Устная часть по русскому задания. Демонстрационный вариант ким

Проверка и оценивание основных видов речевой деятельности: говорение.

Новые подходы.

Татьяна Николаевна Малышева,

заместитель председателя ФПКР КИМ для проведения государственной итоговой аттестации

по русскому языку ФГБНУ «ФИПИ»

Формат экзамена

1. Беседа с учителем

2. Работа в парах

3. Компьютер

Общие подходы:

    Коммуникативный подход

    Неподготовленная речь

    Монолог + диалог

    Описание, повествование, рассуждение

    Выразительное чтение вслух

Выразительное чтение вслух

Задание 1. Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1.5 минуты на подготовку.

Отрывок из книги Ивана Сергеевича Соколова – Микито́ва «Звуки земли»

Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди пробудившегося цветущего поля, и, если у вас сохранился чуткий слух, вы непременно услышите чудесные звуки земли, которую во все времена люди так ласково называли матерью-землёю. Звуки земли драгоценны. Перечислить их, пожалуй, невозможно. Они заменяют нам музыку.

Я с радостью вспоминаю звуки земли, некогда пленявшие меня в детстве. И не от тех ли времён осталось лучшее, что заложено в моей душе? Вспоминаю лесные таинственные звуки, дыхание пробудившейся родной земли. И теперь волнуют и радуют они меня. В ночной тишине ещё отчётливее слышу дыхание земли, шелест листка над поднявшимся из земли свежим грибом, трепетание ночных лёгких бабочек, крик петуха в ближайшей деревне.

А как хорошо, незабвенно каждое новое утро! Ещё до восхода солнца просыпаются, начинают радостно петь птицы. Полнится жизнью пробудившийся лес! В природе нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра. Ещё серебристее звенят ручьи, душистее пахнут лесные травы, и аромат их чудесно сливается с музыкальной симфонией утра.

Критерии оценивания выразительного чтения

Выразительность речи

Правильность речи (Соответствие речи языковым нормам)

Речь правильная (соответствует языковым нормам): отсутствует искажение слов (или допущена 1 ошибка), ударение в словах поставлено верно (или допущена 1 ошибка). Интонация передаёт пунктуацию текста (или допущена 1 ошибка). Темп чтения высокий. 2

Речь правильная (соответствует языковым нормам), но присутствует искажение слов (допущены 2-3 ошибки), и/или в постановке ударения допущено 2-3 ошибки, и/или интонация в целом передаёт пунктуацию текста, но допущено 2-3 ошибки. Темп чтения высокий. 1

Речь содержит значительные ошибки (частично соответствует языковым нормам): присутствует искажение слов (более 3 ошибок), в постановке ударения допущено более 3 ошибок. Интонация неточно передаёт пунктуацию текста (допущено более 3 ошибок). Темп чтения невысокий.. Понимание речи затруднено.0

Максимальное количество баллов за всё задание – 3

Монологическое высказывание. Беседа по монологу

Задание 2. Вам даётся 1.5 минуты на подготовку. В аше высказывание не должно занимать более 2 минут.

1. Опишите фотографию.

2. Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего.

Не забудьте рассказать

в каком музее Вы были;

когда и с кем;

что вы увидели;

что понравилось и запомнилось больше всего.

Вопросы для беседы ( Карточка для учителя)

1. Какие музеи Вам больше нравятся: исторические, художественные, научно-технические или естественнонаучные?

2. Как Вы считаете, должны ли школьники посещать музеи? Почему?

3. Слышали ли Вы о виртуальных музеях? Какими возможностями, на Ваш взгляд, они обладают?

Описание фотографии

2

но 1

или 0

2

но тема раскрыта не в полном объёме. Фактические ошибки отсутствуют. 1

или допустил фактические ошибки, в том числе в выборе типа речи. 0

Смысловая цельность

2

но 1

0

2

но

или /и

но прослеживается 1

0

Взаимодействие с собеседником достигнуто: экзаменуемый проявил умение участвовать в беседе: слушать и понимать вопросы собеседника, давать точные и полные ответы на вопросы, был вежлив и корректен. 2

Взаимодействие с собеседником достигнуто: экзаменуемый проявил умение участвовать в беседе, но не всегда проявлял умение слушать и понимать вопросы собеседника, давал неточные или /и неполные ответы на вопросы(совершил более 2 коммуникативных ошибок), не всегда 1

Взаимодействие с собеседником не достигнуто, экзаменуемый не проявил умения участвовать в беседе: не понимал сути вопросов, не давал ответов (совершил более 4 коммуникативных ошибок), не всегда владел невербальными способами общения (мимика, жесты), или был невежлив и некорректен. 0

Максимальное количество баллов за всё задание - 10

*Примечание.

Диалог в парах

Задание 2. Обсудите, нужна ли в школе форма? При обсуждении дайте ответы на следующие вопросы:

Есть ли у Вас в школе форма?

Чем удобна школьная форма?

Почему ученики часто не любят носить школьную форму?

Согласны ли Вы с тем, что одежда – часть делового этикета?

Опишите одежду, в которой бы вы хотели видеть учеников в своей школе.

Критерии оценивания диалога в парах

Решение коммуникативной задачи (каждое направление беседы оценивается 1 баллом)

Коммуникативная задача решена; мысли излагаются логично, последовательно, речь отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции. 1*5

Коммуникативная задача не выполнена;

или

и /или 0

Взаимодействие с собеседником

2

не всегда не всегда владел невербальными способами общения (мимика, жесты), был вежлив и корректен. 1

не всегда владел невербальными способами общения (мимика, жесты), или был невежлив и некорректен. 0

Максимальное количество баллов за всё задание -7

Условный диалог. (Интервью)

Задание 2. Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы.

1. Есть ли у Вас в школе форма?

2. Чем удобна школьная форма?

3. Почему ученики часто не любят носить школьную форму?

4. Согласны ли Вы с тем, что одежда – часть делового этикета?

5. Опишите одежду, в которой бы Вы хотели видеть учеников в своей школе.

Критерии оценивания условного диалога

Решение коммуникативной задачи (1 баллом оценивается ответ на каждый вопрос)

Ответ на вопрос

Коммуникативная задача решена: дан полный ответ на поставленный вопрос, мысли излагаются логично, последовательно, речь отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции. 1*5

Коммуникативная задача не решена: ответ на вопрос не дан или дан односложный ответ (слово, словосочетание);

или мысли излагаются нелогично, непоследовательно;

или речь отличается бедностью и неточностью словаря, используются однообразные синтаксические конструкции. 0

Максимальное количество баллов за всё задание - 5

Монологическое высказывание с элементом диалога


Задание 3.

1.Опишите фотографию.

Не забудьте рассказать

когда проходил праздник;

чему был посвящён;

кто принимал участие;

Критерии оценивания монологического высказывания с элементом диалога

Описание фотографии

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – описал фотографию. Фактические ошибки отсутствуют. 2

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – описал фотографию, но тема раскрыта не в полном объёме. Фактические ошибки отсутствуют. 1

Экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей – не сумел описать фотографию, или допустил фактические ошибки, в том числе в выборе типа речи. 0

Повествование о личном жизненном опыте

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – рассказал о своём личном жизненном опыте. Фактические ошибки отсутствуют. 2

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – рассказал о своём личном жизненном опыте, но тема раскрыта не в полном объёме. Фактические ошибки отсутствуют. 1

Экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей – не сумел рассказал о своём личном жизненном опыте, или допустил фактические ошибки, в том числе в выборе типа речи. 0

Смысловая цельность

Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена. 2

Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но присутствуют логические ошибки (не более 2). 1

Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (более 2). Коммуникативный замысел понимается с трудом. 0

Выразительность и точность речи

Высказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря и точностью выражения мысли, разнообразием грамматических конструкций. 2

Высказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря, разнообразием грамматических конструкций,

но есть нарушения точности выражения мысли,

или /и высказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря и точностью словоупотребления, но прослеживается однообразие грамматических конструкций 1

Высказывание экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматических конструкций 0

Взаимодействие с собеседником

Взаимодействие с собеседником достигнуто: экзаменуемый проявил умение задавать вопросы, слушать и понимать собеседника, вести и поддерживать беседу, владел невербальными способами общения (мимика, жесты), был вежлив и корректен. 2

Взаимодействие с собеседником достигнуто, но экзаменуемый не всегда проявлял умение задавать вопросы, слушать и понимать собеседника, вести и поддерживать беседу (совершил более 2 коммуникативных ошибок), не всегда владел невербальными способами общения (мимика, жесты), был вежлив и корректен. 1

Взаимодействие с собеседником не достигнуто, экзаменуемый не проявил умения задавать вопросы, слушать и понимать собеседника, вести и поддерживать беседу (совершил более 4 коммуникативных ошибок), не всегда владел невербальными способами общения (мимика, жесты), или был невежлив и некорректен. 0

Максимальное количество баллов за всё задание -10

*Примечание. Если экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей, т.е. получил 0 баллов по критериям «Описание фотографии» и «Повествование о личном жизненном опыте», то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.

Если экзаменуемый получил 0 баллов по одному из критериев «Описание фотографии» или «Повествование о личном жизненном опыте», то по критериям «Смысловая цельность» и «Выразительность речи» максимальный балл уменьшается до 1 балла.

Монологическое высказывание

Задание 3. Вам даётся 1.5 минуты на подготовку. Ваше высказывание не должно занимать более 2 минут.

1.Опишите фотографию.

2. Расскажите о своём школьном празднике, который запомнился больше всего.

Не забудьте рассказать

когда проходил праздник;

чему был посвящён;

кто принимал участие;

что понравилось больше всего.


Критерии оценивания монологического высказывания

Описание фотографии

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – описал фотографию. Фактические ошибки отсутствуют. 2

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – описал фотографию, но тема раскрыта не в полном объёме. Фактические ошибки отсутствуют. 1

Экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей – не сумел описать фотографию, или допустил фактические ошибки, в том числе в выборе типа речи. 0

Повествование о личном жизненном опыте

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – рассказал о своём личном жизненном опыте. Фактические ошибки отсутствуют. 2

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – рассказал о своём личном жизненном опыте, но тема раскрыта не в полном объёме. Фактические ошибки отсутствуют. 1

Экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей – не сумел рассказал о своём личном жизненном опыте, или допустил фактические ошибки, в том числе в выборе типа речи. 0

Смысловая цельность

Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена. 2

Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но присутствуют логические ошибки (не более 2). 1

Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (более 2). Коммуникативный замысел понимается с трудом. 0

Выразительность и точность речи

Высказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря и точностью выражения мысли, разнообразием грамматических конструкций. 2

Высказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря, разнообразием грамматических конструкций,

но есть нарушения точности выражения мысли,

или /и высказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря и точностью словоупотребления, но прослеживается однообразие грамматических конструкций 1

Высказывание экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматических конструкций 0

Максимальное количество баллов за всё задание - 8

*Примечание. Если экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей, т.е. получил 0 баллов по критериям «Описание фотографии» и «Повествование о личном жизненном опыте», то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.

Если экзаменуемый получил 0 баллов по одному из критериев «Описание фотографии» или «Повествование о личном жизненном опыте», то по остальным критериям «Смысловая цельность» и «Выразительность речи» максимальный балл уменьшается до 1 балла.

Вариант № 1
Задание 1.

Это единственный в стране музей о жизни и трагической судьбе простой русской женщины - Епистинии Федоровны Степановой, которая положила на алтарь Родины самое дорогое, что у нее было, - жизнь своих сыновей. Многодетная мать вырастила девять сыновей, и все они погибли на фронтах разных войн. Старшего Александра забрала у матери гражданская война, Федора убили японцы в 1939-м, остальные сыны погибли в Великую Отечественную.
В центральном экспозиционном зале каждому из сыновей отведена отдельная витрина, рассказывающая об их жизни и подвиге. Здесь же девять бюстов братьев Степановых, в центре - девять искореженных гильз - девять изломанных жизней, а над ними девять красных хрустальных колоколов - девять капелек крови на сердце матери.
А в четырех километрах от Тимашевска, в хуторе Ольховском, сохра-нен маленький домик, откуда мать провожала своих сыновей на фронт. В это окно смотрели ее полные надежды и страха глаза, к этой калитке подходил почтальон с «похоронками»... До конца жизни Епистиния Федоровна не уставала до боли в глазах вглядываться в даль дорог. Ждала сыновей. До последнего своего часа.
Гражданский подвиг Епистинии Степановой отмечен боевым орденом Отечественной войны первой степени, медалью материнства.
(179 слов)

Задание 2. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Максима Горького:

«Мать всегда против смерти».

Задание 3.

1) Праздник (на основе описания фотографии).
2) Поход (экскурсия), который запомнился мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта).
3) Всегда ли нужно следовать моде (рассуждение по поставленному вопросу)?

1) Опишите фотографию.

Не забудьте описать:
1. место и время проведения праздника;
2. событие, которому, по Вашему мнению, посвящён праздник;
3. присутствующих на празднике;
4. общую атмосферу праздника и настроение участников.

Не забудьте описать:
1. куда и когда Вы ходили в поход (на экскурсию);
2. с кем Вы ходили в поход (на экскурсию);
3. как Вы готовились к походу (экскурсии);
4. почему Вам запомнился этот поход (экскурсия).

Не забудьте описать:
1. Что значит следовать моде?
2. Для Вас важно следовать моде и почему?
3. Следовать моде можно только в одежде?
4. Как Вы понимаете выражение «хороший вкус»?

Задание 4.

1) Опишите фотографию.

1. Какие праздники Вам нравятся больше и почему (домашние, школьные, праздники в кругу друзей)?
2. Когда можно сказать, что праздник удался?
3. Вы больше любите праздник или подготовку к нему и почему?

2) Расскажите о том, как Вы ходили в поход (на экскурсию).

1. Чем, по Вашему мнению, полезны походы (экскурсии)?
2. Что бы Вы порекомендовали Вашим сверстникам, которые собираются впервые отправиться в поход (на экскурсию)?
3. Что, по Вашему мнению, самое важное в походе (на экскурсии)?

3) Всегда ли нужно следовать моде?

1. Что означает, по Вашему мнению, слово «модный»?
2. Вы слушаете чужие советы? Чьи советы для Вас особенно важны?
3. Приведите пример отрицательного влияния моды.

Вариант № 2

Задание 1. Выразительно прочитайте текст вслух.

13 февраля 1934 г. весь мир узнал о трагедии в Ледовитом океане. Тогда пароход «Челюскин», следовавший из Мурманска во Владивосток, оказался в ледовом плену, вовлечен в дрейф. Восьмиметровый ледяной вал медленно двигался на пароход, судно трещало, ему грозила неминуемая гибель. По приказу О.Ю. Шмидта 104 человека вынуждены были в условиях полярной ночи покинуть судно и оказались на дрейфующем льду. Пессимисты предсказывали их неминуемую гибель. В мировой практике еще не было случая спасения такого количества людей, оказавшихся на дрейфующих льдах Ледовитого океана. Оптимисты надеялись на благополучный исход и на фантастическое спасение участников ледовой эпопеи. 13 апреля - ровно через два месяца после гибели корабля - спасение было завершено.
За 75 лет, прошедших после гибели парохода «Челюскин» и спасения всех оказавшихся на льду людей, в печати появились десятки статей, легенд, фантастических и псевдонаучных публикаций, посвященных подготовке и ходу выполнения этого необычного по тем временам рейса. Одни обвиняют правительство страны, О.Ю. Шмидта, В.И. Воронина в авантюризме, некомпетентности, легкомыслии, непродуманных решениях, приведших к гибели судна. Другие восторгаются мужеством и героизмом людей, оказавшихся в экстремальных условиях, и летчиков, принимавших участие в спасательной операции.
(по материалам интернета)
(176 слов)

Задание 2. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова из французской газеты «Тан»:

«Русские летчики положили конец страшной драме, которая момен-тами, казалось, должна была привести к трагической развязке. Их муже-ство, выдержка, преданность делу заслуженно вызывают восхищение всего мира».

Задание 3. Выберите одну из предложенных тем беседы.

1) В летнем лагере (на основе описания фотографии).

2) Общее дело (повествование на основе жизненного опыта).

3) Зачем нужна доброта (рассуждение по поставленному вопросу)?

1) Опишите фотографию.


Не забудьте описать:
1. кто изображён на фотографии;
2. где происходит событие, изображённое на фотографии;
3. общее настроение, которое передано на фотографии;
4. впечатления участников фотографии.

Не забудьте рассказать:
1. какое общее дело Вы решили сделать с Вашими друзьями;
2. какой результат вы получили;
3. как изменились после этого дело ваши отношения;
4. помогло ли общее дело лично вам ближе узнать своих товарищей.

3) Зачем нужна доброта?

Не забудьте дать ответы на вопросы:
1. Что такое доброта?
2. Важным ли качеством человека является для Вас доброта?
3. Легче ли жить, когда Вас окружают добрые люди?

Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

4. Задание 4. Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.

1) Опишите фотографию.


1. Приходилось ли Вам отдыхать в летнем лагере?
2. Чем, по вашему мнению, полезны летние лагеря?
3. Что бы Вы порекомендовали тем, кто отправляется в лагерь?

2) Расскажите о деле, которое объединило Вас с Вашими друзьями.

1. Когда дело может стать общим?
2. Считаете ли Вы коллективный уход с урока общим делом?
3. Кто может стать инициатором общего дела?
4. Готовы ли Вы объединить вокруг себя друзей и какое совместное дело могли бы им предложить?

3) Зачем нужна доброта?

1. Всегда ли нужно быть добрым?
2. Часто ли в жизни Вам приходилось видеть проявления доброты?
3. Приходилось ли Вам совершать добрые дела?
4. Как Вы после этого себя чувствовали?
5. Зачем нужно делать добро?

Советы

Во время диалога с экзаменатором старайтесь давать полные, развёрнутые ответы. Не бойтесь дать «неправильный» ответ, т.к. диалог предполагает возможность высказывания разных точек зрения, но помните, что Ваше мнение Вы должны уметь обосновать. Во время диалога оценивается Ваше способность к общению.

Во время диалога правильно употребляйте слова, ставьте ударения, следите за тем, чтобы звуки и слова произносились чётко и грамотно. Обращайте внимание на правильность построения предложений. На это задание отводится 2-2,5 минуты.

Поиск материалов:

Количество Ваших материалов: 0.

Добавьте 1 материал

Свидетельство
о создании электронного портфолио

Добавьте 5 материала

Секретный
подарок

Добавьте 10 материалов

Грамота за
информатизацию образования

Добавьте 12 материалов

Рецензия
на любой материал бесплатно

Добавьте 15 материалов

Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

Добавьте 17 материалов

ПРАКТИКУМ
по подготовке к устной части ОГЭ по русскому языку
в 2017­2018 учебном году
для обучающихся
9 класса
Ставрополь

УСТНАЯ ЧАСТЬ
Контрольно­измерительные материалы основного государственного экзамена
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Инструкция по выполнению заданий
Устная часть по русскому языку состоит из трех заданий.
Задание 1 – чтение вслух небольшого текста научно­популярного характера.
Время на подготовку – 1,5 минуты.
В задании 2 предлагается принять участие в условном диалоге – интервью:
ответить на пять вопросов.
В задании 3 необходимо построить связное монологическое высказывание на
определённую тему с опорой на план. Время на подготовку – 1 минута.
Общее время ответа одного экзаменуемого (включая время на подготовку) – 15
минут.
Каждое последующее задание выдаётся после окончания выполнения
предыдущего задания. Всё время ответа ведётся аудио­ и видеозапись.
Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, старайтесь говорить
ясно и чётко, не отходить от темы и следовать предложенному плану ответа. Так Вы
сможете набрать наибольшее количество баллов.

Вариант 1
Задание 1
Чтение текста вслух


выскажите своё мнение о нём.
Кони несут среди сугробов. Скачем опять в гору извилистой тропой; вдруг
крутой поворот, и как будто неожиданно вломились с маху в притворённые ворота.


целуемся, молчим!


поэтический беспорядок.



бакенбардами.



изгнание.

Задание 2
Условный диалог
Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста,
дайте полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый
вопрос – 1 минута.
1 Есть ли у Вас друг?

1 Почему Вы подружились? Что у вас общего?
___________________________________________
2 Чем Ваш товарищ отличается от Вас?
__________________________________________
3 Как Вы думаете, Вы хороший друг? Почему Вы так считаете?
Ответ: _______________________________________________________________________
4 Посоветуйте своим сверстникам, как найти настоящего друга.
Ответ: _______________________________________________________________________

Задание 3
Монологическое высказывание

минут.
1 Опишите фотографию.
2 Расскажите о своем хобби (увлечении).
Не забудьте рассказать,
почему Вы увлеклись именно этим занятием;
о незабываемом моменте, связанном с хобби;
разделяет ли Ваш друг Ваше увлечение;
есть ли польза для Вас (или окружающих) от данного рода увлечения.




Вариант 2
Задание 1
Чтение текста вслух
Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку. Обратите
внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут. Перескажите текст и
выскажите своё мнение о нём.
Тоненькая, стройная Анна Андреевна ни на шаг не отходила от мужа, молодого
поэта Н. С. Гумилева. То были годы ее первых стихов и неожиданно шумных триумфов.
С каждым годом Ахматова становилась величественнее. Это выходило у нее само
собою.
Замечательна в ее характере и другая черта. Она была совершенно лишена чувства
собственности, расставалась с вещами удивительно легко.
И чаще всего она расставалась с такими вещами, которые были нужны ей самой.
Как­то в двадцатом году, в пору лютого петроградского голода, ей досталась от друга
большая жестянка, полная сверхпитательной «муки», изготовленной в Англии. Одна
маленькая чайная ложка этого густого концентрата, разведенного в кипяченой воде,
представлялась нашим голодным желудкам недосягаемо­сытным обедом. Я от души
позавидовал обладательнице такого сокровища.
Было поздно. Гости стали расходиться по домам. Я несколько позже других
вышел на темную лестницу. И вдруг она выбежала вслед за мною на площадку и сказала:
– Это для Мурочки...
И в руках у меня очутилось драгоценное «Нестле».
Дверь захлопнулась, и сколько я ни звонил, не открылась.
Таких случаев я помню немало.
(По К.И. Чуковскому)
Задание 2
Условный диалог


минута.
1 Случалось ли Вам попадать в затруднительное положение?
Ответ: _______________________________________________________________________
2 Кто помог Вам справиться со сложной жизненной ситуацией?
Ответ: _______________________________________________________________________
3 Какую роль в разрешении Ваших проблем играют друзья?
Ответ: _______________________________________________________________________
4 Как Вы думаете, кому легче переносить жизненные невзгоды, тому, кто одинок, или
тому, у кого есть друг? Почему Вы так считаете?

Ответ: _______________________________________________________________________
5 Посоветуйте своим сверстникам, как избежать неприятностей.
Ответ: _______________________________________________________________________
Задание 3
Монологическое высказывание
Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3
минут.
1 Опишите фотографию.
2 Случалось ли Вам быть свидетелем происшествия, в котором кто­либо поддержал
нуждающегося в помощи? Возможно Вы сами кому­то помогли в сложной ситуации.
Расскажите об этом.
Не забудьте рассказать,
когда и с кем что­нибудь случилось;
как вел себя человек, попавший в беду;
кто пришел ему на помощь и какие действия он предпринял, для того, чтобы
предотвратить нежелательные последствия;
как разрешилась ситуация.




Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

Вариант 3
Задание 1
Чтение текста вслух
Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку. Обратите
внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут. Перескажите текст и
выскажите своё мнение о нём.
Отрывок из книги Гелия Васильк ваоо
«Каждый день и всю жизнь»

Сердце! Ни об одном другом органе человека поэтами и композиторами не написано
столько стихов и песен, а учёными – научных статей и монографий, сколько об этом
неутомимом моторе. И это неслучайно. Сердце первым откликается на малейшую смену
настроения, на радость или горе, сигнализирует о заболевании, реагирует даже на положение
нашего тела: лежим ли мы, сидим или встаём, и конечно, на физические нагрузки.
Врачи начинают прослушивать биение сердца будущего новорождённого ещё в утробе
матери. Затем, с момента появления на свет и на протяжении всей жизни, терапевты,
кардиологи определяют состояние здоровья человека по показаниям работы сердечной
мышцы. Тренированное сердце делает чуть более 50 ударов в минуту, у человека
нетренированного показатель частоты сердечных сокращений может быть в покое до 74
ударов в минуту. Если сопоставить количество ударов за пятьдесят лет, то разница
оказывается весьма существенной.
Функция сердца наиважнейшая. Оно обеспечивает доставку крови, насыщенной
кислородом и другими необходимыми продуктами жизнедеятельности, по разветвлённой
кровеносной системе ко всем органам и тканям.
Задание 2
Условный диалог
Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте
полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1
минута.

1. Общаетесь ли Вы в социальных сетях?
Ответ: ____________________________
2. Чем удобны социальные сети?
Ответ: ____________________________
3. Есть ли отрицательные стороны использования социальных
сетей?
Ответ: _____________________________
4. Могут ли социальные сети заменить живое общение?
Ответ: _____________________________
5. Посоветуйте своим сверстникам, как правильно использовать
социальные сети.
Ответ: ______________________________

Задание 3
Монологическое высказывание

1. Опишите фотографию.
2. Расскажите о своих любимых книгах.
Не забудьте рассказать,
как Вы читаете книги: только по школьной программе или больше;
какие книги выбираете для чтения;
как узнаёте о новых книгах;
о книге, которая запомнилась больше всего.




Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

Вариант 4
Задание 1
Чтение текста вслух
Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку. Обратите
внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут. Перескажите текст и
выскажите своё мнение о нём.
Я сидел од ин в полутемной комнате и не слышал звонка в передней. И вдруг увидел на
пороге громаднейшую фигуру в распахнутой шубе и высокой бобровой шапке. Это был
Ф.И. Шаляпин.
Величественным, медленным шагом Шаляпин направился к двери библиотеки. Он шел,
как идут на сцене знатные бояре. Ничто не нарушало спокойствия его внезапно
окаменевшего лица. И тут откуда­то из­за угла выскочила с оглушительным лаем Буська,
коричневый бульдог, любимица всей семьи. Она пришла в ярость, чувствуя запах медвежьей
шубы.
- Ах, вот вы как? - опять прогудел Шаляпин, и все лицо его собралось в угрожающие
бульдожьи складки. В какую­то долю секунды он очутился на четвереньках и мелкими
торопливыми шажками побежал навстречу Буське. В эту минуту он обрел разительное
сходство с вылезшим из берлоги медведем. Но что сделалось с несчастной собакой! Буська,
взвыв от ужаса и неожиданности, задом поползла под диван. Шаляпин вновь выпрямился во
весь гигантский рост. Серьезно и медлительно он продолжал свое боярское шествие. А в
дверях кабинета стоял Горький и, сморщившись, давился от беззвучного смеха.
(По В.А. Рождественскому. Страницы жизни
Задание 2
Условный диалог
Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте
полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1
минута.

1 Есть ли у Вас друг?
Ответ: _______________________________________________________________________
2 Почему Вы подружились? Что у вас общего?
Ответ: _______________________________________________________________________
3 Чем Ваш товарищ отличается от Вас?
Ответ: _______________________________________________________________________
4 Как Вы думаете, Вы хороший друг? Почему Вы так считаете?
Ответ: _______________________________________________________________________
5 Посоветуйте своим сверстникам, как найти настоящего друга.
Ответ: _______________________________________________________________________

Задание 3
Монологическое высказывание
Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
1. Опишите фотографию.
2. Расскажите о своём школьном празднике, который запомнился больше всего.
Не забудьте рассказать,
когда проходит праздник;
чему он посвящён;
кто принимает участие в празднике;
опишите присутствующих и их настроение.




Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

Вариант 5
Задание 1
Чтение текста вслух
Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку. Обратите
внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут. Перескажите текст и
выскажите своё мнение о нём.

Рудой
место

Чайковский проснулся рано и не двигался, прислушиваясь к перезвону лесных
жаворонков. На соседней сосне куковала кукушка. Он встал, подошел к окну.
Дом стоял на пригорке. Леса уходили вниз, где лежало среди зарослей озеро. Там у
композитора

Он окликнул слугу и заторопил его, чтобы поскорее идти на Рудой Яр. Он знал, что,
побывав там, он вернется ­ и давно живущая где­то внутри любимая тема хлынет потоками
звуков.

Так и случилось.

Больше всего в этот день Чайковского поразил свет. Знакомый край был весь обласкан
светом, просвечен им до последней травинки. Разнообразие и сила освещения вызывали у
Чайковского то состояние, когда кажется, что случится что­то необыкновенное, похожее на
чудо. Его нельзя было терять. Надо было тотчас возвращаться домой, садиться за рояль.
Чайковский


Он долго простоял на обрыве Рудого Яра.
быстро
пошел

Яр.
дому.

(По К.Г. Паустовскому.)
Задание 2
Условный диалог
Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте
полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1
минута.

1. Творчество. Какие понятия ассоциируются у Вас с этим словом?
Ответ: _______________________________________________________________________
2. Получаете ли Вы дополнительное образование и по какому направлению? А может,
посещаете творческие кружки или Ваше увлечение связано с творчеством?
Ответ: _______________________________________________________________________
3. Что повлияло на Ваш выбор?
Ответ: _______________________________________________________________________
4. Участвовали ли Вы в творческих конкурсах или, возможно, только планируете участие?
Нужно ли творческому человеку соревноваться с другими и почему Вы так думаете?
Ответ: _______________________________________________________________________
5. Согласны ли Вы с тем, что творчество способствует развитию человека?
Аргументируйте свою точку зрения.
______________________________

Задание 3
Монологическое высказывание
Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
1. Опишите фотографию.
2. Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего.
Не забудьте рассказать
в каком музее Вы были;
когда и с кем;
что вы увидели;
что понравилось и запомнилось больше всего.




Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

Вариант 6
Задание 1
Чтение текста вслух
Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку. Обратите
внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут. Перескажите текст и
выскажите своё мнение о нём.
С той минуты, как я узнал, что Пушкин в изгнании, во мне зародилась мысль
непременно навестить его.
Проведя праздник у отца в Петербурге, после крещения я поехал в Псков. Погостил у
сестры несколько дней и от нее вечером пустился из Пскова; к утру следующего дня уже
приближался к желаемой цели. Свернули мы, наконец, с дороги в сторону, мчались среди
леса по гористому проселку – все мне казалось не довольно скоро!
Кони несут среди сугробов. Скачем опять в гору извилистой тропой; вдруг крутой
поворот, и как будто неожиданно вломились с маху в притворённые ворота.
Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина. Не нужно говорить, что тогда во мне
происходило. Выскакиваю из саней и тащу его в комнату. Смотрим друг на друга,
целуемся, молчим!
Все это происходило на маленьком пространстве. В этой небольшой комнате
помещалась кровать его с пологом, письменный стол, диван, шкаф с книгами. Во всем
поэтический беспорядок.
Пушкин показался мне несколько серьезнее прежнего, сохраняя, однако ж, ту же
веселость. Он, как дитя, был рад нашему свиданию. Прежняя его живость во всем
проявлялась в каждом воспоминании. Наружно он мало переменился, оброс только
бакенбардами.
Среди разговора внезапно он спросил меня: что о нем говорят в Петербурге и в
Москве? Я ему ответил, что что стихи его приобрели народность во всей России и,
наконец, что близкие и друзья любят его, желая искренно, чтобы скорее кончилось его
изгнание.
(По И. И. Пущину. Записки о Пушкине)
Задание 2
Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте
полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1
минута.
Условный диалог

1. Есть ли у Вас в школе форма?
Ответ: _______________________________________________________________________
2. Чем удобна школьная форма?
Ответ: _______________________________________________________________________
3. Почему ученики часто не любят носить школьную форму?
Ответ: _______________________________________________________________________
4.Согласны ли в с тем, что одежда – часть делового этикета?
Ответ: _______________________________________________________________________
5. Опишите одежду, в которой бы Вы хотели учеников своей школы?

Задание 3
Монологическое высказывание
Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
1. Опишите картину.
2. Расскажите о своих любимых произведениях Пушкина.
Не забудьте рассказать,
какой момент биографии Пушкина изображён на картине;
как вы понимаете слова "Закатилось солнце русской поэзии" ;
как вы познакомились с произведениями Пушкина;
какое произведение запомнилось больше всего.
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

Вариант 7
Задание 1
Чтение текста вслух
Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку. Обратите
внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут. Перескажите текст и
выскажите своё мнение о нём.
Их было 20 молодых лётчиков, которых готовили к первому полёту в космос. Юрий
Гагарин был одним из них. Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить,
кому из них предстоит открыть дорогу к звёздам. Надёжный, сильный и доброжелательный,
Юрий никому не завидовал, никого не считал лучше или хуже себя. Он легко брал на себя
инициативу, работал упорно и с удовольствием. 12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по
московскому времени с космодрома Байкон р стартовал космический корабль «Восток» с
пилотом­космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту.

Вскоре весь мир увидел кадры кинохроники, ставшие историей: подготовка к
полёту, спокойное и сосредоточенное лицо Юрия Гагарина перед шагом в неизвестность,
его знаменитое «Поехали!».
Смелость и бесстрашие простого русского парня с широкой улыбкой покорили все
человечество. Продолжительность полёта Гагарина равнялась 108 минутам. Всего 108
минут. Но не количество минут определяет вклад в историю освоения космоса. Он был
первым и останется им навсегда!
Задание 2
Условный диалог
Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте
полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1
минута.
1.Что значит следовать моде?
Ответ: _______________________________________________________________________
2. Для Вас важно следовать моде и почему?
Ответ: _______________________________________________________________________
3. Следовать моде можно только в одежде?
Ответ: _______________________________________________________________________
4. Как Вы понимаете выражение «хороший вкус»?
Ответ: _______________________________________________________________________
5. Слова «модный» и «современный» обозначают одно и то же?
Ответ:_______________________________________________________________________

Задание 3
Монологическое высказывание
Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
1. Опишите фотографию.
2. Расскажите о том, как Вы ходили в поход (на экскурсию).
Не забудьте рассказать,
куда и когда Вы ходили в поход;
с кем Вы ходили в поход (с одноклассниками, друзьями, с родителями);
как Вы готовились к походу (экскурсии);
почему Вам запомнился этот поход (экскурсия).




Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

Вариант 8
Задание 1
Чтение текста вслух
Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку. Обратите
внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут. Перескажите текст и
выскажите своё мнение о нём.
Отрывок из книги Ивана Сергеевича Соколова – Микит ваоо
«Звуки земли»
Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди пробудившегося цветущего поля,
и, если у вас сохранился чуткий слух, вы непременно услышите чудесные звуки земли,
которую во все времена люди так ласково называли матерью­землёю. Звуки земли
драгоценны. Перечислить их, пожалуй, невозможно. Они заменяют нам музыку.
Я с радостью вспоминаю звуки земли, некогда пленявшие меня в детстве. И не от тех
ли времён осталось лучшее, что заложено в моей душе? Вспоминаю лесные таинственные
звуки, дыхание пробудившейся родной земли. И теперь волнуют и радуют они меня. В
ночной тишине ещё отчётливее слышу дыхание земли, шелест листка над поднявшимся из
земли свежим грибом, трепетание ночных лёгких бабочек, крик петуха в ближайшей
деревне.
А как хорошо, незабвенно каждое новое утро! Ещё до восхода солнца просыпаются,
начинают радостно петь птицы. Полнится жизнью пробудившийся лес! В природе нет
ничего музыкальнее наступающего раннего утра. Ещё серебристее звенят ручьи, душистее
пахнут лесные травы, и аромат их чудесно сливается с музыкальной симфонией утра.
Задание 2
Условный диалог
Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте
полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1
минута.
1. Для чего нужны музеи?
Ответ:_______________________________________________________________________
2. Какие чувства у Вас возникают при посещении музеев?
Ответ: _______________________________________________________________________
3. Какие музеи Вам больше нравятся: исторические, художественные, научно­технические
или естественнонаучные? Почему?
Ответ: _______________________________________________________________________
4. Как Вы считаете, должны ли школьники посещать музеи? Почему?
Ответ: _______________________________________________________________________
5. Слышали ли Вы о виртуальных музеях? Какими возможностями, на Ваш взгляд, они
обладают?
Ответ:_______________________________________________________________________

Задание 3
Монологическое высказывание
Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
1. Опишите фотографию.
2. Расскажите о том, как Вы относитесь к бездомным животным.
Не забудьте рассказать,




Помогаете ли вы приютам животных? Как?
Какую помощь Вы оказываете бездомным животным?
Есть ли у вас дома питомец? Как вы за ним ухаживаете?
Что нужно предпринять, чтобы на улицах стало меньше выброшенных животных?
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

Вариант 9
Задание 1
Чтение текста вслух
Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку. Обратите
внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут. Перескажите текст и
выскажите своё мнение о нём.

Театр!.. Любите ли вы театр так, как я люблю его
, то есть всеми силами души вашей, со
всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость,
жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не
любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины? И в самом деле, не
сосредоточиваются ли в нѐм все чары изящных искусств? Не есть ли он властелин наших
чувств, готовый во всякое время и при всяких обстоятельствах возбуждать и волновать их,
как воздымает ураган песчаные метели в безбрежных степях Аравии?.. Какое из всех
искусств владеет такими могущественными средствами поражать душу впечатлениями...
Что же такое, спрашиваю вас, этот театр?.. О, это истинный храм искусства, при входе в
который вы мгновенно освобождаетесь от житейских отношений!
Эти звуки
настраиваемых в оркестре инструментов томят вашу душу ожиданием чего­то чудесного,
сжимают ваше сердце предчувствием какого­то неизъяснимо сладостного блаженства; этот
народ, наполняющий огромный амфитеатр, разделяет ваше нетерпеливое ожидание, вы
сливаетесь с ним в одном чувстве; этот роскошный и великолепный занавес, это море огней
намекают вам о чудесах и дивах, рассеянных по прекрасному божию творению и
сосредоточенных на тесном пространстве сцены! И вот грянул оркестр - и душа ваша
предощущает в его звуках те впечатления, которые готовятся поразить еѐ; и вот поднялся
занавес - и перед взорами вашими разливается бесконечный мир страстей и судеб
человеческих!
(Фрагмент статьи Виссариона Григорьевича Белинского)
Задание 2
Условный диалог
Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте
полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1
минута.
1.Считаете ли вы, что театр оказывает влияние на формирование внутреннего мира
человека?
Ответ: _______________________________________________________________________
2. Вы ходите в театр ради удовольствия или пользы?
Ответ: _______________________________________________________________________
3. Может ли телевидение заменить полностью театр?
Ответ: _______________________________________________________________________
4. Как Вы думаете, почему люди ходят в театр?
Ответ: _______________________________________________________________________
5. Посоветуйте своим друзьям спектакль (­и), который (­ые), по Вашему мнению,

обязательно нужно посмотреть.
Ответ:_______________________________________________________________________
Задание 3
Монологическое высказывание
Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
1 Опишите фотографию.
2
Расскажите о своем посещении зрелищного мероприятия (концерта, спектакля),
которое запомнилось больше всего.
Не забудьте рассказать
на каком зрелищном мероприятии вы были;
когда и с кем;
что вы увидели;
что понравилось и запомнилось больше.




Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

Вариант 10
Задание 1
Чтение текста вслух
Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку. Обратите
внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут. Перескажите текст и
выскажите своё мнение о нём.
Дом стоял на пригорке. Леса уходили вниз, где лежало среди зарослей озеро. Там
у композитора было любимое место ­ Рудой Яр.
Он окликнул слугу и заторопил его, чтобы поскорее идти на Рудой Яр. Он знал,
что, побывав там, он вернется ­ и давно живущая где­то внутри любимая тема хлынет
потоками звуков.
Так и случилось. Он долго простоял на обрыве Рудого Яра.
Больше всего в этот день Чайковского поразил свет. Знакомый край был весь
обласкан светом, просвечен им до последней травинки. Разнообразие и сила освещения
вызывали у Чайковского то состояние, когда кажется, что случится что­то
необыкновенное, похожее на чудо. Его нельзя было терять. Надо было тотчас возвращаться
домой, садиться за рояль. Чайковский быстро пошел к дому.
Дома он приказал слуге никого к себе не пускать и сел к роялю.
Он играл. Он добивался ясности мелодии.
(По К.Г. Паустовскому.)
Задание 2
Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте
полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1
минута.
Условный диалог
1. Какой вид(ы) искусства тебе наиболее близок? Почему?
Ответ:_________________________________________
2. Посещаешь ли ты какой­нибудь кружок, музыкальную школу, студию и т.п.?
Ответ:_________________________________________
3. Расскажи о своих успехах в творчестве?
Ответ:_________________________________________
4. Твой любимый художник (поэт, музыкант, скульптор и т.д.)?

Ответ:_________________________________________
5. Кем ты видишь себя во взрослой жизни (профессия, основное занятие)?
Ответ:_________________________________________

Задание 3
Монологическое высказывание
Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
1. Опишите фотографию.
2. Почему физкультура и спорт необходимы в нашей жизни?
Не забудьте рассказать:





Каким видом спорта вы увлекаетесь (или другими подвижными занятиями)?
Почему выбрали именно этот вид спорта (увлечения)?
Какими вы хотели бы видеть уроки физкультуры?
Почему нужны физкультминутки в школе?
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

Вариант 11
Задание 1
Чтение текста вслух
Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку. Обратите
внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут. Перескажите текст и
выскажите своё мнение о нём.
Детство А.Н. Толстого
Алексей Николаевич Толстой, автор всемирно известного романа "Пётр Первый",
родился 10 января 1883 года в семье потомственных графов в небольшом городе
Николаевске Самарской губернии. Еще до рождения Алёши его родители разошлись, и его
воспитанием занималась мать ­ Александра Леонтьевна ­ писательница, двоюродная внучка
декабриста Николая Тургенева. Именно она оказала огромное влияние на формирование
литературных способностей будущего писателя. Александра Леонтьевна разрабатывала
для него темы ранних произведений, таких как «Детство Леши», «Логутка». А ее письма и
собственные сочинения стали источником создания образов первых юношеских
произведений Алексея Толстого.
В имении отчима для получения начального образования для мальчика был приглашен
учитель. Потом семья перебралась в Самару, где Алексей начал учебу в реальном училище.
Окончив его, юноша уехал в Петербург поступать в технологический институт. Именно в
этот период он начал писать стихи, и уже в 1906 году они были опубликованы.
Задание 2
Условный диалог
Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте
полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1
минута.
1. Достаточно ли родители, на твой взгляд, уделяют внимания твоей учебе? Почему?
Ответ:_________________________________________
2. Требуется ли тебе помощь взрослых при подготовке домашнего задания?
Ответ:_________________________________________
3. Часто ли ты обращаешься к ним за помощью в подготовке уроков?
Ответ:_________________________________________
4. Любишь ли ты делиться новыми знаниями, полученными в школе, с родителями?
Ответ:_________________________________________
5. Хотел(а) бы ты выбрать такую же профессию, как у мамы (папы)? Почему?
Ответ:_________________________________________

Задание 3
Монологическое высказывание
Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
1. Опишите фотографию.
2. Расскажите о своей любимой игрушке.

Не забудьте рассказать:
 Как выглядит игрушка;
 Когда и как она у вас появилась;
 Связана ли с игрушкой какая­нибудь история;
 Храните ли вы свою любимую детскую игрушку;
 Почему любимые детские игрушки дороги взрослым.
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

Вариант 12
Задание 1
Чтение текста вслух
Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку. Обратите
внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут. Перескажите текст и
выскажите своё мнение о нём.
Детство М.Ю. Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в октябре 1814 г. Русская ветвь рода
Лермонтовых ведет свое начало от Георга Лермонта, выходца из Шотландии, взятого в
плен при осаде крепости Белой и в 1613 г. Фамилию Лермонт носит также легендарный
шотландский поэт­пророк XIII века.
Отец поэта, Юрий Петрович, был пехотный капитан в отставке. По словам близко
знавших его людей, это был замечательный красавец, с доброй и отзывчивой душой, но
крайне легкомысленный. Мать –дочь Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, урожденной
Столыпиной. Детство его прошло в Тарханах - имении бабушки. Мать Лермонтова
умерла, когда ему еще не было трех лет.
В Тарханах поэт узнал и навсегда полюбил красоту родной природы, русские песни,
сказания, былины. Бабушка очень любила своего внука и заботилась о его воспитании. Он
владел английским, французским, немецким языком, занимался живописью, играл на
скрипке и рояле, прекрасно читал стихи. Когда Лермонтову было 10 лет, его повезли на
Кавказ, на воды; здесь он встретил девочку лет 9­ти и в первый раз узнал чувство любви,
оставившее память на всю его жизнь и неразрывно слившееся с первыми впечатлениями
Кавказа, который он читает своей поэтической родиной.
Задание 2
Условный диалог
Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте
полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1
минута.
1.Как вы относитесь к чтению?
Ответ:_________________________________________
2. Как Вы понимаете семейное чтение?
Ответ:_________________________________________
3. Можно ли ребенку привить вкус к чтению?
Ответ:_________________________________________
4. Является ли чтение Вашим любимым занятием?
Ответ:_________________________________________
5. Считаете ли Вы необходимым читать в век компьютеризации?

Ответ:_________________________________________

Задание 3
Монологическое высказывание
Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
1. Опишите фотографию.
2. Расскажите о своей любимой книге.

Не забудьте рассказать:
 Назовите свою любимую (или последнюю прочитанную) книгу.
 Кто и когда дал или посоветовал Вам ее прочитать?
 Кто из героев понравился вам больше других?
 О чем Вас заставила задуматься книга?
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

Вариант 13
Задание 1
Чтение текста вслух
Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку. Обратите
внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут. Перескажите текст и
выскажите своё мнение о нём.
Чем больше черпаешь из колодца воды, тем свежее она и обильнее. От неё веет
ароматом глубокой земли и устойчивым холодом талого снега. Каждый глоток колодезной
воды сладко утоляет жажду и наполняет бодростью. Утром солнце всплывает со дна,
вечером - погружается на дно. Так живёт колодец.
Если же в полутёмном срубе не звенит ведро и рассыпанные звенья цепи не
натягиваются тетивой, а ржавеют от бездействия, если ворот весело не поскрипывает под
рукой и сорвавшиеся капли серебряными монетами не падают обратно в гулкую глубину -
родник перестаёт бить, колодец затягивается илом, чахнет. Наступает смерть колодца.
С нашествием врага появились мёртвые колодцы. Они умирали вместе с людьми.
Мёртвые колодцы были похожи на незарытые могилы.
Теперь колодцы ожили, вернее, их оживили люди - живые, пришедшие на смену
мёртвым. Весело звенят вёдра, и цепи блестят на солнце, освобождённые от ржавчины
прикосновением множества рук. Колодцы поят людей, коров, землю, деревья. Они льют
воду на раскалённые чёрные камни банек, и мягкий, захватывающий дух пар делает своё
чистое дело, оседая каплями на вялой пахучей листве берёзовых веников.
Колодцы ожили. Но тот, кто погиб на войне, - погиб навечно.
Задание 2
Условный диалог
Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте
полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1
минута.
1. Как вы относитесь к компьютеризации общества?
Ответ:_________________________________________
2. Какую роль в вашей жизни играет компьютер?
Ответ:_________________________________________
3. Как часто и с какой целью вы пользуетесь ПК?
Ответ:_________________________________________
4.Может ли компьютер заменить книгу?
Ответ:_________________________________________Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

Задание 3
Монологическое высказывание
Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
1. Опишите фотографию.
2. Расскажите о вашем любимом семейном празднике.
Не забудьте рассказать:
 Какое участие в этом семейном мероприятии принимают члены вашей семьи?
 Какую роль играете вы (какое поручение выполняете)?
 Как вы понимаете выражение «семейные традиции»? Как вы к ним относитесь?
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

Вариант 15
Задание 1
Чтение текста вслух
Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку. Обратите
внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут. Перескажите текст и
выскажите своё мнение о нём.
Все мы, ребята Кизлярского детдома, жили без родных много лет и совсем забыли,
ШЕФЫ
что такое семейный уют. И вдруг нас привели на станцию, объявили, что
железнодорожники - наши шефы и они приглашают нас в гости.
Разобрали нас по одному. Дядя Вася, толстый и весёлый начальник, привёл меня к
себе домой. Жена охала, долго расспрашивала о родных, но в конце концов принесла
душистый борщ и сладкую печёную тыкву. А дядя Вася подмигнул и нацедил из бочонка
красного вина. И себе и мне. Стало весело. Я расхаживал по комнатам, словно плавал в
каком­то счастливом дыму, и мне совсем не хотелось уходить.
В детдоме целую неделю не смолкали разговоры об этом дне. Ребята,
переполненные необычными ощущениями «домашней жизни», ни о чём другом не могли
говорить. А в школе, с другой стороны крышки парты, где мною были вырезаны три самых
заветных слова: электричество - стихи - Лида, я дописал ещё одно слово - шефы.
Больше всех хвалился белорус Вилька. Он попал в гости к самому начальнику
станции, и тот велел приходить ещё. Мне тоже хотелось рассказать хорошее про дядю
Васю, и я заявил, что он «самый главный начальник угольного склада» и я могу показать,
где он работает. Мне очень хотелось показать дядю Васю, и я повёл ребят.
Задание 2
Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте
полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1
минута.1. Опишите фотографию.
2. Расскажите о своём домашнем питомце (растении).
Не забудьте рассказать:
 Когда и при каких обстоятельствах у вас появилось домашнее животное (растение)?
 Какие обязанности по уходу за домашним животным (растением) лежат на вас?
 Как вы понимаете слова А.Сент­Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили»?
Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Перечень оцениваемых аспектов устной речи
1 Выразительность речи во время чтения
2 Соблюдение норм
3 Искажение / верное прочтение слов
4 Темп чтения
Система оценивания устной речи (шкалы оценивания и максимальные баллы)
Задание 1. Чтение текста вслух, пересказ
Таблица 1
Критерии оценивания чтения вслух и пересказа текста
Интонация
Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста.
Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста.
Темп чтения
Темп чтения и пересказа текста соответствует коммуникативной задаче.
Темп чтения/ пересказа не соответствует коммуникативной задаче.
Грамматические, орфоэпические ошибки, искажения слов отсутствуют.
Допущены грамматические, орфоэпические ошибки, искажения слов.
Правильность речи
за всё задание
Выполнение коммуникативной задачи оценивается отдельно для каждого данного
экзаменуемым ответа на вопрос. Речевое оформление оценивается в целом по пяти ответам.
Задание 2. Условный диалог
Критерии оценивания диалога (Д).
Таблица 2
Баллы
Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей: дал полный ответ на
вопрос.
но
дан неточный или односложный ответ на вопрос,
или
экзаменуемый не дал ответ на вопрос.
Максимальное количество баллов
1
0
1
Максимальное количество баллов по критерию Д – 5.
Критерии оценивания речевого оформления ответов на вопросы (Р2).
Грамотность речи
Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки отсутствуют.
Допущено не более 3 ошибок.
Таблица 3
Баллы
2
1

Допущено более 3 ошибок.
Речевое оформление
Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются
разнообразные синтаксические конструкции
Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются
однотипные синтаксические конструкции
Максимальное количество баллов
0
1
0
3
Общее количество баллов за задание 2 – 8.
Задание 3. Монологическое высказывание.
Таблица 4
1
0
Критерии оценивания монологического высказывания (М).
Выполнение коммуникативной задачи ­ описание фотографии
Даны ответы на все вопросы.

Экзаменуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей,
но
не на все вопросы были даны ответы,
и/или
допущены фактические ошибки.
Выполнение коммуникативной задачи ­ повествование о личном жизненном опыте
1
Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей.
Даны ответы на все вопросы.
Фактические ошибки отсутствуют.
Экзаменуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей,
но
не на все вопросы были даны ответы.
Речевое оформление высказывания
Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и
последовательностью изложения:
логические ошибки отсутствуют,
последовательность изложения не нарушена.
Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют
логические ошибки (1 и более).
Грамотность речи
Грамматические,
отсутствуют.
Допущено не более 3 ошибок.
Допущено более 3 ошибок.
Максимальное количество баллов
орфоэпические ошибки,
искажения слов
речевые,
2
1
0
5
Баллы
0
1
0
*Примечание. Если экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей, т.е. получил
0 баллов по критериям «Описание фотографии» и «Повествование о личном жизненном опыте»,
то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.
Общее количество баллов за всю работу – 16 баллов.
Экзаменуемый получает зачет в случае, если за выполнение работы он набрал 9 и более
баллов.

Приветствую, мои дорогие читатели.

Я знаю, что русскоговорящих школьников безумно пугает сдача устных экзаменов. А устная часть ОГЭ по английскому языку кажется совершенно невыполнимой (не говоря уже о ). Но поверьте мне, правильная и своевременная подготовка - все что нужно, чтобы высший балл на тесте вам был беспечен. Поэтому сегодня нас ждет полный разбор устной части, а также примеры заданий с ответами.

Что это такое и что изменилось за последние годы

Устная часть тестирования на занимает всего 6 минут! Но за 6 минут вы должны показать все, на что способны. Вас проверят на все: на произношение и скорость речи, на способность понимать вопросы и давать быстрый и четкий ответ на них, на ваше умение вести неподготовленную речь на протяжении 2 минут.

С 2016 года структура устной части в корне изменилась. Вам придется справляться не с двумя, а с целыми тремя заданиями: нужно будет прочитать текст вслух, ответить на вопросы диалога, а также сделать монолог на основе картинки (а, возможно, и без нее в этом году!). Кажется, все совершенно отличается от того, что было всего 3-4 года назад.

Из чего состоит и как проходит

Устная часть состоит, как я уже говорила, из 3 частей, которые суммарно по времени занимают 15 минут, из которых 6 минут идут непосредственно на ответ, а остальное - на подготовку.

А вы знали, что при регулярных занятиях 2 раза в неделю с толковым репетитором, уровень вашей готовности к экзамену через 8 месяцев возрастает примерно на 20-30%??? Если вам важен высокий балл, то очень рекомендую хорошего репетитора, которого вам помогут подобрать в EnglishDom .

Внимание! При оплате уроков используйте промокод lizasenglish2 , чтобы воспользоваться приятным подарком +2 бонусных урока!

Подробнее о школе EnglishDom читайте в или зайдите на ее сайт и сами все разузнайте!

  • Часть 1 - чтение отрывка текста.

Задание кажется несложным, правда? Особенно, если учесть, что предварительно вам дается 1,5 минуты на прочтение. А после этого - еще 2 минуты на прочтение вслух. Читать вы должны четко, понятно, с корректным произношением звуков и правильными интонациями. И у вас есть всего 5 шансов на ошибку. После этого - баллы снижают (то есть вы получите 1 или 0 баллов из 2 возможных !).

Давайте разберем пример (щелкните мышкой по картинке для увеличения).

В первую очередь, обратите внимание на чтение долгих и коротких звуков. Красным цветом я подчеркнула слова с долгим и коротким [i].

di fferent, li ved, hi dden, — здесь ударные звуки читаются как короткие

peo ple, belie ved, nee ded, — а здесь они читаются как долгие

Синим цветом я подчеркнула слова, в которых есть короткий и долгий [u]

roo m, too ls — здесь звук долгий

coul d, pu t — здесь он короткий

Зеленым цветом я выделила слова, где можно заметить звук [a], но опять же по долготе они будут отличаться:

dar k — долгий звук

hu nters — короткий звук

Очень важным моментом здесь является правильное произношение межзубных звуков (слова в тексте подчеркнуты желтым ), которые дети так часто любят заменять русскими [в, ф] или .

sympath etic, th ey - язык зажали зубами и вперед!

В желтые рамки я поместила фразы на которых хочу показать различия в интонациях. В первом случае мы видим специальный вопрос — а в таких типах вопросов интонация должна быть нисходящей, другими словами, она должна падать. Послушайте

Вторая фраза — вводная конструкция, которую, во-первых, необходимо отделить от остальной части предложения паузой, а во-вторых, прочитать с восходящей интонацией. Послушайте.

Надеюсь, вы услышали разницу! Соблюдайте , дорогие мои, и оценивающие ваш ответ с большим удовольствием поставят вам высший балл!

  • Часть 2 - ответы на вопросы.

Задание этой части - диалог, где вам придется ответить на 6 вопросов . Эта часть теста создана для того, чтобы проверить, насколько быстро, правильно и грамотно студент может использовать иностранную речь.

За каждый ответ на вопрос вы можете получить по 1 баллу . Если же вы отвечаете слишком коротко там, где требуются раскрытые ответы, или делаете много ошибок - вы не получаете свой балл за ответ.

Что я могу вам посоветовать - так это выучить парочку клише для тех ответов, где потребуется выразить свое мнение или дать совет. Например:

In my opinion … - По моему мнению…

From my point of view… - C моей точки зрения

I reckon … - Я считаю …

I advise … - Я советую…

You d better do … — Вам лучше сделать…

You should do. ... Вам стоит делать...

Кроме этого, важно — отвечать четко, не уходя в дебри и соблюдать грамматические правила!

Итак, пример задания в формате вопрос-ответ:

How old are you?

I"m 15 years old.

What"s your hobby and why are you interested in it?

- My hobby is swimming. I"m interested in it because I adore swimming — it makes me cheerful and confident.

How much time a week do you spend on your hobby?

- As a rule, I spend on it about 4 hours a week.

What hobbies are the most popular with teenagers nowadays?

- From my point of view the most popular hobbies with teenagers now are computer games and some extreme sports like snowboarding.

Why do you think people take up hobbies?

- In my opinion people take up hobbies in order to find new friends, to get some new skills and just to feel happier.

What would you advise a person who wants to start a hobby?

You should find a hobby which will give you pleasure. If I were you I would go to the nearest sports club and find out what they offer...

  • Часть 3 - монолог на основе картинки.

На подготовку этого задания вам дадут 1,5 минуты, а на выполнение - 2 минуты. Перед глазами у вас будет картинка (но она нужна лишь для опоры, а не для описания! ), и вопросы, на которые требуется дать ответ. Это задание сложное, скажу честно, но и оценивается оно в целых 7 баллов.

Примечание: в 2018 году картинку планируется убрать и оставить только вопросы.

Давайте посмотрим пример:

-Why people like travelling.

-What way of travelling you prefer and why.

-Whether you prefer to be a package tourist or to be a backpacking traveler. Why.

Мой ответ был бы следующим:

«And now I am going to talk about travelling.

People may travel for different reasons. For one group of people it may be the chance to spend their vacation at a completely different place from the one they are used to. For others it may be the way of living - their lifestyle.

Personally I prefer sight-seeing type of travelling. As I am keen on history I cannot stand the idea of not visiting all the historical places in Europe or Asia. What is more, I prefer travelling by bus as it allows me to spend a lot of time on the road and think about everything I need. Besides, it is much cheaper than travelling by plane.

According to this I may conclude that I am an absolutely backpacking traveler. The idea that you can spend one day in one city and move to another part of the country the following day appeals to me very much.

In the end I would like to say, that travelling broadens our minds and gives us an amazing experience we will never forget. Besides, you will be left with unforgettable memories. What can be better?»

Как готовиться

Подготовка к устному экзамену - дело сложное. Но вот найти тренажер по нему будет не так уж сложно. Могу посоветовать вам следующих помощников:

  • «Английский язык. ОГЭ. Устная часть». Автор - Радислав Мильруд.
  • «ОГЭ-2016. Английский язык». Автор - Ю.А. Веселова.
  • Книги издательства MacMillan, посвященные этому экзамену.

В последнее время большинство пособий и учебников для себя и своих учеников я приобретаю онлайн. Там всегда можно купить выгодно и получить быстро. Полюбившиеся мне магазины:

Тренировочные задания в этих учебниках подобраны специально под уровень, а их количества вам хватит для практики. Что еще важно - так это то, что купить их можно в любом книжном магазине (в том числе и интернет-магазинах).

Еще легче и, на мой взгляд, интереснее — использовать онлайн тренажер ОГЭ (ГИА) от LinguaLeo. Там же можно найти и другие качественные и реально эффективные курсы по английскому языку, которые я рекомендую всем желающим!

Не забывайте, мои хорошие, что я постоянно делюсь новыми советами, как улучшить свой английский и как лучше подготовиться к экзамену. Подписывайтесь на рассылку моего блога и первыми получайте информацию, как преуспеть на тесте. А если у вас возникли вопросы, смело задавайте их в комментариях!

А пока я прощаюсь.

Устная часть ОГЭ по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. Планируется, что прохождение итогового собеседования в дальнейшем станет для выпускников девятых классов допуском к ГИА.

Устная часть по русскому языку ОГЭ 2018 - демоверсия от ФИПИ

Демоверсия ОГЭ 2018 русский язык устная часть скачать
Спецификация скачать
Критерии оценивания скачать
Дополнительная схема оценивания заданий 1,2,3,4 скачать

Дополнительные материалы и оборудование

Для проведения устной части экзамена могут использоваться лингафонные кабинеты с соответствующим оборудованием.

Устное собеседование по русскому языку состоит из четырёх заданий.

Задание 1 - чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку - 2 минуты.

В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку - 1 минута.

В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем. Время на подготовку - 1 минута.

В задании 4 (диалог) Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания. Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) - 15 минут. Всё время ответа ведётся аудио - и видеозапись.

Характеристика структуры и содержания КИМ ОГЭ русский язык устная часть

Каждый вариант КИМ состоит из четырёх заданий базового уровня сложности, различающихся формой заданий.

Задание 1 - выразительное чтение вслух текста научно - публицистического стиля.

Задание 2 - пересказ текста с привлечением дополнительной информации.

Задание 3 - тематическое монологическое высказывание.

Задание 4 - участие в диалоге.

Все задания представляют собой задания открытого типа с развёрнутым ответом.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Ответ на задание 1 (чтение текста) работы оценивается по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за чтение - 2. За верное выполнение задания 2 (пересказ текста с привлечением дополнительной информации) выпускник получает 4 балла. Соблюдение норм современного русского литературного языка во время работы с текстом оценивается отдельно.

Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за речевое оформление ответа на задания 1 и 2, - 4 балла.

Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и 2) - 10. Оценка ответа на задание 3 работы осуществляется по специально разработанным критериям. Максимальное количество баллов за монологическое высказывание - 3.

Максимальное количество баллов, которое может набрать ученик за выполнение задания 4, - 2. Соблюдение норм современного русского литературного языка при ответе оцениваются отдельно.

Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за речевое оформление ответа на задания 3 и 4, - 4 балла.

Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей устной части, - 19. Ученик получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 и более баллов.

При ознакомлении с демонстрационным вариантом устного собеседования по русскому языку следует иметь в виду, что задания, включённые в него, не отражают всего содержания, которое может проверяться с помощью вариантов контрольных измерительных материалов.