Современные социологические теории список. Современные социологические теории - реферат

ВАРИАНТ 1

Задание 1 (тема 1)

Приведите примеры современных определений социологии как науки, проанализируйте их

Современная социология - это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают на вопрос что такое социология. Существуют различные определения социологии как науки. социология личность статика динамика

Социология - наука, в центре внимания которой находятся социальные общности, их генезис, взаимодействие и тенденции развития.

«Социологический словарь» определяет социологию как науку о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между общностями, между общностями и личностью.

Социология - наука о законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей.

Социология - отрасль науки о человеческом поведении, ставящая целью раскрытие причинно-следственных связей, возникающих между индивидами и группами в процессе социальных отношений. Она изучает традиции, структуры и институты, влияние групп и организаций на поведение и характер людей. Социология исследует базисные характеристики человеческого общества в локальном и мировом масштабе, занимается изучением социального взаимодействия и группового поведения с помощью исследований, основанных на точном и специализированном сборе и анализе фактов.

Социология - наука о родовых свойствах и основных закономерностях общественных явлений.

С появлением социологии открылись и новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интересов, потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир - социальную среду, общности, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Социология обладает способностью видеть мир как целостную систему, которая рассматривается не только как функционирующая и развивающаяся, но и как переживающая состояние глубокого кризиса. Социология пытается изучить причины и найти пути выхода из кризиса общества. Социология ищет решение проблем не только на глобальном уровне, но и на уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и объединений, социального поведения отдельных личности.

Социология - это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, о социальных процессах и социальных отношениях между общностями и личностью, наука об обществе и общественных отношениях.

Задание 2 (тема 1)

Назовите основные положения учения О. Конта о социальной статике и социальной динамике

Впервые термин «социология» Огюст Конт употребил в 1839 году, в 47-й лекции «Курса позитивной философии» (том 4). Ученый выделил социологию как отдельную науку. Социология как наука о человеческом обществе являлась самой молодой наукой в составленной Контом энциклопедии наук. По мнению социолога, ее следовало развивать, чтобы с ее помощью не только объяснять закономерности общественного устройства и развития, но и поставить политику на научную основу для содействия прогрессу человека и общества.

Вся социология (до 1839 г., в терминологии О. Конта -- социальная физика) делилась им на две части -- социальную статику и социальную динамику (по аналогии с физикой, где в качестве основных разделов выделяются статика и динамика). Социальная статика изучает общество в состоянии устойчивого равновесия всех социальных элементов, дает его синхронный срез. Социальная динамика обращается к анализу развития общества. Основной закон социальной статики формулируется Контом как закон социальной гармонии, устанавливающий в качестве естественного состояния социального строя гармонию классов.

Конт начинает анализ социальной статики с семьи, рассматривая ее как основную клеточку социального организма. Семья -- это то, что находится между обществом и человеком и сближает их. «Только благодаря семейным обязанностям, -- писал Конт, ~~ человек изменяет своему первоначальному себялюбию и может надлежащим образом подняться к конечной ступени, к общественности»

Распад семьи будет означать распад общества. Семья, по Конту, выполняет самые важные функции в обществе: сохраняет культурное наследие, устанавливает эмоциональные и моральные связи между людьми, определяет баланс, равновесие между устремлениями разных поколений. Поскольку семья -- это первичная, складывающаяся на основе чувств, их силе форма объединения людей, именно из нее вырастают другие формы объединения людей -- племена, народы и т.д. французский социолог не рассматривал экономическую функцию семьи.

Волновало Конта, прежде всего, проблемы морального характера, в том числе применительно к семье.

Все рассуждения Конта о семье, и особенно о женщине, окрашены в архаичные и консервативные тона. Он оправдывает неравенство между мужчиной и женщиной, доказывает, что женщина в интеллектуальном отношении слабее мужчины; вместе с тем она являет собой силу любви, значащую гораздо больше, чем тщеславное превосходство разума. Прекрасна формула, выдвинутая Контом: «Пресыщает любая деятельность и даже мысль, но никогда не пресыщает любовь».

Социальная динамика характеризовала развитие мысли, духа и общества в рамках трех последовательно сменяющих друг друга фаз (стадий, состояний). Первую главу своей книги «Дух позитивной философии» Конт назвал «Закон интеллектуальной эволюции человечества, или Закон трех стадий», и начинает он ее следующим образом: «Согласно моей основной доктрине все наши умозрения, как индивидуальные, так и родовые, должны неизбежно пройти, последовательно, через три различные теоретические стадии, которые смогут быть здесь достаточно определены обыкновенными наименованиями -- теологическая, метафизическая и научная...»

По утверждению Конта, эти стадии проходят в своем развитии, возвышаясь от низшей к высшей, как через индивидуальное человеческое сознание, так и сознание всего человечества (имеются в виду его история и культура). Первая -- теологическая -- отмечена господством религиозно-мифологического сознания, вторая -- метафизическая -- является чисто разрушительной и поэтому негативной, кризисной и переходной, поскольку она характеризуется господством абстракций и оторвана от реальности! Только третья, позитивная (научная), стадия означает полное и окончательное утверждение нового взгляда на природу и общество. Все три стадии (фазиса, по выражению Конта) предстают у социолога как исторически сменяющие друг друга типы социальной организации человечества.

Особенно важно отметить, что и в социальной статике, и в социальной динамике духовный фактор главенствует. И в первой, и во второй изменения в духовной сфере сопровождаются переменами в остальных областях общественной жизни.

Стадии развития по Конту: теологическая стадия в развитии сознания, а,следовательно, и общества означала, что все явления рассматривались как результат действия сверхъестественных сил. Ее хронологические рамки -- древность и раннее Средневековье. В рамках этой стадии выделялись три периода -- фетишизм, политеизм, монотеизм. Период фетишизма связан с приписыванием жизни внешним предметам, в которых люди видели богов, поклонением неодушевленным предметам, наделявшимся сверхъестественной магической силой. Период политеизма (что означает веру во многих богов), особенно ярко проявившийся в Древней Греции и Риме, был связан с формированием поэтического мировоззрения, развитием художественного творчества. Поэтому, считает Конт, материальная культура в Древнем мире развивалась слабо. Что касается периода монотеизма, то он был характерен для обществ, где господствовала религия одного бога. Типичный пример -- христианство.

Метафизическая стадия характеризовалась направленностью на разрушение в ходе Реформации, Просвещения, революций, войн и т.д. старых верований, составлявших фундамент общественного порядка в эпоху Средневековья. В упадок приходят все авторитеты того времени: власть, религия, господствующие классы.

Что касается позитивной стадии, то ее смысл состоит в коренном преобразовании мыслительных ориентиров, определяющих характер общества. Появляется индустриальный (промышленный) строй, приходящий на смену военному и теологическому состоянию. Характерные черты позитивной эпохи: быстрое развитие материальной культуры (обеспечивающее более легкую и приятную жизнь), рост социальных чувств, солидарность, справедливость и мир. Человеческая мысль стремится теперь объяснить все на основании открываемых законов, представляющих собой наблюдаемые связи между явлениями.

Говоря о социальной статике и социальной динамике, нельзя не отметить соотношение двух узловых понятий в социологии Конта -- порядка и прогресса, Они являются главными проявлениями общественного целого. Первый больше присущ социальной статике, второй -- социальной динамике.

Большое внимание проблеме соотношения порядка и прогресса Конт уделяет в «Системе позитивной политики». Прежде всего, он формулирует девиз позитивизма: порядок и прогресс. Прогресс для Конта оказывается, прежде всего, развитием порядка. Французский социолог выступает как автор теории, в которой различаются и анализируются четыре вида прогресса: материальный, физический, интеллектуальный и моральный.

Последний больше всего способствует поддержанию порядка, совершенствованию общества и человека. Система человеческого совершенствования включает в себя последовательные четыре ступени, соответствующие видам прогресса. Это вначале материальное, затем физическое, вслед за ним интеллектуальное и, наконец, моральное (нравственное) совершенствование. Одним словом, выстраивается своего рода иерархия видов общественного прогресса и человеческого совершенствования.

Задание 3 (тема 11)

Дайте определение понятия "мировая система" и назовите ее основные элементы

Понятие «мировая система» надо понимать в узком и широком смысле. В узком смысле мировая система - это мировая империя - несколько территорий, объединенных военной и политической властью. В широком смысле, мировая система включает все ныне существующие на планете страны. Она получила название мирового сообщества.

Элементы мировой системы

Американский учёный У. Валлерштайн разделил мировую систему на три части: Ядро, Полупериферия, Периферия

Ядро

Ядро -- страны Западной Европы, Северная Америка, Япония -- включает государства с усовершенствованной системой производства. У них больше всех капиталов, самые качественные товары, самые сложные технологии и средства производства. Дорогую и высокотехнологичную продукцию эти страны экспортируют в периферию и полупериферию.

Государства полупериферии и периферии -- это страны так называемого второго и третьего мира. У них меньше власти, богатства и влияния. Термин третий мир придумали в 1952 французы (tiers monde) для описания группы стран, которые в эпоху холодной войны между США и СССР (соответственно первым и вторым миром) не присоединились ни к одной из враждующих сторон. Среди них были Югославия, Египет, Индия, Гана и Индонезия. Во второй половине 50-х годов термин приобретает более широкое значение. Он стал обозначать все слаборазвитые страны. Таким образом, его смысл наполнился не географическим, а экономическим содержанием. К слаборазвитым странам начали относить страны Латинской Америки, Африки (исключая ЮАР), Азии (за исключением Японии, Сингапура, Гонконга и Израиля). А некоторые страны, такие, как страны Африканской Сахары, Гаити и Бангладеш, обременённые чрезмерной бедностью и нищетой, были зачислены в разряд четвёртого мира. Их отделили от стран третьего мира, т. к. они уже вышли на путь экономического прогресса.

Периферия

Страны периферии -- это самые отсталые и бедные государства Африки и Латинской Америки, сырьевые придатки ядра. Полезные ископаемые добываются, но не перерабатываются на месте, а экспортируются. Большая часть прибавочного продукта присваивается иностранным капиталом. Местная элита вкладывает деньги за пределами своего государства, она поступает на службу к иностранному капиталу и обслуживает только его интересы (даже если эти люди не уезжают за границу). Политические режимы -- диктаторские или авторитарные -- нестабильны, часто происходят перевороты, постоянно возникают социальные и национальные конфликты. Высший класс не отделен от низшего широким слоем среднего класса.

Поскольку благополучие стран третьего мира зависит от экспорта сырья, технологии и капиталы поступают только извне. Правительства существуют и способны более или менее разумно управлять страной до тех пор, пока приходят иностранные инвестиции, зачастую оседающие в карманах госчиновников или на их заграничных счетах. Такие правительства нестабильны, они то и дело развязывают международные конфликты, внутренние войны и мятежи.

Демографическую ситуацию стран третьею мира характеризуют разноречивые процессы: высокая рождаемость и высокая детская смертность; миграция из перенаселённых деревень в города в поисках рабочих мест.

С 60-х годов страны третьего и четвертого мира взяли в долг у развитых стран несколько миллиардов долларов. Кредиты брали в период экономического подъёма Запада, следовательно, при низких процентных ставках, а отдавать приходится совсем в иных условиях. Совокупный долг Западу превысил 800 млрд. долл., но не видно способов, каким заёмщики могли бы расплатиться с кредиторами. Самыми крупными должниками являются Бразилия, Мексика, Аргентина, Венесуэла, Нигерия, Перу, Чили и Польша. Стараясь поддержать на плаву экономику этих стран, западные кредиторы вынуждены рефинансировать займы. Но чаще они сталкиваются с частичной или полной некредитоспособностью той или иной страны. Невыполнение своих долговых обязательств в столь крупных масштабах разрушает международную финансовую систему.

Полупериферия

Полупериферия занимает промежуточную позицию между ядром и периферией. Её страны достаточно развиты индустриально. Как и государства ядра, они экспортируют промышленные и непромышленные товары, но им не хватает власти и экономического могущества стран ядра. Например, Бразилия (страна полупериферии) экспортирует автомобили и моторы для машин в Нигерию, экстракт апельсинового сока и кофе в США. Производство механизировано и автоматизировано, но все или большинство технологий заимствуются у стран ядра. В полупериферию входят интенсивно развивающиеся страны с динамичной политикой, набирающим силы средним классом

Задание 4 (тема 12)

Охарактеризуйте роль гипотезы в социологическом исследовании

Роль гипотезы в социологическом исследовании, как и в любом научном исследовании, чрезвычайно велика. Социологи любят повторять выражение Д.И. Менделеева, который говорил, что лучше держаться такой гипотезы, которая со временем окажется ложной, чем никакой. Гипотеза, во-первых, аккумулирует опыт науки, общественной практики, опыт исследователя (включая интуицию); во-вторых, она служит своего рода "спусковым механизмом" для перехода к важным эмпирическим процедурам, призванным в конечном итоге дать новое знание об объекте.

Как найти хорошую гипотезу? Многие ученые цитируют по этому поводу шутку М.Р. Коэна, который как-то заметил, что гипотезы возникают у людей, которые думают. До настоящего времени процесс постановки гипотез не удалось формализовать, да и трудно поверить в решение этой задачи. Опираясь на опыт анализа большого количества проведенных социологических и других исследований, можно назвать некоторые источники гипотез.

Это, во-первых, обыденное сознание, которое, как известно. возникает в процессе повседневной жизни людей. Оно включает в себя знания и навыки, складывающиеся в процессе трудовой деятельности, обычаи, непосредственно житейские нравственные нормы и т.п. Иногда возникает вопрос: стоит ли проводить исследование, если утверждаемое в гипотезе и без того известно? Да, стоит, потому что обыденное сознание не может дать обоснованный ответ на многие вопросы.

Другим источником построения гипотез может быть аналогия. Этот метод давно известен в науке. Сущность его заключается в том, что знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на другой, менее изученный, менее доступный.

Сам по себе объект исследования может быть численно очень большим: десятки и сотни тысяч людей, составляющих население региона, области, города; тысячи работников промышленного предприятия, научного учреждения или учебного заведения и т.д. Естественно, исследователь заинтересован опросить каждого из них. Однако есть ли в этом необходимость? Например, если анкетному опросу подлежит группа студентов численностью в 20-30 человек (и даже аудитория в 200-500 человек), то опрос действительно может быть сплошным, то есть охватывать каждого студента. Но когда речь идет о многих тысячах человек, соответственно возрастает число работников, занятых сбором информации, проверкой годности анкет, кодировкой открытых вопросов и т.д. Другими словами, чем больше анкет, тем, естественно, больше времени требуется на их обработку, больше тратится средств и энергии на исследование. Вот почему в тех случаях, когда объект исследования насчитывает 500 и более человек, единственно правильным следует признать применение выборочного метода.

Задание 5 (тема 10)

Что такое социальный тип личности? Какие социальные типы личности вам известны, по какому критерию они определяются? Какие варианты социальной типологии личности существуют в современной социологии?

Социальный тип личности - это способ осуществления человеком различных видов деятельности, определенная совокупность свойств личности, выражающая принадлежность индивида к социальной группе.

Понятие «социальный тип личности» фиксирует отражение совокупности повторяющихся социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность.

Типы личности:

  • 1. теоретический тип - ориентированность на получение новых знаний;
  • 2. экономический тип - основой поведения выступает прагматическая ориентация;
  • 3. социальный - стремление к общению, направленность на социальное окружение;
  • 4. эстетический - склонность к впечатлениям, переживаниям и самовыражению;
  • 5. политический - стремление к господству и распределению социальных ролей, а также склонность к подчинению;
  • 6. религиозный - ориентация на поиск высшего смысла жизни, общение с Богом.
  • 2. В современной социологии получило широкое распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентации
  • 1. традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а такие качества, как самостоятельность и стремление к самореализации, у данного типа личности выражены очень слабо;
  • 2. у идеалистов, наоборот, сильно выражены независимость и критическое отношение к традиционным нормам, установки на саморазвитие и пренебрежение к авторитетам;
  • 3. для фрустрированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя как выброшенного из потока жизни;
  • 4. реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем;
  • 5. гедонистические материалисты ориентированы в первую очередь на получение удовольствий «здесь и сейчас», стремление «насладиться жизнью» и удовлетворить потребительские желания.
  • 1. Первый тип - "деятели". К ним относятся: рыболовы, охотники, ремесленники, воины, земледельцы, рабочие, инженеры, геологи, медики, педагоги, менеджеры и т.д. Для них главное - активное действие, изменение мира и других людей, а также самого себя. Они живут работой, находя в этом высшее удовлетворение, даже если её плоды и не столь заметны. Потребность в таких личностях была всегда - эти люди активны, знают себе цену, обладают чувством собственного достоинства, осознают меру своей ответственности за себя, за свою семью, за свой народ. Ещё Евангелист Лука приводил слова Христа: "Жатвы много, а делателей мало".
  • 2. Второй тип - мыслители. Эти люди, по словам Пифагора, приходят в мир не для того чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощавшего в себя традиции рода и его историческую память, всегда пользовался огромным авторитетом. Будда и Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций и Махавира Джина, Христос и Мухамед считались либо посланцами богов, либо обожествлялись сами. Размышления о мире, о его происхождении, о человеке, о личности, о свободе и т.д. требуют много сил и, в какой-то мере, мужества. Поэтому судьбы многих выдающихся мыслителей прошлого и настоящего трагичны, т.к. "никакой пророк не принимается в своем Отечестве".
  • 3. Третий тип - люди чувств и эмоций, которые остро чувствуют, как "трещина мира" (Г. Гейне) проходит через их сердца. Прежде всего, это деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов. Известно, например, что поэт А. Белый, ещё в 1921 году написал стихи, где упоминалась атомная бомба, а его велики современник А, Блок слышал "музыку" революции задолго до её начала. Таких примеров немало и они говорят о том, что мощь интуиции великих поэтов и художников граничит с чудом. Возможно, многие люди видят красоту природы, но описать её так, как это делает поэт очень трудно. Поэт, словно волшебник описывает, например, кленовый лист, как живого человека, чувствующего и живущего. А как художник, подбирая палитру красок, творит чудеса на холсте, и показывает, что как, например, море живет, радуется, грустит. Действительно, этот тип личности творит чудеса.
  • 4. Четвертый тип - гуманисты и подвижники, отличающиеся обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека, как бы "вчувствуются" в него, облегчая душевное и телесное страдание. Их сила - в вере в свое предназначение, в любви к людям и всему живому, в активном деянии. Они сделали делом своей жизни милосердие. А. Швейцер, Ф.П. Гааз, А. Дюнон, Мать Тереза, Иисус Христос и тысячи их последователей в истории и нашей действительности - живые примеры служения людям, независимо от их расы, нации, возраста, пола, состояния, происхождения, вероисповедания и других признаков.
  • 1. Физическая личность или физическое Я - это тело, или, телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях. Тело не только первый "предмет" для познания, но и обязательный компонент личностного мира человека, как помогающее, так и мешающее в процессах общения. К физической личности можно также отнести одежду, домашний очаг, произведения ручного и интеллектуального труда - украшения его быта, коллекции, письма, рукописи. По данным элементам можно много сказать о человека, о его увлечениях. Сразу распознать творческую личность. Защита себя, своего тела, своей идентичности, равно как и своего ближайшего окружения, относится к числу древнейших личностных качеств человека и в истории общества, и в истории индивида. Как сказал Г. Гейне: каждый человек есть "целый мир, рождающийся и умирающий вместе с ним".
  • 2. Социальная личность складывается в общении с людьми, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. По сути дела она предстает как система социальных ролей человека, в разных группах, мнением которым он дорожит. Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, дружбе, любви, соперничестве и т.д. формируют социальную структуру личности. Психологи отмечают, что довольство или недовольство собой всецело определяется дробью, в которой числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель - наши притязания.При увеличении числителя и уменьшении знаменателя, дробь будет возрастать. По этому поводу Т. Карлейль говорил: "Приравняй твои притязания к нулю и целый мир будет у ног твоих".
  • 3. И, наконец, духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего "Я", на котором все и держится. Это внутренние духовные состояния, отражающие стремление к определенным духовным ценностям и идеалам. Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития. Духовность человека не является чем-то внешним, она не приобретается путем образования или подражания даже лучшим примером
  • 5. На основе критического отношения к социальной реальности формируется четыре типа личностного поведения: нигилист, реакционер, реформатор, революционер.
  • 1. Нигилист -- пренебрежительно относится к повседневным ситуациям настоящего, оценивая его с позиции либо идеализированного будущего, либо идеализированного прошлого. В силу чего он внутренне готов к тотальному разрушению во имя «нового порядка», который «осчастливит» все человечество. Нигилизм довольно часто является результатом краха романтических иллюзий, но может быть и прикрытием эгоистических устремлений и банальной лености.
  • 2. Реакционер (консерватор, ретроград) -- модель личностного по ведения, целью и мотивом которого является стремление сохранить (возродить) патриархальные ценности, воспрепятствовать различного рода новациям.
  • 3. Революционер как тип личности стремится к преобразованию на личного бытия, и, прежде всего к его разрушению. Хотя довольно часть революционеры -- прагматики, однако их прагматизм не направлен на личные выгоды, они, скорее аскеты и готовы к жертвенности ради идеалов революции. Профессиональные революционеры ориентированы на высокую ответственность, постоянную мобилизацию, высокую организованность и героизм. Такой тип личности наибольшее распространение находит в обществах переходного типа, в кризисные, критические периоды истории.
  • 4. Реформатор -- тип ориентации личностного поведения на реализм в оценках ситуации и целей и средств ее преобразования. Для него характерны склонность к компромиссам, решительность и ответственность за выполнение поставленных целей.
  • 6. Известный представитель конфликтологического направления в социологии Р. Дарендорф использует термин Аристотеля homo politicus, то есть человек политический, участвующий в общественной жизни и управлении, разработал свою социальную типологию личности. Он подчеркнул, что личность - это продукт развития культуры и социальных условий и пользуется термином homo sociologihus (человек социологический) выделял его виды :
  • 1. homo faber - человек трудящийся, в традиционном обществе, то есть личность, несущая бремя, наделенное важной общественной функцией;
  • 2. человек массовый - современный потребитель, личность, сформированная массовым обществом;
  • 3. человек универсальный - способный заниматься разными видами деятельности, способный к всевозможным занятиям;
  • 4. человек, зависящий от государства

В современной социологии, согласно американскому социологу Дж.Ритцеру, существуют четыре основные парадигмы - исходные концептуальные схемы, объективные модели, которые различаются в зависимости от того, как авторы понимают социальную реальность.

Парадигма социально-исторического детерминизма связана с работами К.Маркса, Ф.Энгельса. В этой парадигме социальная реальность рассматривается как совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности. В фокусе ее внимания - социальные структуры, которые, взаимодействуя друг с другом, порождают социальный процесс. Более точно определить эту парадигму можно как экономический детерминизм.

Парадигма социальных фактов сводит социальную реальность к двум группам социальных фактов - социальным структурам и социальным институтам, которые рассматриваются в качестве реальных вещей. Ее возникновение связано с именем Э.Дюркгейма. В рамках этой парадигмы выделяются два противоположных теоретических направления - структурно-функциональный анализ (функционализм) и теория конфликта. Среди последователей данного направления можно назвать таких известных социологов, как П.Сорокин, Т.Парсонс, Р.Мертон, Р.Дарендорф.

Парадигма социальных дефиниций обязана своим возникновением работам М.Вебера. Согласно этой парадигме, социальное поведение людей строится в соответствии с пониманием ими социальной реальности. К данной парадигме относятся следующие теоретические направления: символический интеракционизм, феноменологическая социология и этнометодология. Наиболее видными представителями являются А.Шюц, Дж.Мид, Г.Гарфинкель, Т.Лукман.

Парадигма социального поведения опирается на психологическую ориентацию и выражается в бихевиористской социологии и теории социального обмена. Наиболее известными представителем первой является психолог Б.Скиннер, второй - Дж.Хоманс. Суть данной парадигмы заключается в понимании поведения человека как соответствующей реакции на определенные внешние стимулы. Особое внимание акцентируется на проблеме вознаграждения ожидаемого и наказания нежелательного социального поведения.

Несмотря на многочисленные попытки социологов, до сих пор не удалось создать единой общей социологической теории. Д.Ритцер разработал интегральную модель социальной реальности. Она представлена в виде взаимодействия четырех уровней социальной реальности: макрообъективного, макросубъективного, микрообъективного и микросубъективного (Рис.3).

Рис.3. Интегральная модель социальной реальности Д.Ритцера

Значение этой модели состоит в том, что она позволяет, во-первых, установить реальные взаимосвязи между различными уровнями социальной реальности, во-вторых, служит основанием классификации изучаемых явлений, в-третьих, требует применения соответствующей этим явлениям методики и техники.


Современная социология отличается необычайным разнообра-зием научных школ и направлений. Все они могут быть разделены на две большие группы: макросоциопогические теории и микросциологические теории. Среди первых наиболее влиятельными яв-ляются структурный функционализм и теория социального конфликта.

Концептуально-теоретические основы структурного функцио-нализма разработал видный американский социолог Толкотт Парсонс (1902—1979), предложивший рассматривать общество как целостную систему, состоящую из функционально взаимо-связанных элементов. В качестве таких элементов могут высту-пать индивиды, группы, коллективы и другие общности, внутри которых и между которыми устанавливаются функциональные отношения. Характер этих связей и отношений позволял пост-роить более или менее полную картину общества. Естественно, при таком подходе менялось и представление о предмете социо-логии, который полностью сводился к выявлению социальных связей и взаимосвязей.

Парсонс пытался сформулировать универсальные принципы функционирования социальных систем. Он считал, что любая социальная система для сохранения своего равновесия должна выполнять следующие функции:

Приспособление к окружающей среде (адаптация);

Определение и достижение целей (целедостижение);

Координация функций и поддержание внутреннего единства (интеграция);

Снятие напряжения и воспроизводство культурно-ценностных образцов, норм и стандартов поведения (латентность — поддержание образца).

На уровне общества в целом функцию адаптации выполняет экономическая подсистема, функцию целедостижения — политическая подсистема, функцию интеграции — правовые и соци-окультурные институты, латентную функцию — институты се-мьи, образования, религии.

Парсонс рассматривал развитие общества как эволюционный процесс, характеризующийся растущим упорядочением систем-ных отношений, повышением сложности систем и увеличением их возможностей для удовлетворения своих потребностей.

В противовес структурно-функциональному подходу, делаю-щему акцент на стабильности социальных систем и эволюцион-ных формах их развития, в современной социологии сложилось конфликтологическое направление, наиболее известными представителями которого являются американский социолог Л. Козер и немецкий политолог и социолог Р. Дарендорф.

Льюис Козер (р. 1913)— автор теории позитивно-функцио-нального конфликта, в рамках которой обосновывается главный тезис, что стабильность социальной системы не исключает, а, напротив, предполагает борьбу интересов, социальные коллизии и столкновения. По теории Л. Козера, социальные конфликты выступают как неотъемлемый атрибут социальных отношений и выполняют такие позитивные функции, как интеграция соци-альной структуры, поддержание солидарности внутри групп, укрепление межличностных отношений, разрядка напряженности в обществе и др. За конфликтами признается также важная роль в обновлении общества: они не только порождают новые социальные институты и нормы, но и стимулируют экономический и технологичес-кий прогресс.

Значительный вклад в развитие современной конфликтологии внес Ральф Дарендорф (р. 1929), разработавший концепцию конфликтной модели общества. Предложенная им теоретическая конструкция основана на четырех положениях: 1) каждое общество в каждый момент находится в процессе изменений; 2) в каждом обществе есть несогласие и конфликт; 3) каждый элемент в обществе способствует его интеграции и изменениям; 4) каждое общество базируется на господстве одних его членов над другими.

Происхождение социальных конфликтов, их причины Р. Дарендорф объясняет преимущественно политическими фактора-ми: это борьба за власть, престиж, авторитет, возможность распоряжаться ресурсами. Конфликты могут возникать в любом сообществе, где есть господство и подчинение: одни группы имеют власть и стремятся ее сохранить, а другие лишены влас-ти и хотят изменить существующее положение.

Признавая конфликты естественным состоянием общества, Р. Дарендорф вместе стем считает, что они должны быть легализированы, институционализированы, разрешаться на основе существующих в обществе норм и правил. Наиболее благопри-ятные условия для регулирования социальных конфликтов су-ществуют, по его мнению, в демократическом, открытом обще-стве, для которого характерны политический плюрализм, гибкая система управления и высокая мобильность.

Если структурный функционализм и конфликтология исследуют социальные явления и процессы на уровне общества и его крупных структур, то микросоциологические теории делают упор на изучение поведения людей, их социальных взаимосвя-зей. К основным микросоциологическим теориям относятся символический интеракционизм, феноменология, этнометодология и теория социального обмена.

Создателем теории символического интеракционизма считается известный американский философ, социальный психолог и социолог Джордж Герберт Мид (1863—1931), который разработал исходные принципы этого социологического направления, получившие развитие в работах его ученика Герберта Блумера (1900—1986). Основные положения символического интеракцио-низма сводятся к следующему:

Люди действуют, руководствуясь прежде всего символическими значениями, которые они придают тем или иным объектам;

Сами символические значения есть продукт социального взаимодействия;

Символические значения возникают и изменяются посредством их интерпретации и переопределения.

Рассматривая социальное взаимодействие как обмен между людьми социальными символами (словами, жестами и т.д.) и как интерпретацию этих символов, представители символического интеракционизма считают, что изучение непосредственных взаимодействий индивидов позволяет объяснить все соци-альные процессы, происходящие в обществе.

Близким к символическому интеракционизму является фе-номенологическое направление, основы которого разработал австро-американский философ и социолог Альфред Шюц (1899—1959). Свою цель эта социологическая школа видит в познании социальной реальности через изучение повседневной жизни людей, анализ обыденного сознания. Исследования кон-центрируются на выявлении универсальных структур, возника-ющих в процессе социального взаимодействия. Главная мето-дологическая задача феноменологической социологии — открытие общих, типичных форм организации повседневной жизни, поскольку обыденный мир — «высшая реальность», где человеческая субъективность воплощается наиболее последо-вательно и полно.

К феноменологии непосредственно примыкает этнометодологическое направление в социологии, основателем которо-го считается американский социолог Гарольд Гарфинкель (р. 1911). Этнометодолагия рассматривает социальную реаль-ность как продукт интерпретирующей деятельности людей и сосредоточивает свои усилия на эмпирических исследованиях единичных и локальных актов социального взаимодействия как речевой коммуникации. При этом основное внимание уде-ляется изучению обыденных норм, правил поведения, смыс-лов языка общения, скрытых механизмов межличностных взаимоотношений в повседневной жизни. Этнометодология критикует методы традиционной социологии как искусствен-ное наложение готовых схем на реальное человеческое пове-дение.

Особое место среди микросоциологических концепций занимает теория социального обмена, одним из авторов которой яв-ляется американский социолог Джордж Хоманс (1910—1989). Своеобразие предложенного им подхода заключалось в приме-нении принципов бихевиоризма (буквально «наука о поведении» от англ. behaviour — поведение) для объяснения социальных яв-лений и процессов. В интерпретации Дж. Хоманса социальное взаимодействие выступает как процесс обмена, участники кото-рого стремятся максимизировать выгоду и минимизировать затраты. Обмен определяется четырьмя основными принципами, трактуемыми в духе бихевиоризма:

. принцип успеха: чем чаще вознаграждается данный тип действия, тем выше вероятность его повторения;

. принцип стимула: если стимул привел к успешному действию, то в случае повторения этого стимула будет воспроизводиться данный тип действия;

. принцип ценности: чем выше ценность вероятного результата, тем больше прилагается усилий для его достижения;

. принцип «насыщения»: когда потребности близки к насыщению, прилагается меньше усилий для их удовлетворения.

С помощью этих принципов Дж. Хоманс пытался даже объяснить процессы, происходящие на макроуровне, что выяви-ло определенные методологические изъяны данного социологи-ческого направления.

Следует отметить, что в последние десятилетия наметилась тенденция к преодолению разрыва макро- и микросоциологии. Успешное решение этой актуальной задачи могло бы означать переход к качественно новому этапу в развитии современной социологии.

Современные социологические теории и концепции молодежи берут свое начало в 1930–1940-х гг. В то время на Западе, чуть позднее в России, проблематика изучения молодежи становится наиболее актуальной в рамках социологии как науки. Осмысление роли молодых людей в сфере производства, рассмотрение места молодежи в структуре социального пространства, возложение новых стратегических задач, от решения которых зависит будущее общества, на молодое поколение активизируют не только проведение прикладных эмпирических исследований проблем молодежи, но и разработку теорий и концепций молодежи.

В достаточно сформировавшемся виде с точки зрения науки концепции и теории молодежи представляются к концу 1980-х гг.

Остановимся на наиболее значительных концепциях и теориях изучения молодежи.

Психоаналитическая концепция базируется на постулатах теории психоанализа Зигмунда Фрейда, а также связана с теорией жизненного пути личности, выведенной учениками З. Фрейда (Р. Бенедикт, Л. Фойер, Л. Шелефф, Э. Эриксон) и развитой неофрейдистами (Г. С. Салливан, К. Хорни, Э. Фромм).

Базисом психоаналитической концепции выступает идея о соотношении трех сущностей в человеке: биологической, социальной и психологической. Эта идея трех сущностей преломляется к развитию молодежи. Соответственно, основными темами исследований становятся проблемы, касающиеся природы молодости, особенностей процесса взросления молодых людей, конфликты представителей разных поколений, особенности гендерного поведения молодых людей, причины агрессивного отношения молодежи к существующему общественному строю.

Американский психолог Грэнвилл Стэнли Холл одним из первых описал противоречивость и амбивалентность подросткового периода в жизни человека.

Холл считал, что подростковый период олицетворяет эпоху романтизма в истории человечества в целом. Подростковый период является промежуточной стадией между детством (эпохой охоты и собирательства в истории развития общества) и взрослым состоянием (эпоха развитой цивилизации). Этот период, с точки зрения Г. С. Холла, связан с хаосом, когда примитивные животные, биологические импульсы сталкиваются с требованиями социальной действительности, т.е. на первый план в человеке, находящемся в подростковом периоде, выходит биологическая сущность.

Холл описывал такие противоречия, присущие подростковому периоду, как: чрезмерная активность подростка сменяется состоянием изнурения, веселость сменяется унынием и чувством опустошения, уверенность в себе переходит в трусость, скрытность и застенчивость, эгоизм сменяется альтруизмом, высокие нравственные стремления сменяются низменными побуждениями, чрезмерная общительность сменяется замкнутостью, смещением акцентов на свою внутреннюю сущность, повышенная чувствительность переходит в апатию, любознательность сменяется отсутствием интеллектуальных поисков, стремление к бунтарству и реформаторству сменяется пассивностью и стремлением к рутинному образу жизни. Он называл подростковый период в развитии человека периодом бунтарства и бурь. В целом подростковый период насыщен стрессами, конфликтами, пограничными напряженными ситуациями, нестабильностью для человека. Этот период связан с кризисом самосознания подростка, но, преодолевая такой период, человек приобретает индивидуальность.

Книга Холла "Adolescence" ("Подростковый период") в двух томах была опубликована в 1904 г., в дальнейшем многократно переиздавалась. Холла называют отцом психологии переходного возраста, поскольку он первым предложил теорию, в рамках которой не только объясняется специфика подросткового периода в жизни человека, но и поднимаются проблемы, связанные с этим возрастом.

Швейцарский психиатр и психолог Карл Густав Юнг обосновывает природу раздвоения сознания молодых людей.

Американский психолог Эрик Эриксон рассматривал процесс формирования и развития личности посредством преодоления человеком кризисных периодов, так называемых кризисов идентичности.

По мнению Эриксона, формирование и развитие личности продолжается всю жизнь. Эриксон выделяет восемь этапов в жизни человека, каждый из которых связан с особым для конкретного этапа конфликтом. Успешное разрешение конфликта способствует переходу на следующий этап развития.

Первый этап (от рождения до года) характеризуется конфликтом между доверием и недоверием; второй (от года до двух лет) – связан с конфликтом между автономией и сомнением (самостоятельность и нерешительность); третий (от трех до пяти лет) – это конфликт между предприимчивостью и чувством вины; четвертый (от шести до 11 лет) – это конфликт между умелостью и комплексом неполноценности; пятый (от 12 до 18 лет) – это идентификация личности и путаница ролей; шестой (ранний взрослый период) – это ранние годы семейной жизни человека – конфликт между близостью и одиночеством; седьмой (поздний взрослый период) – период, когда дети становятся подростками, а родители четко соотносят себя с профессиональной деятельностью, конфликт общечеловечности и самопоглощенности (производительности и застоя); восьмой – период, когда основная работа жизни закончилась и для человека наступает время размышлений и общения с внуками, если они есть, – конфликт цельности и безнадежности.

Пятый этап связан с подростковым периодом. Подросток созревает физиологически и психически. В этот период у молодого человека развиваются новые взгляды на окружающий мир и на свое место в нем. Подростки мысленно конструируют идеальные типы общества, семьи, социального окружения, пытаются на практике воссоздать эти идеалы. Причем связь с социальным окружением может способствовать как положительной самоидентификации подростка, так и отрицательной. Пытаясь избежать кризиса идентичности подросткового периода, некоторые молодые люди спешат с самоопределением, поэтому они не в состоянии раскрыть свой потенциал полностью; другие молодые люди продлевают этот кризис и состояние несфокусированной идентичности на длительное время, тем самым их самоопределение затягивается. Иногда диффузная идентичность переходит в негативную идентичность, при которой молодой человек принимает опасную или социально нежелательную роль.

Американская этпоантрополог Рут Бенедикт доказывает, что общество, социальное окружение, специфика культуры оказывают значительное влияние на человека на каждом этапе формирования личности. Тип социально-психологической зрелости подростка зависит от того, насколько семья или представители другого близкого социального окружения подростка предоставляли возможность ему принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Американский социолог Дэвид Рисмен связывает существование различных социальных характеров с различными типами общества. С точки зрения Рисмена, детские годы имеют огромную важность для формирования характера. Детские годы нельзя рассматривать отдельно от структуры общества, которое оказывает непосредственное влияние на родителей, воспитывающих детей, а также на самих детей. Рисмен считал, что каждое общество стремится воспитать в своих членах чувство конформизма, которое закладывается в ребенке, а затем поддерживается или разрушается в процессе взрослой жизни.

Д. Рисмен выделяет три типа социального характера, каждый из которых соответствует трем основным этапам развития общества.

В традиционном обществе формируется тип социального характера "ориентация на традицию". Специфика традиционного общества заключается в том, что число рождений приблизительно равно числу смертей, поэтому большую часть населения составляет молодежь, жизненные ожидания молодежи невысоки, оборот поколений – достаточно быстрый. Мотивация поведения у "ориентированного на традицию" человека – страх быть опозоренным в случае несоответствия принятым в обществе нормам, строгое выполнение которых возлагается на человека.

Обновленному в процессе модернизации обществу (по типологии Д. Белла – индустриальный тип общества) свойственен новый тип социального характера – "ориентация на себя". Основными отличительными чертами индустриального общества являются: резко возрастающая социальная мобильность, быстрое накопление капитала, экспансия и колонизация. Соответственно, такому типу общества требуется новый тип характера – предприимчивый, инициативный, активный, рискованный, стремящийся к новациям. "Ориентация на себя" означает внутренний, а не внешний источник мотивации, большую свободу выбора целей, разнообразие средств их достижения, меньший контроль семьи, клана и прочих авторитетов.

Для третьего типа общества (общество постиндустриального типа) в целом и для общения в молодежной среде в частности Д. Рисмен выделяет социальный характер, связанный с "ориентацией на другого". Источником "ориентации на другого" является группа равных (Peer group). Социальный характер "ориентация на другого" получает свое развитие в США и других западных странах со второй половины XX в. В данных обществах образование, досуг, сфера обслуживания сочетаются с возрастающим потреблением информации и образов, в избытке предоставляемых новыми средствами массовой коммуникации, т.е. общества находятся в постиндустриальной стадии своего развития. Главным источником достижения целей для "ориентированного на других" человека становится потребность в получении социального одобрения со стороны группы равных.

Д. Рисмен считает, что история человечества представляет собой постепенный переход от "ориентированного на традицию" типа личности к "ориентированному на себя" типу личности и впоследствии к "ориентированному на других" социальному характеру.

Британский психолог и психоаналитик Анна Фрейд разработала теорию защитных механизмов "Я", в которой раскрывала специфику подросткового периода, обозначая взгляд на молодежь как на особую категорию людей, нуждающуюся в преодолении определенных стадий развития.

Основные положения психоаналитической концепции были использованы и отечественными последователями данной концепции. Среди российских ученых к последователям психоаналитической концепции можно отнести Л. М. Архангельского, С. Н. Иконникову, И. С. Кона, В. Т. Лисовского, В. Б. Ольшанского, Д. И. Фельдштейна, В. М. Щердакова. Ими изучались проблемы развития личности молодого человека, влияния общества на развитие личности, они развивали целостный системный взгляд на формирование молодежного сознания, самореализацию молодого поколения и преодоление им социального отчуждения.

Российский социолог Игорь Семенович Кон выделяет в качестве одной из важнейших психологических особенностей молодых людей гетерохронность, т.е. разноуровневое развитие. Он считал, что именно эта особенность является причиной основных противоречий юношеского периода. И. С. Кон предлагает рассматривать гетерохронность на двух уровнях: во-первых, на межиндивидуальном, когда молодые люди одного возраста резко отличаются по уровню как физиологического, так и интеллектуального развития; во-вторых, на внутрииндивидуальном, когда по степени развития отличаются разные стороны одной личности.

В целом, в рамках психоаналитической концепции молодежь рассматривается с позиций психофизических особенностей личности, поэтому молодежь определяется как совокупность индивидов определенного возраста со специфическими характеристиками психического развития.

объединяет теории Д. Белла, Г. Маркузе, Р. Мертона, Т. Парсонса, В. Райха, А. Радклифф-Брауна, Э. Фромма. Теории этих авторов связаны со структурным анализом молодежи как социально-демографической группы в обществе.

Суть структурного функционализма в общей социологии сводится к тому, что все элементы общества как системы связаны друг с другом, в своем взаимодействии они составляют единое целое, где каждый элемент выполняет свою функцию, т.е. вносит вклад в функционирование и развитие целого.

В рамках данной концепции молодежь рассматривается как целостная система позиций (статусов), которые занимают индивиды и в соответствии с которыми они выполняют свои социальные роли.

Структурно-функциональная концепция для изучения молодежных проблем была предложена американским социологом Толкотом Парсонсом во время Второй мировой войны в ходе дискуссии о роли возрастных групп в обществе. В то время исследовательский интерес Т. Парсонса был сконцентрирован вокруг мировоззрения, ценностей, поведения, стилей потребления культурных образцов различных групп молодежи. Идея Т. Парсонса заключалась в том, что молодежная культура (в том числе и преступная как одна из культурных разновидностей) имеет социальную функцию снятия (минимизации) напряжения между молодежью и обществом. Таким образом, молодежная культура решает проблемы, возникшие в результате изменения структуры американского общества. Задача социологов, изучающих молодежную проблематику, – определить, каким образом молодежная культура способствует поддержанию социального порядка.

Ф. Малер , базируясь на статусно-ролевых представлениях, рассматривал молодежь как состояние транзиции, т.е. перехода каждого молодого индивида к взрослому состоянию и обретению статуса взрослого, осуществляемого под влиянием определенных социальных, экономических и политических условий.

Хельмут Шельски отмечал, что молодежь представляет собой переходную ступень от социальной роли ребенка к социальной роли взрослого. Окончание школы, выход на рынок труда, уход из дома, приобретение собственного жилья, создание семьи и др. определяются как набор значимых социальных позиций и ролей, характеризующих не только специфику молодежного статуса, но и различия между группами молодежи.

Израильский социолог Шмуэль Эйзенштадт наиболее полно и систематически разрабатывает идеи Т. Парсонса и структурного функционализма в целом применительно к проблемам молодежи. В 1956 г. в работе "От поколения к поколению" Ш. Эйзенштадт рассматривает структуру любой молодежной группы как систему структурных позиций, заполняемых индивидами, приобретающими при этом некоторый социальный статус и соответственные социальные роли. Каждая роль служит основной единицей в структурном взаимодействии, регулирующем определенные аспекты поведения молодой личности.

С точки зрения Ш. Эйзенштадта, все дети должны быть социализированы, прежде чем они смогут достигнуть статуса взрослого. На социализацию детей должны повлиять моральные нормы общества, в котором они растут, общепринятые в обществе правила, дети должны получить знания и навыки, необходимые для осуществления ими взрослых ролей. При этом социализация может изменяться в соответствии с полом и социальным происхождением ребенка. Ш. Эйзенштадт утверждает, что все люди по мере взросления должны найти себя в социальных институтах, т.е. должны разделить чувство субординации. Каковы бы ни были различия между молодыми людьми в разных областях, каждый молодой человек должен найти свое место в структуре общества и должен вносить свой вклад в деятельность общества в целом. Социальные институты существуют для молодых, но не контролируются ими. Таким образом, молодежь является целью воздействия общества, но она маргинальна в отношении власти.

Проблема молодежи, с точки зрения Ш. Эйзенштадта, заключается в маргинальном, т.е. неопределенном, промежуточном, пограничном, неустойчивом, статусе молодых людей, а молодежная культура как форма проявления досуговой активности ослабляет беспокойство, опасения и сомнения молодежи по поводу своего статуса. Важность молодежной культуры – в ее образцах поведения, одевания, стиля. Под этим ракурсом рассмотрения все формы и виды молодежной культуры (от организованного студенческого клуба до неструктурированных уличных группировок) имеют схожие функции.

К этим функциям можно отнести: успешную адаптацию молодежи в обществе; присвоение первичного статуса; облегчение эмансипации от родителей; передачу особых ценностей и представлений; удовлетворение потребностей в общении.

Важное место в теории Ш. Эйзенштадта отводится понятию "равные группы" (Peergroup). С точки зрения структурного функционализма молодежная досуговая активность всегда представляет собой активность групповую. III. Эйзенштадт исследует не только содержание "равных групп", какие конкретные формы они принимают, но и то, в какой вид социального взаимодействия они включены. По его мнению, равные группы управляют движением от "частных" ценностей к "общим", из социального мира, в котором решения принимаются со ссылкой на родительский авторитет и семейные традиции, к миру, в котором решения должны быть отнесены к универсально согласованным рациональным принципам. Активность в равных группах становится центром социальной жизни молодежи, главным пунктом в молодежном поведении. Основной постулат Ш. Эйзенштадта, формулируемый посредством анализа равных групп, состоит в том, что peer groups не только являются источником формирования новых ценностей, но и источником нахождения своего места в мире для молодого человека.

Отечественные социологи, представители структурно-функциональной концепции – В. Н. Боряз, В. Г. Васильев, А. С. Канто, А. С. Колесников, В. А. Мансуров, Л. Я. Рубина, М. Н. Руткевич, И. М. Слепенков, В. И. Староверов, Ф. Р. Филиппов, С. С. Фролов, В. Н. Шубкин, применяли основные принципы данной концепции с учетом специфики социального положения молодежи в советском, а затем и в российском обществе.

Предметом их исследований являлись тенденции формирования молодых поколений рабочего класса, крестьянства, интеллигенции; особенности их социального положения, трудовой и общественной активности; несоответствие профессионального статуса и квалификационной подготовки; уровня образования и материального обеспечения; формальной включенности в структуры управления и реального участия в принятии решений, т.е. акцент внимания советских социологов был сфокусирован на фундаментальных противоречиях, определяющих характер отношений молодежи и общества.

Более современные исследования российских социологов затрагивают проблемы межпоколенческого взаимодействия, социальной мобильности молодых людей, интеграции молодежи в социальную структуру.

Структурно-функциональный подход в целом базируется на равновесно-интеграционной модели общества. Следовательно, он малоприменим при изучении конфликтных ситуаций, динамики изменений молодежной среды и прогнозировании тенденций ее развития.

Рискологическая концепция формируется в социологии молодежи под влиянием рискологических теорий У. Бека, Э. Гидденса, М. Дугласа, С. Лаша, Н. Лумана.

Данная концепция связана с трактовкой риска в качестве одного из важнейших сущностных характеристик молодежи. С одной стороны, риск рассматривается в качестве необходимого условия жизнедеятельности молодых людей, с другой – он представляет собой фактор, способствующий самореализации и саморазвитию молодежи.

Во-первых, молодые люди подвергаются воздействию рисковых (рискованных) ситуаций, которые продуцируются и развиваются вие деятельностного участия молодых людей. Рисковые ситуации связаны с динамичными процессами, протекающими в обществе. Молодежь не может быть дистанцирована от общественных процессов, поэтому подвергается риску.

Во-вторых, молодежь сама становится субъектом рисковой деятельности, так как провоцирует ее посредством социального творчества, инноваций, реализации социальных притязаний в процессе своего социального развития.

В рискологической концепции главным аспектом изучения молодежи становится риск, поэтому молодость рассматривается как рискованный период или период неопределенности.

На начальных этапах развития рискологической концепции в исследованиях молодежи природа неопределенности связывалась с биологическим процессом взросления, который в итоге должен привести к достижению стабильности и определенности взрослой жизни независимо от социального происхождения молодых людей.

Начиная с 1990-х гг. доминирующим становится социальный фактор неопределенности, а молодежь рассматривается как переход из состояния биологической неопределенности в состояние социальной неопределенности.

В рамках рискологической концепции зарубежные исследователи акцентируют внимание на изучении возрастной дискриминации молодежи (Т. Шуллер, М. Янг), социального неравенства молодого поколения (С. Ковачева, Л. Махачек, Р. Уайт, Дж. Уин), социального исключения (П. Аллат, Дж. Байнер), самореализации и социальной мобильности молодых людей (Д. Аштон, Б. Колле, Р. Макдональд, У. Нейгел).

В отечественной социологии молодежи целостная концепция риска в жизнедеятельности молодого поколения разработана отделом социологии молодежи Института социально-политических исследований РАН. В ней риск рассматривается как фактор жизнедеятельности молодежи во всем многообразии ее связей с обществом. Проникновение в механизмы риска в процессе социального развития молодого поколения позволяет всестороннее раскрыть его природу, глубже понять его влияние на формирование сознания и поведения молодежи, проанализировать процессы маргинализации и отчуждения молодежи от участия в общественных процессах. Наиболее известным отечественным представителем данного направления является Ю. А. Зубок.

Рассмотрев основные концепции социологии молодежи, можно заметить, что молодое поколение всегда изучалось в контексте "социальной проблемы". При этом в исследовательской проблематике доминировали два подхода: с одной стороны, молодежь рассматривалась как угроза существования обществу, с другой – как будущее общества, как результат и необходимое условие его развития.

Культурологическая концепция начинает активно разрабатываться мыслителями в 1960–1970-е гг. как альтернатива структурно-функциональной концепции. Культурологическая концепция базируется на идеях П. Бергера, Т. Лукмана, А. Шюца. В рамках данной концепции исследователи рассматривают мир молодежи в соотнесении с конкретными идеями, образами, представлениями, мотивами, целями поведения молодых людей, включенных в определенное социокультурное пространство. Молодежь рассматривается как результат и как элемент культуры общества в целом. Определенные действия, поступки представителей молодого поколения исследуются как последствия объективных социальных процессов, происходящих в конкретном обществе с определенным типом культуры. Социальные проблемы молодежи связываются не только с особенностями психического склада молодых людей, но и с социальным опытом. Ключевым понятием концепции является понятие "поколение".

Классическими образцами применения данного подхода в изучении молодежи являются работы К. Маннгейма и М. Мид.

Развитие социологии не остановилось в первой половине XX в. В современной социологии на Западе существует целый ряд школ и направлений, в ней представлены все парадигмы, сформировавшиеся в классический период.
Из плеяды современных социологов следует назвать британского мыслителя Энтони Гидденса (р. 1938) — автора фундаментального труда по теоретической социологии. В его работе «Социология», выдержавшей в России несколько изданий, охвачены все базисные понятия этой науки. Объясняя природу социальных институтов, Э. Гид-денс представляет социальную систему как образец социальных отношений, существующих в определенном времени и пространстве.
Среди французских социологов лидерство принадлежит Алену Ту-рену (р. 1925). Свои взгляды он изложил в работах «Социология действия» и «Постиндустриальное общество». Предметом социологии А. Турен считает социальные отношения, которые нельзя увидеть в «чистом» виде, так как они находятся в постоянном движении. Особое внимание он уделил проблеме отчуждения, полагая, что современное общество не просто толкает человека в нищету, а, соблазняя, манипулирует им.
В Германии социологическая мысль в последние десятилетия представлена наиболее ярко трудами Юргена Хабермаса (р. 1929). В его учении сплетены воедино философская и социологическая составляющие. Систематическое развитие идеи Ю. Хабермаса нашли отражение в работе «Теория коммуникативного действия», в которой была представлена оригинальная концепция общества.
Мыслитель видит два уровня его развития, две различные перспективы: с одной стороны, как «жизненный мир» — символическое воспроизводство, а с другой как система действий. «Жизненный мир» и «система» — есть два различных способа рефлексии мира, разделенного на три части: объективный мир фактов, социальный мир норм и субъективный мир внутренних переживаний.
Одно из популярных течений в современной социологии — неопозитивизм. Его представители (Г. Бейлок, Д. Коэн, Д. Уиллер) полагают, что все социальные явления должны описываться и выражаться в количественных параметрах. Другое требование неопозитивистов — освобождение социологии от ценностных суждений и связи с идеологией. Поэтому адекватной формой выражения социологической мысли является язык математики.
Еще одно направление в современной социологии — феноменология. Социологи П. Бергер, Т. Лукман, А. Шюц исходят из того, что восприятие действительности зависит от интерпретации ее человеком. Задача социологии, по А. Шюцу, — понять процесс становления объективности социальных явлений на основе субъективного опыта индивидов.

Лекция, реферат. Современные социологические теории - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.


14.04.2007/курсовая работа

Сущность современной социологии. Объект и предмет социологической науки. Функции современной социологии. Современные социологические теории. Перспективы развития социологии.

21.12.2009/реферат

Определение социологии как науки, ее место в системе общественных наук и перспективы развития. Предмет социологии, ее гносеологические и социальные функции. Разработка социальных прогнозов и практических рекомендаций. Современные социологические теории.

Н.В. Романовский

Современные социологические теории: проблемы классификации

Статья посвящена классификации современных социологических теорий (ССТ), относящихся к теориям общесоциологическим. Показана динамика эволюции состава таких теорий, их группы, соотношение с классическими теориями в социологии. Кратко охарактеризованы 14 групп ССТ, приведены данные о вероятной их эволюции в ближайшей перспективе. Приведены данные о возможных способах развития теоретической составляющей.

Ключевые слова: социология, теория, современные социологические теории, эволюция, ученые, университеты.

Центральная роль теоретической составляющей современной социологии акцентирует постановку вопроса о реальном содержании понятия «Современные социологические теории». Для России эта проблематика особо важна. Если сравнивать с интенсивностью усилий наших коллег в этой сфере и в отраслевых областях, в эмпирических исследованиях - предпочтение следует отдать последним. Это едва ли нормальное положение в противоречивых условиях, в которых работает отечественная и мировая социология.

Теоретическая составляющая социологии требует внимания и специального анализа из-за сложившейся вокруг нее общественной ситуации. Социология в современном мире живет в ситуации соперничества за ресурсы, кризисов общества и университетов. Вокруг предлагаемых социологами специализаций сильна междисциплинарная конкуренция (в том числе за студентов, читай -за финансирование), соперники выдвигают претензии на ведущую роль и оплачиваемой интерпретации «социального»; достижения социологии перехватываются конкурентами - экономика, психология, социальная философия и др.1 Происходящие в самой социологии процессы неоднозначны. Разных степеней развитости достигли составляющие социологической науки; назревает обновление ряда

© Романовский Н.В., 2016

разделов социологического знания (теория, методология, методика, эмпирические техники, специальные социологические дисциплины, презентация социологии обществу). Теоретическое знание социологической науки мультипарадигмально. Дробление ее дисциплинарного поля на специальные субдисциплины способствует «растаскиванию», чем грешат «соседи». Некоторые частные социологические дисциплины (электоральная социология, опросы общественного мнения, маркетинг), не уделяя внимания теоретической составляющей, уходят из науки. Теория, возможно - только теория, способна исполнить роль несущего стержня, повысить устойчивость нашей науки.

Институционально развитие ССТ в России имеет под собой базу: соответствующие отделы в институтах социологии, в университетах, издания, пусть не специальные (специальные журналы по социологической теории выходят в США и Германии), но регулярно печатающие материалы по теоретической социологии; студентам от бакалавров до аспирантов читаются соответствующие курсы, выходит учебная литература, монографические труды. По представленным в Интернете данным можно заключить, что социологически развитым странам Россия уступает в одном - у нас нет центров исследований передового уровня ССТ, как в США и ряде стран Западной Европы.

Терминологически «Современные социологические теории» означает общесоциологические теории. Теоретические основы специальных социологических дисциплин - дело тех, кто работает в этих областях. ССТ следует отличать от «Социологической теории», которая, в понимании автора, охватывает все теоретическое знание социологической науки (пример - теория ошибок при применении конкретных методов исследования). «Теоретическая социология» наряду с ССТ объемлет теоретическую составляющую методологии и методики. Иными словами, если комплекс социологической теории представлять в виде многоуровневого конструкта, предметом анализа станут верхние уровни теоретического знания социологии (или ее фундамент). «Теоретизирование» (theorizing) - общее обозначение работ в области теории.

База данных. Методология и методика анализа. Проблематика ССТ это спецификация (выявление, уточнение) конкретных ССТ в форме списка или перечня - наподобие оглавления воображаемого учебника по ССТ. Базу данных написания статьи образуют прежде всего публикации последних лет по ССТ. За исходную точку во времени и содержании взята статья П. Сорокина «Социология вчера, сегодня и завтра»2, где перечисляются имевшие хождение тогда социологические теории. Затем (интервал примерно

20 лет) был взят набор СТ известного труда Дж. Ритцера3. С еще одним десятилетним интервалом учтены ССТ, анализировавшиеся И.Ф. Девятко4. Самые близкие во времени теории извлечены из монографий (на русском, английском, немецком, французском, испанском языках), университетских учебников по теоретической социологии (известный пример здесь книга Дж. Александера5), вышедших преимущественно в новом столетии6, и др. Теоретические построения отечественных социологов дополнены по их суммарному изложению Л.М. Семашко7. Анализировались авторские курсы, читаемые в университетах мира (они представлены в сети Интернет). Проанализированы труды по истории социологии, акцент в которых часто делается на теоретической составляющей развития нашей науки. Изучена специальная социолого-теорети-ческая и общесоциологическая периодика. Определенную роль сыграло «включенное наблюдение» автора за полем теоретической социологии: чтение курса «Современные социологические теории» студентам и аспирантам РГГУ.

В проанализированной литературе выявлено ядро ССТ в 12-18 «единиц». Содержание этого ядра медленно меняется; авторы варьируют изложение этих конструктов. Единицы этого ядра окружены теоретическими конструкциями, в сумме достигающими - оценочно - цифры 100. В изученных текстах налицо влияние национальной специфики - внимание к созданным учеными конкретных стран теориям8; заметна мода на вновь появляющиеся теории.

Материалы по ССТ демонстрируют комплекс терминов; это -поле используемых социологами теоретических положений. Варианты группировки (классификации) релевантных теоретических конструктов зафиксированы. На их основе автор сделал свою группировку, максимально охватив весь комплекс ССТ - несколько десятков единиц. Теоретические основы специальных социологических дисциплин только учитывались.

Определим авторское понимание каждого слова в формуле «современные социологические теории». К современным отнесены те из циркулирующих в социологической литературе построений, что: а) реально применяются в практике современных поколений ученых-социологов, и в этом смысле этот набор коренным образом отличен, например, от современных социологических теорий времен П.А. Сорокина (см. его упомянутую статью); б) содержанием своим выражают тип социологического теоретизирования, исходной точкой появления которого представляется структурно-функциональная теория Парсонса (1950-е гг.), служившая и служащая - мутатис мутандис - образцом. Это теории социологические - в первую очередь в отличие от теорий социальных -

глобализация, модернизация или постмодернизм. Что касается теорий, ниже представлены конструкты разного статуса, обозначаемые разными терминами, не только словом теория; само слово теория в социологии имеет несколько значений9. Терминология, лексические обозначения единиц, вошедших в собранный комплекс, отражены ниже: специально содержание каждого из них не обсуждается. Не все они заслужили право называться теориями; используемая в современной теоретической социологии терминология связана с градацией, уровнем теоретических положений. Вот некоторые из подобных терминов: модель (чаще в специальных дисциплинах), традиция10, концепция, направление, социология, подход, перспектива, парадигма, программа, наконец -собственно теория, и т. д.11 Для стоявшей перед автором задачи уместной представлялась конвенциональность: если в тексте по теоретической социологии употреблен релевантный термин, это достаточное основание рассмотреть его как положение теоретическое.

Проблема привязки ССТ к странам (и лицам) требует комментария. В литературе теоретическое знание часто представлено в историко-персоналистской форме - история и теория излагаются через призму трудов и жизни крупных социологов. Ниже теории даны «без имен12 и дат»; в паре «теория и история» отделена теория от истории.

Классические теории «выведены за скобки», поскольку перед автором стояла задача спецификации теорий современных. Но они имплицитно представлены в тексте, будучи интегральной частью ССТ. Актуальность классики сомнений не вызывает: это действительно современный, действующий ресурс дополнения, обогащения ССТ. Примерами служат использование Дж. Александе-ром забытых идей Дюркгейма при создании культурсоциологии, дополнение теории социального действия М. Вебера положением о креативном действии (Х. Йоас) и др.

Итак, к числу современных социологических теорий мы можем отнести следующие.

1. Теории, истоки которых - анализ социального действия: теория социального действия, теория структурного функционализма, неофункционализм, теория креативного действия, диспози-ционная теория социальной регуляции поведения, парадигма активности, теория практик.

2. Теории, выстраиваемые вокруг идеи анализа социального взаимодействия (интеракции): конфликтная парадигма, теория социального обмена, теория рационального выбора, диалогическая социология, коммуникационные теории.

3. Теории, основанные на идее структуры: структурализм, конструктивизм, теория структурации, (де-) конструктивизм, теория морфогенеза, фигурационная социология (теория фигураций), теория социальных институтов, теория институциональных матриц, теория поля.

4. Теории, основанные на идее системы: общая теория систем в социальных науках, системная теория, мир-системная теория.

5. Теории, основанные на метафоре сети: анализ социальных сетей, реляционная социология, теория актор-сеть, теория цепочек интерактивных ритуалов, сетевой подход.

6. Социологические теории, сложившиеся на наследии марксизма: пост(нео-)марксистские социологические теории, критические социологические теории (в США - радикальные), публичная социология, фрейдомарксизм.

7. Теории, выстроенные на идеях феноменологической философии: феноменологическая социологическая теория, символический интеракционизм, теория фреймов, этнометодоло-гия, социология жизни, анализ разговоров, драматургическая перспектива, парадигма повседневности, концепция габитуса, фольк-социология, концепция обыденной рациональности и действия.

8. Теории, основанные на идее эволюционизма: неодарвинизм, неоспенсерианство, социоэкоантропоцентризм, виталистская социология, теория социального становления, процессная социология.

9. Теории, основанные на идеях экологов: экологический подход, космопланетарная энерго-информационная социология, эколо-го-центричный подход.

10. Культуралистские теории: культурсоциология, постколониальная социология, южная социологическая теория, буддистская (православная, теологическая) социология, теологические теории в социологии.

11. Нео- и пост фрейдистские теории: феминистская социология, теория точки зрения, гендерная теория социальной стратификации, теория социального конструирования гендера.

12. Постмодернистские теории.

13. Сциентистские теории: физикалистские теории, техницистские теории, синергетический подход, тетрасоциология, многомерная социология, геометрическая социология, математическая социология, компьютационная социология.

14. Кросс-дисциплинарные ССТ: смешанные (микс) теории, граун-дед-теория и методология, когнитивная социология, рефлексивная социология.

Не пытаясь за отсутствием места характеризовать каждую из приведенных выше теорий (их около 80; охват этой спецификацией также составляет около 80% встречавшихся терминов), подчеркну: современная социологическая теория в суммарном, подобающем понятию тезаурус виде - это комплекс (многоуровневый конструкт, набор) современных социологических (в отличие, повторюсь, от теорий социальных) теорий. Этот комплекс организован, структурирован по ряду основополагающих качеств: 1) он интегрирован, объединен онтологическими основами; 2) нормой считается единство уровней теоретического знания - от микро до макро. Говорить о макросоциологии допустимо с условием, что подразумевается интеграция микро-, мезо- и макроуровней; 3) комплекс социологических теорий интегрирует фактор времени, движения во времени и пространстве, процессность социальной жизни.

Нетрудно заметить, что эта классификация отразила эволюцию теоретической социологии после Т. Парсонса - прежде всего это касается теорий 1-7. Структурный функционализм - первая современная социологическая теория, применяемая до настоящего времени социологами. Проблемы и пробелы исходных построений Парсонса дали импульсы многим процессам в социологической теории. Так, парсоновской идее социального действия была противопоставлена зиммелевская идея социального взаимодействия (обмена, сети и т. д.). Неприятие Парсонсом идей марксизма породило конфликтную парадигму, позднее интеграцию идей неомарксизма, критической социологии. Парсонс, его современники и последователи теоретизировали идеи общей теории систем, образовавшей самостоятельный раздел ССТ. Реакцией на парсоновс-кую теорию (и на раздел в философии по линии идеализм-материализм) была феноменологическая социология - источник ряда социологических теорий и т. д.

Что до теорий 8-14, часть из них - перспективные работы социологов, не раскрывшие пока свой потенциал. Частью теории этой группы уходят; частично за ними, возможно, будущее. На классификации ССТ сказывается взаимодействие социологии с рядом наук. Есть в этой классификации следы теорий одного фактора; в статье П.А. Сорокина «Социология вчера, сегодня и завтра» их присутствие гораздо заметнее. Констатирую наличие среди приведенных выше теорий ряда эзотерических конструктов; ими грешит и российская теоретическая мысль. Среди отечественных теоретических конструкций можно найти поисковые работы в рамках признанных теорий, частично совпадающие с достигнутым, частью его дополняющие (пример: потоко-

вые структуры Д. Иванова13 близки Коллинзу). Не всегда теории социологические отделены от теорий социальных, выдаваемых за социологические, но не дифференцируемых от них. Встречаются эмпирически не тестируемые идеи. В целом же, с одной стороны, в современной России социологическое теоретизирование есть. С другой - социология Англии, Франции, Германии (особенно учебная литература и университетские курсы) подсказывает, что «флюс» ссылок на достижения ученых-соотечественников вещь естественная.

Важно видеть в приведенной классификации реальную динамику эволюции ССТ в виде «поворотов» в их развитии - частично продолжающихся. К примеру, поворот онтологический в конкретном применении к акторно-сетевой теории предлагает отказаться от «общества», приглашая визуально представить себе объект социологии в виде шара. Земля имеет эту форму; а шарик легко представить себе в виде клубка из сетей: Интернета, проводных, радио-, авиамаршрутов и т. п., выстроенных акторами и интегрирующих акторов, пропитанным желеобразными культурами, влияниями, политиками и т. п. При этом в центре внимания человек, его/ее действия, плюс окружающая среда. Исторический поворот придал нормативность требованию к социологическому теоретизированию мыслить с учетом времени, динамики, синхронии и диахронии. С ним, помимо отсылок к Элиасу, Тилли, Скочпол и др., связано стремление некоторых теоретиков отражать в своих построениях момент движения. В эту группу теорий можно включить теорию фигураций Элиаса. Культурный поворот (Дж. Александер) требует осуществлять охват всего социального мира пространственно, включая вовлечение в социологию культурно «иных» постколониальной периферии, конфуцианского Китая, Индии, исламского мира.

Имели место попытки выхода - их нельзя исключать в дальнейшем - из состояния мультипарадигмальности14, генерируемые сознанием связи этого состояния с возможным кризисом, со снижением конкурентоспособности и др. Они не дали результатов.

Теория в науке никогда не имела замкнутого на себе значения; суть ее - облегчать работу социологов, приносить им пользу в объяснении изучаемых явлений, их эвристике и аналитике15, глубже проникать в реальные «социальные проблемы», проблемы, переживаемые людьми. В работе университетских социологов роль теории отражена в требовании к студенческим (аспирантским) работам формулировать их теоретические основания.

Особняком стоит вопрос умения находить, выстраивать теоретическую новизну в исследовательских (учебно-научных) работах. Здесь интересен опыт исследований в области социологии менеджмента и организаций16. Из массива журнальных статей, содержащих теоретические положения, выделены пять типов теоретических поисков и находок (теоретизирования): 1) информирование о новых теоретических положениях; 2) тестирование, проверка выдвигаемых теоретических положений; 3) уточнение выдвигаемых социологами положений; 4) построение, выстраивание новых конструктов, связей, процессов и т. д. Здесь могут иметь место гипотетико-дедуктивные работы, проверяющие то, что ранее никем не анализировалось и не исследовалось; 5) расширение обнаруженных правил, моделей, закономерностей на новые сферы социальной действительности.

Примечания

1 Доган М. Социология среди социальных наук // Социологические исследования. 2010. № 10. С. 3-13.

2 Сорокин П.А. Социология вчера, сегодня и завтра // Там же. 1999. № 7. С. 115- 124.

3 Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. СПб.: Питер, 2002.

4 Девятко И.Ф. Социологические теории деятельности и практической рациональности. М., 2004.

5 AlexanderJ. Twenty Lectures: Sociological Theory Since World War II. N.Y.: Columbia Univ. Press, 1987.

6 Collins R. Four Sociological Traditions. N.Y.: Oxford Univ. Press, 1994; Waters M. Modern sociological theories. L. e.a.: Sage, 1994; Johnson D.P. Contemporary Sociological Theory an Integrated Multi-Level Approach. N.Y.: Springer, 2008; Levine D.N. Social Theory as a Vocation: Genres of Theory Work in Sociology. Pis-cataway, New Jersey: Transaction publishers, 2014; и др.

7 Semashko L.M. Tetrasociology: theory of social harmony and harmonious peace. St. Petersburg: Technical Univ., 2002.

8 В этом отношении я включил в нижеприведенный перечень ССТ упоминаемые в литературе отечественные «изделия».

9 Абенд Г. Значение слова «теория» в социологии // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 23-28.

10 Три, а затем четыре социологические традиции Р. Коллинза.

11 Не входит сюда, к примеру, теорема Томаса: «Если люди определяют ситуации как реальные, они реальны по своим последствиям».

12 Исключение сделано для теорий, связанных с именем Маркса.

13 Иванов Д.В. К теории потоковых структур // Социологические исследования. 2012. № 4. С. 8-16.

14 Романовский Н.В. Мультипарадигмальная социология - auf Wiedersehen? // Tам же. 2005. № 12. С. 23-32.

15 Штомпка П. Формирование социологического воображения: Значение теории // Tам же. № 10. С. 64-72.

16 ColquittJ.A., Zapata-Phelan C.P. Trends in theory building and theory testing: a five-decade study of the Academy of management journal // Academy of Management Journal. 2007. Vol. 50. No. 6. P. 1281-1303.