет, не забывайте поздороваться и объяснить, что болит у вашей дочки или сыночка. Когда прием закончится, санитарка убирает кабинет и протирает пыль и т.д. Воспитатель предлагает детям самостоятельно поиграть в игру «Больница».
Воспитатель привлекает в игру малоактивных, застенчивых детей. Напоминает правила поведения в общественных местах и приёмы вежливого общения. Для формирования взаимоотношения в игре направляет действия детей.

5. Окончание игры
Воспитатель предлагает обсудить игру:
«Во что мы с вами играли?»
«Кто работает в больнице?»
«Какая роль вам понравилась больше всего?»
«Какую роль вы бы хотели исполнить в следующей игре?»
«Как вы думаете, игра наша удалась?»
«Что вам понравилось больше всего в нашей игре?»
Дети высказывают свои впечатления об игре. Воспитатель подводит итог игры, выслушивает высказывания детей и предлагает нарисовать рисунки, отражающие полученные впечатления от игры.

6. Оценка игры
Игровая ситуация способствует возникновению объединений групп детей по интересам. Дети договариваются друг с другом, мирно распределяют роли и разрешают проблемные ситуации в приемлемой форме. Поведение детей в игре произвольное, не зажатое. Знания детей о работе врача, медицинской сестры, о других работниках больницы, больнице в целом, о работе фармацевта, водителя умело используются на протяжении всей игры. Игровые замыслы реализованы в полном объеме. Все участники процесса испытывают психологический и эмоциональный комфорт. На основе полученного опыта в дальнейшем можно строить множество сходных игровых ситуаций, помогающих ребятам выстраивать новые взаимодействия в коллективе.

7. Схема игры

1. Гардероб
2. Регистратура
3. Кабинет врача
4. Процедурный кабинет
5. Скорая помощь
6. Аптека
7. Автобус

Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь. Поликлиника. Больница»

Организационная работа:


  • К Чуковский «Айболит»

  • Ж Карбозин «Врач»

  • В Маяковский «Кем быть?»

  • Б Житков «Помощь идёт»

  • М Алимбаев «Кто лечит?»

  • Подготовить рецепты, карточки, наборы атрибутов

  • Сделать «таблетки» и прочий ассортимент для аптеки
Беседы с детьми

  • Поговорим о профессии врач (доктор), медицинская сестра, больной и т.д.

  • Беседа по иллюстрациям о медицинских специалистах
Дидактические игры

  • «Кто что делает»

  • «Кому что нужно для работы»

  • Рисование «Скорая помощь»

  • Ознакомление с окружающим. Рассматривание картины «Больница»
Работа с родителями


  • Сшить халаты и шапочки для врачей

Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Скорая помощь. Поликлиника. Больница»

Цель:

Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины. Воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.


Ситуация

Атрибуты

Действия воспитателя

Деятельность детей

Приход в поликлинику, регистратура;

Приём у врача;

Выписка лекарства;

Вызов «Скорой помощи»;

Госпитализация, размещение в палате;

Назначения лечения;

обследования;

Посещение больных.


Халаты, шапочки врачей; карточки больных; рецепты;

направления; ростомер, ширма, стол окулиста, кушетка, напольные весы), лекарства; телефон; компьютер; носилки.

Игрушечный чемоданчик доктора: лоток, ножницы, пластырь, гипсовая лангетка, баночка для таблеток, капсулы, шприц, фонендоскоп, очки окулиста, молоток невропатолога, аппарат для измерения объема легких и др.)

Игрушка "Машина скорой помощи"


В роли главного врача принимает на работу медицинских работников, организует работу, контролирует качество работы медперсонала, беседует с больными; звонит и заказывает новую партию лекарств для больницы, поликлиники

Пациент записывается на приём к врачу, приходит на приём с жалобами, просит назначить лечение, благодарит.

Доктор ведёт приём, прослушивает, смотрит горло; измеряет давление, выписывает рецепт.

Врач окулист принимает пациента, проверяет зрение, назначает лечение, даёт советы, выдаёт больничный лист.

Медсестра выполняет назначение врача, делает уколы, ставят банки, горчичники делает уколы, прививки, ингаляции, прогревание.

Санитарка убирает медицинский кабинет (моет пол, протирает пыль)

Регистратор заполняет карту больного, даёт талон.

Шофёр доставляет медикаментов и оборудования, ездит с врачом по вызову на скорой помощи


Сюжетно-ролевая игра «Телевидение»
Организационная работа:

Чтение художественной литературы


  • К.Чуковский «Телефон»,

  • Б Житков «Как идет свет по проводам».

  • М Алимбаев «Что за странная страна»
Продуктивные виды деятельности

  • Составление программы из любимых телепередач

  • Изготовление «хлопушки», символики разных передач

  • Изготовление анимационных картинок

  • Разучивание песен, стихов
Беседы с детьми

  • О средствах массовой информации, о роли телевидения в жизни людей.

  • «Для чего нужно телевидение», «Любимые телепередачи», «Чем можно заменить телевизор»
Дидактические игры

  • «Корреспондент»

  • «Составь мультфильм»

  • «Диктор»
Организованная учебная деятельность

  • Ознакомление с окружающим «Бытовая техника»

  • Экскурсия в комнату, где находится электронная техника.
Работа с родителями

  • Принять участие в подборке атрибутики,

  • Просмотр вместе с детьми детских телепередач и беседа о их пользе, назначении, разновидностях

Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Телевидение»

Цель:

Закреплять ролевые действия работников телевидения, показать, что их труд – коллективный, от качества работы каждого зависит результат всего коллектива. Закреплять представления детей о средствах массовой информации, о роли телевидения в жизни людей.


Ситуация

Атрибуты

Действия воспитателя

Деятельность детей

Выбор программы, составление программы редакторами;

Составление текстов для новостей, других программ;

Подготовка ведущих, зрителей;

Оформление студии;

Работа осветителей и звукооператоров;

Показ программы.


Компьютеры; рации; микрофоны;

фотоаппараты;

«хлопушка»;

Программы (тексты); символика различных программ; элементы костюмов; грим, косметические наборы; элементы интерьера, декорации;

фотографии.


В роли главного редактора направляет деятельность всех работников студии, определяет тему и сюжет передач, очерёдность в показе телепередач.

Дикторы составляют текст новостей дня, отбирают картинки и фотографии

Сценаристы сочиняют сценарий передачи, пишут текст

Редакторы проводят кастинг для выбора артистов на роль ведущего

Осветители и звукооператоры настраивают технику, готовят микрофоны

Оформители рисуют декорации для оформления студии, готовят костюмы для артистов

Артисты репетируют, заучивают текст, ведут передачу.

Зрители рассаживаются в студии, смотрят передачу

Оператор снимает передачу и подаёт её в эфир.


Сюжетно-ролевая игра «Водители. Гараж. Дорожная полиция.»

Организационная работа:

Чтение художественной литературы


  • Б. Житков, «Что я видел» (главы из произведения).

  • В Сутеев «Разные колёса»

  • Б Житков «Шофёр»

  • С.Михалков « Если свет зажёгся»
Продуктивные виды деятельности

  • Подготовить планы схемы дорог

  • Подготовить права для водителей, маршрутные путевые листы

  • Подготовить атрибутику к игре
Беседы с детьми

  • У кого из родителей есть машины? Кто такие водители? Чем они занимаются? Где ставят машины?

  • «Кто работает в дорожной полиции?», «Что такое дорожная полиция?», «Во что одеваются работники дорожной полиции?», «Для чего у них специальная форма?», «Что было бы на дорогах если…»
Дидактические игры

  • «Договаривание слов»

  • «Гаражи»
Организованная учебная деятельность

  • Экскурсия на а втостоянку

  • Ознакомление с окружающим «Знаки разные нужны, знаки каждые важны»
Работа с родителями

  • Подготовить рассказ о трудности в вождении автомобиля.

  • Во время прогулок детьми обращать внимание на соблюдение правил дорожного движения, работу автоинспектора.
Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Водители. Гараж. Дорожная полиция»

Цель:

Учить детей предварительно планировать этапы предстоящей игры, уметь находить нужные для данной игры предметы, использовать разнообразные предметы-заменители. Воспитывать интерес и уважение к труду транспортников, работников автоинспекции, закреплять представление об их значении для жизни города, условиях труда и взаимоотношениях «инспектор-водитель», «инспектор-пешеход», закреплять знание правил дорожного движения


Ситуация

Атрибуты

Действия

воспитателя


Деятельность детей

Подготовка машины, автобуса к рейсу

Определение места работы инспекторов, работа с планами;

Оформление документов на машину;

Отчёт инспекторов начальнику дорожной полиции.


Рули; планы, схемы дорог;

Различные документы (права, технические паспорта автомобилей); наборы инструментов для ремонта автомобилей; дорожные знаки, светофор; страховые карточки;

Автомобильные аптечки; телефоны, жезлы; свистки;

дорожные знаки; светофоры;

водительские права.


Обеспечивает необходимым оборудованием, в ходе игры воспитатель, он же и «заведующий гаражом»,даёт указания «механикам»,получает по телефону заявки на перевозки,раздает маршрутные листы «водителям»,напоминает правила дорожного движения, помогает «инспектору движения»

Справиться с ролью, наблюдает за детьми, при необходимости вмешивается или включается в игру.


Диспетчер выдаёт путёвые листы водителям;

Водитель отправляется в рейс, проверяет готовность машины, заправляет машину; берёт на буксир товарища, доставляет груз по назначению.

Бензозаправщик устанавливает очередь, оказывает помощь в заправке.

Пассажир покупает билет, выходит на остановках, соблюдает правила поведения.

Механик производит ремонтные работы; заполняет путевые листы, проверяет состояние машины перед рейсом

Сторож автостоянки помогает разместить машины на стоянке, охраняет их

Инспектора регулируют движение, проверяют документы, следят за нарушениям, выписывают штрафы.


Сюжетно-ролевая игра «Ателье. Дом мод»

Организационная работа:

Чтение художественной литературы


  • М. Жаманбалинов «Вы мастер – золотые руки»

  • «Новый наряд для короля» - Г.Х. Андерсен

  • «Мода» - Г. Кругляков, «Мастерица» - Баранбаев Сеил

  • «Одежда, которую кто он ни наденет – сто лет проживет» - народная сказка

  • «Храбрый портняжка» - Братья Гримм
Продуктивные виды деятельности

  • Подготовить атрибутику, приборы для шитья (машинки, сантиметр, нити и т.д.).

  • Оформление ширмы «Модная сказка»
Беседы с детьми

  • «Мода – это интересно», «Модельерами могут быть как девочки, так и мальчики», «Модельер, это тот человек, который придумывает различные наряды и готовит их к показу»

  • Что такое показ мод, для чего его делают

  • Просмотр видеоролика «Показ моды»
Дидактические игры

  • «Оденем куклу Катю»

  • Иглы в уголке «Ряженном».
Организованная учебная деятельность

  • Экскурсия в швейный цех

  • Ознакомление с окружающим «Как рубашка в поле выросла»

  • Декоративная аппликация «Украшение камзола (составление узоров казахского орнамента по краю одежды)»
Работа с родителями

  • Помочь в экскурсии (оказать спонсорскую помощь в транспорте для экскурсии

Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Ателье. Дом мод»

Цель:

Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании игрового действия снова объединяться в единый игровой коллектив. Воспитывать уважение к труду швеи, модельера, закройщика, расширять представление о том, что их труд коллективный, что от добросовестной работы одного человека зависит качество труда другого. Развивать умения применять в игре знания о способах измерения. Развивать диалогическую речь.


Ситуация

Атрибуты

Действия воспитателя

Деятельность детей

Выбор и обсуждение модели с модельером, подбор материала;

Приём, оформление и выполнение заказа

Поступление в модельное агентство

Мастер класс для моделей, обучение сценической речи, сценодвижение

Изготовление модной одежды

Выбор моделей для показа;

Работа с модельерами;

Работа с фотографами;

Составление «портфолио»;

Показ мод.


Ширма, ткань разных размеров и цвета, разноцветные нитки, эскизы одежды, журналы, инструменты для шитья, касса для билетов, билеты, деньги, фотоаппараты.

декорации;

косметические наборы.


В роли директора агентства, беседует с заказчиками о модельерах, моделях, доме мод, о заказе на пошив модной одежды

Организует работу ателье, обращает внимание на правильность работы сотрудников, разрешает конфликтные ситуации при их возникновении.


Закройщики снимают мерки, делают выкройку;

Приемщица оформляет заказ, определяет сроки выполнения заказа;

Швея выполняет заказ, проводит примерку изделия;

Кассир получает деньги за выполненный заказ; продаёт билеты

Модельер выбирает готовые изделия для показа.

Модели учатся ходить по подиуму и показывать интересную модную одежду, показывают модную одежду

Курьер разносит пригласительные билеты на показ

Гости рассаживаются на свои места, наблюдают, аплодируют

Фотографы фиксируют интересные кадры, делают портфолио для моделей.


Сюжетно-ролевая игра «Школа»

Организационная работа:

Чтение художественной литературы


  • Л.Н.Толстой «Филлипок»,

  • С Маршак «Первое сентября»,

  • Л Воронкова «Подружки идут в школу».

  • К Мырзалиев «Буква»,

  • З Александрова «В школу»,

  • И Тандык «В школу».

  • Ж Смаков «Малый букварь»
Продуктивные виды деятельности

  • Оформить групповую комнату (столы, стулья – поставить традиционно как в школе)

  • Подготовить необходимую атрибутику
Беседы с детьми

  • «Что такое школа», «Для чего мы ходим в школу», «Как зовут человека, который учит вас чему-либо»

МБДОУ «Детский сад № 000» г. о. Самара

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «БОЛЬНИЦА»

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций «Больница», «Аптека», знакомство с работой врача, беседа с медицинской сестрой из детского сада; беседа с детьми о том, как они ходили вместе со своими родителями в больницу, аптеку , рассказы детей о том, что нового они узнали о профессии врача. Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы). Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи. Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр , пинцет и др.) Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки, талоны и т. д.)

Задачи:

· расширять представления воспитанников о профессии «Врача», «Мед. сестры» и других работников больницы.

· отражать в игре труд медицинских работников;

· развивать и обогащать сюжет игры «Больница»;

· развивать самостоятельность в организации сюжетно – ролевой игры «Больница»;

· развивать творческое воображение, способность совместно развертывать сюжет игры «Больница», согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;

· формировать умение воспитанников объединяться в игре, распределять между собой роли и действовать в соответствии с ролью до конца игры;

· формировать положительные взаимоотношения и культуру поведения в общественных местах;

· воспитывать в детях внимательность, чуткость, заботу к больному, отзывчивость, культуру общения ;

· расширять словарный запас у воспитанников: ввести понятие «пациент», «фармоцевт», «процедурный кабинет», «больной», «лечение», «лекарства», «диспетчер скорой помощи».

Подготовка к игре:

Тема недели

Изготовление атрибутов

Обогащение впечатлениями

Обучение игровым приемам

«Неделя здоровья»

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Изготовление табличек: «Больница», «Регистратура», «Гардероб», «Врач», «Процедурный кабинет», «Скорая помощь», «Аптека». «Автобус»

Изготовление совместно с воспитанниками медицинских карт пациентов, талонов на прием к врачу, медицинского полиса, из бумаги.

Изготовление номерков для гардероба из картона, подготовка вешалок.

Подготовка с детьми атрибутов и элементов для врача, мед. сестры, работника регистратуры и др. работников игры, с привлечением родителей (халат, шапочки, бейджики, медицинские справки).

Подготовка медицинских инструментов для с/р игры: градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки. Подготовка оборудования для аптеки.

Экскурсия в медицинский кабинет ДОУ. Эпизодическая беседа о том, что делает медсестра, какими предметами пользуется.

Понаблюдать за медицинской сестрой ДОУ. Беседа о профессии «Врач», о работе скорой помощи, о работе медицинского персонала, о правилах поведения в общественных местах (в больнице, регистратуре, очереди, у кабинета врача).

Рассматривание сюжетных картинок «Больница», «На приеме у врача». Просмотр мультимедийной презентации по теме «Здоровые дети – в здоровой семье».

Просмотр мультфильма «Айболит». Разучивание отрывка сказки «Айболит».

Учить распределять роли, подготавливать необходимые условия для игры.

Учить договариваться о последовательности совместных действий.

Объединять несколько отдельных сюжетов в общую смысловую линию.

Выстраивать линию поведения в роли.

Использовать и пользоваться атрибутами, деталями костюмов на протяжении всей игры.

Перспективный план подготовки к игре «Больница»

Атрибуты

Игровые действия

Речевые обороты

Гардероб

Регистратура

Кабинет врача

Процедурный кабинет

Скорая помощь

Работник гардероба

Регистра

Мед. сестра

Мед. сестра

Санитарка

Водитель, дежурный врач, мед. сестра, диспетчер скорой помощи

Пациенты

Табличка «Гардероб, номерки, вешалки , бейджик.

Табличка «Регистратура», бейджик, талоны на прием к врачу, медицинские карты детский ноутбук.

Табличка «Врач», бейджик,

«Табличка процедурный кабинет», бейджик, медицинские инструменты, инвентарь для уборки.

Табличка «Скорая помощь», бейджики, чемоданчик с медицинскими инструментами. Телефон. Машина скорой помощи.

Медицинский полис, талон к врачу

Принимает (отдает) верхнюю одежду у пациентов и раздает (забирает) номерки.

Выписывает и выдает талоны на прием к врачу

Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение.

Медсестра выписывает рецепт, врач подписывает.

Медсестра делает уколы, перевязывает ранки, смазывает мазью и т. д.

Санитарка убирает

Диспетчер скорой помощи принимает вызов от пациентов, направляет бригаду на вызов.

Водитель отвозит (привозит) бригаду на вызов (с вызова).

Дежурный врач осматривает больного. Делает назначение. Направляет (забирает) пациента в больницу.

Мед. сестра выполняет назначение дежурного врача (мерит давление, температуру, делает укол, перевязывает рану и др.)

Больной идет (едет на автобусе) в больницу. Идет в регистратуру, берет талон к врачу, идет на прием. После назначения идет в аптеку и покупает лекарства по рецепту врача. Либо идет в процедурный кабинет по назначению врача.

Пациент из дома набирает номер диспетчера скорой помощи, делает вызов дежурного врача на дом. Получает назначение врача (либо уезжает на скорой помощи на прием к врачу больницы). Получает рецепт (направление в процедурный кабинет), выполняет предписания врача.

«Здравствуйте». «Возьмите номерок». «Пожалуйста». «До свидания».

«Здравствуйте». «Дайте Ваш медицинский полис, пожалуйста». «Возьмите, пожалуйста, медицинскую карту (талон)». «Ваш номер в очереди…». «До свидания»

«Здравствуйте». «Передайте ваш талончик», «Будьте добры передать вашу карту», «На что жалуетесь?». «Поднимите маечку, повернитесь спиной». «Покажите горло». «Какая температура была вечером? Какая температура сейчас?». «Давайте померим температуру». «Когда заболели?». «Где вы так порезались?» «Как обрабатывали рану дома?». «Нет аллергии на лекарства?» и др.

«Здравствуйте», «Возьмите, пожалуйста, ваш рецепт (направление в процедурный кабинет)», «До свидания».

«Здравствуйте». «Давайте ваше направление (назначение). «Аллергии на лекарства нет?» «До свидания»

«Здравствуйте», «До свидания»

«Здравствуйте», «назовите вашу фамилию, имя, отчество, дату рождения, домашний адрес». «На что жалуетесь?», «Ожидайте бригаду скорой помощи в течении 15 минут». «До свидания».

«Здравствуйте», «До свидания»

«Здравствуйте», «На что жалуетесь», «Как долго держится температура?», «Какие лекарства принимали?» «Аллергии на лекарства нет?», «До свидания»

«Здравствуйте», «Повернитесь, я сделаю вам укол». «Давайте померим температуру, давление», «Примите лекарства и ложитесь отдыхать». «До свидания»

«Здравствуйте». «осмотрите мой проездной билет». «Остановите, пожалуйста, на остановке «Больница», «Аптека». «Выпишите мне талон к врачу». «Кто крайний к врачу». «У меня болит …».«Температура 36,6». «Аллергии на лекарства нет». «Спасибо», «До свидание».

«Здравствуйте». «У меня болит…» «Я бы хотел вызвать скорую помощь». «Меня зовут…», «Мне … лет», «Мой адрес…», «Спасибо».

«Здравствуйте». «У меня болит…», «Температура (давление) …», «Спасибо за помощь».

Сопутствующие сюжеты

Фармацевт (аптекарь)

Водитель

Табличка «Аптека»

Табличка «Автобус», бейджик. Стулья, руль.

Отпускает по рецепту врача лекарственные препараты.

Называет остановки. Выполняет правила дорожного движения.

«Здравствуйте». «Можно ваш рецепт». «Спасибо за покупку» «Выздоравливайте». «До свидания».

«Здравствуйте». «Предъявите билеты». «Пристегните ремни». «Остановка «Больница», «Аптека».

«До свидания».

Ход игры.

Для создания интереса к игре воспитатель предлагает воспитанникам изучить отрывок из сказки «Айболит», рассмотреть иллюстрации книги и ответить на вопросы: Кто главный герой? Что делает «Айболит?», «Кого он лечит?» Воспитатель предлагает воспитанникам послушать и отгадать загадки, подумать в какую игру будем играть.

Ответы детей.

Воспитатель уточняет, что это загадка про врача и про домик – больницу. Предлагает воспитанникам поиграть в сюжетно – ролевую игру «Больница». Предлагает вспомнить, кто работает в больнице? Ответы детей.

С помощью считалочки дети выбирают, кому достанутся, какие роли, берут атрибуты для игры, создают игровое пространство. Уточняю, что делают участники ролей во время игры. Уточняют, что остальные ребята будут пациентами и могут взять себе "детей" (куклы, игрушки - зверюшки), могут сами быть пациентами. Воспитатель спрашивает у воспитанников, как будем добираться до больницы?

Дети предлагают добраться до больницы на различных видах транспорта: на автобусе, на трамвае, на скорой помощи, пешком. После обсуждения пришли к общему решению – ехать на автобусе.

Воспитатель: «Автобус нас уже с вами ждет. Чтобы автобус наш поехал, нам нужен водитель». С помощью считалочки дети выбирают, кто будет водителем.

Воспитатель показывает игровые действия совместно с детьми. Дети – пассажиры занимают свои места, предъявляют водителю проездные билеты, едут до нужной им остановки. Водитель напоминает детям, правила поведения в транспорте, при выходе из транспорта.

Воспитатель для поддержки и развития использует приём напоминание. «Вот мы с вами и приехали. Для начала надо обратиться в регистратуру и взять карточку. Входя в кабинет, не забывайте поздороваться и объяснить, что болит у вашей дочки или сыночка. Когда прием закончится, санитарка убирает кабинет и протирает пыль и т. д. Воспитатель предлагает детям самостоятельно поиграть в игру «Больница».

Воспитатель привлекает в игру малоактивных, застенчивых детей. Напоминает правила поведения в общественных местах и приёмы вежливого общения. Для формирования взаимоотношения в игре направляет действия детей.

Окончание игры

Воспитатель предлагает обсудить игру:

· «Во что мы с вами играли?»

· «Кто работает в больнице?»

· «Какая роль вам понравилась больше всего?»

· «Какую роль вы бы хотели исполнить в следующей игре?»

· «Как вы думаете, игра наша удалась?»

· «Что вам понравилось больше всего в нашей игре?»

Дети высказывают свои впечатления об игре. Воспитатель подводит итог игры, выслушивает высказывания детей и предлагает нарисовать рисунки, отражающие полученные впечатления от игры.

Оценка игры

Игровая ситуация способствует возникновению объединений групп детей по интересам. Дети договариваются друг с другом, мирно распределяют роли и разрешают проблемные ситуации в приемлемой форме. Поведение детей в игре произвольное, не зажатое. Знания детей о работе врача, медицинской сестры, о других работниках больницы, больнице в целом, о работе фармацевта, водителя умело используются на протяжении всей игры. Игровые замыслы реализованы в полном объеме. Все участники процесса испытывают психологический и эмоциональный комфорт. На основе полученного опыта в дальнейшем можно строить множество сходных игровых ситуаций, помогающих ребятам выстраивать новые взаимодействия в коллективе.

Схема игры

1. Гардероб

2. Регистратура

3. Кабинет врача

4. Процедурный кабинет

5. Скорая помощь

7. Автобус

Литература:

1. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для учащихся пед уч-щ по спец. 2002 «Дошк. воспитание» и 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях» / , и др.; Под ред. , . – 2 –изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 415 с.

Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.

3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. , . – М. : Мозаика-Синтез, 2011.