Какие разновидности опроса выделяют в социологических исследованиях. Виды и методы социологических исследований

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………4

1. Виды социологических исследований………………..……………………5

2. Выборка….…………………………………………………………………….7

2.1. Формирование и методы выборки.

3. Методы сбора информации…………………………………………………9

3.1. Опрос.

3.2. Анализ документов.

3.3. Наблюдение.

4. Заключение………………………………………………………………..…27

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…….……………....28

ВВЕДЕНИЕ

В структуре социологии выделяют три взаимосвязанных уровня: общесоциологическую теорию, специальные социологические теории и социологические исследования. Их называют еще частными, эмпирическими, прикладными или конкретными социологическими исследованиями. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получить при изучении социальных явлений и процессов научно обоснованные результаты.

Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

Исследование начинается с его подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков, способов обработки и т. д.

Второй этап – сбор первичной социологической информации (записи исследователя, выписки из документов).

Третий этап – подготовка собранной в ходе социологического исследования информации к обработке, составление программы обработки и сама обработка.

Заключительный, четвертый этап – анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендации для заказчика, субъекта.

Виды социологических исследований.

Вид социологического исследования определяется характером поставленных целей и задач, глубиной анализа социального процесса.

Различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое.

Разведывательное (или пилотажное, зондажное) исследование самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. Идет обработка методических документов: анкеты, бланк-интервью, опросного листа. Программа такого исследования упрощена. Обследуемые совокупности невелики: от 20 до 100 человек.

Разведывательное исследование обычно предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе его уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы, их формулировка.

Описательное исследование – более сложный вид социологического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. В описательном исследование возможно применение одного или нескольких методов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обоснованные рекомендации.



Самый серьезный вид социологического исследования – аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины лежащие в его основе. Главное назначение такого исследования – поиск причинно-следственных связей.

Аналитическое исследование завершает разведывательное и описательное исследования, в ходе которых собираются сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса.

Подготовка социологического исследования непосредственно начинается не с составления анкеты, а с разработки его программы, состоящей из дух разделов – методологического и методического.

В методологический раздел программы входят:

а) формулировка и обоснование объекта и предмета социальной проблемы;

б) определение объекта и предмета социологического исследования;

в) определение задач исследователя и формулировка гипотез.

Методический раздел программы предполагает определение изучаемой совокупности, характеристику методов сбора первичной социологической информации, последовательность применения инструментария для ее сбора, логическую схему обработки собранных данных.

Существенной частью программы любого исследования является прежде всего глубокое и всестороннее обоснование методологических подходов и методических приемов изучения социальной проблемы, под которой следует понимать «социальное противоречие», осознаваемое субъектами как значимое для них несоответствие между существующим и должностным, между целями и результатами деятельности, возникающее из-за отсутствия или недостаточности средств для достижения целей, препятствий на этом пути, борьбы вокруг целей между различными субъектами деятельности, что ведет к неудовлетворению социальных потребностей.

Важно различать объект и предмет исследования. Выбор объекта и предмета исследования в определенной мере уже заложен в самой социальной проблеме.

Объектом исследования могут любой социальный процесс, сфера социальной жизни, трудовой коллектив, какие-либо общественные отношения, документы. Главное, чтобы все они содержали социальное противоречие и порождали проблемную ситуацию.

Предмет исследования – те или иные идеи, свойства, характеристики, присущие данному коллективу, наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения, т. е. то, что подлежит непосредственному изучению. Другие свойства, черты объекта остаются вне поля зрения социолога.

Анализ любой проблемы можно провести в теоретическом и прикладном направлениях в зависимости от цели исследования. Цель исследования может быть сформулирована как теоретическая . Тогда при подготовке программы основное внимание уделяется теоретическим и методологическим вопросам. Объект исследования определяется только после того, как выполнена предварительная теоретическая работа.

Выборка.

Объект исследования чаще всего насчитывает сотни, тысячи, десятки сотни тысяч людей. Если объект исследования состоит из 200-500 человек, они все могут быть опрошены. Такой опрос будет сплошным. Но если объект исследования насчитывает более 500 человек, то единственно верным способом будет применение выборочного метода.

Выборка – это совокупность элементов объекта социологического исследования, подлежащая непосредственному изучению.

Выборка должна учитывать взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик и признаков социальных объектов, говоря проще, единицы опроса выбираются на основании учета важнейших признаков социального объекта – образования, квалификации, пола. Второе условие: при подготовке выборки необходимо, чтобы отобранная часть являлась микромоделью целого, или генеральной совокупности . В определенной степени генеральная совокупность есть объект исследования, на который распространяются выводы социологического анализа.

Выборочная совокупность – это определенное число элементов генеральной совокупности, отобранное по строго заданному правилу. Элементы выборочной совокупности, подлежащие изучению, есть единицы анализа . Ими могут выступать как отдельные люди, так и целые группы (студенческие), рабочие коллективы.

Федеральное агентство по образованиюГосударственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Московский государственный гуманитарныйуниверситет им. М.А.Шолохова»Шадринский филиалкафедра «Социологии»

Виды и методы социологических исследований.

Научный руководитель:

Чичайкин Юрий Викторович

Исполнитель:

Потапов Олег Валентинович

Юр. фак, ГМУ, 5 семестр.

г.Шадринск

Введение.

Цели и задачи социологического исследования.

Программа социологического исследования.

Этапы социологических исследований.

Виды социологических исследований и их методы.

Выбор вида социологического исследования.

Заключение.

Литература.

Введение.

Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в общем, все общество. Что же и как изучает социология? Социология (фр. sociologie, латин. Societas — общество и греч.— Logos — наука об обществе) — наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т. п.), процессах и общественных социальных общностях людей. И для того, чтобы понять и изучить основные закономерности общественных явлений, развитие и функционирование социальных общностей, необходимы социологические исследования.

Цели и задачи социологических исследований.

В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью. Основные задачи исследования - поиск ответа на центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы?

Программа социологического исследования.

Программа содержит теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явления или процесса. Только глубоко продуманная во всех своих составных частях программа социологического исследования - необходимое условие его проведения на высоком качественном уровне. Не случайно программу называют стратегическим документом, где выражены концепция исследования проблемы, те вопросы, которые особо заинтересовали организаторов и побудили их предпринять попытку осуществить научный анализ.

Программа социологического исследования обычно включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение следующих разделов:

-методологическая часть - формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования;

- методическая часть - определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки.

Этапы социологических исследований:

Социологическое исследование включает четыре сменяющих друга этапа: 1.Подготовка исследования;

2.Сбор первичной информации;

3.Подготовка собранной информации к обработке и ее обработку;

4. анализ полученной информации, подведение итогов исследования, формулировка выводов и рекомендаций.

Виды социологических исследований и их методы.

Несмотря на то, что каждое социологическое исследование, претендующее на цельность и законченность, включает вышеназванные этапы, единой, унифицированной формы социологического анализа, пригодной для изучения различной сложности проблем, не существует.

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленных в нем целей и задач. Именно в соответствии с ними и различают три основных вида социологического исследования: 1.Разведывательное;

2.Описательное;

3.Аналитическое.

Методы сбора информации определяются задачами и направленностью исследования. Вот некоторые из них:

1. Наблюдение — это сбор информации путём визуального фиксирования происходящих явлений и событий. Бывает научным и обыденным, включенным и не включенным. Научное наблюдение доказывается на практике. Включенное наблюдение — это изучение социальной группы «изнутри».

2. Эксперимент — это сбор информации на основе введения определённого индикатора в социальную среду и наблюдения за показаниями изменения индикатора. Бывает лабораторный и полевой.

3. Анкетирование — сбор количественных данных на основе представленной анкеты, которая строится по методу «воронки»:

вводная часть (введение в проблему),

основная часть (вопросы по проблеме),

заключительная часть (социальная).

4. Интервью — опросный метод сбора информации, предполагающий прямое взаимодействие интервьюера и респондента. Бывает свободное и стандартизированное.

5. Анализ документов — сбор социальных данных при изучении автобиографии, произведений, картин, печатных СМИ и т. п. Необходимо отметить, что под документом в социологии понимается любой фиксированный носитель информации. Разновидностью данного метода является контент-анализ, подразумевающий перевод информации в количественные показатели и дальнейшая её статистическая обработка.

1.Разведывательное.

Разведывательное исследование решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии.

Разведывательное исследование используется для предварительного обследования определенного процесса или явления. Потребность в таком предварительном этапе, как правило, возникает тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена. В частности, он успешно применяется для получения дополнительной информации о предмете и объекте, для уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в дальнейшем.

Под первичной социологической информацией принято понимать полученные в ходе социологического исследования в различной форме необобщенные сведения методом:

- ответов опрашиваемых на вопросы анкеты;

- интервью;

-записей исследователя в карточках наблюдения и др.;

подлежащих дальнейшей обработке и обобщению.

Выполняя вспомогательные задачи, разведывательное исследование служит поставщиком оперативных данных. В этом смысле можно говорить о таком методе , как:

- экспресс-опрос , цель которого состоит в получении отдельных сведений, особо интересующих исследователя в данный момент.

С помощью оперативных опросов определяют отношение людей к актуальным событиям и фактам (так называемый зондаж общественного мнения), а также степень эффективности только что проведенных мероприятий. Нередко к таким опросам прибегают для оценки хода и результатов различных общественно-политических кампаний.

Обычно в разведывательном исследовании используется какой-либо один из наиболее доступных методов сбора первичной социологической информации, дающий возможность сделать это в короткие сроки. Кроме того, если речь идет об уточнении предмета или объекта широкомасштабного исследования, может быть осуществлен анализ специальной литературы, а также проведен опрос компетентных специалистов (экспертов) либо лиц, хорошо знающих характерные черты и особенности объекта исследования.

2.Описательное.

Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Осмысление, учет такой всесторонней информации помогают лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов управления общественными процессами.

Описательное исследование проводится по полной, достаточно подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария. Его методологическая и методическая оснащенность делает возможным использовать метод:

- группировки;

- классификации и др.

элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой.

Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, где трудятся люди разных профессий и возрастных категорий, имеющие различные стаж работы, уровень образования, семейное положение и т.д., или население города, района, области, региона. В таких ситуациях выделение в структуре объекта относительно однородных групп дает возможность осуществить поочередную оценку, сравнение и сопоставление интересующих исследователя характеристик, а кроме того, выявить наличие или отсутствие связей между ними.

Выбор методов сбора информации в описательном исследовании определяется его задачами и направленностью. Сочетание различных методов повышает представительность, объективность, полноту социологической информации, а следовательно, позволяет дать более обоснованные выводы и рекомендации.

3.Аналитическое.

Аналитическое социологическое исследование ставит своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры.

В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет особенно большую научную и практическую ценность.

Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого явления, то в ходе аналитического исследования выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. Например, если в первом случае фиксируется наличие связи между удовлетворенностью содержанием выполняемого труда и его производительностью, то во втором случае рассматривается, является ли удовлетворенность содержанием труда основной или неосновной причиной, т.е. фактором, влияющим на уровень его производительности.

Поскольку реальность такова, что назвать в `чистом виде` какой-либо один фактор, определяющий черты производственной жизни, практически невозможно, постольку почти в каждом аналитическом исследовании изучается совокупность факторов. Из нее и выделяются факторы:

Основные и неосновные;

Временные и постоянные;

Управляемые и неуправляемые;

Контролируемые и неконтролируемые и т.д.

Подготовка аналитического исследования требует значительного времени, тщательно разработанной программы и инструментария. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться такие методы, как:

- различные формы опроса;

- анализ документов;

- наблюдения.

Естественно, это требует умения взаимосвязывать, `стыковать` информацию, полученную по разным каналам, придерживаться определенных критериев ее интерпретации. Тем самым аналитическое исследование существенно отличается не только содержанием своего подготовительного этапа и этапа сбора первичной информации, но и подходом к анализу, обобщению и объяснению полученных результатов.

Эксперимент - так же метод аналитического исследования. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путем изменения в той или иной степени обычных условий функционирования объекта. В ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению `поведения` тех факторов, которые придают объекту новые черты и свойства.

Подготовка и проведение любого эксперимента - дело достаточно трудоемкое и требующее специальных знаний и методических навыков. Особенно это важно тогда, когда речь идет о внедрении новых форм организации и стимулирования труда, об изменениях в общественной и повседневной жизни людей и т.п., глубоко затрагивающих личные, коллективные и общественные интересы. В данном случае эксперимент не просто желателен, а необходим. Он позволяет избежать случайностей и непредвиденных последствий, увереннее, с научной обоснованностью внедрять в практику новые формы и методы управления.

Виды социологических исследований (продолжение).

В зависимости от того, рассматривается предмет в статике или в динамике, могут быть выделены еще два вида социологического исследования:

4.Точечное;

5.Повторное.

4.Точечное.

Точечное исследование (его еще называют разовым) дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Эта информация в определенном смысле может быть названа статической , поскольку отражает как бы моментальный `срез` объекта.

5.Повторное.

Описанное выше исследование не дает ответа на вопрос о тенденциях изменения обьекта во времени. Такие данные могут быть получены лишь в результате нескольких исследований, проведенных последовательно через определенные промежутки времени. Подобные исследования, основанные на единой программе и инструментарии, называются повторными. По сути дела они представляют собой средство сравнительного социологического анализа, который направлен на выявление динамики развития объекта.

В зависимости от выдвигаемых целей повторный сбор информации может проходить в два, три этапа и более. Длительность временного интервала между первоначальной и повторной стадиями исследования самая различная, ибо общественные процессы обладают неодинаковой динамикой и цикличностью. Часто именно свойства объекта подсказывают временные интервалы повторных исследований. Например, если изучаются тенденции в осуществлении жизненных планов выпускников средних школ и первый раз их опросили перед выпускными экзаменами, то очевидно, что ближайший срок повторного исследования - после завершения приема в вузы или поступления на работу.

Особый вид повторного исследования - панельное. Допустим, в ходе повторного исследования выясняется степень эффективности образования. Обычно она определяется независимо от того, как изменился объект за период между первоначальной и повторной стадиями исследования. Панельное же исследование предусматривает неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные интервалы времени. Поэтому для панельных исследований целесообразно соблюдать такие интервалы, которые позволяют максимально сохранять стабильность исследуемой совокупности по ее величине и составу. Эти исследования дают хорошую возможность обновлять и обогащать информацию, отражающую динамику, направленность развития.

Такова в общих чертах выстроенная по разным основаниям классификация видов социологического исследования.

Выбор вида социологи исследования.

Имеется ли зависимость между явлениями и видами социологического исследования, с помощью которых они могут быть изучены?` В принципе жесткой зависимости здесь нет. Практически любое явление может рассматриваться на уровне разведывательного, описательного или аналитического исследования, имеющего точечный или повторный (панельный) характер и использующего различные методы сбора первичной информации. В свою очередь, для любого вида социологического исследования не существует `запрета` на анализ тех или иных явлений и процессов: каждое способно дать о них определенный объем научной информации.

Сказанное вместе с тем не означает, что сам социолог в конкретном случае ничем не связан в выборе того или иного вида исследования. Направленность такого выбора всякий раз вытекает, как минимум, из двух обстоятельств: цели, практической и научной целесообразности исследования, а также из сущности и особенностей того явления, которое предстоит изучить. Каким образом эти обстоятельства заявляют о себе при анализе, скажем, общественного мнения?

Если планируется разведывательное исследование, то, исходя из его предназначения, предстоит выявить самую общую реакцию общественного мнения на тот или иной вопрос. В свою очередь, описательное исследование предполагает получение более детальной характеристики состояния общественного мнения в единстве его рациональных, эмоциональных и волевых начал. Наконец, аналитическое исследование помимо описания состояния, элементов и свойств конкретного общественного мнения призвано дать ответ и на вопрос о том, каковы факторы, породившие именно такое мнение, и в какой степени оно выступает побудителем поведения людей.

Если ограничиться одномоментным замером общественного мнения, достаточно проведения точечного исследования. Когда же надо получить сведения о динамике и тенденциях его развития, организуют повторные исследования.

Перед окончательным выбором вида социологического исследования нелишним будет реалистично оценить и свои возможности, особенно глубину знаний методики, техники и организации, а также практические навыки.

Заключение.

1. Социологическое исследование - это комплекс мероприятий направленных на практическое решение социальных проблем.

2.В зависимости от глубины анализа различают 3 основных вида социологических исследований: разведывательное; описательное; аналитическое.

3. В зависимости от других критериев различают:

Сплошные;

Выборочные исследования

В зависимости от величины выборки. В случае выборочного социального исследования изучается часть совокупности, и результаты распространяются на всю совокупность; точечное (разовое) и повторное исследование. Точечные исследования дают информацию о состоянии объекта в момент изучения, повторные направлены на изучение объекта в динамике, т.е. проводится несколько исследований через промежутки времени.

Повторные в свою очередь делятся на: панельные, когда изучаются одни и те же объекты принадлежащие какой-то совокупности через разные промежутки времени.

Литература.

1)Волков Ю.Г. Социология. М.:Альфа-М: ИНФРА-М, 2010.

2)Кравченко А.И. Социология. М.:Проспект, 2009.

3)Фролов С.С. Общая социология. М.:Проспект, 2010.

Социологическое исследование (СИ) представляет собой деятельность, направленную на получение объективных знаний (данных) о социальных отношениях, явлениях, процессах. Данная деятельность является системой логически последовательных методических, методологических и организационно-технических процедур , которые связаны между собой одной целью.

Социологические исследования получают знания о социальном мире, основываясь на сборе точных фактов и их дальнейшем логическом объяснении. Во время осуществления таких исследований применяется систематизированный ряд шагов для обеспечения максимальной объективности при изучении проблемы. Идеальный вариант социологического исследования состоит из поэтапной процедуры, хотя это не всегда бывает возможным на практике.

Какие бывают социологические исследования?

Различают 3 вида социологических исследований:

Пилотажное социологическое исследование

Задача этого пробного исследования состоит в подготовке к основному. Оно проверяет качество основного СИ и охватывает лишь небольшие совокупности исследуемых факторов , работая по упрощенной программе. В ходе пилотажного исследования проверяются все элементы будущего СИ, выявляются трудности, которые предположительно встретятся при его проведении. Иногда во время такого исследования появляются новые гипотезы и собираются оперативные данные. Обычно проводится среди нескольких десятков человек.

Описательное социологическое исследование

Данное исследование является более сложным, поскольку его цели и задачи предполагают получение целостного представления касательно изучаемого явления; проводится с использованием соответствующего инструментария. Подобные исследования проводятся в тех случаях, когда объектом изучения становится большая общность людей , для которой характерны разнообразные характеристики. Между ними можно выявить определенные связи, осуществить сопоставление и сравнение.

Аналитическое социологическое исследование

Самый глубокий вид социологического анализа, целью которого является выявление причин, лежащих в основе процесса. Они же и обуславливают его специфику, а потому подготовка к подобного рода СИ требует больше времени и носит комплексный характер.

Типы социологических исследований

Точечное (разовое) или повторное социологическое исследование
Определение зависит от изучения предмета в статике или динамике. Точечное отображает моментальные данные по характеристикам объекта. Повторные исследования могут быть трендовыми, панельными и лонгитюдными.

Трендовые социологические исследования
СИ проводятся с интервалом во времени на аналогичных выборках в рамках единой генеральной совокупности; бывают когортными (изучение определенной возрастной группы - когорты) и историческими (состав когорт меняется).

Панельные социологические исследования
Исследование через одинаковые промежутки времени одних и тех же людей, требующее соблюдения единообразия.

Лонгитюдные социологические исследования
Если для повторного исследования выбираются моменты с учетом генезиса изучаемой совокупности; как правило, в данных СИ изучается только молодежь.

Ссылки

Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти

Социологическое исследование: понятие, виды, этапы


Введение

Заключение

Введение


В наше время человечество превратилось в довольно таки высокоразвитое сообщество с развитой структурой власти, различных социальных институтов. Но перед ним, как и раньше, встают различные трудные и важные проблемы. Это может быть, например, оценка общественного мнения по какой-либо проблеме и т.д. Встаёт вопрос: как и каким путём их разрешить? Но для рационального решения поставленных задач нужно иметь представление о проблеме, её причине. Именно здесь на передний план и выступает социологическое исследование.

Социологическое исследование, как и любое другое исследование в любой дисциплине или науке, играет очень большое значение. Оно позволяет исследователю двигаться вперёд в его исследованиях, подтверждая или опровергая свои домыслы и догадки, собирать и оценивать информацию о изучаемом явлении.

Социологическое исследование служит как бы связующим звеном между теоретическими знаниями и реальной действительностью. Оно помогает устанавливать новые закономерности развития общества в целом или каких-либо его структурных элементов в частности.

В данный момент в качестве примера использования социологического исследования можно привести опрос общественного мнения по распределению предпочтений граждан к кандидатам в местные Советы депутатов Республики Беларусь двадцать седьмого созыва. В принципе и сам процесс голосования является большим государственным социологическим исследованием.

Так же немало важную роль в выборе этой темы сыграло то, что я учусь в Белорусском государственном университете культуры и искусств, работаю педагогом в детской школе искусств. В первом случае знания, полученные в процессе написания данной контрольной работы, мне помогут в дальнейшем правильно оформлять экспериментально-практическую часть курсовых (дипломного) исследований. А во втором случае - социологическое исследование поможет мне выявить те или иные причины какой-либо проблемы, возникающей в процессе взаимодействия с группой учащихся.

социологическое исследование этап вид

§ 1. Понятие социологического исследования


На рубеже XX и XXI веков резко возрос интерес к социологии не только в среде профессионалов - экономистов, философов, правоведов, психологов, но и среди людей других специальностей, интересующихся развитием современного общества, зримые лики которого меняются порой с калейдоскопической быстротой. Нередко к услугам социологов, особенно тех, кто занимается прикладными социологическими разработками, изучением электоральных предпочтений населения или изменениями конъюнктуры рынка, обращаются представители властных структур, предпринимательских кругов, политических движений и партий, отдельные лица, стремящиеся заполучить депутатский мандат.

Все это усиливает социальный статус отдельных социологических служб, но захватывает только видимую часть обширного айсберга, который называется социологией. Социология в своей сущности является наукой об особенностях, формах и тенденциях поведения людей в определенных социальных, экономических, политических, социокультурных обстоятельствах их жизнедеятельности, а потому к ней следует относится как к науке, следовательно, изучать ее .

По мнению Бабосова Е.М.: "социология - это наука об особенностях, функциях и закономерностях становления, развития и взаимосвязи различных социальных систем; о механизмах и формах проявления этих закономерностей в действиях личностей, социальных групп и общества в целом в совокупности определенных социальных отношений и в определенных исторических условиях". 1

Термин социология состоит из сочленения двух слов: латинского soci (etas) - общество и греческого logos - наука, знания, означая буквально "наука об обществе". Именно в таком значении ввел этот термин в научный оборот основатель социологии французский философ - позитивист Огюст Конт . Огюст Конт обосновал необходимость проверки социологической теории об обществе как целом совокупностью эмпирических данных, получаемых с помощью общенаучных методов: наблюдение; эксперимент; сравнение; исторический подход .

Подготовка социологического исследования - процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями. Надо обеспечить надежную теоретическую основу исследования, продумать его общую логику, разработать инструментарии сбора информации, сформировать исследовательскую группу. Цель любого социологического исследования - анализ таких проблем, которые имеют ключевое значение для жизни общества .

Выступая в качестве самостоятельной науки, социология имеет свой, только ей свойственный объект и предмет исследования. Что же такое объект исследования социологии?

Объектом социологии, как это вытекает из самого ее названия, является общество, т.е. люди, объединенные в обществе, и протекающие в обществе многообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, соперничества людей, объединенных в семейные, профессиональные и иные группы. В отличие от явлений и процессов физического мира, которые бывают абсолютно объективными, процессы и действия, изучаемые социологией, носят объективно-субъективный характер, в них объект и субъект действия связаны неразрывными узами. Более того, если общество в целом не зависит от воли и сознания одного человека, то человек в своем сознании, в своем развитии, в своих действиях зависит от общества. Именно этими отличительными чертами и определяется своеобразие объекта социологии, в качестве которого выступает развитие общества и взаимодействующих в его рамках и условиях людей - индивидов и их групп .

Предмет внимания социологов должен отличаться ярко выраженной актуальностью, т.е. быть востребован жизнью; социолог призван помогать решать самые важные задачи и, кроме того, создавать научный задел, базу для удовлетворения потребностей не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня .

И если объект исследования, в том числе и социологии, находится вне сознания человека, его изучающего, то с предметом исследования дело обстоит иначе. Он возникает в качестве предмета исследования не вне человеческого сознания, а в нем, когда человек, изучающий какой-либо объект, стремится выделить из него для исследования какие-то существенные, важные для него в данный момент и в данном отношении стороны, части или особенности. Выделение предмета исследования путем вычленения определенных, интересующих исследователя свойств и особенностей объекта, и абстрагирования от других его свойств представляет собой важный и необходимый этап научного познания окружающего мир. Иногда такое выделение занимает очень длительный период времени .

Социологическое исследование , по мнению большинства серьезных специалистов-социологов, - это система логически, последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении. Первенство в любом социологическом исследовании отдается методологии .

В научной литературе понятие "методологии" имеет довольно много определений. Одно из наиболее авторитетных научных изданий "Энциклопедический социологический словарь" определяет методологию социологического исследования как составную часть и особую область социологического познания, имеющую своим содержанием совокупность принципов и способов организации, развития и оценки теоретического и эмпирического социологического знания, систему норм и регулятивов проведения социологических исследований 2.

Начинающие социологи часто путают объект и предмет исследования, хотя это далеко не одно и то же. Выбор объекта и предмета исследования в определенной мере уже заложен в самой социальной проблеме. Предмет исследований - это те или иные идеи, свойства, характеристики, присущие, например, данному коллективу, наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения, т.е. то, что подлежит непосредственному изучению. Другие свойства, черты объекта остаются вне поля зрения социолога .

Т.е., по Бабосову Е.М. - предметом социологии является, прежде всего, изучение людей, каждый из которых представляет совершенно уникальное социальное существо и вследствие этого становится неповторимой, своеобразной личностью, обладающей только ей при сущими социальными качествами - сознанием, волей, навыками, умениями, профессией и т.п. .

Объектом исследования может быть любой социальный процесс, сфера социальной жизни, трудовой коллектив, какие-либо общественные отношения, документы. Главное, чтобы все они содержали социальное противоречие и порождали проблемную ситуацию. . Социальная общность выступает основным связующим звеном между двумя полюсами предметной области социологии - личностью и обществом .


§ 2. Виды социологического исследования


Существуют различные виды социологических исследований, которые значительным образом отличаются по целям, задачам, сложности и масштабу, методам сбора и анализа информации .

Эмпирическое исследование - это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике.

Специалисты считают, что единой схемы социологического исследования, годящегося на разные случаи жизни, не существует. Выбор вида исследования диктуется характером поставленной цели и выдвинутых задач. Иными словами, глубиной требуемого анализа социальной проблемы, масштабом охвата событий. В зависимости от того, какой критерий берется за основание классификации, выделяют несколько видов эмпирического исследования .

По глубине анализа социальной проблемы и масштаба охвата событий различают три основных вида социологического исследования: разведывательное (зондажное, пилотажное), описательное и аналитическое.

Разведывательное (или пилотажное, зондажное) исследование - самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. Обследуемые совокупности невелики: от 20 до 100 человек .

Этот вид исследования может использоваться либо как предварительный этап глубоких и масштабных исследований, либо для сбора "прикидочных" сведений об объекте изучения. Такая потребность возникает особенно тогда, когда предмет социологического исследования относится к разряду малоизученных или вообще неизученных. В частности, разведывательное исследование успешно применяется для получения дополнительной информации о предмете и объекте, для уточнения и коррекции гипотез и задач, методического инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широко масштабном описательном или аналитическом исследованиях, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в ходе их проведения .

Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Оно обычно проводится в том случае, когда объект анализа - относительно большая совокупность, отличающаяся разнообразными характеристиками, например, трудовой коллектив крупного предприятия, где работают люди разных профессий, пола, возраста, стажа работы и т.д. Выделение в структуре объекта изучения относительно однородных групп (например, по уровню образования, возрасту, профессии) дает возможность оценить, сравнить интересующие характеристики, выявить наличие или отсутствие связей между ними. В описательном исследовании может быть применен один или несколько методов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обоснованные рекомендации .

Самый серьезный вид социологического анализа - аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. Поиск причинно-следственных связей - главное назначение такого исследования. Если в описательном исследовании устанавливается связь между характеристиками изучаемого явления, то в аналитическом выясняется, носит ли эта связь причинный характер и что является основной причиной, определяющей то или иное социальное явление. В аналитическом исследовании изучается совокупность многих факторов, обусловливающих то или иное явление. Обычно их классифицируют как основные и неосновные, постоянные и временные, контролируемые и неконтролируемые и т.д. .

Если в ходе описательного исследования устанавливается наличие (отсутствие) связи между теми или иными параметрами изучаемого социального явления, то в ходе аналитического выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер .

Аналитическое исследование невозможно без детально разработанной программы и отшлифованного инструментария. Оно обычно завершает разведывательное и описательное исследования, в ходе которых собираются сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса. Аналитическое исследование чаще всего носит комплексный характер. По используемым методам оно богаче, разнообразнее не только разведывательного, но и описательного исследования .

Самостоятельным видом социологического исследования является социальный эксперимент, когда создаются особые (экспериментальные) ситуации, условия функционирования изучаемого объекта. Оттого, как составлена и реализована программа социологического исследования, в значительной степени зависит его успех или неудача .

Так же социологическое исследование различают по:

üприменяемому методу сбора данных различают опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент.

üПо цели исследования - изучается статика или динамика явления - выделяют еще два вида социологического исследования: точечное и повторное.

üПо объему охвата объекта исследования типы исследования делятся на сплошные и выборочные.

По месту проведения в социологии и антропологии выделяют полевые (естественные), а в социальной психологии как полевые, так и лабораторные исследования .

Существуют и специальные виды социологических исследований, в том числе монографическое, нацеленное на глубокое, интенсивное, всеобъемлющее изучение избранного социального явления (процесса) на одном из объектов, взятом в качестве представителя целого класса аналогичных объектов. С конца ХХ - начала ХХI в. проводятся кросскультурные исследования, основанные на сравнении явлений (процессов) в разных странах мира .


§ 3. Этапы социологического исследования


Прежде чем приступать к социологическому исследованию, необходимо подготовить его и основательно продумать логику исследования, разработать теоретическую основу, выбрать методику, определить организационно-техническую сторону, материальное обеспечение исследования. Обычно социологи выделяют два этапа в социологическом исследовании - подготовительный и исследовательский. .

Социологическое исследование - это процесс познания, в котором проявляются два уровня социологического знания: теоретико-методологический и эмпирический. В нем сочетаются дедуктивный и индуктивный методы анализа. Социологическое исследование начинается с его подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков проведения, способов обработки информации и т.п. Это первый его этап .

Это этап разработки теоретической концепции и программы данного исследования как составной части перспективной программы (если таковая имеется) или же составление перспективной программы с детальной проработкой первой фазы ее осуществления.

В программе данного отдельного исследования, предусматривается и отработка всех полевых инструментов, включая пробу методик и генеральный пилотаж всех процедур. На реализацию этой стадии разумно затратить до 1/3 всего времени, отведенного на исследование .

Второй этап - сбор первичной социологической информации. Это собранные в различной форме необобщенные сведения - записи исследователя, выписки из документов, отдельные ответы опрашиваемых и т.п. . По мнению Ядова В.А. на полевой период, т.е. времени на сбор первичных данных, их подготовку для ввода в компьютер необходимо затратить примерно 20% отведенного времени .

Третий этап - подготовка собранной в ходе социологического исследования (анкетного опроса, интервью, контент-анализа и т.д.) информации к обработке на ЭВМ, составление программы обработки, обработка на ЭВМ. На период обработки и анализа данных, включая промежуточные научные отчеты по итогам предварительного анализа, затрачивается около 40% времени на все исследование .

И наконец, заключительный, четвертый этап - анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций для заказчика, субъекта управления . На это затрачивается, по Ядову В.А., примерно 10% времени .

Заключение


Хорошо известно, что для того, чтобы получить вразумительный ответ, нужно четко и правильно поставить вопрос. Любое исследование начинается с формулировки проблемы, предваряемой описанием ситуации, эту проблему породившей .

Конкретные социологические исследования являются важной составной частью процесса социологического познания. Конкретные социологические исследования - это система теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и социальных проблем. Подготовка социологического исследования - сложный процесс. Начинать исследование надо с теоретической подготовки. Для этого необходимо знать сущность понятий и терминов, которые употребляются в процессе социологического исследования .

Основываясь на изученном научно-философском учебно-методическом материале, можно сделать вывод, что эффективность социологического исследования, значимость его теоретических и практических результатов в значительной степени зависят от его теоретико-методологического обоснования, научного уровня разработки его программы, удачного выбора системы эмпирических показателей и рабочих гипотез. В противном случае социологическое исследование не может привести к ожидаемым теоретическим выводам, эффективным практическим рекомендациям и часто не оправдывает значительных материальных затрат .

В заключение можно сделать вывод, что социологическое исследование является инструментом для получения достоверных данных об изучаемом явлении для последующего их использования в практике социального управления. Таким образом, роль социологического исследования в процессе изучения общества трудно переоценить и поэтому именно она и рассматривалась в данной контрольной работе.

Список использованной литературы


1.Бабосов, Е.М. Общая социология / Е.М. Бабосов. - 2-е изд., стер. - Минск.: ТетраСистемс, 2004. - 640 с.

2.Горшков, М.К., Шереги, Ф.Э. Прикладная социология. Методология и методы / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М., 2012. - 404 с.

.Добреньков, В.И., Кравченко, А.И. Методы социологического исследования / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: Инфра-М, 2004. - 768 с.

.Ковалевская, Е.В. Социология: учеб. пособие для вузов / Е.В. Ковалевская. - М.: МЭСИ, 2004. - 164 с.

.Общая социология. Хрестоматия / сост. А.Г. Здравомыслов, Н.И. Лапин. - М.: Высшая школа, 2006. - 783 с.

.Социология. Основы общей теории / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. - М.: Норма, 2003. - 912 с.

.Социология: учебник для вузов / В.Н. Лавриненко [и др.]; под общ. ред. проф.В.Н. Лавриненко. - 2-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 407 с.

8.Тезаурус социологии. Методология и методы социологических исследований / под ред.Ж.Т. Тощенко. - М., 2013. - Кн.2. - 415 с.

.Токарева, Е.М. Социология: конспект лекций. - М.: МИЭМИ, 2005. - 70 с.

.Чеснокова, В.Ф. Язык социологии. Курс лекций / В.Ф. Чеснокова. - М.: ОГИ, 2010. - 544 с.

.Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования / В.А. Ядов. - М.: Академкнига, Добросвет, 5 - 596 с.

Сноски


1 Бабосов, Е.М. Общая социология / Е.М. Бабосов. - 2-е изд., стер. - Минск.: ТетраСистемс, 2004. - С. 13

2 Энциклопедический социологический словарь /Под общ. ред. акад. РАН Г.В. Осипом. - М., 1995. - С. 392.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Социальное исследование – это система теоретических и эмпирических процедур, которые способствуют получению новых знаний про исследуемый объект с целью решения конкретных теоретических и социальных проблем.

Виды: В зависимости от глубины, масштабности и сложности анализа различают разведывательное(пилотажное), описательное и аналитическое исследования:

1. Пилотажное (разведывательное) - наиболее простое, ограниченное по времени и объему выборки вид исследования, позволяет получить общее представление об объекте, часто применяется как вспомогательное исследование перед более масштабным исследованием. Социологи часто проводят его для проверки инструментария. Оно может выступать как самостоятельное. Когда исследователь ограничен в своих ресурсах и решает небольшой круг задач в небольших исследованиях.

2. Описательное – более сложный и масштабный способ сбора,обработки и анализа соц.информации, дает относительно целостное представление об изучаемом объекте, его структурных элементах, к этому исследованию разрабатывается подробная программа, прорабатывается инструментарий, который предварительно опробируется пилотажным исследованием. Объект - достаточно большие группы. В объекте выделяются однородные группы, которым дается характеристика.,Делается сравнение групп по каким –либо характеристикам.Наиболее распространенный вид исследования.

3. Аналитическое - самый углубленный вид социологического анализа. В нем дается не только описание структурных эл. Изучаемых явлений, но также выяснятся причины, которые лежат в основе выявленных различий между группами.Здесь устанавливается связь между отдельными параметрами изучаемых явлений. Как правило используется комплекс методов. Его подготовка требует большого времени. Требует больших трудозатрат, сл-но применяется реже, для принятия управленческих решений.

Виды по разнесенности во времени:

1. Точечное - одноразовое, позволяет получить характеристики изучаемого явления в определенный момент времени и не дает ответа на вопрос об изменяемости этого явления и о существующих тенденциях.

2. Повторное - предполагает проведение нескольких исследований по аналогичным программам и применении близкого инструментария (делится на:

а) трендовые – проводятся в рамках единой генеральной совокупности с определенным интервалом времени для выявления и анализа изменений происходящих в определенной социальной группе. Они делятся на когортные (когда изучают определенную возрастную группу - когорту, состав группы может меняться(люди одного года рождения)) и исторические (когорта обследуется через определенные промежутки времени.(Молодежь 25 лет с периодом 3-4 года-возрастные рамки неизменны).

б) панельные - обследование одних и тех же индивидов через определенные временные интервалы. Выборочная совокупность остается неизменной. Основная трудность- сохранение выборки от одного исследования до другого. Поскольку сохранить ее не удается-допускается небольшое изменение панели.Для этого опрашивается выборка на 20% больше расчетной. Сведения получают об индивидуальных изменениях.

в) лонгитюдные - ведется длительное периодическое изучение одних и тех же индивидов по мере достижения обследуемой совокупности опр.стадии своего развития. Развитие молодежи- возрастные изменения. Более длительные, систематические, связанные с непосредственным изменение в возрасте.

г) мониторинговые - периодическое изучение определенного социального явления или соц.группы на протяжении достаточно длительного промежутка времени).

Виды в зависимости от метода сбора социологической информации:

1. Метод опроса - обращение к респонденту с вопросами, регистрацию их ответов с последующей их статистической обработкой. Делится на анкетирование-при анкетировании респондент сам заполняет анкету. (по способу доставки анкет:раздаточное, почтовое, прессовое, электронное; в зависимости от численности: индивидуальное, групповое, массовое) и интервью опросный лист заполняет сам интервьюер (по степени формализации: стандартизированное, полустандартизированное, свободное, нарротивное (событие из жизни); по числу опрашиваемых:индивидуальное, групповое (открытое групповое интервью и фокус-группа)).

2. Метод наблюдения - по степени формализации: стандартизированное(опр.эл-ты поведения человека)/нестандартизированное(в целом поведение человека); по позиции наблюдателя: открытое/скрытое; по степени включенности наблюдателя: включенное/невключенное.

3. Метод анализа документов - любой материальный носитель информации, являющийся соц.значимым. (фото, докуметы, видео, сувениры и т.д.)Выделяют формализованный (контент-анализ)-строго определенные элементы и неформализованный(традиционный).

Социальный эксперимент - задаются определенные условия и изучается их влияние на изучаемое явление.

Также применяются психологические методы: социометрический опрос(изучение взаимоотношений в коллективе) и тестовые методики.(выявление психологических характеристик респондентов).

Выделяют количественные и качественные стратегии соц.исследования:

1. Количественная - традиционный подход в социологии, теоретически опирается на позитивную социологию, идущую от Конта, Дюркгейма, направлен на изучение массовых явлений. (изучаются большие группы).Применяются статистические методы обработки, выявления закономерностей, обобщенный характеристики по изучаемым соц.группам. Используются формализованные методы сбора соц.информации.

2. Качественная - направлен на изучение соц.явлений и процессов с т.зр. отдельного индивида как начала любой социальной реальности, теоретически опирается на теории Вебера, Щюца, Зиммеля и др. Социолог изучает личностные смыслы людей,(мотивы, цели деятельности), но при этом считается, что изучается не индивидуальное, а типическое, т.к.каждый человек является носителем смысла определенной соц.группы.

4. Программа социологического исследования. Структура и содержание

Методологический и процедурный разделы программы и их содержание.

Выполнение любого соц. Исследования включает в себя ряд обязательных этапов:

1. Разработка программы соц.исследования.

2. Сбор первичной соц.информации.

3. Первичная обработка данных и занесение их в комп.

4. Анализ данных.

5. Подготовка отчетов и аналитических справок.

Программаотносится к типу стратегических документов научного исследования, цель которых - представить общую схему или план будущего мероприятия, изложить концепцию всего исследования. Она содержит теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения конкретного явления или процесса.

1. Теоретико-прикладные исследования, цель кото­рых - содействие решению социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпрета­ции и объяснению, более глубокому и всестороннему, чем ранее.

2. Прикладные социологические исследования, на­правленные на практическое решение достаточно ясно очерченных социальных проблем с тем, чтобы предло­жить конкретные способы действий в определенные сроки. Это исследования, иногда называемые социально-инженерными. Теоретические подходы, уже разработан­ные в социологии, реализуются здесь в конкретном при­ложении к данной области общественной жизни и в данных видах деятельности людей и организаций, а не­посредственным их результатом должна быть разработ­ка социального проекта, системы мероприятий для вне­дрения в практику.

Программа исследования строится в зависимости от названных целей. Но какова бы ни была конкретная цель исследования, его общая направленность отвечает в конечном счете практическим интересам.

Тщательно разработанная программа - гарантия успеха всего исследования. В идеальном случае прог­рамма теоретико-прикладного исследования включает следующие элементы.

Основные требования к программе:

1.Необходимость (почему выбрали именно эти методы и т.д).

2.Эксплицитность (ясность, четкость программы).

3.Гибкость (возможность исправление ошибок в процессе проведения соц.исслед.).

4.Логическая последовательность структуры.

Структура программы включает два раздела:

1. Методологический

Описание проблемного поля, формулировка проблем;

Определение объекта, предмета исследования;

Определение цели и постановка задач исследования;

Уточнение и интерпретация основных понятий (эмпирическая и теоретическая интерпретация основных понятий);

Системный анализ объекта исследования;

Формулировка исследования.

2. Процедурный (процедурно-методический)

Принципиальный план исследования(стратегический);

Проектирование и обоснование выборочной совокупности;

Выбор и обоснование методов и основных процедур сбора и анализа данных;

Построения социологического инструментария.

На разработку программы уходит от 30 до 70 % трудозатрат.

Программа соц.исследования помогает социологу провести детальный анализ исследования, уяснить для себя, что и как исследовать. Программа - изложение сути исследуемой соц. проблемы, цели и задачи основных предпосылок и гипотез исследования, с указанием процедур и логической последовательности по проверке этих гипотез.

Основные функции программы в социологическом исследовании: методологическая,методическая, прогнозная,организационно‑технологическая.

Методологическая функция программы позволяет четко определить изучаемую проблематику, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым по данной проблематике исследованиям.

Методическая функция программы позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория – факты – теория.

Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса.

Прогнозная функция.Соотношение проблемы и проблемной ситуации зависит от вида исследования, от масштабности и глубины социологии изучения объекта. В реально существующем объекте выделяется какое-либо свойство, определяющееся как ее сторона, которая обусловлена характером проблемы, тем самым обозначается предмет исследования. по масштабу проблемы делятся на локаль­ные, или микро-социальные;региональные, охватывающие отдельные регионы; национальные, имеющие общенациональные масштабы и влияющие на национальную безопасность страны. По остроте про­блемы классифицируются на неназревшие, которые проявятся в буду­щем, а ныне нуждаются в профилактике; актуальные, т. е. уже назревшие, и острые, требующие немедленного разрешения. По типу тенденций социальных изменений различаются проблемы деструктивно-деградационные, определяющие негативные разрушительные процессы в обществе; трансформационные, фиксирующие трансфор­мацию социума, его переход из одного

качества в другое; инноваци­онные, связанные с различными аспектами социальных нововве­дений. По скорости развития проблемы делятся на пассивные, т. е. развивающиеся медленно; активные, отличающиеся динамизмом, и суперактивные, нарастающие чрезвычайно быстро.