Формирование интереса к деятельности у безречевых детей. Комплекс занятий «Система работы с неговорящими детьми с отставанием и отклонениями в развитии дошкольного возраста

Развитие психических функций

Занятия с неговорящим ребёнком нужно начинать с развития его высших психических функций: внимания, памяти и мышления.

Целью коррекционно-педагогической работы является последовательное развитие психических функций, обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребёнка. При этом коррекционно-­педагогическая работа строится на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций. Дифференцированный подход во время занятий предусматривает учёт возможностей ребёнка и построение системы упражнений, находящихся в «зоне ближайшего развития».

Развитие двигательных функций

Необходимо обеспечить и полноценное моторное развитие малыша.

Моторное развитие способствует формированию у детей раннего возраста разнообразных двигательных навыков. Чем лучше сформированы движения у ребёнка, тем лучше развивается речь. При выполнении движений широко используются звуковые и речевые стимулы. Многие упражнения на развитие общей моторики полезно проводить под музыку. Чёткая речевая инструкция и сопровождение движений стихами развивает целенаправленность действий, создаёт положительный эмоциональный фон, улучшает понимание речи, обогащает словарь - движения становятся точными, координированными

Одним из основных направлений коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста является стимуляция двигательного развития и коррекция его нарушений (речедвигательных расстройств, нарушений функциональных возможностей кистей и пальцев рук и общей моторики).

В ходе коррекционно-развивающей работы решают следующие задачи : формирование контроля над положением головы и её движениями; обучение разгибанию верхней части туловища; тренировка опорной функции рук (опора на предплечья и кисти); развитие поворотов туловища; формирование функции сидения и самостоятельного присаживания; обучение вставанию на четвереньки, развитие равновесия в этом положении и ползание на четвереньках; обучение вставанию на колени, затем на ноги; стимуляция самостоятельной ходьбы и бега и коррекция её нарушений.

В развитии ручной моторики используют: действия с предметами; соотносящие действия; расстегивание и застёгивание; обучение сжиманию и разжиманию кулаков, сильному сжиманию одной рукой другую; поочерёдному сгибанию и разгибанию пальцев правой, левой руки; делать решётку из пальцев; поочерёдному соединению большого пальца и указательного, среднего, безымянного, мизинца; ритмичному выполнению движения «ладонь-кулак-ладонь»; развитие умения захватывать предмет щёпотью и использовать указательный тип хватания (двумя пальцами - указательным и большим); развитие и совершенствование хватательных движений; обучение захватыванию больших предметов двумя руками, а маленьких - одной рукой. В процессе выполнения упражнений у детей совершенствуются двигательные функции; нормализуется состояние тонуса мелких мышц; развивается точность движений рук (согласованность движений обеих рук), зрительно-моторная координация; развивается праксис позы при подражании движениям взрослого. Ребёнок учится конструировать образы при помощи пальцев и кистей рук. Пальчиковые игры оказывают благоприятное воздействие на развитие речи детей (речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук), подготавливают ребёнка к рисованию, письму.

Сенсорное развитие

В тесной взаимосвязи с развитием движений осуществляется сенсорное воспитание , направленное на совершенствование оптико-пространственных и слуховых функций, совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности. Решение двух вышеназванных задач осуществляется на базе предметной деятельности как ведущей деятельности раннего возраста (от 1 года до 3-х лет).

В результате систематической работы по сенсорному воспитанию дети учатся выделять и учитывать цвет, форму, величину; при выполнении практических действий, учатся группировать в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине; при выборе из четырёх разновидностей, соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине; активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец).

Логопедический массаж

Логопедический массаж необходим ребёнку с задержкой речевого развития. Используя методику О.А.Новиковской, проводят упражнения:

  • «Смешная песенка». Перебирая пальцами по губам, произносить звук похожий на.. Б-Б-Б.. Движения пальцев вправо, влево.
  • Расчёска» Слегка прикусить нижнюю губу и несколько раз поскоблить её верхними зубами, как бы причёсывая. Затем прикусить верхнюю губу и несколько раз поскоблить её нижними зубами.

Упражнения для языка

  • «Любопытный язычок». Улыбнуться, сомкнув зубы, но не плотно. Протискивать язык наружу между зубами так, чтобы верхние резцы скоблили по верхней поверхности языка.
  • «Накажем язычок». Высунуть изо рта язык и слегка покусывать его. При выполнении этих движений произносить звуки... та-та-та...

В коррекционно-развивающей работе используется логопедический массаж, предложенный К.А.Семёновой, Е.Ф.Архиповой («Логопедическая работа с детьми раннего возраста» - 2006г.)

Логопедический массаж нормализует тонус мышц и моторику артикуляционного аппарата. В раннем возрасте, а именно, шести, семи месяцев нужно начинать делать массаж руки ребёнка.

Артикуляционная гимнастика

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Задачи коррекционно-педагогической работы по развитию артикуляционного аппарата: развитие подвижности языка (умения делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы и т.д.); развитие достаточной подвижности губ - умения вытягивать их вперёд, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами; развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определённом положении (это очень важно для произношения звуков).

При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается принцип последовательности (от более простого к более сложному). Все упражнения проводятся в игровой форме. Артикуляционную гимнастику дети выполняют, сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. В конце года дети выполняют упражнения с индивидуальным зеркалом.

Игры

«Ладушки», «Иди ко мне», «Возьми шарик», «Хоровод с куклой», «Догонялки», «Идите ко мне - бегом ко мне», «Возьми, положи, брось», «Возьми, кати», «Покорми птичку», «Найди свою игрушку», «Мишка спрятался», «Куда девался мяч», «Спрячь матрешку», «Покатай зайку».

Обучение предметным действиям и пониманию сопровождающей эти действия речи

Игры

«Поймай мяч», «Попляшем с погремушками», «Пере ложи игрушки», «Прокати шарики», «Прокати шарики через воротца», «Посадим грибы» (пособие), «Пирамидки», «Закрой коробочки», «Сделай целую игрушку», «Игра на детском рояле», «Спрячь игрушку»» «Спрячь картинку», «Найди свой стул», «Бегите ко мне», «У кого такое?», «Найди пару», «Угадай, чего не стало».

Естественные бытовые ситуации

Задание 1. Чем моет? Что моет? (водой, мылом, лицо, руки)

Задание 2. Чем вытирает? Что вытирает? (полотенцем, лицо, руки)

Задание 3. Чем играет? На чем играет? (куклой, мячом, на гармошке, дудочке)

Задание 4. Чем ест? Что ест? (ложкой, вилкой, суп, кашу, картошку)

Задание 5. Чем рисует? Что рисует? (карандашом, дом, машину)

Задание 6. Чем приколачивает? Что приколачивает? (мо лотком, картину и др.)

Задание 7. Чем режет? Что режет? (ножом, хлеб, сыр)

Игры

«Угадай, кто кричит», «Громко - тихо», «Кто как кричит?» А. Барто, «Птицеферма», «Кормление птенцов» - речевая гимнастика, «Кот и мыши» (слово «мяу»), «По езд» (звук У), «Лошадки», «Накорми телят» (ммуу).

Задание 3. Развитие длительного направленного рото вого выдоха (на звуке Ф)-

Задание 4. Чей пароход лучше гудит? (на звуке У)

Задание 5. Успокой куклу. Произношение звука А.

Задание 6. Кто как кричит? (Ау, уа, иа, га-га, пи-пи, мяу)

Задание 7. Улыбнемся Петрушке, (звук И)

Задание 8. Покажи и назови. (Катя, гуси, кот, конь)

Задание 9. Игра «Волшебный сундучок» (это дом, это Катя, это киса, это утка, это гусь, это мишка и т.п.)

Задание 10. Когда это бывает? (приметы времен года)

Задание 11. Игра «Автомобили», (произношение «6и-би...»)

Задание 12. Угадай, кто сказал. Сказки «Три медведя», «Теремок», «Волк и семеро козлят».

Задание 13. Игра «Эхо». (Ау, Оля, Ау)

Выполняя в игровой форме артикуляционную гимнастику, упражнения по звуковой культуре речи, играя, дети постепенно овладевают произношением звуков: а, у, о, и, э, м, п, б, ф, в, к, г

В звукоподражаниях (ау, уа, иа, э-э-э, ммуу, п-п-п, фф-уу, в-в-в, ко-ко, га-га, мяу, аи, ой, у-у-у, о-о-о).

Игры

«Шоферы и строители», «Что мы делали - не скажем...», «Кто сказал «мяу»», «Покорми животных», «Посмотри и назови», «Куда пойдешь, что найдешь», «Кто как кричит», «Гуси - гуси», «Волк, пастух и гуси», «Кому что нужно», «Магазин», «К кому пришел, от кого ушел волк», «День рождения куклы Тани», «Кто что делает», «Отгадай, кто к нам пришел», «Высоко - низко», «Кто что ест», «Кто где сидит», «Угадай, что это».

Третий этап. Формирование в активной речи детей простого нераспространенного предложения

Научить понимать простые нераспространенные предложения;

Учить выполнять простые действия по речевой инст рукции;

Учить понимать и строить словосочетания типа гла гол в повелительном наклонении + существительное в ви нительном падеже;

Учить употреблять в речи словосочетания типа гла гол + существительное в винительном падеже; глагол + существительное в творительном падеже; прилагательное + существительное; глагол + наречие;

Учить употреблять в общении предложения типа под лежащее + сказуемое, выраженное глаголом настоящего времени 3 лица;

Учить понимать и употреблять предложения типа подлежащее + сказуемое + дополнение; подлежащее + ска зуемое + обстоятельство;

Учить различать некоторые формы словоизменения и число существительных;

Учить некоторым продуктивным способам словооб разования существительных и глаголов;

Учить воспроизводить слого-ритмическую структу ру двусложных и трехсложных слов.

Виды пересказа

1)Выборочный пересказ.

Задача: выделить из рассказа только отдельные эпи зоды.

2) Краткий пересказ.

Задача: сохраняя последовательность, выделить толь ко основное, существенное.

3) Творческий пересказ.

Задача: продолжение рассказа с добавлением приду манных фактов.

Приемы обучения пересказу

Образец чтения произведения,

Вопросы,

Объяснения, указания,

Упражнения,

Обращение к личному опыту детей,

Показ наглядного материала,

Подсказ слова или фразы,

Совместный пересказ педагога и ребенка,

Отраженный пересказ,

Пересказ по частям,

Пересказ по ролям,

Игра-драматизация,

Инсценировка,

Хоровое проговаривание,

Оценка речи детей.

Приемы обучения

Ведущий прием - вопрос. Вопросы поискового и проблемного характера требуют умозаключений о связях между объектами: Почему? Зачем? Из-за чего? Чем похожи? Для чего? Как узнать?

Вопросы стимулирующего характера: Про каких же ребят можно сказать - это друзья?

Простые, репродуктивные вопросы: Где? Сколько? Кто?

Последовательность предъявления вопросов в беседе: сначала репродуктивные для оживления памяти и опыта детей, затем 1 - 2 поисковых вопроса, в заключение -1-2 обобщающих вопроса.

Построение беседы

Начало беседы. Цель - вызвать, оживить в памяти детей впечатления. Используются вопросы-напоминания, загадки, стихи, картины, фотографии, предметы.

Основная часть беседы. Выделяются микротемы, этапы. Например, в беседе «О здоровье» выделены этапы:

1. Свежий воздух (в помещении, на прогулках).

2. Утренняя зарядка.

3. Чистота рук.

4. Закаливание.

Конец беседы. Эта часть кратка, эмоциональна, практически действенна, может содержать пожелания детям к их дальнейшим наблюдениям.

Литература

1. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. - М, 1981.

2. Васильева КН., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. - Ярославль: Академия развития, 1996.

3. Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя / Под ред. Л.П. Носковой. - М., 1993.

4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. -М, 1985.

5. Жукова НС. Формирование устной речи: Учебно-мето дическое пособие. - М: Соц. - полит.журнал, 1994. - 96 с.

6 Жукова НС. и др. Преодоление задержки речевого раз вития у дошкольников. - М: Просвещение, 1973. 220 с.

7. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте - М: Медгиз, 1962. - 268 с.

8. Игры в логопедической работе с детьми / Ред.-сост В.И. Селиверстов. - М, 1977.

9. Кузьмина НИ., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. - М., 1977.

10. Недоразвитие и утрата речи /Под ред. ЛИ. Белякова и др. - М, 1985.

11. Логопедия: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дефектология» / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, ЕМ. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С.Волковой. - М.: Просвещение, 1989. - 528 с.

12. Нарушение речи у дошкольников /Сост. Р.А. Белова - Давид. - М., 1972.

13. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Академия развития, 1994.

14. Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р.Е.Левиной.- М.: Просвещение, 1967. 367 с.

15. Худенко Е.Д. Практическое пособие по развитию речи: В2ч.-М., 1994.

Методика работы с неговорящими детьми.

Основные направления коррекционно-педагогической работы с неговорящими детьми:

  1. Развитие познавательной деятельности: развитие различных форм общения ребёнка с взрослым; формирование познавательной активности; развитие знаний об окружающем и понимание обращённой речи; стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, кинестетического восприятия); формирование предметной деятельности.
  2. Стимуляция развития голосовых реакций, звукоподражания и собственной речевой активности.
  3. Стимуляция двигательного развития и коррекция его нарушений (речедвигательных расстройств, нарушений функциональных возможностей кистей и пальцев рук и общей моторики).

Система коррекционно-развивающей работы с неговорящими детьми включает следующие направления.

Инна Солдатова

МБДОУ «Детский сад «Берёзка» п. Пурпе ЯНАО

Начальный этап работы с неговорящими детьми . Методические приёмы и игры , способствующие формированию пассивного словаря и импрессивной речи ребёнка.

Материал разработала :

учитель –логопед Солдатова Инна Анатольевна

первая кв. кат.

В этот период развития речи дети могут называть игрушки, знакомые предметы, действия, совершаемые ими или их близкими, а также выражать свои желания или нежелания в доступной им звуковой форме .

Неправильно было бы пытаться „перескочить" этот естественный период в развитии детской речи и начинать логопедическую работу с неговорящими детьми с разучивания правильно произносимых слов или , что еще хуже, с постановки звуков. Однако не следует расширять автономную речь детей. Необходимо перейти к обучению словесным комбинациям при первой же возникшей у ребенка возможности воспроизводить по подражанию хотя бы части некоторых слов .

Логопеду необходимо создать условия , в которых бы у ребенка появилось желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания неоднократно. Так, например, по просьбе логопеда ребенок подражает крикам животных и птиц : „ам“, „му“, „ко-ко“ и т. д. ; це

очка этих звукоподражаний удлиняется до 3-4 слогов : „ам-ам-ам“ (подражает лаю собаки) или „ко-ко-ко“ (подражает кудахтанью курицы) .

Активизация речи детей, или вызывание речевого подражания, должна быть тесно связана с практической деятельность ребенка, с игрой, с наглядной ситуацией, что достигается при различных,- но обязательных условиях : эмоциональности контакта с ребенком, определенного уровня понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации.

Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры , насколько глубоко затронуты положительные эмоции неговорящих детей , насколько изобретательным будет логопед.

Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражания вообще : „Сделай, как я делаю“. Необходимо научить детей под

ажать действиям с предметами (например, игра в мяч, научить подражать движениям рук, ног, головы („Полетели, как птички“; „Постоим на одной ножке" и т. п.) . Свои действия и действия детей логопед сопровождает словами , желательно в стихотворной форме .

Задание 1 Научить ребенка класть кисти рук на стол таким образом, как кладет их взрослый.

Приемы к выполнению задания

Логопед предлагает положить ладошки на стол так, как он показывает. Вначале дети выполняют только одно движение обеими кистями рук, например, кладут руки на стол ладонями вниз.

(Задания 1-3 имеют одну общую цель-развитие подражания телесным движениям, мимическим, дыхательным, артикуляционным, голосовым.)

Выполнив это движение по подражанию за взрослым, дети убирают руки со стола, кладя их себе на колени. Затем им предлагается попеременно положить руки ладошками вверх, поставить их на ребро, зажать в кулачок и т. п.

После того как ребенок научится воспроизводить всего одно движение кистями рук, ему предлагается соединить два движения, например : положить кисти рук ладонями вниз и здесь же их поставить на ребро, а затем уже убрать со стола. Отрабатывая репродукцию двух попеременно сменяющихся поз кистей рук, дети постепенно овладевают серией движений, которые логопед может сопровождать коротким четверостишием :

Ладошки вверх, ладошки вниз, а теперь их на бочок и зажали в кулачок.

С этой целью детям предлагается понюхать цветы, погреть руки, выдуть мыльный пузырь и т. д. ; потянуть звуки „а-а-а-а“ (девочка плачет, „у-у-у“ (труба гудит, „ау“ (заблудились дети, „и-и-и“ (плачет мышонок, „уа“ (плачет Ляля, „ой-ой, ай-ай“ (укусила оса) .

Задание 2. Провести упражнения для губ. Например, сделать трубочку; остановить лошадку,тпру“); попеременно вытягивать губы в трубочку, а затем показывать зубы.

Задание 3. Провести упражнения для языка, например : облизывать губы; показать, как кошка лакает молоко; сделать „уколы“ в каждую щеку; „почистить зубы языком; пощелкать языком.

Игровые приемы, сочетающие в себе дыхательную гимнастику, движения и проговаривание отдельных звуков, слогов

Логопед читает текст, дети выполняют соответствующие движения и проговаривают отдельные звуки, слоги.

„Ходьба.

Логопед. Мы проверили осанку.

Дети становятся прямо, ноги вместе, голова немного поднята.

Логопед. И свели лопатки (дети отводят плечи назад) .

Мы ходим на носках (идут на цыпочках) .

Мы идем на пятках (идут на пятках) .

Мы идем, как все ребята (шагают маршеобразно) .

И как мишка косолапый (идут размашисто, в развалку) .

„Ходьба“.

Все проводится как в предыдущем упражнении, движения сопровождаются проговариванием слогов ах, ох, ух в такт шагов.

Логопед. Как косолапый мишка,

Пойдем мы все потише,

Потом пойдем на пятках,

А после на носках.

Потом быстрее мы пойдем (ох, ох, ох)

И после к бегу перейдем. (Бегут, затем останавливаются : ух)

„Подуем на плечо“.

Логопед. Подуем на плечо (голова прямо - вдох, голова повернута - выдох) . Подуем на другое (дуют на плечо) .

Нам солнце горячо

Пекло дневной порою (поднимают голову вверх, дуют через губы) .

Подуем и на грудь мы (дуют на грудь)

И грудь свою остудим.

Подуем мы на облака (опять поднимают лицо и дуют) И остановимся пока.

„Труба“.

Логопед. Мы пришли и сели (сидят на стуле) .

Играем на трубе (подносят кисти рук, сжатые в кулак, к губам) .

Подудим мы в свою трубу.

Дети. Ту-ту-ту, бу-бу-бу.

„Насос“.

Логопед. Это очень просто : покачай насос ты.

Дети. С-с-с-с (изображают накачивание насоса, наклоняясь вниз, делают выдох, распрямляясь, делают вдох).

Логопед. Накачай насос ты. Это очень просто.

Дети. С-с-с-с.

„Дом маленький, дом большой".

Логопед. У медведя дом большой, ой, ой, ой (разводит руки в стороны) .

Дети (сердито) . Ой, ой, ой (поднимают руки вверх) .

Логопед. А у зайца маленький, ай, ай, ай (жалобно) .

Дети приседают, делают выдох, опускают голову, охватывают колено руками.

Дети (жалобно) . Ай, ай, ай.

Логопед. Мишка наш пошел домой (дети идут вразвалку) .

Дети (сердито) . Ой, ой, ой.

Логопед. Да и крошка заинька.

Дети (прыгают на двух ногах) . Ай, ай, ай.

Логопед. Вот свернулся еж в клубок,

Потому что он продрог.

Дети сидят на корточках.

Дети (жалобно) . Ох, ох, ох.

Логопед. Лучик ежика коснулся,

Ежик сладко потянулся.

Дети распрямляются, потягиваются.

Дети (весело) . Ай, ай, ай.

Логопед. Усы раздвинув смело,

Жуки жужжат в траве.

Дети сидят, раздвинув руки.

Логопед. „Ж-ж-ж-у,- сказал крылатый жук,-

Посижу и пожужжу.

Дети складывают на груди руки.

Дети. Ж-ж-ж-ж.

Логопед. Бормочут куры по ночам.

(Дети стоят, согнувшись в спине, свесив руки и опустив головы. Похлопывают себя по коленям, произносят : тах-тах-тах.)

Дети. Тах-тах-тах.

Логопед. Поднимем руки мы к плечам.

(Дети выпрямляются, делают вдох.)

Потом опусти так.

Дети наклоняют корпус вперед.

Дети. Ко-ко-ко.

„Самолет.

Логопед. Посмотрите в небеса -

Самолет там, как оса.

Дети смотрят вверх.

Логопед и дети. З-з-з-з.

Логопед. Жужжит самолет и машет крыльями.

Дети разводят руки и поворачивают туловище вправо-влево.

Дети. З-з-з.

Задание 4. Вызвать аморфные слова . В скобках приведено возможное звукопроизношение слов . Допустимы любые ответы.

Замечание к выполнению задания.

Логопед называет те слова , которые хочет получить в экспрессивной речи неговорящего ребенка . Надо подбирать звукосочетания исходя из возможностей детей. У одних детей легче вызываются губные звуки („баба",му-му“, у других - задненёбные,ка-ка“,га-га“, у третьих - переднеязычные („ди-ди“, „ти-ти") .

Удавшиеся звуковые комплексы необходимо в игровой форме повторить с ребенком несколько раз (до 5-6 повторений) . Произнести эти звукосочетания то тихо, то громко, то медленно, то быстро, то сердито, то нежно, ласково. Вызывание речевой подражательной деятельности хорошо сочетать с дыхательно-голосовыми и артикуляционными упражнениями. Артикуляционные упражнения лучше давать только в игровой форме .

Название близких ребенку лиц : мама,ма“, папа,па“, баба,ба“, дядя,дя“, тетя,ть“).

Имена близких лиц или игрушек, кукол : Оля („о“,оя“, Нина,ни“, Вова („ова“,ва“) .

Просьбы : дай, на („дя“,ня“, где? ,де“, там,тя“, здесь,де“) . Выражение желания что-либо повторить еще раз : еще („исё“,сё“) .

Выражение своего состояния междометиями „ай“, „ой“ (больно, „шшь“ (тише) .

Подражания крикам животных : собаки - ав-ав, ам-ам („аф“) ; коровы-му-му,у“); ослика - иа-иа,а“); кошки - мяу-мяу („ау“,мияу“) ; козлика - бе-бе,пи-пи“).

Подражание крикам, пискам : комара - и-и-и; птички -

пи-пи-пи или ти-ти-ти („и“,ти“) ; кукушки - ку-ку-ку („уку“) ; курочки - ко-ко-ко, ко-ко-ко,око“); лягушки - ква-ква,ва-ва“, тяп-тяп,яп“).

Подзывы животных и управление животными : кошкой - ксс-кс-кс или кис-кис-кис, брысь,бить“); управление лошадкой - но (поехали, пру (остановились) ; позвать цыплят - тип-тип-тип или цып-цып-цып.

Подражание музыкальным игрушкам : дудочке - ду-ду-ду

Дю“); балалайке - ля-ля-ля („я) ; колокольчику- бом-бом-бом („ом-ом“) .

Подражание транспортным шумам : машине - би-би, ди-ди; самолету - у-у-у (низким голосом) ; паровозу - ту-ту.

Подражание шумам, производимым предметом при падении ,- бух или бах („ах“,вах“) ; звукам шагов - топ-топ („оп“,оп“) ; стуку молотка - тук-тук,ту-ту“); каплям воды - кап-кап.

Эмоциональные восклицания : ай, ой, ох-ух,хь“).

Игровой прием к заданию

„Какое у Маши высокое крылечко. Дом куклы Маши стоит на горе. К нему из кубиков дети строят крыльцо. На столе разложены игрушки, изображающие зверей, птиц и т. д. В гости к Маше приходят звери, птицы. Когда они поднимаются по ступенькам, то на каждой ступеньке „подают голос : одни выражают свою усталость, а другие - радость. „Га-га-га. - говорит гусь, „ко-ко-ко. “ -

кричит курочка, „ой-ой-ой. .- жалуется лиса, „пи-пи-пи-пи“,- радостно пищит мышонок.

Задание 5. Предложить детям назвать свои игрушки, знакомые предметы (или предметные картинки) ; допустимы искажения и замещения звуков.

Примерный лексический материал

Киска, зайчик, мишка, рыба, козлик, собака, Петя, белка, лиса, ослик.

Мяч или мячик,аги“, гриб или грибок,ги“, дом или домик,оми“, кубик,ку“, машина,сина“, самолет,алё“, пароход,охот“).

Примечание. Для активизации речи рекомендуем использовать игры в „магазин " (дети покупают игрушки, предметы, „Узнай новую игрушку" (дети называют неожиданно появляющиеся игрушки, „Какой игрушки нет?“ (ребенок называет игрушку, которую от него спрятали , „Расставь игрушки, как я скажу, а потом их назови сам“, „Кто быстрее принесет игрушку", „Подскажи нужное слово " (логопед читает стихотворение, дети подсказывают рифмующиеся слова ).

Задание 6. Предложить повторить за логопедом названия предметных картинок. Можно организовать игру в лото. Логопед четко, утрированно произносит ударные гласные в словах . Дети произносят слова как могут . Произношение гласных а, о, у, и (под ударением) желательно затем отработать .

а : Аня, Алик, Катя, Тата, шарик, сани, тапки, шапка, палка, мак, зайка, рак, мальчик, пальчик, чашка.

о : Оля, Коля, Зоя, ослик, домик, боты, козлик, ротик, котик, носик, ложка, кошка, лодка.

у : утка, муха, кубик, туфли, уши, зубы, губы.

и : Дима, киса, Инна, гриб, липа, Зина, Нина.

Задание7. Вызвать у детей двухсловные предложения с помощью соединения слов где , дай, на, вот, тут и произносимых слов из заданий 5 , 6.

Где мячик? („де мя?“) -Вот мячик („оть ати“) .

Где машина? („де сина?“) -Вот машина („оть сина“) .

Дай машину („дя сина“, „дя си“) .

Дай кису („дя ки“, „дай кс“, „дя кс“) .

Пример : фрагмент игры в лото

Логопед подбирает предметные картинки, на которых изображены предметы, животные, названия которых доступны детям. Организуя игру в лото (или любую другую, логопед ставит ребенка перед необходимостью попросить знакомую картинку.

Отдавая картинку, ребенок должен сказать слова на , дай, вот, бери.

Игровой прием

Прячут игрушки, названия которых дети знают. Если ребенок

задает ведущему вопрос, включающий слово где и название игрушки (в любом произношении, то ведущий дает игрушку, о которой спрашивал ребенок.

Задание 8. Научить ребенка дай пить („дя пи“) дай еще („дя исё“) мама, идем („мама дём“) идем домой („дё амо“)

выражать свои желания словесно : хочу пить („атю пи“) хочу гулять („атю гуя“) идем гулять („дё гуя“)

Итог логопедической работы

В итоге логопедической работы на этом этапе формирования устной речи дети должны научиться в пассиве соотносить предметы и действия с их словесным обозначением .

Пассивный словарь должен состоять из названий предметов , которые ребенок часто видит; действий, которые совершает сам или их совершают знакомые ему лица; некоторых своих состояний (холодно, тепло, жарко) .

У детей должна появиться потребность подражать слову взрослого . Словесная подражательная деятельность может проявляться в любых речезвуковых выражениях, без коррекции их со стороны взрослого.



Появление первых слогов в речевой практике малыша - самый долгожданный этап для любого родителя. Как правило, далее следует этап формирования умения общаться с окружающими при помощи слов. Однако что делать, если ребенок молчит и не проявляет самостоятельной активности в освоении способов коммуникации? В таком случае требуется специально организованная работа по диагностике причин возникновения расстройства и коррекционная помощь специалистов. Методов, приемов и разнообразных программ по запуску речи у неговорящих детей на сегодняшний день в обиходе специалистов огромное множество. Осталось только разобраться, существуют ли универсальные (подходящие для всех) методы и программы и как подобрать способы развития речи для конкретного ребенка.

Симптомы появления расстройства

Можно ли на ранних возрастных этапах определить появление речевых нарушений? Конечно же, да, если знать, на что обратить пристальное внимание.

На этапе появления ребенка на свет - это шкала АПГАР, которая измеряет общее состояние новорожденного. Оценка ниже 5 баллов свидетельствует о том, что малыш нуждается в помощи специалистов до определенного возраста и чем раньше начнется коррекционная работа и адаптация, тем лучше.

Гуление, поведение ребенка во время вскармливания, реакция на внешние раздражители (или ее отсутствие), моторная активность способны многое подсказать наблюдательным родителям. Особое внимание уделяют формированию сенсорных систем: слух, зрение, тактильные ощущения, обоняние - поскольку их своевременное развитие позволит избежать появления такой проблемы, как запуск речи у неговорящих детей. Проще говоря, все перечисленное - это фундамент, на котором возводится "храм" речи. Если есть прорехи в основании, выстроить красивое здание не удастся.

Причины «молчаливого» развития ребенка

Как ни странно, на формирование речи ребенка влияют многие факторы: плохая экологическая обстановка, рискованное поведение будущих родителей, социальные факторы, а также наследственные заболевания. Молчание ребенка нередко является симптомом серьезных органических нарушений или патогенных процессов в организме (глухота, слепота, гидроцефалия и др). Любые педагогические приемы не дадут никакого результата, если будут проигнорированы рекомендации врачей.

Запуск речи у в современных методиках рекомендуют начинать с двухлетнего возраста. Однако это не означает, что работа по формированию познавательных, мыслительных процессов, памяти, двигательной активности не проводится. От того, насколько хорошо развиты перечисленные характеристики, во многом зависит успешное применение методов, приемов и способов педагогического воздействия.

Когда начинать коррекционную работу с малышом

Запуск речи у неговорящих детей начинается с развития и налаживания взаимодействия сенсорных систем (вкус, прикосновение, запах и т. д.). Возраст ребенка в данном случае не играет большой роли, поскольку миновать первую ступень развития невозможно без последствий. Поэтому и годовалый, и двухлетний малыш должны пройти этап сенсорной интеграции, после которого и начинается работа по формированию речевых навыков. Естественно, что раннее освоение сенсорных эталонов дает преимущество ребенку в дальнейшем освоении окружающего пространства.

Почему развитие возможно только через игру

Дитя - зеркало семьи во многом потому, что природа снабдила его подражательностью. А методом развития, который сполна использует эту врожденную особенность, является игра. Запуск речи у неговорящих детей происходит с опорой на наблюдаемые ежедневно действия и события, которые переносятся в игру (подражание звуку летящей пчелы, работы бытовой техники, транспорта и т. д.). Со временем изменится мышление и восприятие мира малышом, а вслед за ними и ведущая (развивающая) деятельность. Но до 5 лет - это игра.

Программы и методики, часто предлагаемые родителям

Современный рынок образовательных услуг не обделен курсами запуска речи у неговорящих детей. Единственное, что должно насторожить родителя - это применение каких бы то ни было программ, приемов и методов по отношению к ребенку без предварительного изучения (диагностики) актуальных его потребностей и физиологического статуса. Ведь методы работы с детьми, испытывающими нарушения слуха, отличаются от методов взаимодействия со слабовидящими ребятами. Как нет одинаковых нарушений развития, так и не может быть одинаково положительного результата от применения одной и той же методики к разным категориям логопатов. Поэтому осведомленность родителя о характере и степени нарушения развития ребенка позволяет выбрать из всего множества программ и курсов именно то, что подойдет для малыша на актуальном этапе его развития.

Наибольшей популярностью у логопедов пользуется методика запуска речи у неговорящих детей автора Новиковой-Иванцовой Т. Н. (сокращенно МФЯС). Это система педагогического воздействия на логопата, которую следует совмещать для большей эффективности с наблюдением у врача (с медикаментозным, физиотерапевтическим воздействием, если требуется, и т. п.).

Нейрологопедические программы запуска речи у неговорящих детей включают в себя обычно использование методов сенсорной интеграции, стимуляцию при помощи аппаратуры Томатиса, применение современного (IT) программного обеспечения, арт-терапии (ритмо-, свето-, музыкотерапии).

Своевременное обращение к специалистам - залог успеха

В идеале было бы неплохо, чтобы за развитием ребенка от рождения наблюдали разнопрофильные специалисты. Но если такой возможности нет, то затягивать с визитом к логопеду, неврологу и педиатру не стоит, если в 2,5 - 3 года в обиходной речи малыша появилось только несколько невнятных слов или же он общается при помощи жестов и звуков.

Чем раньше начнется комплексная помощь врачей и педагогов в развитии и адаптации ребенка к окружающему миру, тем быстрее и благополучнее будет проведена коррекционная работа. Не стоит забывать о том, что сенситивный период развития речи заканчивается к 7 - 8 годам и дальнейшие попытки исправления нарушения будут более трудозатратными и болезненными.

Список обязательных мероприятий для развития речи ребенка

  1. Полное медицинское обследование всех сенсорных систем ребенка.
  2. Обязательные консультации (и наблюдение) узкопрофильных специалистов (лор, стоматолог, невролог, эндокринолог и т. п.).
  3. Если требуется, прохождение курса массажа и физиотерапии.
  4. Консультации у логопеда, психолога с целью определения дальнейшего взаимодействия.
  5. Ежедневные занятия по коррекции речи и психологического статуса (такой режим желателен, поскольку в этом случае возможно достаточно быстрое достижение определенных результатов; если возможность отсутствует, хотя бы три раза в неделю).
  6. Применение родителями в повседневной жизни ребенка игр на запуск речи у неговорящих детей, рекомендованных логопедом и психологом.
  7. Наполнение пространства вокруг ребенка сенсорным разнообразием (для формирования эталонов следует избегать крайностей вроде «девочки предпочитают розовый, а мальчики - голубой или синий цвета»).
  8. Забота о разнообразии двигательной активности малыша (это позволит быстрее сформироваться такому важному органу, как внутреннее ухо, и вестибулярному аппарату).

Терпение и труд все перетрут.

Консультация для родителей и педагогов

учителя-логопеда МБДОУ № 22 «Синяя птица» г.Салехард ЯНАО Щербина В.П.

«Способы и приемы вызывания речи у неговорящих детей»

Активизация речевого подражания.

Проблема задержки речевого развития, в том числе. и у неговорящих детей, становится всё более актуальной. Речевое развитие ребёнка должно проходить все этапы речи: в 2-3 месяца – гуление (звуки «к», «х»…); в 6-8 месяцев – лепет (па-па-па, ма-ма-ма-ма…); в 1 год – около 10 слов (ав-ав, дай, на, мама, папа, …); к 2 годам активный словарь (это когда ребёнок произносит эти слова), составляет уже около 300 слов; а в 3 года - достигает 1 000 слов.

Что же делать, если у ребенка практически нет речи к 3-5 годам («говорит» около 10 непонятных слов)?

1. Срочно обратиться к учителю-логопеду.

2. Если же специалиста нет, самим начинать работу, «разговаривать» с детьми.

Ответственным моментом в работе с безречевыми детьми будет создание потребности подражать слову взрослого. Это может проявляться в любых звуковых комплексах. Поэтому нужно создать условия, в которых бы у ребёнка появилось желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания неоднократно.

1. По просьбе взрослого ребёнок подражает звукам. Крикам птиц и животных: «ав», «му», «ко-ко» и т.д.; цепочка этих звукоподражаний удлиняется до 3-4 слогов: «ав-ав-ав» (подражает лаю собаки) или «ко-ко-ко» (подражает кудахтанью курицы».

В этот период развития речи дети могут называть игрушки, знакомые предметы, действия, совершаемые ими или их близкими, а также, выражать свои желания или нежелания в доступной им звуковой форме. В этот период нельзя требовать от ребёнка правильного произнесения слов, правильного звукопроизношения, главное – чтобы он говорил, даже если ребёнок воспроизводит по подражанию хотя бы части слов.

Активизация речи детей или вызывание речевого подражания, должна быть тесно связана с практической деятельностью ребёнка, с игрой, с наглядной ситуацией, что должно достигаться при различных, но обязательных условиях: эмоциональности контакта с ребёнком, определенного уровня понимания речи, устойчивости внимания. Наличия подражательной мотивации. Много будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько глубоко затронуты положительные эмоции неговорящих детей, насколько изобретательными будут взрослые.

Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражания вообще: «Сделай, как я делаю». Необходимо научить детей подражать действиям с предметами (например. Игра в мяч), научить подражать движениям рук, ног, головы («Полетели, как птички»; «Постоим на одной ножке» и т.п.).

С этой целью детям предлагается понюхать цветы, погреть руки, выдуть мыльный пузырь и т.д; потянуть звуки «а-а-а-а» (девочка плачет), «у-у-у» (труба гудит), «ау» (заблудились дети), «и-и-и» (плачет мышонок), «уа» (плачет Ляля), «ой-ой-ой» (укусила оса).

3. Провести упражнения для губ. Например, сделать трубочку; остановить лошадку («тпру»); попеременно вытягивать губы в трубочку, а затем показывать зубы.

4. Провести упражнения для языка. Например: облизывать губы; показать, как кошка лакает молоко; сделать «уколы» в каждую щеку; «почистить» зубы языком; пощелкать языком.

Желательно проводить игровые приёмы, сочетающие в себе дыхательную гимнастику, движения и проговаривание отдельных звуков, слогов.

Взрослый читает текст. А дети выполняют соответствующие движения и проговаривают отдельные звуки, слоги.

«Дом маленький, дом большой»

Взрослый. У медведя дом большой, ой, ой, ой (разводят руки в стороны)

Дети (сердито). Ой, ой, ой (поднимают руки вверх)

Взрослый. А у зайца – маленький, ай, ай, ай (жалобно)

Дети (жалобно). Ай, ай, ай… Дети приседают, делают выдох. Опускают голову, охватывают колени руками.

Взрослый. Мишка наш пошел домой (дети идут вразвалку).

Дети (сердито). Ой, ой, ой.

Взрослый. Да и крошка заинька.

Дети (прыгают на двух ногах). Ай, ай, ай.

5. Вызвать у ребёнка аморфные слова, т.е. ребёнок произносит слова, звукоподражания, как он умеет, как у него получается.

Подбираются звукосочетания исходя из возможностей ребёнка. У одних детей легче вызываются губные звуки («ба-ба», «му-му»), у других – задненёбные («ка-ка», «га-га», у третьих – переднеяэычные («ди-ди», «ти-ти»).

Удавшиеся звуковые комплексы необходимо в игровой форме повторить с ребенком несколько раз (до 5-6 повторений). Произнести эти звукосочетания: то тихо, то громко; то медленно, то быстро; то сердито, то нежно, то ласково. Вызывание речевой подражательной деятельности хорошо сочетать с дыхательно-голосовыми и артикуляционными упражнениями. Артикуляционные упражнения лучше давать только в игровой форме.

1) Название близких ребёнку лиц: мама(«ма»), папа («па»), баба («ба»), дядя («дя»), тётя («тя», «ть»).

2) Имена близких лиц или игрушек, кукол: Оля («о», «оя»), Нина («ни»), Вова («ова», «ва»).

3) Просьбы: дай, на («дя», «ня»), где («де»), там («тя»), здесь («де»). Выражение желания что-либо повторить ещё раз: ещё («исё»; «сё»).

4) Выражение своего состояния междометиям «ай», «ой» (больно), «шшшь» (тише).

5) Подражание крикам животных: собаки – ав-ав, ам-ам («аф»); коровы – му-му («у»), ослика – иа.иа («а»), кошки – мяу-мяу («ау», «мияу»), козлика – бе-бе «(«пи-пи»).

6) Подражание крикам, пискам: комара – и-и-и, птички – пи-пи-пи или ти-ти-ти («и», «ти»), кукушки – ку-ку-ку («уку»); курочки – ко-ко-ко, ко-ко-ко («око»); лягушки – ква-ква-ква («ва-ва»), тяп-тяп («яп»).

7) Подзывы животных и управление животными: кошкой – кс-кс-кс или кис-кис-кис; брысь («бить»); управление лошадкой – но (поехали), пру (остановились); позвать цыплят – тип-тип-тип или цып-цып-цып.

8) Подражание музыкальным игрушкам: дудочке – ду-ду-ду («дю»); балалайке – ля-ля-ля («я»); колокольчику – бом-бом-бом («ом-ом»).

9) Подражание транспортным шумам: машине – би-би-би, ди-ди; самолёту – у-у-у (низким голосом); паровозу – ту-ту.

10) Подражание шумам, производимым предметом при падении – бух или бах («ах», «вах»); звукам шагов – топ-топ-топ («оп-оп»), стуку молотка – тук-тук («ту-ту»); каплям воды – кап-кап.

11) Эмоциональные восклицания: ай, ой, ох-ух («хь»).

6. Предложить детям назвать свои игрушки, знакомые предметы (или предметные картинки); допустимы искажения и замещения звуков.

Примерный лексический материал

Киска, зайчик, мишка, рыба, козлик, собака, Петя, белка, лиса, ослик.

Мяч или мячик: («аги»), гриб или грибок («гт»), дом или домик («оми»), кубик («ку), машина («сина»), самолет («атё»), пароход (охоть»).

Примечание. Для активизации речи рекомендуем использовать игры в магазин (дети покупают игрушки, предметы) «Узнай новую игрушку» 9дети называют неожиданно пояляющиеся игрушку, которую от него спрятали), «расставь игрушки, как я скажу, а потом назови их сам», «Кто быстрее принесёт игрушку», «Подскажи нужное слово» (взрослый читает стихотворение, дети подсказывают рифмующееся слово. Если же ребёнок не понимает В начале этого вида работы), какое слово необходимо добавлять, можно положить для подсказки предмет, картинку, или нарисовать и раскрасить самим все подсказки).

7. Предложить повторять за взрослым названия предметных картинок. Можно организовать игру в лото. Взрослый чётко, протяженно произносит ударные гласные в словах. Дети произносят слова как могут. Произношение гласных а,о,у,и (под ударением) желательно затем отработать.

Например: шаааапка.

А: Аня, Алик, Катя, тата, шарик, сани, тапки, шапка, палка, мак, зайка, рак, мальчик, пальчик, чашка.

О: Оля, Коля, Зоя, ослик, домик, боты, козлик, ротик, котик, носик, ложка, кошка, лодка.

У: утка, муха, кубик, туфли, уши, зубы, губы.

И: Дима, киса, Инна, гриб, липа, Зина, Нина.

8. Вызвать у детей двухсловные предложения с помощью соединения слов где, дай, на, вот, тут и произносимых из задания 6,7.

Где мячик? («де мя?») – Вот мячик («оть ати»).

Где машина? («де сина?») – Вот машина («оть сина»).

Дай машину («дя сина», «дя си»).

Дай кису («дя ки», «дай кс», «дя кс).

Взрослый должен создать такую ситуацию, чтобы ребёнок употреблял слова на, дай, вот, бери.

И г р о в о й п р и ё м

Игрушки, названия которых дети знают, прячутся. Если ребёнок задаёт взрослому вопрос, включающий слово «где» и название игрушки (в любом произношении), то взрослый даёт игрушку, о которой спрашивал ребёнок.

9. Научить ребёнка выражать свои желания словесно:

дай пить («дя пи») хочу пить («атю пи»)

дай ещё («дя исё») хочу гулять («атю гуя»)

мама, идём («мама дём») идем гулять («дё гуя»)

идём домой («дё амо»)

В результате всей проделанной работы на этом этапе формирования устной речи, дети должны научиться в пассиве соотносить предметы и действия с их словесными обозначениями. Пассивный словарь (который ребёнок ещё не говорит, но понимает) должен состоять из названий предметов, которые ребёнок часто видит; действий, которые совершает сам или их совершают знакомые ему лица; некоторых своих состояний (холодно, тепло, жарко).

У детей должна появиться потребность подражать слову взрослого. Словесная подражательная деятельность может проявляться в любых рече-звуковых выражениях, без коррекции (исправления) их со стороны взрослого.

Список использованной литературы

Н.С.Жукова. Логопедия. Екатеринбург АРД ЛТД 1998 г.

Л.П.Голубева. Развитие речи неговорящих детей.

Л.М.Чудинова. Приёмы активизации речи у алаликов. Москва. ВЛАДОС. 2003 г.

Формирование интереса к деятельности у безречевых детей.

Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят дети с временной задержкой речевого развития, экспрессивной и импрессивной алалией, анартрией, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью. Однако, для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, недостаточность основных представлений о значениях предметов и явлений окружающей действительности, несформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей функций речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности. Отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, повышенная эмоциональная истощаемость. Все это мешает полноценному развитию речи и взаимодействию ребенка с окружающим миром.

Таким образом, на начальных этапах работы с неговорящими детьми цели и задачи будут сходными, не зависимо от этиопатогенеза и механизмов речевого нарушения.

Комплексная система работы при безречии на начальных этапах направлена на формирование механизмов речевой деятельности, ее мотивационно-побудительного, сенсомоторного уровня.

Опора на различные виды деятельности предоставляет логопеду разнообразные возможности в плане повышения мотивации к занятиям, преодоления негативизма. Формирование основы мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности возможно через необычные близкие для ребенка виды деятельности: игровую, изобразительную, предметно-практическую.

Используя различные виды деятельности для развития интереса безречевых детей, мы развивали речевую инициативу, создавали мотивацию к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона, формировали у ребенка потребность к произнесению простой фразы, к совместному действию, к его комментированию в речи, к вербальной активности самого ребенка.

Логопедическая работа с неговорящими детьми предусматривает коррекционное воздействие, как на речевую, так и на невербальные психические процессы, эмоционально-личностную сторону развития ребенка.

Основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми

Определим основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми (1-ый уровень речевого развития по Р.Е.Левиной).

  1. Стимуляция речевой и психической активности;
  2. Развитие эмоционального общения со взрослым;
  3. Совершенствование подражательной деятельности;
  4. Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности
  5. Формирование лексикона, обеспечивающего минимальное общение

Для развития мотивации ребенка, занятия должны проводиться систематически (2-3 раза в неделю). На занятиях осуществляется полимодальный подход, т.е. опора на зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и вкусовые ощущения. Педагог (или родитель) должен быть эмоциональным, ярким и поддерживать интерес ребенка к различным видам деятельности.

  • Создание положительного эмоционального фона совместной деятельности.
  • Опора на различные виды деятельности ребенка, постоянная смена видов деятельности в течение занятия.
  • Вариативность наглядного и дидактического материала для детей.
  • Использование элементов соревнования, в том числе с пищевым подкреплением, что способствовало повышению мотивации, интереса к играм.
  • Использование визуализированной системы поощрений.

В работе учитывались индивидуальные особенности ребенка . У многих безречевых детей отсутствует интерес к окружающему миру, и они с большим интересом играют в геометрические фигуры, составляют предметы из счетных палочек и фигур. Другие же дети любят больше цифры и счет предметов. Третьи, любят раскрашивать, четвертые лепить. Необходимо найти у ребенка то, что ему больше всего интересно и использовать это как мотивацию к занятию и к речи в целом.

Например: ребенку дается сложное задание, которое ему неинтересно – разложить детенышей животных к их родителям. Ребенку демонстрируется, что после выполнения задания он будет раскрашивать. Ребенок охотно выполняет задание. Далее ребенку дается раскраска с большим количеством птиц на дереве. Мы проговариваем, что это птицы, но некоторые птицы, сидящие на дереве, не умеют летать, а значит, не могли забраться на дерево. И просим ребенка найти и раскрасить этих птиц. Далее ищем птицу с самым большим хвостом, самым маленьким клювом и т.д.

Для некоторых детей более привлекательна пищевая мотивация . Это тоже можно использовать для обучения. Например: после выполнения задания ребенок должен пальцами (или с помощью палочек, или камешков) показать, сколько маленьких конфеток или сухариков ему дать.

Для создания положительного эмоционального настроя на совместную деятельность, целесообразно использовать игру, рисование, лепку. Данные виды деятельности развивают сосредоточенность внимания. Эмоциональный смысл вводится в задания, основанные на сенсорной стимуляции – раскачивания, кружения, переливание воды, размазывание крема на различных поверхностях, игры с манкой, кинетическим песком. А так же на развитие познавательной сферы: сериация, классификация, сравнение, нахождение сходства и различия, понимание скрытого смысла - все это самым ненавязчивым и естественным образом включается в любые занятия. Все действия сопровождаются эмоциональными комментариями, небольшими ритмичными стихотворными текстами.

Задания на активизацию ощущений

Цель: Развивать ощущения ребенка с использованием различных поверхностей, с помощью легких массажных движений, вырабатывать удовольствие и интерес.

Задание 1. Перед ребенком на столе тарелочка с теплой и холодной водой, вата, жесткая щетка. Взрослый действует рукой ребенка, хлопая поочередно по воде, вате, жесткой щетке, сопровождая действия словами [ой, ай]. Если ребенок с удовольствием участвует в игре, можно побуждать его к самостоятельным действиям. В дальнейшем используются разнообразные поверхности – наждачная бумага, тарелочка с кремом.

Задание 2. Игра «Следы». Перед ребенком на столе находится игрушечный домик и заранее размягченный пластилин в форме дорожки. Логопед объясняет ребенку, что если кто-нибудь пойдет по дорожке, останутся следы, и показывает, как их сделать, используя совмещенные действия. Игра проводится последовательно: каждым пальцем отдельно; каждой парой пальцев обеих рук (большими, указательными, средними); указательным и средним пальцами каждой руки. Дети воспроизводят звукопдражательные слова «топ-топ», Миша- [бэ], зайка-[оп-оп], лягушка- [ква-ква], киса -[мяу-мяу]

Задания на развитие способности к использованию невербальных средств коммуникации

Цель: Воспроизведение движений, изображенных на сюжетной картинке, развитие мимики и адекватной эмоциональной реакции.

Задание 1. Ребенок, рассматривая сюжетную картинку, отвечает на вопросы жестом или движением. На сюжетной картинке «бабочка летит» – ребенок машет руками, имитируя махи крыльев, сопровождая звукоподражаниями [мах-мах]; «девочка кушает», «кошка лакает молоко» – имитирующее движения языком, движения рукой от стола ко рту, сопровождая звукоподражаниями [ам-ам].

Занятия в сенсорных комнатах и уголках, проведение сенсорных игр способствуют установлению эмоционально положительного контакта между ребенком и взрослым, сенсорные игры — важный инструмент преодоления негативизма безречевого ребенка. Большинство детей с нарушениями в развитии легче познают новое, если педагогами применяется полисенсорный подход, т.е. в работу включаются все органы чувств ребенка (Ньюмен С).

Сенсорные игры, являются привлекательным видом деятельности для ребенка, обеспечивая эмоционально насыщенный фон логопедических занятий, преодоление негативизма. Сенсорное воспитание безречевых детей состоит из следующих разделов: тактильно-двигательное восприятие и развитие моторных функций; зрительное восприятие, восприятие свойств предметов через осязание, обоняние, вкусовые ощущения; слуховое восприятие. Сенсорное воспитание способствует формированию речевой деятельности.

Примеры сенсорных игр и игровых упражнений

Приведем примеры сенсорных игр и игровых упражнений, направленных на стимуляцию мотивации к деятельности и формирование речевой активности.

Примеры игр, направленных на развития обоняния : «Приятный-неприятный», «Ароматные мешочки».

Игры на развитие слухового восприятия : «шумовые коробочки», «Колокольчик», «Музыкальные инструменты».

Зрительное восприятие : «Узнай картинку», «Собери картинку».

Кинестетическое восприятие : «Сухой бассейн», «Цветная баночка», «Легкий-тяжелый».

Игры на развитие моторных функций : «Жаба- жук»- дети имитируют повадки животных и стимулируют детей к произнесению звукоподражаний «Ква-ква», «Ж-ж-ж».

Игры: «Зоопарк», «Птичий двор». Взрослый демонстрирует картинки и просит перевоплотиться в животное, изображенное на картинке. Словарь: лягушка-«ква-ква», собака-«тяф-тяф», индюк -«бал-бал», кошка-«мяу-мяу», овца -«бе-бе» и т.д.

После того, как у ребенка возникла потребность подражать слову взрослого, необходимо добиваться от него воспроизведения ударного слога, а затем и интонационно-ритмического рисунка одно-, двух-, трехсложных слов. Любая попытка произнесения поощряется, подхватывается, ошибки не исправляются.

Используются игры на активизацию речевого подражания , стимуляцию появления первых слов: Игра «Поезд», «Кораблики», «Птички», «Воздушный шарик», «Рыбалка» и др.

Процессуальная и сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речевой и психической активности.

Например: в пространстве игрового зала размещается большой мир: леса, поля, реки; ребенок выходит в этот мир и изучает его. Дети путешествуют: ползают на животе и на четвереньках, «плавают», «летают». Если кончилась «речка», останавливаемся; если впереди «гора», идем вверх. Дети вместе со взрослым изображают прогулку по лесу, перешагивают через бурелом, оглядываются по сторонам. При этом проговариваются фразы: «Уф, как жарко!», стимулируя детей к повторению мимики и междометия «Уф». Вдруг дождик пошел. Все прячутся под зонтик. Дети прячутся под зонт, взрослый барабанит по зонту пальцами и произносит звукоподражание «Кап-кап. Как дождик капает: кап-кап». Дети произносят.

В игре педагоги организовывали с детьми диалог, в результате чего у детей возникала потребность в речевом общении. Мы использовали игры с куклой бибабо, сюжетно-ролевые игры, игры с образными игрушками.

Для пробуждения игровой активности детей и обогащения игрового опыта использовались различные приемы:

  • поддержка игровой инициативы ребенка,
  • увеличение числа персонажей игры,
  • расширение круга игровых предметов и действий,
  • обогащение игровых сюжетов.

С помощью сюжетных игрушек педагог вовлекал ребенка в воображаемую ситуацию (производил игровые действия с куклой, разговаривал с ней, обращался к нему от имени куклы).

Использовались приемы для стимулирования речевого общения детей. Мы стимулировали игру ребенка с разными персонажами: куклами, собачками, мишками и др., что способствовало обобщению игровых действий, их разнообразию. Речевое комментирование позволяло перевести предметные действия с сюжетными игрушками в план общения с персонажами игры. Играя вместе с ребенком, подключаясь к его действиям, педагог наводящими вопросами, предложениями стимулировал ребенка на использование или на поиск необходимых игрушек.

В играх-драматизациях «Курочка-Ряба», «Репка», «Колобок» и др. часть текста произносилась взрослым, а часть – детьми. Перед драматизацией логопед детям показывал сказку на настольном театре, стимулировал детей на договаривание, повторение слов.

Проводились игры с пением , в которых дети выполняли движения в соответствии с инструкцией взрослого под пение педагога: «Пальчики и ручки», «Каравай», «Где наш Ваня?» и др.

Стимуляцию ролевого поведения осуществляли путем игровой интерпретации обычных действий ребенка, придания им игрового смысла: «Давай, Даша, ты будешь спать как медвежонок, крепко-крепко, сейчас я тебя накрою, будто ты в берлоге», «А ты, Денис, будешь спать как котенок». Мы создавали условия для принятия ребенком ролевого поведения. Например, педагог говорит девочке, играющей с куклой: «Как ты, Леночка, хорошо укачиваешь куклу [кач-кач], как мама. Кукла спит. [баю-бай] Ты – мама, а кукла – дочка. Куколку качаем- [а-а-а-а]».

Другим приемом являлось принятие взрослым на себя игровой роли по ходу игры с ребенком. Например, педагог говорил: «Я – мама, а это мой сыночек» или «Я – доктор, а это – больной» и обращался к персонажу. В процессе игр ребенок постепенно осваивал разные ролевые отношения, учился строить диалоги, общаться с партнером по игре.

Мы использовали в работе игры с правилами . Ежедневно проводились подвижные игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. В играх: «Сидит, сидит зайка», «Кот и мыши», «Мой веселый, звонкий мяч» и др. от детей требовалось соразмерение темпа движения с речью. Дети одновременно узнавали о повадках животного и подражали его движениям, звукам.

Целесообразно включать в коррекционно-развивающие занятия с детьми упражнения, основанные на изобразительной деятельности ребенка, которая занимает в жизни ребенка второе место после игровой (М.В. Водинская, М.С.Шапиро). Рисование развивает зрительно-моторную координацию, согласует межполушарное взаимодействие, способствуют развитию деятельности и самооценки детей (КиселеваМ.В.)

Особенности формирования интереса к изобразительной деятельности безречевых детей

Рассмотрим особенности формирования интереса к изобразительной деятельности безречевых детей. На начальных этапах мы привлекали сначала внимание детей к процессу рисования, лепки, к полученному результату. При этом привлекали детей к совместным действиям со взрослым, прибегая к комментированному показу собственных действий.

Использовали элементы нетрадиционных техник, которые помогали создать необычные работы, повышали речевую мотивацию, активизировали процессы восприятия (бумагопластика, рисование палочками, ладошками, овощными печатями и др.). Важную роль на данном этапе играло развитие у ребенка понимания обращенной к нему речи и совершенствование самой активной речи в процессе изобразительной деятельности. От ребенка требовалось хотя бы одни словом обозначить то, что он нарисовал. При этом ребенок мог пользоваться как лепетными, так и автономными словами.

Для развития активной речи мы использовали такие приемы как подкладывание изображений, лепных поделок к реальным предметам, обыгрывание предметов, игры с разноцветными красками и разноцветной бумагой.

Приведем примеры игровых упражнений .

  • «Рисуем на льду». Взрослый совместно со взрослым раскрашивают большой кусок льда. При этом произнося слова «Кап-кап», «ляп-ляп», «лед».
  • «Салют». На темном фоне взрослый с ребенком размазывают цветной пластилин, стимулируя ребенка к произнесению слов: «Ура», «салют», «хлоп-хлоп».
  • «Овощные печати». Взрослый демонстрирует кусочки овощей (картофель, томат, тыкву). Ребенок определяет от каких овощей отрезаны кусочки, называет их, а затем рисуют ими.
  • «Волшебный кисель». Дети вместе со взрослым рисуют различные фигуры, по контуру похожие на предметы: часы, весы, мяч, туча и др.

Изобразительная деятельность применялась на занятиях логопеда в двух вариантах:

  1. при составлении описательного рассказа об объекте
  2. при использовании продуктов деятельности в игровых ситуациях.

Например, дети лепили из пластилина витаминки, рисовали их, а затем кормили ими заболевшего Мишутку. Рисовали зернышки для цыплят и курочки, а затем разыгрывали игровые ситуации с включением диалога между детьми и персонажами и др.

На занятиях дети рисовали огонь, небо, землю, воду. Использовались различные приемы: показ предмета, приемов изображения, словесное объяснение, обследование предмета, анализ работы, сличение работы с образцом, комментирование действий и т.д.

Для усвоения слов-названий имело большое значение действия самих детей с предметами, например, дети лепили для большого и маленького медведей тарелку и ложечку, а затем кормили медвежат. При этом дошкольники с удовольствием проговаривали игровые действия с созданными предметами в процессе занятия: «Кушай, большой Миша,– ам-ам, вот Миша большой [О-О-О]. Вот Миша маленький[о-о-о] и др.». Обыгрывание предметов включалось в сюжетную игру или игру драматизацию, например, для игры «три медведя» детьми совместно со взрослыми были вылеплены три чашки и три тарелки трех разных размеров.

Также мы предлагали детям специальные упражнения с использованием пальчиковых красок, вызывая у них «радость экспериментирования» от игры с цветом. В процессе выполнения деятельности детьми предусматривалось комментирование их действий с целью развития внимания к речи, увеличения словарного запаса, уточнения значений слов, регуляции темпа деятельности. Зрительное и тактильное восприятие предмета было целенаправленно и максимально прокомментировано речью взрослых.

При обследовании предмета мы привлекали всех детей и оречевляли их действия. Это создавало условия для многократного прослушивания детьми речевых моделей, которыми они овладевали в дальнейшем. Данный прием мы включали в различные виды изобразительной деятельности: рисование, аппликацию, лепку. Занятия изобразительной деятельностью развивали у детей способность сравнивать предметы, признаки, действия.

Таким образом, основная стратегия коррекционно-педагогических воздействий для безречевых детей была в том, что на основе развития мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности, когнитивной активности, постепенно формировалась потребность в вербальном общении, стимулировалось становление речевой деятельности детей. В результате обучения отмечалось повышение речевой активности. Улучшилась произвольная регуляция деятельности детей. Возрос активный словарь, расширились коммуникативные возможности – дети вступали в диалог, появились коммуникативно значимые фразы. Полученные на занятиях навыки речевого поведения использовались в коммуникативных целях, осваивались элементарные грамматические конструкции.

Литература :

  1. Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. – М.. Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997.- 88с.
  2. Киселева М.В. Арттерапия в работе с детьми:руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь. 2006. -160 с.
  3. Колос Г.Г.Сенсорная комната в дошкольном учреждении. – М.: Аркти, 2007. – 80с.
  4. Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. – М., 1977.
  5. Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий. – М., Парадигма, 2012. – 128с.

Сидорова К.Ю.,
логопед