Сознание и психика. Чем психика отличается от сознания

Соотношение понятий "психика" и "сознание". Функции и эмпирические характеристики сознания (пространственная, временная, информационная, энергетическая). Структурный анализ сознания

Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявлений психики.

Во-первых, психика - это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.

Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Это означает, что высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, то есть субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.

В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействие объектов окружающей среды.

Один из самых сложных вопросов, изучаемых современной психологией - вопрос о функциях психики. Проявления психики столь многогранны, что дать однозначный ответ весьма сложно. Например, если ограничиться утверждением, что психика обеспечивает приспособление к условиям внешней среды, то как объяснить такое явление, как творчество человека? Следует ли рассматривать творчество как форму приспособления к социальным условиям, поскольку очень часто творчество не столько способствует решению проблем человека, сколько доставляет ему эти проблемы? Другой пример: почему человек переживает особые чувства при знакомстве с выдающимся произведением искусства, будь то книга, картина, музыка или что-либо другое? Вряд ли это можно объяснить только приспособительными реакциями человека. И таких примеров, когда проявления разнообразных форм психического нельзя объяснить с позиции целесообразности, можно привести очень много.

Видимо, для того, чтобы определить все функции психики, необходимо перечислить все формы и характер ее проявления. Сделать это в настоящее время вряд ли удастся. Более точно мы можем определить функции психики, пожалуй, только в одной сфере. Это сфера взаимодействия живых организмов и окружающей среды. С этой точки зрения мы можем выделить три основные функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма, регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и по сути являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.

Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функции сознания заключаются в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.

Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основный функцией эмоций - формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивается и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

Первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком.

Выделяют два слоя сознания:

O бытийное сознание, включающее в себя: биодинамические свойства движений, опыт действий, чувственные образы;

O рефлективное сознание, включающее в себя значение и смысл.

Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком, (это могут быть операционные значения, предметные, вербальные, житейские и научные значения - понятия).

Смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, то есть, образ действий должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания).

Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (рефлективного сознания).

Эпицентром сознания является сознание собственного «Я». Сознание рождается в бытии, отражает бытие, творит бытие.

Функции сознания: отражательная; порождающая (теоретически-креативная); регулятивно-оценочная; рефлексивная.

Основной функцией сознания является рефлексивная, характеризующая сущность сознания. В качестве объекта рефлексии может выступать: отражение мира; мышление о нем; способы регуляции человеком своего поведения; процессы рефлексии; личное сознание.

Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: образ; операционное и предметное значение; осмысленное и предметное действие.

В словах, языке объективировались формы мышления, которые овладевают людьми через использование языка.

Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом к себе относиться. Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой. Главная функция самосознания - сделать для человека доступными мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических позиций. В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических или идеалистических позиций, но на пути ее материалистического понимания возникало множество самых сложных вопросов. Именно по этой причине глава о сознании, несмотря на важнейшее значение этого явления в понимании психологии и поведении человека, до сих пор остается одной из наименее разработанных.

Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.

Психологические характеристики сознания

Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.

Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и т.п.) такая способность теряется.

Мысленное представление и воображение действительности - вторая важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека.

Здесь, правда, есть одна сложность. Воображение и представления не всегда находятся под сознательным волевым контролем и в этой связи возникает вопрос: имеем ли мы дело с сознание в том случае, если они представляют собой «поток сознания» - спонтанное течение мыслей, образов и ассоциаций. Думается, что в данном случае правильнее было бы говорить не о сознании, а о предсознании - промежуточном психическом состоянии между бессознательным и сознанием. Иными словами, сознание почти всегда связано с волевым контролем со стороны человека его собственной психики и поведения.

Представление действительности, отсутствующей в данный момент времени или вовсе не существующей (воображение, грезы, мечты, фантазия), выступает как одна из важнейших психологических характеристик сознания. В данном случае человек произвольно, т.е. сознательно, отвлекается от восприятия окружающего, от посторонних мыслей, и сосредоточивает все свое внимание на какой-либо идее, образе, воспоминании и т.п., рисуя и развивая в своем воображении то, что в данный момент он непосредственно не видит или вообще не в состоянии увидеть.

Волевое управление психическими процессами и состояниями всегда связывалось с сознанием. Не случайно, что в старых учебниках по психологии темы «Сознание» и «Воля» почти всегда соседствовали друг с другом и обсуждались одновременно.

Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует, В отличие от ощущений и восприятия, представлений и памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств. Одно из них - осмысленность представляемого, или осознаваемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой.

Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.

Сознание почти всегда связано с употреблением для обозначения осознаваемого слов-понятий, которые, по определению, содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов.

Третья характеристика человеческого сознания - это его способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек.передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это является главным в языке и общении животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире.

Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение ее к той или иной категории.

Одной из важнейших интегральных характеристик личности является понятие Я-концепции. Понятие «Я-концепция» зародилось в русле гуманистической психологии, в 1950 г.г., и первые теоретические разработки в области Я-концепции принадлежат К. Роджерсу.

2003 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. Сер. 6. Вып. 2 (№ 14)

ПСИХОЛОГИЯ

В. В. Никандров

Явление нашей «внутренней» жизни, именуемое сознанием, привлекает внимание исследователей многих областей знания. Его изучают философия, физиология, психология, медицина (психиатрия), социология, юриспруденция, экономика, педагогика. В каждой области - своя специфика, а следовательно, и свой подход к сознанию. Так, биологи и физиологи иногда не разграничивают понятия «сознание» и «внимание», чему в немалой степени способствует знаменитая павловская физиологическая характеристика сознания. По И. П.Павлову, физиологический механизм сознания состоит в формировании в коре головного мозга очень подвижного очага оптимальной возбудимости на фоне заторможенных участков1. Образование такой зоны в коре связано с механизмом внимания. В медицинской практике вместе с таким пониманием сосуществует отождествление сознания с состоянием бодрствования. В философии акцентируется субстанциальная проблема - что первично? Сознание (дух, разум) или материя (бытие)? Материалистическая трактовка определяет сознание в первую очередь как отражение действительности. И тогда не делается принципиального различия между сознанием, психикой, ощущением, представлением, мышлением, идеей, духом. Их психологическая специфика опускается. Идеалистическая линия направлена на признание независимости сознания от бытия, а то и его изначальности, субстанциальности, что тем более ведет к игнорированию различий между конкретными проявлениями этой субстанции. Диалектика приводит к признанию развития как всеобщего свойства мира, а следовательно, и ко второму фундаментальному положению о сознании: оно рассматривается как высшая форма организации материи (или духа).

Социология и общественные науки оттеняют социальную сторону сознания и изучают главным образом общественное сознание. В марксистской социологии исходным пунктом служила идея К.Маркса, что индивидуальное сознание есть «мое отношение к моей среде», а личность - «сумма общественных отношений». В экономических дисциплинах основным предметом исследования являются экономические, в первую очередь - трудовые отношения. Главное здесь - результат, продукт труда, а его получение связано со способностью человеческого сознания предвидеть эти результаты. Акцент делается на целенаправленности сознательной деятельности. С юридической точки зрения «сознание - это способность субъекта образовывать логически обоснованный и адекватно мотивированный замысел, ибо наличие замысла, умысла - это один из атрибутов всякого гражданского акта, поступка, а также и преступления»2. Соответственно сознание связывается с проблемами вменяемости (отдавать себе отчет в своих действиях и руководить поступками) и дееспособности (разумно вести свои дела).

© В. В. Никандров, 2003

Психология рассматривает сознание как некую целостность, объединяющую все психические функции, но не сводимую ни к одной из них. Эта целостность может представать в форме: 1) «высшего образования в человеческой психике», но не имеющего своего специального представительства в мозгу (В. Н. Мясищев): 2) особого качества психической деятельности; 3) процесса: «В психическом плане сознание выступает реально прежде всего как процесс осознания человеком окружающей среды и самого себя»3.

Итак, понятие «сознание» обладает множеством сторон. Поэтому в каждом случае использования этого термина необходимо раскрывать его содержание с указанием специфики своего подхода и границ применения. Иначе непонимание и споры неизбежны. Дать краткое исчерпывающее определение сознанию, видимо, невозможно. Как писал известный философ А. Г. Спиркин, «на вопрос: „Что такое сознание?" - вряд ли можно

дать ответ, обладающий точностью математической формулы»4.

Тем не мен^е практически любая формулировка сознания указывает на него как на психическое явление. Однако не всякая дает представление о соотношении психики и сознания. В отечественной психологии установилось представление о сознании как высшем уровне психической деятельности, как специфически человеческом качестве психики. Следовательно, объем этих понятий различен. Проанализируем их.

Во-первых, психика присуща и человеку, и животным, а сознание - только человеку. Во-вторых, психика человека представлена не одним уровнем организации и включает как сознательное, так и выходящее за пределы осознания (бессознательное, подсознательное, надсознательное, предсознательное, досознательное и т. п.). В-третьих, психика может проявляться не только как нечто целое, но и как части этого целого (отдельные функции, отдельные психические процессы, отдельные психические свойства и т. д.), сознание же проявляется только как функция целого. В-четвертых, работа психики - постоянный фактор жизнедеятельности человека, а работа сознания - фактор переменный (например, отсутствие сознания во сне). В-пятых, сознание -это этап в развитии психики. В филогенезе психика насчитывает сотни миллионов лет, а сознание - в лучшем случае сотни тысяч лет. В онтогенезе сознание отсутствует в младенчестве и может исчезать в старости в результате старческих изменений в организме, в то время как психика присуща всем возрастным периодам. Наконец, патология сознания не может исключить полностью работы психики, а патология психики, сохранив ее отдельные функции, может вызвать полную потерю сознания.

Таким образом, можно констатировать, что понятие «психика» шире понятия «сознание». Но все это ни в коей мере не позволяет говорить о сознании как составной части психики. Это было бы примитивизмом! Сознание - ипостась психики и высший уровень ее организации. Здесь проблема схожа с вопросом о соотношении макрохарактеристик человека (индивид, субъект, личность, индивидуальность, универсум)5. Сочетание координационного и субординационного подходов при их рассмотрении позволяет выявить не только «широту» соответствующих категорий и отражаемых ими явлений, но и их «глубину», т.е. не только пространственно-временные, но и качественно-количественные (информационно-энергетические) особенности, которые оттеняют их содержательную емкость. И тогда становится понятным известное высказывание Б.Г.Ананьева: «Если личность - „вершина" всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность - это „глубина" личности и субъекта деятельности»6. Аналогично

представляется и соотношение психики и сознания: сознание - явление, менее распространенное в природе, чем психика, но включающее все ее компоненты, во-первых, на более высоком уровне развития самих этих компонентов и, во-вторых, на более высоком уровне связи между компонентами. Таким образом, сознание, повторяя принципиально состав, структуру и функции психики, вместе с тем предстает системой более высокого

уровня как в отношении элементного содержания, так и в отношении целого.

Для понимания отличия сознания от психики полезно хотя бы бегло проследить эволюцию живого, а точнее, путь развития его взаимодействия с миром. Главный, центральный процесс в живых системах, обеспечивающий поддержание в них жизни,- это обмен веществ. Основным условием осуществления этого процесса выступает раздражимость, т. е. способность органических тел возбуждаться от соприкосновения с раздражителем и отвечать на них определенной реакцией. В отличие от реакций в неживой природе (физических, химических и т.п.), это - проявление активности и самостоятельности, повышающее вероятность получения нужного материала для обмена веществ и лучшего его протекания. Активность заметна в изменении коллоидно-химической структуры и физиологических свойств протоплазмы живой клетки, понижении или повышении возбудимости к различным воздействиям, в движении. На низших ступенях живого (в относительно однородной среде) раздражимость как форма отражения раздражителей осуществляется непосредственно. Это значит, что воздействия сами напрямую способствуют или затрудняют обмен веществ. На поведенческом уровне это выражается в виде тропизмов и таксисов. Тропизм (греч. tropos - поворот, направление) - направленные ростовые движения органов растений, вызванные односторонним действием какого-либо раздражителя: света (фото-, гелиотропизм), земного притяжения (геотропизм - проникновение корней в почву, рост стволов вверх), химических веществ (хемотропизм) и др. Таксисы (греч. taxis - расположение по порядку) - общая механическая ориентация организма в целом по отношению к раздражителю (пище, свету, прикосновению и т.п.). Обычно это присуще свободно передвигающимся клеткам (зооспоры, сперматозоиды, лейкоциты), низшим растениям и животным (одноклеточные, кишечнополостные, членистоногие). Положительные тропизмы и таксисы-движение к раздражителю, отрицательные - от раздражителя.

Усложнение условий обитания заставляет реагировать не только на прямые, но и на связанные с ними индифферентные раздражители. Эти нейтральные воздействия сами по себе не влияют на обмен веществ, но свидетельствуют о близости (в пространстве или времени) важных, непосредственных воздействий. Тем самым нейтральные раздражители приобретают сигнальное значение, а их отражение живыми системами знаменует переход от физиологического к психологическому уровню отражения7. Следовательно, о психике можно говорить там, где происходит отражение воздействий, не имеющих непосредственного биологического значения (не обеспечивающих непосредственно обмена веществ), но ориентирующих организм среди важных явлений. Раздражимость преобразуется в чувствительность. Для этого уровня характерно появление тканей, специализирующихся на приеме сигналов и ориентации в среде. Формируется нервная ткань. Нервная система берет на себя и функцию управления организмом (внутренние процессы и внешнее поведение).

Дальнейшее развитие отражательной способности живого связано с дифференциацией видов чувствительности, специализацией чувствующих органов (модальность).

Но понятно, что специфические раздражители отражаются только потому, что связаны с биологически важными воздействиями. Первоначально общая, как называл ее И. М. Сеченов, «равномерно разлитая по всему телу» чувствительность постепенно реализуется специальными органами (анализаторами), реагирующими на определенные раздражители. Качественная близость общей и специальной чувствительности подтверждается происхождением дистантной чувствительности из контактной. Первая реализует отражение сигнальных раздражителей, вторая преимущественно служит осуществлению постоянных связей с жизненно важными воздействиями. На поведенческом уровне этот этап развития отражения выражается в виде рефлексов, т. е. опосредованных нервной системой ответов организма на воздействие среды (внешней и внутренней). В самом первом приближении можно принять версию, что физиологические механизмы, обеспечивающие отражение непосредственно биологически значимых раздражителей, - это безусловные рефлексы и их комплексы (вплоть до инстинктов), а отражение сигнальных раздражителей обеспечивается условно-рефлекторными механизмами. Безусловно-рефлекторные механизмы, кроме всего прочего, дают настройку сенсорных систем на лучшее восприятие раздражителей. Эта роль у животных и человека выполняется ориентировочным, адаптационным и оборонительным безусловными рефлексами. Правда, в составе этих рефлексов у развитых животных есть и условные компоненты, их соотношение динамично. Вершиной рефлекторного реагирования является инстинктивное поведение, т. е. сложное стереотипное для данного вида поведение, детерминированное генетически. Действие раздражителя «запускает» соответствующие данным условиям реакции и их комплексы (инстинкты).

Дифференциация чувствительности обеспечила дальнейшее совершенствование психического отражения. Усложнение самих организмов и их связей со средой определило появление адекватных этим связям способов отражения. Эволюцией отрабатывается эмоциональное отражение как обобщенная оценка сигналов в виде отношения к соответствующему раздражителю и совершенствуются восприятие и память. Отражение усложнено, но все еще непосредственно, так как включено напрямую в ткань жизни, осуществляется в текущей жизнедеятельности без предвидения. На этом этапе поведение усложняется и включает уже, помимо чисто инстинктивного, и такие формы, как имгхринтинг и научение. Импринтинг (индивидуально-видовая память) является как бы связующим звеном между врожденными и приобретенными формами поведения. Механизм - врожденный, но направленность его действия- приобретенная. Научение - непроизвольное приобретение индивидуального опыта в онтогенезе, включая и совершенствование инстинктивного поведения в соответствии с конкретными условиями среды, носит адаптивный характер, осуществляется через многократное, но не сознательно организованное повторение или через подражание. В обоих случаях существенна роль подкрепления. Одна из основных форм результата научения - навык.

В дальнейшем при расширении связей с миром, и в первую очередь за счет социальной сферы, осуществляется переход к более активным формам познания (мышление) и регуляции (воля). Но на этом уровне взаимодействия со средой уже необходимо четко выделять себя из среды, а следовательно, соотносить себя с другими объектами среды, и наоборот, объекты соотносить с собою. Происходит опосредование связей субъекта с действительностью. Такое соотнесение и опосредование и есть осознание мира и себя. Это уровень сознательного психического отражения. В поведении решающим фактором становится способность к умозаключению, т. е. получению знаний не из непосредственного личного опыта, а из мысленного установления связей и соотношений между явлениями. Развивается способность предвидения. В приобретении индивидуального

опыта ведущую роль играет уже не научение, а учение (обучение) - сознательно организованный, продиктованный познавательными мотивами, процесс усвоения знаний, умений и навыков: Типичной формой поведения у человека становится деятельность, а его атрибутом - общение.

Итак, в эволюции отражения наблюдаются следующие основные ступени: раздражимость - общая чувствительность - специальная чувствительность - чувственное непосредственное отражение (реактивное отражение: перцепция и аффекты) - логическое опосредованное отражение (активное отражение: мышление и воля). Сознание присуще

только последнему этапу развития психики.

Хорошей иллюстрацией к соотношению психики и сознания служит одна из гипотез нейрофизиологических основ сознательного и бессознательного8. Из физиологии известно, что на внешнее воздействие нервная система может реагировать тремя последовательными ответами. Первый строго локален. Возбуждение проходит по афферентным путям и вызывает в соответствующем анализаторном центре первичный ответ с латентным периодом 9-15 миллисекунд (мс). Затем возникает вторичный ответ, охватывающий уже более широкие зоны, но не сопровождающийся общей активацией организма. Эти два ответа могут наблюдаться и во сне, т. е. относятся к бессознательному. В некоторых случаях вслед за этими ответами через 80-150 мс следует третья волна реакции. Она сопровождается активацией огромных клеточных территорий коры мозга и сопровождается «реакцией пробуждения», повышением активности и соответственно появлением сознания. Также известно, что время латентного периода любой ответной реакции прямо пропорционально количеству включенных в нее синапсов, а стереотипные, автоматизированные реакции протекают быстро и могут не отражаться в сознании. Это реакции на малоинформативные сигналы. Все сказанное означает, что наиболее замедленные, осуществляемые большим числом нервных элементов реакции скорее всего и есть осознанные ответы. Кратковременные, с малым числом участвующих элементов реакции - неосознанные. И тогда «сознание представляет собой новое качество, возникающее в результате включения в действие огромного количества элементов „подсознательного". Сознание как бы строится из отдельных кирпичиков подсознательного. Подсознательное относится к сознательному как часть к целому. Вместе с тем сознание, т. е. „целое", представляет собой новое качество, не сводимое к бессознательному » 9.

Итак, понятие «психика» перекрывает понятие «сознание». Главным же субъективным фактором, отличающим сознание от психики, выступает осознанность объекта. При этом в качестве объекта могут выступать не только предметы и явления внешнего мира, но и сигналы из внутренней среды организма и наши идеальные продукты деятельности психики (образы, психические процессы и состояния, мотивы, интересы, мысли и т. д.). Осознание связано с выполнением трех операций: 1) выделение объекта из среды, 2) соотнесение выделенного объекта с другими объектами, 3) соотнесение объекта с самим субъектом. Понятно, что все три операции симультанированы и представляются как единый психический акт. Выделение объекта есть его ограничение, а

проведение границы уже есть начальный этап соотнесения данного объекта с другими. Соотнесение предполагает сравнение и установление связей. Ну, а уж соотнесение с собой предполагает предварительное выделение себя из среды. И не просто выделение, а и противопоставление ей: Я - все остальное. Отнесение к себе, «примеривание» на себя в акте осознания является его квинтэссенцией. Именно этот факт чаще всего

подчеркивается в формулировках сознания.

Обычно психологи указывают три главные функции психики: 1) познание, 2) регуляция и 3) коммуникация10. Однако, как нам кажется, этот репертуар нуждается в уточнении. Если придерживаться наиболее признанной на сегодня в науке эволюционистской концепции развития жизни на Земле, то следует признать, что глобальной, стержневой функцией психики является способствование выживанию организмов и биологических видов за счет повышения эффективности их взаимодействия с окружающим миром. Эффективность этого взаимодействия увеличивается благодаря повышению интенсивности и адекватности поведения индивида, наделенного психикой, а также благодаря увеличению доли совместных действий в общей жизнедеятельности вида. Этим трем факторам повышения выживаемости соответствуют три основных функции психики: стимуляция активности, психическое отражение и обеспечение коммуникации с себе подобными. Последнюю функцию (особенно применительно к человеку) целесообразно обозначить как общение, включающее в себя не только коммуникативную составляющую, но и перцептивную, и интерактивную11. Каждая из трех означенных функций представляет собой единство двух компонентов. Первая - активности и реактивности, вторая - познания и регуляции, третья - взаимодействий и взаимоотношений. Специальных обоснований этого двуединства приводить нет необходимости, так как они достаточно убедительно изложены в соответствующей научной литературе12.

Естественно, все перечисленные функции психики выполняет и сознание. Вопрос в том, что нового вносится в их исполнение на сознательном уровне?

Первое - повышается активность субъекта. Поскольку он выделяет и противопоставляет себя окружающему миру, постольку он по своему почину начинает и организовывает различные полезные для него действия. Этот факт характеризуется показателем произвольности, который в своей высшей форме выступает как волевое регулирование. Активность выражается и в том, что энергетические ресурсы организма расходуются более рационально, поскольку действия приобретают целенаправленный характер. Цель позволяет удерживать эффективную линию поведения, экономя энергию и время, а в необходимых случаях и концентрировать усилия, резко повышать интенсивность действий. Постановка цели становится возможной благодаря соотнесению объектов друг с другом и с самим субъектом, т. е. с осознанностью.

Второе, что вносится в психическую деятельность на сознательном уровне, - повышение адекватности взаимодействия со средой. Это достигается вследствие представления субъектом многообразия связей между объектами, которые «вырисовываются» при соотнесении объектов между собой и с самим субъектом. В итоге выявляются связи, а следовательно, и свойства, не поддающиеся простому чувственному отражению, вырабатываются понятия и способность к абстрагированию. На основе более глубокого знания возможна и более эффективная регуляция, что выражается в гибкости

поведения. Даже непредвиденные изменения в воздействиях среды не дают катастрофического исхода, так как субъект способен к выработке не единственного ответа, а целого набора более или менее подходящих действий. Панорама вскрытых многообразных связей между объектами дает возможность учета вероятностных закономерностей мироздания. А это, в свою очередь, позволяет прогнозировать ситуацию. Именно такой прогноз лежит в основе предвидения, антиципации, «опережающего отражения», характерного для сознательной деятельности человека.

Третий фактор, привносимый сознанием в психическую деятельность,- ее семан-тизация. Суть этого эффекта заключается в знаковой представленности психических явлений как для самого субъекта, так и для других людей. Главную роль здесь играют речь и язык. Любой язык есть система знаков. Процесс осознания у человека неизбежно сопровождается «проговариванием» (хотя бы на уровне внутренней речи), Практически любой образ, особенно из группы вторичных, не говоря уж о понятиях, представляется человеком через его словесное обозначение. Это становится понятным, если вспомнить, что мышление и речь развиваются в единстве. Подобная знаковость есть выражение общественно-исторического опыта, который усваивается индивидом через овладение значениями знаков (слов). Значение - выработанное обществом и зафиксированное в понятиях общественное отражение действительности и норм деятельности. Отражение значений слов в индивидуальном сознании и опыте образует субъективную ценность значения, или смысл. А смысл уже связан с мотивационной стороной личности, в свою очередь, влияющей на ее активность. Смысл выражает отношение субъекта к действительности. Он создается в результате отражения субъектом отношений, существующих между ним и целью действия. Отношение мотива и цели порождает личностный смысл.

Наконец, что еще характерно для сознательного уровня психики, - повышение организованности, системность психической деятельности. Когнитивная функция на уровне сознания в полной мере предстает как познание. Отдельные процессы (ощущения, память, восприятие, мышление) объединяются в единое целое, в единый процесс познания мира, в активное целенаправленное приобретение знаний, причем знаний не только в виде конкретных сведений о свойствах и сторонах объектов, но и в виде идей (научных, моральных, религиозных и т. п.) и норм поведения. Регулятивная функция посредством осознанных мотивов и целей выливается в организацию совместной (с другими людьми) деятельности и регуляцию поведения в обществе.

Сознание как качественная характеристика психики, естественно, включает в себя все ее элементы, но на более высоком уровне обобщения, когда все они интегрируются в целостную систему.

Во-первых, сознание является сбалансированной системой всех психических функций-. познания, регуляции и интеграции. Следовательно, в его состав входят ощущения, восприятия, память, мышление, речь, воображение, эмоции, чувства, внимание, воля, психомоторика.

Во-вторых, сознанием охватываются все формы психических явлений: процессы, состояния, свойства, конструкты (образы, понятия, мотивы и т.п.). Поскольку сознание есть совокупность познавательных, регуляционных и интеграционных процессов, то и оно само предстает как процесс и имеет показатели длительности, фазовости и последовательности. Поскольку переживание различных процессов приводит к определенным состояниям, то и сознание в целом может принимать форму состояния. Напри-

мер, состояние ясного или сумеречного сознания, состояния бодрости или сонливости, подавленности или воодушевления и т. д. Наконец, сознание предстает и само как свойство личности. Недаром говорят о сознательной или несознательной личности. В то же время в нем отражаются в виде самооценки и конкретные психические свойства от сенсорных до волевых и интегральных личностных (способности, характер).

В-третьих, сознание имеет не один уровень проявления. Разные авторы указывают разное число уровней. Это, кроме собственно сознания, и подсознание, и надсознание, и бессознательный уровень. Но даже если оставить спорные положения о подобной дифференциации и соответствующей терминологии13, то все же сознание предстает как минимум двухуровневое образование, включающее в себя собственно сознание и самосознание.

Наконец, сознание имеет две формы существования: индивидуальное и общественное. Иногда между ними помещают групповое. Общая психология изучает индивидуальное сознание, социальная психология - преимущественно групповое и общественное.

С точки зрения функциональных особенностей сознания следует рассматривать его в первую очередь как процесс познания. Собственно знания -это сущность, ядро сознания. Эта мысль закреплена в самом термине «сознание», который раскрывается в знаменитой «герминативной» (зародышевой) формуле: сознание = со-знание = сочетание знаний, сопричастность к знанию. Все когнитивные процессы (от ощущений до мышления и речи) представляют собой моменты единого сознательного познавательного процесса. Более того, когнитивные процессы сопровождаются аффективными переживаниями, усиливающими (а иногда и ослабляющими) познавательный эффект. Ведь сами аффекты гоже несут элемент знания в виде отношения как обобщенной оценки, полученной в опыте вида и индивида. А организация познавательной деятельности на этом уровне немыслима без волевой регуляции. Таким образом, сознание объединяет все психические возможности в единый познавательный процесс. Осмысленность этого процесса - новое качество психики на уровне сознания. Это качество как сторона всего познавательного процесса в целом проявляется не только в мышлении, но и в перцепции (вспомним осмысленность и обобщенность восприятия). На сознательном уровне невозможно оторвать один элемент познавательного процесса от другого. Так, осознанные ощущения естественно вплетены в мыслительные и мнемические процессы; первичные и вторичные образы все время друг с другом сравниваются, дополняют и корректируют друг друга; представления конкретизируют понятия, дают наглядную опору мысли при высокой степени абстракции; эмоции обостряют сенсорную чувствительность, влияют на работу памяти, воображения, внимания, мышления; воля концентрирует и направляет интеллектуальные усилия и т. д.

В плане регуляции на сознательном уровне развития психики также очевидна его специфика. Один из важнейших аспектов единства субъективного и объективного в психическом отражении заключается, как известно, в единстве знания и переживания. Элемент знания доминирует в познавательной сфере психики, а элемент переживания - в регулятивной. Объективность, заключенная в знании, соотносится с опытом, с текущей жизнью субъекта, оценивается им. В этом смысл явлений внешнего мира для индивида и в этом роль психических явлений в его жизнедеятельности. «Путем раскрытия отношения психического явления к причине, его вызвавшей, само переживание

становится фактом сознания. Вне раскрытия этой связи, этого отношения переживание может существовать, но оно остается неосознанным. Раскрытие объективного предмета переживания означает вместе с тем осознание и самого переживания»14. Переживание как конкретный процесс связано с тем, что при взаимодействии с действительностью отражаются не только ее объективные качества (через знание), но и их значение для жизни и деятельности индивида, т. е. их отношение к нему и, наоборот, его отношение к ним. «Сознательная» характеристика переживания состоит в том, что переживание принадлежит личности и отлично от объектов отражения.

Переживание на уровне сознания - это результат взаимодействия субъекта со средой, а не рефлексии сознания. Из физиологии известно, что информация от раздражителей передается в мозг двумя способами. Первый -через специфические сенсорные системы, второй -через неспецифические системы. Специфические системы -это специализированные анализаторы с классическим афферентным путем от периферии (рецепторов) к центру. Неспецифические системы как бы дублируют классический вариант во всех отделах анализатора. На периферии - в виде другого рода рецепгорных клеток, в проводящих путях - в виде отходящих на уровне ствола, продолговатого мозга и гипоталамуса от основной магистрали нервных волокон, замыкающихся не на корковые центры, а на ретикулярную формацию. А последняя оказывает активирующее влияние на кору больших полушарий. Таким образом, первая, классическая система передает специфическую информацию о раздражителе: о его качестве (модальность), интенсивности, локализации. По терминологии Хэда, это эпикритические системы, и соответственно речь идет об эпикритической чувствительности. Вторая, дублирующая система передает неспецифическую информацию: только о наличии раздражителя без познания его качества и места приложения. Эти системы и эта чувствительность носят наименование протопатических. Кстати, впервые данный феномен был обнаружен в 1865 г. русским физиологом А. Я. Данилевским при изучении кожной чувствительности. Он рефлексы первого типа назвал «тактильными», а второго - «страстными». Таким образом, эпикритические ощущения характеризуют знание, а протопатические - переживание.

«Есть достаточно оснований принять, что во всех анализаторах существуют системы, осуществляющие раздельно познавательное и эмоциональное отражение действительности. Эта тенденция наблюдается даже и на уровне коры больших полушарий. Сейчас общепринято считать, что высшие познавательные процессы связаны с деятельностью новой коры, а эмоциональные переживания - с деятельностью древней и старой коры... Можно считать, что возникновение познания связано с деятельностью специфических систем, а возникновение переживаний - с деятельностью неспецифических систем. Поскольку в деятельности неспецифических систем отражение совершается в форме саморегуляции функций организма, постольку в переживании выступает не образ предмета, а его значение для жизни и деятельности организма. Поэтому можно утверждать, что переживание не есть результат деятельности сознания, а проявление в сознании эмоциональной формы отражения действительности»15.

Наиболее же существенно функциональная специфика сознания проявляется в ин-тегративной сфере. Психика может проявляться в виде функционирования своих отдельных составляющих. В филогенезе это выступает как последовательное усложнение психической деятельности, в которую «вмонтируются» все новые и новые компоненты И хотя на каждом этапе эволюции психика предстает как целое, но в сравнении с психикой современного человека - это части. Что касается нашей психики, то возможность ее фрагментарной работы иллюстрируется патологическими отклонениями, когда выпа-

дение какой-либо ее части хотя и дезорганизует ее функционирование как целого, но не устраняет другие стороны психического отражения. Так, умственная неполноценность (например, олигофрения) не исключает перцепцию, аффекты, работу памяти, моторику. Поражения каких-либо участков нервной системы, являющихся физиологической основой той или иной психической функции, может привести к распаду целостности психической деятельности, но не прекращает функционирование других частей психики. То же наблюдается в бессознательных состояниях человека. Например, во сне работают сенсорика, непроизвольные память и воображение, частично задействована эмоциональная сфера, но не протекают мыслительные и волевые процессы, нет работы внимания, отсутствуют восприятия и чувства. Фрагментарность, несвязность сновидений также свидетельствуют о нецелостности работы психики во сне.

Что же касается сознательного уровня, то психическая деятельность здесь пред-стается только как совместная работа всех частей психики. По отдельности их сознательное функционирование невозможно, поскольку присущий сознанию фактор целенаправленности неизбежно объединяет все в единое целое. Даже ущербность какой-либо сферы психики на сознательном уровне преодолевается не столько за счет компенсации, что характерно и для досознательной стадии, сколько за счет целостности отражения. Иначе говоря, выпадение элементов из системы еще не разрушает саму систему, поскольку хотя свойства целого и определяются свойствами частей, но система в целом обладает и дополнительными свойствами, не присущими ее элементам. Так, слепота животного неизбежно приводит к его скорой гибели. Слепота человека затрудняет его взаимодействие со средой, но не ведет к фатальному концу, поскольку наряд}" с действием социальных факторов целостное психическое отражение позволяет обходиться и без столь важной составляющей, как зрительная информация.

Интегративная функция сознания проявляется и в таком факте, как процессуальная однотипность мышления и воли. И в том и в другом явлении есть фазы целеполагания, выбора, принятия решения, реализации решения. Единообразие форм протекания высшего познавательного и высшего регулятивного процессов, на наш взгляд, обусловлено сознательностью этих психических актов, их организационной одноуровневостью.

Кроме отмеченного «индивидно-субъектного» аспекта интегративной функции сознания она обладает и «личностным» аспектом. Действительно, сознание есть атрибут личности. Формирование индивидуального сознания есть одновременно и становление личности, усваивающей нормы и ценности общества, которые оказывают формирующее влияние на сознание. Личность - интегрированный в сообщество субъект. И эта интеграция немыслима без сознательного уровня психической деятельности.

Итак, сознание, естественно, выполняет принципиально те же функции, что и психика: активизацию поведения, психическое отражение (познание и регуляция) и коммуникацию (общение). Но, во-первых, качество исполнения этих функций на уровне сознания значительно выше, чем на досознательном уровне развития психики, и, во-вторых, заметно усиливается интеграционная функция, что позволяет говорить о сознании (и личности - «человеке сознательном») как о высшем интеграторе психики.

Функциональной специфике сознания соответствует своеобразие его свойств (характеристик), часть которых присуща и психике, а часть - это приобретение сознательного уровня психической деятельности человека.

Первое важнейшее свойство сознания - его целостность. Оно выражается в неразрывном единстве всех его частей и функций, в их согласованности. Как целое, сознание обладает свойствами связности, ограниченности и системности. Психика тоже обладает этими свойствами, но степень их выраженности у сознания выше. Связность позволяет выделять более связные объекты из менее связной среды. Связность есть показатель внутренних связей целого (между его частями) и внешних связей между целым и средой. Если внутренняя связность стремится к 0, то целое распадается на части и становится нецелым. Если внутренняя связность стремится к бесконечности, т.е. объект «замыкается» на себя и утрачивает связи со средой, то он исключается из среды и гибнет. Сознание по связности хорошо выделяется из психической среды как самостоятельное явление, но в то же время обладает устойчивыми связями с этой средой, не отличаясь от нее основополагающими признаками психического. Ограниченность указывает на наличие временных и пространственных границ индивидуального сознания. Во времени сознание существует в определенные периоды жизни человека. В пространстве оно замкнуто в так называемом внутреннем субъективном пространстве. Признаки трансцендентности сознания (выхода за пределы внутреннего пространства) можно усмотреть в том, что оно отражает внешнее пространство. Но это не значит, что само по себе оно есть эмиссар, представитель некоего высшего сознания. Системность выражается в наличии в составе целого (сознания) совокупности элементов (функций, форм психического, уровней), связанных определенной структурой (совокупностью связей) и функционирующих совместно. Свойства системы определяются свойствами элементов, но не исчерпываются ими. Система, как целое, приобретает самостоятельные свойства. В свою очередь, в систему могут объединиться только элементы с соответствующими ей свойствами. В противном случае они отторгаются, не связываются с другими элементами системы. Системность сознания в функциональном аспекте отражена схемой функциональной структуры психики человека, где сознанием интегрируются в целостную систему все психические процессы (от ощущений до воли) и конструкции (стимулы, образы, потребности, мотивы). -

Характернейшим свойством сознания и психики является их идеальность. Суть ее - в отвлеченности, относительной самостоятельности образов и переживаний от вызвавших их реальных причин. Иначе говоря, идеальное - это особый способ бытия реальности, когда связь между отражаемым и отражением не носит непосредственного характера. Идеальное - это относительно самостоятельное существование объективного в субъективной форме. Но только на сознательном уровне отражения действительности индивид может свободно оперировать не самими существующими в реальности вещами, а их «заместителями»: образами, понятиями, знаками (с их значением и смыслом). На досознательном уровне такое невозможно, поскольку нет еще необходимого уровня обобщения, а следовательно, отвлечения (абстракции) от конкретности. Животное не отделяет образ предмета от самого предмета. Человек это делает сплошь и рядом. В пределе, абстрагируясь от конкретной, чувственно воспринимаемой действительности, мы пытаемся рисовать себе картины событий, удаленных от нас в пространстве и времени на огромные расстояния, участниками которых мы лично никогда не были и не будем. Идеальность сознания позволяет нам конструировать модели Вселенной, мысленно проникать в глубь атома, рассуждать о душе и Боге, т. е. переходить с макроскопического уровня отражения действительности на микроскопический и космический.16 Идеальность сознания позволяет человеку оценивать прошлое и строить планы на будущее, осуществлять целеполагающую деятельность. Ярко проявляется это свойство сознания в высших психических процессах (мышление, воображение, воля).

Целостность и идеальность сознания предопределяют его рефлексивность, т. е. способность наблюдать самое себя, способность к самопознанию. Это - специфическое свойство сознания. На сознательном уровне отражения человек может воспринимать происходящее в его внутреннем мире, понимать свои психические процессы и состояния, влиять на их ход и развитие. На досознательном уровне рефлексия недоступна индивиду, поскольку еще нет выделения себя из среды.

Рефлексивность определяет другое характерное для сознания свойство - подотчетность, т.е. представленность сознания как способности человека отдавать себе отчет в своих действиях и поступках, контролировать их, руководить ими. В более широком плане это свойство есть проявление в человеке единства сознания и личности.

Целостность, идеальность и рефлексивность являются свойствами, характеризующими сознание преимущественно как целое, как систему. С определенной условностью сюда можно отнести такое свойство, как непрерывность, понимаемую как способность отражать прошлое, настоящее и будущее. Понятие непрерывности, конечно, шире, но в психологии этот термин используется в основном в данном значении.

Можно указать и на ряд свойств сознания, которые проявляются и на уровне его составляющих, характерных для выделенных научным анализом психических явлений, структурированных в единое сознание. Так, предметность сознания проявляется и в предметности восприятий, памяти, мышления, чувств. Знаковостъ (семантичность) сознания выражается в знаковости мышления и речи. Обозначающую функцию несут эмоции, речь и психомоторика. Константность (и более широко - устойчивость) сознания увязывается с константностью восприятия, модальным безразличием кратковременной памяти, устойчивостью внимания. Центрированность (способность к фокусировке) сознания напрямую связана с концентрацией внимания. Активность присуща всем уровням психического отражения, и когда речь идет об активности сознания, то имеется в виду не само по себе понятие активности, а наивысшая ступень ее проявления, характерная для этого уровня организации психики вообще и для высших психических процессов в частности (для мышления, для произвольных форм внимания, памяти и воображения, для волевой регуляции). Ясность сознания детерминирована прежде всего протеканием процесса внимания; это свойство, пожалуй, есть обобщение свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости, распределенности и др.). Понятие «ясности» применимо также и к интеллектуальной сфере: ясность мысли и речи. Близко по смыслу выражение «светлая память». По степени ясности различаются представления. Главным в характеристике является, конечно, степень осознанности объекта, но в него, безусловно, вплетены и четкость границ, сбалансированность, яркость образа. Следовательно, это свойство -не сугубое качество сознания.

Часто в качестве свойства сознания приводят такую его характеристику, как социальность. Но, видимо, социальный аспект психики человека следует рассматривать не столько как свойство того или иного психического явления, сколько как условие его возникновения, формирования, развития, в целом существования. Социализация - механизм перевода психического отражения на сознательный уровень. Одновременно социализация невозможна без достаточного уровня организации психики. Это неразрывные, взаимно обусловливающие друг друга стороны становления человека. Происходит становление одновременно и как повышение уровня психики, и как формирование личности в процессе деятельности людей, в первую очередь трудовой совместной деятельности. Поэтому лучше говорить не о социальности сознания как его свойстве, а о сознании как уровне психического отражения, определяемого социальными факторами.

Проведенный сравнительный анализ категорий «сознание» и «психика» позволяет сделать вывод, что обозначаемые этими терминами явления отличаются друг от друга как по качественным, так и количественным показателям. Но качественные отличия следует признать приоритетными. Хотя, на наш взгляд, подобный вывод очевиден apriori, но очевидно и то, что в психологической среде «не принято» заострять на этом внимание, поскольку до сих пор нет общепризнанных определений ни того, ни другого феномена. Их разведение, противопоставление - плохой тон. Представляется, что подобная осторожность - недопустимая роскошь для психологии, до сих пор, по всеобщему признанию самих же психологов, не имеющей единой теории.

В заключение еще раз напомним, что «понятие сознания само по себе настолько многозначно и сложно, что не имеет простого определения»17. Но поскольку определения - язык науки, постольку обрести определение сознания очень хочется. И чтобы не растерять оптимизма на этом пути, приведем пусть не строго научную, но стимулирующую научный поиск дефиницию: сознание - осведомленность человека о том: 1) что он знает, 2) что он знает и 3) что он знает. Тогда самосознание - то же самое, но с добавлением к каждой формуле «о себе», а бессознательное - то же самое, но с добавлением отрицательной частицы «не».

A comparative analysis of the concepts «consciousness» and «psyche» is given in this article to show such aspectsasi: structural, functional, genetic and time-spatial. Similarities and differences are marked too. Consciousness is interpreted as the highest integrator and the highest of state of psyche development.

1 Павлов И. П. Полное собрание трудов. М.; JI., 1951. Т. III. Кн. 1. С. 247.

2 Шогам А. М. Проблема сознания и психологическая модель личности // Проблема сознания. М., 1966. С. 196.

3 Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., 1957. С. 275.

4 Сознание и самосознание. М., 1972. С. 78.

5 Никандров В. В. О соотношении психологических макрохарактеристик человека // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. 1998. Вып. 3 (№20).

6 Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. С. 329.

7 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

8 Косицкий Г. И. Детерминация сознания и подсознательного // Проблема сознания. М., 1966.

9 Там же. С. 300.

10 Ганзен В. А. Системные описания в психологии. J1., 1984; Ломов В. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

11 Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980.

12 Там же; Бернштейн H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966; Ганзен В. А. Указ. соч.; Никандров В. В. Пространственная модель функциональной структуры психики человека // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. 1999. Вып. 3 (№20).

13 Никандров В. В. Терминологическая проблема бессознательного // Природа бессознательного. Материалы межвузовской конференции. СПб., 1998.

14 Шорохова Е. В. Проблема сознания в философии и естествознании. М., 1961. С. 258.

15 Шингаров Г. X. Сознание и эмоции // Проблема сознания. С. 164-165.

16 Никандров В. В. Субъектно-объектные-отношения как проблема новой модели мира // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. 1998. Вып. 1 (№6); Человек в новой картине мира (психологический аспект) // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке: Материалы Международной научной конференции. СПб., 1999.

17 Блум. Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М., 1988. С. 174. Статья поступила в редакцию 22 января 2003 г.

Раздел 1. Основы психологии

Тема 1.2. Понятие психики и сознания

1. Понятие психики, функции и структура психики, психическое отражение. Взаимосвязь психики, нервной системы и мозга.

2. Основные отличия психики и поведения человека и животных.

3. Природа человеческого сознания, его характеристики.

4. Самосознание личности: понятие и основные компоненты.

1. Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в способности отражать объективный мир в его связях и отношениях.

Психика человека это качественно белее высокий уровень, чем психика животных; это системное качество головного мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы головного мозга, которое формируется у человека в процессе жизни и овладевания им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человека через собственную активную деятельность. Человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе, не появляется сама по себе человеческая душа, если ребенок изолирован от людей. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у него формируется человеческая психика, в противном случае, при отсутствии общения с людьми, у ребенка ничего человеческого ни в поведении, ни в психике не появляется (феномен Маугли). Специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируется у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере 3 составляющих: внешний мир, природа, ее отражение - полноценная деятельность мозга - взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Подходы к наличию психики у живых существ:

    Антропопсихизм (Декарт) – психика присуща только человеку.

    Панпсихиз м (французские материалисты) – всеобщая одухотворенность.

    Биопсихизм  психика – свойство живой материи и растений тоже.

    Нейропсихизм (Ч. Дарвин) – психика свойственны живым организмам, которые имеют нервную систему.

    Мозгопсихизм (К. Платонов) – психика есть только у существ с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг, а не с узелковой.

    Сенсоропсихизм – чувствительность - критерий для появления зачатков психики (А.Н. Леонтьев) – способность реагировать на биологически не значимые раздражители.

Основными функциями психики являются отражение и регулирование. Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения.

Функции психики: отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания.

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором; в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т. е. психическое отражение - это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, т. к. принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Таким образом психическое отражение - не зеркальное, фотографическое, но субъективное и преобразующее.

Объективный мир (отражаемое) – Отражающая система (психика) = Отраженное (реальное и созидательное) – результат отражения

Психику нельзя свести просто к нервной системе . При нарушении деятельности нервной системы страдает, нарушается психика человека.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, не сотдельными участками мозга, а с организованными совокупностями таких процессов

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

    оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;

    сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека; впсихическое отражение углубляется и совершенствуется;

    обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

    преломляется через индивидуальность человека;

    носит опережающий характер.

Соотношение субъективной и объективной реальности Объективная реальность существует независимо от человека и может быть отражена посредством психики в субъективную психическую реальность. Это психическое отражение, принадлежа конкретному субъекту, зависит от его интересов, эмоций, особенностей органов чувств и уровня мышления, (одну и ту же объективную информацию из объективной реальности разные люди могут воспринимать по-своему, совершенно в различном ракурсе, причем каждый из них обычно думает, что именно его восприятие самое верное), таким образом субъективное психическое отражение, субъективная реальность может отличаться частично или значимо от объективной реальности.

Внешний мир можно воспринимать двояко: репродуктивно, воспринимая реальность почти так же, как пленка воспроизводит сфотографированные вещи (хотя даже простое репродуктивное восприятие требует активного участия ума), и созидательно, сознательно, постигая реальность, оживляя ее и воссоздавая этот новый материал посредством спонтанной активности своих мыслительных и эмоциональных процессов. Хотя до известной степени каждый человек реагирует и репродуктивно и созидательно, удельный вес каждого вида восприятия далеко не одинаков. Иногда один из видов восприятия атрофируется.

Относительная атрофия созидательной способности проявляется в том, что человек - совершенный «реалист» видит все, что видимо на поверхности, но неспособен проникнуть вглубь, в сущность. Он видит детали, но не целое, видит деревья, но не лес. Реальность для него -это только общая сумма того, что уже материализовалось. Но с другой стороны, человек, утративший способность репродуктивного восприятия действительности (в результате тяжелой психической болезни - психоза, поэтому его называют психотик) - безумен. Психотик строит в своем внутреннем мире реальность, к которой он питает полное доверие; он живет в своем мире, а всеобщие факторы реальности, воспринимаемые всеми остальными людьми, для него нереальны. Когда человек видит предметы, не существующие реально, а целиком являющиеся продуктом его воображения, у него случаются галлюцинации. Он интерпретирует события, полагаясь лишь на собственные чувства, не осознавая разумно то, что происходит в реальности. Для психотика актуальная реальность стерлась, и ее место заняла внутренняя субъективная реальность.

«Реалист» видит только поверхность вещей, он может фотографически воспроизвести окружающий мир в своем уме, он может действовать путем манипуляции вещами и людьми, как они предстают в этой картине, но не способен заглянуть вглубь, понять сущность, закономерности, перспективы. Психотик не в состоянии видеть реальность как она есть, он воспринимает реальность только как символ и отражение его внутреннего мира. Оба - неадекватно, искаженно воспринимают мир. Болезнь психотика, утратившего контакт с реальностью, такова, что он не может функционировать социально. Поверхностное восприятие «реалиста» обедняет его как человека. Хотя он дееспособен в своем социальном функционировании, его взгляд на реальность так искажен из-за отсутствия глубины и перспективы, что он впадает в заблуждение, когда дело касается чего-то большего, чем манипуляция непосредственными данными и достижение близлежащих целей.

Нормальный человек обладает обеими способностями; наличие и репродуктивной и созидательной способностей позволяет человеку эффективно познавать объективную реальность, постигая не только то, что лежит на поверхности, но раскрывая сущность вещей, их скрытые связи, их наиболее общие и существенные черты и освобождаясь от всего поверхностного и случайного. При таком плодотворном мышлении человек не безразличен к предмету, к внешнему объекту, а глубоко заинтересован в своем предмете и взаимодействует с ним. Но плодотворное мышление характеризуется еще и объективностью, уважением думающего к своему объекту, способностью видеть объект таким, каков он есть в действительности, а не таким, каким хотелось бы думающему. А критерием истинности, правильности психического отражения окружающего мира, как известно, является практика, реальность практической деятельности человека. Впрочем, эта психологическая проблема уже переходит в плоскость общефилософских проблем о критериях истины.

Психическая деятельность зависит от особенностей человеческого организма и функционирования коры головного мозга, в которой выделяют:

    сенсорные зоны (принимают и обрабатывают информацию от органов чувств и рецепторов);

    гностические зоны (ответственны за процесс восприятия);

    моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека);

    праксические зоны (обеспечивают тонкую моторику и автоматические движения);

    ассоциативные зоны (служат для переработки информации, связаны смыслительной деятельностью, речью, памятью и осознанием положения тела в пространстве)

Межполушарная асимметрия. Специализация мозговых полушарий достигает наивысшего развития у человека. Известно, что примерно у 90% людей доминирует левое полушарие мозга, в котором расположены центры речи. В зависимости от того, какое полушарие у человека лучше развито, более активно функционирует, появляются свои отличительные различия в психике человека, его способностях.

У правшей левое полушарие ведает не только речью, но и письмом, счетом, вербальной памятью, логическими рассуждениями. Правое же полушарие обладает музыкальным слухом, легко воспринимает пространственные отношения, разбираясь в формах и структурах неизмеримо лучше левого, умеет опознавать целое по части. Случаются, правда, отклонения от нормы: то музыкальными оказываются оба полушария, то у правого находят запас слов, а у левого - представления о том, что эти слова означают. Но закономерность, в основном, сохраняется: одну и ту же задачу оба полушария решают с разных точек зрения, а при выходе из строя одного из них нарушается и функция, за которую оно отвечает. Когда у композиторов Равеля и Шапорина произошло кровоизлияние в левое полушарие, оба не могли больше говорить и писать, но продолжали сочинять музыку, не забыв нотное письмо, ничего общего не имеющего со словами и речью.

Современные исследования подтвердили, что правое и левое полушария имеют специфические функции и преобладание активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности личности человека.

Функции левого полушария

Функции правого полушария

Хронологический порядок

Текущее время

Чтение карт, схем

Конкретное пространство

Запоминание имен, слов, символов

Запоминание образов, конкретных событий, узнавание лиц людей

Речевая активность, чувствительность к смыслу

Восприятие эмоционального состояния

Видение мира веселым, легким

Видение мира мрачным

Детальное восприятие

Целостное, образное восприятие

Эксперименты показали, что при отключении правого полушария люди не могли определить текущее время суток, время года, ориентироваться в конкретном пространстве - не могли найти дорогу домой, не чувствовали «выше-ниже», не узнавали лица своих знакомых, не воспринимали интонации слов и т. п.

Человек не рождается с функциональной асимметрией полушарий. Роджер Сперри обнаружил, что у больных с «расщепленным мозгом», особенно у молодых, речевые функции в зачаточной форме, со временем совершенствуются. «Неграмотное» правое полушарие может научиться читать и писать за несколько месяцев так, словно оно уже умело все это, но забыло.

Центры речи в левом полушарии развиваются главным образом не от говорения, а от писания: упражнение в письме активизирует, тренирует левое полушарие. «Но дело тут не в участии правой руки. Если европейского мальчика правшу отдать учиться в китайскую школу, центры речи и письма постепенно переместятся у него в правое полушарие, ибо в восприятии иероглифов, которым он научится, зрительные зоны участвуют неизмеримо активнее речевых. Обратный процесс произойдет у китайского мальчика, переехавшего в Европу. Если человек останется на всю жизнь неграмотным и будет занят рутинной работой, межполушарная асимметрия у него почти не разовьется. Таким образом, функциональная специфика полушарий изменяется под влиянием как генетических, так и социальных факторов. Асимметрия полушарий мозга - это динамическое образование, в процессе онтогенеза происходит постепенное нарастание асимметрии мозга (наибольшая выраженность асимметрии полушарий наблюдается в среднем возрасте, а к старости постепенно нивелируется), в случае поражения одного полушария возможна частичная взаимозаменяемость функций и компенсация работы одного полушария за счет другого.

Именно специализация полушарий и позволяет человеку рассматривать мир с двух различных точек зрения, познавать его объекты, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но и интуицией с ее пространственно-образным подходом к явлениям и моментальным охватом целого. Специализация полушарий как бы порождает в мозге двух собеседников и создает физиологическую основу для творчества.

Но следует подчеркнуть, что в норме осуществление любой функции - это результат работы всего мозга, и левого, и правого полушария.

Для изучения работы изолированного полушария применяют такой прием: у каждого полушария есть своя сонная артерия, по которой к нему поступает кровь. Если в эту артерию ввести наркотизирующее средство, то получившее его полушарие быстро заснет, а другое, прежде чем присоединится к первому, успеет проявить свою сущность. Если на интеллектуальном уровне выключение правого полушария особенно не отражается, то с эмоциональным состоянием творятся чудеса. Человека охватывает эйфория: он беспрерывно сыплет глупыми шутками, он беззаботен даже тогда, когда правое полушарие у него не «отключено», а по-настоящему вышло из строя, из-за кровоизлияния, например. Но главное - словоохотливость. Весь пассивный словарь человека становится активным, на каждый вопрос дается подробнейший ответ, изложенный в высшей степени литературно, сложными грамматическими конструкциями. Правда, голос при этом иногда становится сиплым, человек гнусавит, сюсюкает, шепелявит, ставит ударения не на тех слогах, во фразах выделяет интонацией предлоги и союзы. Все это производит странное и тягостное впечатление, которое усугубляется в случаях действительно клинических, когда человек не на шутку лишается правого полушария. Вместе с ним лишается он и творческой жилки. Художник, скульптор, композитор, ученый - все они перестают творить.

Полная противоположность - отключение левого полушария. Творческие способности, не связанные с вербализацией (словесным описанием) форм, остаются. Композитор, как уже говорилось, продолжает сочинять музыку, скульптор лепит, физик не без успеха размышляет о своей физике. Но от хорошего настроения не остается и следа. Во взоре тоска и печаль, в немногословных репликах - отчаяние и мрачный скепсис, мир представляется только в черном цвете. Итак, подавление правого полушария сопровождается эйфорией, а подавление левого - глубокой депрессией.

Структура психики:

1) психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений, имеющие начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. Конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса, поэтому - непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма (Все психические процессы подразделяются на познавательные - к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение, эмоциональные - активные и пассивные переживания, волевые - решение, исполнение, волевое усиление и т. д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

2) психические состояния - определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и вербальных воздействий (творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс, вдохновение и т.д.);

3) психические свойства человека - устойчивые образования, обеспечивающий определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека (темперамент, способности, характер, направленность личности) например, интеллектуальные свойства - наблюдательность, гибкость ума, волевые - решительность, настойчивость, эмоциональные - чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.;

4) психические образования - это лабильные (подвижные, изменчивые) психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного опыта и определяющие качество профессиональной и всякой другой деятельности человека (знания, умения, навыки, привычки,убеждения).

Структура психики

Психические процессы

Психические

состояния

Психические свойства

личности

Психические образования

Познава-тельные процессы

Эмоцио-нальные

процессы

Волевые процессы

    Настроение

    Страсть

    Стресс

    Усталость

    Агрессия

    Фрустрация и др.

    Направлен-ность личности

    Темпера-мент

    Характер

    Способ-ности

      знания,

      умения

      навыки

      привычки

      убеждения

    Ощущения

    Восприя-тие

    Внимание

    Память

    Предста-вление

    Вообра-жение

    Мышле-ние

    Речь

    Чувства

    Эмоции

Воля

В психологии существуют и другие представления о структуре психики. Например, австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд в психике человека выделял три уровня: бессознательное, предсознательное (система психики человека, отличительным признаком которой является наличие в ней процессов, не являющихся сознательными душевными актами, но еще не ставших вытесненными) и сознательное .

Историческое развитие психики и сознания

Развитие сенсорных процессов

Простые безусловные рефлексы

Развитие перцептивных процессов

Сложные безусловные рефлексы (инстинкты)

Развитие интеллектуальных действий

Навыки животных

Физиопсихологическое развитие человека в процессе труда

Законченно-оформленная нейропсихологическая структура

Развитие сознание человека

Высшая ступень развития психики

Развитие самосознания

Умение познать себя путем познания других

Развитие социального поведения

Сложные умения интерпретации законов общественного развития

Стадии развития психики и поведения человека и животных (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри):

1 стадия  стадия элементарной чувствительности ;

2 стадия  стадия предметного восприятия ;

3 стадия  стадия интеллекта.

См.ксерокопию табл.

Этапы развития психики и формы поведения в животном мире

Этап

Основные этапы психического отражения

Основные этапы развития поведения животных

Элементарная чувствительность

Инстинкты – врожденные формы реагирования на определенные условия среды.

Предметное восприятие.

Навыки – формы поведения, приобретаемые в индивидуальном опыте животных.

Отражение межпредметных связей (стадия интеллекта)

Интеллектуальное поведение – сложные формы поведения, которые отражают межпредметные связи.

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ

ЖИВОТНЫХ

ЧЕЛОВЕКА

Инстинктивно-биологическая основа

Направляется познавательной потребностью и потребностью в общении

Не существует общества, нет совместно деятельности

Каждое действие приобретает смысл только в совместной деятельности

Руководствуются наглядными впечатлениями

Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей

Типичны наследственно закрепленные программы

Передача опыта через язык и другие социальные средства общения

Зачатки орудий деятельности не создают никаких новых операций

Изготовление орудий труда

3. Сознание человека

Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущих только человеку как общественно-историческому существу. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстоящих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность. Психология изучает происхождение, структуру и функционирование сознания индивида. Сознание характеризуется: активностью, интенциональностью (направленность на предмет), направленность к рефлексии, самонаблюдению (осознание самого сознания), мотивационно-ценностным характером; различной степенью (уровнями) ясности. Сознание любого индивида уникально, оно обуславливается внешними пол отношению к сознанию и независимыми от него факторами (прежде всего структурами той социально системы, в которой существует индивид).

Основные характеристики сознания

А.В.Петровский в структуре сознания выделяет следующие основные характеристики:

    сознание есть совокупность знаний об окружающем мире . В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент. Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение - строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становятся расстройством сознания.

    закрепление в сознании различий субъекта и объекта . Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различие. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя.

    третья характеристика сознания - обеспечение целеполагающей деятельности человека . В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы. Всякое нарушение в результате болезни или по каким-то иным причинам возможности осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.

    четвертая характеристика сознания - включение в его состав определенного отношения . В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений.

Сознание – это спайка речи и психики и, как следствие, способность, в некоторой степени, управлять психикой (например, заставить себя запомнить что-то, сознательно концентрировать внимание и т.д.). Речь и сознание – это части психики, поэтому разделение этих понятий условно. Более того, сознание – это, по большому счету, всё, что у нас есть. Насколько я понимаю, если перерезать мозолистое тело (прекратить обмен информацией между полушариями), то один глаз перестанет видеть, то есть правое (как правило) полушарие не имеет центров речи и поэтому зрительная информация не будет осознанна. Человек будет утверждать, что один глаз перестал видеть. При этом, если совершить в его сторону резкое движение (сымитировать удар), он одернет голову (попытается увернуться). Бывает, что, в результате какого-либо повреждения мозга, зрительная информация перестает поступать в речевые центры коры и человек слепнет. Однако, если такого человека сильно что-то испугает и он начнет убегать – то он не врежется, например, в столб и не упадет в яму, зрение ему доступно на «животном уровне». Это, само по себе, любопытно. Если мы что-то не осознаем, то этого для нас и не существует, хотя эта информация запросто может использоваться в принятии решений. Например, фиксационная амнезия (корсаковский синдром) – больные не могут ничего запомнить. С ними был проведен эксперимент: врач ежедневно, здороваясь с ними за руку, причинял им небольшую физическую боль (допустим, колол им руку иголкой). Через какое-то время больные отказывались протягивать руку, сами не зная почему. Грубо говоря, мозг действует как единое целое и не всегда спрашивает «наше мнение».

Если говорить о том, что такое психика, то это полностью теоретический вопрос (скорее, философский). Почему мы, к примеру, решили, что подсолнух не обладает психикой (хотя он, способен поворачиваться вслед за солнцем)? В свое время выделялись разные критерии. К примеру, наличие нервной ткани. А.Н. Леонтьев (один из отцов основателей русской психологии) в качестве объективного критерия психики предлагает рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. Биологически нейтральные воздействия - это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ. Сами по себе эти воздействия не полезны и не вредны; ими животное не питается, они не разрушают его организм. Имеется в виду, что, например, шорох в кустах, сам по себе, не хорош и не плох. Однако он сигнализирует, допустим, о том, что в кустах притаился хищник. Психика, по Леонтьеву, это и есть то, что позволяет «увидеть» эти связи, реагировать на объективно нейтральный раздражитель, поскольку он сигнализирует о чем-то биологически значимом.