Бизнес: курсы подготовки к ЕГЭ. Бизнес на репетиторстве: франшиза и самостоятельный старт

Репетиторство - это распространённая форма индивидуального образования. Услугами репетиторов пользуются школьники для закрепления знаний по предметам, выпускники и абитуриенты для подготовки к выпускным и вступительным экзаменам, студенты для развития профессиональных навыков.

Массовый характер репетиторство приобрело после введения в отечественных средних учебных заведениях в начале двухтысячных годов единого государственного экзамена (ЕГЭ). Многие родители выпускников стремятся найти лучших преподавателей для своих детей, чтобы обеспечить им качественную подготовку к проверке знаний. Учитывая очевидную актуальность предоставления таких услуг, при наличии подходящего образования и опыта работы, репетиторство можно рассматривать не только как возможность для дополнительного заработка, но и как полноценный самостоятельный бизнес.

С чего начать репетиторскую деятельность

Чтобы добиться успеха в репетиторской деятельности, понадобится не только хорошее образование. Преподаватель в обязательном порядке должен быть ответственным, пунктуальным, доброжелательным, способным находить общий язык с разными людьми и умеющим доступно излагать учебный материал.

Как стать высокооплачиваемым репетитором, с чего начать, если будущий предприниматель имеет необходимый багаж знаний и обладает всеми вышеперечисленными качествами? Первое, что следует сделать, - это определить желаемую сумму заработка и объём рабочего времени. Одни преподаватели смогут давать частные уроки только в свободные от основной работы часы, другие же будут готовы посвятить репетиторству всё своё время, оставив в прошлом школу или университет. Полезно прочитать, .

Следующий обязательный шаг - разработка собственной методики преподавания. Выбор способов передачи знаний, конкретных техник, приёмов, средств обучения и форм организации учебного процесса во многом будет определять общую эффективность репетиторства. Следует составить план занятий, подготовить методическую литературу и учебные пособия.

Далее необходимо сформировать тарифы на услуги. Не нужно сразу же устанавливать слишком высокие расценки. Это может отпугнуть потенциальных клиентов. Стоит ориентироваться на среднюю стоимость подобных услуг в регионе открытия бизнеса.

Затем можно приступать к поиску клиентов. В этом поможет интернет. В первую очередь стоит поместить информацию о своих услугах на сайтах бесплатных объявлений. В тексте объявления не нужно описывать используемую методику, в подробностях рассказывать об имеющихся знаниях и опыте и т. п. Нужно указать дисциплину (их может быть и несколько), на которой специализируется преподаватель, и контактные данные. Чтобы вызвать интерес у потенциальных клиентов, можно пригласить их на пробное занятие.

Кроме порталов с объявлениями, для размещения рекламы подойдут популярные социальные сети: Instagram, ВКонтакте, Одноклассники и местные тематические форумы для школьников, студентов и их родителей.

Важным этапом в начале карьеры репетитора является оформление документов, предоставляющих право на занятие образовательной деятельностью.

Актуальная идея для бизнеса: организация дошкольного образовательного учреждения. Стоит прочитать о том, . Порядок оформления документов, подготовка материально-технической базы и работа с клиентами.

Правовой статус репетитора

Индивидуальная педагогическая деятельность, которая сопровождается получением доходов, приравнивается к предпринимательству. Поэтому перед началом работы нужно оформить соответствующие документы.

Репетитору, который будет осуществлять деятельность самостоятельно, без привлечения наёмных работников, достаточно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в Федеральной налоговой службе (ФНС). При этом в заявлении о государственной регистрации следует указать код 85.41 (Образование дополнительное детей и взрослых) как код вида основной экономической деятельности. Полезно прочитать, как .

Оформлять лицензию в этом случае не нужно, но и выдавать клиентам какие-либо документы о получении образования, прохождении курсов, окончании занятий и прочие, имея такой правовой статус, репетитор будет не вправе.

Если же в планах у преподавателя есть открытие собственного репетиторского центра, то здесь потребуется провести более тщательную подготовку. Да и без наличия внушительного стартового капитала обойтись не удастся. Кстати, проекты, имеющие отношение к сфере образования, поддерживаются государством. Поэтому предприниматель при открытии образовательного учреждения может претендовать на .

Как открыть репетиторский центр

Репетиторский центр - это образовательная организация, деятельность которой в обязательном порядке подлежит лицензированию и регулируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

Для регистрации такого предприятия в налоговой службе лучше использовать форму общества с ограниченной ответственностью. Учредителем организации может выступать предприниматель единолично или в компании с партнёрами.

Перед тем как открыть репетиторский центр, следует:

  • найти подходящее помещение и оформить гарантийное письмо от собственника о предоставлении юридического адреса;
  • подготовить документы для регистрации компании (Устав, Решение или Протокол об учреждении), заполнить и уплатить госпошлину в сумме 4000 рублей;
  • зарегистрировать организацию в ФНС и получить Свидетельство о регистрации;
  • привести помещение центра в порядок в соответствии с требованиями законодательства о соблюдении санитарно-эпидемиологических норм и правил пожарной безопасности и получить в территориальных органах Роспотребнадзора и МЧС соответствующие заключения;
  • оборудовать помещения центра и создать комфортные и безопасные условия для работы;
  • разработать и утвердить образовательную программу;
  • сформировать штат сотрудников, имеющих профессиональное образование;
  • подготовить информационную базу;
  • оплатить госпошлину за предоставление лицензии в размере 7500 рублей.

Важно! При подготовке помещения следует руководствоваться положениями СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству <…> образовательных организаций дополнительного образования детей».

Миновав подготовительный этап, надо обратиться в лицензирующий орган и представить по требованию все необходимые для оформления лицензии бумаги. Перечень документов, требования к лицензиату, порядок рассмотрения лицензионного заявления - все эти вопросы оговариваются в «Положении о лицензировании образовательной деятельности», утверждённом в 2013 году.

Только получив разрешительный документ в региональном органе управления образованием, можно приступать к работе. Но если с индивидуальной педагогической деятельностью всё более или менее понятно, - обучаемый посещает занятие, получает необходимые знания и выплачивает преподавателю вознаграждение - то как же наладить работу целого репетиторского центра?

Организация учебного процесса и возможные услуги центра

Перед открытием центра стоит провести мощную рекламную кампанию. Репетиторскому центру обязательно нужен собственный сайт. На его страницах должна быть информация о лицензии, сведения об используемых программах, перечень и стоимость услуг, преподавательский состав, а также форма для обратной связи. Рекламу со ссылкой на сайт можно давать в интернете в поисковых системах.

С каждым из клиентов (либо их представителей) нужно заключать двусторонний договор. Форму для такого документа подскажет юрист.

Особое внимание при организации учебного процесса необходимо уделить формированию групп обучаемых и расписанию занятий. Группы лучше делать небольшие: от трёх до пяти человек. При формировании микрогрупп нужно проводить тестирование и подбирать обучаемых по уровню имеющейся подготовки. Желательно предусмотреть возможность для некоторых клиентов заниматься индивидуально.

Педагоги, которые будут работать с клиентами, должны иметь документы об образовании по специальности. В обязательном порядке предпринимателю нужно стремиться повышать уровень квалификации своих работников и собственный. Для этого подойдёт участие в специальных тренингах и семинарах, посещение соответствующих курсов.

В перечень услуг репетиторского центра можно включить:

  • подготовку к ЕГЭ и ОГЭ (основному государственному экзамену, сдаваемому учениками по окончании девятого класса школы);
  • занятия по предметам (наиболее востребованными являются математика, русский язык, иностранные языки, химия, биология, физика);
  • курсы иностранных языков;
  • подготовку к школе;
  • обучение школьным дисциплинам экстерном и т. д.

Желательно организовать работу так, чтобы у клиентов была возможность оплачивать услуги центра не только по часам, но и путём приобретения абонемента. К примеру, стоимость одного занятия длительностью 60 минут для учеников средней школы может составлять 700 рублей индивидуально или 400 рублей в микрогруппе. А если клиент купит абонемент на 8 уроков, стоимость составит для него 5200 рублей или 3000 рублей соответственно. Небольшая скидка будет способствовать стимулированию спроса на услуги и заключению долгосрочных договоров с клиентами.

Обучение можно проводить не только очно, но и дистанционно, например, организовать онлайн-курсы по интерактивным учебникам. Корпоративным клиентам можно предлагать выезд преподавателя в офис. В последнее время среди крупных компаний пользуются спросом бизнес-курсы английского языка.

Открытие репетиторского центра - дело не из лёгких. Поставив на карту собственный или заёмный капитал (а для организации такого предприятия по средним оценкам нужно не менее одного миллиона рублей), предпринимателю нужно тщательным образом спланировать свою деятельность, чтобы зайти на рынок и успешно на нём закрепиться. Упростить задачу начинающему бизнесмену может франшиза на репетиторство.

Репетиторский центр по франшизе

Франчайзинг в образовательной деятельности - явление относительно молодое, но активно распространяющееся и имеющие отличные перспективы (см., ). На сегодняшний день в России свыше десятка известных и успешно работающих компаний предлагает франшизы на открытие репетиторского центра. В основном их деятельность ориентирована на подготовку школьников к выпускным экзаменам.

Так, московская образовательная компания «ЕГЭ-Студия» предлагает франшизы для городов численностью от 50 тысяч человек. Минимальный размер вступительного взноса составляет 135 тысяч рублей. Роялти (ежемесячный платёж) варьируется от 0% до 7% от выручки.

Франчайзинговый пакет включает готовый бизнес-план, методические разработки для проведения занятий, инструкции по работе с клиентами и с персоналом, скрипты продаж, формы учёта и отчётности, шаблоны договоров с клиентами. Франчайзер предоставляет франчайзи право на использование бренда, оказывает помощь в решении организационных вопросов, даёт возможность использовать готовые маркетинговые стратегии и т. п.

Отечественная компания «Хорошист» предлагает франшизу для открытия центра, направленного на подготовку выпускников к ЕГЭ и ОГЭ. Стоимость пакета составляет 200 тысяч рублей. Чтобы стать партнёром компании, предпринимателю понадобится помещение от 22 до 30 кв. м в городе численностью от 100 тысяч человек и 300 тысяч рублей помимо паушального взноса для запуска. Франчайзер обязуется провести анализ рынка в регионе открытия бизнеса, помочь с выбором помещения и подбором персонала, предоставить пошаговый план организации предприятия, программное обеспечение и т. д. Роялти составляет 7% от выручки. Предполагаемый срок окупаемости вложений равен пяти месяцам при условии, что в месяц центр будет постоянно посещать не менее 15 человек.

Оборот: 320 000 ₽

Ученик-мест: 110

Навыки, которые позволили Александру и Кристине добиться таких показателей:

  1. опыт продаж в телефонных звонках и личных встречах
  2. коммуникабельность и уверенность в принятии спорных решений
  3. основательный подход к контролю качества обучения.

Чебоксары – город с невысокой средней зарплатой и численностью около 450 000 человек.
Франчайзи – Дмитрий и Мария.

Специфика города:

  • относительно бедный регион, в результате чего качественная подготовка доступна далеко не всем школьникам
  • средняя конкуренция в виде нескольких центров и большого количества репетиторов
  • отсутствие центров с качественной подготовкой к экзаменам с разделением групп на уровни

Результаты центра (март 2017):

Оборот: 350 000 ₽

Ученик-мест: 110

Навыки, которые позволили Дмитрию и Марии добиться таких показателей:

  1. опыт преподавания и знание слабостей системы образования
  2. внимательная и четкая работа с потенциальными клиентами
  3. основательный подход к контролю качества обучения

Добрый день!

Решение пришло не сразу. Сначала я мониторила рынок франшиз в целом, параллельно интересуясь тем, что происходит в сфере образования. Моя специальность — учитель математики, но в школе я никогда не работала. В начале своей карьеры попала в продажи и развивалась в этом направлении. Имею опыт работы менеджером по продажам в московском офисе региональной IT-компании, выросла до исполнительного директора. Потом 10 лет была профессиональной мамой, параллельно занималась математикой со старшей дочерью и детьми своих знакомых.

Пришло время подумать о своей занятости вне дома. Было четкое понимание, что не хочу быть наемным сотрудником и стоять в московских пробках. Вполне логично, что, учитывая мой управленческий опыт, опыт менеджера по продажам и репетитора по математике, я не смогла пройти мимо франшиз, связанных с дополнительным образованием.

Почему я выбрала Годограф? Ответ простой: при первых контактах с моими сегодняшними партнерами я увидела очень простые шаги к достижению цели. Инструкции, которые мне дали до заключения договора, позволили мне проанализировать рынок УЦ в городе. Уже на второй встрече мы говорили предметно. Мне показалось, что с таким подходом к регламентам мне не нужно будет думать, как реализовать проект, а все свои силы я затрачу на сам процесс. Интуиция меня не подвела. Вот уже год мы сотрудничаем. И меня до сих пор не покидает уверенность в том, что, какой вопрос бы ни возник, я всегда могу получить квалифицированную и оперативную помощь от коллег. Команда молодая и очень позитивная. Они всегда действуют на опережение. У меня четкое ощущение того, что я под надежным крылом.

Моя жизнь сейчас приобрела совсем другие краски в плане профессиональной реализации. Я сама задаю темп, время и место работы.

И еще у меня есть ощущение, что мы с моей командой делаем благое дело.

Спасибо Годограф, надеюсь, мы вместе станем самой крутой сетью в России!

Оборот: 600 000 ₽

Ученик-мест: 120

Навыки, которые позволили Алсу добиться таких показателей:

  1. прекрасное знание особенностей своего города;
  2. оптимизм и харизма;
  3. талант к публичным выступлениям;
  4. понимание особенностей психологии подростков.

Добрый день! Меня зовут Елена, я из г. Нижневартовск. Я купила франшизу центра «Годограф» в мае 2017 года. Сама я работаю 13 лет преподавателем в университете, и до приобретения франшизы я дополнительно занималась репетиторством со старшеклассниками – подготовка к ЕГЭ и ОГЭ (математика). Предложение о покупке франшизы «Годограф» мне пришло по электронной почте от основателя сайта по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ «Незнайка». Данное предложение меня привлекло. Я стала в Интернете искать отзывы о данной франшизе, даже в социальных сетях нашла руководителя одного из филиалов центра «Годограф» и попросила дать реальный отзыв о покупке франшизы. Отзыв был положительный, сказали, что франшиза очень помогает, только надо очень много работать. Много работать я была готова.

Поначалу было сложно – поиск помещения, выступление на родительских собраниях, первый звонок, первый клиент, поиск преподавателей (самое сложное из всего). Но со стороны Центра была постоянная поддержка. Ко мне был прикреплен менеджер – очень приятная и отзывчивая девушка, готовая в любой момент помочь. Был предоставлен полный пакет материалов. Сразу после заключения договора был отправлен пошаговый план работы. В сентябре – октябре были проведены очень полезные вебинары, после которых получаешь такой заряд оптимизма, что готов свернуть горы. Если возникали какие-то вопросы, то ответа долго ждать не приходилось. Окупаемость всех затрат на запуск Центра и покупку франшизы была уже на 5-ом месяце работы.

Я считаю, что сделала правильный выбор, купив франшизу центра «Годограф». У меня есть свое дело и работа, которая приносит удовольствие. Хочется выразить благодарность руководителю центра «Годограф» Стерлядкину Андрею за его полезные вебинары, а также своему менеджеру Надежде, которая всегда готова помочь, подсказать, направить. На следующий год хочу, чтобы Центр стал самым лучшим и крупнейшим в г. Нижневартовске, чтобы ученики шли не к репетиторам, а в учебный центр. И я думаю, что так оно и будет!

Результаты центра (март 2018, 1-й год работы центра):

Оборот: 200 000 ₽

Ученик-мест: 75

Навыки, которые позволили Елене добиться таких показателей:

  1. серьезный опыт работы сфере образования;
  2. трудолюбие и умение работать в режиме многозадачности;
  3. стремление не только зарабатывать деньги, но и приносить пользу клиентам.

Елена пришла в этот бизнес из сферы образования, поэтому мы были уверены в том, что с качеством занятий и педагогами все будет в порядке, основными нашими (и Елены) задачами было привлечение клиентов и дальнейшая продуктивная работа с ними.

Когда благодаря своему упорству и любознательности (а также вебинарам, материалам франшизы и поддержке менеджера) Елена разобралась в скриптах продаж и других нюансах организационной работы, центр в Нижневартовске стал расти и развиваться. В итоге окупаемости проекта удалось достичь на 5 месяц работы , что мы считаем отличным показателем. На будущий год у Елены много новых глобальных планов, и мы абсолютно уверены, что их удастся воплотить и что во второй год центр станет еще больше и сильнее!

Добрый день! Меня зовут Максим, я франчайзи из г. Вологда с августа 2017 года. Первое профильное образование — иняз педагогического университета. На момент покупки франшизы у меня уже был опыт ведения бизнеса и достаточное количество необходимых компетенций и контактов для открытия учебного центра. Франшиза привлекла низким уровнем первоначальных инвестиций. Также уровень подготовки в школах не соответствует ожиданиям родителей и школьников, что привело к выводу о росте спроса на услугу в перспективе.

Я остановил свой выбор на “Годографе”, потому что они предоставляют практически готовый пакет документов и рекомендаций для открытия бизнеса с нуля, оказывают высокий уровень поддержки по всем вопросам благодаря компетентному коллективу. Поначалу было небольшое непонимание структуры материалов в пакете франшизы (по актуальности и приоритетности), но по мере работы стало все определенным и понятным.

Для меня общение с коллегами и учениками, наверное, самое интересное в работе.

Основная проблема, с которой столкнулся, — согласование расписания преподавателей, учеников, возможностей центра в момент старта и определение времени, когда следует начинать занятия.

За год работы я выявил особенности ведения этого бизнеса и некоторые свои ошибки и постараюсь улучшить показатели по ученик-местам, доходности и качеству услуги. Например, система оплаты за обучение по занятиям, а не помесячно, снижает доходность из-за большого количества пропусков по уважительным причинам. Кроме того, нужно закладывать определенный процент потерь при формировании небольших групп.

Результаты центра (март 2018, 1-й год работы центра):

Оборот: 250 000 ₽

Ученик-мест: 75

Навыки, которые позволили Максиму добиться таких показателей:

  1. наличие ключевых компетенций для предпринимателя;
  2. педагогическое образование и опыт ведения бизнеса;
  3. умение грамотно вести диалог и взаимодействовать с людьми.

Инструменты и процесс работы:

Максим – это человек, который отличается талантом к предпринимательству и деловому общению. Это мы отметили еще на встрече в нашем головном офисе в Москве, и уже тогда убедились, что сотрудничество будет продуктивным и успешным.

Отдельную роль сыграло качество услуги и клиентоориентированность. Несмотря на то, что стоимость занятий в «Годографе» в Вологде выше, чем в большинстве других центров, это не сказалось негативно на потоке клиентов. При сильном составе педагогов и грамотной работе с клиентами, цена не является ключевым фактором выбора. Как результат, ученики (и их родители) не только знали, что за качественной подготовкой стоит идти в «Годограф», но и приводили своих друзей и одноклассников на занятия.

На будущий год у Максима много идей и задумок по развитию центра. Мы видим серьезный потенциал проекта и поэтому уверены, что в следующем году «Годограф» в Вологде вырастет по количеству учеников как минимум в 2 раза!

Результаты центра (март 2018, 1-й год работы центра):

Оборот: 200 000 ₽

Ученик-мест: 50

Навыки, которые позволили Ирине добиться таких показателей:

  1. упорство, трудолюбие и смелость;
  2. опыт преподавания и понимание формата ЕГЭ и ОГЭ;
  3. умение находить подход к людям.

В современной России очень актуальна тема подготовки выпускников к ЕГЭ, так как это, по большому счёту является их билетом в будущее.

Чтобы заниматься таким предпринимательством следует разобраться в специфике ЕГЭ, это поможет найти грамотного преподавателя, правильно организовать систему курсов. Свои идеи на этот счёт я изложу ниже.

1) Рассматриваем возможность проводить курсы по подготовке к ЕГЭ:
1 Наличие капитала для последующих расходов (аренда помещения, оплата преподавателям, создание рекламного сайта и пр.)
2 Наличие помещения, где их проводить (несложно найти, и арендовать)
3 Наличие желающих посещать такие курсы (таких пруд пруди)
4 Наличие тех, кто будет проводить такие курсы (найти в интернете учителей не проблема)

2) Определяем по каким предметам вести курсы.
Самыми популярными являются курсы по русскому языку и математике, так как это обязательные для сдачи экзамены. Далее идут дополнительные экзамены, то есть те, которые выбирают сами ученики. Самыми популярными для сдачи являются обществознание и физика. Соответственно курсы стоит проводить по четырём предметам - математика, русский язык, обществознание и физика.

3) Ищем преподавателей
На мой взгляд, лучше брать относительно молодых(25-35 лет, но это сугубо моё мнение), так как с ними легче и приятнее работать как организаторам, так и ученикам(ибо старых тёток хватает и в школе).Искать их необходимо по объявлениям. Нужны те, кто собирается работать неполный рабочий день, и даже не полную рабочую неделю, далее станет понятно почему. Есть два варианта. Оба нужно пробовать.

Первый: ищем в интернете объявления о том, что кто-либо желает наняться преподавателем по интересующим нас предметам. Звоним, назначаем собеседование(о нём речь пойдёт далее).
Второй способ: создаём сайт и группу ВКонтакте о том, что в таком-то городе открываются платные курсы по подготовке к ЕГЭ по следующим предметам, указываем вакансии преподавателей. Ждём звонком, назначаем собеседования. Здесь стоит отметить, что это же нам необходимо и для поиска учеников, но об этом чуть ниже. Также следует отметить, что группу и сайт необходимо будет раскрутить. Это дополнительные расходы.

4) Собеседование с преподавателями
Первое: нам необходимы только определённой возрастной группы. Об этом сказано выше.
Второе: нужны преподаватели, с хорошим педагогическим образованием, закончившие нормальный, так сказать, престижный ВУЗ по этому направлению.
Третье: нам нужны те, кто имеет опыт подготовки к ЕГЭ, знает эту систему(это имеет огромное значение, без опыта работы с ЕГЭ человек сразу отпадает)

5) Поиск учеников
Как уже было сказано - делать это необходимо через созданный рекламный сайт и группу ВКонтакте(так как из всех социальных сетей он самый популярный среди школьников).Принимаем звонки. Ждём пока наберётся минимальная группа - это 10 человек. Так же стоит сказать, что максимальная группа не должна превышать двадцати человек, ибо больше не будет комфортным ни для учеников, ни для преподавателей.

6) Организация самих курсов
После того, как набраны преподаватели, нужно решить, как организовать курсы по группам.
Разбиваем курсы по дням недели, желательно с понедельника по четверг, так как школьникам не понравится перспектива учиться ещё и выходные дни. Всего четыре предмета. Два в один день. Каждый по 3 часа, это полугодовой курс. Например - понедельник: математика 16:00 - 19:00, затем идёт группа по русскому языку с 19:00 - 22:00.Вторник: физика 16:00 - 19:00, затем идёт группа по обществознанию с 19:00 - 22:00.
Среда снова математика и русский, но уже другие группы(так же можно поменять последовательность, далее объясню зачем), а четверг физика и обществознание, так же другие группы, в другой последовательности.
Время рассчитано таким образом, чтобы ученики, могли посещать курсы сразу после школы, либо вечером, на выбор, для этого мы и меняем последовательность. Таким образом ученики будут проходить полный курс подготовки за полгода.

7) Цены на курсы
Полугодовой курс, три часа два раза в неделю стоит 15000 рублей с человека в среднем. Оплату брать за курс в целом. Сразу 15000.

8) Оплата преподавателям
Делаем систему процента от группы. То есть, если по математике в группе находится 10 человек, то соответственно в месяц они дают 30000 рублей (15000 с человека делим на полгода, почти 5 месяцев, получается 3000 с человека в месяц, умножаем на 10 - количество учеников в группе, итог 30000).

Оплачиваем преподавателю каждый месяц 15% от одной группы(всего у одного преподавателя их две), к примеру. Это получается 4500 за три часа в неделю с одной группой.

9) Аренда помещения для занятий
Можно взять большой кабинет в каком-нибудь офисном центре. Как можно ближе к какой-нибудь станции метро(из центральных, так как школьники не захотят добираться до курсов чёрт знает куда) Там же есть все условия, такие как наличие стульев, столов и досок.
Рассчитать арендную стоимость, а так же стоимость раскрутки сайта я, к сожалению, не могу. Не сведаю в этой теме.
Такая вот идея.



Образование является, пожалуй, одной из самых важных инвестиций в будущее. Чтобы освоить профессию, которая котируется в обществе и будет приносить весомый доход, необходимо получить соответствующее образование. А одним из обязательных условий поступления в любой ВУЗ страны является сдача единых государственных экзаменов. Сейчас важность успешной сдачи ЕГЭ приобрела еще большее значение, так как ВУЗы с каждым годом ужесточают требования для поступления (особенно на бюджетные места, количество которых к тому же имеет явную тенденцию к сокращению).

Ни для кого не секрет, что подготовиться к ЕГЭ, опираясь только на материал, предлагаемый узкими рамками школьной программы, практически невозможно. Курсы по различным предметам просто не предполагают такого раздела, как подготовка к единому госэкзамену. Чтобы успешно пойти данное испытание, ученик должен не только обладать необходимыми знаниями, но и понимать специфику различных форматов заданий. Кроме того, включать элементы подготовки к данному типу аттестации в программу каждой из школьных дисциплин просто бессмысленно, ведь помимо предметов, обязательных к сдаче (русский язык и математика), существуют также экзамены по выбору. И, согласитесь, для учеников, которые решили связать свое будущее с физикой или математикой, подготовка к ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам будет пустой тратой времени.

Итак, дополнительные занятия – это необходимость. Организованный бизнес по подготовке к ЕГЭ является молодой, но перспективной отраслью, поскольку предоставляет своим клиентам ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с частным репетиторством.

Во-первых, подобные центры подготовки ручаются за квалификацию своих преподавателей. Будущие абитуриенты, ищущие репетиторов через Интернет, обычно сталкиваются с риском приобрести «кота в мешке». Во-вторых, одним из неудобств занятий с частным репетиторством является выбор места занятий, и центр подготовки решает данную проблему, предлагая своим клиентам комфортный офис, оснащенный необходимой техникой и мебелью.

Перед тем, как начать

Определитесь с тем, какие услуги будет предоставлять ваш центр. Не обязательно сразу включать в учебную программу подготовку к ЕГЭ по всем школьным курсам. Некоторые предметы в силу своей специфичности пользуются невысокой популярностью среди учеников, поэтому на первоначальном этапе становления бизнеса от них лучше отказаться. Удобнее и рентабельнее будет сделать упор на дисциплины, обязательные к сдаче (русский язык и математика), и наиболее популярные предметы (в 2015 году это были физика, обществознание, история и биология).

Именно по данным направлениям нужно набрать штат преподавателей (на данном этапе целесообразно соблюдать соотношение «1 преподаватель – 1 дисциплина») и составить программу курсов подготовки к госэкзаменам. Последний пункт нуждается в тщательной разработке и контроле со стороны профессионалов. Программа курса должна включать совершенствование знаний по предмету и наработку навыков ответов на различные варианты экзаменационных заданий – от тестовых до творческих.

Кроме того, нужно составить расписание занятий с упором на вечерние часы (так как днем будущие абитуриенты заняты в школе). Примерное время работы подобных центров – 16.00 – 22.00. За это время можно провести три занятия продолжительностью по 2 часа или два занятия по 3 часа. Грамотно составленное компактное расписание позволит организаторам на первом этапе обойтись однокомнатным офисом (что в свою очередь сделает аренду доступной).


Документы и лицензии

Существуют два варианта юридической регистрации в данном бизнесе – это индивидуальное предпринимательство в сфере дополнительного образования (ИП) и негосударственное образовательное учреждение (НОУ).

Регистрация ИП отличается простотой и отсутствием многих формальностей (не обязательно покупать кассовый аппарат и получать разрешение СЭС на открытие офиса, а также заводить санитарные книжки для своих сотрудников). Главным минусом ИП в данном случае является невозможность посредничества, то есть владельца центра не имеют права нанимать на работу сотрудников. Договор об оказании услуг ваши клиенты заключают непосредственно с преподавателями – именно они должны быть зарегистрированы в качестве ИП (что, в свою очередь, налагает на них обязанность по уплате налогов).

НОУ, напротив, более удобно для преподавателей (которым в таком случае не нужно заботиться о налоговых выплатах), но и более обременительно для владельцев бизнеса. Для получения лицензии необходимо предоставить информацию о соответствии учебных помещений нормам ЭС, заключение пожарной службы, сведения о материально-технической базе центра, методический план занятий, сведения о численности штата преподавателей и примерном количестве учеников и некоторые другие сведения. Зато, имея лицензию на открытие НОУ, вы сможете официально принимать на работу преподавателей и других сотрудников.


Основные риски

Одним из минусов бизнеса по централизованной подготовке к госэкзаменам является его сезонность. Как правило, подобные центры востребованы с сентября по май-июнь, и создается риск, что два-три месяца «простоя» окажутся убыточными в плане аренды, ведь в летние каникулы школьники предпочитают отдыхать, а не заниматься.

Чтобы жаркие месяцы не стали месяцами вынужденного простоя, многие владельцы центров по подготовке к ЕГЭ открывают на их базе детские или семейные клубы. В каникулы особенно актуален первый вариант – многие родители, занятые на работе, с удовольствием отправляют туда своих детей. Таким образом, чадо не просто «прогуливает» свободные дни, а оказывается вовлеченным в творческие проекты, развивает свои таланты и, что немаловажно, находится под присмотром.


Местоположение

Идеальное место для открытия центра подготовки к ЕГЭ – это центральные районы города. Чем ближе ваш офис к центру города, тем больше проходимость в данном месте и тем удобнее он расположен для потенциальных клиентов. К тому в центральные районы легче добираться практически из любой точки города.

Цены на аренду в разных субъектах РФ, разумеется, имеют достаточно широкий диапазон, однако примерный «коридор» - 500-1500 рублей в месяц за один квадратный метр (цены указаны с увеличением от периферии к крупным городам). Как было уже сказано выше, при грамотно составленном расписании для нормального функционирования центра будет достаточно однокомнатного помещения, рассчитанного на десять-пятнадцать рабочих мест. Примерная площадь подобных классов – 25-30 квадратных метров. Помните, что офис в обязательном порядке должен соответствовать общим нормам СанПиН.


Кадры

Квалифицированные педагоги, обладающие серьезным педагогическим опытом и разбирающиеся во всех нюансах формата ЕГЭ – это главная составляющая успеха вашего будущего бизнеса. Собственно, знания и навыки педагогов – это тот товар, который центр подготовки к ЕГЭ предлагает своим клиентам, поэтому к выбору кадрового состава нужно подойти крайне ответственно.

Обязательными требованиями к кандидатам, желающим работать в вашем центре, являются наличие педагогического образования и педагогического стажа, а также опыт подготовки учеников к аттестации именно в формате ЕГЭ (каким бы знатоком своего предмета ни был учитель, отсутствие последнего пункта в резюме делает его бесполезным для данного бизнеса).

Универсальным средством рекрутинга кадров является Интернет – здесь на помощь придут и различные HR-порталы (как региональные, так и всероссийские – на них можно размещать объявления о вакансиях центра и самостоятельно искать резюме), и социальные сети. «ВКонтакте», как самая крупная и популярная российская соцсеть, будет особенно полезна - обязательно нужно создать группу, посвященную деятельности центра. Через эту группу вы сможете не только рекрутировать преподавателей, но и осуществлять пиар бизнеса.

Чтобы привлечь к сотрудничеству преподавателей, большинство из которых привыкло использовать в качестве источников дополнительного (а то и основного дохода) частное репетиторство, нужно будет проявить гибкость. Частное репетиторство не облагается налогами, поэтому своим новым сотрудникам вы должны предложить условия, которое перекроют преимущества данного заработка. Основными бонусами сотрудничества педагога с центром подготовки к ЕГЭ, без сомнения, являются стабильность и более спокойный формат работы – учителю больше не нужно осуществлять поиск учеников и ездить по различным адресам для проведения занятий (как вариант – принимать учеников у себя дома, что также создает определенные неудобства для педагога и его семьи). К тому же в уютном и оборудованном офисе можно проводить не только индивидуальные консультации (основной формат занятий, практикуемый репетиторами), но и занятия в группах, что приносит больший доход.


Маркетинг

Персональный сайт – это часть имиджа любого бизнеса. Виртуальная «визитная карточка» должна иметь привлекательный и лаконичный дизайн, отражать основную информацию о деятельности вашего центра (перечень предметов, стоимость и расписание занятий, список преподавателей с указанием их квалификации, адрес и контакты, и т.д.) и не отличаться чересчур сложной навигацией. «Цена вопроса» начинается от 10-15 тысяч рублей. В дополнение к сайту желательно создать страницу в социальной сети, поскольку будущие абитуриенты (и многие их родители) обычно являются адептами «ВКонтакте» и «Инстаграма». Цена за ведение группы «ВК» состаляет около 2 тысяч рублей за месяц, в «Инстаграме» - около 1 тысячи. Однако функцию контент-менеджмента в соцсетях, так же, как и ведение сайта, можно делегировать администратору центра.

Хорошей рекламной площадкой в данном случае будут являться тематические места (например, магазины канцтоваров, книжные магазиины и точки продажи подростковой одежды и школьной формы, а также стенды, расположенные рядом с учебными заведениями). Кроме того, можно размещать рекламу в автобусах или лифтах (цна за одно рекламное место в одном лифте или одном автобусе за месяц состаит порядка 2 тысяч рублей).


Оборудование

Основной инструмент педагогов центра – это их опыт и знания, поэтому больших вложений оборудование офиса не потребует. Тем не менее, необходимо создать достойные условия для труда педагогов и занятий учеников, другими словами – сделать ваш офис таким местом, где приятно заниматься и ничто не отвлекает от учебного процесса. Для этого нужно арендовать подходящее помещение (непременно с хорошей звукоизоляцией, чтобы посторонние звуки извне не мешали занятиям), оснастить его необходимой учебной мебелью (стулья, столы, шкафы, оргтехника и проектор), закупить учебные пособия. Затраты на данные статьи (вместе с арендой) в среднем составляют 100-200 тысяч рублей.


Рентабельность

Средняя стоимость одного часа занятий с частным репетитором составляет 300-500 рублей. Чтобы не потерять клиентов, эксперты рекомендуют повышать данную цифру не более чем на 100 рублей в час. При этом большинство действующих центров по подготовке к ЕГЭ придерживаются практики единовременной оплаты всего учебного курса либо разбивают оплату на две части. Средняя цена на курсы - 15 тысяч рублей за один предмет (5-6 месяцев, два занятия в неделю, длительность занятия – 3 часа). Что касается ежемесячной оплаты труда преподавателей, то наиболее распространенный вариант здесь – процент от общего дохода с ученика или группы (в среднем – 15%).

Допустим, если группа составляет 10 человек, каждый из которых приносит в центр по 15 тысяч рублей, то доход от группы за полный курс обучения составляет 150 тысяч, а месячный доход – 25 000. Заработная плата преподавателя за ведение одной группы в месяц составит порядка 3800 рублей.


Резюме

Какой бы критике не подвергались формат и процедура единого государственного экзамена, в ближайшее время данная форма оценки школьных знаний прекращать свое существование не собирается. Не стоит также забывать и про ГИА – «младшего брата» ЕГЭ. Поэтому услуги дополнительного образования всегда будут пользоваться спросом. С другой стороны, затраты на открытие бизнеса по подготовке весьма небольшие (даже в Москве и Санкт-Петербурге стартовый капитал в данной сфере редко превышает 300 тысяч рублей). Совокупность двух вышеозначенных факторов делает открытие центра по подготовке к ЕГЭ перспетивным и не очень сложным вариантом способа получения прибыли.

24.05.18 17 332 4

Бизнес: курсы подготовки к ЕГЭ

Как учить детей, чтобы зарабатывать

Раньше дополнительно занимались только двоечники, потому что не справлялись со школьной программой. Потом ввели ЕГЭ , и теперь занимаются все.

ЕГЭ - это экзамены, по результатам которых ученики выпускаются из школ и поступают в вузы. Их проводят централизованно по всей стране, задания придумывают в специальных секретных лабораториях в Москве и держат в тайне до самого старта экзамена.

Школе важно, чтобы ЕГЭ сдали все - и шустрые, и отстающие. Поэтому школе обычно хватает, когда дети сдают на тройки. Но если вы метите в хороший вуз, вам нужен высокий балл, и к нему школа обычно не готовит. Разрыв между школой и высокими баллами для вузов закрывает новая прослойка в российском образовании - репетиторы и центры подготовки.

Я встретилась с Максимом, основателем одного из центров подготовки школьников к ЕГЭ . Он рассказал, что начать было легко: сразу нашлось помещение, с учениками тоже проблем не было. Только потом Максим увидел, что это не такие уж и легкие деньги. В общем, вот вся подноготная.


Идея бизнеса

Максим закончил МГУ и, как многие выпускники, стал заниматься репетиторством. Учеников искал через школьные олимпиады: заранее договаривался со школами, приходил с готовой программой и проводил соревнования для старших классов. Среди учеников всегда находились те, кому нужна помощь с подготовкой к экзаменам. Все деньги за уроки Максим забирал себе, а докупать для занятий приходилось по-минимуму: бумагу, ручки и картридж в принтер для печати. Всё как в нашей статье про бизнес и самозанятость.

Дело шло по накатанной: учеников достаточно, доходы регулярные, а расходов почти не было. Можно всю жизнь быть самозанятым и получать нормальные деньги. Но в сутках 24 часа - одной парой рук много не заработаешь. Через несколько лет репетиторства Максим захотел развиваться и задумался, как зарабатывать больше.



Когда погружаешься в какое-то занятие, понимаешь как оно устроено. Не обязательно иметь управленческое образование и предпринимательскую жилку, чтобы открыть бизнес. Пока Максим работал на себя, он разобрался в тонкостях обучения и увидел хороший спрос. Появилась идея организовать работу без своего участия и увеличить оборот.

В 2015 году Максим оформил ИП . Форма налогообложения - патентная. Такая система подходит бизнесу, который оказывает образовательные услуги: если купить патент на год, не нужно регулярно отчитываться перед ФНС . Для Максима такой патент стоит 20 000 Р .

Еще все ИП платят обязательные взносы. С учетом взносов Максим отдает государству около 50 тысяч в год.

Максим был уверен, что если центр не выдает дипломы, образовательная лицензия ему не нужна. Но недавние решения Верховного суда показывают, что лицензию все-таки нужно получать, и сейчас Максим консультируется с юристами, чтобы взвесить все риски.

Как работать с клиентами

В бизнесе бывает просто: клиент тот, кто платит. Для образовательного центра всё иначе.

На курсы подготовки идут школьники 9-11 классов, но на занятия их записывают родители, они же платят за обучение. Поэтому целевые аудитории две: дети и их родители.

Сначала надо убедить родителей в хорошем качестве обучения. Чтобы им было проще принять решение, их с ребенком приглашают на бесплатное пробное занятие. На занятии можно вживую оценить работу учителя и обстановку.

Дальше занятия проходят без участия родителей, и им сложнее контролировать процесс. Но родители остаются в курсе: им на почту регулярно приходят результаты работ ребенка. Подробности можно обсудить с учителем по телефону, почте, смс или в мессенджере. Такую прозрачность центр изобрел, чтобы оправдать доверие.

Одно дело - привлечь ученика, и совсем другое - чтобы он не ушел после первого месяца занятий. Заинтересовать пробуют совместным досугом: ходят с детьми на экскурсии и проводят тематические вечера. Сейчас «отток» - 15% школьников, это все еще много, но раньше было хуже.

Особенности: сезонность, текучка

Бизнес очень сезонный, причины две: каникулы и текучка. Причем и то и другое проявляется одновременно, поэтому финансово бизнес постоянно шатает.

Летом у школьников каникулы, заниматься никто не будет, в итоге выручки нет. Преподаватели, администраторы и все остальные будут сидеть без работы, если их чем-то не занять. При этом зарплаты нужно платить.

В то же время август - самая горячая пора для набора новых групп. К этому моменту большая часть учеников уже сдали экзамены и ушли навсегда, никакими посиделками и экскурсиями их не вернешь. Чтобы набрать группы на новый учебный год, надо потратиться на привлечение. Времени найти учеников мало: с августа по октябрь и чуть-чуть в январе - это месяцы, когда родители записывают детей на подготовку. Не успел зацепить своих клиентов в этот период - всё, денег в этом году не будет.

В итоге у бизнеса нет стабильной прибыли, она привязана к сезонам. Август - самый затратный месяц, и он же - самый безденежный. Убыток из-за вложений в маркетинг доходит до 500 000 Р . Зато в марте и апреле доход почти 2,2 млн рублей, но это не повод радоваться - надо готовиться к межсезонью.

Результаты работы оценивают за год: прибыль считают за 9 месяцев учебного года, расходы - за 12 месяцев. Чтобы весь год не приходилось работать вслепую, все расходы стали привязывать к доходам от одного ученика, то есть считать юнит-экономику.

Прибыль с ученика 2956 рублей

2956 Р

Доход от ученика

6800 Р

Зарплата учителей

–1904 Р

–875 Р

–685 Р

Зарплата методистов

–250 Р

Зарплата администраторов

–100 Р

–20 Р

–10 Р

Сотрудники

Больше всего тратят на зарплаты учителям - 40% от выручки. Учителей оформляют на полный оклад или полставки.

В начале учителей находили среди знакомых. Когда учеников стало больше, подключили сайты для поиска сотрудников и объявления в соцсетях. В приоритетном порядке набирают выпускников МГУ : они создают хорошую репутацию центру.

40%

от выручки идут на зарплату преподавателям


Чтобы контролировать работу учителей, в центре есть два методиста. Они должны находить и тренировать новых преподавателей: рассказывать про работу с детьми, учить проводить занятия и составлять программу. Дальше учителя сами готовят уроки, исходя из уровня подготовки группы. План урока придумывают заранее, теорию и задачи берут из интернета или пишут самостоятельно.

Чем больше учеников, тем сложнее справляться с организацией: формировать группы, составлять расписание, прикреплять учителей. Для порядка в делах взяли двух удаленных администраторов.

Сезонность бизнеса касается и учителей тоже. Зимой в отпуск их не отпустишь: учебный год, занятия по графику. Приходится отправлять учителей в отпуск летом, пока нет занятий. Но свободного времени все равно остается много. Тогда преподавателям дают решать оргвопросы: они ищут новые аудитории, готовят будущие программы занятий, придумывают задачи и помогают с рекламой центра.


Помещение

Расходы на аренду вторые по величине - 13% от выручки.

Часть занятий проходит в институте. Вечером аудитории пустуют, а для школьников это как раз время, когда можно позаниматься. Сначала знакомый институт пустил к себе бесплатно. Через пару месяцев сняли еще три аудитории и стали платить 25 000 Р в месяц за аренду. В аудиториях всё есть: столы, стулья, доски, маркеры и мел.

13%

от выручки Максим тратит на аренду помещений

Сейчас у Максима открыто 5 центров: три в институтах, один в бизнес-центре и еще один в торговом центре. Теперь на аренду уходит 280 000 Р в месяц. Для институтов по-прежнему не нужно ничего докупать. Для других помещений расходы на покупку мебели Максим не считает: столы и стулья прослужат лет 10, а стоят они дешево.

В межсезонье, пока нет работы, штатные учителя мониторят дешевые предложения помещений и выезжают на место, чтобы оценить расположение и внешний вид. Так к прошлому учебному году нашли еще три точки.



Сколько стоило расширение бизнеса

Год назад Максим оформил кредит на развитие своего центра: больше привлекать финансирование было негде. Банк выдал 800 000 Р под 17% годовых. Максим признается, что в тот момент не считал, понадобятся ли ему все эти деньги, просто взял всё, что давали.

На старте Максим советует кредитов не брать. Сам пошел в банк только потому, что центр два года подряд приносил прибыль и Максим был уверен в будущей выручке.

На что потратили 800 тысяч рублей:

  • 65 000 Р - первая версия сайта,
  • 91 000 Р - доработка и продвижение сайта,
  • 150 000 Р - контекстная реклама,
  • 150 000 Р - аренда трех новых помещений,
  • 138 000 Р - зарплата новым учителям.

Оставшиеся 206 тысяч пошли на мелкие расходы: покупку мебели, расчеты с обслуживающим банком, оплату патента и взносов.

Максим решил потратиться на продвижение сайта, чтобы расширить канал привлечения. Эффективность затеи еще не анализировали. Отталкивались от того, что в бизнесе надолго, поэтому сайт окупится.


В пяти пунктах

  1. Россия и Минобр сами создали бешеный спрос на услуги подготовки к ЕГЭ . Ниша готовая, мощная и естественная.
  2. Подготовка к ЕГЭ - предельно сезонный бизнес. В августе тяжелее всего.
  3. Когда поток денег нестабильный, легко попасть в кассовый разрыв. Лучше следить за цифрами.
  4. Конкуренция высокая. Чтобы ее выдерживать, продумайте стратегию работы не только с детьми, но и с их родителями.
  5. Для оценки бизнеса важно считать экономику одного ученика и деньги в целом по компании.