Пластичность мозга и когнитивные упражнения. Когнитивная тренировка мозга и развитие интеллекта

Мыслительный процесс и процесс восприятия – две стороны одной «медали». И они не только являются тем, что присуще абсолютно каждому из нас, но и представляют собой одну из основных составляющих нашей жизни.

Любой человек время от времени сталкивается с ситуациями, когда по той или иной причине требуется в максимально ускоренном темпе что-то сделать, например, во всех подробностях разработать какой-то проект, понять, о чём идёт речь в изучаемом материале и т.п. Но далеко не все обладают способностью сделать это так, чтобы это было и быстро и эффективно одновременно. И дело здесь заключается, главным образом, в том, что у всех разные когнитивные способности, т.е. способности к восприятию.

Но очень хорошая новость состоит в том, что, независимо от того, каковы когнитивные способности того или иного человека, он может их повысить. И если вы подумали, что для этого нужно проходить массу разных тестов, разбираться в себе и использовать всевозможные развивающие методики, то и здесь мы хотим вас обрадовать: это, пусть и полезно и, конечно же, эффективно, но совсем не обязательно. вы можете, живя своей привычной жизнью, и, быть может, внося в неё совсем незначительные изменения.

И в этой статье мы расскажем вам о том, как вы можете это сделать.

10 необычных способов повысить свои когнитивные способности

Итак, можно назвать несколько довольно необычных способов повысить свои когнитивные способности.

Способ №1: Следите за своим питанием

В первую очередь, вы должны уяснить для себя, какие-либо продукты, имеющие статус или просто названные кем-то «лучшими», ещё недостаточно. Если подойти к этому вопросу более детально и взять в расчёт именно долгосрочную перспективу, то вы должны обеспечить свой основной орган – мозг – необходимым количеством витаминов и микроэлементов. Особое внимание нужно уделять достаточному количеству сахара, антиоксидантов, аминокислот и жирных кислот «Омега-3». А наиболее полезными для мозга продуктами можно назвать морепродукты, зерно, яйца, ягоды, орехи, листовые зелёные овощи и шоколад.

Способ №2: Употребляйте кофе

Конечно же, все мы слышали о том, что кофе можно назвать вредным для организма продуктом. Однако вредным он является лишь тогда, когда речь идёт о большом его количестве, ведь если в организм поступает много кофе, это отрицательно сказывается на работе сердечнососудистой и пищеварительной систем. Но умеренное употребление не просто поддержать человека в состоянии бодрости. Кофе помогает сосредотачиваться на трудных задачах, активизирует умственную деятельность и улучшает реакцию. Сделать человека умнее он, естественно, не сможет, но в момент упадка сил или снижения мозговой активности станет отличной поддержкой.

Способ №3: На время откажитесь от пищи

Да, мы уже говорили, что для продуктивности работы мозга в долгосрочной перспективе является незаменимым. Но, несмотря на этот факт, в некоторых случаях непродолжительный отказ от еды способен помочь в кротчайшие сроки улучшить работоспособность головного мозга. По мнению довольно большого количества специалистов в области питания и работоспособности, такое положение дел сложилось в эволюционном процессе – человек способен работать эффективнее, если его организма посылает мозгу сигналы о том, что ему не хватает питания. Мозг же в ответ посылает обратные импульсы, указывающие организму на то, что пришло время воспользоваться запасными резервами.

Способ №4: Пейте вино

Ни в коем случае не подумайте, что мы на стороне злоупотребления алкоголем. Но, согласитесь, пьянство и периодическое употребление «Напитка богов» — это разные вещи. По мнению учёных из Норвегии, люди, регулярно выпивающие немного вина, значительно лучше решают задачи когнитивного характера, нежели те, кто раз и навсегда спиртное, что, предположительно, обусловлено наличием в вине антиоксидантов. Особенно интересно то, что данная тенденция наиболее ярко выражена среди представительниц прекрасного пола. Но каждый человек, не важно, мужчина это или женщина, должен понимать, что польза от вина может быть лишь тогда, когда оно употребляется лишь изредка.

Способ №5: Загорайте

Воздействие солнечных лучей на организм человека исследуется уже на протяжении долгого времени, и каждый раз результаты этих исследований дают интересные результаты. Так, например, по наиболее свежим данным, люди, в организме которых наблюдался высокий уровень витамина D, показали более лучшие результаты при работе с контрольными тестами, чем те люди, в организме которых был дефицит этого витамина. Учитывая то, что витамин D образуется посредством воздействия солнечного света, мы рекомендуем вам как можно чаще отправляться на пляж или, если поблизости такового нет, ездить на отдых на курорты. Заодно и время проведёте отлично (бать может, даже )!

Способ №6: Отдыхайте

Мы живём в мире постоянных дел и забот, стрессов и давления. По этой причине, во множестве ситуаций человек встаёт перед необходимостью и работе без отдыха. Это, конечно, позволяет время от времени выполнять большие объёмы работы, но без отдыха и работоспособность и когнитивные способности человека сильно снижаются. Люди, делающие в рабочем процессе хотя бы небольшие перерывы, лучше воспринимают информацию, больше и лучше запоминают, лучше решают поставленные задачи. Запомните: если аврал и выходной устроить себе нельзя, позвольте себе периодически отвлекаться и немного отдыхать – результат будет гораздо выше, чем, если вы будете работать без перерывов.

Способ №7: Отдыхайте активно

Способ №8: Занимайтесь спортом

Продолжая тему активного отдыха, нельзя не сказать о занятиях спортом. Да, некоторые люди совершенно не видят себя в спорте, предпочитают интеллектуальное развитие или культурно-познавательные виды проведения досуга. Но физическая нагрузка должна быть всегда. вовсе не обязаны быть профессиональными – здесь имеются в виду даже небольшие нагрузки, такие как гимнастика, отжимания и подтягивания, пробежки и прогулки на свежем воздухе. Если же вы намеритесь отправиться в тренажёрный зал или на фитнес, это будет ещё лучше, ведь спортсмены выполняют когнитивные задачи эффективнее тех, кто спортом не занимается. Кстати, даже часовая прогулка в парке повысит вашу работоспособность на 10%.

Способ №9: Играйте в логические игры

При помощи МРТ (магнитно-резонансной томографии) удалось выяснить, что простая игра в тетрис благоприятно сказывается на активности серого вещества (главном компоненте центральной нервной системы). Но, помимо тетриса, есть и ещё огромное количество интеллектуальных игр: игры на поиск предметов, и головоломки, те же кроссворды и сканворды – всё это развивает мозг и улучшает когнитивные способности. Помимо этого, ещё одна их прелесть заключается в том, что подобные занятия помогают людям отвлекаться от плохих событий и проблем.

Способ №10: Разговаривайте сами с собой

По результатам экспериментов по поиску вещей, выяснилось, что люди, которые заняты поиском какого-либо предмета или вещи, гораздо быстрее находят её, если вслух проговаривают название того, что ищут. Но это лишь «верхушка айсберга». Если время от времени разговаривать с собой, можно быстрее находить ответы на нужные вопросы, лучше концентрироваться на поставленных задачах, быстрее принимать решения и т.д. К тому же, разговоры с собой нередко помогают .

Наверное, вы заметили, что все рассмотренные способы не только не создают дискомфортных ощущений в жизни, но и связаны с положительными эмоциями. Поэтому берите их себе на вооружение и повышайте свои когнитивные способности.

НАШ СПОСОБ: Но и у нас есть свой собственный способ повышения когнитивных способностей, причём он может не только повысить и улучшить мозговую активность человека, но и рассказать ему о самом себе массу уникальной и очень важной информации. Этот способ – наш курс по саморазвитию, в который включена как мощная теоретическая база, так и множество тестов и упражнений, целью которых является познание и развитие себя. Спешите познакомиться с нашим курсом – найти его можно по .

Познавайте и живите с умом!

Добрый день!
Статья психолога-консультанта Зайковского Павла Александровича (Магистр психологии
Когнитивно-поведенческая психотерапия; психокоррекция). В ней перечислены основные психотерапевтические упражнения помогающие справится с тревогой, страхами, ОКР.
Объединяет их одна цель –это самопомощь. Делая эти упражнения, Вы научитесь самостоятельно воздействовать на себя и тем самым помогать себе: устранять или уменьшать неадекватные проявления своего поведения, преодолевать тревогу или страх, снимать стресс, повышать свою творческую активность и лучше понимать себя.
(Источник можете найти на сайте b17)

Когнитивно-поведенческие упражнения – это лечебно-профилактические средства психотерапии, которые являются конгитивными средствами самовоздействия. Конечная цель подобных упражнений – уменьшение или полное устранение разрушительного и неадекватного поведения или дискомфорта.

Упражнение №1

«Преодоление тревоги» (по гештальт-терапевтической технике)

Для того, чтобы преодолеть тревогу, которая значительно ухудшает качество Вашей жизни необходимо сделать следующее:

Шаг 1. Задать себе и главное – честно ответить на следующие вопросы:

«Тревожась и переживая за будущее не уничтожаю ли я свое настоящее?»;
«Я испытываю тревогу потому, что моя проблема «огромна и неразрешима» или просто оттягиваю время, чтобы ее решить?»;
«Есть ли возможность сделать сейчас то, что меня так тревожит?» Например, назначить любимому встречу, начать серьезный разговор, составить план и т.п.
Шаг 2. После того, как Вы ответили на выше изложенные вопросы, попытайтесь представить и перенести свои переживания на сегодняшний день и пережить их прямо сейчас. Вы убедитесь в том, что тревожится и переживать о том, что уже происходит «здесь, в данный момент времени» достаточно трудно.

Шаг 3. Концентрируем внимание на окружающем:

Постарайтесь сосредоточиться на органах чувств, т.е. прислушайтесь к звукам, запахам и обратите внимание на цвета;
На листке бумаги: «Я осознаю, что…» запишите все то что почувствовали.
Шаг 4. Концентрируем внимание на внутреннем мире:

Прислушиваемся к сердцебиению, дыханию, коже, мускулатуре и т.п.;
Берем тот же листок и пишем «Я осознаю, что…» свои ощущения.
После этого подумайте: «Все ли части тела Вы ощутили?». Если «нет», тогда сделайте четвертый пункт несколько раз, чтобы не оставить без внимания ни одну часть своего тела.

Делая это упражнение, тревога отступит, и Вы успокоитесь, так как переведете свое внимание на другую деятельность. В следующий раз, как только Вы начнете испытывать тревогу выполняйте поэтапно 4 пункта этого упражнения.

Упражнение №2

«Преодоление страха» (по Эллису)

Если Ваш страх является следствием нерационального представления (ложного, не имеющего реальную основу) тогда необходимо сделать следующее:

Постарайтесь посмеяться над своим страхом, а также над страхом перед страхом;
Например, зачем Вам нужно одобрение Ваших родных по приготовленному обеду? Мыслите рационально: если бы блюдо было невкусным (пересоленным, недоваренным, слишком жирным и т.п.), то они точно бы об этом сказали, а раз молча кушают, значит им все нравится. Посмейтесь над тем, что Вы ждете одобрение там, где его не следует ждать?

Честно и откровенно расскажите о своем страхе доверительному лицу и покажите свои эмоции, которые Вы при этом испытываете;
Постарайтесь найти первопричину Вашего страха, т.е. иррациональное (неправильное, ложное) представление о должном и заменить его на рациональное(разумное);
Наблюдайте за своими страхами, признавайтесь себе, что они мелочны и ничтожны и находите «правильное» представление о должном, оспаривайте и постепенно преодолевайте их.
Например, Вы испытываете страх из-за того, что боитесь показать другим, как Вы тревожитесь за кого-либо или что-либо. Поймите, нет ничего постыдного и страшного в том, что другие увидят, что Вы встревожены. Сознайтесь себе в том, что Ваш страх перед проявлением своих эмоций – беспочвенен и необоснованный.Запомните, что каждый человек имеет право на эмоции и переживания.

Упражнение №3

«Повышение творческой активности» (по Д.Скотту)

Это упражнение еще называют «Мозговым штурмом».

Шаг 1. Записываем идеи и решения проблемы – без особых раздумий взять лист бумаги и написать первые,которые пришли Вам в голову решения данной проблемы. Это необходимо для того, чтобы исключить все Ваши возможные страхи и переживания за последующую неудачу, исключить все «тормоза» и влияние механизмов Вашего сознания, которые могут, а самое страшное, что наверняка возникнут при длительных размышлениях.

Шаг 2. Самооценка решений – это критико-аналитическая часть упражнения, которая позволит выявить годные и непригодные решения. Оценивать свои решения нужно по 5-ти бальной системе, от большего разумного и верного решения (оценка «5»), к самому нецелесообразному (оценка «2»).

Шаг 3. Отбор лучшего решения – это может быть один самый подходящий вариант, а может быть комбинация из нескольких, которые приведут к положительному решению проблемы.

Упражнение №4

«Снятие стресса» (по К. Шрайнеру)

Это есть своеобразное «очищение мозга» от «ненужных» мыслей.

Шаг 1. Прислушайтесь к своим чувствам, которые Вы испытываете во время стресса, возможно Вас «прошибает пот» или Вы напряженные от ожидания.

Шаг 2. Теперь специально сделайте так, чтобы прочувствовать тот момент, когда Вы сильно напряжены. Задайтесь вопросом и ответьте на него: «Ради чего и зачем я так напрягаюсь?».

Шаг 3. Теперь задайте себе следующий вопрос: «А что мне нужно для того, чтобы я почувствовал(-а) себя лучше?».

Шаг 4. На 2-3 минуты преувеличьте свои ощущения, пусть Вас на это время «прошибет пот» или наступить колоссальное напряжение. Ничего не предпринимая просто прочувствуйте это состояние и убедитесь в том, что оно занимает очень много энергии и сил, и что эта энергия тратиться в пустую.

Шаг 5. После проведенного эксперимента-наблюдения ответьте себе: «Нужно ли мне такое напряжение? Хорошо ли это для меня? Хочу ли я избавиться он него?».

Шаг 6. Следующим шагом будет осознание того, что Ваши требования создают чувство отчаяния.

Шаг 7. Приступаем непосредственно к релаксации. Для этого нужно представить, что все Ваши мышцы стали подобием податливого теста или поролона. Постарайтесь поймать состояние равновесия.

Шаг 8. «Очищаем свой мозг от ненужного» и делаем что-то конструктивное и нужное вместо того, чтобы впустую тратить свои силы и энергию для бесполезного напряжения или «прошибания».

Шаг 9. Последним шагом будет осознанная замена Ваших требований на Ваши предпочтения.

Упражнение №5

«Разрешение стрессовой ситуации методом «Взмаха» (по Р. Бендлеру)

Встаньте удобно или сядьте и закройте глаза. Теперь представьте себе, что у Вас в обеих руках по одной фотографии:

В одной руке карточка, где сфотографирована Ваша проблема или отрицательная ситуация, которую не желали бы видеть. Она мрачная, все негативное и размытое;
В другой руке карточка, где сфотографирована приятная ситуация в ярких разноцветных красках, глядя на которую Вас посещают положительные эмоции, такие как радость, успокоение, счастье и т.п.
Теперь одним взмахом, т.е. молниеносно опускайте негативную фотографию на колено, чтобы Вы ее перестали видеть, а позитивную поднимайте до уровня глаз.

Это упражнение необходимо делать в тот момент, когда стрессовая ситуация проявляется и у Вас наступает напряжение. Подобную молниеносную замену фотографий нужно делать до тех пор, пока положительный образ окончательно не вытеснит отрицательный.

Упражнение №6

«Коррекция негативного поведения путем самоанализа» (по Д.Рейуортеру)

Быть безучастным сторонним наблюдателем – это главное условие при выполнении данного упражнения. Вы должны прислушиваться, концентрировать свое внимание, осознавать свои чувства, прочувствовать их и запомнить, но при этом ничего не менять. Делаются подобные упражнения уединенно, чтобы Вам не мешали и не отвлекали.

Шаг 1. Концентрируемся на своем физическом теле:

Неважно, сидите ли Вы, лежите или стоите, обратите внимание на то как расположены ноги, руки, опущена или закинута голова, сгорблена ли спина и т.п.;
Сконцентрируйтесь на том, где сейчас Вам больно или чувствуется напряжение и т.п.;
Прислушиваемся к дыханию и сердцебиению.
Внушите себе: «Это мое тело, но я не есть тело».

Шаг 2. Концентрируемся на своих чувствах:

Прислушиваемся к своим чувствам, которые Вы сейчас испытываете;
Найдите и отделите у этих чувств положительную сторону от отрицательной.
Внушите себе: «Это мои чувства, но я не есть эти чувства».

Шаг 3. Концентрируемся на своих желаниях:

Перечислите имеющиеся желания и стремления, если они есть у Вас;
Не задумываясь над их важностью и не ставя приоритетов перечисляйте их одним за другим.
Внушите себе: «Это мои желания, но я не есть эти желания».

Шаг 4. Концентрируемся на своих мыслях:

Поймайте мысль, которую Вы сейчас думаете. Даже если Вы думаете, что у Вас в данный момент времени нет никаких мыслей – это и есть мысль и за ней нужно понаблюдать;
Если мыслей много, то понаблюдайте как одна мысль сменяет другую. Совсем не важно правильны ли они и рациональные, просто сконцентрируйтесь на них.
Внушите себе: «Это мои мысли, но я не есть эти мысли».

Подобное упражнение «Самокоррекции» относится к техникам психосинтеза и позволит понаблюдать и увидеть свое тело, чувства, желания и мысли как бы со стороны.

Упражнение №7

«Кто я?» (по Т.Йоуменс)

Данное упражнение также относится к техникам психосинтеза и заключается в постороннем наблюдении за собой. Цель упражнения –помочь развить в себе самосознание и выявить свое настоящее «Я».

Каждый человек подобен многослойной луковице, где слой за слоем спрятано наше истинное «Я». Такими слоями могут быть маски, которые мы каждый день «выбираем» под подходящий случай и «надеваем» на себя, чтобы люди не увидели наших истинных чувств или тех качеств, которых мы стесняемся или которых не любим в себе. Но есть слои и положительные, которые мы игнорируем и не признаем себе, что они «хорошие». Увидеть за всеми этими слоями свою настоящую сущность, свое живое ядро, свою личность – это то, что благодаря этому упражнению Вам постепенно, шаг за шагом удастся сделать.

Необходимо чтобы во время выполненияэтого упражнения Вас не отвлекали.

Шаг 1. В тетрадке на первой страничке напишите вопрос-заголовок «Кто я?». Теперь поставьте время и запишите предельно честный ответ. Отбросьте мнение окружающих или что говорят о Вас родные, запишите именно то, как думаете Вы. Этот шаг можно делать по несколько раз в день или ежедневно, каждый раз проставляя дату и отвечая откровенно: «Кто Вы, по Вашему мнению?».

Шаг 2. Удобно сядьте и закройте глаза. Задайте себе этот же вопрос и представьте ответ в виде образа. Не корректируйте его и не рассуждайте, а уловите именно тот образ, который возник у Вас сразу же после вопроса. Открыв глаза сразу же опишите это возникший образ, вспомните, какие чувства Вы испытали, увидев его и что этот образ значит для Вас.

Шаг 3. Встаньте в середину комнаты и закройте глаза. Задайте себе тот же вопрос и прочувствуйте те движения, который начнет делать Ваше тело. Не контролируйте их, не мешайте, не вносите корректировки, а доверьтесь телу. Обязательно запомните эти движения, ведь именно таким образом оно отвечает на поставленный вопрос.

Упражнение №8

«Диалог с самим собой с целью экстренной самопомощи» (по М.Е. Сандомирскому)

Главная цель диалога – срочно помочь себе снять возникший телесный эмоциональный дискомфорт. Упражнение нужно делать уединенно, чтобы не мешали.

Шаг 1. Закройте глаза и представьте перед собой зеркало, а в нем Ваше отображение. Присмотритесь: как Вы выглядите в момент наступившего дискомфорта, как это отражается на выражении Вашего лица, на осанке.

Шаг 2. Сконцентрируйтесь на физических ощущениях и найдите места, где именно испытываются неуютные ощущения.

Шаг 3. Суть следующего шага заключается в следующем: Вы должны сами себе (т.е. воображаемому собеседнику, своему отображению) сказать все те слова, которые, по Вашему мнению, успокоят Вас в данной ситуации, ободрят, остановят навязчивую тревогу, самосожаление, самобичевание, самообвинения и восстановит Ваше самоуважение и достоинство. Вложите в эти слова столько эмоциональности и чувств, сколько, по Вашему мнению, нужно будет для достижения поставленной цели. Ваш воображаемый «зеркальный» собеседник будет реагировать на Ваши слова и его ответная реакция станет Вам сигналом – попали ли Ваши слова в цель или они были произнесены впустую.

Шаг 4. Переключитесь на свои физические ощущения. Если слова дошли до цели, то физические страдания будут утихать и дискомфорт со временем исчезнет. Если же этого не произошло, повторите шаг 3 еще раз.

При необходимости данное упражнение можно повторять несколько раз, главное – это заставить стихнуть физическому эмоциональному дискомфорту – это и есть срочная мгновенная экстренная самопомощь.

В завершении хотелось бы узнать какие способы знаете вы, что вам помогает, поделитесь своим опытом.

краевое государственное бюджетное учреждение

социального обслуживания

«Спасский дом-интернат для престарелых инвалидов»

Разработал: психолог

Алиева Асия Асифовна

г. Спасск-Дальний

Программа тренинговых занятий для укрепления

когнитивных и социальных навыков.

Актуальность программы:

Пожилой возраст является самым сильным и независимым фактором риска развития нарушений высших мозговых (когнитивных) функций. С увеличением численности лиц пожилого возраста возрастает число пациентов с когнитивными расстройствами. Достижения в области патофизиологии и нейрохимии когнитивных нарушений, а также новые данные нейрофармакологии позволяют сегодня рассматривать когнитивные расстройства как частично курабельное состояние. Поэтому представляются чрезвычайно важными своевременная диагностика и как можно более раннее начало терапии когнитивных нарушений у пожилых людей, так как при их поздней диагностике эти расстройства нередко достигают степени слабоумия

Оценка состояния когнитивных функций и синдромы их нарушений
Когнитивные (синонимы - высшие мозговые, высшие психические, высшие корковые, познавательные) функции относятся к наиболее сложным функциям головного мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним.

К когнитивным функциям относятся:

  • гнозис - восприятие информации, способность соединять элементарные сенсорные ощущения в целостные образы; нарушение гнозиса - агнозия или, при меньшей тяжести нарушений, - дисгнозия; пациент с агнозией видит предмет, может его описать, но не узнает, несмотря на отсутствие первичных сенсорных расстройств;
  • память - способность запечатлевать, сохранять и многократно воспроизводить полученную информацию; нарушения памяти - амнезия или, при меньшей тяжести нарушений, - дисмнезия;
  • интеллект - способность к анализу информации, выявлению сходств и различий, общего и частного, главного и второстепенного, способность к абстрагированию, решению задач, построению логических умозаключений;
  • речь - способность понимать обращенную речь и выражать свои мысли вербальным образом; нарушения речи - афазия или, при меньшей тяжести нарушений, - дисфазия;
  • праксис - способность усваивать и удерживать разнообразные двигательные навыки, в основе которых лежат автоматизированные серии движений; нарушения пракиса - апраксия или, при меньшей тяжести нарушений, - диспраксия; больной с апраксией не может выполнить то или иное действие вследствие утраты навыка («разучился» выполнять те или иные действия), несмотря на отсутствие пареза, нарушений координации и других первичных двигательных расстройств.

Монофункциональные когнитивные нарушения, т.е. изолированные афазия, агнозия, амнезия или апраксия, обычно встречаются при локальных поражениях тех или иных отделов коры головного мозга в результате инсульта, черепно-мозговой травмы, опухоли и других причин. В то же время в пожилом возрасте большинство хронических прогрессирующих заболеваний головного мозга нейродегенеративной или сосудистой природы сопровождаются полифункциональными когнитивными расстройствами, когда отмечается одновременное угнетение нескольких (или всех) когнитивных функций.

Для установления нозологического диагноза, выбора тактики ведения пациента и определения прогноза важно не только установить характер когнитивных нарушений, но и их выраженность. Согласно классификации академика РАМН Н.Н. Яхно (2005), выделяют тяжелые, умеренные и легкие когнитивные нарушения .

Тяжелыми когнитивными нарушениями (ТКН) называют моно- или полифункциональные расстройства когнитивных функций, которые приводят к полной или частичной утрате независимости и самостоятельности пациента, т.е. вызывают профессиональную, социальную и(или) бытовую дезадаптацию. К ТКН относится, в частности, деменция дегенеративной или сосудистой природы. Согласно эпидемиологическим данным, деменцией страдают не менее 5% лиц старше 65-70 лет. Наличие деменции или других видов ТКН свидетельствует о значительном поражении головного мозга, которое обычно развивается в результате длительно текущего патологического процесса. Прогноз в большинстве случаев - неблагоприятный, так как ТКН чаще всего носят прогрессирующий, реже - стационарный характер.

Умеренные когнитивные нарушения (УКН) представляют собой моно- или полифункциональные расстройства когнитивных функций, которые выходят за рамки среднестатистической возрастной нормы, но не вызывают дезадаптацию, хотя могут приводить к трудностям в сложных и непривычных для пациента ситуациях. УКН отмечаются на начальных этапах церебральной патологии. У пожилых людей распространенность УКН составляет 11-17%. Прогноз зависит от характера основного патологического процесса и ведения пациента. За 5 лет наблюдения у 50% пациентов УКН трансформируются в тяжелые, у остальных они могут оставаться стабильными или регрессировать.

Легкие когнитивные нарушения (ЛКН) констатируют в случае снижения 1 или нескольких когнитивных функций по сравнению с исходным более высоким уровнем (индивидуальной нормой); ЛКН не влияют на бытовую, профессиональную и социальную деятельность, в том числе на наиболее сложные ее формы. ЛКН могут быть обусловлены физиологическим процессом старения или отмечаются на самых ранних стадиях органического заболевания головного мозга. В большинстве случаев адекватная терапия позволяет добиться уменьшения выраженности ЛКН .

Возраст сам по себе может быть причиной только легких и не прогрессирующих нарушений когнитивных функций. При наличии умеренных или тяжелых нарушений, а также при заметном прогрессировании когнитивной недостаточности за непродолжительный период речь идет о текущем заболевании головного мозга. В таких случаях необходимо установление точного нозологического диагноза, который базируется на клиникопсихологических особенностях имеющихся нарушений, данных лабораторных и инструментальных методов исследования.

Цель программы:

1) усиление произвольной регуляции памяти и внимания путем обучения использованию специальных средств (тренировка в переключении и удержании внимания, селектировании информации, использовании мнемотехнических приемов);

2) усиление коммуникативной направленности и когнитивной дифференцированности мышления (оперирование понятиями с ориентацией на другого человека, совместная деятельность в парах и группе для достижения общей цели);

3) развитие когнитивной точности и дифференцированности социального восприятия (тренировка в распознавании невербальных коммуникаций — мимики, позы, жестов, анализе и квалификации межличностных ситуаций, точности воспроизведения речевого поведения партнера);

4) снижение интеллектуальной ангедонии (связывания интеллектуальной деятельности с игровым компонентом и успехом);

5) развитие регуляции своих эмоциональных состояний, мышления и поведения посредством развития способности к самонаблюдению, самоинструктированию и совладающему диалогу;

6) отработка навыков социального поведения (тренировка в коммуникации на разные темы в группе, моделирование и разыгрывание реальных жизненных ситуаций);

7) обучения эффективным стратегиям решения межличностных проблем (расчленение проблемы на более мелкие, выделение этапов ее решения и конкретных задач, способов решения этих задач).

Задачи:

— развитие умственных способностей;

— помочь стать социально значимыми,

— создание благоприятного климата в группе

Структура занятия.

Занятия начинаются и заканчиваются одной и той же процедурой. Каждый участник говорит два слова о своём настроении в данный момент и том упражнении, которое ему больше всего запомнилось с прошлого занятия (в начале занятия) или с только что закончившегося занятия (в конце занятия). В конце занятия можно также выполнять какой-то двигательный ритуал окончания занятия. Один из ведущих первым отвечает на эти вопросы, задавая тем самым модель этих высказываний. Этот ритуал даёт ведущим информацию об эмоциональном состоянии участников и его динамике, заставляет участников ещё раз вспомнить все проделанные упражнения. Затем, как правило, проводится короткое упражнение, направленное на активизацию, «вхождение в работу». Это может быть «повторение пройденного» — закрепление уже проработанного этапа. Потом следуют более трудоёмкие упражнения, которые продолжают начатое или вводят новую подпрограмму тренинга. Результаты выполнения этих упражнений обычно обсуждаются. Часто после таких обсуждений, когда выявляются способы, которые позволяют улучшить выполнение упражнения, упражнение повторяется снова (в таком же или модифицированном виде) для освоения и закрепления этих способов. Более долгие, требующие сосредоточенности упражнения чередуются с короткими, часто двигательными, упражнениями. В конце занятия проводится короткое упражнение, которое должно поддержать положительную эмоциональную атмосферу, создать ощущение успеха, удовольствия. После каждого занятия участникам предлагается выполнить домашнее задание. Оно может в какой-то форме повторять то, что делалась на занятии или, наоборот, подготавливать материал для следующего занятия. Домашнее задание экономит время на занятии и заставляет участников проявлять определённую активность в промежутках между занятиями.

Последовательность выполнения упражнения участниками может быть разной. Как правило, упражнения выполняются по кругу или – в более сложном варианте — очередь определяется перекидыванием друг другу предмета (мяча, мягкой игрушки). Многие упражнения выполняются в парах.

На первом занятии ведущие ещё раз сообщают участникам всю необходимую информацию о тренинге, включая перечисление его целей, подчёркивают важность комплексного лечения, которое включает и медикаментозное лечение и психологические тренинги, перечисляют правила работы группы. Участникам выдаётся памятка с кратким перечислением целей тренинга, правилами работы группы (с небольшим комментарием) и, если нужно, расписанием занятий.

Деятельность в рамках программы:

Данная программа предполагает занятия с клиентами «ДИПИ г. Спасск» в течении трёх месяцев, по одному занятию в неделю. Продолжительность каждого занятия – 1 час. Состав группы (смешанной): мужчины и женшины близкие по возрасту, уровню интеллекта и состоянию, группа 6-8 человек.Для работы необходимо просторное помещение с мебелью, которую можно легко перемещать (стулья, столы).

Методы и приемы: ролевые игры, инсценировки, короткие театрализованные миниатюры на заданную тему, дискуссии, лекции и мини – лекции, психологические упражнения различной направленности.

Описание подпрограмм тренинга.

Подпрограмма 1. Тренировка памяти и внимания

Задачи:

1) мотивирование, проблематизация, знакомство;

2) создание безопасной амосферы и позитивного настроя,

3) введение элементов группового взаимодействия

4)отработка на игровых моделях мнемотехнических приемов (опора на смысловые связи) и приемов концентрации внимания (выполнение упражнений, требующих отслеживания процесса, готовности к быстрому реагированию), селектирования информации (например, отвечать только на определенные стимулы, «черного и белого» не называть и т.д.) и упорядочивания информации (составление иерархии понятий и признаков понятий, выстраивание бессмысленного набора предложений в рассказ и т.д.);

5) обсуждение трудностей, а также выработанных приемов и способов их преодоления.

Подпрограмма 2. Развитие коммуникативной направленности мышления и способности к кооперации (2-3 занятия идет как основная).

Задачи:

1) введение взаимодействия в парах на материале прошлых занятий (совместное запоминание, помощь в удержании внимания);

2) работа с понятиями (определение заданных понятий для другого, угадывание задуманных понятий, совместное вычленение наиболее информативных признаков понятий, получение обратной связи о трудностях, возникающих у партнеров);

3) взаимодействие в парах с целью совместного достижения определенного результата (совместное рисование фигур, преодоление препятствий и т.п.);

4) обсуждение трудностей и средств их преодоления.

Подпрограмма 3. Социальное восприятие (2-3 занятия идет как основная).

Задачи:

1) тренировка в интерпретации невербальной экспрессии – распознование эмоций, выражение различных эмоций, распознование эмоционального состояния по мимике и жестам;

2) тренировка в анализе социальных ситуаций на материале картинок и слайдов – сбор информации об эмоциональном состоянии персонажей, обстановке и других деталях;

3) тренировка в интерпретации собранной информации;

4)тренировка в классификации и квалификации различных межличностных ситуаций;

Подпрограмма 4. Вербальные коммуникации (2-3 занятия идет как основная).

Задачи:

1) тренировка в точности воспроизведения получаемой вербальной информации, например небольшого фрагмента теста или маленького рассказа;

2) тренировка в составлении предложений, вопросов и ответов на заданную тему;

3) совместное интервьюирование одного или двух членов группы на заданную тему;

4) свободная коммуникация на заданную тему;

5) обсуждение трудностей и способов их преодоления.

Подпрограмма 5. Социальные навыки (2-3 занятия идет как основная).

Задачи:

1)вычленение трудностей в повседневном быту и самообслуживании;

2) развитие навыков самостостоятельности (например, планирование сборов перед выходом; планирование действий при походе в магазин, планирование приготовления завтрака и т.п.);

3)вычленение и обсуждение реальных межличностных ситуаций, вызывающих затруднение;

4) обсуждение возможных вариантов поведения и диалога в этих ситуациях;

5) проведение ролевой игры (вначале моделью может выступить ведущий);

6) обсуждение результатов ролевой игры, вычленение способов преодоления трудностей.

Подпрограмма 6. Эмоциональная саморегуляция и решение проблем (завершает этап интенсивного тренинга).

Задачи:

1) развитие навыков самонаблюдения с помощью дневника для регистрации ситуаций и связанных с ними эмоций и мыслей (методика «три колонки»);

2) вычление причин, влияющих на настроение – провоцирующие ситуации (например, необходимость выхода из дома), негативные мысли (например, «у меня ничего не получится», «люди смотрят недоброжелателно» и т.п.), дисфункциональные убеждения (например, «надо все делать хорошо или вообще на делать», «люди недоброжелательны» и т.д.);

3) развитие навыков альтернативного мышления и совладающего диалога;

4) вычленение типичных проблемных ситуаций, их конкретизация и расчленение на более мелкие (пример, устройство на работу);

5) выделение этапов и обсуждение возможных способов их решения.

Занятие №1.

Упражнение №1. «Знакомство».

Упражнение на память, которое одновременно является и началом контакта между участниками группы.

Упражнение №2. «Черное – белое».

Упражнение на внимание, направлено на создание весёлой атмосферы и игрового настроя.

Упражнение 3. «Хлоп — топ».

Некий вариант «Электрического тока», не требующий тактильного контакта с другими людьми, но требующий больше сосредоточенности.

Упражнение 4. « Антивремя».

Рассказ о чём-то в обратной последовательности.

  1. Рефлексия. Обратная связь.

Домашнее задание : придумать вопросы к упражнению ”Чёрное — белое”.

Занятие № 2

Упражнение 2. «Текст и счёт».

Ведущий читает текст, а участники должны слушать и параллельно считать в уме (или придумывать слова на одну букву алфавита).

Упражнение 3. «Мужские — женские имена».

Участники должны называть имена – первый и второй — мужское, третий женское, четвёртый – опять мужское и т.д. В этом упражнении важно, чтобы участники поняли всю широту предложенного им задания и не сужали её (можно называть иностранные имена, экзотические растения).

Упражнение 4. «Пишущая машинка».

Упражнение направлено на тренировку внимания и создание веселой игровой атмосферы.

Упражнение 5. «Описание картинки».

Ведущий показывает участникам картинку с достаточным количеством разнообразных объектов на ней в течение недолгого времени, потом картинка убирается, каждый участник должен написать список всех изображённых на картинке объектов.

  1. Рефлексия .

Домашнее задание : подобрать слова и фразы к упражнению «Пишущая машинка».

Занятие № 3

Упражнение 1.”Приветствие”.

Каждый участник по очереди заканчивает фразу “Здравствуйте, меня зовут…..Я пришёл (шла) сюда для того, чтобы…..”

Упражнение 2. «Запоминание позы».

Один из участников принимает некую позу, в то время как другие отворачиваются или закрывают глаза. Потом несколько секунд все разглядывают эту позу, после чего поза меняется и все, кроме «автора» должны повторить максимально точно положение тела, конечностей, мимику, позиции пальцев.

Упражнение 3. «Запоминание двузначных чисел».

Вначале испытуемые должны запомнить 10 одно- и двузначных чисел, не несущих на себе явной ассоциативной окрашенности, потом ведущий предлагает запомнить числа, которые имеют некие культурные ассоциации (31 – Новый год, 18 – возраст совершеннолетия и пр.)и называет эти ассоциации. Потом обсуждается, как легче запоминать, какие ассоциации может придумать каждый.

Упражнение 4. «Запоминание слов с условием».

Участники по очереди придумывают слова (по кругу или с мячиком), соответствующие определённому условию (на некую тему, начинающиеся на одну букву и пр.).

Упражнение 5. “Прощание — пожелание”.

  1. Рефлексия.

Занятие № 4

Упражнение 1. “Я умею, и это здорово!”

Каждый из участников по очереди приветствует группу по предложенному образцу: “Здравствуйте, я — ………, я умею, и это здорово!” Упражнение 2. «Определение понятий».

Упражнение 3. «Без чего не бывает?»

Надо выделить главные признаки неких предложенных ведущим понятий, без которых их невозможно точно определить.

Упражнение 4. «Цирк».

Упражнение прямо направлено на децентрацию. Участники придумывают ассоциации, которые вызывает у них какое-то общеизвестное и имеющее «культурную однозначность» понятие.

  1. Рефлексия.

Участник по очереди дарят друг другу воображаемый подарок. Это может быть все что угодно т.к. подарок вымышленный.

Занятие № 5

Упражнение 1. “Я пришёл сюда, чтобы…”

Каждый участник здоровается с группой по предложенному обрзцу приветствия: “Здравствуйте, я…….. Я пришёл сюда, чтобы…….”

Упражнение 2. «Беспилотный самолёт».

Участники объединяются в пары. Каждая пара получает листок, на котором нарисованы 2 «базы» и «препятствия». Один участник берёт на себя роль «диспетчера», другой – «самолёта». Потом участники меняются ролями.

Упражнение 3. «Рисунок по частям».

Участникам предлагается нарисовать рисунок, например, человечка. Каждый рисует только часть человечка, начиная с головы и с верха листа бумаги, потом заворачивает бумагу так, чтобы следующему участнику была видна только самая нижняя часть рисунка, и передает его. Следующий участник должен догадаться, какие части человечка он должен продолжить рисовать.

Упражнение 4. «Автомат».

Один из участников загадывает понятие, другие задают ему вопросы, на которые он может отвечать только «да», «нет».

  1. Рефлексия.

Упражнение 6. “Прощание — пожелание”.

Каждый из участников по очереди заканчивает фразу: “Я желаю вам сегодня, чтобы……”

Занятие № 6

Упражнение 2 «Слепой и поводырь».

Предъявляет большие требования к взаимодействию. Упражнение делается в парах. Один из участников закрывает глаза, по комнате расставляются «препятствия» (стулья, другие крупные, но не опасные предметы). Второй партнёр («поводырь») словами направляет действия «слепого» так, чтобы тот обошёл все препятствия и дошёл до «цели».

Упражнение 3. «Совместное рисование».

Участникам задается тема рисунка или какая-то его деталь. Упражнение может выполняться в парах, тогда важно направлять и обсуждать распределение ролей. Можно усложнить его требованием молчания.

Упражнение 4 «Определение по картинке».

Предлагается картинка с достаточным количеством сходных предметов (например, интерьер с разными предметами мебели) или несколько похожих картинок. Ведущий называет признаки загаданного им предмета до тех пор, пока участники не догадаются, какой предмет задуман.

Упражнение 5. «Описание половинки» .

Участникам раздаются разрезанные напополам похожие картинки, каждый должен описывать доставшуюся ему половинку так, чтобы владелец второй половинки угадал в описании недостающую половинку.

Рефлексия.

Упражнение 6. ”Прощание – добрый совет.”

Каждый из участников, прощаясь, даёт какой-то добрый совет всей группе.

Занятие № 7

Упражнение 1.”Я радуюсь, когда…”

Каждый из участников приветствует группу по предложенному ведущим образцу: “Здравствуйте! Меня зовут……..Я радуюсь, когда…….”

Упражнение 2. «Список эмоций».

Участники называют все приходящие на ум эмоции, составляется общий список, который вывешивается на всеобщее обозрение.

Упражнение 3. «Кто что переживает?».

Выбирается известное всем художественное произведение (как правило, таковыми оказываются сказки или мультфильмы), например, «Сказка о рыбаке и рыбке», «Золушка» и участники называют эмоции, которые могут чувствовать герои.

Упражнение 4. «Рисование эмоций».

Участникам предлагается изобразить на бумаге лицо или фигуру человека, испытывающего то или иное чувство. Потом эти листочки пускаются по кругу, и каждый подписывает, какое чувство видится ему в этом рисунке и заворачивает свою надпись, чтобы другие не могли её видеть.

Рефлексия.

Участники, прощаясь до следующего занятия, пожимают друг другу руки.

Занятие № 8

Упражнение 1. “Я горжусь собой, если…”

Каждый из участников приветствует группу, называя своё имя и продолжая заранее предложенную фразу: “Здравствуйте, я…….. Я горжусь собой, если………”.

Упражнение 2. «Тупая секретарша».

Задается ситуация: посетители в приёмной начальника очень хотят знать – в каком он настроении, но секретарша не может назвать ни одного эмоционального состояния («плохо знает русский язык»), может только отвечать на вопросы о внешних проявлениях эмоций. Участники задают вопросы, по которым можно догадаться об эмоциональном состоянии другого человека.

Упражнение 3. «Испорченный телефон позы».

Один участник задумывает и изображает в позе и мимике какую-то эмоцию – показывает её следующему (у остальных глаза закрыты), следующий должен предположить, что за эмоция задумана и показать ту же позу следующему участнику.

Упражнение 4. «Эмоция картины».

Ведущий показывает участникам несколько репродукций и предлагает определить, с какими чувствами ассоциируется у него каждая из них.

Рефлексия.

Упражнение “Я – смелый человек!”

Каждый из участников по очереди обращается к группе и повторяет фразу “Я смелый и уверенный в себе человек, я молодец, и я горжусь собой!” А все остальные участники отвечают: “Да, (имя)! Ты смелый и уверенный человек и мы тобой гордимся!”

Занятие № 9

Упражнение 1.“На что похоже моё настроение”.

Данное упражнение позволяет участникам осознать своё эмоциональное состояние “здесь и сейчас” и выразить его в образной, символической форме.

Упражнение 2. «Составление рассказа»

Упражнение 3. «Переименование».

Задание: дать новые названия общеизвестным произведениям (книгам, фильмам), которые бы отражали их суть и были понятны другим.

Сказка “Репка”;

Сказка “О рыбаке и рыбке”;

Сказка “Курочка Ряба” и др.

Упражнение 4. «Цирк».

Упражнение направлено на децентрацию. Вначале участники придумывают ассоциации, которые вызывает у них какое-то общеизвестное и имеющее «культурную однозначность» понятие, например, цирк. А затем они должны придумать, какие ассоциации вызывает цирк у разных людей.

Рефлексия.

Упражнение 5. “Без слов”

Участники прощаются без слов, используя только жесты, мимику и т.п.

Занятие № 10

Упражнение 1 “Здравствуй, мир!”

Участники по очереди заканчивают фразу: “Меня зовут……… Здравствуй, Мир!”

Упражнение 2. «Определение понятий».

Упражнение адресовано коммуникативному компоненту мышления.

Каждый участник определяет, описывает данное ему ведущим понятие так, чтобы все остальные участники как можно быстрее и точнее догадались, что он описывает.

Дискуссия на заданную тему.

Притча. Раввин и Бог.

Обсуждение прочитанного, высказывание своего мнения и обоснование его.

Упражнение 3. «Хлоп-топ».

Каждый участник кладёт руки себе на колени. Последовательно, как будто передавая ток, участник хлопает себя по коленке правой рукой, потом топает левой ногой. Потом хлопает себя по коленке следующий и т.д.

Рефлексия.

Упражнение 4. ”Пожелание на день.”

Каждый из участников, прощаясь, делает какое – то доброе пожелание всей группе.

Занятие № 11

Упражнение 1.”Я пришёл на занятие, чтобы…”

Каждый из участников приветствует группу по предложенному ведущим образцу: “Здравствуйте! Меня зовут……..Я пришёл на занятие, чтобы…….”

Упражнение 2. «Сборы в дорогу».

Задаётся несколько ситуаций, реальных или нереальных путешествий, участники составляют списки вещей, которые надо взять с собой в каждое из путешествий, обсуждается, что необходимо взять именно в это путешествие, чем отличается экипировка для каждой поездки и почему

Упражнение 3. «Почему пересел?».

Задаётся ситуация – человек входит в автобус, садиться на свободное место, а в этот момент сосед от него отсаживается – почему сосед пересел? Надо придумать максимум причин и важно выделить причины, не связанные с только что севшим пассажиром.

Упражнение 4.«Составление рассказа».

Участникам предлагается список слов, в котором есть слова, не слишком тесно связанные между собой. Нужно составить короткий рассказ, в котором использовать все эти слова.

Упражнение 5. “Добрый совет”.

Каждый участник, прощаясь с группой, даёт окружающим какой – то добрый совет.

Занятие № 12

Упражнение 1. “Я – подарок для человечества, потому что …..(или “так как я…..”).”

Каждый из участников приветствует группу, называя своё имя и продолжая заранее предложенную фразу: “Здравствуйте, я…….. Я – подарок для человечества, потому что я………”.

Упражнение 2. «Что случилось?»

Ведущий рассказывает возникновение и конец какой-то ситуации и просит придумать, что могло произойти в промежутке, мотивы действий героя.

Упражнение 3. «Посочувствуй товарищу».

Задаётся общеизвестная неприятная ситуация (например, «Злой гаишник»). Можно выбирать ситуацию, значимую для участников.

Упражнение 4. “Почему опоздал?”.

Рассматривается ситуация, когда человек опоздал на занятие. Нужно перечислить 10 возможных причин опоздания.

Упражнение 5. «Иностранец».

Упражнение на навыки невербального общения – нужно без слов объясниться с партнёром.

Упражнение 6. “Сегодня я узнал для себя, что…”

Каждый участник, прощаясь с группой, заканчивает фразу: “Сегодня я узнал для себя, что…”

Занятие № 13

Упражнение 1. “Я радуюсь, когда слышу…”

Каждый из участников приветствует группу, называя своё имя и продолжая заранее предложенную фразу: “Здравствуйте, я …….Я радуюсь, когда слышу………”.

Упражнение 2. Ролевая игра «Сложная ситуация».

Выясняется, какие социальные ситуации бывают сложными, неприятными для участников. Выбирается ситуация, значимая для большинства, которую можно разыграть.

Упражнение 3. «Помоги себе сам».

Рассматривается ситуация неудачи, когда невозможно конструктивным способом разрешить ситуацию, когда нет возможности повлиять на источник неприятных переживаний.

Упражнение 4. «Стигма».

Между участниками разыгрывается ситуация стигматизации. Разобраться, опасаются ли участники того, что окружающие узнают об их болезни.

Упражнение 5. “Пожмём друг другу руки”.

Каждый участник, прощаясь с группой, обменивается рукопожатиями с другими участниками тренинга.

Занятие № 14

Упражнение 1. “Мне нравиться, когда меня называют…”

Каждый из участников приветствует группу, называя своё имя и продолжая заранее предложенную фразу: “Здравствуйте, я……..Мне нравится, когда меня называют ………”.

Упражнение 2. «Кораблекрушение».

Упражнение направлено на повышение самооценки, на самосознание. Каждый должен назвать свои достоинства, благодаря которым он может оказаться полезным, ценным, достойным внимания в какой-то ситуации.

Упражнение 3. “Сходства между нами”.

Участникам группы предлагается определить, что их объединяет, несмотря на множество отличий. Характеристики и качества можно записать на листе бумаги. Например, добрые, приятные в общении, любим слушать музыку и т.д.

Упражнение 4. «Комплимент».

Упражнение направлено на повышение самооценки. Каждый участник рисует свой автопортрет и пишет качество, которое он в себе ценит, доброе пожелание самому себе.

Упражнение 5.”Воображаемый подарок”.

Участник по очереди дарят друг другу воображаемый подарок. Это может быть все что угодно, т.к. подарок вымышленный.

Наш разум постоянно бодрствует, постоянно что-то слушает, что-то учит, находит решения для всех наших проблем, чуток ко всем нашим желаниям, держит в памяти наши радости и уныния, он наш лучший друг.

Однако некоторые обстоятельства окружающего нас мира, такие как депрессия, наркотические вещества и безмерное применение других веществ, имеют негативное воздействие на рассудок.

Как развить мозг

Мозг нужно и можно тренировать, так же как и мышцы нашего тела. Для его развития могут подойти различные виды мыслительной активности: усвоение других языков, декламация и творчество любого вида. Когнитивные тренировки набирают все большую популярность как в России, так и по всему миру.

Когнитивные тренировки - игры с разной степенью сложности, которые являются упражнениями на память, чуткость, логику, сосредоточение. Данные тренинги много времени и денег у вас не отнимут и при постоянных занятиях станут вашими лучшими помощниками в развитии интеллектуальных способностей. Уделить внимание головному мозгу и начать его тренировать не поздно никогда, он будет вам только признателен за внимание и заботу о нем и его потребностях.

Дети и подростки

Кажется, что может быть с работой и здоровьем мозга в школьном возрасте? Всем известно, что в подростковом возрасте, то есть в промежутке между 16 и 20 годами, мозг более восприимчив ко всему новому – языкам, информации, поэтому в таком раннем возрасте намного легче выучить какой-либо иностранный язык, чем будучи взрослым.

Но все же, если задуматься, какие большие нагрузки выдерживает организм в школьном возрасте! Бесконечный поток информации из телевизора и интернета, а также занятия в школе плюс эмоциональное напряжение приводят мозг подростка к огромным испытаниям.

Залог успеха и здоровья ребенка, – уметь выбирать только нужное и полезное для себя, научиться правильной обработке всей информации и, конечно же, быть всегда собранным и внимательным.

Тренировки разума

Когнитивные тренинги являются необходимым инструментом в работе с сознанием и информацией. Чаще всего эти упражнения являются занимательными задачками и играми, что очень привлекает детей, помогает их увлечь.

Если таким способом подготавливать мозг, регулярно тренироваться, то ребенку будет намного проще воспринимать школьную программу, справляться с ее трудностями и быть более восприимчивым к вызовам окружающего мира. Всем известно, что в среднем возрасте очень важна поддержка всего организма, чтобы раньше времени что-либо из вашего организма не перестало вам служить, мозг так же нужно поддерживать, как и любой другой орган.

Тренировки для головного мозга являются поддержкой в способности концентрации, тренируют внимание, память, а также помогают в нахождении особых решений проблем, нестандартных сторон элементарных вопросов. Да и вообще, когнитивные тренировки помогают в повседневной деятельности каждого человека.

Научно доказано, что мозговая активность предотвращает ее развитие болезни Альцгеймера. Люди, у которых мозг активен, проживают насыщенную, качественную жизнь. Когнитивные тренировки и упражнения, какими бы они ни были - запоминание стихов, текстов или мобильных номеров - являются вспомогательными в создании новых нейронных связей, которые в ответе за здоровье головного мозга. А если так случилось и данная болезнь все же настигла, то тренировки будут не менее полезны, так как значительно замедляют ее развитие.

Полезные «добавки»

Перед началом тренировок учеными рекомендовано увеличение количества и улучшения качества клеточек мозга, а именно их соединение, так как если клетки не могут соединяться, то упражнения и все ваши усилия будут просто бесполезными. Чтобы улучшить соединение клеток, нужно всего лишь добавить магний в ваш рацион. Ученые считают, что нехватка магния в организме очень сильно сказывается на функциях головного мозга.