Операция обобщения в логике. Логическая операция ограничения понятий

В наиболее простых случаях операции обобщения и ограничения можно охарактеризовать следующим образом. Обобщение объема A – логическая операция, в результате которой образуется имя с объемом B, содержащим в себе объем A.

Иными словами, обобщить имя A – значит образовать такое другое имя B (род), которое подчиняло бы себе имя A (вид).

Переход от A к B осуществляется за счет отбрасывания признаков, принадлежащих предметам, которые входят в объем A. Так, от имени «вопросительное предложение» переходим к имени «предложение», исключая из первого указание на то, что в грамматической форме этого типа о чем-то спрашивается.

Процессы обобщения – неотъемлемые свойства научного познания. Прежде чем появилось обобщающее имя «закон Бойля-Мариотта», прошли десятилетия упорного труда ученых по исследованию зависимости между давлением и объемом различных газов.

Познавательная роль обобщения состоит, в частности, в том, что признаками родового имени B позволительно наделять любой новый предмет, который оказывается в рамках объема B. Если эта операция производится неверно, то такой перенос ведет к отклонению познания от верного пути. Например, долгое время считалось, что кит является рыбой (это представление закрепилось в разговорных языках ряда народов: русском фольклорном существует «рыба-кит», немецком – “Walfisch” и т.д.). В связи с этим естественны вопросы типа «Что у кита за чешуя?», «Где он мечет икру?» и пр., которые являются тупиковыми.

В процессе познания обобщающее имя в свою очередь может быть обобщено и т.д. Пределом обобщения в каждом конкретном случае выступает некое универсальное имя. В различных науках – это имена, фиксирующие фундаментальные понятия (научные категории): точка, прямая, плоскость – в геометрии; материальная точка, масса, сила, ускорение – в механике; атом, молекула, валентность – в химии; труд, товар, деньги, стоимость – в экономической теории; предмет, свойство, отношение – в логике; право, правовая норма, правовое решение – в юриспруденции.

Ограничение – логическая операция, обратная обобщению. Она состоит в нахождении имени с объемом B, который содержится в объеме A. Ограничить объем A – значит найти такое другое имя B (вид), которое находилось бы в отношении подчинения к A (роду).

Переход от A к B при ограничении осуществляется за счет присоединении признаков, принадлежащих предметам, которые входят в объем A.

Пределом ограничения выступают имена, объемы которых равны одному предмету (единичные имена). Так, пределом ограничения имени «столица» являются имена отдельных государств – Минск, Москва, Токио и т.д.

Особой разновидностью ограничения является выделение типа, или типизация. Тип – это имя, которому однородные предметы соответствуют в той или иной мере. Если некоторые предметы составляют объем имени A и среди них есть такие, которые, безусловно (т.е. со степенью, равной 1), принадлежат к объему B, а другие обладают этим свойством в некоторой (меньшей 1) степени, то имя с объемом B представляет собой тип. Так, ограничивая объем имени «человек», можно получить имя «высокий человек». Это будет тип, поскольку, исходя из практики и разумных соображений, можно выделить, безусловно, высоких людей, остальных же упорядочить по степени их принадлежности к высоким людям, до той границы, за которой находятся, безусловно, невысокие люди (степень их принадлежности к объему имени «высокий человек» равна 0). Тип, таким образом, есть имя с нечетким объемом.

Предметы, которые, безусловно (со степенью, равной 1), принадлежат к объему нечеткого имени, называются типичными представителями данного рода. В концентрированном виде они заключают в себе признаки родственных предметов, служат эталонами их описания и оценки. Например, пан Адольф Быковский в пьесе Я.Купалы “Павлинка” – типичный представитель мелкой белорусской шляхты в начале ХХ века.

Нетрудно видеть, что операции обобщения и ограничения взаимосвязаны. Эта взаимосвязь характеризуется т.н. законом обратного отношения: если имя B является обобщением имени A, а A, очевидно, в этом случае – результат ограничения B, то объем A оставляет правильную часть B, а содержание B является частью содержания B.

Уместен вопрос: что произойдет с объемом имени (соответственно с его содержанием), если он пополнится новыми предметами со своими специфическими свойствами? Увеличится ли, например, объем имени «химический элемент» в связи с открытием нового химического элемента? Произойдут ли при этом изменения в содержании этого имени? На эти вопросы следует ответить отрицательно. Объем имени «химический элемент», как и его содержание, остается стабильным. Ведь признак, в соответствии с которым этот объем выделяется и фиксируется («простое вещество, неразложимое обычными химическими методами на части»), остается неизменным.

Присоединение к объему новых предметов, тождественных со старыми по некоторому признаку, называется логической операцией расширения объема A.

Операция, обратная расширению, т.е. удаление из объема A предметов, которые тождественны с оставшимися по некоторым признакам, называется локализацией объема имени A. Примером локализации может служить произведенное в свое время в биологии удаление китов из класса рыб, хотя объем и содержание имени «рыба» остался неизменным.

Логические операции с объемами имен не следует смешивать с мысленными переходами от части к целому и, наоборот, от целого к части.

Специфика последних наиболее отчетливо выявляется при их сопоставлении с операциями обобщения и ограничения.

Обобщаемое имя заключает в себе все содержание результата обобщения, но не наоборот. Иными словами, вид обладает всеми признаками рода. Например, можно, обобщив имя «газета», получить имя «периодическое издание», и ни одна газета не мыслима без этого родового признака.

Иначе обстоит дело при переходе от части к целому. Ознакомившись с отдельными помещениями в новой квартире, можно составить представление о квартире в целом, но нельзя переносить свойства всей квартиры (например, то, что она состоит из трех комнат), на каждую из частей квартиры. Часть, таким образом, не обладает содержанием целого. Поэтому смешение операции обобщения (ограничения) с операцией мысленного перехода от части к целому (от целого к части) непозволительно и может служить источником серьезных заблуждений. Например, восточнославянское племя кривичей можно рассматривать иногда как разновидность, иногда как часть славян. В первом случае, зная, что восточные славяне поклонялись Перуну, мы не сделаем ошибки, заключив, что и кривичи поклонялись Перуну (операция ограничения). Во втором же случае из знания о том, что восточные славяне подвергались набегам степняков, вовсе не следует, что и любая их часть, например, кривичи подвергались этим набегам (переход от целого к части). В противном случае допускается логическая ошибка.

Операции обобщения и ограничения играют большую роль в правовой науке. В частности, выделяя из многих понятий общие признаки, формируют понятия, которые являются более широкими по своему объему. Путем установления общих признаков понятий «вор», «убийца», «взяточник» и др., а именно того, что они являются нарушителями диспозиции нормы и субъектами, по отношению к которым в принципе должна применяться санкция, образуется понятие «правонарушитель». Соответственно сформированы такие понятия, как «субъект права», «нормативный акт» и пр.

При ограничении от понимания родового имени во многом зависит трактовка всякого видового имени. Например, зная, какие признаки входят в содержание имени «преступление» («деяние», «общественно-опасное», «противоправное»), можно с уверенностью утверждать, что и «грабеж», как вид преступления, также обладает этими (но не только этими) признаками.

Логика соотношения целого и части находит отражение, например, в статье 52 Гражданского кодекса Республики Беларусь: «Учредители (участники) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательству юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных законодательством либо документами юридического лица». Упражнения:

1. Найдите сумму объемов A и B (AÈB) в каждом из следующих случаев:

a) поэт (A), прозаик (B);

b) внешнеэкономическая деятельность (A), международная торговля (B);

c) четное натуральное число (A), нечетное натуральное число (B);

d) последняя буква русского алфавита (A), тридцать третья буква русского алфавита (B);

e) король (A), нынешний король Польши (B).

2. Найдите произведение объемов A и B (AÇB) из упр.1.

3. Пусть множество людей – универсальный объем Т. Сформулируйте результаты дополнения объемов следующих имен:

a) мужчина;

b) несовершеннолетний;

c) человек ростом 180 см. и выше;

d) человек, родившийся на Луне;

e) человек с мягкой мочкой уха.

4. Какие из следующих имен обобщаются именем «правильная дробь»:

a) дробь, в которой числитель меньше знаменателя;

b) натуральное число;

c) знаменатель;

f) дробь со знаменателем, равным нулю?

5. Какие из следующих имен можно ограничить, какие – нет:

a) полюс Земли;

b) созвездие Большой Медведицы;

c) Вселенная;

d) пространство (в геометрии);

e) тело (в механике)?

6. Какие имена из упр.9 можно обобщить, какие – нет?

7. В каких из следующих случаев имеет место логическая операция ограничения имени A:

a) минута (A) – секунда (B);

b) часть минуты (A) – секунда (B);

c) часть минуты (A) – часть секунды (B);

d) секунда (A) – часть секунды (B)?

9. Пусть A – объем имени «мужчина», B – объем имени «юноша», C – объем имени «мужчина не старше 50 лет». Что будут означать выражения:

10. Пусть множество ученых – универсальный объем Т, а также: A – объем имени «античный ученый», B – объем имени «современный ученый», С – объем имени «физик», D – объем имени «Эйнштейн». Сформулируйте имена, имеющие объемы:

a) (AÇD)¢È B;

d) (Т - A) Ç C;

e) (A" - Т) ÈA;

f) Т - (A Ç B).

11. Из 50 учеников, сдавших экзамены по физике и математике, физику успешно сдали 45, математику – 44, физику и математику – 40. Сколько учеников провалило оба экзамена?

По ходу процесса мышления имеют место четыре операции. К ним, в частности, относят деление, определение, ограничение и обобщение понятий. У каждой операции свои особенности и закономерности течения. Что такое обобщение? Чем отличается этот процесс от прочих?

Определение

Обобщение - это Посредством нее при исключении видового признака получается в результате иное определение, обладающее более широким объемом, но существенно меньшим содержанием. Усложненно можно сказать, что обобщение - это форма приращения знания посредством мысленного перехода к общему от частного в определенной модели мира. Это, как правило, соответствует переходу на более высокий уровень абстракции. Результатом рассматриваемой логической операции будет являться гипероним.

Общая информация

Проще говоря, обобщение - это переход от видовых понятий к родовому. Например, если взять определение "хвойный лес". Посредством обобщения в результате получается "лес". У полученного понятия уже есть содержание, но объем при этом значительно шире. Содержание стало меньше в связи с тем, что было убрано слово "хвойный" - видовой признак. Следует сказать, что исходное понятие может быть не только общим, но и единичным. Например, Париж. считается единичным. При совершении перехода к определению "европейская столица", далее будет "столица", затем "город". Данной логической операции можно повергнуть различные определения. Например, провести обобщение опыта работы. В этом случае посредством перехода от частного к общему происходит осмысление деятельности. Обобщение опыта применяется зачастую тогда, когда имеется большое скопление методического и прочего материала. Так, исключая постепенно характерные признаки, которые присущи предмету, происходит движение в сторону наибольшего расширения понятийного объема. В итоге содержание жертвуется в пользу абстракции.

Особенности

Мы рассмотрели такое понятие, как обобщение. Целью его является максимальное отстранение исходного определения от свойственных ему признаков. Желательно при этом, чтобы процесс происходил как можно постепеннее, то есть переход должен происходить в сторону самого близкого вида, обладающего наиболее широким содержанием. Обобщение - это не безграничное определение. В качестве его предела выступает определенная общая категория. Это понятие, обладающее предельной широтой объема. К таким категориям относят философские определения: "материя", "бытие", "сознание", "идея", "движение", "свойство" и прочие. В связи с тем что указанные понятия не имеют родовой принадлежности, обобщение их не представляется возможным.

Обобщение в качестве задачи для искусственного интеллекта

Формулирование задачи было осуществлено Розенблаттом. В процессе эксперимента по "чистому обобщению" от перцептрона или модели мозга необходимо было перейти на один стимул от избирательной реакции к стимулу, подобному ему, но не активизирующему ни одного из прежних сенсорных окончаний. Более слабым видом задачи может, например, являться требование о распространении реакции системы на компоненты категории аналогичных стимулов, которые не обязательно отделены от показанного ранее (либо воспринятого на ощупь или услышанного прежде) стимула. В данном случае есть возможность исследовать спонтанное обобщение. При этом процессе критерии аналогии не навязываются экспериментатором или не вводятся извне. Также можно изучить и принудительное обобщение, при котором исследователь "обучает" систему понятиям подобия.

Ограничение

Данная логическая операция является противоположной обобщению. И если второй процесс представляет собой постепенное отстранение от признаков, свойственных конкретному предмету, то ограничение, наоборот, призвано обогатить комплекс характеристик. Данная логическая операция предусматривает уменьшение объема на основании расширения содержания. Ограничение завершается в тот момент, когда появляется единичное понятие. Это определение характеризуется наиболее полным объемом и содержанием, где предполагается только один предмет (объект).

Выводы

Рассмотренные операции обобщения и ограничения представляют собой процессы абстракции и конкретизации в границах от единичного определения до философских категорий. Данные процессы способствуют развитию мышления, познанию объектов и явлений, их взаимодействий.

Благодаря использованию обобщений и ограничений понятий, мыслительный процесс протекает более ясно, последовательно и четко. Вместе с этим не следует путать рассматриваемые логические операции с выделением части из целого и рассмотрением полученной части отдельно. К примеру, автомобильный двигатель включает в себя несколько деталей (стартер, воздушный фильтр, карбюратор и прочие). Эти элементы, в свою очередь, состоят из других, более мелких, и так далее. В данном примере понятие, которое следует далее, не является видом предыдущего, а только его составным элементом. В процессе обобщения отбрасываются характерные признаки. Вместе с уменьшением содержания (ввиду устранения признаков) увеличивается объем (поскольку определение становится более общим). В процессе ограничения же, наоборот, родовое понятие прибавляет новые и новые видовые характеристики и признаки. В связи с этим уменьшается объем самого определения (так как становится более конкретным), а содержание, наоборот, увеличивается (за счет добавления характеристик).

Примеры

В учебном процессе обобщения применяются практически во всех случаях, когда определения даются через видовое или родовое отличие. Например: "Натрий" - химический элемент. Или можно использовать ближайший род: "Натрий" - металл. Еще один пример обобщения:


А вот пример ограничения в русском языке:

  1. Предложение.
  2. Простое предложение.
  3. Простое
  4. Простое односоставное предложение со сказуемым.

Движение мышления от понятия к понятию и раскрытие их содержания осуществляется посредством следующих логических операций:

    1. обобщение,
    2. ог-раничение,
    3. деление,
    4. определение и др.

Обобщение и ограничение понятий

Обобщение - это логическая операция перехода от понятия с меньшим объемом и большим содержанием к понятию с большим объемом и меньшим содержанием.

Другими словами, это логическая операция пе-рехода от вида к роду путем отбрасывания видообразующих признаков.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Обратной операции обобщения является операция ограничения понятий.

Ограничение - логическая операция перехода от понятия с большим объемом и меньшим содержанием к понятию с меньшим объемом и большим содержанием.

Другими словами, переход от рода к виду путем прибавления к содержа-нию родового понятия видообразующего признака.

Если в вышеприведенном примере взять за исходное понятие «Высшее учебное заведение», то понятие «университет» можно рассматривать как его ограничение, а понятие «ЧелГУ» будет ограничением последнего.

Обе эти операции подчиняются закону обратного отношения между объемом и содержанием понятия:

    • Чем больше объем понятия, тем меньше мы знаем о предмете.
    • Чем больше мы знаем о предмете, тем меньше его объем.

Пределом операции обобщения являются категории .

Предел операции ог-раничения - единичные понятия .

Деление понятий

Деление - это логическая операция, раскрывающая объем понятия.

Например:

    • органы чувств разделяются на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса;
    • учебные заведения - на высшие, средние специальные;
    • учеб-ные занятия - на лекции и семинары.

Структура деления:

  • Делимое понятие (А) - это понятие, объем которого необходимо рас-крыть.
  • Основание деления (С) - признак, по которому производится деление.
  • Члены деления (а, в, с...) - это результат деления.

Например:

Делимое понятие (А) - учебное занятие. Основание деления (С) - форма проведения. Члены деления - (а) семинары, (в) лекции.

Правила деления:

    1. Правило соразмерности: объем делимого понятия должен быть равен сумме объемов членов деления. Ошибки, возникающие при нарушении этого правила:
      • Деление с недостающими членами (неполное деление). Подобный вид ошибки возникает, когда названы не все члены деления. Например: «Стили текста делятся на научный, публицистический, лите-ратурный и официально-деловой» (не назван разговорный).
      • Деление с лишними членами. При допущении такой ошибки бывают названы виды, не соответствую-щие основанию деления. Например: «Стили текста делятся на научный, публицистический, лите-ратурный, официально-деловой, разговорный и произносимый с целью убеж-дения» (с целью убеждения может быть использован любой из перечисленных стилей).
    2. Правило несовместимости : члены деления должны быть несовместимыми друг с другом понятиями; в противном случае объемы членов деления будут иметь общие элементы - станут совместимыми понятиями. Например: «Стили текста делятся на научный, публицистический, лите-ратурный, официально-деловой, разговорный и художественный» (художест-венный и литературный - тождественные понятия).
    3. Деление должно осуществляться только по одному основанию. Ошибка носит название «подмена основания». Например: головы бывают умными, неумными и 58-го размера. Наличие ума и размер головы - различные основания деления.
    4. Правило последовательности требует, чтобы деление осуществлялось путем перехода от родового понятия к ближайшим его видам. Нарушение этого правила ведет к ошибке «скачок в делении». Например: «Преступления делятся на умышленные, неумышленные и со-вершенные по неосторожности». Преступления, совершенные по неосторожно-сти, входят в объем неумышленных преступлений.

Виды деления

Деление бывает двух видов:

    1. дихотомическое деление и
    2. деление по видообразующему (видоизмененному) признаку.

Подробнее

Дихотомия (дихотомическое деление) (от греч. dicha и tome - рассече-ние на две части) - это деление объема понятия на две взаимоисключающие части, полностью исчерпывающие объем делимого понятия. Основанием дихо-томического деления объема понятия служит наличие или отсутствие видообразующего признака.

Другими словами, дихотомия - это деление понятия на два противореча-щих.

Например: «Студент: успевающий и неуспевающий», «Человек: плохой и неплохой».

Дихотомическое деление - простая и очевидная операция, но ее сущест-венным недостатком является недостаточная определенность второго (отрица-тельного) члена деления, а при последующих шагах его четкость и последова-тельность еще более снижаются.

Деление по видообразующему признаку - это деление понятия на виды по какому-то определенному признаку (основанию деления).

Члены деления по видообразующему признаку - соподчиненные понятия.

Например: «Время суток делится на утро, день, вечер, ночь».

Частным случаем деления по видоизменению признака является класси-фикация.

Классификация - это распределение предметов по группам (классам), где каждый элемент имеет свое определенное место.

Различают два вида классификации:

Естественная классификация - это распределение предметов по группам (классам) на основании их существенных признаков (Таблица Менделеева: в ней химические элементы расположены в порядке возрастания их атомного ве-са). Деление людей по группе крови (группа крови является существенным признаком человека, если речь идет о его здоровье).

Вспомогательная классификация - на основании несущественных при-знаков. Например: Классификация по алфавиту - вспомогательная, так как бук-ва, с которой начинается фамилия человека, отнюдь не является существенным признаком для его характеристики. Тем не менее нам удобно пользоваться ал-фавитом, поскольку это во многом облегчает работу.

Движение мышления от понятия к понятию и раскрытие их содержания осуществляется посредством ряда логических операций: обобщение, ограничение, деление, операции с классами и классификация, определение и др.

1. Обобщение и ограничение понятий.

Обобщение - логическая операция перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом. Другими словами, логическая операция перехода от видового понятия к родовому посредством усечения содержания исходного понятия.

Пример: Если из содержания понятия "Аграрный университет" исключить видовой признак "аграрный", то получим родовое понятие "университет", дальнейшим обобщением будет "высшее учебное заведение". Аграрный университет (А) Университет (В) Высшее учебное заведение (С)

Ограничение - логическая операция (обратная обобщению) перехода от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом. Другими словами это есть переход от родовых понятий к видовым путем прибавления к содержанию родового понятия видообразующего признака. Пример: Если в вышеприведенном примере взять за исходное понятие "Высшее учебное заведение", то понятие "университет" можно рассматривать как его ограничение, а понятие "Аграрный университет" будет ограничением последнего.

Более сложными операциями над понятиями являются деление и классификация.

2. Деление понятий.

Деление - логическая операция, раскрывающая объем понятия посредством разбиения его на виды. Например, органы чувств разделяются на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса; Пища - вкусная и невкусная; Вещи - дорогие и дешевые. Понятие, подвергающееся данной операции, называется делимым, понятия, являющиеся результатом деления, - членами деления. Признак, по которому происходит деление, называется основанием деления. Операция деления выделяет виды, ближайший род которых определяется исходным понятием (делимым).

При совершении деления необходимо соблюдать некоторые правила:

соразмерности: сумма объемов членов деления должна совпадать с объемом делимого - иначе возникают ошибки:

неполного деления, когда не названы все члены деления, например: "Видами искусства являются музыка, изобразительное искусство, кино, театр" (не названы литература, танец и т.д.);

деления с лишними членами, когда названы виды, не соответствующие основанию деления, например, "Видами искусства являются музыка, кино, подлинное искусство, искусство рекламы и т.д.";

несовместимости: члены деления должны быть несовместимы друг с другом; в противном случае последует ошибка перекрестного деления (пример: студенты бывают успевающие, неуспевающие и отличники);

последовательности: деление должно осуществляться только по одному основанию (пример: головы бывают умными и 58-го размера);

непрерывности: деление должно осуществляться путем перехода от родового понятия к ближайшим его видам. Нарушение этого правила ведет к ошибке "скачок в делении": мебель - это столы, шкафы, венские стулья и т.д.

Деление бывает двух видов: дихотомическое и по видоизменению признака.

Дихотомия - это деление понятия на два противоречащих, например, "студент: успевающий и неуспевающий", "человек: плохой и неплохой".

Дихотомическое деление - простая и очевидная операция, но ее существенным недостатком является недостаточная определенность второго (отрицательного) члена деления, а при последующих шагах его четкость и последовательность еще более снижаются.

Деление по видоизменению признака - это деление понятия на виды по какому-то определенному признаку (основанию деления). Частным случаем деления по видоизменению признака является классификация.

Классификация - это распределение предметов по группам (классам), где каждый элемент имеет свое определенное место.

Различают 2 вида классификации: Естественная классификация - это распределение предметов по группам (классам) на основании их существенных признаков (Таблица Менделеева, в ней хим. Элементы расположены в порядке возрастания их атомного веса), Вспомогательная классификация - на основании несущественных признаков

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

  • – логические операции с понятиями: обобщение, ограничение, определение, деление,
  • – способы обобщения и ограничения понятий,
  • – виды определения и деления понятий,
  • – виды классификаций понятий;

уметь

  • – производить логические операции ограничения и обобщения понятий,
  • – применять в практической деятельности логические правила определения и деления понятий;

владеть

навыками практического обобщения и ограничения понятий и логическими операциями – определением и делением понятий.

Обобщение и ограничение понятий

Обобщить понятие – значит перейти от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но меньшим содержанием, т.е. перейти от видового понятия к родовому понятию за счет уменьшения информативности содержания, т.е. от вида к роду.

К логическим операциям с понятиями относятся обобщение и ограничение, определение и деление.

Поскольку различают логический и фактический объемы, то можно говорить о фактическом и логическом обобщении.

Например, результатом обобщения понятия "Московский государственный университет" (А ) является понятие "государственный университет" (В), а результатом обобщения последнего – понятие "университет" (С). Схематически это можно представить следующим образом (рис. 4.1).

Производя обобщение, необходимо следить, чтобы не совершить ошибку "переход в другой род" , например, эта ошибка

Рис. 4.1

будет иметь место, если в процессе обобщения будет совершен переход от понятия "студент" к понятию "студенчество" или от понятия "раздел учебника" к понятию "учебник". Во втором случае мы имеем дело с ошибкой "переход от части к целому " .

Что касается предела обобщения, то здесь следует различать вопрос о пределах обобщения отдельно взятого понятия в составе некоторой системы знаний.

Если обобщение производится в рамках той или иной науки, то пределом обобщения являются понятия с наиболее широким объемом – категории , например, "материя", "сознание", "форма общественного сознания". Категории не имеют рода, поэтому обобщить их нельзя.

Если речь идет об обобщении понятия в рамках обыденного сознания, то пределом обобщения любого отдельно взятого понятия может быть понятие "нечто".

Противоположная обобщению операция – ограничение

Ограничить понятие – значит перейти от понятия с большим объемом, но с меньшим содержанием к понятию с меньшим объемом, но с большим содержанием, т.е. от рода к виду.

Например, ограничивая понятие "министерство" (А ), можно перейти к понятию "министерство иностранных дел" (В). Пределом ограничения служит единичное понятие, в данном случае понятие "Министерство иностранных дел России" (С).

Это можно представить, как показано на рис. 4.2.

То есть, как это следует из определения операции ограничения и приведенного примера, ограничение происходит за счет увеличения информативности содержания исходного понятия.

Применяя в практике познания операции обобщения и ограничения мы осуществляем последовательность мыслительных действий: в случае обобщения совершаем процесс восхождения от отдельного или особенного к общему; в случае ограничения понятий совершаем обратный процесс – движение от общего к конкретному, к особенному или отдельному.

Используя эти операции в процессе мыслительной и практической деятельности, необходимо учитывать:

  • 1) при осуществлении данных операций нужно избегать скачков в обобщениях и ограничениях, т.е. в случае обобщения понятий каждый шаг должен быть переходом от вида к ближайшему роду; в случае ограничения – наоборот: переход от рода к ближайшему виду;
  • 2) при осуществлении данных операций нужно учитывать также и тот факт, что обобщение и ограничение одного и того же понятия может идти по разным направлениям;
  • 3) обобщение и ограничение базируются на родовидовых отношениях, которые не требуется подменять отношениями "часть целое";
  • 4) в качестве критерия правильности осуществления операций обобщения и ограничения выступает отношение логического следования, которое можно определить следующим образом: "Если из высказывания или высказывательной формы А логически следует В, то есть А|=В, по обратное неверно, тогда А более информативно, чем В", где |= – отношение логического следования.

Возможны следующие конкретные случаи следования между содержаниями понятий.

1. Из всякой совокупности признаков содержания понятий, соединенных конъюнктивно, следует любой из этих признаков или меньшая их совокупность. Например, из содержания "Московский гуманитарный университет" следует содержание "московский университет" и "гуманитарный университет".

Таким образом, увеличить содержание понятия можно путем добавления новых информационно непустых признаков с помощью конъюнкции.

  • 2. Из всякого признака следует сложный признак, образованный с помощью добавления некоторого нового признака с помощью дизъюнкции. Например, из признака "быть веселым" следует признак "быть веселым или находчивым". Следовательно, можно увеличить содержание понятия путем уменьшения членов дизъюнкции, если они есть в содержании понятия.
  • 3. В том случае, когда признак содержит квантор общности, то из него следует признак, который получается подстановкой имени любого предмета, находящегося в области действия квантора общности или путем подстановки имен нескольких предметов из этой области. Так, из признака "знающий всех своих преподавателей" логически следует признак "знающий преподавателей логики и психологии".
  • 4. Если признак содержит предметную константу, то из него может следовать признак с квантором существования (выражается с помощью слов "некоторые", "часть", "большинство" и т.п.) по предметам этой области. В данном случае увеличение содержания понятия может идти следующими способами:
    • а) заменой признака, содержащего общее имя с квантором существования на единичные имена. Например, увеличится содержание понятия (и уменьшится его объем), если мы перейдем от признака "посетивший некоторые европейские столицы" к признаку "посетивший Москву и Париж";
    • б) заменой признака с квантором существования на признак с квантором общности.

Например, увеличится содержание понятия (и уменьшится его объем), если мы перейдем от признака "посетивший некоторые европейские столицы" к признаку "посетивший все европейские столицы";

в) заменой признака с единичными именами на признак с общим именем и с квантором общности (слова "все", "всякий", "каждый" и т.п.) по предметам соответствующей области. Например, можно увеличить содержание понятия (уменьшив его объем), заменив признак "посетивший европейские столицы Москву и Париж" признаком "посетивший все европейские столицы".

Известный отечественный логик Е. Б. Кузина выделяет следующие способы обобщения и ограничения понятий.

Способы обобщения понятий:

"(1) Отбрасыванием признака, включенного в содержание посредством конъюнкции.

  • (2) Добавлением в содержание понятия признака с помощью дизъюнкции.
  • (3) Заменой в признаке единичного имени на общее имя с квантором существования.
  • (4) Заменой квантора общности в признаке на квантор существования.
  • (5) Заменой признака с квантором общности на признак с единичными именами" .

Способы ограничения понятий:

"(1) Прибавление информативно непустого признака конъюнктивно.

  • (2) Отбрасывание информативно непустого признака, если он включен в содержание понятия через дизъюнкцию.
  • (3) Уточнение признака путем замены в нем общего имени с квантором существования на единичные имена.
  • (4) Замена квантора существования в признаке квантором общности.
  • (5) Замена признака с единичными именами на признаках с общим именем и квантором общности" .

Возможные ошибки при осуществлении логических операций обобщения и ограничения понятий.

"Переход от части к целому " – заключается в том, что часть не обладает всеми признаками целого. Например, "параграф – глава учебника".

"Переход в другой род". Например, "сотовый телефон – телеграф".

"Переход от целого к части". Например, "дом – этаж квартира".

"Мнимое ограничение" (плеоназм). Например, "шар – круглый шар – самый крупный шар".

Логические операции обобщения и ограничения часто применяются η практике мышления, переходя от понятия одного объема, мы уточняем предмет нашей мысли, процесс мышления становится определеннее и последовательнее.

  • Кузина Е. Б. Логика в кратком изложении и упражнениях: учеб. пособие / Е. Б. Кузина. М.: Издательство МГУ, 2000. С. 61.
  • Там же. 60.