Открытый урок первая помощь при наружных кровотечениях. Кровотечения и методы их остановки, по своим видам кровотечения разделяют на

Урок биологии в 8 классе по теме:

«Первая помощь при кровотечении»

Цель: Научить обучающихся распознавать виды кровотечений и способствовать формированию навыков оказания первой медицинской помощи;

Обучающие: Формировать знаний учащихся о видах кровотечений и алгоритме оказания доврачебной помощи при кровотечениях.

Развивающие: Развивать умение сравнивать, анализировать при выполнении коррекционных заданий. Способствовать повышению информационной культуры.

Воспитательные: Воспитывать положительную мотивацию, бережное отношение к своему здоровью, содействовать формированию опыта практического оказания первой помощи пострадавшему.

Тип урока : Изучение нового материала на основе командной работы, с элементами лабораторной работы

Форма проведения : Урок с использованием информационных технологий.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, CD диск с презентацией, доступ к сети Интернет, карточки-задания, таблица «Первая помощь при кровотечении», табельные и подручные средства оказания первой доврачебной.

Время урока : 30 минут

Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие.

Подготовка учащихся к работе: формирование команд учащихся по 4 человека в каждой. Мы начинаем самый замечательный и важный для нас урок биологии.

Сегодня мы будем работать на основе командной деятельности. У вас на столах прикреплены цифры, которые указывают номер вашего участника команды. Давайте посмотрим, все нашли себя. Участник №1, поднимите руки, №2,№3,№4. И здесь нумерация столов: стол№1, №2,№3.

Мотивация на начало урока . Нет ничего удивительного более совершенного строения и великого познания, чем организм человека. Каждый день, каждый час, каждую секунду по человеческому организму движется кровь.. Представьте, средний объём крови у взрослого человека – 5000-6000 мл.

В венозном русле находится 70% всего объема циркулирующей крови, в капиллярах 12%, в сосудах и камерах сердца – 3% , в артериальном русле – 15% объема циркулирующей крови. Потеря 50% крови (2-2,5 л) - смертельна для человека.

Просто человек-это обыкновенное чудо природы. Но как хорошо мы знаем свой организм. У вас на столах карточки, поднимите их, покажите всем. А теперь я попрошу вас встать, используя эти карточки создать команду, при этом вы можете двигаться, общаться, но время ограничено (дети создают команду). По какому принципу вы объединились? Произошло чудо! Имена детей перечисляются –вы теперь одна команда. Вторая, третья команда. Посмотрите, а что-нибудь всех вас объединяет? ЧТО? Покажите, что вы единая система, как надо встать, построиться? (встать в круг). Давайте встанем в круг и покажем что вы единая система (берутся за руки).

2. Постановка целей и задач урока .

Уважаемые коллеги! Обычно так обращаются друг к другу врачи. Но сегодня я хочу назвать вас, немедиков, коллегами, чтобы призвать к сотрудничеству, чтобы назвать товарищами по «медицинскому оружию», которые скорее «Скорой» могут прийти на помощь.

Дело в том, что при несчастных случаях рядом с пострадавшим часто оказываются люди, неимеющие медицинское образование, и от того, как они поведут себя, зависит здоровье, а иногда и жизнь людей. Помочь пострадавшему может тот, кто УМЕЕТ, а для того чтобы уметь, надо ЗНАТЬ и ТРЕНИРОВАТЬСЯ.

Как вы думаете, о чем сегодня мы поговорим? (первая помощь при кровотечении)

3. Восприятие наовой темы.

Слайд Рассмотрите рисунки. Что вы видите на рисунках.

Кровотечение – истечение крови из кровеносных сосудов при нарушении целости их стенки. Кровотечение называют наружным , если кровь поступает во внешнюю среду, и внутренним , если она поступает во внутренние полости организма или полые органы.

Давайте выясним, какие виды наружных кровотечений бывают, и заполним кластер (опорную схему) на доске. Для этого обратимся к тексту учебника на с.120. Внимание! Команда №1 находит информацию в абзаце 2 сверху, 2-третий, 3 команда-с абзаца 4.На это вам минута дается. А теперь поступим таким образом: на столах у вас карточки с названием типов кровотечений, выбираете ту карточку, которая отражает смысл полученной вами информации в ходе чтения, а участник под №1 с каждой команды выходит и закрепляет эту карточку на доске.

(Слайд) Внимание на экран! Давайте посмотрим видеофрагменты «Оказание первой помощи при кровотечении»

Внимательно смотрим и запоминаем алгоритм!

У меня в руках 2 шарика, один надут крепко, а второй практически сдут, если я сделаю дырку в надутом шарике, что будет с ним? Да, он лопнет или полетит по классу, с такой силой воздух вылетает из него, в принципе, как и из артерии, А если я проткну сдутый шарик, то как будет выходить воздух? Медленно, лениво. Так и при кровотечениях: при артериальном кровь бьёт струёй, фонтаном, а при венозном вытекает вялой, но не прерывистой струйкой.

У вас на столах лежат медицинские аптечки, содержащие средства, препараты на случаи жизни. Необходимо выбрать те средства, которые необходимы для оказания первой помощи при разных типах кровотечений. На выполнение задания вам дается одна минута. А затем участник под номером 2 каждой команды аргументирует, почему именно эти средства выбраны. Работаем.

4. Закрепление. И следующее задание называется «Прием в травмункте».

К сожалению, в современной жизни происходит много несчастных случаев, связанных с потерей крови. Гибнут люди. Как оказать помощь человеку истекающему кровью? Каждый человек должен уметь оказывать пострадавшему первую помощь, чтобы спасти жизнь.
– В ситуациях, которые описываются у вас в задачах, необходимо оказать доврачебную помощь. Какую? Как? У вас на столах лежат карточки с заданиями. Они адресованы участникам команд под №3. А оказывать помощь им будет участник №4.

Задача №1При аварии у мотоциклиста повреждена рука. Из раны пострадавшего кровь сначала бьёт фонтаном, а затем идёт пульсирующей струёй ярко-алого цвета. Какой сосуд повреждён? Докажите.

Ответ. Тип кровотечения - артериальный. Необходимо наложить жгут. Он накладывается на одежду (чтобы не повредить кожу) выше раны до остановки кровотечения. Жгут можно держать не более 1,5-2часов (чтобы не вызвать омертвление тканей). На рану- стерильная повязка. Пострадавшего необходимо доставить в медпункт.

Задача №2. Во время перемены мальчики веселились, бегали по коридору, толкали друг друга и разбили в двери стекло. После очередного неудачного толчка один мальчик упал на разбитое стекло и повредил руку. Из раны несильно идёт кровь тёмно-вишнёвого цвета.
Какой сосуд повреждён? Докажите. Окажите ПМП.
Ответ. Тип кровотечения венозный. Кровотечение можно остановить наложением на место ранения давящей повязки

Задача №3Старшая сестра вывела младшую на прогулку. Девочки бегали, догоняя друг друга. Вдруг младшая сестрёнка упала и получила ссадину на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена. Определить тип кровотечения, назвать его признак
Ответ. Это капиллярное кровотечение. Рану промыть кипяченой водой или раствором марганцовки, кожу вокруг раны обработать йодом или зеленкой, можно закрыть рану чистым бинтом или носовым платком, повязка не обязательна.

5. Рефлексия.

Посмотрите, какой замечательный кластер у нас получился. И я хотела обратить ваше внимание на то, что у нас в кабинете не только карточки на доске висят, но высказывания великих мудрецов. Давайте прочитаем их:

Познание начинается с удивления (Аристотель)

Как приятно знать, что я что-то узнал (Мольер)

Скажи мне- и я забуду, покажи мне-я запомню, вовлеки меня- и я научусь (Конфуций)

С каким из высказываний вы сравниваете свою деятельность на уроке? Давайте поднимемся, поближе встанем к высказываниям, которые вам больше подходят и поясним, почему.

6. Заключение.

Д/З параграф 25, и творческое задание составить алгоритм действий при носовом кровотечении, буклет «Как сохранить здоровье»

Знать организм человека очень нужно и важно следить за своим организмом, больше заниматься спортом, правильно питаться, проявлять доброе отношение к людям. И делать это надо каждый день, каждый час, каждую минуту.

Спасибо за урок! Досвидания!

Ситуация №1

При аварии у мотоциклиста повреждена рука. Из раны пострадавшего кровь сначала бьёт фонтаном, а затем идёт пульсирующей струёй ярко-алого цвета. Какой сосуд повреждён? Докажите.


Ситуация №2. Во время перемены мальчики веселились, бегали по коридору, толкали друг друга и разбили в двери стекло. После очередного неудачного толчка один мальчик упал на разбитое стекло и повредил руку. Из раны несильно идёт кровь тёмно-вишнёвого цвета.

Какой сосуд повреждён? Докажите. Окажите первую помощь.

Ситуация №3Старшая сестра вывела младшую на прогулку. Девочки бегали, догоняя друг друга. Вдруг младшая сестрёнка упала и получила ссадину на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена. Определить тип кровотечения, назвать его признак

Анализ урока
Тема и цель урока обозначены, указаны обучающие, развивающие и воспитательные задачи. Цель деятельности учащихся на уроке формируется закреплением ранее изученного материала. Все этапы урока спланированы. Каждая часть урока: повторение, изучение нового материала, закрепление реализованы как по времени, так и по объему. В этом сказывается одна из особенностей культуры педагогического труда учителя.
Для успешного достижения цели урока продуманы различные формы организации познавательной деятельности:

    Командная работа,

    Фронтальная беседа;

    Индивидуальная работа

    практическая работа

Формы и методы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся.
Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом. Материал урока связан с темой урока, таким образом, наблюдается логическое соответствие между темой урока и выбором заданий. Использование на уроке компьютера позволяет не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствует более осмысленному его усвоению. Слайдовая презентация содержит весь необходимый, наглядный и практический материал. Все это позволяет увеличить плотность урока и оптимально увеличить его темп Прослеживается практическая направленность урока. Это придает дополнительный интерес, усиливает познавательную мотивацию школьников.
Кроме познавательного аспекта большое внимание уделяется на уроке воспитанию милосердия, сострадания.
Домашнее задание имеет творческий характер.
Урок является инновационным, интересным, познавательным.

Цели урока: дать представление об оказании первой доврачебной помощи при кровотечениях дать представление об оказании первой доврачебной помощи при кровотечениях актуализировать знания о ранах и кровотечениях актуализировать знания о ранах и кровотечениях научить решать практические задания - ситуации научить решать практические задания - ситуации воспитание милосердия, взаимопомощи и бескорыстия воспитание милосердия, взаимопомощи и бескорыстия




Классификация ран Рана это механическое повреждение органов, сопровождается нарушением их целостности и кровотечением. Рана это механическое повреждение органов, сопровождается нарушением их целостности и кровотечением. По характеру повреждения раны бывают: поверхностные (повреждаются кожа и слизистая оболочка), глубокие (с повреждением сосудов, нервов, костей) и проникающие (в брюшную полость, грудную клетку, череп). По характеру повреждения раны бывают: поверхностные (повреждаются кожа и слизистая оболочка), глубокие (с повреждением сосудов, нервов, костей) и проникающие (в брюшную полость, грудную клетку, череп). В зависимости от того, каким предметом (оружием) нанесено ранение, различают следующие виды ран: В зависимости от того, каким предметом (оружием) нанесено ранение, различают следующие виды ран:




Любая рана характеризуется болью, зиянием и кровотечением. Под кровотечением понимается выход крови из повреждённых кровяных сосудов. Оно может быть первичным, когда возникает сразу же после повреждения сосудов, вторичным, если появляется спустя некоторое время. Под кровотечением понимается выход крови из повреждённых кровяных сосудов. Оно может быть первичным, когда возникает сразу же после повреждения сосудов, вторичным, если появляется спустя некоторое время. Основными причинами кровотечений являются: повреждение кожи и других органов острым предметом, повреждение кожи и других органов острым предметом, при ударе или падении, при ударе или падении, при автомобильной аварии, при автомобильной аварии, при нарушении техники безопасности при нарушении техники безопасности при не соблюдении правил обращения с инструментом, приборами и механизмами. при не соблюдении правил обращения с инструментом, приборами и механизмами.


Виды кровотечений и их характеристика Кровотечения могут быть наружные и внутренние. При наружном кровотечении кровь вытекает через рану кожных покровов и видимых слизистых оболочек или из полостей. При наружном кровотечении кровь вытекает через рану кожных покровов и видимых слизистых оболочек или из полостей. При внутреннем кровотечении кровь изливается в ткани, органы или полости и носит название кровоизлияний. При внутреннем кровотечении кровь изливается в ткани, органы или полости и носит название кровоизлияний. Паренхиматозное кровотечение возникает при повреждении внутренних органов: печени, селезёнки, почек, лёгких (оно всегда опасно для жизни). Паренхиматозное кровотечение возникает при повреждении внутренних органов: печени, селезёнки, почек, лёгких (оно всегда опасно для жизни). В зависимости от характера повреждённых сосудов различают: В зависимости от характера повреждённых сосудов различают: капиллярное кровотечение, капиллярное кровотечение, венозное кровотечение, венозное кровотечение, артериальное кровотечение, артериальное кровотечение, паренхиматозное кровотечение. паренхиматозное кровотечение.


Виды кровотечений Капиллярное Капиллярное При небольших порезах; кровь медленно сочится из раны.При небольших порезах; кровь медленно сочится из раны. Венозное Венозное Кровь темно-вишневого цвета.Кровь темно-вишневого цвета. Течет из раны потоком.Течет из раны потоком. Артериальное Артериальное Кровь ярко-алого цвета.Кровь ярко-алого цвета. Бьет из раны фонтаном.Бьет из раны фонтаном.




Первая помощь при венозных кровотечениях Продезинфицировать кожу вокруг раны. Продезинфицировать кожу вокруг раны. Наложить стерильную, давящую повязку. Наложить стерильную, давящую повязку. Дать обезболивающее Дать обезболивающее Доставить в больницу Доставить в больницу


Первая помощь при артериальных кровотечениях Наложить стерильную повязку Наложить стерильную повязку Наложить жгут (Вместо жгута можно использовать любые подручные предметы (ремень, платок) Наложить жгут (Вместо жгута можно использовать любые подручные предметы (ремень, платок) Дать обезболивающее Дать обезболивающее Доставить в больницу Доставить в больницу


Штатные и подручные средства для остановки кровотечения. Штатные средства: Резиновый жгут широкий. Резиновый жгут трубчатый Бинты (для закрутки) Подручные средства: Ремень. Широкая полоска материи сложенная в несколько раз. Шарфик.Полотенце. Носовой платок. Запрещается использовать: Верёвку.Провод.






Первая медицинская помощь Первая помощь представляет собой совокупность мероприятий, направленных на спасение жизни человека, который получил травму. Первая помощь оказывается любым человеком до прибытия врача, поэтому каждый должен владеть основными приемами первой помощи. Первая помощь представляет собой совокупность мероприятий, направленных на спасение жизни человека, который получил травму. Первая помощь оказывается любым человеком до прибытия врача, поэтому каждый должен владеть основными приемами первой помощи. Первая помощь ни в коем случае не заменяет квалифицированной медицинской помощи. Человек, оказавшийся рядом с пострадавшим, обязан вызвать бригаду скорой помощи и доставить пострадавшего в больницу. Он должен быть уверен в правильности своих действий и во время оказания первой помощи сохранять спокойствие. Первая помощь ни в коем случае не заменяет квалифицированной медицинской помощи. Человек, оказавшийся рядом с пострадавшим, обязан вызвать бригаду скорой помощи и доставить пострадавшего в больницу. Он должен быть уверен в правильности своих действий и во время оказания первой помощи сохранять спокойствие.


Закрепление Тест Закрепление Тест 1. Что такое кровотечение? А. Истечение крови из поврежденного кровеносного сосуда Б. Выход крови из организма. В. Течение крови по кровеносным сосудам 2. Назвать основные виды кровотечений по виду кровеносных сосудов. А. Артериальное, венозное, сердечное, сквозное Б. Капиллярное, венозное, наружные и внутреннее В. Артериальное, венозное, капиллярное и внутреннее. 3. Назвать признаки артериального кровотечения. А. Кровь сочится из кровеносного сосуда. Б. Алая кровь фонтанирует из кровеносного сосуда. В. Темно-красная кровь, истекающая ровной струей. 4. Какую информацию необходимо зафиксировать при наложении жгута или закрутки? А. Информацию о группе крови и резус факторе пострадавшего. Б. Информацию о времени наложения жгута или закрутки В. Информацию о характере повреждения и кровопотерях. 5. Какой сосуд прижимается к костной основе при пальцевом прижатии? А. Вена Б. Капилляр В. Артерия 6. На какое время накладывается жгут или закрутка? А. Летом на 2 часа, зимой на 3 часа. Б. Летом на 2 часа, зимой на 1 час. В. Летом на 1 час, зимой на 2 часа. В. Летом на 1 час, зимой на 2 часа.


Закрепление Тест (ответы) Закрепление Тест (ответы) 1. Что такое кровотечение? А. Истечение крови из поврежденного кровеносного сосуда Б. Выход крови из организма. В. Течение крови по кровеносным сосудам 2. Назвать основные виды кровотечений по виду кровеносных сосудов. А. Артериальное, венозное, сердечное, сквозное Б. Капиллярное, венозное, наружные и внутреннее В. Артериальное, венозное, капиллярное и внутреннее. 3. Назвать признаки артериального кровотечения. А. Кровь сочится из кровеносного сосуда. Б. Алая кровь фонтанирует из кровеносного сосуда. В. Темно-красная кровь, истекающая ровной струей. 4. Какую информацию необходимо зафиксировать при наложении жгута или закрутки? А. Информацию о группе крови и резус факторе пострадавшего. Б. Информацию о времени наложения жгута или закрутки В. Информацию о характере повреждения и кровопотерях. 5. Какой сосуд прижимается к костной основе при пальцевом прижатии? А. Вена Б. Капилляр В. Артерия 6. На какое время накладывается жгут или закрутка? А. Летом на 2 часа, зимой на 3 часа. Б. Летом на 2 часа, зимой на 1 час. В. Летом на 1 час, зимой на 2 часа. В. Летом на 1 час, зимой на 2 часа.


Подведение итогов Что я узнал? Нового…. Что на уроке было главным? Что на уроке было главным? Что нового узнали на уроке? Что нового узнали на уроке? Чему на уроке научились? Чему на уроке научились? Какова степень вашего участи на уроке? Какова степень вашего участи на уроке?


Заключительная часть Напоминаю тему и цель занятия. Напоминаю тему и цель занятия. Объявляю оценки Объявляю оценки Даю домашнее задание. Даю домашнее задание. Задание на дом Проэкзаменовать одного из родственников на предмет знания ПМП при кровотечениях. Проэкзаменовать одного из родственников на предмет знания ПМП при кровотечениях. Спасибо за урок! До свидания! Спасибо за урок! До свидания!

Урок 5

Практическая работа «Первая помощь при кровотечении».

Цели : углубить знания учащихся о видах кровотечений и сформировать практические навыки оказания первой доврачебной помощи, дать их физиологическое объяснение; развивать мышление учащихся; воспитывать гуманизм.

Оборудование: таблицы «Виды кровотечений» и «Первая помощь», материалы для оказания первой помощи при кровотечений.

Тип урока : закрепление и применение знаний, умений и навыков.

Понятия: артериальная, венозная, капиллярная и внутренняя кровотечения.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний

беседа

    Какие виды кровотечений вам известны?

    Приходилось ли вам наблюдать кровотечение и оказывать первую помощь пострадавшему?

    Почему жизнь пострадавшего в значительной степени зависит от своевременной и правильно оказанной первой помощи?

Итак, правила первой помощи должен знать каждый человек.

II. Применение знаний, умений и навыков.

Выполнение практической работы «Первая помощь при кровотечениях»

Цели: закрепить знания о необходимости прекращения кровотечения, научиться оказывать первую медицинскую помощь в случае кровотечений.

Оборудование: бинт, вата, стерильные марлевые салфетки, жгут, лейкопластырь, раствор йода.

Кровотечение возникает вследствие повреждения кровеносных сосудов в случае ранения, удара или болезни. Кровотечения бывают внутренние и внешние. В зависимости от того, какие сосуды повреждены, различают венозную, капиллярную и артериальную кровотечения. Во время венозных и капиллярных кровотечений кровь темно-красная, течет непрерывно. Незначительные кровотечения можно остановить, обработав рану дезинфицирующим средством; сильнее - с помощью тугой повязки; в случае глубоких и широких ранений накладывают швы.

Кровотечение из носа останавливают с помощью холодного компресса или тампона из марли, смоченной перекисью водорода.

Во время артериального кровотечения ярко-красная кровь бьет фонтаном, пульсирует. Чтобы ее остановить, необходимо:

    прижать пальцем артерию выше места кровотечения

    наложить жгут выше места кровотечения не более чем на 2:00.

Рис. 11. Места прижатия артерий для временной остановки кровотечения

Быстрая потеря большого количества крови во время артериального кровотечения опасна для жизни.

Определите по рис.12. виды кровотечения:

а -______________________

б -_____________________

Рис. 12. Виды кровотечения.

В чем разница?

ход работы



ход работы

На рис.13 показано, как можно остановить артериальное кровотечение.

Рис.13.Остановка кровотечения из артерии

а - артериальное кровотечение;

б - временная остановка кровотечения прижатием артерии

в – давящая повязка.

Методика наложения жгута (рис.14)

Рис.14. Методика наложения жгута.

1. Место над раной, где будет наложен жгут, оберните несколькими слоями марли;

2. Обмотайте жгут два-три раза вокруг конечности;

3. Закрепите концы жгута с помощью крючка или завяжите узлом;

4. На записке обозначьте время наложения жгута, так как можно, чтобы он был на теле более 2:00;

Любые кровотечения опасны для жизни. Поэтому все пострадавшие после остановки кровотечения должны быть немедленно доставлены в больницу.

рис. 15 Венозное кровотечение.

В случае венозного кровотечения повязку накладывают туго, чтобы остановить его.

Рис.16. Остановка венозного кровотечения.

Остановка кровотечений методом максимального сжатия конечностей

Этот метод применяется для остановки артериального кровотечения при отсутствии жгута:

    При повреждении подключичных артерий

    При кровотечении из артерий предплечья и кисти;

    При повреждении бедренной артерии

    При артериальном кровотечении из ран голени и стопы.

При повреждении подключичных артерий руки заводятся максимально за спину и в таком положении связываются вместе в районе локтей.

Рис.17. Остановка кровотечений методом максимального сжатия конечностей

При кровотечениях из предплечья и ладони рука максимально сгибается в локте и фиксируется в таком положении.

При кровотечении из бедренной артерии, ногу сильно прижимают к туловищу и крепко привязывают к нему в районе бедра.

При артериальном кровотечении из ран голени и стопы ногу сгибают в колене и привязывают голень к бедру с усилием.

Методика наложения повязок (действия выполните несколько раз):

1. спиральной повязкой (рис 18.) накладывают на палец, начиная с оборота бинта вокруг запястья, далее - тыльной стороной кисти к ногтевой фаланги, спиральными оборотами от конца пальца к его основанию и обратным ходом тыльной стороной кисти; закрепляют бинт на запястье.

Рис. 18. Спиральная повязка на палец.

1. 8-образную повязку (рис.19.) Накладывают на голеностопного сустава. Первый фиксирующий ход бинта делают выше кости, далее - вниз на подошву, вокруг стопы, внутр поверхностью стопы, выше кости, вращая стопу. Закрепляют конец бинта выше кости.

Рис. 19. 8-образная повязка.

Сделайте выводы

1. Кровотечение - это...

2. Умение остановить кровотечение позволяет предотвратить...

3. Кровотечения бывают...

4. Венозное кровотечение опасна тем, что...

5. Артериальное кровотечение можно прекратить с помощью...

Закрепление знаний, умений и навыков

1. Почему в случае загрязнения раны землей делают противостолбнячную прививку? При этом вводят в организм?

2. Зачем края раны смазывают раствором йода или зеленкой?

3. От чего зависит скорость истечения крови из различных видов сосудов в случае их повреждения?

Домашнее задание

Изучить соответствующий параграф учебника. Подготовиться к самостоятельной работе по теме «Кровообращение».

В ходе этого урока мы узнаем о том, каким образом необходимо оказывать первую помощь при различных видах кровотечения. Эти знания очень важны, так как спасают жизни многим людям.

Тема: Кровь и кровообращение

Урок: Первая помощь при кровотечениях

Сейчас очень распространены травмы сосудов, они могут угрожать жизни человека. И для спасения жизни просто необходимо знать правила первой доврачебной помощи.

1. Капиллярное - возникает при повреждении капилляров. Кровь выступает на поверхности кожи в виде маленьких капелек.

2. Венозное - возникает при повреждении вен. Кровь течет струйкой темно-вишневого цвета.

3. Артериальное - возникает при повреждении артерий. Кровь бьет сильной пульсирующей ярко-красной струей из-за большого содержания кислорода.

4. Внутреннее - возникает при повреждении внутренних сосудов. Кровь вытекает в полость тела. В месте повреждения образуется отек или синяк, у пострадавшего наблюдается головокружение и сильная слабость.

Первая помощь зависит от вида повреждения, который получил человек.

Необходимо наложить жгут выше места раны (см. Рис. 1). Жгут туго затягивают и помещают под него записку со временем его наложения. Летом жгут можно накладывать не более чем на 2 часа, а зимой - не более чем на 1 час. Если жгут будет находиться на теле дольше, это может привести к некрозу (омертвению тканей). Жгут необходимо накладывать или на одежду, или на мягкую тряпку, чтоб избежать повреждения кожи.

Рис. 1.

После остановки кровотечения жгутом необходимо наложить на рану стерильную повязку. И вызвать скорую помощь.

При отсутствии жгута можно сделать закрутку из любого материала (кусок бинта, шарф…) (см. Рис. 2). Под ткань подкладывают палку и скручивают ее до остановки кровотечения. Под закрутку также подкладывают записку со временем ее наложения.

Рис. 2.

Сильное венозное кровотечение останавливают с помощью жгута, а не очень сильное останавливают наложением давящей повязки (см. Рис. 3). Повязку накладывают непосредственно на место ранения, она сдавливает вену, не позволяя крови вытекать. После наложения повязки необходимо вызвать скорую помощь.

Рис. 3.

Остановить капиллярное кровотечение можно с помощью обычных кровеостанавливающих средств, таких как перекись водорода (см. Рис. 4). После остановки кровотечения место вокруг раны необходимо обработать зеленкой или йодом. Саму раневую поверхность смазывать йодом нельзя.

Рис. 4.

После этого необходимо наложить стерильную повязку, которая не позволит бактериям проникать внутрь раны (см. Рис. 5). Повязка обязательно должна проходить через сустав, закрепляться выше или ниже места раны, что будет способствовать ее долгому удержанию на конечности.

Рис. 5.

Положить больного, приложить лед к предполагаемому месту травмы. Вызвать врача.

При таком кровотечении необходимо усадить больного, положить лед в области переносицы, поместить в нос ватный тампон, смоченный перекисью водорода.

Нельзя запрокидывать голову назад, так как больной может захлебнуться выделяющейся из носа кровью.

Оказывая первую помощь человеку, необходимо не нервничать и точно обдумывать свои движения, чтоб не навредить человеку.

Список литературы

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. - М.: Дрофа.

2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология. 8. - М.: Дрофа.

3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. 8. - М.: Вентана-Граф.

Домашнее задание

1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. - М.: Дрофа. - С. 129, задания и вопрос 1, 3, 4, 7.

2. Какие существуют типы кровотечения? Чем они характеризуются?

3. Как необходимо действовать при носовом кровотечении?

4. Представьте, что вы обнаружили человека с кровотечением. Составьте алгоритм действий первой помощи такому человеку.

Задачи:

Образовательные : обобщить, углубить и систематизировать знания по теме «Сердце. Органы кровообращения»; дать представления о различных видах кровотечений и приемах оказания первой помощи.

Развивающие : развивать умение учащихся работать с дополнительной литературой; научить оказывать первую помощь при повреждении сосудов.

Воспитательные : воспитывать чувства доброты к больным людям; раскрыть вредное влияние окружающей среды на организм человека и ознакомить с проблемами охраны окружающей среды от загрязнений.

Вид урока: практикум

Формы работы : групповая, работа в парах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме «Первая помощь при кровотечениях»

Задачи:

Образовательные : обобщить, углубить и систематизировать знания по теме «Сердце. Органы кровообращения»; дать представления о различных видах кровотечений и приемах оказания первой помощи.

Развивающие : развивать умение учащихся работать с дополнительной литературой; научить оказывать первую помощь при повреждении сосудов.

Воспитательные : воспитывать чувства доброты к больным людям; раскрыть вредное влияние окружающей среды на организм человека и ознакомить с проблемами охраны окружающей среды от загрязнений.

Оборудование: презентация , опорные таблицы, жгут резиновый, закрутка, бинты.

Тип урока : изучение нового материала.

Вид урока: практикум

Формы работы : групповая, работа в парах.

План урока.

I. Организационный момент. Введение в тему.
II. Актуализация знаний.

1. Повторение о строении сердца, органах кровообращения, о видах кровеносных сосудов и о кругах кровообращения (по таблицам).
2. Тестирование по теме «Строение сердца, органов кровообращения, виды кровеносных сосудов, круги кровообращения»

III. Изучение нового материала.

1. Виды кровотечений

2. Особенности кровотечений

3.Первая помощь при кровотечениях.

4. Практикум

IV. Итог.
V. Домашнее задание.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II.Актуализация знаний .

1. Проводится компьютерное тестирование.
1). В аорту кровь идет:
а) из правого желудочка;
б) из левого предсердия;
в) из левого желудочка;
г) из правого предсердия

2). Сердце человека:
а) трехкамерное, находится в грудной клетке;
б) четырехкамерное, находится вне грудной клетки;
в) четырехкамерное, находится в грудной клетке.

3). Полулунные клапаны находятся:
а) между правым желудочком и правым предсердием;
б) между левым желудочком и на границе аорты;
в) между левым желудочком и левым предсердием.

4). Максимальное давление:
а) в верхних венах;
б) в аорте;
в) в правом желудочке;
г) в легочных артериях.

5). Максимальное кровяное давление:
а) 120 /80 мм рт. ст. ;
б) 100 /60 мм рт. ст. ;
в) 160 /100 мм рт. ст.

6). Скорость потока крови:
а) в аорте меньше, чем в капиллярах;
б) в венах больше, чем в капиллярах;
в) в капиллярах больше, чем в артериях.

7). Малый круг кровообращения заканчивается:
а) в левом предсердии;
б) в левом желудочке;
в) в правом желудочке;

Ответы: 1в, 2в, 3б, 4 б, 5в, 6б, 7а.

III. Изучение нового материала:

Учитель : Сердце человека бьется с 18 дня зародыша до его смерти. Хотя сердце бьется постоянно, почему оно не устает? (Слушаются мнения учащихся).
Учитель: Общий объем циркулирующей крови в организме взрослого человека составляет в среднем 5 л. Потеря свыше 1/3 объема крови является смертельно опасной, особенно в случаях быстрого ее вытекания.
Кровотечения являются наиболее опасным осложнением ран, непосредственно угрожающим жизни. Оно возникает при нарушении целостности кровеносных сосудов. Кровотечение может быть опасным для жизни, так как с уменьшением количества циркулирующей крови нарушается снабжение кислородом жизненно важных органов - мозга, сердца, печени, почек.
Временно остановить кровотечение до приезда врача или транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение должен уметь каждый: от этого нередко зависит жизнь человека. Оказав первую помощь, обязательно нужно вызвать «Скорую» или доставить пострадавшего в любое близлежащее лечебное учреждение.

В зависимости от характера поврежденных сосудов различают артериальные, венозные, капиллярные кровотечения. Очень важно знать их особенности, т. к. при разных видах кровотечения действовать следует по - разному.
Сообщения учащихся о видах кровотечения и как оказать первую помощь.
1-й ученик : «- Капиллярное кровотечение: повреждаются мелкие кровеносные сосуды. Кровь выделяется по всей поверхности поврежденной ткани.
Для остановки капиллярного кровотечения рану обрабатывают йодной настойкой и накладывают повязку, а поверх нее на область травмы - пузырь со льдом».
2 –й ученик : «- Венозное кровотечение: характерен темно - красный цвет крови, и вытекает она непрерывной струей. Для остановки кровотечения на рану накладывают стерильную салфетку, а затем тугую давящую повязку».
3 –й ученик: «- Артериальное кровотечение: цвет крови алый и вытекает она пульсирующей струей.
Для остановки артериального кровотечения необходимо крепко пережать сосуд выше места повреждения. Нажимают на точку пульса. Накладывают жгут на конечность. Максимальное время наложения жгута - 2 часа для взрослых и 40 - 60 минут для детей. Если жгут держать дольше, может наступить омертвение тканей.
Если по истечении указанного срока пострадавшего не удалось доставить в лечебное учреждение, жгут на короткое время надо снять. Делают это вдвоем - один производит пальцевое прижатие артерии выше жгута, другой медленно, чтобы напор крови не вытолкнул образовавшийся в артерии тромб, распускает жгут на 3-5 минут. Чуть выше предыдущего места жгут накладывают вновь».
4- й ученик : «-Внутреннее кровотечение: в полость организма (брюшную, грудную, черепную). Признаки: липкий, холодный пот, бледность, дыхание поверхностное, пульс частый и слабый.
При внутренних кровотечениях необходимо: полусидячее положение, полный покой, лед или холодная вода прикладывается к предполагаемому месту кровотечений. Срочно доставить к врачу».

Работа учащихся в группах : По опорной таблице ребята изучают места прижатия артерий при кровотечениях; точки прижатия артерий для временной остановки кровотечений, временная остановка кровотечений сгибанием конечностей.

Практичесая работа. Отрабатываются приемы наложения давящих повязок, жгутов и закруток (работа в парах).

IV.Подведение итогов урока:

Учитель комментирует оценки учащихся.

V. Домашнее задание. Составить кроссворд по теме « Органы кровообращения».