«Единая страна - доступная среда. Единая страна - доступная среда Единая страна доступная среда федеральный проект

22.07.2016 14:15:30

Роль общественных организаций при реализации партийного проекта «Единая страна - доступная среда» на региональном уровне должна усилиться и с точки зрения взаимодействия с гражданами, реализации контролирующих функций и взаимодействия с властями. Такая деятельность позволит расставить приоритеты при реализации проекта и мониторить плановость его исполнение, и оперативнее решать проблемы граждан. Об этом сегодня, 22 июля, заявил руководитель партийного проекта «Единая страна - доступная среда», заместитель председателя комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Терентьев , выступая на селекторном совещании «Актуальные вопросы реализации государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 в субъектах РФ и роль общественных организаций» в Центральном исполкоме Партии.

«На сегодняшнем совещании мы обсудим реализацию программы «Доступная среда». Государственная программа «Доступная среда» действует с 2011 года. На нее были выделены значительные ресурсы из федерального бюджета. Изначально планировалось завершить ее в 2015 году, однако затем было решено продлить программу до 2020 года», - отметил руководитель партпроекта.

«Все выделенные на программу средства дошли до всех регионов», - подчеркнул Терентьев.

«Каждый региональный координатор партпроекта «Единая страна - доступная среда» должен взять на контроль реализацию мероприятий, которые будут проводиться в рамках работы по созданию безбарьерной среды. Регионы должны понимать, что за реализацией программы «Доступная среда» ведется общественный контроль», - сказал парламентарий, добавив, что необходимо подумать над возможностью усиления и партийного контроля.

Кроме того, Терентьев подчеркнул, что необходимо повысить роль общественных организаций при реализации программы. «К сожалению, сегодня в регионах недостаточно активно при реализации программы привлекают НКО, работающие с людьми с ограниченными возможностями. Между тем сотрудничать с ними необходимо, так как такая работа позволит определить приоритетные направления по реализации программы», - сказал руководитель партпроекта.

«Также регионы должны активнее сотрудничать с органами исполнительной власти для того, чтобы работа по реализации программы шла в плановом режиме», - добавил Терентьев.

Руководитель партпроекта «Единая страна - доступная среда» по Челябинской области Евгений Коробейников рассказал, что в его регионе доступность городской среды для инвалидов отслеживают уже 4 года. «Мы помогаем сделать доступнее для инвалидов муниципальные учреждения, занимаемся паспортизацией объектов социальной инфраструктуры», - отметил он.

По словам Коробейникова, ближайшей задачей сегодня является создание сети муниципальных координаторов партпроекта. «В каждом муниципалитете должен быть человек, который бы занимался развитием доступной среды», - подчеркнул он.

Региональный руководитель партпроекта «Единая страна - доступная среда» по Псковской области Иван Цецерский отметил, что в рамках реализации проекта в Пскове действуют производственные мастерские для людей с ограниченными возможностями, ведется работа с детьми-инвалидами на дому. «Также мы инспектируем в регионе пространство города на предмет доступности окружающей среды. Мы взаимодействуем со строителями, поясняем, какие нормативы по созданию доступной среды должны использоваться сегодня», - сказал он.

«Кроме того, мы активно занимаемся вовлечением инвалидов в общественную жизнь Пскова и хотим, чтобы в сельской местности велась такая же работа, чтобы там тоже была создана доступная среда», - сказал Цецерский.

Координатор партпроекта «Единая страна - доступная среда» по городу Новоуральск Евгений Шпалов заявил, что во время реализации проекта приходится работать в разных сферах: в области образования, здравоохранения, спорта. «Мы занимаемся развитием адаптивной физкультуры для людей с ограниченными возможностями, контролируем распространение для инвалидов технических средств ухода и реабилитации, обучаем людей с ограниченными возможностями компьютерной грамотности, контролируем установку пандусов. Данная работа будет продолжаться», - констатировал он.

В заключение Терентьев заявил, что в конце года надо будет подумать о дальнейшем развитии партпроекта. «Необходимо подумать о его переформатировании. Проект должен будет заниматься содействием реализации решений социального форума «ЕДИНОЙ РОССИИ», который прошел этой весной в Санкт-Петербурге», - заметил Терентьев.

14 февраля в Ивановской Областной Думе состоялось заседание общественного совета «Единая страна – доступная среда». Мероприятие провёл Михаил Кизеев, депутат Ивановской областной Думы, заместитель председателя комитета по социальной политике, председатель комиссии по спорту. В члены общественного совета входит общественная Организация «Солнечный круг».

На заседании были подведены итоги 9 областной Параспртакиады, в которой приняли участие 192 человека в 2017 году. В настоящее время принято решение проводить летнюю параспартакиаду, о чём будет сообщено дополнительно. Поднималась проблема отсутствия специалистов по работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья по направлению адаптивная физкультура, развитого волонтёрского движения.

Рожкова Татьяна Валерьевна, начальник Департамента социальной защиты населения Ивановской области рассказала о паспортизации объектов в сфере социальной защиты населения в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения. В этом паспорте будет содержаться заключение о состоянии объекта: полностью, частично, условно доступен, или временно недоступен. В 2017 году было затрачено 7,3 млн рублей на оснащение объектов социальной защиты населения оборудованием, реконструкцию помещений. В 2018 году планируется потратить на эти цели 15,3 млн. рублей. Также Татьяна Валерьевна рассказала о выполнении целевых индикаторов (показателей) подпрограммы «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Ивановской области» государственной программы Ивановской области «Социальная поддержка граждан в Ивановской области». По этому вопросу отмечалось, что существует всероссийская карта доступности объектов (социальная инфраструктура), адрес сайта которой будет сообщен общественности в ближайшее время. О планируемом объёме работ в рамках программы Департамент готов предоставить соответствующую информацию.

О системе добровольной сертификации ВОИ доложил Шорыгин Александр Андреевич, член президиума регионального координационного совета сторонников Партии «Единая Россия» в Ивановской области, координатор проекта «Единая страна – доступная среда» в городе Иваново. Программа партии была запущена в 2011 году. Сейчас она продлена до 2020 года. В рамках этой программы осуществляется продвижение стандартов качества для строительства объектов, посещаемых людьми с инвалидностью: физической и ментальной. В Иваново создана Автономная некоммерческая организация «Региональный экспертный центр», руководителем которой является Александр Андреевич. Этот Центр будет оказывать консалтинговые услуги организациям при строительстве объектов, разработке учебных программ в области доступности среды для людей с инвалидностью. Также будет вестись работа со специалистами, которые будут вести или ведут свою работу с людьми с ограниченными возможностями здоровья, уже разработаны должностные инструкции. Сначала работа планируется с объектами социальной сферы по двум направлениям: доступность самого объекта, доступность услуги. Далее внимание будет обращено на производственные предприятия и коммерческие структуры.

22 марта на заседании фракции «Единая Россия» Законодательного собрания Ленинградской области состоялась презентация партийного проекта «Единая страна - доступная среда».

Его реализация в Ленинградской области начинается в этом году. Региональный координатор партпроекта Людмила Нещадим рассказала о его целях и задачах. Работа будет проводиться по трем направлениям: доступная среда для инвалидов, адаптационная физкультура для инвалидов и их профессиональная переподготовка и трудоустройство. Проект, по словам докладчика, рассчитан не на один год, его реализация рассчитана на достаточно длительный период и будет направлена на решение вопросов, связанных с поддержкой и социализацией людей с ограниченными возможностями здоровья. К ним относятся:

Создание сетевого сообщества из людей, поставивших своей целью преодоление социальных вызовов, стоящих перед людьми с инвалидностью;

Вовлечение людей с ограниченными возможностями здоровья в активную общественную жизнь, повышение информационной культуры общества и привлечение в сетевое сообщество новых пользователей;

Защита прав инвалидов и повышение уровня их правовой культуры;

Помощь в трудоустройстве людей с ограниченными возможностями здоровья;

Информирование общества об особенностях инвалидов и их принятие, как части людского многообразия и части человечества через пропаганду потенциала и вклада инвалидов в общественную жизнь страны;

Поддержка спортивных организаций, работающих с инвалидами, и общественных организаций инвалидов;

Развитие всестороннего сотрудничества как организаций инвалидов, так и отдельных лиц, с некоммерческими и коммерческими организациями, государственными органами федерального и регионального уровня.

Многие вопросы, подчеркнула Людмила Нещадим, в Ленобласти уже решаются в рамках региональной госпрограммы «Социальная поддержка отдельных категорий граждан в Ленинградской области на 2013-2020 годы». В этом году на реализацию мероприятий, направленных на формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов, предусмотрено более 90 млн.рублей в бюджетах всех уровней: 65 млн. рублей - в областном, 22 млн. - в федеральном и 9 млн. - в местных.

Проведенная работа показала, что сложности, возникающие при формировании доступной среды жизнедеятельности для инвалидов, связаны, прежде всего, с переоборудованием действующих объектов социальной инфраструктуры, расположенных в зданиях, построенных по типовым проектам, которые изначально мало приспособлены для посещения их инвалидами. Узкие лестницы, дверные проемы в несущих стенах не позволяют обеспечить доступность здания путем выполнения ремонтных работ.

Вместе с тем, необходимо отметить, что проведенные в течение трех лет мероприятия не позволяют говорить о том, что проблема обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, информации и связи, решена. Основные сложности в решении этих вопросов связаны с высокой стоимостью и трудоемкостью работ по формированию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов. Большим препятствием в реализации этих мероприятий является и отсутствие нормативной правовой базы, регулирующей на региональном уровне вопросы формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и создающей действенный механизм соблюдения требований по обеспечению соответствующих условий для инвалидов. Кроме того, собственники объектов недостаточно осведомлены о необходимости обеспечения их доступности для инвалидов и об ответственности за неисполнение требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации.

При реализации проекта партии «Единая Россия» в Ленинградской области все эти проблемы будут учитываться. Выстроенное региональным отделением партии «Единая Россия» взаимодействие законодательных и исполнительных органов власти, органов местного самоуправления и общественных организаций инвалидов поможет комплексно подойти к решению вопросов формировании доступной среды жизнедеятельности для инвалидов.

Фракция «Единая Россия» высказалась в поддержку партпроекта «Единая страна - доступная среда» и выразили готовность участия в его реализации. Лидер фракции Николай Пустотин в своем комментарии отметил, что депутаты областного парламента проводят большую работу по совершенствованию регионального законодательства в части социальной поддержки инвалидов. В 2013 году в закон «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ленинградской области» были внесены изменения, согласно которым за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для инвалидов по установленной квоте будет наложен административный штраф на должностных лиц. В 2015 году были приняты законы: «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов в Ленинградской области», который предусматривает обеспечение инвалидов дополнительными средствами технической реабилитации, которые не предусмотрены федеральным перечнем; внесены изменения в областной закон «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Ленинградской области», которые касаются компенсации проезда на железнодорожном транспорте для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, имеющих инвалидность или являющихся пенсионерами.

В этом году 23 марта в первом чтении был принят проект закона, устанавливающий ежемесячные денежные выплаты инвалидам с детства по зрению первой и второй группы.

При этом Николай Пустотин подчеркнул, что недавно внесенные изменения в федеральное законодательство потребуют и приведения в соответствия с ним законов Ленинградской области. Так, с 1 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов». Новый Федеральный закон взаимоувязывает систему полномочий, функций органов государственной власти и порядки содействия инвалидам в реализации установленных общегражданских прав.

В целях реализации данного закона в 2015 году было принято 36 нормативных правовых актов Правительства и федеральных министерств по определению порядков обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг в важнейших сферах жизнедеятельности. Закон вносит изменения сразу в несколько действующих законодательных актов.

«Устанавливаются конкретные требования к условиям доступности для инвалидов услуг в сфере социальной защиты населения, труда и занятости, здравоохранения, образования, культуры, транспорта, связи и информации, физической культуры и спорта, торговли, бытового обслуживания, общественного питания, ЖКХ и градостроительства», - пояснил Николай Пустотин.

Депутат отметил, что неисполнение вышеобозначенных требований влечет за собой наказание: «Кодекс об административных правонарушениях предусматривает за уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов штраф для должностных лиц в размере от 2 до 3 тысяч рублей, для юридических лиц — от 20 до 30 тысяч рублей».

Парламентарий обратил внимание, что вступивший закон вносит изменения и в действующий закон «О социальной защите инвалидов» и вводится абсолютно новую для российского законодательства норму о недискриминации инвалидов.

«Люди с инвалидностью постоянно сталкиваются с нарушением их прав. Норма о недискриминации призвана защитить права инвалидов и искоренить случаи их нарушения», - отметил Пустотин.

Он уточнил, что под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности.

С 1 января 2016 года федеральные и региональные органы государственной власти, а также органы местного самоуправления и организации, независимо от их организационно-правовых форм, будут обязаны продублировать необходимую для инвалидов информацию на шрифте Брайля, а световые сигналы светофоров - звуковыми сигналами. Инвалиды, имеющие стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, получат право на бесплатное сопровождение на территории объектов инженерной и транспортной инфраструктур. Закон предусмотрел также, что у инвалидов должна быть возможность беспрепятственного пользования городскими, пригородными и междугородними электричками. Речь идет об оборудовании их пандусами, дублировании информационных табличек на шрифте Брайля, предоставлении бесплатного сопровождающего.

Важно, что все эти требования распространяются в обязательном порядке только на те объекты, которые с 1 января 2016 года будут введены в эксплуатацию впервые или после реконструкции либо модернизации. Однако собственники существующих объектов обязаны принимать меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги, даже если полностью приспособить объект под нужды инвалидов невозможно. При этом данные меры должны быть согласованы с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района или городского округа.

По словам парламентария, новый закон возложил на государственные и муниципальные органы обязанность по созданию инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу многоквартирного дома. Однако эта норма требует дальнейшего развития, так как иногда собственники многоквартирного дома не разрешают установку элементов доступности в подъезде.

По словам Николая Пустотина, очень важно, чтобы в рамках реализации партийного проекта «Единая страна - доступная среда» рабочие группы следили за исполнением норм вступившего закона, реагировали на факты их нарушения. «Для этого необходимо проводить партийные рейды на строящиеся жилые объекты, социально-значимые и спортивные объекты, в торговые комплексы, чтобы оценить доступность их посещения людьми с ограниченными возможностями. Для всестороннего понимания проблемы в состав рабочей группы необходимо включить представителей общественных организаций инвалидов. Со своей стороны, члены фракции готовы принимать самое активное участие в этой работе», - подчеркнул лидер фракции.

Ольга Курганская

Р.S. Ленинградская область в Национальном Рейтинге «Доступная среда» занимает 54 место из 85. В регионе объекты доступной среды присутствуют, однако не создают целостной системы. Где-то есть звуковой светофор, но нет тактильной плитки, соответственно в этом случае инвалид по зрению не сможет самостоятельно осуществить маршрут движения. Пандусы есть около отделения сбербанка, но отсутствует около близлежащей аптеки, соответственно инвалид-колясочник, обналичив в банке свое пособие, не сможет без посторонней помощи купить лекарства.