Упражнения для тренингов - командообразование. Коммуникативный тренинг, программа тренинга командообразования

Чем благоприятнее обстановка и микроклимат в команде, тем выше показатели ее эффективности и успешности. Психологический комфорт напрямую воздействует на весь рабочий процесс и его результаты. По этой причине налаживание качественного взаимодействия членов команды является прямой обязанностью любого лидера и руководителя. Игры на сплочение коллектива в этом случае послужат одним из самых результативных методов. Четвертый урок всецело посвящен им. Далее мы познакомим вас с множеством простых игр, но для начала скажем несколько слов о базовых целях любых подобных мероприятий.

Цели игр на сплочение коллектива

Каждого человека можно назвать индивидуальностью, ведь он обладает своим собственным характером, мнением и восприятием рабочего процесса. Чтобы работа спорилась и была продуктивной, нужно грамотно выстроить взаимодействие вышеназванных личностных особенностей людей. Исходя из этого, самая главная цель игр на сплочение коллектива состоит в определении наиболее ценных качеств каждого члена команды и их внедрении в рабочий механизм.

Параллельно с этим упражнения на формирование командного единства выполняют и несколько сопутствующих функций:

  • Помогают членам команды найти для себя наиболее комфортное положение в ней
  • Раскрывают межличностные симпатии и устанавливают неформальные связи
  • Формируют навыки совместной работы и коллективного решения задач
  • Оптимизируют уровень эмоциональной и психологической совместимости игроков

Любые тренинги, упражнения и игры на командообразование могут проводиться в разных форматах, представляя собой творческие, деловые, интеллектуальные или спортивные состязания. Важно также, что проводить их можно как локально (т.е. в офисе), так и с выездом всей командой куда-либо - на базу отдыха, в санаторий или спортивный клуб, на природу и т.д.

Командообразование - процесс структурированный. Это означает, что и проведение мероприятий на сплочение команды подчиняется определенному алгоритму. Проще говоря, проводиться они должны так (эта последовательность касается любого мероприятия на командообразование):

  • Ведущий знакомит участников с целями и задачами мероприятия
  • Ведущий озвучивает групповые нормы проведения мероприятия (сюда следует включить искренность, уважение, стремление к доверию и раскрепощенности, свободу мнения, слова и выбора, неразглашение особенностей процесса вне пределов команды и т.д.)
  • Проводится упражнение, игра или комплекс мероприятий
  • Коллективно обсуждаются результаты и подводятся итоги (участники делятся эмоциями, впечатлениями и мнениями, озвучивают предложения и пожелания)

Сразу уточним: если вы решите провести одно или два упражнения для своей команды, для этого вполне может подойти офис, где вы работаете. Но если у вас есть задача провести масштабный тренинг с множеством игр, лучше всего выехать за город или арендовать большую аудиторию или конференц-зал. Сами же игры и упражнения подходят как для крупных, так и для небольших команд, но по мере описания каждой игры в случае необходимости мы будем давать небольшие пояснения. Для удобства мы также разделили игры на те, которые больше подходят для проведение в офисе и на выезде.

Офисные игры на командообразование и сплочение коллектива

Снимаем напряжение

Игра, как и следует из названия, направлена на при интенсивных нагрузках. Ведущий дает участникам задание считать в порядке очередности, но без всяких договоренностей. Обратите внимание: если два человека одновременно называют цифру, игра начинается заново. Запрещается разговаривать, но можно использовать жесты и мимику. Чтобы усложнить игру, можно дать задание вести счет с закрытыми глазами. Суть игры в том, что члены команды предугадывают действия друг друга, обращают внимание на невербальные сигналы и устанавливают эмоциональную связь друг с другом.

Поем песню

Ведущий дает участникам задание встать недалеко друг от друга. Затем вместе с командой он выбирает песню, слова которой знают все. После этого игроки по очереди по часовой или против часовой стрелки начинают говорить слова песни в правильном порядке. Если песня сбивается или кто-то ошибается, игру следует начать сначала. Задача - допеть песню до конца.

Знакомимся ближе

Ведущий дает задание участникам встать в ряд по росту. Затем он дает команду молча перестроиться в установленной последовательности. Заданием может быть выстроиться в алфавитном порядке (по первой букве имени или фамилии), по дню или месяцу рождения, по возрасту или по цвету волос (от светлого к темному или наоборот). Эта игра в тимбилдинге позволяет членам команды лучше узнать друг друга, улучшает невербальное общение и понимание без слов.

Создаем вместе

Прекрасный пример игры на сплочение коллектива. Ведущий заблаговременно и самостоятельно подготавливает атрибуты для игры: ватман, наклейки, аппликации, картинки, фотографии, ткань, маркеры, краски - все, при помощи чего можно создать красочный и красивый коллаж или картину. Затем все участники собираются вместе вокруг большого стола, и ведущий дает задание создать картину или коллаж на конкретную тему, например, «Наша команда», «Трудовые будни», «Тяжело в учении» или «Лучший коллектив». Такое совместное творчество способствует сплочению, раскрытию и реализации способностей, демонстрации талантов, знаний и умений. В дополнение к этому игроки постоянно общаются и взаимодействуют друг с другом, прислушиваясь, озвучивая свои идеи, находя компромиссные решения.

Готовим подарки

Команда делится на пары. В паре один партнер берет одной рукой одну руку второго партнера, чтобы у каждого осталось по одной свободной руке. Ведущий, заранее подготовив коробки разного размера, оберточную бумагу и ленты, дает задание игрокам приступить к игре. Суть в том, что каждая пара должна упаковать подарок: закрыть коробку, обернуть бумагой, завязать лентой. Победит та пара, которая справится с задачей быстрее всех. Это упражнение прекрасно развивает способность понимать друг друга без слов, улавливать и читать невербальные жесты, достигать одной цели сообща.

Рисуем в офисе

Замечательное упражнение на командообразование, выполнять которое могут все: и те, кто умеет рисовать, и те, кто не умеет. Одну из его разновидностей мы уже рассматривали («Создаем вместе»). Большая команда может разделиться на подгруппы, чтобы присутствовал соревновательный дух (но это не обязательно). Участники сами подготавливают инструменты для работы (краски, карандаши, фломастеры, ватман или даже мольберты и т.д.) и начинают сообща создавать собственное произведение искусства. Можно делать забавные рисунки, писать серьезные картины или воспроизводить известные полотна. Ведущий также может устроить соревнования нескольких команд, а по итогам распределить 1-е, 2-е и 3-е места и вручить соответствующие призы.

Рисуем вслепую

Еще одна разновидность игры на сплочение коллектива, где нужно рисовать. Ее можно использовать и как шуточное разовое мероприятие, и как часть большого тренинга. Хотя в большей степени упражнение подходит для офисного выполнения. Ведущий заранее готовит большой лист ватмана, фломастер или маркер. Команда делится на пары. Ассистенты завязывают игрокам глаза. Ведущий дает задание нарисовать какой-то объект (от простого, типа квадрата, до сложного, типа какого-то животного). Участники вместе берут один инструмент руками (можно также рисовать по очереди, чтобы каждый продолжал картину другого) и начинают рисовать заданный объект. Это веселая и непринужденная игра отлично тренирует понимание без слов и делает людей ближе друг к другу.

Все делаем синхронно

Очень простая, но занимательная игра на сплочение команды. В процессе игры все могут оставаться на своих рабочих местах. Ведущий дает задание игрокам по очереди выполнить какое-либо действие, к примеру, сесть, вытянуть руки, повращать головой, поднять одну ногу, взять ручку и т.д. Задача остальных - выполнить синхронно вместе с первым игроком то же самое действие. Синхронность здесь является показателем того, насколько люди в коллективе чувствуют друг друга, как понимают друг друга без слов. Заодно у всех поднимается настроение, ведь порой групповое выполнение какого-то действия выглядит очень комично, да и выдумщиков в командах встречается немало.

Достаем приз

Прекрасная командная игра, проходящая в форме шуточного соревнования. Ведущий дает участникам задание встать вокруг стола, в центре которого лежит приз. Игроки берут друг друга за большой палец руки, выступающий в роли джойстика, и сразу закрывают глаза. Но последний в цепочке игрок оставляет глаза открытыми. Именно он, управляя движением пальца своего соседа должен передать импульс первому в цепочке. Первый в цепочке, не открывая глаз и понимая, какое движение нужно сделать, должен достать приз. Ведущий выступает в роли независимого судьи. Представленное упражнение стимулирует у игроков желание достигнуть общей цели и научиться понимать друг друга .

Хлопаем вместе

Простая и забавная игра на сплочение коллектива. Ведущий дает участникам задание расположиться по кругу и назначает игрока, с которого начинается игра. По сигналу все должны как можно быстрее по очереди хлопнуть в ладоши. Ничего сложного, но эта игра хорошо развивает чувствительность, понимание невербальных сигналов и командный дух.

Выездные игры на командообразование и сплочение коллектива

Создаем фигуру

Ведущий дает участникам задание разместиться по кругу. Расстояние должно быть достаточным для свободного перемещения (по этой причине данная игра подходит для больших команд). По сигналу ведущего участник, ничего не говоря, выбирает одного из своих коллег и делает ему навстречу ровно 15 шагов. После этого, снова ничего не говоря, он объясняет партнеру, какую фигуру хочет изобразить (квадрат, круг, дом, полумесяц и т.д.). Затем они вместе создают эту фигуру. Такое упражнение на командообразование прекрасно тренирует умение работать в паре, понимать другого без слов, использовать . Также эта игра помогает руководителям определить лидеров и ведомых, активных и пассивных игроков.

Передаем предмет

Еще одна игра, сплочение коллектива в которой - основная цель. Игроки должны сесть в круг. Затем ведущий подходит к первому участнику и дает ему в руки при помощи жеста воображаемый предмет, а также указывает направление его передачи. В качестве предмета может выступать что угодно, например, мартышка.

Первый игрок передает мартышку второму и т.д. по кругу. В один момент ведущий произносит «Стоп!», и спрашивает, у кого мартышка. Сначала все кажется простым, но дальше игра усложняется, т.к. она состоит минимум из трех раундов.

По окончании первого раунда ведущий убеждается, что все поняли правила, и начинает второй раунд. Здесь фигурируют уже два воображаемых предмета: по кругу запускаются мартышка и попугай. Они запускаются от разных участников и движутся в разных направлениях. Дальше все идет по тому же сценарию: «Стоп! У кого мартышка и попугай?». Теперь участники начнут путаться. Далее идет третий раунд. Ведущий запускает три предмета - мартышку, попугая и кокос - снова в разных направлениях и от разных игроков.

Самый интересный момент наступает, когда предметы переходят к одному игроку, и он должен понять, что у него в руках и кому что нужно передать. После очередного «Стоп!» в большинстве случаев никто не понимает, у кого что находится.

Эта игра улучшает взаимодействие людей и качество их коммуникации. Все смеются и хохочут - повышается настроение и снимается напряжение. Между раундами можно обсуждать, как лучше всего передавать предметы, не путая их и не теряя очередности. Кроме прочего, упражнение позволяет выделить лидеров в группе и установить их способность .

Покоряем скалу

Хорошая выездная игра на командообразование. Ведущий должен подготовить длинную скамью (несколько небольших скамеек или большое бревно) и дать задание игрокам выстроиться на ней, плотно прижавшись друг к другу (в принципе, подобное упражнение можно выполнять и у стены). Далее следуют два варианта действий: в первом участники рассчитываются по порядку, а ведущий указывает новую последовательность чисел, в которой все должны выстроиться. Второй вариант - игроки, начиная с первого, перебираются по «скале», чтобы снова встать в том же порядке. Задача участников - не наступать на пол, не упасть со «скалы», не разговаривать. Если кто-то упал или заговорил, он либо выбывает, либо игра начинается сначала.

Играем в «головомяч»

Это спортивное упражнение, которое лучше всего включить в какой-то выездной тренинг. Развивает умение работать в паре. Ведущий дает парам игроков задание лечь на животы напротив друг друга, затем кладет между их головами мяч. Игроки должны подняться на ноги, держа мяч головами и не роняя его. Если мяч упал до того как участники встали, пара начинает пытаться снова. Побеждает та пара, которая встала первой.

Завязываем узел

Простая и увлекательная игра, суть которой заключается в том, что участники должны завязать узел, пользуясь только одной общей веревкой (или канатом), не выпуская ее из рук. Достаточно комичное упражнение, поднимающее настроение, раскрепощающее людей и сближающее их друг с другом. Если команда большая, ее можно разделить на две или более мелких. Для разнообразия одна команда может завязывать узел, а другая - развязывать его.

Играем в «Серебряную кобру»

Эта замечательная игра на командообразование больше похожа на квест. Учитывая то, что она требует большого пространства, проводить ее лучше на природе или в большом помещении. Основана игра на старинной бразильской легенде о серебряной кобре. В легенде она описывалась как оружие, но в действительности коброй является группа людей - сильная и мощная, в то время как один человек бессилен и слаб.

На проведение игры следует уделить не менее 25-30 минут, а участвовать в ней могут от 10 до 15 человек. Ведущий дает задание участникам встать в круг и положить руки на плечи впереди стоящего соседа - получившаяся фигура и есть та самая кобра. Участники закрывают глаза и руками ощупывают спины ближайших соседей, стараясь запомнить свои ощущения.

Затем по команде все расходятся по помещению или поляне и ходят с закрытыми глазами в течение минуты. Желательно, чтобы все держали руки прямо пред собой во избежание случайных столкновений друг с другом. После этого ведущий дает сигнал, по которому участники снова становятся в круг. Задача - вспомнить по ощущениям спину человека, стоявшего впереди в начале, и построить ту же саму последовательность. Эта хорошая игра помогает расслабиться, посмеяться и зарядиться позитивом, лучше узнать коллег, сменить обстановку, научиться выходить из сложных ситуаций и доверять своим ощущениям. И, конечно же, она делает коллектив дружнее и целостнее.

Устраиваем фотомарафон

Смысл этой игры на командообразование состоит в следующем: команда разделяется на небольшие подгруппы (от 2 до 5 человек) и ведущий раздает каждой из них списки мест или вещей, которые нужно сфотографировать. Так, задачей может быть запечатлеть интерьер кафе или театра, памятник, голубя или собаку, конкретную улицу или мост, какое-то здание или даже человека - в ход может идти все, что угодно. Чтобы усложнить задачу, можно дать задание сфотографировать несколько объектов одновременно. Например, сделать фото, на котором присутствует вывеска с названием фирмы, воздушный шар, кот и шоколадка. Такие задания помогают людям сработаться, научиться , лучше узнать друг друга и раскрыться. Ко всему прочему на память останутся приятные эмоции и любопытные фотоснимки.

Ищем сокровища

Эту игру на сплочение команды можно проводить как самостоятельно, так и прибегая к услугам специализированных заведений. В первом случае ведущий заранее прячет где-то на территории города несколько заданий и заранее дает подсказки участникам. Они в свою очередь ищут эти места и выполняют поставленные задачи. Во втором случае нужно обратиться в квест-комнату, коих сегодня можно найти немало. Тематику можно изначально обсудить с игроками, а можно сделать сюрприз. Впрочем, квест-комнаты предлагают не только искать сокровища, но и преодолевать всевозможные препятствия, разгадывать жуткие головоломки, выбираться из закрытого пространства и т.д. Естественно, за прохождение квеста в обязательном порядке нужно вручать приз. Эффект от прохождения квестов выше всяких похвал: развитие интуиции, дедукции и , установление доверительных взаимоотношений и формирование общности коллектива, раскрытие творческого потенциала и проявление индивидуальных умений и способностей.

Играем в животных

Чтобы играть в эту игру на командообразование, нужно заранее подготовиться - сделать много карточек с названиями членов семей различных животных. Например, «Папа слоник», «Мама слоник», «Дочка слоник», «Сын слоник», «Бабушка слоник», «Дедушка слоник» и т.п. От количества людей в команде зависит и разнообразие «фауны». Вообще, чем больше игроков и видов животных, тем лучше. Ведущий делит коллектив на несколько маленьких групп по 5-6 человек, раздает всем карточки и участники с ними знакомятся. По сигналу ведущего игроки расходятся по территории. Каждый должен найти свою семью, издавая соответствующие «своим» животным звуки. Как только все семейства соберутся, ведущий подает сигнал и игроки садятся на стулья или пеньки, но садятся друг на друга по старшинству: дедушка-бабушка-папа-мама-сын-дочь и т.д. Побеждает та команда, которая правильно выполнила задание быстрее всех. Это упражнение - прекрасная тренировка коллективного взаимодействия и возможность лучше узнать друг друга.

Строим фигуру

Ведущий дает участникам задание встать в круг, закрыть глаза и построиться в конкретную фигуру, например, в прямоугольник, треугольник или ромб. Практически всегда в процессе этой игры на командообразование и суета, но по мере выполнения задачи определяется один лидер, который и расставит людей в правильном порядке. Как только фигура будет готова, участники обсуждают, получилась фигура ровной или нет (глаза все еще закрыты). Открывать глаза можно только тогда, когда все решат, что фигура ровная. Упражнение можно усложнить, заранее установив лимит времени на выполнение задания. Лучше всего проводить эту игру в большом помещении или на природе.

Повышаем доверие

Команда делится на несколько групп по 5-6 человек (если команда небольшая, можно не делиться). Каждый игрок по очереди отворачивается от остальных и падает назад, чтобы они его поймали. Поймать игрока - обязательное условие. Те, кто ловит, должны скрестить руки, взявшись за запястья друг друга, а тот, кто падает, должен скрестить руки на груди. Игру можно усложнить, если человек будет падать с высоты, например, со стула, пенька или подоконника. Но рекомендуется все же проводить эту игру на выезде во избежание травм. В результате упражнения коллеги будут больше доверять друг другу. По окончании игры можно сообща обсудить поведение всех участников.

Рассмотренных нами игр вполне хватит, чтобы разнообразить командную жизнь, сплотить коллектив и повысить эффективность его работы. Но в дополнение к ним вы можете использовать и несколько необычных способов.

Необычные способы сплочения команды

Исходя из описаний, вы сами сможете определить, как и где лучше проводить эти мероприятия. Мы предлагаем вам пять необычных способов сплочения команды, но при желании вы можете найти или придумать сами намного больше.

Изучение продукта

Прекрасная игра не только на сплочение коллектива, но и на повышение уровня профессионализма. Подходит для организаций, которые занимаются реализаций какого-то продукта. Суть в том, что каждый член команды во всех деталях и подробностях изучает продаваемый продукт к назначенному сроку. В указанный день устраивается большое собрание, на котором все участники, выступая по очереди, рассказывают о том, что узнали, описывая все преимущества и особенности товара или услуги. Одновременно с формированием командного духа это просто упражнение . По окончании игры все могут делиться впечатлениями, преимуществами и недостатками выступлений своих коллег.

Парилка

Этот прием тимбилдинга снискал огромную популярность в Японии. Заключается он в том, что вся команда (и руководство, и рядовые сотрудники) вместе идут в баню. Мужчины идут вместе с мужчинами, женщины - вместе с женщинами, но если, например, пойти в сауну и взять с собой купальные принадлежности, можно отправиться и всем вместе. Такое «упражнение» погружает коллектив в расслабляющую атмосферу, способствует приятному и непринужденному дружескому общению, формирует доверительные взаимоотношения и сближает членов команды.

Зомби-апокалипсис

Представленная игра на сплочение коллектива сегодня очень популярна в корпоративной культуре американских компаний. Она достаточно затратна в плане финансов, но этого того стоит. По сути, игра представляет собой смесь квеста, пейнтбола и карнавала. Организаторы арендуют заброшенный дом или другое здание, договариваются с профессиональными актерами, которые будут играть роли зомби. Сотрудникам выдается экипировка и оружие для пейнтбола. Задача команды - выбраться из здания живым, одолеть (обхитрить или «убить») зомби и прийти на помощь человечеству. Кстати, подобные тренинги на сплочение актуальны и у американских военных, т.к. они не только тренируют навыки выживания, но и помогают определить лидеров и аутсайдеров, сплачивают коллектив и формируют общность целей.

Виноделие

Такой тренинг на командообразование погружает людей в неформальную обстановку и позволяет им лучше узнать друг друга. Для проведения упражнения нужно найти виноградник, сдающийся в аренду, и нанять консультанта. За несколько часов члены команды сообща успеют изучить особенности и способы изготовления вина, подавить виноград и придумать название для своего собственного напитка. Через несколько месяцев (когда вино будет готово) хозяева виноградника доставляют сделанное командой вино в офис. В итоге участники наслаждаются плодами коллективной работы, делятся эмоциями и впечатлениями от напитка, становятся дружнее и сплоченнее.

Темная комната

Будучи лидером и руководителем, в процессе проведения упражнений, игр и тренингов на сплочение коллектива вы должны наблюдать за всеми членами команды и изучать их. Результаты могут обсуждаться вместе с участниками. Так, можно обсудить, какова атмосфера в команде, насколько люди дружны друг с другом, как продуктивно решаются задачи и достигаются цели. На основе сделанных выводов можно определить командные проблемы и наметить план действий по их корректировке и устранению.

Систематическое и регулярное проведение подобных мероприятий позволяет:

  • Повысить продуктивность межличностного и профессионального общения
  • Повысить КПД отдельных членов команды и коллектива в целом
  • Развить навыки групповой работы
  • Оптимизировать отношения внутри команды
  • Развить навыки поиска решений трудных и нестандартных задач

Рассмотренные нами игры и упражнения не исчерпывают всего многообразия методов сплочения коллектива. Сегодня есть огромное количество тематических сайтов и литературы, посвященной командообразованию, где можно отыскать еще не один десяток интересных заданий. Имея цель сформировать эффективную и дружную команду и используя для этого творческий подход, можно достигнуть поистине небывалых высот и создать такой коллектив, который будет способен свернуть любые горы.

И, продолжая разговор о методах командообразования, мы хотим рассказать вам еще об одной очень популярной сегодня штуке. Называется она «Веревочный курс». Мы не стали описывать его в этом уроке, т.к. в нем очень много своих тонкостей и особенностей. Об этом курсе, его нюансах и составляющих (игры, задания и упражнения) мы подробно расскажем в следующем занятии.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Тренинг на командообразование .

«Школа актива».

Только в коллективе ничтожество обретает силу

Цель:

Создать условия для активизации процесса успешного сплочения группы.

Задачи:

  1. формирование групповых норм партнерского общения.
  2. умения координировать совместные действия

Список правил:

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего

3. Уважать мнение друг друга

4. Я - высказывание

5. Безоценочность суждений

6. Активность

7. Правило «стоп»

8. Конфиденциальность

Этапы и упражнения!

I этап. “Знакомство”.

Цели:

  1. Ориентация учащихся в целях занятия;
  2. знакомство с участниками;
  3. установление групповых норм;
  4. создание рабочей атмосферы в группе.

Упражнения

Цель

Слово ведущего.

Знакомство с группой, рассказ о целях занятий, мотивация на работу в группе.

Знакомство, ориентация участников в целях занятий, установление групповых норм, создание рабочей атмосферы в группе.

Упражнение “Снежный ком”

Первый участник называет свое имя, следующий – имя первого и свое, третий – имя первого, второго и свое и т.д.

Сформировать и закрепить норму общения в группе (по именам), установить равенство позиций.

Упражнение “Интервью в парах”

Разбить участников на пары (лучше с малознакомыми партнерами). За 5 минут необходимо собрать друг о друге как можно больше информации. Затем участники представляют друг друга всем присутствующим.

Развитие навыков самопрезентации, эмпатии, создание условий для доверительного общения, возможности лучше узнать друг друга.

II этап. “Учимся общаться”.

Цели:

  1. Создание дружеской атмосферы взаимопомощи;
  2. доверия;
  3. доброжелательного и открытого общения учащихся друг с другом в команде.

5 общих признаков

Цель: развитие умения учитывать интересы каждого в команде.

Материалы: фломастеры и ватман.

Проведение: Все участники делятся на две группы. Каждой группе предлагается придумать и нарисовать новое несуществующие блюдо, состав которого бы удовлетворял пожеланиям и соответствовал вкусам всех членов команды. После чего каждая команда презентует другой свое блюдо, с его названием, составом и всем остальным.

III этап. “Мы – команда”.

Цели:

  1. Сплочение группы;
  2. формирование чувства команды;
  3. навыков взаимодействия в команде (в группе);

Упражнения

Цель

Упражнение “Вавилонская башня” (нужен скотч, ножницы и стопка газет).

Примечание: обязательна рефлексия упражнения.

Группа делится на две команды. Каждая команда получает скотч, ножницы и стопку газет. Задача: за 15 минут построить башню, которая должна быть как можно выше и после постройки простоять хотя бы минуту. Нельзя использовать стулья, столы, другие предметы, людей.

Формирование умения работать в команде, находить себе место в групповой работе.

Упражнение “Пантомима”

Группу разделить на несколько команд (по 7–8 человек), раздать карточки с заданиями (без слов изобразить паровоз; гусеницу; оркестр; Пизанскую башню; болельщиков; команду, которая выигрывает (проигрывает) и т.д., используя всех участников команды.

Развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы, развитие навыков вербального и невербального общения, саморегуляции.

IV этап. “Сплочение и доверие”.

Цели:

  1. Формирование доверительной обстановки в группе;

умения координировать совместные действия,

  1. Выбор лидера команды

Упражнение “Сквозь кольцо”

При обсуждении упражнения выяснить, что помогало, что мешало выполнению упражнения. Как действовали – по плану или каждый действовал по-своему? Как можно было бы усовершенствовать способ передачи обруча?

Участники стоят в шеренге, взявшись за руки, крайнему дается гимнастический обруч (или кольцо из веревки, проволоки). Задача участников: не разжимая рук, “просочиться” через это кольцо так, чтобы оно в конечном итоге оказалось на другом конце шеренги.

Координация совместных действий, сплочение, тренировка уверенного поведения в ситуации, когда кому-то нужно выдвинуть идеи, взять на себя лидерские функции.

Группа - семья. Группе предлагается выбрать мать, отца, детей, бабушек и дедушек, тетей и дядей и других родственников и расположить их так, как будто они фотографируются на семейную фотографию. Обсуждение и интерпретация - кто какое место занял на фотографии.

V этап.

«Итоговая рефлексия» по 5 бальной системе.

Все вот эти упражнения на командообразование я использовала лично и была полностью удовлетворена результатом. После первых двух упражнений на командообразование, чувствуется, что атмосфера становится более дружелюбной, а на лицах участников появляется улыбка. Я надеюсь, что вам помогут эти упражнения на командообразование в своих тренингах на сплочение коллектива. Ведь если в команде налажены межличностные отношения, то решение задач не заставит себя долго ждать.

Литература.

  1. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие. М., 2002.
  2. Грецов А.Г. Психологические тренинги с подростками. СПб.: Питер, 2008.
  3. Грецов А.Г. Тренинг уверенного поведения. СПб.: Питер, 2007.
  4. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. СПб.: Речь, 2008.
  5. Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: с чего начать? М., 2003

Тренинги командообразования помогают улучшить процесс взаимодействия между членами коллектива, добиться высоких результатов деятельности организации. Программы и упражнения разработаны с целью создания позитивных перемен социально-психологического характера. В дальнейшем это помогает эффективно работать в реальных условиях, способствует общему организационному развитию предприятия.

Из этой статьи вы узнаете:

  • что такое тренинг командообразования, каких целей помогает достичь;
  • как разработать программы и упражнения для тренинга командообразования;
  • какие использовать упражнения на командообразование.

Тренинг командообразования

Тренинг командообразования относится к системе активного обучения, направленной на:

  • развитие коммуникативных навыков участников;
  • усовершенствование способов общаться в команде;
  • освоение навыков обратной связи;
  • оттачивание процессов принятия решений с учетом мнения всех членов команды;
  • получение удовольствия от совместных видов деятельности;
  • формирование стандартов позитивности социального окружения.

Применяя тренинги командообразования, менеджеры по работе с персоналом ставят перед собой основную задачу: показать преимущества командной работы, прививать умение доверять, формировать командный дух. Тренинг рационально проводить, привлекая к участию сотрудников одного отдела, структурного подразделения. Такой команде предстоит дальнейшая совместная работа , которую организовать более эффективно помогут тренинги.

Упражнения на тренингах командообразования разрабатывают с учетом решения следующих задач:

  • повышение лояльности сотрудников;
  • создание полезных неформальных отношений;
  • повышение опыта командного взаимодействия;
  • понимание личностных особенностей друг друга;
  • установление доверительных отношений;
  • умение принимать решения с учетом мнения всех членов одной команды.

Проектирование тренингов командообразования проводят с учетом этапов групповой динамики.

  • Динамика напряжения . На данном этапе необходимо создать дружественную атмосферу, доверие и комфорт в общении. Формулируется общая цель. Участники тренинга соблюдают установленные правила. Общими силами разрабатывается методика контроля. Роль неформального лидера отводится тренеру.
  • На этапе создания доверия упражнения направлены на распределение групповых ролей. Устанавливается групповая иерархия. Лидерство переходит к наиболее компетентному участнику.
  • Этап преодоления конфликтных ситуаций осваивается с помощью разработанных упражнений. Участники проявляют эмоции, учатся отстаивать свои позиции, не прибегая к развитию конфликта. Проводится анализ сложных ситуаций . Прорабатывается умение находить выход из создавшегося положения.
  • Итог. После проведения тренинга команда полностью освоила правила поведения в группе. Участники научились искать совместные решения при возникновении сложных ситуаций. Умело решать конфликтные моменты, устранять противоречия путем продуктивных переговоров.

Командообразование: сценарий тренинга

Сценарий тренинга командообразования разрабатывается с учетом поставленных задач. Корпоративные тренинги могут проводиться по авторским методикам или стандартным сценариям. При использовании авторской методики в компанию приглашают профессионального тренера, который по проработанному сценарию проводит определенный вид тренинга, направленный на решение поставленных задач.

В настоящее время в организациях чаще проводятся тренинги командообразования по стандартному сценарию. В качестве тренера выступает менеджер по работе с клиентами. Необходимо учитывать, что за основу можно взять любой сценарий, помогающий участникам учиться взаимодействовать в команде.

В соответствии с проработанным или взятым за основу сценарием командные игры могут быть направлены:

  • на логический совместный поиск решений;
  • демонстрацию этапов формирования команды, распределение командных ролей;
  • на сплоченность и терпение;
  • формирование деловых навыков.

Независимо от поставленных целей, инсценировка на командообразование способствует развитию навыков в дальнейшем находить правильные подходы к решению самых сложных задач. Члены одной команды продолжают работать в коллективе. Получив соответствующие навыки на тренингах, находить оптимальный подход к решению самых сложных вопросов становится значительно проще.

Читайте в электронном журнале:

Тренинг командообразования: программа и упражнения

Программы и упражнения тренингов командообразования направлены на развитие специальных умений. По своей природе такие тренинги относятся к бихевиоральным, или поведенческим. Решаемые проблемы могут быть как межкомандными, так и внутрикомандными.

Что необходимо выявить во время тренинга

Что вывялем Суть проблемы
Проблемные моменты разной степени сложности. Наиболее часто встречаются проблемы, связанные с человеческим фактором или структурой организации. При оценке сотрудников на тренинге значительно проще определить проявление соответствующих характеристик личности. Влияние данных факторов на эффективность выполнения поставленных задач.
Системы коммуникации среди членов одного коллектива. Это не всегда удается сделать в стандартной рабочей обстановке. Если во время инсценированной ситуации участники не проявят умение взаимодействовать друг с другом, их ждет неудача. Овладеть навыками компетентного общения придется при проработке соответствующей инсценировки.
Степень развития навыков групповой рефлексии. Участники учатся осознавать, что они пережили, какие навыки получили, прошлый опыт переносится в новые виды деятельности. Постепенно все навыки синтезируются в групповой поиск ответов на поставленные вопросы. Во время тренинга командообразования осуществляется эффективное групповое взаимодействие.
Позитивность социального окружения. При работе в группе каждый член коллектива вступает в процесс взаимодействия с другими участниками. Они оказывают всестороннюю поддержку в случае необходимости. Позитивное социальное или деловое окружение способствует продуктивной работе. Во время тренинга участники учатся контролировать эмоции, выражать чувства. Программы тренинга отличаются и зависят от того, на какой стадии развития находятся отношения внутри коллектива.

Упражнения для тренинга командообразования

Упражнения на командообразование «Тропинка». Основная цель тренинга заключается в проведении испытаний на определение сплоченности и терпения команды. Сценарий рассчитан на проявление командных ролей участников. Весь процесс занимает 30-40 минут. Количество человек в группе варьируется от 8 до 30 человек.

Подготовка

Если тренинг проводится на природе, необходимо разложить змейкой кирпичи. В офисе выложить змейку можно из скотча и бумаги формата А-4. Шаг змейки должен быть достаточно большим.

Упражнение

Перед участниками ядовитое болото. Начало и конец расположен в зоне змейки. Преодолевая болото, необходимо соблюдать определенные правила: находиться в контакте со всеми участниками команды, разрыв связки означает, что начинать проходить болото придется заново. Касание земли приравнивается к тому, что участник начинает тонуть. Команда проходит этап игры сначала.

Итоги

Ведущий задает участникам вопросы, получает на них ответы и анализирует ситуацию.

  • Достигли ли вы цели?
  • Что помешало?
  • Можете ли гордиться результатами?
  • Какие выводы сделали из упражнения?

Упражнения на командообразование

Тренинг на командообразование для студентов помогает добиться соответствующих результатов еще на этапе обучения в учебном заведении. Студенты сразу учатся работать в команде, искать пути взаимодействия. В дальнейшем, после прихода в соответствующую организацию, молодые специалисты быстрее проходят процесс адаптации, им значительно проще влиться в новый коллектив, освоить корпоративные ценности, принять действующие правила.

Тренинг командообразования относится к кратковременной интервенции, влияющей на параметры взаимодействия. Но с помощью таких игр невозможно повлиять на условия функционирования персонала при действии социальных систем, в которых приходится работать. Это обозначает, что тренинг влияет на модель командообразования, но не является гарантией успешного взаимодействия после его проведения. Вот почему так важно создавать целые программы, а не отдельные элементы обучения.

Тренинг по командообразованию: программа

В общей программе тренинг по командообразованию может занимать лидирующие или второстепенные позиции. Сотрудникам можно донести, что работать в команде выгоднее, это позволит получить ряд преимуществ от успешного взаимодействия всех членов.

С помощью тренинга командообразования можно выработать навыки распределения:

  • обязанностей;
  • делегирования полномочий;
  • принятия групповых норм;
  • повышения эффективности при решении проблем.

Но это не поможет, если в организации не создать целевую направленную программу командообразования и все условия для полноценной работы. Менеджер по подбору персонала на начальном этапе оценивает соискателей. На собеседовании рационально задавать вопросы о способности работать в команде.

На втором этапе создания программы поддерживается развитие корпоративной культуры. Общие ценности помогают осознать цель командообразования, направить работу в соответствующее русло. Все это предназначено для достижения долговременных целей, создание команды единомышленников, способных работать слаженно и эффективно.

Возможно, вам будет интересно узнать:

  • Командообразование в организации - нестандартный метод управления коллективным разумом
  • Сотрудники, работающие удаленно, уходят, так как не чувствуют себя одной командой. Сформируйте у них ощущение коллектива

Игры на командообразование

Тренер: Сахарова Дарья

#Шашники, 2016

Взаимодействие

Гомеостаз

Ведущий хлопает в ладоши. Задача участников, не договариваясь, выбросить одинаковое количество пальцев на руках. Если задача не решена, делается очередная попытка.

Поворот на 90 градусов

Участники становятся в одну шеренгу (или стоят по кругу), повернувшись лицом в одну сторону. Ведущий хлопает в ладоши, на каждый хлопок участники должны прыгнуть, повернувшись на 90 градусов. Задание выполняется молча. Задача - всем повернуться в одну сторону. Ведущий прекращает хлопки, когда все участники стоят лицом в одну сторону.

Часы

Упражнение проводится в группе из 12 человек (возможно 13 -14). Участники сидят в кругу. Группа – это большие часы. Ведущий определяет цифры каждого игрока на циферблате часов. Затем он называет время, например, 18:40, тогда сначала тот, на чьей цифре стоит часовая стрелка, хлопает в ладоши, а потом тот, на чьей цифре стоит минутная, говорит «бом». Если обе стрелки смотрят на одного человека, то он сначала хлопает в ладоши, а потом говорит «бом». Если участников больше, чем 12, то время называют 13-ый и 14-ый поочередно.

Покажи глазами

Один желающий выходит за дверь. В это время группа загадывает 2-3 простых действия, например, взять ручку у одного участника и передать другому. Группа также выбирает человека, который будет показывать вошедшему, что нужно делать, но показывать он должен это только с помощью глаз, без жестов и звуков. Задание считается выполненным, если вошедший правильно выполнил все инструкции.

Это упражнение позволяет развить визуальную сензитивность. Главное условие – «инструкцию» давать только глазами!

«Равновесие»

Упражнение-иллюстрация, метафора. Каждому из участников необходимо выбрать для себя двух партнеров, не показав при этом вида кого он выбрал. Далее, по команде ведущего вся группа начинает хаотично двигаться в пространстве комнаты. Задача каждого – находиться на одинаковом расстоянии от выбранных ранее участников. Не принципиально находиться близко к партнерам, самое главное – держать во время движения всегда одно расстояние. В данном упражнении не важен темп, оно должно проходить плавно. Это своего рода настрой на группу, возможность уловить общую энергетику. Это метафора – достижение индивидуальной цели возможно при достижении групповой. Есть цели, достижение которых возможно только в группе – используя ее ресурс.

Печатная машинка

Участники становятся в одну линию. Ведущий озвучивает стихотворную строчку, которую нужно «напечатать». Например:

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Участники называют по по одной букве: 1-й- Т, 2-й- Р, 3-й-И, пробел - все хлопают в ладоши, 4-й- Д и т.д.

Переход на следующую строчку - все топают ногой. Если кто-то ошибается, он выбывает из игры (можно и нет) и все начинается сначала.

Два автобуса

Группа делится на две примерно равные части. На середину комнаты ставятся две пары стульев спинками на внешнюю сторону. Ведущий говорит о том, что две группы людей стоят на остановках и ждут своих автобусов. Подъезжает 1 автобус для одной группы, в него садятся 3 человека. Затем в автобус для второй группы садятся 4 человека и т.д. Команды заполняют свои автобусы. Получаются автобусы в час пик, в них очень тесно, но нужно удержаться, чтобы никто не упал. Но произошла поломка одного из автобусов, однако доехать нужно всем, поэтому все пассажиры 2-ого автобуса садятся в первый. Становится еще теснее. Задача участников – продержаться в одном автобусе хотя бы 20 секунд.



Ведущий очень внимательно следит за процессом игры для того, чтобы не допустить возможных падений и травматизма. Страхует участников во время каждой из попыток, но, в то же время, придерживается нейтральной позиции и дает участникам понять, что не будет помогать в выполнении задания. Ведущий все время контролирует процесс и на реплики участников о том, что это задание не выполнимо, спокойно отвечает, что выполнить это задание реально и достаточно просто.

Паутинка

Все участники становятся в тесный круг и протягивают руки к его середине. По сигналу ведущего все одновременно берутся за руки так, чтобы в каждой руке каждого участника оказалась одна (только одна!) чья-то рука (но не соседа справа и слева). Затем участники распутываются, не разнимая рук. Результатом может быть один большой круг, несколько отдельных кругов и круги, сцепленные между собой.

Транспортное средство

Все участники сидят в кругу, один желающий выходит в центр и начинает изображать одну из деталей какого-либо транспортного средства, к нему присоединяется второй и т.д. Когда транспортное средство готово, участники комментируют, какой же деталью они были. После чего вся машина пытается проехать хотя бы 2 метра.

Ведущий говорит о том, что мы собираемся построить транспортное средство, но что у нас получится, мы еще до конца не знаем.

Такое упражнение позволяет участникам «вчувствоваться» друг в друга, попытаться понять какой «деталью» транспортного средства стали другие участники. Кроме того, всем вместе необходимо будет наладить эффективное взаимодействие, чтобы «доехать» до места назначения.

Командообразование, сплочение

Поезд

Помещение, где проводится это упражнение должно быть достаточно просторным. В пустом пространстве расставляются в хаотичном порядке, как препятствия, несколько стульев. Участники становятся друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Последний – «паровоз», другие – «вагончики». Глаза открыты только у последнего участника – «паровоза». Он «едет» и управляет движением всего состава, следит за тем, чтобы поезд не врезался в препятствия. Делает он это, поворачивая за талию (плечи) впередистоящего участника, Влево – поезд поворачивает налево, вправо – направо. Задача всего поезда пройти по указанному маршруту, не нарушив правил игры и не задев препятствия.

Башня

Группе выдается материал для строительства «башни»: бумага и скрепки или два набора соломки для коктейля и клейкая лента. Группе необходимо построить башню их этого материала. «Башня» должна быть устойчивой. Без слов и определенной высоты.

Летающие яйца

Группам выдаются материалы. Бумажный конверт, целлофановый пакет, липкая лента, скрепки, нитки, лист бумаги, сырое яйцо. Необходимо сделать такую конструкцию, с помощью которой можно выбросить яйцо с высоты второго-третьего этажа, а оно должно остаться целым.

Растяжка

Участники стоят в две шеренги напротив друг друга таким образом, что каждый упирается ладонями в ладони двух человек напротив (соответственно, у крайних одна рука свободна). Задача команды – преодолеть маршрут, распределяя вес таким образом, что расстояние между двумя шеренгами становится максимально большим.

Монетный двор

Участники стоят в кругу. На кончик указательного пальца одного из них кладется монета, задача команды – передать эту монету по кругу при том, что касаться ее можно только кончиком пальца. Так проходит несколько кругов, на каждом из которых добавляется по монете.

Спасти игрушку

Команда стоит перед ограничительной линией, на расстоянии приблизительно полутора метров от нее – игрушка. Команде дается веревка, на которой они опускают одного из участников практически горизонтально так, чтобы он смог достать игрушку

Скованные одной цепью

Участники стоят в шеренгу. Ноги их попарно связаны. Их задача перешагнуть, не задев, одну или две веревки, натянутые на уровне колена.

Мяч на покрывале

Участники держат за края покрывало, на котором малярным скотчем или мелом прорисован лабиринт. Их задача – провести по нарисованному маршруту мяч.

Узел на веревке

Участники стоят в шеренгу по одну сторону от веревки, берутся за веревку двумя руками. Их задача – не отпуская рук, завязать на веревке узел в том месте, которое укажет ведущий.

Паутинка (спички)

Участники стоят в круг, зажимая между указательными пальцами спички. Их задача – максимально разойтись и максимально сойтись.

«Магия чисел»

Все участники встают в круг. Ведущий показывает пальцами любые числа (правая рука – десятки, левая – единицы; либо сумма с двух рук). Задача участников: выйти в центр круга указанному кол-ву человек, причем сделать это надо за три счета.

Лабиринт

Команде необходимо выстроившись друг за другом преодолеть извилистый лабиринт сквозь лес с препятствиями различной высоты. Вся команда идет с завязанными глазами и только один участник команды следует позади всех с открытыми глазами.

Разговаривать нельзя, в том числе произносить какие- либо звуки, так как это звуковая команда. Заходить за и задевать препятствия нельзя (в том числе и ограничительные деревья). В случае нарушения этих условий команда начинает заново.

Спаси жизнь

Пионеры всегда славились изобретательностью. Сейчас Вам необходимо придумать конструкцию которая защитит яйцо от раскалывания (применяются только выданные предметы: трубочки, скотч, один лист бумаги, стаканчик). Яйцо должно находится внутри сооруженной конструкции. После сооружения конструкции она проходит проверку на практичность. Конструкция подбрасывается инструктором на высоту 3-х метров и падает на твердую поверхность. Команда разбирает конструкцию (с помощью ножниц) и показывает целостность яйца.

Если яйцо не разбилось и даже не треснуло, то испытание пройдено, если нет, то нет.

Разрушенный мост.

Команда стоит в шеренгу, обнявшись (на бордюре). Участник с закрытыми глазами (с повязкой на глазах) проходит держась за сцепившихся участников. Такой путь должен сделать каждый участник.

В случае заступа за ограничение моста любым из участников команда начинает прохождение заново.

Амеба

Вам предстоит почувствовать себя единым целым. Веревочка натянута чуть ниже пояса самого высокого человека в группе. Группа стоит взявшись за руки. Задача - всем пройти над веревочкой, не задев ее.

Испытание проходится молча, задевать веревку нельзя, также нельзя расцеплять руки. В случае нарушения - всё заново.

Ковер

На земле кусок ковролина (плёнка), на котором располагаются участники. Их задача - всей командой оказаться на обратной стороне ковра, не коснувшись земли.

Нельзя касаться земли ни руками, ни ногами. Ковёр можно трогать руками. Разговаривать можно.

Один в поле не воин

Команда выстраивается вокруг лабиринта и выбирает одного человека, который будет проходить его с завязанными глазами. Каждый член команды по часовой стрелке может сказать одно слово, которое направит участника в лабиринте. Задача участника с помощью коллег дойти до конца лабиринта и разрезать финишную ленточку.

Если кто-нибудь из участников говорит 2 и более слова, либо не в свою очередь, либо человек, проходящий лабиринт заступает за препятствие, то всё начинается заново. Один человек может попробовать пройти лабиринт только 3 раза, после этого пробует следующий. Кругов (так как говорят по кругу) может быть сделано сколько угодно, главное очередность и необходимость говорить по 1 слову.

Минное поле (8x8)

ГТО, кто помнит что это такое? Сейчас нам с Вами проиграть немного боевую ситуацию. Проход по полю клеточек, некоторые из которых (известны тренеру) помечены как "плохие", необходимо пройти, наступая только на "хорошие" клетки. При наступании участника на "плохие" клетки вся команда возвращается на исходную позицию, получая "ранение".

Можно ходить в любом направлении. Команда идёт друг за другом. Если участник ступает на правильную клетку, значит инструктор молчит и сзади участника занимает клетку другой участник. Если неправильно, то инструктор говорит «ВИЛ» и участник уходит назад колонны. Если в середине маршрута произошла ошибка, участники стоят не на тех клетках, или какие-то клетки пустуют, то весь отряд начинает сначала. РАЗГОВОРЫ СТРОГО ЗАПРЕЩЕНЫ, если кто-то разговаривает, то весь отряд также начинает сначала.

Человек-фломастер

Группа поднимает одного участника на руки, ступнями ног он держит маркер. Задача нарисовать на листе (прикрепленном на стену) слово Дельфин

Ловушка

Перед командой - большая паутина. Задача команды перебраться сквозь паутину, задевать ячейки нельзя. Проходят по очереди. Если касаются паутины, то все заново.

Веревки натянуты хаотично. Можно между двумя деревьями-столбами.

Веревочный курс

Обручи (кольца)

Зачем оно команде: сплочение

Правила: Задача команды перебраться из пункта А в пункт Б. Нельзя касаться конструкции и деревьев. В каждое кольцо можно передать только 1 человека. (*Но смотрим по ситуации, если много крупных перваков, то сразу лучше сделать послабление и сказать, что пр. в маленькие кольца нужно передать 3 людей). При касании одним из участников команды конструкции или дерева команда возвращается в пункт А и начинает проходить упражнение сначала. Упражнение считается выполненным, когда вся команда окажется в пункте Б.

Техника безопасности:

Возможные усложнения: выполнение в полном молчании

Многомерная передача

Зачем оно команде : тактильный контакт, если есть "легкий недоверчивый человек"

Правила: Задача команды поместиться внутрь горизонтальной сетки. Нельзя касаться верёвок и деревьев. При касании одним из участников команды верёвки или дерева команда возвращается и начинает проходить упражнение заново. В итоге все ячейки сетки должны быть заняты (за исключением случая, если членов команды меньше, чем ячеек). Передаем человека из пункта А в пункт Б. Человек, которого передают пусть сделаем безопасный хват (как на падение на доверии), чтоб никого не трогать!

Техника безопасности:

Нельзя держаться за голову передающих

Нельзя вставать на ключицу, спину и коленные чашечки- показать

Человека можно передавать только ногами вперёд, спиной вниз

Д паутина

Зачем оно команде: сплоченность

Правила:

Команда идет определенным маршрутом из пункта А в пункт Б. По дороге нельзя касаться конструкции и терять телесный контакт. При нарушении условий прохождение испытания начинается заново.

Возможные усложнения:

· Завязывать человеку глаза, если касается всегда один и тот же, что бы команда его провела

Тюрьма

Одинарная – ограничение веревкой только снизу.

Двойная – ограничение сверху и снизу.

Зачем оно команде: тактильный контакт, сплоченность

Правила для тюрьмы: Перед вами натянута веревка. Ваша задача – перебраться сверху всей командой. Нельзя задевать веревку, касаться деревьев, пролезать под веревкой

Правила тюрьмы-амебы (более сложный вариант тюрьмы): Перед вами натянута веревка. Ваша задача – перебраться сверху всей командой, сохраняя телесный контакт. Нельзя задевать веревку, касаться деревьев, размыкать рук.

Техника безопасности:

- Нельзя прыгать!

Нельзя держаться за голову передающих

Нельзя вставать на ключицу, спину и коленные чашечки (показать)

При передаче человека используется безопасный хват (показать)- держим за середину руки (между кистью и локтем)

Если передаем человека используется безопасный хват (показать) - стульчик

Если подставляем колено, должно быть 3 прямых угла (показать)

Человека можно передавать только ногами вперёд, спиной вниз

Напомнить, что у мальчиков центр тяжести - плечи, а у девочек – попа.

Возможные усложнения: ввести «слепых» или «немых» людей

Падение на доверие

Зачем оно команде: доверие

Правила:

Задача каждого участника упасть с платформы спиной назад в руки команды. Для того, чтобы человеку было максимально комфортно, важно делать это упражнение в полной тишине.

Техника безопасности

1. Все участники должны снять с рук предметы, которые могут навредить падающему (большие кольца, цепи, часы и т.д.) и очки.

2. Важно учитывать, что у девочек самая тяжелая часть тела - таз, у мальчиков- плечи. В область «падения» этих частей тела лучше ставить самых сильных страхующих.

3. Страхующие встают в две ровных линии, навстречу друг другу, руки согнуты в локтях под углом 90 гр. (примерно на расстоянии вытянутых рук). Между руками страхующего обязательно должно быть две руки, стоящих напротив (2 руки разных людей). Одна нога чуть вперед, другая - опорная. Торс откинут назад.

4. Когда участник поднялся на тумбу, он должен скрестить руки безопасным хватом (ПОКАЗАТЬ). Повернуться спиной к команде, ноги поставить ровно. (В этот момент важно убедиться, что человек упадёт ровно в руки страхующим, а не в бок – вы можете подкорректировать то, как он стоит и, соответственно, куда он будет падать. Тело падающего должно находиться на той же прямой, что и руки страхующих).

Скажите, что человек должен падать ровно как струнка (представь, что ты струнка! Но лучше действует – представь, что ты зажимаешь ягодичками монеткуJ).

5. Стоя на тумбе спиной к команде (которая уже в это время готова ловить), член команды спрашивает «Команда готова?», получает ответ: «Готова!». Спрашивает: «Я падаю?», команда: «Падай!». Важно следить, чтобы команда была реально готова и хором четко и громко отвечала!

7. И падает! При падении человек не должен расцепить руки или «сесть» попой (тело должно образовывать максимально ровную линию). Для этого мы и представляем, что все ваше тело – это струнка, или, что у вас внутри стальной стержень.

8. Когда человека поймали, важно аккуратно опустить его на землю. Сначала ноги, потом голову.

Скала

Зачем оно команде:

Правила: Задача участников: Каждому члену команды нужно переместиться, пройдя через всю команду так, чтобы снова первый стал первым, а последний последним.

Возможные ограничения: проходить молча, одного человека провести с закрытыми глазами.

Низкий лабиринт

Простой – с закрытыми глазами идет один человек.

Сложный – с разных сторон двигаются два человека.

Зачем оно команде: умение слышать друг друга, говорить только по существу, максимально сосредотачиваться на результате, появлению у каждого человека чувства ответственности за командный результат

Правила: Необходимо провести одного участника через лабиринт. Участник, проходящий лабиринт, идет с закрытыми глазами, в полном молчании. Он не может наступать на контуры лабиринта или переступать через них. Другие участники, находящиеся за пределами лабиринта, руководят его действиями следующим образом:
каждый участник произносит только одно слово в порядке очередности, очередность остается постоянной. Они не могут касаться участника, проходящего лабиринт. Если одно из правил нарушается, то лабиринт начинает проходиться заново.

Техника безопасности: (не озвучивать!) возможно, падение участника, который идет с закрытыми глазами, следить за этим

Возможные усложнения:

изначально выбрать определенного человека на прохождение лабиринта (по совету духа)

Лабиринт Минотавра

Зачем оно команде: сплочение, возможность проводнику назначить человека, который будет управлять командой

Правила: Задача участников: пройти путь (лабиринт), не задевая ограничения, в полной тишине, сохраняя тактильной контакт. Глаза открыты только у последнего человека в колонне.

Возможные ограничения: не стоит вводить, задание само по себе достаточно сложное. Можно объяснить правила до того, как команда увидит весь путь и дать им время на подумать.

Лифт

* навязана горизонтальная паутина на уровне немного выше пояса*

Зачем оно команде: сплочение

Правила: Задача команды всем разместить в ячейках. Нельзя касаться конструкции и деревьев/беседки. В ячейки можно заходить только с одной стороны. При касании одним из участников команды конструкции или дерева/беседки команда возвращается в пункт А и начинает проходить упражнение сначала. Упражнение считается выполненным, когда вся команда окажется в пункте Б.

Техника безопасности:

Нельзя прыгать!

Нельзя держаться за голову передающих.

Нельзя вставать на ключицу, спину и коленные чашечки (показать)

При передаче человека используется безопасный хват (показать)- держим за середину руки (между кистью и локтем)

Если передаем человека используется безопасный хват (показать) - стульчик

Если подставляем колено, должно быть 3 прямых угла (показать)

Человека можно передавать только ногами вперёд, спиной вниз

Напомнить, что у мальчиков центр тяжести - плечи, а у девочек – попа.

Возможные усложнения: выполнение в полном молчании

Упражнение сложное, здесь жестить не стоит!

Колодец

(у нас может выглядеть немного по-другому)

Зачем оно команде: сплочение, тактильный контакт, возможность поддержать друг друга

Правила: Задача участников: переместить постройку с одной «платформы» (участка) на другой. При том, что они должны находиться на ограниченной территории. В один момент времени деталь может держать только один участник команды. Каждый может взять только одну деталь (если деталей больше, чем участников, то по второму кругу).

Техника безопасности: не хватаем за ключицы, не поднимаем людей, используем безопасный хват (между локтем и кистью хватаемся).

Если скользко, скажите, чтоб подпирали стопы друг другу.

Возможные ограничения: оставить говорить 1-2 или заткнуть всю команду.

Айсберг

Зачем оно команде: сплочение, тактильный контакт

Правила: Задача участников: уместиться всей командой на площадке средней величины, обозначенной веревкой. Нужно удержаться на ней минимум пять секунд. Второй этап: нужно сделать то же самое на площади меньшей величины. И так далее. (насколько долго проводить упражнение решаете совместно с духом)

Техника безопасности: нельзя сажать на плечи, виснуть на спине!

Возможные ограничения: Продержаться в каждый раз таком положении не менее 10 секунд, если 5 секунд слишком легко для команды.

Волшебная палочка

Зачем оно команде: умение слушать друг друга, ощущать команду, как единое целое, слаженно действовать.

Правила: Команда становиться в две шеренги лицом друг к другу. Все участники сгибают одну руку в локте и выставляют вперёд указательный палец на уровне груди. На вытянутые пальцы ложится палочка. Задача: Опустить палочку на уровень 10 см от земли. Запрещается отрывать пальцы от палочки; запрещается придерживать палочку большими пальцами, рукой и любыми иными способами; запрещается скрещивать пальцы, образуя подобие желоба. В случае нарушения одного из правил, упражнение начинается заново.

Возможные усложнения:

1. Положить палочку на землю полностью.

2. Дать только одному человеку право говорить

3. Выполнять в полном молчании

Шарик Маркевич

Зачем оно команде: сплочение, выявление лидера

Правила: Задача участников: нарисовать мячом на тенте определенную фигуру (круг, 5 ровных кругов подряд, знак бесконечности). Вся команда должна равномерно распределиться по контуру тента и, соответственно, зафиксировать положение рук (или одной руки).

Возможные ограничения: заткнуть всю команду, оставить 2-3 говорить.

Пенка

Зачем оно команде: сплочение, тактильный контакт

Правила: Задача участников: уместиться всей командой на пенке, но нельзя касаться её стопами. Нужно удержаться на ней минимум пять секунд.

Техника безопасности: смотрите, чтоб не наваливались друг на другу

Возможные ограничения: проходить молча, но тогда это нужно сразу говорить!

Гибкая фигура

Зачем оно команде: выявление лидера

Правила: веревка завязанная кругом. Команда берется за неё и не отпускает. Нельзя менять положение рук на веревке. Необходимо с закрытыми глазами надо построить фигуру (круг, квадрат, треугольник)