Теория и практика логистики. Абстрактное моделирование остается пока наиболее приемлемым средством познания в логистике, а чаще всего и единственно возможным

Учебное пособие «Логистика: теория и практика» разработано в соответствии с ГОС ВПО и учитывает программные требования к подготовке специалистов экономического профиля высших учебных заведений.
В учебном пособии в доступной форме представлен как теоретический, так и практический материал, что позволяет получить комплексное представление о науке и дисциплине «логистика». ситуационные задачи, основанные исключительно на практическом материале, адаптированы под использование табличного процессора Excel.
Предназначено для студентов ВУЗов. Может быть использовано в средних учебных заведениях, а также на курсах повышения квалификации.

Логистика: понятие и сущность.
Логистика - сравнительно молодая наука. Особенно бурно развивалась она в период Второй мировой войны, когда была применена для решения задачи четкого взаимодействия оборонной промышленности, тыловых и снабженческих баз и транспорта с целью своевременного обеспечения армии вооружением и продовольствием. Впоследствии понятия и методы логистики были перенесены в другие области деятельности и нашли применение как в сфере обращения - управление движением материальных потоков, - так и в производстве.

Вместе с тем термин «логистика» имеет древнее происхождение. В Древней Греции слово «логистика» обозначало «счетное искусство» или «искусство рассуждения, вычисления». В Римской империи под логистикой понимались правила распределения продовольствия. Во времена византийского императора Льва VI (866-912 гг.) логистика определялась как искусство снабжения армии и управления ее перемещениями.

Содержание
Введение
РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА В ЛОГИСТИКЕ
Тема 1. Организационно-экономические основы логистики
1.1. Логистика: понятие и сущность
1.2. Основные понятия логистики
Выводы
Вопросы для самоконтроля
Библиографический список
Тема 2. Основные проблемы в логистических системах
2.1. Классификация логистических систем
2.2. Системный подход в логистике
2.3. Логистическая координация
2.4. Основные проблемы в логистике
Выводы
Вопросы для самоконтроля
Библиографический список
Тема 3. Теория и практика менеджмента в логистике
3.1. Основы менеджмента в логистической системе
3.2. Структура фирм и организация управления логистикой
3.3. Логистическая миссия фирмы
Выводы
Вопросы для самоконтроля
Библиографический список
Тема 4. Факторы и тенденции развития логистики
Выводы
Вопросы для самоконтроля
Библиографический список
Тема 5. Логистический аудит
5.1. Понятие аудита в логистике
5.2. Виды логистического аудита
5.3. Порядок проведения логистического аудита
5.4. LFA-технология
Выводы
Вопросы для самоконтроля
Библиографический список
РАЗДЕЛ 2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ ЛОГИСТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ
Тема 6. Закупочная логистика
6.1. Задачи и функции закупочной логистики
6.2. Планирование закупок
6.3. Выбор поставщика
6.4. Задача «сделать или купить»
Выводы
Вопросы для самоконтроля
Библиографический список
Тема 7. Производственная логистика
7.1. Понятие производственной логистики
7.2. Типы производства
7.3. Традиционная и логистическая концепции организации производства
7.4. Толкающие системы управления материальными потоками в логистике
7.5. Тянущие системы управления материальными потоками в логистике
7.6. Менеджмент планирования производства
Выводы
Вопросы для самоконтроля
Библиографический список
Тема 8. Сбытовая логистика
8.1. Сущность сбытовой логистики
8.2. Задачи сбытовой логистики
8.3. Логистические каналы и цепи сбыта
8.4. Оперативно-сбытовая работа
8.5. Транспортное обеспечение логистики предприятия
8.6. Логистический сервис в сбытовой работе
Выводы
Вопросы для самоконтроля
Библиографический список
Тема 9. Логистика возвратов
9.1. Логистика возвратных потоков при повторной обработке товаров
9.2. Логистика возвратов фирм-потребителей материального потока
Выводы
Вопросы для самоконтроля
Библиографический список
Тема 10. Управление запасами
10.1. Категория товарно-материальных запасов в логистике
10.2. Система управления запасами на фирме
10.3. Основные методы управления запасами
10.4. Дополнительные методы управления запасами
10.5. ABC-XYZ-классификация при управлении запасами
Выводы
Вопросы для самоконтроля
Библиографический список
Тема 11. Информационная логистика
11.1. Информационные технологии в логистике
11.2. Информационные технологии в закупочной деятельности
11.3. Управление запасами с использованием информационных технологий
11.4. Основы автоматизации склада
11.5. Использование информационных технологий в транспортной отрасли
11.6. Использование информационных технологий при организации сбыта товаров
Выводы
Вопросы для самоконтроля
Библиографический список
РАЗДЕЛ III. ПРАКТИКУМ
Тема 12. Управление запасами с использованием ABC-классификации
Тема 13. Задача о назначении в управлении цепями поставок мелкопартионных грузов
Тема 14. Управление запасами и закупками
Тема 15. Размещение товаров на складе
Заключение.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Логистика, Теория и практика, Левкин Г.Г., 2009 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

В настоящее время специалистам, занимающимся логистическими системами, для творческого подхода к составлению логистических проектов с учетом их назначения и функционирования необходимо знать теоретические основы науки о проектировании логистических систем и обладать практическими навыками проектирования. Специалист по логистике должен стремиться следовать определенному алгоритму управления логистическим проектом, но вместе с тем в случае возникновения проблемы при проектировании ему необходимо понять суть проблемы, сделать соответствующие выводы и найти наиболее эффективный способ разрешения данной проблемы.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать

  • суть логистики и ее модель в бизнесе;
  • содержание и смысл логистического проекта;

уметь

  • пользоваться теорией, методами и приемами принятия эффективных решений, встречающихся в теории и практике проектирования логистических систем;
  • изучать и понимать процесс проектирования логистических систем;

владеть навыками

  • проектирования сложных логистических проектов и систем;
  • применения экономических, экономико-математических, статистических и других методов для решения разных теоретических и практических задач при проектировании;

быть компетентным

В профессиональном анализе, разработке и проектировании логистических систем, которые будут эффективно применяться в практической деятельности.

При изучении предлагаемого материала необходимо помнить, что наука о проектировании логистических систем, как и большинство других специальных дисциплин, постоянно совершенствуется и усложняется. Здесь есть свои терминология, подходы, профессиональные секреты и требования к квалификации исполнителей.

В книге последовательно, шаг за шагом, представлен алгоритм управления логистическим проектом. Причем каждый из шагов - это очередной этап его развития. Структура данного издания полностью соответствует принятой очередности при разработке такого проекта. Издание включает учебник, состоящий из двух разделов, и практикум.

В разделе I раскрываются экономический образ мышления при проектировании логистических систем, содержание и смысл логистического проекта; разъясняется роль логистики в бизнесе и дается ее модель. Приводятся необходимая для проектирования информация, пошаговое руководство по управлению логистическим проектом и описание его жизненного цикла; рассматривается процесс принятия логистических решений, представленный как выбор предварительно осмысленной цели проекта, средств и методов ее достижения. Подробно изложены теоретические и практические аспекты процесса проектирования логистического проекта.

Раздел II посвящен практике проектирования логистических систем. Представлены практика применения управленческих систем в логистике, проектирование логистических систем в логистике и логистических систем для обслуживания потребителей и фирм, проектирование размещения и формирования складских систем. Кроме того, дана экономическая оценка проектируемых логистических систем, уделено внимание и другим аспектам логистики. В каждой из глав этого раздела приведены примеры, подтверждающие, что предлагаемый авторами алгоритм можно эффективно применять при проектировании логистических систем.

В практикуме для изучения курса приведены практические примеры проектов различного уровня сложности по логистическим системам. По каждой теме даются основные понятия, формулы, задания, тесты, задачи, проблемы и литература.

В заключение следует отметить, что шансы на успех при проектировании логистических систем зависят не только от продуманного логистического процесса управления, но и от конструктивного применения знаний в этой области логистического менеджмента.

Гуманитарный институт

Н.Н. СЕМЕНОВ

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЛОГИСТИКИ

Учебно-методическое пособие

Ученого совета Гуманитарного института

Р е ц е н з е н т:

В.М. Моргунов, доктор экономических наук, профессор,

главный научный сотрудник Института исследования

товародвижения и конъюнктуры оптового рынка

Семенов Н.Н.

Теория и практика логистики: Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманитарный институт, 2010. - 37 с.

Издание предназначено для студентов экономического факультета Гуманитарного института всех форм обучения. Учебно-методическое пособие включает программу и краткий лекционный курс «Теория и практика логистики», контрольные вопросы и темы рефератов, библиографический список, а также приложение в виде иллюстративных материалов.

Гуманитарный институт, 2010

Н.Н. Семенов, 2010

Введение ……………………………………………………………….. 4

Раздел 1. Основы логистики ……………………………………….. .6

Раздел 2. Закупочная логистика ……………………………………12

Раздел 3. Производственная логистика …………………………...14

Раздел 4. Распределительная логистика ………………………… 16

Раздел 5. Функциональные подсистемы логистики …………… 19

Раздел 6. Логистика ресурсосбережения …………………………. 21

Примерные темы рефератов ……………………………………… 25

Библиографический список ……………………………………….. 26

Приложение

(иллюстративные учебно-методические материалы) …………. 30

Введение

Настоящий учебный курс подготовлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для гуманитарных специальностей и предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Экономика». Программа курса построена с учетом подходов к преподаванию логистики, принятых в РЭУ им. Г.В. Плеханова, научных наработок Института исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ИТКОР), материалов секции Логистики ВЭО России. Практические занятия предполагают сотворчество преподавателя с обучающимися и допускают дополнение классической формы семинаров «круглыми столами», тематическими дискуссиями, выполнением письменных работ (рефератов, аналитических обзоров и т.д.). Цель преподавания учебной дисциплины «Теория и практика логистики» заключается в формировании у студентов понимания необходимости единого управления сквозными материальными потоками и закреплении целостного восприятия всех интегрированных бизнес-процессов, характерных для современных хозяйствующих субъектов.

Логистика (от греч. Logistike – искусство рассуждать, вычислять) имеет длительную историю своего развития. Получившие в последнее время большое развитие логистические схемы и методы решения хозяйственных проблем не являются какими-то принципиально новыми организационно-экономическими подходами, а базируются на использовании хорошо известных принципов и механизмов. Задача сегодняшнего дня состоит в их эффективной модификации и рациональной адаптации к современным экономическим и технико-технологическим условиям. Настоящий курс рассматривает логистику как теорию и практику эффективного управления потоковыми процессами.

Раздел 1. Основы логистики

Весьма активное и широкое применение логистических методов управления бизнес-процессами в практической деятельности западных фирм первоначально основывалось на теории и практике так называемого «управления физическим распределением продукции» (physical distribution management). Управление физическим распределением продукции было ориентировано главным образом на потоки готовых изделий при их движении через многочисленные звенья распределительной сети. В процесс управления включались обычно следующие операции: транспортировка; перемещение материалов и готовой продукции в ходе обработки и сбыта; учет и выполнение заказов потребителей; контроль запасов; размещение производственных мощностей и складов.

Функции управления при таком подходе строились на основе тесной увязки сбытовых и производственных планов, графиков работы транспорта, связанных с движением готовых изделий в ходе сбытовых операций. Для выполнения таких скоординированных функций на предприятиях обычно создавался новый отдел управления распределением продукции, который был обязан обеспечить заданный уровень обслуживания потребителей, не допуская увеличения расходов на хранение и перемещение готовых изделий, на основе координации действий производственных и сбытовых звеньев. Структуры с централизованными отделами распределения продукции на уровне основных служб получили в свое время довольно большое распространение.

Широкое использование логистики было связано с достижениями в области информационно-коммуникационных технологий. Усилившаяся возможность сквозного мониторинга всех этапов товародвижения позволила четко определить огромные потери, возникающие в традиционных схемах управления материальными потоками. Явный экономический выигрыш, полученный от логистики, способствовал ориентации на развитие ее инструментария.

На смену теории physical distribution пришли комплексные логистические подходы, при которых материальный поток рассматривался как целостный объект управления. Некоторые экономисты связывают это с обострением сырьевого и энергетического кризисов, возникновением дефицита многих видов продукции в условиях постоянного роста цен, что вынудило специалистов в области управления материальными ресурсами обратиться к логистике как эффективной инновационно-ориентированной системе координации всех процессов товародвижения, начиная от процессов закупки необходимых сырья и материалов (снабжение) и кончая доставкой готовой продукции до конечного потребителя (сбыт).

Развитие бизнес-сферы обуславливает появление все новых взаимодополняющих логических систем и концепций. Логистическая система ERP (Enterprice Resource Planning) нацелена на оптимизацию планирования ресурсов предприятия, обеспечивающую повышение эффективности управления производством. Система MRP (Manufactory Resource Planning) и ее более поздняя модификация MRPII имеют целью модернизацию планирования бизнес-процессов, потребности в материалах, планирования производственных мощностей и т.д.

Концепция CRM (Customer Relationship Management) оптимизирует систему взаимодействия с клиентами на всех стадиях бизнес-контактов. Методология SCM (Supply Chain Management) ориентирована на управление цепочками поставок с обеспечением планирования и контроля потоков материалов, информации и финансов.

Логистические подходы обуславливают необходимость внедрения системы интегрированного управления и контроля за движением и использованием всей номенклатуры продукции, поступающей в производство, а также возникающих отходов и готовой продукции, доставляемой потребителю как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Важнейшей особенностью данного подхода является построение системы управления, при которой материальный поток не разделяется на несколько функциональных блоков (снабжение, производство, отходопотребление, сбыт), а рассматривается и управляется как единое целое.

В настоящее время инновационная логистика выступает важным фактором не только развития производства, организации материальных и информационных потоков, но и обеспечения интенсивного экономического роста на основе рационального использования ограниченных ресурсов, эффективного вовлечения в хозяйственный оборот отходов производства.

В условиях преодоления последствий финансово-экономического кризиса 2008-2010 годов российские бизнес-структуры стали уделять гораздо больше внимания поиску возможностей повышения устойчивости производства за счет совершенствования управления и оптимизации использования ресурсного потенциала. В этой ситуации объективно повышается роль инновационной логистики. С ее помощью могут решаться задачи по размещению производственных единиц, оптимизации закупок, сбыта, рациональному использованию вторичных ресурсов и др.

В качестве объекта управления в логистике признаются потоковые процессы (материальные, информационные, финансовые). Управление материальными потоками, включая потоки вторичных ресурсов, – процесс многосубъектный. Логистические подходы предполагают увязку возможностей и интересов всех участников процесса товародвижения, рассматриваемого в качестве целостной системы. Рационализация функций отдельных звеньев цепи или их совокупности по определенному алгоритму представляет собой сложную оптимизационную задачу.

Выделение функциональных областей логистики с учетом прохождения финансовых потоков и обратной информационной связи отражает рис.1.1.

Нередко логистика отождествляется с материальным менеджментом и определяется как центральная операционная функция в экономике бизнеса, включающая планирование, направление и контроль движения всех материалов и товаров, их менеджмент и системы информационного обеспечения.

Некоторые специалисты считают, что логистика - это планирование, организация и контролирование всех видов деятельности по перемещению и складированию, которые обеспечивают прохождение материального потока от пункта закупки сырья до пункта конечного потребления, и соответствующих информационных потоков.

С учетом различных точек зрения, вероятно, можно сказать, что логистика – это комплексная система оптимизации материального, информационного и финансового потоков, обеспечивающая доставку нужного товара, в нужном количестве, в нужном ассортименте, по нужной цене, в нужное время, в нужное место по оптимальным маршрутам и с минимальными затратами как внутри бизнес-структуры, так и вне ее.

Полное определение задач логистики может быть сделано на основе ее понимания как сочетания всех компонентов, способствующих эффективному соединению пространства и времени.

Области (этапы) хозяйственной деятельности компании

Снабжение

Производство

Информационные и финансовые потоки

Материальные потоки

(в т.ч. потоки вторичных ресурсов)

Управление закупками

Организация производства

Управление реализацией

Логистика снабжения («логистика на входе», логистика закупок)

Логистика производства (внутрипроизводственная логистика)

Логистика распределения (сбытовая логистика, «логистика на выходе»)

Рис. 1.1. Функциональные направления логистизации бизнес-процессов.

Логистизация управления потоковыми процессами увязывает технологические, организационные, экономические, экологические и другие возможности и интересы различных участников товародвижения. Таким образом, логистику вполне можно охарактеризовать, как философию и методологию бизнеса. При этом следует подчеркнуть, что логистика, являясь частью общей теории управления, выделяется из нее своей спецификой – управлением различными потоковыми процессами, имеющими пространственно-временную последовательность. В этом смысле, размышляя шире, вряд ли стоит ограничивать сферу эффективного использования логистики управлением исключительно товародвижением. В действительности объектом использования логистики, очевидно, может быть любая деятельность, где совокупность процессов или событий, а также их промежуточных результатов имеет альтернативную последовательность в пространстве и во времени, а следовательно, и многовариантность организации такой деятельности по определенным критериям. Важной особенностью логистики является ее способность не только управлять потоковыми процессами, но и обеспечивать выявление и реализацию скрытых, т. е. неиспользованных без ее применения резервов управления, главным образом в виде дополнительных доходов хозяйственных структур. Таким образом, достаточно очевидными становятся возможности и целесообразность использования логистики для решения задач ресурсосбережения, в частности для повышения уровня работы с отходами. Имея своей задачей оптимизацию потоковых процессов, логистическое воздействие должно оптимизировать и потоки вторичных ресурсов как элементы целостного материального потока с одновременным регулированием соответствующих информационных и финансовых потоков.

Рациональное, логистически настроенное структурное построение компании является непременным условием обеспечения оптимизации материальных потоков. Наиболее характерными свойствами инновационно-ориентированных логистических образований являются следующие: системность, синергизм и оптимальность.

Первое свойство - системность подчеркивает целостность материальных, информационных и финансовых потоков, подвергающихся логистическому воздействию в рамках управляемой системы. Второе - синергизм как одно из свойств логистических систем находит выражение в превышении эффективности функционирования системы в целом по сравнению с суммарной эффективностью отдельных ее частей. Третье свойство проявляется в оптимизационных решениях, принимаемых в рамках логистических систем и позволяющих сохранять устойчивость управления и улучшать возможность выбора правильного решения в сложной хозяйственной ситуации.

Контрольные вопросы:

Каковы основные цели и задачи логистики?

В чем заключается основной принцип логистики?

Назовите базовые концепции логистики.

Каковы основные функциональные направления логистизации бизнес-процессов?

Перечислите основные свойства логистических образований

Как логистика влияет на уровень ресурсосбережения?

Раздел 2. Закупочная логистика

(логистика «на входе», снабженческая логистика)

В современных условиях ни один хозяйствующий субъект не является самодостаточным, находясь в той или иной зависимости от сырья, материалов и услуг, предоставляемых другими организациями. Осуществление закупок – одна из ключевых функций любой организации. Закупочная логистика – это управление материальными потоками в процессе обеспечения хозяйствующего субъекта материальными ресурсами.

Целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей предприятия с максимально возможной экономической эффективностью. Достижению этой цели способствует решение следующих основных задач: соблюдение обоснованных сроков закупки сырья, и комплектующих; обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них; обеспечение четкой адресности поставок. Компания должна получать необходимую по качеству и количеству продукцию в нужное время в нужном месте от надежного поставщика, своевременно отвечающего по своим обязательствам, с высоким сервисом (как до продажи, так и после нее) и по допустимой цене.

Отдел закупок является входным звеном в логистической системе, поэтому ошибки в деятельности этого отдела негативно сказываются на результатах работы других подразделений и организации в целом. Данный отдел должен систематически уточнять следующие позиции: номенклатура и объемы необходимых ресурсов; оптимальные сроки их поставки; территориальные характеристики поставок; возможности поставщиков; состояние складского потенциала; издержки на закупки.

Среди специализированных (базовых) логистических методов поставок следует выделить метод «точно в срок» («just-in-time») и метод «КANBAN». С помощью первого метода в результате частых поставок резко сокращаются производственные запасы, отпадает потребность в излишних складских помещениях. Второй метод разработан японскими специалистами и максимально точно учитывает потребности, возникающие на конечных этапах производства.

Ключевой проблемой логистики закупок является выбор поставщика. Значимость эффективных методов бизнес-партнерства особенно возросла в последние годы, что объясняется глобализацией экономики, последствиями мирового финансово-экономического кризиса, доступностью рынков, ограниченностью ресурсов, внедрением в бизнес новых информационных технологий. Эти факторы предполагают высокий уровень гибкости бизнеса для приспособления к быстрым изменениям.

Переход к логистическим принципам хозяйствования невозможен без создания новых партнерских отношений. Новые бизнес-связи не только выступают результатом серьезной структурной трансформации, но и сами являются средством логистически-ориентированных преобразований, которое должно активизировать бизнес-потенциал.

Учитывая нестабильность сегодняшнего посткризисного периода и специфику функционирующих сейчас организаций, поиск надежных хозяйственных партнеров сегодня является серьезнейшей проблемой. Выбору партнера должен предшествовать анализ следующих аспектов: сегмент рынка, занимаемый потенциальным партнером; состояние его материально-технической базы; уровень специализации фирмы и квалификации персонала; отношение к качеству своей продукции и собственному имиджу (торговой марке); длительность осуществления интересующих хозяйственных операций с учетом ретроспективных отзывов потребителей; финансовое положение (размер уставного фонда, платежеспособность, источники финансирования); принципы рыночного поведения и деловой этики; уровень сотрудничества с конкурентами.

Контрольные вопросы:

В чем специфика закупочной логистики и ее значимость?

Какое подразделение решает основные задачи закупочной логистики?

Каковы основные критерии выбора потенциального поставщика?

Раздел 3. Производственная логистика

(логистика производства)

На своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя материальный поток проходит ряд производственных стадий. Управление потоковыми процессами на этих стадиях имеет свои особенности и называется логистикой производства.

Производственная логистика охватывает планирование, управление, координацию и контроль всех материальных и сопряженных с ними информационных потоков на пути от склада материалов до склада готовой продукции. Производственная логистика регулирует материально-техническое обеспечение производственного оборудования и обеспечивает внутрифирменную «передачу» ресурсов между подразделениями, контролирует внутрипроизводственный транспорт и промежуточное хранение материальных ресурсов.

Логистические системы, решающие задачи производственной логистики, называются внутрипроизводственными системами логистизации бизнес-процессов. Цель производственной логистики заключается в оптимизации материальных потоков внутри предприятия на основе точной синхронизации процесса производства и логистических операций во взаимосвязанных подразделениях.

Логистизация производства предполагает: минимизацию запасов; сокращение времени на проведение внутрифирменных транспортно-складских операций; предотвращение выпуска продукции, не имеющей реальных покупателей; устранение простоя оборудования; минимизацию брака и отходов; обеспечение рациональности внутризаводских перевозок.

Управление материальными потоками в рамках внутрипроизводственных логистических систем может осуществляться двумя основными способами: «толкающим» и «тянущим». Первый способ – это система организации производства, когда предметы труда, поступающие на производственный участок, непосредственно этим участком не заказываются. Материальный поток выталкивается получателю по сигналу, поступающему на передающее подразделение из центральной системы управления производством. «Толкающая» система контролирует выпуск продукции через основной план производства и с его учетом последовательно определяет рациональную величину запасов незавершенного производства. «Тянущая» система, наоборот, регулирует запасы незавершенного производства, в зависимости от которых регулирует выпуск продукции. «Тянущий» способ организации логистических процессов на производстве предполагает передачу деталей и полуфабрикатов на последующую технологическую стадию по ее запросу.

Слагаемые совокупного эффекта логистизации внутрипроизводственных процессов следующие: сокращается производственный цикл и минимизируются затраты; производство становится более ориентированным на рынок с усилением внимания к мелкосерийным заказам; улучшается качество продукции; сокращаются отходы и потери; минимизируются простои оборудования, что обеспечивается непременным наличием необходимых для работы материалов.

Контрольные вопросы:

Каковы специфические цели и задачи производственной логистики?

В чем отличие «тянущего» и «толкающего» подходов в логистизации производственных процессов?

Какие факторы обеспечивают эффективность производственной логистики

Вступление

1.Моделирование в логистике

2. Анализ ABC-XYZ в управлении материальными запасами

Практическое задание №1

Практическое задание№ 2

Использованая литература

Вступление

Логистика - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и др. материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до промышленных предприятий; внутризаводской переработки сырья, материалов, полуфабрикатов; доведения готовой продукции до потребителя в соответствии е его требованиями, а также передачи, обработки и хранения соответствующей информации.

Логистика (от греч. - искусство рассуждения, после - искусство снабжения армии и ее перемещение, математическая логистика).

Глобальная цель логистики - сокращение цикла, уменьшение запасов.

На стадии производства - за счет синхронизации процессов; за счет определения потребности в материальных ресурсах; что требуется? когда? сколько?; за счет саморегулирования (пр-во идет в соответствии со спросом на ту или иную продукцию).

Основная задача логистики - использование материалов, энергии, информации, персонала и средств производства. Предоставить потребителю продукцию в заданное время заданного качества в заданное место и за определенную цену.


1. Моделирование в логистике

Моделирование, как целенаправленное представление анализируемого реального или гипотетического бизнес-процесса, служит в управлении, прежде всего, двум целям.

Во-первых, это сохранение знаний о структуре, законах функционирования и управления организации в формальном виде (структурное моделирование).

Во-вторых, наполнение модели реальными данными и проведение компьютерной симуляции (имитации реального поведения объекта за отрезок времени) позволяет получить фактографическую основу для принятия решений.

Проведение имитационного моделирования, низвергающего постулат о “невозможности эксперимента в экономике”, стало возможным благодаря развитию возможностей вычислительной техники, изучению процессов принятия решения человеком, и развитию дисциплины реинжиниринга.

Особенности моделирования в логистике определяются содержанием самой логистической концепции. Логистика предполагает системный подход к интегрированному и динамическому управлению материальными, финансовыми, информационными потоками в организации, сквозь функциональные границы подразделений. Это во многом перекликается с принципами системной динамики и понятием о бизнес-процессах. Поведение организации, в терминах системной динамики, определяется ее информационно-логической структурой как системы, представляется в терминах потоков, а не функций, рассматривается в развитии и динамике.

Бизнес-процесс может быть определен как целенаправленно преобразуемый и управляемый поток ресурсов.

Таким образом в поисках ответов на вопросы: как формируются затраты и доходы по логистической цепи, каковы ее критические параметры, факторы развития, узкие места и возможности, в чем причины возникшей проблемы, каковы будут результаты планируемых решений – менеджеру логистики помогает компьютерное моделирование бизнес-процессов.

Управление в логистике характеризуется учетом большого числа параметров, функциональных и корреляционных зависимостей, влияния стохастических факторов. Все они анализируются при построении модели, но не все включаются в нее.

Для принятия решения, модель должна отражать сущность проблемы, давая обоснование, по словам А. Эйнштейна, “…по возможности очень простое, но не проще”. Полное отражение всех реальных зависимостей в модели невозможно или экономически неоправданно.

Как сказал основатель подхода тотального качества Э. Деминг: “Все модели неправильны, но некоторые модели полезны”. Полезными модели становятся тогда, когда при их построении выполняются на практике несколько методических правил.

Первое - моделирование должно быть групповой работой. Это подразумевает не только формирование рабочей группы специалистов разного профиля, но и широкое вовлечение в сбор данных, оценку, тестирование, внесение предложений по модели менеджеров разного уровня и разных подразделений компании. Так достигается и работоспособность модели, и обучение персонала.

Второе - моделирование должно тщательно документироваться. Хорошей модели не повредит немного бюрократии. Все варианты, персонализированные предложения, получаемые в результате выполнения первого правила должны быть зафиксированы. По результатам моделирования издаются нормативные, плановые документы, должностные инструкции и т.д.

Третье – моделирование - постоянный процесс. Структурные и имитационные модели служат средством обоснования решений, разработки сценариев, обучения и коммуникации персонала. Изменение постановки задачи, влияния внешних факторов, появления новых знаний могут требовать корректировки параметров модели.

Еще одним практическим моментом является выбор моделирования бизнес-процесса в состоянии “Как есть” или “Как должно быть”. Как правило, в методической поддержке коммерческих аналитических пакетов даются общие рекомендации по этому вопросу. Особенностью реинжиниринга можно считать третью, в общем-то, спорную, форму моделирования – “Как будет”.

Моделирование заставляет менеджеров более точно и полно формулировать описание причин возникновения проблем, возможные результаты изменений, которые они интуитивно чувствуют. В процессе формального построения модели вскрываются внутренние противоречия и сомнения в этих представлениях у разных менеджеров. Групповое построение модели требует достижения консенсуса, а распространение модели бизнес-процесса по логистической цепи улучшает коммуникацию, понимание интересов и роли других подразделений. Таким образом, улучшается столь важное в логистике взаимодействие. Модель становится средством коллективного корпоративного психоанализа. Типология моделей в логистике производна от понятия "логистическая система", которое, как известно, в силу своей громадной концептуальной емкости и многообразия промежуточных форм существования в реальной практике окончательно не установлено. Аморфное представление о сущности и нюансах логистической деятельности не способствует созданию эффективного методологического инструментария в виде модельного ряда, учитывающего специфику и фазы существования объекта логистизации. С другой стороны, неразвитость аппарата моделирования в логистике тормозит развитие ее как науки.

Приходится заимствовать из других областей знаний (системология, исследование операций, теория управления запасами и др.) различные методы и способы моделирования, но этот путь требует глубокого критического анализа имеющегося спектра моделей, переосмысления их потенциальных возможностей и органических недостатков с точки зрения логистики. В противном случае возникают серьезные трудности, а порой и недоразумения как при выборе способа моделирования, так и при объяснении существа моделируемых логистических процессов. Любой специалист в области моделирования без особого труда найдет во множестве представленных в литературе по логистике моделей немало фактов, когда результаты моделирования родственных объектов невозможно сопоставить между собой даже по шкале порядка: структурные модели выдаются за функциональные, статические за динамические, концептуальные за информационные и даже за аналитические и т.п.

Чтобы установить ассортиментный ряд моделей, который удовлетворял хотя бы скромным запросам исследователей и практиков в области логистики и помогал сократить время на поиск "нужных" моделей, целесообразно обратить более пристальное внимание на известные классификации в теории моделирования сложных физических, экономических и информационных систем. При таком подходе, по характеру фиксации состояния системы следует различать:

Ситуационное моделирование, при котором для получения прогноза вектора состояний системы Z(T) оценивается изменение состояний z(t) є Z за время Т. По этому признаку к ситуационным можно отнести модели, применяемые для оценки динамики работы службы закупок, интенсивности и мощности каналов товародвижения в распределительной сети, состояния дел по управлению производственными и товарными запасами и т.д.;

Бехивиоральное моделирование, определяющее выходные статистические характеристики y(t) єY на интервале времени . Отсюда бехивиоральными моделями следует считать те, которые дают статистическую оценку степени устойчивости, надежности и адаптивности системы на определенном временном отрезке. К моделям подобного рода можно отнести модели, построенные на основе теории массового обслуживания, поскольку в них используются статистические распределения интервалов между различными логистическими операциями. С их помощью можно оценить уровень функциональности логистической системы по отношению к ранее достигнутому уровню или к соответствующему стандарту в виде среднего времени выполнения и задержки заказа в системе, вероятности его потери и т.п.

В зависимости от формы модельного представления объекта логистизации модельный ряд далее можно разбить на два основных вида: физическое (материальное) и абстрактное моделирование.

Физические модели в общем случае разделяются на натурные и макетные. Понятно, что натурные модели способны лучше других обеспечить адекватное отражение действительности. Вместе с тем проведение натурных исследований сопряжено с громадными трудностями как организационно-экономического, так и научного плана. Обычно "на натуре" удается лишь зафиксировать существующее состояние системы без возможности вариаций внешних и внутренних факторов окружающей среды.

При использовании разных вариантов макетного моделирования, например, в форме полупроизводственных испытаний, возможности экспериментатора увеличиваются, но появляется большая вероятность искажения результатов моделирования, особенно в тех случаях, когда не удается установить критерии подобия процессов в модели (макете) и натуре.

Теоретико-прикладным направлениям развития логистики и маркетинга, взаимосвязи и совместно выполняемым функциям этих видов деятельности определенное внимание уделялось и уделяется зарубежными и отечественными специалистами - логистами и маркетологами. Прежде всего, остановимся на позициях зарубежных логистов по отношению к этой проблематике. Так, в своей работе «Современная логи-стика» американские авторы отмечают, что приоритетом маркетинга является удовлетворение потребностей клиентов, который стал в настоящее время важной логистической стратегией, построенной на снижении стоимости товаров и доставке их широкого ассортимента с минимальными затратами.

При этом авторы констатируют, что сбытовая или распределительная логистика взаимодействует с составляющими концепции маркетинга, такими как продукт, место, цена, продвижение («4Р»). Логистика принимает непосредственное участие в реализации приведенных составляющих следующим образом:

  • взаимодействие логистики с маркетингом по составляющей «продукт» заключается в обеспечении доставки конкретных продуктов в целостности и сохранности, в защитной упаковке и соблюдением всех правил обращения с ними;
  • влияние логистики на составляющую «место» основано на рациональном выборе места или несколько мест размещения продуктов; выбор места (порта, станции назначения, склада, магазина) определяется, как правило, с помощью метода центра тяжести, использующего координатную сетку с нанесенными на нее объемами потребления продуктов, который минимизирует расстояние до объекта;
  • логистическая деятельность в отношении составляющей «цена» заключается в минимизации: транспортных расходов за счет выбора рациональных схем транспортирования, видов транспорта и конкретных транспортных средств; складских расходов за счет оптимизации объемов хранимых запасов продуктов; расходов на упаковку за счет применения более экономичных видов упаковочных материалов;
  • эффективная логистическая система в составляющей «продвижение» предоставляет маркетингу наиболее продуктивных участников цепей поставок продуктов: транспортных и экспедиторских компании, распределительных складов общего пользования, портовых терминалов.

В работе « Логистика. Интегрированная цепь поставок »[ 18] авторы из США показывают вклад, который логистика вносит в результативность маркетинга в качестве стратегического ресурса, в частности при планировании обслуживания потребителей. Авторы акцентируют внимание на четырех видах экономической полезности, которые придают продуктам дополнительную потребительскую стоимость, а именно: форме, владению, времени и месту. Форма продукта создается главным образом в процессе производства. Полезность владения (возможность приобретения в собственность) маркетинг создает путем оповещения потенциальных потребителей о наличии продукта, а также путем формирования условий для передачи его в собственность.

Логистика отвечает за две экономические полезности - время и место. Это значит, что логистика должна обеспечить наличие продукта тогда и там, когда и где возникает потребность в нем. Таким образом логистика обеспечивает запросы потребителей, относящиеся к времени и месту наличия продуктов. Компетентность в логистике представляет собой инструмент привлечения потребителей, обеспечивающий точное соблюдение условий времени и места, которые зависят от разнообразных способов доставки продуктов и сроков исполнения заказов в звеньях снабженческо-сбытовых цепей поставок. Поэтому авторы делают вывод о том, что логистическая деятельность составляет неотъемлемую часть любой маркетинговой стратегии, так как без соблюдения условий времени и места не может осуществляться передача собственности.

Одновременно авторы приходят к выводу о том, что логистика является не простой поддержкой маркетинга, а играет активную роль в маркетинговой деятельности, в частности в обслуживании потребителей -процессе создания в логистических цепях поставок существенных выгод, содержащих добавленную стоимость, при поддержании издержек на эффективном уровне. При этом авторы выделяют три показателя уровня обслуживания: доступность - наличие запасов там, где они необходимы потребителям; функциональность - скорость, бесперебойность и гибкость цикла исполнения заказа; надежность - способность придерживаться планового уровня доступности запасов и функциональности логистических операции.

Другие американские ученые-логисты в работе « Управление снабжением и запасами. Логистика » акцентируют внимание на двух совместных направлениях деятельности логистики и маркетинга - обратном маркетинге, используемом в развитии поставщика, и партнерских интегрированных взаимоотношениях. При этом за основу обратного маркетинга авторы принимают инициативу со стороны потребителя (производителя продукции), который при обычных рыночных ситуациях просто реагирует на маркетинговые действия.

При обратном маркетинге потребитель, обладающий инициативой, может предъявлять ряд требований к поставщику по поводу ценовой характеристики и качества продукции, сроков доставки и условий транспортирования, уровня сервисного обслуживания. В соответствии с этим работа с поставщиками строится на совместном проведении ряда мероприятий в отношении контроля качества производимой продукции, разработке передовых технологий, обмене результатами проводимых исследований.

Маркетинг взаимоотношений представляет собой поиск и нахождение наилучшего варианта построения отношений с существующими и потенциальными партнерами по бизнесу, основанными на профессиональных, производственно-хозяйственных и личностных, эмоциональных отношениях. Авторы предлагают использовать концепцию маркетинга взаимоотношений применительно к реализации логистических задач, одновременно выделяя следующие составляющие совместных логистических и маркетинговых решений:

  • общая стоимость приобретения, ориентация на конечного клиента и долгосрочный характер отношений;
  • использование максимума возможностей и команд с перекрестными функциями, решение стратегических вопросов;
  • обмен между поставщиками и потребителями долгосрочными и краткосрочными планами;
  • разделение риска и возможностей, стремление соответствовать стандартам, обмен информацией.

В продолжении указанного выше отмечаем, что партнерство является одной из основных форм совместной координации логистики и маркетинга в продвижении продукции - « это продолжающиеся взаимоотношения между компаниями, предусматривающие долгосрочные обязательства каждой из сторон и наличие общей информации, риска и вознаграждений, полученных в результате этих взаимоотношений», -Д. Уотерс . Партнерским отношениям в логистике и маркетинге значительное внимание уделено также в ряде зарубежных публикаций .

Во многих зарубежных публикациях в области логистики в той или иной степени освещены вопросы совместной маркетинговой и логистической деятельности, их совместных функций и корпоративной стратегии. Рассматриваются функциональные стратегии, предназначенные для формулирования плана действий в основных областях бизнеса, таких как финансы, человеческий ресурс, технологии, производство, логистика и маркетинг. При этом акцентируется внимание на совместной реализации стратегий логистики и маркетинга, в частности подробно рассмотрены интегрированные виды закупочной и маркетинговой деятельности, осуществляемой совместно - К. Лайсонс и М. Джиллингет . Основными совместными функциями логистики и маркетинга в управлении цепями поставок и каналами дистрибуции являются управление обслуживанием потребителей, спросом, выполнением заказов, производством, снабжением, разработкой продукции и движением ее до коммерческого использования - Р.Б. Хелдфилд .

Отечественными учеными и специалистами в области логистики в своих исследованиях также уделено внимание взаимосвязи логистики и маркетинга. Так, в работе А.И. Семененко приводится сравнительная характеристика объекта и предмета исследований в области логистики и в области маркетинга, а также методов исследования в этих областях экономической деятельности, которые, дополняя друг друга, организуют единую систему удовлетворения потребностей в продукции производственного и потребительского назначения (табл. 3.1).

Сравнительная характеристика исследований в области логистики и маркетинга

Таблица 3.1

Логистика

Маркетинг

исследования

Материальные потоки, циркулирующие на рынках товаров и услуг

Рынки и конъюнктура конкретных товаров и услуг

исследования

Оптимизация процессов управления материальными

потоками

Оптимизация рыночного поведения по реализации товаров и услуг

исследования

Системный подход к созданию материалопроводящих цепей

Методы исследования конъюнктуры, спроса

и предложения

Итоговые

результаты

Проекты систем, отвечающие целям

В.И. Сергеев в своей работе акцентирует внимание на взаимодействии логистики и маркетинга между собой в основном в системе сбыта и приводит их общие характеристики - продукт, место, цена. Здесь же он показывает еще одну общую характеристику сферы взаимного пересечения интересов маркетинга и логистики, которая заключается в ассортименте продукции, определяемом маркетинговой стратегией фирмы и логистической стратегией построения цепей поставок . Аналогичных позиций в отношении взаимодействия логистики и маркетинга в сбытовой деятельности предприятий придерживаются Б.А. Аникин , А.М. Гаджинский , Ю.М. Неруш .

В работе В.И. Степанова приводится конкретный перечень функций, осуществляемых совместной логистической и маркетинговой деятельностью в микрологистических цепях различной протяженности (с полным производственным циклом, включающим обработку и сборку, и с неполным производственным циклом) применительно к промышленным предприятиям различных отраслей материального производства. При этом функции дифференцированы по процедурам (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Совместные функции и процедуры логистики и маркетинга

Функции

Процедуры

Принятие решения о производстве продукции

Разработка новых видов продукции, собственное производство комплектующих изделий или их закупка, производство новой или модифицированной продукции

Определение

потенциальных

источников

снабжения

Поиск потенциальных поставщиков материально-технических ресурсов, сбор информации о поставщиках, оценка поставщиков по соответствующим критериям, выбор поставщиков

Планирование и организация производственного

процесса

Планирование объемов производства продукции, планирование материально-технического снабжения, распределение материальных ресурсов, организация движения ресурсов и промежуточной продукции в производстве

Принятие решений в сбытовой

деятельности

Поиск новых рынков сбыта и каналов распределения, сбор информации о рынках и каналах, оценка и выбор рынков и каналов дистрибуции, доставка продукции потребителям

Ряд отечественных авторов - логистов, освещая вопросы взаимодействия логистики и маркетинга, акцентируют внимание на различных аспектах их совместной деятельности: «Логистика управляет процессом товародвижения, но этот процесс начинается после принятия решения о производстве, или покупке продукции, и основывается на изучении рынка, потребителей, товаров, которым занимается маркетинг», -С.Б. Карнаухов ; «маркетинг и логистика используются в различных

комбинациях, имеет место единство, взаимосвязь и взаимозависимость маркетинга и логистики, как основных инструментов в рыночной ориентации предпринимательской деятельности»,- Л.Б. Миротин ; «одним из направлений совместных действий маркетинга и логистики является формирование корпоративной информационной маркетинговологистической системы управления бизнесом», - В.И. Моргунов ; «основные направления взаимодействия логистики и маркетинга при формировании системы сервисного обслуживания потребителей сводится к разработке и построению эффективной схемы взаимоотношений с заказчиками», - Е.Р. Абрамова .

Во многих отечественных публикациях, посвященных логистике, авторами отводится определенное место взаимосвязи логистики и маркетинга. При этом исследуются проблемы, связанные с обслуживанием потребителей, распределением продукции, послепродажным сервисом, общим информационным пространством, координацией и интеграцией участников процесса товародвижения, мониторингом и контролем источников снабжения, планированием производства и закупок, созданием и реализацией инноваций .

Таким образом, зарубежные и отечественные ученые и специалисты в области логистики, рассматривают логистическую деятельность как самостоятельное экономическое направление, присущее различным уровням управления товародвижением - предприятие, отрасль, регион, страна. Одновременно, оставляя за логистикой реализацию техникотехнологических функций в качестве прикладного характера ее деятельности, логисты придают важное значение совместным действиями логистики и маркетинга, позволяющим оптимизировать: объемы производства и запасов материально-технических ресурсов, повышать конкурентоспособность субъектов хозяйствования, использовать единую информационную базу с данными о поставщиках, потребителях, материальных ресурсах, рационализировать процесс доведения продукции и товаров до потребителей.

В свою очередь, маркетологи не оставляют без внимания совместные действия маркетинга и логистики. Однако у авторов - специалистов в области маркетинга прослеживается некоторая эволюция отношений к взаимосвязи этих двух понятий и направлений экономической деятельности. В 90-х гг. XX в. зарубежные маркетологи выделяли товародвижение в самостоятельный процесс, но не называли его логистикой.

Так в своей работе Ф. Котлер отмечает «по мере более широкого признания концепции маркетинга все больше внимания со стороны фирм привлекает к себе и концепция товародвижения - сфера потенциально высокой экономии издержек и обеспечения более полной удовлетворенности клиентов» . При этом в понятие товародвижения автор включает транспортирование, складирование, поддержание товарно-

материальных запасов, упаковывание, обработку заказов- практически все функции логистики. Ф. Котлер товародвижение не включает в функции маркетинга - он дистанцирует это направление экономической деятельности, представляя его самостоятельным процессом как с организационной, так и с экономической стороны. В то же время он показывает тесную связь товародвижения с маркетинговым управлением спросом.

Д. Эванс и Б. Берман акцентируют внимание на том, что на маркетинговые программы любой фирмы оказывает значительное влияние процесс товародвижения - физического перемещения товаров, включающее такие функции, как транспортирование, складирование и хранение товаров, комплектование заказов и совершение сделок.

Авторы указанных выше работ обобщили подход к товародвижению или распределению специалистов - маркетологов, которые в более ранних работах рассматривали совместные функции, осуществляемые маркетингом и товародвижением. Одновременно часть процесса доставки продукции от поставщиков к потребителям выделялась в этих работах в самостоятельные функции: функции физического распределения товаров, включающие в себя транспортирование, складирование и обработку товаров на пути продуцента к потребителю ; оценка деятельности товародвижения по таким группам критериев, как рациональность транспортно-складских процедур, качество поставок, условия технического обслуживания .

К одной из работ следует также отнести публикацию С. Маджаро, в которой автор процесс товародвижения рассматривает в виде организации физического потока товаров, состоящего из ряда этапов: выбор места хранения запасов в системе складирования, определение системы перемещения грузов, введение системы управления запасами, установление процедур обработки заказов, выбор способа транспортирования. При этом английский специалист в области маркетинга считает, что организация товародвижения является одним из непременных элементов маркетинга, подчеркивая тесную взаимосвязь маркетинга и управления физическим движением продуктов и товаров .

В более поздних работах зарубежных авторов, посвященных маркетингу, достаточно четко представлены совместные функции маркетинга и логистики. Так, в работе Л. Горгеле и др. указывается на совместно осуществляемые ключевые процессы в цепях поставок: планирование спроса и прогнозирование продаж, стратегический сорсинг, производственные стратегии, логистические стратегии по планированию перевозок, транспортированию, складированию, контролю за уровнем наличных запасов и упаковке.

Р. Райт показывает прямую связь маркетинга (каналы распределения продукции) и логистики (управление физической дистрибуцией) - сочетание прямой и непрямой дистрибуции с уровнем товарно

материальных запасов, процессом обработки заказов, складским хозяйством, транспортным обеспечением . Э. Браерти и др. в своей работе отмечают, что маркетинговая стратегия выиграет от эффективной и конкурентоспособной системы логистики, отвечающей за перемещение продукта от пункта производства к конечному пользователю и состоящей из таких элементов, как контроль над товарными запасами, обработка заказа, транспортирование, складские и погрузочно-разгрузочные работы. При этом качество обслуживания клиентов, как отмечают авторы, зависит от всех указанных выше элементов в совокупности .

В работе Ф. Уэбстера рассматривается концепция общих затрат на дистрибуцию, включающую как наличие торговых посредников в каналах распределения, так и физическую дистрибуцию, состоящую из товарных запасов, транспортирования, складирования, упаковки, обработки заказов. При этом автор делает вывод о том, что маркетинговые и логистические затраты следует сводить к минимуму не по отдельным составляющим, а в комплексе и соответственно маркетинговую стратегию и систему логистики рассматривать в качестве единого инструмента обслуживания клиентов.

Таким образом зарубежные маркетологи - ученые и специалисты солидарны с позицией логистов по поводу взаимоотношений, взаимосвязи, взаимодействия и функций, реализуемых совместно с логистикой и маркетингом.

В отечественных публикациях, посвященных маркетингу, также уделяется внимание совместной маркетинговой и логистической деятельности. Так, П.С. Завьялов и В.Е. Демидов рассматривают процесс товародвижения в тесной связи с элементами, составляющими внутреннюю и внешнюю среду маркетинга.

Т.Е. Никитина , характеризуя организацию физического перемещения грузов, определяет процессы транспортирования, складирования, управления запасами как совместные функции маркетинга и логистики. Г.Г. Мокров и Р.И. Дронов определяют реализацию функции по перемещению товаров (закупка, транспорт, склады, запасы) совместно с маркетинговыми функциями по формированию и управлению каналами сбыта, планированию товарного ассортимента и проведению рекламных мероприятий. Б.А. Соловьев, А.А Мешков, Б.В. Мусатов процесс доставки товаров потребителям подразделяют на решение маркетинговой задачи (доступность продукта для потребителей) и экономической задачи (движение продукта), показывая тесную связь между ними.

В целом ряде других отечественных публикаций, посвященных маркетингу, указывается на взаимодействие маркетинга и логистики:

  • товародвижение, выполняя транспортно-складские функции, тесно связано с маркетинговыми решениями относительно используемых каналов распределения ;
  • общая информационная логистическая и маркетинговая база данных о поставщиках, транспортно-экспедиторских компаниях, складских комплексах общего пользования ;
  • влияние технико-технологических нововведений в транспортно-складском хозяйстве на принятие стратегических и тактических решений в маркетинге и логистике ;
  • решение совместных маркетинговых и логистических задач обеспечения запасными частями (хранение, запасы, упаковывание, комплектование заказов) организаций сервисного обслуживания .

На основании результатов исследований приоритетных функций маркетинге - логистической деятельности предприятий, задач маркетинга и логистики при различных конкурентных стратегиях предприятий, характеристик маркетинга и логисики появились термины, объединяющие эти два направления экономической деятельности: Е.А. Голиков предложил термин «логистика маркетинга»; Г.Л. Багиев предложил термин «маркетинговая логистика»; З.К. Океанова сформулировала понятие «маркетинговая логистика» следующим образом: «маркетинговая логистика» включает в себя планирование, организацию и контроль над физическими потоками материалов и готовой продукции, начиная с пунктов происхождения и заканчивая пунктами назначения, в целях наиболее эффективного удовлетворения запросов покупателей .

К настоящему времени имеет место значительное количество определений понятия логистики, которые приводятся в зарубежных и отечественных публикациях. Аналогичная ситуация сложилась и с формулировками понятия маркетинга. Исследуя многочисленные трактовки этих двух понятий, можно констатировать, что они имеют общие основы, а именно: продукт, производитель, потребитель. Под продуктом понимаются товары потребительского назначения, продукция производственного назначения, услуги различного рода. В качестве производителя выступают поставщики товаров, продукции и услуг. К потребителям относятся физические и юридические лица. Можно также сформулировать стратегическую задачу, которая объединяет логистику и маркетинг и заключается в удовлетворении потребностей физических и юридических лиц в товарах, продукции и услугах.

Изложенное выше показывает, что логистика и маркетинг совместно выполняют некоторые функции, тесно взаимосвязаны и взаимодействуют на рынках товаров и услуг, дополняя друг друга. Отсюда и попытки отдельных отечественных авторов объединить совместные функции, процедуры и операции такими определениями, как «маркетинговая логистика» или «логистика маркетинга». Оба термина практически идентичны, но их использование в теоретических исследованиях и практических разработках создает некоторые неудобства - прежде всего это касается приоритетности маркетинга и логистики.

Однако общий термин, объединяющий эти два направления экономической деятельности, основанный на паритетных началах, отсутствует. Поэтому в качестве варианта предлагается термин «логомаркетинг» (рассуждения, размышления о рынке), связывающий совместно функции маркетинга и логистики. Под содержанием этого термина понимаются объекты и субъекты рыночных отношений (продукция, товары, услуги, товародвижение, производители-поставщики, потребители) и совместная маркетинговая и логистическая деятельность.

Миссия понятия «ЛМ», которая выражает его роль и предназначение, состоит в совместных действиях по удовлетворению потребностей в продукции производственного и потребительского назначения организаций-потребителей и индивидуальных потребителей в требуемом объеме, в установленные сроки и в определенном месте. Здесь следует подчеркнуть, что имеются в виду именно совместные действия (функции, процедуры, операции), так как подавляющее большинство функций, выполняемых отдельно в логистике и маркетинге, носит локальный характер, использует собственные направления исследований, применяемый инструментарий и результаты теоретических и прикладных разработок.

Теоретическую базу понятия «ЛМ» составляют концепции логистики и маркетинга, являющиеся по своему содержанию общими для этих двух видов деятельности. В несколько измененной форме, которая сохраняет основу и практическую направленность, данные концепции представлены на рис. 3.1. Рассмотрим приведенные концепции более подробно.

Рис. 3.1.

Концепция общих издержек основана на концепции совокупных логистических затрат, суть которой заключается не в стремлении локального снижения затрат по отдельным функциональным подсистемам логистики, а в логистической цепи в целом . При этом возможны решения, в результате которых увеличиваются издержки в одной подсистеме, например, транспортировании продукции, и одновременно в большей степени снижаются издержки в другой подсистеме, например, в складском хозяйстве. В целом же эти решения позволяют снизить затраты в общей цепи поставок.

В маркетинге используется концепция общих затрат на дистрибуцию, суть которой аналогична концепции совокупных логистических затрат - общие затраты на дистрибуцию определяются сложным взаимодействием нескольких составляющих всего комплекса затрат, а попытка минимизировать влияние каждой отдельной составляющей может привести к увеличению общих затрат . Более того, сведение каждой составляющей комплекса затрат к абсолютному минимуму приведет к увеличению других элементов затрат, причем значительно превосходящему эту экономию .

Концепция общих затрат в логмаркетинге, объединяя логистическую и маркетинговую концепции, призвана обеспечить принятие совместных решений в виде системного подхода к снижению затрат в цепях поставок и каналах дистрибуции.

Концепция реинжиниринга бизнес-процессов также основана на логистической концепции реинжиниринга бизнес-процессов в логистике, и представляет собой организацию логистической деятельности не по функциям, а по процессам, которые охватывают задачи, реализуемые субъектами хозяйствования . Основные положения данной концепции сводятся к следующему: изучение требований потребителей к конечному продукту, включая его характеристики; сопоставление общего времени прохождения процесса и доли времени, в течение которого образуется добавленная стоимость; стремление к такой организации работы по каждому процессу, которая увеличивает степень сотрудничества и снижает степень посредничества; в результате проведения реинжиниринга может потребоваться реструктуризация предприятия (организации).

В маркетинге реинжиниринг не представлен в виде концепции, однако ему уделено достаточное внимание, в частности, при реорганизации каналов распределения, проводимой на базе реинжинирингового межпроизводственного анализа. Результаты данного анализа, как правило, ставят целый ряд вопросов перед предприятием или организациями. Данные вопросы сводятся к следующему: определение необходимых изменений и их видов, установление возможности снижения издержек и улучшения результатов, выбор типа технологий для осуществления изменений, определение риска при проведении изменении и возможность его снижения, выявление возможности упразднения отдельных процедур и операций, определение зон повышенной результативности.

Для оптимизации бизнес-процессов и реорганизации каналов распределения должны быть исследованы три ключевых процесса. Первый: планирование спроса и прогнозирование продаж - при совместном решении этих важных задач составляется график прогнозов и планирования ресурсов для поддержания эффективности потока продукции и услуг. Второй: стратегический сорсинг, включающий в себя разработку стратегических планов и создание альянсов с поставщиками с целью использования большей части ресурсов для минимизации общих издержек. Третий: производственные и операционные стратегии, состоящие из достижения максимальной гибкости производственного планирования, а также использования производственных мощностей для получения возможности быстрого реагирования на меняющиеся условия рынка и требования клиентов .

Последовательность реализации концепции реинжиниринга бизнес-процессов в логомаркетинге в общем виде заключается в составлении проекта маршрута карты процесса с учетом требований потребителей, предъявляемых к продукту. Карта охватывает весь процесс - от получения заказа до доставки продукции потребителям с указанием его участников и задач функциональных подразделений на каждой стадии маршрута процесса (границы ответственности, отрезки времени, в которых образуется добавленная стоимость по всему производственному циклу). В случае изменения потоков (маршрутов) процесса производится его перепроектирование и последующая реализация. Результатом реализации является организация процесса с позиции его рационализации и оптимизации - оценка каждого шага процесса, интегрирование задач в единые процессы, автоматизация рутинных процедур и операций, расширенные сферы принятия решений.

Концепция продвижения продукта в логомаркетинге объединяет два важных направления маркетинга и логистики - комплекс маркетинга («четыре Р») и логистическое правило («семь R-s ») - некоторые авторы трактуют эти положения как концепции. Комплекс маркетинга состоит из четырех элементов: продукт {product ), цена {price ), доведение продукта до потребителя, до места {place ), продвижение {promotion ) продукта .

Логистическое правило состоит из семи элементов: «ensuring the availability of the right product, in the right quantity and the right condition, at the right place, at the right time, for the right costumer, at the right cost», что можно перевести как «обеспечение наличия нужного продукта в требуемом количестве и заданного качества в нужном месте в установленное время для конкретного потребителя с наилучшими затратами» .

Если в маркетинговом миксе под продуктом понимать не только сам продукт, но и его количество, качество или свойство, под продвижением подразумевать доставку продукта до конечного потребителя, в том числе время этой доставки, а под ценовой характеристикой цену не только самого продукта, но и величину затрат, связанных с продвижением (доставкой) продукта, то он полностью совпадает с логистическим миксом. Таким образом, концепция продвижения продукта в логомаркетинге является общей для логистической и маркетинговой деятельности.

Концепция партнерских взаимоотношений в логомаркете основана на концепции маркетинга взаимоотношений (КеШют1прМагке1и^-КМ ), которые рассматриваются и исследуются одновременно с двух позиций - профессиональные взаимоотношения между партнерами по бизнесу, которые носят производственно-хозяйственный характер; личностные взаимоотношения между партнерами по бизнесу, которые носят эмоциональный характер .

Профессиональные взаимоотношения основаны на двух составляющих - регламентах и доверии. При этом в качестве регламентов выступают: нормы и нормативы, например, производительности и мощности технических устройств; стандарты, например, качества и экологичности продукции; правила, например, проверки качества продукции; программы, например, по разработке новых видов продукции; положения, например, по используемым информационным системам. Доверие основывается на таких показателях, характеризующих потенциальную ценность взаимоотношений, как: равенство, репутация, надежность, удовлетворенность, приверженность, компетентность.

Личностные взаимоотношения основаны на этике предпринимательства (моральной ценности коллектива компании) и поведении сотрудников компании при взаимоотношении с партнерами по бизнесу. Этика, представляющая собой соблюдение обязательных элементов кодекса чести предпринимателей, включает в себя следующие элементы: понимание, справедливость, комфортность, принципиальность, дисциплину. Основными элементами поведения партнеров по бизнесу являются: корректность, лояльность, честность, порядочность, уважение.

Концепция маркетинга взаимоотношений вполне приемлема для логистической деятельности, в которой имеют место отношения между поставщиками, потребителями продукции материально-технического назначения, транспортными компаниями, торгово-посредническими организациями, складскими комплексами различного назначения. Эти отношения также носят как профессиональный (производственный) характер, так и личностные (эмоциональные) взаимоотношения.

Обобщая направления исследований в области взаимоотношений, которые имеют различные подходы, можно сформулировать основные положения концепции взаимоотношений в логомаркетинге следующим образом: формирование и развитие взаимоотношений внутри компании, создающих условия для максимального удовлетворения запросов клиентов; расширение отраслевых взаимоотношений с партнерами по бизнесу, основанные одновременно на дуальных отношениях и долгосрочном сотрудничестве; углубление взаимоотношений с поставщиками в направлении тотального контроля и поставки продукции в установленные сроки; установление взаимоотношений с посредниками в направлении кастомизации товаров; построение взаимоотношений с субъектами хозяйствования в межотраслевом масштабе, предоставляющих возможность выхода на новые рынки.

Концепция интеграции деятельности в логомаркетинге в общем виде означает поведение компании, определяемое рядом факторов: издержками, спросом на продукцию и ценой на нее, капиталом компании, ценами на материально-технические ресурсы, состоянием конкуренции на рынке. Отсюда возникает проблема решения таких задач, как: достижение высокого уровня соблюдения сроков выполнения заказов, рационализация процесса товародвижения, минимизация времени и прохождения ресурсов по производственному технологическому циклу и других задач, связанных с доставкой продукции потребителям.

За основу данной концепции можно принять концепцию интегрированной логистики, которая рассматривается как сфера компетентности, связывающая компанию с ее потребителями и поставщиками. При этом интегрированная логистика оперирует двумя потоками - потоком запасов (физическое распределение, обеспечение производства, материально-техническое снабжение) и информационным потоком (данные о потребителях, поставщиках, продажах, заказах, прогнозах).

В качестве оперативных целей интегрированной логистики выделяются: быстрота реакции - способность своевременно удовлетворять запросы потребителей; минимальная неопределенность - использование информационных технологий для установления жесткого контроля за логистическими операциями; минимальный объем запасов - контроль величины связанных активов и их оборачиваемость; консолидация перевозок - объединение отдельных грузов в транспортные партии; качество - соблюдение стандартов качества и непрерывное его совершенствование; поддержка жизненного цикла - логистическое сопровождение физического жизненного цикла продукции.

Интеграция деятельности в маркетинге носит многоцелевой характер, поэтому из всего многообразия интеграционных подходов приведем только один пример - понятие системного маркетинга. Маркетологи не трактуют системный маркетинг в качестве концепции, но таковым он может являться, так как в равной степени относится к продуктам и материалам, продуктам и услугам и представляет собой интегрированное решение проблем покупателей. Системный маркетинг- это одновременно предложение продуктов и сопутствующих услуг, являющихся для клиента комплексным решением его технических и финансовых проблем. При этом продавец и покупатель получают выгоды, которые невозможно получить при обычной продаже продуктов .

Системный маркетинг базируется на одной из предпосылок маркетинга: клиенты покупают не продукт, а выгоды. В соответствии с этим на системный маркетинг возлагаются дополнительные обязанности, а именно: разрабатывать общие подходы к проектированию системы, удовлетворяющей ряд рыночных требований; проведение анализа технических и финансовых требований каждого клиента; обеспечение своевременности выполнения заказа за счет интеграции процессов, осуществляемых в системе; поддержка работоспособности системы и наличие гарантий ее нормального функционирования.

Концепция интегрированной деятельности в логомаркете предполагает реализацию ряда задач: учет и удовлетворение запросов потребителей, доставка продукции в установленный срок, анализ неполадок в производстве, установление дефектов в продукции и ее возврат производителю, установление причин повреждения продукции в процессе ее продвижения, мониторинг оборачиваемости запасов, выбор рациональных видов транспортирования и видов транспортных средств, техническое обслуживание находящейся в эксплуатации продукции длительного пользования, организация сервисной инфраструктуры.

Концепция полного цикла в логомаркетинге основана на логистической концепции управления полной цепью поставок - от добычи полезных ископаемых до реализации конечной готовой продукции организациям-потребителям и индивидуальным потребителям. При этом поставщики, потребители и компании, оказывающие логистические и посреднические услуги, являются звеньями макрологистических цепей -участниками конкретных цепей поставок, которые используют единый банк информации различного назначения. Здесь следует отметить, что к настоящему времени отсутствуют информационные технологии, с помощью которых можно управлять цепями поставок значительной протяженности, в коротких цепях эта концепция полностью себя реализует.

Управление полной цепью поставок позволяет: осуществлять эффективное управление запасами материально-технических ресурсов, которые пополняются непрерывно во всех звеньях макрологистической цепи на основе единого планирования поставок; эффективно контролировать и регулировать деятельность участников цепи поставок, включая поставщиков, складские комплексы и терминалы, транспортные компании, торгово-посреднические организации; осуществлять плавный переход про-изводителеи продукции от выталкивающей системы организации производства к толкающей системе за счет маневрирования объемов запасов материально-технических ресурсов в цепи; перепроектировать при необходимости технологические процессы в организации товародвижения в короткие сроки и с учетом требований всех участников цепи.

В маркетинге существует понятие каналов распределения продукции, представляющих собой субъекты хозяйствования, которые принимают на себя или способствуют передаче собственности на товары на их пути от производителя к потребителю. В свою очередь, каналы распределения характеризуются числом составляющих уровней - количеством посредников. До недавнего времени маркетинг не пользовался термином «цепь поставок», а продвижение продукта рассматривалось в виде взаимодействия двух участников - «поставщик - потребитель» с учетом количества уровней распределения . К настоящему времени продвижение продукции в маркетинге стало рассматриваться в виде цепи поставок - по аналогии с макрологистическими цепями поставок . Следовательно, если принять понятие цепи поставок в маркетинге в качестве концепции, то она полностью совпадает с логистической концепцией управления полной логистической цепью поставок.

Концепция полного цикла в логомаркетинге, объединяя логистическую и маркетинговую деятельность, охватывает все области товародвижения в полной цепи поставок: информационный обмен данными, используя единый банк данных; инфраструктуру - производственную и социально-бытовую; транспортирование материально-технических ресурсов, промежуточной и конечной готовой продукции; управление запасами продукции и товаров - оптимизация объемов, маневрирование ресурсами и их мониторинг; организацию складского хозяйства, рационализируя складские операции и процедуры; упаковывание продукции и товаров, используя современные виды экологичных упаковочных материалов.

В заключение следует отметить, что в данной работе на основе систематизации подходов зарубежных и отечественных авторов (ученых и специалистов в области логистики и маркетинга) к совместной логистической и маркетинговой теоретической, исследовательско-аналитической и практической деятельности, была выявлена их общность. Эта общность охватывает снабжение, производство, товародвижение, качественное и своевременное обслуживание потребителей. В соответствии с этим было предложено понятие «логомаркетинг», включающее в себя совместную логистическую и маркетинговую деятельность, взаимодействие, взаимосвязь и взаимоотношения логистики и маркетинга. В качестве теоретической базы данного понятия обоснованы и представлены концепции, содержанием которых являются функции, процедуры и операции, выполняемые исключительно совместной деятельностью логистики и маркетинга.