Пробное цт по русскому. Репетитор-онлайн — подготовка к ЦТ

Цель курса: подготовка учащихся к ЦТ по русскому языку. Занятия включают в себя все темы русского языка в определённой последовательности: «Фонетика», «Лексика», «Морфология», «Состав слова. Словообразование», «Орфография», «Синтаксис и пунктуация», «Текст. Культура речи и стилистика», «Функциональные стили речи. Жанры речи», «Нормы литературного языка».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа курса подготовки к ЦТ по русскому языку

Составитель: Егорова Т.В. , учитель ГУО « Средняя шкоа №170 г. Минска»

Цель курса: подготовка учащихся к ЦТ по русскому языку. Данная цель достигается при помощи выполнения ряда задач :

1) обеспечение полного теоретического освещения изучаемой темы;

2) обеспечение практического усвоения темы учащимися при помощи последовательного выполнения диагностического, коррекционного и итогового тестов, составленных и проводимых на основании идей методики «индивидуальной коррекции результата»;

3) выявление индивидуальных пробелов каждого учащегося и обеспечение их устранения при помощи составления плана индивидуальной работы над темами курса и контроля за её исполнением. Занятия включают в себя все темы русского языка в определённой последовательности: «Фонетика», «Лексика», «Морфология», «Состав слова. Словообразование», «Орфография», «Синтаксис и пунктуация», «Текст. Культура речи и стилистика», «Функциональные стили речи. Жанры речи», «Нормы литературного языка».

Ожидаемый результат внедрения в образовательный процесс разработанных материалов:

  • Высокий уровень подготовленности к экзаменам и ЦТ.
  • Изменение традиционных форм работы с учащимися
  • Сформированы умения ставить цели, планировать и организовывать совместную учебную деятельность
  • Развиты навыки рефлексивной и самооценочной деятельности учащихся
  • Сформированы у учащихся навыки и умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями

№п/п

Тема занятия

Кол-во ч.

Разделы науки о языке. Понятие о литературном языке. Фонетика

Лексикология. Лексикография

Морфология. Морфологические признаки частей речи

Состав слова. Словообразование

Контрольные тесты по теме «Фонетика», «Морфология», «Словообразование» и

Орфография

Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова

Правописание согласных в корне слова

Правописание гласных и согласных в приставках

Правописание суффиксов различных частей речи

Правописание окончаний существительных и глаголов

Правописание н и нн в различных частях речи

Слитное, раздельное и дефисное написание существительных, прилагательных и наречий.

Употребление э и е. Буквы ъ и ь.

Правописание числительных. Склонение числительных

Повторение по орфографии. Контрольные тесты по теме «Орфография»

Словосочетание. Простое предложение

Согласование, управление, примыкание. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения

Способы выражения подлежащего. Сказуемое. Синтаксическая роль инфинитива

Способы выражения несогласованных определений. Приложение. Типы односоставных предложений

Тире в простом предложении

Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Однородные и неоднородные определения

Обособленные члены предложения. Обособление определений, приложений

Обособление обстоятельств, обособление дополнений. Обособленные члены со значением уточнения, пояснения или присоединения

Вводные слова, словосочетания и предложения. Вставные конструкции

Знаки препинания в предложениях со сравнительными оборотами

Классификация сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Знаки препинания в бессоюзном предложении

Знаки препинания в предложениях с разными видами связи

Чужая речь и её виды

Повторение. Контрольные тесты по теме «Синтаксис и пунктуация»

Текст. Типы речи. Средства структурной связи предложений в тексте

Функциональные стили речи. Жанры речи

Понятие о нормах литературного языка. Произносительные, речевые, морфологические,

синтаксические и пунктуационные нормы

Повторение. Итоговые контрольные тесты


Первый раз в жизни ЦТ по русскому языку я сдавала 15 июня 2014 года. Высшее образование у меня давно есть: когда я поступала, были обычные экзамены, а не ЦТ. В университете, на факультете журналистики, я тоже изучила правила русской грамматики и стилистики. Но поскольку во времена работы в СМИ мои ошибки исправляли корректоры, знания основательно выветрились из памяти.

В последние годы, когда я начала выполнять копирайтерские заказы, а потом и преподавать копирайтинг, забытого стало не хватать. Врожденной грамотностью, т.е. хорошей визуальной памятью, меня природа не наградила, так что при проверке своих и чужих текстов мне приходится вспоминать правила из учебника. Копирайтер – сам себе корректор, да и ученики порой ставят запятые где попало и ждут обоснованных замечаний. Поэтому и решила повторить предмет, используя ЦТ как стимул. А кроме прокачки навыка грамотного письма, мне было важно получить результаты еще одного эксперимента, по самостоятельной организации учебного процесса.

При первых попытках заполнить тесты прошлых лет у меня бывало от 5 до 10 ошибок: показатель, обычный для школьника-хорошиста, который специально к тестированию не готовился. Но, в отличие от среднего школьника, я была уверена: качественно подготовиться к экзамену за короткий срок вполне реально. Эксперимент удался: сдала на 100 баллов.

Что такое «короткий срок» для подготовки к ЦТ по русскому?

Пособие, по которому я готовилась к ЦТ

Я решила, что буду сдавать ЦТ, и впервые открыла пособие по подготовке к тестированию 26 апреля 2014 года. Последние дни апреля и весь май занималась не больше 4 часов в неделю. Чуть больше месяца ушло на то, чтобы прочесть, не останавливаясь на упражнениях, «Пособие для подготовки к обязательному централизованному тестированию» О.Горбацевич, Т.Ратько и Т. Бодаренко и выполнить несколько тестов за предыдущий год. В конце мая я купила дополнительный сборник тестов за 2008-2012 годы и с 1 до 14 июня занималась по 3 часа в день, подробно разбираясь с наиболее сложными темами и решая тесты за разные годы.
Таким образом, общее количество часов, посвященных исключительно подготовке к ЦТ – около 60, дополнительно иногда использовалось время поездок в транспорте. Все это время я продолжала работать и выполнять свои домашние обязанности.

В чем мне было проще, чем абитуриентам?

Если сравнивать меня с выпускником школы, то я выигрывала в том, что не была обременена выпускными экзаменами. У школьников было в те же сроки всего 2-3 дня, чтобы отвлечься от экзаменационных предметов и сосредоточить все внимание на ЦТ. По сравнению со среднестатистическим «взрослым» абитуриентом я выигрывала в том, что у меня – свободный график работы и равное разделение хозяйственных забот с супругом: это значит, что я могла выбирать для подготовки к тестам самое продуктивное время. Кроме того, я сдавала один, а не три теста.
Другим предстоит приспосабливаться к своим обстоятельствам. Это значит, скорее всего, что на повторение уйдет больше календарных дней. С другой стороны, если начинать готовиться заранее, то и знания будут более прочными. Тогда на итоговое повторение перед самым тестированием может потребоваться всего несколько часов.

В чем мне было сложнее, чем абитуриентам?

Говорят, с возрастом цепкость памяти ослабевает, и я в это отчасти верю. Кроме того, у меня не было уроков русского языка в школе и подготовки к школьному экзамену по тому же предмету. В последнем обстоятельстве есть и плюсы, и минусы. Потому что школьные задания по предмету тоже позволяют закреплять в памяти темы, вынесенные на ЦТ.

У меня не было учителей-консультантов, факультативов, репетиторов и курсов для поступающих. Никто не организовывал мой учебный процесс. Хотя последнее обстоятельство мне не мешало, потому что именно технологии самоорганизации я на себе и проверяла.

Чем из моего опыта подготовки к ЦТ можно воспользоваться?

Вот какие вещи мне кажутся общеупотребительными.

  1. Программа-максимум и программа-оптимум
    Для теста, результаты которого оцениваются в баллах, и свои задачи просто определить в тех же единицах. У меня было две планки. Я хотела взять максимальную: именно затем, чтобы рассказывать об этом результате в подтверждение возможностей рационального самообразования. Но цель «100 баллов и не меньше» считаю контрпродуктивной. В любом деле есть элемент случайности, так что, решила я, от меня зависит сдать тест не меньше, чем на 90 баллов. В этом случае я смогу делиться своим опытом. Если будет меньше – значит, тестирование останется моим личным экспериментом.Программа-максимум, пожалуй, для всех может быть одинаковой: если кто-то сдает ЦТ на 100, то и вы можете. Проблема с оптимумом. Абитуриенты его, как величины прагматически ценной, на знают, ведь конкурс в конкретный вуз заранее не предскажешь. Думаю, упражняться в прогнозах и не стоит. Оптимум – тот балл, который вы сами будете считать достижением: он просто должен быть выше вашего же «обычного уровня».
  2. Мотивация
    Меня мотивировало желание написать этот текст, а затем пригласить желающих на курс по самоорганизации в учебе. Ведь сделать это я разрешила себе только при успешной сдаче теста. Но кроме этой цели, связанной с повторением школьной программы лишь косвенно, от подготовки к ЦТ была и простая житейская выгода. Тексты на заказ я пишу постоянно, как и исправляю ошибки начинающих копирайтеров. И постоянно сверяться с учебниками в процессе работы – лишняя трата времени.Как я предполагаю, и абитуриенты хотят поступить очень сильно, и это желание может побуждать к усилиям по подготовке к ЦТ. Но ведь заранее нельзя предсказать, какого именно балла хватит для поступления, и это расхолаживает. Может быть, если четче связывать подготовку к тестам с обретением практической грамотности, желание разобраться в правилах будет выше? С какими житейскими задачами связать тест по математике или химии я, правда, не знаю, но предполагаю, что если заранее выяснить, как используется конкретная наука в конкретной будущей профессии, то и в составлении химических уравнений можно найти смысл.Среди факторов мотивации ученые выделяют и процессуально-содержательные, подчеркивая их важность. Иначе говоря, чтобы работать с энтузиазмом, надо вдохновляться не только будущими результатами, но и самим процессом работы. У меня с этим проблем не было: разбираться с тем, как устроен язык, мне интересно. Если такого любопытства нет, а времени на подготовку еще достаточно, можно попытаться пробудить в себе живой интерес к лингвистике. Не получилось – что ж, усиливайте внешние стимулы, придумывайте себе дополнительные награды за учебу.
  3. Сплошное поверхностное повторение и углубленное изучение трудных разделов
    Как я уже говорила, сначала я просто неспешно читала пособие по подготовке к ЦТ. И в процессе чтения отмечала, какие разделы мне кажутся запутанными и невнятно изложенными. Параллельно выполняя тесты, я замечала вопросы, на которые не удается отвечать уверенно. Первыми кандидатами на второе повторение и изучение дополнительных источников были темы, которые касались сложными и при ответах на вопросы, и по ходу чтения пособия. На втором месте – то, в чем было непросто разобраться при чтении. А вот раздел «фонетика» было достаточно перечитать (и выписать количество букв и звуков) один раз. Какой-то он самодостаточный, в нем и школьники делают меньше всего ошибок.
  4. Последовательность повторения
    Русский язык (и белорусский для тех, кто его регулярно использует) – пожалуй, самые практичные предметы школьной программы. Ведь какие-нибудь тексты все мы пишем, и писать их грамотно - простое правило приличия. Поэтому ценность разделов «орфография» и «пунктуация» видят все сознательные абитуриенты. А вот разделы «морфология», «словообразование» и «синтаксис» на первый взгляд далеки от задач ежедневной жизни. Но ведь от состава слова и от того, к какой части речи оно относится, напрямую зависит его написание, а от строения предложения – расстановка знаков препинания. Поэтому с «непрактичных» разделов как раз стоит начинать и в них разбираться с максимально возможной тщательностью. А правописание вырастет на базе этих знаний уже почти без усилий.
  5. Источники для повторения
    Пособие, которым я пользовалась, репетиторы считают одним из лучших, но единственным оно быть не может. Чтобы полностью разобраться в сложных темах, нужны альтернативные источники. В Интернете их множество, важно уметь выбирать надежные. А если не умеешь – научиться.
  6. Мнемоника
    В сети «ВКонтакте» есть популярная группа «Запоминалки русского языка». Одно-два таких дидактических произведения накрепко врезалось в память еще со школы: ко второму же спряженью отнесем мы без сомненья…Кстати, а вы помните, что в этой рифмушке – далеко не все глаголы не на -ить, относящиеся ко второму спряжению? В нее не включены глаголы с ударным окончанием во множественном числе третьего лица, например, «гореть». Это я к тому, что не стоит заменять мнемоникой понимание вопроса. Хотя есть вещи, которые действительно нужно просто запомнить, и здесь мнемоника нам в помощь. Для самых запутанных правил я рисовала «карты правила» (по методике, изложенной в книге Васильевой Е.Е. и Васильева В.Ю. «Суперпамять, или как запомнить, чтобы вспомнить»), для запоминания перечней (например, разрядов местоимений по значению) использовала технику «Локи» (привязку слова к знакомому месту). Словарные слова с двойными согласными выписала на несколько листов бумаги и повесила на дверь, трудные для произношения -записала на диктофон и слушала в транспорте. Для проверки запоминания несколько раз рекрутировала дочку, чтобы она провела со мной словарный диктант. Вроде и все.
  7. Самопроверка
    Заполняя «тренировочные» тесты, я, конечно, проверяла результат заполнения. Причем с ответами при первой проверке не сверяла. И почти всякий раз сама находила у себя 1-2 ошибки «по невнимательности».
    Почему-то думаю, что такие ошибки есть у большинства. Если бы у меня было больше времени на подготовку, то обязательно включила бы в программу отдельные упражнения на тренировку внимания. Но и простая самопроверка вполне действенна. Кстати, и в реальном своем экзаменационном тесте нашла у себя недостающую метку при самопроверке.
    Я очень удивлялась, наблюдая за коллегами по сдаче ЦТ: почти все, кто ушел до меня, свои работы вообще не перечитывали. Почему? Ведь точно сделанные исправления здесь гарантированно повышают балл!
  8. Стратегии для аудитории
    Приходить на тестирование просят за полчаса, но конверты с тестами вскрывают ровно в 11. Смысл получаса сидения за партой не очень ясен. Времени на тест достаточно даже в условиях экзаменационного стресса, и большая часть тестируемых ушла задолго до финального звонка. Телефоны действительно требуют сдавать в гардероб, все сумочки, бумажки и даже футляры для очков собирают и вообще бдят постоянно. Списать нельзя.
    Зато можно написать замечания к вопросам. Я писала сразу к двум из своего четвертого варианта теста. В формулировке одного из вопросов была грамматическая ошибка, второй (по анализу текста) был, на мой взгляд, некорректно сформулирован. Но учли ли мое последнее замечание или мои догадки в бланке теста просто совпали с тем, что имели в виду авторы, осталось для меня тайной. Одно очевидно: писать замечания к тестам безопасно, на выставляемый балл это не влияет. Скорее всего, эти замечания и с авторством бланка не соотносятся, потому что оформить свои соображения просили «покороче, чтобы включить в протокол» и подписи не требовали.
  9. После тестирования
    Я не хотела «сдать тест и забыть» и уже через несколько дней поняла необходимость регулярного повторения. Удачно выбранные клеточки в бланке тестирования - это еще не идеальная грамотность и не экспертные знания даже школьного курса.
    Прочно запомнились правила, которые используются почти в каждом тексте: пунктуация при однородных членах предложения, окончания глаголов и существительных, написание часто используемых словарных слов. Для остального приходится периодически обращаться к словарям и справочникам. Завела привычку уточнять сомнительные моменты правописания после завершения работы над каждой статьей, установила приложение для интервальных повторений в смартфон - поэтому листать словари приходится все же не слишком часто.
    Различия союзов и союзных слов, виды обстоятельств и разряды местоимений постепенно забываются. Но мои «карты правил» лежат в надежном месте, так что материал в памяти теперь можно возобновить не за полтора месяца, а за день. И это радует: мой опыт может еще не раз пригодиться другим.


Чем помогли самоорганизация и
learning skills?

В старших классах американских школ и на первых курсах вузов и колледжей многие ученики проходят курсы learning skills, учебных навыков. У нас такой практики нет, так что я изучала этот предмет самостоятельно. Это общие навыки планирования и тайм-менеджмента, а также умение извлекать из текста главное (кстати, помогает в заданиях на анализ текста), конспектировать, работать в группе и индивидуально, запоминать разные виды информации. До эксперимента на себе я уже провела несколько мотивационных групп по самоорганизации в быту, и одну – по управлению личными проектами в любых сферах: часть навыков самоорганизации относятся к учебе точно так же, как к регулярному планированию меню.

Итак, вот учебные навыки, которые использовались при подготовке.

  1. Планирование времени, составление расписания
    На последний день вся подготовка не осталась, и это хорошо. Запомнить большой объем информации за день при развитой оперативной памяти можно, а вот научиться применять правила – вряд ли.
  2. Планирование последовательности работы
    Разделы в учебниках идут не в самом удобном порядке. Но если уже пару раз составил диаграммы Ганта для толкового ремонта комнаты или наполнения сайта, то разобраться в нужной тебе лично последовательности тем для повторения проще.
  3. Критическое мышление
    Это тоже один из учебных навыков, который нужно применять как раз к выбору источников информации. В интернете есть как надежные ресурсы именно для самообучения, так и странички внешне вполне убедительные, но отражающие нужные данные только частично. Если не отличать первые от вторых, можно упустить важные моменты.
  4. Правильные процедуры самообучения
    На любом специализированном ресурсе по подготовке к ЦТ вы найдете много советов, смысл которых очевиден. Записывайте главное на бумаге, задействуйте разные органы чувств, больше читайте…Дьявол в деталях: как именно записывать это «главное», чтобы оно осталось не только на бумаге, что стоит проговаривать, а что лучше лишний раз потренировать на тестах, какие именно тексты полезно «больше читать», в решении каких задач это чтение может помочь. Ради этих процедур американцы и берут курсы learning skills.
  5. Процессы «периодического обслуживания»
    Стандартные процедуры, которые стоит выполнять, чтобы не растерять, в данном случае, добытые знания. Эти процедуры нужны и в процессе учебы, особенно растянутой на длительный срок. Ну а сейчас их еще нужно адаптировать к ситуации реального использования знаний.

Можно ли перенять мой опыт подготовки к ЦТ?

Думаю, можно. И мне лично интереснее,чтобы пригодился он не столько для заполнения бланков теста, сколько для улучшения практической грамотности. Маршрут похожий: выяснить, чего не знаешь, выбрать необходимый материал для повторения - и последовательно изучать. А вместе с правилами правописания осваивать и learning skills, с которыми никакой экзамен не страшен.
7 февраля 2019 года я провожу бесплатный вебинар, где подробно расскажу, как выстроить свой путь к безупречному правописанию. !

Как сдать ЦТ по русскому языку на 100 баллов? Личный опыт

Хочешь самостоятельно подготовиться к ЦТ по русскому языку? Тогда вооружайся специальными пособиями, концентрацией и пользуйся нашими советами по организации продуктивной учёбы.

Составь план

Сперва разработай подробный план занятий. Включи в него все темы, которые затрагиваются в ЦТ. В этом поможет документ от РИКЗ — «Спецификация теста по учебному предмету „Русский язык“ для проведения централизованного тестирования ». На сложные темы отведи больше времени, чем на те, которые вызывают меньше вопросов.

Посвящай русскому языку не меньше часа в день. Но учитывай свой уровень подготовки. Где-то придётся поработать и дольше. Придерживайся своего графика строго. Через месяц ежедневные занятия войдут у тебя в привычку.


Современный абитуриент должен быть усидчивым. Прочитал правило — выполнил упражнения. Как в школе. Стоит начинать с материала пятого класса и двигаться вперёд по разделам.


Изучай теорию и закрепляй на практике

Чтобы научиться решать задания ЦТ, мало прорешать все тесты прошлых лет. Ты должен владеть теоретической базой знаний. Запоминай недоученное в школе, обращайся к , тематическим сайтам . Вдумчиво выполняй тесты. Старайся не подглядывать в учебник, а подумай чуть дольше. На ЦТ подглядеть будет негде.

Чтобы набить руку в решении тестов, пользуйся . А дистанционный вариант РТ от РИКЗ даст представление о том, каким тест будет выглядеть в 2019 году. Дистанционное РТ обновляется в середине учебного года. Вступай также в наш паблик ВК по русскому языку , где мы каждую неделю разбираем темы из ЦТ.

Даже если кажется, что какую-то тему ты и так знаешь на зубок, не ленись ещё раз прочитать теорию и рассмотреть примеры заданий. Материал к июню может забыться.


При подготовке необходимо использовать все средства в комплексе и привлекать множество учебных пособий.

Светлана Пашукевич, преподаватель русского языка в


В продаже есть сборники тестов прошлых лет и специализированные пособия для подготовки

Проверяй себя

Проверить свои силы и ощутить экзаменационную атмосферу позволяет , которое трижды за учебный год проводится на базе университетов. Чтобы проследить свой прогресс, посети все этапы РТ.

В 2017 году 66 абитуриентов из 72 874 сдали централизованное тестирование по русскому языку на 100 баллов. Как сдать ЦТ на максимальный балл? Будет ли централизованное тестирование 2018 года отличаться от предыдущих лет? На эти и другие вопросы отвечает Виктория Романова — преподаватель русского языка образовательного центра , магистр педагогических наук и один из разработчиков интерактивного курса подготовки к ЦТ по русскому. Советуем прочитать до конца, чтобы не упустить важных деталей!

Изменилось ли ЦТ по русскому за последние пять лет?

Из года в год задания на ЦТ по русскому языку однозначно упрощают. Если быть точнее, то незначительно изменяются формулировка условий и примеры. Перечень тем и правил, знание и понимание которых проверяется составителями ЦТ, остаётся прежним. Таким образом, абитуриент успешно справится с заданиями при условии, что хорошо усвоит материал из списка тем, который подготавливает РИКЗ (имеется в виду спецификация по русскому языку ), причём не имеет значения, сколько раз условие задания было переформулировано.

Реально ли подготовиться к ЦТ на высокий балл без курсов и репетитора?

Разумеется! В таком случае абитуриенту нужно запастись учебной литературой. Как минимум — это учебники по русскому языку за 5−11 классы, как максимум — это пособия и сборники тестов за последние 7−10 лет. Чтобы сдать ЦТ на высокий балл, важно выполнить как можно больше тестов. Ещё нужны усидчивость, дисциплина, настойчивость, т. е. всё то, что помогает ученику систематически готовиться.


рассчитан на самостоятельную подготовку к ЦТ по русскому

Правда, насколько я заметила за время практики, именно отсутствие умения заставить себя работать систематично вынуждает школьников прибегать к помощи со стороны репетиторов и учебных центров.

Какие отметки в школе по русскому у твоих учеников? И подтверждаются ли они баллами РТ, а потом и ЦТ?

Четвертные отметки по русскому языку у моих учеников — от 5 до 8 баллов. Далеко не каждый из них посещал первый и второй этап РТ. Ребята, которые ходили на оба этапа, замечают, что после занятий со мной их результаты улучшились. Например, от 45 до 60 баллов, от 49 до 67 баллов. Правда, есть единичный случай, когда по результатам второго этапа баллы были меньше по сравнению с результатами первого этапа. По результатам 3-го этапа пока информации нет.

Как правило, результаты третьего этапа РТ и самого ЦТ имеют небольшую разницу.


Результат зависит и от базы, и от того, насколько качественно готовился учащийся перед самим ЦТ.

В первую очередь, советую пользоваться теорией из школьных учебников. Кроме того, существует много пособий, в которых вся теория из школьного курса системно подана в одной книге. Имею в виду пособия О. Е. Горбацевич, Т. В. Ратько, Т. В. Балуш, Е. Е. Долбик, В. Л. Леонович, В. А. Саникович. Пособия перечисленных авторов неоднократно переиздавались. Конечно, лучше покупать пособие новее, так как последняя версия будет качественно лучше. Но мы помним, что изучение теории не имеет смысла без выполнения тестовых заданий.

Когда лучше начать подготовку к ЦТ по русскому языку?

Это зависит от уже имеющейся теоретической базы и личностных характеристик ученика. Гуманитарию достаточно начать подготовку за год до сдачи ЦТ, а вот человеку с техническим складом ума советую начать подготовку чуть раньше, к примеру, за полтора-два года до экзамена. В среднем считается, что именно одного года достаточно для того, чтобы повторить и доучить теорию из школьного курса.

Возможно ли подготовиться к ЦТ за несколько месяцев?

Если есть огромное желание, то, конечно, можно. Для этого нужно «вооружиться» пособием, сборниками тестов и поддержкой со стороны учителя-предметника или хотя бы друга-отличника.


Чтобы перед самим ЦТ не было каши в голове от множества правил и исключений, стоит посетить 4-часовой интенсив по русскому, который проводится за день до тестирования. На фото Виктория проводит занятие для абитуриентов 2017 года

Подскажи, с каких заданий лучше начать выполнение теста?

К сожалению, нет универсального совета, с каких заданий лучше начинать выполнение теста. Абсолютно у каждого абитуриента есть своя схема работы с заданиями. Я, к примеру, всегда решаю тестовые задания по порядку. Прочитав условие, приступаю к выполнению, а после этого вновь возвращаюсь к условию. Ведь часто ошибки допускаются именно из-за невнимательного прочтения условия. Умей чётко разграничивать правила, чтобы понимать, какое из них следует применить в задании.

Чтобы понять, какая последовательность выполнения заданий удобна абитуриенту , надо выполнить как можно больше тестов, в том числе на РТ. Кроме того, именно выполнение тестов позволит следить за прогрессом в подготовке.

Что делать, когда совсем не знаешь ответ на вопрос?

В ситуации, когда абитуриент вовсе не знает ответа на вопрос, лучшим помощником будет (как ни странно!) интуиция. Кстати, она хорошо развита у тех, кто много читает. Разумеется, можно воспользоваться и методом исключения, т. е. отсеять те варианты, в которых уверен сам абитуриент. Правда, и для этого нужны элементарные теоретические знания.


Всегда нужно записывать что-то в область ответов. Русский — это не математика и физика, так что тут уж интуиция в помощь.

Виктория Романова, преподаватель русского языка в образовательном центре Адукар, магистр педагогических наук

Насколько объективно ЦТ оценивает уровень грамотности абитуриента?

Достаточно объективно. Причиной тому является разнообразие тем, знание которых проверяется во время экзамена. В заданиях к ЦТ содержатся темы из разделов «Орфография», «Пунктуация», «Культура речи», «Стилистика» и др., которые отображают разные уровни грамотности носителя языка.

Возможно ли сдать ЦТ по русскому языку на 100 баллов? Что для этого нужно?

Конечно! Для этого нужны сильная теоретическая подготовка, навыки успешного выполнения прошлогодних тестов, вера в себя.

Какие ошибки при подготовке к тестированию чаще всего допускают твои ученики?

Распространены ошибки на следующие правила: «Н и НН в словах разных частей речи», «Слитное и раздельное написание НЕ со словами», а также «Различение НЕ и НИ». Но, пожалуй, самыми «болезненными» являются задания на морфемный разбор слова и словообразование.

Зачастую ученики допускают ошибки по невнимательности: вписывают неверный вариант ответа, не выбирают все правильные ответы или вовсе выбирают варианты, противоречащие условию задания.


После того, как задание выполнено, важно ещё раз проверить, соотносятся ли варианты ответов с условием.

Виктория Романова, преподаватель русского языка в образовательном центре Адукар, магистр педагогических наук

Сколько примерно слов-исключений нужно запомнить абитуриенту, чтобы справиться с заданиями ЦТ? Как их лучше запоминать?

Если к словам-исключениям относить ещё и словарные, то точной цифры для запоминания нет. В этом можно убедиться, просмотрев различные пособия для подготовки к ЦТ. Каждый составитель приводит свой перечень слов, причём, понятное дело, далеко не все слова используются в самом тесте. Поэтому я предлагаю абитуриентам выписывать в свой конспект слова-исключения и словарные, которые встречаются в сборниках ЦТ. Со списками слов, которые приведены в учебных пособиях, тоже важно ознакомиться.

Есть много вариантов запоминания исключений и словарных слов: приводить ассоциации, примеры словосочетаний с исключениями и словарными, делать рисунки к словам, записывать слова на стикерах и расклеивать рядом с рабочим местом. В ситуации с запоминанием исключений и словарных слов все средства хороши.

Можно ли по результатам третьего этапа РТ прогнозировать балл на ЦТ?

Да. На это есть две причины. Первая заключается в том, что ко времени проведения третьего этапа РТ, как правило, весь теоретический материал уже пройден и сборники тестов прошлых лет отчасти проанализированы, а это значит, что ученик приходит на РТ в полной боевой готовности. И третий этап РТ — это своего рода тренировка, т. е. абитуриент тренируется выполнять те задания, которые, вероятно, будут в ЦТ. Вторая причина в том, что обычно последний этап незначительно отличается от самого ЦТ. Следовательно, по баллам третьего этапа РТ можно говорить о приблизительном количестве баллов, которые можно набрать по итогам ЦТ.

Как думаешь, есть ли смысл сдавать ЦТ и по белорусскому, когда не уверен, что на тестировании по русскому наберёшь хороший балл?

Почему бы и нет. Тем более при условии, что ученик знает родной язык — белорусский — лучше, чем русский.

Есть ли какие-то «хитрости», которыми можно воспользоваться на тестировании?

Скорее нет, чем да. Но зачастую абитуриенты , получив черновой листок, спешат записать в него правила или словарные слова, которые часто забывают, в которых допускают ошибки. Собственно, это и хитростью не назовёшь. Важнее ещё в процессе подготовки к ЦТ научиться восстанавливать объёмные и сложные правила с помощью простых схем или ассоциаций.


Чего ждать абитуриентам от ЦТ-2018? Тесты станут сложнее или проще?

Судя по заданиям третьего этапа РТ, задания ЦТ будут ещё проще. Ничего неожиданного или незнакомого мы не встретим: всё те же темы. Абитуриентам будет полезно выполнить оба варианта третьего этапа, чтобы понять, на каких именно темах сделан акцент в тестах этого года. А за несколько недель до ЦТ ещё раз вернуться к этим темам, чтобы повторить их либо доучить.

Посоветуй абитуриентам, как не волноваться перед ЦТ и настроиться на плодотворную работу?

Не волнуется тот, кто уверен в своих силах. В ситуации с ЦТ под силами понимаются знания и навыки качественно решать тесты. А для того чтобы быть уверенным в собственных знаниях и навыках, нужно заранее подготовиться к ЦТ: выучить теорию и выполнить тестовые задания прошлых лет. Тогда, приступив к выполнению экзамена, абитуриент будет воспринимать его всего лишь как очередной тест, подобный тем, которые он неоднократно выполнял до этого момента. И волнение уйдёт!

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

Месяц назад мама, давно ставшая экспертом в вопросах ЕГЭ, Мария Кучерова объявила о старте своего нового проекта. Теперь она хочет разобраться, . Мария рассказывает, чем отличается белорусское ЦТ от нашего ЕГЭ.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Расскажу вам подробно, как в Белоруссии устроены экзамены для поступления в вуз.

1. Белорусские школьники сдают четыре классических (для советского образования) обязательных выпускных экзамена, которые проводятся в своей школе.

Русский или белорусский языки (по выбору) - письменно (изложение);

математика - письменно;

иностранный язык - устно;

история Беларуси - устно.

Как видите, система вполне себе совковая, но как-то они живут без ЕГЭ в школах, и небо на землю не упало. Хорошо это или плохо - не мне судить. В 2018 году ждём результаты PISA по белорусским подросткам (исследование проводится среди пятнадцатилетних школьников).

2. Централизованное тестирование организуется только для абитуриентов ССУЗов, ПТУ и вузов.

Получается, что ЦТ проводится только для желающих продолжить обучение. Это очень правильно. В зависимости от количества полученных баллов, можно попробовать поучаствовать в конкурсе на бюджетные места либо в среднее специальное учебное заведение, либо в профессионально-техническое училище, либо в высшее учебное заведение. Максимальный балл ЦТ - 100.

3. Пункты проведения ЦТ не располагаются в школах, оно проводится в вузах, колледжах и техникумах.

Здесь моё «Браво!», помноженное на миллион. Каждый должен заниматься своим делом. У школы нет задачи готовить школьников к поступлению, каждый выпускник сам берёт на себя эту ответственность. Реформу российского ЕГЭ надо начинать именно с этой краеугольной проблемы. ЕГЭ не место в средней школе!

4. Участие в ЦТ платное.

В 2017 году - 2,3 белорусских рубля (~70 российских рублей), есть льготные категории граждан. Регистрацию каждый участник должен пройти самостоятельно (с этого года это можно сделать дистанционно). Репетиционное тестирование тоже платное - 7 белорусских рублей (~ 212 российских рублей). SMS-оповещение о результатах тоже платное. Так что, как видите, всё по-взрослому.

5. ЦТ проходит в установленные сроки по всей стране и не предусматривает досрочного этапа.

В 2017 году ЦТ проходило с 12 июня по 2 июля. Выдача сертификатов - с 10 июля. Получается, сроки проверки вполне щадящие - ждать окончания всей вступительной кампании нужно всего лишь один месяц, а не два, как в России.

6. В конкурсе при поступлении большую роль играет средний балл аттестата об общем среднем образовании.

Не забывайте, что в Белоруссии десятибалльная система оценок в школе и вузах. Средний балл по десятибалльной шкале (целое число и первая цифра после запятой без округления) умножается на десять и прибавляется к баллам ЦТ. Таким образом, красный аттестат может принести 100 дополнительных баллов абитуриенту. Согласитесь, это тоже логично и правильно.

Пора прекращать у нас, в России, эту пагубную практику полного недоверия школьным учителям

Оценки в аттестатах должны участвовать в конкурсной ситуации при поступлении в российские вузы. 11 лет учёбы в школе не должны ограничиваться и концентрироваться только на результатах ЕГЭ.

7. Результаты ЦТ нельзя опротестовать на апелляции.

Тестовые материалы проходят пятикратную проверку и исключают ошибки. Задания с развернутым ответом (аналогичные творческой части ЕГЭ) отсутствуют, что полностью снимает вопрос субъективности проверки работы экспертами. Задания состоят только из вопросов с несколькими вариантами ответов, а также вопросов, требующих небольшого развёрнутого ответа.

В России недавно отказались от так называемой «угадайки» в КИМах ЕГЭ (задания с выбором ответа), а в белорусских тестах они составляют львиную долю всех экзаменационных заданий. Дело в том, что в ЕГЭ в подобных вопросах можно было выбрать только одни вариант ответа из четырёх. В белорусском варианте тестов ответов может быть несколько, причём засчитают вам каждый правильный ответ.

Система шкалирования в ЦТ сложная: каждый правильный ответ имеет повышающий коэффициент в зависимости от того, сколько человек ответили на этот вопрос правильно по всей стране

Представляете, они ежегодно сначала собирают всю статистику результатов ЦТ по всем регионам и лишь потом присваивают повышенные коэффициенты, исходя из живой, реальной сложности для конкретных абитуриентов конкретного года выпуска.

Главное мутное место российского ЕГЭ - это, безусловно, апелляция результатов. В Беларуси эта проблема решена вот таким образом, то есть на уровне содержательной части тестовых вопросов. Нет таких заданий, которые проверяются вручную, а значит, нет повода думать о субъективности проверки.

8. Материалы ЦТ хранятся в архиве 75 лет.

Для сравнения: в России все материалы по ЕГЭ хранятся 5 лет.

В личном кабинете материалы вообще хранятся лишь год. Я пыталась на днях скачать из личного кабинета сына сканы его ЕГЭ по информатике, которые он сдавал в 2016 году, но, увы, они уже были недоступны.

9. Результаты ЦТ действительны два года.

Это новшество с 2017 года, до этого они были действительны только один год. Жёстко, конечно. В России результаты ЕГЭ действительны четыре года.

10. Выпускники имеют право участвовать в ЦТ только по четырём предметам (на выбор).

Здесь всё тоже очень строго: до 2017 года абитуриенты вообще могли сдавать ЦТ только по трём предметам.

Все, кто читали мою статью « », конечно, помнят, что я спрашивала, почему ЕГЭ проводят в России именно на базе школ. Когда я узнала, что в Белоруссии принципиально не хотят объединять выпускные экзамены и вступительные по примеру ЕГЭ, то мысленно аплодировала мудрости чиновников.

Многие в республике призывают к тому, чтобы тоже ввести ЕГЭ, но я думаю, что российский опыт наглядно демонстрирует, что торопиться в этом вопросе точно не стоит. У белорусских учителей, конечно, есть проблемы, и никто этого не отрицает, но российские коллеги могут завидовать им белой завистью, поскольку среди этих проблем нет подготовки к ЕГЭ и безумной погони за рейтинговыми показателями.

Очень порадовал меня тот факт, что белорусский школьный аттестат имеет такой значительный статус (по сравнению с российским). Впрочем, у вас может быть и другое мнение.

Хочу отметить ещё один важный аспект: в Белоруссии есть разница в восприятии выпускника и абитуриента. Человек, решающий продолжить обучение, должен быть лишён инфантильных иллюзий. Многие защитники российского ЕГЭ больны, на мой взгляд, болезнью, которую я называю «культом Фроси Бурлаковой». Они говорят, что ЕГЭ - это шанс для провинциальных самородков на социальный лифт.

Я против того, чтобы масштабные образовательные реформы строились по принципу блага для меньшинства, даже если это меньшинство - самые одарённые. Все дети должны быть в равных условиях!

Если продолжить сравнительный анализ образовательных систем разных стран, то уместно будет упомянуть, что финское чудо, то есть их значительный взлет в плане реформирования образования, строится в том числе на решении, что пристальное внимание в обновленной финской школе будет обращено не к одаренным детям, а именно к отстающим, проблемным. Финны сделали на это ставку и не прогадали!

Кстати, для поиска талантливых школьников в большинстве российских вузов уже сформирована чётко выстроенная система альтернативного поступления. Говорить о том, что провинциалу закрыт путь в престижный вуз без ЕГЭ, может только неосведомлённый человек. Во всех статусных университетах в России есть огромное количество внутренних предметных олимпиад и творческих конкурсов, где можно проявить себя и значительно облегчить поступление. Хороший вуз сам заинтересован в поиске жемчужин и бриллиантов.

Вот моя чёткая позиция в этом вопросе. Если человек хочет учиться в престижном университете, он должен понимать, с какими трудностями логистики и подготовки ему придётся столкнуться. Есть статистика, подтверждающая тот факт, что выпускников из провинции стало больше в столичных вузах России. Но какие выводы мы из этого делам?

Для меня - это больная мозоль. Я очень хочу, чтобы когда-то провинциальные вузы были не менее престижными, чем в крупных городах. И чтобы максимально стерлась разница между уровнем жизни в столице и провинции. Сегодня, конечно, я понимаю мотивацию выпускников из регионов. Они хотят нормальной жить, и я только за. Однако не вижу ничего сложного в том, чтобы приехать с чемоданом поступать в вуз своей мечты.

Всем оппонентам, пишущим, что на поездку нет денег, предлагаю задуматься, как при отсутствии денег на одну поездку туда и обратно только лишь на экзамен человек вообще планирует жить в Москве, например, учась на очном отделении. Если государство публично поощряет массовый отток талантливой молодежи из провинции, то, на мой взгляд, это решение проблемы малой кровью.

О качестве тестовых материалов судить не могу, тут требуется экспертное мнение. Очень большая просьба к неравнодушным российским учителям-предметникам оставить свои комментарии именно о содержательной части белорусского ЦТ. Интересен именно сравнительный анализ, и Ваше мнение на вес золота. Хочу собрать хоть какую-то статистику по этому вопросу.

Тест по русскому языку считаю вполне корректным. А тот факт, что ЦТ по литературе вообще отсутствует, вызывает только уважение к белорусским коллегам. Убеждена, что ЕГЭ по литературе - это полная дискриминация учебного предмета.

Планирую продолжить летопись-исследование и приглашаю всех желающих принять участие в моём проекте.