Вводные упражнения по синтаксису и пунктуации. Коварная запятая

бронзовая пластина. Такое оружие было строжайшим образом запрещено, как
"жестокое и бесчеловечное", но Бран несколько раз видел подобную штуковину
среди вооружения столичного ворья и знал, что при ударе из-под пластины
выскакивают когти. Защита для левой руки была проще - всего лишь браслет с
шипами. На поясе она носила два ножа - длинный, рубящий, и короткий,
метательный. Похоже, это было все, так как в головную повязку и сандалии
вроде спрятать было нечего, но при умелом использовании и таким набором
оружия много чего можно было натворить, и Бран не сомневался, что Мавет
умеет пользоваться своими игрушками. Да и сама она, при крайней худобе и
невеликом росте, не производила впечатления слабого создания. Но так или
иначе, он должен был ей служить, обойдется она без него или нет.
Они вышли на улицу - на прогнившей лестнице не хватало половины
ступеней и отсутствовали перила, но в доходных домах отроду никого не
заботили подобные мелочи. Снаружи никто не обратил на них внимания, хотя,
казалось бы, их внешность просто взывала к этому. Но в здешнем квартале не
принято было проявлять излишнего внимания к себе подобным, а тот, кто не
усваивал этого правила, рисковал не задержаться на земле. А кроме того, в
столичных трущобах скапливалось отребье со всей империи, всех оттенков кожи
и цветов волос, а также украшенное всевозможными видами калечеств, шрамов,
ожогов, клейм, язв и парши. Поэтому и Мавет с ее изуродованным лицом, и Бран
с его ростом и сложением выглядели на этих улицах вполне уместно и
незатейливо. То же самое относилась и к гавани, где шлялся люд еще
разнообразнее.
Был ясный солнечный день. Огромная гавань, начинавшаяся за триумфальной
аркой императора Максимина, шумела и галдела. Народ был везде - на верфи
работали плотники, грузчики толпились у лебедок, носильщики и комиссионеры
сновали между складами, доками и купеческими конторами. Множество кораблей
стояло на якоре - от легких одномачтовых парусников до мощных боевых галер.
И надо всем этим на молу возвышался огромный маяк, прозываемый Глазом
Империи.
Мавет не сообщила Брану цели своего пребывания здесь, но он не
сомневался, что какая-то цель была. Она толкалась в толпе, разглядывала
корабли, иногда что-то спрашивала у прохожих, нередко - на разных языках,
по-прежнему не объясняя Брану что и зачем. Около полудня она купила у
разносчика козьего сыру и две кружки воды, и они перекусили. А потом снова
началось это смутное кружение по гавани, обмен двумя-тремя словами, порой на
непонятном языке, порой на вполне понятном, но неясном по смыслу. Через пару
часов, когда стало уже совсем жарко и толчея в порту замерла, они выбрались
за городскую черту и поднялись на холм, с которого видна была гавань. Мавет
уселась на склоне. Бран встал у нее за спиной. Военные привычки ожили в нем,
и он осознавал - пусть Мавет вооружена, спину ее он прикрывать обязан. Небо
над ними было яркосиним и словно бы густым, ничем не напоминая небо над
Наамой, жесткая синева которого отливала закаленной сталью.
Мавет неотрывно смотрела на виноцветное море, на корабли, уходящие за
горизонт, и что-то насвистывала. Другая бы пела, подумал Бран, но Мавет
из-за своего поврежденного горла петь не может.
- Я понял, - сказал он. - Ты хочешь отомстить. - Она не ответила, и он
повторил, уточняя: - Ты хочешь отомстить за своих родителей.
Глаз, застывший в вечном прищуре, покосился на него.
- Ты ничего не понял. За моих родителей нельзя отомстить. Их никто не
убивал. Они сами лишили себя жизни. Но отомстить я хочу. За проигранную
войну.
Все ясно. Она рехнулась. Может быть, уже лежа в той могиле. А он обещал
ей служить.
- Кому? - ядовито спросил он. - И как?
- Разумеется, я не могу ходить по империи и резать всех участников
войны и осады, - рассудительно сказала она. - Их слишком много, и они всего
лишь исполняли приказы. И вообще я не могу мстить империи за то, что она
такова, какова есть. Это не в воле человеческой. Логично было бы убить
императора Родарха. Но его, если ты помнишь, свергли восемь лет назад, и
тот, кто его убил, вырезал заодно и весь его выводок. А сейчас на Золотом
Троне сидит уже третий с войны император, и Родарху он даже не родич. А
поскольку за все эти годы каждый, кто пробивался к трону, начинал правление
с казней, до меня успели кончить и командующего Аммона, и легата армии левой
руки Целия, и легата армии правой руки Руфина. Печально. Но их я главными
виновниками и не считаю. Они тоже исполняли приказы...
За всем этим не было и грана безумия, и ее рассуждения странным образом
увлекли Брана. Он ни разу еще не слышал, чтоб о войне говорили таким
образом, и меньше всего подобного можно было ожидать от женщины.
- Наама, в сущности, не представляла собой стратегической ценности, -
продолжала Мавет. - Она была лишь символом - Последняя Крепость! - да и
стала им только в конце войны. Зато главной цитаделью и твердыней северного
пограничья был Малкут, Малкут Царственный. Если бы комендант Малкута удержал
его или хотя бы продержался достаточно долго, армии имперцев не смогли бы
соединиться. Шемеш не был бы отрезан и взят в кольцо. И оставался шанс на
победу. Но комендант сдал крепость, и армии обеих рук ударили по Шемешу. А
предатель был щедро вознагражден. По-императорски.
Теперь до Брана дошло.
- Омри Га-Ход, - пробормотал он. - Министр...
- Теперь он министр. Каждый новый правитель, придя к власти, казнил
приверженцев предыдущего. Кроме него.
- Я слышал, его многие пытались убить. Раньше. Теперь бросили это дело.
Говорят, что удача всегда за него...
Мавет молчала. Бран вышел из-за ее спины и уселся рядом - со стороны
здорового глаза.
- Омри Га-Ход, - сказал он. - Вот, значит, для чего я тебе понадобился.
- Чтобы следить за ним. Это было несколько обидно.
- Следить ты могла бы и сама.
- Только в трущобах. За их пределами, - она бледно усмехнулась, - моя
внешность слишком заметна.
- Ты могла бы носить покрывало, как это делают южанки.
- А ты мог бы заметить, что южанки не болтаются часами на улице,
особенно в Столице империи.
Теперь молчали оба. Бран прикидывал, рассчитывал. Потом произнес:
- Понадобится много денег. Впрочем, - добавил он после паузы и стукнул
себя кулаком по колену, - не найти денег в Столице не сумеет только дурак.
Бран почему-то верил, что Мавет обрадуется, когда высыпал перед ней на
пол содержимое мешка.
Он недостаточно ее знал. Она осталась равнодушна. Ни возгласа, ни
жеста, даже ресницы не дрогнули над здоровым глазом. Правда, Бран уже
понимал, что она отнюдь не стремится намеренно оскорбить его. После братской
могилы Наамы в прошлом и перед убийством министра в будущем подобные вещи
теряют значение.
И все-таки ему хотелось, чтобы она оценила содеянное и разделила его
радость. Причиной, конечно, было не удачное ограбление. Он и раньше шел на
такое в крайности, не испытывая никаких особых чувств. Здесь причиной было
что-то другое. И он принялся рассказывать, как взломал сокровищницу храма,
одновременно пытаясь понять - что это было такое? Может быть, он
почувствовал радость из-за того, что всего лишь оглушил и связал
привратника, но не убил его, хотя легко мог бы это сделать? Но он трудился
не для собственного обогащения, а ради благородного дела, и ему не хотелось
никого убивать. Мавет не выказала никакого внимания этим его догадкам, он
понял, что сказал глупость, и умолк.
Мавет нагнулась над тускло мерцающей грудой. Бран прихватил из
сокровищницы, помимо денег, все, что можно было легко унести: кратеры,
светильники, ожерелья, ритуальные статуэтки. Одну из них, изображающую
Джети, бога-козла, сочетающегося с женщиной, она и подняла.
- Так это был храм Джети?
Она впервые проявила интерес к его добыче.
- Ага. Вот похабень, правда? Прищуренный глаз сощурился еще больше.
- Насмешка судьбы. Родарх из иноземных богов весьма почитал Джети,
покровителя мужской силы. Одиннадцать лет назад, в начале осады, храм Джети,
получив от императора щедрое пожертвование, провозгласил проклятие
нокэмам... Может, это как раз из того пожертвования...
Она снова задумалась, насвистывая уже знакомую Брану мелодию. Потом
сказала:
- Утварь у себя оставлять нельзя. Мне известно, где ее продать. Только
тебе туда лучше не соваться.
- Ну, знаешь...
- Знаю, какой ты храбрый. Но и меня там знают, а тебя - нет. - Мавет
бросила статуэтку на пол и заключила: - Похоже, что ты был прав и придется
мне стать женщиной с Юга...
Теперь они снимали небольшой дом на Белом Холме-в аристократическом
квартале столицы. Прежний владелец был казнен около года назад, на имущество
его был наложен секвестр, а ныне казна его распродавала. Не желая иметь
неприятностей в будущем, из нескольких покупателей префектура отдала
предпочтение состоятельной вдове-южанке, за каковую выдавала себя Мавет,
явно не имевшей связей с семьей казненного. Перед этим Мавет пришлось долго
натаскивать Брана, изображавшего ее управляющего, по самым разным вопросам,
ибо Бран не знал законов, а Мавет - знала, но, согласно традициям Юга,
женщины могли заключать сделки только через посредников. Эти усилия, вопреки
всему, не раздражали, а развлекали Брана. Словно шла игра, а то, что в конце
игры их ждет убийство или собственная смерть, а скорее всего, и то и другое,
его не волновало.
Так в их распоряжение перешел совершенно пустой дом, всю обстановку
отсюда вывезли, но Брана и Мавет, в силу их, хотя и разного, однако очевидно
не избалованного роскошью прошлого, данное обстоятельство мало удручало, и
сад, запущенность которого имела в себе даже некую прелесть. Разумеется, не
прелесть сада была причиной, по которой Мавет стремилась здесь поселиться.
Не так далеко, пусть и не совсем рядом, располагался особняк Омри Га-Хода.
Сам министр пока в Столице отсутствовал. Некоторое время он пробыл с
инспекционной поездкой в Южной провинции, а по возвращении, не добравшись до
Столицы, высадился в Пинариях, куда большинство аристократов выезжали в
жаркое время и где находился летний дворец императора. Именно об этом, как
догадывался Бран, и узнавала Мавет в порту. Но вскоре, к началу сезона на
Большом ипподроме, двор должен был вернуться в Столицу, и, чтобы добраться
до цели, Брану с Мавет пришлось поменять обличье. Бран обзавелся новой
одеждой, коротко, согласно имперской моде, остриг волосы, сбрил бороду. А
Мавет предстояло носить плотное покрывало - и это ей не нравилось. Она не то
чтобы жила вне правил и законов - хотя так могло показаться, но законы,
которые она над собой признавала, были какими-то чужими, недоступными и
непонятными Брану. Любая женщина, считал он, имея такое лицо, как у Мавет,
стремилась бы скрыть его. Но Мавет, напротив, не желала прятать свой шрам,
словно это действие отнимало у нее нечто важное. Но ничего не поделаешь,
сейчас ей приходилось закрывать лицо и не появляться вне дома без
сопровождающего - только это допускали обычаи Юга. Поэтому Бран и Мавет либо
выходили вдвоем, либо он один выполнял ее распоряжения, в основном
приглядывая за домом министра. Таков, вероятно, был ее план с самого начала,
с мгновения, когда она остановила его в ночном переулке, и которому она
неукоснительно следовала, хоть и без удовольствия, так как лишалась прежней
свободы.
Свобода - вот была причина радости, наполнявшей душу Брана. Он,
наконец, понял это - вот почему ему стало легко, почему он спал спокойно и
его не тянуло больше пить. Впервые он чувствовал себя свободным, как ни
смешно это звучало для человека, добровольно объявившего себя рабом. Но он
был достаточно умен, чтобы понять - это не его собственная свобода. Это была
свобода Мавет. Он слышал сказки о ламиях и вампирах, живущих чужой кровью. И
он, подобно им, питался чужой свободой. Его родная страна, Лоэрг, была
завоевана около двух веков назад. И примерно полтора столетия назад пережила
великое восстание, когда, как пелось в песнях, реки Лоэрга потекли вспять -
а было там множество рек, - потому что были запружены трупами имперских
солдат. А потом, следуя тем же песням, по Лоэргу многоводному потекли иные
реки - реки крови. Страна была прочно замирена, и остров Лоэрг стал Северной
провинцией, и ее уроженцы со временем удостоились чести называться
федератами, союзниками, охранявшими дальние форпосты империи. В федератах
служили и дед Брана, и отец, и сам он не видел для себя иного пути и лишь
под Наамой смутно угадал, что свобода, ради которой дрались и умирали его
предки и забытая его собратьями, еще существует. И ради того чувства, что он
испытывал рядом с Мавет, он готов был терпеть самое Мавет и принимать ее
такой, как она есть, а было это нелегко, даже если забыть об ее наружности.
Он быстро усвоил, что на его вопросы она отвечает, только когда хочет. Всего
лишь раз она предупредила, чтоб он не мешал ей думать, считая повторение
излишним, но правило это оставалось непреложным. Она надолго уходила в себя,
временами принимаясь насвистывать все ту же мелодию (как-то Бран спросил,
что это. "Старая песня, - отмахнулась она. - Ее теперь и не помнит никто"),
и вывести ее из этого состояния было невозможно. Она ничего не рассказала
ему - хотя он пытался выспрашивать - о десятилетнем промежутке между пещерой
в горах и встречей с ним (правда, воровское оружие, привычка к жизни в
трущобах и ночное пребывание в кабаке свидетельствовали за себя). Никогда не
упоминала, сохраняет ли какие-то связи с соплеменниками, большинство из
которых было продано в рабство или просто изгнано из Восточной провинции.
Зато Мавет много и охотно говорила о войне - о Нептарской войне, потому что
для нее Восточная провинция была и оставалась Нептарой. Говорила очень точно
и профессионально, рассказывала о тираническом правлении князя, расшатавшем
силы Нептары, об основных боевых операциях, о междоусобицах и борьбе
политических группировок, смысл которой был для него столь же неясен, как
для Мавет очевиден, могла перечислить потери с каждой стороны в любом
сражении - в сущности, такими сведениями мог обладать даже не воинветеран, а
полководец высокого ранга. И это было тем удивительнее, что во время войны
Мавет была ребенком и ничего собственными глазами не видела, кроме Наамы.
Где она набралась таких разнообразных познаний, Мавет не открывала, но,
несомненно, это была единственная тема, которая ее по-настоящему
интересовала. Брана, во многом, тоже. Хотя он-то ребенком не был тогда, но
почти все годы провел в Лоэрге, не чая, что когда- нибудь попадет на Восток.
Поначалу, когда война представлялась кратковременной и не сулящей особых
потерь, в Нептару были направлены только элитные подразделения гвардии, в
которых служили лишь коренные уроженцы империи, и не допускались выходцы из
провинций, не имевшие гражданства,
/>Конец ознакомительного фрагмента
Полную версию можно скачать по

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Через пару часов (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла (3) мальчики выбрались за городскую черту (4) и поднялись на холм (5) с которого видна гавань.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание.

Через пару часов, когда стало уже совсем жарко и толчея в порту замерла, мальчики выбрались за городскую черту и поднялись на холм, с которого видна гавань.

Запятые 1 и 3 выделяют придаточные части «когда стало уже совсем жарко и толчея в порту замерла».

Перед И запятая не нужна, потому что у этих двух придаточных есть общая главная часть.

Запятая 5 выделяет придаточную часть «с которого видна гавань».

Запятые должны стоять на местах 1, 3 и 5.

Ответ: 135

Правило: Задание 20. Знаки препинания в предложении с разными видами связи

ЗАДАНИЕ 20 ЕГЭ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

В задании 20 учащиеся должны уметь расставлять знаки препинания в сложном предложении, состоящем из 3-5 простых.

Это сложнейшее задание проверяет умение выпускника применять на практике следующие знания:

1) на уровне простого предложения:

Понимание, того, что предложения без основы не бывает;

Знание особенностей основы односоставных предложений (безличных и др.)

Понимание того, что в простом предложении могут быть однородные сказуемые и подлежащие, знаки препинания между которыми ставятся по правилам однородных членов.

2) на уровне сложноподчинённого предложения:

Умение определять главное и придаточное в составе СПП по вопросу;

Умение видеть союзы (союзные слова) в придаточном предложении;

Умение видеть указательные слова в главном

Умение видеть однородные придаточные, при которых знаки препинания ставятся так, как и однородных членах.

3) на уровне сложносочинённого предложения:

Умение видеть части ССП и разделять их запятой. Общего второстепенного члена в этом задании не бывает.

4) на уровне всего предложения в целом:

Умение видеть те места в предложении, в которых встретились два союза: может быть рядом два подчинительных или сочинительный и подчинительный.

Соберём все базовые пунктуационные правила, важные при выполнения задания и пронумеруем их для удобства.

БП 6

Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК, И и ЕСЛИ, НО и КОГДА, И и ЧТОБЫ и др.), то нужно выяснить, нет ли после придаточной части соотносительных слов ТО, ТАК или еще одного сочинительного союза (А, НО, ОДНАКО и др.). Запятая ставится только тогда, когда эти слова после придаточной части отсутствуют. Например:

[Занавес поднялся], и, (как только публика увидела своего любимца), [театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков]

Сравните:

[Занавес поднялся], и (как только публика увидела своего любимца), так театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков].

и, (хотя слова ее были привычными для Сабурова), [от них вдруг защемило сердце].

[Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и (хотя слова ее были привычными для Сабурова), но [от них вдруг защемило сердце].

Как видно, правила 5 и 6 очень похожи: выбираем-либо писать ТО (НО...), либо ставить запятую.

Рассмотрим предложения из базы РЕШУЕГЭ и алгоритм работы над предложением.

[Утвер­жда­ют](1) что? (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)(2) и (3) (когда (4) когда? то сами убе­ди­лись (5) в чём? (на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

1. Выделяем основы.

1- Утвер­жда­ют (односоставное, сказуемое)

2- кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют

3- мы увидели

4- сами убедились

5- правы очевидцы

2. Выделяем союзы и соотносительные слова. Обращаем внимание, что рядом стоят И и КОГДА и на то, что есть ТО.

3. Помечаем придаточные предложения: все предложения, в которых есть подчинительные союзы, берём в круглые скобки.

(что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)

(когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

(на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

4. Устанавливаем, к каким главным относятся придаточные. Для этого ставим вопросы от главных к предполагаемым придаточным.

[Утвер­жда­ют] что? (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют). 1 компонент найден. Запятая 1 ставится по правилу 4 [ = ], (что- = и =).

Остались два придаточные и одно без подчинительного союза. Проверяем, можно ли от него поставить вопросы.

[то сами убе­ди­лись] когда? (когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

[сами убе­ди­лись] в чём? (на­сколь­ко правы были оче­вид­цы). Второй компонент найден. Запятые 4 и 5 ставятся по правилу 4.

(когда - =), [то- = ], (насколько - =) Два разных придаточных к одному главному, придаточное времени очень часто стоит ПЕРЕД главным.

1 и 2 компоненты связаны сочинительным союзом И в одно сложносочинённое предложение. Это запятая 2.

Схема: |[ = ], (что- = и =)|, и |(когда - =), [то- = ], (насколько - =)|

Осталось выяснить, нужна ли запятая 3. Между И и КОГДА по правилу 6 запятая не нужна, так как после придаточного находится идёт ТО.

1 . В текстах ЕГЭ есть несколько заданий, связанных с умением расставлять знаки препинания, опирающимся на знание синтаксической структуры предложения. Перепишите предложения, расставляя знаки и объясняя их расстановку .

  1. Через пару часов (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла (3) мальчики выбрались за городскую черту (4) и поднялись на холм (5) с которого видна гавань.
  2. Я окончательно убедился в том (1) что заблудился совершенно (2) и пошёл наугад туда (3) где бесконечно тянулись (4) поражающие взгляд путника (5) поля.
  3. Фигурные (1) цветные изображения украшают тексты (2) и поля рукописей (3) и вместе с текстом составляют красочное (4) и тонкое декоративное (5) целое.
  4. Вскоре (1) однако (2) Николай был произведён в ротмистры (3) и (4) когда полк был поставлен на военное положение (5) и появились новые боевые задачи (6) опять получил свой прежний эскадрон (7) в котором (8) разумеется (9) его помнили и любили.
  5. Люся была настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) старушка постепенно рассказала (4) как было дело.
  6. К вечеру пошёл дождь (1) и (2) пока мы ехали по просёлку (3) лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы.
  7. Как приятно издалека смотреть на корабль с белыми парусами (1) и (2) когда попадёшь в эту паутину снастей (3) от которых (4) проходу нет (5) и увидишь всё изнутри (6) то сразу призна́ешь превосходство парохода над парусником.
  8. Лес (1) который со всех сторон окружал шахматовскую усадьбу (2) и (3) который сдерживался человеческой деятельностью (4) двинулся со всех сторон (5) и поглотил поляну (6) словно сомкнулись над ней зелёные волны.
  9. В почтовом ящике (1) оказалось (2) сразу несколько писем (3) и (4) если бы не строгий запрет командира (5) вряд ли кто-нибудь из отряда удержался бы от искушения немедленно проверить (6) нет ли весточки из дома.
  10. Когда в Подмосковье (1) гонимые холодным ветром (2) клочья серых туч (3) бежали по беспросветному небу (4) и (5) раскачиваясь (6) стонали берёзы и сосны (7) я воспользовался отпуском (8) и поехал в Крым.
  11. А уже через час оба сидели за шатким столиком (1) и (2) упираясь друг в друга головами (3) читали длинный список драгоценностей (4) некогда принадлежавших (5) тёще Ипполита Матвеевича.
  12. Сестра ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) подошла к клетке с птицами (4) и стала рассеянно подсыпать зерно в кормушки (5) хотя они были полны.

2. Расставьте знаки препинания (в соответствии с правилами пунктуации, а не в соответствии с тем, как это написано у автора). Выделите грамматические основы. Дайте синтаксическую характеристику каждому предложению с точки зрения структуры: простое, сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное сложное или сложное с разными видами связи.

Из произведений Агнии Львовны Барто

1) Зайку бросила хозяйка под дождём остался зайка.

2) Наша Таня громко плачет уронила в речку мячик. Тише Танечка не плачь не утонет в речке мяч.

3) Нет напрасно мы решили прокатить кота в машине кот кататься не привык опрокинул грузовик.

4) Я люблю свою лошадку причешу ей шёрстку гладко гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости.

5) Уронили мишку на пол оторвали мишке лапу всё равно его не брошу потому что он хороший.

Из произведений Самуила Яковлевича Маршака

6) Был однажды на обеде у мохнатого медведя а зубастый крокодил чуть меня не проглотил.

7) Взявши под мышку дочь и мартышку мчится вприпрыжку по «Англетер» мистер Твистер бывший министр мистер Твистер миллионер.

8) Ни перинки ни простынки ни подушки не видать а усатый-полосатый перебрался под кровать.

9) В гостях медведь нельзя реветь нельзя грубить и чваниться знакомым надо кланяться.

10) Ищут пожарные ищет милиция ищут фотографы в нашей столице ищут давно но не могут найти парня какого-то лет двадцати.

11) Пенятся волны и мчится вперёд многоэтажный дворец-пароход.

12) В белых каютах дворца-парохода вы не найдёте цветного народа негров малайцев и прочий народ в море качает другой пароход.

Из произведений Владимира Владимировича Маяковского

13) Если бьёт дрянной драчун слабого мальчишку я такого не хочу даже вставить в книжку.

14) Я планов наших люблю громадьё размаха шаги саженьи я радуюсь маршу которым идём в работу и в сраженье.

15) Мой стих трудом громаду лет прорвёт и явится весомо грубо зримо как в наши дни вошёл водопровод сработанный ещё рабами Рима.

3 . Укажите грамматически верное продолжение предложения. Запишите верный вариант, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

  • Усевшись на земляной насыпи

а) зрителям хорошо был вид..н весь ст..дион;

б) игры проходили под восторже..ые крики б..лельщиков;

в) зрителям открылся пр..крас..ный обзор всего поля;

г) зрители могли наблюдать за ходом проходивших уже вторую неделю сор..внований;

д) у болельщиков появилась зам..чательная возможность отслеживать ход игры.

  • Переводя текст

а) мне понадоб..лся содержащий техническую лексику словарь;

б) должны учитыват..ся и тип и стиль речи;

в) меня пор..зило (не)сходство эмоциональной окраски близких по значению слов;

г) обдумывает..ся его структура и стил..стические особе..ости;

д) учитывайте (не)только лексическое но и гра..атическое значение слов.

  • Поднявшись на смотровую площадку

а) охватывает в..лнение от открывающихся видов;

б) город вид..н как на ладони;

в) сможете увид..ть все достопр..мечательности города;

г) открывает..ся вел..колепный вид на город;

д) голова кружит..ся от (не)обыкнове..ой красоты.

Как не допустить ошибку при расстановке
запятых в простых и сложных предложениях.
Основные правила.

От чего зависит, нужно ли ставить запятую?

Постановка запятой зависит в первую очередь от
структуры предложения. Значит, для того чтобы
справиться с пунктуацией, нужно хорошо
разбираться в синтаксисе. Для верной постановки
запятой в предложении нужно знать, что такое
грамматическая основа и второстепенные члены
предложения, обращения, вводные слова и вводные
конструкции, однородные члены предложения, а
также виды сложных предложений.

Запятая чаще всего может:

в простых предложениях
разделять однородные
члены предложения
выделять вводные слова и
конструкции
выделять обращения
выделять обособленные
второстепенные члены
предложения
в сложных предложениях
разделять части
сложносочиненного
предложения
разделять части
сложноподчиненного
предложения
разделять части
бессоюзного
предложения

Однородные члены предложения могут соединяться:

только интонацией,
без союзов
они разделяются запятыми
неповторяющимися противительными (а, но) – запятая
всегда ставится;
союзами
соединительными или разделительными
(и, или) – запятая не ставится
повторяющимися
союзами
перед повторяющимися союзами ставится
запятая, кроме союза, находящегося перед
первым из однородных членов
попарно союзами
«и», «или»
пары отделяются друг от друга запятыми, а
внутри пар запятая не ставится
двойными союзами
перед второй частью двойного союза
ставится запятая

Вводные слова и вводные конструкции

обычно выделяются запятыми.
Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного
распространенного члена предложения, то оно от него запятой
не отделяется, а если в середине, то оно выделяется запятыми.
Если вводное слово можно опустить или переставить, тогда оно
отделяется запятой от предшествующего сочинительного союза;
если же такое невозможно, то запятая ставится только после
вводного слова, а на границе между союзом и вводным словом
на ставится.
Следует различать слова, которые в одних случаях могут быть
вводными, а в других – являться членами предложения.

Обращения

выделяются запятыми.
Частица «о», стоящая перед обращением, не отделяется от
него запятой.
Если два обращения соединены неповторяющимся
соединительным союзом, то между ними запятая не ставится,
несколько обращений без союзов разделяются запятыми.
Если обращение распространенное, то оно выделяется
запятыми вместе с зависимыми словами.

В каких случаях обособляются второстепенные члены предложения?

Определения
Приложения
Обстоятельства
Дополнения

Определения

Обособляются, если
выражены причастными оборотами или
прилагательными с зависимыми словами
и стоят после определяемого слова
это два или больше одиночных
определения, стоящие после
определяемого слова
определяемое слово является личным
местоимением
они оторваны от определяемого слова
другими членами предложения
они имеют дополнительное
обстоятельственное значение(чаще всего
причины или уступки)
нужно подчеркнуть значение, передаваемое
несогласованным определением
Не обособляются, если
выражены причастными
оборотами или прилагательными
с зависимыми словами и стоят
перед определяемым словом
зависят от неопределенного
местоимения и стоят за ним

Приложения

Обособляются, если
выражены существительным с зависимыми словами и
стоят после определяемого слова (реже - перед)
зависящие от имен собственных, если они стоят после
определяемого слова
Не обособляются,
если
определяемое слово является личным местоимением
выражены именем собственным и перед ними без
изменения смысла можно поставить «а именно», «то есть»
относятся к нарицательному существительному с
пояснительными словами
присоединяются словами «по имени», «по фамилии» и
т.д. или союзом «как», при этом имеют
дополнительное обстоятельственное значение
Зависят от имени
собственного и
находятся перед
ним

10. Обстоятельства

Обособляются, если
выражены деепричастиями
или деепричастными
оборотами
выражены наречиями или
существительными,
которые поясняют или
уточняют другие
обстоятельства
выражены
существительными с
предлогами ВВИДУ,
ВСЛЕДСТВИЕ, БЛАГОДАРЯ,
ВОПРЕКИ, НЕСМОТРЯ НА,
СОГЛАСНО
Не обособляются, если
выражены
деепричастиями в
роли наречия
выражены
деепричастными
оборотами,
которые являются
фразеологизмами

11. Дополнения

Обособляются
если выражены
существительными с
предлогами КРОМЕ, ЗА
ИСКЛЮЧЕНИЕМ,
ВМЕСТО, ПОМИМО,
и т.д. и имеют
ограничительное или
расширительное
значение
Не обособляются
во всех
остальных
случаях

12. В сложносочиненном предложении

Запятая ставится
между простыми
предложениями,
соединенными
соединительными,
противительными
или
разделительными
союзами.
Запятая не ставится
между назывными, побудительными,
восклицательными или
вопросительными предложениями,
соединенными соединительными
союзами И, ДА (в значении и) или
разделительными союзами ИЛИ,
ЛИБО.
если части сложносочинённого
предложения имеют общий член
предложения, или общее
придаточное предложение, или
общее вводное слово и соединены
соединительными союзами И, ДА (в
значении и) или разделительными
союзами ИЛИ, ЛИБО.

13. В сложноподчиненном предложении

придаточное предложение отделяется от главного.
Как правило, запятая ставится перед союзом или союзным словом.
Не ставится запятая, если перед союзом есть отрицание или
придаточное предложение состоит только из союзного слова.
Если придаточные предложения зависят от одного и того же члена
главного предложения, то правила постановки знаков препинания между
ними такие же, как при однородных членах предложения.
На стыке двух союзов запятая между ними ставится, если опущение
придаточного предложения не потребует полной перестройки
предложения; если же вторая часть придаточного предложения
начинается со слов ТО, КАК, НО, то запятая не ставится.

14. В бессоюзном сложном предложении

простые предложения всегда отделяются друг
от друга какими-либо знаками препинания.
Запятая ставится, если части независимы друг от
друга, но объединены по смыслу.
Если внутри одной или обеих частей есть
запятые или если предложения отдалены друг от
друга по смыслу, ставится точка с запятой.
Кроме этого, при определенных условиях между
частями может ставиться тире или двоеточие.

15. При ответах на вопросы теста нажимайте на цифры. При верном ответе появится звездочка, при неверном – крестик.

Проверьте
свои знания.
При ответах на вопросы теста нажимайте
на цифры. При верном ответе появится
звездочка, при неверном – крестик.

16. 1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

Хорошая книга обогащает опытом и помогает ответственно
относиться к жизни и далеко смотреть в будущее.
Степени сравнения прилагательных образуются либо с помощью
суффиксов либо с помощью вспомогательных слов.
Неглубокая и узкая речушка в результате наводнения широко
разлилась по огромному полю и дороге.
И кошку мы заведем и собаку и рыбок.

17. 2. Укажите предложение, в котором нужно отделить запятой вводное слово.

Иногда небо кажется нам таким бесконечным.
Сегодня мне кажется что луна светится по-особенному.
Солнце кажется совсем не собиралось садиться.
Созвездие Орион в наших широтах видно только зимой.

18. 3. Укажите предложение, в котором нужно поставить запятые на месте цифр 1 и 4.

У некоторых видов тропических и субтропических рыб на голове
имеется присоска (1) с помощью (2) которой (3) издаются звуки (4)
падающих дождевых капель.
Тренер распределил участников соревнований в команды (1)
каждая (2) из которых (3) включала пять человек (4) и еще раз
напомнил правила игры.
Для лечения самых разных болезней в медицине широко
используется (1) пчелиный яд (2) потребность (3) в котором (4)
постоянно растет.
Деталь постепенно становится (1) символом (2) появление (3)
которого в тексте романа (4) отмечает существенные для понимания
авторского замысла эпизоды.

19. 4. Укажите предложение, в котором нужно обособить определение и обстоятельство.

Электростанции вырабатывая огромное количество энергии
выбрасывают в атмосферу загрязняющие окружающую среду газы.
Счастливый и улыбающийся именинник радостно приветствовал
гостей находя для каждого добрые слова.
Ребята не замечающие никого на своем пути неслись сломя
голову.
Окончательно расстроенная она отошла к окну всхлипывая.

20. 5. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую.

Какой теплый вечер и как прекрасна эта ночная природа!
Ветер стихал и свежая прохлада начала распространяться в
виноградниках.
Гребцы бросили весла и поставив парус сели на дно шлюпки.
Всю ночь лил дождь и когда утром мы глянули в окно оказалось
что вода подступила к саду.

21. 6. На месте каких цифр нужно поставить запятые в предложении: Через пару часов (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла (3) м

6. На месте каких цифр нужно поставить
запятые в предложении:
Через пару часов (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла (3) мальчики
выбрались за городскую черту (4) и поднялись на холм (5) с которого видна гавань.
1, 2, 3, 5
1, 3, 4, 5
1, 3, 5
1, 2, 3, 4, 5

22. 7. На месте каких цифр нужно поставить запятые в предложении: Алексей Павлович встал с ранней зарей (1) и (2) когда он вдыхал (3) напоенный влажн

7. На месте каких цифр нужно поставить
запятые в предложении:
Алексей Павлович встал с ранней зарей (1) и (2) когда он вдыхал (3) напоенный влажным
запахом росы (4) прохладный воздух (5) на душе у него становилось легко и просто.
1, 2, 5
1, 5
1, 3, 4, 5
1, 3, 5

23. 8. На месте каких цифр нужно поставить запятые в предложении: Снег засыпáл следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратит

8. На месте каких цифр нужно поставить
запятые в предложении:
Снег засыпáл следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится
к ночи (4) то обратную дорогу придётся искать с трудом.
2, 3, 4
2, 4
1, 2, 3, 4
1, 2, 4

24.

Разбор
заданий теста

25. Задание 1

1. Союз И соединяет две разные пары однородных членов.
Книга (что делает?) обогащает и помогает, помогает (что
делать?) относиться и смотреть. Поэтому запятые не нужны.
2. При однородных членах повторяется союз ЛИБО, перед
вторым из них ставится одна запятая.
3. Два союза И соединяют две пары однородных членов,
относящихся к разным словам.
4. Три однородных дополнения с союзами И разделяются
двумя запятыми.

26. Задание 2

1. «Кажется бесконечным» – это сказуемое.
2. «Кажется» – грамматическая основа главной части
сложноподчиненного предложения.
3. «Кажется» – это вводное слово.
4. «Видно» – это сказуемое.

27. Задание 3

1. Запятая (1) отделяет придаточную часть от главной. Запятые (2) и
(3) не нужны, т.к. не требуется отдельно выделять союзное слово
«которой». Запятая (4) не нужна, т.к. здесь не обособляются ни
дополнение, ни определение.
2. Запятые (1) и (4) отделяют придаточную часть от главной.
Союзное слово «которых» выделять не требуется.
3. Запятая на месте цифры (1) отделит сказуемое от подлежащего,
этого делать нельзя. Запятая (2) отделяет придаточную часть.
Запятыми (3) и (4) союзное слово отделять не нужно.
4. Запятая (1) не нужна, т.к. это дополнение не обособляется. Запятая
(2) отделяет придаточную часть. Запятые (3) и (4) не нужны.

28. Задание 4

1. Обстоятельство обособляется. Определение не
обособляется, т.к. стоит перед определяемым словом.
2. Определения выражены прилагательными и находятся
перед определяемым словом, поэтому не обособляются.
Обстоятельство обособляется.
3. Определение обособляется, т.к. стоит после определяемого
слова. Обстоятельство не обособляется, т.к. является
фразеологизмом.
4. Определение обособляется вне зависимости от положения,
т.к. относится к личному местоимению. Обстоятельство,
выраженное деепричастием, также обособляется.

29. Задание 5

1. Союз И соединяет два восклицательных предложения,
поэтому запятая не ставится.
2. Союз И соединяет два простых предложения без
дополнительных условий, перед ним ставится запятая.
3. Двумя запятыми нужно отделить деепричастный оборот
«поставив парус».
4. Союз И соединяет два простых предложения, перед ним
нужна запятая. Также запятыми нужно отделить придаточные
части «когда утром мы глянули в окно» и «что вода подступила
к саду». Итого три запятых.

30. Задание 6

Через пару часов (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в
порту замерла (3) мальчики выбрались за городскую черту (4) и
поднялись на холм (5) с которого видна гавань.
Запятые (1)и (3) отделяют от главной две придаточные части.
Запятая (2) между ними не ставится, т.к. это однородное
подчинение и имеется союз И. Запятая (4) не ставится, т.к.
союз И соединяет однородные сказуемые. Запятая (5) отделяет
придаточную часть.

31. Задание 7

Алексей Павлович встал с ранней зарей (1) и (2) когда он
вдыхал (3) напоенный влажным запахом росы (4)
прохладный воздух (5) на душе у него становилось легко и
просто.

предложения в составе сложного. Запятые (2) и (5)
отделяют придаточную часть. Запятые (3) и (4) не нужны,
т.к. распространенное определение перед определяемым
словом не обособляется.

32. Задание 8

Снег засыпáл следы путников (1) и стало ясно (2) что (3)
если снегопад не прекратится к ночи (4) то обратную
дорогу придётся искать с трудом.
Запятая (1) перед союзом И разделяет простые
предложения в составе сложного. Запятые (2) и (4)
отделяют придаточную часть. Запятая (3) на стыке
союзов не ставится, т.к. далее имеется союз ТО как
продолжение союза ЕСЛИ.

33.

Теперь вы научились
намного лучше
справляться с
запятыми.
Успехов в учебе! 1Утверждают (1) что бразильские карнавалы восхищают и завораживают (2) и (3) когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту (4) то сами убедились (5) насколько правы были очевидцы.

2Рядом с тобой всегда люди (1) и (2) даже если тебе очень одиноко (3) ты не сомневайся в том (4) что кто-то сможет выслушать и понять тебя.

3Нужно чаще думать о других (1) и (2) даже если тебе сейчас нелегко (3) ты не забывай о том (4) что кому-то может потребоваться твоё участие.

4Было впечатление (1) что мы волшебным образом побывали в чудесной стране (2) где алые лилии и красная рябина (3) где всё яснее и красивее (4) чем всегда было вокруг.

5Для археологии важны вещественные источники (1) и (2) даже если они спрятаны в земле (3) они всё равно составляют основной разряд памятников (4) исследованием которых занимается эта наука.

Рука его дрожала (1) и (2) когда Николай передавал лошадь коноводу (3) он чувствовал (4) как со стуком приливает кровь к сердцу.

6Она увидела (1) что храбрость и гордое самолюбие принадлежат не только одному сословию (2) и с тех пор (3) стала оказывать молодому учителю уважение (4) которое час от часу становилось заметнее для окружающих.

7Не бывает скучно в лесу (1) и (2) если вы взгрустнёте (3) повнимательнее взгляните на самую обыкновенную берёзу (4) которая встретится на вашем пути.

8Выяснилось (1) что рукопись окончательно ещё не отредактирована (2) и что (3) пока не будет проведена дополнительная работа (4) сдавать её в типографию нельзя.

9Пора было уезжать (1) и (2) когда за нами пришли из города автобусы (3) мы поняли (4) как жаль расставаться с озером.

10Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.

11Весной того года я окончил лицей (1) и (2) когда приехал из Москвы (3) просто поражён был (4) как изменился наш угрюмый дом.

12В воображении теснились самые разные замыслы (1) и (2) если писатель усилием воли заставлял себя останавливаться на чём-то одном (3) то он опять забывал (4) каким должно быть начало.

13.Митя часто просто любовался сестрой (1) и (2) даже когда ему приходилось выслушивать её жалобы на то (3) что она плохо выглядит после ночных дежурств в больнице (4) Любаша казалась ему самой красивой.

14.К вечеру пошёл дождь (1) и (2) пока мы ехали по просёлку (3) лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы

15.Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал.

16.Я очень люблю весну (1) и (2) когда проступает молодая зелень (3) спешу в лес (4) чтобы насладиться первыми минутами возрождения природы.

17.Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния (1) и (2) пока она светила (3) я увидел (4) как мерцает какая-то белая точка на берегу.

18.Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.

19Дождь хлещет в стёкла окон (1) и (2) когда стеклянный сумрак улицы освещают вспышки молнии (3) цветы на подоконниках становятся похожими на фантастические деревья (4) которые произрастают в сказочной стране.

20.В тот день мы завтракали втроём (1) и (2) когда подали вишневый кисель (3) сестра капризно сказала (4) что десерт сегодня невкусный.

21Оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых французский посол писал (1) что (2) когда он увидел балет (3) то был потрясён талантом (4) крепостных людей.

22Некоторые из современников А. С Пушкина говорили о том (1) что (2) когда они смотрят на его портрет кисти О. А. Кипренского (3) то видят отразившиеся на лице поэта (4) «печали жизни».

23Алексей Павлович вставал с ранней зарёй (1) и (2) когда он вдыхал напоённый влажным запахом росы прохладный воздух (3) на душе у него становилось (4) легко и просторно.

24Туман таял (1) и (2) когда лодка пошла к берегу (3) видно было (4) как пятнышки кувшинок и лилий покачиваются на волнах.

25Мальчик рос смышлёным и здоровым (1) и (2) когда он стал старше (3) отец разрешил ему делить с рыбаками (4) трудности и опасности морского промысла.

26Человек меняется с течением времени (1) и (2) чтобы понять логику поступков литературного героя или людей прошлого (3) надо представлять себе (4) как они жили, почему поступали так, а не иначе.

27Но река величаво несёт свои воды (1) и какое ей дело до этих цветов (2) которые плывут (3) по воде (4) как недавно плыли льдины.

28Говорят (1) что доброта лечит от одиночества (2) и (3) когда я поселился в деревне (4) мне представилась возможность убедиться в этом.

29Через пару часов (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла (3) мальчики выбрались за городскую черту (4) и поднялись на холм (5) с которого видна гавань.

30На каменной террасе одного из самых красивых зданий города (1) находились двое (2) и (3) пока тени неуклонно удлинялись (4) они смотрели (5) как в окнах верхних этажей зажигалось ослепительное солнце.

31Дверь подъезда внезапно распахнулась (1) и на улицу выскочил неопрятного вида крепкий молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент посторониться (4) наверняка налетел бы прямо на него.

32На закате пошёл дождь (1) который сразу развеял накопившуюся в воздухе духоту (2) и (3) в то время как он гулко и однообразно шумел по саду вокруг дома (4) в незакрытые окна в зале тянуло сладкой свежестью мокрой зелени.

33Я думал о людях (1) чья жизнь (2) была связана с этой историей (3) и мне захотелось узнать (4) что с ними стало.

34Яркая зелень камыша перемешивалась на живописном лесном болоте с белыми облаками цветущего дягиля и кудрявого ивняка (1) и (2) когда идёшь краем леса (3) то невольно хватаешься за длинные ветки болотных кустарников (4) которые протянулись к тропинке.

35Вскоре Николай был произведён в ротмистры (1) и (2) когда полк был поставлен на военное положение (3) опять получил свой прежний эскадрон (4) в котором его помнили и любили.

36На собрании садового товарищества говорили о том (1) что (2) если не заменить электрические столбы (3) то зимой поселок может остаться без света (4) а старые опоры могут рухнуть под тяжестью снега.

37Пока Маруся искала заветную грибную полянку (1) на небе сгустились тучи (2) и (3) хотя девочка не боялась попасть под ливень (4) но она не захотела лишний раз беспокоить свою бабушку и потому повернула в сторону дома.

38Мальчик знал (1) что в этом подъезде служит суровый швейцар (2) и (3) что (4) если начать приставать к прохожим прямо у дверей (5) то можно отведать крепких тумаков.

39Война была на исходе (1) и (2) хотя до конца её оставался почти год (3) но мы твёрдо знали (4) что победа будет за нами.

40Многие ошибочно думают (1) что (2) если человек умеет хоть немного плавать (3) то ему нечего бояться (4) и любые глубины ему нипочём.

41И хотя тон и характер журнальных нападок были пронизаны искренним возмущением (1) мне всегда казалось (2) что авторы этих статей говорят не то (3) что они хотят сказать (4) и что их ярость вызывается именно этим.

42К острому запаху крапивы примешивается душноватый запах медуниц (1) и (2) когда вы погладите руками растущие травы (3) чтобы ощутить их нежную бархатистость (4) то руки пропахнут холодящим запахом мяты

43Стояла жара (1) и (2) если вдруг налетал ветерок (3) и приносил с собой прохладу (4) деревья благодарно кивали ветвями.

44Илья Андреевич понимал (1) что (2) если не собрать яблоки до наступления холодов (3) то весь урожай погибнет (4) но обстоятельства не позволяли ему оставить работу и уехать в деревню даже на несколько дней.

45Одинокий путник (1) приближение (2) которого (3) я слышал ранее среди чуткого безмолвия морозной ночи (4) соблазнился моим веселым огнем.

46Утром горы (1) лежали в тумане (2) сквозь (3) который (4) едва виднелись их очертания.

47Город (1) вдали сверкающий на солнце (2) синие леса (3) окаймляющие берега залива (4) казались мне особенно торжественными.

48Большие (1) светлые здания (2) окна которых (3) отражали первые солнечные лучи (4) бежали по обе стороны дороги

49Сочетание лексического и грамматического значений (1) может образовывать сложные смысловые образы (2) анализ которых (3) позволяет глубже проникнуть в содержание стихотворения.

50Мужество (1) похоже на добродетель (2) повинуясь (3) которой люди (4) совершают прекрасные дела.

51В Греции классической эпохи (1) для социального строя (2) которой (3) типична форма города-государства (4) возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства.

52Чувствительной героине (1) роль (2) которой (3) играет дочь Фамусова (4) нужен мечтательный и робкий собеседник.

53В русской литературе (1) начало (2) которой исчисляется (3) со второй половины X века (4) сформировалось представление о единстве мира и его истории.

54Когда (1) наконец (2) явилось солнце и разогрело землю, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что (3) казалось (4) на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли.

55Однако (1) нездоровье природы заставляет сегодня говорить о катастрофическом состоянии флоры, фауны, почвы, воды. Видимо (2) лишь глобальный характер проблем, нерешённость которых угрожает самому существованию человечества, заставил осознать опасность (3) возможной (4) в будущем экологической катастрофы.

56По моему (1) растерянному взгляду было несложно догадаться о случившемся. Зима (2) по-моему (3) лучшее время года.

57Книга была (1) по его словам (2) единственным украшением одиноких вечеров... О приближающемся приезде гостей все поняли (3) по словам (4) и действиям хозяина.

58Даниил Чёрный (1) по мнению искусствоведов (2) был живописцем первой величины. Самая большая его заслуга (3) однако (4) в том, что он увидел одарённость Андрея Рублёва и повлиял на развитие индивидуальной манеры этого величайшего художника

59Всё стало (1) очевидно (2) с первого взгляда. Гости (3) очевидно (4) и не представляли себе того, что их ожидает вечером.

60Иногда придёт мысль, которая (1) кажется (2) верной, но боишься поверить ей. Но потом видишь, что та мысль, которая (3) быть может (4) и странная, на самом деле самая простая истина: если раз узнал, в неё уже нельзя перестать верить

61Несомненно (1) есть великие люди, рядом с которыми все кажутся мелкими (2) однако (3) поистине (4) велик тот, с кем каждый чувствует себя великим.

62Для литераторов XVIII века (1) разумеется (2) была очевидна существенная разница между тогдашним разговорным «живым употреблением» и старинным литературным языком. Этот литературный язык соотносился с русским разговорным языком (3) по данным лингвистов (4) так же, как язык прошлого с языком современным.

63Мой спутник чувствовал себя превосходно, я же (1) напротив (2) очень устал. В купе я сидел (3) напротив (4) пожилого пассажира.

64Язык (1) по мнению лингвистов (2) сложная система, которая включает более простые системы: фонетическую, морфологическую, лексическую. Было бы неправильно (3) однако (4) полагать, что каждая из этих систем независима от других: они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

65Здесь (1) по рассказам очевидцев (2) когда-то стояло богатое село. Следователь сумел восстановить именно (3) по рассказам очевидцев (4) последовательность событий.

66Весёлое, беззаботное детство (1) всё равно (2) когда-нибудь кончится, а взрослая жизнь (3) конечно (4) потребует серьёзных решений и ответственных поступков.

67Петербургские гвардейцы (1) казалось бы (2) занимались исключительно организацией и проведением «дворцовых переворотов» (3) однако (4) они не были слепым орудием тех или иных группировок: выбор, который делала гвардия, почти всегда вёл страну вперёд.

68Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнутся (3) по-видимому (4) от движения внезапно вспорхнувшей с ветки птицы.

69Я (1) признаться (2) не слишком люблю осину с её бледно-лиловым стволом и серо-зелёной металлической листвой. Осина бывает хороша только в ветреный летний день, когда каждый лист её (3) как будто (4) хочет сорваться и умчаться вдаль.

70Третьяковская галерея (1) как известно (2) называется по имени Павла Михайловича Третьякова - купца, своё богатство употребившего на пользу общества. Увлечённый живописью, он положил начало (3) поистине (4) замечательному собранию картин.

71Героиней этого романа (1) конечно (2) была Маша. Известие от мамы (3) должно быть (4) уже к четвергу.

72Июльский вечер был замечательный, он (1) словно (2) набросил тонкую полупрозрачную ткань на всё. И краски дня (3) казалось (4) слегка поблёкли: облака медленно теряли отблески, речная гладь побледнела

73Мы (1) разумеется (2) прежде всего вспоминаем Крылова при слове «басня» (3) однако(4) это был не единственный жанр, в котором он работал.

74Cейчас (1) возможно (2) внедрение новых разработок в технологический процесс не принесет выгоды. Но (3) очевидно (4) что завтра эти технологии всё равно придут и те руководители, которые сумели вовремя перестроить производство, окажутся «на коне».

75Маргарита (1) к сожалению (2) не смогла приехать на вечер встречи выпускников (3) однако (4) обещала навестить своих учителей сразу после летней сессии.

76Разновременность развития Полоцкой и Смоленской земель была обусловлена (1) вероятно (2) экономическими причинами, и (3) можно думать (4) что немаловажное значение среди них имело географическое положение этих земель и связанная с ним их заселённость.