Все, что мы знаем о голосе.

Голосом называется звук, который издается голосовым аппаратом человека при разговоре, пении, крике, смехе, плаче. При этом сам по себе человеческий голосовой аппарат устроен достаточно сложно, что делает возможным извлечение большого разнообразия звуков. От чего зависит громкость, звучность и тональность голоса? Как быстро восстановить голос, если он пропал? За громкость отвечают, как ни странно, в первую очередь лёгкие. Дело в том, что голос образуется тогда, когда струя воздуха проходит через голосовую щель гортани, заставляя вибрировать ее стенки и специфические складки слизистой - голосовые связки.

Чем мощнее эта струя - тем громче будет издаваемый звук. Это может заметить каждый - перед тем, как закричать или громко запеть, приходится набрать побольше воздуха в легкие.

Кстати, согласно знаменитой книге рекордов Гиннеса, самый громкий голос в мире принадлежит британке Джилли Дрейк, которая способна издавать звуки громкостью до 129 дБ - это всего на 10 дБ меньше, чем звук двигателя современного самолета-истребителя.

Разумеется, у «простого смертного» от такого крика голос сядет.

Дети, у которых голосовые связки в силу возраста ещё короткие, отличаются высоким голосом. С возрастом тональность голоса снижается, причем более отчетливо это снижение заметно у мальчиков - в период полового созревания, в результате смены гормонального фона, у них удлиняются голосовые связки, а также растут хрящи гортани.

В сумме это приводит к резкому снижению тональности голоса, его огрублению. Такой процесс принято называть «ломкой» голоса.

Как правило, диапазон среднестатистического человека составляет не более полутора-двух с половиной октав, а попытки взять ноту выше возможностей приводят к тому, что голос садится.

Путем специальных упражнений можно постепенно расширить возможности своего голоса, такие упражнения всегда делают певцы.

Тем не менее, даже при условии регулярных занятий, диапазон все равно останется в неких рамках, обусловленных анатомией голосового аппарата, его можно расширить, но невозможно кардинально изменить.

Причем просто так этот звук услышать невозможно - только при помощи специальной техники, улавливающей звуковые колебания крайне низкой частоты.

Возможности голосового аппарата современного человека намного шире, чем кажется. В частности, каждый из нас может производить до полутора сотен самых разнообразных звуков, но в повседневной жизни этого попросту не требуется.

Основная часть современных языков задействует лишь несколько десятков звуков, из которых, в различных комбинациях, составляются слова.

Самые «богатые» в отношении разнообразия звуков языки - африканские. Так, жители Намибии, говорящие на одном из местных наречий, используют целых 112 разнообразных звуков, что в три раза больше, чем в современном английском языке.

В частности, существуют определенные центры коры головного мозга, отвечающие за голос. Более того, за речь и пение отвечают совершенно разные участки - именно это является объяснением того, что человек после инсульта может пропасть голос и возможность говорить, но при этом сохраниться возможность пения, или наоборот.

Восстановить голос быстро поможет прием таблеток для восстановления голоса Гомеовокс. Сочетание растительных действующих компонентов средства помогает успокоить воспаление и снять отечность голосовых связок, способствует их восстановлению и повышает устойчивость к новым нагрузкам.

Предварительный просмотр:

  • Многие будущие мамы замечали, что в ответ на звучащую музыку плод усиливает свою активность, что выражается в его двигательных реакциях. Недавние исследования, проведенные учеными из Ноттингемского и Оксфордского университетов доказали, что музыка увеличивает активность височных долей головного мозга плода. При рождении дети, слушавшие по специальной программе пренатального (дородового) воспитания классическую музыку, громко кричат, расправляя легкие, и получают более высокие баллы по шкале Апгар по сравнению с младенцами, находившимися в музыкальной депривации.
  • Когда будущая мама поёт, она правильнее и ритмичнее дышит. Для неё пение – это своеобразная дыхательная гимнастика. Предпочтительнее петь колыбельные, народные песни.
  • Даже еще неродившиеся младенцы пристрастны к исполнителям. Голоса некоторых певцов им больше нравятся, а голоса других не нравятся совсем. На голос понравившегося певца или хора младенцы реагируют спокойными и плавными телодвижениями, как бы «танцуя», подстраиваются в ритм мелодии, или, наоборот, затихают, как бы вслушиваясь. А на голоса непонравившихся им исполнителей могут выражать бурный «протест» - толкаться, крутиться, и причинять маме такой дискомфорт, что женщин приходится госпитализировать с угрозой здоровья будущему младенцу. У детей учащается сердцебиение, ухудшается снабжение органов и тканей кислородом, что вредно для их здоровья.
  • На пальцах объяснить нерожавшей женщине, как нужно дышать, довольно сложно. По этой причине врачи рекомендуют заранее записаться на курсы по беременности и родам. Но многие женщины, даже если они тренировались правильно дышать до родов, просто не в состоянии сконцентрировать свое внимание на дыхании и отключиться от боли в нужный момент. Считается, что пение помогает будущей маме управлять своим состоянием во время родов. Это древняя методика психофизиологической саморегуляции. Пение снимает боль, а иногда даже позволяет избежать применения лекарственных препаратов. Также многие психологи рекомендуют в процессе родов разговаривать с ребенком и поддерживать его. А если вы будете еще и петь малышу песни, то не только вам, но и ему будет гораздо легче. Только, конечно, надо знать, когда и какие песни петь.
    Естественные роды можно разделить на три этапа - схватки, переходный период и потуги. И на каждом из них от женщины требуется определенная тактика дыхания. Следовательно, потребуется три разные песни.

Конечно, необходимо заранее подготовиться и выбрать соответствующие песни для каждой стадии родов со специалистом. Вибрация голоса во время пения блокирует поступление болезненных сигналов в мозг, уменьшая физическую боль. Благодаря воздействию на диафрагму улучшается дыхание и уменьшается мышечное напряжение. Также это положительно отражается на ребенке, уменьшает вероятность возникновения осложнений во время родов и снижает риск возникновения родовой травмы.

  • Во Франции существуют «поющие» роддома, где и мама и папа, присутствующий при родах, встречают рождение малыша пением. По статистике, ведущейся более 20 лет. Известно, что дети, родившиеся под пение, более устойчивы психически и эмоционально, доброжелательны и веселы.
  • Известный отечественный педиатр и музыкант Михаил Лазарев доказал, что поющий голос оказывает на новорожденного ребенка гораздо большее влияние, чем звук простого разговора.
  • Новорожденный ребенок безошибочно узнает голос матери, а также реагирует на голоса людей, которые окружали мать во время беременности. Причем, если эти люди были негативно настроены к его матери, он плачет и беспокоится, когда слышит их голоса, а если они положительно относились к ней, ребенок реагирует спокойно или даже радостно.
  • Народные традиции петь малышам колыбельные песни имеют под собой глубоко обоснованные научные корни, которые наши предки априори знали опытным путем. Ребенок, которому пели колыбельные, обладает хорошим музыкальным слухом и голосом.
  • В практике православного пения в храмах используется только голосовое пение без сопровождения музыкальных инструментов (в отличие от католического богослужения, где пение сопровождается звучанием орг а на, или протестантских собраний, где возможно использование различных музыкальных инструментов). Это объясняется тем, что человеческий голос – единственный нерукотворный музыкальный инструмент.
  • Красивое пение греческого хора в храме Софии константинопольской поразило послов князя Владимира. Они сказали князю, что «… не знают, на небе они были, или на земле…». Мнение и убежденность послов предопределило выбор веры для целого народа.
  • Традиция пения в «унисон» благотворно влияет на физическое состояние и поющих, и слушающих. Унисо́н (итал. unisono , от лат. unus - один и sonus - звук) - единозвучие, одновременное звучание двух или нескольких звуков одинаковой высоты. Унисоном является интервал , имеющий ноль тонов , то есть чистая прима . Выражение «играть в унисон» или «петь в унисон» означает, что два или более инструмента или голоса исполняют одновременно ноты одной и той же высоты.

Петь в унисон гораздо сложнее, чем по разным партиям (партесно) , так как даже четвертьтоновая фальшь сразу слышна и «режет ухо».

  • В настоящее время музыкотерапия, и, в частности, лечение голосом «чистым звуком» - распеванием гласных по специальной методике, - является способом работы с аутистами , которые реагируют на пение гораздо лучше, чем на разговорную речь. Особенно значимым и даже целебным оказывается для них голос матери. Они чаще и охотнее «возвращаются» в наш мир, а также допускают в свой, если слышат пение родных голосов.
  • Бас-профундо (итал. profondo - глубокий) - очень низкий бас , грудной, объёмнейший мужской голос .

Бас-профундо часто используется в церковно-хоровой музыке. Певцов с данным типом голоса также называют октавистами.

Октависты поют октавой ниже басов (в редчайших случаях спускаясь до фа контроктавы (43,7 Гц). Октависты чаще всего применяются в аккордовом складе, при негромком звучании. Акустический эффект участия октавистов - в слиянии звуков аккорда , который по отношению к основному тону является как бы обертонами (поэтому всего естественнее употреблять бас-профундо при пении оснований мажорных трезвучий).

Интересно , что обладателями баса-профундо являются в большей степени русские мужчины. Этот национальный феномен впервые был определен во время первой волны русской эмиграции (в том числе и певцов) за границу – во Франции, Сербии, Турции. При приеме на работу в театры и хоры работодатели удивлялись малоизвестному музыкальному феномену и были рады принять обладателя такого голоса на работу.

  • Разные звуки «омывают» разные отделы вашего тела: более высокие - легкие, диафрагму, более низкие - нижние отделы. Во время беременности полезно заниматься дыхательными упражнениями ежедневно, очень хорошо выполнять их после физических упражнений, а чтобы совместить приятное с полезным, можно иногда заменять, а еще лучше дополнять «правильное дыхание» пением.
  • Английская актриса Джули Эндрюс достигла диапазона голоса в четыре октавы, когда ей исполнилось 8 лет. У обычного человека диапазон достигает максимум 3 октавы.
  • Другие люди слышат наш голос не таким, каким его слышим мы, потому что мы слышим его сквозь воду и воздух.
  • Энрико Карузо обладал голосом, который никого не оставлял равнодушным. Многие выдающиеся композиторы того времени боролись за право работать с Карузо. Даже Джакомо Пуччини, когда первый раз услышал голос певца, назвал его посланником Бога.
  • В самом начале карьеры у Лучано Паваротти появилось утолщение голосовых связок - и он подумал, что его карьера бесславно завершилась. Но выздоровев, он удивленно обнаружил, что у него появился именно такой голос, которого он тщетно добивался до этого.
  • Почему при простуде меняется голос?

Важнейшая функция носа - обонятельная. В нём «распознаются» все запахи окружающей среды. Но нос вдобавок ко всему действует как голосообразующий резонатор. Тембр нашего голоса во многом зависит от строения и состояния носовых пазух. Вот почему голос неминуемо меняется, если нос «закладывает».

  • Примета в паспорте древней Италии

В старину в Италии в паспорте среди прочих примет человека указывался и тембр его голоса (баритон, бас, тенор и т. д.). Считалось, что тембр голоса является природным свойством человека и его изменить нельзя.

  • Кто-то однажды назвал голос «вторым лицом», и, действительно, голос может рассказать о человеке также много, как и лицо. Ваш голос способен рассказать о чувствах, о здоровье, о том, насколько раскованно себя чувствуете, откуда вы родом, какое получили образование, насколько легко подчиняетесь давлению окружающих. В общем, голос способен раскрыть всю психологическую историю личности.
  • «Золотой голос России» Николай Басков стал первым представителем российского шоу-бизнеса, кто застраховал свой голос. Если Басков потеряет свой голос, то страховая компания выплатит ему 2 млн. долларов.Кстати, первой в мире застраховала свой голос легендарная певица Марлен Дитрих.
  • В США, Англии и Италии запись голоса считается неоспоримым юридическим документом, подделать который невозможно (как считает правосудие и криминалистика).
  • Однажды в специальной лаборатории был проведён тест. Слушатели должны были по голосу (который произносил одну и ту же фразу, но с разными интонациями) определить возраст говорящего. Так вот, эмоции гнева и страха делали возраст максимальным, а эмоции радости привели к минимальным оценкам. Разница в оценке одного и того же голоса достигала иногда 10 лет. Вывод: Людям, желающим выглядеть моложе, нужно говорить максимально радостно и доброжелательно.
  • Женщины, работающие в мужском коллективе, начинают говорить более низким голосом, причем это происходит неосознанно.
  • Совет для тех, кто хочет улучшить свой голос: следите за осанкой – при хорошей осанке органы дыхания расположены правильно, что позволяет голосу быть лёгким и свободным. Звук должен выходить из груди. Чтобы проверить это положите руку на грудь, если она вибрирует – Вы на верном пути.
  • Считается, что голос часто не совпадают в представлениях человека со внешностью. Но в наше время эксперты практически безошибочно определяют по голосу: пол, рост, вес и возраст невидимого собеседника.
  • Голос человека абсолютно уникален, как отпечатки пальцев. Специалисты утверждают, что голос имеет большую силу, чем музыкальный инструмент.
  • Недавно японским ученым удалось воссоздать голос Моны Лизы. Для того, чтобы смоделировать голос, ученым пришлось изучить строение костей лица женщины по ее всемирно известному портрету. Затем эти данные были оцифрованы и помещены в компьютер. Выяснилось, что у Джоконды был низкий спокойный голос.
  • Голос Витаса застрахован в американской компании на 2,5 миллиона долларов.
  • Кошка реагирует лучше на женщин, чем на мужчин, потому что женский голос выше по тональности, чем мужской.
  • Голоса Николай Фоменко, Дмитрия Харатьяна, Эммануила Виторгана и Вячеслава Невинного используются в компьютерных играх. Голосами актёров говорят герои стрелялок и бродилок.
  • Оказывается, женщины испытывают эмоциональное возбуждение от звуков собственного голоса. Как следствие, им намного проще выразить свои эмоции, чем мужчинам. Женщины говорят почти в 2 раза больше мужчин. Каждый день женщина произносит в среднем 20 тыс. слов, а мужчина около 7 тыс.
  • Совет для тех, кто хочет улучшить свой голос: улучшает звучание голоса занятие пением. Оставшись в квартире наедине с собой и домашними заботами, попробуйте что-нибудь достаточно громко спеть. Надувайте воздушные шарики – это очень укрепляет дыхательную систему.
  • Голос – визитная карточка человека, именно поэтому в крупнейших банках мира многие сейфы запрограммированы на голос владельца. Чуть какой-то тон отклонился в сторону, и заветная дверца ни за что не откроется. Так что пародисты могут не беспокоиться о чужих ценностях, тонкая техника распознает их обязательно.
  • Психологи выявили основные реакции человека на различные высоты и тембра голоса собеседника: высокий и звонкий голос ассоциируется с юностью, энергичностью и, увы, с неопытностью. По статистике, женщин и (особенно) мужчин с таким голосом значительно реже назначают на солидные посты. Сделано интересное наблюдение: чем выше голос, тем ниже должность. Обладателям низкого голоса повезло значительно больше: он ассоциируется с самодостаточностью, уверенностью, интеллектом. Человека с таким голосом окружающие воспринимают как знающего, а, следовательно, более авторитетного.
  • Чем ниже голос мужчины, тем сильней и надежней он выглядит в глазах женщины. Кстати, статистика подтверждает влияние голоса на успех у противоположного пола. Вы наверняка отмечали возникновение романтических мыслей, общаясь по телефону с незнакомым мужчиной, обладающим приятным тембром голоса.
  • Низкий голос возникает из-за повышенного содержания мужских половых гормонов в крови, следовательно, обладатель такого голоса более темпераментен. Именно поэтому женщина с низким грудным голосом кажется мужчинам более сексуальной.
  • Тина Тёрнер, королева рок-н-рола, застраховала свой голос на 3 миллиона 200 тыс долларов. Кстати, Тина Тернер на сцене уже около 47-ми лет (впору попасть в книгу рекордов Гиннеса).
  • Профессиональная болезнь музыкантов – это голосовые связки. Дело в том, что, играя на инструменте, они инстинктивно «проигрывают» мелодию на связках, и, соответственно, напрягают и утруждают их.
  • Колоратурное сопрано редко встречается, и еще реже используется из-за сложности исполнения. При этом, почти все оперные партии, написанные для колоратурного сопрано, принадлежат к мировым шедеврам. Среди них: партия Снегурочки («Снегурочка» Николая Римского-Корсакова), Куклы («Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха), партия Царицы ночи («Волшебная флейта» Вольфганга Амадея Моцарта).

Обладательницами самых ярких колоратурных сопрано были Мадо Робен (Mado Robin), Лили Понс (Lily Pons), Тоти Дель Монте (Toti Dal Monte), Амелита Галли – Курчи (Amelita Galli-Curci).

Рекорд России принадлежит москвичке Светлане Феодуловой, занесенной в Книгу рекордов России в номинации «Самый высокий женский голос (самое высокое колоратурное сопрано)» 21 января 2010 года с результатом «взятие ноты до четвертой октавы».

  • Белька́нто (итал bel canto - «красивое пение») - техника виртуозного пения, которая характеризуется плавностью перехода от звука к звуку, непринуждённым звукоизвлечением, красивой и насыщенной окраской звука, выровненностью голоса во всех регистрах, лёгкостью звуковедения, которая сохраняется в технически подвижных и изощрённых местах мелодического рисунка. В бельканто голос - это инструмент певца.

Стиль возник в Италии и был связан с развитием в конце XVI века национального оперного искусства и вокальной школы. Выразительные средства бельканто формировались на основе фонетических особенностей итальянского языка и традиций народного исполнительства.

Подобный стиль характеризуется ровностью голоса, отличным легато, чуть более высоким регистром, необычной подвижностью и гибкостью, и мягким тембром. Технике уделялось большее внимание, чем громкости, и это привело к тому, что стиль бельканто долго ассоциировался с упражнением, которое подтверждало бравуру исполнителя: такой певец должен был держать перед собой зажжённую свечу, петь, и пламя свечи не должно было двигаться. Это делалось для контроля правильности певческого дыхания: оно не должно быть форсированным и колебать пламя свечи. А сила, красота тембра, легкость и полётность голоса достигалась не нажимом дыхания на гортань, а эффективным использованием певцом резонансных свойств голосового аппарата. Техника бельканто - это резонансная техника пения .

  • Определение состояния здоровья по «голосовому дрожанию»

Применяют пальпацию для определения голосового дрожания (силы проведения голоса на грудную клетку). С этой целью ладони прикладывают к грудной клетке и предлагают больному громко произнести слова, содержащие букву «р» (дает наибольшую вибрацию голоса).

Колебания голосовых связок передаются по воздуху, находящемуся в трахее и бронхах, на грудную стенку. Чем ниже голос, тем лучше ощущается голосовое дрожание, так как при этом совпадают частоты колебаний голосовых связок и грудной клетки.

У большинства женщин из-за преобладания в голосе высоких тонов голосовое дрожание плохо или совсем не проводится (ввиду несовпадения частоты колебаний голосовых связок и грудной клетки).

Прежде всего сравнивают голосовое дрожание на симметричных участках по около-грудинной линии, начиная с надключичных областей и опускаясь вниз, затем по срединно-ключичным, подмышечным, лопаточным и околопозвоночным линиям. Поскольку слева находится сердце, то по срединно-ключичным и окологрудинным линиям голосовое дрожание сравнивают на симметричных участках до III ребра. У здоровых людей голосовое дрожание более выражено в верхних участках грудной клетки, менее - в нижних.

Усиление голосового дрожания наблюдается при уплотнении легочной ткани в результате воспаления легких, компрессионного ателектаза, пневмосклероза, а также при наличии в легком полости, сообщающейся с бронхом.

  • Влияние вибрации голосового аппарата на функции организма

Разработчик методики физвокализной регуляции , представляющей собой психофизическую оптимизацию звукообразующего комплекса, А. И. Попов в результате поисков и тренировок пришел к выводу, что голосообразующий аппарат на биоэнергетическом, эндокринном, акустическом, психоэмоциональном уровнях синхронно связан с деятельностью всех внутренних органов и систем человека.

Примером гармоничной взаимосвязи сильного, красивого голоса и физического здоровья является гений русского вокала Федор Иванович Шаляпин. Как известно, помимо своего уникального баса, он обладал и недюжинной физической силой, которую сохранил до преклонного возраста. Когда он умер, состояние его внутренних органов, по заключению патологоанатомов, было как у человека 35-летнего возраста.

По утверждению А. И. Попова бас особенно хорошо влияет на здоровье внутренних органов, особенно на сосуды и сердце. Благодаря его мощным вибрациям атеросклеротические бляшки вообще не прилипают к кровеносным сосудам. В чем же секрет такой взаимосвязи голоса и здоровья?

Все органы, участвующие в фонации, выполняют и более важные функции. Гортань , исполняя при голосообразовании роль вибратора, предназначена для дыхания, защиты легких и поддержания устойчивости грудной клетки после вдоха.

  • Мышцы гортани - это один из самых чутких улавливателей воздействий внешней среды на организм. Устали наши руки - голос хрипнет, потому что устали и мышцы, управляющие натяжением голосовых связок. Напрягается брюшной пресс - в гортани наблюдается спазм, точно так же, как при напряжении ног.
  • Зафиксировано, что, если болит горло, музыкантам труднее играть, снижаются результаты тренировок спортсменов, также дискомфорт гортани негативно влияет на работоспособность. С другой стороны, чем богаче голос, тем больше мышц участвует в его образовании, тем сильнее гортань у такого человека.
  • Еще более удивительна взаимосвязь голосового аппарата и нашей психоэмоциональной сферы, а также деятельности эндокринных желез, прежде всего гипофиза, надпочечников и половых желез.

Всем знакомо состояние, когда от волнения дыхание «в зобу спирает». От радости голос становится звонким, сильным, а от тоски - тусклым, невыразительным. Поразительно, но организм положительно откликается даже на вибрации рыдания! Оно стимулирует обмен веществ, нормализует давление. Это естественный способ освобождения от стрессов .

Кроме того, существует тесная взаимосвязь здорового голоса и хорошей половой активности.

  • Изучением конкретной взаимосвязи голоса и внутренних органов занимается наука - остеофония , основоположником которой стал французский ученый Франсуа Луш.
  • Когда мы даже молча слушаем кого-то, кто говорит или поет, мышцы нашей гортани двигаются в унисон звукам. Не замечая, мы автоматически как бы повторяем за поющим и говорящим то, что слышим, иными словами, воспринимаем его манеру звукообразования.

Именно на этом феномене основан совет певцам как можно больше слушать хороших исполнителей. Таким образом голосовые связки даже в пассивном состоянии «учатся» качественному голосообразованию и голосоведению.

  • Кроме того, голос может поражаться вирусом - искаженной программой восприятия звука. Например, если в хоре появляется обладатель сильного, но расстроенного голоса, то стоящие рядом, начиная резонировать с его вибрациями, тоже не могут петь нормально. Это явление называется «вирусом голоса».
  • Плохим признаком, сигналом организма о неблагополучии, являются хрипота, сиплость, картавость. Не случайно так много случаев психических расстройств, гибели на почве наркомании среди певцов рок-групп, которые применяют неумеренное форсирование голоса, дикие взвизгивания, нарочитое хрипение.
  • «…Протодьякон в славе: голосом гасит лампы и выпирает стекла. Начинает из глубины, где сейчас у него блины, кажется мне, по голосу-ворчанью. Волосы его ходят под урчанье. Начинают дрожать лафитнички - мелким звоном. Дрожат хрустали на люстрах, дребезгом отвечают окна. Я чувствую, как в груди у меня спирает и режет в ухе. Господи, упадет потолок сейчас!.. Гукнуло-треснуло в рояле, погасла в углу перед образом лампадка!.. Падают ножи и вилки. Стукаются лафитнички.

От протодьякона - жар и дым.Он разгорелся превыше меры, но так показал себя, что в передней шуба упала с вешалки. Такое «многолетие» возгласил, - никто и не помнил такого духотрясения. Как довел до… «…мно-гая лет-та-а-а-а…» - и так-то ахнул… так во все легкие-нелегкие запустил… - грохот, и звон и дребезг. Все глядели потом стекло в окошке, напротив как раз протодьяконова духа, - лопнуло, говорят, от воздушного сотрясения, «от утробы».

Я видел, как дрожали хрусталики на канделябрах, как фужерчики на столе тряслись и звякали друг о дружку… Сказывали, что на Калужском рынке, дворов за двадцать от нас, слышали у башни, как катилось последнее - «лет-та-а-а-а…» - протодьякона. Что говорить, слава на всю Москву, и до Петербурга даже.

И радовались все, зная, как сманивал «казанскую нашу славу» Город, сулил золотые горы: не покинул отец протодьякон Примагентов широкого, теплого Замоскворечья». (И.С. Шмелев «Лето Господне»).

  • В селе Новосёлки Рыбновского района Рязанской области в одном из домов расположен музей Пироговых. Этот дом с середины 19 века принадлежал семье знаменитых оперных певцов Пироговых и хранит память о его обитателях.

В этой незаурядной семье – родилось десять детей: пять дочерей и пять сыновей. Всех сыновей природа щедро одарила талантом - пять великолепных басов огромной мощи, широчайшего диапазона и чарующего тембра. Природа дала им всё для правильного красивого пения. Имея высокий рост, красивую внешность они были наделены и драматическим дарованием.

Братья Пироговы обладали упорством и целеустремлённостью, трудолюбием и дисциплинированностью, все эти качества были заложены и воспитаны в семье и дали возможность достичь вершин в искусстве. Четверо братьев стали профессиональными певцами, Григорий, Алексей и Александр стали оперными певцами и связали свою судьбу с Большим театром, а Михаил был широко известным протодьяконом .

Более сорока лет с 1910 по 1954 года Григорий, Александр и Алексей Пироговы были ведущими исполнителями басовых партий в Большом театре , много гастролировали по стране и за рубежом, утверждая и прославляя русскую оперную школу, стали славой Большого театра и вошли в «золотой» фонд оперного искусства . Некоторые партии в исполнении Пироговых, по мнению специалистов и коллег, так и остались непревзойдёнными.

Существуют местные сказания о том, что братья Пироговы могли благодаря своим уникальным голосовым данным перекрикиваться через широкие места реки Оки.

  • Протодиакон Константин Розов

Это был известный всей Москве, знаменитый своим редчайшим басом протодиакон.

Природный певческий талант отца Константина обратил на себя внимание знатоков редких голосов России, и он был приглашен в Москву.

Вначале о. Константин служил в храме Христа Спасителя, а затем в сане протодиакона в Успенском соборе Кремля. И здесь он обрел широкое народное признание. Развивая древнерусскую богослужебную традицию, присущую русскому духовенству и передаваемую им из рода в род, он довел это искусство до совершенства.

Такие композиторы, как П. Чесноков, А. Кастальский, посвящали ему свои произведения. Образ протодиакона Константина Розова нашел отображение в романах Пантелеймона Романова «Русь» (1936), Алексея Толстого «Хождение по мукам» и др.

В своей книге «Воспоминания и размышления» маршал Советского Союза Г. К. Жуков с теплотой вспоминал о великолепном голосе Розова.

В 1913 году он был приглашен за границу на торжества освящения храма-памятника русским воинам в Лейпциге. Богослужение наше очаровало иностранцев.

Кайзер Вильгельм – рассказывали потом – в течение этого дня несколько раз начинал разговор о Русской Церкви, о Розове и хоре.

– Он бредит Розовым,– говорили у нас.

Возвращаясь из Лейпцига, синодальный хор дал духовный концерт в Берлине. Вильгельм не только сам приехал на концерт, но и привез капельмейстера своей капеллы. Когда кайзер Вильгельм входил в концертный зал, он прежде всего спросил: «А будет ли петь протодиакон Розов?»


Подавляющее большинство детей поют дискантом — этому способствует маленькая гортань и короткие голосовые связки. «Ломается» голос в основном у мальчиков — благодаря быстрому росту и резкому изменению механизмов гортани. У девочек связки короче в принципе и растут значительно более плавно. Тем не менее, бывают случаи «слома» и у девочек.


Певцы-кастраты были известны с IX и вплоть до начала XX века. С детства мальчикам удаляли репродуктивные органы (либо отдельные их части), приостанавливая гормональное развитие организма, что позволяло сохранять необычайно высокий голос. Такие певцы были очень популярны, очень хорошо зарабатывали и вели вполне полноценный образ жизни (и даже женились, к слову).


Самый громкий голос в мире, согласно Книге рекордов Гиннеса, принадлежит жительнице Великобритании Джилл Дрейк. Она способна кричать с громкостью в 129 децибел — громче любого рок-концерта и отбойного молотка и лишь на 10 децибел тише мотора реактивного самолёта.


Самую низкую ноту из людей способен взять американский певец Тим Стормс — это нота соль с частотой 0.189 Гц, на восемь октав ниже, чем самая низкая нота на фортепиано. Подобный звук невозможно услышать невооружённым ухом — для этого задействовали специальные приборы. Стормс в целом обладает голосом широчайшего диапазона — 10 октав, что на 3 октавы шире, чем у любого профессионального певца.


Кажется, что говорить очень легко, но на деле возникновение голоса — это весьма замысловатая система. Звук возникает, когда мышцы гортани напрягаются и расслабляются, тон меняется в зависимости от количества воздуха в лёгких, звуковые волны управляются связками.


Первое в мире звукозаписывающее устройство — фоноавтограф — изобрёл французский библиотекарь Эдуард Леон Скотт де Мартенфиль. Самая старая запись человеческого голоса была сделана им же 9 апреля 1860 года. На ней сам Эдуард напевает фрагмент из французской народной песни Au Clair de la Lune.


Наш голос способен на огромное разнообразие звуков, хотя как правило, это нам не нужно. Большая часть языков использует лишь несколько десятков индивидуальных звуков, составляя из них слова. Тем не менее, группа языков къхонг, распространённая в Ботсване и Намибии, использует около 112 отдельных звуков — для сравнения, это в три раза больше, чем в английском.


А знаете ли вы, что…
… от сырых яиц ваш голос не будет звучать лучше. Все помнят знаменитую сцену из советского фильма «Веселые ребята», в которой героиня разбивает сырые куриные яйца об нос бюста и надеется, что от этого ее голос начнет лучше звучать. На самом деле это миф, сырые яйца для голоса пустая трата времени, а вот организму они навредить могут, лучше поэкспериментируйте с другой едой . В яйцах могут содержаться сальмонеллы, вызывающие серьезные проблемы со здоровьем. Если вам так уж захотелось проверить на себе этот миф, пейте перепелиные яйца, они безопасны.

… вокалисту не рекомендуется заниматься силовыми видами спорта. Упражнения с гантелями не противопоказаны, но поднимать штангу — плохая идея. Когда во время упражнения вы поднимаете тяжести, вы зажимаете дыхание, и огромный поток воздуха задерживают ваши связки. Это колоссальное напряжение, вредное для голоса . Если хотите заняться спортом, выбирайте лучше аэробику или упражнения на растяжку. Последние очень полезны для любого артиста, чтобы его мышцы были эластичными и готовыми в любой момент вступить в действие.

… коньяк делу не поможет. То есть поможет, конечно, но использовать стоит только в крайних случаях. Кстати, крайним не считается случай боязни сцены, для преодоления этой проблемы используйте психологические методы. Для быстрого же восстановления голоса, когда это действительно необходимо, можно нагреть 30 гр коньяка, добавить немного меда и яичный желток. Только не злоупотребляйте;)

Почему оперные певцы толстые?

… не все оперные певцы полные. Есть очень стройные, хотя, если вспомнить известных певцов, едва ли назовешь с десяток таковых. Во-первых, артистическая зрелость наступает с годами, а с годами почти все люди поправляются. Чаще всего на крупных сценах поют люди в возрасте от 30 лет, а то и от 40, поэтому требовать от них юношеской стройности неразумно. Во-вторых, тенора и сопрано чаще всего полные, меццо-сопрано и баритоны стройнее. Есть мнение, что высокий голос связан с количеством женских гормонов. Их больше у теноров, чем у баритонов, а от большого количества женских гормонов растет живот. В-третьих, оперный певец имеет дело с такой тесситурой и такими нагрузками, которые требуют от него выносливости и много сил. А откуда все это взять голодному человеку? Певец должен хорошо питаться, чтобы голос звучал полно и «сытно». Ну и в-четвертых, во время пения идет такая нагрузка на мышцы, что мышечная масса растет как на дрожжах, заметьте — мышечная масса, а не бицепсы-трицепсы, отсюда лишний объем. Но многое зависит от индивидуального телосложения…

… ринопластика опасна для вокалиста. Ринопластика — это изменение формы носа хирургическим путем. При этом происходит вмешательство в одну из составляющих вашего голосового аппарата, а именно в резонаторную часть. Как будет звучать ваш голос после ринопластики, и будет ли вообще звучать, не знает никто.

К то-то однажды назвалголос «вторым лицом», и действительно голос может рассказать о человеке также много, как и лицо. Ваш голос способен рассказать о чувствах, о здоровье, о том, насколько раскованно себя чувствуете, откуда вы родом, какое получили образование, насколько легко подчиняетесь давлению окружающих. В общем, голос способен раскрыть всю психологическую историю личности.

Сегодня мы хотим вам рассказать немного интересных и познавательных фактов о голосе:

То, каким голосом будет говорить человек, во многом зависит от матери. Именно ее голос, бесконечно меняющийся в самых разных ситуациях общения с ребенком, младенец уже в раннем возрасте принимает за своеобразный эталон. Сейчас будущим матерям всерьез предлагают начинать занятия с ребенком еще до его рождения - разговаривать, петь песни и заводить ему музыку.

* В старой Италии в паспорте (в числе прочих примет человека) указывался и тембр его голоса . Считалось, что тембр голоса является природным свойством человека и его изменить нельзя

+ Голос - визитная карточка человека, именно поэтому в крупнейших банках мира многие сейфы запрограммированы наголос владельца. Чуть какой-то тон отклонился в сторону и заветная дверца ни за что не откроется. Так что пародисты могут не беспокоиться о чужих ценностях, тонкая техника распознает их обязательно

сследования американских ученых показали, что пение не только развивает легкие, грудную мускулатуру, но и укрепляет сердечную мышцу. Неудивительно, что продолжительность жизни подавляющего большинства профессиональных певцов значительно выше средней. Следовательно, пение продлевает жизнь!

+ П сихологи выявили основные реакции человека на различные высоты и тембра голоса собеседника:
Высокий и звонкий голос ассоциируется с юностью, энергичностью и, увы, с неопытностью. По статистике, женщин и (особенно) мужчин с такимголосом значительно реже назначают на солидные посты. Сделано интересное наблюдение, чем выше голос, тем ниже должность. Обладателямнизкого голоса повезло значительно больше: он ассоциируется с самодостаточностью, уверенностью, интеллектом. Человека с таким голосом окружающие воспринимают как знающего, а, следовательно, более авторитетного.

* "З олотой голос России" Николай Басков стал первым представителем российского шоу-бизнеса, кто застраховал свой голос. Если Басков потеряет свой голос, то страховая компания выплатит ему 2 млн. долларов. Кстати, первой в мире застраховала свой голос легендарная певицаМарлен Дитрих.

+ Н едавно японским ученым удалось воссоздать голос Моны Лизы . Для того, чтобы смоделировать голос, ученым пришлось изучить строение костей лица женщины по ее всемирно известному портрету. Затем эти данные были оцифрованы и помещены в компьютер. Выяснилось, что у Джаконды был низкий спокойный голос.

* К ошка реагирует лучше на женщин, чем на мужчин, потому, что женский голос выше по тональности, чем мужской

Самый громкий человеческий крик зафиксирован в Книге Рекордов Гинеса и принадлежит 14 летней шотландской школьнице. Она смогла перекричать взлетающий Боинг.



* О днажды, в специальной лаборатории был проведён тест. Слушатели должны были по голосу (который произносил одну и ту же фразу, но с разными интонациями) определить возраст говорящего. Так вот, эмоции гнева и страха делали возраст максимальным, а эмоции радости привели к минимальным оценкам. Разница в оценке одного и того же голоса достигала иногда 10 лет. Вывод: Людям, желающим выглядеть моложе, нужно говорить максимально радостно и доброжелательно.

Наверное, интуиция есть у каждого, только вот одни полагаются на нее при выборе решения, а другие предпочитают опираться исключительно на факты. Если вы хотите знать, насколько развита интуиция у вас, и можно ли ей доверять, ответьте на вопросы предлагаемого теста и посмотрите результат.Вопросы теста:

*Набрали от 21 до 30 баллов Вы обладаете хорошей интуицией и обычно не анализируете ситуацию, а просто «знаете», как нужно поступить, и это существенная поддержка для вас в жизни. Однако только на интуицию полагаться нельзя, она может ошибаться: вы почувствовали одно, но вдруг резко изменилась ситуация, а ваша интуиция за ней не успела, и вы совершили ошибку. Поэтому полезно составлять длительные планы, периодически задавать подсознанию волнующие вопросы, записывать, что к чему в итоге привело. И вы увидите, насколько точны ваши ощущения.

+Набрали от 11 до 20 баллов Вы человек, обладающий хорошими интуитивными способностями, но при этом в них не верите, поскольку любую ситуацию пытаетесь осмыслить с позиции логики и холодных фактов. И даже если интуиция будет просто «вопить» в уши, что вы делаете ошибку, вы постараетесь её не услышать.

*Набрали до 10 баллов Ваша интуиция пока по каким-то причинам «спит». В сложной ситуации вы вынуждены опираться на факты или мнение окружающих, что повышает риск ошибок.

Чем внимательнее мы к своим ощущениям, тем быстрее наступит такое состояние, при котором задавать вопросы уже не потребуется - ответы будут приходить сами.