Политическая элита политология. Н

1. Политическая элита: сущность, функции, типология.

2. Основные факторы и пути формирования политической элиты.

1. Политическая история всех традиционных и современных обществ свидетельствует о том, что осуществление власти представляет собой функцию, в выполнении которой широкие слои населения не принимают непосредственного повседневного участия. На практике их участие ограничивается выборами, а реальная власть принадлежит определенной и относительно немногочисленной группе людей, от решения которых зависит судьбы других людей и общества в целом. Такое правящее меньшинство, существующее во всех странах мира, принято называть элитой.

Термин «элита» происходит от латинского eligere и французского elite, которые означают «лучший», «отборный», «избранный». Начиная с ХVІІ в. он употребляется для обозначения товаров высшего качества. В ХVІІІ – начале ХІХ веков стал использоваться для характеристики высших социальных групп в системе социальной иерархии. В конце ХIХ – начале ХХ веков получил распространение в политической социологии, обозначая небольшие группы людей, обладающих большой долей общественных ценностей – знаниями, богатством, почетом, властью и т.п.

Начало систематическим исследованиям места и роли элит в политической жизни общества было положено в конце ХІХ – начале ХХ столетия теоретиками итальянской школы политической социологии В. Парето. Г. Моска и Р. Михельсом. Их заслуга состоит в том, что они впервые стали расценивать элиту как неизбежную политическую реальность, которую необходимо изучать с тем, чтобы понять законы ее поведения. Тем самым В. Парето, Г. Моска и Р. Михельс заложили основы современным теориям элит, являющимися составной частью и одной из ведущих тем политической науки, социологии, политической и социальной мысли.

В современной политической литературе можно встретить различные определения политической элиты. Но смысл всех этих определений сводится к тому, что политическая элита - это организованная и привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции в государстве и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти. В основном это профессиональные политики высшего ранга, наделенные властными функциями и полномочиями.

Существование политической элиты в обществе обусловлено действием целого ряда объективных факторов:

1) общество, как все сложно организованные системы, нуждается в профессиональном управленческом воздействии, что вызывает необходимость в разделении труда на управляющих и управляемых. Ему необходимы люди, обладающие специальными знаниями, навыками, опытом, способные эффективно осуществлять управленческие функции;


2) политическое неравенство в обществе является результатом неравенства психических, социальных и иных условий, которые создают различные возможности заниматься политической деятельностью для разных социальных групп и индивидов;

3) управленческий труд высоко оценивается и стимулируется в обществе, а близость к власти открывает широкие возможности для реализации индивидуальных потребностей. Это обстоятельство заставляет многих людей стремиться во властные институты;

4) существование политической элиты обусловлено пассивностью большинства населения, которое, занимаясь решением собственных повседневных проблем, обычно предпочитает держаться, подальше от политики;

5) постоянная необходимость принятия решений в максимально короткие сроки. Это обстоятельство ограничивает возможности консультирования с народом или его частью и способствует элитаризации политики.

Все эти факторы делают невозможным включение каждого гражданина в процесс принятия решений. Само количество этих решений, скорость, с которой они должны быть приняты, сложность политической информации – все это неизбежно приводит к тому, что в политике образуется особый слой людей, именуемый политической элитой.

Политическая элита выполняет различные функции, посредством которых раскрывается ее роль в обществе, в реализации конкретных задач. На первом месте стоит стратегическая функция политической элиты. Ее содержание заключается в разработке стратегии и тактики развития общества, в определении политической программы действий. Коммуникативная функция предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных слоев населения и реализацию их в практических действиях. Организаторская функция. Она предусматривает организацию масс для осуществления на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь. Интегративная функция состоит в укреплении стабильности общества, устойчивости его политических и экономических систем, в недопущении конфликтов, острых противоречий, деформации государственных структур. Важными содержательными элементами этой функции являются: сплочение и мобилизация различных слоев населения, гармонизация их социальных интересов, достижение сотрудничества и тесного политического взаимодействия всех сил в обществе.

В разных странах облик и функции политической элиты заметно различаются. Это обусловлено влиянием множества факторов, на учете которых строится классификация элит. По тому как обновляется политическая элита, выделяют открытую и закрытую элиту. Открытая элита сравнительно свободна для притока в ее ряды представителей различных слоев общества, способных на нетрадиционные подходы к решению общественных проблем. Благодаря открытой элите на самый верх политической системы попадают люди способные, волевые, с высокими профессиональными качествами. Основными принципами формирования открытой элиты являются компетентность в вопросах политики, репутация в глазах общественности, личный успех, слава. Закрытая элита формируется из ограниченного, замкнутого круга представителей. Она самовоспроизводится на основе очень узкой социальной базы. В закрытой элите, как и в открытой, личные качества и достижения человека также имеют большое значение, но все же подчиненное по отношению к преданности системе, идеологии, религии, вождю.

Принято также делить элиту на традиционную и современную, которые различаются ресурсами властвования. Традиционной можно считать ту элиту, власть которой опирается на традиционные ценности: обычаи, богатство, религию, владение землей, происхождение. Ее составляет родовая знать – от местных племенных вождей, до королевских фамилий. В противоположность традиционной современная элита - эта элита профессионалов, объединяющаяся инструментами власти. Она опирается на закон, формальные правила, имеет сложную структуру и внутренне дифференцирована. Критерием для основных видов современной политической элиты является объем властных функций. На основе данного критерия различают высшую, среднюю, маргинальную и административную.

Высшая непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего государства. Она включает в себя ведущих политических руководителей страны и тех, кто занимает высокие посты в законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти. Как правило, высшая политическая элита включает в себя по 50 представителей от каждого миллиона жителей страны, но принимает решения обычно узкий круг в 50 человек. Средняя политическая элита формируется из огромного количества выборных должностных лиц, которые имеют определенный уровень дохода, профессиональный статус, образование. Эти показатели позволяют им профессионально судить о том, какой политически курс приемлем для общества, а какой нет. Средняя элита составляет примерно 5% взрослого населения. Те группы, у которых отсутствует один из трех показателей, входят в маргинальную элиту. После обретения недостающего признака они могут войти в среднюю элиту. Административная элита состоит из высшего слоя государственных служащих, занимающих ключевые позиции в министерствах, ведомствах, департаментах, комитетах и других органах государственного управления. Эта элита предназначена для исполнительской деятельности, однако на деле обладает большим влиянием на политику, поскольку имеет опыт управления.

В зависимости от участия в осуществлении власти политическая элита делится на правящую и оппозиционную (контрэлиту). Отличительной чертой правящей элиты является то, что именно она определяет политический курс, принимает наиболее важные политические решения и контролирует политические ресурсы. Контрэлита объединяет всех тех, кто активно участвует в политике, стремится овладеть властью, но в настоящее время отстранен от руля реального управления и находится в оппозиции по отношению к правящей элите. Она также имеет определенные, немалые ресурсы для давления на правящую группу, добиваясь от нее тех или иных уступок в принятии некоторых управленческих и кадровых решений.

Правящая политическая элита – это вершина властной пирамиды. Но в обществе существуют и другие элитные группы, которые имеют достаточно высокую степень властного влияния. Это представители экономической, военной, интеллектуальной и некоторых иных видов властвующей элиты. Совместно с оппозиционной политической элитой они выступают как группы давления на правящую политическую элиту при принятии ею важнейших политико-управленческих решений.

2. Наличие элитарности современного общества вполне очевидно. Сегодня нет государства, где бы не существовало элиты. Благодаря своему высокому статусу и престижу принадлежность к элите становится привлекательной для определенной части людей. Они стремятся к включению в число тех, кто облечен властью принимать решения в масштабах всего общества. При этом мотивы такого стремления могут быть различны. Для одних – это наличие привилегий, которыми обладает элита. Для других – это социальный престиж, ощущение власти. Для третьих – это стремление к реализации планов глобального преобразования общества, обостренное чувство ответственности за судьбу отечества и др.

Однако одного желания войти в состав элиты явно недостаточно. Для этого необходимы и другие основания. Они зависят от реалий конкретной политической жизни, от того или иного типа элиты, а также тех общественных интересов, которым она служит.

Значительную роль в формировании элиты, ее социальной представительности играют социальное происхождение, социальная принадлежность. Немаловажным основанием для включения человека в элиту может явиться богатство. Во многих странах мира более важной по сравнению с социальным происхождением и богатством гарантией социальной представительности элиты выступает ее организационная (партийная, профсоюзная и т.п.) принадлежность. Она напрямую связана с ценностными ориентациями людей. В последнее время особую роль при формировании политической элиты играют организационные способности, обладание информацией, знания. Практически во всех странах мира важным каналом продвижения к вершинам политической карьеры является система образования. Например, в Великобритании основными центрами подготовки элиты являются так называемые публичные школы – Итон, Винчестер, Регби, Харроу. Известно, что из стен одного только Итона вышло 18 премьер-министров страны.

Немаловажным основанием при формировании политической элиты является принадлежность к определенному полу. Женщины значительно в меньшей степени представлены в элите, чем мужчины. Например, количество женщин в составе политической элиты таких стран, как Германия, Голландия, Италия, США, Франция, Швеция не превышает 7%.

Во многих исламских государствах важным институтом, влияющим на формирование карьеры политических лидеров, является церковь. Имеется немало примеров, когда религиозные лидеры мусульманского мира становились влиятельными политиками, видными государственными деятелями. В странах Латинской Америки достаточно часто началом успешной политической карьеры становиться служба в армии. В Аргентине, Бразилии, Перу именно военные составляют основу политической элиты. Работа в системе государственного управления является важным рычагом вхождения в политическую элиту в Германии, Беларуси, России, Японии. В реальной жизни человек, избравший своим уделом политическую деятельность, должен уметь определить для себя, какие выбрать способы и пути продвижения к вершинам политической иерархии, какие качества в данных условиях ценятся в наибольшей степени.

Мы уже отмечали, что элита – это довольно замкнутая группа, и вхождение в нее, как правило, затруднено. Между тем, всякая элита, даже элита закрытого типа вынуждена обновляться. При этом речь идет не об обновлении вообще, что возможно в результате революции или государственного переворота, а о своевременном внутреннем обновлении.

Обновление может проходить различными путями. Есть среди них и наиболее типичные. К ним в политологии обычно относят, во-первых, делегирование, т.е. выдвижение того или иного лица снизу путем выборов. Другим путем обновления элиты является назначение на пост лица, так или иначе проявившего себя в политической деятельности.

С давних пор распространен и такой путь продвижения в элиту как протекция. Речь идет о ситуации, когда решающую роль в политической карьере того или иного человека играет покровительство высокопоставленного лица, которое по разным соображениям (родственные связи, дружеские отношения, личные симпатии) обеспечивает ему включение в элиту. Наконец, возможен и такой вариант попадания в элиту как самовыдвижение или самовключение. Этот путь, обычно избирают люди с сильным характером и огромным желанием «делать политику». Он характерен, например, для лидеров оппозиции, которые, вербуя сторонников, создавая партии и движения добиваются большого политического влияния в обществе.

Разумеется в реальной жизни возможны различные комбинации этих путей попадания в элиту. Назначение на пост может совмещаться с протекцией, а самовыдвижение с делегированием. При этом один из путей всегда является преобладающим.

Обновление элиты, изменение в ее социальном и качественном составе, осуществляется на основе действующей в том или ином государстве системы рекрутирования (отбора). В современной политологии выделяются две основные системы отбора претендентов на элиту: антрепренерскую (предпринимательскую) и систему гильдий. Эти системы определяют, кто, как и из кого осуществляется отбор, каков его порядок и критерии, каков круг лиц, осуществляющих отбор и побудительные мотивы их действий. В чистом виде обе системы встречаются редко, поскольку на практике используются их различные сочетания. Однако преобладание элементов одной из них позволяет судить о действующем механизме отбора.

Антрепренерская (предпринимательская) система ориентирована на личностные качества кандидата, его способность найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее яркими идеями, интересными предложениями и программами. При такой системе отбор кандидатов на властные позиции осуществляется из различных по имущественному положению групп общества. Систему характеризуют открытость, демократизм, ограниченное число формальных требований, которым должен отвечать кандидат. Антрепренерская система предполагает острую конкуренцию между претендентами на руководящие посты. Она хорошо приспособлена к динамизму современной жизни. Селекторатом, т.е. теми, кто отбирает, в этом случае является все взрослое население. Поэтому антрепренерская система преобладает в странах стабильной демократии.

Существенными недостатками антрепренерской системы отбора является относительно большая вероятность риска в политике, возможность прихода в нее случайных лиц, способных производить лишь внешний эффект. Слаба предсказуемость поведения кандидатов после того, как они становятся представителями элиты. Кроме того, при антрепренерской системе высока степень неоднородности элиты, возможность конфликтов внутри нее.

Система гильдий предполагает медленное, постепенное продвижение кандидата вверх по ступенькам служебной лестницы. Это связано с многочисленностью возможных формальных требований к соискателю на руководящий пост: партийность, возраст, стаж работы, уровень образования, характеристика руководства и т.д. Отбор кандидатов осуществляется из определенных социальных групп (сословий, классов, каст, кланов и т.д.) или партий. Узкий круг лиц из числа руководящих работников партии, движения, корпорации осуществляет подбор и назначение кадров.

Система гильдий очень консервативна, в ней отсутствует конкуренция, поэтому она склонна к воспроизводству одного типа руководителей, обрекая элиту на постепенное вымирание, превращение в замкнутую касту. И тем не менее данная система отбора обеспечивает высокую степень предсказуемости в политике, уравновешенность решений, меньшую степень риска при их принятии и меньшую вероятность конфликтов внутри элиты. Система гильдий характерна, главным образом, для стран с авторитарным и тоталитарным режимом, хотя ее элементы встречаются в Великобритании, Японии и других демократических государствах.

Особую разновидность системы гильдий представляет номенклатурная система рекрутирования элиты, которая на протяжении долгих десятилетий господствовала в СССР и странах Восточной Европы. Суть номенклатурной системы состоит в назначении лиц на все сколь-нибудь ключевые должности во всех сферах общественной жизни лишь с согласия и по рекомендации соответствующих партийных органов, в подборе элиты сверху.

Положение не изменилось и после распада СССР, поскольку за годы советской власти в нем так и не сформировалось сколь-нибудь влиятельной демократической элиты, способной к эффективному руководству обществом. Пришедшая к власти новая политическая элита унаследовала черты, методы и стиль руководства старой партийно-бюрократической номенклатуры.

Реальность современной Беларуси, как и большинства других республик бывшего СССР такова, что в ней соседствуют два принципиально разных подхода к рекрутированию элиты. С одной стороны – номенклатурный принцип отбора, назначения и перемещения, с другой – практика альтернативных выборов, в результате которых нынешняя правящая политическая элита пополнилась за счет «людей со стороны», весьма энергичных, активных. Это, как правило, представители более молодых поколений, которые пришли во власть из разных слоев общества и из разных профессиональных сфер. К сожалению, среди них можно встретить и людей случайных, недостаточно компетентных, весьма амбициозных. Они действуют только в своих интересах, имеют целью только собственное благо и игнорируют благо общества.

В целом следует отметить, что становление современной политической элиты Беларуси происходит в условиях трансформации политической системы, при незрелости формирующихся общественно-политических институтов, явно недостаточной структурированности общества, отсутствии четкой дифференциации политических предпочтений основных социальных групп. В этих условиях сама политическая элита имеет во многом переходный характер и необходимо время для ее полной консолидации.

Контрольные вопросы:

1. Чем обусловлена необходимость существования политической элиты в жизни общества?

2. По каким критериям выделяются различные типы политической элиты?

3. Какие существуют системы отбора в элиту?

4. Назовите достоинства и недостатки существующих систем отбора в элиту.

5. Как вы думаете, произошла ли смена номенклатурной элиты в Беларуси? Аргументируйте свой ответ.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Всероссийского заочного Финансово-экономического Института в г. Брянске


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Политология»

на тему: «Политические элиты»


Брянск - 2012


Введение

1. Понятие «политическая элита». Классические и современные концепции политических элит

2. Типология элит и системы их ректрутирования

3. Сравнительный анализ советской и современной российской политических элит

Заключение


Введение


Политическое развитие России традиционно характеризуется собой значимостью административно-политического управления в системе факторов развития, что обуславливает особую роль властных элит как субъекта политического управления. Несмотря на глубину происходивших в 90-е гг. социально-экономических преобразований и существенное изменение сложившейся в предшествующий период модели элитообразования, политическая элита по-прежнему является приоритетным фактором политического процесса. Более того, анализ ряда особенностей современного политического процесса в России убедительно свидетельствует о том, что в современном российском обществе политическая элита не только сохранила, но и значительно укрепила свою роль. Это обусловлено как глобализацией социальной жизни, увеличившимися возможностями влияния СМИ на массовое сознание, так и спецификой общественного мнения современной России (критическое отношение к государственным институтам, ослабление ответственности перед властью, страной и т.д., доминирование в массовых настроениях ностальгии по прошлому и т.п.).

Таким образом, перспектива развития российского общества определяются сегодня, как и вчера, значимым активным меньшинством, квалифицируемым в качестве российской «элиты».

Целью работы является изучение сущность политической и ее роли и значения в политической жизни России.

Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд следующих задач:

·раскрыть понятие «политическая элита»;

·рассмотреть факторы существования и роль политических элит;

·охарактеризовать состав политической элиты;

·рассмотреть элитические теории;

·дать анализ советской и современной российской политических элит.

политический элита рекрутирование


1.Понятие «политическая элита». Классические и современные концепции политических элит


Человеческое общество неоднородно, в нем существуют естественные и социальные различия между людьми. Эти различия обусловливают их неодинаковые способности к политическому участию в жизни общества, влияние на политические и социальные процессы, управление ими. Носителем наиболее ярко выраженных политико-управленческих качеств является политическая элита.

"Элита" в переводе с французского означает лучшее, отборное, избранное.

Политическая элита - это привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти.

Наиболее существенные функции политической элиты:

·стратегическая - определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества, выработка концепции реформирования страны;

·организаторская - осуществление на практике выработанного курса, воплощение политический решений в жизнь;

·коммуникативная - эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных слоев и групп населения, предполагающая также защиту социальных целей, идеалов и ценностей, характерных для общества;

·интегративная - укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций, обеспечение консенсуса по основополагающим принципам жизнедеятельности государства.

Классические теории элиты.

Первые теории элиты появились в конце 19-начале 20 вв., когда проблема элиты стала объектом специального исследования в работах итальянских мыслителей Вильфредо Парето (1848-1923), Гаэтано Моска (1858-1941) и немецкого социолога Роберта Михельса (1876-1936). В своих теориях они пытались дать обстоятельное обоснование причин существования управляющей элиты и её особой роли в политическом процессе.

.Теория элит Моски.

Выдающийся итальянский социолог и политолог Г. Моска (1858-1941) попытался доказать неизбежное деление любого общества на две неравные по социальному положению и роли группы. В 1896 г. в «Основах политической науки» он писал: «Во всех обществах, начиная с самых среднеразвитых и едва достигших зачатков цивилизации и кончая просвещенными и мощными, существуют два класса лиц: класс управляющих и класс управляемых. Первый, всегда относительно малочисленный, осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется присущими ему преимуществами, в то время как второй, более многочисленный, управляется и регулируется первым <...> и поставляет ему <...> материальные средства поддержки, необходимые для жизнеспособности политического организма» .

Моска проанализировал проблему формирования политической элиты и ее специфических качеств. Он считал, что важнейшим критерием вхождения в нее является способность к управлению другими людьми, т.е. организаторская способность, а также выделяющее элиту из остальной части общества материальное, моральное и интеллектуальное превосходство. Хотя в целом этот слой наиболее способен к управлению, однако не всем его представителям присущи лучшие, более высокие по отношению к остальной части населения качества.

Отмечая сплоченность группы управляющих и ее господствующее положение в обществе, Моска называл ее политическим классом. Этот класс подвержен постепенным изменениям. Существуют две тенденции в его развитии: аристократическая и демократическая. Первая из них проявляется в стремлении политического класса стать наследственным если не юридически, то фактически. Преобладание аристократической тенденции приводит к «закрытию и кристаллизации» класса, к его вырождению и, как следствие, к общественному застою. Это, в конечном счете, влечет за собой активизацию борьбы новых социальных сил за занятие господствующих позиций в обществе.

Вторая, демократическая тенденция выражается в обновлении политического класса за счет наиболее способных к управлению и активных низших слоев. Такое обновление предотвращает дегенерацию элиты, делает ее способной к эффективному руководству обществом. Равновесие между аристократической и демократической тенденциями наиболее желательно для общества, ибо оно обеспечивает как преемственность и стабильность в руководстве страной, так и его качественное обновление.

Концепция политического класса Моски, оказав большое влияние на последующее развитие элитарных теорий, подвергалась критике за некоторую абсолютизацию политического фактора (принадлежности к управленческому слою) в социальном структурировании общества, за недооценку роли экономики. Применительно к современному плюралистическому обществу такой подход во многом неправомерен. Однако теория политического класса нашла неожиданное подтверждение в тоталитарных государствах. Здесь политика приобрела главенствующее положение над экономикой и всеми другими сферами общества и в лице номенклатурной бюрократии сформировался прообраз «политического "класса», описанного Моской. В тоталитарных государствах вхождение в политическую номенклатуру, приобщение к власти и управлению стали первопричиной экономического и социального господства «класса управляющих».

.Концепции Парето и Михельса.

Независимо от Моски примерно в это же время теорию политических элит разрабатывал Парето (1848-1923). Он, как и Моска, исходил из того, что миром во все времена правило и должно править избранное меньшинство - элита, наделенная особыми качествами: психологическими (врожденными) и социальными (приобретенными вследствие воспитания и образования). В «Трактате по общей социологии» он писал: «Нравится это некоторым теоретикам или нет, но человеческое общество неоднородно и индивиды различны физически, морально и интеллектуально» . Совокупность индивидов, чья деятельность в той или иной сфере отличается эффективностью, высокими результатами, и составляет элиту.

Она делится на правящую, прямо или опосредованно (но эффективно) участвующую в управлении, и неправящую - контрэлиту - людей, обладающих характерными для элиты качествами, но не имеющих доступа к руководству из-за своего социального статуса и различного рода барьеров, существующих в обществе для низших слоев.

Правящая элита внутренне сплочена и борется за сохранение своего господства. Развитие общества происходит посредством периодической смены, циркуляции двух главных типов элит - «лис» (гибких руководителей, использующих «мягкие» методы руководства: переговоры, уступки, лесть, убеждение и т.п.) и «львов» (жестких и решительных правителей, опирающихся преимущественно на силу).

Изменения, происходящие в обществе, постепенно подрывают господство одного из этих типов элиты. Так, властвование «лис», эффективное в относительно спокойные периоды истории, становится непригодным в ситуациях, требующих решительных действий и применения насилия. Это ведет к росту недовольства в обществе и усилению контрэлиты («львов»), которая с помощью мобилизации масс свергает правящую элиту и устанавливает свое господство.

Крупный вклад в развитие теории политических элит внес Р. Михельс (1876-1936). Он исследовал социальные механизмы, Урождающие элитарность общества. В основном солидаризируясь с Моской в трактовке причин элитарности, Михельс особо уделяет организаторские способности, а также организационные структуры общества, усиливающие элитарность и возвышающие управляющий слой. Он сделал вывод, что сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит ее.

В обществе действует «железный закон олигархических тенденций». Его суть состоит в том, что неотделимое от общественного прогресса развитие крупных организаций неизбежно ведет к олигархизации управления обществом и формированию элиты поскольку руководство такими объединениями не может осуществляться всеми их членами. Эффективность их деятельности требует функциональной специализации и рациональности, выделения руководящего ядра и аппарата, которые постепенно, но неизбежно выходят из-под контроля рядовых членов, отрываются от них и подчиняют политику собственным интересам, заботятся в первую очередь о сохранении своего привилегированного положения. Рядовые же члены организаций недостаточно компетентны, пассивны и проявляют равнодушие к повседневной политической деятельности. В результате любой, даже демократической организацией всегда фактически правит олигархическая элитарная группа. Такие наиболее влиятельные группы, заинтересованные в сохранении своего привилегированного положения, устанавливают между собой различного рода контакты, сплачиваются, забывая об интересах масс.

Из действия «закона олигархических тенденций» Михельс делал пессимистические выводы относительно возможностей демократии вообще и демократизма социал-демократических партий в частности. Демократию же он фактически отождествлял с непосредственным участием масс в управлении.

В трудах Моски, Парето и Михельса понятие политической элиты получило уже достаточно ясные очертания. Были намечены ее важнейшие свойства, параметры, позволяющие разграничивать и оценивать различные элитарные теории современности. К ним относятся:

.особые свойства, присущие представителям элиты;

.взаимоотношения, существующие внутри элитарного слоя и характеризующие степень его сплоченности, интеграции;

.отношения элиты с неэлитой, массой;

.рекрутирование элиты, т. е. как и из кого она образуется;

.роль (конструктивная или деструктивная) элиты в обществе, ее функции и влияние.

Современные концепции политических элит.

.Макиавеллистская школа

Концепции элит Моски, Парето и Михельса дали толчок широким теоретическим, а впоследствии (преимущественно после второй мировой войны) и эмпирическим исследованиям групп, руководили их государством или претендующих на это. Современные теории элит разнообразны. Исторически первой группой теорий, не утративших современной значимости, являются уже вкратце рассмотренные концепции макиавеллистской школы (Моска, Парето, Михельс и др.). Их объединяют следующие идеи:

.Особые качества элиты, связанные с природными дарованиями и воспитанием и проявляющиеся в ее способности к управлению или хотя бы к борьбе за власть.

.Групповая сплоченность элиты. Это сплоченность группы, объединяемой не только общностью профессионального статуса, социального положения и интересов, но и элитарным самосознанием, восприятием себя особым слоем, призванным руководить обществом.

.Признание элитарности любого общества, его неизбежного разделения на привилегированное властвующее творческое меньшинство и пассивное, нетворческое большинство. Такое разделение закономерно вытекает из естественной природы человека и общества. Хотя персональный состав элиты изменяется, ее господствующие отношения к массам в своей основе неизменны. Так, например, в ходе истории сменялись вожди племен, монархи, бояре и дворяне, народные комиссары и партийные секретари, министры и президенты, но отношения господства и подчинения между ними и простым людом сохранялись всегда.

.Формирование и смена элит в ходе борьбы за власть. Господствующее привилегированное положение стремятся занять многие люди, обладающие высокими психологическими и социальными качествами. Однако никто не хочет добровольно уступать им свои посты и положение. Поэтому скрытая или явная борьба за место под солнцем неизбежна.

.В общем конструктивная, руководящая и господствующая роль элиты в обществе. Она выполняет необходимую для социальной системы функцию управления, хотя и не всегда эффективно. Стремясь сохранить и передать по наследству свое привилегированное положение, элита имеет тенденцию к вырождению, Утрате своих выдающихся качеств.

Макиавеллистские теории элит подвергаются критике за преувеличение значения психологических факторов, антидемократизм и недооценку способностей и активности масс, недостаточный учет эволюции общества и современных реальностей государств «всеобщего благоденствия», циничное отношение к борьбе за власть. Такая критика во многом не лишена оснований.

.Ценностные теории

Преодолеть слабости макиавеллистов пытаются ценностные теории элиты Они, как и макиавеллистские концепции, считают элиту главной конструктивной силой общества, однако смягчают свою позицию по отношению к демократии, стремятся приспособить элитарную теорию к реальной жизни современных государств. Многообразные ценностные концепции элит существенно различаются по степени защиты аристократизма, отношению к массам, демократии и т.д. Однако они имеют и ряд следующих общих установок:

.Принадлежность к элите определяется обладанием высокими способностями и показателями в наиболее важных для всего общества сферах деятельности. Элита - наиболее ценный элемент социальной системы, ориентированный на удовлетворение ее важнейших потребностей. В ходе развития у общества отмирают многие старые и возникают новые потребности, функции и ценностные ориентации. Это приводит к постепенному вытеснению носителей наиболее важных для своего времени качеств новыми людьми, отвечающими современным требованиям. Так в ходе истории произошла смена аристократии, воплощающей нравственные качества и прежде всего честь, образованность и культуру, предпринимателями, в хозяйственной инициативе которых нуждалось общество. Последние же, в свою очередь, сменяются менеджерами и интеллектуалами - носителями столь важных для современного общества знаний и управленческой компетентности.

.Элита относительно сплочена на здоровой основе выполняемых ею руководящих функций. Это - не объединение людей, стремящихся реализовать свои эгоистические групповые интересы, а сотрудничество лиц, заботящихся прежде всего об общем благе.

.Взаимоотношения между элитой и массой имеют не столько характер политического или социального господства, сколько руководства, предполагающего управленческое воздействие, основанное на согласии и добровольном послушании управляемых и авторитете власть имущих. Ведущая роль элиты уподобляется руководству старших, более знающих и компетентных по отношению к младшим, менее осведомленным и опытным. Она отвечает интересам всех граждан.

.Формирование элиты - не столько результат ожесточенной борьбы за власть, сколько следствие естественного отбора обществом наиболее ценных представителей. Поэтому общество должно стремиться совершенствовать механизмы такой селекции, вести поиск рациональной, наиболее результативной элиты во всех социальных слоях.

.Элитарность - условие эффективного функционирования любого общества. Она основана на естественном разделении управленческого и исполнительского труда, закономерно вытекает из равенства возможностей и не противоречит демократии. Социальное равенство должно пониматься как равенство жизненных шансов, а не равенство результатов, социального статуса. Поскольку люди не равны физически, интеллектуально, по своей жизненной энергии и активности, то для демократического государства важно обеспечить им примерно одинаковые стартовые условия. На финиш же они придут в разное время и с разными результатами. Неизбежно появятся социальные «чемпионы» и аутсайдеры.

Некоторые сторонники ценностной теории элит пытаются разработать количественные показатели, характеризующие ее влияние на общество. Так, Н.А. Бердяев на основе анализа развития разных стран и народов вывел «коэффициент элиты» как отношение высокоинтеллектуальной части населения к общему числу грамотных. Коэффициент элит, составляющий свыше 5%, означает наличие в обществе высокого потенциала развития. Как только этот коэффициент опускался до примерно 1%, империя прекращала существование, в обществе наблюдались застой и окостенение. Сама же элита превращалась в касту, жречество.

Ценностные представления о роли элиты в обществе преобладают у современных неоконсерваторов, утверждающих, что элитарность необходима для демократии. Но сама элита должна служить нравственным примером для других граждан и внушать к себе уважение, подтверждаемое на свободных выборах.

.Теории демократического элитизма.

Основные положения ценностной теории элит лежат в основе концепций демократического элитизма (элитарной демократии). Они исходят из предложенного Йозефом Шумпетером понимания демократии как конкуренции между потенциальными руководителями за доверие избирателей. Как писал Карл Мангейм, «демократия влечет за собой антиэлитистскую тенденцию, но не требует идти до конца к утопическому уравнению элиты и масс. Мы понимаем, что демократия характеризуется не отсутствием страты элиты, а скорее новым способом рекрутирования и новым самосознанием элиты».

Сторонники демократического элитизма, ссылаясь на результаты эмпирических исследований, утверждают, что реальная демократия нуждается как в элитах, так и в массовой политической апатии, поскольку слишком высокая политическая партиципация угрожает стабильности демократии. Элиты необходимы, прежде всего, как гарант высокого качественного состава руководителей, избранных населением. Сама социальная ценность демократии решающим образом зависит от качества элиты. Руководящий слой не только обладает необходимыми для управления свойствами, но служит защитником демократических ценностей и способен сдержать часто присущий массам политический и идеологический иррационализм, эмоциональную неуравновешенность и радикализм.

В 60-70-е гг. утверждения о сравнительном демократизме элиты и авторитаризме масс были в значительной мере опровергнуты конкретными исследованиями. Оказалось, что хотя представители элит обычно превосходят низшие слои общества в принятии либерально-демократических ценностей (свободы личности, слова, конкуренции и т.д.), в политической толерантности, терпимости к чужому мнению, в осуждении диктатуры и т.п., но они более консервативны в признании социально-экономических прав граждан: на труд, забастовку, организацию в профсоюз, социальное обеспечение и т.п. Кроме того, некоторые ученые (П. Бахрах, Ф. Нашольд) показали возможность повышать стабильность и эффективность политической системы с помощью расширения массового политического участия.

.Концепции плюрализма элит

Установки ценностной теории о ценностно-рациональном характере отбора элит в современном демократическом обществе развивают концепции множественности, плюрализма элит. Их нередко называют функциональными теориями элиты. Они не отрицают элитарную теорию в целом, хотя и требуют коренного пересмотра ряда ее основополагающих, классических установок. В основе плюралистической концепции элиты лежат следующие постулаты:

.Трактовка политических элит как элит функциональных. Квалификационная подготовленность к выполнению функций управления конкретными общественными процессами - важнейшее качество, определяющее принадлежность к элите. «Функциональные элиты, - пишет А. Соловьев, - это лица или группы, обладающие особой квалификацией, необходимой для занятия определенных руководящих позиций в обществе. Их превосходство по отношению к другим членам общества проявляется в управлении важными политическими и социальными процессами или во влиянии на них» .

.Отрицание элиты как единой привилегированной относительно сплоченной группы. В современном демократическом обществе власть распылена между разнообразными группами и институтами, которые с помощью прямого участия, давления, использования блоков и союзов могут налагать вето на неугодные решения, отстаивать свои интересы, находить компромиссы. Сами отношения власти изменчивы, флюидны. Они создаются для определенных решений и могут заменяться для принятия и реализации других решений. Это ослабляет концентрацию власти и предотвращает складывание устойчивого властвующего слоя.

.Деление общества на элиту и массу относительно, условно и часто размыто. Между ними существуют скорее отношения представительства, чем господства или постоянного руководства. С помощью разнообразных демократических механизмов - выборов, референдумов, опросов, прессы, групп давления и т.д. - можно ограничить или вообще предотвратить действие сформулированного Михельсом «закона олигархических тенденций» и удержать элиты пол влиянием масс. Этому способствует конкуренция элит, отражающая экономическую и социальную конкуренцию в современном обществе. Она предотвращает складывание единой господствующей руководящей группы и делает возможной подотчетность элит массам.

.В современных демократиях элиты формируются из наиболее компетентных и заинтересованных граждан, которые весьма свободно могут входить в состав элиты, участвовать в принятии решений. Главный субъект политической жизни - не элиты, а группы интересов. Различия между элитой и массой основаны главным образом на неодинаковой заинтересованности в принятии решений. Доступ в руководящий слой открывают не только богатство и высокий социальный статус, но прежде всего личные способности, знания, активность и т.п.

.В демократических государствах элиты выполняют важные общественные функции, связанные с управлением. Говорить же об их социальном господстве неправомерно.

.Леволиберальные концепции

Своего рода идейными антиподом плюралистического элитизма выступают леволиберальные теории элиты. Важнейший представитель этого направления Чарльз Райт Миллс еще в 50-х гг. пытался доказать, что США управляются не многими, а одной властвующей элитой. Леволиберальный элитизм, разделяя некоторые положения макиавеллистской школы, имеет и специфические, отличительные черты:

.Главный элитообразующий признак - не выдающиеся индивидуальные качества, а обладание командными позициями, руководящими должностями. Властвующая элита, пишет Миллс, «состоит из людей, занимающих такие позиции, которые дают им возможности возвыситься над средой обыкновенных людей и принимать решения, имеющие крупные последствия <...> Это обусловлено тем, что они командуют важнейшими иерархическими институтами и организациями современного общества <...> Они занимают в социальной системе стратегические командные пункты, в которых сосредоточены действенные средства, обеспечивающие власть, богатство и известность, которыми они пользуются» . Именно занятие ключевых позиций в экономике, политике, военных и других институтах обеспечивает власть и тем самым конституирует элиту. Такое понимание элиты отличает леволиберальные концепции от макиавеллистских и других теорий, выводящих элитарность из особых качеств людей.

.Групповая сплоченность и разнообразие состава властвующей элиты, которая не ограничивается элитой политической, непосредственно принимающей государственные решения, а включает и руководителей корпораций, политиков, высших государственных служащих и высших офицеров. Их поддерживают интеллектуалы, хорошо устроившиеся в рамках существующей системы.

Сплачивающим фактором властвующей элиты является не только общая заинтересованность составляющих ее групп в сохранении своего привилегированного положения и обеспечивающего его общественного строя, но и близость социального статуса, образовательного и культурного уровня, круга интересов и духовных ценностей, стиля жизни, а также личные и родственные связи.

.Глубокое различие между элитой и массой. Выходцы из народа могут войти в элиту, лишь заняв высокие посты в общественной иерархии. Однако реальных шансов на это у них немного. Возможности влияния масс на элиту посредством выборов и других демократических институтов весьма ограниченны. С помощью денег, знаний, отработанного механизма манипулирования сознанием властвующая элита управляет массами фактически бесконтрольно.

.Рекрутирование элиты осуществляется преимущественно из своей собственной среды на основе принятия ее социально-политических ценностей. Важнейшими критериями отбора являются обладание ресурсами влияния, а также деловые качества и конформистская социальная позиция.

.Первейшая функция властвующей элиты в обществе - обеспечение своего собственного господства. Именно этой функции подчинено решение управленческих задач. Миллс отрицает неизбежность элитарности общества, критикует ее с последовательно демократических позиций.

Сторонники леволиберальной теории элиты обычно отрицают прямую связь экономической элиты с политическими руководителями, действия которых, как считает, например, Ральф Милибанд, не определяются крупными собственниками. Однако политические руководители стран развитого капитализма согласны с основными принципами рыночной системы и видят в ней оптимальную для современного общества форму социальной организации. Поэтому в своей деятельности они стремятся гарантировать стабильность общественного строя, основанного на частной собственности и плюралистической демократии.

Факты реальной жизни и многочисленные исследования подтверждают, что политическая элита - реальность сегодняшнего (и, вероятно, завтрашнего) этапа развития общества, которая обусловлена действием следующих основных факторов:

1.Психологическое и социальное неравенство людей, их неодинаковые способности, возможности и желания участвовать в политике.

2.Закон разделения труда требует профессионального занятия управленческим трудом.

.Высокая значимость управленческого труда и его соответствующее стимулирование.

.Широкие возможности использования управленческой деятельности для получения различного рода социальных привилегий.

.Практическая невозможность осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями.

.Политическая пассивность широких масс населения.


.Типологии элит и системы их рекрутирования


Современные политические элиты, как правило, имеют сложную структуру и заметно различаются в разных странах. По этой причине существуют разнообразные классификации политической элиты. Так, политические элиты можно типологизировать по ряду следующих оснований:

Способ отбора

Открытая (антрепренерская) элита характеризуется тем, что при отборе в нее существует небольшое число формальных ограничений доступа в элиту, первостепенная значимость личных качеств человека. Механизм отбора - выборы, предполагающие конкурентную борьбу. Этот тип элиты обеспечивает высокую степень циркуляции (возможность попасть в элиту представителям разных социальных слоев), приток в элиту людей с новыми идеями. Но при этом существует невысокая степень преемственности в выработке политики.

Закрытая элита (гильдии) характеризуется тем, что при отборе в нее существует большое число формальных требований, предполагается личная преданность руководству, готовность беспрекословно исполнять приказы. Механизм отбора - назначение. Этот тип элиты обеспечивает высокую степень преемственности в выработке политики, уравновешенность решений, низкую степень внутренних конфликтов. Но при этом элита лишается притока в свой состав людей инициативных, что ведет к ее косности, деградации, вырождению. Степень циркуляции низкая.

Ярким примером закрытого типа элиты являлось советское политическое руководство. Вхождение в его состав осуществлялось на основе таких формальных требований, как партийность, стаж работы, социальное происхождение, возраст, личная преданность и политическая лояльность. При этом второстепенное значение имели профессиональные качества человека.

.Род деятельности

Политическая элита осуществляет руководство в сфере разработки и реализации политических решений. Представленая политическими лидерами, главами влиятельных политических партий, движений.

Экономическая элита включает крупных собственников, банкиров, глав промышленно-финансовых групп, владельцев крупных капиталов. Осуществляет руководство экономической сферой жизни общества. В реальной жизни зачастую трудно четко провести грань между группами политической и экономической элиты.

Военная элита представлена высшим генералитетом страны, она осуществляет профессиональное руководство сферой обороны.

Бюрократическая элита представлена высшим слоем государственных служащих. Осуществляет руководство организацией выполнения в масштабах страны принятых политических решений.

Культурно-информационная элита представлена крупными деятелями науки, культуры, видными журналистами, видными иерархами церкви, т.е. теми, кто формирует общественное мнение. Главная функция этой группы - формирование благоприятного для элиты общественного мнения, идеологическое обоснование факта господства данной элиты и принимаемых ею решений.

.Место в политической системе

Правящая элита - те группы и политики, которые реально принимают важные решения (или оказывают влияние на их принятие).

Оппозиционная элита (контрэлита) - те группы и политики, которые стремятся занять позиции правящей элиты, сменить ее у власти при поддержке большинства неэлитных групп.

.Характер внутриэлитных отношений

Объединенная элита обладает высокой степенью интеграции, в достаточной степени сплочена. В ней существует низкая степень межгрупповой конкуренции, конфликты не носят непримиримого характера. При этом идеологически объединенные элиты формируют единую (и единственную) идеологию, нетерпимы к инакомыслию в своих рядах. Консенсусно объединенные элиты вырабатывают согласие по основным ценностям, целям и методам проводимой политики, по правилам политической конкуренции. В США и Германии соответственно 2/3 и ¾ высших чиновников регулярно вступают в деловые и личные контакты между собой и с членами представительной власти, что является проявлением довольно высокой степени объединенности элиты.

Разъединенная элита обладает низкой степенью интеграции. В ней существует острая борьба между различными группировками за овладение стратегическими позициями, за сферы контроля и распределения ресурсов. Характерна высокая степень конкуренции, использование недозволенных методов борьбы вплоть до грубой компрометации соперников. В Англии и Голландии соответственно лишь 16 и 5% высших чиновников регулярно контактируют как между собой, так и с представителями законодательной власти, что является проявлением низкой степени объединенности элиты.

.Степень представительности

Элиты с высокой степенью представительности могут выражать интересы многих сегментов общества. Элиты с низкой степенью представительности выражают, как правило, интересы ограниченного числа сегментов общества. С помощью типологии можно более четко представить себе специфику какой-либо конкретной элиты, процессы ее трансформации.

Кроме того, выделяют :

1."Элиту крови", или аристократию; элиту богатства, или плутократию; элиту знаний, или меритократию.

2.Деспотические, тоталитарные, либеральные и демократические элиты.

.Закрытые и открытые.

В. Парето выделял два главных типа элит: "львы" и "лисы".

Для "львов " характерен консерватизм, грубые силовые методы управления. Общество, где преобладает элита "львов", обычно застойно.

"Лисы " - мастера обмана, политических комбинаций. Элита "лис" динамична, она обеспечивает преобразования в обществе.

Политическая элита обладает следующими функциями:

·изучение и анализ интересов различных социальных групп;

·субординация интересов различных социальных общностей;

·отражение интересов в политических установках;

·выработка политической идеологии (программ, доктрин, конституции, законов и т.п.);

·создание механизма воплощения политических замыслов;

·назначение кадрового аппарата органов управления;

·создание и коррекция институтов политической системы;

·выдвижение политических лидеров.

Элитарность современного общества очевидна. Всякие попытки ее устранения приводили к формированию и господству деспотических нерезультативных элит, что в конечном счете наносило ущерб всему народу.

Видимо, устранить политическую элиту можно лишь за счет всеобщего общественного самоуправления. Однако на нынешнем этапе развития человеческой цивилизации самоуправление народа скорее привлекательный идеал, чем реальность.

Поэтому в современных условиях первостепенную значимость имеет не борьба с элитарностью, а проблемы формирования результативной, полезной для общества политической элиты - рекрутирование элит.

Большое влияние на качество выполнения политической элитой функций, на ее результативность оказывает система ее рекрутирования (отбора).

Принято выделять две основные системы рекрутирования политических элит: система гильдий и антрепренерская система. В чистом виде они встречаются довольно редко, однако можно выделить характерные черты этих систем.

Для системы гильдий <#"justify">1.Закрытость. Отбор на более высокие посты осуществляется из нижестоящих слоев самой элиты. Медленный, постепенный путь наверх.

2.Высокая степень процесса отбора, наличие многочисленных фильтров формальных требований для занятия должностей (партийность, возраст, стаж, образование, характеристики и т.п.).

.Небольшой, относительно закрытый круг селектората, т. е. тех, кто проводит отбор. Как правило, в него входят лишь члены вышестоящего органа или даже один первый руководитель.

.Тенденция к воспроизводству уже существующего типа лидерства.

Антрепренерскую систему <#"justify">1.Открытость. Претендентом на занятие руководящей должности может быть представитель любой общественной группы.

2.Небольшое число формальных требований, институциональных фильтров.

.Широкий круг селектората. Им могут выступать даже все избиратели.

.Высокая конкурентность отбора, острое соперничество за занятие руководящих позиций.

.Первостепенное значение индивидуальности (яркая личность, значимые личные качества, умение найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее, наличие интересных предложений и программ).

Таким образом, элитарность политической жизни общества - реальность сегодняшнего дня. В центре внимания должны быть проблемы повышения качества и эффективности работы политической элиты. Во многом положительное решение этой проблемы зависит от руководителя, лидера.


.Сравнительный анализ советской и современной российской политических элит


В последнее время в отечественной политической науке все чаще ставится и обсуждается вопрос о природе и характере изменений правящей элиты в российском обществе. По существу, это вопрос о том, состоялась ли смена элит в постсоветский период. Для ответа на него можно воспользоваться предложенной типологией, дать краткую характеристику советской и современной российской элиты, а затем сопоставить полученные результаты.


Таблица 1

Советская элитаСовременная российская элитаЯвлялась закрытой, с невысокой степенью циркуляции. Вхождение в ее состав осуществлялось на основе многих формальных критериев (партийность, стаж работы, социальное происхождение, возраст, личная преданность, политическая лояльность). Механизм отбора - назначениеЯвляется более открытой, с более высокой степенью циркуляции. Вхождение в ее состав осуществляется на основе меньшего числа формальных критериев и большего учета личных качеств человека. Механизм отбора - выборыОтсутствовала отдельно существующая группа экономической элиты, так как политическая элита обладала монополией на владение государственной собственностью и правом распоряжения ею, а также стратегическими ресурсамиВ связи с переходом общества к экономике рыночного типа и воссозданием института частной собственности возникла и выделилась в относительно самостоятельную группу экономическая элитаЯвлялась монопольно правящей. Монопольное господство основывалось на подавлении и уничтожении любых попыток формирования оппозиции. Контрэлита в связи с этим отсутствовалаМонопольное господство прекратилось в связи с процессами демократизации общества, бурного формирования оппозиции. Возникла контрэлита, в состав которой вошли руководители различных демократических движений, партий, представители творческой и научной интеллигенцииХарактер внутриэлитных отношений определялся высокой степенью сплоченности, прежде всего на основе идеологического объединенияХарактер внутриэлитных отношений определяется низкой степенью сплоченности, борьбой между различными политическими силами, иногда идейно противостоящими друг другуСтепень реальной представительности - низкаяСтепень представительности несколько ширеСовременную российскую элиту от советской отличает, прежде всего, возрастной состав - средний возраст высшего руководства страны на рубеже ХХ-ХХI вв. составляет 53 года (в 1980-е годы - 62 года). Примерно на 10% повысился уровень образования высшего слоя элиты за счет появления в ней людей, получивших два и более высших образования.

Однако исследователи отмечают, что сам состав элиты изменился незначительно. В 1990-е годы среди окружения президента лишь 25% составляли лица, не входившие в прежнюю номенклатуру.

Несмотря на изменение механизма отбора (выборы вместо назначения), радикальной смены состава элиты в 1990-е годы не произошло. Это позволяет предположить, что приток в элиту новых членов из неэлитных групп ограничился, а выборы стали важнейшим инструментом обеспечения легитимности современной российской элиты.

Процесс смены элит в российском обществе еще не завершен. Новая российская элита отличается от старой советской своей структурой, механизмами рекрутирования и легитимации, более высокой степенью конкурентности. Однако ее состав и некоторые черты внутриэлитных отношений несут на себе отпечаток «номенклатурного» прошлого.

Таким образом, типология элиты позволяет глубже понять ее суть и специфику деятельности в жизни конкретного общества.

В последнее время стало заметным улучшение качественного состава современной российской политической элиты:

·повышается ее образовательный уровень;

·происходит оптимизация возрастного состава (приток в элиту более молодых политиков);

·многие политики обладают опытом управленческой деятельности.

Однако статистические данные не позволяют сделать вывод об эффективности деятельности элиты, поскольку степень этой эффективности определяется адекватностью принимаемых решений потребностям развития всего общества.

Заключение


Итак, политическая элита - это определенная группа, слой общества, которой концентрирует в своих руках государственную власть и занимает командные посты, управляет обществом. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенными властными функциями и полномочиями.

В нашей стране, политическая элита (особенно властвующая) как социальная группа, воплощающая в себе наиболее перспективные тенденции общественного развития, отсутствует. В лучшем случае, нам приходиться иметь дело с "перекрашенной" партийной номенклатурой, а в худшем - с откровенно криминальными субъектами, допущенными к власти.

Политическая практика даже развитых и стабильных демократических обществ показывает, что процесс распределения и реализации власти вовсе не предполагает равноправного участия в нем всех граждан. Всегда и везде власть осуществляет узкий круг лиц - меньшинство, которое заставляет массы признать себя.

Политическое неравноправие в любом обществе являлось правилом, а демократия оставалась иллюзией, поскольку была недостижима. Наблюдая за поведением элитного меньшинства в той или иной стране, нетрудно заметить, что отдельные ее представители отличаются явным приоритетом во влиянии на общество по сравнению с другими.


Список используемой литературы


1.Взаимодействие элит в социально-политическом процессе современной России./Сев.-Кавк. Акад. Гос. службы. - Ростов н/Д., 2001. - 352 с.;

2.Мухаев Р.Т. Теория политики. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 623 с.;

Политология. /Под ред. В.Н. Лаврененко. - М.: ЮНИТИ-ДАНа, 2006. - 336с.;

Смолин О.Н. Политический процесс в современной России. - М.: Проспект, 2006. - 336 с.;

Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, полит. Технологии. - М.:Аспект Пресс, 2001. - 559 с.;

Политология: Учебник/ Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова - М.: Юрайт, 2005. - 546 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Большая часть тиранов вышла, собственно говоря, из демагогов, которые приобрели доверие народа тем, что клеветали на знатных.

Аристотель

Политическая практика показывает, что процесс распределения и реализации власти не предполагает равноправного участия в нем всех граждан государства. Реальная политическая власть сосредоточена в руках меньшинства - элиты, формирующей цели развития общества и принимающей важные политические решения. В связи с этим для современной политической науки характерно признание элитарности существующего общества.

Политическая элита: сущность, структура и функции

Понятие “элита” происходит от латинского “eligere” (отбирать) и французского “elite” (отборный). В литературе можно встретить много разных определений элиты, подразумевающих властвующая часть общества, правящий слой. Если обобщить различные точки зрения, то можно констатировать, что элита - социальная общность, представленная людьми, имеющими высокое положение в обществе, обладающими престижем, властью, богатством, активными в политической и иных сферах деятельности. Критерием определения сущности элиты является способность и возможность элитарного субъекта принимать и реализовывать общезначимые политические решения. Еще философы Древней Греции считали, что править обществом должны лучшие, специально предназначенные для этого люди. Платон и Аристотель выступали против допущения народа к правлению государством, считая демократию наихудшей формой правления.

Править обществом, по их мнению, должны философы, у которых наиболее развита разумная часть души. Аристотель по этому поводу писал, что тремя качествами должен обладать тот, кто намерен занимать высшие должности: во-первых, сочувствовать существующему государственному строю, затем иметь большие способности к выполнению обязанностей, сопряженных с должностью; в-третьих, отличаться добродетелью и справедливостью. Тем самым Аристотель сформулировал общую характеристику правящей элиты.

В политологии принято подразделять элиту на две составные части: властвующую элиту и политическую элиту. Причем особо подчеркивается, что понятия “властвующая элита” и “политическая элита” соотносятся как целое и часть. Властвующая элита включает в себя различные группы, непосредственно или опосредованно участвующие во властных процессах в различных сферах жизнедеятельности общества (политическая, экономическая, военная, идеологическая и другие виды элит).

Следовательно, политическая элита - это лишь часть властвующей элиты, которая характеризуется следующими чертами: небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа; высокий социальный статус; значительный объем государственной и информационной власти; непосредственное участие в осуществлении власти; организаторские способности и талант.

Желая подчеркнуть главные характеристики политической элиты, ее часто отождествляют с политическим руководством, управляющими структурами, центрами принятия решений, центральными звеньями политической системы.

Появление и существование политической элиты обусловлено следующими факторами:

  • - психологическими и социальными особенностями людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;
  • - законом разделения труда, который требует профессионального занятия управлением, определенной специализации;
  • - высокой социальной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;
  • - широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения социальных привилегий (ибо она прямо связана с распределением ценностей);
  • - практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями;
  • - политической пассивностью широких масс населения, главные интересы которых обычно лежат вне политики.

Зависимость динамики развития общества от эффективности политических решений, которые принимает элита, требует тщательного отбора граждан для выполнения властно-управленческих функций. В западных странах политика давно превратилась в профессию, поэтому процессу элитообразования здесь уделяется серьезное внимание.

В связи с этим в различных странах сложились присущие только им концепции рекрутирования элиты. Политология выделяет две наиболее характерные сегодня системы: антрепренерская (предпринимательская ) и система гильдии. Конечно, выделение их достаточно условно, поскольку на практике используются их различные сочетания.

Антрепренерская (предпринимательская) система элитообразования ориентирована на личностные качества кандидата, его способность нравиться людям. Отбор кандидатов на властные позиции осуществляется из различных по имущественному положению групп общества. Систему характеризуют открытость, демократизм, ограниченное число фильтров. Предполагается конкуренция между кандидатами на руководящие посты, в ходе которой каждый кандидат должен надеяться на собственную изобретательность, остроумие, активность. На второй план отходят профессиональная компетентность, качество образования и т. п. Данная система хорошо приспособлена к требованиям времени и момента. Существенным недостатком является возможность прихода в политику случайных лиц, авантюристов, способных производить лишь внешний эффект.

Система гильдии предполагает медленное продвижение кандидата вверх по ступеням власти. Это связано с множеством формальных требований к соискателю на руководящий пост: уровень образования, партийный стаж, опыт работы с людьми и т. д. Отбор кандидатов осуществляется из определенных социальных групп или партии. Система рекрутирования закрытая, ориентированная на узкий круг руководящих работников. Она очень консервативна, в ней отсутствует конкуренция, поэтому она склонна к воспроизводству одного типа руководителей, обрекая элиту на постепенное вымирание, превращение в замкнутую касту. И тем не менее данная система отбора обеспечивает высокую степень предсказуемости в политике, снижает возможность конфликтов внутри элиты.

Особую разновидность системы гильдии представляет номенклатурная система. Первоначально она сложилась в СССР, а затем получила распространение в других социалистических странах. Ее главная особенность заключается в том, что назначение руководителей практически любого уровня осуществлялось только с согласия соответствующих партийных органов. Кандидат последовательно продвигался по служебной лестнице, поднимался со ступеньки на ступеньку. При такой системе были исключены конфликты внутри элиты, обеспечивалась преемственность политического курса. Вместе с тем эта система культивировала угодничество кандидата руководству, показной активизм и т. д. Поэтому со временем закрытый характер номенклатурной системы обусловил деградацию политической элиты.

Современная элита делится на четыре группы: правящую, высшую, среднюю и административную. Правящая элита - это те, кто непосредственно обладает государственной властью. Высшую элиту составляют те, кто непосредственно участвует или оказывает существенное влияние на процесс принятия решений. Их не так много, это 100-200 человек, занимающих стратегические посты в правительстве, крупных политических партиях, группах давления, сюда же входят законодатели. Принадлежность к средней элите определяется по трем показателям - уровню доходов, профессиональному статусу, образованию. Средняя элита составляет 5% взрослого населения (главы исполнительной власти в субъектах федерации, лидеры политических партий). К административной элите относится высший слой государственных служащих, занимающих руководящие посты в министерствах, департаментах и других органах управления. В административную элиту входят и те высокообразованные управленцы, которые сохраняют нейтралитет и не проявляют своих партийных симпатий.

Структура и социальная представительность политической элиты непостоянны. Изменения, происходящие в обществе под влиянием его прогресса, оказывают большое влияние на состав элиты. В подготовке политической элиты огромная роль принадлежит партиям, которые выдвигают из своей среды политических лидеров, способных отстаивать интересы тех или иных социальных групп. Роль правящей элиты как составной части политической элиты наглядно демонстрируют ее функции, которые зависят от особенностей самой элиты:

  • - стратегическая (определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества, классов, слоев и т. п.);
  • - организаторская (осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь);
  • - коммуникативная (эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей (политических, экономических, культурных, региональных, профессиональных и др.) различных социальных групп и слоев населения и реализация их в практических действиях);
  • - интегративная (укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций).

Таким образом, политическая элита - не простая сумма лиц, силой случая оказавшихся наделенными властью, а социальная группа, которая формируется в результате “естественного отбора” и представляет собой слой людей, который создается из личностей, обладающих определенными способностями, профессиональными знаниями, навыками, умениями.

1. Понятие элиты. Теории элит.

2. Причины элитизма. Функции и типы элит.

3. Каналы и способы рекрутирования политической элиты.

4. Политическая элита России.

Понятие элиты. Теории элит

Властные отношения предполагают наличие двух сторон: управляющих и управляемых. Взаимоотношения между ними характеризуются крайней асимметричностью: количественно немногочисленная управляющая группа оказывает существенное влияние на образ жизни, мышление и поведение значительных по численности подвластных ей масс. Для понимания феномена политических отношений огромное значение имеет выяснение роли каждой из указанных групп в процессе принятия политических решений.

В первую очередь анализа требует роль управляющего меньшинства, именуемого в науке "элитой". Термин "элита" (от франц. elite - лучший, отборный) вошел в научный обиход на рубеже XIX - XX вв. В широком социологическом контексте им обозначается высший, относительно замкнутый слой общества, господствующий над всеми остальными слоями в силу своего преобладания по объему экономического, политического или культурного капитала .

При рассмотрении элиты применительно к сфере политики ученые оперируют двумя близкими, но не идентичными терминами: "политическая элита" и "властвующая элита". Наиболее емким является понятие "властвующая элита" - это все группы, которые могут и реально оказывают влияние на власть, контролируют основные ценности общества. Властвующая элита складывается из следующих элементов:

1. Экономическая элита - крупные собственники, владельцы корпораций и т.д. Они воздействуют на политику посредством денег: финансирование партий и избирательных кампаний.

2. Военная элита - генералитет и высшее офицерство, оказывающие влияние на власть в силу концентрации в своих руках значительного количества средств уничтожения и людей, готовых по первому приказу их использовать.

3. Бюрократическая элита - чиновники государственного аппарата. Их роль и влияние обуславливаются участием в процессе подготовки и реализации важнейших политических решений.

4. Идеологическая элита - выдающиеся деятели культуры, науки, формирующие идеологию государства и сознание масс.

5. Собственно политическая элита, которая включает в себя руководителей государства, членов правительства, депутатов законодательного органа, т.е. тех, кто непосредственно принимает политические решения.

Исходя из трактовки политической элиты как одного из элементов властвующей элиты, ей можно дать следующее определение: это определенная группа, слой общества, который концентрирует в своих руках государственную власть и, занимая командные посты, отвечает за выработку стратегии развития всей системы.

Сущность элиты вызывает значительные споры среди ученых. Первые трактовки были даны еще в древности. Конфуций, Платон, Аристотель заложили основы ценностного подхода к пониманию элиты. Согласно этой версии, элита представляет собой лучших из лучших. Значительное влияние на формирование современных интерпретаций оказали также разработки Н. Макиавелли и Т. Карлейля. Современное понимание проблемы, складывается в конце XIX - начале XX веков. Это было сделано усилиями Г. Моска, В. Парето, Р. Михельса.

Г. Моска в работе "Элементы политической науки" вводит понятие "господствующего класса" для определения той группы людей, которая, обладая определенными качествами и ресурсами (высокое положение в обществе, наличие военной силы, наличие средств производства, наличие знаний и опыта управления), монополизирует власть в своих руках. Наличие такого класса, по мнению Моска, это - закон: "общество всегда управляется меньшинством", "даже когда происходит смена власти, то она передается из рук одного меньшинства в руки другого меньшинства". К заслугам Моска следует отнести также первую попытку обоснования элитарной сущности демократии.

В. Парето ("Трактат по общей социологии") определил элиту как группу лиц, обладающих высшими показателями (результативностью) в своей области деятельности. Выдвижению людей в элиту способствует наличие у них специфических психологических качеств, например, умение предвидеть и выражать скрытые влечения масс. По мнению Парето, в обществе наряду с элитой всегда существует "контрэлита" - лица, которые по своим психологическим качествам могли бы войти в элиту, но не вошли в нее в силу своего социального положения. Когда контрэлита достигает определенных показателей в своем развитии, она занимает место правящей элиты, происходит смена элит. Подобный круговорот элит Парето описал как "закон циркуляции элит".

Р. Михельс в своем труде "Социология политических партий в условиях демократии", исследовав социальные механизмы, порождающие элитарность общества, сделал вывод, что причины кроются в самой организации общества (любая организованная система требует элитарности и закономерно воспроизводит ее), а не в качествах людей. Неизбежное выявление элитарных слоев в современном обществе, где значительную роль играют партии, он назвал "железным законом олигархиизации". Сама элита, в понимании Михельса, это активное меньшинство.

Работы Моска, Парето, Михельса составили основу элитистского (макиавеллистского) подхода к анализу элиты. Их общими чертами являются следующие идеи:

Признание элитарности любого общества;

Деление всех людей в зависимости от их качеств и занимаемого в обществе положения;

Рассмотрение элиты как группы лиц, обладающих определенными ресурсами.

Сегодня на позициях макиавеллистской школы стоят Р. Уильямс (элита - люди, занимающие высшие места в обществе благодаря своему происхождению), Дж. Бернхейм (элита - лица, получающие материальные и нематериальные ценности в максимальном размере).

В противоположность макиавеллистской традиции в ХХ в. выявились и другие теоретические подходы к пониманию элиты.

Ценностный подход представлен в работах В. Ропке, Х. Ортеги-и-Гассета. Элита трактуется как слой общества, сплоченный на основе заботы об общем благе. В элиту входят выдающиеся личности, доказавшие свое умение ставить общественное выше личного. Элита строится не на принципе "голубой крови", а выдвигается самим обществом, которое занято постоянным совершенствованием своих руководителей.

Своеобразным продолжением ценностной теории является выдвинутая еще в начале ХХ в. М. Вебером теория демократического элитизма. Элита, согласно трактовке Вебера, - это слой профессиональных политиков, облеченных доверием народа. Элита через систему выборов зависит от населения, а потому стремится завоевать симпатии тех, кем руководит. Идеи Вебера о демократическом элитизме нашли в дальнейшем развитие в трудах Р. Даля, С. Липсета, О. Зигнера.

Во второй половине ХХ в. к дискуссиям о сущности элит добавились дискуссии об их составе. Выделилось два подхода: обеспечивается наличием властных полномочий и богатства.

1. Концепции плюрализма элит (С. Келлер, Д. Рисмен, О. Штаммер), исходящие из наличия в обществе не одной, а нескольких элитарных групп. Влияние каждой из них ограничивается четко определенной областью деятельности.

2. Леволиберальные концепции элит (Р. Миллс), выдвигающие в качестве основной идеи тезис об однородности элиты. Элита - это слой людей, занимающих стратегические командные посты. Принадлежность к элите.

Элита — это:

  • лица, получившие наивысший индекс в области их деятельности (В.Парето).
  • наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть (Г.Моска)
  • лица, пользующиеся в обществе наибольшим престижем, богатством, статусом (Г.Лассуэлл)
  • люди, обладающие интеллектуальным и моральным превосходством над массой безотносительно к своему статусу (Л.Боден)
  • люди, обладающие наивысшим чувством ответственности (Х.Ортега-и-Гассет)
  • творческое меньшинство, противостоящее нетворческому большинству (А.Тойнби) и др.

Политическая элита — совокупность лиц, обладающих политическим влиянием и привилегированным положением в обществе.

В обыденном языке понятие «элита» носит характер положительной оценки, обозначая нечто лучшее, отборное, избранное. Но в обществознании это понятие лишено оценочного значения и просто обозначает высшие слои в общественной иерархии. Лица, которые принадлежат к элите, не обязательно обладают лучшими человеческими качествами (чаще бывает наоборот), а высокое место в социальной иерархии человек может получить не только благодаря исключительным талантам, но и занять его по наследству или в силу случайных обстоятельств.

Один из творцов « », итальянский социолог Гаэтано Моска (1858-1941) обратил внимание на то, что даже в демократических обществах реальная власть никогда не принадлежит большинству, но всегда — избранному меньшинству. С точки зрения доступа к политической власти общество делится на две части — управляющих (малочисленная элита) и управляемых (подавляющее большинство людей). Следовательно, политической элитой можно назвать относительно организованное меньшинство, обладающее позициями власти. Представители элиты политически активны и могут принимать важные для всей политической системы решения, отдавать приказы и контролировать их исполнение.

Обычно к политической элите относят главу государства, премьер-министра и министров, руководителей палат парламента, парламентских фракций, лидеров партий и общественно-политических движений, региональных руководителей, а также крупных чиновников-управленцев (административную элиту). Кроме того, также выделяют экономическую элиту (владельцы крупных банков, корпораций, холдингов), военную (генералитет), информационную (владельцы СМИ, главные редакторы общенациональных телеканалов, газет и журналов), научную (крупные ученые, академики), духовную (высшие церковные иерархи, известные писатели и правозащитники). Эти группы могут оказывать существенное влияние на политику государства, а в некоторых случаях — сращиваться с политической элитой. Например, сращение экономической элиты с политической ведет к образованию олигархического правления, сращение военной и политической элиты — к переходу государства на милитаристские позиции, сращение политической элиты и духовно-религиозной — к проявлению элементов теократии.

Системы формирования элиты

Выделяются две системы формирования элиты:

  • открытая, где привилегированные позиции доступны для всех общественных групп, наблюдается высокая конкуренция за позиции, а вершин достигают те, кто обладает необходимыми лидерскими качествами;
  • закрытая, где отбор кандидатов в элиту ведется узким кругом руководящих лиц и осложнен рядом формальных требований (происхождение, партийность, стаж и т.д.); такая система характерна,тля недемократических обществ.

Итальянский ученый Вильфредо Парето (1848-1923) выделил контрэлиту - группу людей с исключительными лидерскими качествами, которым закрытость социальной системы не позволяет занять руководящих позиций. Если господствующая элита слабеет, контрэлита проводит революционные преобразования и в итоге сама превращается в господствующую элиту. Вся политическая история, по Парето, есть процесс смены элит.

В открытом и стабильном обществе человек, обладающий необходимыми качествами, способен самостоятельно достичь высших позиций политической иерархии. Основными «социальными лифтами» в этом процессе являются активная государственная служба и партийная деятельность.

Признаки и характеристики политической элиты

Основными признаками политической элиты выступают обладание властью и монополизация права на принятие решений.

Если учесть, что общества всех типов по своей внутренней структуре обычно делятся на две «страты»: меньшинство, которое правит, и большинство, которым правят, то меньшинство, которое правит, и называют политической элитой. Причем правление этого меньшинства отличается структурным постоянством : при изменении (смене) персонального состава элиты ее властные отношения в своей основе всегда были и остаются неизменными. Известно, что в ходе истории сменялись вожди племен, рабовладельцы, монархи, бояре и дворяне, народные комиссары и партийные секретари, парламентарии и министры и т.д., но отношения господства и подчинения между элитой и массами всегда сохранялись и сохраняются до сих пор, ибо никогда не было народа, который бы сам управлял собой, и никогда его не будет. И всякое правление, даже самое демократическое, является на самом деле олигархичным, т.е. правлением немногих над многими.

Следует обратить внимание и на такую характеристику элиты, как ее внутренняя дифференцированность . Элита делится на правящую, т.е. непосредственно обладающую государственной властью, и неправящую, оппозиционную. Последняя охватывается понятием «контрэлита» .

Существует и такое понятие, как «субэлита» . Им обозначают различные подвиды правящей элиты. Помимо собственно политической элиты (высших политико-государственных функционеров) в эту категорию входят «капитаны промышленности» (руководители крупных корпораций), «лорды войны» (высшая армейская и полицейская иерархия), держатели «духовной власти» (священники, интеллектуалы, писатели и др.), «вожаки масс» (руководители партий и профсоюзов) и т.д.

Роль и значение политических элит

Политическая элита как наиболее активная, компетентная и влиятельная часть общества играет ключевую роль в политическом процессе. Она участвует в разработке и принятии стратегических решений и руководит их реализацией, определяет направления общественного развития, формирует оборонительную политику страны, представляет страну на международной арене. Элиты также играют основную роль в выработке той или иной идеологии или политического течения, в формировании общественного мнения и в мобилизации масс для участия в политических акциях и движениях.

Если правящую элиту понимать в буквальном этимологическом смысле как лучшую часть общества, то ее значение как референтной группы проявляется во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в соблюдении общих этических норм и критериев нравственности. При этом основным критерием нравственности политической элиты является ее служение национально-государственным интересам.

Особенно велика роль и значение политических элит в переходные и кризисные для страны периоды. Неуверенность людей в завтрашнем дне позволяют правящей элите концентрировать в своих руках большой объем политической власти, управлять судьбами многих миллионов людей и при этом не нести никакой ответственности, «списывая» свою некомпетентность и (или) злоупотребления на «объективные обстоятельства».

Необходимо учитывать также, что кроме общественных интересов элиты имеют свои личные и групповые (корпоративные) интересы. Объективно интересы правящей элиты совпадают с общественными интересами, так как устойчивость власти и ее перспективы зависят от роста благосостояния народа. Но соблазн обогатиться за счет общества (особенно если это общество не в состоянии себя защитить) нередко перевешивает объективную необходимость, и проблемы решаются в пользу элит.

Формирование политической элиты — процесс достаточно длительный. В нем велика роль устоявшихся политических традиций, политической культуры. Большинство кандидатов проходят многолетнюю «стажировку» в своих партийных организациях.

В России в начале 90-х гг. XX в. политическая элита была сформирована «явочным порядком» из бывших советских партийных работников и «молодых экономистов-реформаторов» в течение двух-трех лет. Как показывает практика последних 15 лет, компетентность российской правящей элиты, ее нравственная и политическая ответственность пока не выдерживают никакой критики.