Как составить жизненный план: подробная инструкция. План текста — простой, сложный, тезисный

Запишите пункты составленного плана на черновик. Снова прочитайте текст.

Обратите внимание на следующее:

Последовательно ли повороты сюжета текста;

Точны ли формулировки пунктов;

Не повторяются ли заголовки;

Все ли главное вы выделили;

Отражена ли тема и основная мысль текста в вашем плане.

Если погрешностей вы не заметили, то следует себя. Перескажите или письменно изложите текст, руководствуясь составленным вами планом. Если план составлен , то вы без проблем сможете воспроизвести исходный текст.

Теперь аккуратно перепишите окончательный вариант плана в тетрадь.

Полезный совет

1.Определяя смысловые границы текста, отмечайте их начало и конец в книге. Выделенным частям давайте заголовки.
2. Старайтесь, чтобы заголовки наиболее точно и полно раскрывали мысль автора.
3. Для облегчения при выделении частей в книге, используйте разноцветные легко стирающиеся карандаши или бумажные вкладыши.
4. Записи делайте настолько краткими, чтобы весь план можно было легко обхватить одним взглядом.

Умение составить план текста – базовый навык не только для ораторов, но и для авторов научных или курсовых работ, поскольку он нужен исключительно для того, чтобы читающий мог создать представление о самой работе. Впрочем, используемые для различных целей, варианты этого краткого пересказа могут существенно отличаться друг от друга.

Инструкция

План текста для оратора должен содержать не более чем основные тезисы. Самое плохое, что может сделать выступающий на сцене – сконцентрироваться на листе и текст только с него. Чтобы избежать этого, с собой берется не полный текст работы, а лишь приблизительный ее план. При этом важно отразить все главные темы настолько ясно, чтобы не забыть о них упомянуть – возможно, привести некоторые дословно. Однако, не стоит делать пояснения к конкретным пунктам, т.к. это позволит вам «своими словами», что всегда гораздо приятнее слушателю.

Формальный составляется по абзацам. Этот формат работы часто практикуется как первый этап анализа в и ВУЗах, и подразумевает « пересказ». Вам следует сократить содержание каждого абзаца до одного-двух предложений и представить отдельными пунктами. Если абзац достаточно велик, то можно разбить его на два или даже три и представить в плане как несколько отдельных цифр. Если перед вами текст большого объема (занимает более семи страниц) то, напротив, можно сократить итоговый план, соединяя абзацы. Главным критерием является то, что вы не должны упустить ни одной существенной мысли автора текста.

Как составить план к тексту?

Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного.

Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план – опорная схема .

Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему... и т. д., но не Есть ли..., Пришел ли... и т. п.).

Тезисный план – план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим ).

Назывной план – план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков ).

План – опорная схема состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.

Что такое развернутый и сжатый план научного текста?

План развернутого содержания составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям.

Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, заключение . Развернутый план формально выражает развитие логики мысли.

Введение - это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения.

Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем - новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования.

Заключение (выводы) - это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов.

План свернутого (сжатого) содержания представлен заглавием работы, аннотацией и оглавлением .

При написании изложения, изучении художественных и прочих текстов нередко требуется составить план. Информация, которая в нем содержится, помогает восстановить в памяти ключевые моменты, подробности сюжета, имена, важные факты. При наличии качественного плана работать с данными очень легко, вот только как правильно его сделать?

Определитесь с разновидностью плана. В зависимости от формулировок, различают такие его типы:
  • тезисный – кратко отображает суть, содержит много глаголов;
  • назывной – оперирует тезисами, но в его основе лежат существительные;
  • вопросный – составляется в виде вопросов к каждой части текста;
  • план-опорная схема – состоит из наиболее информативных слов и отрывков предложений;
  • комбинированный – сочетает несколько видов плана.
Кроме того, план может быть простым или сложным. Простой обычно имеет 3-5 пунктов, он передает содержание очень сжато. Сложный делится на пункты и подпункты, что позволяет максимально раскрыть сюжет, учесть все нюансы, а в дальнейшем отлично воссоздает полную картину текста. Чтобы составить план, нужно внимательно прочитать произведение и осмыслить его. При необходимости следует выписать имена персонажей и сложные названия. Если встретились неясные слова, обязательно узнать их значение, они могут оказаться сюжетообразующими и крайне важными. Далее разделим текст на части. Если он достаточно объемный, помогут сориентироваться названия глав. Если же план составляется к статье, можно отталкиваться от абзацев. В каждой части выделяем основную мысль. Характеризуем части лаконично, но красноречиво. Так, чтобы короткое предложение несло максимум информации и моментально вызывало в памяти яркие образы. Записываем названия пунктов. Следим, чтобы в плане не повторялись речевые обороты, используем синонимы. Проверяем, насколько точно и последовательно план передает мысль автора. Можем ли мы воссоздать текст по указанным пунктам? Не пропущена ли весомая информация? Соответствует ли план той разновидности, которую мы задали в самом начале (пункты 1 и 2)? Качество плана может существенно снизиться из-за ряда типичных ошибок:
  • пункты выглядят слишком обобщенными и не раскрывают идею, тематику произведения;
  • описания очень краткие, неинформативные или наоборот излишне объемные и детальные;
  • пункты непропорциональны, то есть одни лаконичны, другие достаточно развернуты;
  • не отображены основные структурные элементы (вступление, заключение);
  • отсутствует логика повествования;
  • смысловые фрагменты наслаиваются друг на друга в соседних пунктах.
Рассмотрим составление комбинированного плана на примере сказки про Золушку:
  1. Нелегкая жизнь Золушки в новой семье.
  2. Сестры и мачеха собираются на бал.
  3. Явление Феи, чудесное перевоплощение.
  4. Золушка в королевском замке. Встреча с принцем.
  5. Волшебство развеивается в полночь.
  6. Поиски загадочной гости с помощью хрустальной туфельки.
  7. Встреча влюбленных.

При составлении плана обязательно вчитайтесь в текст, выделите основные его части, придумайте названия к пунктам. При возможности задайте сложную, развернутую структуру, чтобы отобразить как можно больше информации. Проверьте работоспособность своего плана.

Один из лучших способов организовать свои мысли - это составить план. Такое умение необходимо всем, в частности, школьникам. В течение учебы дети очень часто составляют план параграфа, сочинения и т.д.

Зачем нужно уметь составлять план текста?

Если вы хотите написать хорошее эссе, речь, роман или же простое сочинение, то вам необходимо предварительно составить план. Без этого важного этапа конечный текст будет хаотичен, не продуман, а главная мысль будет «бродить по кругу». Как правильно составить план? Как отразить структуру плана в тексте? Об этом читайте в нашей статье.

Работа над сочинением: этапы

Прежде чем начать составлять план к сочинению, необходимо понять всю последовательность работы. В первую очередь нужно обдумать тему будущего текста, определиться с его основной идеей. Далее необходимо подобрать материал: высказывания, цитаты, определиться с тезисами. Составление плана сочинения можно начинать после того, как вы точно будете знать, что хотите сказать в своем тексте. Далее необходимо обдумать вступление и заключение. Составление плана основной части текста так же важно, как и работа над общим планом. Теперь можно перейти непосредственно к написанию сочинения.

План к сочинению: что это такое?

Давайте рассмотрим, как правильно подготовиться к написанию сочинения. В целом составление плана подразумевает выделение отдельных пунктов. Необходимо обозначить ключевые мысли уже готового текста или же того, который вы планируете написать. Здесь план стихотворения или рассказа ничем не отличается от плана сочинения.

Что значит составить план сочинения? Это значит разбить текст на определенные фрагменты, при этом выделив пути, по которым будет развиваться ваша мысль. Каждый из получившихся фрагментов - это микротекст, который будет равен одному абзацу или нескольким. Каждый такой микротекст необходимо озаглавить. А заглавие, в свою очередь, является одним из пунктов плана.

Как правильно составить план?

Важно, чтобы весь текст был объединен одной мыслью, а выделенные фрагменты были логически связаны. В результате должен получиться текст, в структуре которого можно выделить вступление, основную часть и заключение.

Как правильно составить план и что вынести в его пункты? Как правило, в качестве пунктов выступают не отдельные слова, а целые фразы и развернутые словосочетания. Отдельными словами очень сложно передать главную тему или мысль, они слишком конкретны и «узки». Однако сложные предложения так же малопригодны, так как они представляют собой законченную мысль: все, что хотели сказать, уже сказали.


Как правильно составить план? Использовать в качестве пунктов именно словосочетания, ведь они несут информацию в сокращенном, свернутом виде, при этом представляют собой смысловое единство. В самом же сочинении эту мысль необходимо будет «развернуть». Однако возможно сформулировать пункты и в виде вопросов, ответы на которые вы дадите в тексте.

Что важно помнить при составлении плана?

Во время работы не следует забывать о том, что составленный ранее план несет информацию о структуре вашего сочинения. Он содержит конкретные сведения о содержании каждой смысловой части текста. То есть через план должно «просматриваться» все сочинение.

Начало работы: структура сочинения

Составляя план, необходимо продумать направление мысли, которую вы собираетесь отразить в сочинении. С чего вы начнете? Чем закончите? О чем будете писать в основной части? Любой текст состоит из трех основных частей: вступления, основной части и заключения. Подберите заголовки к каждой из них. Можете дополнить их своими заметками-пояснениями. Так у вас получится развернутый план сочинения, по которому будет гораздо легче написать текст, не потеряв логической связи между частями. Можно сформулировать пункты плана в виде вопросов, на которые вы ответите в сочинении.


Помните, что все три части текста будут неравнозначны по своему объему. Кроме того, нельзя допускать, чтобы какая-то из них «выпала».

А что же писать в каждой из частей сочинения?

  • Вступление. Предвосхищением является вступление. Оно как бы «рекламирует» ее, стремясь заинтересовать читателя. Вступление подготавливает к восприятию главной мысли, а также задает тон всему тексту. В этой части сочинения можно привести интересные афоризмы или выразить свои эмоции.
  • Основная часть. Этот раздел должен раскрывать мысль, которую ты хочешь выразить.
  • Заключение. В этой части необходимо подвести итог тому, что ты говорил в сочинении. Помни, что текст не должен обрываться резко. Кратко повтори основной тезис, сделай вывод.

План сочинения: пример

Приведем образец плана сочинения-рассуждения. Например, необходимо написать текст на тему «Что такое дружба?» В этой теме можно порассуждать о том, кто такой друг, или рассказать о вашей собственной дружбе и доказать, что это именно дружба.

План к рассказу или рассуждению строится по следующей схеме:

  • Вступление. В этой части сочинения мы готовим читателя к тому, о чем будем рассуждать в тексте. Можно сказать о том, что дружба - это важная часть нашей жизни, или привести интересное высказывание знаменитого человека и выразить свое согласие или несогласие, в дальнейшем обосновав его.
  • Основная часть. Здесь необходимо привести аргументы, доказывающие то, о чем вы сказали в начале. Например, обосновать, почему дружба в жизни человека играет не последнюю роль. Если вы согласились или не согласились с нужно аргументированно объяснить, почему вы того же мнения или почему считаете иначе.
  • Заключение. Подведите итог ваших аргументов, сделайте вывод.
  • Составление любого плана начинается с осмысления темы и ответа на вопрос о том, что я хочу сказать в своем сочинении. Как это логически связать?
  • Сначала на черновике набросайте основные тезисы, которые должны найти отражение в вашем тексте.
  • Не бойтесь пользоваться вспомогательными материалами. Это вовсе не означает, что можно просто списать все из интернета. Но посмотреть варианты чужих сочинений на похожую тему и взять какие-то идеи на заметку не возбраняется.
  • Помните, что далеко не весь объем материала найдет свое отражение в вашей работе: выберите самое интересное и важное.


  • В первую очередь помните, что композиционный строй сочинения должен подчиняться его содержанию.
  • Продуманность предварительно составленного плана определяет такие важные вещи, как последовательность изложения мыслей в тексте и логическая связь между его частями.
  • Соразмерность частей сочинения также важна: суммарный объем вступления и заключения не должен превышать трети объема всего текста.
  • При составлении плана используйте краткие и простые предложения. Выражайте свои мысли по существу. Необязательно, чтобы на этапе создания плана язык был совершенен, главное, чтобы пункты точно отображали вашу точку зрения.

План текста составляют не только в школах, но и в вузах. Иногда составить план текста необходимо ораторам перед выступлением, учёным, при написании тезисов статей. Пишут как планы готовых текстов, например, отрывков прозы, так и тех, которые ещё предстоит создать. В школе учат правильно выделять в тексте главное, кратко составлять план, поскольку это необходимо ученикам в процессе написания изложений и сочинений. Именно с составления плана также начинают работу над рефератом, курсовой или дипломной работой. Лучше всего записывать план на бумаге, а не держать его в голове. Воспринимая структуру будущего текста зрительно, вы быстрее найдёте в нём недочёты, сможете его дополнить. Составление плана способно заметно облегчить и запоминание объёмных материалов. При подготовке к экзаменам хорошо составлять планы ответов на вопросы, кратко отражая там все основные тезисы. Повторять материалы так будет гораздо легче. С составления плана начинают написание сочинения, доклада. Важно следовать несложным рекомендациям, действовать по инструкции, тогда можно без затруднений правильно составить план текста.


Составляем план текста правильно и точно. Полезные советы
  1. Перед составлением плана обязательно внимательно прочитайте текст два раза. Читайте медленно, не спешите и не увлекайтесь сюжетной канвой или интересными описаниями. Сейчас ваша задача – тщательно изучить текст, объективно выделить в нём главное, проследить логику повествования и связь предложений, абзацев.
  2. Обратите внимание, что от вас не должны ускользнуть малейшие детали. Даже если что-то показалось вам незначительным, не спешите исключать фрагмент. Обычно для изложения даются очень содержательные, ёмкие и лаконичные тексты. Не пропускайте слова, фразы, если их значение вам не совсем понятно. Лучше обратитесь к словарю и уточните все неясные моменты.
  3. Прочитав текст, определите его основную идею, тему. Идея, или главная мысль определяет то, зачем текст был создан. Тема – это то, о чём в тексте повествуется. Запишите тему и идею. Подумайте, какие фрагменты наиболее важны для их раскрытия и выделите в тексте карандашом. В дальнейшем при составлении плана обратите особое внимание на эти части текста.
  4. Существуют разные типы планов текста. Выбор вида во многом зависит от объёма текста, цели написания плана.
    • Тезисный план представляет собой краткое отражение основной сути текста в виде коротких предложений. Каждое предложение содержит основную мысль части текста. Тезисы хорошо подходят для запоминания небольших объёмов информации. Их вы можете использовать, когда учите какой-то материал: сначала изучите его, затем запишите тезисно, а потом просматривайте тезисы и вспоминайте все сведения. Также тезисно записывают основное содержание научных докладов, статей. Тезисы в таком случае не должны быть отрывочными, напоминать перечисление по пунктам: их связывают между собой, оформляют как цельный, логичный текст.
    • Простой план – это перечень основных пунктов. Зачастую он состоит из назывных предложений, достаточно лаконичных. Простым планом нередко пользуются ораторы, лекторы, так как именно он больше всего подходит для отражения узловых моментов уже хорошо известного текста. Вы сможете сверяться с таким планом, чтобы давать информацию последовательно, ничего не упустить, а основной материал излагать своими словами. Если составить план текста грамотно, это обеспечит хорошую, связанную и логичную, речь.
    • Сложный план текста чаще всего необходимо составлять на занятиях в школе, работая над сочинениями и изложениями. Возможностей простого плана в подобных случаях недостаточно, поскольку ученику нужно не просто обозначить кратко самые базовые пункты, но и дополнить их, разделить на подпункты, раскрыть их содержание более подробно.
    Когда вы учитесь составлять план текста, старайтесь тренироваться, записывая и краткие, простые, и расширенные сложные планы. Все типы планов по-своему эффективны. Лучше в первую очередь освоить написание сложного плана, чтобы уметь чётко и последовательно отражать в нём узловые моменты, структуру текста, ничего не упуская и не путая.
  5. Если вы впервые составляете план текста, можно для начала воспользоваться самым простым способом . Обратите внимание на деление вашего текста на абзацы. Кратко выделите основную мысль каждого абзаца. Запишите их последовательно, по пунктам. Перед вами формальный план текста. Разумеется, абзацы далеко не всегда отражают смысловое деление текста. Подумайте, какие пункты можно объединить, а какие разделить. Зачастую подсказать правильное решение может объём: большие абзацы обычно включают несколько основных мыслей, а маленькие поддаются соединению в единый смысловой фрагмент. Следите за содержанием и не старайтесь максимально сократить или увеличить количество пунктов вашего плана. Главное, чтобы он хорошо отражал суть текста.
  6. После определения темы и идеи текста, выбора типа плана (лучше остановиться на подробном виде), приступайте непосредственно к составлению вашего плана конкретного текста. Разделите весь текст на основные смысловые части. Очень удобно использовать тонкий карандаш, делая аккуратные пометки прямо в тексте, чтобы потом стереть их. Если ваш текст очень объёмный, а вы хотите для лучшего запоминания информации его законспектировать, сделать тезисы, воспользуйтесь бумажными закладками, отделяя ими крупные смысловые фрагменты. Помните, что каждая правильно выделенная часть будет иметь свою основную мысль.
  7. Постарайтесь максимально точно озаглавить все найденные вами части и не забывайте отмечать их границы, чтобы потом их не сместить и не спутать друг с другом.
  8. Запишите все пункты вашего плана на листочек. Оцените, насколько последовательно и логично они отражают смысловое содержание текста, соответствуют его идее и теме. Обязательно помните об основных ошибках, которые допускают при составлении плана, и старайтесь их избегать:
    • часто нарушается логика повествования;
    • пункты плана «наслаиваются», исключают друг друга (так бывает, когда при анализе случайно сместились границы смысловых фрагментов);
    • план не соответствует теме текста, его основной идее (скорее всего, это свидетельствует о том, что человек не сумел правильно выделить главное, отвлёкся на второстепенную информацию, детали);
    • нет вступительной и заключительной части;
    • пункты плана недостаточно хорошо раскрыты, слишком кратко записаны и не дают представления о тексте;
    • пункты слишком объёмные, уже напоминают изложение текста;
    • пункты непропорциональны: некоторые очень краткие, а отдельные развёрнуты, объёмны.
    Если перед вами будет перечень этих распространённых ошибок, вы сумеете успешнее избегать их, составить план текста грамотно и точно.
  9. Перечитайте ваш план и вновь сравните его с текстом. В хорошем плане должны быть вступление и заключение, там отражена последовательность изложения текста, все узловые моменты, тема и идея. Формулировки в правильном плане точные, а каждый заголовок оригинальный. Избегайте подробностей, уточнений, деталей, не позволяйте описаниям, авторским отступлениям уводить вас в сторону от основной мысли текста.
Как правильно составить план текста? Пошаговая инструкция
Воспользуйтесь данным алгоритмом, чтобы правильно составить план текста.
  1. Внимательно прочтите текст хотя бы два раза. Вникните в его содержание.
  2. Выделите основную тему и идею текста.
  3. Разделите текст на смысловые части. Аккуратно выделите их, обозначив границы.
  4. Найдите ключевые слова и фразы в каждой части, подчеркните их.
  5. Определите основную мысль каждого смыслового фрагмента и озаглавьте его.
  6. Запишите все ваши заглавия по пунктам в черновик. При необходимости внесите уточнения, выделите подпункты, сделайте план более подробным и развёрнутым.
  7. Сверьте ещё раз ваш план с текстом. Не забывайте о распространённых ошибках, старайтесь их избегать.
  8. Заголовки должны быть лаконичны, наиболее точно выражать мысль автора. План должен последовательно воссоздавать содержание текста. Следите за логическими связями. Важно, чтобы план соответствовал теме и идее текста.
  9. Исправьте все недочёты, обнаруженные вами в плане, дополните его, сократите места, которые не столь важны для главной мысли текста.
  10. Аккуратно перепишите ваш план текста в чистовик.
Чтобы правильно составить план текста, следуйте советам, не забывайте о возможных ошибках, тщательно проверяйте ваш план и сверяйте его с текстом, работайте по инструкции.

Закрытые группы, в которых проходит курс «Стодневка - экспедиция к новому Я» , превращаются в творческие лаборатории. Работа кипит, новые идеи и открытия возникают непрерывно. Стодневщики публикуют свои отчеты о продвижении к целям, фиксируют и обсуждают опыт применения инструментов для интересной, продуктивной и радостной жизни. Получается такой насыщенный питательный бульон, поварившись в котором на протяжении 100 дней, «ты уже никогда не будешь прежним»:)

Чтоб вы представляли, как это выглядит, мы выбрали две недавних публикации участников экспедиции, чья стодневка заканчивается в канун Нового года. Речь шла о ежедневном планировании. Как известно, работе свойственно занимать все отпущенное на нее время. А ведь есть еще обучение, хобби, забота о здоровье, есть новые цели, которые хочется достичь. При этом нет никакого желания становиться бешеной белкой в колесе. Ведь главная цель стодневки - научиться проживать радость, испытывать удовольствие от процесса:)

Вот как с этой задачей справляются стодневщики.

Владимир Курсов : Как я составляю план дня

Планирование дня - один из важных элементов во всем этом процессе [в стодневке]. Вне зависимости от того, как выстраивается день, так же выстраивается и вся работа по моей самодисциплине в стодневке. Объясню, почему. Потому что количество задач и плотность, с которой их необходимо решать, превышает пределы времени, которое вообще в дне существует.

За вычетом времени на сон ежедневно мы имеем 16 часов продуктивного времени. Нужно распределить это время так, чтобы успеть выполнить задачи из моего обычного чек-листа и плюс к этому достигать цели, которые я поставил перед собой на эту стодневку. Одно совершенно не зачеркивает другое, по логике, дополняет. Но все задачи входят в некоторую конкуренцию между собой, и решаются те, которые необходимо решать в первую очередь.

Чтобы они решались эффективнее, работа велась безостановочно и я не попадал на большое количество штрафов, то чем я эффективнее организую свой день, тем меньше будет у меня факапов. Те же штрафы и баллы, которые я ставлю себе за сделанные или не сделанные пункты чек-листа, очень наглядно показывают, насколько эффективно я планирую. Это две взаимосвязанные вещи.

Сейчас я расскажу, как планирую свой день, что я для этого использую и каким образом это помогает мне делать большое количество дел.

В моем чек-листе самодисциплины 21 пункт:

  1. Встаю в 7.30,
  2. Ложусь в 00.00.
  3. Веду дневник - 30 минут.
  4. Медитация - 30 минут.
  5. Книги, или видео, или блоги - 30 минут.
  6. Спорт в течение 2 часов, бег или флайфит.
  7. Английский язык 4 раза в неделю.
  8. Пост в Facebook по поводу своей самодисциплины или стодневки.
  9. 100 новых контактов в неделю (это 17 в день).
  10. Тренирую шпагат.
  11. Не опаздываю на встречи.
  12. Делаю финплан каждый день.
  13. Записываю по одному аудиокасту, который я сейчас пишу.
  14. Тренирую 1 из 8 способов креативности.
  15. Фокусируюсь на важных задачах не менее 3 часов в день.
  16. Веду хронометраж.
  17. Финалю одну важную задачу в день.
  18. Пишу отчет по задачам раз в неделю.
  19. Ответы на вопросы - 15 минут в день.
  20. План на день.
  21. Звонки друзьям.

Это задачи, которые я дал себе слово выполнять ежедневно. А еще у меня есть цели и задачи, которые нужно решать, чтобы достичь целей. И то, и другое складывается в план дня, в котором я должен распределить свой временной ресурс таким образом, чтобы успеть все.

Отдельная история - это встречи. Возможно, я просто выделю для них отдельный блок в плане недели. Но об этом позже. Сейчас я просто хочу для себя это отметить.

Для планирования дня я использую три источника необходимой мне информации.

1. Чек-лист

Это то, что я делаю ежедневно. Мои личные задачи, которые нужно выполнять для прокачки навыков, которые позволят мне потом достигать тех целей, которые я перед собой ставил, и эти навыки и цели соотносятся с семью направлениями в жизни, в которых мне хочется развиваться и расти.

Мои семь направлений для развития выглядят так:

Первое направление - это обучение, учеба и саморазвитие.

Второе направление - это личные отношения, семья, близкие, друзья, общение с ними.

Третье - это бизнес, для кого-то это работа и карьера.

Четвертое - это досуг, отдых и развлечения.

Пятое - это спорт и здоровье.

Шестое - общественная деятельность, помощь окружающим.

Седьмое - это финансы и материальные ценности.

На данный момент я прокачиваю не все направления, а те, которые у меня провисают.

2. План недели

Для каждого дня недели у меня есть план, состоящий из обязательных блоков.

Первый блок - это личное время. Туда входит учеба, спорт и саморазвитие.

Второй блок - это текучка, рабочее время. В текучку входит все, что нужно сделать срочно, или то, что отложено с другого дня.

Третий блок - это фокус на важных делах (он связан с блоком «Рабочее время »). Минимум три часа в день для решения важных задач, которые я сам себе определяю. Важные задачи складываются из целей, которые я себе поставил. У меня есть список задач, по целям, которые нужно достичь в ближайшее время.

Четвертый блок называется «буфер». Это паузы, которые нужны для того, чтобы разделять блоки рабочие, личные. Сюда входят перемещения по городу, еда и, возможно, какое-то короткое общение с людьми.

Пятый блок - «ООО». Это не общество с ограниченной ответственностью, как можно было подумать, а «общение, отдых и общественно-полезная деятельность». В этот блок входит общение с близкими - с семьей, друзьями плюс какая-то полезная деятельность. Я, к примеру, даю бесплатные консультации по маркетингу, три консультации в месяц. И это такая моя отдача в мир небольшая. Еще есть другие темы, но это неважно.

Блоки зависят от некоторых реперных точек, привязанных ко времени. Например, три раза в неделю у меня английский язык - по понедельникам, средам и пятницам. Начинается он в 19.00, и я от него отталкиваюсь, планируя блок «Личные дела», в который у меня входит обучение, спорт и здоровье. На этот блок я отвожу пять часов ежедневно.

Или, например, по средам я работаю директором по маркетингу в группе строительных компаний. Моя работа начинается в 10 утра, соответственно, формируя рабочий блок на среду, я отталкиваюсь от этого. Блок «Рабочее время» тоже занимает пять часов. Сюда входит текучка и фокус на важном.

На «ООО» я отвожу 3-4 часа.

То есть, получается три основных блока (это «Личное время», «Рабочее время» и блок «ООО»), а промежутки между ними занимает «Буфер». Буфер нужен для того, чтобы переключиться с одного блока на другой. И блоки по пять часов нужны для того, чтобы концентрироваться на каких-то задачах более четко. Если я начинаю перескакивать с одной задачи на другую, то не успеваю концентрироваться. Поэтому блоки разделены именно таким образом.

У самых важных блоков - «Рабочее время» и «Личное время» - еще есть некоторое разделение, такая матрица срочности и важности по Стивену Кови.

Квадрат важности

Существуют важные и неважные дела, существуют срочные и несрочные.
Если сделать ось вертикальную и горизонтальную, по вертикальной условно написать важные, неважные, а по горизонтальной написать срочные, несрочные, то у вас получится четыре квадрата:

первый квадрат - это будет срочные и важные,
второй квадрат - это будет важные, но несрочные,
третий квадрат будет срочные неважные
четвертый квадрат будет неважные несрочные.

Как правило, людей всегда тянет в четвертый квадрат и в третий: это срочные неважные и несрочные неважные. Например, зайти полистать Фейсбучек, или позалипать в Инстраграме, или поболтать ни о чем с коллегой.

Моя задача - сделать так, чтобы основное время я тратил на второй квадрат - это важные, но несрочные дела. Это действительно тот квадрат, который мы постоянно откладываем, но эти дела нужно делать. А в текучке я занимаюсь срочными важными делами, такими, как возникающие какие-то «пожары» плюс все дела, которые необходимо делать по работе, но они просто запланированы на это время.

Это то, что касается второго источника, исходя из которого, я планирую день.

3. Список задач на неделю

Он складывается из тех задач, которые ведут к достижению целей, которые я перед собой ставлю. Цели, в свою очередь, проистекают из моих жизненных принципов, из моих жизненных амбиций и установок, которые лежат в основе некоей идеологической платформы, которую я сам для себя составляю. Своего рода личная миссия.

Получается логичная система:

Миссия определяет цели.

Из целей появляются задачи.

Задачи, разбиваются на более мелкие подзадачи, все это идет в план на неделю.

Из плана на неделю составляется список важных дел и список текущих и срочных.

Эти дела все распределяются в течение дня по блокам.

Система выстраивания планов на день выглядит следующим образом.

Я беру свой чек-лист с 21 темами на прокачку.
Я беру список задач на неделю из важных и срочных.

Я беру свой шаблон дня на конкретный день недели.

Исходя из всего этого, в ПЛАН ДНЯ (специальную бумажку) вписываю все то, что мне нужно в течение дня решить.

План дня состоит из часовых блоков. Каждый час разделен по 15 минут.
В каждый пятнадцатиминутный отрезок я вписываю то, что мне нужно сделать за сегодня. Формирую блоки.

В блок «Личное время» я вписываю все, что связано с дневником, медитациями, чтением книг, спортом, английским языком и т.д.

В рабочий блоки вписываю задачи, которые мне необходимо решить, которые у меня записаны в моем ежедневнике в задачах на неделю и текущих задачах.

Получается единая табличка «План на день», а дальше я стараюсь по времени соответствовать тому, что записано в каждом часе.

Естественно, это получается не всегда. Но чтобы не расслабляться и не привыкнуть все списывать на форсмажор, я «штрафую» себя за невыполнение плана.

Чем это круто? Мне больше не нужно заморачиваться, что же мне сейчас делать. Когда у вас в башке куча задач и вы не можете определиться, что для вас на данный момент важно, приоритетно, вы берете свой план на день - а там уже все написано.

Плюс еще в плане на день я помечаю три важных дела, которые необходимо сделать обязательно сегодня, три важных задачи, чтобы они были перед глазами, и я не отвлекался, и мог на них сфокусироваться, и понимал, что конкретно у меня сегодня в моих задачах стоит.

Выделите цель плана работ. План работ пишется по разным причинам. Чтобы вы могли правильно подойти к делу, заранее обозначьте цели. Имейте в виду, что большинство рабочих планов рассчитаны на определенный период времени (например 6 месяцев или 1 год).

  • На рабочем месте, рабочий план помогает вашему начальнику знать, над чем вы будете работать в течение нескольких следующих месяцев. Такой план всегда составляется сразу после ежегодного отчета о результатах или перед тем как команда приступает к большому проекту. Рабочий план может также быть результатом сессии стратегического планирования, которую ваша организация проводит в начале календарного или фискального года.
  • В академической сфере рабочий план может помочь студентам создать рабочее расписание для большого проекта. Он также может помочь преподавателям спланировать материалы курса на семестр.
  • В личном проекте рабочий план поможет вам описать, что нужно делать, как вы планируете это делать и к какой дате вы планируете закончить. Персональный рабочий план, хоть это и не обязательно, поможет следить за его/ее целями и достижениями.

Напишите вступление и основу плана. В профессиональном рабочем плане вам нужно будет написать вступление и основу. Это даст вашему руководителю или менеджеру информацию, необходимую для внедрения рабочего плана. Написание плана и основы, как правило, необязательно для академического рабочего плана.

  • Вступление должно цеплять и быть коротким. Напомните вашему начальству, зачем вы пишете этот рабочий план. Представьте специфику проекта (проектов), над которым вы будете работать в течение этого периода времени.
  • Предпосылки должны выделять причины, по которым вы создаете этот рабочий план. Например, изложение деталей или статистики последних отчетов, выделите цели которые должны быть поставлены или составьте список рекомендаций или отчетов, полученных вами с прошлых рабочих проектов.
  • Определите цели и задачи. Цели и задачи взаимосвязаны, и оба этих аспекта указывают на вещи, которые вы надеетесь сделать в ходе выполнения рабочего плана. Однако помните также и разницу между ними; цели более общие, а задачи более конкретизированы.

    • Цели должны давать общее представление о вашем проекте. Включите в список желаемый конечный результат вашего рабочего плана. Он должен быть общим; например, поставьте цель закончить научную работу или узнать больше о написанном.
    • Задачи должны быть осуществимыми и конкретными. Другими словами, нужно сделать так, чтоб вы могли вычеркивать их из списка по мере выполнения. Например, найти людей на интервью для исследования будет хорошей задачей.
    • В большинстве рабочих планов, если задачи сильно отличаются, их разделяют на краткосрочные , средние и долгосрочные задачи. Например, краткосрочная задача компании увеличить аудиторию на 30% за три месяца, может сильно отличаться от долгосрочной задачи за следующий год укрепить узнаваемость бренда в социальных сетях.
    • Задачи обычно пишутся в активном залоге и с использованием глаголов действия со специфическими значениями ("планировать," "писать," "увеличить," и "измерить") вместо глаголов с расплывчатыми значениями ("изучить," "понять," "узнать," и так далее).
  • В своем рабочем плане руководствуйтесь целями " СИДРУ" . СИДРУ – это сокращение, используемое отдельными личностями, которые стремятся к более реальным, практичным результатам рабочего плана.

    • Специфика . Что именно мы будем делать и для кого? Продумайте для какого слоя населения вы будете предоставлять услуги или любые специфические услуги, которые вы будете предоставлять.
    • Измеримость . Можно ли это измерить, дать оценку? Можете ли вы подсчитать результаты? Структурировали ли вы рабочий план так, чтобы "уровень здоровья в южной Африке повысился в 2020?" или структурировали ли вы его так, чтобы "случаи ВИЧ/СПИД среди новорожденных в южной Африке уменьшился на 20% к 2020?"
      • Помните, что основные данные должны быть исчисляемы, написаны в цифрах. Если вы не знаете коэффициент заболеваемости ВИЧ/СПИД среди новорожденных в южной Африке, будет невозможно с уверенностью утверждать, что этот уровень снизился на 20%.
    • Достижимость . Можем ли мы это сделать за отведенное время с учетом ресурсов, которые нам доступны? Учитывая трудности, задача должна быть реальной. Увеличение продаж на 500% реально, только если вы представляете маленькую компанию. Для компании, доминирующей на рынке, увеличение продаж на 500% практически невозможно.
      • В некоторых случаях, нужно проконсультироваться с экспертами или знатоками, чтобы убедиться, реальны ли задачи вашего рабочего плана.
    • Релевантность . Будет ли эта задача эффективна для желаемой цели и стратегии? Хоть, возможно, важно для общего здоровья измерять рост и вес старшеклассников, приведет ли это непосредственно к изменениям в психологическом здоровье? Убедитесь, что задачи и методы четко и ясно взаимосвязаны между собой.
    • Установленные сроки . Когда задача будет выполнена и/или когда мы будем знать, что дело сделано? Установите конечную дату проекта. Поставьте условия, что при определенном доходе, когда все результаты будут достигнуты, проект заканчивается преждевременно.
  • Создайте перечень ресурсов. Включайте все, что будет необходимо для выполнения ваших задач и целей. В зависимости от назначения рабочего плана, ресурсы будут отличаться.

    • Например, на рабочем месте ресурсы могут включать финансовый бюджет, персонал, консультантов, здания или комнаты и книги. Детальный бюджет может быть лишним, если ваш рабочий план более формальный.
    • В академической сфере ресурсы могут включать доступ к разным библиотекам; такие материалы для исследования, как книги, газеты и журналы; доступ к компьютеру и интернету; профессора и отдельные личности, которые могут помочь вам, если у вас возникнут вопросы.
  • Обозначьте любые ограничения. Ограничения – это любые препятствия, которые могут встать у вас на пути к достижению целей и задач. Например, если вы работаете над исследованием для школы, может получиться так, что в вашем расписании не будет достаточно времени на исследование и проверку правописания. По этой причине у вас возникнут трудности с расписанием и вам нужно будет что-то урезать в семестре, чтобы успешно закончить свой рабочий план.

    Кто ответственный. Ответственность – первая необходимость для хорошего плана. Кто ответственен за выполнение каждого задания? У вас может быть команда людей, работающих над заданием (смотрите ресурсы), но один человек должен обязательно отвечать за то, чтобы задание выполнялось вовремя.

  • Напишите свою стратегию. Просмотрите свой рабочий план и решите, как вы будете использовать ваши ресурсы, чтобы преодолеть все препятствия и достичь поставленных целей и задач.

    • Перечислите специфические действия. Выделите, что должно быть сделано в каждый из дней недели для выполнения ваших задач. Также создайте список шагов, которые нужно будет предпринять. Чтобы держать эту информацию упорядоченной, примите во внимание возможность использования программного обеспечения для менеджмента или личного календаря.
    • Составьте расписание. Хоть вы и можете составить рабочее расписание проекта, вы должны понимать, что могут произойти непредвиденные вещи, для предотвращения которых необходимо оставить место в расписании.