Здравоохранение в ссср. Исторический очерк о здравоохранении России

По данным статистики сегодня четверть заболевших россиян не обращается к врачам. Примерно еще столько же обращаются редко, когда, что называется, сильно приспичит. И только 44% – то есть, менее половины – считают, что при любом, даже самом несерьезном недуге типа насморка без «людей в белых халатах» не обойтись.

Еще немного медицинской статистики

Последние статистические данные гласят, что только 8% россиян пользуются услугами платных поликлиник и стационаров. Причем рост желающих доверить свое здоровье бизнесменам от медицины ничтожен: всего 2% за 10 лет. Около половины наших сограждан продолжают при необходимости обращаться за медпомощью в государственные учреждения. Однако две трети этого большинства категорически недовольны качеством медицинского обслуживания, жалуясь на невнимательность, грубость и некомпетентность медперсонала. Почему же при этом люди, подобно ежикам из поговорки, «колются, плачут, но продолжают жевать кактус»? Да просто не видят разницы между платным и бесплатным визитом. Не по времени (платные врачи действуют быстрее) – по результатам. А если, как утверждает популярный рекламный слоган, не видно разницы – зачем платить больше, да и вообще платить?



А еще каких-то 25 лет назад было иначе. Что случилось, почему при всех новейших достижениях медицины мы перестали ей доверять? Почему новинки в сфере фармацевтики и медицинской техники часто не впечатляют и не вызывают энтузиазма? Почему лечение, назначенное современным врачом, несмотря на использование самых современных препаратов, нередко оказывается неэффективным? Чтобы ответить на все эти «почему», предлагаем провести небольшой сравнительный анализ здравоохранения в СССР и в постсоветской России.

1. Медицинское обслуживание в СССР было бесплатным. Причем никаких страховых медицинских полисов советским гражданам не требовалось. Чтобы получить врачебную помощь в любой точке Советского Союза, взрослым достаточно было паспорта, а детям – свидетельства о рождении. Правда, и платные поликлиники в СССР были, но,
во-первых, их было ничтожно мало, а во-вторых, работали в них опытнейшие врачи, нередко – с учеными степенями.

Сегодня тоже существует видимость альтернативы: можно пойти в районную поликлинику, а можно и в платную. В первом случае талон к врачу надо брать за неделю-две – это если к терапевту, к узкопрофильным специалистам очередь порой растягивается на полгода. Во втором вас обслужат быстро, но далеко не факт, что качественно (почему – об этом ниже). И в обоих случаях вам назначат груду дорогущих лекарств. Только платный доктор обязательно назначит повторное посещение, а то и не одно, ведь каждый ваш визит – это его заработок.

2. Советские врачи получали великолепное образование. Достаточно сказать, что уже к 1922 году в вузах молодой страны Советов было дополнительно открыто 16 новых медицинских факультетов. Серьезные реформы в сфере медицинского образования произошли в конце 60-х годов: именно тогда время обучения в медицинских вузах увеличилось до семи лет.

Сегодня «лечить» может практически каждый: и тот, кто выучился на врача, и тот, кто попросту купил диплом медицинского вуза. И даже тот, у кого вообще нет никакого образования, даже среднего. И «лечат». Все, кому не лень. Насколько успешно – это уже другой вопрос. Главное – запустить хорошую рекламу, чтобы обеспечить себя ежедневной работой. И эта реклама отлично работает на радость предприимчивым менеджерам от медицины, ведь каждый ваш визит к платному врачу – это его заработок.

3. Советские медики получали твердые оклады независимо от количества принятых пациентов. Поэтому они могли себе позволить неспешный и обстоятельный осмотр больного, результатом которого был более точный диагноз.



Сегодня, несмотря на новейшее диагностическое оборудование число неверно поставленных диагнозов и, как следствие, неправильно назначенного лечения, увеличивается ежегодно. Нередко врачи в платных поликлиниках элементарно путают анализы пациентов, в чем неоднократно приходилось убеждаться автору этих строк. А виновата во всем пресловутая спешка: надо успеть принять как можно больше заболевших, ведь каждый ваш визит к платному врачу – это его заработок.

4. Одной из основополагающих идей советского здравоохранения была профилактика эпидемий и тяжелых хронических заболеваний. За 73 года в СССР удалось резко снизить детскую смертность, забыть об эпидемиях сыпного тифа и холеры, полностью истребить малярию и отменить за ненадобностью прививки от оспы. К работникам предприятий медики выезжали непосредственно на рабочие места для профосмотра и прививок. С теми же целями врачи посещали детские сады и школы. Как бы ни тряслись советские школьники при виде стоматологического кресла или шприца с вакциной в руках медсестры – отвертеться от прививки или лечения зубов было практически невозможно.



В современной России тоже уделяется серьезное внимание профилактике болезней: проводится всеобщая диспансеризация населения, делаются плановые и сезонные прививки, появились новейшие вакцины против гриппа. Но появились также и болезни, о которых в Советском Союзе даже не слышали: СПИД, свиной и птичий грипп, лихорадка Эбола… Правда, наиболее прогрессивные ученые утверждают, что эти «новомодные» болезни выведены искусственно, а СПИДа как болезни и вовсе не существует. И внедряются эти болезни тоже искусственно, чтобы было потом кого лечить. Ведь каждый ваш визит к доктору (платному или нет, неважно) – это его заработок.

5. И, пожалуй, самое короткое, но очень показательное отличие советской медицины от постсоветской: в СССР для врачей мы были пациентами, для современных медиков мы клиенты… Красноречиво, правда?

P .S . По злой иронии, пока писалась эта статья, по местным новостям передали следующее: «Из аптек могут исчезнуть препараты стоимостью дешевле 50 рублей. Производители утверждают, что выпускать парацетамол, валидол, корвалол, цитрамон, активированный уголь и другие дешевые лекарства стало нерентабельно, и они вынуждены работать себе в убыток. Федеральная антимонопольная служба предложила увеличить цены дешевых препаратов на 5 рублей, но представители фармацевтических компаний ответили, что такое мизерное повышение их не устраивает. А еще они считают, что дешевые лекарства не пользуются спросом и попросту затоваривают аптеки, в то время как потребители отдают предпочтение дорогим импортным препаратам, которые считаются более эффективными».

Правда, последнее утверждение руководителя фармкомпании явно попахивает заказухой… Хотя, может, он просто не в курсе, каков размер доходов у основных потребителей его продукции – инвалидов и пенсионеров? Потому и уверен, что они предпочитают покупать разрекламированные заграничные средства за несколько сотен и даже тысяч рублей. Действительно, откуда ему это знать…

Продолжая тему СССР и анализа "тогда-сейчас", не мог не остановится на медицине. Ибо это отрасль, которая сейчас ни к чёрту, а тогда...


В болезни нет ничего приятного. Но, тем не менее, каждому из нас время от времени приходится обращаться за квалифицированной медицинской помощью. И, к сожалению, далеко не всегда встреча с человеком, принесшим клятву Гиппократа оставляет положительные эмоции. Но как обстояло дело с медицинской помощью во времена Советского союза?
Я предлагаю вам сравнить уровень и качество медицины в СССР и России.

Можно долго спорить, оценивая советский период в развитии нашего государства. Но, надеемся, что вопросов, относительно высокого качества медицины и образования ни, у кого не возникает. Систему образования СССР и современной России мы уже обсуждали ранее , а сегодня предлагаем поговорить о медицине.

Главная особенность системы здравоохранения СССР заключалась в ее профилактической направленности, которая позволяла предупредить многие серьезные заболевания, либо диагностировать их на начальных этапах. Кроме того, фактически на пустом месте, была создана обширная сеть государственных учреждений, работающих на нужды здравоохранения. В нее входили не только больницы, в которых проходил прием пациентов, но и санаторно - курортные учреждения, а также различные исследовательские институты. Естественно, что вся система здравоохранения Советского Союза требовала огромных финансовых вливаний со стороны государства, и она получала их, в полной мере компенсируя деньги здоровьем граждан огромной страны.

Система здравоохранения СССР, а в последствии и России, имеет глубокие корни и основывается на земской и военно - полевой медицине. К сожалению, испытания, которые выпали нашей Родине, привели к стремительным скачкам в освоении новых технологий и методов лечения, которые позволяли быстро возвращать раненных бойцов с строй. В послевоенный период основные силы системы здравоохранения СССР были брошены на построение обширной сети, покрывающей всю территорию страны.

Неоспоримым плюсом системы здравоохранения СССР можно считать простоту получения медицинской помощи. Не было необходимости ни в предварительной записи на прием, ни дополнительных бумажек, типа полиса обязательного медицинского страхования. Каждый гражданин Советского союза имел право на квалифицированную помощь, к тому же, полностью бесплатную. Конечно, небольшие знаки внимания врачу были всегда, но даже при их отсутствии можно было быть уверенным, что диагноз верен и помощь была оказана по всем нормам и требованиям

При необходимости, каждый нуждающийся мог рассчитывать на санаторно-курортное лечение в любой точке Советского союза. Естественно, оно было либо полностью бесплатным, либо пациенту необходимо было оплатить минимальную сумму, покрывающую мелкие расходы.

Еще один плюсом советского здравоохранения можно считать систему вакцинации, которая охватывала всю страну без исключений. Полный комплект прививок требовали везде: при устройстве на работу, учебу или посещении больницы по вопросам, не относящимся напрямую к прививкам. Конечно, были исключения из правил, и появлялись они за счет благодарности в виде конфет/цветов, но большая часть населения нашей страны следовала требованиям врачей и исправно вакцинировалась. В настоящее время, любой желающий может отказаться от вакцинации. Особенно часто подобные отказы пишут молодые мамы, которые считают, что прививки могут лишь навредить здоровью малыша.

Перестройка, которая должна привести к изменению системы правления государства, привела к уничтожению всего. Естественно, что и система здравоохранения так же оказалась на грани, практически полностью потеряв финансирование со стороны государства. Приходилось создавать ее заново на остатках былого величия, а что из этого получилось - решать вам.

Основой в оказании медицинской помощи в современной России, является полис обязательного медицинского страхования, который должен быть у каждого гражданина нашей необъятной Родины. Данная бумага, а в последней версии - пластиковая карта, подтверждает, что оплату медицинской помощи произведет страховая медицинская организация, выдавшая полис. К сожалению, перечень услуг, которые могут быть оказаны по данному полису достаточно ограниченные и включают в себя лишь меры крайней необходимости, либо медицинскую помощь, не требующую сложных вмешательств, да и то только в государственных медицинских учреждениях.

Для получения медицинской помощи в частных медицинских клиниках, которые плодятся со страшной скоростью, необходимо в страховых компаниях покупать полис добровольного медицинского страхования, цена на который зависит от необходимых вам услуг. Естественно, что вас радостно примут лишь в той частной клинике, у которой подписан соответствующий контракт с вашей страховой компанией.

Кстати о частных больницах. В СССР такого понятия не существовало в принципе. Да, были отдельные клиники, в которые простые смертные попасть не могли, а обслуживали в них исключительно члены семей партийной верхушки. В настоящее же время число частных больниц различной направленности сложно подсчитать. Может показаться, что в России должно быть огромное количество врачей различной квалификации. Но это не так. Просто врачи, которые работают в государственных учреждениях в свободное от работы время подрабатывают в частных клиниках. Естественно, что главной причиной подобного «хобби» можно считать заработные платы, которые существенно выше, чем на работе в государственной больнице.

Все больше россиян предпочитают обслуживаться именно в частных больницах, несмотря на высокую цену услуг. Для многих скорость и качество обслуживания важнее денег. К тому же, медицинская реформа в России, которая идет уже несколько лет приводит исключительно к снижению качества оказываемой медицинской помощи и к повышению смертности больных. Ответа на вопрос, почему наблюдается подобная тенденция, нет. По словам главы Минздрава РФ, это - естественный процесс, который объясняется исключительно увеличением общего числа пенсионеров в России, и уж никак не реформой здравоохранения.

В настоящее время, во многих современных больницах появились электронные очереди, которые, по задумке создателей, должны облегчить процесс посещения необходимого врача. Но это лишь в задумке. На практике же возникает огромное количество проблем. Во - первых, «постоянными клиентами» различных больниц являются пенсионеры, которые крайне далеки от технологий, а уж про интернет промолчим. Во - вторых, люди, которые проскакивают для того, чтобы «только спросить» никуда не пропали, и появление их существенно сдвигает назначенное системой время

Естественно, есть и положительные тенденции в развитии медицины в современной России: закупается много современного оборудования, строятся новые больницы, ремонтируются и реконструируются существующие. Да и в целом, уровень оказываемой медицинской помощи существенно вырос относительно прошлых лет. Но в данном случае, это - не заслуга системы как таковой. Просто технический прогресс не стоит на месте и ежемесячно делаются новые открытия, которые позволяют избавить человечество от страшных болезней. Надеемся, что все самые современные наработки будут без проволочек применяться и в российской системе здравоохранения, и не придется в очередной раз собирать миллионы рублей всей страной для вывоза за границу очередного ребенка, в оказании помощи которому отказали российские специалисты.

Как вы считаете, в какой период развития нашей страны медицинская помощь была более квалифицированной?

Здравоохранение - это система государственных и общественных мероприятий по охране здоровья населения. В СССР и других социалистических государствах забота о населения является общегосударственной задачей, в осуществлении которой принимают участие все звенья государственной и общественной системы.

В дореволюционной России не существовало государственной организации здравоохранения. Открытие больниц, амбулаторий и других лечебных учреждений осуществлялось различными ведомствами и организациями без единого государственного плана и в количествах, крайне недостаточных для нужд охраны здоровья населения. Значительное место в медпомощи населению (особенно городскому) занимали частнопрактикующие врачи.

Впервые задачи в области охраны здоровья трудящихся были разработаны В. И. Лениным. В Программе Партии, написанной В. И. Лениным и принятой II съездом Партии в 1903 г., были выдвинуты требования восьмичасового рабочего дня, полного запрещения детского труда, запрещения труда женщин на вредных производствах, организации на предприятиях яслей для детей, бесплатной медпомощи рабочим за счет предпринимателей, государственного страхования рабочих и установления надлежащего санитарного режима на предприятиях.

После Великой Октябрьской социалистической революции в Программе Партии, принятой на VIII съезде в 1919 г., были определены основные задачи Партии и Советской власти в области охраны здоровья народа. В соответствии с этой Программой были разработаны теоретические и организационные основы советского здравоохранения.

Главными принципами советского здравоохранения являлись: государственный характер и плановость профилактическое направление, общедоступность, бесплатность и высокое качество медицинской помощи, единство медицинской науки и практики здравоохранения, участие общественности и широких масс трудящихся в деятельности органов и учреждений здравоохранения.

По инициативе В. И. Ленина VIII съезд Партии постановил решительно проводить в интересах трудящихся такие мероприятия, как оздоровление населенных мест, организация общественного питания на научно-гигиенической основе, профилактика инфекционных заболеваний, создание , организованная борьба с туберкулезом, венерическими заболеваниями, алкоголизмом и другими социальными болезнями, обеспечение общедоступной квалифицированной медпомощью и лечением.

24/1 1918 г. В. И. Ленин подписал декрет об образовании Совета врачебных коллегий, а 11/VII 1918 г.- декрет об учреждении Народного комиссариата здравоохранения.

Ленинские декреты о земле, о национализации крупной промышленности, о восьмичасовом рабочем дне создали политические, экономические и социально-гигиенические предпосылки для улучшения материального благосостояния рабочих и крестьян, а тем самым и для укрепления их здоровья, улучшения условий труда и быта. Декреты о страховании на случай болезни, о национализации аптек, о Совете врачебных коллегий, о создании Народного комиссариата здравоохранения и многие другие подняли проблемы здравоохранения до уровня общегосударственных, общенародных задач. В. И. Лениным подписано свыше 100 декретов по организации здравоохранения. В них содержатся руководящие указания по всем важнейшим разделам охраны здоровья трудящихся. Они отражают политику Коммунистической партии и Советской власти в деле разрешения важнейших проблем здравоохранения.


Наш советский опыт во всю используется всем миром, и только у нас он уничтожается на корню. Международные компании любят коллективную работу, плановую экономику, правительства в стратегических областях обеспечивают гос контроль. В Великобритании, Швеции, Дании, Ирландии и Италии действует бюджетная система здравоохранения, впервые созданная в Советском Союзе Николаем Семашко, известная во всем мире как система Семашко. Г.Э.Зигерист - историк медицины, дважды побывавший в нашей стране и высоко оценивший достижения советской медицины, в своей книге, посвященной здравоохранению в СССР, писал: «То, что происходит в Советском Союзе сегодня, - начало нового периода истории в медицине. Все, что было достигнуто до сих пор за 5 тысяч лет истории медицины, является только новой эпохой - периодом лечебной медицины. Теперь новая эра, период профилактической медицины, начались в Советском Союзе» .

После революционной разрухи начала 20в правительство и часть медицинского сообщества пришла к выводу, что единственным способом существования и развития здравоохранения молодой республики, является концентрация ресурсов и централизация управления и планированичя отраслью. На V Всероссийском съезде Советов, принявшем новую Конституцию РСФСР, 11 июля 1918 г. был учрежден Народный Комиссариат здравоохранения. Первым наркомом назначен Н.А. Семашко, его заместителем - З.П. Соловьев.

Николай Семашко положил в основу предложенной им системы здравоохранения несколько идей:


  • единые принципы организации и централизация системы здравоохранения;

  • равная доступность здравоохранения для всех граждан;

  • первоочередное внимание детству и материнству;

  • единство профилактики и лечения;

  • ликвидация социальных основ болезней;

  • привлечение общественности к делу здравоохранения.

И хотя эти принципы разрабатывались и в 19в, впервые в мире они были реализованы и положены в основу государственной политики в Советской России.

Была выстроена стройная система медицинских учреждений, которая позволила обеспечить единые принципы организации здравоохранения для всего населения, от далеких аулов до столичных городов: фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) — участковая поликлиника — районная больница — областная больница — специализированные институты. Хотя еще сохранялись ведомственные медицинские учреждения армии, железнодорожников, шахтеров и др.

Доступность здравоохранения обеспечивалась тем, что медицинское обслуживание было бесплатным, все граждане прикреплялись к участковым поликлиникам по месту жительства и в зависимости от сложности заболевания могли направляться на лечение все выше и выше по ступеням пирамиды здравоохранения.


Была организована специализированная система медицинских учреждений для детей, повторяющая систему для взрослых, от участковой поликлиники до специализированных научных институтов. Медицинская система уделяла особое внимание вопросам материнства и рождения. Для поддержки материнства и младенчества была организована такая же вертикальная система — от женских консультаций (число которых увеличилось с 2,2 тыс. в 1928 г. до 8,6 тыс. в 1940 г.) и участковых роддомов опять-таки до специализированных институтов. Для молодых матерей выделались самые лучшие медикаменты и условия, а обучение акушерству и женкой гинекологии считалось одним из наиболее престижных медицинских направлений. Параллельно с этим само правительство стимулировало рождение нового поколения, выплачивая за детей солидные субсидии. Также создавалась и сеть специализированных детских поликлиник, способствовавших серьезному снижению показателей детской смертности. Таким образом, численность населения страны за первые 20 лет увеличилась практически вдвое.

Еще одной важной реформой стала профилактика заболеваний, а также устранение изначальных причин их возникновения, притом как медицинских, так и социальных. На различных производственных предприятиях страны, которые в то время создавались с большой скоростью, организовывались медицинские части, которые занимались выявлением, профилактикой и лечением профессиональных заболеваний. Также они оказывали первую неотложную помощь при получении производственных травм различной степени тяжести, и курировали назначение работников в активно строящиеся оздоровительные санатории.

Профилактика понималась Семашко и в узком, и в широком смысле. В узком — как санитарные мероприятия, в широком — как оздоровление, предупреждение и профилактика болезней. Задача каждого врача и всей системы медицинских учреждений, как считал Семашко, состояла не только в том, чтобы вылечить, но чтобы предупредить болезнь, которая рассматривалась как следствие неблагоприятных социальных условий и неправильного образа жизни. В связи с этим особое внимание уделялось таким социальным болезням, как венерические, туберкулез и алкоголизм. Для этого была создана система соответствующих диспансеров, которые должны были не только лечить, но и отслеживать условия жизни больных, информируя власти о несоответствии этих условий санитарным нормам и о потенциальной угрозе, которую больные могут представлять для окружающих.

Важной мерой профилактики, по мнению Николая Семашко, были вакцинация, которая впервые приняла общенародный характер и помогла изживанию многих заразных болезней, и санитарно-гигиеническая пропаганда, которой уделялось огромное внимание как одному из средств предупреждения эпидемий и формирования здорового образа жизни.

В стройную систему оздоровления, профилактики и здравоохранения естественным образом включались дома отдыха и санатории. Санатории, пребывание в которых входило в лечебный процесс, были подчинены Наркомздраву, а дома отдыха — профсоюзам, то есть общественности, или, говоря современным языком, гражданскому обществу, которое должно было следить за оздоровлением трудящихся.

Постановлением ЦИК и Совнаркома СССР от 23 декабря 1933 г. была создана Государственная санитарная инспекция для руководства работой органов государственной санитарной противоэпидемической службы на всей территории страны.

VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР 5 декабря 1936 г. принял новую Сталинскую Конституцию СССР , которая первая в мире статьей 124 гарантировала право граждан на бесплатное здравоохранение..

К 1950 г. разрушенная войной экономика была восстановлена. Число медицинских учреждений, больничных коек, врачей не только достигло довоенного уровня, но и значительно превзошло его. В 1950 г. в стране было 265 тыс. врачей (включая зубных) и 719,4 тыс. средних медицинских работников, работало 18,8 тыс. больничных учреждений с 1010,7 тыс. коек.В сельской местности насчитывалось более 63 тыс. фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов. С 50-х годов из года в год увеличивались ассигнования на здравоохранение,и к 1965 г. за 4 послевоенные пятилетки финансирование подошло к рекордной цифре - 6,5% ВВП. Удалось на порядок увеличить все основные показатели материально-экономической базы здравоохранения. Число врачей с 14,6 на 10 тыс. чел. населения в 1950 г. выросло до 23,9 в 1965 г.; средних медицинских работников с 39,6 до 73,0; госпитализация в городах увеличилась в это время с 15% населения до 20,1%, в сельской местности - с 7,7% до 18,9%; число коек в больницах возросло с 57,7 до 96,0 на 10 тыс. населения; число поликлиник и амбулаторий достигло 36,7 тыс., женских консультаций и поликлиник для детей - 19,3 тыс (Источник: The System of Public Health Services in the USSR / By red. U.P.Lisitsin. - M.: Ministry of Health of the USSR, 1967. - Р. 44.)

С 1948 г. при министре здравоохранения СССР Е.И.Смирнове осуществилась реформа, направленная на перестройку структуры организации здравоохранения, предусматривалось объединение больниц и поликлиник, создание в районах так называемых центральных (ЦРБ) и просто объединенных (номерных) больниц, а также изменение подчиненности санитарно-эпидемиологической службы, согласно которой районные СЭС становились самостоятельными учреждениями. В последующем вся служба санэпиднадзора стала самостоятельной, была выделена из подчинения Минздраву.

В 1960-е гг. получила развитие новая отрасль медицины - космическая медицина. Это было связано с развитием космонавтики, первым полетом Ю. А. Гагарина 12 апреля 1961 г. и другими событиями в этой области.

В 60-70-х годах при министрах здравоохранения С.В.Курашове и Б.В.Петровском сделаны шаги по направлению к интенсивному развитию отрасли.

Наряду с дальнейшим развитием сети медицинских учреждений все больше внимания уделялось развитию специализированных служб, обеспечению населения скорой и неотложной медицинской помощью, стоматологической и рентгенорадиологической помощью.Предполагались преимущественное развитие так называемых первичных звеньев - амбулаторно-поликлинических учреждений и строительство крупных многопрофильных больниц (на 1000 коек и более) и увеличение мощности существующих центральных районных больниц до 300-400 коек со всеми видами специализированной помощи (В терапии стали выделяться и развиваться отдельные специальности (кардиология, пульмонология и т. д.).

Хирургия шла вперед семимильными шагами, так как разрабатывались принципы микрохирургии, трансплантологии и протезирования органов и тканей. В 1965 г. была проведена первая успешная пересадка почки от живого донора.) Это было генеральной линией развития здравоохранения.

В середине 1970-х гг. активно открывались и оснащались диагностические центры, совершенствовалась охрана материнства и детства, много внимания уделялось сердечно-сосудистым и онкологическим заболеваниям.

Несмотря на все достижения, к концу 1970-х гг. советская медицина переживала период спада из-за недостаточного финансирования и недоразработки определенных государственных программ по здравоохранению.

В 70-х годах начался эксперимент по усилению экономической самостоятельности органов и учреждений здравоохранения. Это уже отход от традиционной советской системы здравоохранения - от ее чисто бюджетного варианта и полностью государственного регулирования. Главные врачам получают право оперировать финансовыми средствами по смете лечебно-профилактических учреждений. Этот ограниченный по масштабам эксперимент стал предтечей введения нового хозяйственного механизма (НХМ), развивающего хозрасчетные отношения, устанавливающего новые экономические принципы распределения средств (не на учреждения, а в расчете на жителей территорий); усиливающего экономическую самостоятельность регионов и районов; разрешающего платные медицинские услуги; обязывающего определять заработную плату по количеству и качеству труда медиков. И уже в конце 80-х гг. тяжелое финансовое состояние бюджетных ЛПУ обусловило введение в ряде регионов СССР НХМ. НХМ вызвал изменения в структуре органов управления лечебно-профилактическими учреждениями, в частности, создание в ряде регионов так называемых территориальных медицинских объединений. Многие медицинские учреждения перевели свою деятельность на принципы хозрасчета и получили право наряду с бюджетным финансированием получать доходы из других источников, и, прежде всего от оказания платных услуг. С этого момента начался переход от жесткой системы бюджетного финансирования здравоохранения, к многоканальной системе.

Эксперимент в виде НХМ здравоохранения предусматривал:

· переход от выделения ЛПУ средств из бюджета по отдельным статьям расходов к финансированию по долговременным стабильным нормативам, комплексно отражающим целевую деятельность учреждений;

· сочетание бюджетного финансирования с развитием дополнительных платных услуг населению, а также выполнением работ по договорам с предприятиями и организациями на хозрасчетной основе;

· развитие самостоятельности и инициативы трудовых коллективов учреждений здравоохранения в решении основных вопросов производственной деятельности и социального развития;

· установление тесной зависимости размеров фондов производственного и социального развития ЛПУ и оплаты труда каждого работника от конечных результатов деятельности учреждения (подразделения),

· использование различных форм хозяйствования, включая внутрисистемные арендные отношения, кооперативную и прочую деятельность.

Для территориальных поликлиник и территориально-медицинских объединений нормативы бюджетного финансирования устанавливались в расчете на одного жителя по подушевому нормативу. Поликлиники должны были оплачивать стационарное лечение пациентов, проживающих на их территории, по системе предварительного возмещения затрат из расчета средней стоимости за пролеченного больного с учетом профиля койки; услуги скорой медицинской помощи и консультативно-диагностических центров. Поликлиники были заинтересованы в сокращении расходов на стационарное лечение, в связи с этим большое развитие получили дневные стационары и центры амбулаторной хирургии в поликлиниках, а также стационары на дому.

Наряду с бюджетными средствами ЛПУ получили возможность использовать дополнительные источники финансирования в т.ч.:

· платные услуги населению и предприятиям;

· средства социального страхования, сэкономленные в результате снижения заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

· добровольные взносы предприятий, учреждений и граждан и др.

НХМ не удалось решить проблемы финансирования здравоохранения. Причин для этого было много. Во-первых, бюджетные средства выделялись,все в меньших размерах и не могли обеспечить нормальное функционирование медицинских учреждений. А дополнительные доходы не могли обеспечить даже скудное функционирование ЛПУ, и рассматривать их как серьезный источник финансирования не приходится.

(НХМ явилось предпосылкой к многоканальной системе финансирования ЛПУ после развала СССР).

Но эта система уже начинает отходить от заданых канонов системы Семашко.

Часто приводят структурированность системы Семашко за ее недостаток, тк пациенты были прикреплены к определенному врачу, к определенной больнице, то пациенты не могли выбрать врача и медицинское учреждение, что делало невозможной конкуренцию между ними. Этот "либеральный" недостаток, который придумали скорее всего современники. Конкуренция между больницами или врачами русских-советских врачей это вообще нонсенс. Традиции советской медицины предусматривали взаимопомощь и коллегиальность.

Главной же проблемой системы Семашко называют недофинансированность. Но разве это проблема самой отрасли здравоохранения? Это проблема всего государства! И это вообще никак не может характеризовать саму систему.

Финансирование здравоохранения стало осуществляться по остаточному принципу. Оценка по доле госбюджета, идущего на эти цели, показала, что эта доля неуклонно снижалась: 1960 (65) г. - 6,6% (6,5%), 1970 г. - 6,1%, 1980 г. - 5,0% 1985 г. - 4,6%, 1993 г. - 3,5%. Рост ассигнований в абсолютных величинах едва покрывал расходы, связанные с ростом населения страны. Здравоохранение стали включать в сферу обслуживания, внимание административно-управленческого аппарата к охране здоровья людей снизилось.

При этом расходы на здравоохранение составляли в 90-е гг. ХХ в. на душу населения: в США - $2000, Турции - $150, в России - $50. Остаточный принцип финансирования отрасли здравоохранения, привел к тому, что состояние здоровья населения РФ стало постоянно ухудшаться.

Дефакто с развалом Советского Союза финансирование отрасли здравоохранения резко рухнуло. Началась тотальна дискредитация системы Семашко и вообще советской системы здравоохранения. Возникла платная часть ранее бесплатного здравоохранения. Медицина разделилась на платную для состоятельных и на государственную для бедных.


Через двадцать пять лет после краха Советского Союза, мы понимаем что, несмотря на все проблемы, система здравоохранения в Советской России была образцовой и скорее нуждалась в шлифовке, чем в кардинальной реформе. Международное совещание в Алма-Ате (1978) под эгидой ВОЗ признало организацию первичной медико-санитарной помощи в СССР, ее принципы как один из лучших в мире.

Великая Октябрьская социалистическая революция, построение социализма открыли перед медициной и здравоохранением новые пути развития. Охрана здоровья народа стала одной из важнейших функций государства. Была создана широкая сеть медицинских учреждений и вузов. Сформулированные уже в первые годы Советской власти организационные принципы здравоохранения исходили из развитых В. И. Лениным марксистских положений о социальной обусловленности общественного здоровья, задачах построения социалистического государства, осуществляющего заботу о здоровье трудящихся путём социально-экономических и медицинских мероприятий.

Была создана материально-техническая база медицинской науки. Государственный институт народного здравоохранения стал прообразом последующих более мощных объединений медицинских научно-исследовательских институтов. Всесоюзный экспериментальной медицины институт имени А. М. Горького был организован как комплексное учреждение, призванное осуществлять синтез естественных наук, в частности, экспериментальной биологии и медицины. Успехи медицинской науки и советского здравоохранения привели к существенным сдвигам в состоянии здоровья населения. Были ликвидированы многие эпидемические заболевания, общая смертность в 1940 снизилась до 18,3% на 1 тысячу жителей, когда в 1913 году эта цифра доходила до 30,2%.

Война с фашистской Германией потребовала создания научно обоснованной организации медицинской помощи раненым и больным. Чёткая работа медицинской службы армии позволила возвратить в строй после излечения 72,3 % раненых и свыше 90 % больных. Впервые в истории массовых войн удалось предотвратить возникновение эпидемий и сравнительно быстро ликвидировать санитарные последствия войны. Итоги этой работы были подведены в коллективном научном труде -- многотомном издании «Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941--1945 гг.».

В 1944, несмотря на трудности военного времени, была учреждена Академия медицинских наук СССР, которая объединила ведущие медицинские научно-исследовательские институты и возглавила разработку проблем медицинской науки. В послевоенные годы научные исследования в области медицины приобрели особенно широкий размах. В 1972году более пятидесяти пяти тысяч научных работника вели исследовательскую работу более чем в 350 научно-исследовательских учреждениях и более чем в 100 медицинских и фармацевтических институтах, на медицинских факультетах университетов и в институтах усовершенствования врачей.

В 1972 году была 731 тысяча врачей, из них 29 тысяч врачей приходилось на 10 тысяч жителей. Количество коек в больницах увеличилось в этом же году до 2793 тысяч, а в 1940 их было 791 тысяча. Общая смертность уменьшилась почти в 4 раза, детская смертность -- более чем в 10 раз, средняя продолжительность жизни возросла с 32 до 70 лет.

Теоретическая медицина, опирающаяся на методологию диалектического материализма, развивалась в борьбе, как с механистическим, так и с идеалистическим пониманием проблемы причинности и механизмов развития болезни. Уже в 20-е годы были сделаны попытки пересмотреть общее учение о болезни, этиологии и патогенезе. Изучение проблемы причинности в медицине привело к выводу, что следует различать главную причину, без которой заболевание в своей качественной специфичности не может развиться, и условия, которые не способны вызвать заболевание, но влияют на его возникновение, течение и исход.

Многие исследования вскрыли несостоятельность попыток построения теории болезни на основании частных закономерностей, касающихся роли эндокринной, вегетативной и других отдельных систем в процессе заболевания и выздоровления. На современном этапе развития медицинской науки в СССР проблема болезни решается как проблема разностороннего нарушения регуляции функций, захватывающего различные уровни нервной, эндокринной, соединительнотканной и других физиологических систем вплоть до молекулярного уровня. Признавая большое значение внутренних факторов -- наследственности, конституции и других, советская медицинская наука считает, что действительный источник болезней нужно искать в неблагоприятном влиянии на организм факторов внешней среды -- физических, биологических и социальных, учитывая при этом, что действие разнообразных причин болезней на человека зависит от условий труда, быта, характера социально-экономических отношений и состояния самого организма, который не пассивно, а активно относится к воздействиям внешней среды.

Большое влияние на развитие теории медицины оказали труды советских физиологов. Физиологическое направление не только стало ведущим в советской теоретической медицине, но и явилось воплощением творческого союза физиологов и клиницистов, получив применение в различных клинических дисциплинах. Так, Г. Ф. Лангом и его школой разработана концепция о гипертонической болезни как неврозе сосудодвигательных центров. Невропатологи и психиатры использовали учение о высшей нервной деятельности для объяснения патогенеза неврозов и некоторых психозов. Материалистическая рефлекторная теория, установившая зависимость сознания человека от окружающей среды, оказала решающее влияние на развитие русской психиатрии, которая в СССР приняла ярко выраженное физиологическое направление.

Отличительная черта медицины в СССР и других социалистических странах -- её профилактическое направление. В условиях бесплатной, общедоступной и высококвалифицированной медицинской помощи населению профилактика приобрела общегосударственное значение, стала основой охраны государством и обществом здоровья народа. Решение её задач в СССР, а затем и в других социалистических странах, слилось с преобразованием окружающей человека среды. Формы профилактики различны: осуществление общесанитарных мер по охране природы и оздоровлению внешней среды, условий быта и труда; контроль за выполнением санитарного законодательства, гигиенических нормативов, противоэпидемических мероприятий; организация сети лечебно-профилактических учреждений, домов отдыха, санаториев, детских домов, интернатов, яслей; проведение массовых профилактических осмотров населения и многое другое. Важнейшим методом синтеза профилактики и лечения является диспансеризация. Проведение в жизнь системы профилактических мероприятий позволило добиться существенных результатов в борьбе с так называемыми социальными болезнями (венерические болезни, туберкулёз и другие).

Профилактическое направление обусловило характерные черты клиники внутренних болезней в СССР: интерес к изучению предболезненных состояний, тщательный анализ социального фактора в этиологии болезни, учение о трудовом прогнозе, связь с практикой здравоохранения. В педиатрии, акушерстве и гинекологии в советское время это направление стало ведущим, что нашло выражение в государственной системе охраны материнства и детства. Отражение профилактического направления здравоохранения -- создание сети курортов и впервые разработанные в СССР основы социальной курортологии. Основоположники социальной гигиены в СССР Н. А. Семашко, З. П. Соловьёв, А. В. Мольков и другие, опираясь на марксистское положение о ведущей роли социальных условий в возникновении и предупреждении заболеваний, разработали теоретические основы советского здравоохранения и наметили социальные меры сохранения и восстановления здоровья населения. Целям профилактики служат санитарное просвещение, а также деятельность Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР.

Профилактическое направление, государственный, общественный характер медицины, планирование здравоохранения и другие принципы, воплощённые на практике в СССР и других социалистических странах, находят растущее международное признание. 23-я Всемирная ассамблея здравоохранения по инициативе делегации СССР приняла резолюции, в которых рекомендует в качестве наиболее эффективных принципов построения и развития систем национального здравоохранения «провозглашение ответственности государства и общества за охрану здоровья населения», «создание единого национального плана» (здравоохранения), «проведение мер общественной и индивидуальной профилактики», обеспечение всего населения «квалифицированной и бесплатной профилактической и лечебной помощью» и др. Новый этап в проведении государственных мероприятий по оздоровлению условий труда и быта советского народа связан с «Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении». Охрана здоровья населения признана не только делом медиков и государственного медицинского ведомства, но и долгом каждого перед Законом.

Перед медициной стоят важные задачи изучения природы сердечнососудистых заболеваний и злокачественных опухолей, путей их профилактики и лечения; разработки проблем молекулярной биологии вирусов, химиотерапии и профилактики вирусных инфекций, иммунологии и многие другие. Огромное значение приобретают учёт всё возрастающего воздействия факторов внешней среды, научно-технического прогресса на здоровье и трудоспособность человека, предвидение последствий этих воздействий и разработка научно обоснованных мероприятий по оздоровлению внешней среды.

Возрастающее значение медицинской науки и здравоохранения как отрасли народного хозяйства, расширяющейся сферы человеческой деятельности, проявляется, и в области международных отношений. Пример этого -- соглашения СССР с США, Францией и другими странами по вопросам охраны внешней среды, совместно исследований по проблемам кардиологии, онкологии и другим актуальным вопросам. Советские учёные-медики участвуют в деятельности международных научных обществ, ассоциаций, международных медицинских журналов, специализированных организаций ООН, прежде всего Всемирной организации здравоохранения. Развитию научного сотрудничества способствует проведение в СССР международных медицинских конгрессов, конференций и симпозиумов.