Жизненный опыт для профессионального и личностного роста. Жизненный опыт – это сила

Период жизни на Земле человеку дан для развития. Каждый из нас от момента рождения и до смерти проходит программу обучения и конкретно для него предназначенную. Эту программу или школу мы называем по-разному — жизнь, судьба, задача этого воплощения, которая несет необходимый процесс обучения для развития и процесс исправления своих прежних ошибок. В каких-то сферах жизни обучение идет довольно жестко, в некоторых более мягко. В современном мире общепринятая концепция, что жизнь есть набор случайностей, что все зависит от других людей. Но это абсолютное невежество.

Жизнь — строго предопределенная программа обучения, очень индивидуальная. Все ситуации, все обстоятельства из которых состоит эта программа направляют нас к изменению себя. Можно успешно усваивать жизненные уроки, менять что-то в себе, тогда меняется наша личность, улучшается качество внутреннего мира. А можно ничего не понять из уроков и остаться на прежнем уровне развития. Можно в развитии уйти назад, если озлобиться, культивировать негативные качества, деградировать.

Духовное развитие не всегда прямолинейно. Можно создать много негативных кармических связей и уйти из воплощения худшей личностью. В таком случае человек начнет свое развитие в следующем воплощении с той черты, до которой упал. Наша жизнь бесконечна, это никогда не прекращающийся, единый процесс развития. Чем более развита личность, тем процесс развития идет быстрее.

Жизненный опыт человек проходит много раз

Человек много раз проходит один и тот же опыт, развивая качества сердца, ума, способность к контактам в социуме. Жизнь учит нас двумя способами:

  1. Через страдания. Возникает при нежелании человека признавать свои внутренние проблемы, а борется с окружением;
  2. Через познание себя, обращения к себе. Понимание истинных причин трудностей, изменение себя и как следствие страдания прекращаются. Этот второй путь более эффективный и короткий.

Существует тесная связь между характером человека и программой обучения. Люди, с которыми сводит нас судьба, близкое окружение, все не случайно, все направлено на то, что бы мы изменялись. Поэтому нашими лучшими учителями являются наши «злейшие враги».
Нет смысла завидовать хорошему материальному состоянию других, счастливой судьбе, высокому социальному положению, т.к. это предопределено по программе обучения и выстрадано в прошлом. Социальное положение, национальная принадлежность, вероисповедание и т.д., все это условия для развития, декорации, которые значения и ценности никакой не имеют. Значение и ценность имеет сама личность.

Множество раз человек меняет физическое тело, накапливая жизненный опыт учится общению, осознанию себя, как личности. Так до тех пор пока не осознает свое космическое происхождение. Такой человек уже имеет огромный опыт предыдущих воплощений, любит все живое, обладает большим могуществом. Он влияет на изменение истории человечества на тысячелетия в будущем. Человек с таким сознанием может не возвращаться более в физический мир.

Любой жизненный опыт не теряется, а самые яркие, сильные впечатления жизни идут в подсознание, соединяются с переживаниями предыдущей и будут основой памяти всего пережитого в будущем. Это значительно помогает существовать в следующих воплощениях. Прошлый подсознательный опыт весьма помогает нам существовать в этом мире, хотя мы его используем неосознанно. Подавляющая часть наших чувств, ощущений, поступков возникают и проявляются подсознательно.

Основные жизненные опыты человека

У каждого человека своя программа обучения и свой опыт, приобретаемый в процессе жизни так же индивидуален. Можно условно разделить жизненные различные опыты на несколько типичных категорий:

  • Опыт, при котором развивается чувство собственного достоинства и уважение к другим;
  • Опыт, при котором человек учится гармонично утверждать свою личность, ощущать, что его личность является ценностью, гармонично проявлять свои стремления, желания, а так же уважать и ценить другую личность;
  • Опыт, при котором человек может материально обеспечить себя самостоятельно, не нарушая нравственность и гармонию отношений с другими. Для существования в этом мире необходимы деньги, имущество и др. материальные средства. Человеку необходимо научиться собственными усилиями зарабатывать их, проявляя личную инициативу, честность, творчество;
  • Опыт для интеллектуального развития. Каждый должен научиться думать логически, быстро и правильно оценивать постоянно меняющиеся внешние обстоятельства, научиться оценивать себя и свое проявление;
  • Опыт общения в кругу семьи. Каждый имеет по судьбе особые условия первых лет жизни. В ранние годы жизни данная семья будет наилучшим способом способствовать его развитию определенных граней личности. А именно, гармонично существовать в созданной им позже семье;
  • Опыты, которые развивают творческие способности. Каждый человек имеет свою индивидуальную, уникальную способность к творчеству, наработанную в предыдущих жизнях. Лучшие условия для развития этих способностей проявляются в любовном отношении, в общении со своими детьми, в искусстве, бизнесе. При не развитой или слабо развитой способности к творчеству будут складываться трудности в бизнесе, обещении с детьми и любовным партнером;
  • Опыт гармоничного сотрудничества. Каждый из нас должен участвовать в совместном труде, стремиться к гармоничному общению с сотрудниками. При хорошо наработаном предыдущим опытом, профессиональная жизнь будет протекать без препятствий, сложностей, трудностей. А если опыта пока еще недостаточно, профессиональная жизнь будет сложной;
  • Опыт социальных контактов. Т.е. умение создавать гармоничные партнерские отношения любого рода. Удачный брачный партнер, хорошие деловые партнерства говорят о том, что человек в определенной мере научился гармонично общаться. В противоположность, при неумении гармонии в общении человек слишком требователен к другим, тираничен, либо слишком пассивен. Может терпеть любые обиды, партнерство будет сложным, конфликтным, возможны разрывы. При такой жизненной ситуации, человеку необходимо совершенствовать свой опыт общения до гармоничного. Такие условия партнерского общения человек создал сам, а партнеры помогают ему измениться. Все это направлено на развитие сознания;
  • Опыт, связанный со смертью. Очень тяжелый опыт, когда ситуации в жизни связаны с уходом родных, близких, друзей. Человек должен изменить свое отношение к смерти, подготовиться к переживанию личного опыта общения со смертью;
  • Опыт, развивающий философское мышление. Человеку нужно развивать не только рациональный разум, но и способность к абстрактному, философскому мышлению. Условия для развития мышления, для каждого есть определенные обстоятельства — это может быть высшее образование, путешествия, все то, что расширяет представление человека о жизни, религии, культуре;
  • Опыт, развивающий способность организовывать жизнь общества. Когда человек уже не соотносит себя с толпой, не считает себя ее частью, испытывает свое стремление к организации жизни общества, тогда у него развивается чувство ответственности за других, организаторские способности. Если в какой-то мере имеется наработанный опыт в предыдущих жизнях, то опыт текущей будет проходить в индивидуальных, особых условиях. В таких условиях, при которых идет дальнейшее совершенствование организаторских способностей. Такого опыта не будет у человека, который все еще является частью толпы, не решается быть ответственным за организацию жизни других, а значит и не имеет организаторского таланта;
  • Опыт дружеских отношений. Такой опыт приобретается в общении с другими по общим интересам, увлечениям. Эта сфера опыта протекает достаточно гармонично, много друзей, приятное общение, значит человек уже развил в какой-то степени способность ценить дружеское общение, научился быть искренним, великодушным, преданным в дружбе. Если недостаточно пока опыта, то будет мало друзей, да и общение будет затрудненым. Отсутствие друзей или общение с ними будет доставлять страдание. Такие условия создал сам человек, но необходимы они ему, что бы развить способность находить людей близких по духу, ценить их внимание.
  • Опыт физического или душевного одиночества. На время человеку надо побыть одному, уйти от активного участия в жизни, дабы он смог увидеть, осознать, что причина возникновения трудностей лежит в его собственных негативных качествах. Редко человек уходит в одиночество добровольно, поэтому судьба насильно дает ему такую возможность. Периоды одиночества у каждого проходят по-разному, чаще всего они доставляют страдания. Но если заняться анализом своей жизни, проанализировать свою личность и принять тот факт, что одиночество крайне необходимо для личного развития, страданий не будет.

Вследствие анализа будут появляться другие качества личности, так можно многое изменить в себе, тогда судьба начнет меняться. А значит и жизнь пройдет не зря.

Когда разговор заходит о жизненном опыте, все прекрасно понимают, о чем идет речь. Каждый не раз слышал это словосочетание, хорошо знает его смысл и неплохо представляет, для чего жизненный опыт нужен. Но если задать вопрос: «Что такое жизненный опыт и из чего он складывается?» — ответы будут самые разнообразные. Очевидно, что при всей схожести представлений люди вкладывают в понятие «жизненный опыт» свое глубоко личное значение.

Для большинства людей жизненный опыт — уже имеющийся личный опыт решения разных проблем, с которыми человек сталкивается в жизни. С точки зрения данных людей, если «нет проблем», нет и опыта их преодоления, т. е. нет жизненного опыта. Подобный взгляд поддерживает исследователь А. Б. Добрович, который считает, что беспрепятственная возможность удовлетворения определенной потребности в какой-либо момент деформирует складывающийся характер (что чаще всего проявляется на детях в богатых семьях). Человек делается изнеженным, склонным к панике при небольших трудностях, эгоистично-требовательным, капризным, лишенным чувства долга. Вот почему в семьях, где ни в чем нет нужды, следует учить малыша терпению и сдержанности в удовлетворении своих потребностей. Его нужно в какой-то мере разочаровывать (создавать трудности, препятствия, проблемы при исполнении его желаний) изо дня в день, чтобы привить ему, по выражению А. Б. Добровича, «фрустрационную устойчивость» (способность стойко относиться к трудностям — преодолевать, а не избегать их) на будущее.

Многие считают также, что жизненный опыт включает в себя сумму непосредственных знаний, впечатлений и размышлений о достижении желаемой цели другими людьми, т. е. не только личный, но и опыт других в преодолении схожих проблем («А вот он сделал так — и у него все получилось»; «При определенных условиях, которых пока у меня нет, но их вполне можно создать, проблема просто снимается»; «Некоторым удается решить данный вопрос иначе, при необходимости я могу воспользоваться подобным методом»).

Люди, придерживающиеся аналогичного мнения, предпочитают учиться не столько на своих ошибках, сколько на ошибках и опыте других.

Некоторые к жизненному опыту относят все, что накоплено разумом человека — памятью не только «информационной», но и чувственной, эмоциональной, бессознательной. Такая точка зрения позволяет считать жизненным опытом и память об ощущениях: запахе, вкусе, боли, прикосновениях, мышечном тонусе и т.п. К жизненному опыту, таким образом, относится все, что уже было, что уже встречалось, что человек когда-либо видел, слышал, чувствовал, ощущал.

Наконец, по мнению почти всех людей, жизненный опыт содержит самые разные, но глубоко усвоенные знания, прошедшие внутреннюю мысленную «обработку» у человека для различных ситуаций и хотя бы потенциально годные для практического применения.

Люди, которые любят учить жить других, считают, что у них есть на это право, так как у них имеется богатый жизненный опыт за плечами, они могут привести сотню примеров различных ситуаций и правильного поведения в них. Но могут ли такие советы быть действенными?

Зачем нам нужен жизненный опыт?

С одной стороны, ответ на этот вопрос лежит на поверхности, жизненный опыт необходим нам, чтобы у нас была возможность получать знания, умения и навыки. Не запоминай мы то, что с нами происходит, то есть не получай мы этот опыт, нам каждый раз приходилось бы учиться заново ходить, держать ложку и т.д. Жизненный опыт помогает нам не только получать новые знания, но и запоминать свои ошибочные действия с тем, чтобы больше их не повторять. Отсутствие опыта часто является источником страха людей, в большинстве случаев, это боязнь неудач. В том случае, если у человека имеется опыт выполнения какой-либо работы, пусть и незначительный, ему многие задачи удается решить быстрей и проще, чем у людей, которые никаких навыков такой работы не имеют.

Таким образом, жизненный опыт – это мощный механизм, позволяющий нам адаптироваться к окружающей действительности.

Всегда ли жизненный опыт полезен?

Несмотря на то, что во многих случаях свой жизненный опыт может пригодиться, полезен он может быть не всегда, а если речь идет о чужом опыте, то мы его зачастую просто не можем воспринять. Есть много примеров, когда мать, руководствуясь своим богатым жизненным опытом, учит своего ребенка что нужно делать, а что нет. Что в этом случае делает чадо? Практически всегда идет наперекор словам матери, иногда из чувства противоречия, но чаще всего потому, что чужой опыт нами даже во взрослой жизни не всегда воспринимается, нам все нужно попробовать самостоятельно.

Повзрослев, мы приобретаем способность прислушиваться к мнению других, но слушать чужие советы, то есть брать на вооружение чужой жизненный опыт можем только тогда, когда сами хотим этого. То есть если человеку нужен совет, он его спросит (пойдет на тренинг или курсы), непрошеные рекомендации услышаны не будут.

Со своим жизненным опытом тоже не все так просто – он нам необходим, но иногда мы оказываемся в его ловушке. Оказываясь в схожей жизненной ситуации, нам кажется, что все случится, как и в прошлый раз, а потому и поступаем соответствующим образом. Проблема здесь в том, что абсолютно идентичных ситуаций не бывает, а смотря на мир сквозь призму прошлого, мы теряем возможность увидеть другие решения. Так что опыт – вещь хорошая, но забывать о жизни в настоящем тоже не нужно.

Опыт — это название, который каждый даёт своим ошибкам. О. Уайльд

Для каждой созданной нами же проблемы есть своё решение, и всякое испытание заканчивается лишь тогда, когда оно подарит нам возможность для духовного роста. Помните, что решение возникающих проблем есть всегда, что ответ на вопрос о том, как правильно поступить в той или иной жизненной ситуации, Вы найдёте исключительно у себя, у своего внутреннего «Я». Знайте, что бы ни случилось, всегда у любой проблемы есть свои причины и свои решения.

Помните, что нельзя научить истине, ибо до истины каждый доходит сам! То, что Вы ощущаете как истину, становится Вашей истиной.

Мудрость человека, видимо, в том и заключается, чтобы спокойно принимать то, что объективно
А вот то, что зависит от человека, имеется в виду отношение к объективному, может и должно быть управляемым процессом.

Любая жизненная ситуация даёт возможность получить необходимый для нашего развития опыт Жизнь — это удивительный процесс обучения, понимания, сострадания, терпения и любви. Наилучшая возможность для духовного роста часто появляется в самые трудные моменты жизни, когда человек испытывается на прочность.

Жизнь — это сад, цветы в нем — это удивительный опыт . Жизнь каждого человека — это удивительный сад, а цветы, которые прорастают в нём, — это удивительный опыт каждого живущего на земле. С каждым днём индивидуальные букеты людей пополняются новыми, удивительными по красоте цветами.

Собственный опыт — это действенный способ научения . Благодаря собственному опыту мы узнаём, что можно что-то делать по-другому.

У каждого человека свой опыт. Нет опыта, предназначенного для другого . Это верно, как и то, что у каждого своя жизнь и никто не может прожить чужую жизнь.

Каждый переживаемый опыт имеет свой смысл . Именно благодаря нашим опытам мы и приобретаем жизненную мудрость, которая аккумулируется годами. Мудрость не передаётся, передать можно знание, а не мудрость. Мудрость не передаётся словами, она передаётся исключительно жизненным опытом. Твердо знайте, что у каждой проблемы есть свои решения.

Духовное развитие должно быть, как и всё в жизни, с чувством меры . Если люди, которые с «головой» уходят в духовное самосовершенствование и развитие исключительно своего внутреннего мира. Этим они нарушают фундаментальный закон Вселенной — Закон единства внутреннего с внешним миром.

Столкнувшись с истиной, уступите ей дорогу . Не отворачивайся от истины, которая в нужное время в нужном месте выходит наружу, заявляя таким образом о себе.

Научитесь принимать каждый вызов с позиции созидания . Используйте свои обстоятельства как благоприятную возможность. Освободите себя от заблуждения в том, что «маленькое добро не приносит пользы», а «маленькое зло не порождает ущерб». Знайте, что, с одной стороны, если не накапливать добро по-малому, не получится добра большого. С другой стороны, если не воздерживаться от зла в малом, совершится большое преступление.

«Неприятное» — это удивительный опыт, через который нужно обязательно пройти . Получив от своих действий «неприятное», посмотрите на это состояние как на сигнал со стороны собственного подсознания, что где-то в мыслях, намерениях или поступках Вы вступили в противоречие с Законом Любви.

Важнейшей потребностью человека является потребность в правде . Когда человек слышит ложь, его подсознание реагирует на неё как на акт насилия над внутренним «Я». Причём не имеет значения, от кого эта ложь исходит: от других людей или самого себя.

Научитесь видеть большое в малом . Научитесь обретать свободу среди запретов, в пустом находить изобилие, за любой смертью всегда видеть жизнь.

В Вашей жизни все возможно . Поверив, что в Вашей жизни всё возможно, Вы позволите всем ответам и решениям, всем изменениям войти в Вашу жизнь.

Прежде чем оценивать что-либо, получите хотя бы элементарное представление об этом . Прежде чем оспаривать практичность представленных в данном пособии методик, попробуйте, поживите в новой модели поведения, а уже потом судите и оценивайте их. Не уподобляйтесь человеку, который спорит о содержании книги, не имея даже элементарного представления о ней (не уподобляйтесь герою М. Жванецкого, который спорит до хрипоты о вкусе устриц, не попробовав их). Будьте также особо осторожны к мнению человека, который уже знает ответ, прежде чем поймет вопрос.

Следуйте важнейшему принципу мудрости —ничего не отрицать . Знайте о том, что существуют различные учителя и духовные наставники: одни обязательно что-то запретят, другие же, ничего не отрицая и не запрещая, подскажут направление развития и совершенствования.

Мудрый ничего не отрицает, мудрый учится у всех . Когда мы что-то отрицаем (не принимаем), мы лишаем себя возможности чему-то полезному и мудрому научиться.

Любая жизненная ситуация представляет возможность для роста и личностного развития . Мудрый человек хорошо понимает, что каждое новое перерождение становится уроком, возможность изменения — возможность личностного роста.

Земная реальность — это великий опыт научения . Человек пребывает в земной реальности для того, чтобы испытывать различные состояния бытия, а не для того, чтобы оценивать, как это делают окружающие.

Жизнь учит даже тех, кто не хочет у неё учиться . Помните, что избежать воздействия на человека законов жизни не во власти человека.

Жизненная ситуация будет повторяться до тех пор, пока не будет усвоен урок научения . Ситуация научения будет повторяться (так называемое «дежа вю») до тех пор, пока Вы не научитесь правильно реагировать на обучающую Вас ситуацию.

Ситуация, в которую мы попадаем, — это уроки, которые мы должны пройти . Если научения в обучающей ситуации не происходит, значит, она вновь повторится, но уже с гораздо большими энергетическими затратами человека и последствиями для него. Когда все научения происходят и урок успешно пройден, то ситуация разрешается и уже вновь не повторится.

Отсутствие в Вашей жизни любого творческого начала обычно негативно сказывается на здоровье . Знайте, что обычно подрывает здоровье монотонная работа, нелюбимая работа, а также работа, которая мотивирована каким-либо страхом (страхом остаться без средств к существованию, страхом быть одиноким, отвергнутым, страхом потерять любовь близкого человека и т. д.).

Помните, что жизненная ошибка — это естественная составная часть нашего духовного роста и развития . Когда человек жалеет себя в чем-то, высказывает сомнения по поводу совершившегося, он создаёт разлад в энергетической системе собственного организма, что может негативно сказаться на потенциале его здоровья.

Никто не знает, на что же он способен, пока не сделает попытку . Существует много людей, которые не терпят неудач. Это происходит чаще всего потому, что они никогда не делают никаких попыток. Если что-то идёт не так, старайтесь просто не идти следом.

Узнайте об основных путях обретения жизненного знания . Помните, что мы рождены для поиска истины и только, а вовсе не для обладания ею. Как минимум три пути ведут к знанию: первый путь самый благородный — это путь размышления; второй путь самый лёгкий — это путь подражания; третий путь самый горький — это путь опыта.

Единожды познанная мысль не может быть утрачена . Если что-то Вам непонятно, знайте, что ещё не пришло время для познания Вами какой-либо истины. Однако будьте уверены, что семя познания уже посеяно и растение со временем появится и, подобно цветку лотоса, развернётся естественно и постепенно.

Проблема — это превосходная возможность измениться к лучшему . Большинство проблем порождается исходящими от нас вибрациями, и все проблемы — это не что иное, как удивительно предоставленная нам возможность меняться к лучшему.

Каждая трудная ситуация имеет очень великую воспитательную роль . Абсолютно в каждой трудно разрешаемой ситуации имеется очень весомая личная причина, которую мы должны так или иначе устранить. Ради собственного же блага научитесь выражать свои собственные чувства как ребёнок: радоваться и огорчаться искренне. Избавьтесь от боязни реакции других людей на проявления Ваших искренних эмоций, особенно если при этом Вы не оскорбляете их чувств.

«Препятствиями растём» . Жизненные препятствия и невзгоды — это удивительная возможность для роста и развития в новом направлении. Научитесь воспринимать свою жизнь как удивительную школу, где каждая ситуация даёт нам полезный жизненный урок.