Варианты огэ русский. Демонстрационные варианты ОГЭ по русскому языку (9 класс)

На официальном сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) опубликованы демонстрационные варианты ОГЭ по русскому языку (9 класс) за 2009 - 2018 годы .

Демонстрационные варианты ОГЭ по русскому языку состоят из трех частей.

Первая часть представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).

Вторая и третья части содержат задания, которые выполняются на основе одного и того же прочитанного текста. Вторая часть содержит задания двух типов: задания, где нужно выбрать один из предложенных ответов, и задания, где нужно самому дать краткий ответ.

В третьей части нужно выбрать одно из трех заданий и дать на него развернутый аргументированный ответ (необходимо написать сочинение-рассуждение).

К заданиям второй части даны правильные ответы, а к заданиям первой и третьей частей приведены критерии оценивания.

В демострационном варианте ОГЭ 2018 года по русскому языку по сравнению с демонстрационным вариантом 2017 года изменений нет.

Демонстрационные варианты ОГЭ по русскому языку

Отметим, что демонстрационные варианты ОГЭ по русскому языку представлены в формате pdf, и для их просмотра необходимо, чтобы на Вашем компьютере был установлен, например, свободно распространяемый программный пакет Adobe Reader.

Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2009 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2010 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2011 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2012 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2013 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2014 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2015 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2016 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2017 год
Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2018 год

Шкала пересчёта первичного балла

  • за выполнение экзаменационной работы 2018 года в отметку по пятибалльной шкале ,
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2017 года в отметку по пятибалльной шкале ,
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2016 года в отметку по пятибалльной шкале ,
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2015 года в отметку по пятибалльной шкале ,
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2014 года в отметку по пятибалльной шкале ,
  • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2013 года в отметку по пятибалльной шкале .

Изменения в демонстрационных вариантах по русскому языку

В демонстрационном варианте ОГЭ по русскому языку 2009 года подверглись изменениям критерии оценивания.

В 2013 году в демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку были внесены следующие изменения :

  • было изменено задание С2 ,
  • было исключено альтернативное задание (С2.2)

В 2014 году в демонстрационном варианте ОГЭ по русскому языку принципиальных изменений по сравнению с демонстрационным вариантом 2013 года не было.

В 2015 году в демострационный вариант ОГЭ по русскому яыку были внесены следующие изменения:

  • Количество заданий в работе было сокращено с 18 до 15 .
  • Максимальный балл за выполнение работы был уменьшен с 42 до 39 .
  • Нумерация заданий стала сквозной по всему варианту без буквенных обозначений А, В, С.
  • Была изменена форма записи ответа в заданиях с выбором ответа: ответ стало нужно записывать цифрой с номером правильного ответа (а не обводить кружком).
  • Были добавлены два альтернативных задания 15.2 и 15.3 (сочинение-рассуждение)

В демострационных вариантах ОГЭ 2016-2018 годов по русскому языку по сравнению с демонстрационным вариантом 2015 года изменений не было.

Вариант 001

(1)Ещё в детском саду Олег выучил песенку «В лесу родилась ёлочка». (2)С неё-то и начались неприятности. (3)Бабушка решила, что у внука замечательный слух и что «с таким абсолютным слухом абсолютно необходимо учиться музыке».

(4)Олега торжественно и шумно повели на экзамен в музыкальную школу. (5)А обратно привели тихо и растерянно: педагоги не обнаружили у мальчика музыкальных способностей.

(6)Бабушка очень огорчилась, но потом сказала, что первый провал внука как раз говорит о его незаурядном даровании: Шаляпина в молодости тоже не приняли в хор.

(7)Бабушка хорошо знала историю музыки. (8)Она даже сама играла на рояле, а в молодости мечтала стать пианисткой. (9)Но мечты эти не сбылись, и теперь Олег должен был преуспеть в искусстве сразу за двоих: за себя и за бабушку.

(10)Когда-то бабушка была бухгалтером, и, когда наступала пора годовых финансовых отчётов, старые сослуживцы приходили к Анне Степановне за помощью. (11)Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.

(12)Олег тоже любил бабушку, поэтому согласился учиться музыке. (13)Была куплена виолончель, и Олег начал ходить в музыкальный кружок.

(14)В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.

– (15)Ты хочешь, чтобы он повторил твой путь, - говорила бабушка. - (16)Но пойми наконец: у него другое призвание. (17)Смычок - вот что он будет держать в руках всю жизнь!

(18)Однако часто по вечерам Олег держал в руках и рубанок, и напильник, и плоскогубцы, что очень тревожило бабушку.

– 19)Смотри, надо беречь руки! (20)Вся твоя судьба - в твоих руках! (21)Вернее сказать, в твоих пальцах.

– (22)3наю, бабушка, - добродушно соглашался Олег. - (23)Вот я их и развиваю. (24)Так в музыкальном кружке советуют: строгайте, говорят, пилите! (25)Это тоже искусство!

(26)«Может быть, то новые методы музыкального воспитания?» - рассуждала бабушка.

(27)Все этажерки и книжные полки в доме были сделаны руками Олега. (28)Когда собирались гости, бабушка потихоньку, тайком от внука, хвасталась:

– Всё он!.. (29)Своими руками!

(30)И потом во всеуслышание, чтобы слышал Олег, восклицала:

– Но главное, конечно, музыка! (31)Он будет музыкантом!

(По А. Алексину) *

* Алексин Анатолий Георгиевич (род.в 1924 г.) - писатель, драматург. Его произведения, такие как Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют главным образом о мире юности.

Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему автор называет бабушку Олега и бабушкой, и Анной Степановной?». Такие формы именования говорят о том, что…

2) бабушка Олега работает в бухгалтерии и занимает там ответственную должность.

3) Олег и его отец боятся бабушки и потому иногда называют её в домашней обстановке по имени и отчеству.

4) для сослуживцев Анна Степановна прежде всего официальное лицо, а для Олега она бабушка, родной человек.

Олицетворение?

1) (11) Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.

2) (14) В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.

3) (17) Смычок - вот что он будет держать в руках всю жизнь!

4) (26) «Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» - рассуждала бабушка.

Из предложений 5-9 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением - «приближение».

Из предложений 11-14 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н».

Замените книжное выражение «во всеуслышание» в предложении 30 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Замените словосочетание «музыкальный кружок» (предложение 13), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление

Выпишите грамматическую основу предложения 4.

Среди предложений 26-30 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

– Смотри,(1) надо беречь руки! Вся воя судьба – в твоих руках! Вернее сказать,(2) в твоих пальцах.

– 3наю,(3) бабушка,(4) – добродушно соглашался Олег. – Вот я их и развиваю. Так в музыкальном кружке советуют: строгайте,(5) говорят,(6) пилите!

Укажите количество грамматических основ в предложении 6. Ответ запишите цифрой.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Олег тоже любил бабушку,(1) поэтому согласился учиться музыке. Была куплена виолончель,(2) и Олег начал ходить в музыкальный кружок. В отличие от бабушки,(3) отец хотел,(4) чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.

Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 13-18 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Вариант 001

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Л. А. Новикова: «Слово в речи обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое».

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. А. Новикова.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

«Все этажерки и книжные полки в доме были сделаны руками Олега. Когда собирались гости, бабушка потихоньку, тайком от внука, хвасталась: - Всё он!.. Своими руками! И потом во всеулышание, чтобы слышал Олег, восклицала: - Но главное, конечно, музыка! Он будет музыкантом!»

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

«Что такое выбор »

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 002

Прочтите текст и выполните задания 2 – 15.

(1)Девочку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг – театральный художник. (3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. (4)Но она была не просто девочка, она – помощник художника.

(5)Однажды в театральном дворе Алиса увидела парня и сразу поняла, что он не артист.

– (6)Ты кто? – спросила она парня.

– (7)Шофёр, – ответил парень.

– (8)А что ты здесь делаешь?

– (10)Кого?

– (11)Викторию Сергееву.

(12)Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина. (13)И Алиса задала парню «взрослый» вопрос:

– (14)Ты её любишь?

– (15)Нет, – улыбнулся парень. – (16)Я однажды спас её. (17)В нашем городе, театр был тогда у нас на гастролях. (18)Это было весной, в конце марта. (19)Ребята катались на санках у реки. (20)Сергеева тоже захотела покататься. (21)Ребята дали ей санки. (22)Она села и поехала, сани случайно выехали на лёд, который был тонким и хрупким, и через минуту Сергеева оказалась в ледяной воде. (23)Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.

– (24)И ты прыгнул в ледяную воду?

– (25)Прыгнул, – подтвердил парень.

– (26)Не испугался?

– (27)Не успел испугаться.

– (28)И не заболел?

– (29)Заболел немножко.

(30)Алиса и незнакомый парень разговаривали и не заметили, как во двор вошли Сергеева и знакомый художник. (31)Парень первым увидел её и сказал:

– (32)Здравствуйте, Виктория! (33)Вы, наверное, не помните меня? (34)Я Назаров.

(35)Сергеева внимательно посмотрела на парня: она не могла вспомнить его.

– (36)Ну помните, как Вы катались на санках, а я... (37)Вы ещё пригласили меня в Москву.

– (38)Ах, да, – вспомнила Сергеева. – (39)Сейчас я организую Вам билеты.

– (40)Спасибо, – сказал Назаров, – но я не за этим приехал. (41)У меня болен отец. (42)Мы приехали в Москву, но в Москве я знаю только Вас, и я хотел спросить, можем ли мы остановиться у Вас на неделю?

– (43)Нет, нет, – поспешно сказала Сергеева. – (44)Это неудобно, потому что у меня совсем маленькая квартира.

– (45)Что же делать? – спросил парень.

– (46)Не знаю.

(47)И тут Алиса взяла парня за руку. (48)«Пойдём», – сказала она. – (49)«Куда?» – удивился парень. – (50)«К нам», – сказала Алиса.

(51)Она не думала, что скажут дома. (52)Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. (53)А когда спасают, то долго не думают, а раз – и в холодную воду!

– (54)Нехорошо как, – сказал художник, когда Алиса и шофёр вышли вместе со двора. – (55)Ведь он вам жизнь спас.

– (56)Что же, я теперь памятник ему должна поставить? – ответила Сергеева.

(57)И тут старый сторож вдруг закричал: (58)«Вон! (59)Вон отсюда!» (60)Он делал вид, что кричит на мальчишек, которые тихонько пробрались в театральный двор. (61)Но кричал-то он на Сергееву.

(По Ю. Яковлеву)*

* Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.

обоснования ответа на вопрос: «Почему сторож кричал: «Вон отсюда!»?

1)Потому что мальчишки «тихонько пробрались в театральный двор».

2)Потому что во дворе собралось много народу, и это мешало ему убирать двор.

3)Потому что сторож был недобрым человеком.

4)Потому что сторожа рассердила чёрствость Виктории Сергеевой.

В каком варианте ответа средством выразительности речи является противопоставление ?

1) Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.

2) Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина.

3) – Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.

4) Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. А когда спасают, то долго не думают…

Из предложений 32–36 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на -З и -С, перед звонкими согласными пишется З, перед глухими согласными – С».

Из предложений 19–23 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффикса -ЯН, пишется одна буква Н».

Замените разговорное слово ПАРНЯ из предложения 5 стилистически нейтральным синонимом или синонимичным выражением. Напишите этот синоним.

Замените словосочетание ТЕАТРАЛЬНЫЙ ДВОР (предложение 3), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Выпишите грамматическую основу предложения 1.

Среди предложений 1 – 5 найдите предложение с обособленным приложением . Напишите номер этого предложения.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .

– Здравствуйте, (1) Виктория! Вы, (2) наверное, (3) не помните меня? Я Назаров.

Сергеева внимательно посмотрела на парня: она не могла вспомнить его.

– Ну помните, (4) как Вы катались на санках, (5) а я…Вы ещё пригласили меня в Москву.

Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью .

– Спасибо, (1) – сказал Назаров,(2) – но я не за этим приехал. У меня болен отец. Мы приехали в Москву, (3) но в Москве я знаю только Вас, (4) и я хотел спросить, (5) можем ли мы остановиться у Вас на неделю?

– Нет, (6) нет, (7) – поспешно сказала Сергеева. – Это неудобно, (8) потому что у меня совсем маленькая квартира.

Среди предложений 54 – 61 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных . Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 12 – 23 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями . Напишите номер этого предложения.

Вариант 002

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя И. А. Гончарова: «Язык не есть только говор, речь; язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И. А. Гончарова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности» .

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Как Вы понимаете значение словосочетания НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое нравственный выбор» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 003

Прочтите текст и выполните задания 2 – 15.

(1)Мама, когда я ещё не учился в школе, работала инженером и много чертила. (2)Чертежи были такие красивые, а её готовальня с блестящими штуками была такая необыкновенно притягательная, что я не мог пройти мимо. (3)Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сломал.

– (4)Его явно тянет к точным наукам, – серьёзно говорила мама отцу.

(5)В школе сразу стало ясно, что меня к точным наукам не тянет. (6)Я учился очень средне. (7)Мама говорила, что если я так продолжу, то стану грузчиком. (8)Выражение же лица отца в это время было таким, что я догадывался: он сомневается, что мама говорит правду.

(9)Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась.

(10)Когда я учился в старших классах, родители преподавали в университете. (11)Мама вела термодинамику, а отец работал заведующим кафедрой на экономическом факультете.

(12)Но алгебра, геометрия и физика по-прежнему были самыми тёмными для меня предметами. (13)Родители сами понимали, что по их стопам я не пойду, и даже не намекали на это.

(14)Какие возможности у меня имелись? (15)Университет, институт культуры и, конечно же, медицинский.

(16)Медицинский мне всегда нравился. (17)Во-первых, там преподавал мой любимый дядя. (18)Во-вторых, там учился мой троюродный брат, который мне тоже нравился. (19)Но как-то пугала так называемая анатомичка. (20)Я понимал: даже просто войти в здание, где она находится, я не смогу.

(21)Тогда я стал ходить в институт культуры. (22)Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами. (23)Конечно, я тогда плохо разбирался в этом, но мертвенную скуку и ужасающую безрадостность увиденного чувствовал. (24)3апах «анатомички», казалось, преследовал меня, он исходил там от всего: во всех выступлениях была видна ненужность происходящего. (25)Ненужность никому! (26)Ни выступающим, ни зрителям. (27)Это отсутствие надежды на радость заставило меня твёрдо отказаться от мысли поступить в институт культуры.

(28)Но я хотел... (29)Не знаю, чего я хотел. (30)Ничего определённого. (31)Мне хотелось быть студентом. (32)Хотелось учиться не очень трудно и не очень скучно... (33)Хотелось весёлой, интересной, настоящей жизни. (34)Главное – настоящей, всем существом – жизни.

(По Е. Гришковцу)*

* Гришковец Евгений Валерьевич (род.в 1967 г.) – современный российский писатель, драматург, режиссёр, актёр, музыкант. Стал известен после того, как в 1999 г. был удостоен национальной театральной премии «Золотая маска». Является автором книг «Рубашка», «Реки», «Следы на мне», «Асфальт».

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему автор-рассказчик в старших классах школы считал, что не пойдёт по стопам своих родителей?»

1)Он не чувствовал в себе способностей к тому, чем занимались его родители, – к точным наукам.

2)Он не был уверен в том, что родители помогут ему поступить в университет, где сами преподавали.

3)Он стремился быть самостоятельным и хотел доказать родителям, что способен на это.

4)Он собирался поступать в медицинский институт, потому что там преподавал его дядя.

В каком варианте ответа средством речевой выразительности является эпитет ?

1) (9)Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась.

2) (12)Но алгебра, геометрия и физика по-прежнему были самыми тёмными для меня предметами.

3) (17)Во-первых, там преподавал мой любимый дядя.

4) (22)Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами.

Из предложений 1–4 выпишите слово, в котором правописание приставки

Из предложений 1–3 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».

Замените разговорное слово «штуками » в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

Замените словосочетание «студенческого хора» (предложение 22), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Выпишите грамматическую основу предложения 32.

Среди предложений 22 – 27 найдите предложение с обособленным согласованным определением . Напишите номер этого предложения.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.

Выражение же лица отца в это время было таким, (1) что я догадывался: он сомневается,(2) что мама говорит правду.

Короче,(3) профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась.

Укажите количество грамматических основ в предложении 29. Ответ запишите цифрой.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью .

Родители сами понимали,(1) что по их стопам я не пойду,(2) и даже не намекали на это.

Какие возможности у меня имелись? Университет, (3) институт культуры и,(4) конечно же,(5) медицинский.

Среди предложений 1–7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных . Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 15–20 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями.

Вариант 003

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога и философа А.А. Аверинцева: «Задача автора рассуждения – как можно убедительнее обосновать свою точку зрения. Для этого необходимо приводить как можно больше доказательств, располагая их в определённой последовательности» .

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А.А. Аверинцева.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Хотелось весёлой, интересной, настоящей жизни. Главное – настоящей, всем существом – жизни ».

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Как Вы понимаете значение слова ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое выбор » , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 004

Прочтите текст и выполните задания 2 – 15.

(1)Студент третьего курса Женя Лесневский не собирался красть мобильный телефон. (2)Он ехал в маршрутном такси, и, когда девушка в розовой куртке вышла на проспекте Победы, он, пересаживаясь на её место, увидел мобильный телефон на сиденье. (3)Конечно, можно было крикнуть, остановить эту растяпу, но почему это вдруг он должен о ней заботиться, нет уж, пусть таких жизнь учит. (4)Лесневский, увидев чужой мобильник, не задохнулся от радости, как какой-нибудь стяжатель, который в жизни стремится урвать кусок потолще и послаще. (5)Он равнодушно повертел телефон в руках: монохромный дисплей, дешёвенькая модель. (6)Покупать такую ерунду он, конечно, не стал бы, но, с другой стороны, как не воспользоваться тем, что досталось даром. (7)Лесневский сказал себе, что, если девушка спохватится и нагонит маршрутку, он вернёт ей утраченную вещь, даже получится, что он сберёг для неё телефон, а если не спохватится... (8)Что ж, не выбрасывать же его просто так.

(9)Лениво беседуя со своей полусонной совестью, он и сам было задремал и даже забыл, что у него в кармане лежит чужой телефон. (10)Очнуться его заставил звонок – тоненький писк, который издавали тщедушные динамики. (11)Лесневский посмотрел на телефон и дождался, когда он смолкнет. (12)Разбуженная совесть запоздало заворчала, что не нужно брать чужого, но в эту минуту послышался новый звонок. (13)Писк ещё тоньше, ещё жалобнее. (14)Лесневский, повинуясь не то безотчетному любопытству, не то благородному порыву, решил ответить звонившему. (15)Едва он нажал на клавишу, громкий, захлёбывающийся женский крик ударил ему в уши.

– (16)Танечка, Танечка, скорее приезжай в областную больницу. (17)С Валей беда. (18)Танечка, ты слышишь, дочка?

(19)Лесневский торопливо нажал на красную клавишу – звук пропал. (20)Он хмыкнул и со страхом посмотрел на телефон. (21)А что он может сделать? (22)Эту растяпу в розовом теперь днём с огнём не сыщешь.

(23)Не ехать же самому в больницу, чтобы искать там какую-то Валю...

(24)Телефон вновь зазвонил, и, сморщившись, как от боли, Лесневский нажал на клавишу, чтобы его совсем отключить. (25)Телефон затих, зелёный экранчик погас, будто он взял руками чьё-то тёплое сердце и, сдавив его, заставил остановиться. (26)Он вспомнил, как в детстве ловили в пруду лягушек, клали их на берег и переворачивали на спину... (27)Ему казалось, что телефон дрожит вконвульсиях, словно по мёртвому телу пробегает последняя судорога. (28)Где-то не работал светофор, где-то на обочине чинили сломанную машину, где-то надрывно ревела сирена скорой помощи – и все эти людские беды, которые плотно окружили его, произошли, казалось, только потому, что он положил в карман чужой телефон.

(29)Наконец, не выдержав, Лесневский решил позвонить женщине, просившей о помощи. (30)Он включил телефон, но на дисплее высветилось окошечко для ввода пин-кода, который ему был, понятное дело, неизвестен. (31)Он вздохнул, вновь отключил телефон, положил его в карман и, чтобы отвлечься от дурных мыслей, стал методично складывать цифры в номерах проезжавших мимо машин.

(По А.В. Гридину)*

* Гридин Алексей Владимирович (род.в 1975 г.) – современный российский писатель.

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Женя Лесневский не вернул девушке мобильный телефон?»

1)Мобильный телефон был устаревшей модели, о нём вряд ли кто будет сожалеть.

2)Он решил воспользоваться тем, что досталось даром.

3)Он не успел догнать девушку, забывшую телефон в маршрутке.

4)Он испугался обвинения в воровстве.

В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм ?

1)Телефон затих, зелёный экранчик погас, будто он взял руками чьё-то тёплое сердце и, сдавив его, заставил остановиться.

2)Ему казалось, что телефон дрожит в конвульсиях, словно по мёртвому телу пробегает последняя судорога.

3)Эту растяпу в розовом теперь днём с огнём не сыщешь.

4)Он вздохнул, вновь отключил телефон, положил его в карман и, чтобы отвлечься от дурных мыслей, стал методично складывать цифры в номерах проезжавших мимо машин.

Из предложений 24-28 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

Из предложений 7-13 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на Н, пишется НН».

Замените просторечное слово «урвать » в предложении 4 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

Замените словосочетание «надрывно ревела» , построенное на основе примыкания , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Выпишите грамматическую основу предложения 22.

Среди предложений 9-14 найдите предложение с обособленным приложением . Напишите номер этого предложения.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном (-ых) слове (-ах) .

Ему казалось,(1) что телефон дрожит в конвульсиях,(2) словно по мёртвому телу пробегает последняя судорога. Где-то не работал светофор,(3) где-то на обочине чинили сломанную машину,(4) где-то надрывно ревела сирена скорой помощи – и все эти людские беды,(5) которые плотно окружили его,(6) произошли,(7) казалось,(8) только потому,(9) что он положил в карман чужой телефон.

Укажите количество грамматических основ в предложении 6. Ответ запишите цифрой.

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Он ехал в маршрутном такси, (1) и, (2) когда девушка в розовой куртке вышла на проспекте Победы, (3) он, (4) пересаживаясь на её место, (5) увидел мобильный телефон на сиденье. Конечно, (6) можно было крикнуть, (7) остановить эту растяпу, (8) но почему это вдруг он должен о ней заботиться, (9) нет уж, (10) пусть таких жизнь учит.

Среди предложений 2-8 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных . Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 19-27 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями.

Вариант 004

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Е.В. Джанджаковой: «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано» . Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Е.В. Джанджаковой.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Где-то не работал светофор, где-то на обочине чинили сломанную машину, где-то надрывно ревела сирена «скорой помощи» – и все эти людские беды, которые плотно окружили его, произошли, казалось, только потому, что он положил в карман чужой телефон».

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Как Вы понимаете значение слова ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое выбор » , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 001

Вариант 002

Вариант 003

Вариант 004

Вспомнить

Испортил

Вспомнил

Необыкновенно

Полусонной

Предметами

Получить

Кружок музыки

Двор театра

Хор студентов

Ревела с надрывом

Хотелось учиться

Не сыщешь

ОГЭ по русскому языку – обязательное экзаменационное испытание, которое проходят выпускники 9-го класса для успешного поступления в 10-й или профильные учебные заведения. Результаты Основного государственного экзамена формируют оценки в аттестате.

Русский язык: просто или нет? Многие считают русский язык наиболее простым испытанием, поскольку в школе он изучается с первого класса, школьники говорят и пишут на этом языке, но некоторые темы и задания стабильно вызывают затруднения. При наличии определенного уровня подготовки, можно успешно сдать экзамен на максимальный балл.

Согласно мнению экспертов, задания по русскому языку для девятиклассников значительно упростились за последние пару лет.

* Наиболее простые задания – тесты, в которых требуется ответить на вопрос, выбрав верный вариант из нескольких предложенных. Для успешного прохождения этого этапа необходимо знать теорию на уровне школьного обучения.

* К сложным заданиям относят изложения и сочинения.

Почему изложения вызывают трудности? Многие школьники приходят к репетитору, без минимального опыта написания подобных работ. В школе ученикам просто не дают такие задания. Умение писать изложения требует тренировки – в процессе самообучения и занятий с репетитором можно качественно проработать этот недостаток образования.

Чтобы успешно писать сочинения на заданную тему, нужно оттачивать это умение. Чтобы это задание не вызвало проблем, требуется:

  • Учиться излагать мысли структурировано;
  • Тренироваться в аргументации, логичном изложении собственной позиции;
  • Учиться работать с разными темами;
  • Повторять грамматику, лексику;
  • Учиться писать лаконично.

Все задания, которые составляют экзамен, делятся на 3 логических блока: изложение, тестирование, сочинение. Тестовая часть охватывает все темы, которые предусмотрены школьной программой. Для успешного прохождения испытания рекомендуется повторять материал, используя .
Какие задания предлагаются в ОГЭ?

  • Изложение: экзаменуемые слушают текст дважды, затем излагают его в письменной форме. Как получить максимальный балл за эту часть испытания? Важно соблюсти ряд моментов: отобразить тему и цели, отображенные в тексте, микротемы, удалить лишнюю информацию, оставив основное. Для этого требуется грамотность, умение выделять главное, структурировать информацию, видеть суть.
  • Задание на определение смыслового анализа.
  • Вопросы на знание средств выразительности.
  • Правописание.
  • Выявление антонимов, синонимов к словам.
  • Задания на работу со словосочетаниями и предложениями разных типов.
  • Сочинение: предлагаются темы трех типов – по лингвистике, на анализ высказывания, на объяснение значения слова. Первая – наиболее сложная, поскольку требует основательных знаний теории, вторая считается простой, третью рекомендуется выбирать тем, кто поступает в 10-й класс, поскольку аналогичные темы будут в ЕГЭ.
«Решу ОГЭ по русскому языку» – возможность качественно подготовиться к тестовой части экзамена, научиться распределять время на выполнение заданий.

Каждый девятиклассник в этом году должен сдавать обязательные экзамены для того, чтобы поступить в десятый класс либо в колледж, где сможет получить диплом «Младший специалист». Самым главным предметом, который сдают обязательно среди других ОГЭ, являются тесты по русскому языку. Его считают одной из самых сложных дисциплин, поскольку далеко не все учащиеся в школах идеально разбираются в грамматике родного языка.

Особенности проведения экзамена

Сайт Незнайка ОГЭ по русскому

Среди главных учебных требований, которым должен соответствовать каждый экзаменуемый, относится умение писать изложение или сочинение с запасом минимум семидесяти слов. При этом важно набрать минимально пятнадцать баллов.

Если сумма окажется меньшей, то результат можно считать неудовлетворительным, и школьник останется в девятом классе повторно.

Шкала перевода баллов в оценки

Шкала перевода отметок

Существует определенная шкала, по которой видно, сколько с ОГЭ баллов нужно набрать по русскому языку, чтобы получить конкретную оценку:

  • от 15 баллов до 24 – «3»;
  • от 35 до 33, и 4 балла за грамотность – «4»;
  • от 34 до 39 – «5».

Основные критерии оценивания

Самое первое задание ОГЭ по русскому языку называется «Сжатое изложение». Специалисты его проверяют, используя специальные критерии. Максимальной отметкой может быть «7» баллов.

План экзаменационной работы

Во второй части ОГЭ по русскому языку за каждый верный ответ выпускник получает один балл. В этой части максимум набранных баллов может достигать 13. Дальше следует задание «сочинение-рассуждение», за которое можно получить до «9 баллов». Его оценивают эксперты, используя особые критерии.

Максимальное количество баллов, что получает школьник, достигает тридцати девяти. На то, чтобы выполнить экзаменационную работу, отводится три часа и пятьдесят пять минут.

Как эффективнее подготовиться?

Чтобы сдать ОГЭ по дисциплине русский язык, нужно правильно подготовиться. Для этого пользуются дополнительными занятиями с учителем в школе, нанимают репетиторов и штудируют внеклассную литературу.

Сайты с тестами и ответами по ОГЭ

Крайне важно воспользоваться таким порталом, как «Яндекс ОГЭ», где всегда большой выбор тестов и всевозможных заданий. Школьник сможет ощутить себя, как на экзамене: дается то же время и схожие задания.

Яндекс ОГЭ

Сайт РЕШУ ОГЭ

Педагог по полученным данным сможет оценить, насколько ученик готов к русскому языку и какие темы с ним лучше дополнительно пройти.

ГИА по русскому языку 9 класс с ответами.

ГИА по русскому языку для 9 класса с ответами.

Часть 1.

Прослушайте текст и выполните задание C1.

Текст для прослушивания.

Не так давно учёные считали, что успех в жизни напрямую связан с нашими интеллектуальными способностями. Чем больше человек знает и умеет, тем больше вероятность того, что он многого добьётся в жизни.
Однако оказывается, что будущие профессиональные перспективы определяются не только объёмом и качеством всего, что нам удалось узнать в школе. Как утверждают современные учёные, наполненная знаниями голова ещё не спасение от серьёзных жизненных неудач и провалов. Интеллектуальные способности и навыки, необходимые для последующей работы, - это всего лишь основа, фундамент. На этом фундаменте здание профессионального успеха может быть построено только в том случае, если человек обладает определёнными личностными качествами.
И одним из таких важнейших качеств является способность понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать им. Через сопереживание человек ощущает свою причастность к тем, кто живёт рядом с ним, участвует в том, что происходит вокруг. Следовательно, обладая способностью понимать, чувствовать и сопереживать, человек сможет поддерживать гармоничные отношения с миром, а значит, сможет добиться успеха в этом мире.
Как же развить эту способность? Психологи пришли к выводу, что помочь этому, в частности, может восприятие искусства. Человек, который получает удовольствие от живописных или скульптурных образов, чувствует красоту стиха или мелодии, ощущает ритм узора, - такой человек способен к необходимому для жизни эмоциональному переживанию. А в том, что эти переживания жизненно необходимы, учёные не сомневаются. Только нужно уметь чувствовать. И через восприятие искусства мы облагораживаем свои чувства, воспитываем их. Кино, театр, музыка - всё обогащает личность, потому что благодаря восприятию любого вида искусства у нас развивается так называемый эмоциональный интеллект, то есть оптимальное сочетание эмоциональных и интеллектуальных способностей нашей личности.

С1.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения - не менее 90 слов.

Часть 2.

Прочтите текст и выполните задания А1-А7.

(1). Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой.
(2). Сперва он услышал музыку.
(3). У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать.
(4). А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка.
(5). Одного с Кинтелем возраста.
(6). Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами.
(7). Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
(8). У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист.
(9). На нём крупно было написано:
(10). "Зарабатываю на скрипку".
(11). Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая.
(12). Или не очень хорошая.
(13). Но даже на ней девочка играла восхитительно.
(14). По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка - тоже.
(15). Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске.
(16). Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, - в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях.
(17). И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество.
(18). А вокруг стояли люди.
(19). Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек.
(20). У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку.
(21). А будь у него свои деньги - хоть сто рублей! - он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки.
(22). Хотя... посмел бы он?
(23). Все сразу начали бы глядеть на него.
(24). И она посмотрела бы - на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке...
(25). Он и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его заворожённости...
(26). Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки.
(27). И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться.
(28). И долго ещё слышал скрипку...
(По В. Крапивину).

Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста.
К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

A1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос:
«Почему героя сразу «взяла в плен» маленькая скрипачка?»

1) Девочка, игравшая на скрипке, обладала необыкновенной внешностью.
2) Девочка вызывала симпатию у героя прежде всего тем, что умела сама зарабатывать деньги.
3) Девочка представлялась герою беззащитной и в то же время самостоятельной, глубокой.
4) Девочка не обращала внимания на героя, и это задевало его и пробуждало интерес к ней.


A2. Почему герой считал, что «девочка играла восхитительно»?

1) Девочка играла уверенно и громко, хотя в руках у неё была чужая или плохая скрипка.
2) На героя повлияло то, что многие останавливались послушать игру девочки.
3) За плохую игру люди не станут платить деньги, а девочке набросали их немало.
4) Девочка умела вложить в мелодию душу, как бы сливаясь с музыкой в единое целое.


A3. Как характеризует героя информация, заключённая в предложениях 20-21?

1) Кинтель был человеком расчётливым, умеющим экономно тратить деньги.
2) Кинтель был ответственным человеком, но при этом был способен на душевные порывы.
3) Кинтель умел находить себе оправдание в затруднительной ситуации.
4) Кинтель ничего не понимал в музыке и потому готов был заплатить за игру девочки большие деньги.


A4. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «заворожённость» (предложение 25).

1) очарованность
2) колдовство
3) любовь
4) неподвижность


А5. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?

1) (1) Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой.
(2) Сперва он услышал музыку.
2) (11) Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая.
(13) Но даже на ней девочка играла восхитительно.
3) (17) И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество.
(18) А вокруг стояли люди.
4) (23) Все сразу начали бы глядеть на него.
(24) И она посмотрела бы - на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой,
узлом на пузе завязанной рубашке...


A6. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему автор и герой называют скрипачку не «девчонка», не «девчушка», а «девочка»?» Такая форма слова говорит...

1) о жалости автора и героя к маленькой скрипачке.
2) об отсутствии подлинного сочувствия автора и героя к юной скрипачке.
3) о снисходительном отношении автора и героя к бедной уличной скрипачке.
4) о серьёзном и уважительном отношении автора и героя к скрипачке.


A7. Укажите предложение, в котором содержится метафора.

1) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
2) По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка - тоже.
3) Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, - в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях.
4) А будь у него свои деньги - хоть сто рублей! - он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки.

Задания В1-В14 выполните на основе прочитанного текста.


В1. Замените слово БУМАЖЕК из предложения 19 синонимом официально-делового или научного стиля. Напишите этот синоним.

В2. Из предложений 6-7 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

В3. Из предложений 6-10 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

В4. В предложениях 24-25 найдите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «Если при прилагательном, образованном от глагола несовершенного вида, есть зависимые слова, то это прилагательное переходит в причастие и в его суффиксе пишется НН». Выпишите найденное причастие с зависимым словом.

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве. Она покачивалась на загорелых ногах, (1) как на стебельках, (2) задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. У ног девочки, (3) в пыльных подорожниках, (4) лежал скрипичный футляр, (5) в откинутой крышке его белел бумажный лист.

В6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения. По крайней мере, (1) Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, (2) и сама девочка - тоже. Кинтель смотрел на юную скрипачку, (3) и сердце у него заходилось в сладкой тоске.

В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения. Он и так уже стоит здесь, (1) наверно, (2) полчаса, (3) поэтому все, (4) конечно, (5) догадались о его завороженности... Кинтель попятился, (6) чувствуя, (7) как наливаются теплотой уши и щеки.

В8. Замените словосочетание слушали внимательно (предложение 19), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.


В9. Выпишите грамматическую основу предложения 23.

Часть 3.

Используя прочитанный текст части 2, выполните только одно из заданий: С2.1 или С2.2.


С2.1.
Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли знаков препинания1 в письменной речи.

Помогите Антону доказать его точку зрения. Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны знаки препинания?» Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст В. Крапивина. Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции знаков препинания. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане. Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона.

С2.2.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. И долго ещё слышал скрипку...»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.