Быстрое чтение как быстро читать. «Зачем нам все слова»

Способность быстро читать и надолго запоминать прочитанное – чрезвычайно полезный навык. Он необходим школьникам и студентам, которые постоянно усваивают новые знания. Но человек учится всю жизнь, а мыслительные способности снижаются с возрастом. Распрощавшись с конспектами, мы со временем замечаем трудности с восприятием и запоминанием информации.

Почему так происходит? Мозг нуждается в упражнениях, как тело – в движении. Если мы откажемся от регулярных тренировок, способности притупятся, а ранее полученные знания сотрутся из памяти. Единственный выход – развивать имеющиеся навыки и нарабатывать новые. Мы делимся самыми простыми способами, как научиться читать быстрее и запомнить больше.

Быстрое чтение — навык, который положительно повлияет на вашу память

Почему мы читаем медленно?

Исследователи определили, что среднестатистический американец читает 200-300 слов в минуту. Показатель растет с уровнем образования. Студент колледжа «проглатывает» 450 слов, преподаватель – 600-700 и так далее. Если брать во внимание особенности русского языка, то для нас нормой будут 150 слов в минуту. Но вывод очевиден. Хотите читать быстрее — читайте больше.

На скорость чтения влияют внешние условия. Неудивительно, что дома, в тишине мы читаем быстрее, чем в переполненном метро. Невозможность сосредоточиться ухудшает не только скорость чтения, но и способность понимать прочитанное. Вдумчивая работа над текстами требует комфортных условий. А в транспорте можно почитать художественную книгу или статью.

Быстрота чтения зависит от концентрации зрения на тексте. Наш взгляд двигается по тексту скачками. Каждый из них завершается фокусировкой на определенном участке страницы. Чтобы проверить это, сядьте за стол и положите перед собой книгу. Закройте один глаз, осторожно прижав веко пальцем, а другим скользите по тексту. Ощущаете прыжки? Они и тормозят чтение.

Скорость чтения зависит от возможности сконцентрироваться на тексте

Читая без спешки, мы часто возвращаемся к пройденному тексту. Это происходит непреднамеренно: мы задумываемся о своем, теряем концентрацию – и подсознание перебрасывает нас в начало знакомого предложения. Это тоже скачок, но назад. Такие «путешествия» занимают треть от времени чтения.

Удивительно, но львиную долю внимания крадут… поля. Фокусируясь на двух-трех словах, мы улавливаем остальной текст периферическим зрением. Если мы читаем предложение от первого слова до последнего, то захватываем пустые области по краям страницы. Мозг тратит время на восприятие этих белых пятен, и скорость чтения замедляется. Поэкспериментируем?

Однажды Федор читал сборник романтических стихов до трех часов ночи.

Прочитайте эту фразу дважды. Сначала начните со слова «однажды» и закончите на «ночи». Во второй раз стартуйте с «Федора» и финишируйте на «трех». Заметили, сколько времени сэкономили? Так работают техники скорочтения. Владельцы электронных книг читают больше произведений, чем любители бумажных изданий. Возможно, секрет в том, что в «читалках» поля уже.

Владельцы электронных книг успевают прочесть больше произведений

Как развить скорость чтения?

Итак, советов лишь два:

  1. Избегайте скачков взгляда по странице.
  2. Не тратьте периферическое зрение на поля.

На первый взгляд все просто. Но чтобы использовать эти приемы каждый день, нужно развить их до уровня рефлекса. Для этого выполняйте комплекс из трех упражнений:

  1. Используйте карандаш, чтобы не перепрыгивать с одной части текста на другую. Положите перед собой открытую книгу и читайте, ведя кончиком пишущей принадлежности вдоль строки. Начинайте с первого слова и заканчивайте последним. Вы ощутите, как растет концентрация внимания. Затем подсчитайте количество строк на странице, засеките на секундомере одну минуту и принимайтесь за чтение. Постарайтесь тратить на строку не больше секунды. Не останавливайтесь и не возвращайтесь назад.
  2. Следующую минуту читайте с карандашом, но начинайте со второго слова в строке и завершайте за два до конца.
  3. В течение третьей минуты стартуйте с третьего слова и финишируйте на третьем с конца. Читайте со скоростью в полсекунды на строку. Не останавливайтесь, даже если смысл прочитанного будет ускользать. Сосредоточьтесь на времени и количестве строк.

«Разогревайтесь» минут 15, а затем измерьте скорость чтения. Она возрастет в 2-3 раза по сравнению с обычной. И помните: скорочтение требует постоянной практики, но позволяет развить показатели до 1500 слов в минуту!

Используйте карандаш, чтобы не перепрыгивать со строки на строку

Скорость и понимание

К сожалению, быстрота чтения ухудшает понимание и запоминаемость текста. Даже многолетнее использование этих техник не гарантирует, что вы не упустите важные моменты. Альтернатива скорочтению – методики Spritz и Blinkist. Идея та же. Мы много времени тратим на «скачки» по странице и считывание полей. Как избежать этого без ущерба для понимания текста?

  • Методика Spritz заключается в том, что слова появляются на экране по одному. Находящаяся в центре буква обозначена красным, что улучшает фокусировку зрения. Переключиться на прочитанное ранее или бродить взглядом по тексту невозможно. Английский вариант Spritz позволяет читать 600 слов в минуту. Компания создает приложения для телефонов, планшетов и ноутбуков на разных языках. На сайте Spzirtz вы можете перевести текст (в том числе русскоязычный) в эту систему чтения.
  • Компания Blinkist предлагает другой подход. Чтобы читать быстрее, нужно читать только важное. Приложение разделяет текст на удобные для восприятия сегменты. Каждый заключает отдельную мысль. Это делает Blinkist полезным для чтения длинных статей и произведений. Но будем честны. Студенты готовились к занятиям по вступлению и выводам к статье задолго до появления смартфонов.

Подведем итоги. Скорочтение – это интересно и полезно. Но освоение хитроумных методик займет много времени и вряд ли улучшит способность понимать информацию. В некоторых случаях лучше сделать акцент на анализе и запоминании прочитанного, а не на скорости поглощения страниц.

Запомнить всё

Память – удивительная вещь. Мы отлично помним мелочи вроде номера телефона школьного друга, и мгновенно забываем, что нужно купить в супермаркете. Как работает наша память? Она расшифровывает полученную информацию, отправляет её в «архив», а в случае необходимости ищет и извлекает обратно.

Ваш телефон откажется работать, если села батарея. Мозг тоже нуждается в подзарядке. Высыпайтесь, чередуйте отдых и труд, веселитесь, пейте достаточно воды. Употребляйте жирные кислоты Омега-3 — они содержатся в орехах, рыбе, льняном масле и улучшают мыслительные способности. Занимайтесь спортом. Всего 15 минут упражнений – и учеба пойдет гораздо легче.

Настройтесь на то, что выучить всё невозможно. Как и площадь настоящего архива, объем человеческой памяти ограничен. Чтобы сохранить новые сведения, мы избавляемся от старых. Изменить эту систему нельзя, но обозначить некоторые воспоминания как более значимые реально. Лучший способ надолго сохранить информацию – привязать её к эмоциям и образам.

Прокрутите в памяти книги, которые вы проходили по школьной программе. Как звали главных героев, где разворачивались события? Одни сюжеты вы перескажете сразу, другие – спустя время, третьи упустите.

Для тренировки памяти вспомните, какие книги вы читали в школе

А теперь подумайте, почему так происходит. Скорее всего, вы хорошо запомнили произведения, вызывавшие сильные чувства. Возможно, вы долго обсуждали эту книгу с подругой или писали по ней вступительное сочинение. А может, вам понравились иллюстрации – картинки пробуждают больше эмоций, чем текст. В любом случае, память скрепляет факты с эмоциями и бережно их хранит.

На этом построены многие методики запоминания.

  • Аббревиатура. Чтобы сохранить в памяти несколько названий, составьте новое слово или предложение из их начальных букв. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан, — помните? Метод работает не только с цветами радуги.
  • Рифма. Стихи учить легче, чем прозу. К примеру, вы забываете дату отмены крепостного права – 1861 год. Попробуйте зарифмовать её примерно так: «Один восемь шесть один – дам свободу крепостным».
  • Ассоциации. Хорошо работает при изучении иностранного. Изучая новые слова, ищите в русском языке созвучные им. «Keep it» (держи это) похоже на «кипит», «necessary» (необходимый) – на« несёт сари». Заодно нарисуйте в уме человека, удерживающего кипящий чайник, или индийца, который бежит по улице, неся в руках сари (национальную одежду), необходимое его супруге. Английские слова часто имеют несколько значений. Ищите связь между ними. Слово «palm» обозначает дерево и ладонь. Представьте пальму с листьями, похожими на раскрытые ладошки. Узнайте, как звучат оригинальные названия любимых фильмов. Английское название сурка, «groundhog», сложно даже выговорить. Но если припомнить фильм «День сурка» («Groundhog Day») с Биллом Мюрреем, задача упростится.
  • Цепочка. Если нужно запомнить несколько случайных слов, свяжите их по смыслу. Классический пример – список покупок. Допустим, вы отправляетесь в супермаркет за яблоками, кофе и пастой. Представьте, как фрукт просыпается, пьет бодрящий напиток и тщательно чистит зубы. Вряд ли вы забудете столь яркий сюжет по пути к магазину.
  • Чертоги разума. Любимый метод Шерлока Холмса. Представьте себе помещение – комнату или дом, которую вы хорошо знаете. Мысленно нарисуйте то, что вам нужно запомнить, и расставьте эти предметы в чертогах. Чем ярче и необычнее будет «интерьер», тем дольше он сохранится в памяти. Добавьте прием цепочки. К примеру, вы учите пьесы Чехова. Вот в помещение входит Антон Павлович, беседуя с Дядей Ваней, рядом пролетает чайка, а в глубине комнаты цветет вишневый сад и гуляют три сестры… Секрет в том, чтобы посещать «чертоги» как можно чаще и не бояться воображать странные картинки.

При изучении иностранных языков хорошо работает метод ассоциаций

Советы тем, кто хочет помнить больше:

  • Пишите от руки. И не только конспекты. Переписывая информацию, мы запоминаем намного больше, чем при чтении. Заведите «литературный дневник». Выписывайте незнакомые слова, интересные цитаты и детали сюжетов, составляйте рецензии. Ленивый вариант – закладки. Подчеркните наиболее значимые абзацы и приклейте к странице цветной стикер. Если вы вернетесь к книге, то легко найдете важную информацию.
  • Чередуйте источник и дисциплины. Изучая определенную тему, не ограничивайтесь книгами. Найдите статьи, видео, лекции, изображения… Вы сформируете полную картину событий и не позволите мозгу переутомится. Если вы готовитесь к экзаменам, распланируйте день так, чтобы посвящать одному предмету не более двух часов. После сложной дисциплины возьмитесь за ту, что вам по душе.
  • Связывайте новую информацию со знаниями, полученными раньше, или жизненным опытом. Читая художественную книгу, вспомните, какие исторические события происходили во описанное время. Учите формулы по математике? Подумайте, как использовать их в быту.
  • Перескажите прочитанное своими словами, упрощая сложные моменты. Затем пробегитесь глазами по тексту и подумайте, что вы пропустили или перепутали. Обязательно проясните непонятные термины или выражения в тексте. Сделайте это сразу, чтобы не переучивать материал заново.
  • Делите информацию на «порции» и регулярно ее повторяйте. Если вам необходимо выучить 50 иностранных слов к концу недели, каждый день просматривайте 25 утром и 25 – вечером. Результат вас приятно удивит.
  • Забыли иностранное слово, дату или имя? Не бегите за консультацией к Google или конспекту, а попытайтесь вспомнить самостоятельно.

Тренируйте память

Способность много запоминать – не талант, а навык, который можно совершенствовать. Учите то, что вам по душе, будь то стихи или иностранный язык. Установите норму – одно стихотворение или 20 слов в неделю. Вместо социальных сетей уделите время приложениям для тренировки мыслительных способностей (Lumosity, Elevate — Brain Training, Memory) и тематическим сайтам:

  • uplift.io — подборка игр на память и скорость мышления. Заодно подтянете английский, географию, историю.

    mozgame.ru — еще несколько игр для развития разных видов памяти и внимания.

Для тренировки памяти отлично подойдут интерактивные приложения

Для тренировки зрительной памяти рекомендуем метод Айвазовского. Чтобы запомнить «картинку», внимательно смотрите на нее пять минут. Сохраните в памяти все до мелочей. Теперь закройте глаза и мысленно нарисуйте увиденное. Несколько тренировок – и проблемы с запоминанием улиц исчезнут.

Развитие скорости чтения и памяти – полезная и интересная задача. Но важно понимать, зачем вы берете книгу в руки. Если нужно составить общее впечатление о тексте, достаточно беглого просмотра. Но часто наша цель в том, чтобы осмыслить информацию, составить о ней мнение и применить в жизни. Развитие приносит работа над текстом, а не число прочитанных книг.

Скорость чтения у всех разная, но в среднем она составляет 200 слов в минуту. Поупражнявшись в скорочтении, можно увеличить этот показатель в 2-3 раза. Продолжая же тренировки, вы будете способны одолеть примерно 200 страниц текста за полчаса без ущерба для усвоения информации.

Основные приемы скорочтения

Как и у каждого научного метода, у скорочтения есть свои приемы.



  1. Следите за текстом . Для этого ведите по строкам пальцем или карандашом. Данный прием позволит читать быстрее.


  2. Не возвращайтесь назад . Для этого нужно сконцентрироваться на материале, который изучаете. Как часто бывало так, что вы, задумавшись, пропускали смысл абзаца или даже целой страницы? Ваша задача - не доспустить этого. Понимайте прочитанное с первого раза.


  3. Не проговаривайте текст про себя . Этот прием помогает очень хорошо прокачать навык скорочтения, поскольку вы больше не будете тратить время на проговаривание слов. Для этого используйте одно упражнение: во время чтения пойте про себя какую-нибудь песенку, например, "в траве ", и в то же время старайтесь усвоить смысл прочитанного. Практикуйте это упражнение до тех пор, пока не перестанете произносить прочитанные строки про себя.


  4. Читайте сверху вниз или по диагонали . Это следующий шаг после приема "следи за текстом". Вы уже достаточно опытны в скорочтении, чтобы стараться захватывать целый абзац в поле своего зрения или хотя бы целую строку, фокусируя взгляд на ее середине. Начинайте с малого. Сначала осваивайте узкие колонки текста, постепенно переходя к стандартному книжному формату.


  5. Пропускайте "воду" . Междометия, вводные конструкции и прочие несущесственные элементы читать совсем необязательно, это никак не скажется на смысле. Так что просто "проскальзывайте" по ним взглядом и двигайтесь дальше к самой сути.


  6. Фокусируйтесь на важном . Этот совет может показаться схожим с предыдущим, но тут речь немного о другом. Предварительно изучите оглавление и расставьте приоритеты, что нужно прочитать обязательно, а что можно пропустить. Таким образом, из-за недостатка времени вы не пропустите ничего важного, а в случае, если время останется, сможете изучить менее важные материалы.


  7. Читая, читайте . Исключите все раздражители, все, что может отвлечь ваше внимание. Тогда процесс скорочтения пойдет намного приятнее и легче.

Как развить боковое зрение

Для этого используйте самый популярный метод - таблицу Шульте. Ваша задача, сконцентрировавшись только на центральной части таблицы, найти все числа в порядке возрастания, при этом используя только боковое зрение. В интернете вы можете найти специальные тренажеры-таблицы, ниже приведен пример такой таблицы.

Развивайте концентрацию

В этом деле вам помогут всевозможные оптические иллюзии, например, значенитый рисунок Кови.



Старайтесь переключить внимание 90 раз за 10, а лучше 5 минут.

Уметь быстро читать – это не роскошь, а обязательный навык в современном мире. Необходимость в скорочтении даже не обсуждается, но, тем не менее, многие люди говорят, что скорость чтения закладывается в детстве, и если родители не постарались – то быстро читать ты никогда не научишься. Это главный миф. Быстро читать можно научиться в любом возрасте. Как? Об этом я расскажу в данной статье.

Не читайте вслух

Основная проблема при чтении текста – это произношение слов про себя, а в наши головы буквально с самого детства «вдалбливают» совсем иное, заставляя читать вслух. Чтобы доказать, что учителя не правы, приведу такой факт: Джон Кеннеди, бывший президент США, имел рекорд по скорочтению, но вслух мог произнести не более 300 слов в минуту. Нужны ли еще доказательства?
Конечно, сказать, что это неправильно – легко, а как это исправить? Чтобы не проговаривать слова вслух при чтении, выполняйте следующие упражнения.

Упражнение «Губная Тишина»

  1. Палец руки держать на губах.
  2. Следить за тем, чтобы губы не шевелились.
  1. Зажать карандаш или ручку зубами.
  2. Язык и губы не должны касаться карандаша.
Упражнение «Языковое прижатие»
Прижать язык к зубам.

Упражнение «Ла-ла-ла вслух»
Во время чтения произнесите вслух какие-либо звукословосочетания (ла-ла-ла, ни-ни-ни) или отдельные слова.

Упражнение «Ла-ла-ла про себя»
Во время чтения произносите про себя какие-либо звукословосочетания или отдельные слова.

Упражнение «Фрагмент»
Во время чтения произносите короткий текст. Подойдут различные скороговорки, пословицы, афоризмы, стихотворные фразы.

Упражнение «Счет»
Во время чтения ведите счет от 1 до 21.

Упражнение «Музыка»
Во время чтения слушайте спокойную музыку, следя за развитием мелодии.

Упражнение «За перстом»

  1. Нужно быстро вести указательный палец вдоль колонки газетного текста.
  2. Нужно стараться прочитывать текст в таком же темпе, как и движение пальца.
  3. Не нужно стремиться глубоко понимать прочитанное.
  4. Читать нужно несложные тексты.

Сконцентрируйтесь на чтении

Другая проблема, которая затормаживает развитие скорочтения – возвращение к уже прочитанной части текста. Пока вы возвращаетесь к прочитанным словам, вы теряете ценное время, а ведь смысл одного слова в тексте особого значения не играет.

Упражнение «Концентрация»
Когда вы читаете текст, возвращаясь к прочитанному, вы заставляете думать ваш мозг, что в любой момент можно вернуться, поэтому общая концентрация падает. В связи с этим, МирСоветов рекомендует читать всё с мыслью, что возвращаться нельзя, и даже если вы что-то не поняли, ни в коем случае не возвращайтесь к прочитанному. Не сбивайтесь с заданного ритма – и уровень понимания повысится.

Упражнение «Без предела»
При чтении постоянно превосходите свои собственные пределы скорости: читайте страницу за минуту, потом за полминуты и т. д.

Расширяйте угол зрения

Читая мою статью, вы уже видели, что я осуждаю школьную систему обучения чтению, но она заключается не только в чтении вслух. Другой важный момент при чтении, привитый нам с детства – вождение пальцем по строчкам. Идея изначально «гнилая», поскольку никак не способствует увеличению скорости чтения. Разве может кусок плоти и крови соревноваться с нашим мышлением, скоростью мысли? Конечно нет. Глаза неправильно читающего человека двигаются равномерно, но они постоянно останавливаются и только потом начинают двигаться. Вот оно – неправильное образование! Наш палец не может моментально перескочить со строки на строку, ему требуется время! А из-за этого времени наши и общая скорость чтения уменьшается!

Упражнение «Стихотворения»

  1. Найдите стихотворение с короткими строчками.
  2. Одну строку читайте за одну остановку, фокусируя глаза на крайних словах.
  3. Постепенно подбирайте стихотворения с более длинными строчками.
Упражнение «Окна»
  1. Рассмотрите широко открывающуюся вашему взору панораму за окном.
  2. Перенесите взгляд на текст, подстраивая глаза по краям строчек текста: сектор оперативного поля сужается, его нужно снова и снова увеличивать.
  3. Повторите эти действия несколько раз.
  1. Прочитайте текст газетной колонки, сопровождая чтение четырьмя пальцами, быстро передвигая их сверху вниз.
  2. Тоже сделайте тремя, двумя и одним пальцем.
Упражнение «Опять окно»
  1. Подойдите к окну, в которое вы уже смотрели (упражнение «Окно»).
  2. Переносите взгляд с панорамы за окном на текст: сектор видения сужается – расширяйте его, повторяя вновь и вновь.
Упражнение «Пленки-листики»
  1. Приготовьте несколько картонных листов с прорезью на две, три и более строк газетной колонки или полоски цветной полиэтиленовой пленки соответствующей ширины.
  2. Читайте текст, быстро передвигая рамку или полоску, одним взглядом охватывая весь окружающий фрагмент текста.
Упражнение «Найти число»
  1. Начертите на бумаге квадрат 3х3 и расставьте в хаотичном порядке цифры от 1 до 9.
  2. Смотря в центр квадрата, не отрывая глаз, ищите по порядку другие цифры.
  3. Увеличьте квадрат до 4х4 (числа 1-16), до 5х5 (1-25).
Упражнение «Словари»
  1. Возьмите орфографический, антонимический, синонимический, русско-иностранный или другой подобный словарь.
  2. Читайте слова максимально быстро, распознавая в секунду по несколько слов одновременно.
Упражнение «Первое и последнее»
  1. Включите музыку.
  2. Читайте быстро первое и последнее слово в каждой строке, при этом другие слова читать не надо.
Упражнение «Номера машин»
  1. Идя по улицам, мгновенно «забирайте» взглядом номера припаркованных или проезжающих машин.
  2. Глядя по сторонам, также «схватывайте» выделенные слова на каких-либо вывесках и объявлениях.
Упражнение «Где бы то ни было, когда бы то ни было»
  1. Расширяйте сектор обзора всегда и в любой обстановке.
  2. Не двигая зрачками, увидьте как можно больше предметов со всех сторон (снизу, сверху, слева, справа).
Упражнение «Цифры, буквы, фразы»
  1. Напишите «взглядом» цифры от 0 до 33.
  2. Так же напишите все буквы алфавита.
  3. Напишите несколько словосочетаний или фраз.
Теперь Вы знаете, как можно развить в себе навыки скорочтения. А МирСоветов лишь пожелает удачи вам в этом нелегком, но, безусловно, очень нужном деле!

Сегодня стала чрезвычайно востребована техника быстрого чтения. И неудивительно, ведь навык читать быстро и понимать прочитанное требуется людям любых профессий. Развить эту способность в себе может каждый, если будет использовать метод быстрого чтения.

Техника скорочтения включает в себя несколько этапов. Но главным в освоении этой методики является мотивация и самооценка человека. То есть, чтобы техника скорочтения успешно применялась на практике, обучаемый должен понимать, для чего он ставит перед собой эту цель. Также чрезвычайно важно, чтобы в сознании того, кто хочет научиться читать очень быстро, отложилась мысль, что всё достижимо и практически у каждого это должно получиться.

Методика быстрого чтения включает в себя принцип «пристрелки». Он заключается в том, что человек развивает в себе умение за несколько секунд мгновенным просмотром выделить в тексте лишь те отрывки, на которые следует обратить особое внимание, отсеяв уже известный материал. То есть, чтобы научиться читать очень быстро нужно уметь секундным просмотром выделить незнакомую информацию.

Упражнение будет выполняться правильно, если обучающийся поймёт его суть, проверив свои способности к выделению главного сначала на предметах. Делается это так: несколько секунд нужно пристально рассмотреть какой-либо предмет. Затем, закрыв глаза, представить его себе во всех мелочах.

Открыв глаза, следует отметить про себя разницу между визуальным представлением этого предмета и реальным образом. Выделив в предмете 3 незамеченных ранее черты, снова следует закрыть глаза и опять вообразить предмет. Теперь картинка будет более полной. Это упражнение проделывается до 7 раз – оно развивает внимание и умение выделять главное.

Техника скорочтения включает упражнения, подобные описанному: Быстро просмотрев текст (но читать его не нужно!) в течение 30 секунд, следует выделить 3 основные мысли отрывка. Закрыв глаза, нужно представить себе эти мысли. Затем метод повторяется ещё 4 раза, но каждый раз следует находить новые мысли и факты, визуализируя их.

Метод нахождения ключевых слов


Но как научиться не только читать быстро, но и ? Для этого существуют упражнения по нахождению ключевых слов в тексте. Этот метод можно в шутку назвать «читать через слово».

То есть, перед прочтением следует определиться с тематикой текста и, пробегая глазами материал, «цеплять» лишь те слова вместе с прилежащими к ним отрывками, которые имеют отношение к теме.

Подавление артикуляции

Так как научиться каждому читать быстро можно и самостоятельно, следует просто регулярно проводить необходимые упражнения. Одним из основных «тормозящих» чтение моментов является навык людей проговаривать текст про себя. Мы даже мысленно артикулируем! И на всё это требуется время. Следовательно, для того чтобы научиться читать очень быстро, следует развить в себе навык подавлять артикуляцию. И упражнениями для развития навыка быстрого чтения будут такие:

  • Во время чтения мысленно считать.
  • Отбивание пальцами во время чтения знакомого ритмического рисунка, например, там-тарарам-там-тарарам.

Навык использования зрительной памяти

Научиться читать очень быстро невозможно, если пользоваться способом буквенного чтения. Кстати, сегодня даже в начальной школе многие методисты стараются уже на раннем этапе обучения отказываться от этой методики. Малышей пытаются приучить запоминать слоги, целые четырёх и пятибуквенные слова. А взрослые обладают более развитой памятью, поэтому им следует научиться схватывать (а не читать по буквам!) слова, состоящие их 9, 10 и более букв.

Научиться скорочтению длинных слов, задействуя зрительную память, вовсе не сложно, если выполнять ежедневно необходимые упражнения. Следует подготовить таблички с напечатанными длинными словами, чаще всего встречающимися в текстах (или чисто профессиональными). Можно создать картинки в компьютерных программах с напечатанными словами. В табличку могут входить 2-3 слова или даже больше. Упражнения эти заключаются в том, что обучающийся должен лишь взглянуть на табличку, но не читать слово, закрыть глаза (или убрать с монитора картинку) и произнести то, что написано.

Начинать эти упражнения можно со слов, содержащих 6-7 букв, постепенно усложняя задание. Так как научиться в одно мгновение очень быстро читать невозможно, то следует уделять каждому упражнению ежедневно не менее 15 минут.

Тренировка вертикального чтения

Освоить скорочтение невозможно, если не научиться читать по вертикали. То есть, следует «научить свои глаза» не двигаться вдоль строки, а охватывать всю строчку одним взглядом. Для развития и совершенствования этого навыка существуют специальные разработки – упражнения по системе Шульте .

Этот метод основывается на использовании квадратных разлинованных таблиц с расположенными в них цифрами в произвольном порядке. Начинать упражнения нужно с таблицы в 16 цифр, затем постепенно переходить на 25, 36, 49 цифр. Таблицы отличаются друг от друга расположениями цифр, поэтому будет лучше, если готовить их будет кто-то другой. Удобно заниматься развитием навыков скорочтения вдвоём, тогда табличками легко можно будет поменяться.

Основной метод скорочтения заключается в том, чтобы видеть сразу всю страницу, не фокусируя взгляд на мелочах. Поэтому при работе с таблицами следует смотреть чётко в одну точку, расположенную в центре таблицы.

Особенности мозговой деятельности


«Перепутанные буквы»

Так как научиться скорочтению дома самостоятельно удобнее всего вдвоём, будут очень уместны некоторые интересные, в какой-то степени даже креативные, упражнения.

Техника скорочтения базируется на специфических особенностях работы человеческого мозга, открытых сравнительно недавно. Оказывается, мозг воспринимает лучше всего не буквенное чтение, а именно словарное . Причём буквы в словах могут стоять не в обычном порядке, а произвольно, главное – чтобы первая и последняя буква не изменяла своего места.

Использовать эту особенность для того, чтобы читать быстро, можно при помощи следующего упражнения. Оба обучающихся готовят друг другу тексты, в которых переставляют буквы внутри слов. Затем меняются отрывками и проверяют чтение друг у друга.

«Вычеркнутые буквы»

Также для выработки навыка быстрого чтения прекрасно подходят упражнения по вычёркиванию букв внутри слов. Оба обучающихся также готовят друг для друга задания, убирая из текста почти половину букв, например, все гласные. Можно даже устраивать соревнования на время, определяя при помощи секундомера, как быстро сможет читать такой текст напарник.

Чтение через слово

Подобные упражнения способствуют не только приобретению навыка скорочтения, но и стимулируют работу мозга, давая ему тренировку и развивая интеллектуальные способности человека. Навык быстрого чтения приобретается, если знать, как можно быстро читать текст, «не зацикливаясь» на каждом конкретном слове, то есть, через слово.

Упражнения для развития данного навыка также просты. Нужно сначала приготовить материал: текст с вычеркнутыми (стёртыми) словами, например, сначала убрать каждое третье, далее переходить на упражнения, в которых убраны каждое второе слово.

Штурмовая техника — соревнование

Нужно взять два текста или разные отрывки из одного и тоге же и по очереди на время читать с последующим пересказом.

Скорочтение - это навык, который на удивление просто прокачивается. Вы можете улучшить скорость, используя специальный софт или посетив курсы для скорочтения. В этой статье мы рассказываем о 5 основных техниках скорочтения, которые вы сможете освоить сами!

Итак, вот они:

Прекратите проговаривать слова в голове

Кстати, у многих есть еще более ужасная привычка: проговаривать текст вслух при чтении. Это замедляет процесс чтения сильнее, чем проговаривание мыслей в голове. Субвокализация - привычка, присущая большинству людей. При чтении мы как бы «слышим» все слова мозгом. Попробуйте избавиться от этой привычки и скорость вашего чтения увеличится в разы! Всё, что нужно сделать - это отключить механизм проговаривания текста в вашей голове. Попробуйте во время чтения жевать жвачку, мычать себе под нос (проверила на себе, помогает!) или даже есть.

Избегайте «возвращений»

Когда мы читаем, мы склонны возвращаться глазами назад и останавливаться на слове, которое мы только что прочитали. Это нас значительно замедляет. К сожалению, единственный способ избавиться от этой привычки - признать, что вы это делаете и фиксировать, когда вы это делаете.

Следите за текстом

Одна из самых удивительных техник для скорочтения - «meta guiding» (слежение за текстом). Помните, как в школе, читая текст, вы водили пальцем/карандашом по нему или следили за ним движением головы? Так вот, эта история именно об этом. Оказывается, такой метод серьезно ускоряет процесс чтения. Не забывайте концентрироваться на каждом слове, если вы хотите запомнить поступающую информацию.

Скорочтение, на самом деле, показано не всем. Большинство людей способны обрабатывать огромное количество прочитанной информации на высокой скорости, но есть и те, кто не может. Если вы заинтересовались, дайте скорочтению шанс, но не расстраивайтесь, если не получится. Есть и другие варианты:

Пропускайте те участки (или даже главы), которые вам не нужны

Еще одна уловка, увеличивающая вашу скорость чтения, - пропускать не нужную информацию. Как однажды сказал бывший британский премьер-министр Артур Джеймс Бальфур: «Человек владеет искусством чтения лишь наполовину, если не добавил к этому умение пропускать ненужный текст.»

Пропуск ненужного текста является одним из методов скорочтения, и, хотя это не лучший способ для школьников и студентов, но, к примеру, для ученых, заинтересованных только в определенных участках той или иной книги, метод отлично экономит время. Профессор Дэвид Дэвис поделился своей стратегией для эффективного скимминга:

1. Начните с введения или с предисловия. Внимательно прочтите их, чтобы понять, в чем главная фишка книги и где находится нужная для вас информация.

2. Прочитайте последнюю главу или заключение.

3. Пробегитесь по всем главам и прочитайте первый и последний параграфы.

Очевидно, что вы не будете так делать с каждой книгой. Мы и не советуем. Скимминг лучше всего применять к тем книгам, в прочтении которых вы заинтересованы не сильно или для беглого знакомства с книгой и выявления участков, которые вас больше всего интересуют для последующего подробного ознакомления с ними.

Слушайте аудиокниги, когда не можете читать

Когда вы куда-то едете, готовите еду или занимаетесь спортом и других случаях, когда вы не можете читать, слушайте аудиокниги. Это отличный способ эффективного использования времени.

Читайте одновременно несколько книг

В прошлом году Джеф Райан поставил сам себе планку в 366 книг, которые он должен был прочитать за год. Такая цель кажется невероятной, пока вы не узнаете, как её добился Райан:

Идея прочтения по одной книге в день от корки до корки быстро провалилась. Были у Джефа и такие дни, что он был загружен работой и воспитанием детей, и у него не было ни минуты свободного времени на чтение. В итоге он воспользовался методом параллельного чтения и в итоге сумел выполнить свой непростой челленж.

Конечно, Джеф совмещал эту тактику и с другими, которые мы здесь привели. Техника чтения нескольких книг одновременно подразумевает, что вы можете различать читаемый материал и он не сливается в голове в сплошную кашу. Если есть признаки такого поведения, адаптируйте метод под себя: читайте одновременно книги разных жанров и форматов (пример: комикс, роман и аудиокнига).

Откажитесь от книг, которые не работают для вас

Совет кажется очевидным, но мы все-таки остановимся на этом пункте поподробнее. Итак, если вы прочли уже несколько глав, а удовольствия или пользы от прочтения не чувствуете, то просто перестаньте её читать. Подумайте, почему вы не наслаждаетесь чтением. Это просто неподходящая книга в неподходящее время? Если так, то просто отложите её до лучших времен. Вам кто-то порекомендовал книгу, а она вам не нравится? Верните её продавцу, передарите или отдайте библиотеке. Не тратьте ваше драгоценное время на книги, которые вам не нравятся.

Резюме

Окиньте взглядом книги, которые вы хотите прочитать. С помощью описанных выше методов вы осилите их за меньшее время. Установите себе график чтения и вперед!