Программа готового тренинга по командообразованию. Тренинг для школьников

Тренинг командообразования

II. Сценарий тренинга командообразования для помещении_[§$

группа двигается по заданному маршруту (от стены к стене и обратно), и одновременно с этим все рассказывают-презентируют выбранного ведущим участника. Это упражнение помогает снять телесные барьеры и уменьшить дистанцию общения.
4. УПРАЖНЕНИЕ «ЧТО ТАКОЕ КОМАНДА И ЗАЧЕМ ОНА НУЖНА?»
Участники делятся на мини-группы. Каждая группа делает презентацию с помощью ватмана и маркеров на тему «Что такое команда и зачем она нужна?». После организуется общегрупповая дискуссия, направленная на выявление основных признаков команды и ее функций. Авторы для сравнения предлагают определение команды и выработанный в практике перечень параметров команды.
Команда- группа людей (как правило, небольшая), которая выполняет определенную задачу и в которой проявляется си-нергетический эффект, то есть результат усилий членов команды оказывается больше арифметической суммы тех результатов, которые могли бы получить члены команды, работая порознь.
Параметрыкоманды Наличие цели, принятой всеми. Личная и коллективная ответственность. Распределение ролей. Конвенциональность. Доверие. Прозрачные коммуникации.
К материалу этой дискуссии можно постоянно возвращаться по ходу тренинга, задавая группе вопрос: «На отработку какого свойства команды было направлено упражнение?»
5. УПРАЖНЕНИЕ «САЕПОЙ - ПОВОДЫРЬ»
Приводится авторская модификация упражнения (основа: ДжонсонД. У. Тренинг общения и развития М.: Прогресс, 2000). Это упражнение направлено на выработку доверия в

группе. Участники работают в парах, один из нихповодырь, и его задача - сопровождать партнера, обеспечивая безопасностьи создавая комфортность и интерес. Второй - слепой, которого ведут. Каждый должен побывать в обеих ролях. Если время не ограничено, то можно 2-3 раза сменить пары и повторить процедуру. Это дает возможность сравнить различные стили поддержки и сопровождения.
6. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ИГРА «ФЕРМЕРЫ»11
Это упражнение дает возможность участникам потренировать навыки командной работы, демонстрирует большую эффективность групповой работы при решении определенного типа задач.
Ведущий раздает участникам листы с текстом инструкции и дает сигнал к началу работы. После этого группа выполняет задание. Размер группы: 5-15 человек. На игру отводится 1 час. Необходимые материалы: карточки с фрагментами информации.
Инструкция Ведущий объявит вам, когда следует начать работу. Каждый участник получит фрагмент информации. Выданный вам текст нельзя показывать другим. Произносить
его можно. Когда вы обменяетесь информацией между собой, вам станет ясно, в чем заключается задание. Далее вам следует определить, как вы будете его выполнять. Когда вы решите, что справились с поставленной задачей, назовите ответ ведущему, который оценит его правильность.
5. Если работа окажется завершенной не полностью или
к этому моменту вы сделаете больше, чем требовалось, ве
дущий скажет, что вам следует продолжить работу, но вы не
" См.: БраткинА., СкоробогатоваИ. Чемоданчик тренера. 10 продаваемых тренингов. М.: Генезис, 2004.

iv*Тренинг командообразованим
получите дополнительных инструкций о том, что вы сделали правильно, а что - нет.
6. В работе мы просим вас соблюдать следующие правила: после начала работы нельзя обращаться к ведущему с вопросами, все сомнения должны разрешаться в группе; нельзя показывать фрагменты полученной вами информации другим членам группы; ничего нельзя записывать.
7. На выполнение задания дается 20 минут.
Текстыкарточек
Хозяин собаки является соседом владельца дома со сливовым садом.
Драматург разводит белых крыс.
Человек, живущий в бунгало, разводит голубей.
Только один дом находится на востоке.
Соседом поэта является владелец автобуса.
Каждый дачник живет в своем типе дома.
У соседа поэта - шимпанзе.
Хозяин собаки живет в вишневом саду.
Прозаик живет по соседству с хатой.
Одно из заданий группе: определить, кто является водителем грузовика.
Дома в поселке стоят полукругом, один рядом с другим. Поэт живет в избе. Журналист выращивает персики. Лимузин стоит во дворе ранчо. Каждый дачник разводит свой вид живности. Критик живет рядом с прозаиком. Мотоцикл принадлежит живущему в избе дачнику. Одно из заданий группе: решить, кто выращивает яблоки. Владелец кошки живет по соседству с дачником, выращивающим грецкие орехи, причем восточнее его. Вашей группе дано менее трех заданий. Кости собаке приносят к воротам избы.

II. Сценарий тренинга командообразования для помещений195
Только один дом в поселке находится на западе. Каждый дачник пользуется своим видом транспорта. Веселые крысы гуляют по двору ранчо. Изба занимает самую северную позицию в поселке. Каждый дачник выращивает свой вид деревьев. Ранчо стоит рядом с коттеджем. Критик ездит на спортивном автомобиле. Прозаик разводит голубей. Только прозаик живет западнее поселка. Группа сможет правильно выполнить задание, если структурирует информацию следующим образом:

Правильныйответ:
Грузовик водит прозаик. Яблоки выращивает драматург.
После завершения работы обсуждаются причины успеха (неуспеха) группы, а также то, как группа осуществляла функции, направленные на выполнение задачи, и как - поддерживающие функции.
Упражнение предъявляет высокие требования к интеллектуальному потенциалу участников и уровню организованности группы. Целесообразно использовать его ближе к концу тренинга, когда группа уже разогрета. Оно может выполнять функцию завершающего тренинг экзамена, а может быть вторым-третьим упражнением в цепочке аналогичных.
Тренеру нужно обязательно придумать варианты выхода из ситуации в случае неуспеха группы.
Обычно после данного упражнения инициируется обсуждение: «Кто мешал, кто помогал, кто какую роль выполнял?»

и/оТренинг командообразования
Можно сделать вывод, что для эффективной работы команды необходимо учитывать нормы командного взаимодействия и распределение ролей в команде:
Правила командного взаимодействия: распределение по ролям в команде; отображение на общем листе схем, формулировок, программ; нормы взаимодействия; соблюдение стадий командной работы: постановка задачи, анализ ситуации, проблематизации, поиск решений, программа реализации решений, оценка эффективности.
Таблица 15
Ролевая структура группы

Генератор идей Обладает богатым воображением, новатор, характеризуется повышенной креативностью
Координатор Четко формулирует цели, ведет обсуждение
Финалист Следит за тем, чтобы задания выполнялись полностью и своевременно
Критик Исповедует беспристрастный, критический анализ ситуации
Исследователь ресурсов Владеет искусством переговоров и эффективных коммуникаций
Мотиватор Ориентация на решение поставленной задачи, побуждение коллег работать интенсивнее
Коллективист Гармонизирует отношения в команде и устраняет разногласия
Исполнитель Претворяет идеи в практические действия, вносит упорядоченность в действия команды
Специалист Обладает редко встречающимися навыками и умениями

II. Сценарий тренинга командообразования для помещений197
7. СОЗДАНИЕ РИТУАЛА НАЧАЛА И ЗАВЕРШЕНИЯ ДНЯ
Ритуалы играют большую роль в объединении и сплочении группы, особенно когда эти ритуалы созданы самой группой. Участникам предлагается придумать ритуал, с которого будут начинаться все последующие дни, и ритуал, которым они будут заканчиваться. Затем участники репетируют придуманные ритуалы.
Параметры ритуала, предлагаемые участникам: уникальность (присущ только данной группе); одномоментная включенность всей группы в исполнении ритуала; динамичность (использование движений, жестов).
8. РЕФЛЕКСИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ДНЯ
Может быть как в свободной, так и в заданной форме.
В конце дня предупредить участников, чтобы на следующее занятие пришли в удобной свободной одежде, например в спортивном костюме.

Упражнение на командообразование «Тролли»

Цель : Упражнение дает группе опыт слаженного командного взаимодействия

Время : 25-35 минут

Размер группы : 12-40 человек

Вам понадобится две дощечки 10х35 см — тролли. Также, перед началом упражнения отметьте поле для игры — две параллельные линии, находящиеся на расстоянии не меньше трех метров друг от друга. Для проведения упражнения мы делим участников на команды по 6-8 человек.

Инструкция:

«Коллеги, перед вами стоит задача — переправиться от одной линии до другой, не касаясь земли, используя тролли. У вас 10 минут для выработки стратегии. Затем вы должны будете выполнить задание. Учтите, что есть несколько правил. Если кто-то из команды касается земли — команда начинает проходить поле сначала. Команда выполнившая задание первой получает 10 баллов. За второе место 5 баллов. За 3 место 2 балла. Остальные баллов не получают. Тренироваться на поле для игры запрещается ».

Итоги упражнения:

  • Довольны ли вы своим результатом?
  • Что помогало/ что мешало справиться с заданием?
  • Кого хотите отдельно выделить/ поблагодарить?

Упражнение на командообразование «Тропинка»

Цель: Упражнение представляет из себя хорошее испытание на сплоченность и терпение команды. При реализации этого упражнения проявляются командные роли участников.

Время: 30-40 минут

Размер группы: 8-30 человек

К этому упражнению тренеру необходимо подготовиться. Если вы проводите тренинг на природе, то возьмите 15-17 кирпичей и разложите их змейкой. Если вы проводите в аудитории, то устройте ту же самую змейку с помощью скотча и бумаги А4. Кирпичи или бумагу нужно располагать друг от друга на расстоянии одного человеческого шага, но шаг этот должен быть достаточно большим.

Инструкция к упражнению:

Внимание. Перед вами «ядовитое болото». И вам необходимо всей командой его преодолеть. Первый и последний кирпич/лист это начало и конец «болота». Преодолевая болото вам нужно быть аккуратными. Важно соблюдать следующие правила:

  • Все участники должны находиться в постоянном контакте друг с другом.
  • Если контакт разорвался, то участники начинают прохождение болота заново.
  • Если кто-нибудь касается земли, вся команда начинает тонуть в «болоте» и упражнение также начинается сначала.

Итоги упражнения:

  • Как вы себя чувствуете?
  • Группа достигла цели? Она может гордиться результатом?
  • Что помогло вам?
  • Что мешало?
  • Какие выводы сделаем из этого упражнения?

Другой вариант этого же упражнения на командообразование:

Тренер отмечает на земле/полу начало и конец болота. Дает стопку листов бумаги и участники должны сами разложить их таким образом, чтобы пересечь болото. Здесь тренеру важно заранее отрегулировать один параметр: расстояние между границами должно быть таким, чтобы команде пришлось собирать за собой листы и передавать впереди идущему участнику.

Упражнение на командообразование «Волшебная лампа»

Цель: Упражнение позволяет участникам задуматься о тех изменениях, которые они хотели бы видеть в своей команде. Также это упражнение подходит для эффектного и теплого завершения тренинга командообразования.

Время: 20-30 минут в зависимости от размера команды

Размер группы : 10-20 участников

Необходимые материалы . Бумага для заметок, карандаши, бумага формата A3.

Описание:

1. Группа, сидящая в общем кругу, получает следующую инструкцию: «Представьте себе: вы и ваша команда находят старую лампу, кто-то берет ее в руки, потирает и — сюрприз! — из нее появляется джинн. Теперь вы можете загадать три желания, но, поскольку вы нашли джинна вместе со своей рабочей командой, эти желания должны относиться к рабочей обстановке. Вы можете изменить своего босса, своих коллег, сделать так, чтобы с вами работала ваша любимая тетя, чтобы коллеги чаще улыбались, чтобы офисный стол стал больше, и т. д. Каждый может загадать свои три желания ».

2. Каждый пишет свои три желаемых изменения, относящихся к командной работе.

3. Общегрупповой список фиксируется на доске.

Подведение итогов упражнения:

Можно ли что-то сделать, чтобы эти перемены произошли в реальности? Если нет, то что можно сделать для улучшения ситуации?

Другой вариант этого упражнения:

После того как каждый написал свои 3 желания, делим группу на мини-группы по 4 человека, каждаямини-группа получает по листу бумаги формата A3, на котором им нужно отобразить в виде рисунков, диаграмм и т. д. те изменения, которые эти четыре участника хотели бы видеть в своей команде. Затем один представитель каждой мини-группы рассказывает о том, что было решено в его группе.

Упражнение на командообразование «7 факторов»

Цель: Упражнение тренирует умение участников группы договариваться между собой.

Время : 45-50 минут

Размер группы : 8-25 участников.

Для следующего упражнения нам нужно разделиться на мини-группы по 5-6 человек.

Каждая мини-группа должна будет составить список из 7 факторов, которые кажутся вам наиболее важными для работы в коллективе, например: умение внимательно слушать, способность поставить себя на место другого, уважение к партнеру, ясное мышление, доверие, фантазия, и др.

На эту работу у вас будет 15 минут. Для того, чтобы не мешать друг другу, предлагаю группам разойтись по разным местам в аудитории.

15 минут идет работа

Справились? Отлично! Теперь задача каждой команды проранжировать эти факторы по их важности для работы в коллективе. Обязательное условие: с этим решением должны быть согласны все члены команды.

На это еще 15 минут. После этого команды по-очереди выступают, презентуя группе свои 7 факторов.

Итоги упражнения:

  • Насколько быстро и слаженно вы смогли составить список?
  • Быстро ли был найден приемлемый для всех вариант ценностной градации?
  • О каких качествах долго спорили?
  • Было ли у вас ощущение, что остальные члены вашей команды поняли ваши идеи?
  • Можно ли было донести свою точку зрения до остальных более эффективно?
  • Чему вы научились в этом упражнении?
  • Какое качество лично вам кажется особенно важным?
  • Какое качество вы хотели бы развивать в себе в дальнейшем?

Упражнение на командообразование «Узел»

Цель: Упражнение демонстрирует этапы формирования команды, командные роли.

Время: 20-50 минут

Размер группы: 8-30 человек

Вам понадобится веревка. Длина веревки зависит от количества участников.

Инструкция:

«Для следующего упражнения нам нужно разделиться на две команды. Постройтесь, пожалуйста, в линию. Каждый из группы должен взяться за веревку. Задача — завязать веревку в узел на границе между командами».

Отпускать руки нельзя, можно только перемещать вдоль веревки (если кто-то отпускает руки, упражнение начинается сначала).

Итоги упражнения:

  • Как вы себя чувствуете?
  • Что мы могли наблюдать в ходе нашего упражнения?
  • Что вас удивило?
  • Что вы еще хотели бы сказать?

Другой вариант данного упражнения на командообразование — потом развязать завязавшийся узел с теми же правилами.

Надеемся, что наши упражнения на командообразование пригодятся вам в тренингах. Но стоит учесть, что эти упражнения взяты из свободных источников, и поэтому они:

  • могут быть уже известны участникам ваших тренингов, т. к. доступны многим
  • содержат лишь краткое описание упражнения, без раскрытия "подводной части айсберга", без раскрытия технологии искусного проведения этих упражнений

Команда профессионалов TRENERSKAYA.RU делает 2 важных дела:

  1. отбирает лучшие и эксклюзивные упражнения , которые используют в своей работе самые известные и звездные тренеры
  2. подробно описывает скрытую тренерскую методику их проведения, раскрывая всю «подводную часть» тренерской работы, все тренерские «фишки» и секреты

Полная база лучших упражнений для тренингов по доступным ценам в разделе

Очень удачное упражнение-разминка, подходящее практически для всех тем тренингов. Упражнение может быть использовано в тренингах командообразования, бизнес-тренингах, так и в тренингах личностного роста.

Это упражнение послужит блестящей подводкой к теме конфликтов в команде. Упражнение наглядно демонстрирует участникам, что силовое воздействие в ситуации конфликта или сопротивления если и работает, то совсем недолго. Что оно очень быстро вызывает равное по силе противодействие, и в результате ни одна из сторон не может приблизиться к цели.

Упражнение «Строим дом из веревки» взято из арсенала доктора психологических наук, профессора, известнейшего тренера и писателя Н. И. Козлова.

Данное упражнения решает две основные задачи. Первая — развитие лидерских качеств участников тренинга, что актуально в тренингах лидерства, тренингах уверенности и в тренингах для руководителей. В упражнении «Строим дом из веревки» участники поисследуют свой собственный стиль лидерства, увидят свои ключевые особенности и ошибки, смогут потренировать другие модели лидерства. На тренингах для руководителей это упражнение позволит потренировать и навыки лидерства, и навыки эффективной организации процессов, навыки управления.

Вторая задача упражнения — умение слаженно работать в команде. Упражнение «Строим дом из веревки» идеально подходит для тренингов командообразования, тимбилдинга. Упражнение позволит участникам тренинга наглядно увидеть, насколько они сейчас могут работать общей командой, и что нужно сделать, чтобы работать вместе более слаженно.

Крайне эффективное командообразующее упражнение, требующее участия и тотальной вовлеченности всей группы. Перед участниками ставится сложнейшая задача, решить которую можно только совместными усилиями, мобилизовав все свои личностные качества, деловые навыки и умение работать в команде.

«Титаник» особенно подходит для тренингов командообразования и тренингов личностного роста. Будет также отличным упражнением для тренировки участников, которым в жизни часто приходится решать задачи, требующие проявления лидерских качеств, креативности, активности в нестабильных обстоятельствах.

Сильное и запоминающееся упражнение-вызов, мощным и наглядным образом показывающее участникам, что успешность команды и успешность переговоров зависит от их умения слушать, выяснять интересы партнера и находить общее решение.

По своей легенде упражнение похоже на хороший экономический детектив, что сразу вовлекает участников тренинга, поднимает их уровень заинтересованности и мотивацию на дальнейшее обучение. Упражнение «Шишки» гарантированно «цепляет» участников и обычно запоминается как одно из самых ярких упражнений тренинга.

Упражнение идеально подходит для тренингов командообразования и тренингов продаж и переговоров, как открытых, так и корпоративных.

Масштабное упражнение, направленное на развитие лидерских качеств участников тренинга, на развитие коммуникативных навыков, умения договариваться . На тренинге командообразования это упражнение научит участников работать в команде, договариваться, слышать друг друга, принимать коллективные решения, более эффективно взаимодействовать.

Но качественное проведение данного упражнения требует от тренера высокой квалификации и большого опыта проведения подобных упражнений. Иначе при всей интересности легенды группа не осознает всех тех выводов, которые могла бы осознать при высоком качестве работы тренера.

Ш кола - место, где ребенок проводит значительный период своей жизни и большую часть световых суток. Когда дети впервые приходят в школу, они ждут от нее чего-то нового и необычного. Она, с одной стороны, пугает, с другой - манит и привлекает. Задача педагогического состава - сделать жизнь в ней увлекательной, позитивно направленной и интересной.

К сожалению, в школьной среде под «учебной группой» чаще всего понимают некое формальное образование, основной целью которого является посещение учебных мероприятий и получение хороших оценок. В этом случае встает вопрос: ради чего ребенок ходит в школу? Посещает ли учащийся ее «для галочки», ради оценки или сознательно, для получения необходимого образования?

Заинтересованность учащегося в учебном процессе в значительной мере зависит от отношения к нему всего класса. Распространение позитивных и негативных веяний - от степени развития коммуникативных связей внутри школьного коллектива. Ответственность за свое будущее - от осознанности перспектив, которые открывает перед ребенком школа. Ребенок должен понимать, зачем он учится и чего может ждать от этого учебного заведения.

Создать необходимые установки, повысить и закрепить учебную мотивацию, помочь ученику найти свое место в коллективе и, наконец, способствовать созданию самого коллектива, желающего учиться, и учиться в конкретном учебном заведении, возможно с помощью тренинга командообразования.

Тренинги командообразования можно условно подразделить на несколько основных видов:

Информационные тренинги,

Поведенческие тренинги,

Тренинги самосознания и личностной идентификации.

Информационные тренинги командоообразования. Данный вид тренингов командообразования направлен на знакомство учащихся и информирование их о правилах поведения в группе, в которой они находятся. Основной целью таких тренингов является обозначение рамок взаимодействия представителей группы. Для них проясняется основная цель, ради которой они собрались, декларируются правила их взаимодействия и предлагаются задания для уяснения этих правил. Основные вопросы, на которые отвечает тренер: где? Когда? Зачем? По каким правилам?

Уровневая пирамида тренингов командообразования

Примером такого тренинга может быть создание временной редколлегии для разового выхода «Журнала выпускника». Тренер собирает ребят, пожелавших попробовать свои силы в выпуске журналов. Проясняет им цель создания журнала, устанавливает сроки, в которые необходимо его создать. Прежде чем отвечать на дальнейшие вопросы, он предлагает ребятам решить коллективно ситуативную задачку, направленную на уяснение норм создания журнала. Во время работы над задачей тренер наблюдает за дискуссией ребят и принимает решение о том, кто какую роль будет занимать в редколлегии. По окончании дискуссии он отвечает на вопросы, информирует ребят о своем решении и о том, какие функции они будут выполнять.

Поведенческие тренинги командообразования. Их можно считать продолжением или надстройкой над информационными тренингами командообразования. Задачей тренера здесь становится не просто проинформировать участников о правилах, целях и границах их взаимодействия, не только прояснить их, но и отыграть правильные стратегии поведения в командной среде. Основные вопросы, на которые отвечает тренер: что делать? Как? Каким образом? Он помогает участникам выстроить адекватную модель поведения друг с другом. (См. схему.)

В предыдущем примере с редколлегией тренер только информирует ребят о том, кто какую функцию будет выполнять и какова будет его роль в создании журнала. В поведенческом тренинге тренер разъясняет ребятам, что делать, выполняя свои функции, помогает отыграть наиболее важные моменты, на которые нужно обратить внимание в процессе создания журнала. Например, он может предложить ролевую игру и создать мини-журнал прямо здесь и сейчас, в рамках учебного тренинга. Или попросить представить самые трудные ситуации, которые у них могут возникнуть, и кто (что) тогда им сможет помочь или помешать. Работа тренера будет направлена на создание модели эффективного взаимодействия внутри группы этих ребят, на те поведенческие образцы, которые они могут и будут использовать во взаимодействии друг с другом и с внешней средой (учителями, родителями, другими учениками и др.).

Тренинги командообразования , направленные на самосознание и самоидентичность каждого отдельного члена группы и всей группы в целом, представляют собой надстройку над двумя предыдущими видами. Их эффективно применять при решении таких задач, как актуализация учебной мотивации учащихся, создание ценности учебного заведения в их глазах, осознание своего места и роли в коллективе, формирование лидерской позиции учащихся и др.

Основные вопросы, с которыми работает тренер, - почему? Ради чего? Что ценно в данной ситуации? Кто Я? Что для меня эта группа? Работа тренера здесь происходит на уровне ценностных ориентаций и самоидентичности учащихся (см. рис.). В подобном тренинге нет задачи «отыграть» поведенческие модели адекватного поведения в какой-либо ситуации. Они не первичны. Важно актуализировать мировоззренческий уровень каждого учащегося и сформировать ценность коллективного существования для единой цели саморазвития и самоактуализации.

Для успешного проведения подобных тренингов очень важно придерживаться подхода, ориентированного на решение. Проблемно-ориентированный подход помогает замечать то, что нужно корректировать и исправлять, ориентированный на решение - выстраивать конструктивный путь взаимодействия, намечать перспективы и формулировать цели.

Специально для лицейских классов нового набора (ГОУ «Лицей № 1535» г. Москвы) нами был создан тренинг командообразования третьего типа.

По окончании такого тренинга ученик должен знать :

Как зовут каждого из его одноклассников, присутствующих на данном тренинге;

Цели, задачи, связанные с дальнейшим обучением в школе, свои и каждого из его одноклассников;

Какие роли бывают при групповом взаимодействии, преимущества и недостатки ролей;

Стратегию успешного обучения в школе.

На основании материалов тренинга ученики должны уметь :

Отслеживать, в какой ролевой позиции в группе они находятся;

Вырабатывать стратегию успешного обучения в школе (в том числе и посредством коммуникативного взаимодействия в учебной группе);

Рефлексировать коммуникативные и личностные процессы, которые происходят в группе.

Школьники должны иметь навыки коммуникативного взаимодействия в группе, связанного с учебным процессом. Мало того, ребята должны осознавать возможность и реальность изменения и преобразования ситуации в собственном коллективе в классе, каждый должен нести ответственность за то, что происходит с ним и с его одноклассниками.

ПРОГРАММА ТРЕНИНГА

Общее количество времени, которое занимает тренинг, 5–5,5 академических часа. После проведения тренинга желательно сопровождение класса по актуальным темам, поднятым на тренинге.

ЗНАКОМСТВО

«Сбор ожиданий»

Цели: сбор информации.

Время: 10 минут.

По кругу каждый из участников высказывает свои ожидания от тренинга

«Снежный ком»

Цели: знакомство учащихся между собой и тренера с учащимися; сбор информации по характеристикам, даваемым учащимися самим себе.

Время: 10 минут.

Каждый из участников по кругу повторяет имя предыдущих участников и в конце свое, присоединяя к нему прилагательное. Например: «Ваня вялый, Саша сообразительный, а Маша милая». Последний участник повторяет имена всех предыдущих и называет свое.

«Меняются те, кто….»

Цели: усилить групповую динамику; поменять местами учащихся перед следующим заданием.

Время: 5 минут.

Тренер просит одного добровольца выйти в центр круга. Один стул убирается. Ведущий доброволец, например, говорит: «Меняются те, кто любит ананасы». Всем необходимо поменяться местами. Оставшийся без стула водит.

«Я плюс ты наоборот»

Цели: более детальное знакомство лицеистов друг с другом; диагностика позиции ведущего и ведомого в подгруппах.

Время: 30 минут.

Участники тренинга делятся на пары. В течение 3–5 минут каждый рассказывает о самых значимых для него моментах жизни. Далее все участники объединяются в общий круг. Двое добровольцев выходят в центр круга и рассказывают друг о друге, меняясь местами. Например: Маша сидит на стуле, Саша встает у нее за спиной и начинает рассказывать о Маше от первого лица.

Мини-шеринг

Цели: эмоциональное отреагирование; первичный анализ ролевых позиций («ведущий / ведомый»).

Время: 5 минут.

Проводится в свободном режиме.

1 час.

Перерыв - 10 минут.

ОСНОВНОЙ БЛОК

«Ручки»

Цели: усиление динамики группы после перерыва; выработка стратегий командного взаимодействия; поиск классом стратегии самостоятельного взаимодействия в коллективе; телесно-косвенное ощущение друг друга.

Время: 15 минут.

Необходимо взять ручки. Объединиться по парам. Удерживая ручки только указательными пальцами, надо одновременно сесть и одновременно встать, не уронив ручки. Затем это же упражнение выполняется по три человека. На следующем этапе это же упражнение выполняется всем классом.

Индивидуальное задание

Цели: фокусировка на собственных целях, связанных с обучением в лицее.

Время: 10 минут.

Каждого из участников тренинга просят в полном молчании написать сочинение на тему «Что будет результатом моего образования в лицее?».

Работа в малых группах

Время: 20 минут.

Участники тренинга объединяются в малые группы по пять человек и делятся своими размышлениями на тему предыдущего задания. Кроме того, им необходимо выделить 5 общих целей обучения, наиболее значимых для всех в малой группе.

Общий шеринг

Цели: сфокусироваться на общности целей; составить общий список целей (результатов) обучения в лицее для данной учебой группы; эмоциональное отреагирование.

Время: 15 минут.

Один человек из группы называет и обосновывает выделенные им цели. Каждый следующий выступающий уже названные цели не повторяет, его выступление происходит в режиме добавления.

Результат шеринга: общий список целей (результатов) обучения в лицее данной учебной группы в целом.

Время проведения этой части тренинга: 1 час 10 минут.

Перерыв - 20 минут.

«Вброд с закрытыми глазами»

Цели: выработка стратегий командного взаимодействия; урегулирование целевых и ценностных отношений; выявление лидеров класса; выявление ценности командных отношений.

Время: 30 минут.

Упражнение готовится тренером заранее. В трех-четырех метрах друг от друга наклеиваются линии-ограничители. Между ними в размер шага в хаотическом порядке на пол наклеиваются листы формата А4. Учащихся просят рассчитаться на первый-второй-третий. Дальше учащиеся подходят к одной из линий.

Инструкция: «С настоящего момента у участников с номером «три» закрыты глаза, и они не могут говорить. Всему классу необходимо перебраться из пункта А в пункт В. Сейчас вы находитесь в пункте А. Между линиями есть кочки. Вы можете наступать только на них. Если кто-то «сорвется» с кочки, весь класс возвращается в пункт А и начинает движение сначала. Если нарушаются другие правила, класс также возвращается назад и начинает задание сначала. Задание считается выполненным, когда весь класс окажется в пункте В».

Шеринг

Цели: эмоциональное отреагирование; прояснение отношений; прояснение оптимальных стратегий взаимодействия в группе; фокусировка на теме «команда»: переход к теме «моя роль в командной работе».

Время: 10 минут.

Обсуждение впечатлений. Как это было? Что и как удалось/ не удалось? Что помогало/мешало достижению цели? Как это быть командой? Что готовы взять из дальнейшего опыта в следующее упражнение, в учебу, дальнейшую жизнь?

Мозговой штурм.
Тема «Идеальный староста»

Цели: описание качеств идеального старосты; актуализация темы поддержки и взаимоподдержки, роли старосты в коллективе; актуализация всего полученного набора знаний; отработка навыков работы в группе; завершение самостоятельной групповой работы; диагностика ролевых распределений в группе; выявление потенциального лидера.

Время: 20 минут.

Без объяснения, что такое «мозговой штурм», тренер дает краткий план его проведения.

1. Вводит основные правила:

Не критиковать;

Выдвигать фантастические идеи, не задумываясь о последствиях;

Продолжать и развивать прозвучавшие идеи;

Предлагать как можно больше вариантов - чем больше идей, тем лучше;

Размышлять вслух.

2. Предлагает распределить роли: секретаря, тайм-менеджера, ведущего и генераторов идей.

3. Предлагает план работы с информацией в мозговом штурме:

Ориентировка в задаче (уточнение совместных целей, условий, имеющихся ресурсов);

Сбор информации (подкидывать идеи, пока они не закончатся);

Оценка результата (структурирование полученных мнений и предложений);

Подведение итогов дискуссии (мнения о результате, оценка собственной удовлетворенности и содержательной продуктивности).

Последний пункт тренер проводит в рамках обсуждения.

Непосредственного участия в дискуссии тренер не принимает.

Представление результатов работы группы

Цели: представить результаты; сфокусироваться на ценности групповой работы.

Время: 10 минут.

Один-два человека от группы представляют результаты работы, остальные дополняют. Тренер задает корректирующие и «развертывающие» вопросы.

Процедура выбора старосты

Цели: актуализация выбора; легитимность выбора старосты.

Время: 10 минут.

Тренер предлагает каждому на листочке записать три фамилии учеников, каждый из которых мог бы стать старостой. Тренер сам подсчитывает голоса (при детях на доске).

Итог дня. «Свечка»

Цели: вспомнить основные темы и важные моменты прошедшего тренинга, подумать о значимости полученного материала; поговорить о перспективах на будущее; обсудить, как применить полученный на тренинге материал в реальных условиях.

Время: 10 минут.

Обсуждение проводится в свободном режиме.

Время проведения этой части тренинга: 1 час 30 минут.

Общее время: 3 часа 30 минут (без перерывов).

Заключение

По неутешительной статистике последних лет, мотивация к учебной деятельности у детей сильно падает с каждым годом. А в учебных группах бытует мнение, что образование является не таким уж и важным элементом нашей жизни. Изменение подобной ситуации возможно только в массовом порядке. Индивидуальная работа с учащимися по повышению уровня их мотивации важна, но более эффективна, как показывает наш опыт, работа с коллективным представлением об учебе и ее актуальности в современной жизни. И это становится одной из самых важных тем нашего тренинга командообразования.

Каждый для себя должен ответить на вопрос: зачем он учится? Что он хочет получить от школы и от образования? Что может дать ему школа и что он может дать школе? Что значит быть учеником? Ценность командной работы заключается в том, что эти вопросы проясняются индивидуально для каждого и одновременно для всего коллектива в целом.

Статья подготовлена при поддержке проекта «Endoctor». Если Вы решили проконсультироваться о состоянии своего здоровья, то необязательно сразу бежать записываться к врачу. На сайте www.Endoctor.Ru вы сможете, не потратив много сил и времени, воспользоваться услугой «Бесплатная консультация эндокринолога онлайн ». На форуме вы также найдете огромный архив полезной информации о поддержании здоровья и симптомах различных заболеваний.

Команда – это управляемое и ограниченное по времени состояние малой группы, которая обладает навыками самоорганизации и живет по внутренним правилам, выработанным для эффективного решения командных задач.

Малая группа в своем развитии до команды проходит определенные этапы и постоянно совершенствуется для эффективного решения командных задач.

Мы различаем технологию создания команды и создания корпоративной культуры командности.

Корпоративная культура командности – это выработанная система поведения персонала в соответствии с корпоративными ценностями для эффективного решения целей компании.

  1. Включает в себя создание команд и обучение менеджеров созданию команд на рабочем месте.
  2. Все тренинги имеют методологическую основу – управление групповой динамикой. Автор технологии формирования команд и ведущий тренингов — Галина Сартан. Технология создавалась и отрабатывалась на практике более 15 лет.
  3. Мы делаем команду под Ваши рабочие цели. Мы не делаем команды ради команд.
  4. Мы делаем замеры начального уровня развития командности и того, что получается после создания команды. Для этого нами разработан тест «Оценка потенциала команды» и технология аудита коллектива.
  5. Мы используем четкую методологию при построении команды и передаем все технологии участникам тренинга и руководителю. Поэтому команды могут в дальнейшем успешно развиваться и работать без нашей поддержки.
  6. Мы подбираем в команды по необходимым навыкам для решения рабочих задач. Мы умеем создавать команды из любого состава сотрудников. Тем самым мы сохраняем профессионалов в компании.
  7. Каждая команда делается индивидуально под руководителя и под заявленные рабочие цели. Мы можем довести динамику командного взаимодействия до того уровня, который будет комфортен руководителю.
  8. Вы сможете руководить привычными приемами для решения одних задач , и прибавите командный стиль управления для решения других. Таким образом, Вам не нужно будет кардинально перестраивать свой стиль руководства, Вы просто его расширите.
  9. Мы не разделяем неформального лидера и руководителя команды – это одно лицо – Вы. Мы поможем вам органично соединить оба стиля управления сотрудниками.

Для тех, кто использует технологии в рамках философии Agile , но команды не работают так, как это ожидалось.

Для удаленных офисов или сотрудников , которые должны делать единые проекты в режиме он-лайн.

Для руководителей , которые хотят сэкономить время и силы по управлению своими сотрудниками, снять с себя рутинную работу и текущие вопросы.

Для директоров , которые хотят, чтобы их руководители подразделений перестали конфликтовать и согласовано решали поставленные перед ними цели.

Для собственников , которые хотят иметь управленческую команду, оперативно и эффективно решающую возникающие вопросы.

Для директоров по продажам , которые хотят уйти от извечных проблем с продавцами и иметь под собой результативную команду, постоянно повышающую свои продажи.

Для руководителей проектов , которые хотят, чтобы проекты выполнялись в обозначенные сроки и с высоким качеством.

Для тех, чьи цели и задачи лучше решать командными способами.

Зачастую является единственной возможностью для проведения с коллективом командообразующего мероприятия. Единственной, но совершенно не обязательно, скучной и неэмоциональной. Но главный потенциал аудиторного тимбилдинга в том, что он позволяет максимально сосредоточиться на бизнес-задачах.


Когда можно провести тренинг командообразования в аудитории?

Всегда. В любое время года, с любым (да-да!) количеством человек, под почти любые задачи и с почти любым бюджетом. Мы всегда призываем наших клиентов проводить комбинированные корпоративные мероприятия, когда аудиторные тренинги и на природе грамотно дополняют друг друга, поскольку считаем этот симбиоз наиболее эффективным. Однако, бывает множество обстоятельств, когда компания не может выбраться на природу или выделить бюджет для организации крупного корпоративного мероприятия. Это повод отказаться от тимбилдинга на природе, но не повод отказываться от тренинга командообразования вообще, так как его можно провести и в помещении.

Например, в рамках серьезной корпоративной сессии всегда можно найти несколько часов или даже час для того, чтобы провести такой тренинг прямо в конференц-зале и поднять общий эмоциональный фон, который потом поможет работать в группах над проектными задачами. Или среди насыщенной рабочей недели выделить возможность собрать менеджеров одного отдела в переговорной комнате и пригласить тренера по аудиторному тимбилдингу. Не менее важной причиной выбора аудиторного тренинга является ограниченный бюджет на командообразование, ведь аудиторный тренинг, как правило, существенно экономичней.

Какие задачи решит тренинг по тимбилдингу в помещении?

Мы всегда рекомендуем начать подготовку аудиторного командообразующего мероприятия с анкетирования потенциальных участников. Это помогает выбрать нужную глубину тренинга по командообразованию, оценить и предвосхитить ожидания ваших сотрудников, а нередко и выявить неожиданные или скрытые проблемные зоны. Анкетирование можно провести и по результатам тренинга командообразования, это помимо динамики группы, позволит получить и объективную обратную связь.

Конечно, по эмоциональной яркости корпоративный тренинг в аудитории в любом случае не сравнится с приключенческими программами или экстремальными турами . Но всё-таки возможности и здесь довольно широки. Находясь в условиях аудитории, участники тренинга командообразования наиболее приближены по ресурсным возможностям и настроению к привычной рабочей ежедневной обстановке. Поэтому нет необходимости адаптировать группу к условиям или погружать в атмосферу, а значит можно более прицельно поработать над главными задачами. Не случайно довольно часто аудиторный тимбилдинг выбирается для получения четких, подчас письменно зафиксированных результатов или планов по развитию команды. Нередко тренер использует более глубокие технологии командообразования, построенные на тех или иных теориях командообразования. На тренинге командообразования для ТОП-менеджеров роль тренера часто близка по функциям к модерации, фасилитации или даже к коучингу, а сам тренинг всегда разрабатывается индивидуально.

Аудиторно часто проводятся командообразующие тренинги по введению в команду новичков, тренинги на сплочение коллектива при наличии в нем проблем, по эффективному распределению ролей во вновь созданной группе, по выявлению конструктивных и деструктивных лидеров в коллективе, по тактикам групповых коммуникаций и технологиям принятия коллективных решений, а так же тренинги по повышению лояльности к руководству и к компании, по повышению командного духа и улучшению атмосферы в коллективе. В особую группу аудиторных тренингов на командообразование стоит отнести деловые игры на сплочение коллектива.

Сколько человек можно охватить тренингом командообразования в аудитории?

В стандартном варианте тренинг проводится для небольших групп – от 5 до 30 человек, однако, у нашей компании есть методики и возможности организации аудиторных тренингов для больших коллективов одновременно. Так же не стоит забывать о возможности проведения тренинг-сессий, то есть не параллельно, а последовательно идущих тренингов командообразования. Например, в течение недели для разных коллективов Вашей компании. Особенно актуально это, если существует ограничение по помещениям для проведения тренинга в компании.

ТИМБИЛДИНГ (TEAM BUILDING), КОРПОРАТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ БИЗНЕС-КОМАНДЫ

Руководитель предприятия любой сферы деятельности всегда должен помнить, что основными ресурсами компании в первую очередь являются кадры. В настоящий момент, кроме деловых способностей и личностных качеств в работнике ценят умение находить общий язык с остальным персоналом и работать не просто в коллективе, а В КОМАНДЕ. Это - неотъемлемая часть современного успешного бизнеса, которая характерна для профессиональных бизнес-команд.

Заметим, что с созданием профессиональной команды самостоятельно справиться весьма сложно, так как помимо грамотной организации бизнес-процессов, правильно выстроенной мотивации, создание успешной системы коммуникаций, требуется проведение ряда мероприятий, наплавленных на формирование, развитие, сплочение команды, поддержание командной работы.

  • Во-первых, требуется целенаправленное проведение командообразующих мероприятий - тренингов командообразования или по-другому - тимбилдинг , коммуникативных тренингов, тренингов эффективной групповой работы и так далее.
  • Во-вторых, , которые являются неизменным атрибутом современной корпоративной культуры, также должны содержать элементы, направленные на сплочение коллектива.
  • В третьих – мероприятия, направленные на формирование и поддержание успешной командной работы – постоянный процесс, сопровождающий команду на всех этапах развития. Тимбилдинг – строительство команды – не разовая акция, о чем зачастую забывают.

Таким образом, профессиональный тимбилдинг и связанные с ним корпоративные мероприятия проще, дешевле и надёжнее доверить профессионалам. Давно доказано – в сплоченных коллективах текучка сводится к минимуму, а уровень сложности и скорость выполнения задач возрастает в разы.


Что такое тимбилдинг?

Тимбилдингом, в широком смысле, сейчас называется комплекс мероприятий по решению различных проблем, связанных с формированием и поддержанием эффективной команды сотрудников. Например:

  • Снижение общего уровня напряженности или хронической усталости
  • Налаживание взаимоотношений между различными подразделениями компании
  • Поддержание и развитие корпоративной культуры
  • Решение конфликтных ситуаций
  • Введение нового сотрудника или целого отдела в коллектив
  • Изменения в структуре фирмы, формирование новых организационных структур
  • Создание проектных команд
  • Повышение доверия в коллективе
  • Перепрофилирование организации, старт нового проекта и многое другое

Современная имеет ряд особенностей и должна придерживаться определенных условий. Именно поэтому, доверить подготовку и проведение стоит специалистам.

Любая программа подобного мероприятия строится по следующему принципу: решить задачу, поставленную организаторами, можно будет только при условии взаимной помощи в команде. Такой вариант идеально подойдет для сплочения коллектива, а также поможет каждому из участников раскрыться с новой стороны.

Все привыкли, что в процессе работы происходит деление коллектива на начальников и подчиненных. В течение же всей программы тимбилдинга участники находятся в равных условия. Это устраняет напряжение в общении, ведь лидером в команде может быть каждый. Если же капитаном будет руководитель, то доверие к нему только возрастет.

Если вы решили провести тимбилдинг, обязательно учитывайте типы характеров ваших сотрудников, их индивидуальные особенности, сложившиеся в коллективе взаимоотношения. При проведении сложных программ тимбилдинга рекомендуется проводить предварительную диагностику коллектива. При организации и проведении корпоративных мероприятий с элементами тимбилдинга, проектов направленных на повышение командного духа или team spirit – не забудьте проговорить с организаторами ваши ожидания, цели и задачи мероприятия.

Зачастую, программы тимбилдинга проводят не в формате аудиторного тренинга командообразования, а в формате корпоративного выезда на природу. Это объясняется тем, что в новых, непривычных, условно «экстремальных» условиях, улучшаются коммуникации, ускоряются психические процессы, что значительно облегчает и ускоряет процессы командообразования.

Добавим, что для компаний любого уровня можно подобрать множество сценариев для проведений мероприятий по сплочению коллектива. Тимбилдинг в аудитории (indoor teambuilding)– классические тренинги командообразования, которые могут быть организованы у вас в офисе, коммуникативные и творческие тренинги командной работы. Тимбилдинг на природе (outdoor teambuilding): к активному отдыху добавляется интересные командные игры, квесты, приключения, спортивно-туристические программы. Классические программы тренингов командообразования, построенные на основе известной методики «Верёвочный курс» – несомненно эффективные, но при этом требующие максимальной отдачи и заинтересованности участников.

Параллельно к основным вопросам, при организации тимбилдинга можно развивать творческий потенциал, вводить в коллектив элементы корпоративной культуры или решать иные задачи.

Стоит напомнить, что нельзя считать обычным корпоративом, к которому все привыкли: здесь существуют свои правила, преследуются конкретные цели, которые могут быть открыто не видны. Только профессиональные организаторы, в команду которых обязательно входят психологи и тренеры, смогут незаметно направить коллектив на решение ваших задач, управлять этим процессом и оценить всю проделанную работу.