Аналитическая функция политологии. Функции и задачи политологии

— наука о политике, о закономерностях возникновения политических явлений (институтов, отношений, процессов), о способах и формах их функционирования и развития, о методах управления политическими процессами, о политическом сознании, культуре и т. д.

По поводу существования закономерностей в политике существуют две противоположные точки зрения. Так, А. И. Соловьев, не отрицая возможности возникновения в политических процессах относительно устойчивых зависимостей, тем не менее не считает их достаточными для того, чтобы признавать наличие общих закономерностей в политике. Сторонники другой точки зрения (В. А. Ачкасов, В. А. Гуторов, В. А. Мальцев, Н. М. Марченко, В. В. Желто в и др.) считают, что в политическом процессе существуют общие закономерности, такие, как например «закон классовой борьбы К. Маркса», «закон соответствия развитию уровня производства производственным отношениям», «железный закон олигархии Р. Михельса», «законы» бюрократизации С. Паркинсона и др.

Существует много определений понятия «политология». Например, некоторые исследователи рассматривают политологию в широком смысле, как науку, изучающую совокупность разнородных, разномасштабных и разноуровневых знаний о политике и политическом во всех их проявлениях. При этом имеется в виду вся совокупность политических наук: политическая философия, политическая экономика, политическое право и т. д. К такому широкому взгляду на политологию наилучшим образом подходит понятие «политические науки».

В узком смысле под политологией понимается наука, призванная непосредственно исследовать политическую сферу общества: политическую власть, политические институты, отношения, процессы и закономерности их функционирования.

Необходимо подчеркнуть различия между политологией как наукой, в задачу которой входит изучение политической реальности, и политологией как учебной дисциплиной, целью которой является накопление и передача знаний о политике возможно большему количеству людей.

Объект и предмет политологии

Необходимо различать такие понятия, как объект и предмет исследования. Объект исследования — это некая объективная реальность, независимая от познающего субъекта. Предмет исследования — это то, на что непосредственно направлено исследование, это определенное свойство, качество, грань объекта. Если объект, как уже говорилось, не зависит от познающего субъекта, то предмет выбирается в зависимости от целей и задач исследования конкретной науки (конкретного исследования).

Один и тот же объект может исследоваться различными науками. Например, социальный класс может стать объектом исследования таких наук, как психология, социология, политология, этнология и др. Но каждая из этих наук в едином объекте имеет свой предмет, свои методы исследования. Так, философия, как наука умозрительная, созерцательная, исследует «вечные» проблемы человеческого бытия; история — хронологию развития общества через призму тех или иных исторических событий; экономика — различные аспекты экономической сферы общества.

Политология изучает прежде всего политическую сферу жизнедеятельности людей: политическую структуру, политические институты и отношения, политические качества личности, политическое повеление, политическую культуру и т. д. Следовательно, объектом исследования политологии является политическая сфера общества, как независящая от исследователя объективная реальность. В качестве предмета конкретного политического исследования мы можем выбрать любой аспект политической сферы общества, например политическую культуру граждан или политические институты.

Итак, предметом политологии являются политические институты и отношения, закономерности функционирования политической системы, политические процессы, политические конфликты, политическая культура, политические классы и т. д.

Методы и направления исследования политологии

Политология — многофункциональная наука. Поэтому в своих исследованиях она использует различные направления и методы.

Одним из основных направлений является исследование политических институтов. Оно предполагает изучение таких явлений, как государство, политическая власть, право, политические партии, политические и общественно-политические движения и другие формализованные и неформализованные политические институты. Политические институты (от лат.institutum - установление, учреждение) — это совокупность устоявшихся правил, норм, традиций, принципов, регулируемые процессы и отношения в той или иной области политики. Например, институт президентства регламентирует процедуру избрания президента, пределы его компетенции, способы переизбрания или отстранения его от должности и т. д.

Другим направлением является исследование политических процессов и явлений. Это направление предполагает выявление и анализ объективных законов и закономерностей развития политической системы общества, а также разработку различных политических технологий для их практического применения.

Третьим направлением является исследование: , политической психологии и идеологии, политической культуры, политического поведения людей и его мотивации, а также способов коммуникации и управления всеми этими явлениями.

В качестве самостоятельного направления можно выделить политические исследования внешнеполитической деятельности государства и международного политического процесса.

Применение тех или иных методов в политической науке обусловлено ходом ее исторического развития и наличием в «арсенале» человечества конкретных методов исследования.

Первые попытки теоретического обобщения знаний о политике основывались на философско-этических (в основном умозрительных) идеях и представлениях. Представителей философско-этического направления (Платон, Аристотель) в большей мере интересовали проблемы не реального государства, а то, каким оно должно быть в идеале. В Средние века, когд в Западной Европе доминировали религиозные концепции, политическая мысль развивалась в рамках теологической парадигмы. Поэтому политические теории и представления интерпретировались как одна из сфер теологии, в которой высшей инстанцией является Бог.

Зарождение гражданской концепции политической мысли (XVII-XVIII вв.) дало мощный толчок для возникновения и развития новых методов исследования политических процессов. В своих трудах Дж. Локк, Ш. Монтескье, Э. Берк заложили основы институционального метода в политологии. В XIX — начале XX в. этот метод был одним из ведущих в политических исследованиях.

Институциональный метод политологии

Институциональный метод ориентируется на исследование политических институтов: государства, партий, политических организаций и движений, избирательных систем и иных регуляторов политической деятельности и политического процесса. Институционализация — это процесс упорядочения, стандартизации и формализации социальных отношений в определенной сфере жизнедеятельности. Она предполагает, что большинство членов общества признают легитимность (правомерность) данного социального института, что организационное (правовое) оформление социальных отношений, установление общих правил, регулирующих жизнедеятельность людей, обеспечивает предсказуемое поведение субъектов социального взаимодействия. Институциональный метод способствует исследованию процесса институционализации.

В политологии институциональный метод используется для исследования политических институтов с точки зрения их правовой законности и общественной легитимности и взаимной совместимости. При этом концепция институционального соглашения имеет ключевое значение для общественного развития. Нарушение общепринятых институциональных норм или введение новых «правил игры», без достаточных на то оснований, может привести к различного рода социальным конфликтам. Институциональный метод позволяет рассматривать политическую сферу как систему социальных институтов, имеющих свои «институционализированные» структуры и правила функционирования.

С возникновением социологии как науки в середине XIX в. социологические методы начинают применяться и в политических исследованиях. Эти методы широко используются и в настоящее время.

Социологические методы политологии

Социологические методы предполагают выявление социальной обусловленности политических явлений, позволяют раскрыть социальную природу власти, определить политику как взаимодействие больших социальных общностей. Основанные на конкретных социологических исследованиях (сборе и анализе реальных фактов), социологические методы заложили основу прикладной политологии, ориентированной на практическое применение результатов исследования.

Сравнительный метод политологии

Сравнительный (компаративный) метод использовался еще в античные времена. Так, Платон и Аристотель на основании сравнения различных политических режимов определяли «правильные» и «неправильные» формы государства и конструировали в своих трудах наиболее совершенные (идеальные), по их мнению, формы государственного устройства. В настоящее время сравнительный метод широко используется в политических исследованиях, а сравнительная политология является относительно самостоятельным научным направлением в структуре обшей политической науки.

Суть сравнительного метода заключается в сравнении (сопоставлении) однотипных и различных политических явлений, например политических режимов, партий, движений, политических систем, способов разработки, принятия и реализации политических решений и т. д. Сравнение позволяет выявлять общее и особенное в исследуемых объектах, более объективно оценивать существующие реалии, определять закономерности развития наблюдаемых явлений, находить наиболее оптимальные варианты решения существующих проблем. Так, в мире существует около 200 независимых государств, каждое из которых обладает своими характерными особенностями. Сравнительный метод позволяет из всего многообразия различных ситуаций выбрать в каждом из государств отличные и сходные черты, типологизировать сходные явления, выявить возможные альтернативы, использовать опыт других стран и народов.

Это не означает, что исследователи и политики должны заимствовать удачный опыт других. Такие эксперименты, как правило, приводят к плачевным результатам. Однако проведение сравнения между государствами помогает объяснить то или иное политическое явление и находить способы решения возникших проблем.

Сравнение — это средство приобретения знаний. «Все познается в сравнении», — гласит народная мудрость. Как отдельный человек определяет свое социальное положение и свои индивидуальные качества путем многочисленных сравнений и сопоставлений, так и страна может судить о своем положении в мире путем сравнения с другими странами, и здесь не обойтись без исторических аналогий.

Сравнение способствует росту национального самосознания. Если граждане видят, что в других странах люди живут в более комфортных условиях, то у них могут возникнуть вопросы и претензии к правящей элите своей страны. Во многом по этой причине коммунистический режим в СССР не позволял своим гражданам свободно выезжать из страны: сравнение было явно не в пользу «строителей коммунизма».

Кроме того, сравнение помогает вырабатывать универсальные представления о политических явлениях и мыслить аналитически.

Бихевиористический метод

Бихевиористический метод основывается на эмпирических наблюдениях за социальным поведением индивидов и групп. При этом приоритет отдается изучению индивидуальных характеристик. Этот метод способствовал изучению электорального поведения избирателей и разработке предвыборных технологий. Бихевиоризм внес значительный вклад в развитие эмпирических методов исследования в политике, способствовал становлению и развитию прикладной политологии.

К недостаткам бихевиоризма можно отнести то, что он отдает приоритет исследованию оторванных (атомизированных) от общей социальной структуры и социокультурной среды индивидов и групп, отвергает исторические традиции народов и моральные принципы в угоду «голой» рациональности. По мнению Л. С. Панарина, бихевиоризм является наиболее приемлемым для американского общества — общества, лишенного естественных исторических корней. «Бихевиористский индивид-атом знает только внешние ограничения, связанные с давлением других атомов. В этой роли он не чувствует себя связанным ни традициями, ни моралью, ни какими-либо ценностями. Он чувствует себя свободным игроком , которому важно обставить всех остальных».

Системный анализ в политологии

Системный анализ был разработан представителями естественных наук в 30-х гг. прошлого века. В 40-50-х гг. благодаря трудам Т. Парсонса, Р. Мертона, Дж. Хоманса и других исследователей он находит свое применение в социологии. Начиная с 50-60-х гг. системный анализ используется и в политологии (Д. Истон, Г. Алмонд), хотя сама теория систем разрабатывалась в трудах Платона, Аристотеля, Т. Гоббса, К. Маркса, Г. Спенсера, Э. Дюркгсйма и других.

Системный анализ, по сути, является альтернативой бихевиоризму, так как в отличие от последнего рассматривает политическую сферу как целостную, саморегулирующуюся систему, находящуюся в непосредственном взаимодействии с внешней средой. Он позволяет использовать общую теорию систем в изучении политических явлений, в том числе и политических конфликтов, упорядочить наши представления о политической сфере, систематизировать все многообразие политических событий, построить некую модель политического действия, представить исследуемый объект как единый организм, свойства которого не являются суммой свойств отдельных его элементов. Поэтому любые изменения, происходящие в отдельном элементе системы, могут привести к ее «разбалансировке». Кроме того, системный подход позволяет каждый элемент системы рассматривать как подсистему, наделенную определенными свойствами.

Окружающая социальная среда, в которой развиваются политические события, также может рассматриваться как система или несколько взаимодействующих систем одного класса или нескольких классов. При этом каждый элемент системы любого уровня может одновременно выполнять разные функции по отношению к разным системам или подсистемам.

Синергетический подход в политологии

Одним из методов исследования принципиально новых, случайных, непредвиденных изменений, происходящих в социальных и политических системах, является синергетика. Она пришла в социологию и политологию в конце 70-х гг. XX в. из естественных наук. Суть синергетики в естественных науках заключается в том, что теряющие упорядоченность структуры в физических и химических процессах способны к самоорганизации (И. Пригожин), а нестабильные процессы могут порождать более совершенные субстанции (Г. Хакен). Эти основополагающие выводы открывают новое видение причин и форм развития материи. Суть синсргетичсского подхода в политологии состоит в новом понимании исторического процесса и форм развития социальных, политических, экономических и других сфер человеческой жизнедеятельности.

Синергетический подход основывается на следующих положениях:

  • историческое развитие человеческой цивилизации связано со случайностью, многовариантностью;
  • разные темпы развития различных систем; возрастание эволюционных ритмов и непредсказуемых флуктуаций в сложных системах;
  • способность системы к самовоспроизводству, к восстановлению разрушенных в ходе изменений структур, к поддержанию собственной идентичности;
  • «сложноорганизованные системы нельзя жестко направлять по пути конкретных трансформаций, необходимо выявлять их собственные тенденции развития»;
  • нелинейность и нерациональность в развитии социума, возможные бифуркации и возникновение хаоса;
  • хаос как созидаюшее начало для конструирования и развития качественно новой организации, нового порядка;
  • самоорганизация как возникновение упорядоченных структур там, где они отсутствовали, как процесс перехода от хаоса к порядку;
  • общественное развитие как непредсказуемая смена состояний общества и его структур в отличие от классического видения развития от одной стадии к другой;
  • сложность выявления субъекта перемен, особенно в условиях бифуркации, так как сложные системы обладают высокой чувствительностью к флуктуациям;
  • избавление от веры в рациональность и достижимость окончательного знания.

Синергетический подход открывает новые возможности в исследовании сложных политических систем. Он позволяет взглянуть на общество (государство) как на саморазвивающуюся систему, в рамках которой происходят слабоконтролируемые или неконтролируемые процессы, которые могут быть и ненаблюдаемыми. В определенной мере синергетический подход дает представление об извечной проблеме нереализованных или неудачно реализованных политических решений: «хотели как лучше, а получилось как всегда».

Теория социального действия

В исследователи выделяют два основных подхода, две точки зрения на мотивацию социального действия. Первый подход содержится в работах Э. Дюркгейма, второй — М. Вебера.

По мнению Э. Дюркгейма, деятельность и поведение человека жестко детерминированы внешними объективными факторами (социальной структурой, социальными отношениями, культурой и др.). М. Вебер, напротив, придавал субъективный смысл социальному действию. Он считал, что в любых социальных условиях человек имеет определенную возможность для проявления своей индивидуальности.

Начало нового этапа в развитии теории социального действия связан с трудами известного французского социолога А. Турена. По его мнению, классическая социология рассматривала общество как единое целое. Однако в условиях индустриального и постиндустриального общества различные социальные движения создают проблемные поля и социальные конфликты и сами делают свою историю. Если раньше противники могли апеллировать к «представителю метасоциального порядка» — к справедливости священника или короля, то «теперь не только это священное исчезло, оно оказалось захвачено фундаментальными конфликтами, вместо высшего мира единства создается центральное место социальных конфликтов».

Основными субъектами социального (политического) конфликта становятся не классы и партии, а общественные движения. При этом они не нуждаются в посредниках в лице политических партий и других политических институтов. В условиях быстрого развития средств информации и коммуникации роль посредников существенно снижается. Социальные действия общественных движений приобретают политический характер и направлены против государства (политической системы) как главного политического оппонента. По мнению А. Турена, в современном политическом конфликте преобладающая роль принадлежит реальным субъектам политического действия.

Антропологический метод

Антропологический метод анализирует политические явления исходя из природной коллективистской сущности человека. Еще Аристотель говорил, что человек по своей природе — существо политическое и не может жить обособленно. В ходе эволюционного развития люди совершенствуют свою социальную организацию и на определенном этапе переходят к политической организации общества.

Психологический метод

Психологический метод предполагает изучение психологических механизмов психологического поведения и мотивации. В качестве научного направления он возник в XIX в., хотя в его основе лежат многие значимые идеи античных мыслителей (Конфуция, Аристотеля, Сенеки) и ученых Нового времени (Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо).

Значительное место в психологическом методе занимает психоанализ, основы которого разработал 3. Фрейд. С помощью психоанализа исследуются бессознательные психические процессы и мотивации, которые способны оказывать активное воздействие на политическое поведение.

Структурно-функциональный подход. В соответствии с ним политическая сфера, как и общество в целом, представляет собой сложную систему (структуру), состоящую из множества взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет определенную, свойственную лишь ему функцию. Основы структурно-функциональной парадигмы были заложены еще Г. Спенсером и Э. Дюркгеймом, которые сравнивали структуру общества с живым организмом, а отдельные подсистемы с определенными органами. Значительный вклад в становление и развитие этого направления в социологии внесли американские ученые-социо- логи Р. Мертон и Т. Парсонс.

Конфликтологическая парадигма - противоположность функ- ционалистическим теориям, предполагающая консснсусное взаимодействие различных подсистем (социальных слоев, классов) общества. Конфликтологический подход исходит из того, что общественное развитие происходит через борьбу различных социальных групп.

Конфликтологическая парадигма немарксистской ориентации начала формироваться в 50-60-е гг. XX в. в работах таких ученых, как Р. Дарендорф, Р. Миллс, Л. Козер, Р. Мур, К. Болдинг и др. Так, по мнению немецкого социолога Р. Да- рендорфа, конфликт есть оборотная сторона всякой интеграции и потому он неизбежен. Но в отличие от К. Маркса, Р. Дарендорф считает, что в современных условиях классовый конфликт не ведет к разрушению социально-политической системы общества.

Кроме перечисленных методов в политических исследованиях существуют и другие: метод экспертных оценок, моделирование политических процессов, онтологический подход, исторический подход и т. д.

В современной политической науке существуют два основных уровня исследования: теоретический и прикладной.

Теоретическая политология занимается разработкой общих (функциональных) методов исследования политической сферы общества. Но при этом все теоретические разработки так или иначе направлены на решение практических задач.

Прикладная политология исследует конкретные политические ситуации с целью получения необходимой информации, разработки политических прогнозов, практических советов, рекомендаций и решения возникающих политических и социальных проблем.

Функции политологии

Функция (от лат.functio - исполнение) — назначение, обязанность. Социальная функция - это роль, которую выполняет тот или иной элемент социальной (политической) системы в обществе или социальной общности. Например, функция института семьи заключается в том, чтобы регулировать брачно-семей- ныс отношения в обществе; функция политических институтов — управлять социальными и политическими отношениями. Следовательно, функция политологии — исследовать закономерности функционирования политической системы общества и ее отдельных подсистем.

Основными функциями политологии являются:

  • познавательная - определенный способ познания (изучения) природы политического, структуры и содержания политической системы общества и закономерностей ее функционирования;
  • диагностическая - анализ (мониторинг) социальной (политической) реальности с целью выявления потенциальных противоречий и конфликтов;
  • прогностическая - выработка научно обоснованных прогнозов о тенденциях (перспективах) развития политической системы и предупреждения возможных негативных явлений;
  • организационно-технологическая - создание политических технологий и организационных структур, определяющих порядок и правила функционирования политической сферы общества;
  • управленческая - использование политологических исследований для разработки и принятия управленческих решений;
  • инструментальная - совершенствование имеющихся и разработка новых методов исследования политической реальности;
  • идеологическая - использование политологических знаний и результатов исследования в интересах общества, социальной общности, правящего класса;
  • прагматическая (прикладная) - использование теоретических и прикладных методов политологии для решения возникающих в обществе проблем и противоречий.

Функции политологии

Социальная роль и значимость политологии определяется теми функциями, которые она выполняет, отвечая на общественные потребности. К числу важнейших функций политической науки относят: методологическую, познавательную, регулятивную, прогностическую и мировоззренческую.

Методологическая функция политологии заключается в разработке теории и методологии исследования политических явлений и процессов, выработке категорий и законов данной науки.

Познавательная функция политологии предполагает накопление, описание, изучение фактов политической деятельности, анализ конкретных политических явлений и процессов, выявление важнейших политических проблем и противоречий политического развития.

Регулятивная функция основывается на необходимости объективного анализа политической действительности с целью выработки научно обоснованной политики. Основным содержанием данной функции является разработка практических рекомендаций для властных структур, предварительная научная экспертиза политико-управленческих решений, определение способов, методов и средств рационального воздействия на политическую жизнь общества.

Прогностическая функция политологии состоит в определении ближайших и отдалённых перспектив политического развития общества, выработке прогнозов, в моделировании будущих политических процессов и отношений.

Мировоззренческая функция политологии связана с формированием и обоснованием определённых политических идеалов и ценностей, соответствующих интересам общества политических взглядов, убеждений и ориентации граждан.

Методы политологии

Методология - это совокупность принципов, норм и методов познания. Каждая наука имеет свою собственную методологию.

В политологии используются три группы методов: теоретические, общенаучные и эмпирические.

К группе теоретических относятся следующие методы:

* структурализм - основывается на том, что и в обществе, и в политике есть устойчивые социальные и политические структуры, выполняющие свои постоянные функции. Таковыми структурами являются институты, нормы, труппы, общности, статусы, роли и т. д. Эти структуры имеют устойчивый характер, что позволяет выделять их из политической реальности и изучать каждую в отдельности. Этот методологический приём широко используется при анализе политических институтов, когда каждый из них рассматривается как самостоятельная целостность;

* функционализм - в отличие от структурализма выявляет факторы взаимозависимости политических институтов, организаций и других элементов политической реальности.

Функционализм объясняет появление какого-либо политического института в обществе созреванием в его политической системе соответствующих потребностей. Механизм исследования сводится к выявлению и изучению функций, выполняемых теми или иными политическими структурами;

* системный анализ - направляет исследователей на рассмотрение политики как открытой системы, взаимодействующей со всей окружающей средой. Учёные, использующие этот метод, исследуют вопросы взаимодействия политической системы с окружающей средой, механизмы адаптации политической системы, особенности её функционирования и развития;

* бихевиоризм - метод, основанный на предположении, что поведение человека - это реакция на различные внешние раздражители и стимулы. В политологии используют этот метод для описания изменений в политическом поведении людей, которые связаны с изменениями реалий жизни, принятием политических решений и т. д.

Общенаучные методы познания и объяснения объективной реальности сформировались в ходе развития общего научного знания и едины для всех наук. Это универсальные правила, устанавливающие соответствующие процедуры для достижения рациональных выводов. К ним относятся:

* сравнение - метод, который позволяет сопоставлять однопорядковые процессы, явления и события. Сравнительный метод позволяет установить, в чём состоит подобие сопоставляемых объектов, выделить их общие черты либо показать, по каким признакам они различаются. Этот метод лежит в основе сравнительной политологии;

* анализ и синтез - единый метод, обеспечивающий рассмотрение внутреннего строения сложных политических образований;

* индукция и дедукция - методы, определяющие логику и последовательность мыслительных операций при переходе от частного к общему и наоборот;

* моделирование - метод, основанный на построении моделей, раскрывающих как внутреннее строение политических объектов, так и складывающиеся между ними зависимости.

К нему прибегают в том случая, если анализ реального политического явлении невозможен или затруднён, либо требует больших финансовых затрат или требует много времени. Модель выступает в качестве аналога реального политического объекта. Сегодня этот метод получает большое распространение в связи с внедрением в политологические исследования компьютерной техники, которая позволяет оценивать самые разнообразные факторы, влияющие на политический процесс.

Эмпирические методы направлены на получение информации о политических предпочтениях избирателей, о намерениях политических лидеров, о ценностных ориентациях и политических установках различных социальных групп и их отношение к государственным управленческим решениям. Для достижения этих целей в политологии используют следующие методы:

* наблюдение - метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации политических фактов.

Различают два типа наблюдения: невключённое и включённое. При невключённом наблюдении исследователь находится и фиксирует события как бы со стороны. Включённое наблюдение предполагает участие наблюдателя в том или ином событии, деятельности организации, т. е. наблюдатель становится участником митинга, демонстрации, входит в состав или руководство партии, движения и т. д.;

* опрос - представляет собой устное или письменное обращение исследователя к определённой совокупности людей-респондентов с вопросом, содержание которого представляет изучаемую проблему. В политологии опросы используются для изучения общественного мнения по самому широкому кругу социально-политических проблем;

* контент-анализ - это целенаправленное изучение определённых документов (конституции, партийной программы, инструкции, законодательных актов и т. д.). В современных условиях применение этого метода связано также с широким использованием компьютерных технологий. Преимущество метода заключается в оперативном получении фактографических данных о том или ином политическом явлении на основе объективной информации.

Важное значение в изучении политологии приобретают междисциплинарные связи во всех новых направлениях развития обществоведения, которые и позволяют говорить о характере и особенностях социальных носителей, групп, их интересов, что даёт возможность расширить фактологическую базу гуманитарных дисциплин.

В процессе научного познания используются разнообразные методы. Метод в переводе с греческого означает «путь исследования, познания», т.е. форма практического и теоретического освоения действительности, конкретный способ приобретения знаний о политике. Методы политологии сложились постепенно. Среди многочисленных и весьма разнообразных методов, использование совокупности которых способствует превращению политологии в самостоятельную научную дисциплину, можно выделить следующие: институциональный, социологический, сравнительный, антропологический, психологический, бихевиористский, коммуникативный, метод политического моделирования.

Институциональный метод широко применим в политологии. Он ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность (государства, партий, других организаций и объединений и т.п.). Сторонниками данного метода были Локк, Монтескье, Джефферсон. Изучение сложившихся институтов действительно важно, поскольку политические институты, в отличие от текущих политических процессов, достаточно устойчивы и стабильны.

Однако увлечение институциональным подходом в первой половине ХХ века привело к тому, что начало господствовать убеждение, что заимствование институтов демократии, хорошо зарекомендовавших себя на Западе, способно сыграть решающую роль в модернизации стран «догоняющего развития». Более 40 стран Африки буквально скопировали Конституцию США, но на практике они не приблизились к идеалам демократии. Оказалось, что сами по себе политические институты мертвы без живой политической активности.

Социологический метод
– представляет собой совокупность приемов конкретных социальных исследований, направленных на сбор фактов и практических материалов путем анкет, опросов и т.п. Он исходит из принципа зависимости политики от социальных процессов, в особенности от социально-экономической структуры общества. Задача социологического метода - проявить и объяснить разнообразные интересы соперничающих социальных групп в политике. Примером может служить марксистский подход, где содержание политики объясняется жесткой зависимостью от экономической основы.

Сравнительный метод
– иначе его называют компаративный – известен еще со времен Платона и Аристотеля. Сущность его состоит в сопоставлении политических объектов или процессов, выявлении их подобия и отличительных черт. Сравнительный метод имеет большое значение, т.к. может использоваться не только на национальном, но и на международном уровне (сравнение сходных социальных явлений в разных странах). В соответствии с этим выделяют 2 вида сравнительных исследований:

А) Кросснациональные - сопоставление государств друг с другом, описание, бинарный анализ и т.п.;

Б) Кросскультурные – нацелены на сопоставление и сравнение национальных культур, институтов.

Антропологический метод . Иной срез анализа политики открывает антропологический метод, который требует не ограничиваться определением влияния на политику социальных факторов (уровня жизни, формы собственности и т.д.), а предполагает выявление в политике роли инстинктов, устойчивых черт интеллекта, психики, национального характера, то есть качеств человека как биосоциального существа. Исследует влияние национального характера, типа ментальности, мышления на политическое поведение и развитие, тем самым, определяя границы возможных применений политического опыта.

Психологический метод заключается в изучении соотношения психологических особенностей личности и власти. Этот метод основан на необходимости учитывать в политике субъективные механизмы политического поведения. Мотивы, которые приводят людей в политику и заставляют участвовать в политических процессах, всегда индивидуальны, зависят от черт характера, воли, образования и т.д.

В основе данного метода лежат идеи Аристотеля, Сенеки, Макиавелли, Гоббса и др. В рамках этого метода большую популярность приобрели идеи психоанализа. Достоинство психоаналитического метода состоит в учете иррациональных факторов политической деятельности, которые прежде игнорировались. Эффективным метод психоанализа оказался при выявлении природы авторитарного деструктивного политического поведения, политической некрофилии (стремления к разрушению).

Бихевиористский метод
возник как альтернатива институциональному методу. Он основан на тезисе, что политика имеет индивидуальное измерение. Данный метод обращает особенное внимание на поведение человека в сфере политики, изучая его стимулы и реакции в процессе политических взаимодействий. В центре внимания бихевиористов находится изучение политического поведения с учетом побуждающих мотивов. Бихевиористы определяют формы и типы поведения определенных групп (женщины – домохозяйки, студенты и т.д.) для определения возможного политического действия в различных ситуациях. Таким образом, в качестве единицы анализа политического поведения выступают конкретные мотивации индивида, побудившие его к определенному поведению.

Коммуникативный метод разрабатывает кибернетическую модель политического процесса, рассматривая структуры как информационные потоки.

Метод политического моделирования основан на исследовании политических явлений путем переложения их на модели измерительные, описательные, предсказательные и др.

Социальную роль политологии в общественной жизни и системе образования реализуют ее функции . Выделим основные:

1. Познавательная - политология накапливает знания о политике.
2. Прогностическая - основана на уже полученных знаниях о политике, которые позволяют осуществлять предсказания, строить прогнозы возможных будущих политических событий, а также рассчитывать потери альтернативных вариантов.
3. Методологическая - выводы политологии служат основой анализа частных политических теорий, отдельных политических явлений.
4. Мировоззренческая - знания о политике формируют определенное мировоззрение.
5. Культурная - эта функция позволяет политологии обобщить представления людей о средствах достижения политических целей, формировать образы, наиболее желаемые состояния, к которым необходимо стремиться.
6. Воспитательная (регулятивная) - в ходе реализации этой функции складываются нужные в обществе предпосылки и навыки участия граждан в политическом процессе. Именно она создает теоретическую базу, обобщает опыт, помогая политической социализации и формированию политической культуры.

Функции политологии

Предназначение и роль политологии находят свое проявление в вы полняемых ею функциях:

Гносеологическая (познавательная) функция . Сущность данной функции в адекватном отражении политической реальности, раскрытии закономерностей политического развития, выработке систематизированных знаний о политике. Как и любая другая наука, политология должна описать, объяснить и прогнозировать развитие явлений и процессов. В контексте политической науки речь идет о политических явлениях и процессах.

Аксиологическая (оценочная) функция - политическая наука дает оценку политическому строю, режимам, институтам, политическим решениям и политическому поведению. Эту функцию не следует подменять классовым подходом и превращать политологию в разновидность идеологии. Аксиологическая функция политологии, как и любой другой общественной науки, определяется спецификой социального познания, которое своими выводами и прогнозами задевает определенные социальные интересы. Аксиологическая функция ориентирована на признание общечеловеческих гуманистических ценностей, на человеческое измерение политики.

Функция политической социализации связана с формированием политической культуры, определенного типа человека политического. Само содержание политической науки ориентирует на развитие рационально-критического мышления, на формирование гражданина, а не подданного. Политическая наука формирует гражданственность и демократическую культуру населения.

Функция рационализации политической жизни. Выполняя эту функцию, политология выступает теоретической основой политического строительства, политических реформ, обосновывает необходимость и направленность преобразований. Политология, вырабатывая политические технологии, дает рекомендации по разрешению социально-политических конфликтов, проведению избирательных кампаний, формированию политического имиджа лидеров и т. д.

Мотивационно-регулятивная функция связана с непосредственным влиянием политического знания на политическое поведение людей. Степень научной мотивации политических действий и политического поведения - важнейший показатель уровня развития политической культуры.

Функции, которые выполняет политология, раскрывают ее роль в жизни современного общества. Политология способствует рационализации политической деятельности и формированию гражданина, который обладает необходимыми знаниями для рационально-критического анализа политической жизни

5. Понятие политики

Слово «политика» возникает в середине I тысячелетия до «, э. Оно происходит от греческого слова - polis, что означает город-государство. Политика в античности понималась как искусство управления полисом (государством), то есть множеством людей, живущих совместно и имеющих различные интересы.

Политика - это сложное общественное явление. Для анализа политики можно применить следующее английские понятия, наиболее точно отражающие ее различные аспекты: polity - политические институты, деятельность которых закрепляется правовыми нормами и политическими традициями; policy - политический курс, связанный с конкретными общественным» интересами, ценностными ориентациями, с технологиями принятия политических решений; politics - конкретное «делание политики», определенные политические процессы, которые имеют волевые, интеллектуальные, социально-психологические формы. Политику можно рассматривать следующим образом; а) как сферу общественной жизни; б) один из видов социальной активности - политическая деятельность; в) тип социальных отношений. Аристотель видал в политике высшее проявление человеческой социальности. Человек - ивотное политическое, то есть общественное, как считал Аристотель. Полис - это «вполне завершенное и совершенное общение». Такое понимание политики называют коммуникационным.

Политика возникает на определенном этапе развития общества, когда происходит разложение первобытного строя, усложняется социальная структура, возникает и усиливается экономическое неравенство. В таком обществе формируются новые механизмы властных отношений, появляется господство одних социальных групп над другими. Однако, политическая власть должна была выразить не только интересы экономически господствующих социальных сил, но и интересы целого, то есть общества, через опосредованное согласование социальных, классовых интересов. Так появляются государство и право.

Политика становилась искусством управления сложно дифференцированным сообществом, разделенным на антагонистические интересы. Задача политики состояла в обеспечении целостности и эффективности функционирования общества путем организации управления, регулирования и контроля его деятельности как целого, которое состоит из социальных слоев и классов, имеющих различные интересы. Сущность политического заключается в социальном господстве одних групп над другими с помощью механизма социального господства. Поэтому важнейшим в политике становится овладение главным в механизме Социальною господства - государством. М. Вебер определял политику как «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает».

Политика - явление динамическое, она носит процессуальный характер. Это процесс подготовки, принятия и реализации необходимых общества решений. В политическом процессе определяются цели политик, принимаются решения; происходит мобилизация ресурсов и организация масс для достижения поставленных целей; регулируется политическая деятельность и осуществляется контроль за ней, осуществляется анализ полученных результатов и определяются новые цели политики. Таким образом, политика - это сфера жизнедеятельности общества, связанная с отношениями между социальными общностями по поводу обретения, организации и использования власти и управления социальными процессами в государственно-организованном сообществе.

Политика обладает сложной структурой:

организационный компонент политики - это политические институты как центры управления и регулирования общественными процессами, например: правительство, парламент, президент, партии, средства массовой информации;

политические отношения, которые выражают устойчивые взаимосвязи между субъектами политики. Это могут быть отношения господства и подчинения, соперничества и сотрудничества, конфликта и согласия, конфронтации и баланса интересов;

политическое сознание, которое функционирует на уровне политической идеологии и политической психологии;

политические процессы, которые связаны с выработкой и принятием обязательных для всего общества решений, реализуемых с помощью государственной власти.

Все это составляет политическое пространство в его системном единстве и многообразии. Политика как особая сфера социальности выполняет многообразные функции в обществе. Это выражение и защита социально-значимых интересов различных слоев и групп общества и национально-государственного интереса в целом. Важнейшей функцией политики является структурирование и институирование политической системы общества, 1С функциям политики относятся: управление и руководство политическим процессом в интересах конкретных политических субъектов и всего общества; интеграция различных слоев общества и поиск баланса социальных интересов; предотвращение и регулирование социальных конфликтов; формирование политического сознания граждан; определение социально значимых для всего общества целей и мобилизация ресурсов для достижения этих целей. Основной функцией политики является интеграция различных сфер общественной жизни, обеспечение целостности общества и его стабильности. Политика как сфера деятельности и поведения, связанных с властью, организацией, управлением в рамках государственно-организованных сообществ, занимает особое место в человеческой жизни. Политика является особым аспектом социального бытия, связанным с организацией и координацией действий ради достижения согласованных целей. В широком смысле политика - «это борьба за организацию человеческих возможностей» (американский политолог Д. Хелд).

1.. Развитие политической мысли в древности и античности

Современная политическая наука возникает во второй половине XIX - начале XX вв. Но примитивные представления о политике появляются уже в древности с возникновением политической

власти и государства. Со Н и I тысячелетий до н. э. дошли до нас памятники законотворчества.

На Древнем Востоке представления о политике и власти носили религиозно-мифологический характер. Собственно политическая терминология отсутствовала.

В середине I тысячелетия до н. э. в античности происходит переход от мифологического сознания к рационально-критическому мышлению, возникает философия. Знание о политике, которое

развивалось с античности до появления современной политической науки, можно назвать протополитикой. Протополитика - это теоретическая деятельность предшественников современной политической науки. Это знание стало мощной корневой системой, на которую опиралась и опирается политология.

Рационализация политического знания была связана на Востоке с именем Конфуция, а на Западе - с греческой философией. В это время возникают политические термины и политические концепции.

Появляется и сам термин «политика». Политическое знание не выделялось еще в самостоятельную сферу исследований. Проблемы политики, права, закона философы рассматривали в рамках философско-этических концепций, через призму достижения справедливости, добра, общего блага. Основное

внимание уделялось выяснению цели и смысла человеческого бытия и человеческой деятельности. Поэтому главным предметом исследования было государство и поиск наилучшей формы

правления. Самого термина «государство» еще не было. У греков было слово - «полис», т. е. множество людей, живущих совместно. Были и другие политические термины: «монархия», «олигархия»,

«демократия», «аристократия», «анархия», «охлократия», «тимократия», «тирания». Многообразие политической терминологии и политических концепций говорит о развитости политического мышления и об определённой глубине познания механизмов политической власти.

Вершиной развития политической мысли античной Греции были работы Платона (427-347 гг. до н. э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Они рассматривали различные формы правления* анализировали и систематизировали «правильные» и «неправильные» формы правления стремились найти лучшую из

них. Глубокий для своего времени анализ различных государственных форм представляет собой особо важный вклад в развитие политической мысли. Аристотелю принадлежит идея естественного происхождений государства, обоснование особой эффективности смешанной формы правления - политики.

Аристотель выдвинул актуальную и для настоящего времени идею о том, что средние слои являются опорой устойчивой и эффективной власти, защищающей общие интересы.

Политические идеи древнегреческих философов получили свое развитие у римских мыслителей и государственных деятелей. В Древнем Риме политическое знание также развивалось в рамках

философско-этических концепций, но на него оказывало большое воздействие и правовое мышление римлян, римское право. Римские мыслители много внимания уделяли проблемам соотношения права и закона, верховенству правовой справедливости. Особая роль в разработке политико-правовых концепций

принадлежит Цицердщ?Ј\§6-43 гг. до н.э.). В государстве Цицерон видел «дело народное» (res publica), выражение общего интереса, справедливости и права. Принцип вдшжратии - верховенство

закона, которому подчиняются и граждане/и государство, Цицерон считал связующей силой, основой совместного существования свободных граждан. Наиболее эффективной формой правления им признавалась смешанная форма, которая сочетает в себе царскую власть, аристократию и власть народа - демократию.

В античности в рамках всеохватывающего философского знания развивались политические теории, в центре внимания которых находились такие проблемы, как сущность и происхождение

государства, поиск наилучшей формы правления, обоснование идеи о том, что управлять должны лучшие, умеющие управлять. Предпочтение отдавалось монархии, аристократии и смешанной

форме правления.

2. Политическая мысль средневековья

Средние века охватывают период с конца V по XV вв. Затем следуют Возрождение и Реформация, которые одни историки относят к позднему Средневековью, а другие - к раннему Новому времени.

В Средние века политическая мысль развивалась в рамках христианского, религиозного мировоззрения и богословия. Августин Блаженный (354-~430 гг.) и Фома Аквинский (1226-1274 гг.) сыграли главную роль в обосновании христианской, политической концепции. Наибольший интерес у христианских богословов вызывала проблема соотношения мирской и духовной власти, т. е. власти светского правителя, «Града земного» и власти Церкви, власти «Града Божьего». Эта дихотомия разрешалась в пользу церковной власти. Но у Августина одновременно подчеркивалась и самостоятельность каждой из властей, и их взаимодействие в защите веры и установленного Богом социального порядка.

Фома Аквинский в своей знаменитой работе «Сумма теологии» дал иерархию правовых норм. Как христианский богослов он был убежден, что власть божественна по происхождению. Но то, как

используется власть, как ею распоряжается властитель, зависит от воли самого властителя. Он может по своей воле нарушать божественное и естественное право и использовать власть, как тиран. Фома Аквинский делал вывод о праве на сопротивление тиранической власти, которая не соответствует божественному установлению.

Только в рамках позднего Средневековья появились концепции освобождения государства от подчинения церкви и ограничения власти короля сословным представительством. В XIV веке Марсилий Падуанский в своем труде «Защитник мира» выступал против притязаний духовенства на светскую власть. Он делил

законы на юридические, регламентирующие поведение людей, и религиозные, не имеющие отношения к земной жизни. Вся полнота светской власти должна принадлежать сословному собранию, которое издавало бы законы и избирало монарха.

Не только теоретические дискуссии в рамках богословия и схоластики, но и реальная политическая борьба за властное верховенство между католической церковью и монархами привели к формированию в европейском политическом сознании представлений о том, что в обществе не существует абсолютной

власти. Католическая церковь руководствовалась теократическим идеалом. Политика была важнейшей стороной ее деятельности. В то же время церковь была противовесом всевластию государства и

вынуждала его идти на компромиссы. В результате между церковью и государством устанавливались "отношения соперничества й сотрудничества. Два властных центра средневекового общества создавали условия для появления особого, европейского типа государственной власти - власти, вынужденной считаться с другими общественными институтами, идти с ними на диалог.

В средние века господствовал теологический подход к анализу политики, государства и права. Многое из античной социально-философской традиции было утрачено или трансформировано в контексте христианского богословия. Но даже под религиозным покровом политическая мысль не спала.

Значение политологии проявляется в ее функциях. Можно выделить такие ее функции, как познавательная, мировоззренческая, аксиологическая, методологическая, практическая.

Познавательная функция политологии проявляется в том, что, выступая как определенная система знаний о политической жизни общества, она способна вооружить этими знаниями различные категории людей, включая их большие массы, прежде всего молодежь. Готовя себя к самостоятельной жизни в современном политизированном обществе, в котором политические явления играют все большую роль, молодые люди должны научиться понимать содержание и направленность деятельности различных политических институтов, прежде всего институтов государственной власти. Необходимо разбираться и в деятельности политических партий, в том, чьи политические и другие интересы они выражают, насколько сочетаются их политические декларации и реальные дела. Необходимо уметь разбираться в происходящих в обществе политических процессах, в объективном содержании складывающихся политических отношений и т.д. Политология может вооружить молодежь знанием этих проявлений политической действительности, научить разбираться в них. И не только молодежь, но и взрослых людей, не обладающих политической грамотностью. Познавательная функция политологии проявляется также в том, что проводимые учеными политологические исследования постоянно обогащают знания о различных сторонах политической жизни общества, углубляют и расширяют эти знания.

Мировоззренческая функция политологии не ограничивается миром политических явлений. Ведь этот мир существует не сам по себе, а как одна из сфер жизни общества наряду с другими его сферами. Поэтому в политологии в той или иной степени осмысливаются связи политических явлений с экономическими, правовыми и духовными явлениями. Предметом изучения политологии выступают также международные отношения, проводимая государствами политика. Так что политология вносит весомый вклад в формирование научного мировоззрения людей, их научных представлений о развитии различных обществ и в целом исторического процесса.

Аксиологическая , или ценностно-ориентировочная , функция политологии касается ее роли в формировании ценностных ориентаций людей. Речь идет об осмыслении сущности, содержания и значения политических ценностей. Вообще отношение к определенным политическим явлениям как к ценностям весьма важно для жизни общества, социальных групп и отдельных личностей. Ценность есть то , что значимо для их жизни и деятельности. Политология раскрывает значение для них различных политических явлений и тем самым систему политических ценностей , таких как демократия, политические права и свободы граждан и социальных групп, положение современной российской Конституции о том, что народ является источником государственной власти, дружба и сотрудничество всех народов страны и т.д. Ориентация членов общества на эти и другие политические ценности является существенным фактором их жизни и деятельности. Это воздействует не только на политическое сознание людей, но и на их правовое и моральное сознание, укрепляет морально-политическое единство народа, повышает жизнеспособность общества и государства.

Методологическая функция политологии. Речь идет прежде всего о применении ее теоретических положений при анализе различных политических явлений. В этом анализе первостепенную роль играет система понятий политологии, ее категориальный аппарат. Так, например, при исследовании тех или иных политических процессов необходимо уяснить, что собой представляет политический процесс, как понимать его. Выясняется, что содержание политического процесса осмысливается с помощью таких понятий (категорий), как "субъект политического процесса", "политическая деятельность", "политические отношения", "политический институт", "политическое сознание" и т.д. В этом случае категориальный аппарат политологии выступает в своем методологическом значении, ибо на его основе и в его рамках осмысливается реальный политический процесс. Однако не только категории политологии, но любое ее теоретическое положение приобретает методологическое значение, если оно используется в политологическом исследовании, влияет на его содержание, направленность и толкование полученных результатов.

Следует отметить, что методологическая функция политологии проявляется при исследовании не только политических, но и других явлений, если при этом используются методы, разработанные в политологии, или же политология внесла существенный вклад в их разработку. Именно такой вклад внесли ученые-политологи в разработку метода сравнительного анализа, институционального метода и так называемого бихевиористского метода, заключающегося в исследовании поведения субъектов политической деятельности.

Практическая функция политологии выражает тесную связь этой науки с решением практических задач. Несомненно, что глубокое и ясное понимание политических явлений имеет важное практическое значение, ибо позволяет иметь о них адекватные представления и исходя из них принимать правильные политические решения, отвечающие реальным потребностям общества, его различных социальных групп и слоев, избегая при этом политических ошибок, цена которых бывает очень высокой. Ведь политические решения нередко касаются судеб страны и ее народа, во всяком случае больших масс людей (политика – дело миллионов). Здесь особенно важно учитывать ближайшие и отдаленные последствия принимаемых решений.

Практическая функция политологии проявляется и в том, что, анализируя явления реальной политической жизни общества, раскрывая их действительное значение, она способна побудить тех, кто ее изучает, к реальной политической деятельности, формируя при этом соответствующие цели и идеалы. Вспомним – "без идеала в политике нельзя". В данном случае практическая функция политологии выступает как мотивационно-побудительная. Исключительно важно, что политология может содействовать тому, чтобы сформировать у многих людей отношение к политической деятельности как к служению обществу , своему народу.

"Истинное политическое служение имеет в виду не отдельные группы и несамостоятельные классы, но весь народ в целом". И еще: "Служение предполагает в человеке повышенное чувство ответственности и способность забывать о своем личном успехе-неуспехе перед лицом Дела".

Характеристика рассмотренных выше функций политологии направлена на то, чтобы показать ее роль в анализе происходящих в обществе политических явлений и процессов и на этой основе представить их более полную картину в то или иное историческое время. На это направлена вся система понятий политологии, в рамках которых осмысливаются политические явления, события, процессы. Их анализ осуществляется с позиций существующих политических теорий, методов познания, мировоззренческих и идеологических установок, которых придерживается исследователь. Все эго составляет арсенал существующей на данный момент так называемой политологической аналитики. На ее основе осуществляется политическая прогностика , т.е. прогнозирование развития политических явлений на ту или иную перспективу.

Для этого необходимо, чтобы их анализ с помощью всех средств и методов политической аналитики исходил из реальной действительности, не отрывался от нее. Только в случае ее адекватного отражения в сознании исследователя выводы об изучаемых политических явлениях будут обладать объективным содержанием и иметь значение объективной истины, т.е. соответствовать тому, что есть в самой политической действительности. При этом можно получить адекватные сведения о том, как то или иное политическое явление возникло, что оно собой представляет, какие этапы в своем развитии прошло и чем стало теперь, т.е. в момент его научного исследования. Тем самым будет выявлена тенденция его развития.

Все это дает возможность делать прогнозы относительно его дальнейшего развития. Суть политического прогноза заключается в следующем: если известны условия возникновения политического явления, его сущность и тенденция развития в прошлом и в настоящем, то с некоторой вероятностью можно предположить направление его развития в ближайшем и в той или иной степени отдаленном будущем.

Есть в жизни всех людей порядок некий,

Что прошлых дней природу раскрывает.

Поняв его, предсказывать возможно

С известной точностью грядущий ход событий,

Что еще не родились, но в недрах настоящего таятся,

Как семена, зародыши вещей.

Их высидит и вырастит их время.

(У. Шекспир. Генрих IV)

Политология с ее арсеналом средств научного познания способна осуществлять глубокий и всесторонний анализ всех политических явлений. В силу этого результаты ее исследований могут быть использованы при разработке научных прогнозов краткосрочного и среднесрочного характера. Прогнозы на отдаленную перспективу, иногда на несколько десятилетий, а то и на столетия, называются научным политическим предвидением.