Объекты изучения гуманитарных и общественных наук. Общественные (гуманитарные) науки, изучающие общество и человека - Документ

Общественные (социально-гуманитарные) науки - комплекс научных дисциплин, предметом исследования которых являются общество во всех проявлениях его жизнедеятельности и человек как член общества. К социальным наукам относят такие теоретические формы знания, как философия, социо-логия, политология, история, филология, психология, культурология, юриспруденция (пра-воведение), экономика, искусствоведение, этнография (этнология), педагогика и др.

Предмет и методы общественных наук

Важнейшим предметом исследования в обществознании выступает общество, ко-торое рассматривается как исторически развивающаяся целостность, система от-ношений, форм объединений людей, сложив-шихся в процессе их совмест-ной деятельности. Посредством этих форм представлена всесторонняя взаимозависимость индивидов.

Каждая из названных выше дисциплин рассматривает общественную жизнь с различных сторон, с определенной теоретической и миро-воззренческой позиции, применяя собственные специфические методы исследования. Так, например, в инструментом исследования общества является категория «власть» , в силу чего оно предстает как организованная система властных отно-шений. В социологии общество рассматри-вается как динамическая система отно-шений социальных групп различной сте-пени общности. Категории «социальная группа», «социальные отношения», «социализация» становятся методом социоло-гического анализа общественных явлений. В культурологии культура и ее формы рас-сматриваются как ценностный аспект об-щества. Категории «истина», «красота», «добро», «польза» являются способами изучения конкретных явлений культуры. , использующая такие категории, как «деньги», «товар», «рынок», «спрос», «предложение» и т. п., исследует организованную хо-зяйственную жизнь общества. изучает прошлое общества, опираясь на сохранившиеся разнообразные источники о прошлом, для того чтобы установить последовательность событий, их причины и взаимосвязь.

Первые исследуют природную реальность посредством обобщаю-щего (генерализирующего) метода, выявляя законы природы.

Вторые посредством индивидуализирующего метода изучают не-повторимые, уникальные исторические события. Задача исто-рических наук — понять смысл социального ( М. Вебер) в различных историко-культурных контекстах.

В «философии жизни» (В. Дильтей) природа и история отделяются друг от друга и противопоставляются как онтологически чуждые сфе-ры, как разные сферы бытия. Таким образом, не только методы, но и объекты познания у естественных и гуманитарных наук различны. Культура — продукт духовной деятельности людей определенной эпо-хи, и, чтобы ее понять, необходимо пережить ценности данной эпо-хи, мотивы поведения людей.

Понимание как прямое, непосредственное постижение истори-ческих событий противопоставляется выводному, непрямому зна-нию в естественных науках.

Понимающая социология (М. Вебер) интерпретирует социальное действие, пытаясь его объяснить. Результатом такой интерпретации являются гипотезы, на основе которых и строится объяснение. История, таким образом, предстает как историческая драма, автором которой явля-ется историк. Глубина понимания исторической эпохи зависит от ге-ниальности исследователя. Субъективность историка — не препятствие для познания общественной жизни, а инструмент и метод понима-ния истории.

Разделение наук о природе и наук о культуре было реакцией на позитивистское и натуралистическое понимание исторического бытия человека в обществе.

Натурализм рассматривает общество с позиций вульгарного ма-териализма , не видит принципиальных различий между причин-но-следственными связями в природе и в обществе, объясняет общественную жизнь естественными, природными причинами, применяя для их познания естественнонаучные методы.

Человеческая история предстает как «естественный процесс», а за-коны истории становятся разновидностью законов природы. Так, например, сто-ронники географического детерминизма (географическая школа в соци-ологии) главным фактором социальных изменений считают географическую среду, климат, ландшафт (Ш. Монтескье , Г. Бокль, Л. И. Мечников). Представители социал-дарвинизма сводят социальные зако-номерности к биологическим: общество рассматривается ими как организм ( Г. Спенсер), а политика, экономика и нравственность — как формы и способы борьбы за существование, проявление ес-тественного отбора (П. Кропоткин, Л. Гумплович).

Натурализм и позитивизм (О. Конт , Г. Спенсер , Д.-С. Милль) стре-мились отказаться от умозрительных, схоластических рассуждений, характерных для метафизических исследований общества, и создать «позитивную», доказательную, общезначимую общественную теорию по подобию естествознания, которое уже в основном достигло «по-зитивной» стадии развития. Однако на основе такого рода исследований были сделаны расистские выводы о природном разделении людей на высшие и низшие расы (Ж. Гобино) и даже о прямой зависимости между классовой принадлежностью и антропологическими параметрами ин-дивидов.

В настоящее время можно говорить не только о противопоставлении методов естественных и гуманитарных наук, но и об их сближении. В социальных науках активно применяются математические методы, являющиеся характерной чертой естествознания: в (особенно в эконометрике ), в (квантитативная история , или клиометрия ), (политический анализ), филологии (). При решении проблем конкретных общественных наук широко применяются приемы и методы, взятые из наук естественных. Например, для уточнения датировки исторических событий, особенно удаленных во времени, используются знания из области астрономии, физики, биологии. Существуют также научные дисциплины, объединяющие методы социально-гуманитарных и естественных наук, например, экономическая география.

Становление социальных наук

В античности большинство социальных (социально-гуманитарных) наук входило в философию как форму интегрирующего знания о человеке и обществе. В некоторой степени о выделении в самостоятельные дисциплины можно говорить о юриспруденции (Древний Рим) и истории (Геродот, Фукидид). В Средние века социальные науки развивались в рамках богословия как нерасчлененного всеобъемлющего знания. В античной и средневековой философии понятие общества практически отождествлялось с понятием государства.

Исторически первой наиболее значи-мой формой социальной теории являют-ся учения Платона и Аристотел я. В Средние века к мыслителям, внесшим существенный вклад в развитие социальных наук, можно отнести Августина, Иоанна Дамаскина, Фому Aквинского , Григория Паламу . Важный вклад в становление социальных наук внесли деятели эпохи Возрождения (XV-XVI в.) и Нового времени (XVII в.): Т. Мор («Уто-пия»), Т. Кампанелла «Город Солнца», Н. Макиавел-ли «Государь». В Новое время происходит окончательное отделение социальных наук от философии: экономики (XVII в.), социологии, политологии и психологии (XIX в.), культурологии (XX в.). Возникают университетские кафедры и факультеты по социальным наукам, начинают выходить специализированные журналы, посвященные вопросам изучения общественных явлений и процессов, создаются ассоциации ученых, занимающихся исследованием в области социальных наук.

Основные направления современной общественной мысли

В обществознании как совокупности социальных наук в XX вв. сформировалось два подхода: сциентистско-технократический и гуманистический (антисциентистский).

Главной темойсовременного обществознания становится судьба капиталистического общества, а важнейшим предметом— постиндустриально-е, «мас-совое общество» и особенности его формирования.

Это придает данным исследованиям явный футурологический от-тенок и публицистическую страстность. Оценки состояния и истори-ческой перспективы современного общества могут быть диаметрально проти-воположными: от предвидения глобальных катастроф до прогнозиро-вания стабильного процветающего будущего. Мировоззренческой задачей подобных исследований является поиск новой общей цели и спосо-бов ее достижения.

Наиболее разработанной из современных социальных теорий яв-ляется концепция постиндустриального общества , основные прин-ципы которой сформулированы в трудах Д. Белла (1965). Идея постин-дустриального общества достаточно популярна в современном обще-ствознании, а сам термин объединяет целый ряд исследований, авторы которых стремятся определить ведущую тенденцию развития современного общества, рассматривая процесс производства в различных, в том числе и организационных, аспектах.

В истории человечества выделяются три фазы :

1. доиндустриальная (аграрная форма общества);

2. индустриальная (технологическая форма общества);

3. постиндустриальная (социальная стадия).

Производство в доиндустриальном обществе в качестве основного ресурса использует сырье, а не энергию, извлекает продукты из при-родных материалов, а не производит их в собственном смысле, ин-тенсивно использует труд, а не капитал. Важнейшими общественны-ми институтами в доиндустриальном общества являются церковь и ар-мия, в индустриальном — корпорация и фирма, а в постиндустриальном — университет как форма производства знания. Социальная структура постиндустриального общества теряет ярко выраженный классовый характер, собственность перестает быть ее основой, класс капиталистов вытесняется правящей элитой , обладающей высоким уровнем знаний и образования.

Аграрные, индустриальные и постиндустриальные общества не являются стадиями общественного развития, а представляют собой сосуществующие формы организации производства и его основные тенденции. Промышленная фаза начинается в Европе с XIX в. Пост-индустриальное общество не вытесняет остальные формы, а добавля-ет новый аспект, связанный с использованием информации, знания в общественной жизни. Становление постиндустриального общества связывают с распространением в 70-х гг. XX в. информационных технологий, радикально повлиявших на производство, а следователь-но, и на сам образ жизни. В постиндустриальном (информационном) обществе происходит переход от производства товаров к производству услуг, возникает но-вый класс технических специалистов, которые становятся консуль-тантами, экспертами.

Основным ресурсом производства становится информация (в доиндустриальном обществе это сырье, в индустриальном — энергия). Наукоем-кие технологии сменяют трудоемкие и капиталоемкие. На основании этого различения можно выделить специфические особен-ности каждого общества: доиндустриальное общество основано на взаимодействии с природой, индустриальное — на взаимодействии общества с преобразованной природой, постиндустриальное — на взаимодействии между людьми. Общество, таким образом, предстает как динамическая, прогрессивно развивающаяся система, главные движущие тенденции которой находятся в сфере производства. В этом отношении наблюдается определенная близость между постиндустриаль-ной теорией и марксизмом , что определяется общими идейными пред-посылками обеих концепций — просветительскими мировоззренчес-кими ценностями.

В рамках постиндустриальной парадигмы кризис современно-го капиталистического общества предстает как разрыв между рационалистически ориентированной экономикой и гуманистически ориентированной культурой. Способом выхо-да из кризиса должен стать переход от господства капиталисти-ческих корпораций к научно-исследовательским организациям, от капитализма к обществу знаний.

Кроме этого намечается множество иных экономических и соци-альных сдвигов: переход от экономики товаров к эконо-мике услуг, повышение роли образования, изменение структуры за-нятости и ориентации человека, становление новой мотивации дея-тельности, радикальное изменение социальной структуры, развитие принципов демократии, формирование новых принципов политики, переход к нерыночной экономике благосостояния.

В работе известного современного американского футуролога О. Тофлера «Шок будущего» отмечается, что ускорение социальных и технологических изменений оказывает шоковое воздействие на инди-вида и общество в целом, затрудняет адаптацию человека в меняющем-ся мире. Причиной современного кризиса является переход общества к цивилизации «третьей волны». Первая волна — аграрная цивилизация, вторая — индустриальная. Современное общество может выжить в существующих конфликтах и глобальной напряженности лишь при усло-вии перехода к новым ценностям и новым формам социальности. Глав-ным является революция в мышлении. Социальные изменения обусловлены, прежде всего, изменениями в технике, которая определяет тип общества и тип культуры, причем это влияние осуществляется вол-нообразно. Третья технологическая волна (связанная с ростом инфор-мационных технологий и кардинальным изменением связи) существенным образом меняет образ и стиль жизни, тип семьи, характер работы, любви, общения, формы экономики, политики, сознания.

Основными характеристиками индустриальной технологии, ос-нованной на старом типе техники и разделения труда, являют-ся централизация, гигантизм и единообразие (массовидность), сопровождающиеся угнетением, убожеством, нищетой и эко-логическими катастрофами. Преодоление пороков индустриа-лизма возможно в будущем, постиндустриальном обществе, основными принципами которого будут целостность и индивидуализированность.

Переосмысливаются такие понятия, как «занятость», «рабочее место», «безработица», получают распространение бесприбыльные организации в сфере гуманитарного развития, происходит отказ от диктата рынка, от узкоутилитарных ценностей, которые вели к гуманитарным и экологическим катастрофам.

Таким образом, на науку, ставшую основой производства, возлага-ется миссия преобразования общества, гуманизации общественных от-ношений.

Концепция постиндустриального общества была подвергнута кри-тике с различных точек зрения, и главный упрек заключался в том, что данная концепция — не что иное, как апология капитализма .

Альтернативный путь предлагается в персоналистских концепциях общества , в которых современные технологии («машинизация», «ком-пьютеризация», «роботизация») оцениваются как средство углубляю-щегося самоотчуждения человека от своей сущности. Так, антисциен-тизм и антитехницизм Э. Фромма позволяет ему видеть глубокие проти-воречия постиндустриального общества, угрожающие самореализации личности. Потребительские ценности современного общества являются причиной деперсонализации и дегуманизации общественных отношений.

Основой общественных преобразований должна стать не техно-логическая, а персоналистская революция, революция в чело-веческих отношениях, сутью которой будет радикальная ценност-ная переориентация.

Ценностную установку на обладание («иметь») необходимо заме-нить мировоззренческой ориентацией на бытие («быть»). Подлинным призванием человека и высшей его ценно-стью является любовь. Только в любви и реализуется уста-новка на бытие, меняется структура характера человека, находит ре-шение проблема человеческого существования. В любви возрастает уважение человека к жизни, остро проявляется чувство привязаннос-ти к миру, слитности с бытием, преодолевается отчуждение человека от природы, общества, другого человека, от самого себя. Тем самым осуществляется переход от эгоизма к альтруизму, от авторитаризма к подлинному гуманизму в человеческих отношениях, а личностная ори-ентация на бытие предстает в качестве высшей человеческой ценнос-ти. На основе критики современного капиталистического общества строится проект новой цивилизации.

Целью и задачей личностного бытия является построение персоналистской (общностной) цивилизации, общества, где обычаи и образ жизни, общественные структуры и установления соот-ветствовали бы требованиям личностного общения.

В нем должны быть воплощены принципы свободы и творчества, согласия (при сохранении различия) и ответственности. Хозяйствен-ной основой подобного общества является экономика дарения. Пер-соналистская социальная утопия противостоит концепциям «обще-ства изобилия», «общества потребления», «правового общества», ос-новой которых являются различные виды насилия и принуждения.

Рекомендуемая литература

1. Адорно Т. К логике социальных наук

2. Поппер К.Р. Логика социальных наук

3. Шюц А. Методология социальных наук

;

    Общественные науки - науки, занимающиеся изучением общества и человеческих отношений. К общественным наукам относятся психология, экономика, политология, социология, география. Назначение О.н. подразумевает использование тех же принципов, которые применяются… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

    ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ - комплекс дисциплин, изучающих как общество в целом, его структуру, динамику, развитие, историю, так и его отдельных подсистем (экономику, политику, государство, гражданское общество, правовое устройство, духовную жизнь). Основные категории… … Философия науки: Словарь основных терминов

    См. Социальные науки … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Общественные науки - ОБЩÉСТВЕННЫЕ НАУ́КИ. Накануне войны сов. философы, историки, экономисты, правоведы, языковеды, литературоведы и другие. на основе марксистско ленинского учения разрабатывали проблемы социалистич. базиса и надстройки, преобразования социальной… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

    Научный междисциплинарный журнал РАН, с 1976 (первоначально выходил под названием «Общественные науки», с 1991 современное название), Москва. Учредитель (1998) Президиум РАН. 6 номеров в год … Энциклопедический словарь

    - «Общественные науки Sosial Sciences», ежеквартальный научный журнал РАН на английском языке, с 1970, Москва. Печатает подборку оригинальных статей, подготовленных учёными 30 институтов РАН. Выходит и распространяется также в США … Энциклопедический словарь

    Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных… … Большая советская энциклопедия

    В наиболее общем смысле норма правило поведения. В социологии нормой или социальной нормой является признанная данным обществом форма поведения. В некоторых группах норма предписывает поведение, отличающееся от общепринятого в обществе. Такая… … Википедия

    Науки, 25 Это статья о казино «Гудвин» в Санкт Петербурге. О других значениях этого термина см. Гудвин. Это статья о кинотеатре «Современник» в Санкт Петербурге. О других значениях этого термина см. Современник. Это статья о памятнике на месте… … Википедия

Книги

  • , . Науки общественныя и естественныя в историческом взаимоотношении их методов, очерки по истории и методологии общественных наук. Ученые записки императорского Московского университета. Отдел…
  • Науки общественные и естественные в историческом взаимоотношении их методов , . Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Науки общественныя и естественныя в историческом взаимоотношении их методов, очерки по истории и…

Наука, как одна из форм познания и объяснения мира, постоянно развивается: число её отраслей и направлений неуклонно растёт. Особенно ярко демонстрирует эту тенденцию развитие общественных наук, которые открывают все новые и новые грани жизнедеятельности современного социума. Что они собой представляют? Что выступает предметом их изучения? Об этом более подробно читайте в статье.

Общественная наука

Это понятие появилось сравнительно недавно. Учёные связывают его возникновение с развитием науки в целом, которое началось в 16-17 столетии. Именно тогда наука встала на собственный путь развития, объединив и вобрав в себя всю систему околонаучного знания, которая сформировалась на тот момент.

Следует отметить, что общественная наука - это целостная система научных знаний, которая в своём основании содержит ряд дисциплин. Заданием последних является всестороннее исследование общества и составляющих его элементов.

Стремительное развитие и усложнение этой категории в последние пару столетий ставит новые задачи перед наукой. Появление новых институтов, усложнение общественных связей и отношений требуют введения новых категорий, установления зависимостей и закономерностей, открывают новые отрасли и подотрасли этого вида научного знания.

Что изучает?

Ответ на вопрос о том, что составляет предмет общественных наук, уже заложен в нём самом. Эта часть научного знания концентрирует свои познавательные усилия на таком сложном понятии, как общество. Суть его наиболее полно раскрывается благодаря развитию социологии.

Последнюю довольно часто представляют как науку об обществе. Однако такое широкое толкование предмета этой дисциплины не позволяет получить полное представление о ней.

и социология?

Ответ на этот вопрос пытались дать многие исследователи как современности, так и прошлых веков. может «похвастаться» огромным количеством теорий и концепций, объясняющих суть понятия «общество». Последнее не может состоять только из одного индивида, непременным условием здесь является совокупность нескольких существ, которые непременно должны находиться в процессе взаимодействия. Именно поэтому сегодня учёные представляют общество как некий «сгусток» всевозможных связей и взаимодействий, опутывающих мир человеческих отношений. Выделяют ряд отличительных характеристик общества:

  • Наличие некой социальной общности, отражающей общественную сторону жизни, социальное своеобразие отношений и разного рода взаимодействий.
  • Наличие регулирующих органов, которые социологи называют социальными институтами, последние являют собой наиболее устойчивые связи и отношения. Ярким примером такого института является семья.
  • Особое социальное пространство. Здесь неприменимы территориальные категории, поскольку общество может выходить за их рамки.
  • Самодостаточность - характеристика, которая позволяет отличить общество от других похожих социальных образований.

Учитывая развёрнутое представление основной категории социологии, можно расширить и представление о ней как о науке. Это уже не просто наука об обществе, но и интегрированная система знаний о различных социальных институтах, отношениях, общностях.

Общественные науки изучают социум, формируя разностороннее представление о нём. Каждая рассматривает объект со своей стороны: политология - политическую, экономика - экономическую, культурология - культурную и т. д.

Причины возникновения

Начиная с 16 столетия, развитие научного знания становится достаточно динамичным, а к середине 19 в уже отделившейся науке наблюдается процесс дифференциации. Суть последнего заключалась в том, что в русле научного знания стали оформляться отдельные отрасли. Фундаментом для их формирования и, собственно, поводом для отделения стало выделение объекта, предмета и методов исследования. На основе этих составляющих дисциплины концентрировались вокруг двух основных сфер человеческой жизни: природы и общества.

Каковы причины выделения из научного знания того, что сегодня известно как общественная наука? Это в первую очередь те изменения, которые происходили в социуме в 16-17 столетии. Именно тогда начинается его формирование в том виде, в котором оно сохранилось до сегодняшних дней. На смену устаревшим структурам приходит массовое, которое требует к себе усиленного внимания, поскольку возникла необходимость не только разобраться в но и получить возможность ими управлять.

Ещё одним фактором, способствующим появлению общественных наук, стало активное развитие естественных, которые в некотором роде «спровоцировали» возникновение первых. Известно, что одной из характерных черт научного знания конца 19 столетия было так называемое натуралистическое понимание общества и процессов, происходящих в нём. Особенностью такого подхода было то, что социальное учёные пытались объяснить в рамках категорий и методов естественных наук. Тогда появляется социология, которую её создатель - Огюст Конт - именует социальной физикой. Учёный, изучая общество, пытается применить к нему естественно-научные методы. Таким образом, общественная наука — это система научного знания, которая сложилась позже естественной (природной) и развивалась под её непосредственным влиянием.

Развитие наук об обществе

Стремительное развитие знаний о социуме в конце 19 - начале 20 века было обусловлено желанием найти рычаги управления им в быстро меняющемся мире. Естественные науки, не справляясь с объяснением и процессов, обнаруживают свою несостоятельность и ограниченность. Становление и развитие общественных наук позволяют получить ответы на многие вопросы как прошлого, так и современности. Новые процессы и явления, которые имеют место в мире, требуют новых подходов к изучению, а также применения новейших технологий и методик. Все это стимулирует развитие как научного знания в целом, так и общественных наук в частности.

Учитывая то, что стимулом развития общественных наук стали естественные, следует выяснить, как отличить одни от других.

Науки о природе и обществе: отличительные характеристики

Главное отличие, которое позволяет относить то или иное знание к определённой группе, это, конечно, объект исследования. Иными словами, то, на что направлено внимание науки, в данном случае это две различные сферы бытия.

Известно, что естественные науки возникли раньше общественных, и их методы повлияли на развитие методологии последних. Её развитие происходило в ином познавательном русле - путём понимания процессов, происходящих в социуме, в отличие от объяснения, которое предлагают науки о природе.

Ещё одной особенностью, подчёркивающей отличия естественных и общественных наук, является обеспечение объективности процесса познания. В первом случае учёный находится вне предмета исследования, наблюдая его «со стороны». Во втором он зачастую сам является участником тех процессов, которые происходят в обществе. Здесь объективность обеспечивается за счёт сопоставления с общечеловеческими ценностями и нормами: культурными, моральными, религиозными, политическими и другими.

Какие науки относят к общественным?

Сразу отметим, что есть некоторые сложности в определении того, куда относить ту или иную науку. Современное научное знание тяготеет к так называемой междисциплинарности, когда науки заимствуют методы друг у друга. Именно поэтому порой сложно отнести науку к той или иной группе: как социальные, так и природные науки имеют ряд характеристик, которые роднят их.

Поскольку общественные науки произошли позже естественных, то на начальном этапе своего развития многие учёные полагали, что исследовать социум и происходящие в нём процессы возможно, применяя естественно-научные методы. Ярким примером является социология, которая именовалась социальной физикой. Позже, с развитием собственной системы методов, социальные (общественные) науки отошли от естественно-научных.

Ещё одной чертой, объединяющей эти является то, что каждая из них приобретает знания одинаковыми способами, среди которых:

  • система таких общенаучных методов, как наблюдение, моделирование, эксперимент;
  • логические приёмы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция и т. д.;
  • опора на научные факты, логичность и непротиворечивость суждений, однозначность используемых понятий и строгость их определений.

Также обе сферы наук роднит то, чем они отличаются от других видов и форм знания: обоснованность и системность полученных знаний, их объективность и т. д.

Система научного знания об обществе

Всю совокупность наук, изучающих общество, иногда объединяют в одну, которая называется обществоведение. Эта дисциплина, являясь комплексной, позволяет сформировать общее представление о социуме и месте в нём личности. Формируется она на основе знаний о различных : экономике, политике, культуре, психологии и других. Иными словами, обществоведение — это интегрированная система общественных наук, формирующая представление о таком сложном и многообразном феномене, как общество, роли и функции в нём человека.

Классификация общественных наук

На основании того, какие общественные науки относятся к какому-либо уровню знаний об обществе или дают представление почти обо всех сферах его жизнедеятельности, учёные разделили их на несколько групп:

  • первая включает те науки, которые дают общие представления о самом обществе, закономерностях его развития, основных составляющих и т. д. (социология, философия);
  • вторая охватывает те дисциплины, которые исследуют какую-то одну сторону социума (экономика, политология, культурология, этика и т. д.);
  • к третьей группе можно отнести науки, которые пронизывают все области жизни социума (история, юриспруденция).

Иногда общественные науки разделяют на две сферы: социальную и гуманитарную. Обе они тесно взаимосвязаны, поскольку так или иначе имеют отношение к обществу. Первая характеризует наиболее общие закономерности протекания социальных процессов, а вторая относится к субъективному уровню, который исследует человека с его ценностями, мотивами, целями, намерениями и т. д.

Таким образом, можно обозначить, что общественные науки изучают социум в общем, более широком аспекте, как часть материального мира, а также и в узком - на уровне государства, нации, семьи, объединений или социальных групп.

Наиболее известные общественные науки

Учитывая то, что современный социум являет собой достаточно сложный и многообразный феномен, изучить его в рамках одной дисциплины невозможно. Такую ситуацию можно объяснить исходя из того, что число отношений и связей в обществе сегодня огромно. Все мы сталкиваемся в своей жизни с такими сферами, как: экономика, политика, право, культура, язык, история и т. д. Все это многообразие является ярким проявлением того, насколько разносторонним является современное общество. Именно поэтому можно привести не менее 10 общественных наук, каждая из которых характеризует какую-то одну из сторон социума: социология, политология, история, экономика, юриспруденция, педагогика, культурология, психология, география, антропология.

Бесспорно, что источником основных сведений об обществе является социология. Именно она раскрывает суть этого многогранного объекта исследования. Кроме того, сегодня достаточную известность приобрела политология, которая характеризует политическую сферу.

Юриспруденция позволяет узнать, каким образом регулировать отношения в обществе при помощи правил поведения, закреплённых государством в виде правовых норм. А психология позволяет это делать при помощи других механизмов, изучая психологию толпы, группы и человека.

Таким образом, каждая из 10 общественных наук исследует общество со своей стороны при помощи собственных методов исследования.

Научные издания, публикующие исследования общественных наук

Одним из наиболее известных является журнал «Общественные науки и современность». Это на сегодняшний день одно из немногих изданий, которое позволяет познакомиться с достаточно широким спектром самых разных направлений современной науки о социуме. Здесь есть статьи по социологии и истории, политической науке и философии, исследования, поднимающие проблемы культурологического и психологического плана.

Главной отличительной чертой издания является возможность размещения и знакомства с междисциплинарными исследованиями, которые проводятся на стыке различных научных направлений. Сегодня глобализующийся мир предъявляет свои требования: учёный должен выходить из узких рамок своей отрасли и учитывать современные тенденции развития мирового социума как единого организма.

Современные средства естествознания - науки о законах, явлениях и свойствах объектов природы - позволяют изучать многие сложнейшие процессы на уровне ядер, атомов, молекул, клеток. Именно плоды постижения истинных знаний о природе именно на таком глубинном уровне известны каждому образованному человеку. Синтетические и композиционные материалы, искусственные ферменты, искусственные кристаллы - все это не только реальные объекты разработок ученых-естествоиспытателей, но и продукты потребления различных отраслей промышленности, производящих в широком ассортименте товары повседневного спроса. В данной связи изучение естественно-научных проблем на молекулярном уровне в рамках основополагающих идей - концепций - вне всякого сомнения актуально, полезно и необходимо для будущих специалистов высокой квалификации естественнонаучного и технического профиля, а также для тех, чья профессиональная деятельность не имеет прямого отношения к естествознанию, т.е. для будущих экономистов, специалистов управления, товароведов, юристов, социологов, психологов, журналистов, менеджеров и др.

В то же время познание единичных вещей и процессов невозможно без одновременного познания всеобщего, а последнее в свою очередь познается только через первое. И любой открытый нами «частный» закон — если он действительно закон, а не эмпирическое правило — есть конкретное проявление всеобщности. Нет такой науки, предметом которой было бы исключительно всеобщее без познания единичного, как невозможна и наука, ограничивающая себя лишь познанием особенного.

Всеобщая связь явлений — наиболее общая закономерность существования мира, представляющая собой результат и проявление универсального взаимодействия всех предметов и явлений и воплощающаяся в качестве научного отражения в единстве и взаимосвязи наук. Она выражает внутреннее единство всех элементов структуры и свойств любой целостной системы, а также бесконечное разнообразие отношений данной системы с другими окружающими ее системами или явлениями. Без понимания принципа всеобщей связи не может быть истинного знания.

Естественнонаучное миропонимание – система знаний о природе, образующаяся в сознании учащихся в процессе изучения естественнонаучных предметов, и мыслительная деятельность по созданию этой системы.

Теоретической базой исследования являются работы таких авторов как Акимов О.С., Горелов А.А., Горохов В.Г., Дубнищева Т.Я., Кендрью Дж., Кун Т., Мечников Л.И., Найдыш В.М., Павлов А.Н., Петросова Р.А., Пригожий И., Пуанкаре А., Селье Г., Соломатин В.А., Чайковский Ю.В., Лаптин А.И.

Рассматривая такое многогранное явление, как наука, можно выделить три его функции; отрасль культуры; способ познания мира; специальный институт (в это понятие входит не только высшее учебное заведение, но и научные общества, академии, лаборатории, журналы и т.п.).

Как другим сферам человеческой деятельности, науке присущи специфические черты.

Универсальность - сообщает знания, истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком.

Фрагментарность - изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры; сама же делится на отдельные дисциплины. Вообще, понятие бытия как философское не применимо к науке, представляющей собой частное познание. Каждая наука как таковая есть определенная проекция на мир, как бы прожектор, высвечивающий области, представляющие интерес для ученых в данный момент.

Общезначимость -. получаемые знания пригодны для всех людей; язык науки - однозначный, фиксирующий термины и понятия, что способствует объединению людей.

Обезличенность - ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания.

Систематичность - наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.

Незавершенность - хотя научное знание безгранично растет, оно не может достичь абсолютной истины, после познания которой уже нечего будет исследовать.

Преемственность - новые знания определенным образом и по строгим правилам соотносятся со старыми знаниями.

Критичность - готовность поставить под сомнение и пересмотреть свои, даже основополагающие, результаты.

Достоверность - научные выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным сформулированным правилам.

Внеморальность - научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания (этика ученого требует от него интеллектуальной честности и мужества в процессе поиска истины), либо к деятельности по его применению.

Рациональность - получение знаний на основе рациональных процедур и законов логики, формирование теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня.

Чувственность - научные результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.

Эти черты науки образуют шесть диалектически взаимосвязанных пар: универсальность - фрагментарность, общезначимость - обезличенность, систематичность - незавершенность, преемственность - критичность, достоверность - внеморальность, рациональность - чувственность.

Кроме того, для науки характерны свои особые методы и структура исследований, язык, аппаратура. Всем этим и определяется специфика научного исследования и значение науки.

Общественные науки Энгельс называл человеческой историей, так как каждая такая наука есть прежде всего историческая наука. Человеческую историю можно рассматривать в двух разрезах: как развитие всего общества, во взаимозависимости всех его сторон и элементов и как развитие какой-либо одной или нескольких его структурных сторон, выделенных из общей их взаимосвязи. В первом случае образуется собственно исторические науки в узком смысле слова. Это - история отдельных ступеней развития общества (от первобытного до современного). Сюда относятся также археология и этнография. Во втором случае образуется группа социальных наук, отражающих взаимосвязь отдельных сторон или элементов внутренней структуры общества; его экономического базиса и его надстроек - политической и идеологической. Объективная последовательность перехода от базиса ко всё более высокой надстройке обусловливает порядок расположения наук этой группы. Переход к философии в процессе мысленного движения от базиса к надстройке и от политической к идеологической надстройке есть вместе с тем выход за пределы собственно социальных наук в область общемировоззренческих вопросов, связанных с наукой о наиболее общих законах всякого развития, а также с наукой о мышлении

Слово «естествознание» представляет собой сочетание двух слов - «естество» («природа») и «знание». Оно может быть заменено менее употребительным словом-синонимом «природоведение», которое происходит от общеславянского термина «веды» или «веда» — наука, знание. Мы и до сих пор говорим «ведать» в смысле знать. Но в настоящее время под естествознанием понимается прежде всего так называемое точное естествознание, т.е. уже вполне оформленное — часто в математических формулах — «точное» знание о всем, что действительно есть (или, по крайней мере, возможно) во Вселенной, а «природоведение» (подобно пресловутому «обществоведению» или «науковедению») обычно невольно ассоциируется с какими-то еще аморфными представлениями о предмете своего «ведения».

Когда-то очень давно в русский язык в качестве синонима слова «природа» вошел крайне распространенный латинский термин «натура» (natura). Но только в европейских странах, например в Германии, Швеции и Голландии, на его основе образовался соответствующий термин «Naturwissenschaft»,т.е. буквально - наука о природе, или естествознание. Он стал основанием также по существу международного термина «натурфилософия» (философия природы).

Проблемы устройства, происхождения, организации или самой органической природы всего, что есть во Вселенной (в Космосе), т.е. все проблемы естествознания, космологии и космогонии, первоначально относились к «физике» или «физиологии». Во всяком случае, Аристотель (384-322 до н. э.) называл своих предшественников, занимавшихся этими проблемами, «физиками» или «физиологами», ибо древнегреческое слово «физис» или «фюсис», очень близкое к русскому слову «природа», первоначально означало «происхождение», «рождение», «создание».

Отсюда-естественная (органическая, природная, изначальная) взаимосвязь всего естествознания (включая космологию и космогонию) с физикой, которая является как бы исходной основой науки о Природе.

Но если вопрос о происхождении слова «естествознание» решается легко, то вопрос о том, что такое само естествознание как наука, т. е. вопрос о содержании и определении этого понятия, простым назвать нельзя.

Дело в том, что имеются два широко распространенных определения этого понятия: 1) «естествознание-это наука о Природе как единой целостности» и 2) «естествознание-это совокупность наук о Природе, взятая как единое целое».

Как видно, эти два определения отличны друг от друга. Первое из них говорит об одной единой науке о Природе, подчеркивая единство Природы самой по себе, ее нерасчлененность. Тогда как второе определение говорит о естествознании как о совокупности,т.е. о множестве наук, изучающих Природу, хотя в нем и содержится указание, что это множество надо рассматривать как единое целое.

Между этими двумя определениями уж очень большого различия нет. Ибо «совокупность наук о Природе, взятая как единое целое», т. е. не просто как сумма разрозненных наук, а именно как единый комплекс тесно взаимосвязанных естественных наук, дополняющих друг друга,- это и есть одна наука. Только наука обобщенная, или интегративная (от латинского «integer»-целый, восстановленный).

Предмет естествознания - факты и явления, которые воспринимаются нашими органами чувств. Задача ученого - обобщить эти факты и создать теоретическую модель, включающую законы, управляющие явлениями природы. Следует различать факты опыта, эмпирические обобщения и теории, которые формулируют законы науки. Явления, например, тяготение, непосредственно даны в опыте; законы науки, например, закон всемирного тяготения - варианты объяснения явлений. Факты науки, будучи установленными, сохраняют свое постоянное значение; законы могут быть изменены в ходе развития науки, как, скажем, закон всемирного тяготения был скорректирован после создания теории относительности.

Значение чувств и разума в процессе нахождения истины - сложный философский вопрос. В науке признается истиной то положение, которое подтверждается воспроизводимым опытом. Основной принцип естествознания гласит: знания о природе должны допускать эмпирическую проверку. Не в том смысле, что каждое частное утверждение должно обязательно эмпирически проверяться, а в том, что опыт в конечном счете является решающим аргументом принятия данной теории.

Естествознание в полном смысле слова общезначимо и дает «родовую» истину, т.е. истину, пригодную и принимаемую всеми людьми. Поэтому оно традиционно рассматривалось в качестве эталона научной объективности. Другой крупный комплекс наук - обществознание - напротив, всегда был связан с групповыми ценностями и интересами, имеющимися как у самого ученого, так и в предмете исследования. Поэтому в методологии обществоведения наряду с объективными методами исследования приобретает большое значение переживание изучаемого события, субъективное отношение к нему и т.п.

От технических наук естествознание отличается нацеленностью на познание, а не на помощь в преобразовании мира, а от математики тем, что исследует природные, а не знаковые системы.

Естествознание – совокупность наук о явлениях и законах природы, включающее многие естественно-научные отрасли.

Гуманитаристика – совокупность наук о человеке и отношений между людьми, изучают явления объекты, возникшие как результат деятельности человека.

Основной критерий научности в естествознании это причинность, истина, относительность.

Основной критерий научности в гуманитастике
это понимание процессов, на научность воздействует человек.

Естествознание- наука о явлениях и законах природы. Современное естествознание включает множество естественно-научных отраслей: физику, химию, биологию, физическую химию, биофизику, биохимию, геохимию и др. Она охватывает широкий спектр вопросов о разнообразных свойствах объектов природы, которую можно рассматривать как единое целое.

В наше время естественно-научные знания превратились в сферу активных действий и представляют собой базовый ресурс экономики, по своей значимости превосходящий материальные ресурсы: капитал, землю, рабочую силу и т.п. Естественно-научные знания и основанные на них современные технологии формируют новый образ жизни, и высокообразованный человек не может дистанцироваться от фундаментальных знаний об окружающем мире, не рискуя оказаться беспомощным в профессиональной деятельности.

Среди многочисленных отраслей знаний естественно-научные знания- знания

Следует учитывать различие между естественными и техническими науками, с одной стороны, и фундаментальными и прикладными - с другой. Фундаментальные науки - физика, химия, астрономия - изучают базисные структуры мира, а прикладные занимаются применением результатов фундаментальных исследований для решения как познавательных, так и социально-практических задач. В этом смысле все технические науки являются прикладными, но далеко не все прикладные науки относятся к техническим. Такие науки, как физика металлов, физика полупроводников, являются теоретическими прикладными дисциплинами, а металловедение, полупроводниковая технология - практическими прикладными науками.

Однако провести четкую грань между естественными, общественными и техническими науками в принципе нельзя, поскольку имеется целый ряд дисциплин, занимающих промежуточное положение или являющихся комплексными по своей сути. Так, на стыке естественных и общественных наук находится экономическая география, на стыке естественных и технических - бионика, а комплексной дисциплиной, которая включает и естественные, и общественные, и технические разделы, является социальная экология.

2 Проблема двух культур в науке: от конфронтации к сотрудничеству

Современная наука - сложная и многообразная система отдельных научных дисциплин. Науковеды насчитывают их несколько тысяч, которые можно объединить в две следующие сферы: фундаментальные и прикладные науки.

Фундаментальные науки имеют своей целью познание объективных законов мира как они существуют «сами по себе» безотносительно к интересам и потребностям человека. К фундаментальным относятся: математические науки, естественные науки (механика, астрономия, астрофизика, физика, химическая физика, физическая химия, химия, геохимия, геология, география, биохимия, биология, антропология и др.), социальные науки (история, археология, этнография, экономика, статистика, демография, науки о государстве, праве, история искусства и др.), гуманитарные науки (психология и ее отрасли, логика, лингвистика, филология и др.). Фундаментальные науки потому и называются фундаментальными, что своими основополагающими выводами, результатами, теориями они определяют содержание научной картины мира.

Прикладные науки
нацелены на разработку способов применения полученных фундаментальной наукой знаний объективных законов мира для удовлетворения потребностей и интересов людей. К прикладным наукам относятся: кибернетика, технические науки (прикладная механика, технология машин и механизмов, сопротивление материалов, техническая физика, химико-технологические науки, металлургия, горное дело, электротехнические науки, ядерная энергетика, космонавтика и др.), сельскохозяйственные науки (агрономические, зоотехнические); медицинские науки; педагогическая наука и т.д. В прикладных науках фундаментальное знание приобретает практическое значение, используется для развития производительных сил общества, совершенствования предметной сферы человеческого бытия, материальной культуры.

Каждая наука характеризуется собственными особенностями познавательной деятельности. Науки различаются предметом познания, средствами и методами познания, формами результата познания, теми системами ценностей, идеалами, методологическими установками, стилями мышления, которые функционируют в данной науке и определяют отношение ученых и к процессу познания, и к социально-культурному фону науки.

Совокупность таких систем ценностей, идеалов, методологических установок, стилей мышления, присущих отдельным наукам и их комплексам, иногда называют научной культурой; говорят, например, о культуре гуманитарного познания, культуре естественно-научного познания, культуре технического знания и т.п. Характер научной культуры многое определяет и в проблемах организации науки, и в проблемах отношения науки и общества. Здесь и вопросы нравственной ответственности ученого, особенности «этики науки», отношение науки и идеологии, науки и права, особенности организации научных школ и управления научными исследованиями и т.п. Наиболее контрастны такие различия «научных культур» между культурами гуманитарного и естественнонаучного познания.

Широко распространены представления о «двух культурах» в науке - естественно-научной культуре и гуманитарной культуре. Английский историк и писатель Ч. Сноу написал книгу о «двух культурах», которые существуют в современном индустриальном и постиндустриальном обществе, - естествен но-научной и гуманитарно-художественной. Он сокрушается по поводу огромной пропасти, которая наблюдается между ними и с каждым годом все возрастает. Ученые, посвятившие себя изучению гуманитарных и точных отраслей знания, все более и более не понимают друг друга. По мнению Сноу, это очень опасная тенденция, которая грозит гибелью всей человеческой культуре. Несмотря на излишнюю категоричность и спорность некоторых суждений Сноу, в целом нельзя не согласиться с наличием проблемы и оценкой ее важности.

Действительно, существуют немалые различия между естественно-научным и гуманитарным познанием. Естествознание ориентировано на повторяющееся, общее и универсальное, абстрактное; гуманитарное познание - на специальное, конкретное и уникальное, неповторимое. Цель естествознания - описать и объяснить свой объект, ограничить свою зависимость от общественно-исторических факторов и выразить знание с позиций вневременных принципов бытия, выразить не только качественные, но и количественные характеристики объекта. Цель гуманитарных наук - прежде всего понять свой объект, найти способы конкретно-исторического, личностного переживания, толкования и содержания объекта познания и своего отношения к нему и т.д. В 1960- 1970-е гг. в массовом сознании, в молодежной, студенческой среде эти различия отражались в формах разного рода диспутов между «физиками», ориентированными на строго рационалистические и надличностные каноны естествознания («только физика - соль, остальное все - ноль»), и «лириками», воспитанными на идеалах гуманитарного познания, включающих в себя не только объективное отражение социальных процессов и явлений, но и субъективно-личностное их переживание и толкование.

В проблеме, поставленной Сноу, есть два аспекта. Первый связан с закономерностями взаимодействия науки и искусства, второй - с проблемой единства науки.

Сначала о первом из них. Художественно-образный и научно-рациональный способы отражения мира вовсе не исключают друг друга. Ученый должен обладать способностью не только к понятийному, но и к образному творчеству, а значит, обладать тонким художественным вкусом. Так, многие ученые прекрасно разбираются в искусстве, живописи, литературе, играют на музыкальных инструментах, глубоко переживают прекрасное. Более того, само научное творчество выступает для них как некий вид искусства. В любых, даже исключительно абстрактных отраслях физико-математического естествознания, познавательная деятельность содержит в себе художественно-образные моменты. Поэтому справедливо говорят иногда о «поэзии науки». С другой стороны, художник, деятель искусства творит не произвольные, а типические художественные образы, предполагающие процесс обобщения, познания действительности. Таким образом, познавательный момент органично присущ искусству, вплетен в производство способов образного переживания мира. Интуиция и логика свойственны как науке, так и искусству. В системе духовной культуры наука и искусство не исключают, а предполагают и дополняют друг друга там, где речь идет о формировании целостной гармонической личности, о полноте человеческого мироощущения.

Второй аспект данной проблемы связан с единством науки. Наука в целом - это многогранное и вместе с тем системное образование, все отдельные компоненты которого (конкретные науки) теснейшим образом связаны. Между различными науками имеет место постоянное взаимодействие. Развитие науки требует взаимного обогащения, обмена идеями между различными, даже кажущимися на первый взгляд далекими, областями знания. Например, в XX в. биология получила мощнейший импульс для своего развития именно в результате применения математических, физических и химических методов исследования. В то-же время биологические знания помогают инженерам создавать новые типы автоматических устройств и проектировать новые поколения авиационной техники. Единство наук определяется в конечном счете материальным единством мира.

Естественно-научные методы познания все в большей мере используются в общественных и гуманитарных науках. Например, в исторических исследованиях они дают надежную основу для уточнения дат исторических событий, открывают новые возможности для быстрого анализа массы источников, фактов и др. Археологам они позволяют воссоздать значение астрономических знаний в повседневной жизни людей разных эпох, культур, этносов, в разной природно-географической среде, выявить закономерности исторического развития астрономии (археоастрономия). Без применения методов естественных наук были бы немыслимы выдающиеся достижения современной науки о происхождении человека и общества. Новые перспективы взаимообогащения естественно-научного и гуманитарного знания открываются с созданием новейшей теории самоорганизации - синергетики.

Одна из всеобщих закономерностей исторического развития науки — диалектическое единство дифференциации и интеграции науки. Образование новых научных направлений, отдельных наук сочетается со стиранием резких граней, разделяющих различные отрасли науки, с образованием интегрирующих отраслей науки (кибернетика, теория систем, информатика, синергетика и др.), взаимным обменом методами, принципами, понятиями и т.п. Наука в целом становится все более сложной единой системой с богатым внутренним расчленением, где сохраняется качественное своеобразие каждой конкретной науки. Таким образом, не конфронтация различных «культур в науке», а их тесное единство, взаимодействие, взаимопроникновение является закономерной тенденцией современного научного познания.

3 Традиционные исследования и исследования проблемного характера

В науке можно выделить эмпирический и теоретический уровни исследования и организации знания. Элементами эмпирического знания являются факты, получаемые с помощью наблюдений и экспериментов и констатирующие качественные и количественные характеристики объектов и явлений. Устойчивая повторяемость и связи между эмпирическими характеристиками выражаются с помощью эмпирических законов, часто имеющих вероятностный характер. Теоретический уровень научного знания предполагает наличие особых абстрактных объектов (конструктов) и связывающих их теоретических законов, создаваемых с целью идеализированного описания и объяснения эмпирических ситуаций, т. е. с целью познания сущности явлений. Оперирование с объектами теоретического уровня, с одной стороны, может осуществляться без обращения к эмпирии, а с другой - предполагает возможность перехода к ней, реализующуюся в объяснении уже имеющихся и предсказании новых фактов. Наличие теории, единообразным способом объясняющей подлежащие её ведению факты, является необходимым условием научности знания. Теоретическое объяснение может быть как качественным, так и количественным, широко использующим математический аппарат, что особенно характерно для современного этапа развития естествознания.

Формирование теоретического уровня науки приводит к качественному изменению эмпирического уровня. Если до формирования теории эмпирический материал, послуживший её предпосылкой, получался на базе обыденного опыта и естественного языка, то с выходом на теоретический уровень он «видится» сквозь призму смысла теоретических концепций, которые начинают направлять постановку экспериментов и наблюдений - основных методов эмпирического исследования. На эмпирическом уровне познания широко используются сравнение , измерение , индукция , дедукция , анализ , синтез и др. Для теоретического уровня характерны также такие познавательные приёмы, как гипотеза , моделирование , идеализация , абстракция , обобщение , мысленный эксперимент и т.п.

Все теоретические дисциплины так или иначе, уходят своими историческими корнями в практический опыт. Однако в ходе развития отдельных наук отрываются от своей эмпирической базы и развиваются сугубо теоретически (например, математика), возвращаясь к опыту только в сфере своих практических приложений.

Всю историю науки пронизывает сложное диалектическое сочетание процессов дифференциации и интеграции ; освоение всё новых областей реальности и углубление познания приводят к дифференциации наук, к дроблению её на всё более специализированные области знания; вместе с тем потребность в синтезе знания постоянно находит выражение в тенденции к интеграции наук. Первоначально новые отрасли науки формировались по предметному признаку - сообразно с вовлечением в процесс познания новых областей и сторон действительности.

Для современной науки становится всё более характерным переход от предметной к проблемной ориентации, когда новые области знания возникают в связи с выдвижением определённой крупной теоретической или практической проблемы. Так возникло значительное количество стыковых (пограничных) наук типа биофизики и т.п. Их появление продолжает в новых формах процесс дифференциации наук, но вместе с тем даёт и новую основу для интеграции прежде разобщённых научных дисциплин.

Важные интегрирующие функции по отношению к отдельным отраслям наук выполняют философия, которая обобщает научную картину мира, а также отдельные научные дисциплины типа математики , логики , кибернетики , вооружающие науку системой единых методов.

Развитие научного метода долгое время было привилегией философии, которая и сейчас продолжает играть ведущую роль в разработке методологических проблем, являясь общей методологией наук. В 20 в. методологические средства становятся гораздо более дифференцированными и в конкретном своём виде всё чаще вырабатываются самой науки. Таковы новые категории, выдвигаемые развитием науки (например, информация), а также специфические методологические принципы (например, соответствия принцип). Важную методологическую роль играют в современной науке такие её отрасли, как математика и кибернетика, а также специально разрабатываемые методологические подходы (например, системный подход).

В результате структура отношений между наукой и её методологией весьма усложнилась, а разработка методологических проблем занимает всё более важное место в системе современных исследований.

Заключение

Один из старинных девизов гласит: «знание есть сила». Наука делает человека могущественным перед силами природы. С помощью естествознания человек осуществляет свое господство над силами природы, развивает материальное производство, совершенствует общественные отношения. Только благодаря знанию законов природы человек может изменить и приспособить природные вещи и процессы так, чтобы они удовлетворяли его потребности.

Естествознание – и продукт цивилизации, и условие ее развития. С помощью науки человек развивает материальное производство, совершенствует общественные отношения, образовывает и воспитывает новые поколения людей, лечит свое тело. Прогресс естествознания и техники значительно изменяет образ жизни и благосостояние человека, совершенствует условия быта людей.

Естествознание – один из важнейших двигателей общественного прогресса. Как важнейший фактор материального производства естествознание выступает мощной революционизирующей силой. Великие научные открытия (и тесно связанные с ними технические изобретения) всегда оказывали колоссальное (и подчас совершенно неожиданное) воздействие на судьбы человеческой истории. Такими открытиями были, например, открытия в ХVII в. законов механики, позволившие создать всю машинную технологию цивилизации; открытие в ХIХ в. электромагнитного поля и создание электротехники, радиотехники, а затем и радиоэлектроники; создание в ХХ в, теории атомного ядра, а вслед за ним — открытие средств высвобождения ядерной энергии; раскрытие в середине ХХ в. молекулярной биологией природы наследственности (структуры ДНК) и открывшиеся вслед возможности генной инженерии по управлению наследственностью; и др. Большая часть современной материальной цивилизации была бы невозможна без участия в ее создании научных теорий, научно-конструкторских разработок, предсказанных наукой технологий и др.

В современном мире наука вызывает у людей не только восхищение и преклонение, но и опасения. Часто можно услышать, что наука приносит человеку не только блага, но и величайшие несчастья. Загрязнения атмосферы, катастрофы на атомных станциях, повышение радиоактивного фона в результате испытаний ядерного оружия, «озонная дыра» над планетой, резкое сокращение видов растений и животных – все эти и другие экологические проблемы люди склонны объяснять самим фактом существования науки. Но дело не в науке, а в том, в чьих руках она находится, какие социальные интересы за ней стоят, какие общественные и государственные структуры направляют ее развитие.

Нарастание глобальных проблем человечества повышает ответственность ученых за судьбы человечества. Вопрос об исторических судьбах и роли науки в ее отношении к человеку, перспективам его развития никогда так остро не обсуждался, как в настоящее время, в условиях нарастания глобального кризиса цивилизации. Старая проблема гуманистического содержания познавательной деятельности (т.н. «проблема Руссо») приобрела новое конкретно-историческое выражение: может ли человек (и если может, то в какой степени) рассчитывать на науку в решении глобальных проблем современности? Способна ли наука помочь человечеству в избавлении от того зла, которое несет в себе современная цивилизация технологизацией образа жизни людей?

Вопросы для подготовки к экзамену.

Формы познания. Значение и пределы рационального познания.

Познание - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания). Уровни научного познания: Выделяют два уровня научного познания: эмпирический (опытный, чувственный) и теоретический (рациональный). Эмпирический уровень познания выражен в наблюдении, эксперименте и моделировании, тогда как теоретический - в обобщении результатов эмпирического уровня в гипотезах, законах и теориях.

Чувственное познание

Возможности чувственного познания определяются нашими органами чувств и наиболее очевидны для каждого, т. к. мы получаем информацию с помощью наших органов чувств. Основные формы чувственного познания:
- Ощущения – информация, получаемая от отдельных органов чувств. В сущности, именно ощущения напрямую опосредуют человека и внешний мир. Ощущения дают первичную информацию, которая в дальнейшем подвергается интерпретации.
- Восприятие – чувственный образ предмета, в котором интегрируется информация, полученная от всех органов чувств. Но восприятие существует лишь в момент взаимодействия с предметом.
- Представление – чувственный образ предмета, сохраняющийся в механизмах памяти и воспроизводимый по желанию. Чувственные образы могут иметь разные степени сложности.
- Воображение (как форма познания) – способность комбинировать фрагменты различных чувственных образов. Воображение – важный и нужный компонент всякой творческой деятельности, в том числе научной.

Рациональное познание

Понятия обозначают предметы, свойства и отношения. Суждения в своей структуре обязательно имеют 2 понятия: субъект (то, по поводу чего мы строим мысль) и предикат (то, что мы мыслим по поводу субъекта).

Основные формы рационального познания:
Умозаключения – это такая форма мысли, когда из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, дающее новое знание. Наиболее распространены дедуктивные и индуктивные виды умозаключений. Дедукция строится на основе двух посылок, из которых выводится одна. Индукция строится на основе бесконечного ряда исходных посылок и не дает 100% верного результата.
Гипотезы – это предположения, очень важная форма познавательной деятельности, особенно в науке.
Теория – стройная система понятий, суждений, умозаключений, в рамках которых формируются законы, закономерности фрагмента действительности, рассматриваемого в данной теории, достоверность которых обоснована и доказана средствами и методами, соответствующими стандартам научности.

Рационализм – точка зрения, согласно которой истинность наших знаний может быть обеспечена только разумом. Чувственные знания не могут заслуживать полного доверия, т. к. чувства поверхностны, не способны схватывать суть вещей, которая может быть постигнута только разумом.

Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны и диалектически обуславливают друг друга в процессе реального познания. С одной стороны, исключительно чувственное познание – это познание на уровне животного. С другой стороны, рациональное познание без чувственного невозможно в принципе, поскольку чувственное познание, выступая в качестве опосредующего звена между действительностью и разумом, является для разума «пищей».

Определение науки.

Нау́ка - область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемыеприродные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной цельюпрогнозирования. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.

Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты соответствующей деятельности:

· разделение и кооперацию научного труда;

· научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;

· методы научно-исследовательской работы;

· систему научной информации;

· всю сумму накопленных ранее научных знаний.

Науковедение - наука, изучающая науку.

Вопрос «что такое наука» представляется интуитивно ясным, но любая попытка ответа на него незамедлительно показывает, что это кажущиеся простота и ясность. Не случайно существует точка зрения, согласно которой задача формулирования понятия науки вообще не разрешима, так как наука в своём развитии проходит качественно различные стадии, не поддающиеся сравнению. Кроме того, наука настолько многогранна, что любая попытка определения её существенных свойств будет упрощением. Для ответа на вопрос, что такое наука, можно использовать ресурсы философского метода, который предполагает конструирование всеобщего содержания науки в качестве особого теоретического объекта, имеющего основания во всеобщих характеристиках сознания. С этой точки зрения наука, во-первых, есть результат деятельности рациональной сферы сознания. Во- вторых, наука – это объектный тип сознания, опирающийся в значительной степени на внешний опыт. В-третьих, наука одинаково относится как к познавательной, так и к оценочной сфере рационального сознания. Итак, с точки зрения всеобщих характеристик сознания наука может быть определена как рационально-предметная деятельность сознания. Её цель – построение мысленных моделей предметов и их оценка на основе внешнего опыта. Полученное в результате деятельности мышления рациональное знание должно отвечать ряду требований: понятийно-языковой выразимости, определённости, системности, логической обоснованности, открытости критике и изменениям

Наука как познавательная деятельность . Любая деятельность – это целенаправленная, процессуальная, структурированная активность, имеющая в своей структуре элементы: цель, предмет, средства деятельности. В случае научной деятельности целью является получение нового научного знания, предметом – имеющаяся теоретическая и эмпирическая информация, соотносительная с подлежащей решению научной проблемой, средства – методы анализа и коммуникации, способствующие достижению приемлемого для научного сообщества решения заявленной проблемы. Научно-познавательная деятельность, как и другие виды познания, возникает в практической деятельности людей, но по мере дальнейшего развития начинает опережать практику по освоению новых объектов. Это достигается за счёт того, что вместо непосредственного исследования свойств и закономерностей предметов в процессе стихийно-эмпирического, практического действия, начинает строить их теоретические модели с помощью абстрактных и идеальных объектов. Ориентация на объективность, предметность, открытие всё новых явлений и процессов придаёт научному познанию целостность и единство, а также является фактором, определяющим превращение научного познания в важнейший вид познавательной деятельности. В философии известны три основные модели изображения процесса познавательной деятельности: 1) эмпиризм (процесс познания начинается с фиксации опытных данных, идёт к выдвижению гипотез и отбору наиболее доказанных из них на основе лучшего соответствия имеющимся фактам); 2) теоретизм (научная деятельность понимается как имманентное конструктивное развёртывание того содержание, которое имплицитно заключается в той или иной идее – исходном пункте процесса познания); 3) проблематизм (научная деятельность заключается в движении от менее общей и глубокой проблемы к более общей и глубокой и т.д.). Современная научная деятельность, однако, не сводится к чисто познавательной, а является значимым аспектом инновационной деятельности. При этом общество требует от науки не просто познавательных, а максимально полезных инноваций.

Наука как социальный институт. В самом общем смысле слова, социальные институты – это организованные объединения людей, выполняющие определённые социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения. Осознавая некоторые методологические трудности идентификации науки в этом аспекте, большинство исследователей, тем не менее, признаёт, что наука обладает всеми признаками социального института. Важно только различать внутреннюю и внешнюю институциализацию науки, а также микроконтекст и макроконтекст науки. Процесс формирования науки как особого социального института начинается в XYII – XYIII веках, когда появляются первые научные журналы, создаются научные общества, учреждаются академии, пользующиеся поддержкой государства. С дальнейшим развитием науки происходит неизбежный процесс дифференциации и специализации научного знания, который привёл к дисциплинарному построению научного знания. Формы институциализации науки исторически изменчивы, что определяется динамикой социальных функций науки в обществе, способами организации научной деятельности, взаимосвязью с другими социальными институтами общества. Одно из важнейших открытий в области исследования науки как социального института – то, что наука не является единой монолитной системой. Она скорее представляет собой дифференцированную конкурентную среду, состоящую из множества научных сообществ, интересы которых могут не только не совпадать, но и противоречить друг другу. Современная наука – это сложная сеть взаимодействующих коллективов, организаций, учреждений (лабораторий и кафедр, институтов и академий, научных инкубаторов и научных парков, научно-инвестиционных корпораций, дисциплинарных и национальных научных сообществ, международных объединений). Все они объединены множеством коммуникационных связей, как между собой, так и с другими подсистемами общества и государства (экономикой, образованием, политикой, культурой). Эффективное управление современной наукой невозможно без постоянного социологического, экономического, правового, организационного мониторинга её многообразных элементов, подсистем и связей. Современная наука как самоорганизующаяся система имеет два главных контролирующих параметра: материально-финансовая подпитка и свобода научного поиска. Поддержка этих параметров на должном уровне составляет одну из главных задач современных развитых государств.

Наука как особая сфера культуры. Очевидно, что наука является органичным элементом более широкой реальности – культуры, понимаемой как совокупность всех способов и результатов взаимодействия человека с окружающей его действительностью, как тотальный опыт освоения человеком мира и адаптации к нему. В рамках этой тотальности наука испытывает на себе влияние со стороны других элементов культуры (обыденного опыта, права, искусства, политики, экономики, религии, материальной деятельности и др.). Но влияние культуры в целом не может отменить внутреннюю логику развития науки. Если влияние науки на современный и будущий социальный процесс амбивалентно, то необходимо гармоничное дополнение научного мышления различными вненаучными формами, которые задают и воспроизводят целостного, гармоничного и гуманного человека. Эта проблема известна в современной философской литературе как проблема сциентизма и антисциентизма. Правильное представление о роли и месте науки в общей системе культуры возможно только тогда, когда будут учитываться, во-первых, её многообразные связи и взаимодействия с другими компонентами культуры, а во- вторых, специфические особенности, отличающие её от других форм культуры, способов познания и социальных институтов.

Виды наук. Своеобразие общественных (гуманитарных) наук.

В зависимости от объекта и способов познания выделяют его сферы - науки и группы наук.

Естественные науки - дисциплины, изучающие природные явления (биология, физика, химия,астрономия, география).

Точные науки - дисциплины, изучающие точные закономерности. В этих науках используются строгие методы проверки гипотез, основанные на воспроизводимых экспериментах и строгих логических рассуждениях (математика, информатика; иногда к точным наукам относят также физику и химию).

Технические науки - прикладное знание, которое опирается на фундаментальные науки и служит практическим целям (биотехнология, механика, радиоэлектроника, информатика и др.).

Социально-гуманитарные науки - дисциплины, изучающие различные аспекты жизни человеческого общества и особенности социальной деятельности людей.

Понятие «гуманитарные науки» часто используют как синоним понятия «социальные науки», однако эти две отрасли знания обращаются к разным сторонам человеческого бытия: социальные науки исследуют поведение людей, а гуманитарные - культуру и духовный мир личности. В социальных науках чаще используются количественные (математико-статистические) методы, а в гуманитарных – качественные, описательно-оценочные методы.

Гуманита́рные нау́ки (от humanus - человеческий, homo - человек) - дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной,нравственной, культурной и общественной деятельности. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются собщественными науками, противопоставляясь при этом естественным и абстрактным наукам на основании критериев предмета и метода. В гуманитарных науках, если и важна точность, например описания исторического события, то ещё более важна ясность понимания.

В отличие от естественных наук, где преобладают субъект-объектные отношения, в гуманитарных науках речь идёт преимущественно о субъект-субъектных отношениях (в связи с чем постулируется необходимость интерсубъективных отношений, диалога, общения с другим).

В статье «Время картины мира» Мартина Хайдеггера мы читаем, что в гуманитарных науках критика источников (их обнаружение, выборка, проверка, использование, сохранение и истолкование) соответствует экспериментальному исследованию природы в науках естественных.

М. М. Бахтин в работе «К философским основам гуманитарных наук» пишет, что: «Предмет гуманитарных наук - выразительное и говорящее бытие. Это бытие никогда не совпадает с самим собой и потому неисчерпаемо в своем смысле и значении» .

Но основная задача гуманитарного исследования, по мнению Бахтина, заключается в проблеме понимания речи и текста как объективаций производящей культуры. В гуманитарных науках понимание проходит через текст - через вопрошание к тексту, чтобы услышать то, что может только, сказаться: намерения, основания, причины цели, замыслы автора. Это понимание смысла высказывания движется в модусе анализа речи или текста, событие жизни которого, «то есть его подлинная сущность, всегда развивается на рубеже двух сознаний, двух субъектов» (это встреча двух авторов).

Т. о. первичной данностью всех дисциплин гуманитарных наук является речь и текст, а основным методом становится реконструкция смысла игерменевтическое исследование.

Ключевая проблема гуманитарных наук - это проблема понимания.

Как отмечает Н. И. Басовская: "Гуманитарные науки отличаются интересом и вниманием к человеку, его деятельности, и в первую очередь - деятельности духовной" . По Г. Ч. Гусейнову - «гуманитарий занят научным изучением результатов художественной деятельности человека» .

Юриспруденция как наука.

С.С. Алексеев всвоё время давал краткое и ёмкое определение юридической науке (правоведению): «Это системаспециальных общественных знаний, в пределах и посредством которой осуществляется теоретико-прикладное освоение права». В.М. Сырых, по сегодняшний день придерживающийся марксистской парадигмы научных исследований, отмечает, что «правовая наука представляет собой единство системы знаний о государстве и праве, деятельности ученых-правоведов,осуществляемой в целях развития, совершенствования системы этих знаний и активного воздействия правовой науки на решение актуальных проблем политико-правовой практики,формирования правовой культуры населения и подготовки профессиональных юридических кадров»

Но даже авторы, которые с очевидностью не придерживаются марксистских взглядов, дают аналогичные определения юридической науке. В.Н. Протасов, например, пишет, что «юридическая наука – это система специальных знаний и особая сфера деятельности, в пределах и посредством которой изучаются реальные проявления права и государства, закономерности их существования и развития, осуществляется теоретико-прикладное освоение явлений права и государства»9. Думается, что в современной методологической ситуации такого традиционного подхода для адекватного определения юридической науки недостаточно, необходимо рассмотреть и другие варианты осмысления сущности юридической науки.

Совершенно с иных позиций подходит к общему пониманию юридической науки И.Л.Честнов, который в своих изысканиях по методологии юриспруденции опирается на достижения неклассической и постнеклассической науки, создавая «постклассическую теорию права». Уже одно это обстоятельство заслуживает обращения пристального внимания на труды ученого,пытающегося несколько сдвинуть юриспруденцию с «привычных рельсов» классической научной рациональности XVIII-XIX вв., и не особо обновившую с тех пор свою методологию с опорой на изменившуюся за вторую половину XX в. науковедческую мировую парадигму. По его мнению,постклассическая юриспруденция и теория права в эпистемологическом и онтологическом смыслах (аспектах, которые взаимообуславливают друг друга) должны отвечать следующим критериям: а) быть критикой теории права за её догматичность, претензии на универсальность и аподиктичность; б) быть саморефлексивной (рефлексией второго порядка: относительно реальности, её социальной обусловленности и относительно субъекта познания); в) признавать и обосновывать многомерность права (множество модусов бытия: не только в качестве нормы, правопорядка и правосознания, но и как института, практики его воспроизводства и человека, конструирующего и воспроизводящего институт); г) быть ориентирована на релятивность понимания (восприятия) права – многомерность образов права; д) в ней должна постулироваться сконструированность и одновременно социокультурная обусловленность правовой реальности; е)должна стать «человекоцентристской», т.е. полагать человека как творца правовой реальности,воспроизводящего её своими практиками.

Другой представитель современной петербургской школы права, А.В. Поляков, обосновывая свою научную юридическую концепцию, рассуждает сходным с И.Л. Честновым образом. Ученый отмечает, что феноменолого-коммуникативная теория права (авторский подход к праву А.В.Полякова, рассматриваемый им как средство поиска путей формирования нового, интегрального типа правопонимания – Е.К.) предполагает признание следующих методологических выводов:

1)право как феномен не существует вне социального субъекта, вне социального взаимодействия;

2)такое интерсубъективное взаимодействие, опосредованное легитимными правовыми текстами,всегда является специфическим коммуникативным поведением, субъекты которого обладают взаимообусловленными правомочиями и обязанностями; 3) право представляет собой синергийную коммуникативную систему. Своеобразие этого подхода, как и подхода И.Л.Честнова, в сущности, состоит в том, что юридическая наука, научное юридическое познание, с учётом произошедших в науковедении в современную эпоху изменений, рассматривается сквозь призму субъекта познания, его гносеологических характеристик, а также исходит из принципа плюралистичности картины мира, из которой следует принцип методологического плюрализма и социокультурной обусловленности в том числе и научного юридического познания.

Таким образом, можно выделить два типологически различных к пониманию юридической науки методологических конструктивных подхода (мы не берем в расчет деструктивные подходы, отрицающие познаваемость права в принципе). Первый подход – это типичное классическое научное представление о юриспруденции, согласно которому юридическая наука определяется как стройная система знаний о государственно-правовых явлениях и процессах, характеризующаяся свойствами объективности, верифицируемости, полноты и достоверности, а также деятельность ученых по формированию, проверке и оценке этих знаний. Такой подход игнорирует современные представления о науке, которое, помимо понимания её как системы знаний и деятельности по их добыче и проверке, предполагает ещё несколько составляющих, в частности, Е.В. Ушаков пишет, что принято различать науку как систему знаний, как деятельность, как социальный институт и как культурно-исторический феномен12. В.В. Ильин также рассматривает науку как систему знаний, как деятельность и как социальный институт. «Современная наука – это сложная сеть взаимодействующих друг с другом коллективов, организаций и учреждений – от лабораторий и кафедр до государственных институтов и академий, от «невидимых колледжей» до больших организаций со всеми атрибутами юридического лица, от научных инкубаторов и научных парков до научно-инвестиционных корпораций, от дисциплинарных сообществ до национальных научных сообществ и международных объединений. Все они связаны мириадами коммуникационных связей как между собой, так и с другими мощными подсистемами общества и государства (экономикой, образованием, политикой, культурой и др.)»13. Н.Ф. Бучило определяет социальный институт как организованную относительно обособленную систему сообществ людей, взаимодействующих в определенной сфере социально значимой жизнедеятельности, которая соответствует исторически сложившимся профессиональным и ролевым ценностям и процедурам, удовлетворяющим основные потребности общества14. Таким образом, понимание науки не может акцентироваться только на системе знаний и деятельности по их получению, оно должно осуществляться с учётом особенностей субъекта науки и того научного сообщества, к которому он принадлежит.

Исходя из сказанного более приемлемым необходимо считать второй подход, который можно назвать антропологическим, социально-антропологическим, или духовно-культурологическим. Этот подход предполагает, что наука выступает в ряду других равноправных с ней форм познания (философское, религиозное, мифологическое, обыденное, метафизическое, эстетическое и др.), что научное познание неотделимо от субъекта познания (в особенности в гуманитарных науках) и от социального контекста, в котором формировался этот субъект как учёный, наконец то, что наука есть особый социальный институт, состоящий из научных сообществ, в каждом из которых сформированы определенные научные традиции, в рамках которых производятся научные исследования.

С другой стороны, говорить о принципиальной и революционной смене подходов в юриспруденции от классической науки к неклассической, и о полном отказе от простого классического познания было бы не вполне верным. Представляется необходимым согласиться с тем подходом, который предлагает Р.В. Насыров, разграничивая философию права и теорию права исходя из различения «нормативного права» и «судейского права». «Решая эту проблему, важно учитывать методологическое требование различать, а не смешивать. В основе профессиограммы юриста лежит знание нормативного текста и механизма его реализации; это определяет основу юридического образования и, соответственно, предполагает наличие юридического по своему содержанию предмета «Теория права». Как первый уровень юридического образования теория права необходима юристу, реализующему уже существующий нормативный текст с соблюдением общего (но не абсолютного) требования недопустимости в процессе правоприменения постановки вопроса о целесообразности самого закона. Разумеется, юрист может (и в исключительных случаях) должен принимать решение не на основе противоречивой или откровенно аморальной нормы позитивного права, а непосредственно исходя из требований справедливости и нравственности. Но сама сущность позитивного права предполагает, что такие случаи должны быть исключительными. В идеале у правоприменителя должна быть уверенность в том, что назначение закона и его соответствие началам нравственности и справедливости реализуется через общеобязательность норм права, формальное равенство, неотвратимость юридической ответственности и т.д.


Похожая информация.