Политические парти. Самая старая партия

Определение термина политическая партия.

Конституционное определение термина политическая партия .

- Политическая партия и политологическая литература.

Типология политических партий.

Идеальные типы партий.

Беспартийные, однопартийные, двухпартийные и многопартийные правительства.

Наименования политических партий.

Цвета и эмблемы партий.

Финансирование партий.

Трансформация статуса партии как политического института.

Политическая партия, партия

П артия - э то группа людей, объединённых общностью идей, интересов или выделенных для выполнения какой-либо работы.

Политическая партия - это стабильная иерархическая политическая , объединяющая на добровольной основе лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, национально-культурными, религиозными и иными интересами и идеалами, ставящая перед собой цель завоевания политической власти или участие в ней.

Политическая партия - это независимое общественное объединение предприятий, имеющее устойчивую структуру и постоянный характер деятельности выражающее политическую волю своих членов и сторонников.

Политическая партия это общественная фирма (объединение предприятий ), непосредственно ставящее перед собой задачи овладеть государственной властью, удержать ее в своих руках, использовать государственный аппарат в интересах тех или иных общественных слоев.

Политическая партия - это общественное объединение предприятий , главной целью участия которого в политическом процессе является завоевание и осуществ­ление (или участие в осуществлении) государственной власти в рамках и на основе основного Закона государства и действующего законодательства.

Политическая партия - это компания , объединяющая индивидов на основе общности политических взглядов, признания определенной системы ценностей, находящих свое воплощение в программе, которая намечает ос­новные направления политики государства.



Определение термина политическая партия

Политическая партия - это объединение предприятий, действующее на постоянной основе, имеющее формализованную организационную структуру.

Политическая партия - это политическая , выражающая интересы общественного класса или его слоя, объединяющая их наиболее активных представителей и руководящая ими в достижении определённых целей и идеалов.

В отличие от профсоюзов, молодежных, женских, антивоенных, национальных, экологических и иных организаций, реализующих функцию выражения и защиты интересы определенных социальных слоев и групп премущественно в роли групп давления на государственные структуры, политические партии ориентируются на непосредственное использование политической власти .

Нередко в определении политических партий делается акцент на их роли в избирательном процессе . К. фон Бейме характеризует партии как общественные компании, конкурирующие между собой на выборах во имя достижения власти. Однако такой подход не учитывает, что в зависимости от своей идеологической платформы или сложившейся обстановки та или иная политическая партия может добиваться завоевания власти или участия в ее осуществлении не только парламентскими методами, соблюдая принятые в обществе правила политической борьбы, но и прибегая к насилию.

Первые политические партии появились еще в Древней Греции (разуме­ется, не в том виде, в каком они существуют сейчас). Для современных поли­тических партий характерно, в частности, то, что они:

Представляют собой политические фирмы;

Представляют собой компании общественные (негосударственные);

Являются устойчивыми и достаточно широкими политическими объеди­нениями, имеющими свои органы, региональные отделения, рядовых членов;

Имеют свою программу и устав;

Построены на определенных организационных принципах;

Имеют фиксированное членство (хотя, например, республиканская и демо­кратическая партии США традиционно не имеют фиксированного членства);

Опираются на определенный социальный слой, массовую базу в лице го­лосующих за представителей партии на выборах.

В демократических государствах запрещаются партии, которые использу­ют подрывные, насильственные методы борьбы за , партии фашистско­го, милитаристского, тоталитарного типа с программой, направленной на свержение власти, упразднение основного Закона страны , и с дисциплиной военного и полувоенного типа.

Ко всем партиям предъявляется требование строго соблюдать конститу­цию и демократический режим внутрипартийной жизни. Партии являются организациями гражданского общества и не могут присваивать себе функции государственной власти. В международном документе Копенгагенской встречи 1990 г., в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Ев­ропе (СБСЕ) записано, что партии не должны сливаться с государствам. Эта запись предостерегает от повторения опыта тоталитарных однопартийных ре­жимов, в том числе и советского, когда единственная партия поглотила не только , но в значительной степени и гражданское общество. В та­ких случаях образуются так называемые «партийные государства». Сама по себе концепция «партийного государства» («государства партий») изначально ничего плохого в себе не несет: она служила лишь обоснованием необходи­мости правового регулирования деятельности партий. Основная идея этой концепции - признание партий как необходимых элементов функциониро­вания демократических государственных институтов.

Роль и значение политических партий в обществах с различным уровнем экономического, социального и культурного развития, конкретными историческими и национальными традициями неодинаковы. Однако можно выделить некоторые общие функции партий.

Наиболее важной представляется функция согласования и обобщения разнородных интересов и потребностей различных групп и индивидов. Затем эти обобщенные интересы формулируются в программах, требованиях, лозунгах и доводятся до властных структур.

Это функция представительства интересов. Кроме того, партии могут выполнять и «правительственные» функции, участвуя в разработке, применении и внедрении правил взаимодействия политических институтов, подчиняя или контролируя органы власти.

Представляя и выражая интересы социальных групп, доводя их до властных органов, партии осуществляют функцию коммуникации, то есть обеспечивают взаимосвязь власти и общества. Культивируя с помощью средств агитации и пропаганды определенные ценности и стереотипы поведения, политические партии реализуют функцию политической социализации, то есть функцию передачи политического опыта, традиций, культуры последующим поколениям. Наконец, отбирая лучших кандидатов на руководящие должности, партии способствуют улучшению качественного состава элиты, осуществляя функцию политического рекрутирования. Однако в тоталитарных системах политические партии могут непосредственно выполнять функцию реализации власти. Обычно это монопольно властвующие партии, которые концентрируют в своих руках весь объем властных функций.


Конституционное определение термина политическая партия.

В конституциях разных стран, в том числе и в российской, нет юридичес­кого определения политической партии. В этих конституциях определяются только цели и задачи партий: политические партии «содействуют выражению мнений голосованием» (ст. 4 основного Закона государства Франции); партии способствуют «выражению народной воли и фирмы политической власти» (ст. 47 Кон­ституции Португалии). Более точно функция политической партии определе­на в основного Закона страны Италии: партии создаются для того, чтобы «демократичес­ким путем содействовать определению национальной политики » (ст. 49). Аналогичное содержание имеет и ст. 29 основного Закона государства Греции : «Партии долж­ны служить свободному функционированию демократического режима».

В конституциях этих государств закреплены принципы свободного обра­зования партий, многопартийность, политический плюрализм. Идея полити­ческого плюрализма состоит в том, что в обществе существуют разнообраз­ные интересы и, следовательно, их выражают различные партии, которые конкурируют в борьбе за власть, за голоса избирателей.

В настоящее время в основного Закона страны Российской Федерации правовое положение политиче­ских партий приведено в соответствие с мировыми демократическими стан­дартами: признаны политический плюрализм, в борьбе за власть посредством завоевания голосов избирателей, запрещены партии тота­литарного типа, исповедующие насилие как главное средство политической борьбы (ст. 13 основного Закона государства РФ ). Партия организуется по инициативе учре­дителей и может начать легальную деятельность после регистрации ее устава в Министерстве юстиции России . Ее деятельность может быть запрещена, если она преступает конституционные рамки, нарушает тре­бования основного Закона страны и закона, предъявляемые к политическим партиям.


Политическая партия и политологическ ая литератур а.

В политологической литературе политическая партия (от лат. pars, partis -часть) определяется как наиболее активная и организованная часть общест­венного слоя или класса, формулирующая и выражающая его интересы. Или, более полно, как «специализированная организационно упорядоченная груп­па, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и служащая для борьбы за завоевание и использование политической власти в обществе».

И партии, и государство являются политическими организациями, поли­тическими общественными институтами. Более того, государство и партии традиционно считаются «элементами политической системы общества». При этом подчеркивается, что государство является центральным звеном полити­ческой системы, которое устанавливает «правила игры» для всех политичес­ких сил и выступает фактором, интегрирующим элементы политической си­стемы в единое целое.

Думается, однако, что такая конструкция, как «политическая система», во многом требует пересмотра. Она была удобна для советского политического мышления, когда все политические институты должны были находиться в од­ной упряжке, вращаться вокруг одного политического «ядра».

Баланс политических сил, их равновесие и взаимодействие, существую­щие в свободном, демократическом обществе, - это система особая. В любом случае, это не та политическая система, какой она была представлена в совет­ском государствоведении и тоталитарном политическом мышлении. С точки зрения современных представлений, наряду с государством следует учиты­вать и интегрирующую роль гражданского общества, его определяющее вли­яние на государство. А ведь политические партии являются одним из инсти­тутов гражданского общества.

Вместе с тем, в отличие от партий, государство выражает интересы об­щества в целом, является официальным представителем всего народа. В этой связи государство обладает только ему присущими возможностями и атрибу­тами - «рычагами» политической власти, за обладание которыми и борются политические партии с тем, чтобы с помощью механизма государственной власти обеспечить реализацию своих программ. Правящие политические пар­тии, то есть те, которые уже тем или иным путем получили доступ к механиз­му государственной власти, осуществляют власть главным образом через рас­становку членов своих партий на важнейшие государственные посты.

Cоциолог Роберт Михельс отмечал, что любая централизованная , в частности политическая партия, представляет собой корпорацию, конкурирующую с другими, ей подобными.

Т ипологи я политических партий.

Мир политических партий чрезвычайно разнообразен. Поэтому попытки типологизировать партии достаточно условны. Однако они имеют целью глубокое проникновение в природу партий и их возможности.

Общепризнанной и наиболее успешной является классификация М. Дюверже, основанная на различиях в структуре партий и компании их внутренней жизни. По этому признаку он выделял кадровые и массовые партии.

Кадровые партии возникали тогда, когда избирательное право еще было ограниченным. В замкнутом политическом пространстве кадровые партии являлись средством выражения политических интересов господствующих классов, прежде всего буржуазии. Деятельность их была нацелена на победу на выборах. Для этого они стремились не к увеличению своих рядов, а к объединению предприятий элит, которые могли бы влиять на избирателей. Основным структурным элементом кадровых партий являются комитеты. Комитет создается по территориальному принципу, и численность его, как правило, невелика. Он имеет постоянный состав активистов, обновляющийся в случае необходимости путем кооптации и не стремящийся к расширению своих рядов. Комитеты представляют собой сплоченные, авторитетные группы, обладающие навыками работы среди населения. Их основное назначение — проведение и фирма предвыборных кампаний. Члены комитета подбирают кандидатов для выборов в органы власти, изучают общественное мнение, симпатии и интересы избирателей, их ожидания и требования, помогают лидерам в формировании предвыборных программ. Деятельность комитетов имеет обычно «сезонный» характер: она резко активизируется в преддверии и ходе избирательной кампании в парламент или местные органы власти и затухает после ее окончания. Комитеты автономны и слабо связаны между собой. Вся их деятельность концентрируется вокруг кандидата на выборный пост. Такую партию идеологические вопросы волнуют постольку, поскольку могут помочь их кандидатам. В партиях, построенных по такому принципу, отсутствует система членства с соответствующей регистрацией и регулярной уплатой членских взносов. Это дало основание М. Дюверже назвать подобные партии кадровыми.

В организационной структуре политической партии обычно выделяются четыре основных элемента: 1) высший лидер и штаб, которым принадлежит руководящая роль; 2) стабильный аппарат управления, выполняющий указания партийных руководителей и осуществляющий связь с членами партии; 3) члены партии, активно участвующие в ее деятельности; 4) пассивные члены партии и примыкающие к ней сторонники, в незначительной степени оказывающие влияние на партийную жизнь.

Различия в организационной структуре, условиях приобретения и особенностях партийного членства, во многом зависящие от места и роли партии в обществе, характера ее связей с политической и социальной средой, лежат в основе широко распространенного в западной политологии деления современных партий на кадровые и массовые - классической типологии, предложенной М. Дюверже. Кадровые партии отличаются ориентацией на проведение предвыборных кампаний, невысокой численностью, достаточно свободным членством и относительной автономией своих базовых структурных организаций - комитетов, создаваемых по территориальному принципу из числа постоянных активистов, а также опорой по преимуществу на профессиональных политиков и представителей финансовой элиты, способных обеспечить партии материальную поддержку (типичными примерами являются две ведущие партии США - демократическая и республиканская). Массовые партии, впервые возникшие в Европе в распространения всеобщего избирательного права, могут объединять в своих рядах до нескольких сотен тысяч человек на основе фиксированного членства, обладают достаточно жесткой структурой и характеризуются строгой внутренней дисциплиной, которая подразумевает выполнение решений вышестоящих органов, съездов и конференций не только нижестоящими партийными организациями и рядовыми членами, но также и парламентариями, избранными от имени партии и при ее поддержке (на таких принципах первоначально основывались рабочие, социал-демократические и социалистические партии; впоследствии подобная организационная структура с усилением акцента на централизм в руководстве и подчинение меньшинства большинству стала использоваться коммунистическими партиями, а в более “мягком” виде - некоторыми буржуазными и появившимися несколько десятилетий назад менее идеологизированными “электорально-массовыми” или “избирательными” партиями, которые нередко называют “всеядными”).

Существуют и другие подходы к типологии политических партий. Так, по характеру участия в осуществлении государственной власти различают правящие и оппозиционные партии; последние в зависимости от их места в политической системе подразделяются на легальные, полулегальные и нелегальные. По способу связи с парламентской фракцией выделяются “жесткие” и “гибкие” партии: в первом случае при принятии важных политических решений депутаты должны голосовать в строгом соответствии с позицией, выработанной партийным руководством или съездом (например, лейбористская и консервативная партии Англии); напротив, “гибкость”, свойственная, в частности, обеим ведущим партиям США , означает, что конгрессмены или сенаторы воспринимают точку зрения руководящих партийных органов только как “рекомендацию”, голосуют более свободно, и в результате между президентом и членами конгресса от той же партии могут возникать острые противоречия.

В зависимости от идейно-политической ориентации в условной системе координат “левые-правые” выделяются “слева направо” коммунистические, социалистические и социал-демократические, либерально-демократические, консервативные, неоконсервативные и праворадикальные (в том числе фашистские) партии.

Взаимодействуя в борьбе за завоевание власти или участвуя в ее осуществлении, политические партии образуют партийную систему, которая отражает специфику положения каждой партии в государственной и гражданской структуре общества, а также особенности межпартийной конкуренции в ходе борьбы за завоевание власти или участие в ее осуществлении. Р.-Ж. Шварценберг показал, что в странах Запада фактический уровень межпартийной конкуренции во многом предопределяется утвердившейся в обществе избирательной системой: пропорциональная избирательная система нередко приводит к возникновению “полной многопартийности” - появлению пяти и более партий, обладающих примерно одинаковой степенью политического влияния; введение “избирательного барьера”, когда партии, претендующие на парламентское представительство, должны набрать определенный минимум голосов от общего числа избирателей, способствует постепенному формированию “умеренной многопартийности”, представленной 3-4 влиятельными политическими силами; мажоритарная система в два тура голосования ведет к образованию двухблоковой системы (“несовершенной двухпартийности”), мажоритарная система с голосованием в один тур - к формированию устойчивых двухпартийных систем.Однако в развивающихся странах характер партийных систем в значительной степени испытывает воздействие исторических и национально-культур

ных факторов: мажоритарная избирательная система нередко приводит к тому, что на выборах в течение длительного времени, причем с постоянным большим преимуществом, побеждает одна и та же партия, получающая тем самым возможность практически единолично формировать стабильные органы власти. Основными причинами, вследствие которых другие политические силы не могут составить действительную конкуренцию подобной “господствующей” партии, следует назвать отсутствие необходимого количества общепризнанных лидеров, наличие устойчивых консервативных традиций в обществе, малочисленность и большое количество партий, не имеющих достаточного опыта демократической борьбы за власть.

В последние годы ряд зарубежных исследователей фиксируют падение роли политических партий: в странах Запада - на фоне активизации общественно-политических движений непартийного типа, в развивающихся странах - на фоне тенденций к широкой этатизации партий.


Идеальные типы партий .

партии элиты

народные/массовые партии

этнически-направленные партии

избирательные объединения предприятий

партии тех или иных движений.

Каждый из этих типов также имеет дальнейшие ответвления: например, избирательные треста делятся на индивидуальные партии, партии большинства, программные объединения предприятий.

Ключевую роль в этом отношении сыграл Морис Дюверже, разграничивший два типа партий: "кадровые" и "массовые". Расцвет "кадровых партии", или, как их еще называют, "партий элит" - XIX век, когда власти народа еще только развивалась, а избирательное право было ограничено. Такие партии чаще всего представляли интересы господствующих классов.

В первой половине XX века вместе с введением всеобщего избирательного права на первый план выходят "массовые" партии. Эти партии ориентируются уже на более широкие слои. Они многочисленны, сплочены, имеют четкую идеологию, во главе их находится централизованная иерархизированная организационная структура. Будущее, как считал Дюверже, было именно за массовыми партиями.

Следующий этап эволюции/деградации был подмечен Отто Киркхаймером. В 1950-х-1960-х годах на материале немецких реалий им был сформулирован тезис о "всеохватных" партиях. Массовые партии, стремящиеся получить как можно большее число голосов, "уже не могут стоять на уникальной идеологической платформе, им приходится становиться "всеохватными", то есть жертвовать идеологией во имя электоральной поддержки.

Однако тот же Киркхаймер подметил еще одну решающую тенденцию: "всеохватные" партии начали постепенное слияние с государством. Данная тенденция в 1995 году была концептуализирована Ричардом Кацем и Питером Мейром как теория "картельных партий", возникновение которых они наблюдали начиная с 1970-х годов. "Картельная" партия - новый этап эволюции/деградации партий. Они все больше отдаляются от избирателей, их начинает интересовать не проведение той или иной политики, но сам факт пребывания у власти. Более того, они попадают в зависимость от государственных субсидий. Крупные партии сливаются друг с другом, образуя картель, стремящийся к удержанию власти и вытеснению конкурентов.

Не все исследователи разделяют эту четырехчастную схему эволюции от партий элит к картельным партиям через массовые и всеохватные партии. Выдвигаются и иные концепции, претендующие на описание сложившегося положения. Однако почти все исследователи солидарны в одном: на наших глазах происходит стремительное выхолащивание народного правления , сопровождающееся эрозией репрезентативных институтов.

Если принять во внимание данный , то легко предположить возникновение в ближайшем будущем нового феномена: мы рискнем назвать его "партия всего народа". Это будет партия, сочетающая в себе элементы "всеохватной", "картельной" и иных моделей. Такая партия будет нацелена на захват всего электората посредством превращения имеющихся в обществе классовых и идеологических противоречий, запускающих партийную конкуренцию, во фракционные разногласия. Эти разногласия отныне будут разрешаться не в процессе публичной политики, но посредством элитного диалога. Известный отечественный политолог Виталий Иванов в своем исследовании истории "Единой Российской Федерации" вслед за Юрием Пивоваровым называет такое элитное объединение предприятий "властной плазмой", внутри которой должны "протекать, разрешаться и гаситься конфликты", способные "разрушить режим и строй снаружи".

Однако не все так просто: "партиям всего народа", к которым можно отнести помимо "Единой Российской Федерации" еще и Либерально-демократическую партию Японии, Индийский национальный , почти всегда не удается достигнуть поставленной цели. Ведь никакое самое большое, самое рыхлое объединение предприятий не способно включить все политические идентичности, отразить интересы и ценности сразу всех слоев населения. Какая-нибудь одна непокорная, бунтующая радикальная идентичность неизбежно вываливается. Исламисты в арабских странах, индуистские фундаменталисты в Индии, наследники Ленина и радикальные последователи Гайдара в Российской Федерации. Любопытней всего то, что в какой-то момент именно эта бунтующая идентичность может оказаться наиболее востребованной, наиболее приемлемой для всего общества просто в силу своей особости и принципиальной неуступчивости.

Таким образом, бюрократизация партийной жизни грозит обернуться ее парадоксальной радикализацией. Впрочем, данный вывод пока не более, чем наше, весьма вероятно, поспешное предположение.


Беспартийные, однопартийные, двухпартийные и многопартийные правительства .

В беспартийной системе либо не существует официально зарегистрированных политических партий, либо закон запрещает появление последних. В беспартийных выборах каждый кандидат выступает за себя и, таким образом, является ярким и самостоятельным политиком. Исторический пример подобной системы — администрация Джорджа Вашингтона и самые первые созывы Конгресса США.

На сегодня существует несколько «беспартийных» государств. Это, как правило, по форме правления абсолютные монархии: Оман, Объединённые Арабские Эмираты, Иордания, Бутан (до 2008 г.). В этих странах существует либо прямой запрет на политические партии (Гана, Иордания), либо отсутствуют соответствующие предпосылки для их создания (Бутан, Оман, Кувейт). Сходной может быть ситуация при влиятельном главе государства, когда разрешенные партии имеют небольшую роль (Ливия на рубеже XX—XXI вв.).

В однопартийной системе официально разрешена только одна политическая партия; её влияние закреплено законодательно и является неоспоримым. Существует вариация этой системы, когда существуют также мелкие партии, от которых законодательно требуется признавать лидерство основной партии. Нередко при подобном раскладе положение внутри партии может быть важнее положения в государственном аппарате. Классический пример страны с однопартийной системой — СССР.

В системах с правящей партией оппозиционные партии разрешены; могут даже присутствовать глубокие демократические традиции, но «альтернативные» партии представляются не имеющими реальных шансов получить над властью. Пример из новейшей истории — Россия в начале XXI века. В некоторых случаях правящая партия может долгое время удерживать страну под своим контролем всеми средствами, включая фальсификации результатов выборов. В последнем варианте разница с однопартийной системой носит лишь официальный характер.

Двухпартийная система характерна для таких государств, как США и . При этом есть две доминирующие (реже их также называют правящими) партии, а также сложились такие условия, при которых одна партия практически не имеет возможности получить необходимый перевес над другой. Возможным вариантом может быть также одна сильная левая и одна сильная правая партии. Отношения в двухпартийной системе были впервые подробно описаны Морисом Дюверже и носят название закона Дюверже.

В многопартийных системах есть несколько партий, имеющих реальные шансы на широкую поддержку населения.

В государствах, подобных Канаде и Британии , могут быть две сильные партии и третья, достигающая достаточных успехов на выборах, чтобы составить реальную конкуренцию первым двум. Она нередко занимает второе место, но практически никогда официально не возглавляла правительство. Поддержка этой партии может в некоторых случаях перевесить чашу весов в остром вопросе в ту или иную сторону (таким образом, третья партия также обладает политическим влиянием).


Партия - это понятие, в переводе с латинского означающее "часть". То есть это часть какой-то более крупной общности. Партия - это термин, которым задолго до возникновения объединений в их современном виде обозначались группы людей. Они соперничали между собой либо в сфере самой власти, либо во влиянии на нее.

История возникновения партий

Еще у древнегреческих мыслителей мы находим упоминания об этих объединениях. Аристотель, например, писал о том, что в Аттике в 6 веке до н. э. наблюдалась борьба между партиями жителей гор, равнины и побережья. Следовательно, к этому времени можно отнести их формирование (его начало). Партии в Средние века были группировками, которые носили главным образом временный характер. Известно, например, о том, что в средневековой Англии была война между двумя "партиями", а именно Алой и Белой Розы. Однако о возникновении их прототипов в современном понимании этого слова можно говорить только с момента буржуазных революций. Речь идет, прежде всего, о революции в Англии в 17 веке. Партия - это объединение, которое появилось в результате того, что абсолютистские функции государства были подвергнуты ограничению. Возникла автономная личность, которая захотела участвовать в жизни общества, влиять на власть. Было признано, что наличие разнообразных интересов в обществе является законным. После этого появилась политическая партия. инструмент, предназначенный для представления всех этих интересов людей в системе власти.

Основные признаки партий

Существует особая наука партология, занимающаяся их изучением. Политологи до сих пор не пришли к единому мнению о том, что представляет собой политическая партия. Можно лишь отметить, что на данный момент ее общепризнанного определения не существует. Однако мы можем выделить самые значимые признаки, отделяющие ее от остальных политических организаций. К ним относятся следующие:

Минимальная формальная организация;

Программа совместной деятельности;

Наличие особого социального статуса, в том числе стремление прямо воздействовать на а также важная роль в проведении выборов, в подготовке избирательной кампании;

Особое положение в государстве, включая связь партии с элементами его механизма, участие в функционировании и формировании правительственных механизмов;

Социальная база;

Особый правовой режим, что означает нормативное регулирование деятельности партии и ее особое конституционно-правовое положение.

Общее определение партии

На основании данных признаков можно дать общее определение. Партия - добровольная в которую входят лица, имеющие общие идеалы и интересы, и которая стремится получить политическую власть или участвовать в ее осуществлении. Главным отличительным признаком, выделяющим ее среди других клубов, движений и организаций, является именно участие в механизме власти, притязание на нее. Хотя этот признак является важнейшим, партии могут занимать разные позиции по отношению к существующей власти. Например, они могут быть в оппозиции, выступать за свержение установленного порядка. Оппозиция может быть направлена не только против строя государства в целом, но и против политики действующего правительства. Партия может также принимать участие в органах управления, в правительстве, выступать партнером других партий. Кроме того, она способна единолично сформировать правительство. Партии, добившись этого, в ряде случаев стремятся укрепить свою монополию на власть, нарушая при этом законность, то есть ликвидируя оппозицию. Речь в этом случае идет об отождествлении партии с государством.

Три уровня партии

Рассматривая структуру современной партии, нужно выделить следующие три уровня:

1. Высший уровень - представительство в системе власти. Это должностные лица, работающие в государственном аппарате, которые получили свои посты благодаря принадлежности к партии: член парламента, губернатор, президент, депутат партии.

2. Следующий уровень - средний. К нему относится официальная партийная организация.

3. Низший уровень - блок избирателей. Это массовая база, которая обеспечивает поддержкой кандидатов партии во время избирательной кампании. Отметим, что принадлежность к этой группе основывается скорее на декларируемой приверженности. Официальная вовлеченность является менее значимой - необязательно быть включенным в соответствующий список. Партии можно поддерживать и не подписывая официальных бумаг.

Виды партий

Перейдем к рассмотрению видов политических партий. В них выражается их идейная основа, социальная природа, основная социально-ролевая функция той или иной партии, характер методов ее деятельности и внутреннее устройство.

Кадровые партии

Они, согласно М. Дюверже, сформировались в результате эволюции политических клубов. Основная их задача - мобилизовать влиятельных лиц в том или ином избирательном округе для того, чтобы обеспечить поддержку большого количества избирателей, представляющих различные слои населения и имеющих различные идеологические ориентации. Многие современные европейские партии, имеющие консервативную ориентацию, относятся к данному типу. Для них характерно свободное членство, то есть отсутствует система регистрации членов, их список. Партии эти отмечены также наличием регулярных взносов. Кроме того, их состав нестабилен. Активность партий этого вида проявляется в основном во время выборов. Конкретные примеры: Демократическая и

Массовые партии

Массовые партии возникли в результате появления всеобщего избирательного права. Они представляют собой крупные организации с высокой степенью идеологизированности и сложной внутренней структурой. Эти партии формируют свою социальную базу главным образом из низших слоев населения. В основном они являются социалистическими, коммунистическими и социал-демократическими. У них есть фиксированное членство, партийная дисциплина. Для них характерна высокая степень организованности. Они действуют на постоянной основе, обладают разветвленным аппаратом управления и множеством местных организаций. Ориентация такой партии - на рекрутирование новых членов. Тем самым решаются политические и финансовые проблемы. Конкретный пример - российская партия КПРФ.

Закрытые и открытые партии

Данное деление основано на способах рекрутирования членов. В открытых партиях вступление никак не регламентируется. В закрытых предполагается соблюдение формальностей и условий: анкеты, рекомендации, решение местного руководства партии. Жесткая регламентация приема в прошлом была характерна для КПСС и других социалистических и коммунистических партий. Сегодня возникла проблема сужения социальной базы. Основная часть партий стала открытого типа.

Классификация по месту в политической системе

В зависимости от того, какое место в политической системе занимает партия, выделяют два их вида.

1. Правящие. Когда они приходят к власти, начинает реализоваться программа партии, формируется правительство. Партия становится правящей в результате проведенных выборов в законодательный орган государства. При этом она необязательно одна - их может быть и несколько. В этом случае правящие партии формируют коалицию.

2. Оппозиционные партии. Это те, которые потерпели поражение на последних выборах или же не были допущены к ним действующим режимом. Свою деятельность они сосредотачивают на критике курса, установленного правительством, а также на создании альтернативных программ развития общества. Оппозиционные партии можно разделить, в свою очередь, на те, которые играют значительную роль в общественной жизни, и те, которые ее не играют. Например, 7 ноября 2001 года состоялись президентские выборы в США. В результате них правящей партией стали республиканцы, оппозиционной (играющей значительную роль) - демократы, а около 20 оппозиционных партий оказались не играющими значительной роли. Существует и еще одно деление. Среди оппозиционных партий выделяют легальные, то есть действующие в рамках закона, зарегистрированные; нелегальные; и незапрещенные, но и незарегистрированные.

Классификация по идеологии

В идеологическом смысле различаются следующие виды:

Идейно-политические, строящиеся на основе идеологии: социал-демократические, коммунистические, фашистские, конвенциональные, либеральные;

Проблемно-ориентированные, которые сконцентрированы вокруг определенной проблемы или их группы (женские партии, партии "зеленых");

Электоральные - межидеологические, а порой и внеидеологические организации, которые имеют целый набор целей и направлены на привлечение широких масс населения.

Политические партии начала 20 века опирались именно на идеологию. Однако в наши дни ситуация изменилась. В западноевропейском обществе сегодня идеология теряет свое значение, тогда как раньше она являлась мощным оружием партий. В наше время происходит информатизация и технократизация, появляется суперидеология науки, рационализма и знания. Поэтому современным партиям приходится вписываться в новые условия, которые требуют значительного В результате ослабления идеологии, активных действий СМИ, влияния избирательных технологий на выборы партии и др. они теряют стабильный электорат. Поэтому, по мнению целого ряда политологов, в Западной Европе создается новый их тип. Появляются партии электорально-профессиональные.

Электорально-профессиональные партии

Их отличительные черты следующие. Это объединения лиц, небольшие по численности, которые имеют специальную подготовку, обладают навыком профессиональной работы с потенциальными избирателями. В своей деятельности они выходят непосредственно на электорат. При этом финансирование этих партий осуществляется через особые фонды и группы интересов. Для них характерно персонализированное лидерство. Это означает, что каждый лидер партии понимает, с какой именно группой интересов он связан, для кого и с кем работает. Такого рода объединения напоминают "информационно-технократических мутантов", таранящих систему выборов.

В заключение отметим, что типология политических партий в целом является довольно условной. В действительности каждая из них может иметь черты, свойственные различным видам.

Россия - политически свободная страна. Об этом свидетельствует немалое количество зарегистрированных разнообразных политических партий. Однако, согласно Конституции, в России не имеют права существовать партии, пропагандирующие идеи фашизма, национализма, призывающие к национальной и религиозной розни, отрицающие общечеловеческие ценности и подрывающие моральные нормы. Но и без того партий в России хватает. Чуть ниже огласим весь список политических партий России и дадим краткую информацию о них.

Особенности парламентаризма в России

К сожалению, демократия в историческом развитии нашей страны - явление атипичное. Монархизм и социализм тоталитарного толка - это что-то другое. Весь опыт парламентаризма в России сводится к небольшому периоду от создания Государственной Думы (1905 год) до октябрьской революции 1917 года. В СССР парламентаризм в условиях однопартийной системы (Коммунистическая партия отсутствовал в принципе. При переходе на демократические рельсы это "наследие" сказывается в виде способов борьбы, нетерпимости к оппонентам. Наследством от КПСС, похоже, стало и чисто российское понятие "партия власти".

Административный ресурс

Опыт однопартийной системы в России богатейший. Неудивительно, что, вспоминая старое, государственные чиновники и высшие эшелоны власти заинтересованы в создании партии, поддерживающей действующую власть. Основными ее членами являются государственные чиновники, государственные и муниципальные служащие, в определенной степени при деятельности партии используется так называемый административный ресурс (поддержка власти). Руководствуясь этими признаками, политологи к таким из списка политических партий России относят "Единую Россию", а также бывшие "Наш дом - Россия", "Единство".

Самая старая партия

Таковой, наверное, следует признать как прямую наследницу КПСС. Политические изменения заставили современных коммунистов сдвинуть свои взгляды значительно правее и реорганизоваться, но все-таки, как бы не возмущались другие партии левого толка, КПРФ - "дочка" КПСС.

Завсегдатаи Думы

Только две партии получали мандаты во всех семи созывах Государственной Думы. Это КПРФ и ЛДПР. Такой результат у первой объясняется традиционной популярностью социалистических идей в России, "критиканской" позицией к правительству России, что в стране, не лишенной проблем, беспроигрышно. Достижения "либералов" политологи сводят к личной харизме создателя и бессменного лидера партии Владимира Жириновского.

Надо, правда, отметить, что в Думе всегда имелись и представители "партий власти". "Единая Россия" - их прямое продолжение, но юридически это можно считать ложью. "Единоросы" присутствуют в Думе только последние четыре созыва.

Политические полюса

Современные партии России (в списке ниже), во всяком случае ведущие, служат выразителями популярных идей и своеобразными лидерами в их продвижении:

  • Так, "Единая Россия" - это стремление к взвешенному центризму правого толка, пропаганда укрепления государственной власти и уважения к ней, патриотизм, интернационализм, согласие в обществе.
  • Коммунистическая партия России (КПРФ) - социальная справедливость, патриотизм, уважение к истории.
  • Либерально-демократическая партия (ЛДПР) - радикализм в стремлении к социальной справедливости.
  • "Справедливая Россия" - идеалы социал-демократии, в том числе и европейского толка. В этом смысле СР следует некогда влиятельному, но потерявшему авторитет объединению "Яблоко".

Отсутствует в списке политических партий России сильная отдельная партия, выражающая интересы бизнеса и либерализма прозападного типа. "Союз правых сил" политически обанкротился, "Гражданская платформа" так и осталась маленькой. Последней попыткой пока является "Партия Роста", но, похоже, в стране, где разница в доходах между богатыми и бедными велика, а бедных немало, большинству населения интересы богатых чужды. Ситуация на политическим "рынке" изменчива. Например, всегда трудно было представить, что популярное "Яблоко" потеряет места в парламенте. Однако ж...

Все зарегистрированные политические партии России: список и их лидеры

Представим вашему вниманию таблицу.

Партия Год основания Идеология Создатели Лидер
"Единая Россия" 2001 Правый демократический центризм Сергей Шойгу, Минтимер Шаймиев Дмитрий Медведев
КПРФ 1993 Левый центризм Валентин Купцов, Геннадий Зюганов Геннадий Зюганов
ЛДПР 1989 Заявляет о либерализме, но если обратить внимание на заявления лидера - ультраправая.
"Патриоты России" 2005 Левый центризм Геннадий Семигин Геннадий Семигин
Демократическая партия "Яблоко" 1995 Социал-демократия Григорий Явлинский, Владимир Лукин Эмилия Слабунова
2005 Социал-демократия Сергей Миронов Сергей Миронов
"Партия Роста" 2008 Правая консервативная Борис Титов Борис Титов
Партия народной свободы 1990 Правый центр, либерализм Степан Сулакшин, Вячеслав Шостаковский Михаил Касьянов
Демократическая партия России 1990 Правый центр, либерализм Николай Травкин Тимур Богданов
"За женщин России" 2007 Консерватизм, защита прав женщин Галина Латышева Галина Хавраева
Альянс зеленых 2012 Социал-демократия, экология Митволь Фетисов Александр Закондырин
Союз Горожан (СГ) 2012 Ильдар Гайфутдинов Дмитрий Волков
Народная партия России 2012 Центризм Андрей Богданов Станислав Аранович
Гражданская Позиция 2012 Либерализм Андрей Богданов Андрей Пода
Социал-демократическая партия России 2012 Социал-демократия Андрей Богданов Сираждин Рамазанов
Коммунистическая партия социалистической справедливости (КПСС) 2012 Социализм Андрей Богданов Олег Булаев
Партия пенсионеров России 2012 Социал-демократия, защита прав пенсионеров Николай Чеботарев Николай Чеботарев
Партия "ГРОСС" 2012 Социал-демократия, защита прав жителей городов Юрий Бабак Юрий Бабак
Молодая Россия (МОЛРОСС) 2012 Центризм, защита прав молодежи Николай Столярчук Николай Столярчук
Партия свободных граждан 2012 Конституционализм, либерализм Павел Склянчук Александр Зорин
"Зеленые" 1993 Центризм, экология Анатолий Панфилов Евгений Беляев
Коммунисты России (КОМРОС) 2009 Левые Константин Жуков Максим Сурайкин
Аграрная партия России 1993 Центризм, защита прав граждан, занятых в аграрном секторе экономики Василий Стародубцев, Михаил Лапшин, Александр Давыдов Ольга Башмачникова
Российский общенародный союз (РОС) 1991 Патриотизм, консерватизм, православие Сергей Бабурин Сергей Бабурин
Партия за справедливость! (ПАРЗАС) 2012 Владимир Пономаренко Владимир Пономаренко
Партия соц. защиты 2012 Социальная справедливость, левые Виктор Свиридов Виктор Свиридов
Гражданская сила 2007 Либерализм, экология, защита прав малого и среднего бизнеса Александр Ревякин Кирилл Быканин
Партия пенсионеров за социальную справедливость 1997 Социальная справедливость, защита прав пенсионеров Сергей Атрошенко Владимир Бураков
Народный альянс 2012 Патриотизм Андрей Богданов Ольга Анищенко
Монархическая партия 2012 Патриотизм, монорхизм Антон Баков Антон Баков
Гражданская платформа 2012 Либерализм Михаил Прохоров Рифат Шайхутдинов
"ЧЕСТНО" 2012 Христианство, либерализм Алексей Золотухин Алексей Золотухин
Трудовая партия России 2012 Либерализм Сергей Вострецов Сергей Вострецов
Против всех 2012 Социальная справедливость Павел Михальченков Павел Михальченков
Российская Социалистическая партия 2012 Социализм Сергей Черкашин Сергей Черкашин
Партия ветеранов России 2012 Патриотизм, защита прав военнослужащих Ильдар Резяпов Ильдар Резяпов
РОТ ФРОНТ 2012 Левые Виктор Тюлькин, Сергей Удальцов Виктор Тюлькин
Партия дела 2012 Демократия, защита прав предпринимателей Константин Бабкин Константин Бабкин
Партия Национальной безопасности России (ПНБР) 2012 Патриотизм Александр Федулов Александр Федулов
"Родина" 2003 Патриотизм Дмитрий Рогозин, Сергей Глазьев, Сергей Бабурин, Юрий Скоков Алексей Журавлев
Союз Труда 2012 Социальная справедливость, защита прав трудящихся Александр Шершуков Александр Шершуков
Российская партия народного управления 2012 Социал-демократия Альберт Мухамедьяров Альберт Мухамедьяров
"Женский Диалог" 2012 Традиционализм, патриотизм, защита прав женщин и детей Елена Семерикова Елена Семерикова
Партия Возрождения Села 2013 Защита прав сельских жителей Василий Вершинин Василий Вершинин
Защитники Отечества 2013 Популизм, защита прав военнослужащих Николай Соболев Николай Соболев
Казачья партия 2013 Патриотизм, защита прав казачества Николай Константинов Николай Константинов
Развитие России 2013 Социал-демократия Алексей Каминский Алексей Каминский
Демократическая правовая Россия 2013 Умеренный либерализм, конституционализм Игорь Трунов Игорь Трунов
"Достоинство" 2013 Либерализм Станислав Бычинский Станислав Бычинский
Великое Отечество 2012 Патриотизм Николай Стариков Игорь Ашманов
Партия садоводов 2013 Популизм, защита прав садоводов Игорь Касьянов Андрей Майборода
Гражданская инициатива 2013 Демократия, либерализм Дмитрий Гудков Ксения Собчак
Партия Возрождения 2013 Социалистическая демократия Геннадий Селезнев Виктор Архипов
Национальный курс 2012 Патриотизм Андрей Коваленко Евгений Федоров
Народ против коррупции 2013 Антикоррупция Григорий Анисимов Григорий Анисимов
Родная партия 2013 Популизм Сергей Орлов, Надежда Демидова
Спортивная партия "Здоровые силы" 2013 Популизм, защита прав спортсменов Давыд Губарь Давыд Губарь
Интернациональная партия (ИПР) 2014 Социальное согласие общества, интернационализм Зулейхат Улыбашева Зулейхат Улыбашева
Партия Соц. Реформ (ПСР) 2014 Социальная справедливость Станислав Полищук Станислав Полищук
ОПЛОТ РОССИИ 2014 Защита прав инвалидов Владимир Мальцев Владимир Мальцев
Партия Добрых дел 2014 Популизм, социальная защита Андрей Кириллов Андрей Кириллов
Возрождение аграрной России 2015 Защита прав агропромышленного сектора Василий Крылов Василий Крылов
Смена 2015 Социальная справедливость Антонина Серова Антонина Серова
Партия родителей (ПРБ) 2015 Популизм, защита интересов семьи Марина Воронова Марина Воронова
Партия Малого Бизнеса (ПМБР) 2015 Либерализм, защита прав малого бизнеса Юрий Сидоров Юрий Сидоров
Беспартийная Россия (БПР) 2013 Патриотизм, социальная справедливость Александр Сафошин Александр Сафошин
"Власть Народу" 2016 Социализм, социальная справедливость, народная демократия Владимир Милосердов Владимир Милосердов

Таков список политических партий современной России.

Злоупотребления

Всякая свобода - это риск, лазейка для нечистых на руку людей. Парламентаризм должен приносить пользу стране и ее народу. Политтехнологии же вряд ли стоит считать благом. Вот, например, известный политтехнолог Андрей Богданов создает партии, а потом продает их "под ключ" всем желающим. Даже в списке выше несколько таких "товаров". Хотя в 2012 году были ужесточены требования к регистрации политических партий. Потому это и год создания большинства партий-новичков. Но уж лучше свобода, чем жестокие рамки.

Понятие политической партии: это есть организованная общность людей, имеющая определенные общественные задачи, представляющая интересы определенного общественного класса. Отличительным признаком политической партии является захват власти. В партию вступают люди, имеющие похожие идеологические взгляды, проявляющие политическую активность и желающие управлять государством.

Политические партии и признаки политической партии:

  • Существование единой идеологии и целей, которых организация стремиться достичь.
  • Существование политической программы, объясняющей, зачем существует эта организация.
  • Наличие партийного устава или иного документа, регламентирующего внутреннюю жизнь партии.
  • Наличие должностей в организации (председатель партии, заместитель председателя и иное).
  • Организация имеет местные отделы в разных регионах. Региональные отделения поддерживают контакт с партийным руководством.
  • Добровольность. В партию приходят люди, потому что стремятся воплотить свои идеи, касающиеся развития общества, в жизнь.

Виды политических партий.

Политические партии можно подразделять по разным признакам, но в этом разделе мы обсудим деление по идеологической направленности.

Партия Идеологическая приверженность. Основные ценности.
Либералы Отдельная личность имеет большее значение, чем все общество в целом. Должна господствовать рыночная экономика, в которую государство обязано не вмешиваться чрезмерно. Ценности индивидуализма, просвещения, прогресса. Положительное отношение к частной собственности. Имеют твердые позиции в демократическом обществе.
Консерваторы Стоят за незыблемость существующего общественного порядка. Принимают реформы, если их проведение крайне важно. Поддерживают церковь, традиционные ценности, выступают за крепкую государственную власть. Считают людей неравными. Поддерживают частную собственность. Представители зачастую относятся к элите.
Социал-демократы Эти политические партии стремятся к идеалу социальной справедливости. Защита малоимущего населения, участие в жизни трудового народа, предоставление широких социальных гарантий, защита демократических ценностей, обеспечение политического и идеологического плюрализма, пацифизм. Защита населения от агрессивного воздействия рынка.
Коммунисты Главная цель - достижения бесклассового коммунистического общества, где будут стерты любые отличия одного человека от другого. Равенство трудящихся, отмена частной собственности и замена ее государственной, использование методов плановой экономики, национализация. Коммунизм призывает передать собственность, которой владели частные собственники, в руки народа. Отрицание религии, отказ от национальных, религиозных отличий. Ведение классовой войны за коммунизм.
Националисты Высшей ценностью провозглашается народ. Сохранение культурных традиций нации. Препятствует увеличению числа мигрантов. Регулярно вырождается в шовинизм и ненависть ко всем, кто не принадлежит к титульной нации. Эта идеология возрождается "как феникс из пепла" в условиях нестабильности, когда не к чему апеллировать, кроме как к мертворожденному чувству национальной гордости.
Фашисты Подчинение индивида обществу. Тоталитарная машина, практикующая террор. При фашизме существует лишь политическое мнение, исповедуемое действующей властью. Все остальные идеологии уничтожаются и дискредитируются. Милитаризм, ведение экспансии, проявление агрессии к другим государствам, репрессии по отношению к несогласным. Нацизм, франкизм (от испанского генерала-фашиста Франко), фалангизм, усташи - эти политические течения относятся к фашизму.
Анархизм Глупо представлять анархистскую партию, заседающую в Правительстве, ведь анархия есть немедленное упразднение государства. Анархизм относится к социалистическому течению. Цель - уничтожить государство здесь и сейчас. Согласно анархической идеологии все беды человечества происходят от того, что один человек имеет власть над другим. Это противоречит нравственному принципу, поэтому не столько государство, сколько институт власти должен быть немедленно упразднен. Анархизм выступает за социальное равенство, уничтожение частной собственности (хотя существуют анархо-капиталисты, требующие, чтобы было уничтожено государство, но остался саморегулирующийся рынок). Справедливость, пацифизм, самоорганизация на добровольных началах, коллективное решение общественных задач, отсутствие угнетения человека человеком - вот принципы анархической идеологии.

Классификация политических партий

Можно классифицировать политические партии не только тем способом, который описан в вышестоящей таблице. Рассмотрим основные способы классификации:

  • Правящая или оппозиционная . Первая осуществляет государственную власть и находится при ней, вторая состоит в оппозиции и протестует. Оппозиционные общественно-политические движения могут существовать и на легальной основе, и на нелегальной.
  • Кадровая или массовая . В состав первой будет входить небольшое количество политиков-профессионалов. Такие общественно-политические движения проявляют активность лишь в предвыборный период, их активно спонсируют крупные владельцы капитала. Массовая же партия имеет иерархию, структуру, действует непрерывно, постоянно. В них существует связь между партийными и дисциплина. ЛДПР, КПРФ, Единая Россия — все эти партии являются, безусловно, массовыми. Свою деятельность они ведут непрерывно.
  • Левые, центристские и правые . Это удивительное разделение на «лево» и «право» появилось во времена Великой Французской Революции. Те, кто занимал места левее (просто по расположению) в Парламенте, предлагали самые радикальные и революционные идеи, те, кто сидел правее, настаивали на сохранении бытующего порядке вещей, центр же назывался «болотом», так как он склонялся то в одну, то в другую сторону и решительной активности не проявлял. «Левые» выступают за государственную собственность, социальную справедливость, революцию или существенные реформы, правые же стоят за частную собственность, сильное, стабильное и крепкое государство, хранят институт частной собственности, выступают против «бунташных» движений, на реформы соглашаются с большим трудом и только тогда, когда это действительно нужно. Центр смотрит на ситуацию компромиссным взглядом, ищет консенсуса, порядка, а в действительности не проявляет желания менять существующий порядок.
  • Реформистская и революционная . Первая будет проводить реформы, то есть постепенные преобразования общественной жизни, не рушащие коренные устои, вторые отличает то, что они выступают с лозунгом «Весь мир до основанья мы разрушим». Цель революционеров — построить новое справедливое общество на руинах прогнившего старого порядка.

Партии в политической системе общества играют большую роль. Функции политических партий: они воспитывают у населения активную гражданскую позицию, участвуют в управлении государством, от них во многом зависит то, как будет развиваться страна. Ярким примером будет являться партия большевиков, которая из небольшой, строго законспирированной и дисциплинированной организации превратилась в КПСС, которая стояла во главе огромного Советского Союза.

Политическая партия (от лат. pars (partis) - часть, участие, доля) - это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении).

Любая политическая партия обладает целым рядом признаков.

Отличительные признаки политической партии

1. Носитель определенной идеологии или особого видения мира и человека.

2. Нацеленность на завоевание и осуществление власти.

3. Наличие политической программы, т. е. документа, в котором формулируются цели и задачи партии как в плане участия в политической жизни, так и на тот случай, если партия придет к власти.

4. Наличие организации:

В любой партии есть руководящие органы, как центральные, так и местные, на которых лежит задача выработки стратегий и тактик политической активности партии;

Любая партия характеризуется членством, т. е. состоит из строго определенного числа членов, которые обычно платят членские взносы и определенным образом участвуют в деятельности партии;

Любая партия имеет устав, т. е. документ, в котором устанавливаются важнейшие нормы внутрипартийной жизни.

5. Наличие разветвленной сети местных организаций, ядро которых образуют активисты-добровольцы.

Реальное многообразие партий, участвующих в политической жизни общества, огромно. Отчасти оно связано с тем, что различные партии исповедуют разные идеологии, которые реализуются не только на словах, т. е. в политических программах, но и на деле, в том числе и в том, как партии организованы, какие цели они ставят и какие пути достижения выбирают. Здесь необходимо учитывать и личностные особенности лидеров, и руководящий состав партии, а также специфику политического режима страны и т. д.

Чтобы охватить все многообразие партий с точки зрения их идеологии и внутреннего устройства, невозможно ограничиться каким-то одним принципом классификации. Поэтому в политологии существуют многочисленные классификации, при помощи которых в конечном итоге можно описать любую партию.

Виды политических партий (основные классификации).

1. Классификация по идеологической направлености:

Социал-демократические - выступают за более заметное участие государства в жизни общества, в управлении экономикой при сохранении основных свобод;

Коммунистические - стремятся к полному огосударствлению экономики, распределению богатств с учетом интересов всех социальных слоев общества, полному контролю со стороны государства над сферами образования, здравоохранения и т.д.;

Консервативные и либеральные - ориентируются на разгосударствление экономики и некоторых других сфер жизни, т.е. на минимизацию участия государства в жизни общества;

Клерикальные - придерживаются религиозной идеологии;

Националистические - строят свою деятельность на основе националистических и фашистских идей.

2. Участие в осуществлении власти:

Правящие - это те партии, которые находятся у власти;

Оппозиционные - это те партии, которые не находятся у власти и имеют главную задачу - завоевать власть: легальные, полулегальные, нелегальные.

3. Характер членства:

Кадровые партии: - немногочисленны; - в них свободное членство; - опираются на профессиональных политиков и финансовую элиту; - в них только те члены, которые голосуют на выборах за данную партию; - проводят деятельность только в период выборов;

Массовые партии: - многочисленны; - в них преобладает воспитательная функция; - отличаются тесной связью между членами партии; - в них есть жесткая дисциплина; - есть первичные парторганизации; - их деятельность проводится систематически.

4. Шкала политического спектра:

Левые партии (социалистические и коммунистические партии): - за реформы; - за вытеснение частного сектора; - социальная защита трудящихся; - радикально-революционные методы действия Центристские партии: - компромисс; - сотрудничество;

Правые партии (либеральные и консервативные партии): - за сильное государство; - охрана частной собственности; - за стабильность; - отрицательное отношение к революции.

5. Способ деятельности:

Реформистские - стремятся к постепенным преобразованиям общества с использованием законных средств воздействия на власть и законных средств достижения власти;

Революционные - стремятся к преобразованию общества с использованием средств борьбы, которые, с точки зрения существующего государственного устройства и политического режима, являются незаконными.

Роль любой партии не ограничивается лишь достижением политической власти или выражением политических интересов. В действительности функции, которые выполняет партия в политической жизни, гораздо более многообразны.

Основные функции политической партии: борьба за власть в государстве и влияние на политику государства; участие в осуществлении власти; участие в формировании власти; политическое воспитание; формирование общественного мнения; подготовка кадров политиков; выражение интересов социальных групп.

Партийная система - совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти.

В зависимости от того, сколько партий функционирует в политической сфере, выделяют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы.

Типы партийных систем:

1. Однопартийная - в обществе функционирует одна партия, которая со временем выводит из политической жизни всех конкурентов (например, КПСС до 1990 г.). Формируется при авторитарных и тоталитарных режимах. Нередко сопровождается таким явлением, как «искусственная многопартийность» (не следует путать с многопартийностью в собственном смысле слова): существует множество политических партий, связанных с национальными и другими общностями и имеющих форму народных фронтов. Однако идеологическая жизнь зависит от одной партии, которая целиком определяет деятельность и любую политическую активность остальных партий.

2. Двухпартийная - в обществе существуют две сильные партии, которые периодически приходят к власти. «Обмен властью» осуществляется в результате выборов лишь между этими двумя партиями (например, республиканская и демократическая партии в США). Существуют и другие партии, но они не обладают достаточной популярностью, чтобы прийти к власти. Формируется в экономически развитых странах. Обычно базируется на мажоритарной избирательной системе.

3. Многопартийная - в обществе существует конкуренция между многими партиями, ни одна из которых не имеет преимуществ перед другими. Раздробленность политических сил приводит к необходимости поиска компромисса (от лат. compro-missum - соглашение, достигнутое путем уступок) и объединений. Образуются партийные блоки (например, во Франции) и многопартийные коалиции (например, в Нидерландах, Финляндии). Формируется в развитых демократических обществах, в которых соблюдается большинство свобод граждан, высок уровень экономического развития, что проявляется прежде всего в наличии мощного и большого среднего класса. Складывается под влиянием пропорциональной избирательной системы.

В ряде стран (Япония, Швеция, Дания) установилась многопартийная система с одной доминирующей партией: в выборах принимают участие 4-5 партий, однако лишь одной из них избиратели отдают предпочтение - 30-50% голосов

Политические (социально-политические, общественно-политические) движения - добровольные формирования, возникающие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов.

В современном мире существуют следующие демократические движения:

За сохранение и развитие демократии, прав и свобод человека;

Антивоенные, антиядерные;

За землю и социальные права крестьян;

За новый экономический порядок (антиглобализм);

Неприсоединения;

Экологические;

Против расовой и национальной дискриминации;

Женские, молодежные, студенческие.

Отличительные признаки политических движений

1. Стремятся не к достижению власти, а к воздействию на власть в нужном для них направлении (например, в требовании от власти изменения во внутренней или внешней политике, решения социальных проблем и т. д.).

2. Имеют добровольное членство либо вообще не имеют четких, формальных процедур, связанных с членством:

В большей степени приближены к обыденной жизни людей, чем политические партии;

Более широкая, аморфная, пестрая социальная база, чем у политической партии;

Необязательность полного идеологического единения участников в отличие от политической партии.

3. Не имеют строгой иерархии, т. е. четкого распределения между центром и периферией в них не обнаруживается.

4. Ориентируются на выражение частных интересов той или иной группы людей.

Этапы развития политических движений:

I этап: Зарождение идей->Появление активистов->Выработка общих взглядов.

II этап: Пропаганда взглядов->Агитация->Привлечение максимального количества сторонников.

III этап: Более четкое формирование идей и требований->Развитие общественно-политической активности.

Далее происходит оформление в общественно-политическую организацию или партию, а также участие в политической власти. Как итог, цели достигнуты или отсутствуют перспективы их достижения->Движение затухает.

Виды политических движений (основные классификации):

1) Классификация по идеологической направленности: социально-политические, конфессиональные, экономические, экологические и антивоенные.

2) Классификация по способу деятельности: революционные, контрреволюционные, реформаторские и консервативные.

3) Классификация по количеству участников: массовые и элитарные.

4) Классификация по шкале политического спектра: левые, центристские и правые.

Политические партии в России стали возникать значительно позднее, чем в странах Запада: лишь на рубеже XIX- XX веков.

Основные этапы становления многопартийности в России:

1. Рубеж XIX- XX вв. - российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), партия социалистов-революционеров (эсеров): зарождающиеся партии действуют подпольно, нелегально. Их основная политическая цель: покончить с самодержавием и пережитками крепостничества.

2. 1905- 1907 гг. - партия конституционных демократов (кадеты), «Союз 17 октября» (октябристы), эсеры, РСДРП, «Союз русского народа»: формирование многопартийности на легальной основе. Участие партий в избирательной кампании в Государственную думу.

3. 1917- 1920 гг. - РСДРП(б) - Российская Коммунистическая партия (большевиков) (РКП(б)), левые эсеры, меньшевики: сохранение многопартийности.

4. 1920- 1977 гг. - РКП(б) - Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков) (ВКП(б)) - Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС): единственную монополию на власть получает партия большевиков-коммунистов. Однопартийная система в СССР не была еще юридически оформленной.

5. 1977- 1988 гг. – КПСС: юридическое оформление однопартийной системы в стране в ст. 6 Конституции СССР 1977 г. о руководящей и направляющей роли КПСС.

6. 1988- 1991 гг. - КПСС, Движение демократических реформ, Демократическая партия России, Республиканская партия РФ, «Демократическая Россия», ЛДПР, Крестьянская партия России и др.: зарождение основных политических партий. Отмена ст. 6 Конституции СССР означала конец монополии КПСС (1990). Принятие закона «Об общественных объединениях». Реформирование КПСС. Официальная регистрация наряду с КПСС Либерально-демократической партии России (ЛДПР).

7. 1991-1993 гг. - « Гражданский союз », « Демократический выбор», «Трудовая Москва», «Память», Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), ЛДПР, Аграрная партия, «Выбор России»: распад КПСС. Принятие на референдуме Конституции РФ, закрепившей многопартийность в качестве конституционного принципа (ст. 13). Возникновение десятков и даже сотен мелких политических партий.

8. Рубеж XX- XXI вв. – «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР, «Яблоко»: принятие «Закона о политических партиях» (2001). Размежевание политических сил, борьба вокруг сущности, направлений и темпов реформ в России, участие политических партий и блоков в выборах в Государственную Думу и Президента РФ.

Формирование влиятельных партий является важным условием демократического развития России. Однако оно в любом случае не может повторить политический процесс в странах Запада, с одной стороны, в результате самобытности национально-культурной традиции, а с другой - в силу необратимости исторического времени.