Функции политической науки кратко. Предмет, методы и функции политологии

Как и в любой области общественного знания, содержание политологии наиболее полно проявляется в ее функциях. К числу важнейших функций политологии следует отнести, по меньшей мере, следующие четыре: теоретическую, методологическую, практическую и прогностическую.

Теоретическая функция политологии имеет своей целью, прежде всего, разработку основных концептуальных парадигм, объясняющих характер развития общества на его разных этапах. Отвергнув прежние политические парадигмы как несостоятельные, наша страна пока еще не приобрела для себя окончательно и новые, что, несомненно, сказывается на ее состоянии, характеризуемом политической и экономической нестабильностью, национальной и региональной отчужденностью, социальной, нравственной и психологической напряженностью.

Политическая ситуация последних лет убедительно свидетельствует о том, что на роль такого рода парадигмы безусловно претендует идея политического плюрализма. Эта идея прочно утвердилась в развитых капиталистических странах. Она постепенно пробивает дорогу и в бывших странах социалистической ориентации. В нашей стране идея плюрализма активно заявила о себе в конце 80-х годов. Процесс ее реализации в политической жизни проходил весьма бурно: от плюрализма мнений - к плюрализму действий, от плюрализма действий - к плюрализму организаций, от плюрализма организаций - к плюрализму общества в целом. Привлекательность идеи политического плюрализма состоит в том, что она не только противостоит идее авторитаризма и тоталитаризма, нс и открывает широкие перспективы для участия различных групп населения в политической жизни общества.

Политический плюрализм - это новое явление для нашей страны. Поэтому его утверждение и распространение неизбежно связаны с различного рода издержками. Так, существует влияние анархистских тенденций. Анархизм, как известно, всегда спекулировал на свободе личности, на ее постоянном стремлении к самореализации. Ставшее в последние годы массовым неуважительное отношение к закону, к распоряжениям государственной власти со стороны самых различных структур, слоев и должностных лиц общества - наглядное тому подтверждение. Серьезную тревогу вызывает также групповой и национальный эгоизм. Возникший как естественная реакция на бюрократические извращения административно-командной системы, групповой и национальный эгоизм (если не будут найдены разумные формы его преодоления) грозит перерасти в широкомасштабную конфронтацию со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Что касается методологической функции политологии, то она состоит в том, чтобы вооружить исследователей эффективным способом познания политической реальности. Надежность этого способа зависит от того, в какой степени она опирается, с одной стороны, на общефилософские принципы, законы и категории, применяемые во всех областях научного знания, а с другой - на конкретные приемы и процедуры, разработанные частными науками в ходе эмпирического анализа различных явлений общественной и природной жизни.

Общефилософские законы, принципы и категории, составляющие методологическую базу политологии, не только не исключают, но, наоборот, предполагают частные методы, которые в зависимости от специфики исследования различных аспектов политики подразделяются на: дифференцированный анализ социальных общностей, их роль в политической жизни; структурно-функциональный анализ политических институтов; системный анализ больших и малых политических структур; комплексный анализ политического руководства и управления обществом; коммуникационный анализ взаимодействия элементов политического процесса; метод сопоставления близких или разных политических систем; методы политического планирования и прогнозирования. С учетом перечисленных методов разрабатывается и конкретная методика политических исследований, под которой имеется в виду совокупность технических приемов, их последовательность и взаимосвязь. Эти приемы по существу мало отличаются от тех, которые используются в других областях эмпирического исследования. Их можно подразделить на следующие три группы. К первой относятся те, которые связаны со сбором первичной информации, например наблюдение, изучение документов, опросы, обследования и т.д. Вторую группу образуют приемы, используемые в целях обработки и анализа исходных данных: описание, классификация, типологизация, статистический, генетический, математический анализ и т.п. Третья группа включает в себя такие приемы, которые используются для проверки научной гипотезы либо для достижения соответствующего эффекта в практической политической деятельности. К ней следует отнести прежде всего социальное экспериментирование и моделирование.

Многое дает применение поведенческого подхода к исследованию политической жизни, который развивался прежде всего в бихевиоризме, который, несмотря на свои недостатки, безусловно обладает и определенными преимуществами. Во-первых, он ориентирует на использование количественных методов изучения политических явлений, обеспечивающих большую точность и объективность, и, во-вторых, он предполагает анализ политического поведения людей сквозь призму их психологических установок. Необходима, далее, информатизация политической науки, т.е. привнесение в сферу политических исследований инструментария и методологии современной информатики.

Речь идет, наконец, о подготовке высококвалифицированных специалистов в области политической методологии, о повышении их компьютерной грамотности, об интенсификации научных контактов между политологами-методологами как внутри страны, так и за ее пределами.

Говоря о практической функции политологии следует иметь в виду два тесно связанных между собой аспекта. Первый аспект касается усиления прикладного значения политологии. Он находит свое выражение прежде всего в ее обращенности к самой политической жизни, в чутком реагировании на потребности политической практики. Прикладной характер политологии находит свое выражение также в ее конструктивно-критической направленности. До недавнего времени советское обществоведение, включая и политологию, всю силу критического анализа использовало для борьбы с буржуазной идеологией. Такая позиция отражала накал конфронтационных страстей, определявших взаимоотношения между Востоком и Западом.

Прикладной характер политологии находит свое выражение, наконец, в повышении ее профессиональной значимости. Потребность в политологах-профессионалах испытывают высшие и средние специальные учебные заведения, а также общеобразовательные школы, где спрос на читаемые политологами курсы явно превышает предложение. Политологов ждут в научно-исследовательских институтах, центрах и лабораториях, причем не только чисто политологического, но и психологического, социологического, юридического, исторического, международного и иных профилей. В политологах нуждаются представительные и исполнительные органы власти, внутриполитические и внешнеполитические учреждения и службы, многочисленные средства массовой информации и коммуникации, коммерческие предприятия и фирмы.

Второй аспект практической функции политологии касается ее взаимоотношений с властью. То печальное состояние, в котором долгое время пребывало наше обществоведение (в том числе и политология) в период господства административно-командной системы, во многом объясняется тем, что эти взаимоотношения носили явно выраженный деформированный характер. Они строились по принципу феодально-вассальной зависимости: самим ученым в них отводилась роль послушных исполнителей и комментаторов директивных указаний. В ходе демонтирования административно-командной системы эти отношения не сразу приобретают адекватный цивилизованному обществу характер. Идут усиленные поиски такой модели сотрудничества между политологами-теоретиками и политиками-практиками, которая бы полностью исключала какие-либо формы административного давления и в максимальной степени учитывала интересы как одних, так и других.

Немаловажную роль в жизни современного общества играет прогностическая функция политологии. Эта функция предполагает, во-первых, определение ближайших и отдаленных перспектив развития нашего общества. Прогностическая функция политологии предполагает, во-вторых, заблаговременное проведение научных экспертиз наиболее значимых политических решений с точки зрения реальности ожидаемого от них эффекта. Хорошо известно, например, что по числу принимаемых решений мы значительно обогнали многие страны. Но не менее хорошо известно, что подавляющая их часть оказалась, по существу, нереализованной. Одна из причин тому - отсутствие предварительной экспертизы принимаемых политических решений.

Прогностическая функция политологии предполагает, в-третьих, моделирование политических процессов и отношений. С сожалением приходится констатировать, что именно эта сторона прогностической функции политологии не получила достаточно серьезного развития в нашей стране. Сказанное объясняется тем, что процесс включения общественных наук в орбиту НТР оказался непростительно замедленным, а их научно-техническое оснащение и вовсе никуда не годным. Не последнюю роль сыграла также долгое время существовавшая неприязнь к формализации политических процессов.

Между тем возможности моделирования политических процессов как национального, так и глобального характера исключительно велики, о чем свидетельствует деятельность Римского клуба, а также других неправительственных и правительственных организаций многих стран. Теоретическая, методологическая, практическая и прогностическая функции политологии в наибольшей степени отражают ее связь с жизнью. Вследствие осуществления именно названных функций политология выступает как наука действующая, а не созерцательная.

Функции политологии

Предназначение и роль политологии находят свое проявление в вы полняемых ею функциях:

Гносеологическая (познавательная) функция . Сущность данной функции в адекватном отражении политической реальности, раскрытии закономерностей политического развития, выработке систематизированных знаний о политике. Как и любая другая наука, политология должна описать, объяснить и прогнозировать развитие явлений и процессов. В контексте политической науки речь идет о политических явлениях и процессах.

Аксиологическая (оценочная) функция - политическая наука дает оценку политическому строю, режимам, институтам, политическим решениям и политическому поведению. Эту функцию не следует подменять классовым подходом и превращать политологию в разновидность идеологии. Аксиологическая функция политологии, как и любой другой общественной науки, определяется спецификой социального познания, которое своими выводами и прогнозами задевает определенные социальные интересы. Аксиологическая функция ориентирована на признание общечеловеческих гуманистических ценностей, на человеческое измерение политики.

Функция политической социализации связана с формированием политической культуры, определенного типа человека политического. Само содержание политической науки ориентирует на развитие рационально-критического мышления, на формирование гражданина, а не подданного. Политическая наука формирует гражданственность и демократическую культуру населения.

Функция рационализации политической жизни. Выполняя эту функцию, политология выступает теоретической основой политического строительства, политических реформ, обосновывает необходимость и направленность преобразований. Политология, вырабатывая политические технологии, дает рекомендации по разрешению социально-политических конфликтов, проведению избирательных кампаний, формированию политического имиджа лидеров и т. д.

Мотивационно-регулятивная функция связана с непосредственным влиянием политического знания на политическое поведение людей. Степень научной мотивации политических действий и политического поведения - важнейший показатель уровня развития политической культуры.

Функции, которые выполняет политология, раскрывают ее роль в жизни современного общества. Политология способствует рационализации политической деятельности и формированию гражданина, который обладает необходимыми знаниями для рационально-критического анализа политической жизни

5. Понятие политики

Слово «политика» возникает в середине I тысячелетия до «, э. Оно происходит от греческого слова - polis, что означает город-государство. Политика в античности понималась как искусство управления полисом (государством), то есть множеством людей, живущих совместно и имеющих различные интересы.

Политика - это сложное общественное явление. Для анализа политики можно применить следующее английские понятия, наиболее точно отражающие ее различные аспекты: polity - политические институты, деятельность которых закрепляется правовыми нормами и политическими традициями; policy - политический курс, связанный с конкретными общественным» интересами, ценностными ориентациями, с технологиями принятия политических решений; politics - конкретное «делание политики», определенные политические процессы, которые имеют волевые, интеллектуальные, социально-психологические формы. Политику можно рассматривать следующим образом; а) как сферу общественной жизни; б) один из видов социальной активности - политическая деятельность; в) тип социальных отношений. Аристотель видал в политике высшее проявление человеческой социальности. Человек - ивотное политическое, то есть общественное, как считал Аристотель. Полис - это «вполне завершенное и совершенное общение». Такое понимание политики называют коммуникационным.

Политика возникает на определенном этапе развития общества, когда происходит разложение первобытного строя, усложняется социальная структура, возникает и усиливается экономическое неравенство. В таком обществе формируются новые механизмы властных отношений, появляется господство одних социальных групп над другими. Однако, политическая власть должна была выразить не только интересы экономически господствующих социальных сил, но и интересы целого, то есть общества, через опосредованное согласование социальных, классовых интересов. Так появляются государство и право.

Политика становилась искусством управления сложно дифференцированным сообществом, разделенным на антагонистические интересы. Задача политики состояла в обеспечении целостности и эффективности функционирования общества путем организации управления, регулирования и контроля его деятельности как целого, которое состоит из социальных слоев и классов, имеющих различные интересы. Сущность политического заключается в социальном господстве одних групп над другими с помощью механизма социального господства. Поэтому важнейшим в политике становится овладение главным в механизме Социальною господства - государством. М. Вебер определял политику как «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает».

Политика - явление динамическое, она носит процессуальный характер. Это процесс подготовки, принятия и реализации необходимых общества решений. В политическом процессе определяются цели политик, принимаются решения; происходит мобилизация ресурсов и организация масс для достижения поставленных целей; регулируется политическая деятельность и осуществляется контроль за ней, осуществляется анализ полученных результатов и определяются новые цели политики. Таким образом, политика - это сфера жизнедеятельности общества, связанная с отношениями между социальными общностями по поводу обретения, организации и использования власти и управления социальными процессами в государственно-организованном сообществе.

Политика обладает сложной структурой:

организационный компонент политики - это политические институты как центры управления и регулирования общественными процессами, например: правительство, парламент, президент, партии, средства массовой информации;

политические отношения, которые выражают устойчивые взаимосвязи между субъектами политики. Это могут быть отношения господства и подчинения, соперничества и сотрудничества, конфликта и согласия, конфронтации и баланса интересов;

политическое сознание, которое функционирует на уровне политической идеологии и политической психологии;

политические процессы, которые связаны с выработкой и принятием обязательных для всего общества решений, реализуемых с помощью государственной власти.

Все это составляет политическое пространство в его системном единстве и многообразии. Политика как особая сфера социальности выполняет многообразные функции в обществе. Это выражение и защита социально-значимых интересов различных слоев и групп общества и национально-государственного интереса в целом. Важнейшей функцией политики является структурирование и институирование политической системы общества, 1С функциям политики относятся: управление и руководство политическим процессом в интересах конкретных политических субъектов и всего общества; интеграция различных слоев общества и поиск баланса социальных интересов; предотвращение и регулирование социальных конфликтов; формирование политического сознания граждан; определение социально значимых для всего общества целей и мобилизация ресурсов для достижения этих целей. Основной функцией политики является интеграция различных сфер общественной жизни, обеспечение целостности общества и его стабильности. Политика как сфера деятельности и поведения, связанных с властью, организацией, управлением в рамках государственно-организованных сообществ, занимает особое место в человеческой жизни. Политика является особым аспектом социального бытия, связанным с организацией и координацией действий ради достижения согласованных целей. В широком смысле политика - «это борьба за организацию человеческих возможностей» (американский политолог Д. Хелд).

1.. Развитие политической мысли в древности и античности

Современная политическая наука возникает во второй половине XIX - начале XX вв. Но примитивные представления о политике появляются уже в древности с возникновением политической

власти и государства. Со Н и I тысячелетий до н. э. дошли до нас памятники законотворчества.

На Древнем Востоке представления о политике и власти носили религиозно-мифологический характер. Собственно политическая терминология отсутствовала.

В середине I тысячелетия до н. э. в античности происходит переход от мифологического сознания к рационально-критическому мышлению, возникает философия. Знание о политике, которое

развивалось с античности до появления современной политической науки, можно назвать протополитикой. Протополитика - это теоретическая деятельность предшественников современной политической науки. Это знание стало мощной корневой системой, на которую опиралась и опирается политология.

Рационализация политического знания была связана на Востоке с именем Конфуция, а на Западе - с греческой философией. В это время возникают политические термины и политические концепции.

Появляется и сам термин «политика». Политическое знание не выделялось еще в самостоятельную сферу исследований. Проблемы политики, права, закона философы рассматривали в рамках философско-этических концепций, через призму достижения справедливости, добра, общего блага. Основное

внимание уделялось выяснению цели и смысла человеческого бытия и человеческой деятельности. Поэтому главным предметом исследования было государство и поиск наилучшей формы

правления. Самого термина «государство» еще не было. У греков было слово - «полис», т. е. множество людей, живущих совместно. Были и другие политические термины: «монархия», «олигархия»,

«демократия», «аристократия», «анархия», «охлократия», «тимократия», «тирания». Многообразие политической терминологии и политических концепций говорит о развитости политического мышления и об определённой глубине познания механизмов политической власти.

Вершиной развития политической мысли античной Греции были работы Платона (427-347 гг. до н. э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Они рассматривали различные формы правления* анализировали и систематизировали «правильные» и «неправильные» формы правления стремились найти лучшую из

них. Глубокий для своего времени анализ различных государственных форм представляет собой особо важный вклад в развитие политической мысли. Аристотелю принадлежит идея естественного происхождений государства, обоснование особой эффективности смешанной формы правления - политики.

Аристотель выдвинул актуальную и для настоящего времени идею о том, что средние слои являются опорой устойчивой и эффективной власти, защищающей общие интересы.

Политические идеи древнегреческих философов получили свое развитие у римских мыслителей и государственных деятелей. В Древнем Риме политическое знание также развивалось в рамках

философско-этических концепций, но на него оказывало большое воздействие и правовое мышление римлян, римское право. Римские мыслители много внимания уделяли проблемам соотношения права и закона, верховенству правовой справедливости. Особая роль в разработке политико-правовых концепций

принадлежит Цицердщ?Ј\§6-43 гг. до н.э.). В государстве Цицерон видел «дело народное» (res publica), выражение общего интереса, справедливости и права. Принцип вдшжратии - верховенство

закона, которому подчиняются и граждане/и государство, Цицерон считал связующей силой, основой совместного существования свободных граждан. Наиболее эффективной формой правления им признавалась смешанная форма, которая сочетает в себе царскую власть, аристократию и власть народа - демократию.

В античности в рамках всеохватывающего философского знания развивались политические теории, в центре внимания которых находились такие проблемы, как сущность и происхождение

государства, поиск наилучшей формы правления, обоснование идеи о том, что управлять должны лучшие, умеющие управлять. Предпочтение отдавалось монархии, аристократии и смешанной

форме правления.

2. Политическая мысль средневековья

Средние века охватывают период с конца V по XV вв. Затем следуют Возрождение и Реформация, которые одни историки относят к позднему Средневековью, а другие - к раннему Новому времени.

В Средние века политическая мысль развивалась в рамках христианского, религиозного мировоззрения и богословия. Августин Блаженный (354-~430 гг.) и Фома Аквинский (1226-1274 гг.) сыграли главную роль в обосновании христианской, политической концепции. Наибольший интерес у христианских богословов вызывала проблема соотношения мирской и духовной власти, т. е. власти светского правителя, «Града земного» и власти Церкви, власти «Града Божьего». Эта дихотомия разрешалась в пользу церковной власти. Но у Августина одновременно подчеркивалась и самостоятельность каждой из властей, и их взаимодействие в защите веры и установленного Богом социального порядка.

Фома Аквинский в своей знаменитой работе «Сумма теологии» дал иерархию правовых норм. Как христианский богослов он был убежден, что власть божественна по происхождению. Но то, как

используется власть, как ею распоряжается властитель, зависит от воли самого властителя. Он может по своей воле нарушать божественное и естественное право и использовать власть, как тиран. Фома Аквинский делал вывод о праве на сопротивление тиранической власти, которая не соответствует божественному установлению.

Только в рамках позднего Средневековья появились концепции освобождения государства от подчинения церкви и ограничения власти короля сословным представительством. В XIV веке Марсилий Падуанский в своем труде «Защитник мира» выступал против притязаний духовенства на светскую власть. Он делил

законы на юридические, регламентирующие поведение людей, и религиозные, не имеющие отношения к земной жизни. Вся полнота светской власти должна принадлежать сословному собранию, которое издавало бы законы и избирало монарха.

Не только теоретические дискуссии в рамках богословия и схоластики, но и реальная политическая борьба за властное верховенство между католической церковью и монархами привели к формированию в европейском политическом сознании представлений о том, что в обществе не существует абсолютной

власти. Католическая церковь руководствовалась теократическим идеалом. Политика была важнейшей стороной ее деятельности. В то же время церковь была противовесом всевластию государства и

вынуждала его идти на компромиссы. В результате между церковью и государством устанавливались "отношения соперничества й сотрудничества. Два властных центра средневекового общества создавали условия для появления особого, европейского типа государственной власти - власти, вынужденной считаться с другими общественными институтами, идти с ними на диалог.

В средние века господствовал теологический подход к анализу политики, государства и права. Многое из античной социально-философской традиции было утрачено или трансформировано в контексте христианского богословия. Но даже под религиозным покровом политическая мысль не спала.

1) гносеологическая, познавательная функция, суть которой состоит в наиболее полном и конкретном познании политической реальности, раскрытии присущих ей объективных связей, основных тенденций и противоречий; 2) функция рационализации политической жизни. Политология обосновывает необходимость создания одних и ликвидации др. политических институтов, разрабатывает оптимальные модели и политические структуры управления, прогнозирует развитие политических процессов, тем самым создает теоретическую основу политического строительства, политических реформ; 3) функция политической социализации, формирования гражданственности, политической культуры населения. Знание научных основ политики позволяет правильно оценить соотношение общечеловеческих, государственных, групповых и личных интересов, выработать отношение к существующим политическим структурам, партиям, определенную линию политического поведения; 4) прогностическая функция. Политология способна дать: а) долговременный прогноз возможностей политического развития той или иной страны на данном историческом этапе; б) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбираемых вариантов крупномасштабного политического действия; в) рассчитать вероятностные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты. Но наиболее часто политологи дают кратковременные прогнозы развития политической ситуации в стране или регионе, перспектив и возможностей тех или иных политических лидеров, партий и т.д.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ

от лат. functio - исполнение) - это «существование, мыслимое нами в деятельности» (И.В. Гете, 1749–1832). Политическая наука призвана выполнять ряд функций, которые указывают на социальную значимость и влияние ее на развитие общественно-политической жизни. Гносеологическая (или теоретико-познавательная) функция призвана устанавливать причинно-следственные связи в развитии политических явлений, определять содержание, тенденции и направленность развития политических процессов. Методологическая функция служит для раскрытия закономерностей развития политических явлений, разработки теории и методологии исследования политических явлений, процессов, институтов. Управленческая функция показывает тенденции политического развития, поставляет субъектам власти информацию, которая способствует процессам эффективного принятия решений, руководства и управления, своевременной и адекватной оценке сложившейся ситуации. Прогностическая функция осуществляет прогноз посредством определения тенденций и направленности общественно-политического развития, перспектив социально-политических изменений. Необходима в качестве предупреждения, а также своевременного и эффективного разрешения возникающих конфликтов, противоречий. Идеологическая функция выражается в обосновании политических идеалов, ценностей. Удачно используется и эксплуатируется субъектами власти во благо властных интересов, классами и прочими социальными группами. Воспитательная функция служит задаче воспитания личности гражданина; включает гражданское или гражданско-патриотическое, политическое, политико-идеологическое, духовное воспитание.

Как всякая научная область знаний политология выполняет определенные функции. Обычно выделяют такие как:

1)Познавательная - функция признана познавать политическую реальность и давать знания о природе и источниках властных отношений, способах их рациональной организации.

2)Инструменталистская (или практическая)- функция призвана использовать научные выводы в политической практике, государственном управлении, партийной стратегии и тактике, в процессах принятия решений и технологиях их реализации.

3)Воспитательно-социализационная - призвана формировать демократическую политическую культуру граждан, воспитывать индивида как гражданина своей страны и как вообще «политического человека».

4)Диагностическая функция - призвана определять соответствие программ политических курсов как тенденциям социального прогресса, так и реальным возможностям и состоянию развития конкретного общества.

5)Функция политической рефлексии - призвана вырабатывать способность рационально-критически оценивать политические процессы, свободно самоопределяться в политической жизни.

6)Прогностическая функция- признана разрабатывать желаемые и возможные варианты развития политических процессов, учитывая действие различных факторов.

В отечественной политологии отмечаются такие функции политики:

Выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества,

Разрешение общественных конфликтов, их рационализация,

Руководство и управление политическими и общественными процессами в интересах тех или иных слоев населения или всего социума в целом,

Интеграция различных слоев населения за счет подчинения их интересов интересам целого, обеспечение целостности общественной системы, стабильности и порядка,

Политическая социализация, обеспечение преемственности и инновационности социального развития общества.

Задачи политологии: формирование знания о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования. С этими задачами органически связаны функции политологии. Важнейшими из них являются следующие: гносеологическая, аксиологическая, управленческая, функция рационализации политической жизни, функция политической социализации науки (в рамках системно-управленческого подхода в политологии) - это система принципов и приемов с помощью которых осуществляется снятие неопределенности, объективное познание политической системы управления в государстве, а так же политических, социальных, экономических и иных последствий императивного политического управления. Роли политологии (в рамках системно-управленческого подхода в политологии) - повышение социально-экономической эффективности деятельности, а так же снижение политических рисков социально-экономических субъектов. В представлении многих учёных предмет политологии представляет собой междисциплинарную науку, предметом изучения которой являются тенденции и законы функционирования и развития политической жизни, которые отражают реальный процесс включения субъектов политики в деятельность с реализацией политической власти и политических интересов. Но в то же время многие учёные придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что нет особых оснований для открытия «вечных» истин и «неизменных» политических законов. По их мнению, часто сторонники поиска политических законов не учитывают главного-то, что один теоретик рассматривает как «прогресс», для другого оказывается регрессом.


Методы политологии.

Политология имеет большой арсенал исследовательских методов, поскольку является междисциплинарной наукой и использует методологическую базу всех смежных дисциплин.

Первые попытки теоретического обобщения знаний о политике основывались на философско-этических (в основном умозрительных) идеях и представлениях. В средние века, доминирование в Западной Европе религиозных концепций предопределило и то,что и политическая мысль развивалась в рамках логической парадигмы.

Зарождение гражданской концепции политической мысли дало мощный толчок - возникновения и развития новых методов. В свои Трудах Дж. Локк, Ш. Монтескье, Э. Берк и другие, заложили основы институционального метода в политологии. В ХIХ начале ХХ века этот метод является одним из ведущих в политических исследованиях.

1) Институциональный метод ориентируется на исследование политических институтов: государства, партии, политических организаций и движений, избирательных систем и иных регуляторах политически деятельности и политического процесса.

С возникновением социологии как науки в середине Х I Х века социологические методы начинают применяться и в политических исследованиях. Этот метод так же становится одним из основных. Он широко используется и в настоящее время.

2) Социологический метод предполагает выявление социальной обусловленности политических явлении раскрывает социальную природу власти, определяет политику как взаимодействие больших социальных общностей. Основанный на конкретных социологических исследованиях (сборе и анализе реальных фактов) социологический метод заложил основу прикладной политологии, ориентированной на практическое применение результатов исследования.

3) Сравнительный (компаративный) метод использовался уже в античные времена. Так, Платон и Аристотель, на основании сравнения различных политических режимов, определяли «правильные» и «неправильные» формы государства, и конструировали в своих теоретических трудах наиболее совершенные (идеальные), по их мнению, формы государственного устройства.

В настоящее время сравнительный метод широко используется в политических исследованиях, а сравнительная политология является отдельным, относительно самостоятельным, научным направлением в структуре общей политической науки.

4) Антропологический метод анализирует политическое явление исходя из природной коллективисткой сущности человека. Еще Аристотель говорил, что человек по своей природе существо политическое и не может жить обособленно. В ходе своего эволюционного развития, люди совершенствуют свою социальную организацию и на определенном этапе переходят к политической организации общества.

5) Психологический метод предполагает изучение психологических механизмов психологического поведения и мотивации. В качестве научного направления они возник в ХIХ веке. Однако в его основу легли многие значимые идеи античных мыслителей (Конфуция, Аристотеля, Сенеки) и ученых Нового времени (Макиавелли, Гоббса, Руссо).

Значительное место в психологическом методе занимает психоанализ, основы которого разработал. Фрейд. С помощью психоанализа исследуются бессознательные психические процессы и мотивации, которые способны оказывать активное воздействие на политическое поведение.

В конце ХIХ начале ХХ века в американской психологии возникает такое научное направление как бихевиоризм. В 30 -50 годах ХХ века он активно развивается в политической науке и становится одним из самых значительных политических методов в американской политологии.

6) Бихевиористический метод основывается на эмпирических наблюдениях за социальным поведением индивидов и групп. При этом приоритет отдается изучению индивидуальных характеристик. Этот метод способствовал изучению электорального поведения избирателей и разработке предвыборных технологий. Бихевиоризм внес значительный вклад в развитие эмпирических методов исследования в политике, способствовал становлению и развитию прикладной политологии.

К недостаткам бихевиоризма можно отнести то, что он отдает приоритет исследованию оторванных от общей социальной структуры и социокультурной среды индивидов и групп, отвергает исторические традиции народов и моральные принципы в угоду «голой» рациональности. По мнению А.С. Панарина, бихевиоризм является наиболее приемлемым для американского общества - общества, лишенного естественных исторических корней.

7) Структурно-функциональный метод предполагает, что политическая сфера, как и общество в целом представляет собой сложную систему (структуру), с стоящую из множества взаимосвязанных элементов каждый из которых выполняет определенную, свойственную лишь ему, функцию.

8) Системный подход как отдельное направление политических исследованиях возникает в 50- 60 года ХХ века. Основными разработчиками этого подхода, являются американские исследователи Д.Истон и Г. Альмонд. Хотя сама теория системы так или иначе освещалась (разрабатывалась) в трудах Платона, Аристотеля, Гоббса, Маркса, Спенсера, Дюркгейма и др.

Системный подход по сути становится альтернативой бихевиоризму, так как в отличие от последнее рассматривает политическую сферу как целостную саморегулирующуюся систему, находящуюся в непосредственном взаимодействии с внешней средой, дает возможность упорядочить наши представления политической сфере, систематизировать все многообразие политических событий, построить некую модель политического действия.

Кроме перечисленных методов в политических исследованиях существуют и другие. Например, такие как метод экспериментных оценок, моделирование политических процессов, онтологический подход, исторический подход .


Заключение

Итак, политология – это наука об общих и специфических законах, тенденциях и закономерностях функционирования и развития политической сферы общества, о формах их проявления и механизмах действия в современном обществе.

Сказанное о предмете позволяет увидеть, что сегодня политология представляет собой обширную область научных знаний, включающую в себя историю и философию политики (политическая теория), теорию политических институтов и процессов, политическую компаративистику (сравнительная политология), теорию мировой политики и международных отношений.

Политическая наука занимает видное место в ряду других общественных наук. Ее высокая значимость определяется важной ролью политики в жизни общества.

Список литературы

1. Гаджиев К.С. Политология: Учебник. - М.: Университетская книга, Логос, 2006. - 468 с.

2. Гаджиева К. С. Введение в политологию. - М.: Просвещение,

2008. – 272 с.

3. Дорофеев. В. И. Основы политологии. - М.: СГУ, 2006 – 482 с.

4. Ильин В. В. Политология. - М.: Книжный дом «Университет»,

5. Касьянов В.В. Политология для технических вузов: учебное пособие / В.В., С.И. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 512 с.

6. Кравченко А.И. Политология: учебное пособие / А.И. Кравченко. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.

7. Кривогуз И.М. Политология. М. 1999. (2003). Электронная версия.


Похожая информация.


Функции политологии

Социальная роль и значимость политологии определяется теми функциями, которые она выполняет, отвечая на общественные потребности. К числу важнейших функций политической науки относят: методологическую, познавательную, регулятивную, прогностическую и мировоззренческую.

Методологическая функция политологии заключается в разработке теории и методологии исследования политических явлений и процессов, выработке категорий и законов данной науки.

Познавательная функция политологии предполагает накопление, описание, изучение фактов политической деятельности, анализ конкретных политических явлений и процессов, выявление важнейших политических проблем и противоречий политического развития.

Регулятивная функция основывается на необходимости объективного анализа политической действительности с целью выработки научно обоснованной политики. Основным содержанием данной функции является разработка практических рекомендаций для властных структур, предварительная научная экспертиза политико-управленческих решений, определение способов, методов и средств рационального воздействия на политическую жизнь общества.

Прогностическая функция политологии состоит в определении ближайших и отдалённых перспектив политического развития общества, выработке прогнозов, в моделировании будущих политических процессов и отношений.

Мировоззренческая функция политологии связана с формированием и обоснованием определённых политических идеалов и ценностей, соответствующих интересам общества политических взглядов, убеждений и ориентации граждан.

Методы политологии

Методология - это совокупность принципов, норм и методов познания. Каждая наука имеет свою собственную методологию.

В политологии используются три группы методов: теоретические, общенаучные и эмпирические.

К группе теоретических относятся следующие методы:

* структурализм - основывается на том, что и в обществе, и в политике есть устойчивые социальные и политические структуры, выполняющие свои постоянные функции. Таковыми структурами являются институты, нормы, труппы, общности, статусы, роли и т. д. Эти структуры имеют устойчивый характер, что позволяет выделять их из политической реальности и изучать каждую в отдельности. Этот методологический приём широко используется при анализе политических институтов, когда каждый из них рассматривается как самостоятельная целостность;

* функционализм - в отличие от структурализма выявляет факторы взаимозависимости политических институтов, организаций и других элементов политической реальности.

Функционализм объясняет появление какого-либо политического института в обществе созреванием в его политической системе соответствующих потребностей. Механизм исследования сводится к выявлению и изучению функций, выполняемых теми или иными политическими структурами;

* системный анализ - направляет исследователей на рассмотрение политики как открытой системы, взаимодействующей со всей окружающей средой. Учёные, использующие этот метод, исследуют вопросы взаимодействия политической системы с окружающей средой, механизмы адаптации политической системы, особенности её функционирования и развития;

* бихевиоризм - метод, основанный на предположении, что поведение человека - это реакция на различные внешние раздражители и стимулы. В политологии используют этот метод для описания изменений в политическом поведении людей, которые связаны с изменениями реалий жизни, принятием политических решений и т. д.

Общенаучные методы познания и объяснения объективной реальности сформировались в ходе развития общего научного знания и едины для всех наук. Это универсальные правила, устанавливающие соответствующие процедуры для достижения рациональных выводов. К ним относятся:

* сравнение - метод, который позволяет сопоставлять однопорядковые процессы, явления и события. Сравнительный метод позволяет установить, в чём состоит подобие сопоставляемых объектов, выделить их общие черты либо показать, по каким признакам они различаются. Этот метод лежит в основе сравнительной политологии;

* анализ и синтез - единый метод, обеспечивающий рассмотрение внутреннего строения сложных политических образований;

* индукция и дедукция - методы, определяющие логику и последовательность мыслительных операций при переходе от частного к общему и наоборот;

* моделирование - метод, основанный на построении моделей, раскрывающих как внутреннее строение политических объектов, так и складывающиеся между ними зависимости.

К нему прибегают в том случая, если анализ реального политического явлении невозможен или затруднён, либо требует больших финансовых затрат или требует много времени. Модель выступает в качестве аналога реального политического объекта. Сегодня этот метод получает большое распространение в связи с внедрением в политологические исследования компьютерной техники, которая позволяет оценивать самые разнообразные факторы, влияющие на политический процесс.

Эмпирические методы направлены на получение информации о политических предпочтениях избирателей, о намерениях политических лидеров, о ценностных ориентациях и политических установках различных социальных групп и их отношение к государственным управленческим решениям. Для достижения этих целей в политологии используют следующие методы:

* наблюдение - метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации политических фактов.

Различают два типа наблюдения: невключённое и включённое. При невключённом наблюдении исследователь находится и фиксирует события как бы со стороны. Включённое наблюдение предполагает участие наблюдателя в том или ином событии, деятельности организации, т. е. наблюдатель становится участником митинга, демонстрации, входит в состав или руководство партии, движения и т. д.;

* опрос - представляет собой устное или письменное обращение исследователя к определённой совокупности людей-респондентов с вопросом, содержание которого представляет изучаемую проблему. В политологии опросы используются для изучения общественного мнения по самому широкому кругу социально-политических проблем;

* контент-анализ - это целенаправленное изучение определённых документов (конституции, партийной программы, инструкции, законодательных актов и т. д.). В современных условиях применение этого метода связано также с широким использованием компьютерных технологий. Преимущество метода заключается в оперативном получении фактографических данных о том или ином политическом явлении на основе объективной информации.

Важное значение в изучении политологии приобретают междисциплинарные связи во всех новых направлениях развития обществоведения, которые и позволяют говорить о характере и особенностях социальных носителей, групп, их интересов, что даёт возможность расширить фактологическую базу гуманитарных дисциплин.