Упражнения при отсутствии конвергенции глаз. Способ формирования конвергенции

В случае диагностики таких заболеваний, как опухоли, глиомы головного мозга, инсульты и некоторые другие, зачастую проявляются нарушения, связанные с глазами - произвольные движения, . В случае, когда поражаются нерв, чаще всего страдает только один глаз, либо же изменения наблюдаются в обоих, но в разной степени.

Поражение ЦНС приводит к таким глазодвигательным нарушениям, как парез взора вертикального и горизонтального характер, разнообразные формы , косоглазие вертикального типа, глазная дисметрия. Все эти патологии относятся к глазодвигательным нарушениям.

Нарушения содружественных движений глаз

Содружественные движения глаз определяются центральными зонами коры больших полушарий, мозжечком, средним мозгом. Подобные патологии диагностируются довольно часто, когда речь идет о поражениях центральной нервной системы.

Парез взора горизонтального типа проявляется в том случае, когда поражается одна сторона моста и при этом задействуется ретикулярная формация. Если же диагностировали поражение с двух сторон, то тогда речь будет идти уже о полной форме горизонтального пареза, и глаза смогут двигаться исключительно в пределах вертикальной плоскости. Иногда, если поражение является относительно слабым, наблюдается лишь частичный горизонтальный парез взора или диагностируется нистагм. Как правило, пациента беспокоят и некоторые другие признаки неврологического характера. Более того, верхняя часть ствола головного мозга, так же, как и кора больших полушарий, может привести к проявлению горизонтального пареза взора. Зачастую происходящие так называемые вестибулооокулярные рефлексы при таких процессах фактически не поддаются изменениям.

Средний мозг обладает функцией регулирования движения глазами в вертикальном направлении. Когда речь идет о поражении крыши среднего мозга, скорее всего со временем возникнет парез взора вверх. В некоторых случаях такое заболевание сопровождается ослаблением реакции на свет, но при этом сохранена достаточная реакция . Молодые люди чаще всего страдают от таких заболеваний в результате гидроцефалии, а лица пожилого возраста - из-за перенесенного инсульта. Парез взора вниз диагностируется не так часто и может проявляться как острой формой течения, к примеру, после перенесенного инсульта, так и развиваться постепенно, что довольно часто проявляется как следствие болезни Паркинсона, либо же каких-то других заболеваний центральной нервной системы.

Если место поражения локализировано в среднем мозге, то возможно изменение параллельности осей зрения в вертикальной плоскости. Такую патологию еще называют вертикальным косоглазием. Данное заболевание фактически ничем не отличается от паралича блокового нерва, но отмечаются и некоторые отдельные признаки. К примеру, констатируются симптомы очагового неврологического характера, а также глазодвигательные нарушения.

Межъядерная офтальмоплегия

Межъядерной офтальмоплегией называют постоянное центральное глазодвигательное нарушение, которое проявляется в результате изменений в зоне медиального продольного пучка, являющегося соединяющим звеном между средним мозгом и ядрами глазодвигательных нервов. Данная патология моет приводить к появлению нистагма одного глаза, парезу медиальной прямой мышцы на месте непосредственного поражения. Такое заболевание может носить как односторонний, так и двухсторонний характер и не имеет свойства проявляться какими-то дополнительными неврологическими признаками.

Одной из причин двусторонней межъядерной офтальмоплегии является рассеянный . Как правило, такой диагноз констатируется у молодых женщин. Односторонняя форма заболевания, наоборот, чаще всего встречается уже у пожилых людей и может проявиться в результате сахарного диабета, инфаркта, аневризма сосудов мозга и некоторых других серьезных заболеваний.

При поражении центральной нервной системы могут произвольно наблюдаться как медленные, так и относительно быстрые глазные движения. Нарушение саккад приводит к развитию дисметрии глаз: при переводе взгляда с одного объекта на другой глаза либо "не доходят" до него, либо его "перескакивают". В наиболее сложных ситуациях констатируется опсоклонус разной степени тяжести. Человека могут беспокоить симптомы от коротких приступов саккад в горизонтальной плоскости (глазной миоклонус) до постоянных хаотичных саккад. Подобные проблемы могут проявиться в случаях, когда поражен ствол мозга либо же мозжечок.

Паранеопластические синдромы, а также нейробластома у детей разного возраста являются причиной появления опсоклонуса. Нарушения саккад могут возникать в результате разных дегенеративных заболеваний центральной нервной системы. Довольно часто причинами являются болезнь Вильсона, а также стремительно развивающейся надъядерный паралич.

Врожденная глазодвигательная апраксия

Если речь идет о глазодвигательной апраксии, которая была диагностирована с момента рождения, то человек не может направить взглад в конкретную точку. На протяжении первых двух лет начинают вырабатываться саккадические движения непосредственно самой головы, имеющие компенсаторный характер. Такие нарушения могут проявиться и уже после рождения в результате проблем, связанных со стволом мозга и большим его полушарием.

В отдельных случаях при поражении ЦНС утрачивается плавность движений глаз - медленные следящие движения становятся прерывистыми. Но это не всегда симптом патологии. Такие изменения могут происходить из-за приема некоторых медицинских препаратов или в результате сильной усталости. Если такие изменения существуют в течении длительного времени, и при этом нарушается чтение, то, скорее всего, речь идет о поражении ствола мозга.

Патологии вергентных движений способны носить психогенный характер. В ряде случаев весьма сложно дифференцировать данные изменения от органического поражения. Довольно часто конвергенция нарушается как следствие перенесенного инсульта либо при сильных травмах черепной коробки. У таких пациентов диагностируется двоение в глазах, но их движения являются полностью нормальными, если не учитывать конвергенцию. В случае, когда такие признаки беспокоят человека довольно долго, речь может идти о врожденной форме недостаточной конвергенции.

В некоторых случаях конвергенция имеет свойство сохраняться, даже если человек смотрит вдаль. Это может быть вызвано спазмом конвергенции, который сочетается с сужением зрачков и . При этом спазм аккомодации может иметь как органическую, так и психогенную природу.

Патология дивергенции

Значительно реже наблюдаются нарушения дивергенции. Как правило, основными симптомами являются диплопия и появление косоглазия. Специалисты дают благоприятные прогнозы в случае, когда такой симптом возник остро, к примеру, после того, как пациент перенес тяжелую операцию. Энцефалит и нейросифилис также могут быть приичнами такого заболевания.

Диагностика

В случае центральных глазодвигательных нарушений жалобы пациентов зачастую неопределенные, поэтому в диагностике помогают слабо. Основными признаками являются плохое зрение, диплопия, возникающие при чтении трудности, осциллопсия и некоторые другие симптомы.

Как только возникли мельчайшие подозрения на поражение центральной нервной системы, необходимо немедленно оценить неврологический статус. Специалисты должны осуществить оценку всех глазодвигательных функций, движения глаз в разные стороны, определить косоглазие. В самом конце прибегают к методам, которые помогут оценить глазодвигательные рефлексы. С такой целью проверяют симптом Белла и осуществляют пробу кукольных глаз.

Явная недостаточность конвергенции глаз проявляется у детей или взрослых неспособностью свести зрачки к переносице. Причиной тому служит спазм внутренних, внешних и нижних прямых мышц глаза. При своевременной диагностике терапия сводится к регулярному выполнению упражнений, а в запущенной форме приводит к потере зрения.

Что это такое и как проявляется?

Конвергенция представляет собой процесс сближения зрительных осей глаз к носу, с фиксацией на располагающемся предмете. Физиологически этот акт обоснован одновременным сокращением внутренних мышц, которое сопровождается миозом и аккомодацией глазных яблок. Конвергенция глаз является рефлекторным процессом бинокулярного зрения. Характеризуется нарушениями со стороны нервно-мышечной и сенсорной системы.

Если у ребенка вовремя обнаружить нарушения бинокулярного зрения, лечение может быть основано только на применении специальных упражнений.

Недостаточность конвергенции глаз встречается у каждого 5 ребенка, чаще всего не диагностируется, так как обычная проверка офтальмолога не в состоянии определить отклонения. Иногда детям ошибочно ставят диагноз «гиперактивность», из-за того, что во время чтения им очень сложно сосредоточиться.

Причины нарушений

Болезни, связанные с центральной нервной системой, могут быть причиной данных проблем.

Наиболее распространенным фактором возникновения расстройств содружественных движений глазных яблок являются проблемы с ЦНС, так как процесс активности зрачков регулируется центрами коры больших полушарий, средним мозгом, мостом и мозжечком. Во взрослом возрасте причиной конвергенции является ранее перенесенный инсульт или проблемы с двигательными корешками нервных окончаний.

  • Мост
    • Одностороннее нарушение. Горизонтальный парез в сторону поражения.
    • Двухстороннее повреждение. Движения глазных яблок допускается лишь в вертикальной плоскости.
  • Крыша среднего мозга
    • Парез взора вверх и плохая реакция зрачков на свет. Причиной состояния служит у людей до 45-ти лет гидроцефалия и пинеалома, а у пожилых - инсульт.
  • Средний мозг
    • Нарушается параллельность зрительных осей, возникает косоглазие в вертикальной плоскости. Характеризуется наличием глазодвигательных нарушений.

Симптоматика

У пациента появляется ряд признаков, свидетельствующих о наличии нарушений, такие как:

Одним из признаков патологии является диплопия, которая проявляется как раздвоенное изображение предметов.

  • диплопия;
  • астенопия;
  • осциллопсия;
  • зрение временно мутнеет;
  • очень сложно поддерживать зрительную функцию на близком расстоянии;
  • нехарактерная усталость;
  • головная боль;
  • искривление осанки.

У детей симптомы конвергенции глаз провоцируют проблемы с чтением, процессом обработки и понимания текста, из-за невозможности четко видеть написанное и расплывчатости изображения. Напрягаясь, чтобы сфокусировать зрение, ребенок подвергается переутомлению и как следствие частым головным болям. У него возникают проблемы с учебой, спортом и социализацией.

Методы диагностики

Проверка глазодвигательных функций:

  • исследование диапазона глазных движений в различных направлениях;
  • стабилизации зрачка;
  • саккада;
  • поступательные скользящие движения зрачков;
  • возможность сводить глаза к носу;
  • диагностика косоглазия при помощи теста с использованием прикрытого глаза.

Исследование глазодвигательных рефлексов:

  • проба «кукольный глаз»;
  • наличие симптома Белла (поворачивание глаза кверху при его закрытии).

Упражнения при косоглазии – это тема, интересующая относительно существенное число родителей. Причина заключается в том, что косоглазие (оно же – или гетеротропия) затрагивает целых 5% от общего количества детского населения. Это зрительный дефект, характерный отсутствием взаимного сотрудничества между двумя органами зрения – каждый глаз «смотрит» в другом направлении. Но точно описать косоглазие технически очень сложно, для этого лучше обратиться к помощи профессиональной литературы. Ребенок может косить обоими глазами или одним, когда один глаз смотрит прямо, а второй – поворачивает к носу или виску.

Косоглазие, независимо от типа необходимо своевременно диагностировать, а затем выправить путем применения правильных терапевтических методов. Делая упражнения для глаз при раннего возраста (например около 5 лет) очень важно следить за ребенком, по крайней мере, до 12 лет. В случае начала применения методов для исправления косоглазия после 5-летнего возраста, рекомендуется наблюдение до взрослости.

Важно! Повторная гимнастика для органов зрения может предотвратить возможное ухудшение и, соответственно, избежать развития постоянных осложнений, при которых может нарушиться зрение.

Специализированные тренировки

Такие упражнения при косоглазии проводятся в ортоптической клинике. Ортоптическими, называются упражнения для исправления, нарушенного сотрудничества между двумя глазами. Глазной врач, прежде всего, обнаруживает возможный рефракционный дефект, которым страдает малыш. После надевания очков, главное – это правильное прикрытие более здорового глаза окклюдером.

Окклюдер используется с 1743 года, и остается важным средством для детей в лечении косоглазия и амблиопии.

Есть случаи, когда у ребенка отсутствует видимое косоглазие, но в то же время, страдает от тяжелой амблиопии. Хорошо обратить внимание на следующие случаи:

  • спотыкания ребенка;
  • трение глаз;
  • жжение и покраснение органов зрения;
  • частое моргание;
  • повторяющееся воспаление глаз;
  • наклонения головы в одну сторону;
  • закрытие или прищуривание одного глаза.

Все эти факторы должны привлечь внимание к присутствующей проблеме.

Долгожданным дополнением в лечении амблиопии и косоглазия являются клиники для детей с нарушениями зрения и офтальмологическими расстройствами. Для получения дополнительной информации обратитесь к офтальмологу или ортоптику.

Тренировка конвергенции

Конвергенционные упражнения от косоглазия важны для тех, у кого нет надлежащим образом созданной функции для сотрудничества между двумя глазами. Они основаны на том, что физиологические при наблюдении объекта, который приближается к носу, оба глаза равномерно перемещаются внутрь. Если эта возможность ограничена или вовсе отсутствует, необходимы тренировки, направленные на облегчение трудностей.

Данная зарядка для глаз может проводиться с любым небольшим предметом, который интересен ребенку (карандаш, ключи, маленькая игрушка…). Для детей примерно после 5-летнего возраста и взрослых упражнения выполняются с помощью ручки или карандаша.

  • усадите малыша лицом к себе на расстоянии вытянутой руки так, чтобы хорошо видеть его глаза;
  • ребенок наблюдает за пальцем (маленьким предметом, карандашом…) на указанном расстоянии на уровне подбородка;
  • медленно приближайте палец по направлению к носу ребенка;
  • эффект упражнений может быть усилен замедлением перемещения пальца к носу – это поспособствует равномерному движению глаз внутрь с приложенными усилиями;
  • очень важно, чтобы ребенок в момент тренировки не спускал глаз с пальца, пристально следя за ним во время движения.

Человек, который тренируется с ребенком, должен за его глазами в момент тренировки. Оба глаза должны при приближении пальца к носу двигаться внутрь. Если случается так, что в ходе упражнения один глаз отклонится к внешней стороне, палец следует вернуть в исходное положение и начать упражнение снова.

Делать такую зарядку надо несколько раз в день, в течение 3-5 минут (в идеале, 15 минут в день), в соответствии со способностью ребенка к концентрации. Гимнастика для глаз выполняется без очков.

Важно! Если имеется косоглазие к внешней стороне (), это упражнение должно проводиться на регулярной основе ежедневно!

Йога против косоглазия

К методам лечения страбизма, наряду с не слишком требовательными упражнениями, относятся и занятия йогой. Приведенные ниже тренировки подходят детям после 5-летнего возраста и взрослым.

Основное упражнение довольно простое. Встаньте спиной к зеркалу, ноги должны быть на уровне плеч. Закройте здоровый глаз, а косящим пытайтесь смотреть прямо вперед. Затем поверните верхнюю часть тела к зеркалу так, чтобы могли видеть свой глаз. Если смотрите левым глазом – поворачивайтесь влево, если правым – вправо. Медленно вернитесь в исходное положение. Упражнение следует повторить 5 раз, пытаясь тренироваться 5-10 раз в день.

При косоглазии может помочь концентрация зрения на более мелких предметах. Зарядка, подобная тренировке конвергенции. С упражнением должен помочь другой человек, который будет помещать выбранную вещь на расстоянии 50-60 см от глаз прямо перед ними. Нужно сконцентрировать зрение на предмете, выровнять его. Затем объект надо медленно двигать в сторону до того момента, пока глаза снова не «разойдутся». После этого вернитесь в исходное положение, и повторите в другую сторону, по 10 раз в каждую сторону. Весь цикл нужно делать 5 раз в день. Это упражнение особенно хорошо подходит для детей, начиная с того возраста, когда они в состоянии сосредоточиться на одной деятельности и могут в течение нескольких минут усидеть на одном месте.

Расслабьте глаза. Представьте себе горизонтальную цифру 8 (символ бесконечности – ∞). Посмотрите на нижнюю часть левой половинки, затем медленно переводите взгляд к верхней части правой половинки, визуально обрисовывая весь знак. Повторите примерно 10 раз.

При другом релаксационном упражнении следует закрыть глаза и расслабить брови. Потом, очень медленно двигайте глазное яблоко вправо до тех пор, пока не почувствуете тугую зрительную мышцу. Несколько секунд удержите орган зрения на месте, затем верните. То же самое упражнение сделайте в другую сторону. Весь цикл повторите 5 раз.

Плотно закройте глаза, сделайте вдох и попытайтесь еще сильнее закрыть веки, при этом стисните челюсть и растяните мышцы лица и шеи. Удержитесь в таком положении 3 секунды, после чего быстро выдохните, откройте рот и параллельно закатите глаза. Повторите 3 раза.

Если вы заметили периодическое косоглазие у ребенка младше 6 месяцев, не нужно беспокоиться. У детей старшего возраста, однако, недооценивать расстройство не стоит, нужно своевременно проконсультироваться с офтальмологом.

Наиболее серьезным осложнением косоглазия является амблиопия. Она должна быть диагностирована и вылечена, как можно, раньше, поскольку после шестого года жизни ребенка надежда на улучшение остроты зрения сводится к минимуму.

– продолжительное длится год и более, поэтому следует поощрять и мотивировать ребенка к ношению очков и проведению упражнений для глаз. Это поможет быстрее исправить патологию.

7137 0

Расходящееся косоглазие встречается значительно реже сходящегося, возникает в более позднем возрасте и характеризуется меньшей частотой сенсорных нарушений. Причинами возникновения расходящегося косоглазия могут быть недостаточность конвергенции, связанная с поражением ее нервного аппарата или снижением аккомодационного стимула, ослабление фузии и избыточный импульс к дивергенции. Нередко отмечается сочетание этих причин. Вторичное расходящееся косоглазие иногда возникает в результате гиперэффекта операции, произведенной по поводу сходящегося косоглазия.

Различают следующие клинические разновидности расходящегося косоглазия: постоянное: стабильное, нестабильное (с нарушением фузии, с относительной недостаточностью конвергенции); непостоянное: аккомодационное, эксцесс дивергенции.

Стабильное расходящееся косоглазие

В отличие от других видов стабильное расходящееся косоглазие нередко бывает врожденным. Оно является следствием поражения центрального аппарата конвергенции; с видом рефракции не связано. Величина девиации практически не меняется. Тенденция к сведению зрительных осей отсутствует. Чаще, чем другие виды, стабильное расходящееся косоглазие сопровождается амблиопией. Ортоптические упражнения малоэффективны. Помочь может операция, однако и после нее сохраняется выраженная недостаточность конвергенции.

Нестабильное расходящееся косоглазие

Чаще всего оно связано с нарушением фузии из-за слепоты или резкого снижения остроты зрения одного глаза, обусловленного любой причиной. Как правило, косоглазие этого вида носит монолатеральныи характер. При отсутствии видимых изменений в косящем глазу снижение остроты зрения обычно расценивают как функциональную амблиопию. Конвергенция может отсутствовать, но чаще в той или иной мере сохранена, что во многом зависит от степени снижения остроты зрения и времени появления косоглазия. Операция и упражнения, выполняемые с целью развить конвергенцию, могут дать только косметический эффект, который не всегда бывает стойким.

Нестабильное расходящееся косоглазие при относительной недостаточности конвергенции, связанной с ослаблением ее иннервации, характеризуется тем. что чаще носит альтернирующий характер, острота зрения обоих глаз обычно не снижена, угол косоглазия увеличивается при фиксации близко расположенного предмета. В части случаев с помощью операции и ортоптических упражнений можно не только устранить девиацию, но и восстановить бинокулярное зрение.

Аккомодационное расходящееся косоглазие

Возникает при некорригированной или неполностью корригированной близорукости вследствие недостаточного импульса к аккомодации и конвергенции. При появлении в раннем детском возрасте и монолатеральном характере может сопровождаться амблиопией. Основной вид лечения - оптическая коррекция и упражнения, направленные на развитие конвергенции и фузии. Операция показана только в тех случаях, когда угол косоглазия при постоянном ношении очков устраняется не полностью.

Эксцесс дивергенции - усиленный импульс к расхождению зрительных осей. При фиксации близко расположенного предмета имеется бинокулярное зрение и тенденция к отклонению одного из глаз преодолевается фузией. Как только необходимость в зрительном сосредоточении отпадает (при так называемом панорамном зрении), проявляется усиленная дивергенция и глаз отклоняется кнаружи. Следовательно, чередуются экзофория для близи и экзотропия для дали. Конвергенция обычно нормальная. Показана операция. Ортоптические упражнения неэффективны.

Обследование больного

1. При опросе родителей ребенка, страдающего косоглазием, следует выяснить, в каком возрасте появилось косоглазие, его предполагаемую причину, косил ли с самого начала только один глаз или наблюдалось попеременное косоглазие, не было ли раньше каких-либо заболеваний глаз, проводилось ли лечение косоглазия и амблиопии, какое и насколько оно было эффективным.
2. Исследуют остроту зрения каждого глаза и обоих глаз вместе, без коррекции и с коррекцией.
3. Для определения характера косоглазия (монолатеральное или альтенирующее) предлагают больному смотреть на какой-либо предмет (зеркало офтальмоскопа, конец пальца или карандаша, игрушка и т. д.) и закрывают ладонью фиксирующий (например, правый) глаз. Когда начинает фиксировать отклоненный левый глаз, убирают ладонь и оставляют открытым правый глаз. Если при этом левый глаз продолжает фиксировать, то это значит, что у больного альтернирующее косоглазие. Если же больной по включении правого глаза опять начинает косить другим (левым) глазом, то у него монолатеральное косоглазие.
4. Определяют вид косоглазия по направлению отклонения глаза (сходящееся, расходящееся, вертикальное) и величину отклонения. Для практических целей вполне достаточно измерит угол косоглазия по методу Гиршберга. Больной смотрит на зеркало офтальмоскопа, а врач, приложив зеркало к своему глазу, наблюдает через отверстие за положением световых рефлексов на роговице - одного и другого глаза. О величине девиации судят по степени смещения рефлекса от центра на косящем глазу (рис. 82).

Рис. 82. Схема измерения угла косоглазия по методу Гиршберга

5. С помощью цветового прибора определяют, имеется у больного бинокулярное, одновременное или монокулярное зрение. Для того чтобы получить представление о состоянии бинокулярного зрения у детей младшего возраста, можно использовать пробу с призмой.
6. Определяют подвижность глаз путем перемещения фиксируемого объекта перед глазами больного в восьми направлениях. Этим способом можно выявить только резкие ограничения подвижности глаз. Следует также иметь в виду, что при содружественном косоглазии оба глаза совершают движения примерно одинаковой амплитуды, поэтому при полной экскурсии ведущего глаза косящий глаз при движении в сторону, противоположную отклонению, как правило, не доходит до угла глазной щели. Однако это не дает оснований говорить об ограничении его подвижности. Особенно осторожно следует делать такое заключение при обследовании детей раннего возраста.

По возможности при наличии показаний для определения состояния глазодвигательного аппарата используют коордиметрию и метод «спровоцированной» диплопии.

7. В случае наличия синоптофора исследуют фузионную способность зрительного анализатора (слияние под объективным углом, скотома под объективным углом, слияние под субъективным углом, скотома под субъективным углом). В случае бифовеального слияния определяют ширину фузионных резервов.
8. С помощью скиаскопии исследуют рефракцию каждого глаза в условиях циклоплегии.
9. При снижении остроты зрения определяют зрительную фиксацию. Для этого используют визускоп, большой безрефлексный офтальмоскоп с фиксационной иглой или офтальмоскопическую линзу с шариком.
10. Тщательно исследуют оптические среды и глазное дно, помня о том, что в ряде случаев причиной снижения остроты зрения и развития косоглазия могут быть анатомические изменения в глазу. Помимо фокального освещения роговицы, исследования оптических сред в проходящем свете, офтальмоскопии в обратном и прямом виде, по возможности используют биомикроскопию, офтальмохромоскопию, кампиметрию, пробу с последовательным образом, пробу с применением феномена Гайдингера, фотостресс-тест, определение ретинальной остроты зрения (РОС), электрофизиологические исследования органа зрения.
11. В случае необходимости ребенка, страдающего косоглазием, направляют на консультацию к педиатру, невропатологу, отоларингологу и другим специалистам.

Лечение

Конечная цель лечения содружественного косоглазия - восстановление бинокулярного зрения. Только при бинокулярном зрении полностью восстанавливаются зрительные функции и устраняется асимметрия в положении глаз.

Физиологической основой бинокулярного зрения в самом общем виде является нормальная координация деятельности сенсорного и моторного аппарата обоих глаз.

В тех случаях, когда при косоглазии высшие отделы центральной нервной системы сохранили потенциальную способность обеспечить такую координацию, то можно рассчитывать на восстановление бинокулярного зрения, если имелись или достигнуты в процессе лечения следующие условия: 1) дозированное с помощью очков напряжение аккомодации, устраняющее ее чрезмерное или недостаточное влияние на конвергенцию; 2) достаточно высокая острота центрального зрения обоих глаз; 3) свободная подвижность глаз; 4) симметричное положение глаз; 5) способность к слиянию фовеальных изображений; 6) достаточные фузионные резервы; 7) равный размер изображений на сетчатке обоих глаз (изейкония).

Для создания указанных условий необходимо применить много способов воздействия на сенсорные и моторные функции зрительного анализатора, рационально комбинируя и меняя эти способы в процессе лечения. Такому принципу соответствует методика комплексного лечения содружественного косоглазия, которая включает оптическую коррекцию аметропии, мероприятия по борьбе с амблиопией (плеоптика), операции на глазодвигательных мышцах, пред- и послеоперационные ортоптические упражнения. В последнее время предложена также новая система восстановления бинокулярного зрения в естественных условиях диплоптика.

При сочетании содружественного косоглазия с аметропией прежде всего решается вопрос о назначении очков, которые могут не только улучшить зрение, но и оказать существенное влияние на положение глаз. Постоянная оптическая коррекция в сочетании с диплоптическими и ортоптическими упражнениями - основной метод лечения аккомодационного косоглазия: сходящегося при дальнозоркости и расходящегося при близорукости.

При сочетании сходящегося косоглазия с дальнозоркостью, как правило, назначают очки на 0,5-1,0 дптр меньше выявленной степени дальнозоркости. При сложном гиперметропическом астигматизме сферическую линзу выписывают по этому же правилу, а астигматическую линзу - обычно на 0,5 дптр меньше степени астигматизма. Полная коррекция дальнозоркости целесообразна в тех случаях, когда она устраняет девиацию, а более слабые линзы такого эффекта не дают.

Иногда в очках, назначенных по приведенным выше правилам, косоглазие отсутствует при взгляде вдаль, но возникает при фиксации близко расположенного предмета. В этих случаях можно назначить бифокальные очки, увеличив нижнюю половину линз на 1,0-2,0 дптр, если это приводит к устранению девиации.

Носить очки рекомендуют и при редко встречающемся сочетании сходящегося косоглазия с близорукостью , хотя минусовые линзы могут способствовать увеличению отклонения глаза. При постоянном или периодическом расходящемся косоглазии, сочетающемся с миопией, требуется полная оптическая коррекция. При расходящемся косоглазии, сочетающемся с дальнозоркостью, ношение очков может способствовать увеличению девиации, поэтому очки необходимы только в тех случаях, когда без них отмечается существенное (до 0,6-0,7 и менее) снижение остроты зрения хотя бы на одном глазу.

Стойкое снижение остроты зрения косящего глаза одно из главных препятствий на пути восстановления бинокулярного зрения. Борьба с амблиопией нередко является решающим фактором, определяющим результаты функционального лечения содружественного косоглазия. У детей младшего возраста не всегда удается определить остроту зрения. В таких случаях решающее значение при установлении наличия или отсутствия амблиопии имеет определение характера косоглазия (монолатеральное или альтернирующее). Выявление монолатерального косоглазия дает основание считать, что амблиопия либо уже существует, либо начинает развиваться. В этих случаях показано безотлагательно применить пенализацию или прямую окклюзию.

Принцип пенализации (от франц. penalite - штраф, взыскание ) заключается в создании у больного искусственной анизометропии, вследствие чего зрение ведущего, лучше видящего глаза ухудшается (этот глаз «штрафуется») и фиксирующим становится амблиопичный глаз. При этом один глаз становится как бы пресбиопическим, а другой - миопическим. Основанием для разработки этого метода послужили наблюдения, согласно которым при близорукости низкой степени одного глаза и эмметропической рефракции или слабой дальнозоркости другого глаза амблиопия, как правило, не развивается.

Посредством пенализации создают следующие условия: 1) амблиопичный глаз подключается к активной деятельности; 2) в акте зрения время от времени принимает участие и ведущий глаз, в результате чего устраняется возможность снижения остроты зрения этого глаза; 3) ведущий глаз, обладающий способностью к правильной пространственной локализации, как бы обучает этому амблиопичный глаз; 4) оба глаза почти не аккомодируют (один из-за медикаментозной циклоплегии, другой вследствие искусственной близорукости); это способствует уменьшению аккомодационной конвергенции и устранению девиации; 5) вследствие того что один глаз используют только для дали, а второй - только для близи, исключаются или ослабляются конкурентные влияния одной монокулярной системы на другую; это препятствует формированию основного феномена сенсорной адаптации бинокулярной зрительной системы к асимметричному положению глаз - постоянному торможению зрительных впечатлений косящего глаза.

Таким образом, в раннем детском возрасте пенализация может оказать существенное влияние не только на монокулярные, но и на бинокулярные функции. В этом смысле ее можно рассматривать как важный компонент диплоптики. Для того чтобы правильно использовать метод пенализации, врач должен иметь большой опыт и глубоко понимать особенности монокулярного и бинокулярного зрения при косоглазии.

Пенализацию применяют при сходящемся косоглазии и гиперметропической или эмметропической рефракции. Различают следующие виды пенализации: 1) для близи; 2) для дали; 3) легкую; 4) селективную; 5) альтернирующую; 6) полную. Основными видами являются пенализация для близи и для дали; остальные виды имеют вспомогательное значение.

Постоянное выключение ведущего глаза необходимо проводить на протяжении не менее 4 мес. Если фиксация не исправится, то от окклюзии надо отказаться. После того как достигнута одинаковая острота зрения обоих глаз и монолатеральное косоглазие перешло в альтернирующее, для стабилизации достигнутого результата окклюзию необходимо продолжать не менее 3 мес.

Основное назначение прямой окклюзии - снизить форменное зрение лучше видящего глаза настолько, чтобы ведущим стал амблиопичный глаз. Следовательно, при прямой окклюзии нет необходимости в полном выключении лучше видящего глаза. В этих случаях целесообразно пользоваться заслонками из нейтральных светофильтров различной плотности.

Если у детей младшего возраста не удается определить ни остроту зрения, ни характер косоглазия, то целесообразно использовать переменную окклюзию (например, на протяжении одной недели выключать правый глаз, в течение другой - левый) или альтернирующую пенализацию и применять их до тех пор, пока очередное обследование ребенка не даст нужных результатов. Применение такой окклюзии или пенализации в ранние сроки является действенным способом профилактики дисбинокулярной амблиопии.

Лечение амблиопии у детей дошкольного возраста независимо от состояния фиксации следует начинать с пенализации или постоянного выключения ведущего глаза. Пенализация показана только детям до 4 лет. Цель лечения амблиопии добиться одинаковой остроты зрения обоих глаз и перехода монолатерального косоглазия в альтернирующее.

Прямую окклюзию и пенализацию целесообразно сочетать с локальным световым раздражением центральной ямки сетчатки «слепящим» светом и разнообразными зрительными упражнениями (перерисовывание картинок через прозрачную бумагу, раскрашивание мелких деталей рисунков, проставление точек в углах квадратов миллиметровой бумаги, обнаружение ошибок в рисунке и т. д.), выбор которых определяется возрастом и уровнем развития ребенка, его интересами и склонностями.

При отсутствии эффекта от применения пенализации и окклюзии , а также в случаях неправильной фиксации у детей школьного возраста используют комплексное лечение амблиопии, основу которого составляют метод отрицательных последовательных образов и локальное световое раздражение центральной ямки сетчатки. Использование для локального раздражения центральной ямки сетчатки гелий-неонового лазера малой мощности имеет ряд преимуществ перед применением малогабаритной лампочки или светопровода.

Лечение амблиопии, как правило, должно предшествовать проведению упражнений, направленных на развитие бинокулярного зрения, и операции. В тех случаях, когда расстройство фиксации очень резко выражено, целесообразно произвести операцию, а затем лечение амблиопии в расчете на то, что изменение фиксации после операции облегчит лечение.

Отсутствие амблиопии или стойкое повышение остроты зрения до 0,4 и более является показанием к проведению ортоптических упражнений, цель которых - сделать фовеальные ретинокортикальные элементы обоих глаз доминантными и восстановить их совместную деятельность. При отсутствии способности к бифовеальному слиянию назначают упражнения, способствующие ее восстановлению, а при наличии бифовеального слияния развивают фузионные резервы. Эти упражнения проводят главным образом на синоптофоре.

Следует подчеркнуть, что с помощью ортоптических упражнений больного обучают не истинному, а гаплоскопическому зрению. Помимо того, выполнять эти упражнения могут только дети в возрасте 4-5 лет и старше, т. е. те, у кого анормальное бинокулярное зрение уже стало более устойчивым.
Указанные недостатки ортоптики послужили поводом к разработке новой системы лечения содружественного косоглазия в естественных условиях - диплоптики. Диплоптические упражнения можно назначать даже детям в возрасте 2-3 лет.

Основной принцип диплоптики - вызвать у больного с содружественным косоглазием феномен двоения в естественных условиях, «оживить» или выработать привычку преодолевать его с помощью оптомоторного фузионного рефлекса и тем самым восстановить саморегулирующийся механизм бификсации основу нормального бинокулярного зрения.

Для реализации принципа диплоптики предложен ряд способов. Основными из них являются восстановление механизма бификсации и упражнения, способствующие усилению разобщения между аккомодацией и конвергенцией. Применять этот способ можно даже у детей в возрасте 2-3 лет, поскольку объективным критерием оценки его эффективности служит не словесный ответ больного, а появление бессознательного оптомоторного рефлекса. В связи с этим важным принципом диплоптики является лечение косоглазия как можно раньше после его появления. Дополнительными способами диплоптики являются упражнения, направленные на развитие фузионных резервов с помощью призм и развитие устойчивости фузии.

Цель операций на мышцах глаза при содружественном косоглазии заключается в том, чтобы путем изменения мышечного баланса, т. е. относительной силы натяжения мышц, добиться симметричного или близкого к нему положения глаз и тем самым способствовать восстановлению нормальных бинокулярных функций. Для усиления действия на мышцу обычно используют резекцию.

Тенорафию и прорафию применяют в основном при вмешательствах на косых мышцах. Из операций, способствующих ослаблению действия мышц, наибольшее распространение получили рецессия и удлинение (пролонгация) мышцы. Значительно реже применяют тенотомию с предохранительным швом и частичную тенотомию. Свободную тенотомию производят только при некоторых атипичных формах косоглазия и при выполнении операции на косых мышцах.

При монолатеральном косоглазии логичнее в первую очередь произвести операцию на косящем глазу, исходя из того, что патологические нарушения в нем обычно более выражены.

Необходимо учитывать ширину глазной щели, помня, что при операциях, способствующих усилению действия мышцы, глазная щель несколько сужается, а способствующих ее ослаблению - несколько расширяется. Если после первого этапа операции сохранится остаточный угол косоглазия, то второй этап операции производят через 6-8 мес. О такой возможности необходимо предупредить больного или его родителей, иначе даже проведенный в соответствии с планом первый этап операции, не исправившей косоглазия полностью, может расцениваться ими как неудача.

При сочетании выраженного горизонтального отклонения глаза с вертикальным целесообразно вначале произвести операцию на горизонтальных мышцах, учитывая, что вертикальная девиация может быть не только следствием пареза мышц, но и проявлением вертикальной фории, которая в первичном положении глаза нередко исчезает. Если же вертикальное отклонение значительное, а при исследовании глазодвигательного аппарата установлено преимущественное поражение мышц вертикального действия, то в первую очередь следует выполнить операцию на этих мышцах.

Необходимость включить хирургическое вмешательство в комплекс лечебных мероприятий возникает в случаях неаккомодационного косоглазия, когда постоянное и достаточно длительное (не менее года) ношение правильно назначенных очков и ортоптические упражнения не устраняют девиацию. Это касается и тех больных, у которых в очках сохраняется симметричное положение глаз, но после снятия очков или уменьшения их оптической силы сразу же появляется заметное косоглазие.

При лечении больных до операции основное внимание должно быть направлено на исправление зрительной фиксации и повышение остроты зрения амблиопичного глаза, развитие способности зрительного анализатора сливать фовеальные изображения объектов, получение достаточной ширины фузии и подвижности глаз. Упражнения, направленные на развитие подвижности глаз, проводят на синоптофоре и мускултренере; можно использовать также упрощенный метод - перемещать какой-либо предмет перед глазами ребенка в нужных направлениях. Аналогичным образом или с помощью конвергенцтренера тренируют конвергенцию при расходящемся косоглазии.

Оптимальным для осуществления операций по поводу содружественного косоглазия следует считать возраст 3-5 лет, когда уже достаточно отчетливо выявилась неэффективность оптической коррекции аметропий и уже можно проводить активные ортоптические упражнения в пред- и послеоперационном периодах. Если после активного плеоптического лечения сохраняется низкая острота зрения (менее 0,3) амблиопичного глаза, препятствующая формированию бинокулярных связей, то с операцией спешить не следует.

При наличии выраженной девиации (более 10°) целесообразно произвести операцию до поступления ребенка в школу, но следует учитывать возможность повторной операции в случае рецидива косоглазия. Об этом необходимо предупредить родителей. Такую корректировочную операцию лучше произвести в возрасте 10-12 лет, когда почти прекращается развитие лицевого скелета и глазниц, которое в условиях отсутствия бинокулярного зрения может способствовать отклонению глаз.

Наличие дальнозоркости при сходящемся и близорукости при расходящемся косоглазии позволяет рассчитывать на появление после операции «частично-аккомодационных» свойств косоглазия. В таких случаях оптическая коррекция аметропий может стабилизировать положение глаз в послеоперационном периоде.

Одновременное зрение свидетельствует о менее выраженной тенденции к торможению зрительных восприятий отклоненного глаза, чем монокулярное зрение. В результате создаются более благоприятные условия для совместной деятельности обоих глаз, при этом первостепенное значение имеет состояние фузии. Выявленная еще до операции способность зрительного анализатора сливать фовеальные изображения объектов существенно повышает эффективность диплоптических и ортоптических упражнений, выполняемых после операции, и увеличивает возможность восстановления бинокулярного зрения. Благодаря этой способности, которая выступает в роли надежного «союзника» хирурга, может быть даже устранен небольшой угол косоглазия, оставшийся после операции.

Чем постояннее угол косоглазия, тем, как правило, лучше и стабильнее результаты операции. Если в процессе обследования больного девиация то исчезает, то появляется, причем диапазон отклонения глаза бывает значительным, производить операцию не следует.

При небольших углах косоглазия нужно особенно тщательно исследовать состояние бинокулярных функций. Способность к слиянию при нулевом положении объектов синоптофора и бинокулярное зрение, выявленное на цветовом приборе, свидетельствуют о том, что у больного имеется так называемое асимметричное бинокулярное зрение. В этих случаях, которые, правда, встречаются очень редко, не имеет смысла производить операцию, так как после нее либо сохранится прежнее положение глаз, либо может появиться стойкое двоение.

Если после успешного лечения содружественного косоглазия стабильно сохраняется симметричное положение глаз или восстанавливается бинокулярное зрение, то при небольших степенях гиперметропии оптическую коррекцию постепенно уменьшают - на 0,5-1,0 дптр через каждые 6 12 мес, а затем вообще отменяют. Для закрепления бинокулярного зрения после успешного лечения содружественного косоглазия проводят стереоптические упражнения и чтение с решеткой.

Лечить косоглазие доступными методами должен уметь каждый офтальмолог.

В специализированные кабинеты следует направлять только больных с более сложными и атипичными формами косоглазия и амблиопии. Все большее распространение получают специализированные детские сады, где проводят лечение косоглазия и амблиопии. Опыт показывает, что эффективность лечения в таких учреждениях выше, чем в глазных кабинетах поликлиник. Это объясняется тем, что лечение здесь проводят систематически и сочетают его с медико-педагогическими мероприятиями.

Профилактика

Профилактика содружественного косоглазия предполагает, во-первых, знание этиологии заболевания; во-вторых, определение на этой основе реальных путей предупреждения заболевания; в-третьих, выбор конкретных мероприятий, направленных на его предупреждение.

Профилактика содружественного косоглазия, обусловленного выпадением или ослаблением зрительной афференгации, заключается в предупреждении, раннем выявлении и интенсивном лечении глазных заболеваний, которые могут привести к слепоте или резкому снижению зрения.

Предупреждение расстройств бинокулярного зрения, возникающих вследствие анизейконии, практически сводится к ранней оптической коррекции анизометропии, при которой неравенство ретинальных изображений обоих глаз встречается особенно часто. В настоящее время практически невозможно определить величину анизейконии и компенсировать ее с помощью афокальных изейконических линз.

Наиболее доступный метод профилактики содружественного косоглазия - оптическая коррекция аметропии в раннем детском возрасте (1-2 года). Таким путем можно предупредить по крайней мере аккомодационное косоглазие, на долю которого приходится 25-40% всех случаев косоглазия. Целесообразно назначать очки для постоянного ношения при близорукости, астигматизме и дальнозоркости 2,5 дптр и более.

Смысл оптической коррекции - в устранении чрезмерных или недостаточных аккомодационных усилий и связанных с ними усиленных или ослабленных импульсов к конвергенции, т. е. в устранении условий для появления содружественного косоглазия. Если к 6-7 годам у ребенка сохраняется устойчивое бинокулярное зрение, без очков не снижается острота зрения, и он не испытывает астенопических затруднений, то при небольших степенях дальнозоркости оптическую коррекцию отменяют.

Среди причин сенсорно-моторных нарушений зрительного анализатора, приводящих к содружественному косоглазию, важное значение имеют общие инфекции и интоксикации, патология беременности и родов, врожденные и приобретенные заболевания центральной нервной системы. Вследствие этого профилактика содружественного косоглазия выходит за рамки офтальмологии и по существу сливается с проблемой охраны материнства и детства.

Все, что способствует нормальному развитию и стабилизации бинокулярного зрения, предотвращает появление содружественного косоглазия. В этом отношении важное значение имеют гигиена зрения и общее укрепление здоровья детей, начиная с периода новорожденности.

Общие заболевания (корь, скарлатина, грипп и др.) ослабляют детский организм и мышечный аппарат глаз, что способствует появлению косоглазия. Во время этих заболеваний надо следить, чтобы ребенок не слишком много рисовал, не рассматривал мелкие предметы и не приближал их к глазам. Важно также, чтобы освещение было достаточным.

При профилактических исследованиях органа зрения у детей необходимо выявлять не только явное косоглазие, но и дефекты бинокулярного зрения, а также состояния (аметропия, анизометропия, заболевания глаз, сопровождающиеся односторонним снижением остроты зрения, ограничение подвижности глаз, выраженные установочные движения глаз при пробе с прикрыванием), благоприятствующие возникновению содружественного косоглазия. В случае их выявления проводят более детальное обследование ребенка и назначают необходимые лечебно-профилактические воздействия (коррекция аметропии, меры по повышению остроты зрения, ортоптические упражнения).

В системе мероприятий по профилактике содружественного косоглазия и его осложнений важную роль играет санитарно-просветительная работа среди будущих матерей, родителей и работников детских дошкольных учреждений. Задача этой работы заключается в распространении знаний о причинах развития содружественного косоглазия и путях его предупреждения, гигиене зрения детей, важности своевременного и систематического лечения косоглазия и роли родителей и персонала дошкольных учреждений в осуществлении лечебных мероприятий. Формы санитарного просвещения весьма разнообразны: лекции, беседы, выступления по радио и телевидению, статьи в газетах и журналах, издание брошюр и памяток, выпуск плакатов, создание диафильмов и кинофильмов.

При уже возникшем косоглазии профилактические мероприятия должны быть направлены на предупреждение его осложнений (амблиопия, отсутствие нормальных бинокулярных связей, вторичные изменения в нервно-мышечном аппарате). Основной путь такой профилактики - раннее активное и правильное лечение заболевания.

Аветисов Э.С., Ковалевский Е.И., Хватова А.В.

Методики упражнений отличаются для взрослых и детей.

Результативным лечением косоглазия у детей является не только правильная диагностика, подбор очков и их ношение, но и специальные упражнения для глаз при косоглазии для детей, гимнастика, которая способствует улучшению зрения. Методики упражнений для лечения косоглазия у детей и взрослых отличаются, поэтому следует уделить этому вопросу максимум внимания и подойти со всей ответственностью.

Такая патология, как косоглазие, у детей встречается достаточно часто. Исходя из статистики, оно диагностируется у каждого 50 ребёнка.

Критерии возникновения (развития) косоглазия у детей:

  • наследственная предрасположенность;
  • недоношенность;
  • наличие нервных или мышечных заболеваний;
  • врождённые заболевания органов зрения;
  • дальнозоркость, близорукость и другие нарушения зрения;
  • опухоли глазных яблок или нервной системы;
  • катаракта;
  • травма головы;
  • инфицирование вирусами/бактериями;
  • систематические заболевания.

В каком возрасте может возникнуть косоглазие

У детей есть множество критериев возникновения косоглазия.

Заметить косоглазие (страбизм) нетрудно: чаще всего здоровый глаз смотрит на какой-либо объект, а больной отклоняется в сторону (в некоторых случаях вниз или вверх).

До шестимесячного возраста небольшое косоглазие у ребёнка может считаться нормой. Очень часто косоглазие (гетерофория) диагностируют у деток в возрасте от года до трёх лет. Но бывают случаи и более позднего развития заболевания, около шести лет.

Зрение у малышей формируется по достижении четырёхлетнего возраста, но, несмотря на это, любые отклонения от нормы следует характеризовать как начало развития заболевания. Чем раньше оно выявлено, тем легче будет поддаваться лечению!

Когда следует обратиться к врачу

Если малышу больше 6 месяцев, у него наблюдается схождение глаз, имеются подозрения на наличие заболевания, следует незамедлительно обратиться к офтальмологу.

Если ребёнок уже достиг того возраста, когда умеет описывать своё состояние и жалуется на двоение в глазах, часто щурится, глаза сходятся, отклоняются к вискам или носу, также следует незамедлительно обратиться к специалисту.

Ещё одним симптомом косоглазия является повёрнутое или наклонное положение головы.

От того насколько быстро и качественно будет поставлен диагноз, а также от того насколько будет правильно назначено лечение зависит здоровье ребёнка!

Лечение косоглазия у детей

Лечение косоглазия – это длительный, кропотливый совместный труд врача, родителей и самого ребёнка. При выявлении этого диагноза, изначально лечащий врач старается выяснить причину заболевания, по возможности устранить её, и только после этого приступать к терапии последствий.

Любые отклонения от нормы у малышей следует характеризовать как начало развития заболевания.

Терапия состоит из нескольких этапов:

  1. Подбор и ношение очков (от 3-х недель, до 4 месяцев).
  2. В зависимости от разновидности косоглазия, может быть назначено ношение повязки или окклюзии (одевается на здоровый глаз, тем самым заставляя работать «ленивый» больной).
  3. Локальный засвет сетчатки глаза – этот этап, своего рода аппаратная тренировка глаз, для того чтобы они научились сливать 2 картинки в одну. Могут быть задействованы различные лазерные аппараты, импульсные лампы, окуляры, а также компьютерные технологии.
  4. Диплоптика. Этап восстановления бинокулярного зрения. Используется не во всех случаях косоглазия.

На протяжении всех этих этапов лечения можно заниматься с ребёнком в домашних условиях специальными упражнениями.

Алгоритм выполнения упражнений при косоглазии

Как врождённое, так и приобретённое косоглазие на ранних стадиях лечится гораздо проще, чем в запущенном состоянии.

  1. Для того чтобы глазные яблоки имели возможность двигаться совместно, упражнения или программы помогают расслабить мускулатуру.
  2. Для эффективности, требуют сосредоточения взгляда в одной точке.
  3. Упражнения заставляют мозг совмещать две картинки, которые глаза видят по отдельности.

В случае если в ходе выполнения упражнения для глаз больному косоглазием удаётся объединить 2 картинки в одну, значит, они эффективны и ведут к выздоровлению.

Упражнения для лечения косоглазия

Положительная динамика в лечении косоглазия будет наблюдаться, только если больной будет в домашних условиях ежедневно выполнять каждое из упражнений не менее 16 раз:

  1. Попросите ребёнка вытянуть руку перед собой и сконцентрировать взгляд на указательном пальце. Следует плавно приближать палец к переносице (при этом взгляд не нужно отрывать от пальца), затем нужно сделать движения пальцем вверх-вниз, также плавно, и не отрывая взгляд от него.
  2. Уговорите малыша мысленно представить знак бесконечности и обвести его глазами, пусть он смотрит вверх-вниз, влево-вправо.
  3. Заставляйте ребёнка наблюдать за приближающимися и удаляющимися предметами. К примеру: за мячиком (при игре в пинг-понге или теннис).
  4. Наклейте на окно вырезанный из бумаги круг небольшого диаметра (около 1 см.), или нарисуйте его прямо на стекле. Попросите ребёнка сфокусировать взгляд на круге, после чего пусть он переведёт взгляд на какой-нибудь предмет, находящийся за окном вдалеке (дерево, дом, дорога, и т.д.).
  5. Отверните малыша от солнца, так чтобы на него смотрела спина ребёнка. Прикройте здоровый глаз детской ладонью и попросите его плавно повернуть голову в сторону здорового глаза на столько, пока малыш не увидит косые лучики солнца.
  6. В случае если правый глаз повёрнут к переносице, нужно закрыть здоровый глаз, выставить вперёд левую ногу и потянуться к ней правой рукой, после этого нужно повернуть туловище и потянуться этой же рукой вверх. Если тот же глаз повёрнут к виску, то стоит выставить вперёд правую ногу, и тянуться левой рукой. Попросите ребёнка проделать всё также, только спроецируйте манипуляции для левого глаза.

Специальные упражнения от косоглазия для малышей

Как известно детей трудно удержать на месте, привлечь к занятиям и т.д. Если ребёнок совсем маленький и не может выполнить упражнения, описанные выше, то следует позаниматься по методике для совсем маленьких детей, которая поможет вылечить косоглазие:

  1. Приготовьте специальные рисунки. Они должны быть по типу: «Найди 5 отличий». В игровой форме ребёнок с интересом будет заниматься, отыскивать мелкие детали, концентрируясь на двух рисунках. Также для более взрослых детей можно использовать рисунки-лабиринты.
  2. Развивающая шнуровка, отлично поможет в лечении детского косоглазия. В продаже имеются различные шнуровки, но также её можно изготовить самостоятельно. Вырежьте из картона круг, внутри него проделайте отверстия (8-10 шт.) разной формы. Протягивая шнурок через эти отверстия, ребёнок будет концентрировать внимание и на отверстиях и на шнурке, тем самым тренируя глаза.
  3. Приготовьте увлекательную игру: начертите на листке бумаги равное количество клеток. Заполните их парными рисунками (в разброс). Предложите малышу отыскать одинаковые рисунки, путём вычёркивания.
  4. Вкрутите в настольную лампу лампочку мощностью 60 Ватт и положите в 5 см от нее пластилиновый шар. Прикройте малышу здоровый глаз повязкой и попросите задержать взгляд на шарике около 30 секунд. Расстояние от ребенка до лампы должно быть не менее 40 см. Малыш при этом должен видеть тёмную окружность со светлым центром. После этого покажите ребёнку карточки с буквами. Занимайтесь до тех пор, пока малыш будет видеть зрительный образ.

Одновременно, с вышеописанными упражнениями для глаз при косоглазии следует выполнять гимнастику с целью усовершенствования подвижности глаз, которая требует создания несложных учебных устройств для детей.

Важно: Любые манипуляции, проводимые в домашних условиях, такие как вышеописанные упражнения должны согласовываться с лечащим врачом!

В домашних условиях положительная динамика в лечении косоглазия будет наблюдаться, только если больной будет выполнять каждое из упражнений не менее 16 раз.

Косоглазие поддаётся лечению, в зависимости от запущенности заболевания доктор подберёт правильное лечение, от которого и будет зависеть эффективность излечения.

Верно подобранные упражнения для глаз при косоглазии у ребёнка способны избавить от оперативного вмешательства.

Гимнастику лучше делать в первой половине дня. Следите за тем, чтобы ребёнок был в хорошем настроении, и упражнения не доставляли малышу никакого дискомфорта.

Важно: все упражнения необходимо выполнять в очках!

Следите за здоровьем своих детей и своевременно обращайтесь к доктору за консультацией!

Дек 26, 2016 Doc