Древний город афины и его памятники. Афины – столица Греции

Город Древней Греции со знаменитым Акрополем, Афины, стал символом древней цивилизации и занял центральное место в жизни греков. Строительство Афин началось в микенскую эпоху с возведения Пелопонесских дворцов. Город рос и со временем стал олицетворять все греческие добродетели и пользоваться несомненным авторитетом, так, что даже после поражения в Пелононнеской войне спартанцы отказались разрушать город и порабощать граждан.

История возникновения Афинской империи

Доказательства существования исторического поселения в Акрополе были найдены рядом с местечком Агора. Существует предположение, что он был заселен уже в 5000 г., а возможно и 7000 г. до н.э. Согласно легенде, афинский царь Кекропс назвал город в свою честь, но с Олимпа было видно, что этот город был настолько красив, что заслужил бессмертное имя.

Посейдон ударил в скалу своим трезубцем, откуда хлынула вода, и он заверил людей, что теперь они никогда не буду страдать от засухи.

Афина была последней, она посеяла семя в землю, из которого быстро выросло оливковое дерево. Древние греки считали, что оливковое дерево более ценно, чем вода, поскольку она была была соленой из царства Посейдона. И Афина была выбрана в качестве покровительницы города, и он был назван ее именем.

Основными средствами существования для города Древней Греции стало сельское хозяйство и торговля, в основном по морю. Во время микенской эпохи (около 1550-1100 до н.э.) по всей Греции начинается массовое строительство массивных крепостей, и Афины не стали исключением. Руины микенского двора можно все еще увидеть сегодня в Акрополе.

Гомер в Илиаде и Одиссее изображает микенцев как великих воинов и мореплавателей, которые ведут торговлю в Эгейском и Средиземном морях. В 1200 г. до н.э. народы моря вторглись на греческий архипелаг Эгейского моря с юга в то время, как дорийцы одновременно пришли с севера материковой Греции. Когда микенцы вторглись в Аттику (область, окружающая Афины), дорийцы вышли из города оставив город Древней Греции нетронутым. Хотя как и в других частях древней цивилизации после вторжений отмечался экономический и культурный спад. Афиняне после этого начали претендовать на особый статус в Ионическом море.

Возникновение демократии в Древней Греции

Эрехтейон, Древняя Греция, Афины

Состоятельные аристократы устанавливать контроль над землями, со временем более бедные землевладельцы были порабощены богатыми гражданами. Причиной этого стало разное понимание законов города Древней Греции. Одна часть законодательства, представленная писаниями государственного деятеля Драко, считалась слишком сложной для исполнения, поскольку за большинство нарушений следовала смертная казнь.

Великий законодатель Солон призвал пересмотреть и изменить их. Солон, хотя сам принадлежал к аристократическим кругам, издал серию законов, которые даровали право голоса при решении политических вопросов, гражданам. Тем самым он заложил основу для демократии в Афинах в 594 г. до н.э.

После того как Солон отстранился от государственных дел, различные фракционные лидеры стали делить власть. В конечном итоге победил Писистрат, признавший ценность законов Солона и призывавший исполнять их в неизменном виде. Его сын, Гипипий, продолжил его политический путь, пока его младший брат, Хиппаркос, не убыл убит в 514 г. до н.э. по приказу Спарты. После государственного переворота в Древней Греции и урегулирования вопросов со спартанцами, Клисфен был назначен для реформирования правительства и законодательной базы. В 507 г. до н..э. он ввел новую форму правления, которая сегодня признается демократическим режимом.

По словам историка Ватерфилда:

«Гордость за то, что граждане Афин отныне могли участвовать в общественной жизни, дало огромный толчок для развития ими города» .

Новая форма правления обеспечила стабильность, необходимую для процветания Афин как культурного и интеллектуального центра древнего мира».

Эпоха Перикла в Афинах


Афины

При Перикле Афины вступили в золотой век, который ознаменовался культурным подъемом, сопутствующим появлению великих мыслителей, писателей и художников.

После того как афиняне одержали победу над персами в битве при Марафоне в 490 г. до н.э., и освободились от второго персидского вторжения в Саламине в 480 г. до н.э., Афины стали считаться центром военно-морской мощи древней Греции. Делосский союз был сформирован для создания сплоченной обороны городов-государств древней цивилизации для предотвращения атак персов. Под руководством Перикла Афины заслужили такой авторитет, что могли издавать собственные законы, вводить обычаи и вести торговлю с соседями в Аттике и на островах Эгейского моря.

Период правления Перикла вошел в историю древней Греции как золотой век философии, художественного и литературного искусства, расцвета Афин. Геродот , «отец истории», написал свои бессмертные труды в Афинах. Сократ , «отец философии», преподавал в Афинах. Гиппократ , «отец медицины», практиковался в столице древней цивилизации. Скульптор Фидий создал свои лучшие произведения для в Акрополе, храма Зевса и Олимпии. Демокрит провел исследования и выяснил, что вселенная состоит из атомов. Эсхил Еврипила, Аристофан и Софокл написали свои знаменитые пьесы. Платон создал академию наук рядом с Афинами в 385 г. до н.э., затем Аристотель основал Лицей в центре города.

Боевые сражения Афин

Мощь Афинской империи представляла угрозу для соседних государств. После того как Афины отправили войска на помощь спартанским войскам, чтобы подавить восстание Хелот, Спарта предложила древним грекам оставить поле сражения и вернуться домой. Инцидент спровоцировал войну, которая уже давно назревала.

Позже, когда город Древней Греции отправил свой флот для защиты союзника Сосуга (Конфу) против коринфского вторжения во время битвы за Сибота в 433 г. до н.э., это было истолковано Спартой как агрессия, а не помощь, поскольку Коринф был союзником Спарты.

Пелопоннесская война (431-404 до н.э.) между Афинами и Спартой, в которой так или иначе были задействованы все города Древней Греции, закончилась поражением для Афин.

Все культурные памятники были разрушены. В городе, имеющий репутацию образовательного центра и культуры всей цивилизации, возникло такое явление как порабощение населения. Афины изо всех сил пытались отстоять свое положение независимого государства, пока не были окончательно побеждены в 338 г. до н.э. войсками Македонии под руководством Филиппа II в Херонее.

После поражения в битве при Синосефале в 197 г. до н.э. Римская империя начала постепенное завоевание Древней Греции. Легенда гласит о том, члто римский полководец Сулла, которого уволили с высокой должности в Афинах 87 г. до н.э., был организатором резни граждан города и поджога порта Рипей.

В современном мире Афины хранят наследие искусства классической эпохи, поэтические и художественные достижения. В то время как Парфенон в Акрополе продолжает символизировать золотой век и расцвет Древней Греции.

Видео Афинский Акрополь древней Греции

Олива – священное для греков дерево, дерево жизни. Без него нельзя представить греческие долины, зажатые между горами и морем, да и сами каменистые склоны гор, где оливковые рощи чередуются с виноградниками. Оливы поднимаются почти к самым вершинам, они господствуют и на равнинах, своей сочной зеленью скрашивая желтоватую почву. Они плотным кольцом окружают деревни и выстраиваются вдоль городских улиц.

Местом рождения священного дерева считается – холм, вокруг которого и раскинулась греческая столица. Города античного мира как правило появлялись возле высокой скалы, на ней же возводилась и цитадель (акрополь), чтобы жители могли там укрыться при нападении врага.

Изначально весь город и состоял лишь из крепости, лишь в последствии вокруг Акрополя начали селиться люди, стекавшиеся сюда со всей Греции как в безопасное от нашествий кочевых племен место. С течением времени здесь образовались группы домов, которые потом были объединены вместе с крепостью в единый город. Предание, которому следовали и греческие историки, указывает, что произошло это в 1350 г. до н. э., и приписывает объединение города народному герою Фезею. Афины лежали тогда в небольшой долине, в окружении цепи скалистых холмов.

Превращать Акрополь из крепости в святилище первым стал . Но он был умный человек: придя к власти, он велел приводить к себе во дворец всех бездельников и спрашивал их, почему они не работают. Если выяснялось, что это бедняк, у которого нет вола или семян, чтобы вспахать и засеять поле, то Писистрат давал ему все. Он считал, что безделье таит в себе угрозу заговора против его власти.

В стремлении обеспечить население Древних Афин работой, Писистрат развернул в городе большое строительство. При нем на месте царского дворца Кекропа был возведен Гекатомпедон, посвященный богине Афине. Греки до такой степени высоко почитали свою покровительницу, что отпустили на волю всех рабов, которые принимали участие в возведении этого храма.


Центром Афин была Агора – рыночная площадь, где находились не только торговые лавки; это было сердце общественной жизни Афин, здесь располагались залы для народных, военных и судебных собраний, храмы, алтари и театры. Во времена Писистрата на Агоре воздвигли храмы Аполлона и Зевса Агорая, девятиструйный фонтан Эннеакрунос и алтарь Двенадцати богов, служивший прибежищем для странников.

Строительство храма Зевса Олимпийского, начатое при Писистрате, потом по множеству причинам (военным, экономическим, политическим) приостановили. Согласно преданию, место это с древних времен было центром, где поклонялись Зевсу Олимпийскому и Земле. Первый храм там был устроен еще Девкалионом – греческим Ноем, впоследствии там указывали гробницу Девкалиона и трещину, в которую стекала вода после потопа. Ежегодно, в февральское новолуние, жители Афин бросали туда пшеничную муку, смешанную с медом, как приношение усопшим.

Храм Зевса Олимпийского стал строиться в дорическом ордере, но ни Писистрат, ни его сыновья не успели закончить его. Заготовленные для храма строительные материалы в V столетии до н. э. начали использовать для возведения городской стены. Возобновили строительство храма (уже в коринфском ордене) при сирийском царе Антиохе IV Эпифане в 175 г. до н. э.

Тогда построили святилище и колоннаду, но из-за смерти царя и на этот раз возведение храма не завершили. Разрушение недостроенного храма было начато римским завоевателем , который в 86 г. до н. э. захватил и разграбил Афины. Он вывез несколько колонн в Рим, где они украсили Капитолий. Только при императоре Адриане закончили возведение этого храма – одного из самых больших сооружений древней Греции, по размерам своим равнявшегося футбольному полю.

В открытом святилище храма возвышалась колоссальная статуя Зевса, которая была выполнена из золота и слоновой кости. Позади храма стояли 4 статуи императора Адриана, кроме этого, много статуй императора стояло в ограде храма. Во время землетрясения 1852 г. одна из колонн храма Зевса Олимпийского рухнула, и сейчас она лежит, распавшаяся на составляющие ее барабаны. К нашему времени от 104 колонн, которые были самыми большими в Европе, осталось лишь 15.

Ученые предположили, что Писистратом (или при Писистратах) был заложен и знаменитый Парфенон, позднее разрушенный персами. Во времена Перикла этот храм отстроили заново на основании вдвое больше прежнего. Парфенон воздвигли в 447–432 г. до н. э. архитекторы Иктин и Калликрат.

С 4-х сторон его окружали стройные колоннады, а между их беломраморными стволами виднелись просветы голубого неба. Весь пронизанный светом, Парфенон кажется легким и воздушным. На его белых колоннах нет ярких рисунков, какие можно встретить в египетских храмах. Лишь продольные желобки (каннелюры) покрывают их сверху донизу, отчего храм кажется выше и еще стройней.

В скульптурном оформлении Парфенона принимали участие самые известные греческие мастера, а художественным вдохновителем был Фидий – один из величайших скульпторов всех времен. Ему принадлежат общая композиция и разработка всего скульптурного декора, часть которого он выполнял лично. А в глубине храма, окруженная с трех сторон 2-х ярусными колоннами, горделиво высилась знаменитая статуя девы Афины, созданная прославленным Фидием. Ее одежда, шлем и щит были изготовлены из чистого золота, а лицо и руки сияли белизной слоновой кости.

Творение Фидия было до такой степени совершенно, что правители Афин и иноземные властители не решались возводить на Акрополе другие сооружения, чтобы не нарушать общей гармонии. Парфенон и в наши дни поражает удивительным совершенством своих линий и пропорций: он похож на корабль, плывущий через тысячелетия, и можно до бесконечности смотреть на его пронизанную светом и воздухом колоннаду.

На Акрополе был расположен и храмовый ансамбль Эрехтейон с прославленным на весь мир портиком кариатид: на южной стороне храма, у края стены, шесть высеченных из мрамора девушек поддерживали перекрытие. Фигуры портика – это, по сути, опоры, заменяющие столб или колонну, но они прекрасно передают легкость и гибкость девичьих фигур. Турки, захватив в свое время Афины и не допускавшие по своим исламским законам изображений человека, уничтожать кариатид, однако, не стали. Они ограничились только тем, что стесали лица девушек.

Единственным входом на Акрополь являются знаменитые Пропилеи – монументальные ворота с колоннами в дорическом стиле и широкой лестницей. Согласно преданию, однако, есть и тайный вход на Акрополь – подземный. Он начинается в одном из старых гротов, и 2500 лет назад по нему уполз из Акрополя священный уж, когда армия персидского напала на Грецию.

В античной Греции Пропилеями (буквальный перевод – «стоящие перед воротами») называли торжественно оформленный вход на площадь, в святилище или крепость. Пропилеи афинского Акрополя, сооруженные архитектором Мнесиклом в 437–432 г. до н. э., считаются самым совершенным, самым оригинальным и в то же время самым типичным сооружением подобного рода архитектуры. В древности в обыденной речи Пропилеи называли «Дворцом Фемистокла», поздней – «Арсеналом Ликурга». После завоевания Афин турками в Пропилеях в действительности был устроен арсенал с пороховым погребом.

На высоком пьедестале бастиона, когда-то охранявшего вход на Акрополь, высится небольшой изящный храм богини победы Ники Аптерос, украшенный невысокими барельефами с изображениями на темы . Внутри храма была установлена позолоченная статуя богини, которая так понравилась грекам, что они простодушно упросили скульптора не делать ей крыльев, чтобы она не смогла покинуть прекрасные Афины. Победа непостоянна и перелетает от одного противника к другому, потому афиняне и изобразили ее бескрылой, чтобы богиня не покинула город, одержавший великую победу над персами.

После Пропилей афиняне выходили на главную площадь Акрополя, где их встречала 9-ти метровая статуя Афины Промахос (Воительницы), тоже созданная скульптором Фидием. Она была отлита из трофейного персидского оружия, захваченного в . Пьедестал был высокий, и позолоченный наконечник копья богини, сверкавший на солнце и видимый далеко с моря, служил своего рода маяком для мореплавателей.

Когда в 395 г. Византийская империя отделилась от римской, Греция оказалась в ее составе, и до 1453 г. Афины входили в состав Византии. Великие храмы Парфенон, Эрехтейон и другие превратили в христианские церкви. Поначалу это нравилось и даже помогало афинянам, новообращенным христианам, так как давало возможность им совершать новые религиозные ритуалы в привычной и знакомой обстановке.

Но к Х столетию сильно уменьшившееся население города начало неуютно чувствовать себя в огромных величественных постройках прошлых времен, да и христианская религия требовала другого художественно-эстетического оформления храмов. Потому в Афинах начали строить значительно меньшие по размерам христианские церкви, к тому же абсолютно другие по художественным принципам. Самая старая церковь византийского стиля в Афинах – это церковь Святого Никодима, возведенная на развалинах римских терм.

В Афинах постоянно ощущается и близость Востока, хотя трудно сказать сразу, что именно придает городу восточный колорит. Возможно, это мулы и ослики, запряженные в повозки, какие можно встретить на улицах Стамбула, Багдада и Каира? Или сохранившиеся кое-где минареты мечетей – немые свидетели былого владычества Великой Порты?

А возможно, наряд гвардейцев, стоящих на страже у королевской резиденции – ярко-красные фески, юбочки выше колен и войлочные туфли с загнутыми вверх носами? И конечно, это древнейшая часть современных Афин – район Плака, восходящий еще ко временам турецкого господства. Этот район сохранили в том виде, в каком он существовал до 1833 г.: узкие, не похожие друг на друга улочки с небольшими домами старой архитектуры; лестницы, соединяющие улицы, церквушки… А над ними возвышаются величавые серые скалы Акрополя, увенчанные мощной крепостной стеной и поросшие редкими деревьями.

За небольшими домиками расположились римская Агора и так называемая Башня ветров, которую в I столетии до н. э. подарил Афинам богатый сирийский торговец Андроник. Башня ветров – это восьмигранное сооружение высотой чуть более 12-ти метров, грани его строго ориентированы по сторонам света. На скульптурном фризе Башни изображены ветры, дующие каждый со своей стороны.

Башня была построена из белого мрамора, а наверху ее стоял медный Притон с жезлом в руках: поворачиваясь по направлению ветра, он показывал жезлом на одну из восьми сторон Башни, где в барельефах было изображено 8 ветров. К примеру, Борей (северный ветер) изображался старцем в теплой одежде и полусапожках: в руках он держит раковину, которая служит ему вместо трубы. Зефир (западный весенний ветер) предстает босоногим юношей, который из полы своей развевающейся мантии рассыпает цветы…

Под барельефами, изображающими ветры, на каждой стороне Башни помещены солнечные часы, показывающие не только время суток, но также оба поворота солнца и равноденствие. А чтобы можно было узнать время в пасмурную погоду, внутри Башни помещена клепсидра – водяные часы.

Во времена турецкой оккупации почему-то считали, что в Башне ветров похоронен философ Сократ. Где умер Сократ и где точно находится гробница древнегреческого мыслителя – у древних писателей прочитать об этом нельзя. Но в народе сохранилось предание, которое указывает на одну из пещер, состоящую из трех камер – частью естественных, частью специально вырезанных в скале. Одна из крайних камер имеет еще особое внутреннее отделение – наподобие низкого круглого каземата с отверстием вверху, которое закрывается каменной плитой…

Невозможно в одной статье рассказать обо всех достопримечательностях древних Афин, потому как, каждый камень здесь дышит историей, каждый сантиметр земли древнего города, на которую невозможно вступать без трепета, священен… Недаром греки говорили: «Если ты не видел Афин, то ты – мул; а если видел и не был восхищен, то ты – пень!»

Н.Ионина

Спарта и Афины – два города-государства ставшие колыбелью западной цивилизации. У них было несколько общих черт, и на протяжении всей истории они воевали друг с другом за господство и власть.

Древняя Греция не была единой страной, вместо этого существовали независимые города-государства – “полисы”. У этих государств было собственное правительство и армия. Спарта и Афины были одними из самых могущественных полисов древней Греции. Также они были друг для друга крупнейшими соперниками. У обоих были проблемы с пропитанием населения, поскольку их земля была бесплодной. Таким образом, они завоевывали соседние государства, у которых было достаточно продовольствия, и взамен завоеванная земля получала защиту от вторгавшихся в дальнейшем армий противника.

Несмотря на то, что Спарта и Афины были географически близки друг к другу, их идеологии, общество, формы управления и базовый образ жизни сильно различались. Афины были одними из ведущих городов древней Греции в первом тысячелетии, принося культурные и философские достижения, что закладывали основы новой западной цивилизации. С другой стороны, милитаристская Спарта, сформированная после миграции Дориана с севера, и известная своей военной силой, стала главным врагом Персидской империи и возможным завоевателем Афин. Если милитаристская и мачистская культура Спарты полностью зависела от войн, то Афины стали истоком для некоторых из самых выдающихся достижений философии, искусства и науки в истории человечества.

Краткие сравнения между Спартой и Афинами

Происхождение

Основной причиной различия между двумя культурами было происхождение, так как спартанцы были потомками дорийских захватчиков, а афиняне имели ионийское происхождение.

Форма правления

В Древней Греции существовали две формы правления: демократия и олигархия. В Спарте правили два короля и совет из 28 старейшин. Кроме того, группа из 5 членов, известных как эфры, отвечала за воспитание детей и повседневную жизнь граждан. Эта форма олигархического правительства была избрана спартанскими гражданами, которым было более тридцати лет. Афины же формировали демократию в Древней Греции. Это был совет из 500 членов, которые были избраны гражданами. Совет собирался, голосовал и принимал законы. Афинское демократическое правительство избиралось и управлялось мужским населением высшего класса.

Культура и вера

Культура двух полисов сильно различалась. Спарта стала военным оплотом, подчеркнув только расширение своей власти, в то время как афиняне выросли в области инфраструктуры и культуры. Спартанская вера полная лояльности к государству была единственной причиной их существования. У афинян и спартанцев были разные идеологии и цели. Афины всегда стремились завоевать как можно больше земель, в то время как спартанцы всегда удерживали свои земли, если они не были атакованы. Однако в Афинах и Спарте существовали некоторые вещи, которые имели поразительные сходства, такие как поклонение греческим богам и богиням, а также отвага и храбрость на поле битвы.

Образ жизни

Образ жизни Спарты был противоположен образу жизни Афин. В то время как афиняне потратили значительное время на изучение литературы, искусства и музыки, спартанцы тренировались, чтобы стать отличными солдатами. Спартанцы были блестящими на войне, и их воины считались одними из лучших в мире. Строгая тренировка, начинавшаяся с раннего детства, закаляла спартанских солдат так, что они никогда не покидали битву в кровавых конфликтах, которые постоянно возникали между маленькими полисами древней Греции. Граждане Афин и Спарты имели разные моральные ценности и были уникальны по-своему. И мужчины, и женщины пользовались различными привилегиями, как в Спарте так и в Афинах.

Спарта : Считается, что в Спарте старейшины проверяли новорожденного ребенка на уродства, и если ребенок считался слишком слабым, чтобы стать сильным солдатом, его бросали в ущелье. В остальном обучение было строгим. В возрасте 7 лет ребенок отбирался у матери и передавался под контроль армии. Там их обучали и тренировали, а после зачисляли в регулярную армию в возрасте 20 лет. Даже после женитьбы спартанский солдат оставался в армейском бараке.

В возрасте 30 лет спартанец получал право голосовать и разрешение оставаться дома. Спартанские женщины были независимыми и пользовались свободой в полной мере, чего не было в других полисах Греции. Им также разрешалось тренироваться и изучать военное дело.

Афины : В отличие от Спарты, афинский образ жизни был более свободен, в котором мужчины имели доступ к хорошему образованию и могли заниматься любым видом искусств или наук. Однако женщины имели ограниченные права и не считались полноправными членами общества. Только мужчинам было присвоено звание «гражданин». В отличие от Спарты, мужчины не были вынуждены вступать в армию, они могли делать все, что хотели.

Экономика

В то время как спартанцы полагались на сельское хозяйство для поддержания своей экономики, Афины стали главной торговой силой Средиземноморья к 5 веку до н.э. и, следовательно, были значительно богаче. Спартанцы были простыми воинами, и все время проводили обучение. Они полагались исключительно на илотов (рабов), которые управляли своей фермой и снабжали их продовольственными товарами.

Военная сила

На фронте знаменитые спартанцы имели большое преимущество на суше, в то время как Афины отличались своей мощью в море. Спарта была окружена горами. В случае нападения они использовали эти горы для своей защиты и полностью полагались на свою армию. В Афинах не было очень сильной сухопутной армии, их основная мощь концентрировалась во флоте. Афины использовали стены для защиты от других городов-государств. Такой вид обороны не наблюдался в Спарте.

В то время как два великих государства Древней Греции имели ряд различий, они также были похожи в определенных направлениях. Образование было обязательным для мужчин. Хотя в Спарте оно было ограничено военной подготовкой, в Афинах мальчиков обучали по целому ряду предметов. У государств были сильные солдаты, и обоим нужны были рабы или илоты для облегчения их жизни или работы на фермах. Независимо от различий и сходств, Афины и Спарта были двумя сильнейшими сверхдержавами Древней Греции.

  • Ок. 508 г. до н. э. — в Афинах побеждает демократия.
  • 461-429 гг. до н. э. — эпоха Перикла в Афинах.
  • 447-438 гг. до н. э. — строительство Парфенона.
  • 431-404 гг. до н. э. — Пелопоннесская война.

Древние Афины первыми из многочисленных городов-государств призвали к объединению сил для совместной защиты от новых вторжений Персии после греко-персидских войн. Для этого здесь был построен мощный флот.

В Афинах все мужчины-граждане могли высказаться о том, как следует управлять городом. Каждые десять дней они встречались, чтобы обсудить новые законы и голосованием принять решения. Этот тип правления называется демократией , что означает «власть народа». Женщины, иностранцы и рабы к голосованию не допускались.

Афинские храмы

Греки возводили величественные храмы из ослепительно белого мрамора. У большинства храмов крыши были треугольной формы и покоились на рядах колонн. Греки применяли при строительстве колонны трех разных ордеров: дорический, ионический, коринфский.

Афинская агора

Афинская агора — центральная площадь и рынок в центре Афин. Она находится у подножья холма, который носит название Акрополь. Дорога, ведущая на Акрополь, называется «священный путь». На вершине холма находился храм Афины, богини мудрости и войны, который назывался Парфенон. Через главные ворота храма проходили религиозные шествия.

Мужчины ходили на агору, чтобы встречаться с друзьями. Мужчины же обычно и делали покупки на рынке. Люди со всей Греции приезжали в Афины, чтобы приобрести в агоре керамическую посуду. Жители из других городов могли поменять свои деньги у трапезита. Жонглеры на рынке развлекали толпу.

На рынке в афинской агоре продавался широкий спектр товаров. На прилавках продавали шерсть и льняную ткань, глиняные светильники, цветы, оливковое масло для светильников и даже рабы. В здании, носящем название «стоя», находились лавки. В них продавали золото, пряности и шелк. Продавалась в агоре и пища: горячая еда , мясо, фрукты и овощи, мёд для приготовления сладких блюд, яйца , сыр. Мясо во время продажи выкладывали на мраморную плиту, поддерживающую его охлажденным. Материал с сайта

Греческие мыслители задавались вопросом о смысле человеческого бытия. Два наиболее знаменитых философа, Сократ и Платон, жили в Афинах. Ученые пытались объяснить устройство мира. Они изучали растения , животных , человеческое тело, Солнце и звезды . Такие ученые, как Пифагор, открыли законы, которые по сей день применяют в математике. Грек по имени Геродот написал первую достоверную книгу по истории . Она была посвящена греко-персидским войнам.

Картинки (фото, рисунки)

  • Перикл
  • Греческие воины. Роспись на вазе
  • Рынок (агора) в центре Афин
  • Парфенон в Афинах - типичный греческий храм
  • Политик, произносящий речь перед афинскими гражданами
  • Греки применяли при строительстве колонны трех разных ордеров: дорический, ионический, коринфский
  • Платон
  • Сократ
  • Рукопись, содержащая известную теорему Пифагора
  • Геродот расспрашивает ветеранов греко­-персидских войн

РАННИЕ АФИНЫ

В афинский полис, один из самых крупных в Греции, входила вся Аттика – область в восточной части Средней Греции. Расположенная на полуострове, напоминающем по форме рог и глубоко вдающемся в море, на севере Аттика граничила с Беотией, на западе – с областями на перешейке Истм. С востока и юга ее земли омывались водами Эгейского моря. На территории Аттики, кроме ее «столицы» – известного еще с микенской эпохи города Афины, находилось еще несколько небольших городков (Элевсин, Марафон, Браврон и др.), а также множество демов – сельских поселений. Впрочем, афинский полис не всегда был таким большим. Он сложился постепенно, путем синойкизма. Сами афиняне приписывали образование полиса легендарному царю и герою Тесею, жившему, согласно мифам, еще до Троянской войны. Однако в действительности этот процесс занял несколько веков, начавшись в гомеровский период, а завершившись уже в начале архаической эпохи. Когда в начале VII в. до н. э. в состав полиса вошел находившийся на границе с Мегарами Элевсин, важный религиозный центр с прославленным святилищем богини Деметры, объединение областей Аттики вокруг Афин завершилось.

Афинский синойкизм, в отличие от аналогичных процессов в других греческих полисах, не сопровождался переселением всех жителей полиса в главный город. В архаическую эпоху еще более половины граждан Афин жило в сельской местности.

Рельеф Аттики был достаточно разнообразен: невысокие горные хребты (Гиметт, Парнет, Пентеликон) чередовались с каменистыми равнинами. Естественные ресурсы Аттики нельзя назвать ни слишком обильными, ни слишком скудными. Почвы были мало пригодны для выращивания зерновых культур, поэтому афиняне всегда ощущали недостаток в хлебе и были вынуждены импортировать зерно. В то же время для культивирования оливковых деревьев условия были весьма благоприятные. Оливы (маслины) были одним из главных богатств Афин. Не случайно оливковое дерево почиталось как священный символ покровительницы афинского государства – богини Афины. По греческим меркам, Аттика была богата полезными ископаемыми. На юге области, в Лаврии, имелись крупные месторождения серебра. Эти рудники, когда они стали интенсивно разрабатываться, в классическую эпоху превратились в один из главных факторов экономического процветания Афин. В Аттике добывались также мрамор и высококачественная глина, пригодная для производства керамики.

Жители Аттики принадлежали к ионийской субэтнической группе греческого этноса. На ранних этапах истории государства, когда полис находился еще в стадии формирования, гражданское население разделялось по родо-племенному принципу. Важнейшими и наиболее крупными единицами являлись четыре филы (т. е. племени); каждый афинский гражданин входил в какою-либо из фил. Фила делилась на фратрии – объединения культового характера. Фратрию, в свою очередь, составляли роды. Однако членами родов являлись не все жители Аттики, а только аристократы; принадлежность к какому-нибудь роду являлась, таким образом, подтверждением знатного происхождения лица.

Афинский Акрополь. Фотография

В то же время постепенно начинается территориальное деление полиса: каждая фила подразделялась на три триттии, а каждая триттия – на четыре навкрарии. Всего было 48 навкрарий, и эти небольшие округа являлись наименьшими территориальными единицами. Каждая навкрария обязана была на свои средства содержать военный корабль, являвшийся частью афинского флота.

Столица полиса – Афины – располагалась в центральной части Аттики, в нескольких километрах от побережья Саронического залива, в долине небольшой, летом пересыхавшей речки Кефис. Главный афинский холм – Акрополь – был религиозным центром полиса и его цитаделью. На нем размещались храмы, дома правителей, а также городские оборонительные укрепления, так как в эпоху архаики Афины не были окружены стеной. На некоторых из соседних с Акрополем холмах (Ареопаг, Пникс и др.) также находились общественные сооружения и святилища. Неподалеку от подножия Акрополя находилась Агора – главная городская площадь, один из центров политической жизни.

Афины существовали уже во ІІ тысячелетии до н. э., в микенскую эпоху. Возрастанию роли Афин способствовало то обстоятельство, что дорийцы, сокрушившие микенскую цивилизацию, практически обошли Аттику стороной. А потому состав населения области, по сути, не изменился, появились только ахейские беженцы, которые спасались в Аттике от дорийцев. Здесь не было пришлых завоевателей,как в Спарте, и не было людей зависимых, подобных илотам. Относительная бесконфликтность (континуитет) афинской истории между II и I тысячелетиями до н. э., несомненно, сыграла свою роль в дальнейшем, ный для Греции эпохи «темных в меньшей степени. Период X– VIII вв. до н. э. был для Афин даже временем относительного процветания, особенно в экономическом отношении. В частности, аттическая расписная керамика геометрического стиля была, пожалуй, лучшей в Греции. Однако к VII в. до н. э. развитие этого полиса замедляется, и Афины становятся одним из рядовых, хотя и крупных государств греческого мира.

Афина Промахос. Статуэтка с афинского Акрополя (V в. до н. э.)

Исключительно важную роль во всех сторонах жизни Афин играла аристократия – евпатриды (т. е. сыновья благородных отцов). По удельному весу знати в составе населения афинский полис едва ли не превосходил все остальные греческие государства. Одной из причин этого был приток в Аттику на рубеже ІІ-І тысячелетий до н. э. бежавших от дорийцев аристократов из Пелопоннеса. Этих беженцев радушно принимали в Афинах; один из знатных родов, пришедших в Аттику из Пилоса, основал даже последнюю афинскую царскую династию Медонтидов.

На протяжении всей архаической эпохи аристократы прочно держали в своих руках все рычаги власти в Афинах. Они постепенно добились сокращения полномочий басилеев, а потом и ликвидации их правления. Срок пребывания царя у власти был ограничен десятью годами, а позднее снижен до годичного. Должность царя из наследственной превратилась в выборную и стала доступной представителям не только династии Медонтидов, но и других знатных родов. Чтобы ограничить власть правителя, для управления полисом были введены различные государственные должности.

В начале VII в. до н. э. сформировалась политическая система афинского полиса как аристократической республики. Во главе государства стояла коллегия из девяти магистратов – высших должностных лиц, занимавших свой пост в течение года. Они назывались архонтами, и между ними существовало определенное разграничение функций. Первый архонт – эпоним – считался высшим гражданским должностным лицом полиса; он давал свое имя году, на который приходилось его правление. Второй архонт – басилей – был наследником древней царской власти, но в эпоху архаики сохранял лишь полномочия верховного жреца полиса, руководителя религиозной жизни общины. Третий архонт – полемарх – являлся верховным главнокомандующим вооруженными силами. Остальные шесть архонтов – фесмофеты – контролировали соблюдение устного права (письменных законов в Афинах еще не было).

Чрезвычайно важную роль в управлении играл Совет ареопага – главный оплот власти аристократии. В него входили архонты, у которых истек срок их пребывания у власти; они оставались членами ареопага пожизненно. Именно ареопаг, пользовавшийся большим авторитетом, имел право назначить гражданина на должность архонта. Ареопаг осуществлял высший контроль над всей жизнью государства, а также являлся верховной судебной инстанцией, разбиравшей наиболее важные дела.

Народное собрание в Афинах вплоть до VI в. до н. э. не играло сколько-нибудь значительной роли. В целом положение рядового демоса было довольно приниженным. Он полностью подчинялся аристократии и, кроме того, находился от нее в экономической зависимости, которая постоянно увеличивалась. Во второй половине VII в. до н. э. широкое распространение получила долговая кабала; на крестьянских земельных участках появились горосы (закладные камни), знаменовавшие фактический переход таких полей в распоряжение кредиторов и превращение прежних владельцев в бесправных арендаторов. Порой неоплатные должники попадали в настоящее рабство.

Таким образом, в социально-экономической и политической эволюции афинского полиса на протяжении первых двух столетий эпохи архаики проявлялись тенденции, характерные для греческого мира в целом. При этом темпы развития Афин можно определить как средние – более быстрые, чем, скажем, в полисах Беотии и Фессалии, но более медленные, чем в таких развитых государствах, как Коринф, Мегары, Халкида. В частности, афиняне принимали не очень активное участие в Великой греческой колонизации, ибо такой большой, по греческим меркам, полис не испытывал «земельного голода». Лишь в конце VII в. до н. э. Афины отправили первую экспедицию в зону черноморских проливов и основали на малоазийском побережье колонию Сигей.

В 636 г. до н. э. в Афинах впервые была предпринята попытка установить тиранию. Власть попытался захватить молодой аристократ Килон, незадолго до того одержавший победу в Олимпийских играх. Возглавив отряд сверстников, он занял Акрополь. Однако демос не поддержал Килона, и его мятеж был относительно легко подавлен властями полиса; при этом, правда, не обошлось без массового кровопролития и убийств. В расправе над мятежниками важную роль сыграли представители знатного рода Алкмеонидов, которому впоследствии было суждено властвовать в афинском государстве. Неудача заговорщиков показала, что Афины еще не готовы принять тиранический режим. Однако мятеж Килона обострил борьбу между аристократическими группировками. Убийство следовало за убийством, поскольку вступил в действие старинный обычай кровной мести.

Пресечь междоусобные распри был призван первый греческий свод письменных законов, созданный в 621 г. до н. э. законодателем Драконтом. Важнейшее место в этом своде занимали законы об убийствах. Их соблюдение должно было если не ликвидировать окончательно кровную месть, то, во всяком случае, поставить наказание под контроль государства. Отныне родственники убитого обязаны были передавать дело о наказании на рассмотрение суда ареопага, а не расправляться с убийцей самовольно.

Итак, к рубежу VI-VI вв. до н. э. в жизни афинского полиса наметились два важнейших процесса: постоянная борьба аристократических родов и растущее закабаление демоса. Оба этих процесса серьезно подрывали стабильность государства. Чтобы поправить ситуацию, были проведены реформы, которые, правда, не помогли полностью изменить положение. Но они резко ускорили развитие Афин, превратив этот полис в один из самых значительных в Элладе, что со временем позволило ему стать политическим, экономическим и культурным центром греческого мира.

Из книги 100 великих городов мира автора Ионина Надежда

Древние Афины АкропольОлива – священное для греков дерево, дерево жизни. Без него невозможно представить греческие долины, зажатые между горами и морем, да и сами каменистые склоны гор, где оливковые рощи чередуются с виноградниками. Оливы взбираются почти к самым

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

13.6. Раздробленная статуя Афины Никита Хониат, рассказывая о пленении Царь-Града в 1204 году, сообщает следующую интересную подробность. Ещё до взятия города, когда он был окружён врагами, «пьянейшие из городских пьяниц БРОСИЛИСЬ НА СТАТУЮ АФИНЫ, стоявшую на колонне среди

Из книги Оружие времен Античности [Эволюция вооружения Древнего мира] автора Коггинс Джек

АФИНЫ Именно в эту эпоху вторжений, завоеваний и восстаний началось восхождение Афин к пику своего могущества. Когда же оно стало доминирующим государством своего региона, таким, каким оно знакомо нам по многим страницам мировой истории, его литература и изящные

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

1. Афины в VIII–VII вв. до н. э Институты государственности в Аттике стали складываться несколько позже, чем в разных областях Пелопоннеса, но постепенно Афины превратились не только в одно из крупнейших и могущественных государственных образований, но и стали своего рода

Из книги Тайны городов-призраков автора Бацалев Владимир Викторович

Степные Афины Античный историк Геродот родился около 484 года до н. э. в Галикарнасе, одном из древнейших ионийских городов на побережье Малой Азии (ныне это турецкий город Бодрум, расположенный на одноименном полуострове). К этому времени город уже более семидесяти лет

Из книги Неведомая Африка автора Непомнящий Николай Николаевич

Афины в Африке? Согласно общепринятому мнению, железо в качестве полезного металла было открыто около 1500 года до н. э. в Азии в регионе между Кавказом и тем, что сейчас называют Малой Азией. К 1300 году до н. э. добыча и обработка руды стали важным занятием у хеттов, живших на

автора Картледж Пол

Из книги История Древней Греции в 11 городах автора Картледж Пол

Из книги Философы Древней Греции автора Брамбо Роберт

Афины 1 В дополнение к более крупным по объему книгам общефилософской, общекультурной и общеисторической тематики, которые перечислены ниже в «Рекомендациях для дальнейшего чтения», особый интерес представляют Life Magazine; The Athenian Agora; Athens and Environs.2 Напомню вам, что первый

Из книги Новое открытие древней Африки автора Дэвидсон Бэзил

Афины в Африке? Согласно общепринятому мнению, люди научились выплавлять железо около 1500 года до н. э. в районе, расположенном к западу от Кавказского хребта.К 1300 году до н. э. выплавка железа уже стала важной отраслью ремесла у хеттов, обитавших в теперешней Анатолии. Тогда

автора Ллевеллин Смит Майкл

«Старые Афины» Афиняне любят вспоминать о «старых Афинах». Существует целая категория ностальгических песен: «Встреча в Афинах», «Афины и снова Афины», исполняемых замечательной Софией Вембо, «Афины в ночи», «Афинское танго», «Прекрасные Афины» и знаменитые «Афины» -

Из книги Афины: история города автора Ллевеллин Смит Майкл

Афины военные Во время хаоса первых двух десятилетий XX века Афины оставались все тем же городом с населением, выросшим с 217 820 человек в 1910 году до 292 991 человека в 1921-м. Премьер-министр Венизелос провел радикальную финансовую реформу, преобразовал силовые структуры,

Из книги Социология невежества автора Штайнзальц Адин

Из книги Сократ: учитель, философ, воин автора Стадничук Борис

Почему Афины? Борьбу греков против персов возглавили два самых сильных греческих государства – Спарта и Афины. Причем спартанцы и от войны пострадали меньше, и считались главными победителями: именно их пехота сокрушила персов в решающей битве при Платеях (479 г.

Из книги Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс автора Селунская Надежда Андреевна

§ 26. Древние Афины Природные условия АттикиАттикой называют область, расположенную на востоке Средней Греции. Это небольшой полуостров, омываемый водами Эгейского моря. Берега его изрезаны множеством бухт. Большую часть Аттики занимают невысокие горы. Почвы в этой

Из книги Книги в огне. История бесконечного уничтожения библиотек автора Поластрон Люсьен

Афины По утверждению Страбона, Аристотель был величайшим собирателем книг на все времена и «научил египетских царей, как организовать библиотеку». Мы видим, что он это сделал очень опосредованно, поскольку первую Александрину организовал ученик его последователя