Понятие эго в психоанализе означает. Религия и эзотерика

Оно, Id) - в психоанализе - инстинкты, источник психической энергии, которая требует немедленного и прямого выхода в определенных действиях, обычно лишенных социализированных характеристик и потому отвергаемых супер-Эго. Выражение, являющееся биологической метафорой применительно к бессознательной сфере психики человека. Ид представляется «потомком бессознательного», точно также, как Эго является «потомком сознательного». Ид «содержит все, что присутствует при рождении, все, что закреплено в конституции организма и, сверх того, инстинкты, порождаемые соматической организацией и находящие здесь (в Ид) первое психическое выражение в неизвестных нам формах...Это темная, недоступная часть нашей личности; как мало нам известно о ней, мы поняли это благодаря изучению работы сновидений и строения невротических симптомов; большая часть ее носит негативный характер и может быть описана только как то, что противоположно Эго. Мы приближаемся к Ид с помощью аналогий: мы называем его хаосом, котлом, полным бурлящих страстей.Он полон энергии, поступающей от инстинктов, но не имеет никакой организации, не производит коллективной воли, а лишь стремится к удовлетворению нужд инстинктов, подчиняющихся соблюдению принципа удовольствия» (Фрейд, 1940). См. Бессознательное.

Ид (оно)

Id (it)]. Исходная биологическая суть для остальных проявлений личности. Несмотря на примитивность и неорганизованность, ид содержит в себе источник энергии для всех структур личности. Оно не изменяется под воздействием жизненного опыта и не находится в контакте с внешним миром. Его задачами являются ослабление напряжения, усиление удовольствия и уменьшение состояния дискомфорта. Содержания ид почти полностью бессознательны.

ИД

Гипотетическая психическая система, заключающая в себе инстинктные влечения, то есть мотивирующие тенденции, которые функционируют, чтобы побудить психику к активному поиску удовлетворения. Ид это одно из трех подразделений психики в структурной теории, двумя другими являются Эго и Суперэго.

Ид

Id). Аспект структуры личности, все содержание которого является унаследованным; присутствует с рождения и закреплено в конституции индивидуума. Ид чувственно, иррационально и свободно от каких бы то ни было ограничений.

ИД (ID-ОНО)

в гештальтистском понимании - одна из трех "функций" SELF, обладающего также ego-функцией (я-функцией) и personality-функцией (личность-функцией). Обычно SELF действует в режиме id в начале цикла контакта, в его фазе, называемой "forecontact" ("форконтакт", "пре-контакт"). Некоторые авторы считают, что при ассимиляции (в фазе "пост-контакт") SELF также функционирует в режиме id.

ИД (ID, ОНО)

Во фрейдистской трехсоставной модели психики, примитивный, животный, инстинктивный элемент, вместилище бушующей, либиди-нозной энергии, требующей немедленного удовлетворения. Оно считается самым глубоким компонентом души, собственно бессознательным. Полностью автономное и изолированное от окружающего мира, оно направлено на достижение собственных целей. Единственное, что им управляет, это принцип удовольствия, ид представлялось как абсолютный гедонист. Задача ограничения этой направленной только на одну цель структуры является одной из основных функций эго (или Я).

Все три компонента души в психоаналитическом представлении, конечно, являются метапсихологическими конструктами. Ид – это своего рода биологическая метафора, описательный прием. Язык многих психоаналитических авторов, однако, привел к определенной персонализации, овеществлению, что является необоснованным, неудачным и вводящим в заблуждение. Сам Фрейд высказывался очень определенно по этому поводу: понятие иддолж-но использоваться только как описательная характеристика системы действии и поведения. См.эго, суперэго.

Ид

Оно», слово, использованное переводчиками работ Фрейда на английский для обозначения немецкого -Es. Самая нижняя, глубинная подструктура из трех, составляющих структуру личности, ее психического аппарата. Ид предшествует эго на пути развития; представляет собой комплекс разнообразных бессознательных побуждений, представлений, тенденций, импульсов, движущих сил, инстинктов, «...мы называем его хаосом, котлом, полным бурлящих страстей... Он полон энергии, поступающей от инстинктов, но не имеет никакой организации... а лишь стремится к удовлетворению нужд инстинктов, подчиняющихся соблюдению принципа удовольствия» (3. Фрейд).

Ид

Es). Одна из трех инстанций структурной модели (понятой как интеллектуальный конструкт), которую следует понимать как своего рода внутреннее (душевное) пространство, в котором сохраняются бессознательные остаточные образы как родовой (филогенез), так и индивидуальной истории (онтогенез). К содержанию Ид принадлежит ставшее благодаря защитным мероприятиям бессознательным содержание детских, пубертатных и более поздних конфликтов, которые стали невыносимыми для сознательного переживания. Если рассматривать Ид, Эго и Суперэго в аспекте их динамики, то на передний план выходят постоянно возникающие между ними конфликтные напряжения. И Эго, и Суперэго понимаются как своего рода потомки Ид, ведут от него свое происхождение.

ИД

термин, используемый в психоаналитической литературе для описания бессознательного и характеристики одной из частей психического аппарата, наряду с такими его другими частями, как Эго и Супер-Эго.

Этот термин берет свое происхождение от переведенного на английкий язык (The Id) немецкого термина (das Es), введенного З. Фрейдом в свои теоретические конструкции в работе «Я и Оно» (1923). В отечественной литературе термин «Ид» чаще всего используется при переводе на русский язык англоязычных текстов, в то время как термин «Оно» – немецкоязычных изданий. Оба термина являются взаимозаменяемыми, равнозначными, не вызывающими у аналитиков недоразумение, но способными ввести в заблуждение тех, кто не знаком с психоаналитической терминологией.

Понятие Ид было заимствовано З. Фрейдом из переписки с немецким врачом-терапевтом Г. Гроддеком (1866–1934), опубликовавшим в начале 20-х годов такие работы, как «Искатель души» (1921) и «Книга об «Оно» (1923). Так, в апреле 1921 года в ответ на очередное послание Г. Гроддека он написал ему, что для находящегося в глубине психики бессознательного наиболее верным обозначением будет введенный немецким коллегой термин «das Es». Ранее, в конце ХIХ века это понятие использовалось немецким философом Ф. Ницше для обозначения безличного в человеке.

Использование термина «Ид» потребовалось З. Фрейду для того, чтобы противопоставлять не бессознательное и сознательное, а взаимосвязанное Эго (Я) и отщепленное от него вытесненное. Подобное обозначение глубинного бессознательного как Ид было вызвано необходимостью, поскольку З. Фрейд обнаружил, что в самом сознании многое является бессознательным, но отличным и от предсознательно-го и от вытесненного бессознательного. Такое бессознательное в сознании было названо им «третьим бессознательным», или Супер-Эго (Сверх-Я). Подобное структурное понимание психики человека, представленное З. Фрейдом в его работе «Я и Оно», предопределило уточнение понятийного аппарата психоанализа, что и вызвало необходимость использования введенного Г. Гроддеком термина «Ид».

Можно с уверенностью утверждать, что у истоков современной психологии стоят взгляды выдающегося австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда. Его по праву называют “отцом” современной психологии. Центральным в раннем описании личности во взглядах З. Фрейда являлась концепция неосознаваемых психических процессов. Однако в начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три структуры: ид, эго и суперэго .

Ид

Ид. Слово “ид” происходит от латинского “оно” и, по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид полностью функционирует в бессознательном и тесно связано с первичными потребностями (еда, сон, дефекация), которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, ид — нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Являясь самой старой исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни — немедленный выплеск психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Немедленная разрядка напряжения получила название принцип удовольствия . Ид следует из этого принципа, выражая себя в импульсивной, себялюбивой манере, не обращая внимания на последствия для других и вопреки самосохранению. Иначе говоря, ид можно сравнить со слепым королем, чья брутальная власть и авторитет заставляют подчиняться, но, чтобы реализовать власть, он вынужден опираться на своих подданных.

Фрейд описал два механизма, посредством которых ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы . В первом случае ид отвечает автоматически на сигналы возбуждения и, таким образом, сразу снимает напряжение, вызываемое раздражителем. Примеры подобных врожденных рефлекторных механизмов — кашель в ответ на раздражение верхних дыхательных путей и слезы, когда в глаз попадает соринка. Однако надо признать, что рефлекторные действия не всегда снижают уровень раздражения или напряжения. Так, ни одно рефлекторное движение не даст голодному ребенку достать пищу. Когда рефлекторное действие не может снизить напряжение, вступает в действие другая функция ид, называемая первичным процессом представления. Ид формирует психический образ объекта, первоначально связанного с удовлетворением основной потребности. В примере с голодным ребенком данный процесс может вызвать образ материнской груди или бутылочки молока. Другие примеры первичного процесса представления обнаруживаются в сновидениях, галлюцинациях или психозах.

Первичные процессы — нелогичная, иррациональная и фантазийная форма человеческих представлений, характеризующаяся неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное, “себя” и “не-себя”. Сложность поведения в соответствии с первичным процессом заключается в том, что индивидуум не может проводить различия между актуальным объектом, способным удовлетворять потребность, и его образом. Например, между водой и миражом воды для человека, бредущего по пустыне. Поэтому, утверждал Фрейд, для младенца является невыполнимой задача научиться откладывать удовлетворение своих первичных потребностей. Способность к отсроченному удовлетворению впервые возникает, когда маленькие дети понимают, что, помимо их собственных нужд и желаний, есть еще и внешний мир. С появлением этого знания возникает вторая структура личности, эго.

Эго

Эго (от лат. “ego” — “Я”) — это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго получает свою структуру и функцию от ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Таким образом, эго помогает обеспечить безопасность и самосохранение организма. Например, голодный человек в поисках еды должен различать образ пищи, возникающий в представлении, и образ пищи в реальности. То есть человек должен научиться доставать и потреблять пищу прежде, чем напряжение снизится. Эта цель заставляет человека учиться, думать, рассуждать, воспринимать, решать, запоминать и т.п. Соответственно эго использует когнитивные и перцептивные процессы в своем стремлении удовлетворять желания и потребности ид. В отличии от ид, природа которого выражается в поиске удовольствия, эго подчиняется принципу реальности , цель которого — сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом или будут найдены соответствующие условия во внешней среде.

Суперэго

Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе “социализации”; на языке структурной модели психоанализа — посредством формирования суперэго (от лат. “super” — “сверх” и “ego” — “Я”).

Суперэго последний компонент развивающейся личности. С точки зрения Фрейда, организм не рождается с суперэго. Скорее, дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими “формирующими” фигурами. Будучи морально-этической силой, суперэго является следствием продолжительной зависимости ребенка от родителей. Оно начинает проявляться, когда ребенок начинает различать “правильно” и “неправильно” (примерно в возрасте от 3 до 5 лет).

Фрейд разделил суперэго на две подсистемы: совесть и эго-идеал . Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она связана с такими поступками, которые родители называют “непослушным поведением” и за которые ребенок получает выговор. Совесть включает в себя способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины. Поощрительный аспект суперэго — это эго-идеал. Он формируется из того, что значимые люди одобряют или высоко ценят. И, если цель достигнута, вызывает чувство самоуважения и гордости.

Суперэго считается полностью сформированным, когда родительский контроль сменяется самоконтролем. Суперэго, пытаясь полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны ид, пытается направлять человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. То есть, оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических целей над реалистичными.

Психосексуальные стадии развития личности

Психоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках. Первая, или генетическая предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден в том, что основной фундамент личности индивида закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет. Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадии , коренящихся в инстинктивных процессах организма.

Фрейду принадлежит гипотеза о четырех последовательных стадиях развития личности: оральной, анальной, фаллической и генитальной . В общую схему развития Фрейд включил и латентный период, который приходится на промежуток примерно между 6-7 годами жизни ребенка и началом половой зрелости. Но, строго говоря, латентный период — это не стадия. Первые три стадии развития охватывают возраст от рождения до пяти лет и называются прегенитальными стадиями, поскольку зона половых органов еще не приобрела главенствующей роли в становлении личности. Четвертая стадия совпадает с началом пубертата. Наименования стадий основаны на названиях областей тела, стимуляция которых приводит к разрядке энергии либидо. В таблице дается описание стадий психосексуального развития по Фрейду.

Стадии психосексуального развития по Фрейду

Возрастной период

Зона сосредоточения либидо

Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития

Оральная

0 -18 месяцев

Рот (сосание, жевание, кусание)

Отвыкание (от груди). Отделение себя от материнского тела

Анальная

Анус (удержание или выталкивание фекалий)

Приучение к туалету (самоконтроль)

Фаллическая

Половые органы (мастурбация)

Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания

Латентная

Отсутствует (сексуальное бездействие)

Расширение социальных контактов со сверстниками

Генитальная

Пубертат (половое созревание)

Половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям)

Установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество

Так как Фрейд делал основной акцент на биологических факторах, все стадии тесно связаны с эрогенными зонами, то есть чувствительными участками тела, которые функционируют как локусы выражения побуждений либидо. Эрогенные зоны включают уши, глаза, рот (губы), молочные железы, анус и половые органы.

В термине “психосексуальный” подчеркивается, что главным фактором, определяющим развитие личности, является сексуальный инстинкт , прогрессирующий от одной эрогенной зоны к другой в течение жизни человека. Согласно теории Фрейда, на каждой стадии развития определенный участок тела стремится к определенному объекту или действиям, чтобы вызвать приятное напряжение. Социальный опыт индивидуума, как правило, привносит в каждую стадию определенный долговременный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей.

Логика теоретических построений Фрейда основывается на двух факторах: фрустрации и сверхзаботливости . В случаях фрустрации психосексуальные потребности ребенка (например, сосание, кусание и жевание) пресекаются родителями или воспитателями и поэтому не находят оптимального удовлетворения. При сверхзаботливости со стороны родителей ребенку предоставляется мало возможностей (или их вовсе нет) самому управлять своими внутренними функциями (например, осуществлять контроль над выделительными функциями). По этой причине у ребенка формируется чувство зависимости и некомпетентности. В любом случае, как полагал Фрейд, в результате происходит чрезмерное скопление либидо, что впоследствии, в зрелые годы может выразиться в виде “остаточного” поведения (черты характера, ценности, установки), связанного с той психосексуальной стадией, на которую пришлись фрустрация или сверхзаботливость.

Основные инстинкты поведения человека

Психоаналитическая теория основывается на представлении, согласно которому люди являются сложными энергетическими системами. Сообразуясь с достижениями физики и физиологии XIX века, Фрейд считал, что поведение человека активируется единой энергией, согласно закону сохранения энергии (то есть она может переходить из одного состояния в другое, но качество ее остается при этом тем же самым). Фрейд взял этот общий принцип природы, перевел его на язык психологических терминов и заключил, что источником психической энергии является нейрофизиологическое состояние возбуждения. Далее он постулировал: у каждого человека имеется определенное ограниченное количество энергии, питающей психическую активность. По Фрейду, психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний, называются инстинктами . Фрейд утверждал, что любая активность человека (мышление, восприятие, память и воображение) определяется инстинктами.

Хотя количество инстинктов может быть неограниченным, Фрейд признавал существование двух основных групп: инстинктов жизни и смерти . Первая группа (под общим названием Эрос ) включает все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение человеческого рода. Признавая большое значение инстинктов жизни, наиболее существенными для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктов получила название либидо (от лат. “хотеть” или “желать”).

Либидо — это определенное количество психической энергии, которая находит разрядку исключительно в сексуальном поведении.

Вторая группа — инстинкты смерти, называемые Танатос , — лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств. В отличии от энергии либидо, как энергии инстинктов жизни, энергия инстинктов смерти не получила особого наименования. Он полагал, что инстинкты смерти подчиняются принципу энтропии (то есть закону термодинамики, согласно которому любая энергетическая система стремится к сохранению динамического равновесия). Ссылаясь на Шопенгауэра, Фрейд утверждал: “ Цель жизни является смерть”.

Каждый человек наделен совокупностью субъективных программ, иллюзий и вытекающих из них страданий. Наше бессознательное говорит нам о направленности к единству, а поверхностный ментальный уровень не позволяет нам этого единства достичь. Огромное количество ложных «Я», живущих в каждом человеке, определяет сферу его восприятия. Именно из этих «Я» и состоит эго. И чем грубей и уже сознание, тем сильнее привязка человека к этим ложным «Я».

Эго и эгоизм, или Что такое эго

Социальная

Эта функция дает человеку возможность ответить на вопрос: «Где я должен находиться?». Благодаря ей мы определяем свою роль в социуме: расставляем приоритеты в работе и личной жизни, выбирая коллег и спутников жизни.

Защитная

«Что я сейчас чувствую?» - на этот вопрос отвечает защитная функция. Она способна создать психологические барьеры, которые способны уберечь человека от психологических травм и . Она помогает не утратить себя или, наоборот, разорвать связь с реальностью, чтобы индивидуум мог почувствовать себя в полной безопасности.

Контрольная

«Что будет, если...» - контрольная функция позволяет ответить на этот вопрос. «Я» контролирует индивидуума, не позволяя ему выйти за рамки дозволенного, моральных и нравственных запретов. Благодаря контрольной функции индивидуум адаптируется в обществе наименее болезненными способами.

Суждение

Тут вопрос можно сформулировать следующим образом: «Какое влияние на меня оказывает то или иное явление?» Основываясь на общепринятых нормах и личном опыте, эго делает вывод о событиях внешнего мира. Благодаря этому процессу происходит формирование мнений, убеждений и привычек человека.

Целеполагание

В этом случае уместны вопросы: «Для чего мне это нужно?», «Каким я должен стать?» Целеполагание предполагает постоянный поиск идеального «Я», который требуется достичь, определяет цели и задачи: новая работа, создание семьи, повышение уровня доходов и т. д.

Как влияет эго на жизнь человека

Это влияние для каждого индивидуально, но в большинстве случаев оно сводится к тотальному недовольству, сомнениям в собственных силах, унынию и краху веры в справедливость.

Важно! Слепое потакание всем желаниям не является нормой поведения, поэтому очень важно научиться контролировать проявления своего «Я».

Ведь оно - центр, генерирующий все наши желания: о богатстве, счастье, любви, вечной молодости и т. д. Этим запросам нет предела. И до тех пор, пока субъект отождествляет себя со своим эго, его реальность будет затуманена, а мир - искаженным.

Управление своей жизнью

Для того чтобы достичь баланса в проявлении влияния эго в нашей жизни, необходимо следовать нескольким простым правилам:

  • определить собственные критерии успеха и методично двигаться ему навстречу;
  • не быть полным аутсайдером, стараясь плыть против течения только ради того, чтобы сделать что-то наперекор;
  • следует понять, что большинства не существует, есть только конкретный человек, с которым и следует взаимодействовать;
  • гнев и должны быть преобразованы в творчество;
  • энергия должна быть израсходована не на разочарование, а на творческий акт.

Как обнаружить влияние

Эгоистичные люди горды, тщеславны, жаждут власти и корысти, агрессивного соперничества. Их верные спутники - обиды, ревность и зависть. Пассивные эгоисты трусливы, ленивы, лживы и ненавидят окружающих.

Избавление от эгоизма

Он бывает двух видов: рациональный (здравый) эгоизм и гедонизм. Рациональный эгоизм не подразумевает нанесения ущерба другим людям. Чтобы проявить собственную индивидуальность, здесь не требуется ущемлять в чем-то других людей. В то же время гедонизм - это эгоизм, приносящий вред окружающим. Он бесцельный, лишенный эффективности. Именно гедонизм и требует своей ликвидации либо поиска баланса между ним и здоровым эгоизмом.

Важно! Главный совет, помогающий избавиться от гедонизма: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой!»

Разумеется, процесс избавления от привычек, которые вырабатывались годами, будет длительным и не легким. Для начала необходимо принять тот факт, что заботиться о других - это нормально, что этот процесс может радовать и приносить удовольствие. Эгоистичные соображения могут постепенно исчезнуть, если постараться «примерять» на себя проблемы других людей, в первую очередь - родных и близких, понять и помочь в их решении. Чтобы избавиться от гедонизма, стоит больше давать, чем требовать взамен. Это правило касается как эмоций, так и материальной сферы.

Эго в науке и религии

Начиная с работ Зигмунда Фрейда и Карла Юнга, проблеме изучения этого вопроса уделяли внимание и другие ученые. В мировой науке в нем видели творческое единство (Фихте), или наоборот - считали его множеством личных сил, которые в разное время способны выступать на передний план (Ницше).

Психоанализ Фрейда и Карла Юнга

Эго и психология неразрывно связаны, но этот вопрос изучала не только наука. Религия и эзотерика также отдавали ему должное место в своих учениях. Согласно теории Зигмунда Фрейда, динамика человеческой психики состоит из трех психологических сущностей: Эго, Ид, Супер-Эго. По Фрейду, главная функция эго - исполнительная; оно связывает внешний и внутренний мир, обеспечивая непрерывное, но последовательное поведение индивидуума, позволяет реализовать личную точку отсчета. Это обеспечивает соотношение событий прошлого, настоящего и будущего. Объясняя, что такое эго человека, Фрейд предполагал, что оно не совпадает ни с телом, ни с психикой, а, достигнув своего развития, может трансформироваться под воздействием изменений условий жизни или болезни.

По мере развития личности эго трансформируется в супер-эго. Это происходит благодаря принятию социальных стандартов и родительских запретов. Термин «сила эго», который впервые использовал Зигмунд Фрейд, означает прогресс от немедленной реакции к рациональному мышлению. Подтверждая эту теорию, Фрейд приводил в качестве примера существенные различия в формах и эффективности деятельности, существующие у зрелых людей.

Согласно его теории люди с сильным эго объективны в своих оценках; склонны к планированию и порядку; не подвержены влиянию случайных импульсов; способны сохранять свою индивидуальность под влиянием физического и социального окружения. Поведение людей со слабым эго - это поведение ребенка. Тут решающую роль играют импульсы. У таких людей искажено представление реальности, они менее продуктивны и зачастую страдают от невротических симптомов. Аналитическая психология Карла Юнга воспринимает эго как комплекс, включающий в себя все содержимое сознания. Вместе с бессознательным (личным и коллективным) оно входит в структуру психики. Юнг считал, что этот комплекс данных, созданный в первую очередь из своей осведомленности касательно собственного тела, существования и данных памяти. Согласно этой теории, эго - комплекс психических факторов, обладающий огромной энергией притяжения. Оно, подобно магниту, притягивает содержание из неведомой области бессознательного и впечатления извне. Когда между этими компонентами возникает связь, то они осознаются.


Религия и эзотерика

Не обошли своим вниманием этот вопрос и мировые религии. Индуизм и считают эго всего лишь искаженным восприятием мира в глазах человека. То есть само по себе эго - не зло, просто его могут неверно истолковать. Свое «я» эти религии считают верным отождествлять не с телом, а с душой. Это и позволит достигнуть истинного эго. У человека, в жизни которого преобладает этот вид эго, душа полна спокойствия, он самодостаточен, добр и бескорыстен. В случае с преобладанием ложного эго все совершенно наоборот - индивидуум страдает, он зол и постоянно неудовлетворен.

В суфизме «нафс» (эго) - название движущей силы и воли субъекта, делающих возможным противостоянием двух начал (Животного и Божественного). Когда преобладает животное начало и «Я» не чисто, то человека ведут в никуда его животные желания. Если же «Я» чистое, то индивидууму открыта дорога к Богу. Учение суфистов предлагает не бороться с эго, а контролировать его.

В христианстве эго отвечает на главный вопрос: «Кто же я на самом деле?» Разумное животное или божественная душа? Причем в человеке эти две сущности соседствуют, и выбор всегда остается за самим человеком. Выбор в пользу разумного животного порождает ложное эго - причину всех человеческих грехов, и с ним следует обязательно бороться посредством молитвы и развития любви.

«Ахамкара» - так называется эго в буддизме. Это явление считается центральным предметом изучения. Возникло оно от неведения о том, что мир вокруг нас является частью бесконечности. Оно всеми силами пытается все загнать в рамки, принимая в буддизме роль источника страданий и абсолютного отсутствия свободы. Эзотерика определяет эго как проявление обособленности личности от всего остального мира.

Отдельно о мужском, женском и детском эго

Между мужчиной и женщиной существует принципиальное различие: мужчина стремится к самореализации в соответствии с личными требованиями к себе, женщинами, наоборот, движет желание отвечать общественным стандартам.

Мужское эго самодостаточно в достижении целей, не нуждается в одобрении. При этом самоутверждение женщины происходит посредством мужчины. Семейное благополучие, достаток, воспитание детей и образование - все это женщина получает через мужчину. Поэтому очень важно, чтобы мужчина и женщина действовали сообща и имели совместные цели. Разница между мужчинами и женщинами не только в способе самореализации. У мужчин преобладает разумный подход к происходящему, они редко полагаются на интуицию, тогда как женщины, наоборот, отдают предпочтение чувствам, нежели разуму. Эмоциональный компонент эго у женщин более развит, нежели у мужчин.

Знаете ли вы? Мужчины более самоуверенны, поскольку мальчики с детства идентифицировали себя с супергероями. Большинство женщин подобной самоуверенностью похвастаться не могут, поскольку они идентифицируют себя с куклой Барби.

«Я» ребенка и окружающий мир сольются воедино немного позже. С рождения маленький беспомощный ребенок привыкает, что любые его требования выполняются безоговорочно. Этот детский эгоизм, который будет развиваться лет до 10, пока не уступит место подростковому, обусловлен еще и тем, что ребенок не может понять все переживания другого человека. Формирование подросткового эго обеспечит обновление убеждений и ценностей. Это возраст, в котором дети соперничают за лидерство, определяют свое место в социуме. Очень важно, чтобы здравый эгоизм на этом этапе позволил ребенку проявить лидерские качества, а не быть аутсайдером.

Родители в этот период должны помочь ребенку и стать ему другом, а не контролером, пытаясь навязать собственную модель поведения. Пускай эго ребенка развивается самостоятельно, без постороннего давления и влияния чужих ценностей.

Глубоко изученное наукой, проанализированное мировыми религиями понятие «эго» до сих пор вызывает живой интерес не только у профессиональных психоаналитиков, но и у обыкновенных людей, которых интересует ответ на вопрос: «Что же это такое, мое эго?» Хотя главная проблема эго кроется совершенно не в его наличии, а в его главном качестве - эгоизме. Именно его человек способен победить, поменяв свои принципы жизни, начиная заботиться о других людях, развивая сострадание и уважение к окружающим.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Структура личности состоит из трёх компонентов, которые Зигмунд Фрейд назвал ид, эго и суперэго. И если хоть с одним из них возникают сложности, человек утрачивает психическое равновесие. Тогда уже идёт речь о таких диагнозах, как психоз или невроз. И сегодня мы рассмотрим, какие именно функции выполняет каждый элемент, и вообще, что он собой представляет.

Ид

Является врожденным, так как помогает младенцу выжить, то есть обеспечивает безопасность и удовлетворение базовых потребностей. По факту, это наши инстинкты, примитивные, зато действенные и жизненно необходимые. Замечали, что выполняете какую-то работу автоматически, думая при этом совершенно об отдалённых вещах, которые в данный момент более актуальны? Вот это и есть проявление ид. Оно управляет нами, да так, что порой мы не в силах с ним справиться, либо же не всегда отслеживаем эти проявления.

Когда человек голоден, он не способен концентрироваться на поставленных задачах. Он не сможет о чём-то думать, так как мысли будут посвящены еде. Бывает, что на пустой желудок вы фантазируете или мечтаете о том, что бы съели, будь у вас выбор? Кстати, именно по этой причине не рекомендуется посещать супермаркеты и продуктовые магазины, если есть хоть малейшее чувство голода. Критически мыслить и объективно рассматривать ситуацию, оценивать её человек не сможет. А это грозит непреднамеренными тратами. Да и продукты могут быть выбраны совершенно не то что планировались ранее.

По факту, ид отличный маркер, он позволяет вовремя заметить, что организм находится в состоянии фрустрации на фоне неудовлетворённых потребностей. То есть, что человек хочет есть, спать, пить, отдыхать, размножаться и прочее. Но есть и минусы. Если бы человек жил, руководствуясь только инстинктами, он бы ничем не отличался от обычного животного, и утратил бы статус высшего существа.

Только представьте, вы увидели красивую вещь на ком-то, и мгновенно принялись бы её снимать, потому что понравилась. Вырывали бы еду, чуть ли не со рта жующего, ложились бы спать при первых же признаках усталости, независимо от того, где находимся в данный момент, и есть ли условия для отдыха. В общем, превратились бы в дикарей. И тогда ни о каком цивилизованном обществе не могло бы быть и речи.

Нарушения

Психоз, кстати, развивается как раз в силу проблем с этой необузданной примитивной энергией. Индивид утрачивает связь с реальностью и другими компонентами личности, отчего ведёт себя непринуждённо и примитивно. Творчески приспосабливаться к различным ситуациям уже не может, и выдаёт одинаковые реакции на любой раздражитель. Он не в состоянии понять, что требуется его организму в данный момент, а также чего от него хотят, ожидают окружающие.

В силу этих обстоятельств возникает масса напряжения, которое удержать не так-то просто. Поэтому нередки случаи возникновения неконтролируемой разрушительной агрессии. Она может быть направлена как на себя, так и на тех, кто рядом.

Те, у кого сложности с этим элементом, могут потерять чувствительность к себе. Существует даже заболевание, которое называется алекситимия. Человек, у которого она диагностирована, не в состоянии распознать чувства, как свои, так и окружающих. Порой ему кажется, что он совершенно не умеет испытывать эмоции. И действительно порой выглядит немного отстранённым. Он не знает, чего хочет, ему всё равно, что происходит в окружающем мире. Что-то делает по инерции, опираясь лишь на знания, что так надо и правильно. А вот хочется или нет, не понятно.


Эго

Отвечает за принятие решений. То есть, ид посылает импульс о том, что какая-то потребность не удовлетворена, а эго ищет способы, благодаря которым он сможет её реализовать. Начинает своё формирование в младенчестве. Именно тогда ребёнок понимает, что его поступки могут разозлить или расстроить родителей, воспитателей, других детей. Он как бы считывает их эмоции, как реакции на его действия.

То есть, по факту, он соотносит свои желания с принятыми нормами и правилами, которые существуют в обществе. Это и удерживает его от того, чтобы отбирать понравившиеся вещи и прочее. Ребёнок учится удерживаться, иначе будет каким-то образом наказан. В зависимости от того, каких мер воспитания придерживаются его опекуны. Считается, что появление речи свидетельствует об успешном формировании этого компонента.

Оно побуждает человека размышлять, учиться, развиваться и воспринимать окружающий мир. Чтобы функционировать в нём как полноценный член общества. Младенцы ещё не столь хорошо обладают этим компонентом, в отличие от уже сформировавшихся взрослых. Им всё равно где есть, даже если маме придётся раздеваться на морозе или в людном месте. Он будет плакать, пока не получит насыщение, или не устанет настолько сильно, что просто уснёт.

Этот элемент обеспечивает безопасность организму. Он побуждает индивида предвосхищать события. Опять возьмем пример с пищей. Не зря ведь придуман завтрак, обед и ужин, перекусы. Человек понимает, что ему в день необходимо определённое количество еды, её разнообразие. Чтобы её добывать, следует работать, чтобы было за что купить продукты, либо же выращивать их самостоятельно. Он делает выбор, какой способ более приемлем для него. И тогда чувство голода не будет для него неожиданным, он его предвосхищает и удовлетворяет.

И так происходит с каждой физиологической потребностью из пирамиды Маслоу. Что это, вы сможете узнать из статьи, которая находится .

Нарушения

Кстати, невроз возникает в момент, когда человек не способен творчески приспосабливаться к окружающей действительности. То есть, по каким-то причинам его методы и способы не приносят ожидаемого результата. Вследствие чего он растрачивает свои ресурсы вхолостую, а это вызывает высокий уровень напряжения. Он не знает, как быть, как вести себя, и какой выбор делать. Самооценка падает, организм фрустрирован, на фоне чего индивид в состоянии постоянного стресса. Который провоцирует развитие психосоматических заболеваний.


Суперэго

Отвечает за представления о себе и мире, окружающих людях. То есть, проще говоря, это наши установки, стереотипы, социальные роли, правила, нормы поведения, совесть, нравственность, идентичность и т.д. Подробнее о том, как развить нравственность, да и вообще, что означает этот термин, вы узнаете, нажав .

Формируются эти представления благодаря тем идеалам и ценностям, которых придерживались родители или фигуры, обладающие определённым авторитетом для индивида. Например, ребенок, который рос среди людей с алкогольной зависимостью, может не видеть ничего зазорного в том, что выпивает ежедневно пару бутылок пива.

Появляется примерно в пятилетнем возрасте. Оно пытается обуздать ид, и заставить эго действовать согласно принятым нормам, идеальным представлениям. Находится как в сознании, так и в подсознании. И является отличным регулятором поведения. Например, человек знает, что за какой-то поступок ему грозит лишение свободы, непереносимое чувство вины или стыда. И тогда ему проще удержаться, чем потом расплачиваться часть жизни за сиюминутное желание.

К сожалению, не всегда наши представления соответствуют реальности и несут пользу. Некоторые идеалы действительно оказываются невозможными для реализации, отчего личность страдает и постоянно проживает разочарование, бессилие. Часть правил актуальна для одной группы людей, и попадая в совершенно другое сообщество – может возникнуть конфликт интересов.

Вот почему так важен баланс и взаимодействие всех элементов. Психика, если не способна приспосабливаться к новым условиям, будет испытывать напряжение. А это сказывается на характере личности. Например, слабовольными считают тех, кто не в силах нести ответственность за поступки, и делать выбор. А неуступчивыми, или , если эго слишком сильное, и хоть оно в состоянии выдержать стресс, то подстроиться под изменения – нет.

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Для саморазвития рекомендую почитать статью о том, какие существуют . Эта информация поможет вам исследовать свои излюбленные методы защиты, вследствие чего вы сможете стать более подвижными. Что обеспечит баланс во взаимодействии всех компонентов личности. Будьте здоровы и счастливы!

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина.

Сегодня, на сайте сайт , вы узнаете, что такое структура личности в психологии по Зигмунду Фрейду, Карлу Юнгу, Эрику Берну, Фредерику Перлзу и другим выдающимся психоаналитикам и психотерапевтам.


Личность человека условно разделена на субличности, как бы несколько внутренних «Я» — своеобразная, психоаналитическая Я-Концепция. Это сделано для лучшего, почти наглядного понимания психологической структуры личности человека — ее содержания и функций, а главное — для психотерапии личностных расстройств.

Ортодоксальный психоанализ , где показана структура личности по Фрейду, состоит из трех частей: сознание, подсознание и бессознательное.


Основная концепция личностного структурирования Зигмунда Фрейда — это Супер-Эго (Сверх-Я), Эго (Я) и Ид (Оно).

По сути, Сверх-Я является социальной составляющей личности, Эго — психологической, а Ид — биологической.

Супер-Эго (Сверх-Я) — это «сознание», которое «живет» по принципу реальности и цензуры (осуществляет цензуру по морально-этическим нормам). Сверх-Я служит для сдерживания импульсов ИД (бессознательного).

Супер-Эго, как часть структуры личности — не врожденная, она развивается в процессе родительского воспитания и первичной социализации ребенка (в детсаду, школе, среди сверстников и т.п.).

По Фрейду, Сверх-Я имеет две подструктуры: Совесть и Эго-идеал (идеальное Я). Совесть развивается у ребенка посредством родительских наказаний, а идеал-Я — посредством поощрений и одобрений.

Все это формируется и фиксируется в личности ребенка путем интроекции (неосознанного внедрения в психику), исходя из моральных норм родителей и общества.

Эго (Я) — это «подсознание», «живущее», как и Супер-Эго, по принципу реальности и цензуры, но цензурирует Эго не только импульсы желаний из бессознательного (ИД), но также и из Супер-Эго и из внешнего мира.

Также ЭГО представляет собой логическое, рациональное и реалистическое мышление, связанные с когнитивными и интеллектуальными функциями личности.

Другими словами, именно ЭГО решает, когда и какие инстинкты могут быть удовлетворены, и является как бы арбитром между желаниями ИД и запретами (цензурой) Супер-Эго, тем самым руководит поведением человека.

Ид (Оно) — это целиком «бессознательное», область инстинктов Эрос и Тонатос (по Фрейду сексуальных, агрессивных, разрушительных).

«Ид» в структуре личности человека «живет» и действует по принципу удовольствия, это нечто темное, хаотичное, примитивное, не поддающееся морали и требующее немедленной разрядки. Ид (или Оно) стоит между психикой и соматикой.

Имеются два механизма бессознательного (Ид), позволяющих снять напряжение: рефлекторные действия и первичные процессы.

Рефлекторные действия ИД — это автоматический ответ на воздействие (кашель, слезы и т.д.).

Первичные процессы Ид — это иррациональная, фантазийная форма представлений, галлюцинаторное исполнение желаний (в мечтах, сновидениях).

Когда у человека все в норме (нет психоэмоциональных проблем) — значит вся структура личности, по Фрейду, работает согласованно, и Супер-Эго, и Эго, и ИД — «живут» в гармонии.

Психические заболевания или расстройства личности наступают, когда Эго не в состоянии контролировать и регулировать деятельность ИД и Супер-Эго.

Цель психоаналитической терапии — наделить властью (энергией) ослабленное ЭГО и привести к гармонии структуру личности человека, тем самым избавив его от эмоциональных, психологических, душевных страданий и улучшить качество жизни и общее здоровье.

Структура личности по Юнгу ^

Аналитическая психология — в ней изложена структура личности по Юнгу — это Эго, Личное бессознательное, Коллективное бессознательное.

Эго — это центр сознания, часть души, включающей чувства, ощущения, воспоминания, мысли, и все то, что позволяет человеку чувствовать свою целостность и осознавать свою идентичность.

Личное бессознательное — это структура личности, в которую входят вытесненные (подавленные) из сознания воспоминания, чувства, переживания.

Также, по Юнгу, в личном бессознательном хранятся комплексы человека, которые могут захватить контроль над личностью и управлять ее поведением.

Коллективное бессознательное — это место хранения древних, скрытых воспоминаний, унаследованных от предков. Из-за этого коллективное бессознательное универсально, в отличие от личного, которое индивидуально.

Главная концепция Юнга — из-за чего собственно он разошелся во мнениях с Фрейдом — это именно коллективное бессознательное, лежащее в структуре личности человека и представленное в виде архетипов (первообразов).

Архетипы, по мнению Юнга, являются универсальными, общечеловеческими моделями восприятия, имеющими значительный эмоциональный элемент. Например, архетипы Матери, Энергии, Бога, архетип Героя, Мудреца, Ребенка и т.д.

Главные архетипы в структуре личности по Юнгу

Основные, главные архетипы в структуре личности по Юнгу — это Персона (Маска), Тень, Анима и Анимус, Самость.

Персона (или Маска) — это социальная роль человека, его публичная личность, маска, которую он неосознанно надевает в связи с господствующими установками с обществе.

Если Эго идентифицируется с Персоной, то человек перестает быть самим собой, всю жизнь играя чужую роль.

Тень — это противоположный Персоне архетип личности. Тень иррациональна, обычно аморальна, содержит отвергаемые в обществе импульсы (иногда сексуальные, агрессивные). Поэтому энергия Тени обычно подавляется защитными механизмами психики.

Зачастую, люди с нормальным ЭГО направляют эту энергию в нужное, управляемое русло. Например, в творческую деятельность.

И «Персона» и «Тень» могут проявляться в личном бессознательном и даже в Эго, например в виде отвергаемых мыслей или приемлемого поведения в социуме.

Анима и Анимус — архетип, связанный с бисексуальностью человека по своей природе. Он отражает женское психологическое начало в мужчине (Анима) и мужское начало в женщине (Анимус), т.е. в современном обществе можно заметить маскулинные проявления у женщин и феминные — у мужчин (не имеется в виду сексуальная ориентация, хотя при серьезных нарушениях может быть неправильная половая идентификация).

Самость — самый главные архетип в структуре личности — центр ЭГО (Я). По сути, это идеал, к которому люди неосознанно стремятся, но редко кто этого достигает.

Самость — «Бог внутри нас» — это архетип стремится к целостности и единству (нечто схожее можно увидеть в религиях Востока, это своего рода совершенство, характерно представленное в образах Христа, Будды…).

За счет индивидуации, обычно к возрасту середины жизни (часто, когда наступает кризис среднего возраста) может наступить четкое ощущение Самости. Это что-то такое…типа ощущение чего-то далекого, непостижимого и незнакомого и одновременно близкого, родного, хорошо известного…

Структура личности по Берну ^

Трансактный анализ — структура личности по Берну — это разделение Эго (Я) на три субличности (Я-состояния) — Родительское Я, Взрослое Я и Детское Я.

«Родитель» (родительское Эго-состояние «Р») — это хранилище морально-этических норм и ритуалов, заложенных в программы поведения человека родителями и другими воспитателями, а также социумом. Родитель «живет» по принципу предвзятости, долженствования, требований, запретов и разрешений («надо-не надо», «должен-не должен», «обязан-не обязан», «нельзя-можно»).

В Берновском Родителе, как и во Фрейдовском Супер-Эго, хранится совесть и цензура, а также стереотипное мышление, предвзятости и глубинные убеждения человека. В большинстве своем, все это не осознается и включается в мышление, чувствование и поведение человека автоматически.

Родительское -эго-состояние в ряде случаев может быть заблокировано, что может сделать человека аморальным циником.

«Взрослый» (взрослое Я-состояние) «В» — это логическая и рациональная часть структуры личности, способная к тестированию реальности в настоящем времени, выстраиванию прогнозов и адаптации к ситуации. Взрослый «живет» по принципу реальности («могу-не могу», «возможно-невозможно», «реально-нереально»…).

В случае «заражения» (контаминации) Взрослого Эго-состояния Родителем, Ребенком или сразу обоими, наблюдается структурная патология личности, что приводит к различным расстройствам, неврозам и проблемам в отношениях.

Например, если Взрослый контаминирован Ребенком, то человек становится инфантильным, несдержанным, с иллюзорным мышлением и не совсем адекватным чувствованием и поведением.

Если Взрослый «заражен» Родителем, то человек, например, становится ригидным, менторским, занудливым…

При контаминации Взрослого эго-состояния, и Родителем и Ребенком одновременно — это приводит к неврозам, психологическим, эмоциональным, когнитивным и поведенческим расстройствам личности.

У некоторых людей Взрослая часть личности может быть заблокирована — это обычно приводит к психотическим расстройствам (психозам) и патологиям.

«Ребенок» (детское Эго-состояние) «Д» — это часть структуры личности, которая «живет» по принципу удовольствия и эмоций («хочу-не хочу»).

От свободы Ребенка зависит спонтанность человека, интуиция, творчество и креативность. Эта детская часть личности дает человеку счастье, радость жизни и близость общения и отношений.

Но, при слабом Взрослом, детское Я-состояние может принести и душевные страдания из-за непредсказуемости, несдержанности, асоциальности…

Иногда Ребенок может быть заблокирован, тогда человек становится бесчувственным, безрадостным, с пустотой в душе, по сути «роботом».

Личностная структура по Берну второго порядка


Р-3 («Родитель» в «Родителе Р-2») — это, по сути, один из реальных родителей (воспитателей) вашего настоящего родителя (мамы, папы и других воспитателей) — для вас бабушка, дедушка, сохраненные в глубине психики.

Точнее, Р-3 — это набор информации (убеждения, мысли, установки, стратегии поведения), унаследованные от родителей и воспитателей ваших родителей (от ваших дедушек, бабушек и других значимых людей).

В-3 (Взрослый в Родителе Р-2) — это Взрослое Эго-состояние ваших реальных прародителей.

Д-3 (Ребенок в Родителе Р-2) — это Ребенок, Детское эго-состояние ваших прародителей (дедушек, бабушек…), сохраненных в структуре личности у вас.

Р-2 (Родитель) — это то же Родительское Эго, но с более глубинным анализом. Здесь находятся эго-состояния интроецированные от реальных родителей и воспитателей.

В-2 (Взрослый) — это Я-состояние не делится…в него ничего не входит…

Д-2 (Ребенок) — это, по сути, вы и есть…только в возрасте 3-5-7 лет, с внесенными автоматом установок ваших реальных родителей, и зафиксированных в структуре личности второго порядка — более глубоко в психике.

Р-1 (Родитель в Ребенке Д-2) — это набор информации, программ и установок (часто неадекватных и негативных), переданных вам неосознанно в процессе воспитания (родительского программирования сценария жизни) от «Д-2» ваших реальных родителей и воспитателей.

По Берну, «Р-1» — это «Электрод», суть которого «включать» негативные мысли, чувства и поведение. Говоря на «компьютерном языке» — это как бы «Вирус», который мешает человеку быть счастливым, нормально, адекватно реагировать на ситуации в жизни, быть самим собой и радоваться жизни.

Еще, некоторые аналитики и психотерапевты, называют «Р-1» «Большим Свином» (подкладывает нам свинью), внутренним «Бесом» (делает нам всякие пакости), «внутренним врагом» (когда мы как бы сами себе вредим и создаем проблемы)…и т.п.

Главная задача транзактного анализа (СМ.) и психотерапии, условно говоря, обнаружить «вирус Р-1» и обезвредить его… (сделать человека свободным от негативных, иллюзорных убеждений и верований, избавить от вредных, накопленных эмоций, и обучить новой, адекватной ситуации, стратегии поведения).

В-1 (Взрослый в Ребенке Д-2) — это, по Берну, «Маленький профессор». Эта часть личности развивается примерно к 4-5 годам («возраст почемучки»), и ребенок в это время активно познает мир, порой задавая родителям «сложные вопросы».

Именно эта часть личности принимает решение, как вы проживете свою жизнь, какова будет ваша судьба.

Также, у взрослого человека, «В-1» служит источником интуиции.

Например, если вы курите, переедаете, «перепиваете»…или по другому вредите себе, если у вас невроз, страхи, депрессия и другие расстройства личности, то чтобы изменить свою жизнь к лучшему, вам не достаточно осознать проблему во Взрослом эго-состоянии «В-2» — каждый и так знает, что хорошо, а что плохо.

Нужно чтобы это «понял» и «принял новое решение» ваш «В-1» (Взрослый в Ребенке) — на это и направлена психотерапия и психоанализ.

Д-1 (Ребенок в Ребенке Д-2) — это вы и есть, только еще без всяких установок, убеждений, верований и другого «информационного мусора». Это естественный, настоящий Ребенок внутри вас.

Т.е., когда вы родились — это и был «Д-1», который сейчас, во взрослой жизни, может находится в плену приобретенных убеждений, установок, мыслей и представлений. И если этот Ребенок в Ребенке закрыт, то человек априори не может быть счастливым.

В процессе психотерапии и психоанализа, это настоящее Детское Я-состояние освобождается от гнета «Р-1» (Б. Свина) и человек начинает личностно расти, становится самим собой, укрепляет свою жизненную Я-позицию…и…становится счастливым…, «заражая» этим счастьем и своих близких…