Международное спортивное движение. "международное спортивное движение"

Социальные функции спорта. Под функциями спорта понимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определен­ные потребности личности и общества.

Функции спорта можно условно подразделить на специфиче­ские (свойственные только ему как особому явлению действитель­ности) и общие. К первым относят соревновательно-эталонную и эвристически-достиженческую функции. Ко вторым в настоящее время причисляют функции, имеющие социально-общественное значение, такие, как функция личностно-направленного воспи­тания, обучения и развития; оздоровительно-рекреативная функ­ция; эмоционально-зрелищная функция; функция социальной ин­теграции и социализации личности; коммуникативная функция и экономическая функция.

Соревновательно-эталонная функция. Основу специфики спорта составляет собственно соревновательная деятельность, суть кото­рой заключается в максимальном выявлении, унифицированном сравнении и объективной оценке определенных человеческих воз­можностей в процессе состязаний, ориентированных на победу или достижение высокого в личном плане спортивного результата или места в соревновании.

Фиксируемые в спорте рекорды и достижения, выполнение классификационных норм приобретают широкое признание и служат своеобразным показателем индивидуальных и общечело­веческих возможностей. В отличие от технических эталонов «спор­тивный эталон» исторически не остается неизменным, а все вре­мя прогрессирует, стимулируя тем самым мобилизацию усилий спортсмена на самосовершенствование. Эталонная функция наи­более ярко выражена в спорте высших достижений, однако в той или иной мере она свойственна и спорту в целом, в том числе Массовому общедоступному через систему специально организо­ванных соревнований.

Эвристически-достиженческая функция. Для спорта характерна творческая поисковая деятельность, сопряженная с познанием че­ловеком своих возможностей, наряду с изысканием эффективных способов максимальной реализации и их увеличения . Эта функция наиболее полно выражена в спорте высших достижений, так на пути к ним необходимо постоянно совершенствовать систему подготовки, искать новые средства, методы тренировки, новые образцы сложнейших элементов техники и тактических решений ведения спортивной борьбы.

Необходимо совершенствовать способности к полной мобилизации своих возможностей в соревнованиях и наиболее эффективно их использовать на разных этапах многолетней подготовки чтобы подниматься все время на новый уровень мастерства. По­добно гигантской творческой лаборатории спорт проторяет таким образом пути к высотам человеческих достижений. Подтвержде­нием этому могут служить слова лауреата Нобелевской премии Арчибальда Хилла о том, что наибольшее количество сконцент­рированных физиологических данных содержится не в книгах по физиологии, а в мировых спортивных рекордах.

К социально-общественным прежде всего относят функцию личностно-направленного воспитания, обучения и развития.Спорт представляет большие возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эсте­тического, интеллектуального и трудового воспитания. Притяга­тельная сила спорта, высокие требования к проявлению физичес­ких и психических сил представляют широкие возможности для личностно-направленного воспитания духовных черт и качеств человека. Существенно, однако, что конечный результат в дости­жении воспитательных целей зависит не только и не столько от самого спорта, сколько от социальной направленности всей сис­темы воспитания и развития. Таким образом, воспитательные воз­можности спорта реализуются не сами по себе, а посредством системы воспитательно-направленных отношений, складывающих­ся в сфере спорта.

Так как спорт включен в социально-педагогическую систему, он является также действенным средством физического воспита­ния, а благодаря занятиям профессионально-прикладными вида­ми спорта становится важнейшим компонентом в трудовой и во­енной деятельности.

Оздоровительно-рекреативная функция проявляется в положи­тельном влиянии спорта на состояние и функциональные воз­можности организма человека. Особенно это ярко выражено в дет­ском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий спортом на развивающийся и формирующийся организм неоце­нимо. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических занятий физическими yупражнениями, формируются привычки личной и общественной гигиены. Спорт одновременно является и источником положительных эмоций, он нивелирует психическое состояние детей, позволяет снимать умственную усталость, дает познать «мышечную радость». Особенно велика его роль в деле ликвидации отрицательных явлений гиподинамии у детей.

Большая роль отводится спорту и в работе со взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий научно-технического прогресса с характерным для «его резким уменьшением двигательной активности в трудовой деятельности и в быту. Спорт является одной из популярнейших форм организации здорового досуга, отдыха и развлечений. Осо­бенно это ярко проявляется в массовом спорте, где не ставится цели достижения высоких спортивных результатов.

Эмоционально-зрелищная функция раскрывается в том, что спорт (многие его виды) несет в себе эстетические свойства, проявля­ющиеся в гармонии физических и духовных качеств человека, гра­ничит с искусством. Особенно в этом плане привлекательны сложно координированные виды спорта, такие, как спортивная и худо-5кественная гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др. Красота человеческого тела, технически сложные и отточенные движения, праздничное настроение - все это привлекает истин­ных поклонников спорта. Популярность спорта как зрелища ха­рактеризуется эмоциональностью и остротой восприятия, затра­гивающего личные и коллективные интересы множества людей, а также универсальностью «языка спорта», понятного практически каждому.

Почти для всех спорт интересен как эмоционально насыщен­ное зрелище. Современные технические средства коммуникаций, особенно телевидение, способствовали тому, что аудитория спортивных зрелищ, как никогда прежде, расширилась, а это уве­личило влияние спорта на эмоциональный мир человечества.

Без болельщиков спорт перестал бы быть сколько-нибудь общезначимым социальным явлением. Сопереживая с теми, кто соревнуется на спортивной арене, болельщики отождествляют себя с кем-либо из них, как бы сами участвуют в спортивных батали­ях, борьбе характеров, разрешении спортивных конфликтов на эмоционально-образном уровне, находят яркие примеры для под­ражания и поводы утвердиться в своей жизненной позиции.

Функция социальной интеграции и социализации личности. Спорт является одним из мощных факторов вовлечения людей в обще­ственную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимаю­щихся опыта социальных отношений. На этом основана его важ­ная роль в процессе социализации личности.

Специфические спортивные отношения (межличностные, межгрупповые, межколлективные) так или иначе вовлекаются в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта. Со­вокупность этих отношений составляет основу влияния спорта на личность, усвоения ее социального опыта как в сфере спорта, так и в более широком масштабе.

Спортивное движение как массовое социальное течение при­брело немалое значение и в качестве одного из факторов соци-^ьной интеграции, т.е. сближения людей и объединения их в груп- Пь1 , организации, союзы, клубы на основе общности интересов и Стельности по их удовлетворению. Популярность спорта, естественная оценка спортивных успехов с престижными интересами народа, нации, государства делают его удобным каналом для воз. действия на массовое сознание. В современном мире этот канал используется и в коммерческих целях.

Коммуникативная функция. Гуманизация общества в настоящий период развития человечества делает спорт фактором развертыва­ния международных связей, взаимопонимания и культурного со­трудничества народов, упрочения мира на земле.

Спорт давно уже занял одно из ведущих мест в международном общении.

Неудивительно, что международные спортивные связи вырос­ли в нашу эпоху до глобальных размеров, а такие формы спортив­ного движения, как «Спорт для всех» и олимпийское движение стали широчайшими интернациональными течениями современ­ности. Следует отметить, что в настоящее время Международный олимпийский комитет объединяет около 200 национальных олим­пийских комитетов.

Экономическая функция. Спорт имеет большое экономическое значение, выражающееся в том, что средства, вложенные в раз­витие спорта, сторицей окупаются прежде всего в повышении уровня здоровья населения, повышении общей работоспособнос­ти, продлении жизни человека. Развитие науки о спорте, матери­ально-технической базы, подготовка кадров - все это способ­ствует развитию детского и юношеского спорта, массового спорта и спорта высших достижений.

Экономическое значение имеют также финансовые средства, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооружений. Однако это малая толика того, что вкладывают госу­дарство и общественные организации в развитие спорта. Основ­ная ценность нашего общества - это здоровье. И в этом аспекте роль спорта неоценима.

Основные направления в развитии спортивного движения. Спорт во всем мире развивается в основном по двум направлениям (рис. 26):

1. общедоступный спорт (массовый);

2. спорт высших достижений.

Общедоступный спорт включает в себя (см. рис. 26): школьно-студенческий спорт, профессионально-прикладной спорт, физкультурно-кондиционный спорт, оздоровительно-рекреативный спорт.

Во многих странах мира эти разновидности включены в движе­ние «Спорт для всех», охватывающее миллионы занимающихся.

В зависимости от направленности занятий в общедоступном спорте в процессе систематических занятий решается целый ряд задач: образовательные, воспитательные, оздоровительные, про- фессионально-прикладные, рекреативные, повышения своего физического состояния (кондиции).

Основу общедоступного спорта составляет школьно-студенчес­кий спорт, ориентированный на достижение базовой физической подготовленности и оптимизацию общей физической дееспособ­ности в системе образования и воспитания (общеобразователь­ные школы, гимназии, лицеи, колледжи, профессионально-тех­нические училища, институты и др.).

Таким образом, школьно-студенческий спорт обеспечивает общую физическую подготовку и достижение спортивных резуль­татов массового уровня. В массовое спортивное движение входит также профессионально-прикладной спорт как средство подготовки к определенной профессии (военное и служебное многоборье, пожарно-прикладной спорт, различные виды борьбы и восточных единоборств в военно-воздушных, десантных, внутренних войсках и частях специального назначения).

Физкультурно-кондиционный спорт служит средством поддержания необходимого уровня работоспособности, повышения физической подготовленности людей, которые принимают участие в массовых официальных соревнованиях.

В массовое спортивное движение также входит и оздоровительно-рекреативный спорт как средство здорового отдыха, восстановле­ния, оздоровления организма и сохранения определенного уровня работоспособности.

Спорт высших достижений - деятельность, направленная на удов­летворение интереса к определенному виду спорта, на достижение высоких спортивных результатов, которые получают признание у общества, на повышение как собственного престижа, так и пре­стижа команды, а на высшем уровне - престижа Родины.

Достижения в большом спорте возможны только благодаря постоянной тренировочно-соревновательной деятельности с боль­шими физическими и психическими напряжениями. Выступле­ние в соревнованиях накладывает большую ответственность на спортсмена; высокая цена каждой ошибки, каждого неудачного старта становится фактором, определяющим жесткие требования к его психике. В этом основная специфика спорта высших дости­жений.

В то же время спорт высших достижений как бы вырастает из общедоступного спорта, связан с определенной преемственнос­тью в отношении средств и методов подготовки, стимулирует массовое спортивное движение, создавая ориентиры достижений. Современный спорт высших достижений также неодноро­ден. В настоящее время в нем наметился ряд направлений (см. рис. 26):

1. супердостиженческий (любительский) спорт;

2. профессиональный спорт;

3. профессионально-коммерческий спорт:

Достиженческо-коммерческий спорт;

Зрелищно-коммерческий спорт.
Супердостиженческий (любительский) спорт в настоящее время все больше приобретает признаки профессионального спорта в той его части, которая касается нагрузочных требований, органи­зации тренировочно-соревновательной деятельности.

Представители любительского спорта высших достижений, как правило, являются студентами, учащимися или военнослужащи­ми, что дает им право называть себя любителями (хотя заработки их в настоящее время часто граничат с заработками профессиона­лов). Спортсмены-любители почти всегда строят свою подготовку с прицелом на главные соревнования: Олимпийские игры, чем­пионаты мира, Европы, России. Успешное выступление на этил соревнованиях позволяет им поднять свой рейтинг, а в дальней" шем, перейдя в чистые профессионалы, добиться более высоких гонораров.

Основное отличие профессионально-коммерческого спорта от та называемого супердостиженческого любительского заключается том, что он развивается как по законам бизнеса, так и по закона спорта в той мере, в какой их можно воплотить в подготовке спортсменов-профессионалов. На систему соревнований спортсменов-профессионалов оказывают влияние определенные целевые установки, заключающиеся в успешном выступлении в длинной серии стартов, следующих один за другим, что связано с ма­териальными вознаграждениями за каждый старт в соответствии со «стоимостью» атлета на «спортивном рынке». В связи с этим часть профессионалов не ставит перед собой задачу войти в со­стояние наивысшей готовности спортивной формы только 2-3 раза в годичном цикле. В течение длительного периода времени они поддерживают достаточно высокий, однако не максималь­ный уровень подготовленности.

Спортсменов-профессионалов можно разделить на три группы.

К первой группе следует отнести спортсменов, которые стре­мятся успешно выступить как на Олимпийских играх, чемпиона­тах мира, так и в серии кубковых и коммерческих стартов.

Ко второй группе следует отнести спортсменов, имеющих вы­сокие результаты, но не настраивающихся на успешное участие в крупнейших соревнованиях. Главная их задача - успешное выс­тупление в различных кубковых, коммерческих соревнованиях и стартах по приглашению.

К третьей группе следует отнести спортсменов-ветеранов, осо­бенно специализирующихся в спортивных играх, единоборствах, фигурном катании на коньках. Эти спортсмены, поддерживая сред­ний уровень физической подготовленности и очень высокий тех­нический уровень, сопровождающийся высоким артистизмом, демонстрируют высшее спортивное мастерство ради зрителей и высоких заработков.

Промежуточное положение в спортивном движении между общедоступным (массовым) спортом и спортом высших дости­жений занимают спортсмены, занимающиеся в системе детских спортивных школ, клубов, секций.

По статистическим данным, в Российской Федерации число занимающихся на различных этапах многолетней подготовки в спортивных школах следующее:

Начальной подготовки - 70,6%; I - начальной и углубленной специализации - 27,1%;

Спортивного совершенствования - 1,7%;

Высшего спортивного мастерства - 0,45%.

Таким образом, в спорт высших достижений переходит всего около 2% занимающихся.

Из 2 млн детей и подростков, юношей и девушек только 34,5 тыс.становятся высококвалифицированными спортсменами. , Таким образом, современная система спортивных школ и клубов работает как на спорт высших достижений, так и на общедоступный (массовый) спорт.

17.3. Характеристика системы тренировочно-соревновательной подготовки

Основными наиболее важными компонентами системы тренировочно-соревновательной подготовки, как уже было ранее сказано, являются (рис. 27): 1) система отбора и спортивной ори­ентации; 2) система соревнований; 3) система спортивной тре­нировки; 4) система факторов, повышающих эффективность тре­нировочной и соревновательной деятельности: а) подготовка кад­ров; б) научно-методическое и информационное обеспечение; в) медико-биологическое обеспечение; г) материально-техничес­кое обеспечение; д) финансирование; е) организационно-уп­равленческие факторы; ж) факторы внешней среды.

Каждый компонент системы спортивной подготовки имеет свое функциональное назначение и одновременно подчинен об­щим закономерностям устройства, функционирования и разви­тия ее.

Система отбора и спортивной ориентации - это комплекс орга­низационно-методических мероприятий педагогического, меди­ко-биологического, психологического и социального характера, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренности) ребенка, подростка, юноши к тому или иному роду спортивной деятельности (спортивной дисциплине). В современ­ном спорте, характеризующемся постоянно усиливающейся кон­куренцией и непрерывным ростом результатов, особенно важно выявить спортсменов, обладающих необходимыми морфофунк-циональными данными и синтезом физических, психических и интеллектуальных способностей, находящихся на исключительно высоком уровне развития.

Главное требование, предъявляемое к системе отбора, состоит в том, что она должна быть органическим компонентом системы многолетней подготовки, так как способности могут быть выяв­лены только в процессе тренировки и воспитания и являются следствием сложного диалектического единства - врожденной и приобретенного, биологического и социального (В.Н.Пла­тонов, 1987).

Система отбора и спортивной ориентации подробно рассматривается в отдельной главе (глава 22).

Система соревнований (см. рис. 27). Спортивные соревнования являясь специфической формой деятельности в спорте, определяют цели и направленность подготовки, а также использую как одно из важнейших средств специализированной тренировки, позволяющей сравнивать и повышать уровень подготовленности занимающихся.

С учетом спортивной и экономической целесообразности, условий проведения, традиций, специфических особенностей в каж­дом виде спорта образуются системы соревнований, которые, как правило, имеют преемственность на мировом, национальном региональном и местном уровнях.

Функции системы спортивных соревнований в современном спорте исключительно широки и многообразны. Система сорев­нований является важнейшим универсальным механизмом управ­ления совершенствованием мастерства спортсменов. Она во мно­гом определяет содержание, направленность и структуру трени­ровочного процесса; выступает в качестве необходимого инстру­мента контроля; оказывает значительное воздействие на развитие вида спорта; позволяет оперативно организовать взаимодействие мировой и отечественной системы спортивной подготовки; спо­собствует развитию популярности спорта; активно воздействует на формирование мотивационного механизма.

Однако в определенных случаях отдельные соревнования вы­ходят за рамки системы подготовки спортсменов, так как явля­ются итогом этой подготовки в многолетнем или годичном цикле. К таким соревнованиям относятся чаще всего Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы, а для менее квалифицированных спортсменов главные целевые соревнования - чемпионаты Рос­сии, регионов и т.д.

Система спортивной тренировки (см. рис. 27). Эффективность функционирования системы соревнований, т.е. достижение запла­нированных спортивных результатов в определенных стартах и в нуж­ные сроки, обеспечивается эффективной системой тренировки.

Тренировочный процесс является основой спортивной подго­товки, определяет характер и содержание всей двигательной дея­тельности, а также финансового, материально-технического, ин­формационного, научного и медицинского обеспечения и вос­становительных мероприятий.

В процессе тренировочной деятельности спортсмен совершен­ствует свою физическую, техническую, тактическую и психичес­кую подготовленность, а успешными предпосылками для дости­жения их высокого уровня является воспитание человека и уро­вень его интеллектуальных способностей.

Система факторов, повышающих эффективность функциониро­вания системы соревнований и системы тренировки (см. рис. 27).

Кадры. Прогресс отечественной системы подготовки спортсменов обеспечивается уровнем профессиональной квалификации кадров, наличием талантливых спортсменов и тренеров, научным потенци­алом специалистов, способных предлагать эффективные технологии и методики в тех направлениях, которые являются наиболее перс­пективными для дальнейшего роста спортивных результатов.

Научно-методическое, медико-биологическое и информационное обеспечение. Своевременное внедрение в практику достижений на­учно-технического прогресса является одним из решающих факто- торов результативности подготовки спортсменов. Система научно-методического, медико-биологического и информационного

обеспечения включает в себя: довольно разветвленную сеть спе­циализированных подразделений в научно-исследовательских ин­ститутах и академиях физической культуры нашей страны; комп­лексные научные группы (КНГ), созданные при сборных коман­дах России, ряда республик и областей; врачебно-физкультурные диспансеры, методические кабинеты при различных спортивных организациях. К этой системе следует отнести и специализиро­ванные книжные издательства, газеты, журналы, спортивные ре­дакции телевизионных компаний, информационные центры, ос­нащенные компьютерной техникой.

Эта система выполняет следующие функции:

Выявляет тенденции развития спорта, осуществляет научное предвидение путей развития основных компонентов системы под­готовки спортсменов и прогнозирование;

Разрабатывает теоретические, методические и программно-нормативные основы спорта;

Совершенствует организационно-управленческие, экономи­ческие и материально-технические факторы;

Разрабатывает медико-биологические проблемы спорта, а также осуществляет реализацию практических мер по сохранению и восстановлению здоровья спортсменов, повышению их рабо­тоспособности;

Разрабатывает психологические проблемы спорта и обеспе­чивает реализацию практических мер по психическому обеспече­нию спортивной подготовки;

Ведет подготовку и переподготовку кадров по физической культуре и спорту;

Обеспечивает специалистов по спорту информацией.

В тренировочном и соревновательном процессах широко при­меняются диагностическая, измерительная, вычислительная тех­ника, аудио- и видеоаппаратура и т.д.

Следует отметить, что развитие спортивной науки, внедрение в спорт достижений мирового научно-технического прогресса способствовали привлечению к комплексному научному и инфор­мационному обеспечению подготовки спортсменов специалистов различного профиля, педагогов, врачей, биологов, физиоло­гов, биомехаников, биохимиков, социологов, инженеров, мате­матиков и др.

Материально-техническое обеспечение. За последние годы в спорте произошли кардинальные изменения, связанные с совершенство­ванием материально-технической базы, созданием новых моде­лей инвентаря, оборудования, тренажеров, спортивной обуви, одежды и др. Многочисленные специализированные фирмы ежегодно разрабатывают новейшие (более совершенные) образцы спортивных изделий, что способствует изменению спортивной техники, совершенствованию методов тренировки, сохранению здоровья спортсменов, ускоряет рост спортивных результатов.

Финансирование спорта осуществляется из различных источни­ков: государственного бюджета, коммерческих организаций, спонсорства, а также из местных бюджетов. Это позволяет создать у с. ловия для бесплатных занятий спортом наиболее одаренных де­тей, подростков и взрослого населения в спортивных школах, в системе образования и некоторых других организаций.

В последние годы федерации по видам спорта, ДСО, регио­нальные, ведомственные спортивные организации, клубы, ко­манды успешно переходят на самофинансирование и другие не­традиционные формы финансового самообеспечения, что позво­ляет эффективно решать многие вопросы в системе спортивной подготовки.

В связи с постоянным совершенствованием технологий, повы­шающих эффективность функционирования системы соревнова­ний и системы тренировки, отмечается тенденция к удорожанию процесса подготовки спортсменов, особенно на этапе высшего спортивного мастерства. Расчеты показывают, что затраты на под­готовку одного спортсмена в год на этапе высшего спортивного мастерства в 800-1000 раз (а в некоторых видах спорта и более) выше, чем на этапе начальной подготовки.

Факторы внешней среды. Функционирование системы подготовки спортсменов нельзя строить в отрыве от социальных, экономи­ческих, демографических условий и природной среды. Все эти факторы оказывают существенное влияние на развитие тех или иных видов спорта. Например, в северных районах предпочтение должно быть отдано зимним видам спорта, в горных - горно­лыжному спорту и т.д., в Якутии, где преобладает население оп­ределенного морфотипа, целесообразно развивать все виды борь­бы, тяжелую атлетику и нецелесообразно - баскетбол, волейбол. В то же время существует и обратная зависимость. Система спорта в целом или ее региональные подсистемы активно воздействуют на среду, особенно социальную, что в определенной степени преобразует ее в соответствии с потребностями общества.

На эффективность тренировочной и соревновательной дея­тельности влияют такие факторы внешней среды, как высота над уровнем моря, температура, влажность окружающей среды, из­менение часового пояса. С одной стороны, они могут способство­вать повышению спортивной работоспособности, а с другой -значительно снизить ее. Особенно важно учитывать факторы внеш­ней среды в процессе подготовки к важнейшим соревнованиям.

Управление и организационная структура . Система управления совершенствованием спортсмена - это совокупность управляв мой и управляющей подсистем, действие которых направлено на реализацию программ и достижение поставленных задач. Она но­сит комплексный характер и охватывает все уровни управления непосредственно подготовкой спортсменов, местный, региональ­ный, федеральный. На каждом уровне решаются специфически задачи, соподчиненность и скоординированность которых опре­деляет системность управления. Комплексность проявляется так­же в том, что в системе управления присутствуют различные компо­ненты - биологические, социально-экономические, материаль­но-технические, информационные и др.

В системе управления выделяют организационную структуру и механизм, обеспечивающий функционирование системы и дос­тижение целей.

Под организационной структурой следует понимать совокуп­ность взаимосвязей и соподчиненности различных спортивных организаций, цели, задачи и функции системы в целом и отдель­ных ее компонентов, потоки информации между ними.

Механизм управления - это комплекс различных методов, приемов, стимулов, которые применяются людьми в управлении подготовкой спортсменов.

Структура отечественной системы подготовки спортсменов складывалась исторически, она включает в себя множество различ­ных организаций и носит государственно-общественный характер. В настоящее время в рамках этой структуры осуществляется управ­ление как массовой физической культурой, так и спортом высших достижений. В условиях исключительно сложного строения органи­зационной структуры проявляются различные тенденции: с одной стороны, интеграция, кооперирование, координация, с другой административная и функциональная обособленность, формиро­вание узковедомственных и узкоорганизационных целей.

Наряду со студенческим спортом, приоритет в работе международного спортивного движения, организуемого по возрастному признаку, отдается также физическому воспитанию и формированию здорового образа жизни учащихся общеобразовательных школ и дошкольников. МОК, Ассоциация европейских НОК (АЕНОК) и другие региональные спортивные объединения совместно с организацией, отвечающей за развитие школьного спорта (ISF), организуют соревнования, проводимые в различных регионах мира для детей, под­ростков, учащейся молодежи.

МСФ ежегодно проводят юниорские и юношеские первенства мира , континентальные первенства по разным видам спорта. В 1990 г. по инициативе нынешнего президента МОК Жака Рогге, возглавлявшего в то время ЕОК, было принято решение о проведении 1 раз в 2 года комплексных соревнований – зимних и летних Европейских юношеских олимпийских дней (ЕЮОД). Именно так первоначально назывались соревнования молодых атлетов. В 1991 г. в Брюсселе были проведены I летние ЕЮОД, а через 2 года в итальянском городе Аосте – I зимние.

В настоящее время эти соревнования стали носить название Европейских юношеских олимпийских фестивалей (ЕЮОФ) . ЕЮОФ – это комплексные соревнования, проводимые под патронатом Международного олимпийского комитета (МОК) ассоциацией Европейские олимпийские комитеты (ЕОК) с участием всех европейских стран. Соревнования проводятся каждый нечетный год по зимним и летним олимпийским видам спорта и регламентируются Хартией ЕЮОФ, одобренной Генеральной ассамблеей ЕОК 13 декабря 2003 г. Возраст участников в зависимости от вида спорта составляет 13–17 лет.

Следует отметить, что слово «олимпийский» присутствует в названии Фестиваля не случайно. Поскольку именно в юношеском возрасте наиболее легко воспринимаются идеалы олимпизма, все атрибуты и ритуалы проведения этих соревнований полностью соответствуют «взрослым» Олимпийским играм. Участники Фестиваля размещаются в олимпийской деревне, которая должна вмещать 3300 человек (включая официальных лиц) – для летних фестивалей, и 1300 человек – для зимних. Церемония открытия, на которой, как правило, присутствует президент МОК, включает парад участников. Делегации, как и на Олимпийских играх, проходят в алфавитном порядке языка страны-организатора, за исключением Греции, возглавляющей парад, и страны-организатора, замыкающей его. Во время исполнения олимпийского гимна на стадион вносится и поднимается, на установленном на арене флагштоке, развернутый олимпийский флаг. Зажигается олимпийский огонь, который горит на возвышенном месте в течение всего периода Фестиваля, спортсмен-участник и судья страны-организатора принимают олимпийскую клятву. Проводится эстафета олимпийского огня, маршрут которой после зажжения огня в Греции проходит по стране, принимающей Фестиваль.



Во время награждения в честь призеров поднимаются национальные флаги и исполняется гимн страны, чей представитель стоит на высшей ступени пьедестала. На ЕЮОФ проводится допинг-контроль участников. Выдвижение и выбор города-организатора Фестиваля происходит в соответствии с процедурой, установленной для Олимпийских игр. За определенный срок города, желающие принять Фестиваль, подают свои заявки, затем комиссия ЕОК оценивает поданные заявки и совершает визиты в города-претенденты. Окончательное решение принимается на генеральной ассамблее ЕОК за 5 лет до проведения Фестиваля.

Российские спортсмены принимали участие во всех ЕЮОФ и побеждали на Фестивалях, начиная с 2001 г.

По инициативе Олимпийского комитета России в июле 1998 г. в Москве прошли Всемирные юношеские игры(ВЮИ) под патронажем МОК. Оргкомитет ВЮИ возглавил мэр Москвы. Большую помощь в подготовке и проведении ВЮИ оказали Олимпийский комитет России и Госкомспорт России. В соревнованиях участвовали спортивные делегации 131 страны. Через «Олимпийскую солидарность» МОК оказал материальную помощь в размере 100 тыс. долларов США, что позволило обеспечить проезд небольшим делегациям (3–4 чел.) из 30 стран. Были представлены все 5 континентов: Европа – 45 стран, Азия – 35, Африка – 27, Америка – 20, Океания – 4. Самыми представительными были делегации России – 344 чел., Украины – 229, Беларуси – 221, Польши – 208, Бразилии – 205, Египта – 200.

Соревнования прошли по 15 видам спорта: баскетболу, борьбе вольной и греко-римской, волейболу, гандболу, гимнастике спортивной и художественной, дзюдо, легкой атлетике, плаванию и синхронному плаванию, теннису, настольному теннису, фехтованию, футболу. В соревнованиях участвовали 4676 спортсменов (2783 юноши и 1893 девушки). Средний возраст участников – 15,5 лет.



На ВЮИ было разыграно 162 комплекта наград. Медали завоевали 682 спортсмена из 68 стран. В рамках ВЮИ состоялся 1-й Международный форум «Молодежь – наука – олимпизм», в котором приняли участие 250 ученых из 41 страны мира. В рамках форума на научных конференциях было заслушано 96 докладов, представляющих собой итоговые результаты научных исследований по олимпийской тематике.

В период проведения ВЮИ спортивные федерации, ассоциации и клубы участвовали в программе неолимпийских видов спорта. В демонстрационных спортивных программах по 32 видам спорта (боулинг, дартс, кикбоксинг, шахматы и др.) соревновались 3500 спортсменов из России и около 1000 участников из 48 стран.

Успешный опыт проведения Европейских юношеских олимпийских фестивалей и Всемирных юношеских игр, рост их популярности и значимости в спортивной жизни позволил на прошедшей в июле 2007 г. в Гватемале сессии Международного олимпийского комитета (МОК) принять решение поддержать инициативу президента МОК Жака Рогге о проведении Юношеских Олимпийских игр (ЮОИ). Юношеские Олимпийские игры будут проводиться 1 раз в 4 года: летние ЮОИ – в год проведения Олимпийских зимних игр, а зимние – в год проведения Игр Олимпиад. Проведение летних Юношеских олимпийских игр ограничено 12 днями, зимних – 9 днями. Возраст спортсменов – от 14 до 18 лет в зависимости от вида спорта.

Цели ЮОИ:

– объединить талантливых спортсменов со всех уголков мира для участия в соревнованиях, проводимых на высоком уровне;

– реализовать, наравне со спортивной составляющей этого проекта, ряд образовательных программ, посвященных олимпийским ценностям, ценностям в социальной жизни, пропагандируемым спортом, значению спорта для здорового образа жизни, опасности применения допинга, предотвращению рисков, связанных, как с изнурением организма чрезмерными тренировками, так и ведением пассивного образа жизни;

– использовать последние достижения в сфере коммуникации для пропаганды олимпийских ценностей, а также духа Юношеских Олимпийских игр.

Первые летние Юношеские Олимпийские игры прошли в Сингапуре в августе 2010 г. В них соревновались около 3200 спортсменов в 31 виде спорта, по которым разыгрывалось 184 комплекта медалей. Количество видов спорта в программе идентично программе на Играх XXX Олимпиады 2012 г. в Лондоне. Каждый вид соревнований имеет свою собственную возрастную группу: 15–16 лет (27 дисциплин), 16–17 лет (111 дисциплин) или 17–18 лет (63 дисциплины).

Согласно положению о проведении Юношеских Олимпийских игр, делегация НОК может включить не более чем 70 спортсменов в индивидуальных видах спорта. Возможность участия всех 205 национальных олимпийских комитетов является ключевым фактором в обеспечение универсальности Юношеских Олимпийских игр. При этом для участия в ЮОИ для каждого НОК забронированы как минимум 4 места в индивидуальных видах спорта (так называемые «универсальные места»).

На летних Юношеских Олимпийских играх 4 командных турнира (футбол, гандбол, хоккей на траве и волейбол) включают по одной команде от каждого континента, а также шестую команду, которая будет либо командой страны-организатора, либо командой другой страны (решение принимает МОК по представлению МСФ). НОКу позволяется иметь не более чем 1 мужскую и 1 женскую команду для всех 4 командных видов спорта. Соревнования по баскетболу помимо зала проводятся и по правилу 33 ФИБА (стритбол). Команды по 3 игрока играют по круговой системе, каждая с каждой на половине площадки (в 1 кольцо).

Самая важная особенность Юношеских Олимпийских игр – это участие в отдельных номерах программы смешанных команд (юноши и девушки), проведение комбинированных соревнований, а такжеи участие континентальных сборных команд, укомплектованных из представителей различных НОК. Такие командные соревнования проводятся по стрельбе из лука, легкой атлетике (смешанная эстафета), велосипедному спорту (комбинация BMX маунтинбайк и шоссейные гонки), конному спорту, фехтованию, дзюдо, современному пятиборью (эстафета), плаванию (эстафета), настольному теннису, теннису и триатлону (эстафета).

Сборная России на первых летних Юношеских Олимпийских играх в Сингапуре стала второй в общекомандном зачете с 49 медалями – 20 золотыми, 17 серебряными и 12 бронзовыми. Победила команда Китая, в активе которой 54 медали – 30 золотых, 18 серебряных и 6 бронзовых. Третье место завоевали украинцы (10–9–16), опередившие команды Южной Кореи (10–5–5) и Кубы (10–3–2). В первую десятку вошли также сборные Японии (9–5–3), Австралии (8–15–9), Италии (8–10–7), Венгрии (7–4–6) и США (6–9–10).

Первые зимние юношеские Олимпийские игры будут проведены в 2012 г. в Австрии (г. Инсбрук). На соревнованиях будет разыграно 64 комплекта наград по 15 видам спорта.

Помимо спортивной программы на ЮОИ, проводятся образовательная и культурная программы, цель которых – ввести молодых спортсменов в мир олимпизма.

Вопросы для самоконтроля

1. К какому периоду истории относится создание международного студенческого спортивного движения, и какая организация первая начала работу в этом направлении?

2. Какие соревнования были первыми официальными спортивными соревнованиями в истории международного студенческого спортивного движения, и по каким видам спорта они проводились?

3. Когда МОК официально признал международное студенческое спортивное движение?

4. Какая организация возобновила после Второй мировой войны проведение Всемирных студенческих игр?

5. Когда была создана Международная федерация университетского спорта (FISU)?

6. После каких событий достигнута договоренность, что Всемирные студенческие игры будут именоваться Универсиадами?

7. Как часто проводятся Универсиады, и кто может принимать в них участие?

8. Когда была проведена первая Универсиада, какие виды спорта входили в ее программу, и какие виды спорта добавлены позднее?

9. Когда впервые была проведена Универсиада по зимним видам спорта, и по каким видам спорта проводятся соревнования в настоящее время?

10. Какие еще спортивные соревнования проводятся для студентов?

11. В каких странах студенческий спорт получил наибольшее распространение, и сколько национальных студенческих федераций входит в FISU в настоящее время?

12. Какова организационная структура FISU?

13. Когда РССС стал членом FISU, и когда российские спортсмены начали участвовать в Универсиадах?

14. Когда и где будет проводиться Универсиада в России?

15. Какие организации занимаются организацией международного спортивного движения учащихся общеобразовательных школ?

16. Когда и кем было предложено проведение европейских юношеских комплексных соревнований по летним и зимним видам спорта?

17. Когда были проведены и какое название имели первые европейские комплексные соревнования?

18. Под чьим патронатом проводятся, и какое название носят современные европейские комплексные соревнования? Кто может принимать в них участие?

19. Какие ритуалы заложены в основу организации европейских юношеских комплексных спортивных соревнований?

20. Где и когда проводились Всемирные юношеские игры?

21. Кто участвовал во Всемирных юношеских играх, и по каким видам спорта проводились соревнования?

22. Где и когда было принято решение о проведении Юношеских Олимпийских игр (ЮОИ)?

23. Каков временной регламент проведения Юношеских Олимпийских игр, и кто может принимать в них участие?

24. Каковы цели проведения ЮОИ?

25. Когда были проведены первые летние ЮОИ, сколько комплектов медалей разыгрывалось и по каким видам спорта?

26. Когда пройдут первые зимние ЮОИ, сколько комплектов медалей будет разыгрываться и по каким видам спорта?

27. В чем заключается главная особенность организации соревнований Юношеских Олимпийских игр?

Реферат

тема:

"Международное спортивное движение"

1. Структура международного спортивного движения

Начиная с 60-х годов XIX столетия, в истории физической культуры произошло событие, которое до настоящего времени является составной и неотъемлемой частью спортивной, общественной жизни и межгосударственных отношений – возникло международное спортивное движение – движение, которое объединяет организации и лица, заинтересованные в развитии и совершенствовании спорта на земле. Международное спортивное движение представлено основными структурами – МСО (международными спортивными объединениями) и НСО (национальными спортивными объединениями), которые призваны способствовать использованию возможностей спорта и способствуют установлению тесных контактов между различными странами.

На сегодняшний день таких объединений в МСД насчитывается свыше 500. В свою очередь, МСО (НСО) подразделяются на:

а) универсальные и специальные общего характера , деятельность которых не ограничена какой-либо одной областью физической культуры и спорта. К ним относятся: Международный олимпийский комитет (МОК), Международный Совет физического воспитания и спорта (СИЕПС), Ассоциация национальных олимпийских комитетов (АНОК), Ассоциация международных спортивных федераций (ГАИСФ) и Международная олимпийская академия (АИД);

б) по видам спорта – это прежде всего международные спортивные федерации, которых к концу XIX века насчитывалось более 100. Первые федерации появились в конце 80 х годов XIX века: Международная федерация по гимнастике (ФИЖ) – 1881 г., Международная федерация гребных обществ (ФИСА) – 1892 г., Международный союз конькобежцев (ИСУ) – 1892 г. и т. д.

в) по отраслям знаний и деятельности – это МСО (НСО), имеющие непосредственное отношение к физической культуре и спорту. Например, Международная федерация спортивной медицины (ФИМС), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международное общество психологии спорта (ИССП), Международная ассоциация высших школ физического образования (АИЕСЕП), Международная ассоциация спортивной прессы (АИПС) и др.

г) объединяющие спортсменов по какой-либо принадлежности : профессиональной – Международный спортивный союз железнодорожников (УСИК), Международная федерация университетского спорта (ФИСУ), Международный рабочий спортивный комитет (КСИТ) и др.; религиозной – Международная ассоциация молодых христиан, Международный католический союз физического воспитания и спорта и др.

В задачи МСО входит содействие спортивным организациям отдельных стран в создании соответствующих национальных организаций, признание их, установление и укрепление связей с ними, а также контроль за выполнением этими организациями принятых уставов, за единым толкованием официальных международных положений и планированием международных соревнований, конгрессов, симпозиумов. Практически все МСО и НСО не зависят от правительств своих государств и носят общественный характер, т. е. являются неправительственными спортивными объединениями.

С 1978 г. в МСД появилось правительственное МСО в сфере физической культуры и спорта – Комитет по развитию спорта совета Европы (СДДС). В состав этого МСО вошло 47 государств Европы. Оно действует в соответствии статьи 3 и статьи 6 Европейской культурной конвенции и призвано, во-первых, стимулировать и обеспечивать координацию спортивной политики в государствах, во-вторых, развивать демократические основы спорта, пропаганду этических ценностей и социальной интеграции в спорте. Республика Беларусь также представлена в данном МСО. Всего на сегодняшний день свыше 200 государств участвуют в Международном спортивном движении и в его структурах.

2. Международное рабочее спортивное движение (МРСД)

Первые шаги на пути от инстинктивного интереса к физической культуре до организованного рабочего спортивного движения были сделаны в Швейцарии в первой половине XIX века. Позднее количество занимающихся физической культурой среди трудящихся увеличивалось. Однако основы рабочего спортивного движения были заложены не на Европейском континенте, а в Соединенных штатах Америки, где уже с 1848 г. стали создаваться международные и региональные рабочие секции, объединения и федерации по видам спорта. Спустя время эстафету у Соединенных штатов подхватили рабочие Германии. Накануне первой Мировой войны рабочее спортивное движение в странах Западной Европы достигло своего апогея, что позволило в 1913 г. сформировать первую международную спортивную организацию рабочих – социалистический спортивный интернационал (ССИ). Он провозгласил «теорию нейтралитета», т. е. отказ от политической борьбы рабочих из спортивных союзов. К сожалению, в годы войны эта организация, не успев окрепнуть, распалась. Под влиянием событий 1917 г. началась вторая волна возрождения рабочих спортивных организаций. Особенно интенсивно это происходило в Германии. К 1920 г. МРСД насчитывало около одного миллиона человек во многих уголках мира. В этом же году в швейцарском городе Люцерне собрались представители спортивных рабочих организаций Англии, Бельгии, Германии, Чехословакии, Финляндии, Франции и Швейцарии. По их решению был создан Люцернский спортивный интернационал (ЛСИ). По отношению к новому общественному образованию, каким являлась советская Россия, ЛСИ был настроен враждебно. Это обстоятельство послужило причиной раскола в рядах рабочего спортивного движения, т. к. в 1919–1923 гг. организации Болгарии, Норвегии, Испании, Италии, Франции, Чехословакии поддержали Советскую Россию. В этой обстановке в 1921 г. был созван III Конгресс Коминтерна и на I Международном конгрессе рабочих спортивных организаций России, Италии, Германии, Голландии, Чехословакии, Франции, Скандинавских стран в Москве сформирован Красный спортивный интернационал (КСИ). Единство ЛСИ и КСИ проявлялось только в бойкотировании «буржуазных» Олимпиад. Поэтому они проводили свои самостоятельные рабочие спортивные Олимпиады: I во Франкфурте-на-Майне (1925), II в Вене (1931), III в Антверпене (1937). Международные рабочие организации распались накануне II Мировой войны.

В настоящее время руководящим органом МРСД является Международный рабочий спортивный комитет (КСИТ), созданный в 1946 г. Его роль в МСД на фоне МОД и Международных спортивных федераций весьма незначительна. В 1993 г. в КСИТ вступали страны Балтии, Мексики, Испании, Болгарии, Словакии.

3. Международное студенческое спортивное движение

В 1923 г. спортивный отдел Международной конфедерации студентов организовал в Париже Международный спортивный конгресс университетов, благодаря которому с 1924 г. начали проводиться чемпионаты мира среди студентов по отдельным видам спорта. Они регулярно проводились до II Мировой войны. I студенческий чемпионат прошел в Варшаве по легкой атлетике (1924), II – в Риме (1927), где к легкой атлетике добавились футбол, теннис, плавание, фехтование, III – в Париже (1928), IV – в Будапеште (1935), V – в Париже (1937), VI – в Монако и Вене. Кроме летних чемпионатов мира проводились зимние студенческие чемпионаты. До войны их было 6. Основоположником зарождения международного студенческого спорта считается Жан Птижан, руководитель французской студенческой молодежи.

С 1947 г. проведение Всемирных студенческих игр возобновилось под эгидой Международного союза студентов (МСС). В 1949 г. в Международном спортивном студенческом движении появляется еще одна новая структура – Международная федерация университетского спорта (ФИСУ). С 1959 г. эти организации объединились и стали проводить Универсиады. Первая состоялась в год объединения. В программе Универсиад, по положению, включаются 9 обязательных видов спорта – легкая атлетика, гимнастика, плавание, фехтование, волейбол, теннис, баскетбол, водное поло. Право на 10 вид предоставляется стране-организатору. С 1935 г. покровительство за проведением международных спортивных студенческих мероприятий взял на себя Международный олимпийский комитет.

Кроме Универсиад, ФИСУ проводит Всемирные фестивали молодежи и студентов, названные Международными дружескими спортивными играми молодежи.

4. Рекреационное направление в спортивной деятельности

Ритм жизни массы рабочих в промышленных районах и центрах XIX века диктовалась темпом машинного труда. В течение 6 дней они проводили около 11 часов у станка, в конторах или за прилавком. Утомительный механизм автоматизированной деятельности сменялся апатией воскресных и праздничных дней. Быстрая урбанизация привела к перенаселенным, черным от копоти, лишенным солнца жилым кварталам. Сады и парки – частные и обнесены забором. Подобная обстановка положила начало рекреационному движению, которое позволило:

    вынести школьную физкультуру за рамки школы (внешнее физическое воспитание);

    поддерживать физическую подготовку новобранцев;

    обеспечить восстановление духовных и физических сил простых людей;

    решить проблемы социального саморегулирования и многое другое.

Говоря современным языком, рекреационное движение решало вопросы физкультурно-оздоровительного и спортивно-массового характера.

Первым представителем этого движения (1880) стала Ассоциация молодых христиан. Она создала вокруг своих соборов и школ спортивные и игровые площадки, парки для отдыха, организовала программы проведения различных мероприятий под открытым небом. Миссионеры получили базовую подготовку преподавателя физкультуры и спортивных руководителей. Ассоциация явилась распространителем таких видов как баскетбол, ручной мяч, волейбол. Эта Ассоциация открыла первые «кемпинги». Благодаря ей с 1910 г. существует массовый студенческий спорт. Ассоциация проводила и проводит региональные молодежные игры и чемпионаты.

В 1903 г. был создан самостоятельный международный союз «Маккавей» – поощрял занятия спортом и физической культурой, помогал материально в организации физического воспитания еврейским организациям.

В 1889 г. открылись «Иорданские сады» в Кракове (Хенрик Иордан) – площадки с оборудованием, где каждый мог заниматься. Им помогали социальные инструктора.

В 1870 г. в Англии организованы городские спортивные площадки, парки и клубы для отдыха.

Значение этого направления в физической культуре так велико, что в 1935 г. в Англии был образован Центральный совет физической рекреации, который занимался не только использованием физической культуры для досуга, но и физическим воспитанием в школах. За тотальное государственное урегулирование свободного времени в 1925 г. взялась организация «Деятельность после работы» (Италия), в 1933 г. «Сила через радость» (Германия). Последней за признание заслуг МОК в 1938 г. присудил Олимпийский кубок.

О роли и значении рекреационного движения в развитии физической культуры современности указывают крупнейшие движения: Международное рабочее спортивное движение, Международное студенческое спортивное движение, Бойскаутское движение, движение по адаптивной физической культуре и многие другие.

Оно послужило основой для формирования в начале XX века производственно-прикладного направления в физической культуре.

Стали открываться предприятия, объединения по выпуску спортивной продукции.

5. Возникновение и развитие регионального спортивного движения и игр

Всемирному развитию МСД наряду с олимпиадами и чемпионатами мира по отдельным видам спорта во многом способствовала организация игр, которые отвечали наиболее разносторонним интересам народов, т. е. возникновение регионального спортивного движения, состав участников которого определялся экономическим, географическим, языковым, мировоззренческим и религиозным признакам. Эти игры трудно отнести к какой-либо единой системе, однако, их объединяет друг с другом то, что они проходят под покровительством МОК и в соответствии с его основными принципами и правилами. У этого движения имеются олимпиады, церемония их открытия и закрытия, программа соревнований включает олимпийские виды и местные традиционные. «Желтой олимпиадой» назывались азиатские региональные игры, «латинской» – соревнования стран Американского континента, «женской олимпиадой» – мероприятия, организованные Международным Женским Спортивным Союзом и т. д., хотя МОК категорически выступает, с точки зрения филологии, для использования в региональных играх термина «олимпиады».

Основу первых региональных игр заложили миссионеры Христианской ассоциации молодых людей, действовавшие на Филиппинских островах в начале 20 века. Так возникли Паназиатские игры, которые с 1913 г. по 1930 г. проводились по инициативе Японии и носили название «Дальневосточные игры», а затем, до II Мировой войны – «Западно-азиатские игры». Благодаря настойчивым организационным усилиям члена МОК Д. Сонди (Индия) в 1949 г. была создана Ассоциация азиатских игр, которая возобновила проведение Азиатских игр по олимпийской программе, в рамках показательных соревнований широко используются народные игры и виды состязаний. Менее развитые в спортивном отношении страны Дальнего Востока в конце 1950-х годов учредили Юго-Восточноазиатские игры, которые впервые провели в столице Таиланда Бангкоке (1959). В программу Юго-Восточноазиатской игры вошли: легкая атлетика, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, бокс, футбол, плавание, стрельба, волейбол и тяжелая атлетика.

Панамериканские игры . Во время I Мировой войны (1914–1915 гг.) по инициативе МОК и Латиноамериканского олимпийского комитета в Новом Свете началась подготовка трансконтинентальных игр, охватывающих Центральную и Южную Америку. С середины 1920-х годов в этих играх приняли участие только государства района Карибского моря. Так появились Карибские игры. В 1937 г. по просьбе руководящих спортивных кругов США Панамериканский конгресс сделал попытку провести всеохватывающие континентальные игры. – Состоялись I Боливарские игры (Богота). После II Мировой войны возобновилось проведение Карибских игр с 1946 г. и игры Боливара с 1947 г. В программу Панамериканских игр вошло 19 видов спорта, наиболее распространенных на Американском континенте. Начиная с 1975 г. в них участвуют и спортсмены Кубы.

Балканские игры . Наряду с паниграми (региональные, местные игры) различных частей света все более значимую роль в МСД стали играть соревнования маленьких географических районов – Балкан, Скандинавии, Каталонии. Первые Балканские игры состоялись в 1929 г. и включали в себя состязания по футболу, легкой атлетике, начиная с 1930 г. в них были включены все олимпийские виды спорта. Особенностью этих региональных игр является то, что помимо главных соревнований, проводились в независимые сроки отдельные чемпионаты. Начиная с 1946 г. Балканские панигры были расширены, в них стали принимать участие Венгрия, Болгария, Румыния, Югославия, Албания.

Игры Британской Империи . Мысль о проведении «Имперских игр» принадлежит миссионеру Ашли Куперу, и была основана на ирландском эпосе – играх Тайлте, процветающих в древние времена в течение нескольких столетий и содержащих состязания по легкой атлетике, фехтованию и борьбе. Начиная с 1911 г. Имперские игры получили статус «организованных мероприятий по сплочению нации» и приурочивались к имперским фестивалям. Победители стали награждаться имперским переходящим призом. С конца 1920-х годов в них, как независимые участники стали выступать команды Канады, Австралии, Южной Африки. В 1924 г. был организован коллегиональный орган управления – «Общество имперских игр». И только в 1930 г. под эгидой Британского содружества наций были проведены I Британские Имперские игры (Канада, Гамильтон). Преимущество в программах этого региона отдавалось легкой атлетике, борьбе, боксу, тяжелой атлетике, фехтованию, велоспорту. В 1954 г. эти игры были переименованы в Игры Британской империи и Содружества наций, а с 1970 г. – Игры Содружества наций. Они очень популярны. В них принимают участие свыше 40 государств.

Панафриканские игры . В 1950-х годах были осуществлены мероприятия, имевшие отношение к миру спорта в Африке. При поддержке французского правительства де Голля были учреждены игры Французского Содружества Наций и впервые проведены в 1959 г. в Тананариве. Их участниками стали выходцы из Франции и бывших колоний. Соревнования проходили по 8 видам спорта. По мере усиления освободительной борьбы в Африке стали проводиться Игры франкоязычных стран, а 1963 г. – они переросли в Африканские игры дружбы, в которых впервые были представлены женские виды спорта и участвовали команды Алжира, Туниса, Объединенной Арабской Республики.

Основы действительно независимых всеафриканских региональных игр были заложены на конгрессе Всеафриканского Союза спортсменов-любителей (1961). В 1965 г. в Браззавиле состоялась первая настоящая «Малая африканская олимпиада», т. е. I Африканские игры. На них участвовало свыше 3000 т. из более чем 30 стран. Лучшие атлеты состязались в 9 видах спорта. Африканские региональные игры проводятся и до настоящего времени.

Кроме перечисленных панигров, в состав регионального спортивного движения входят католические игры, Тихоокеанские игры, панарабские игры, средиземноморские игры, феминистские игры и др.

Литература

    Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. – М: Академия, 2001.

    Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. – М: Радуга, 1982.

    Столбов В.В. История физической культуры и спорта – М: Физкультура и спорт, 1983.

    Столбов В.В., Финогенова Л.А., Мельникова Н.Ю. История физической культуры и спорта: Учебник / Под ред. В.В. Столбова. – М.: ФиС, 2000.

    Сазанович В.П., Кулинкович К.А., Филиппович В.С. Физическая культура и спорт в Белоруссии: Страницы летописи. – Мн.: Полымя, 1988.

    Хавин Б.Н. все об олимпийских играх. – М.: ФиС, 1979.

Мобильное приложение молодёжного спортивного движения "ВСПОРТЕ" начинает работу 22 июня.

Движение «В спорте» - это молодежное спортивное движение, объединение спортивных и общественных организаций, представителей студенческой общественности и спортивной молодежи. Цель движения - это формирование моды на здоровый образ жизни путем популяризации всероссийского спортивного комплекса ГТО. Мобильное приложение "В Спорте" - это единая информационная площадка, которое поможет москвичам оперативно получать актуальную информацию о мероприятиях движения и предстоящих спортивных событиях города, а также найти себе компанию для занятий спортом, создать собственное мероприятие и пригласить на него друзей

"Спортивное движение «В спорте» призвано сформировать у молодежи моду на занятия спортом", - считает спикер движения, выдающаяся российская фигуристка Ирина Слуцкая: «Концепция движения «В спорте» очень проста - это привлечении молодежи к здоровому образу жизни. Поэтому будут проводиться и забеги, и соревнования, и массовые мероприятия, и лекции по правильному питанию. Все то, что дает нам толчок к здоровой жизни. Чтобы спорт стал хорошей привычкой».

На данный момент в состав движения в качестве партнеров вошли восемь организаций и 14 студенческих объединений.

Крупнейшим событием спортивного молодежного движения «ВСпорте» станет гонка ГТО «Путь Единства», которая намечена на 1 ноября и приурочена ко Дню народного единства.

Загрузив приложение "Вспорте", Вы всегда будете в курсе всех спортивных событий не только всего города, но и Вашего двора! Теперь, занимаясь спортом, Вы сможете получить сувениры и бесплатные билеты на спортивные соревнования!

Сервис позволит найти близлежащие спортивные объекты, найти себе компанию для занятий спортом, записаться на тренировку или собрать дворовую команду. В дальнейшем приложение станет спортивной соцсетью с функцией добавления пользователей "в друзья". Пользователи за выполнение различных действий будут получать баллы и повышаться в «звании»: школьник, тренер, директор качалки, мастер спорта, чемпион. Баллы в последствии можно будет обменять на спортивные бонусы.

20 июня.
На территории спорткомплекса «Лужники» откроется новая площадка для занятий на улице – воркаута.

Она станет одной из самых больших в мире. На площади в 1,2 тыс. кв.м. разместилась система турников, на которой смогут заниматься одновременно более 200 человек, а выполнять одно упражнение 25 человек. Площадка будет бесплатной для всех любителей активного отдыха.

В день открытия на площадке пройдут воркаут-соревнования среди лучших команд, а также мастер-классы для всех желающих по воркаут и кросс-фиту. Более 50 спортсменов под хип-хоп покажут свое мастерство.

Среди почетных гостей ожидаются: чемпион мира по кикбоксингу Бату Хасиков, призеры олимпийских игр по водному поло Сергей Гарбузов, Юрий Ярцев, призер олимпийских игр по плаванию Станислава Комарова.
Специальные музыкальные гости - группа Банд’Эрос.

Начало мероприятия в 14:00.


Международное спортивное движение - это важная часть социально-культурной сферы общественной жизни. Сюда можно отнести следующие мероприятия: которые классифицируются по следующим признакам: а) по географическому - на всемирные и региональные; б) по характеру членства в них - на коллективные и индивидуальные; в) по профессиональной принадлежности - по видам спорта; г) по религиозным убеждениям - на специальные и универсальные. К приведенной классификации необходимо добавить, что эти организации могут быть классифицированы по срокам их деятельности на временные и постоянные. К категории временных относятся международные конгрессы, симпозиумы, конференции. К постоянным - спортивные неправительственные организации, например Генеральная Ассоциация международных спортивных федераций. Отсюда следует, что членами спортивных организаций являются национальные и международные спортивные организации, а также отдельные лица. Кроме того, различают НСО общего характера, деятельность которых разнообразна (например, Международный Совет физического воспитания и спорта - СИЕПСС); специальные - по видам спорта (международные спортивные федерации); по отраслям знаний и деятельности (например, Ассоциация спортивной прессы - АИСП); по профессиональному признаку (например, Европейская федерация психологии спорта и физической деятельности - ФЕПСАК); по религиозному (например, Международный католический союз физического воспитания и спорта) и другие объединения.

Функции МСД можно условно подразделить на специфические (свойственные только ему как особому явлению действительности) и общие. К первым относят соревновательно-эталонную и эвристически-достиженческую функции. Ко вторым в настоящее время причисляют функции, имеющие социально-общественное значение, такие, как функция личностно-направленного воспитания, обучения и развития; оздоровительно-рекреативная функция; эмоционально-зрелищная функция; функция социальной интеграции и социализации личности; коммуникативная функция и экономическая функция.

Соревновательно-эталонная функция. Основу специфики спорта составляет собственно соревновательная деятельность, суть которой заключается в максимальном выявлении, унифицированном сравнении и объективной оценке определенных человеческих возможностей в процессе состязаний, ориентированных на победу или достижение высокого в личном плане спортивного результата или места в соревновании.

Фиксируемые в спорте рекорды и достижения, выполнение классификационных норм приобретают широкое признание и служат своеобразным показателем индивидуальных и общечеловеческих возможностей. В отличие от технических эталонов «спортивный эталон» исторически не остается неизменным, а все время прогрессирует, стимулируя тем самым мобилизацию усилий спортсмена на самосовершенствование. Эталонная функция наиболее ярко выражена в спорте высших достижений, однако в той или иной мере она свойственна и спорту в целом, в том числе массовому общедоступному через систему специально организованных соревнований.

Эвристически-достиженческая функция. Для спорта характерна творческая поисковая деятельность, сопряженная с познанием человеком своих возможностей, наряду с изысканием эффективных способов максимальной реализации и их увеличения. Эта функция наиболее полно выражена в спорте высших достижений, так как на пути к ним необходимо постоянно совершенствовать систему подготовки, искать новые средства, методы тренировки, новые образцы сложнейших элементов техники и тактических решений ведения спортивной борьбы.

Необходимо совершенствовать способности к полной мобилизации своих возможностей в соревнованиях и" наиболее эффективно их использовать на разных этапах многолетней подготовки, чтобы подниматься все время на новый уровень мастерства. Подобно гигантской творческой лаборатории спорт проторяет, таким образом, пути к высотам человеческих достижений. Подтверждением этому могут служить слова лауреата Нобелевской премии Арчибальда Хилла о том, что наибольшее количество сконцентрированных физиологических данных содержится не в книгах по физиологии, а в мировых спортивных рекордах.

К социально-общественным, прежде всего, относят функцию личностно-направленного воспитания, обучения и развития. Спорт представляет большие возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания. Притягательная сила спорта, высокие требования к проявлению физических и психических сил представляют широкие возможности для личностно-направленного воспитания духовных черт и качеств человека. Существенно, однако, что конечный результат в достижении воспитательных целей зависит не только и не столько от самого спорта, сколько от социальной направленности всей системы воспитания и развития. Таким образом, воспитательные возможности спорта реализуются не сами по себе, а посредством системы воспитательно-направленных отношений, складывающихся в сфере спорта.

Оздоровительно-рекреативная функция проявляется в положительном влиянии спорта на состояние и функциональные возможности организма человека.

Эмоционально-зрелищная функция раскрывается в том, что спорт (многие его виды) несет в себе эстетические свойства, проявляющиеся в гармонии физических и духовных качеств человека, граничит с искусством.

Почти для всех спорт интересен как эмоционально насыщенное зрелище. Современные технические средства коммуникаций, особенно телевидение, способствовали тому, что аудитория спортивных зрелищ, как никогда прежде, расширилась, а это увеличило влияние спорта на эмоциональный мир человечества.

Функция социальной интеграции и социализации личности. Спорт является одним из мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений. На этом основана его важная роль в процессе социализации личности.

Специфические спортивные отношения (межличностные, межгрупповые, межколлективные) так или иначе вовлекаются в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта. Совокупность этих отношений составляет основу влияния спорта на личность, усвоения ее социального опыта как в сфере спорта, так и в более широком масштабе.

Спортивное движение как массовое социальное течение приобрело немалое значение и в качестве одного из факторов социальной интеграции, т.е. сближения людей и объединения их в группы, организации, союзы, клубы на основе общности интересов и деятельности по их удовлетворению. Популярность спорта, естественная оценка спортивных успехов с престижными интересами народа, нации, государства делают его удобным каналом для воздействия на массовое сознание. В современном мире этот канал используется и в коммерческих целях.

Коммуникативная функция. Гуманизация общества в настоящий период развития человечества делает спорт фактором развертывания международных связей, взаимопонимания и культурного сотрудничества народов, упрочения мира на земле.

Спорт давно уже занял одно из ведущих мест в международном общении.

Неудивительно, что международные спортивные связи выросли в нашу эпоху до глобальных размеров, а такие формы спортивного движения, как «Спорт для всех» и олимпийское движение, стали широчайшими интернациональными течениями современности. Следует отметить, что в настоящее время Международный олимпийский комитет объединяет около 200 национальных олимпийских комитетов.

Экономическая функция. Спорт имеет большое экономическое значение, выражающееся в том, что средства, вложенные в развитие спорта, сторицей окупаются, прежде всего, в повышении уровня здоровья населения, повышении общей работоспособности, продлении жизни человека. Развитие науки о спорте, материально-технической базы, подготовка кадров -- все это способствует развитию детского и юношеского спорта, массового спорта и спорта высших достижений.

Экономическое значение имеют также финансовые средства, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооружений. Однако это малая толика того, что вкладывают государство и общественные организации в развитие спорта. Основная ценность нашего общества -- это здоровье. И в этом аспекте роль спорта неоценима.