Анатомия как наука. Наука анатомия, что она изучает

V группа. Воздухоносные. Имеют в теле полость, выстланную слизистой оболочкой, заполненную воздухом. К этим костям относятся кости черепа (лобная, клиновидная, решетчатая и верхняя челюсть).

На костях имеются возвышения и неровности – апофизы (бугорок, бугор, гребень и отросток). Также имеются ямки – это место прикрепления мясистой части мышцы. Поверхности костей ограничены краями. Также имеются борозды, каналы и питательные отверстия.

3.Анатомия как наука.

Анатомия - наука о строении человеческого тела и его органов. Анатомия - очень древняя наука. Возраст её насчитывает несколько тысяч лет. Основателем в изучении человеческого тела является Леонардо да Винчи - художник и учёный, начинающий систематически препарировать трупы и делать зарисовки с подробными описаниями. Леонардо да Винчи развеял заблуждения в отношении некоторых органов, например, сердца, мозга, он открыл щитовидную железу, классифицировал мышцы.

Везалий опроверг многие, бытовавшие до его времени, представления Галена, в том числе и о строении человеческого сердца, и о вместилище души. Ученики и последователи Везалия - Бартоломео Евстахий, Габриель Фаллопий, Леонардо Боталло, Констанцо Варолий и др. также посвятили свою жизнь анатомическим исследованиям, и в современной медицинской терминологии можно встретить их имена (Евстахиева труба, Боталлов проток, Варолиев мост и т. д.).

В России Епифаном Славинецким была переведена на русский язык книга Везалия, Петром I куплена и перевезена в Россию коллекция анатомических препаратов Рюйша, в Главном морском госпитале в Петербурге начато преподавание науки анатомии с публичным вскрытием трупов, в середине XVIII века был издан анатомический атлас. Широко известны имена первых русских ученых-анатомов: ученика Ломоносова А. П. Протасова, профессора Московской госпитальной школы К. И. Щепина, С. Г. Зыбелина, читавшего курс анатомии в Московском университете, врача-хирурга и одновременно прекрасного рисовальщика М. И. Шеина.

Учёному П. Ф. Лесгафту принадлежат многие сочинения по теоретической анатомии. Он занимался изучением функционально-анатомических связей. Предмет его знаменитой книги «Основы теоретической анатомии» - взаимозависимость функций органов и их строения.

Советскому анатому В. П. Воробьёву принадлежит - идея нового подхода к изучению анатомии человека, не в статике, как это делалось прежде, а в динамике. Воробьёв - автор многотомного «Атласа анатомии человека». Вместе с профессором Б. И. Збарским Воробьёв бальзамировал тело Ленина.

системой, спланхнология - органами пищеварительной, дыхательной, мочеполовой систем и т. д.

Анатомия является одной из основных медицинских наук. Без знания анатомии невозможно понимание жизнедеятельности организма, причин и развития заболеваний. Анатомия как наука тесно связана со многими другими науками, в частности, с физиологией, гистологией (наукой о тканях), цитологией (наукой о клетке). Анатомия состоит из ряда разделов. Остеология - раздел, рассматривающий костную систему, ангиология - сосудистую, миология - мышечную, неврология занимается нервной системой, спланхнология - органами пищеварительной, дыхательной, мочеполовой систем и т. д.

В зависимости от изложения различают анатомию систематическую илиописательную (здесь описывается форма и строение органов), топографическую (занимающуюся не отдельными органами и системами, а всей совокупностью их в определённой части тела), имеющей большое значение в хирургии, и пластическую, обращающую особое внимание на изучение наружных форм тела.

Если анатомия занимается изучением здоровых органов и систем, то она называется нормальной анатомией , если же она рассматривает болезненные изменения в органах, то называется патологической.

Сравнительная анатомия (этот термин был предложен английским философом Фрэнсисом Бэконом) изучает сходные черты в строении различных животных и человека. Сравнительная анатомия освещает происхождение и родственные связи между различными группами организмов в процессе эволюции.

Макроскопическая анатомия – изучает строение тела отдельных органов и их частей при помощи небольшого увеличения. Микроскопическая анатомия – изучает строение органов при помощи микроскопа.

4. Анатомическая номенклатура (Nomina anatomica) - совокупность анатомических терминов.

Первые анатомические термины (названия отдельных органов) появились около 3000 лет назад в Древней Греции и в дальнейшем создавались также стихийно в зависимости от наблюдательности и фантазии исследователя. Древнегреческие врачи употребляли около 700 анатомических наименований. В анатомических терминах фигурировали географические (insula), геометрические (trigonum) понятия, а также термины, основанные на сравнениях с другими предметами. Все это затрудняло изучение анатомии.

Одним из первых предпринял попытку упорядочить анатомические названия Леонардо да Винчи (1452-1519). Он дал первую классификацию мышц человеческого тела, взяв за основу их положение и функцию.А. Везалий (1514-1564), пытаясь устранить путаницу, господствовавшую в номенклатуре, отверг арабские определения и латинские слова средневековья, перевел греческие слова на классический латинский язык и ввел исключительно латинские обозначения. Однако нек-рые из этих выражений в переводе звучали неудачно.

К концу 18 в. число анатомических наименований превышало 30000, они нуждались в отборе и научной систематизации. Большой вклад в развитие анатомической терминологии внес Генле, который вместе с Оуэном предложил ряд терминов, обозначающих; плоскости и оси человеческого тела (ventralis - брюшной; dorsalis - спинной; medialis - направленный кнутри, к срединной плоскости; lateralis - направленный кнаружи от нее), что значительно облегчило и упростило изложение анатомии.

Анатомия - наука о строении человеческого тела и его органов.

Анатомия - очень древняя наука. Возраст её насчитывает несколько тысяч лет. Первые анатомические сведения встречаются уже в письменных источниках древних египтян и античных греков, хотя и скудные и часто неточные. Неточность описаний может объясняться тем, что, к примеру, в древней Греции было запрещено вскрывать человеческие трупы, и Аристотель, интересовавшийся, кроме прочего, анатомией, вынужден был удовлетворять свой учёный интерес, вскрывая трупы животных. Римский врач Клавдий Гален также вскрывал трупы животных, в частности обезьян, полагая, что их анатомия мало отличается от анатомии человека. Изредка Галену удавалось изучать и человеческое тело - он вскрывал трупы самоубийц, выловленные из Тибра. Гален составил подробные описания костей, суставов, мышц и пр. В течение многих столетий труды Галена оставались главным источником знаний по анатомии. Большой вклад в развитие анатомии как науки внёс врач из Бухары Абу-Али Ибн-Сина (Авиценна), несмотря на то, что религия мусульман запрещала производить вскрытия.

Основательное изучение человеческого тела начинается в Европе в эпоху Возрождения, когда католическая церковь несколько ослабляет запрет на вскрытия. Леонардо да Винчи, художник и учёный, начинает систематически препарировать трупы и делать зарисовки с подробными описаниями. Он произвёл несколько десятков вскрытий и оставил после себя 13 томов рисунков по анатомии. Леонардо да Винчи развеял заблуждения в отношении некоторых органов, например, сердца, мозга, он открыл щитовидную железу, классифицировал мышцы. Настоящим реформатором науки анатомии стал фламандец Андрей Везалий (1514-1564), происходивший из семьи придворного аптекаря. Он учился в университете города Лувена, затем в Парижском университете у знаменитого анатома Сильвия. После, занимаясь анатомией самостоятельно, он испытывал немалые трудности. Ему приходилось похищать кости с кладбищ из разрытых собаками могил, а также забирать по ночам трупы казнённых преступников и тайно вскрывать их в подземелье. Можно представить себе, какие слухи пустил бы о Везалий современник, прознай он о его действиях. С 1537 г. Андрей Везалий живёт в Венецианской республике. В падуанском университете молодой доктор медицины преподаёт анатомию. Правительство Венецианской республики поддерживало образованных людей и создавало более-менее благоприятные условия для развития науки. У Везалия появляется возможность продолжить исследования. Окружённый сотнями студентов, он производит одно вскрытие за другим. В «материале» особого недостатка не было: Везалию дозволили вскрывать трупы казнённых преступников.

Везалий опроверг многие, бытовавшие до его времени, представления Галена, в том числе и о строении человеческого сердца, и о вместилище души. Ученики и последователи Везалия - Бартоломео Евстахий, Габриель Фаллопий, Леонардо Боталло, Констанцо Варолий и др. также посвятили свою жизнь анатомическим исследованиям, и в современной медицинской терминологии можно встретить их имена (Евстахиева труба, Боталлов проток, Варолиев мост и т. д.).

С XVII в. анатомия как наука усиленно развивается университетами Англии, Франции и Нидерландов. Фредерик Рюйш создаёт анатомический музей, Уильям Гарвей публикует знаменитое «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных», Марчелло Мальпиги открыл капиллярные сосуды в почках и лёгких.

В это же время появляется большой интерес к анатомии в России. Епифаном Славинецким была переведена на русский язык книга Везалия, Петром I куплена и перевезена в Россию коллекция анатомических препаратов Рюйша, в Главном морском госпитале в Петербурге начато преподавание науки анатомии с публичным вскрытием трупов, в середине XVIII века был издан анатомический атлас. Широко известны имена первых русских ученых-анатомов: ученика Ломоносова А. П. Протасова, профессора Московской госпитальной школы К. И. Щепина, С. Г. Зыбелина, читавшего курс анатомии в Московском университете, врача-хирурга и одновременно прекрасного рисовальщика М. И. Шеина.

В начале XIX века в России появились первые учебники по анатомии: руководство П. А. Загорского «К познанию строения человеческого тела», «Курс анатомии» Е. О. Мухина; М. И. Шейном переведён на русский язык труд по анатомии Гейстера.

Поистине отцом топографической анатомии можно назвать Н. И. Пирогова, создавшего учение о расположении основных кровеносных сосудов и нервных стволов, придумавшего для изучения топографии метод распилов замороженных трупов: распилы проводятся в разных плоскостях и это проясняет картину взаимного расположения органов.

Учёному П. Ф. Лесгафту принадлежат многие сочинения по теоретической анатомии. Он занимался изучением функционально-анатомических связей. Предмет его знаменитой книги «Основы теоретической анатомии» - взаимозависимость функций органов и их строения.

Советскому анатому В. П. Воробьёву принадлежит - идея нового подхода к изучению анатомии человека, не в статике, как это делалось прежде, а в динамике. Воробьёв - автор многотомного «Атласа анатомии человека». Вместе с профессором Б. И. Збарским Воробьёв бальзамировал тело Ленина.

Анатомия является одной из основных медицинских наук. Без знания анатомии невозможно понимание жизнедеятельности организма, причин и развития заболеваний. Анатомия как наука тесно связана со многими другими науками, в частности, с физиологией, гистологией (наукой о тканях), цитологией (наукой о клетке). Анатомия состоит из ряда разделов. Остеология - раздел, рассматривающий костную систему, ангиология - сосудистую, миология - мышечную, неврология занимается нервной системой, спланхнология - органами пищеварительной, дыхательной, мочеполовой систем и т. д.

В зависимости от изложения различают анатомию систематическую или описательную (здесь описывается форма и строение органов), топографическую (занимающуюся не отдельными органами и системами, а всей совокупностью их в определённой части тела), имеющей большое значение в хирургии, и пластическую, обращающую особое внимание на изучение наружных форм тела.

Если анатомия занимается изучением здоровых органов и систем, то она называется нормальной анатомией, если же она рассматривает болезненные изменения в органах, то называется патологической.

Сравнительная анатомия (этот термин был предложен английским философом Фрэнсисом Бэконом) изучает сходные черты в строении различных животных и человека. Сравнительная анатомия освещает происхождение и родственные связи между различными группами организмов в процессе эволюции.

Чтобы предупредить процессы гниения в тканях тела, анатомы применяют формалин, спирт и другие жидкости.

Помещения, в которых производятся вскрытия, препарирование и преподавание анатомических знаний, по традиции называются анатомическими театрами.

Анатомический инструментарий очень разнообразен. К нему относятся скальпели, ножницы разных видов, пинцеты, пилы, шприцы, крючки, костные кусачки, зажимы, зеркала и пр. Широко используются микроскопы, рентгеновские установки, с недавнего времени - компьютеры.

Что изучает анатомия и физиология? Анатомия – наука, изучающая форму, строение, топографию и развитие организма человека. Физиология – наука, изучающая процессы, протекающие в органах и системах органов человека, в их взаимосвязи с окружающей средой, при различных состояниях организма. Части тела человека. Голова: - лицевой отдел; - мозговой отдел. Туловище: - грудь (передняя поверхность); - живот (передняя поверхность); - спина (задняя поверхность). Конечности: - верхние (плечо, предплечье, кисть); - нижние (бедро, голень, стопа).

Оси и плоскости человека. 3 взаимно перпендикулярные плоскости: - Горизонтальная – делит тело человека на верхнюю и нижнюю половины; - Фронтальная - на переднюю и заднюю половины; - Сагиттальная – на правую и левую половины. 3 взаимно перпендикулярные оси: - Вертикальная - проходит сверху вниз, через середину тела; - Фронтальная (поперечная) - справа налево; - Сагиттальная - спереди назад. Виды движений: - Вокруг вертикальной оси - возможен любой вид вращения, в том числе пронация-супинация; - Вокруг сагиттальной – наклоны головы вправо-влево, а так же приведение-отведение конечностей; - Вокруг фронтальной (горизонтальной) - возможно сгибаниеразгибание конечностей, поднимание-опускание нижней челюсти, наклоны головы вверх-вниз, вперёд-назад.

Основные анатомические термины. - Верхний - лежащий ближе к верхнему концу тела человека; Нижний - лежащий ближе к нижнему концу тела человека; Медиальный - лежащий ближе к срединной плоскости; Латеральный - лежащий дальше от срединной плоскости; Проксимальный - лежащий ближе к месту отхождения конечности от туловища; - Дистальный - лежащий дальше от места отхождения конечности от туловища; - Вентральный - лежащий ближе к передней поверхности тела; - Дорсальный - лежащий ближе к задней поверхности тела.

Орган – совокупность тканей. Каждый орган отличается свойственной лишь ему формой, строением и местоположением в организме и приспособлен к выполнению определенной функции. Например: кость, сосуд, мышца, почка, сердце и т. д. Cистема органов – это ряд органов, которые имеют общий план строения и выполняют одну большую функцию. Например: пищеварительная система, дыхательная, мочевыделительная, половая, нервная и т. д. Аппарат органов – это совокупность органов, выполняющих единую функцию, но имеющих различное строение. Например: опорно-двигательный, мочеполовой, жевательный, эндокринный аппараты. Гомеостаз - способность организма к поддержанию постоянства внутренней среды (лимфа, кровь, межклеточная жидкость).

Основные физиологические термины. Функция – специфическое свойство клеток, тканей или органов, проявляющееся как физиологический процесс или совокупность процессов, например: функция мышцы – сокращение. Физиологический акт – сочетание нескольких физиологических функций. Физиологический процесс - сложный акт, который осуществляется при участии различных физиологических систем организма, например: процесс дыхания, пищеварения. Регуляция – взаимосвязанная согласованная работа всех органов и физиологических систем, которые обеспечиваются нервными и гуморальными механизмами, благодаря чему организм функционирует как единое целое и представляет собой саморегулирующуюся систему. Раздражимость – способность изменять свою функциональную активность в ответ на внешний раздражитель, переходя при этом из состояния покоя в состояние активности. Возбудимость – способность возбудимых тканей отвечать возбуждением на раздражение. Возбудимость характеризуется порогом возбуждения, который можно охарактеризовать по пороговой силе раздражителя – минимальной силе, способной вызвать ответ возбудимой ткани.

Проводимость - способность проводить возбуждение. Адаптация – способность организма приспосабливаться к воздействиям окружающей или внутренней среды. Метаболизм - обмен веществ, совокупность реакций ассимиляции и диссимиляции (анаболизма и катаболизма). Мотивация – это определенное состояние ЦНС, направленное на удовлетворение биологических и социальных потребностей. Конституция – совокупность морфологических, функциональных и психических свойств человека, обусловленных генотипом и влиянием природных и социальных факторов. Морфологические типы конституций: - гиперстенический – подгрудинный угол > 90 град. - гипостенический - подгрудинный угол

Виды тканей. Ткань - это система клеток и неклеточных структур, обладающих общностью развития, строения и функций. Учение о тканях – гистология. Различают 4 типа тканей: - Эпителиальная; - Соединительная; - Мышечная; - Нервная. I. Эпителиальная ткань (эпителий). Покрывает внешнюю поверхность тела, выстилает все полости и внутренние органы, входит в состав желёз. Состоит из эпителиальных клеток, лежащих в виде пласта на базальной мембране. Функции эпителия: барьерно-трофическая, регенерационная, защитная, секреторная, всасывательная, выделительная, дыхательная.

Классификация эпителия: Покровный Железистый 1. Однослойный: 1. Внешней секреции; - плоский; 2. Внутренней секреции; - кубический; 3. Смешанной секреции. - цилиндрический; - мерцательный. 2. Многослойный: - ороговевающий; - неороговевающий; - переходный.

Покровный эпителий. Однослойный. 1. Однослойный плоский - выстилает альвеолы легких, камеры сердца (эндокард), кровеносные сосуды (эндотелий), серозные оболочки (мезотелий). 2. Однослойный кубический - выстилает протоки слюнных желёз, поджелудочной железы, собирательные трубочки почек в несекреторных участках. 3. Однослойный цилиндрический (призматический) - может быть секреторным и всасывающим. Выстилает протоки желёз, желчный пузырь, почти весь пищеварительный тракт, где в его состав входят бокаловидные клетки, выделяющие слизь, На поверхности клеток микроворсинки, образующие щёточную кайму. 4. Однослойный мерцательный (реснитчатый) – является многорядным. На свободном конце клеток находятся волосоподобные отростки – реснички, которые находятся в постоянном движении. Выстилает бронхи, препятствуя попаданию чужеродных частиц, маточные трубы, способствуя продвижению яйцеклетки в сторону матки, желудочки головного мозга и спинномозговой канал.

Покровный эпителий. Многослойный. 1. Ороговевающий - состоит из 5 слоёв: рогового, полоски блестящего слоя, слоя зернистых клеток, шиповатых клеток, базальной мембраны. Например, эпидермис кожи. 2. Неороговевающий (плоский) - имеет 3 слоя (отсутствует роговой слой и слой зернистых клеток). Выстилает стенки полостей рта, глотки, пищевода, нижней части мочеиспускательного канала, влагалища, наружной поверхности роговицы глаза. 3. Переходный - состоит из 3 -4 слоёв грушевидных клеток, одинаковых по форме за исключением поверхностных клеток, имеющих уплощённую форму. Он выстилает органы, подверженные сильному растяжению: мочевой пузырь, почечные лоханки, мочеточники, верхнюю часть мочеиспускательного канала.

Классификация желез внешней секреции. 1. По типу экскретов: Серозные (выделяют белки); Слизистые (выделяют гликопротеиды, муцины) 2. По характеру выделения: Голокриновые (при выделении экскрета клетки полностью разрушаются); Мерокриновые (клетки не разрушаются); Апокриновые (клетки частично разрушаются). 3. По форме концевого отдела: Простые: - трубчатые (железы фундального отдела желудка); - альвеолярные (слизистые, потовые, железы кожи); Сложные - альвеолярно-трубчатые – (млечные, поднижнечелюстные слюнные железы); - трубчатые с альвеолярными и тубулярными секреторными участками (слюнные железы с множеством разветвлений и протоков).

II. Соединительная ткань широко распространена в организме, находится во внутренних органах, коже, связках, сухожилиях, оболочках мышц и нервов. Основные функции: защитная, формообразующая (опорная), трофическая, регенерационная. Классификация соединительной ткани: Собственно соединительная ткань: 1. Рыхлая волокнистая; 2. Плотная волокнистая оформленная; 3. Плотная волокнистая неоформленная; 4. Соединительная ткань, обладающая особыми свойствами (ретикулярная, жировая, пигментная, слизистая). Специальная соединительная ткань: 1. Опорная (костная, хрящевая); 2. Трофическая (лимфоидная, миелоидная).

Строение соединительной ткани: 1. Клетки: фибробласты, гистиоциты, макрофаги, тканевые базофилы, липоциты, плазматические клетки (ПК), адвентициальные клетки, лимфоциты, пигментные клетки и др. 2. Межклеточное вещество: - Основное вещество – коллоид, имеющий консистенцию геля, в состав которого входят гликопротеиды и мукополисахариды, способные связывать воду. - Волокна - коллагеновые (содержат белок коллаген) и эластические (белок эластин).

Собственно соединительная ткань 1. Рыхлая волокнистая соединительная ткань Расположена под кожей, слизистыми оболочками, сопровождает кровеносные и лимфатические сосуды. Волокна расположены рыхло, следуют в различных направлениях. 2. Плотная волокнистая неоформленная соединительная ткань – содержит мало клеток и межклеточного вещества, много плотно расположенных волокон, которые переплетаются и следуют в различных направлениях. Входит в состав связок, стенок артерий, лёгких. 3. Плотная волокнистая оформленная соединительная ткань – плотно расположенные волокна следуют в одном направлении. Образует связки, сухожилия, фасции, фиброзные мембраны. В большом количестве содержится в склере, роговице глаза, капсуле почки, а так же в оболочках спинного и головного мозга.

4. Соединительная ткань со специальными свойствами характеризуется преобладанием тех клеток, с которыми связано название данной ткани. Например, в ретикулярной ткани преобладают ретикулярные волокна и ретикулярные клетки, которые своими отростками образуют сеть (остов костного мозга, лимфоузлов, селезёнки и др.). В жировой ткани преобладают жировые клетки (подкожная жировая клетчатка, сальник, брыжейка). Слизистая соединительная ткань встречается только у новорожденных в пупочном канатике (вартонов студень). Пигментная ткань содержит много пигментных клеток - меланоцитов (пигментные пятна кожи, родинки, радужка глаза и т. д.). Специальная соединительная ткань 1. Хрящевая ткань – содержит клетки: хондроциты (зрелые клетки), хондробласты (молодые клетки) и межклеточное вещество, которое состоит чаще из коллагеновых волокон, реже из эластических. Различают 3 вида хрящей:

Гиалиновый (стекловидный) – в основном состоит из коллагеновых волокон, голубовато-белого цвета, полупрозрачный и плотный. Покрывает эпифизы трубчатых костей, образует хрящевую часть рёбер, входит в состав наружного носа, гортани, трахеи и крупных бронхов. Волокнистый - обладает большей прочностью, чем гиалиновый, но меньшей гибкостью. Имеется в лонном сочленении и межпозвоночных дисках. Эластический – образуется из гиалинового, но содержит много эластических волокон, которые придают ему жёлтый цвет. Из него состоит ушная раковина, наружный слуховой проход, надгортанник и некоторые хрящи гортани. 2. Костная ткань - содержит клетки: остеоциты (зрелые), остеобласты (молодые), остеокласты (макрофаги) межклеточное вещество, которое представлено оссеиновыми волокнами (коллагеновые волокна, содержащие оссеин). Основное вещество пропитано солями кальция и

Различают 2 вида костной ткани: 1. Грубоволокнистая. 2. Тонковолокнистая (пластинчатая). Пластинчатая костная ткань образует компактное и губчатое вещество. Компактное входит в состав плоских костей и диафизов трубчатых костей, а губчатое - в эпифизах трубчатых костей и между двумя слоями компактного вещества плоских костей. В компактном веществе костные пластинки образуют гаверсовы системы – остеоны. Остеон состоит из центрального гаверсова канала (содержит сосуды и нервы) и концентрически расположенных пластинок. Между центральным каналом и пластинками находятся остеоциты.

III. Мышечная ткань. Различают 2 вида мышечной ткани: 1. Гладкая 2. Поперечнополосатая: скелетная и сердечная. Гладкая мышечная ткань (неисчерченная, непроизвольная) – сокращается под контролем ВНС (автономно, независимо от сознания человека). Клетки - гладкие миоциты собраны в пучки, образуя мышцы, которые располагаются во всех внутренних органах. Сокращается медленно, потребляя мало энергии и не утомляясь. Поперечнополосатая (исчерченная, произвольная) – имеет поперечную исчерченность, многоклеточна, имеет форму длинных цилиндрических нитей. Сокращается под действием ЦНС (произвольно), быстро, потребляя большое количество энергии, однако быстро развивается утомление.

Сердечная ткань так же является поперечнополосатой, но по строению и функциям отличается от скелетной мускулатуры. Она состоит из клеток – кардиомиоцитов, которые с помощью вставочных дисков соединены между собой и обеспечивают сокращение миокарда, как единого целого. Сердечные мышцы сокращаются независимо от сознания человека. IV. Нервная ткань. Состоит из нервных клеток – нейронов и нейроглии. Нейроглия состоит из макроглии и микроглии. Клетки микроглии - глиальные макрофаги. Клетки макроглии (астроциты, олигодендроциты, эпендимоциты) заполняют пространство между нейронами и выполняют опорную, секреторную, трофическую, защитную и др. функции. Нервная ткань образует центральную нервную систему (головной и спинной мозг) и периферическую (нервы, их окончания, нервные узлы – ганглии).

Нейрон имеет тело и отростки - дендриты (короткие, их несколько), воспринимающие нервный импульс и аксон (длинный отросток, он один), проводит импульс к рабочим органам. Аксон покрыт оболочкой - неврилеммой, которая образована шванновскими клетками (леммоцитами). Границы леммоцитов (сужения) - перехваты Ранвье. Различают 2 вида оболочек нейронов: мякотные (миелиновые) и безмякотные (безмиелиновые). Миелиновая оболочка содержит миелин (липопротеид), который придает волокнам белый цвет, покрывает его в виде муфты и является изолятором, нервный импульс при этом распространяется только по перехватам Ранвье, достигая скорости - 70 -120 м/с. По безмиелиновым нервный импульс распространяется гораздо медленнее – со скоростью 3 м/с.

Нервные волокна заканчиваются нервными окончаниями. Виды нервных окончаний: 1. Чувствительные (сенсорные, рецепторы) - воспринимают раздражения из внешней среды или внутренних органов. 2. Двигательные (моторные) – передают импульсы к тканям рабочих органов. 3. Межнейронные контакты (синапсы) - образуют контакты между нейронами. Виды нейронов по количеству отростков: 1. Униполярные (однополюсные) - имеют 1 отросток, аксон. 2. Биполярные (двухполюсные) – 2 отростка, аксон и дендрит. 3. Мультиполярные (многополюсные) - 3 и более отростков. 4. Псевдоуниполярные (ложные однополюсные) – когда от общего выроста клетки отходят 2 отростка: дендрит и аксон.

Виды нейронов по функции: 1. Афферентные (чувствительные, сенсорные, рецепторные) – несут импульсы от рецепторов к рефлекторному центру. 2. Эфферентные (двигательные, исполнительные) передают импульс от ЦНС к рабочим органам (эффекторам). 3. Вставочные (промежуточные, ассоциативные, контактные) - связывают чувствительные и двигательные нейроны. 4. Центральные – работают в ЦНС. 5. Периферические – работают на периферии. 6. Соматические – образуют нервы, иннервирующие органы опорно-двигательного аппарата и кожи. 7. Вегетативные - образуют нервы, иннервирующие внутренние органы. 8. Секреторные – способны выделять специфические гормоны, согласовывая работу нервной и эндокринной систем.

Анатомия и физиология человека – это две части биологии – науки обо всем живом. Они составляют фундамент медицинского образования, медицинской науки. Достижения этих дисциплин позволяют медикам осознанно вмешиваться в жизненные процессы с целью их изменения в нужном для человека направлении: квалифицированно лечить, способствовать гармоничному развитию организма человека и удовлетворению его потребностей. Это наука о строении человека с учетом биологических закономерностей, присущих всем живым организмам, а также возрастных, половых и индивидуальных особенностей. Анатомия человека в картинках позволяет наглядно ознакомиться с внутренним миром человека. Анатомия мышц позволяет досконально изучить все мышцы человека. По-другому ее называют морфологическая наука (от греч. morphe – форма). На современном этапе различают анатомию:Описательную – описание органов при вскрытии трупов;Систематическую – изучает строение тела человека по системам;Топографическую – изучает расположение органов и их взаимоотношения между собой, их проекции на скелет и кожный покров;Пластическую – внешние формы и пропорции тела человека;Функциональную – структура организма рассматривается в неразрывной связи с функцией;Возрастную – строение тела человека в зависимости от возраста;Сравнительную – сравнивает строение различных животных и человека;Патологическую анатомию – выделилась в качестве самостоятельной науки, изучает поврежденные той или иной болезнью органы и ткани.Современная анатомия является функциональной, тат как рассматривает строение тела человека в связи с его функциями.Основными методами анатомического исследования являются изучение макроскопического и микроскопического строения органов.Физиология – наука о процессах жизнедеятельности (функциях) и механизмах их регулирования в клетках, тканях, органах, системах органов и целостном организме человека. Физиология человека делится на: Нормальную – изучает деятельность здорового организма;Патологическую – изучает закономерности появления и развития того или иного заболевания, а также механизмы выздоровления и реабилитации.Нормальная физиология человека делиться на:Общую – изучающую общие закономерности жизнедеятельности человека, его реакции на воздействия окружающей среды;Специальную (частную) – особенности функционирования отдельных тканей, органов и систем;Прикладную – изучающую закономерности проявления деятельности человека в связи со специальными задачами и условиями (физиология труда, спорта, питания).Основными методами физиологических исследований являются наблюдение и опыт (эксперимент). Эксперименты бывают острые (искусственная изоляция органов) и хронические (производство операций).

Лекция 1. Анатомия человека как наука, её предмет, цели и задачи. Место анатомии человека в образовании педагога по физической культуре

1.1. Предмет и задачи анатомии, связь с другими науками

Анатомия человека – наука, изучающая форму и строение человеческого тела в связи с его фило- и онтогенетическим развитием, функцией и влиянием условий окружающей среды. Слово «анатомия» произошло от греческого «анатемо» - рассекаю. Анатомические знания являются основой для многих наук: физиологии, гистологии, эмбриологии и т.д. Они имеют значение и для художников, скульпторов, спортсменов. На современном этапе можно выделить описательную, систематическую, функциональную, топографическую, пластическую, динамическую, и возрастную анатомию. Основная цель описательной анатомии – описание органов, наблюдаемых при вскрытии трупов. Систематическая анатомия изучает органы по системам, объединенные общей функцией, строением и развитием. Основу топографической анатомии составляет описание взаиморасположения органов и тканей в отдельных областях тела человека, их проекции на скелет и кожный покров. Для художника важно внешнее строение тела человека и его частей – пластическая анатомия, а для спортсменов и тренеров важны биомеханические аспекты опорно-двигательного аппарата – динамическая анатомия. Процесс развития организма в течение всей его жизни, или онтогенез, характеризуется возрастными изменениями строения тела и его органов, а также функциональными изменениями. Изучение изменений в строении организма на протяжении жизни человека является предметом возрастной анатомии.

1.2. Краткая история анатомии

Начало анатомии как науки было положено в Древней Греции. Великим ученым того периода был древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.). Основу его учения составляли материалистические взгляды на возникновение болезней. Он является создателем «жидкостной теории», по которой в основе строения организма человека находятся четыре сока: кровь, слизь, желтая и черная желчь. В зависимости от преобладания одного из указанных соков проявляется темперамент человека (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик). Болезнь, по его мнению, является следствием неправильного смешения жидкостей в организме. Противоположные взгляды развивал философ Платон (427-347 до н.э.), по мнению которого, организмом управляют три вида души, расположенные в мозге, сердце и печени. Его ученик Аристотель (384-322 до н.э.), признавая наличие души, считал, что она умирает вместе с телом. Аристотель считается отцом эмбриологии и сравнительной анатомии, т.к. он впервые попытался сравнить строение тела животного и человека, а также первый занялся изучением зародышей.

Огромное влияние на развитие анатомии оказал Клавдий Гален (130-201 гг. до н.э.), выдающийся философ, анатом и физиолог Древнего Рима. Он полагал, что болезнь происходит как от изменения соков, так и от изменения плотных частей организма. Гален дал классификацию костей и их соединений, описал мышцы и различные отделы головного мозга.

К числу фундаментальных работ по медицине принадлежит труд Ибн-Сины (Авиценны) (980-1037) – «Канон медицины» - сборник всех научных медицинских сведений того времени.

В эпоху Возрождения был заложен фундамент описательной анатомии благодаря трудам А. Везалия, Л. да Винчи и В. Гарвея. Л. да Винчи (1452-1519) в своих рисунках впервые правильно изобразил части и органы человеческого тела. Он был основоположником пластической анатомии. А. Везалий (1514-1564) пользовался объективным методом наблюдения, производя вскрытие трупов, благодаря чему сделал множество открытий описательного характера. Вильям Гарвей (1578-1657), английский врач, физиолог и анатом, в своих исследованиях не ограничивался описанием, а широко использовал данные сравнительной анатомии, физиологии, эмбриологии. Он впервые высказал предположение о том, что всякое животное развивается из яйца. Особое значение имеет труд Гарвея, в котором впервые описан большой круг кровообращения. Он предсказал наличие капилляров, что позже подтвердил в своих исследованиях М. Мальпиги (1628-1694), описавший капиллярное русло. Однако Мальпиги считал, что кровеносная система разомкнута, и кровь из артериальных капилляров сначала попадает в «промежуточные пространства», и лишь затем – в венозные капилляры.

Итак, в эпоху Возрождения анатомия человека пополнилась достоверными сведениями о строении человеческого организма, было положено начало развитию микроскопической анатомии, эмбриологии, физиологии. Определился исторический подход к изучению развития животных организмов, что привело к появлению сравнительной анатомии и развитию эмбриологии.

В 18 веке Д. Морганьи , изучавший на трупах изменения органов, вызываемые болезнями, положил начало патологической анатомии. К. Биша (1771-1802) создал учение о тканях – гистологию. В 19 веке Т. Шванн обосновал клеточную теорию (1839), благодаря которой биология и медицина получили твердую основу для своего дальнейшего развития. В конце 19 века Рентген обнаружил лучи, которые были названы его именем. Открытие этих лучей дало начало новой эпохе в анатомии и медицине.

Анатомия в России стала развиваться с времен Петра Первого. В 1724 г. им была открыта Российская академия наук, в которой работал крупнейший русский ученый М. В. Ломоносов (1711-1765). Он и его ученики (М. И. Шеин, А. П. Протасов, К. И. Щепин) внесли неоценимый вклад в развитие русской анатомии. М. И. Шеин является автором первого русского анатомического атласа. В 18 веке благодаря научным исследованиям А. М. Шумлянского (1748-1795) в России было положено начало микроскопической анатомии. Он изучал микроскопическое строение почек и точно определил значение почечного тельца. Кроме того, им была доказана замкнутость кровеносной системы.

В 1798 г. была учреждена Медико-хирургическая академия в Петербурге, кафедру анатомии и физиологии возглавил П. А. Загорский (1764-1846). Он создал первую русскую анатомическую школу и написал первый учебник по анатомии на русском языке. Выдающимся русским анатомом и хирургом был Н. И. Пирогов (1810-1881), который явился создателем топографической анатомии. По его инициативе в 1844 г. был образован Анатомический институт при Петербургской медико-хирургической академии. Своими трудами Н. И. Пирогов создал мировую славу русской анатомии. П.Ф. Лесгафт (1837-1909) развивает идеи функциональной анатомии, впервые использует рентгеновские лучи для изучения суставов и внутренних органов, теоретически обосновал физическое воспитание. На рубеже 19 и 20 веков под влиянием эволюционного учения развивается возрастная анатомия, основоположником которой явился Н. П. Гундобин .

К числу выдающихся ученых, оказавших большое влияние на развитие советской анатомии, принадлежат В. П. Воробьев, В. Н. Тонков, В. Н. Шевкуненко. В. П. Воробьевым (1876-1937) заложены основы макро-микроскопической анатомии. Он подготовил первый советский анатомический атлас. В. Н. Тонков (1872-1954) – основоположник крупной школы советских анатомов. Он разработал учение о коллатеральном кровообращении. В. Н. Шевкуненко (1872-1952) продолжил топографическое направление в анатомии, начатое Пироговым. Он и его многочисленные ученики создали учение о крайних формах изменчивости органов.

1.3. Методы исследования в анатомии

1. Препарирование – самый старый метод исследования. Метод предусматривает рассечение трупа с целью извлечения какого-либо объекта (органа, нерва, сосуда) для последующего его изучения. Препарирование может осуществляться с помощью лупы или под контролем невооруженного глаза.

2. Антропометрия изучает строение и форму тела человека и его отдельных частей путем измерения, что широко используется в медицинской практике.

3. Метод инъекции применяется для изучения полых органов – например, сосудов. В полость органа вводится окрашенная масса, затем применяется метод коррозии – орган погружается в кислоту, в результате чего полностью уничтожается. Остается только застывшая масса, повторяющая форму полости органа.

4. Метод окраски – основан на способности отдельных структур к избирательной окраске. Используют разные красители растительного и животного происхождения.

5. Метод просветления основан на обработке жидкостями разного состава изучаемых тканей и органов. В результате объект становится прозрачным и доступным для изучения.

6. Рентгенологические методы. Основными являются рентгеноскопия – просвечивание органов рентгеновскими лучами с получением изображения на специальном экране, и рентгенография – получение изображения на специальной пленке.

7. Компьютерная томография – с помощью специального аппарата получают снимки органа или их группы, например, головного мозга или органов брюшной полости человека.

8. Микроскопические методы – это методы световой и электронной микроскопии, гистохимии, радиоавтографии и т.д. Эти методы позволяют выявлять очень тонкие структуры на клеточном уровне и изучать процессы, происходящие в этих структурах.

1.4. Ткани и их виды

Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, обладающего сходным строением, происхождением и выполняющая определенную функцию. В соответствии со строением, происхождением и выполняемыми функциями, выделяют: 1. эпителиальные ткани, 2. соединительные ткани, 3. мышечные ткани, 4. кровь и лимфа, 5. нервная ткань. В организме ткани тесно связаны между собой морфологически и функционально. Морфологическая связь обусловлена тем, что различные ткани входят в состав одних и тех же органов. Функциональная связь проявляется в том, что деятельность разных тканей, входящих в состав органов, согласована, что обусловлено регулирующим действием нервной и эндокринной систем.

Эпителиальные ткани состоят из клеток, плотно прилегающих друг к другу; межклеточное вещество почти не содержат.

Соединительные ткани. Хорошо выражено межклеточное вещество, состоящее из аморфного вещества и соединительнотканных волокон. К этой группе относятся собственно соединительная ткань, хрящевая и костная ткани, а также кровь и лимфа.

Мышечные ткани. Главной особенностью является наличие в сократительного аппарата, который представлен миофибриллами – волокнами мышечной ткани. Миофибриллы представляют собой цилиндры или многогранные призмы. 1)гладкая мышечная ткань находится в стенках большинства полых органов, кровеносных сосудов, в коже и др. 2) поперечнополосатая скелетная – состоит из поперечно-полосатых мышечных волокон. В цитоплазме (саркоплазме) расположены миофибриллы, располагающиеся пучками. Эта ткань составляет основу скелетных мышц и мышц части внутренних органов. 3)поперечнополосатая сердечная (сокращается непроизвольно, ее отдельные волокна соединены друг с другом).

Нервная ткань. Состоит из нервных клеток – нейронов и клеток нейроглии. Функция нейронов – проведение возбуждения нервных импульсов. Нейроглия выполняет трофическую, секреторную и защитную функции. Каждый нейрон состоит из тела и отростков: одного или нескольких дендритов, по которым нервные импульсы проводятся к телу нейрона, и одного аксона, по которому импульсы идут от тела клетки. В зависимости от функции различают чувствительные, двигательные и вставочные нейроны.

1.5. Органы и системы органов. Организм как единое целое

Организм человека представляет собой сложноорганизованную систему. Существуют следующие уровни организации в организме человека: клеточный, тканевой, органный и системный. Самыми элементарными структурными единицами человеческого тела являются клетки, которые, объединяясь друг с другом, образуют ткани. Различают 4 основных вида тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную. Ткани образуют различные органы: легкие, сердце, печень, желудок и т.д. Объединения анатомически однородных органов, обеспечивающие какие либо сложные акты жизнедеятельности, называют физиологическими системами. В организме человека выделяют физиологические системы крови, крово- и лимфообразования, пищеварения, костную и мышечную, дыхания и выделения, желез внутренней секреции, или эндокринную, половую систему, нервную систему.

Наконец, сам организм, в свою очередь, представляет собой, по словам И.П.Павлова, «систему систем», в которой деятельность всех клеток, тканей, органов и систем строго согласована и направлена на обеспечение оптимальной жизнедеятельности организма как целого. Таким образом, одним из основных законов формирования ребенка является закон целостности, в соответствии с которым все составляющие части организма взаимосвязаны и взаимообусловлены.

1.6. Место анатомии человека в образовании педагога по физической культуре

Призванная решать задачи теории и практики физической культуры, анатомия изучает не только строение организма человека, но и материалы из других, смежных с нею, дисциплин.

1. Материалы топографической анатомии, изучающей взаимное расположение органов, позволяющей установить взаимовлияние их друг на друга, как в обычных условиях, так и при выполнении физических упражнений

2 Материалы пластической анатомии, устанавливающей особенности формы тела, соотношения отдельных частей – пропорции те­ла и их связь со спортивными достижениями.

3. Материалы возрастной анатомии, изучающей строение тела человека в различные возрастные периоды.

Эти материалы дают возможность научно обоснованно подойти к решению вопросов в ранней специализации, отбора по морфологическим признакам в ДЮСШ, построения учебно-тренировочного процесса с учетом не только паспортного, но и биологического возраста занимающихся и др.

4 Материалы проекционной анатомии, рассматривающей проек­цию границ отдельных органов на наружную поверхность тела, что обеспечивает знание не анатомического препарата, а живого чело­века. Особую важность приобретают знания об изменении границ органов при выполнении упражнений, так как изменение положения органов влияет и на их функцию.

5. Материалы по спортивной морфологии, позволяющие узнать строение организма спортсмена. Важность их очевидна. Чтобы рекомендовать занятия спортом, надо знать, какие изменения происходят в организме человека в процессе и в результате этих занятий.

6. Материалы теоретической анатомии, дающей возможность объединить разрозненные факты и явления единой теорией, общими закономерностями, без которых нельзя подойти к управлению ни процессами, происходящими в организме под влиянием спортивной деятельности, ни материальной основой, которая их обеспечивает.

7. Материалы динамической анатомии, способствующие овладению методом анатомического анализа положений и движений спортсмена, приближающие анатомические знания к практике.

8. Материалы цитологии, гистологии и эмбриологии, знакомя­щие с микроскопическим строением организма человека, с ранними стадиями его развития. Без знания этих элементов нельзя осмыслить и понять многие процессы, происходящие в организме во время спортивной деятельности.