Пробный огэ по физике. Онлайн тесты гиа по физике

Задания. В ОГЭ по физике 26 заданий.

1–22 → задачи с кратким ответом. В соответствующее поле на бланке нужно вписать номер варианта, ответ или заполнить небольшую таблицу на соответствие.

23–26 → задачи с развёрнутым ответом. Записать нужно не только конечный результат ваших рассуждений и расчётов, но и весь ход решения задачи.

Основные разделы физики, которые проверяются на ОГЭ:

  • Механические явления
  • Тепловые явления
  • Электромагнитные явления
  • Квантовые явления

Время. Экзамен длится 180 минут. На решение одной задачи базового уровня сложности из первой части уходит 2–5 минут, повышенного уровня сложности - до 15 минут.

Дольше всего решаются задачи с развернутым ответом из второй части:

Задание 23, эксперимент → 30 минут

Задание 22, качественная задача → 15 минут

Задания 25 и 26 → по 20 минут

Распределите время на экзамене так, чтобы успеть проверить все ответы и, не торопясь, перенести их на чистовик - заложите на это не менее 15 минут.

Как оценивается работа

1 балл → задания 2–5, 7, 8, 10–14, 16–18, 20–22

2 балла → задания 1, 6, 9, 15 и 19. Максимальный балл поставят, если верно указаны оба элемента ответа. Если допущена одна ошибка, вы получите 1 балл.

2–4 балла → задачи с развёрнутым ответом. Максимальный балл даётся за экспериментальную задачу 23. Эти задания оцениваются двумя экспертами: они выставляют баллы независимо друг от друга. Если их оценки существенно расходятся, работу проверяет третий эксперт. Его баллы считаются окончательными.

Максимально на ОГЭ по физике можно получить 40 баллов. Их переводят в оценку по пятибалльной шкале.

10–19 баллов → «3»

20–30 баллов → «4»

с 31 балла → «5»

Что проверяют на экзамене

Все требования к сдаче экзамена перечислены в спецификации за 2019 год . Ознакомьтесь с ней, чтобы ясно представлять, какие темы будут на экзамене.

На ОГЭ проверяют, насколько хорошо вы:

  • Знаете основные физические понятия, величины и явления
  • Умеете применять физические законы
  • Владеете основами знаний о методах научного познания
  • Умеете проводить эксперименты
  • Понимаете тексты физического содержания и можете извлекать из них информацию
  • Решаете задачи разного типа и уровня сложности

Разберём несколько примеров задач на эти темы.

Разбор задач

Физические законы - задача 7

Возьмём задачу на знание закона сохранения энергии: «В изолированной системе энергия может только превращаться из одной формы в другую, но её количество остается постоянным».

Как решать

Ответ: −204 Дж. В данной задаче ответ получился отрицательным. Когда сила действия и сила сопротивления направлены в разные стороны, работа силы сопротивления всегда отрицательна и обозначается знаком минус. Если вы не поставите знак минус, ответ не будет засчитан.

Физические явления - задача 6

Чтобы решить задачу, нужно, глядя на рисунок, установить истинность или ложность всех пяти высказываний.

Как решать

Ответ: 2, 4.

На что обратить внимание. В задачах, где нужно выбрать два варианта из пяти, всегда проверяйте все пять вариантов. Тогда вы будете точно уверены, что нашли два нужных варианта ответа.

Методы научного познания - задачи 18 и 19

Нужно проанализировать результаты экспериментов, выраженные в виде таблицы или графика, и соотнести полученные результаты с приведенными в задаче утверждениями.

Как решать

Мы знаем, что при подъеме в гору атмосферное давление падает, а при погружении в воду растёт. Однако в данном случае конструкция батисферы герметична и внутри неё поддерживается постоянное давление. Следовательно, верен только вариант 1: чтобы доказать, что температура кипения воды зависит от атмосферного давления, нужно провести только опыт А.

Ответ : 1.

Как решать

✔️ Первое утверждение верно. Дно сосудов изменило форму под воздействием жидкости, значит, мы можем сделать такой вывод из данного эксперимента.

✔️ Второе утверждение верно. Действительно, разные жидкости заставляют дно прогибаться сильнее или слабее.

❌ Третье утверждение неверно. Чтобы его проверить, нужно взять сосуды разной формы, а у нас сосуды одинаковые.

❌ Четвертое утверждение неверно. Для его проверки нужна разная высота столба жидкости, чего у нас нет.

❌ Пятое утверждение неверно. Это закон Паскаля, а он подтверждается совершенно другими опытами.

Ответ : 1, 2.

На что обратить внимание. В данной задаче нужно найти не правильные утверждения, а именно те, которые прямо следуют из приведённого в задаче эксперимента. При этом верными с точки зрения физики могут быть все пять утверждений, но только два вывода можно сделать на основе представленных наблюдений, без привлечения дополнительных данных.

Эксперимент - задача 23

Как решать

1. Рисуем схему электрической сети.

Ответ : 5 Ом.

На что обратить внимание. Подсказки о ходе решения содержатся в самом задании.

Ответ : 5 Ом.

Критерии оценивания. Чтобы получить 4 балла за задачу 23, нужно чётко и ясно расписать все четыре пункта.

Вы получите только 3 балла → если всё верно, но

  • Неправильно вычислили ответ
  • Неправильно записали единицу измерения
  • Схему нарисовали с ошибкой или не нарисовали вообще
  • Не привели формулу для расчёта искомой величины

Вы получите только 2 балла → если верно провели измерения, но

  • Не привели формулы для расчёта искомой величины и не получили ответ
  • Не дали ответа и схемы экспериментальной установки
  • Не нарисовали схему и не привели формулу для расчёта искомой величины

Вы получите только 1 балл → если

  • Привели правильные значения прямых измерений
  • Привели правильное значение только одного прямого измерения и формулу для расчёта
  • Привели правильное значение только одного прямого измерения и верно нарисовали схему

Понимание текстов физического содержания - задачи 20 и 22

Нужно правильно понять смысл приведенных в тексте терминов и ответить на вопросы по содержанию текста. При этом нужно уметь сопоставлять информацию из разных частей текста и применять её в других ситуациях, а также переводить информацию из одной знаковой системы в другую.

Обычно для решения этих задач достаточно уметь читать и понимать текст, дополнительные знания могут вообще не потребоваться.

Как решать

❌ В утверждении А говорится о любом теле, а в тексте - о горных породах, значит, утверждение А неверно.

✔️ «Маленькие постоянные магниты» в утверждении Б соответствуют «миниатюрным магнитным стрелкам» в тексте, значит, утверждение Б верно.

Ответ: 2.

Как решать

В тексте сказано, что 700 тысяч лет поле не менялось. При этом в тексте нет никакой информации о периодичности, с которой менялось поле.

Вывод: нет, такой вывод сделать нельзя.

Ответ: утверждение неверно.

Задачи разного типа и уровня сложности

Задачи с кратким ответом - 3 и 10

Как решать

В данном случае важно обратить внимание на ключевой момент в условии - слова «между столом и книгой». Правильный ответ на задачу - 2. В остальных случаях на рисунке изображены силы, действующие либо только на книгу, либо только на стол, либо на книгу и стол вместе, но не между ними.

Ответ: 2.

Как решать

Ответ: его просят выразить в граммах, поэтому 200 граммов.

На что обратить внимание

  • Внимательно читайте условие
  • Записывайте все цифры так, как указано в справочных материалах
  • Всегда переводите все величины в систему СИ (метр, килограмм, секунда, ампер, кельвин)
  • Записывайте не только цифру, но и обозначение физической величины

Задача с развернутым ответом - 25

Как решать

Ответ: 25 метров.

На что обратить внимание

  • Обязательно записывайте краткое условие - что вам дано
  • Внесите в «дано» все величины. Даже те, которые не упомянуты в задаче, но которые вы будете использовать
  • Все величины должны быть в одних единицах измерения (СИ)
  • Объясняйте введение всех новых величин
  • Рисунки и схемы должны быть понятными и отражать условие задачи
  • Расписывайте каждое ваше действие
  • Всегда пишите слово «ответ»

Критерии оценивания

Чтобы получить 3 балла за задачу 25, необходимо верно записать краткое условие задачи, привести уравнения и формулы, необходимые и достаточные для решения задачи, правильно выполнить все математические преобразования и расчёты и указать верный ответ.

Вы получите только 2 балла → если всё верно, но

  • Ошиблись в записи краткого условия задачи
  • Неправильно перевели единицы в СИ
  • Привели только решение без расчётов
  • Неправильно выполнили математические преобразования или ошиблись в вычислениях

Вы получите только 1 балл → если

  • Записали не все формулы, необходимые и достаточные для решения задачи
  • Привели все формулы, но в одной из них допустили ошибку

Данное пособие предназначено для отработки практических умений и навыков учащихся при подготовке к экзамену по физике в 9 классе в форме ОГЭ. Оно содержит варианты диагностических работ по физике, содержание которых соответствует контрольно-измерительным материалам, разработанным Федеральным институтом педагогических измерений для проведения государственной итоговой аттестации. В книгу входят также ответы к заданиям и критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом.
Материалы книги рекомендованы учителям и методистам для выявления уровня и качества подготовки учащихся по предмету, определения степени их готовности к государственной итоговой аттестации.

Сборник содержит 30 тренировочных вариантов экзаменационных работ по физике и предназначен для подготовки к основному государственному экзамену. 31-й вариант - контрольный.
Каждый вариант включает тестовые задания разных типов и уровня сложности, соответствующие частям 1 и 2 экзаменационной работы. В конце книги даны ответы для самопроверки на все задания.
Предлагаемые тренировочные варианты помогут учителю организовать подготовку к итоговой аттестации, а учащимся - самостоятельно проверить свои знания и готовность к сдаче выпускного экзамена.


Скачать и читать ОГЭ 2019, Физика, 30 тренировочных вариантов, Пурышева Н.С., 2018

Данное пособие предназначено для подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся 9 классов - основному государственному экзамену (ОГЭ) по физике. Издание включает типовые задания по всем содержательным линиям экзаменационной работы и примерные варианты ОГЭ 2019.
Пособие поможет учащимся проверить свои знания и умения по предмету, а учителям - оценить степень достижения требований образовательных стандартов отдельными учащимися и обеспечить целенаправленную подготовку к экзамену.


Скачать и читать ОГЭ, Физика, Готовимся к итоговой аттестации, Пурышева Н.С., 2019

Серия «ОГЭ. Учебный экзаменационный банк» подготовлена разработчиками контрольных измерительных материалов (КИМ) основного государственного экзамена.
В сборнике представлены:
тематические работы по всем разделам кодификатора ОГЭ по физике;
ответы ко всем заданиям;
решения и критерии оценивания заданий.
Тематические работы предоставляют возможность повторения школьного курса и систематической подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации в 9 классе в форме ОГЭ.
Учителя могут использовать тематические работы для организации контроля результатов освоения школьниками образовательных программ основного общего образования и интенсивной подготовки обучающихся к ОГЭ.


Скачать и читать ОГЭ, Физика, Учебный экзаменационный банк, Тематические работы, Камзеева Е.Е., 2018

Автор заданий - ведущий специалист, принимающий непосредственное участие в разработке методических материалов для подготовки к выполнению контрольных измерительных материалов ОГЭ.
В пособие включены 14 тренировочных вариантов, которые по структуре, содержанию и уровню сложности аналогичны контрольным измерительным материалам ОГЭ по физике.
Справочные данные, которые необходимы для решения всех вариантов, даются в начале сборника.
После выполнения вариантов правильность своих ответов учащийся может проверить, воспользовавшись таблицей ответов в конце книги. В пособии приводится разбор решений одного из вариантов. Для заданий части 2, требующих развёрнутого ответа, приводятся подробные решения.



Скачать и читать ОГЭ 2019, Физика, 14 вариантов, 9 класс, Камзеева Е.Е., 2018

ОГЭ 2019, Физика, Тренажёр, 9 класс, Никифоров Г.Г., 2019

ОГЭ 2019, Физика, Тренажёр, 9 класс, Никифоров Г.Г., 2019.

Тренажёр в форме рабочей тетради предназначен для подготовки к выполнению экспериментальных заданий, включенных в ОГЭ по физике. Задания группируются по тематическому принципу. Внутри тематических разделов (механические, электрические и оптические явления) работы располагаются в соответствии с деятельностным принципом конструирования экспериментальных заданий ОГЭ: прямые измерения, косвенные измерения, проверка правил, исследование зависимостей.
В пособие включены реальные типовые экспериментальные задания ОГЭ, приводятся описания их правильного выполнения и заполнения бланков ОГЭ.
Учащийся получает возможность эффективно отработать учебный материал на большом количестве заданий и самостоятельно подготовиться к экзамену.
Учителям книга будет полезна для организации различных форм подготовки к ОГЭ.
Приказом № 699 Министерства образования и науки Российской Федерации учебные пособия издательства «Экзамен» допущены к использованию в общеобразовательных организациях.

Государственная итоговая аттестация 2019 года по физике для выпускников 9 класса общеобразовательных учреждений проводится с целью оценки уровня общеобразовательной подготовки выпускников по данной дисциплине. В заданиях проверяются знания следующих разделов физики:

  1. Физические понятия. Физические величины, их единицы и приборы для измерения.
  2. Механическое движение. Равномерное и равноускоренное движение. Свободное падение. Движение по окружности. Механические колебания и волны.
  3. Законы Ньютона. Силы в природе.
  4. Закон сохранения импульса. Закон сохранения энергии. Механическая работа и мощность. Простые механизмы.
  5. Давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Плотность вещества.
  6. Физические явления и законы в механике. Анализ процессов.
  7. Механические явления.
  8. Тепловые явления.
  9. Физические явления и законы. Анализ процессов.
  10. Электризация тел.
  11. Постоянный ток.
  12. Магнитное поле. Электромагнитная индукци.
  13. Электромагнитные колебания и волны. Элементы оптики.
  14. Физические явления и законы в электродинамике. Анализ процессов.
  15. Электромагнитные явления.
  16. Радиоактивность. Опыты Резерфорда. Состав атомного ядра. Ядерные реакции.
  17. Владение основами знаний о методах научного познания.
Даты сдачи ОГЭ по физике 2019 года:
11 июня (вторник), 14 июня (пятница) .
Изменения структуры и содержания экзаменационной работы 2019 года по сравнению с 2018 годом отсутствуют .
В данном разделе вы найдёте онлайн тесты, которые помогут вам подготовиться к сдаче ОГЭ (ГИА) по физике. Желаем успехов!

Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2019-го года по физике состоит из двух частей. Первая часть содержит 21 задание с кратким ответом, вторая часть содержит 4 задания с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. 21 задание). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 16. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Но для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2019-го года по физике состоит из двух частей. Первая часть содержит 21 задание с кратким ответом, вторая часть содержит 4 задания с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. 21 задание). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 16. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Но для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.



Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по физике состоит из двух частей. Первая часть содержит 21 задание с кратким ответом, вторая часть содержит 4 задания с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. 21 задание). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 16. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Но для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2018-го года по физике состоит из двух частей. Первая часть содержит 21 задание с кратким ответом, вторая часть содержит 4 задания с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. 21 задание). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 16. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Но для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.



Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2017-го года по физике состоит из двух частей. Первая часть содержит 21 задание с кратким ответом, вторая часть содержит 4 задания с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. 21 задание). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 16. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Но для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.


Стандартный тест ОГЭ (ГИА-9) формата 2017-го года по физике состоит из двух частей. Первая часть содержит 21 задание с кратким ответом, вторая часть содержит 4 задания с развёрнутым ответом. В связи с этим в данном тесте представлена только первая часть (т.е. 21 задание). Согласно текущей структуре экзамена, среди этих заданий варианты ответов предлагаются только в 16. Однако для удобства прохождения тестов администрация сайта сайт приняла решение предложить варианты ответов во всех заданиях. Но для заданий, в которых варианты ответов составителями реальных контрольно измерительных материалов (КИМов) не предусмотрены, количество вариантов ответов было значительно увеличено, чтобы максимально приблизить наш тест к тому, с чем Вам придется столкнуться в конце учебного года.



,
один правильный ответ


Ниже приведены справочные данные, которые могут понадобиться Вам при выполнении работы:
,
В тесте 18 вопросов, нужно выбрать только один правильный ответ

На этой странице размещены демонстрационные варианты ОГЭ по физике для 9 класса за 2009 - 2019 годы .

Демонстрационные варианты ОГЭ по физике содержат задания двух типов: задания, где нужно дать краткий ответ, и задания, где нужно дать развернутый ответ.

Ко всем заданиям всех демонстрационных вариантов ОГЭ по физике даны ответы, а задания с развернутым ответом снабжены подробными решениями и указаниями по оцениванию.

Для выполнения некоторых заданий требуется собрать экспериментальную установку на основе типовых наборов для фронтальных работ по физике. Размещаем также перечень необходимого лабораторного оборудования.

В демострационном варианте ОГЭ 2019 года по физике по сравнению с демонстрационным вариантом 2018 года изменений нет.

Демонстрационные варианты ОГЭ по физике

Отметим, что демонстрационные варианты ОГЭ по физике представлены в формате pdf, и для их просмотра необходимо, чтобы на Вашем компьютере был установлен, например, свободно распространяемый программный пакет Adobe Reader.

Демонстрационный вариант ОГЭ по физике за 2009 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по физике за 2010 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по физике за 2011 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по физике за 2012 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по физике за 2013 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по физике за 2014 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по физике за 2015 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по физике за 2016 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по физике за 2017 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по физике за 2018 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по физике за 2019 год
Перечень лабораторного оборудования

Шкала пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы
в отметку по пятибалльной шкале

  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2018 года в отметку по пятибалльной шкале ;
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2017 года в отметку по пятибалльной шкале ;
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2016 года в отметку по пятибалльной шкале .
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2015 года в отметку по пятибалльной шкале .
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2014 года в отметку по пятибалльной шкале .
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2013 года в отметку по пятибалльной шкале .

Изменения в демонстрационных вариантах по физике

Демонстрационные варианты ОГЭ по физике 2009 - 2014 годов состояли из 3-х частей: задания с выбором ответа, задания с кратким ответом, задания с развернутым ответом.

В 2013 году в демонстрационный вариант ОГЭ по физике были внесены следующие изменения :

  • было добавлено задание 8 с выбором ответа – на тепловые вления,
  • было добавлено задание 23 с кратким ответом – на понимание и анализ экспериментальных данных, представленных в виде таблицы, графика или рисунка (схемы),
  • было увеличено до пяти количество заданий с развернутым ответом : к четырем заданиям с развернутым ответом части 3 было добавлено задание 19 части 1 – на применение информации из текста физического содержания.

В 2014 году демонстрационный вариант ОГЭ по физике 2014 года по отношению к предыдущему году по структуре и содержанию не изменился , однако были изменены критерии оценивания заданий с развернутым ответом.

В 2015 году в была изменена структура варианта :

  • Вариант стал состоять из двух частей .
  • Нумерация заданий стала сквозной по всему варианту без буквенных обозначений А, В, С.
  • Была изменена форма записи ответа в заданиях с выбором ответа: ответ стало нужно записывать цифрой с номером правильного ответа (а не обводить кружком).

В 2016 году в демострационном варианте ОГЭ по физике произошли существенные изменения :

  • Общее число заданий уменьшено до 26 .
  • Число заданий с кратким ответом увеличено до 8
  • Максимальный балл за всю работу не изменился (по прежнему - 40 баллов ).

В демострационных вариантах ОГЭ 2017 - 2019 годов по физике по сравнению с демонстрационным вариантом 2016 года изменений не было.

Для школьников 8 и 9 классов, желающих хорошо подготовиться и сдать ОГЭ по математике или русскому языку на высокий балл, учебный центр «Резольвента» проводит

У нас также для школьников организованы

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Основное общее образование

Линия УМК А. В. Перышкина. Физика (7-9)

Готовимся к ОГЭ по физике: задание №23

В 9 классе школьники впервые сталкиваются с обязательными государственными экзаменами. Что это означает для учителя? Во-первых, стоит задача настроить детей на усиленную подготовку к аттестационной работе. Но самое важное: не просто дать полноценные знания по своему предмету, а объяснить, какого рода задания предстоит выполнить, разобрать типичные примеры, ошибки и дать ученикам все инструменты для успешной сдачи экзамена.

При подготовке к ОГЭ больше всего вопросов вызывает экспериментальное задание №23. Оно самое сложное, соответственно на него и отводится больше всего времени - 30 минут. А за его успешное выполнение можно получить больше всего баллов - 4. Этим заданием начинается вторая часть работы. Если заглянуть в кодификатор, мы увидим, что контролируемыми элементами содержания здесь являются механические и явления электромагнетизма. Ученики должны показать умение работать с физическими приборами и измерительными инструментами.

Существует 8 стандартных комплектов оборудования, которое может понадобится на экзамене. Какие именно будут использоваться, становится известно за несколько дней до экзамена, поэтому целесообразно провести дополнительную тренировку перед экзаменом с теми инструментами, которые будут задействованы; обязательно повторить, как снимать показания с приборов. Если экзамен проводится на территории другой школы, учитель может заранее приехать туда, чтобы посмотреть готовые для работы комплекты. Готовящий приборы к экзамену учитель должен обратить внимание на их исправность, особенно подверженных износу. Например, использование старой батарейки может привести к тому, что ученик элементарно не сможет установить требуемую силу тока.

Нужно проверить, совпадают ли приборы с указанными значениями. Если не совпадают, то в специальных бланках указываются истинные значения, а не те, которые записаны в официальных комплектах.

Учителю, ответственному за проведение экзамена может помогать технический специалист. Он же следит за соблюдением техники безопасности во время экзамена и может вмешаться в ход выполнения задания. Нужно напомнить ученикам, что если они заметят неисправность какого-либо прибора во время выполнения задания, нужно незамедлительно сообщить об этом.

Существует три типа экспериментальных заданий, встречающихся на экзамене по физике.

Тип 1. «Косвенные измерения физических величин». Включает в себя 12 тем:

  • Плотность вещества
  • Сила Архимеда
  • Коэффициент трения скольжения
  • Жесткость пружины
  • Период и частота колебаний математического маятника
  • Момент силы, действующей на рычаг
  • Работа сила упругости при подъеме груза с помощью подвижного или неподвижного блока
  • Работа силы трения
  • Оптическая сила собирающей линзы
  • Электрическое сопротивление резистора
  • Работа электрического тока
  • Мощность электрического тока.

Тип 2. «Представление экспериментальных результатов в виде таблиц или графиков и формулировка вывода на основании полученных экспериментальных данных». Включает в себя 5 тем:

  • Зависимость силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины
  • Зависимость периода колебаний математического маятника от длины нити
  • Зависимость силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника
  • Зависимость силы трения скольжения от силы нормального давления
  • Свойства изображения, полученного с помощью собирающей линзы

Тип 3. «Экспериментальная проверка физических законов и следствий». Включает в себя 2 темы:

  • Закон последовательного соединения резисторов для электрического напряжения
  • Закон параллельного соединения резисторов для силы электрического тока

Подготовка к ОГЭ по физике: советы ученику

  • Важно очень точно записывать в бланк ответа все, что требуют правила. Проверяя свою работу, стоит еще раз взглянуть, ничего ли не пропущено: схематический рисунок, формула для расчета искомой величины, результаты прямых измерений, расчеты, числовое значение искомой величины, вывод и т.д., в зависимости от условий. Отсутствие хотя бы одного показателя приведет к снижению балла.
  • За дополнительные измерения, внесенные в бланк, оценка не снижается
  • Рисунки должны быть выполнены очень аккуратно, небрежные схемы тоже отнимают балл. Немаловажно приучиться контролировать указание всех единиц измерения
  • Записывая ответ, ученик не должен указывать погрешность, но стоит донести до него информацию, что проверяющий имеет критерии и правильный ответ уже содержит границы интервала, внутри которого может оказаться верный результат.

Подготовка к экзамену в целом и к экспериментальному заданию в частности не может быть спонтанной. Без постоянно нарабатываемого навыка работы с лабораторным оборудованием выполнить задания практически невозможно. Поэтому учителям рекомендуется ознакомится с демонстрационными вариантами экзаменационной работы и разбирать типичные задачи во время проведения лабораторных.

Подробный разбор всех типов заданий вы можете посмотреть в вебинаре