Общенаучные и частнонаучные методы исследования систем управления. Метод теории государства и права

Общенаучные и частнонаучные методы познания государства и права.

Сфера применения общенаучных приемов ограничивается решением определенных познавательных задач и не охватывает всех стадий научного познания. Общенаучные методы - методы применяемые на отдельных стадиях научного познания. 1 Анализ и синтез - деление целого на составляющие, и их анализ (пример - система права: отрасли, подотрасли, институты, нормы). Анализ как прием научного мышления выявляет структуру ГиП, фиксирует их составные элементы, устанавливает характер взаимосвязи между ними. Синтез - изучение конкретного явления в единстве всех его составных частей. Как конкретный прием научного познания используется ТГП для обобщения тех данных, которые получены в результате анализа различных свойств и признаков изучаемых явлений. Синтезируя аналитические знания отдельных элементов ГиП м получаем представление о ГиП в целом. 2 Системный подход - изучает ГиП, государственно-правовые явления с позиции их системности. 3 Функциональный подход - выяснение функций ГиП, их элементов. 4 Герменевтический подход - текст нормы, есть документ особого мировоззрения автора, и толкуется с позиции современного исследователя совершенно по-другому. Поэтому этот метод предполагает вкладывать в исследуемые понятия именно то содержание, которые подразумевал их автор. 5 Моделирование - создание моделей государственно-правовых явлений и манипуляция с этими моделями. 6 Абстрагирование, подведение менее общего понятия под более общее, восхождения от абстрактного к конкретному - к философским законам и категориям непосредственно примыкает метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному. Так, процесс познания формы Г может двигаться от абстракции «форма государства» к ее видам - форме правления и форме государственного устройства, затем к разновидностям названных форм При подобном подходе познание формы Г будет углубляться, конкретизироваться, а само понятие ""форма Г"" начнет обогащаться конкретными признаками и особенностями. При движении мысли от конкретного к общему, абстрактному исследователь может, например, изучить уголовные, административные правонарушения, их свойства и особенности, а затем сформулировать общее (абстрактное) понятие правонарушения.

Знание и умелое использование общенаучных методов не исключает, а напротив, предполагает применение спе­циальных и частных методов познания государственно-пра­вовых явлений. Традиционен для юридической науки 1 формально-юри­дический метод. Исследование внутреннего строения пра­вовых норм и права в целом, анализ источников (форм пра­ва), формальной определенности права как его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники и т. п. - все это конкретные проявления формально-юридического метода. Он применим и при анализе форм Г, при определении и юри­дическом оформлении компетенции органов Г и т. д. Словом, формально-юридический метод вытекает из самой природы ГиП, он помогает описать, классифицировать и систематизировать государственно-пра­вовые феномены, исследовать их внешнюю и внутреннюю формы. 2 Кроме того, наука обязана учитывать исторические традиции, социокультурные корни Г и П. Изложенное обусловливает применение при познании государственно-правовых явлений исторического метода. 3 Метод конкретно-социологических исследований - сбор, анализ и обработка правовой информации. Выявление социальной обусловленности юридических норм, престижа права в обществе. Конкретно-социологический метод позволяет установить и измерить роль социальных факторов, их влияние на государственно-правовое развитие общества. 4 Статистический – используется при изучении эффективности действия права. Это анализ количественных показателей. Используется для явлений, отличающихся массовостью и повторяемостью. 5 Кибернетический – используется для автоматизированной обработки, хранения, поиска правовой информации (например, подход к управляемым процессам с учетом обратной связи, обязательного соответствия «разнообразия» управляющей и управляемой систем и т.п.). 6 Сравнительно-правовой - основан на сравнении чего-либо "правового" с чем-либо "правовым". Условия: сравниваемые величины должны быть а) юридическими б) равнозначными (нельзя сравнивать Конституцию США и мононормы). Сравнение может быть микро (сравнение институтов), макро (в целом всей системы права). 7 Моделирование - создание моделей государственно-правовых явлений и манипуляция с этими моделями. 8 Социально-правового эксперимента - создание в экспериментальном порядке государственно-правовых явлений и проверка их "действий" в конкретных условиях.

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Признаками методов теории государства и права являются: способствование углублению знаний о государстве и праве соответствование понятиям права осуществление юридического познания окружающей действительности. Все методы теории государства и права можно расположить в следующей последовательности: всеобщие методы; общенаучные методы; частнонаучные методы. В теории государства и права используется весьма широко.

Общенаучные и частнонаучные методы теории права и государства.

Под методом науки понимается совокупность принципов, правил, приемов (способов) научной деятельности, применяемых для получения истинных, объективно отражающих действительность знаний.

Признаками методов теории государства и права являются:

– способствование углублению знаний о государстве и праве,

– соответствование понятиям права,

– осуществление юридического познания окружающей действительности.

Все методы теории государства и права можно расположить в следующей последовательности:

– всеобщие методы;

– общенаучные методы;

– частнонаучные методы.

1. Всеобщие методы: диалектика и метафизика являются по своей сути философскими, мировоззренческими подходами.

2. Общенаучные методы – это приемы научного познания, используемые во всех или ряде областей научного знания. Они не охватывают всего общенаучного познания, а применяются лишь на отдельных этапах, стадиях, в отличие от всеобщих методов. К числу основных общенаучных методов относятся: анализ, синтез, системный и функциональный подходы и т.д.

1) Анализ – метод научного исследования, состоящий в разложении целого на составные части. В теории государства и права используется весьма широко.

2) Синтез, в отличие от предыдущего, заключается в познании явления как единого целого. В единстве и взаимосвязи его частей. Анализ и синтез, как правило, применяются в единстве.

3) Системный подход – в основе лежит использование объекта как систем (ориентирует исследование на раскрытие условности объекта и обеспечивающего его механизмов, на выявление многообразных типов связей самого объекта и сведения их в единую теоретическую картину).

4) Функциональный подход – выявление функций одних социальных явлений по отношению к другим в рамках данного общества. Так, детально анализируя функции права и государства, правосознания, юридической ответственности и т.п. по отношению к личности, обществу в целом, выявляются функциональные зависимости между различными элементами государства и права.

3. Частнонаучными методами являются методы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права, научных достижений, технических, естественных и смежных общественных наук.

Среди частнонаучных методов можно выделить: конкретно-социологический; статистический; социально-правовой эксперимент; математический; кибернетический метод моделирования; формально-логический; сравнительно-правовой, или метод сравнительно-правового анализа.

1) Конкретно-социологический метод рассматривает вопросы права и государства в связи с другими фактами общественной жизни (экономическими, политическими, идеологическими, психологическими). В правоохранительной деятельности конкретно-социологические исследования проводятся, например, при определении причин нарушений правопорядка (в форме опроса, анкетирования задержанного правонарушителя). Анкетирование предполагает тщательную подготовку: формулировка проблемы, выработка гипотез, подготовка вопросника, выбор соответствующего круга анкетируемых, определение способов обработки получаемых ответов и т.д.

(варианта правового регулирования). Его назначение состоит в предотвращении ущерба, возможного в результате принятия ошибочного решения.

2) Статистический метод позволяет получить количественные показатели того или иного явления. Он необходим для изучения государственно-правовых явлений, отличающихся массовостью и повторяемостью.

3) Социально-правовой эксперимент используется в основном как способ проверки научных гипотез. Это – проверка того или иного проекта решения (варианта правового регулирования). Его назначение состоит в предотвращении ущерба, возможного в результате принятия ошибочного решения. Специфика данного метода обусловливает ограниченную сферу его применения в области уголовного и уголовно-процессуального права. Завершающей стадией социально-правового эксперимента является создание опытной (экспериментальной) нормы. Она может рассматриваться как прообраз будущей нормы права.

4) Математические методы предполагают оперирование количественными характеристиками. Математика применяется в криминалистике, судебной экспертизе, при квалификации преступлений, правотворчестве и других сферах правовой деятельности.

5) Формально-логический, или формально-юридический. Чтобы уяснить природу правовой нормы нужно определить логическую структуру – гипотезу, диспозицию, санкцию. Для правильной квалификации правонарушения важно установить его состав: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону.

6) Сравнительно-правовой метод основан на сопоставлении различных политических и правовых явлений в условиях выявления их общих и особенных свойств. В правовой науке этот метод используется, прежде всего, при сопоставлении законодательства двух и более государств.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82681. Особые экономические зоны 41 KB
Для мировых хозяйственных связей особые экономические зоны предстают в основном как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота мобилизации инвестиций углубления интеграционных экономических процессов.
82682. Организационное поведение 56.47 KB
При всей сложности и противоречивости происходящих общественно-политических процессов мы имеем и принципиально важные достижения: переход от административно-командных методов к рыночным отношениям, от тоталитаризма к демократическим принципам управления.
82683. Приемы развития познавательного интереса на уроках закрепления изучаемого материала по биологии 99.91 KB
В системе уроков, составляющих единство в раскрытии содержания темы, имеется большое разнообразие. Учителю важно знать, чем один урок отличается от другого и какие закономерности он должен учитывать в построении того или иного урока. Чтобы разобраться в этом, необходимо знать типологию уроков.
82684. Реинжиниринг и бизнес-процессы 37.61 KB
Принципы, сформулированные Смитом и революционные для его времени, не соответствуют требованиям современной индустрии, так как продукция в наше время должна быть ориентирована в основном на узкие группы потребителей, исполнители хорошо образованны, не боятся ответственности и стремятся...
82685. Производство текстильных материалов 128.5 KB
Цель этапа: настрой учащихся на предстоящие исследования на получение новых знаний создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс приветствие проверка явки учащихся заполнение учителем классно журнала проверка готовности учащихся к уроку настрой учащихся...
82686. Нахождение дроби от числа. Нахождение числа по его части, выраженной дробью 87 KB
Закрепить понятия: обыкновенная дробь, числитель дроби, знаменатель дроби; сформировать умение записывать и читать обыкновенные дроби, изучить правила нахождения дроби от числа и числа по его дроби. Создавать у школьников положительную мотивацию к выполнению умственных и практических занятий.
82687. Действия над многочленами 88 KB
Задачи: систематизировать материал по данной теме. провести диагностику усвоения системы знаний и умений и её применения для выполнения практических заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень. развивать познавательные процессы, память, мышление, внимание...
82688. Добрые дела живут на белом свете 28.9 KB
Цель: закреплять представления детей о добрых делах, понимать, что вежливые слова помогают людям в общении; упражнять в грамотном построении ответов на заданные вопросы. Развивать способность детей к сопереживанию, устанавливать причинно-следственные связи. Упражнять в подборе слов-антонимов, воспитывать чувство доброты.
82689. Переключательная схема 127 KB
Переключательная схема это схематическое изображение некоторого устройства состоящего из переключателей и соединяющих их проводников а также из входов и выходов на которые подаётся и с которых снимается электрический сигнал.

Введение. 3

1. Общенаучные методы исследования. 4

1.1 Моделирование. 4

1.2 Системный метод. 5

1.3 Математические методы.. 6

2. Частнонаучные методы исследования. 8

2.1 Сравнительный метод. 8

2.2 Картографический метод. 9

2.3 Исторический метод. 12

2.4 Геоинформационные системы.. 14

2.5 Аэрофотометоды.. 15

2.6 Космические методы.. 16

2.7 Фенологические наблюдения. 17

Заключение. 20

Литература. 21


Введение

При решении теоретических проблем и практических задач в биогеографии используется широкий арсенал географических методов, среди которых важнейшую роль играют сравнительно-географический и картографический методы; при этом требуется также глубокое знание биологических свойств и экологии растительных и животных организмов, умение широко использовать данные о специфике взаимодействий организмов и сообществ друг с другом и со средой .

Существуют общенаучные методы и частнонаучные методы, которые использует каждая наук, в том числе и биогеография.

Общенаучные методы, которые используются в различных областях науки, т.е. имеют широкий, междисциплинарный спектр применения. К ним относятся:

1) моделирование;

2) системный анализ;

3) математический.

Частнонаучные (специфические) - это методы, используемые только в какой-то конкретной науке. Среди них важное значение имеют сравнительный, картографический, исторический, создание геоинформационных систем.


Общенаучные методы исследования

Моделирование

Моделирование процессов, связей, явлений широко применяется в биогеографии. Стремясь к систематичности, географы во все времена исключали из поля зрения часть явлений. В последние 10-летия это делается сознательно, что и является, по сути, моделированием: ведь когда учёные "отбирают" только главные черты действительности, им становиться более ясной и понятной её структура, механизм развития .

Моделирование - упрощённое воспроизведение реальности, описывающее в обобщённой форме её существенные черты и взаимосвязи, широко используется в современной географии .

Математическое моделирование в экологии сообществ – достаточно обширная область исследования и по выбору объектов моделирования, и по набору методов, и по спектру решаемых задач. Предлагаемый читателю обзор не претендует на охват всех аспектов моделирования. Внимание авторов обращено на два класса методов: моделирование с помощью дифференциальных уравнений и методы, основывающиеся на экстремальных принципах биологии. Если примеры вариационных моделей относятся к довольно широкому кругу растительных и животных сообществ, то для подходов, основанных на дифференциальных уравнениях, в виду обширности материала внимание сконцентрировано на моделировании сообществ микроорганизмов .

Модели каждого из методов, безусловно, обладают своими достоинствами и недостатками. Так, дифференциальные или разностные уравнения позволяют описывать динамику процессов в режиме реального времени, тогда как вариационные методы, как правило, предсказывают лишь конечное стационарное состояние сообщества. Но на пути имитаций с помощью уравнений возникают трудности как принципиального, так и технического характера. Принципиальная трудность состоит в том, что не существует систематических правил вывода самих уравнений. Процедуры их составления основываются на полуэмпирических закономерностях, правдоподобных рассуждениях, аналогиях и искусстве модельера. Технические трудности связаны с высокой размерностью задач по моделированию сообществ. Для существенно многовидовых сообществ, потребляющих многочисленные ресурсы, требуется подбор сотен коэффициентов и анализ систем из десятков уравнений .

В зависимости от цели моделирования, можно выделить два типа моделей: дескриптивные модели и модели поведения .

Дескриптивная модель позволяет получить информацию о взаимосвязях между наиболее важными переменными экосистемы. Реализуется такой тип модели методами стохастического моделирования, основанного на инструментах теории вероятностей и математической статистики. Разделяют статические методы, не учитывающие время в качестве переменной (простая и множественная линейная и нелинейная корреляция и регрессия; дисперсионный, дискриминантный и факторный виды анализа, методы оценки параметров), и динамические методы, которые учитывают временную переменную (анализ Фурье, корреляционный и спектральный анализ, весовые и передаточные функции) .

Модели поведения описывают системы во время переходного периода от одного состояния к другому. Для осуществления этой категории моделей изучают: 1) структуру сигналов на входе и выходе системы; 2) реакцию системы на особые проверочные сигналы; 3) внутреннюю структуру системы. Последний пункт реализуется аналитическим моделированием, в основе которого лежат дифференциальные уравнения, описывающие причинно-следственные связи в экосистеме .

Системный метод

"Природу нужно рассматривать как целое, если мы хотим понять детали". (Докучаев, Берг, Баранский, Саушкин). Л.Берталанфи - творец системного подхода - в конце 40-х гг. писал: "Система есть комплекс элементов, находящихся во взаимосвязи" .

К числу важнейших понятий теории систем относятся: целостность, структура, саморегулирование, устойчивость. Системный поход позволяет не только по-новому взглянуть на объект как на целое, но и охарактеризовать его количественно, создать его графическую модель. В этом состоит практическое значение системной методологии .

В 60-70 гг. XX в. в географические исследования стал проникать системный подход, основанный на общей теории систем. Появились работы А.Д. Арманда, В.С. Преображенского, Ю.Г. Пузаченко, А.Ю. Ретеюма, А.Г. Исаченко, В.Н. Солнцева, Ю.Г. Саушкина и др. (за рубежом ещё раньше в США, Швейцарии - Д. Харвей, Р. Чорли). Такое внимание не случайно. Ведь в реальной действительности любая система (целостный комплекс взаимосвязанных элементов) является бесконечно сложной и мы можем изучать лишь систему, полученную в результате некоторой абстракции от реальной системы. Системный подход применим к широкому географических проблем как в статистике (анализ элементов, образующих систему, их взаимоотношения, структуру), так и в динамике (ретроспекция, прогнозирование изменений и спонтанных и целенаправленных). Позволяет оценить динамику развития сообществ живых организмов во времени и в пространстве, а также взаимодействие их с окружающей природной средой .

Математические методы

Очевидно необходимы и математические методы. В науке они были вызваны к жизни стремлением как-то выразить "в числе и мере" бесконечного сочетания объектов природы, населения, хозяйства на определённых территориях. Но математические методы в географии особенно успешно применимы при определённой однородности пространства, что встречается редко .

В 60-е гг. некоторые географы рассмотрели внедрение в географию "количественных" математических методов как столбовую дорогу её развития. Это получило название "количественной революции" в географии, а её сторонники называли себя "количественниками". Но уже в 70-е начинается откат, т.к. очевидна вся сложность предметного отражения всего многообразия пространства и его элементов только методами математики .

Кроме методов математической статистики и теории вероятности, широко используемых в настоящее время в физической географии, применяются также математический анализ, теория множеств, теория графов, матричная алгебра и др. Особенно большие надежды возлагаются на использование теоретико-информационных методов и кибернетики .

До сих пор еще в географии наиболее широко используются вероятностно-статистические методы, необходимые для анализа протоколов наблюдений и систематизации фактических данных, т.е. на эмпирическом уровне познания. Однако при переходе на теоретический уровень для обобщений и выявления основных закономерностей географы все больше начинают использовать математический и векторный анализ, теорию информации и теорию множеств, теорию графов и теорию распознавания образов, теорию вероятности и теорию конечных автоматов. При этом резко возрастает роль таких познавательных операций, как идеализация, абстракция, гипотеза. Получение результатов исследования в виде карт, графиков, математических формул и т.д. по сути дела уже является моделированием .

Фундаментальные знания о закономерностях функционирования естественных надорганизменных систем добывают не только в специально организованных и спланированных экспериментах, но и путем анализа данных экологического мониторинга, полученных с помощью стандартных методик. Эти данные накапливаются десятилетиями, могут охватывать большие территории, но не всегда удовлетворяют требованиям метрологии, статистической воспроизводимости и другим условиям, которые позволили бы обоснованно использовать для их анализа традиционные методы математической статистики .

Анализ экологической литературы последних лет показывает, что при анализе многомерных массивов данных, получаемых в ходе исследования природных экосистем, чаще всего применяются либо классические статистические методы, такие как дисперсионный и регрессионный анализ, либо методы, лишь формально относящиеся к статистическим: факторный анализ, кластер-анализ, многомерное шкалирование. Благодаря тому, что для всех этих методов в настоящее время имеются пакеты прикладных вычислительных программ (например SYSTAT, SPSS, STATISTICA и др.), эти методы стали доступны для широкого круга экологов, как правило не имеющих адекватной математико-статистической подготовки. Между тем применимость указанных методов к анализу данных экологических наблюдений (экологического мониторинга), относящихся к категории т.н. "пассивных экспериментов", представляется достаточно проблематичной .

Дальнейшие перспективы развития теоретического уровня в географии связаны с использованием математических и логических методов, а также методов моделирования и кибернетики .


Частнонаучные методы исследования

Сравнительный метод

Как отмечал Гетнер: "Сравнение - один из основных логических приёмов познания... познание любого предмета и явления начинается с того, что мы отличаем его от всех других предметов и устанавливаем сходства его с родственными предметами" .

Метод сравнения - один из старейших традиционных методов в науке. Он важен потому, что даёт возможность более полно и глубоко уяснить многообразие форм сообществ живых организмов в индивидуальном развитии и в связи с окружающей средой. Цель сравнений - в установлении количественных и качественных показателей, их описании и анализе для получения выводов о пространственно-временной структуре природно-территориальных систем, сообществ, их функционировании, состоянии и потенциале .

Сравнительный метод подразделяется на:

· собственно сравнительно-географический (применяется при выявлении и отображении качественных и количественных различий одноимённых объектов и явлений);

· географическое сопоставление (проводиться по составу, структурным связям, генезису, типу функционирования);

· сравнение соответствия теоретической модели объективному развитию географических объектов (используется для установления закономерностей пространственной дифференциации объектов, изучения их динамики и развития) .

Практические цели биогеографии тесно смыкаются с задачами общей экологии и наук о Земле. Специфика биогеографии состоит, с одной стороны, в получении комплексных, сопряженных данных об органическом мире той или иной территории, а с другой – в сравнительно-географическом подходе к анализу и интерпретации этих данных. С его помощью биогеография способна в принципе прогнозировать результаты различных планируемых и случайных воздействий на биосферу. При этом биогеография выступает как бы в качестве наблюдателя и толкователя экспериментов, поставленных самой природой. Специально ставить такие эксперименты чаще всего нельзя – это либо рискованно для биосферы, либо требует многих сотен и даже тысяч лет для получения результата .

Наиболее разработанными частными дисциплинами биогеографии являются зоогеография и фитогеография (география растений, ботаническая география, геоботаника). География микроорганизмов находится на стадии становления по причине трудности изучения самого объекта .

Зоогеография и фитогеография четко различаются по объектам, но процессы, определяющие закономерности распределения для животных и растений, имеют много общего. Отсюда вытекает и принципиальное сходство целей и методов для этих биогеографических дисциплин, их синтез в рамках единой науки .

Биогеографический синтез наиболее оправдан в тех разделах частных дисциплин, которые занимаются исследованием распределения комплексов организмов по территории и закономерностей этого распределения. Далее следует задача объяснения выявленных закономерностей, что требует знания современных и прошлых взаимодействий между разными группами организмов, между ними и средой. Таким образом, логически осуществляется переход к сравнительно-географи­ческому исследованию сообществ и экосистем разного ранга, что и представляется основой биогеографической методологии. Реально исследователь имеет дело лишь с ограниченным набором видов или групп, однако и здесь необходимо осмысливать материал в биогеоценотическом и экосистемном плане .

Сравнительно-географический метод при творческом использовании даёт возможность анализировать черты сходства далёких друг от друга и совершенно непохожих территорий .

К сравнительному методу в определённой степени примыкает широко используемый в различных науках метод аналогов. Он состоит в том, что знания и данные о каком-либо географическом объекте выводятся из уже сложившихся представлений о другом, нередко сходном объекте (территории) .

Метод науки или учебной дисциплины (от греческого «метод» – путь к чему-либо и «логос» – наука, учение) – совокупность способов, приемов, подходов, принципов, с помощью которых изучается предмет. (Соколов А.Н.)

Метод в науке, в научной деятельности – это средство (прием), с помощью которого добывается новое знание либо осуществляется систематизация, оценка, обобщение имеющейся информации.

Таким образом, метод науки определяет, каким образом осуществляется процесс изучения предмета данной науки.

Теория государства и права разрабатывает собственные методы исследования государственно-правовых явлений и в то же время активно использует общие методы, вырабо­танные общественными и естественными науками.

Методология теории государства и права – это совокупность теоретических принципов, логических приемов и конкретных способов исследования государственно-правовых явлений.

Первую группу составляют всеобщие методы.

На протяжении долгого времени в науке противобор­ствуют идеалистический и материалистический методы по­знания, метафизика и диалектика. Нашей отечественной науке присуща ориентация на материалистический под­ход, согласно которому глубинные, сущностные стороны государства и права предопределяются в конечном счете экономикой, наличными формами собственности. Материа­листический подход позволяет проследить связь государства и права с реальными процессами, выявлять и исследовать их возможности для упрочения материальных основ и уве­личения экономического потенциала общества.

Философской основой теории государства и права слу­жит диалектический метод, т.е. учение о наиболее общих закономерных связях развития бытия и сознания. К общим законам диалектики относятся: переход количественных из­менений в качественные (увеличение числа норм и институ­тов, закрепляющих и регулирующих отношения частной соб­ственности, привело к делению российского права на част­ное и публичное); закон единства и борьбы противополож­ностей (единство прав и обязанностей, централизация и де­централизация в государственном строительстве); закон от­рицания (в российской государственности имеются элемен­ты прошлой и зародыши новой государственности).

Вторую группу составляют общенаучные методы.

Общенаучные методы – это средства познания, используемые во всех областях научного знания.

К числу общенаучных методов относятся, в частности, системно-структурный метод, функциональный подход, общие логические приемы и т.д.

Системно-структурный метод предполагает исследование внутреннего устройства (структуры) изучаемого явления, а также исследование связей как между составными частями внутри самого явления, так и с родственными явлениями и институтами. Данный метод исходит из того, что: 1) система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов; 2) она образует единство со средой; 3) как правило, любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка; 4) элементы любой исследуемой системы, в свою очередь, обычно выступают как системы более низкого порядка. Как система может быть рассмотрено любое явление.

Государство и право по своей сути, по струк­туре – сложные, системные явления. Основными элемен­тами первого выступают органы государства, второго – нормы права. В целом же государство как важнейший поли­тический институт входит наряду с другими политическими институтами в политическую систему, а право – в норма­тивную систему общества.

Системный метод открывает большие возможности для изучения системообразующих структурных элементов госу­дарства и права, прямого и обратного влияния на государ­ство и право внутренней и внешней среды, для предупреж­дения противоречий и «возмущений» в правовой и государ­ственной системах.

Функциональный метод используется для выделения в различных системах составляющих структурных частей сточки зрения их предназначения, роли, взаимосвязи, а также реального действия исследуемых явлений.

Общие логические приемы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза) используются для определения научных понятий, последовательной аргументации теоретических положений, устранения неточностей и противоречий. По своей сути эти приемы являются своеобразными «инструментами» для научной деятельности.

1) К философским законам и категориям непосредственно примыкает метод восхождения от абстрактного и конк­ретному и от конкретного к абстрактному . Так, процесс познания формы государства может двигаться об абстрак­ции «форма государства» к ее видам – форме правления и форме государственного устройства, затем к разновиднос­тям названных форм. При подобном подходе познание фор­мы государства будет углубляться, конкретизироваться, а само понятие «форма государства» начнет обогащаться кон­кретными признаками и особенностями. При движении мыс­ли от конкретного к общему, абстрактному исследователь может, например, изучить уголовные, административные, дисциплинарные правонарушения, их свойства и особенно­сти, а затем сформулировать общее (абстрактное) понятие правонарушения.

2) Индукция и дедукция. Индукция – логический прием, который заключается в изначальном познании отдельных (или первичных) сторон или свойств государства и права, на основе которого затем даются обобщения различного уровня. Например, выявив признаки государственного органа, исследователь может сделать объективный вывод о том, что такое орган государства. Сформулировав понятие органа государства, он идет дальше и делает новый, более обобщенный вывод о том, что такое механизм государства (совокупность государственных органов).Дедукция – логический прием, который заключается в том, что путем логических умозаключений от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам познаются общие закономерности и свойства государства и права. Затем, расчленяя их на определенные группы, единичные образования, им дается научная оценка (определение). Процесс исследования протекает здесь в обратном порядке, характерном для индуктивного метода. Так, познание права можно начинать с изучения его общих признаков и общесистемного строения, затем обратиться к анализу отрасли права как наиболее крупного структурного подразделения системы права, после чего выявить существенные признаки и свойства подотраслей и институтов права и, наконец, завершить этот процесс исследованием правовой нормы (первичного элемента всей системы права) и ее структуры.

3) В качестве общих методов изучения теории государства и права используются также анализ и синтез , представляющие собой процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединение целого из частей.

Условие всестороннего познания государства и права, различных государственно-правовых явлений – многогранность их анализа. Расчленение целого на составные части позволяет выявить строение, структуру изучаемого объекта, например, структуру механизма государства, системы права и т.д. Одна из форм анализа – классификация предметов и явлений (классификация государственных органов, функций государства, норм права, субъектов правоотношений, юридических фактов и т.п.).

Синтез есть процесс объединения в единое целое частей, свойств, признаков, отношений, выделенных посредством анализа. Например, на основе объединения и обобщения основных признаков, характеризующих государство, государственный орган, право, правоотношение, правонарушение, юридическую ответственность, формулируются общие понятия. Синтез дополняет анализ и находится с ним в неразрывном единстве.

Кроме того, наука обязана учитывать исторические традиции, социокультурные кор­ни государства и права. Изложенное обусловливает приме­нение при познании государственно-правовых явлений ис­торического метода .

Третью группу составляют частнонаучные методы.

1) Традиционен для юридической науки формально-юридический метод . Исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников (форм права), формальной определенности права как его важнейшего свойства, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники и т. п. Все это конкретные проявления формально-юридического метода. Он применим при анализе форм государства, при определении и юридическом оформлении компетенции органов государства и т. д. Словом, формально-юридический метод вытекает из самой природы государства и права, он помогает описать, классифицировать и систематизировать государственно-пра­вовые феномены, исследовать их внешнюю и внутреннюю формы.

2) В наше время, когда закономерно усиливаются интеграционные процессы, возрастает роль метода сравнительного государствоведения и правоведения (сравнительно-правовой ), который имеет своим объектом сходные государственно-правовые институты раз­личных стран. С логической точки зрения, названный метод основывается на последовательном изучении и сопоставлении большого числа сходных объектов. Например, достоинства и недостатки государственных и правовых институтов нашей страны трудно установить без сравнения их с аналогичными институтами других стран. Значение данного метода возрастает, когда возникает необходимость в политических и правовых реформах. Вместе с тем сравнительное государствоведение и правоведение не имеет ничего общего с бездумным заимствованием иноземного опыта и механи­ческим переносом его в наши специфические исторические, национальные и социально-культурные условия.

3) Одним из эффективных инструментов изучения государства и права служит статистический метод , основывающийся на количественных способах получения данных, объективно отражающих состояние, динамику и тенденции развития государственно-правовых явлений. Статистические явления, оперирующие цифрами, которые нередко оказываются доказательнее любых слов, включают в себя несколько стадий: статистическое наблюдение, сводную обработку статистических данных и их анализ.

4) К специальным относится и метод государственного и правового моделирования . Суть его заключается в том, что между различными государственными и правовыми явлени­ями имеется определенное сходство, а потому, зная свойства и признаки одного из них (модели), можно с достаточ­ной степенью точности судить о других.

Моделирование помогает при поиске наилучших схем организации государственного аппарата, наиболее рацио­нальной структуры административно-территориального деления, при формировании системы законодательства и др.

5) В современных условиях особое значение приобретает конкретно-социологический метод исследования государ­ственно-правовых проблем. Суть метода конкретно-социологических исследований заключается в анализе, переработке и отборе необходимой достоверной информации о важнейших сторонах юридической практики, развития и функционирования государственных и правовых институтов в целях проведения определенных теоретических обобщений и принятия соответствующих практических решений. С его помощью можно выявить степень эффективности функционирования всех ветвей го­сударственной власти, правового регулирования, состояние законности и правопорядка в стране. Конкретно-социологи­ческие исследования содействуют разработке ключевых воп­росов теории государства и права, для изучения которых они предоставляют массу новых жизненных фактов, стати­стических и иных данных.

В рамках конкретно-социологического метода исполь­зуются такие приемы, как наблюдение, анкетирование, ин­тервьюирование, эксперимент и др.

6) При исследовании государственно-праовых явлений также применяется функциональный метод . Он используется для выделения в государственно-правовых системах составляющих структурных частей с точки зрения их социального назначения, роли, функций и связи между ними. Данный способ применяется в теории государства и права при изучении функций государства, государственных органов, права, правосознания, юридической ответственности и других социально-правовых явлений.

Рассмотренные общие и частнонаучные методы изучения теории государства и права применяются комплексно, в тесной связи между собой.

    Система теории государства и права

Анализ структуры теории целесообразно проводить с учетом специфики познания теории государства и права в качестве науки и учебной дисциплины.

Структурирование теории государства и права как науки осуществляется в контексте двух основных подходов, которые с определенной долей условности могут быть названы предметным ифункциональным .

В соответствии с предметным подходом – в структуре теории государства и права выделяются два основных раздела: «теория государства» и «теория права».

Теория государства и права изучается по определенной системе, которая представляет собой логически последовательное расположение вопросов, отражающих объективную структуру и содержание предмета данной науки.

Изучение государства и права начинается с уяснения соотношения общества и государства, закономерностей происхождения тех признаков государства, которые отличают его от организации общественной власти первобытнообщинного строя. Затем рассматриваются основные вопросы теории государства: признаки, сущность государства, важнейшие характеристики правовой государственности, формы, типы, механизм и функции государства.

После уяснения общих вопросов теории государства, целесообразно переходить к изучению общей теории права. Этот раздел курса дает представление о том, что такое право и что есть его элементарная частица – норма права; в каких формах выражаются правовые нормы; что такое закон и каково его место в системе нормативно-правовых актов государства; какова роль права и нормативного регулирования в современной общественной жизни. Также изучаются принципы построения и функционирования системы права и системы законодательства, формы реализации правовых норм и особенностей правоприменительной деятельности компетентных органов государства.

Изучением общих закономерностей правоотношений, правомерного поведения, правонарушения и юридической ответственности, законности и правового порядка завершается курс теории государства и права.

Сторонники функционального подхода выделяют в качестве относительно обособленных элементов юридическую догматику, юридическую технику, юридическую методологию, социологию права и философию права.

В качестве элементов, в комплексе образующих «предметное поле» современной теории государства и права, следует рассматривать:

    понятийно-категориальный аппарат юриспруденции (юридическую догматику ). Теория государства и права является своеобразной «азбукой юриспруденции». В рамках данной науки формулируются основные опнятия и принципы, характеризующие государство и право (право, государство, норма права, орган государства, правоотношение, правонарушение и.т.д.);

    основные принципы и теоретические модели правотворчества и реализации права (юридическую технику ). Теория государства и права дает общую характеристику процессов правотворчества и реализации права с точки зрения их структуры и содержания, исследует функции этих процессов, определяет возможные последствия, намечает перспективные пути оптимизации;

    основные средства, приемы, способы и принципы познания в области.ридической науки (юридическую методологию ). Теория государства и права дает общую характеристику основных методов познания юридической науки, определяет принципы использования этих методов в процессе исследования правовой реальности.

Социология права представляет собой новое научное направление, выделяемое всоциологии – науке, изучающей структурные элементы общества во взаимосвязи, условия их существования, а также функционирование и развитие всех сторон деятельности людей в обществе .

Социология права рассматривает правовую систему в тесной взаимосвязи с жизнью, общественной практикой; рассматривает право с точки зрения общественных отношений, порождающих правовые нормы и процедуры, связанные с их правовым регулированием и правовой охраны.

Социология права зародилась на рубеже XIX–XXвеков, а в России начала развиваться в 20-е годы прошлого века. Н.М. Коркунов, С.А. Муромцев, Н.Н. Кареев и другие, которые внести значительный вклад в развитие правовой мысли, выработали социологический подход к понятию права. В частности, Н.М Коркунов определял право как меру разграничения интересов людей, а С.М. Муромцев – как правоотношение.

Философия права предполагает акцентирование внимания на наиболее общих и в силу этого объективных закономерностях возникновения и развития государства и права, а также исследует философские категории (свобода, необходимость, общество и т.п.) в их юридической интерпретации.

Таким образом, в ходе лекции вы получили представления об объекте, предмете, системе науки «Теория государства и права», определили ее функции и методологию, сформулировали соответствующие понятия.

1. Изучить самостоятельно следующие вопросы: понятие, основные задачи и значение философии права; понятие, основные задачи и значение социологии права. Понятие, значение, функции специальной юридической теории (догмы)

2. Доработать конспект.

3. Повторить материалы лекции и подготовиться к семинарскому занятию по следующим вопросам: 1. Понятие, значение теории государства и права как науки и ее предмет. 2. Функции теории государства и права. 3. Методология теории государства и права. 4. Система теории государства и права.

Разработала

Заместитель начальника кафедры

государственно–правовых дисциплин

кандидат юридических наук

майор внутренней службы Т.В. Жукова

”______” _______________ 20_ год

Общенаучные методы познания.

Классификация общенаучных методов. Основой классификации являются фиксация двух уровней познания: эмпирического и теоретического, тогда все общенаучные методы познания поделятся на три группы:

1. Методы эмпирического познания (используются только на эмпирическом уровне).

2. Методы, относящиеся к эмпирическому и теоретическому уровню познания.

1. Методы эмпирического познания.

Основополагающим, изначальным методом является наблюдение - это чувственное (преимущественно визуальное) отражение предметов и явлений внешнего мира для получения научных фактов, с использованием материальных средств и приборов. Наблюдение это не пассивное созерцание, а целенаправленная деятельность (с определённой фиксацией некоторых параметров). Эта деятельность опирается на чувственные способности человека, что и позволяет фиксировать внешние свойства и признаки предметов. Три особенности: 1) целенаправленность наблюдения (обусловлена наличием предварительных идей или гипотез, которые ставят задачи наблюдения), 2) планомерность (наблюдения проводятся строго по плану, составленному строго в соответствии с задачей исследования) и 3) активность наблюдения (исследователь осуществляет активный поиск, привлекая для этого свои знания и опыт и привлекая средства наблюдения). Перечисленным особенностям соответствуют следующие исследовательские процедуры наблюдения (за формальной записью стоит проявления таланта исследователя и творческая работа): определение целей и задач исследования, выбор объекта и предмета исследования, выбор способа наблюдения минимально влияющего на состояние объекта наблюдения, выбор способа регистрации наблюдаемых параметров объекта, обработка и интерпретация данных наблюдения.

Эмпирическое описание.

Всякое научное наблюдение всегда сопровождается описанием объекта познания, поэтому метод эмпирического описания выделяется отдельно. Эмпирическое описание - это фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, полученных в результате наблюдений (перевод чувственной информации на язык понятий, язык знаков, схем, рисунков, графиков). Описание результатов образует эмпирический базис науки. Требования к описанию - максимально полное, научное и объективное.

Эмпирическое описание подразделяется на качественное и количественное. Количественное описание осуществляется с применением языка математики и различных измерительных процедур. Из этой формулировки извлекаем понятие метод измерения. Измерения есть определение отношения измеряемой величины к другой величине, принятой за эталон. И лишь с проведением измерений естествознание превращается в науку.

Эксперимент.

Эксперимент - более сложный метод по сравнению с наблюдением, но он включает наблюдение. Предполагается активное, направленное, целенаправленное участие. Эксперимент обладает рядом важных присущих только ему особенностей (по сравнению с наблюдением).

1. Позволяет изучать объект в «чистом» виде путём устранения всякого рода побочных факторов, наслоений (например, Галилей бросал твёрдые шарики, пытался уменьшить трение, обматывав чем-то шарик).

2. Входе эксперимента объект может быть поставлен в некоторые искусственные условия для более глубокого и всестороннего его изучения (например, сверх низкие или высокие температуру, давление, вакуум).

3. Экспериментатор может вмешиваться в изучаемый процесс, активно влиять на его протекание.

4. Важным достоинством большинства экспериментов является их воспроизводимость (т.е. могут повторяться столько раз, сколько необходимо для получения достоверных результатов).

Эксперимент - это метод эмпирического познания, позволяющий учёным преобразовывать исследуемый объект, создавать искусственные условия его изучения, вмешиваться в естественное течение процессов и воссоздавать исследуемую ситуацию столько раз, сколько необходимо для получения адекватного и достоверного научного результата.

2. Общелогические методы научного познания.

Общелогические методы научного познания - это методы применяемые одновременно на теоретическом и эмпирическом уровне (моделирование, классифицирование, сравнение, аналогия).

Анализ и синтез.

Анализ - это метод познания, состоящий из логических приёмов теоретического или эмпирического расчленения предмета исследования на его элементы, свойства и отношения. Анализ относится к начальной стадии всякого исследование, эта стадия проводится с целью выяснения свойств элементов, как основания для последующего раскрытия закономерных связей между ними. К целевым формам анализа относят:

1. Расчленение предмета исследования как целого на части с последующим изучением свойств, строением, функций.

2. Выделение совокупности признаков и свойств анализируемых предметов, изучение отношений между этими... (?)

3. Разделение множества предметов по общности их свойств, признаков на определённые подмножества.

Завершение процедуры анализа даёт возможность перейти к воспроизведению предмета или системы к целостности путём логического синтеза, входящих в них частей с целью раскрытия причин и закономерностей существования этих целостностей.

Синтез (греч. соединение, сочетание, составление) - это метод познания, состоящий из логических приёмов теоретического или эмпирического соединения выделенных элементов предмета в целое (или в систему). Происходит не просто механическое объединение ранее выделенных предметов, они обобщаются и тем самым достигаются цели по выявлению структурных закономерностей, причинных и других механизмов его...(?) Синтез предполагает свои формы обобщения результатов:

1. Образование научных понятий.

2. Формулировка закономерностей или законов существования целостности.

3. Формирование систематизаций или концепций, отражающих существование целостности.

В ряде случаев результаты синтеза могут стать эмпирической теорией (например, Менделеев синтезировал таблицу и появился эмпирический класс теорий). Эмпирические теории раскрывают сущность первого порядка, а знания более высокого порядка (2-го и 3-го), то это получается качественно иными процедурами (например, абсолютно чёрное тело не получить анализом и синтезом).

Методы анализа и синтеза взаимосвязаны, диалектически предполагают и дополняют друг друга. Анализ - момент познания целого, с другой стороны, предварительное условие синтеза - это совокупное эмпирическое наличие частей из которых состоит предмет синтеза. Всякое синтезированное знание относится к сущности первого порядка.

Индукция и дедукция.

Индукция (лат. наведение) - это метод научного исследования, связанный с движением мысли от отдельных фактов (частных посылок) к общему выводу (обобщающей гипотезе). Основой индуктивного умозаключения является повторяемость признаков в ряду предметов определённого класса. Поэтому индуктивные умозаключения - вывод об общих свойствах всех предметов данного класса на основе изучения большого количества отдельных событий. Направлены на выявление в предметах чего-то общего, выступающего в качестве объективной закономерности. Индукция разделяется на полную и не полную. В полной общий вывод базируется на знании всех изучаемых предметов; однако, если в силу пространственно временного ограничение исследователь может изучить только часть предметов - неполной индукция.

Выделяют три типа неполной индукции.

1. Через простое перечисление фактов (популярная индукция). Получение общего вывода на базе наблюдения ограниченного числа фактов, если среди них не встречается случай противоречащий ему. (Например, все лебеди белые - так считали пока не нашли чёрных).

2. Индукция через отбор фактов, из общей их массы по определённому правилу (используется в статистических методах оценки - по какой-то группе проводят опрос и сообщают о мнении людей).

3. Индукция, осуществляемая на основе знания причинных связей явлений в пределах изучаемого класса явлений.

Индукция изначальный вид умозаключений, с её помощью выведено много знаний (принцип неопределённости, закон сохранения вещества). Индуктивное обобщение стимулирует мысль учёного. Изолированно она не работает и взаимодействует с ранее доказанным знанием.

Когда накоплено достаточное число обобщающих фактов, гипотез, принципов появляется возможность к дедукции.

Дедукция - логическое выведение нового (научного) знания из ранее полученных знаний. (Это все следователи - Шерлок Холмс, Коломбо - раскрывают преступление по уликам). Умозаключение по дедукции строится по схеме: все предметы относятся к классу m ...(?) (например, все люди смертны, Сократ человек => смертен).

Дедуктивный метод не сводится к дедуктивному умозаключению. Направленность от общего к частному может формировать целую систему. Например механика - закон инерции, механики материальной точки и...(?)

Дедукция (как метод научного познания) - это метод научного исследования, заключающийся в том, что новые знания выводятся на основании эмпирических теорий, законов, принципов, аксиом или гипотез, полученных ранее путём индуктивного обобщение данных наблюдения и эксперимента.

Индукция и дедукция неразрывно связаны друг с другом, диалектически дополняют и взаимоопределяют друг друга. Это лишь способ развёртывания некоторых положений на знании исходного знания и т.к. индукция может нести ошибку, то и дедукция тоже. Дедукция не даёт возможности получить содержательно нового знания. Роль научной дедукции тем не менее непрерывно возрастает, в особенности в двух направлениях:

1. Там, где науки приходится иметь дело с явлениями непосредственно недоступным чувственному восприятию (микромир, быстро протекающие процессы).

2. В развитии математизации науки, математических и логико-математических теорий, которые выводятся посредством дедуктивных правил (дедуктивные теории) на основе некоторых утверждений (?), а метод аксиоматический.

Абстрагирование.

Абстрагирование - это особый вид мышления, заключающийся в отвлечении (устранение) от ряда свойств и отношений изучаемого предмета с одновременным выделением только интересующих субъекта свойств и отношений. Результатом является различного рода абстракции. Использую эту закономерность можно выделить те свойства, которые важны. Математическая абстракция - отвлечение от всех чувственных свойств (мягкости, жесткости, вкуса), но сохраняется количественная определённость. Абстракция выступает в виде чувственно наглядного образа (атом), в форме идеализированного объекта (абсолютно чёрное тело) или в форме суждения (этот предмет белый), понятия (?) (категория движения, пространства), в форме закона (отрицание отрицания).

Классификация.

Классификация - это метод научного исследования, в основе которого лежит деление и распределение множества объектов на подмножества, подклассы по определённым признакам. В основе классификации - лежит логическая операция деления объёма понятия. Объём понятия - класс объектов, обозначающиеся данным понятием.

Выделяют следующие виды классификации:

1. Естественные и искусственные образуются по степени существенности основания деления. Существенные - являются источником знания об объекте. Например, периодическая система химических элементов. Несущественные (искусственные) не раскрывают существенное знание об объекте. Например, библиографический указатель в библиотеке.

2. Формальная и содержательная классификация. Формальные ориентированы на выявление какого-то порядка в объектах (иерархия по вертикали или горизонтали), а содержательная ориентирована на раскрытие законов (классификация видов организмов) (???).

3. Описательная и сущностная. Описательная - фиксирует факт существования объекта, а сущностные раскрывает существенные характеристики объектов.

Моделирование.

Методом моделирования называется изучение объекта (оригинала) посредством создания и исследования его копии, которая и называется его моделью. Модель замещает оригинал только в тех характеристиках, которые составляют предмет познания. Модель всегда соответствует оригиналу только в тех свойствах, которые подлежат изучению, она исключает все остальные свойства и отношения оригинала, которые на данном этапе не является актуальными, это и делает модель удобной для исследования.

Моделирование, как процедура включает следующие этапы:

1. Построение модели, цель - создание условий для полноценного замещения оригинала объектом посредником воспроизводящим его необходимые параметры. При построении модели происходит упрощение, идеализации, абстрагирование и т.п.

2. Исследование модели, целью этого этапа является получение необходимой информации о модели. Изучение модели ведётся с той глубиной и детализацией, которая требуется для решения конкретной познавательной задачи. Исследователь может проводить наблюдения, описывать и т.д. с моделью.

3. Перенос или экстраполяция результатов моделирования на объект оригинал, опираясь на основания моделирования, метод аналогии знания об оригинале дополняется информацией об исследовании модели. Если есть несоответствия модель корректируется и всё повторяется, если оценка новых знаний не подтвердила соответствиями. В физико-математических моделях соответствие создаётся заранее и модель создаётся адекватная, то даже при не очень удовлетворит результатах модели не подлежат корректировке, а ищут различия и используют теоретические методы переноса.

Модели бывают материальные (физические, социальные) и идеальные (математические). В связи с повышением теоретического уровня, физическое моделирование теряет своё место и актуальным становится математическое моделирование, которое подразделяется на:

1. Абстрактное.

2. Аналоговое.

3. Имитационное моделирование.

Характеристика следующая.

1. Абстрактное моделирование основывается на возможности описания изучаемого явления или процесса на языке некоторой научной теории (чаще на математическом языке). В начале дают по возможности более чёткое и однозначное описание того, что происходит, почему, при каких условиях, т.е. строят информационную (описательную) модель процесса, которая далее переводится на математический язык (мат. язык определённой теории). Т.е. определяется логико-математическая модель, и она исследуется как функционирующее явление. Например, в физической модели системы выделяют признаки, описывают поведение элементов дифурами и начинают исследовать. Такая модель изоморфна конкретному классы систем.

2. Аналоговое моделирование основывается на изоморфизме явлений (подобие форм) имеющих различную физическую природу, но описываемых одинаковыми математическими уравнениями. Например с помощью ЭВМ моделируют различные процессы в природе, которые описываются также как в электронике машины (тепловые процессы) (?). Уравнение Лапласа в частных производных - гидродинамические процессы описываются электрическим полем. И электрическое поле исследовать проще, чем гидродинамические процессы.

3. Имитационное моделирование. Заключается в имитации на компьютере структуры и процесса функционирования исследуемого объекта. Отсутствует детальное описание элементов системы, а протекающие в них процессы имитируются в интегрированном виде, позволяющем определить лишь основные данные, необходимые для принятия решения на более высоком уровне. При имитационном моделировании в качестве исходной информации используются не только теоретические и...(?) но и интуитивные, неформальные сведение об объекте, поэтому значительна роль исследователя (неформальная).

Обобщение.

Этот метод пронизывает все остальные методы.

Обобщение - это способ выделения общих свойств, связей и закономерностей некоторой предметной области путём перехода на более высокий уровень абстракции и определения соответствующих понятий. Включает все ранее рассмотренные методы, при этом они накладывают свой существенный отпечаток на определённых уровнях и этапах обобщения. В зависимости от задач и уровня исследования выделяют эмпирическое и теоретическое обобщение. Обобщение часто называют особым видом абстрагирования или обобщающая абстракция. Однако их нельзя отождествлять, т.к. познавательная задача существенно отличается. Операция обобщения - переход от частного или менее общего понятия или суждения к более общему, расширяя класс предметов и позволяет добиться новых понятий.

3. Методы теоретического познания.

Эти методы применяются для раскрытия причин и сущности явления (идеализация, мысленный эксперимент...)

Идеализация.

Идеализация - это вид абстрагирования, при котором осуществляется мысленное конструирования предельно абстрактных объектов, наделённых минимальным числом сущностных свойств, необходимых для решения теоретических задач. Идеализированные объекты, идеализации не существуют в действительности, но у них есть прообраз в материальном мире. Например, материальная точка - брошенный камень, или абсолютно чёрное или твёрдое тело. Цель идеализации - создать конструкции для моделей мысленного эксперимента. Как процесс идеализация характеризуется двумя теоретическими процедурами: 1) отвлечение от реальных свойств и отношений, изучаемых фрагментов действительности и 2) введение в содержание понятия мысленно сконструированного объекта таких признаков, которые не могут принадлежать реальному прообразу.

Так Галилей понимал, что нельзя искусственно воспроизвести природный процесс => надо построить модель.

Мысленный эксперимент.

Мысленный эксперимент - методы теоретического исследования объекта, в своей совокупности, образующих идеализированную модель, состоящую из мысленных схем и их взаимодействия. В ходе такого эксперимента объекты мысленно ставятся в различные ситуации и в ходе этого можно установить такие законы, которые нельзя получить экспериментально. Классические методы исследования: метод Галилея, Эйнштейна при выведении положения теории относительности о тождестве инерциальной силы и силы тяжести тела. Это тождество он вывел путём мысленного эксперимента - представил лифт, движущийся от поверхности Земли к центру в нём сидит наблюдатель и вдруг лифт обрывается, и вопрос - что чувствует наблюдатель? Наблюдатель и не знает, что трос оборвался, и не отличает, что это сила тяжести или ускорение от падения. Далее Са?до Карно? при исследовании паровой машины. Он считал что там есть теплород и уподобляет его воде и разность температур - разность уровней, и тогда работа не зависит от природы вещества, а измеряется произведением количества теплорода на разность температур, т.е. ограничена температурой нагревателя и холодильника, которые оба важны. Далее это стало вторым началом термодинамики.

Такие эксперименты сопровождают всю современную науку.

Метод формализации (Формализация).

Формализация - это метод исследования содержания объекта с помощью выявленных закономерностей и связей между элементами его формы. В процессе формализации какая-либо содержательная область (рассуждения, доказательства, поиск научной информации и т.д.) представляется в виде формальной системы. В этой системе форма отделяется, абстрагируется от содержания, изучаемая предметная область отображается в знаковой системах искусственных языков (формулах). Такая модель позволяет исследовать структурные закономерности происходящего в ней процесса, при этом происходит отвлечение от качественных характеристик. Подвергаются преобразованиям с формальными знаками. Оперируя формулами и получая конечное содержание, далее субъект может опять вкладывать в него содержание.

Формализация осуществляется на базе абстракций, формализаций и т.п. осуществляется на базе математики и частный случай этого метода - метод математизации - внедрение математики в область. Логика, лингвистика имеют свои «упаковки» метода формализации. При этом, используются искусственные языки, которые называются исчислениями. Исчисление - это система изучения тех или иных областей...(???) установления соответствия между знаками и предметами области теоретического исследования.

В мат логике: исчисление предикатов, классов, высказываний и т.п.

Метод аксиоматизации (аксиоматизация).

Аксиоматический метод - метод дедуктивного построения теории или какого-либо раздела науки (математики механики), при котором на основе выбора исходных постулатов, называемого аксиомами, логически путём выводятся все остальные положения теории или какого-либо раздела науки. К аксиомам относятся начальные общие положения истинность которых принимается без доказательств, а все остальные положения теорий выводятся с помощью доказательств. Пример - геометрия Евклида. Науки, построенные на основе аксиоматического метода - дедуктивные науки.

Гипотетико-дедуктивный метод.

Гипотетико-дедуктивный метод - это метод, выдвижения абстрактно теоретического предположения (научная гипотеза) для объяснения причин непосредственно не наблюдаемых форм связей между изучаемыми объектами. Такая конструкция далее дедуктивно развёртывается. Т.е. гипотеза развёртывается от начального предположения, подвергается проверки, а далее знание уточняется и анализируется.

Частнонаучные методы – совокупность способов, принципов познания, исследовательских приёмов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.