Функции социологической науки примеры. Предмет и функции социологии

Структура социологического знания.

Социологи исследуют общество на различных уровнях. Отечественные ученые выделяют теоретический и прикладной (эмпирический) уровни. Западные ученые на микро и макросоциологию.

Теоретическая социология – это множество школ, направлений и школ, объясняющих специфику развития общества со своих позиций. Прикладной или эмпирический уровень связан с конкретными социологическими исследованиями.

Микросоциология изучает поведение людей в повседневной жизни – их интеракцию. Она рассматривает поведение индивидов, их поступки, мотивы. То есть микросоциология ставит своей целью изучение социального поведения людей, межличностного общения, социализации и индивидуализации, мотивации их действий, а также стимулам групповых поступков.

Макросоциологию интересует общество как целостный организм, его структура, социальные институты, их функционирование и развитие. Макросоциология основное внимание уделяет моделям поведения, помогающим понять сущность любого обществ, анализирует социальные структуры, общности, большие социальные группы, слои, системы и процессы, происходящие в обществе.

Социологи используют различные подходы для изучения и объяснения различных процессов и явлений в обществе:

1. Демографический, который изучает вопросы рождаемости, смертности и миграции, связанной с деятельностью людей.

2. Психологический, изучает мотивы, навыки, социальные установки, а также мысли людей. Социальные психологи, например, исследуют проблемы, связанные с взаимодействием общества и личности в процессе социализации и многие другие.

3. Коллективистический , изучает причины образования различных групп в обществе.

Данный подход помогает понять принадлежность людей к той или иной группе, пласту, классу, а также каким образом они образуют эти группы с целью защиты своих интересов.

4. Культурологический , помогает анализировать поведение и поступки людей на основе таких элементов культуры, как общественные правила и ценности.

5. Интеракционистский (взаимодействие), изучает общественную жизнь как систему человеческих взаимоотношений.

Эти подходы говорят о том, насколько широка область исследования социологии. Именно поэтому в социологи существует специализация, которая позволяет более подробно исследовать общество, в котором мы живем.

Как и все другие общественные науки, социология выполняет определенные функции. Одной из важнейших функций социологии является теоретико-познавательная или критическая. Социология, прежде всего, обеспечивает прирост и систематизацию новых знаний о различных сферах общества, раскрывает тенденции и закономерности его развития.



Познавательная функция социологии придает большое значение изучению общественных отношений складывающихся в обществе, а также функционированию социальных институтов. Задачей познавательной функции является также выработка научных прогнозов дальнейшего развития таких сфер жизнедеятельности общества, как материальная, политическая и духовная, на основе анализа социальных процессов.

Этому способствуют и фундаментальные теоретические исследования, вырабатывающие методологические принципы познания социальных процессов и обобщающих значительный фактический материал, и эмпирические исследования, которые несут конкретную информацию об объекте исследования и пополняют социологию богатым фактическим материалом.

Как уже говорилось выше, для социологии характерно единство теории и практики. Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем. Прикладная функция с оциологии обеспечивает достоверную информацию о различных процессах, происходящих в различных социальных сферах общества, о изменении социальной структуры, семейных и национальных отношений и т. д.

Ни одно из современных обществ не пускает на самотек как развитие социально-классовых и национальных отношений, так и развитие экономической, политической и других сфер общества. Поэтому задачей прикладной функции является разработка практических рекомендаций, которые направлены на улучшение механизма социального управления, повышения его эффективности, начиная от управления коллективом и заканчивая управлением делами всего общества.

Действенный социальный контроль над социальными процессами невозможен без социологических исследований, дающих нужную информацию о появлении социальных кризисов и социального напряжения в обществе. Функция социального контроля дает возможность органам исполнительной власти, различным политическим партиям и движениям использовать данные социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общества.

Большое значение для дальнейшего развития общества играет применение данных социологических исследований для планирования развития различных сфер общества. Социальное планирование используется во всех странах мира и охватывает многие области, начиная от процессов жизнедеятельности мирового сообщества и просто страны, и заканчивая социальным планированием жизни города, отдельного предприятия и даже коллектива.

Планирование осуществляется на основе прогнозирования. Социология способна предсказывать возможные пути развития общества. В этом и заключается прогностическая функция социологии. Социологические прогнозы особенно важны в переходный период развития общества.

Гуманистическая функция социологии заключается в том, что социология способствует улучшению и совершенствованию общественных отношений.

Одной из важных функций является мировоззренческая функция . Изучая закономерности и перспективы развития общества, соотношение общественных групп, этносов, она тем самым формирует у людей научное представление об обществе, о своих интересах, задачах и роли, тем самым формируя социальное поведение человека адекватное интересам общества. Вместе с тем мировоззренческая функция в то же время является идеологической функцией, которая выражает интересы, мировоззрение какого-либо социального слоя, социальной общности.

Социология осуществляет сбор, систематизацию и накопление информации. В этом состоит информационная функция социологии. Эту функцию осуществляют крупные социологические центры, которые концентрируют информацию в памяти ЭВМ. Накопленная в ЭВМ информация используется государствами и другими управленческими и хозяйственными организациями в осуществлении своей деятельности.

C информационной функцией тесно связана преобразовательная, т.к. полученная в ходе исследования информация и сделанные на ее основе выводы и рекомендации служат основанием для принятия решений и выработки социально-экономического обоснования крупнейшим инженерным и другим проектов. Социология дает лишь рекомендации, а внедрение их в практику общественной жизни дело организаций управления. Именно от организаций управления, политической власти зависит реализация ценных и полезных рекомендаций, разработанных социологами. Игнорирование этих рекомендаций может привести к тяжелым последствиям в развитии общества.

4. В чем заключаются сходства и различия социологии и других общественных наук?

Как и всякая наука, социология может успешно развиваться только в содружестве с другими общественными науками: философией, психологией, историей, экономикой, политологией, антропологией, культурологией и другими.

1. Социология зародилась в недрах философии, которая продолжает играть огромную роль в ее развитии. Она возникла гораздо позже многих других наук. Поэтому она имела возможность использовать конкретные результаты исследования общества, созданные ими понятия и теоретические категории, такие как общество, человек, ценности, индивид, прогресс, развитие и другие.

Специфика социальных процессов породила особую часть философии – социальную философию , являющуюся высшим уровнем теоретического обобщения социальных явлений и процессов через категорию социального. Социологию и социальную философию нельзя отождествлять, т.к. их объект имеет разную степень общности. Хотя обе они изучают общество в целом в его системности, однако социальная философия рассматривает общество как специфическую часть всего мироздания с помощью предельно общих понятий, категорий и законов, как специфическое проявление в обществе этих общефилософских законов по сравнению с природой. Например, специфическим проявлением общефилософских законов является закон соотношения общественного бытия и общественного сознания или закон, характеризующий источник самодвижения общества.

В отличие от социальной философии предметом социологии являются более конкретные знания об общественной жизни. Социология опирается в своих научных выводах на сборе, анализе и обобщении проверяемых эмпирических данных, добытых собственно ею, хотя такое эмпирическое исследование должно опираться на знание законно и категорий более общего порядка, т.е. на социальную философию.

Социология и социальная философия в ходе своего развития взаимно обогащаются, т.к. без знания общего не могут быть поняты частные явления, а знания частного, в свою очередь, обогащают понятийный аппарат и предметное содержание социальной философии, уточняют и конкретизируют ее положения и выводы.

2. Социология занимается изучением общества, его социальной структуры, социальных институтов, т.е. больших групп людей, а также социальных отношений. Социологические исследования, проводимые для изучения влияния общества и его изменение на поведение человека в нем, не дают точной характеристики, поскольку в результате опроса получается характеристика так называемого «усредненного», а не конкретного человека, индивида.

Для того, чтобы изучить и понять субъективные механизмы поведения отдельных людей в малых социальных группах, а также влияние отдельных социальных институтов, учреждений, организаций на их поведение, влияние ценностных ориентаций и установок, психологических особенностей позволяет раскрыть социальная психология , которая зародилась на стыке социологии и психологии. Социальная психология изучает человека и воздействует на него через малые социальные группы, т.к. именно взаимодействие людей в малых социальных группах и является предметом ее исследования.

Двумя самыми важными задачами социологии являются определение того, как влияет общество на поведение людей и как путем опроса получить характеристику типичного представителя той или иной социальной группы. Однако типичный представитель вовсе не идентичен с конкретными индивидами.

В отличие от социологии психология занимается влиянием внутреннего, субъективного мира человека (памяти, развитости мышления, эмоционального склада и т.д.) на его поведение. Общее в поведении каждого человека преломляется через индивидуальные особенности, которые и интересуют психолога.

Но поскольку общее и индивидуальное существует в диалектическом единстве, естественно, что существует тесная связь социологии с психологией.

3. Социология тесно связана и с экономической наукой , которая изучает, можно сказать, материальный фундамент всей общественной структуры, материальное производство, экономическую деятельность людей и помогает понять базовые причины таких социальных процессов, как расслоение общества, несовпадение и даже противоположности жизненных интересов различных социальных групп, необходимость проведения социально-экономических реформ в обществе и т.п.

С другой стороны, социологические исследования вооружают экономистов данными социальной статистики, категориями бедности и богатства, социального расслоения и возникновения классов, причины которых находятся в сфере экономики.

Вместе с тем, само развитие экономики также оказывается в прямой зависимости от социальных условий. Необходимость взаимодействия экономической и социальной наук определяется реальным взаимодействием экономики и социальных явлений и процессов.

4. Социология по своей сущности является наукой обобщающей социальный опыт людей. Эту свою функцию выведения общих закономерностей, тенденций развития общества социология не могла бы осуществлять, опираясь лишь на изучение непосредственно данного, современного общества.

Необходимым условием ее социальных обобщений является обращение ко всей истории человечества. Отсюда следует, что развитие социологии невозможно без опоры на историческую науку.

История, имеющая дело с конкретными, индивидуальными историческими событиями и личностями, их хронологией, обращает главное внимание на правильное отражение их своеобразия и неповторимости, хотя она, конечно, проводит необходимый анализ исторических фактов и делает некоторые научные обобщения.

Социология, в отличие от истории обобщает весь социальный опыт как прошлого, так и настоящего, классифицирует, создает типологию социальных явлений и процессов, что и позволяет ей выделить самое существенное, повторяющееся, типичное, а не уникальное в пестром мире социальных явлений, фактов, исторических личностей, т.е. открыть закономерности общественного развития.

Важным отличием этих двух наук является также то, что история изучает то, что уже свершилось, а социология, обобщая и исторический опыт, главное внимание уделяет развитию общества на современном этапе, для которого она осуществляет социальное планирование и прогнозирование.

Таким образом, взаимодействие истории и социологии состоит в том, что, с одной стороны, исторический опыт, изучаемый историей, служит конкретной фактической базой социологических обобщений, а, с другой стороны, социологические обобщения являются основой более глубокого анализа конкретных исторических фактов представителями исторической науки, позволяющего им осуществлять широкие и глубокие исторические обобщения.

5. Сфера политики – одна из наиболее важных в жизни общества. Ее институты (государство, политические партии и т.д.) во многом определяют жизнедеятельность как социальных общностей, так и отдельных индивидов, непосредственно влияют на общественные процессы.

Объектами и субъектами политики становятся все общественные институты и процессы, что находит свое отражение в таких понятиях, как экономическая политика, социальная политика, культурная политика, национальная политика, экологическая политика и т.д. и т.п.

Из такой тесной связи политики со всеми проявлениями социума вытекает взаимосвязь и взаимовлияние социологии и политологии. Связь эта настолько глубока, что определила появление специальной науки - политической социологии, имеющей относительную самостоятельность и собственный предмет изучения.

Специфика этих двух наук состоит в том, что социология изучает социальную реальность, социальные процессы, а политология – политическую реальность, ее институты, их жизнедеятельность, политические процессы.

Имея дело с одним и тем же социальным явлением, социология и политология изучают его в разных аспектах.

Рассмотрим это на примере изучения такого явления, как гражданское общество. Если социология анализирует его социальную структуру, социальный статус личности, общественных групп, наций и т.п., их взаимодействие, то политология изучает права и обязанности гражданина, структуру политической системы, место, роль и функции государства, политических партий и других политических организаций в системе гражданского общества.

Но кроме специфики предмета социологии и политологии следует отметить их единство и взаимосвязь. Как и для других общественных и гуманитарных наук, социология и для политологии является общетеоретической и методологической основой. А политологические исследования, подобно историческим и экономическим служат теоретическим и эмпирическим источником для обобщений социологии.

Из всего вышесказанного следует, что социология является интегративной междисциплинарной наукой, которая содержит в себе основы многих гуманитарных, социальных и даже естественных наук. Такая тесная связь позволяет социологии более подробно исследовать различные сферы жизнедеятельности общества, а также способствует появлению и развитию новых направлений в социологии.

Социология реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, практически-преобразовательную, идеологическую.

Теоретико-познавательная функция социологии проявляется в наиболее полном и конкретном познании социальной реальности. Выполняя эту функцию, социология накапливает знания о тех или иных сторонах социальной жизни, систематизирует их, стремится дать целостное представление о проблемах развития современного общества. К теоретико-познавательной функции социологии относится также раскрытие природы социального бытия людей, особенностей их поведения и сознания, духовной деятельности, образа жизни. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей, групп или объединений, обеспечить эффективное социальное управление невозможно.

Критическая функция социологии заключается в изучении негативных явлений в жизни общества и поиске путей их устранения. Социология показывает, с одной стороны, то, что нужно сохранить в социальной жизни, а с другой – то, что требует радикальных преобразований. Исследуя процессы социальной дезорганизации, социология ставит им своеобразный социальный диагноз и дает рекомендации для восстановления социального здоровья общества.

Описательная функция социологии заключается в систематизации, описании полученного исследователями материала в виде различных аналитических записок, научных отчетов, статей, книг. Они должны отражать реальные характеристики изучаемого социального объекта. Естественно, данная работа предполагает высокий уровень профессиональной этики ученого, потому что на основе полученных материалов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы послужат точкой отсчета, источником сравнения для будущих поколений исследователей.

Прогностическая функция социологии – составление научных прогнозов развития социальных процессов во всех сферах жизни общества. Такие прогнозы носят долговременный или текущий характер. Особенно большое значение они имеют в переходный период развития общества. И здесь социология способна:

определить, каков диапазон возможностей, открывающихся перед участниками событий;

представить альтернативные сценарии вероятных процессов, связанных с каждым из выбранных решений;

Практически-преобразовательная функция социологии состоит в том, чтобы на основе эмпирических и теоретических исследований разрабатывать практические рекомендации, направленные на повышение эффективности механизмов социального управления. Эти рекомендации могут быть использованы как для социального планирования жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов, так и для совершенствования экономических и политических отношений и деятельности соответствующих социальных институтов. Роль этой функции социологии постоянно возрастает, ибо усложнение современного общества требует более целенаправленного воздействия на социальные процессы.

Идеологическая функция социологии связана с тем, что социологические теории и концепции в той или иной степени выражают интересы определенных социальных групп, политических партий и движений. Выбор темы исследования, разработка проблемы, интерпретация полученных результатов нередко определяются социально-политической позицией социолога и зависят от его ценностных ориентации и политических интересов. По мнению ряда ведущих социологов, социологическая наука должна быть идеологически нейтральна. Поэтому задача социолога – не подменять научный подход идеологическим, а проводить объективный анализ общественных явлений и процессов.

    Социология в целом – это наука ожизнедеятельности общества как совокупностивзаимодействий (социальные связи и отношения)между субъектами (соц. институтами, соц. общности, личности). Жизнедеятельность – законы становления, функционирования, развития общества.

Объект – любоеявление общественной жизни . Объектом может быть общество.Предмет исследования –субъекты общества - соц. институты, соц. общности, личности.

Связь социологии с общественными и гуманитарными науками

Социология и философии - с оциология вышла из философии. И та и другая наука изучает личность и соц. общности

Социология и история – общий объект исследования – общество. История – описывает постфактум, социология – инфактум. История описывает, но не прогнозирует. Социология анализирует и прогнозирует

Социология и политология – прогноз реакции на политич. деятельность. Очень взаимосвязаны

Социология и педагогика – изучение личности. Связь процесса социализации – воспитания личности – педагогика.

Экономика и социология – влияние экономических процессов на общество. Экономические аспекты влияют на соц. положение человека в обществе

Социология и психология – псих. – индивид. «Я», соц. - изучение «мы». Применяются психологические методики, теории

Социология и математика – социология использует для исследования свои систематические методы

Социология и правоведение – юр. нормы регулируют социальное поведение людей. Закрепляют определенные отношения внутри общества

2.Функции социологии:

    Теоретико – познавательная функция – исследование социальных явлений с целью получить адекватные научные представления об их сущности и содержании, а также связи с другими явлениями и о характере и закономерностях развития этих явлений

    Прикладная функция – конкретная социологическая информацию для решенияпрактических научных и социальных задач.

    Функция социального прогноза и контроля – предупреждает об отклонениях в развитии общества. Прогнозирует тенденции общественного развития

    Гуманистическая функция – разрабатываются социальныеидеалы , программы научно-технического, соц.-экономического, соц.-культурного развития общества

    Управленческая функция – социолог разрабатывает рекомендации, которые могут быть исходным материалом для разработки и принятия управленческих решений

Структура социологии

Дифференциация социологии по 3м уровням:

    Уровень фундаментальных исследований . Обществокак целостный организм , раскрытие места и роли социальных связей в нём. Формулировка основныхпринципов социологического познания, а так же основныхметодологических подходов к анализу социальных явлений

    Уровень прикладных исследований . Задача изучения актуальных, имеющихпрактическую значимость проблем.Базируется на основе существующих фундаментальных знаний

    Социальная инженерия – уровеньпрактического внедрения полученных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий

Макро-, мезо- и микросоциология:

    Макросоциология – изучается общество как целостная система, какие элементы составляют структуру общества.. блабла.Ставится акцент на характер изменений в обществе

    Мезосоциология – исследуются группы людей (классы, нации, поколения), а так же созданные людьми стабильные формы стабилизации жизни (институты)

    Микросоциология – изучается деятельность отдельного человека, его мотивы и характер действий

Теоретический и эмпирический, средний уровни познания

Связь между эмп. и теор. – средний уровень познания (Мертон ввел это понятия 1947г)

Обобщает эмпирические факты в пределах отдельных областей социологического знания (экономическая социология, социология права, семьи и др.)

Теории среднего уровня:

1. теории соц. институтов (семья, наука, образование, политика и т.д.)

2. Соц. отношений (социология малых групп, страт, слоев, классов и т.д.)

3. Специализированных соц. процессов (социология процессов дезорганизации общ-ва, конфликтов, дезорганизации общ-ва и др.)

3. Методы социологии

    Специальные социологические методы– наблюдения, анализ документов, опросы, эксперименты

Наблюдение – метод сбора первичных эмпирических, прямая регистрация событий очевидцем. Есть прямая цель наблюдения.

Классификации наблюдений – стандартизированное и нестандантизированное, (так же и с опросом)

    стандартизированные - события регистрируются подетально разработанной процедуре . Детально определены объект и предмет исследования, состав элементов изучаемого процесса

    не стандартизированное наблюдение. Исследователь пользуется лишьобщим планом исследования . Определен лишь объект наблюдения. Не определяются детали процесса

в зависимости от положения наблюдателя различают включенное ине включенное наблюдение

    не включенное наблюдение – исследователь находится вне изучаемого объекта, т.е. изучает его со стороны

    включенное наблюдение – наблюдатель в той или иной степени включен в социальный процесс и находится в прямом контакте и с изучаемыми индивидами. В зависимости от того, какое место и какую роль занимает наблюдатель в процессе, различают:

А) полное включение – когда наблюдение проводится скрытно, изнутри исследуемой группы, общности, а истинное лицо и цели наблюдателя известны только наблюдателю

Б) ситуация «участник-наблюдатель» - наблюдатель не скрывает своей роли, адаптируется к коллективу и коллектив к нему, и собирается эмпирический материал

В) «Наблюдатель – участник» - взаимодействие наблюдателя с наблюдаемыми минимально. Исследователь не скрывает своих целей, но сам процесс наблюдения носит более формальный характер

Г) Ситуация полного наблюдателя – исследователь выполняет функцию наблюдателя не взаимодействуя с участниками – схож с не включенным наблюдением. Специфика – цели и задачи исследования . Главное достоинство – метод позволяет уловить многочисленные детали исследования. Показывает ситуацию многогранной, многомерной. Метод гибок – это важно при изучении многих социальных явлений. Недостатки – субъективное влияние на результаты процесса наблюдения. Наблюдатель – человек, его личные установки могут влиять на результат

Опрос – метод получения первичной социологической информации, основанной на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросом, содержание которого представляет собой проблему исследования

    Проводится по определенному плану беседа, которая предполагает прямой контакт интервьюера с респондентом (запись осуществляется диктофоном либо другим записывающим средством)

    ДА ЧТО ЖЕ ЭТО По технике проведения:

    1. Не стандартизированное (свободное интервью) – длительная беседа без строгой детализации вопроса

      Стандартизированное интервью – детальная разработка всей процедуры

Анкетный опрос – получение от респондентов сведения о событиях в жизни, мнениях и оценках. Респондент сам фиксирует свои ответы

Анкетные вопросы делятся на:

    Открытые анкеты, когда респонденты высказываются в свободной форме

    Закрытые опросные листы, где заранее предусмотрены варианты всех ответов

    Полузакрытые анкеты – комбинация открытых и закрытых

    Опросы по почте

    Групповое анкетирование (30-40 человек), индивидуализированное анкетирование

ЭКСПЕРИМЕНТ – вмешательство социолога в естественный ход событий. Бывают мысленные и натурные эксперименты (лабораторные и полевые). Проводятся для подтверждения научной гипотезы.

Метод анализа документов (контент-анализ). Сам контент анализ может быть двух видов:

    Качественный – интересует не то, что говорится, а как это говорится (а так же сколько эфирного времени или печатного пространства уделено кому-либо) . Например, сколько времени или печатного пространства уделено интересующему предмету в том или ином источнике или сколько слов или газетных столбцов было уделено каждому из кандидатов во время определенной избирательной кампании.

    Количественный контент-анализ – перевод в количественные показатели массовой информации и обработка. Здесь выявляются смысловые единицы:

    Понятия

    Тема

    Имена

    событие

Общенаучные методы социологии

    Системный принцип, - как единое целое, которое обладает определенной внутренней структурой.

    Принцип объективности – изучение объективных закономерностей в социальном развитии общества. Любое явление должно рассматриваться как многогранное и противоречивое.

    Принцип историзма –тенденции развития, взаимосвязи, предугадывать

Всеобщие методы социологии

  1. Синтез –

    Индукция –

    Дедукция –

    Аналогия –

    Абстрагирование –

    Обобщение –

    Классификация –

    Статистические методы –

4. Социологическое исследование – это инструмент социологического изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью измерения, обобщения и анализа социологической информации.

Цель социологического исследования – поиск фактов о социальной действительности. Дюркгейм под социальными факторами понимал политические, религиозные, моральные устои. Блаблабла в семинаре есть

В целом социологические исследования делятся на две большие группы

      Теоретико-прикладные исследования – ориентированы содействию решения социальных проблем путём разработки новых принципиальных подходов к их изучению. Как правило исследования выполняются в рамках перспективной программы (например, наркомания и молодёжь)

      Прикладные исследования направлены на изучение и решение конкретных социальных проблем – социально-техноголоческие разработки. Выполняются по прямому заказу какого-либо лица, либо организации. Результаты – разработки, в разработке которых могут принимать участие сами социологи

В зависимости о состояния имеющихся знаний о проблеме:

      Разведывательное – об изучаемой проблеме имеется очень смутное представление

      Описательное исследование – описание качественно-количественных значений изучаемой проблемы

      Аналитико-экспериментальное исследование. Наличие достаточно глубоких знаний в изучаемой области. Выдвижение объяснительных аналитических концепций, выявление причинно-следственных связей,

По степени годности инструментального аппарата, социологические исследования делятся на пилотажные и основные

    Пилотажные – пробно-поисковый тип исследования, который, как правило, проводится до основного. Для определения качественных характеристик, зондирование. Проводится на небольшой выборке. В выборку включаются все исследуемые категории

    Основное исследование – описательное и аналитико-эксперементальное

    1. Описательное занимается измерением какого-либо аспекта действительности, не используется для исследования какой-либо теории. Применяется когда объектом служит относительно большая общность людей

      Аналитико-экспериментальное исследование – ориентирован на выявление причин, обуславливающих сущность, структуру и особенности изучаемого процесса. Носит комплексный характер, могут применятся различные методы наблюдения

4.В зависимости от того, какая часть объекта исследования принята к рассмотрению, различают сплошное и выборочное социологическое исследование

    Сплошное - все представители генеральной совокупности войдут в число исследуемых

    Выборочное исследование – способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов

5. Общество. Подходы к определению понятия «общества». Признаки и структура общества. Типология обществ.

Общество (по Ожегову)– совокупность людей, объединенных на определенной ступени исторического развития какими-либо производственными отношениями;

добровольное, постоянно действующее объединение людей для достижения какой-либо цели

В социологической энциклопедии общество – исторически развивающаяся совокупность отношений м/у людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности.

Подходы к определению общества:

    Атомистическая теория общество – совокупность действующих личностей или отношений м/у ними. Девиз – «всё общество можно представить как паутину чувств и установок блабла»

    Философский подход – в нём общество предстает как обособленная от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. Общество – вне временное и внепространственное явления. Общество – особый вид бытия в мире

    Сетевая теория – общество представлено действующими индивидами, принимающими социально значимые решения изолированно, независимо друг от друга. Для достижения целей нужно прибегать к помощи или использовать других людей

    Системный подход – общество – это система, состоящая из тесно взаимосвязанных элементов (социальный, духовный, экономический элемент)

ИТАК, на основе обобщения этих подходов,

общество – это установившееся в процессе исторического развития относительно устойчивая система социальных связей и отношений больших и малых групп людей, поддерживаемая обычаями, традициями, законами, социальными институтами и определяемая особенностями производства материальных и духовных благ.

Признаки общества:

Социальность – выражает общественную сущность жизни людей.

Территория, на которой разворачиваются разнообразные социальные взаимодействия.

Способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействия м/у людьми

Существование, функционирование и развитие общества в социальном пространстве и социальном времени

Высокий уровень самоутверждения и само регуляции – общество обладает высокой самодостаточностью, что помогает самостоятельно развиваться

Наличие в обществе специальных органов для осуществления само регуляции, т.е. наличие социальных институтов

Наличие в нём социальной структуры – различные слои, общности, социальная стратификация

Наличие качества системности, благодаря чему элементы общества тесно взаимосвязаны и образуют социальную систему

Принцип целостности – одно из важнейших условий жизнеспособности системы как целого

Структура общества:

    Социальная подсистема, которая представлена различного рода социального взаимодействия, различные трудовые взаимодействия в обществе, которые реализуются в различных соц. институтах, организациях, общностях, группах, отдельных индивидах. В состав этой системы входят социальная и этнонациональная структура общества, его территориальная и профессиональная структура, его социально-демографические характеристики

    Экономическая подсистема – производство, обмен товаров, услуг, взаимодействие людей на рынке труда (предприниматели, фермеры, безработные, о), экономическое стимулирование различных видов деятельности (зарплата, пенсии, пособия, премии), а так же финансовые, кредитные, банковские организации и учреждения

    Политическая – совокупность социально-политических взаимодействий между индивидами и группами, политическое устройство общества, режим власти, деятельность политических партий и общественных организаций, структурная организация власти (законодательная, исполнительная, судебная власть), наличие политических прав и свобод граждан, а так же различных норм, регулирующих политическое поведение индивидов и социальных групп

    Социо-культурная подсистема – искусство, религия, образование, мораль, организации и учреждения культуры, СМИ

Типология обществ:

    По способу получения средств к существованию человека, Морган выделил три эпохи:

    1. Дикости – время присваивающего собирательства и охотниче-рыболовеческого хозяйства

      Варварства – время производящего земледельческо – скотоводческого хозяйства

      Цивилизации – изобретение буквенного алфавита, появление классового деления, собственности на средства производства, появление государства и права

    По числу уровней управления и степени социальной дифференциации, общества делятся на простые и сложные

    1. Простое – составные части однородны, нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных, структура и функции здесь слабо дифференцированы, поэтому могут легко взаимно заменяться – первобытные племена

      Сложное общество – сильно дифференцированы структура и функции, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга

    Основываясь на первенствующей роли способа производства в определении общественно-экономической формации, Маркс выделяет следующие типы обществ:

    1. Первобытно-общинное общество

      Рабовладельческое

      Феодальное

      Капиталистическое

      Всё это предыстория – к коммунистическому

    Карл Поппер различает два типа общества – закрытый и открытый, в основе различия между ними лежат отношения социального контроля и свободы индивида

    1. Для закрытого общества характерна статичная социальная структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к нововведениям, традиционализм, догматично-авторитарная идеология, коллективизм

      Открытое общество – динамичная социальная структура, высокая мобильность, способность к инновациям, критицизм, индивидуализм, демократическая плюралистическая идеология

    Леннский – по способу производства средств к жизни, социальной структуре и образу жизни, предложили следующие типы общества:

    1. Общества, живущие собирательством и охотой – аборигены, например

      Садоводческие общества

      Аграрные общества

      Промышленные общества, которые, по мнению автора возникают в 18в под влиянием индустриализации Англии

    Теннис – «гемаиншафт» и «гезельшафт» - общинность и общество – различие между традиционным и современными обществами

    1. Гемаиншафт – сельская община

      Гезельшафт – городское промышленное общество

Критерий

Гемаиншафт

Гезельшафт

Индивидуальная мотивация

Стимулирует стремление людей жить в соответствии с общинными принципами (селяне помогают друг другу просто так)

Основано на рациональном осуществлении личных интересов. Здесь индивиды взаимодействуют в деловой обезличенной обстановке и расплачиваются деньгами за товары и услуги

Социальный контроль

Придает решающее значение традиционным обычаям, верованиям и неписанным законам

Общество основано на формальном праве

Разделение труда

Отличается ограниченной специализацией, которая складывается на основе родственных связей – мужья, жёны, дети

Специализация профессиональных ролей и их отделение от семейных ролей

Культура

Формируется на основе религиозных ценностей

Светские ценности

Социальные институты

Семья, соседи и община

Крупные объединения и ассоциации. Формируются деловые круги, политические партии, различные ассоциации и т.д.

ПОДВЕРГАЛОСЬ КРИТИКЕ, т.к. до ужаса упрощается

    Неоконтианская школа (Хвостов, Кистяковский, Новгородцев)

    Теория общественного развития Плеханова

    Учение о классах, классовой борьбе, роли народных масс в истории в концепции Ленина

    Структурный функционализм – Парсонс и Мертон

ДОПИСАТЬ НАЧАЛО ЛЕКЦИИ

Постиндустриальное общество, информационный взрыв (резкое возрастание роли знаний и информации в обществе), возникновение «глобальной деревни» («сближение» стран и народов благодаря мгновенным всемирным коммуникациям)

Типология общества по Тоффлеру

Тоффлер, основываясь на теории трёх волн (радикальные преобразования общества), выделяет:

    Аграрную революцию, в соответствии с которой кочевники превратились в крестьян

    Индустриальная революция, которая превратила аграрное общество в индустриальное

    Технологическая революция, которая связана началом компьютерной эры и переходом к информационному обществу

В соответсвии с этой теории трёх волн, Тоффлер выделяет три типа общества:

    Традиционное или аграрное

    Капиталистическое или индустриальное

    Современное или информационное – характеризуется готовностью и стремлением к развитию и изменению, высоким уровнем социальной мобильности, рыночным механизмом регулирования поведением индивида в обществе, рациональным развитием, которое основано на знаниях и информации, доминированием критицизма, рационализма и индивидуализма, отсутствием конкретных предписаний и запретов

Практическая значимость науки находит отражение в ее функциях.

Функция - следствие социального события для социальной системы, где событие является необходимым для содействия работе и поддержания этой системы. Если социологию рассматривать как событие, то ее функция - это польза, которую социология приносит обществу.

Следует подчеркнуть многообразие позиций авторов и исследователей, каждый выделяет свои наиболее значимые функции:

Ж.Т. Тощенко, например, описывает две функции: теоретико-познавательную и управленческую.

В.Н. Лавриненко упоминает три: познавательную, практическую и идеологическую функции.

Э.В. Тадевосян выделяет теоретико-познавательную, практически-познавательную и идейно-воспитательную.

Более широко проблему функций представляют А.А. Радугин К.А. Радугин. Они перечисляют семь функций: познавательную, прикладную, социального контроля, социального планирования, идеологическую и гуманистическую.

На сегодняшний день выделяют ещё несколько видов функций социологии.

Рассмотрим наиболее распространённые из них.

Функции, гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные, и собственно социальные (имея в виду, что на практике они взаимосвязаны и неразделимы).

Гносеологические (или теоретико-познавательные) функции социологии заключаются в полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни, в понимании ее как целостного явления. Это - накапливание знаний, систематизация их.

Социальные функции социологии - нахождение путей и способов воздействия на социальную жизнь, на те или иные ее стороны на основе познания и изучения закономерностей социального развития. К основным социальным функциям можно было бы отнести: гуманистическую, прогностическую, прикладную.

Основная из гносеологических функций социологии - теоретико-познавательная, критическая.

Теоретико-познавательная функция подразумевает, что социология - область научного знания, т.е. отлична от обыденного знания, теологических представлений, идеологии и представляет знание специализированное, объективное, доказательное. Это знание связано с использованием специального языка и специальных методов установления фактов и передаваемое посредством образования. Речь идет об оценке познаваемого мира с позиций интересов личности. Реализуя критическую функцию, социология дифференцированно подходит к действительности. С одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, упрочить, развить ведь не все надо менять перестраивать, и т. п. С другой стороны выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований. Теоретико-познавательная, критическая функция, естественно, состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные знания об основных социальных проблемах развития современного общества. Что же касается прикладной социологии, то она призвана обеспечить надежную информацию о различных процессах, происходящих в разных социальных сферах общества, а именно, об изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений и т.п. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей или объединений людей, обеспечить эффективное социальное управление невозможно. Степень системности и - конкретности знаний социологии определяет эффективность реализации ее социальной функции.

Критическая функция социологии проявляется в том, что социология, с одной стороны, показывает, что можно сохранить, упрочить, развить в социальной жизни, а, с другой стороны, выявляет то, что требует радикальных преобразований. Социология, исследуя общество и его отдельные элементы, ставит им социальный диагноз в целях нахождения эффективных путей восстановления социального здоровья. Социология занимается и профилактикой социальных болезней.

Описательная функция социологии - это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т.п. В них имеются попытки воссоздать идеальную картину социального объекта, его действие, взаимосвязи т.п. При исследовании социального объекта требуется высокая нравственная чистота и порядочность ученого, потому что на основе данных, фактов и документов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы есть точка отсчета, источник сравнения для будущих поколений человечества. Социология не только познает мир, она позволяет человеку внести в него свои коррективы. Но человек должен всегда помнить, что преобразование общества - не самоцель, и преобразования нужны лишь тогда, когда соответствуют потребности и ценностям людей, ведут к улучшению благосостояния и общества и людей. Как бы ни была хороша полученная социологами социальная информация, она автоматически не превращается в решения, рекомендации, прогнозы. Познавательная функция социологии находит продолжение в прогнозах и преобразовательной функции.

Под гуманистической функцией социологии надо понимать то, что она занимается разработкой теории и программ деятельности людей и социальных групп по преобразованию тех или иных сторон социальной жизни. Социология объясняет, какие социальные условия необходимы для того, чтобы человек смог реализовать себя как субъект социальной деятельности. Отсутствие подобных условий может привести к социальной напряженности, разобщенности, конфронтации и, в конечном итоге, к кризису общества.

Прогностическая функция социологии - это разработка научно обоснованных социальных прогнозов, воспроизводство перспектив развития социальных отношений. Человечеству сегодня трудно найти правильные решения, если оно не прогнозирует дальнейшие пути развития социума, не вырабатывает модели развития цивилизации в будущем. Социальное предвидение всегда было частью социологического знания, что находило выражение в различного рода утопических, фантастических теориях и т.д. Научное прогнозирование социального развития помогает увидеть перспективы человеческой цивилизации и спроектировать в определенной степени социальную жизнь в желательном для людей направлении.

Прогноз опирается на выявление тенденции и закономерности развития социального явления, решающие факторы, способные повлиять на прогнозируемый объект. Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на скрытую тенденцию развития социального явления, а также на зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора - сложный вид научного исследования. Поэтому в социологической практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы. В современных условиях развития, когда научному обоснованию социальных проблем придается большое значение, социальный прогноз занимает важное место в исследованиях о развитии социального объекта.

Прикладная функция социологии заключается в проведении эмпирических (конкретных) социологических исследований действительности. Она, без сомнения, важна, хотя нельзя сводить к ней все социологические функции, как, к сожалению, у нас нередко делается на практике. В нашем обществе опросы общественного мнения приобрели чрезвычайную популярность и в связи с этим опросно-анкетный метод рассматривается чуть ли не как основной метод исследования социологии как науки.

Практическо-политическая функция социологии связана с тем, что эта наука не ограничивается познанием социальной реальности. Опираясь на это, она вырабатывает предложения и рекомендации для политики и практики, направленные на совершенствование социальной жизни, на повышение эффективности управления соц. процессами. Социология не только описывает соц. жизнь, ее проявления в различных сферах и на разных уровнях. Но и дает оценку с позиций гуманизма, общечеловеческих ценностей. И здесь обогащение, и совершенствование теории не самоцель, а необходимая предпосылка и условие рационализации и оптимизации соц. жизни в интересах свободного и всестороннего развития личности. В этом плане социология - одна из теоретических основ политики и практики. Особенно большое значение имеют соц. предвидение, планирование и прогнозирование как конкретные формы реализации практически-политической функции социологии. Расширение и углубление действительного использования результатов социологических исследований в выработке принципиальных основ соц. политики и в практике управления общественными процессами - одна из актуальнейших задач развития нашего общества и государства.

Идейно-воспитательная функция находит свое выражение в той роли, какую играют социологические исследования и их результаты в воспитательной работе. Сама по себе социология как наука, как объективное отражение соц. действительности нейтральна по отношению к классам и другим соц. группам, к их интересам и целям. Но сами эти классы, слои и группы обычно достаточно широко используют социологические исследования для выражения и защиты классовых и иных социально-групповых интересов и целей, для обоснования своей политики и оправдания своей практической деятельности. Нельзя допускать крайностей, перекосов при определении соотношения объективно-научного и идеологического в реальном социологическом исследовании.

Функция социального проектирования. В задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей не только организации различных социальных общностей, например, трудового коллектива, нового предприятия, нового города, политической партии или движения, но и управления для достижения поставленных целей. В странах с развитым гражданским обществом большая часть профессионально подготовленных социологов занимается именно такой работой.

Социально-технологическая функция. Типичным примером является создание служб социального развития на предприятиях, в крупных организациях, объединениях, где работают профессиональные социологи. Они занимаются, например, выяснением потенциальной текучести кадров, изучением социально-психологической обстановки в коллективах, управлением социальными конфликтами, управлением избирательными кампаниями, формированием первичных коллективов с подходящими возрастными и психологическими характеристиками. В рамках социальной инженерии организационно-технологическая функция проявляется в социальном изобретательстве, когда в результате изучения закономерностей функционирования определенной психологической обстановки в социальной общности социологи предлагают оптимальные способы ее организации. Типичные примеры социального изобретательства - молодежный жилищный кооператив, детский дом семейного типа, студенческие строительные отряды.

Управленческая функция. Социология, в особенности прикладная, напрямую связана с управленческой деятельностью. Без социологической подготовки и социологических знаний заниматься управлением в современных условиях практически невозможно. Например, любое изменение режима работы трудового коллектива бессмысленно начинать без анализа нежелательных социальных последствий, иначе срабатывает схема: хотели - как лучше, а получилось - как всегда.

Информационная функция социологии представляет сбор, систематизацию и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация - самый оперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах она концентрируется в памяти ЭВМ. Ее могут использовать социологи, руководители объектов, где проводились исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и другие управленческие и хозяйственные учреждения.

Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что она объективно участвует в социально-политической жизни общества и своими исследованиями содействует прогрессу общества. Подразумевается, что социальное знание, как и социально-гуманитарное знание в целом, способствует оценочной деятельности человека, т.е. выработке его ориентации в обществе, его отношения к себе и к другим. Мировоззренческая функция социологии выражается в воздействии на общественное сознание, создание ценностной системы, культивирование правил и норм поведения людей.

Как и любая другая наука об обществе, социология несет определенную идеологическую нагрузку хотя бы потому, что объясняет состояние общества, общественных процессов, изучает общественное мнение, образ жизни, рейтинг политических деятелей и т.п.

История свидетельствует, что в большинстве социальных революций, реформ, реконструкций и трансформаций именно социологические концепции того или иного рода выступали ведущими в общественном развитии. Социологические взгляды Джона Локка сыграли важную роль в революции 1688г. при установлении либерально-демократического режима в Англии, труды Франсуа Вольтера, Жан Жака Руссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую роль во Франции и т.п. Длительный период идеология марксизма выступала ведущим интеллектуальным направлением в России. Расистская идеология стала основой нацистского путча и третьего рейха в Германии. Иногда социологию используют для манипулирования общественным мнением. Эти опасно тем, что можно скомпрометировать социологию как науку, подорвать доверие к ее выводам. Дело в том, что результаты опросов и рейтингов влияют на позиции больших групп людей, а то и всего общества. Типичный пример - выборы.

Выполняет многообразные функции, в которых проявляются ее предназначение и роль. В наиболее общем виде эти функции можно подразделить на четыре основные — теоретико-познавательную, практическую, идейно-воспитательную и прогностическую. Разграничение этих функций довольно условно, поскольку они тесно взаимосвязаны.

Теоретико-познавательная функция обеспечивает на глубоком научном уровне расширение и конкретизацию знания о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях развития, механизмах его функционирования. Формирование и развитие научного социологического знания происходят в рамках внутреннего совершенствования теоретической социологии, а также в результате динамичного развития самого общества. Социология развивает воображение, позволяет по-иному взглянуть на знакомые, повседневные и ставшие привычными веши, явления, изменить представление о них, о себе в этом мире, т.е. познавая общество, социология как теоретическая дисциплина позволяет человеку познать лучше и себя как часть социального целого, называемого «социум».

Практическая функция социологии связана с тем, что теоретический опыт, накопленный в рамках социологического знания, позволяет не только осмыслить социальную реальность, выявить закономерности ее развития, но также изменять ее в нужном направлении, формируя те или иные пути развития общества, его социальных институтов.

Идейно-воспитательная функция социологии проявляется в том, что социология изучает духовный мир общества, его ценностные и поведенческие ориентиры, трансформация которых непосредственно влияет на исторический процесс.

Прогностическая функция и прогностический потенциал социологической науки заключается в том, чтобы определить состояние общества и прогнозировать его будущее развитие, что особенно актуально в современную динамическую эпоху, характеризующуюся быстрой сменой парадигм, ценностей, идеалов и т.д.

Исследователи выделяют в качестве функций социологии также управленческую, социально-техническую функции, а также функцию социального проектирования.

Управленческая функция социологии связана с тем, что социология, особенно прикладная, обеспечивает управленческую сферу результатами качественного и количественного анализа, позволяющими отследить изменения, происходящие в ходе управленческого и трудового процесса в целом, определить их положительные и негативные тенденции и дать рекомендации по совершенствованию процесса управления. В рамках социологии управления как отдельной отрасли социологического знания разрабатываются социальные технологии, применение которых повышает эффективность управленческого труда. Значимость исследований, проводимых в управленческой сфере, повышается в условиях крупных политических, экономических и социальных реформ; без глубокого расчета и анализа социальных последствий реформирования не следует проводить коренные преобразования в обществе, так как это может привести к противоположным и нежелательным результатам, вызвать волну протеста и конфликтов в социуме.

Социально-техническая функция социологии заключается в том, что на основе изучения закономерностей функционирования той или иной социальной общности, организации разрабатываются проекты совершенствования работы, деятельности. Для этого в организациях формируются специальные службы социального развития, работники которых — профессиональные социологи изучают особенности функционирования социальных групп, коллективов в организации, социально-психологическую обстановку в коллективе, причины текучести кадров и т.д.

Функция социального проектирования состоит в том, что на основе социологических методов разрабатываются оптимальные модели организации и развития организаций, социальных общностей, систем управления для достижения поставленных целей. Профессиональные социологи на основе методов социологического проектирования и прогнозирования проводят социологический анализ состояния какой-либо сферы, отрасли и т.д. (например, уровня преступности в обществе, состояния и развития демографической ситуации), определяя ключевые точки роста и проектируя будущее развитие в рамках той или иной стратегии социального развития. В развитых странах социальное проектирование занимает важное место в системе обеспечения социального развития и прогресса в различных сферах функционирования общества.

Роль социологии в обществе

Функции социологии можно рассматривать по отношению как к обществу, в котором она существует, так и к студенту, который ее изучает. В чем-то эти функции совпадают.

Важнейшей функцией социологии, которую выполняют ученые социологи, является познавательная. Она состоит в изучении поведения людей в среде себе подобных, включает в себя вопросы, перечисленные в первом параграфе этой главы. На каждом социологическом уровне проблемы разные. На уровне социологической теории уточняются известные (общество, социальное действие, социальный институт и т. п.), вводятся новые (общественный строй, цивилизация, глобализация и т. п.) социологические категории и понятия, из них на основе некоторых принципов строится теоретическая система.

С развитием человечества и социологии некоторые прежние проблемы, казавшиеся решенными (например, проблема социального равенства в СССР), вновь становятся спорными. Одновременно появляются новые исторические вызовы и проблемы, на которые современным социологам нужно давать теоретические ответы. Например, И. Валлерстайн пишет о задачах нынешних социологов: «Обществоведение возникло как интеллектуальное дополнение либеральной идеологии и умрет вместе с либерализмом, если не изменит своего статуса. <...> Я считаю, что нам, обществоведам, необходимо полностью обновиться, чтобы оказаться востребованными в обществе и не оказаться на задворках научного мира. <...> ...Наше выживание зависит от того, сможем ли мы вернуть понятие сущностной рациональности в центр наших научных дискуссий».

Диагностическая функция социологии заключается в анализе данного общества, лежащего в его основе типа людей и их социального действия и т. п. с точки зрения его нынешнего кризисного состояния, его положения сравнительно с прошлым, причин такого положения, оценки вариантов, способов и планов развития. Нынешний мир переживает трансформацию от индустриализма к постиндустриализму в условиях глобализации, экологического кризиса, антагонистического неравенства между «золотым миллиардом» и остальным человечеством. В дополнение к этому Россия переживает трансформацию от государственного социализма к государственному капитализму. В такие периоды велика роль социологов, разрабатывающих вместе с другими обществоведами стратегию развития человечества, разрешения социальных конфликтов. Подобные конфликты, с одной стороны, выступают источником развития, а с другой — сопровождаются материальными и человеческими жертвами, многих из которых можно избежать при умелом управлении их разрешением.

Прогностическая функция выражается в выработке научно обоснованных прогнозов о тенденциях развития обществ и человечества, типах обществ, социальных противоречий и конфликтов. Она предполагает анализ развития основных социальных субъектов (формаций общества, социальных общностей, институтов, организаций), динамики интересов и т. п. Такую возможность дает реализация познавательной и диагностической функций социологии. Результатом прогностической функции социологии являются прогнозирование возможного (реального и формального) развития обществ и человечества. Эти сценарии включают в себя (1) морально обоснованные цели общественного развития и (2) реальные способы их реализации. Возможные сценарии развития общества и человечества можно разработать только на основе имеющихся социологических принципов, образующих содержание теоретической социологии.

Проективная функция социологии (и гуманитарных наук) заключается в разработке проекта преобразования социальной действительности в интересах какой-то социальной общности. Проективная функция представляет собой развитие и конкретизацию прогностической функции социологии. Упомянутые преобразования могут касаться изменения социального института, государства, строя, цивилизации и включать в себя цель, субъекты, средства, сроки, темпы преобразований. Примером может служить проект социалистического переустройства советской России, который коммунисты предлагали как единственно возможный, истинный и справедливый для нашей страны. В этом случае социология приобретает идеологический характер.

Общество в лице его правящей и интеллектуальной элиты обращается к социологии всегда, когда оно находится в кризисе, когда неясны пути выхода из него, когда требуются новые идеи. В таком положении сейчас оказался весь мир на пороге постиндустриальной цивилизации в условиях экологического кризиса, а Россия — в условиях отказа от изжившего себя советского строя. Валлерстайн цитирует И. Пригожина: «Возможное богаче реального», — и обращает внимание на развитие социальной утопистики, предоставляющей варианты прожектов будущей социальной реальности, которые могут быть реализованы. В данном случае мы исходим из того, что будущее не предопределено и во многом зависит от нашего сознательного выбора.

Образовательная функция социологии состоит в изучении ее студентами, руководителями, политиками. Знание социологии позволяет использовать ее для предупреждения и , понимания тенденций развития своего общества и человечества. Необразованность в сфере социологии является одной из причин непродуманных и скороспелых решений, утопических прожектов типа нацистского или коммунистического, разрушительных и многообразных конфликтов, сотрясающих, в частности, нашу страну. Долгое время в сознание советских людей внедряли установку на линейное развитие человечества от первобытно-общинной формации к коммунистической. Ныне этот оптимистический сценарий стал очевидно непригоден и для России, и как глобальный.